Некрасов Игнат - донской казак (атаман Есауловской станицы), сподвижник атамана К. Булавина в борьбе с царским режимом за независимость Дона. Ему и Драному Булавин поручал самые серьезные боевые операции против карательных войск Петра I. Драный и Некрасов взяли Черкасск 7 июня 1708 г. Некрасов вместе с Павловым осадил Царицын и приступом взял его. Расправившись с воеводой, боярами и прибыльщиками (налоговыми чиновниками), он ввел казачье самоуправление в Царицыне. Затем Некрасов направил свои войска по суше к Тамбову и Пензе. Сам же с небольшим числом восставших двинулся к станице Голубинской. По пути, узнав о гибели Булавина, он посылает грозное письмо к старшинам Черкасска с требованием ответа, за какую вину они убили Булавина: «... И есть ли вы не изволите оповестить, за какую ево вину убили и его стариков не освободите, и если не будут отпущены, то мы всеми реками и собранным войском будем немедленно совокупясь к вам итти в Черкасск ради оговорки и публичного розыску...».

Некрасов собрал значительные силы в Паншине и Есауловской, намереваясь идти на Черкасск. Это обеспокоило В. Долгорукого, который, не скрывая опасности, писал 5 августа полковнику Дедюту: «... А на Дону Некрасов збирает великие войска воровские. Боже сохрани от него, ежели зберетца, не плоше Булавина». Некрасов, находясь в станице Голубинской, ждал прихода Н. Голого с отрядами повстанцев. Чтобы не допустить соединения отрядов Голого и Некрасова, В. Долгорукий и Шидловский со своими полками напали на станицу Есауловскую, а Хованский - на городок Паншин. В ожесточенном бою Некрасов потерпел поражение. Чтобы спасти участников движения от поголовного уничтожения, он уводит булавинцев (в сентябре 1708 г.) на Кубань. Правительство считало национально-освободительное движение на Дону подавленным.

С уходом Некрасова на Кубань начинается новый этап борьбы, превратившейся в движение казаков - некрасовцев. По своему этническому составу оно было более единым, чем булавинское, и продолжительным (с 1709 по 1737 год). В процессе нового этапа освободительного движения с царским режимом Некрасов создал устойчивую казачью общину, потомки которой являются нашими современниками. Единомышленники Некрасова верили в него и шли за ним. Уход Некрасова на Кубань (бывшая турецкая территория) был вынужденным. Ушли с ним казаки идейно сильные, убежденные в правоте своей борьбы за казачью волю с царем, боярами, помещиками, князьями. Официальное сообщение В. Долгорукого царю гласит, что «ушло 2000 человек». Другие свидетельства говорят, что ушло 600 семей; третьи, например Ригельман, утверждают, что с Некрасовым ушло 8000 душ обоего пола. Сами некрасовцы считают, что «Игнат увел 40 тысяч казаков, кроме малого, кроме старого».

Петра I понимал, что борьба казачьего народа за волю не закончена, национально-освободительное движение стало более организованным, идеология свободы охватывало все большие круги казаков Дона, потому он официально обратился с запросом в Константинополь к султану, чтобы тот выдал Игната Некрасова и его сподвижников (И. Лоскута, И. Павлова, С. Беспалого, С. Ворыча и др.). Азовский губернатор И.А. Толстой в специальном донесении царю от 12 января 1709 г. сообщает о переговорах с Турцией: «О Некрасове в Царь-град к брату своему писал я прежде сего... А ныне по письму Вашего величества домогатца того стану всячески, чтобы оного вора отдали». Переговоры о выдаче Некрасова не дали положительных результатов.

Некрасовцы, пришедшие на Кубань к устью реки Лабы, обосновались на правом берегу в нескольких селениях. Позже большая часть, во главе с И. Некрасовым, поселилась на Таманском полуострове, между Копылом и Темрюком, где некрасовцы основали три городка: Блудиловский, Голубинский и Чирянский. Собрав силы, И. Некрасов в 1711 г. с большим конным отрядом казаков пошел в Саратовскую и Пензенскую губернии, где поднял крестьян против бояр, помещиков, воевод. Расправившись с феодалами, он ушел на Кубань. Ушли с ним и многие крестьяне этих губерний. Такое «воровское дело» возмутило царя. Петр I приказал Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину наказать Некрасова. Апраксин с регулярными войсками, яицкими казаками, калмыками пришел на Кубань 29 августа 1711 г., разорил жителей Кубани и многие некрасовские городки уничтожил. В ответ на поход Апраксина И. Некрасов в 1713 Г. ходил под Харьков. Разорил многие помещичьи усадьбы, побил воевод. Не удовлетворившись этим, он подготавливал восстание на Дону. С этой целью рассылал «прелестные» (прельщающие) письма на Дон, Хопер, в Харьковскую, Пензенскую, Саратовскую, Тамбовскую губернии.

В 1715 г. Некрасов организовал отряд лазутчиков в количестве 40 человек и послал их на Дон, в украинские города под предводительством беглого крестьянина Сокина. Под видом нищих и монашествующей братии они проникали во многие губернии, распространяли письма-воззвания Некрасова, высматривали расположение царских войск, подговаривали население к побегу на Кубань. В 1717 г. И. Некрасов с большим конным отрядом совершил поход на Волгу, Медведицу, Хопер. П.П. Короленко пишет: «Некрасов вымещал злобу против правительства». Во время походов на Дон Heкрасов особенно расправлялся с «домовитыми» и «старожилыми» казаками, как с изменниками булавинскому движению. Правительство считало борьбу некрасовцев «воровским делом», а учение раскольников о равенстве – ересью. Начиная с 1720 г. Некрасов систематически высылал своих лазутчиков на Дон и в Россию.

Чтобы пресечь брожение среди населения и не допустить в Россию некрасовских посланцев, Петр I в 1720 г. издает указ, по которому лазутчики Некрасова карались смертной казнью, а с ними и те, кто их укрывал. Тех же, кто о них знал и не доносил, били кнутом, резали носы, уши и ссылали на вечное поселение в Сибирь. Против уходящих с Дона были высланы заградительные отряды. В 1727 г. И. Некрасов послал на Дон и в южные окраины России отряд лазутчиков из 200 казков. Их деятельность была настолько эффективной, что целые станицы и села поднимались и уходили на Кубань. Начиная с 1719 по 1727 г. из России бежало более 200 тысяч казаков, крепостных крестьян. А с 1727 по 1741 г. бежало 300 тысяч. Конечно, из этого числа беглых немало пришло и к некрасовцам. Документы о булавинском и нeкpacовcком движении (письма, сводки, донесения) писались сторонниками правительства, поэтому в большинстве своем они тенденциозны, особенно в оценке движения и в описании фактов. Более объективными документами были письма вождей этого движения, но их сохранилось немного. В этом отношении очень важны и приобретают большое значение народные рассказы, предания, песни. В них почти документально выражены истинно народные понятия и суждения о событиях.

После 1737 г. походы И. Некрасова на Дон и южные окраины России прекратились. Поэтому конец этого года можно предположительно считать годом смерти Игната Некрасова.
В царствование Екатерины II, когда Россия покорила Кубань и горцев, в отношении казаков некрасовцев приказ был один - истребить поголовно. Русская армия с особой тщательностью и рвением преследовала уходящих по лесам и Камышевым плавням-болотам некрасовцев. На них устраивали настоящую охоту, окружая плавни и посадив засады. Горели подожженные карателями камыши. По колено, по грудь в воде отходили ночами по камышам казаки, унося на руках детей и оружие.

Позже об этих временах в станице Ново-Некрасовской Ставропольского края будет записано со слов казака Мантоева: "Через плавни и Кубань шли ночами в камышах, а следом войско Екатерины. Если дите какое заплачет, то матери приказывали бросить в воду. Женщины закрывали рты младенцам, а они задыхались, умирали, так мертвых младенцев и несли на руках. Если ребенок кричал, а мать не отдавала ребенка, ее с ним топили, чтобы не выдать криком остальных. Много людей утонуло в кубанских плавнях. Многие матери сошли с ума, когда детей топили и бросали в воду".

Двести пятьдесят лет прожили казаки-некрасавцы в Турции, куда ушли с Кубани. Они сохранили язык, казачью православную веру, обычаи, культуру и традиции. Они до конца исполнили завет Игната Некрасова - не покоряться, при царизме в Россею не возвертаться". И только в 60-х годах прошлого века вернулись они на Родину и были поселены в Ставропольском крае (на момент переселения община казаков некрасовцев насчитывала 700 семей).

Видео о казаках некрасовцах

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ О СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ НЕКРАСОВСКИХ КАЗАКОВ НА КУБАНИ В НАЧАЛЕ XVIII в.

Д.В.Сень

Основная цель статьи заключается в публикации и вводе в научный оборот неизвестных ранее документов, относящихся по времени написания оригиналов и своему содержанию к 1709 г. Обнаружены они были автором в фонде № 55 Госархива Ростовской области. Материалы являются копиями документов, сделанных донскими историками в центральных архивохранилищах в дореволюционный период. Фонд № 55 ГАРО (личный фонд Х.И.Попова) интересен хотя бы тем, что содержит в себе множество копий документов по истории донского казачества (из Донских дел, Донских книг, дел Казачьего повытья и др.), оригиналы которых в архивах не сохранились .

Приводимые ниже материалы размещены в хронологическом порядке. Авторский комментарий помещен в конце работы. Все даты документов приведены по юлианскому календарю. Выражаю благодарность канд. ист. наук, доценту А.М.Авраменко за ценные советы при подготовке рукописи к публикации.

1709 г., мая 22. – Отправление в Крым дворянина Василья Блеклаго с письмами от канцлера графа Головкина к крымскому хану Девлет-Гирею об отдаче изменников казаков Некрасовцов и с подарками мягкой рухляди * .

* Заглавие документа сделано переписчиком

Л. 37 … великие орды юрта Крымскаго светлейшему, доблестнейшему

господину Девлет-Гирею хану * .

В сем настоящем времени писал я к вашей ханской светлости з дворянином Васильем Блеклым об отдаче казаков Игнашки Некрасова с товарыщи, которые, изменя великому государю его царскому пресветлому величеству з Дону ушли на Кубань. И против того листа ваша ханская светлость в листу своем ко мне писал, что-де ты тем изменникам сказывал, что им на Кубани житья не будет и владеть ими никто не станет. И послал-де ваша светлость жестокой указ, чтоб те казаки на Кубани не жили и жить-де они не будут, и за оные благоприятные ведомости светлости вашей воздаю должное благодарение, которое изволил мне объявить о изрядном расположении вашем. Однако ж и ныне прошение свое предлагаю, чтоб оные казаки царского величества изменники,

отданы были паки в нашу сторону без замедления, дабы было прикладом всем протчим, которым быть там с вашей стороны, как с нашей

Л. 38. могло //. бегство возбранено быть…

[ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 797. Л. 37–38. Копия].

№ 2 1709 г., после 22 мая. – Письмо крымского хана Девлет-Гирея азовскому губернатору И.А.Толстому о поддержании мирных отношении и сыске среди некрасовских казаков.

* Девлет-Гирей II – крымский хан в 1699–1702 гг, 1708–1713 гг.

Умер в 1725 г.

Л. 38 …великие орды великого юрта Крымского престола кипчакской степи и многих татар безсметных, Нагай меншей, Нагай тацкой, тевкецкой, меж гор черкеской великий хан пресветлейший, державнейший Девлет-Гирей, ханово величество, северной страны обладателя, друга нашего Белого царя, остановленному азовскому губернатору и почтеннейшему в християнской вере другу моему Ивану Андреевичу. * Любительно поздравляю, да в сей нашей дружелюбии я, хан, тебе объявляю: присланной от тебя лист с Васильем мне вручен, что в том листе, все мне явно, чтоб нам впредь с обоих сторон дружба наша умножалась и никакой между нами шкоды не было. А что от вашей стороны пришлые к нам ваши изменники, и то мне ведомо учинилось, что от них к вам обиды есть. И я приказал о том сыскать накрепко и велел им наказание чинить и впредь удержаны будут от воровства. А с вашей стороны вы прикажите также воздержать под своим владением, а что писал ты о казаке Игнате с товарыщи, о том отповедь учинит вам Василей. Обо всем ему словесно приказано, когда к вам приедет, все вам ведомо будет и донесет вам словесно. Потом многолетно здравствуй.

Писано в Бахчи–Сарай  /   -го году месяца ребеахара в  день ** .[ГАРО. Ф. 55. Оп. 1. Д. 797. Л. 38. Копия].

* И.А. Толстой – губернатор азовский, брат П.А.Толстого, российского

дипломата.

** С уточнением и переводом слов переписчика: «Писано в Бахчи-Сарае 1121

году (лунной хиджры – Д.С.) месяца рабиахира в 20 день»

1709 г., после 13 июня. – Показания дворянина В.Блеклого, вернувшегося из Крыма с визитом к крымскому хану Девлет-Гирею.

Л. 39. …июня же в 9 день был у везиря *** на аудиенции и подарок ему, везирю, отдал, которой принял благодарно и говорил, что лутче подарку любовь мы-де не желаем, чтоб нас дарили всегда, желаем любви и мирного состояния. Потом говорил я, чтоб отдать в сторону царского величества изменника Игнашку Некрасова с товарыщи для того, что живет в стороне хана крымскаго и чинит пакости великие подданным его царского величества.

И везирь сказал, как де ты был прежде у нас, в то число хан послал к нему указ, чтоб он в Крыме не жил и как пришел, так бы и пошел, куды он хочет – для того, что-де стал жить не мирно, казаки ево стали ходить на воровство. И ходило семь человек под Азов на море, взяли двух человек в полон и тех казаков паки отпустили. И те-де казаки, которые были на том воровстве, ныне пойманы [и] в Темрюре * скованы. И хочет-де хан отдать на каторгу. И за то-де хан розсердился, велел Некрасова ис Крыму выслать, чтоб промежду нас не чинил ссоры. И уже де он пошел, а куды, в том подлинно не знает; только-де слышали, что советался с обазою, чтоб ему быть у них и обоза (абазинцы – Д.С.) не приняли.

Больше-де, разсуждает он, везирь, пошол в кумыки, а подлинно не ведает.

*** Несомненно, Крымского дивана, что следует из анализа писем. Вероятно, Девлет-Гирей отсутствовал в это время в Бахчи-Сарае

… (июня в Г i день **) а о Некрасове он, хан, сказал, что де мне отдать, чево у меня нет. Я-де ему отказал и указ послал, чтоб он в Крым[е] и на Кубане не был, откуды и как пришел, так бы и ушел.

Просили де у меня и старые казаки, которые живут на Кубани, чтоб ему быть у них и я-де им сказал, он мне ненадобен…

Опубликованные документы интересны уже тем, что прямых исторических свидетельств о пребывании казаков-некрасовцев на Кубани в начале XVIII в. на сегодняшний день выявлено мало. Е.П. Подъяпольская опубл иковала 2 документа, относящихся к 1709 и 1710 гг. . Сборник «Булавинское восстание» также содержит определенную информацию, что можно сказать и о других изданиях .

По-прежнему остаются недостаточно изученными вопросы взаимоотношений казаков-некрасовцев с мусульманским населением Кубани, казаками-старообрядцами, пришедшими в этот регион еще в конце XVII в., а также с крымскими ханами, под покровительством которых некрасовцы оставались вплоть до 70-х гг. XVIII в. Поэтому данная публикаторская работа является частью исследовательского плана автора по расширению источниковой базы изучения военно-политической истории и культуры этой части российского казачества.

г. Это свидетельствует о том, что дату необходимо высчитывать по «турецкому циклу» лунной хиджры, что пока сделать не удается. Документ № 3 (далее – Д.№ 3) следует, очевидно, датировать июнем-июлем 1709 г., т.к. путь из Бахчи-Сарая в г. Азов (при условии дачи показаний В.Блеклым именно там) мог занимать и несколько дней и более продолжительное время.

Отметим также следующее: начала и окончания Д. № 2 и Д. № 3 из ГАРО отмечены многоточием, из чего можно предположить следующее: либо начальные и заключительные части этих документов не сохранились, или были плохо читаемы (за исключением некоторых подробностей и даты Д. № 1, помещенной почему-то в конце последней копии), либо переписчик при использовании оригиналов часть текста выкинул и своими словами (судя по

заглавию Д. № 1 – это так!) коротко описал предысторию поездки В.Блеклого. С известными оговорками выскажемся за первый вариант. Что касается авторства Д. № 1, то, судя по заглавию явно вторичного характера, его автором следует считать канцлера Г.И.Головкина. Однако анализ текстов Д. № 1 и Д. № 2 свидетельствует о вероятном его написании И.А.Толстым.

Дело в том, что Девлет-Гирей, адресуя свое послание азовскому губернатору,

писал о понимании всех просьб и проблем, составляющих содержание Д. №

1 («присланной от тебя лист с Васильем мне вручен»). К тому же маловероятно, что если бы автором письма был Г.И.Головкин – руководитель российской дипломатической службы, то он употребил бы такую формулировку «… и ныне прошение свое предлагаю…»

Другое дело, что миссия В.Блеклого явно санкционировалась в г. Санкт-Петербурге и была связана с попытками российского правительства нормализовать отношения с Турцией и Крымским ханством во время Северной войны: в данном случае, в период до Полтавского сражения 27 июня 1709 г. Это своеобразие внешней политики России не раз отмечали отечественные историки . Пытались договориться и с крымским ханом. В начале апреля 1709 г. к Девлет-Гирею было отправлено специальное посольство . Возможно, именно В.Блеклый являлся связующим звеном в этих переговорах, т.к. из документа № 3 следует, что он уже бывал в Крымском ханстве.

Именно в этом контексте следует рассматривать, на наш взгляд, опубликованные материалы. Еще 2 ноября 1708 г. Г.И.Головкин писал российскому послу П.А.Толстому в Стамбул, чтобы тот, учитывая измену гетмана Мазепы «дабы не было от него каких факцей и старания, чтоб Порту привести к войне… сие престерегал и трудился, дабы Порту до зачинания войны не допустить . Австрийский же посол в Стамбуле Тальман доносил 10 августа 1709 г.: «Московиты… стараются устранить все трудности с пути дружбы с Турцией, и недавно послал царь татарскому хану 10000 дукатов, как причитающуюся ему перед войной сулему…» . И это при том, что Девлет-Гирей был известен как ярый противник России. Не останавливаясь подробно на антироссийской деятельности хана (соотносимой не только с политикой Турции, но также с особыми интересами самого Крымского ханства (см., например, ), отметим важность для российской дипломатии попыток добиться лояльности крымского хана. Дело, в частности, заключалось в том влиянии и авторитете, которыми обладал Девлет-Гирей при султанском дворе (см., например, ). Поэтому миссию дворянина Василия Блеклого и ее результаты следует оценивать прежде всего с позиций интересов общероссийской дипломатии. Только в этом случае становится понятным факт богатых, несомненно, подарков хану, внешне весьма доброжелательный тон обоих писем, обещания Девлет-Гирея «чинить» наказание некрасовцам и т.д.

Таким образом, данная поездка не носила чисто антинекрасовский характер, хотя политика российского царизма в их отношении, как участников Булавинского восстания, в целом прослеживается довольно четко .

Что касается заверений хана о его намерении выгнать некрасовцев с Кубани, то, как представляется, серьезно оценивать их не следует.

Исторически они не подтвердились, и впоследствии некрасовские казаки по договору от 12 июля 1711 г. были навсегда оставлены за крымским ханом . На неоднократные предложения российской стороны выдать «вора Некрасова» с казаками, Оттоманская Порта отвечала либо отказом, либо молчанием. Еще одним примером, подтверждающим правомочность вышеизложенной точки зрения, является тот факт, что гетмана Мазепу с запорожскими казаками турецкие власти также не выдали царскому правительству. Осенью 1709 г. было принято решение переправить его в Крым, т.к. там издавна существовал обычай не выдавать тех, кто просил покровительства хана . В последующие же годы некрасовцы всегда находились на отличном военном счету (как конница) у крымских ханов, последовательно и добровольно участвуя почти во всех военных конфликтах Османской империи и Крымского ханства с Россией.

Вместе с тем Девлет-Гирей вполне мог выражать свое недовольство самовольными (т.е. несогласованными с ним) действиями казаков под Азовом, посадив их в темрюкскую тюрьму. Обращают на себя внимание слова хана, что некрасовцы «впредь удержаны будут от воровства». Они, скорее всего, свидетельствуют о тенденции реального (и добровольного) подчинения некрасовских казаков власти правителей Крымского ханства, нежели желании Девлет-Гирея силой добиться их усмирения в российских интересах.

Отметим, что миролюбивый тон письма Девлет-Гирея отнюдь не свидетельствует о его расположении к России, о чем частично писалось выше. С одной стороны, характер этого документа был обусловлен особенностями восточной дипломатии и богатыми, очевидно, подарками российской миссии хану. По существу, Девлет-Гирей, явно надеясь на некрасовцев в предстоящей войне как на отличную конницу, ограничился отговорками о посланном им указе и своем нежелании видеть казаков на Кубани – тем самым складывая с себя ответственность за их возможные в дальнейшем антироссийские действия.

Несомненно, интересны слова хана о просьбе «старых казаков» разрешить И.Некрасову остаться на Кубани и жить у них. Косвенно этот факт доказывает близость отношений (как земляческих, так и религиозных) казаков И.Некрасова и донцов-старообрядцев, пришедших на Кубань, к примеру, с р. Кумы в 1692 г. Еще один аспект трактовки документа затронем в связи с вопросом мест расселения казаков-некрасовцев на Кубани. Если в отношении донцов-старообрядцев (волна переселения – конец XVII в.) можно высказаться с большей определенностью , то однозначно ответить, где первоначально поселились некрасовцы, довольно непросто.

Мнение большинства историков заключается в утверждении об основании казаками своих городков между Копылом и Темрюком, хотя есть и другая точка зрения . Турецкий аноним начала XVIII в. (между 1708 и 1711 гг.) сообщает о том, что некрасовцы вместе со «старыми казаками» проживали в местности Хан-Тепеси, в 4-х часах от Темрюка . В любом случае основные поселения казаков-некрасовцев до 1777 г. следует связывать с территорией между побережьем Азовского моря и правобережьем р. Кубани, включая восточные, болотисто-островные земли Таманского полуострова.

Документ № 3 частично может свидетельствовать о том, что первоначально казаки И.Некрасова селились отдельно от казаков-старожилов, хотя и не дает оснований полагать, что городки Голубинский, Блудиловский и Чирянский на всем протяжении своего существования были населены только теми донскими казаками, которые под предводительством И.Некрасова покинули Подонье в конце августа 1708 г.

Итак, опубликованные документы в значительной степени расширяют наши представления о положении казаков-некрасовцев на Кубани в правление Девлет-Гирея II (1708–1713 гг.), а также передают некоторые особенности русско-турецких отношений, предшествовавших войне 1710–1711 гг.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Д., 1961. С.

2. Подъяпольская Е.П. Новые материалы о восстании на Дону и в

Центральной России // Материалы по истории СССР. М., 1957. Т. 5. С. 551,

554–555.

3. Булавинское восстание. М., 1935. С. 327, 337, 360.

4. Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные

генерал-майором А.А.Лишиным. Новочеркасск, 1831.Т. 1. С. 276, 278, 285–

286 и др.; Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. 1895. Вып. XL.

С.278–279; Дмитренко И.И. К истории некрасовцев на Кубани // Известия

ОЛИКО. 1899. Вып. 1.

5. Шутой В.Е. Позиция Турции в 1700–1709 гг. // Полтавская битва.

М., 1959. С. 133–138; Орешкова С.Ф. Русско-турецкие отношения в начале

XVIII в. М., 1971. С.38–40, 60, 69; История Северной войны. М., 1987. С.101–

6. Письма и бумаги императора Петра Великого. М., 1952. Т.9. Вып. 2.

С.843–846.

7. Там же. М., 1951. Т. 8. Вып. 2. С.878.

8. Цит. по: Шутой В.Е. Указ. соч. С. 135.

9. Орешкова С.Ф. Указ. соч. С. 79.

10. Там же. С. 69; Sutton R. The Despatches of Sir Robert Sutton, Ambas-

sador in Constantinople (1700–1714). London, 1953. P.28.

11. Сень Д.В. Политика царизма в отношении казаков-некрасовцев:

этапы и характеристика // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Сер.

Общественные науки. 1997. № 4.

12. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. СПб.,

1830. Т. 4. С.716.

13. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской

Порты в XVIII в. до присоединения его к России. Одесса. 1889. С. 16.

14. Дружинин В.Г. Раскол на Дону. СПб., 1889. С. 212; Весела З.

Турецкий трактат об османских крепостях Северного Причерноморья в

начале XVIII в. // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной

и Центральной Европы. М., 1969. Ч.2. С. 125, 128.

15. Шкуро В.И. Вольная казачья республика на Кубани и судьба ее

обитателей // Из дореволюционного прошлого кубанского казачества.

Краснодар, 1993. С. 9.

16. Весела З. Указ. соч. С. 128.

Вопросы эмиграции и реэмиграции казаков-некрасовцев пользовались устойчивым интересом у отечественных исследователей в течение XIX-XX вв. К сожалению, даже в начале XXI в. некоторые аспекты истории уникальной этноконфессиональной группы остались не полностью изученными.

Феномен религиозной эмиграции в России был вызван церковной реформой патриарха Никона в середине XVII в., породивший раскол в православной церкви и преследования староверов со стороны государства. Низшие слои русского общества, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против усиления феодального гнета, освящаемого официальной церковью.

Социальный протест под религиозной оболочкой принял в конце XVII – начале XVIII вв. массовый характер. Так, староверы активно участвовали в Крестьянской войне 1670-1671 гг., Соловецком восстании 1668-1676 гг., Московском восстании 1682 г. Особо следует отметить участие верховских раскольников в Донском восстании 1688-1689 гг., после разгрома которого часть казаков во главе с атаманом Львом Маноцким ушла на р. Куму.

С Кумы в результате преследования властей староверы группами переселились в разные регионы Северного Кавказа , в том числе 300 казаков – на Кубань в местность Копыл, а затем в окрестности Анапы. Таким образом, уже с конца XVII в. на Кубани существовало первое казачье поселение, численность которого постоянно пополнялась за счет беглых казаков, крестьян и посадских людей.

В ходе Булавинского восстания 1707-1709 гг. ближайшим сподвижником К. Булавина стал казак-старовер Игнат Федорович Некрасов (ок. 1660-1737 гг.), самая яркая и незаурядная фигура среди повстанцев. Некрасов водил булавинские отряды по Дону и Волге, а после гибели Булавина возглавил восстание. Однако к концу августа 1708 г. восставшие на Дону были разбиты, и тогда Некрасов с двумя тысячами казаков с семьями бежал на Кубань, где поселился в местности Хан-тепе (недалеко от Темрюка), основав здесь некрасовскую общину .

Староверы принесли в созданную ими на чужбине общину порядки донского казачьего самоуправления. Высшим органом власти у некрасовцев являлся круг – общая сходка казаков, достигших 18-летнего возраста. Атаман избирался кругом на один год и осуществлял исполнительную власть. Третья часть заработка общинников шла в войсковую казну на содержание школ, церквей, больных, престарелых и вооружение казаков. Все наказания устанавливал в общине круг.

За два с половиной столетия существования общины некрасовцы создали своеобразный свод законов – более 170 «заветов Игната», записанных в «Игнатову книгу ». Заветы, как правило, отличались большой строгостью: «за измену войску расстреливать без суда», «за брак с иноверцами – смерть», «за убийство члена общины виновного закопать в землю», Столь же суровы были религиозные предписания раскольников: «за богохульство расстреливать», «попа, не исполняющего волю круга, можно выгнать и даже убить как бунтовщика, еретика», «держаться старой веры».

К женщине староверы относились с почтением: «муж, обижающий жену, наказывается кругом», «муж должен относиться к жене с уважением», «за изнасилование женщины бить плетьми до смерти»,

Кубанские раскольники продолжали борьбу с царизмом в течение трех десятилетий. В 1709-1710 гг. Некрасов посылал на Дон воззвания о восстании и периодически появлялся в Слободской Украине с отрядами повстанцев. В «прелестных письмах» к населению булавинцы писали, что «мы стали за старую веру и за дом пресвятой богородицы, и за вас, и за всю чернь, и чтоб нам не впасть в еллинскую веру ».

Призывы раскольников нашли широкий отклик среди казаков и крепостных крестьян Юга России, которые уходили на Кубань, на «вольные земли», целыми станицами и селами. Уже к 1710 г. здесь насчитывалось до 10 тысяч некрасовцев . Царь Петр I обращался к турецкому султану с просьбой выдать России Некрасова и его помощников, а в 1720 г. издал специальный указ – некрасовцев и тех, кто их укрывает, казнить без пощады.

После смерти Некрасова императрица Анна Иоанновна предлагала «игнат-казакам » вернуться на родину, пообещав забыть их «измену» и дать землю. Но они отказались, помня завет атамана – при царе в Россию не возвращаться. По указу императрицы донской атаман Фролов два года подряд разорял кубанские городки староверов, чем вынудил их группами в 1740-е и 1760-е гг. переселиться в Добруджу, устье Дуная и на остров Разельм, находившиеся под властью Турции. Их основными промыслами, как на Дону и Кубани оставались рыболовство, охота и земледелие.

Политику «кнута и пряника» с некрасовцами продолжила Екатерина II. В период Русско-Турецкой войны 1787-1791 гг. над некрасовцами, потенциальными союзникам Турции, нависла угроза репрессий со стороны России. После взятия Анапы русским отрядом генерала И. В. Гудовича в 1791 г. последние кубанские «игнат-казаки » ушли в Бессарабию и Болгарию.

Появление в это же время русских войск на берегах Дуная заставило некрасовцев переселиться из Добруджи в Малую Азию на берега Эгейского и Мраморного морей.

Первоначально турецкие власти освободили некрасовцев от податей и повинностей, не вмешивались в казачье самоуправление, выставив им только требование участвовать в войнах против России.

После отмены крепостного права и начала других либеральных реформ в России некрасовцы отказались воевать против нее – и тут же лишились всех былых привилегий. Староверов согнали с обжитых мест на полупустынный остров Маду на Бейшеирском озере, где среди них начались эпидемии и голод. Турецкие власти обложили некрасовцев повышенными налогами, ввели для них воинскую повинность не только в военное, но и в мирное время, бесцеремонно вмешивались во внутренние дела общины, что способствовало ее разрушению.

События революции 1905-1907 гг. в России и принятие ряда законов о религиозной свободе подтолкнули некрасовцев к мысли о возвращении на родину.

Первым местом их поселения стал Сочинский округ Черноморской губернии – наименее освоенный и заселенный среди других округов и имевший схожие климатические условия с местом прежнего проживания староверов.

Приглашая некрасовцев на поселение в Сочинский округ, власти преследовали определенную цель – вытеснить местных турок из рыболовного и каботажного промыслов и, главное, пресечь контрабанду из Турции, маскируемую под каботаж. А некрасовцы были не только хорошими земледельцами и охотниками, но и прекрасными рыбаками и каботажниками, что не было характерно для других славянских переселенцев.

В течение 1908-1909 гг. переселенческое управление подобрало староверам несколько участков земли: некоторые в приморской полосе, другие – в нагорной. В 1908, 1910 и марте 1911 гг. выделенные для заселения участки были осмотрены ходоками-некрасовцами под руководством старосты Моисеева. Все делалось ими степенно, основательно и неторопливо. Один участок в местечке Гуарек (близ с. Лазаревское) некрасовцы забраковали, остальные, – в Матросской Щели (близ Головинки), в Имеретинской бухте и Бабук-Ауле , – одобрили.

Первая и, насколько известно автору, последняя в дореволюционный период партия переселенцев-некрасовцев появилась на Дагомысском рейде 27 мая 1911 г. Старообрядцы прибыли в количестве 616 чел (306 лиц муж. пола) из местечка Хамидие Брусского вилайета Турции, с берегов Мраморного моря.

Переселенцы временно были устроены в с. Волковка, а уже 1 июня группа из 100 чел. отправилась в Бабуков-Аул для выбора усадьбы, где ими была образована деревня, названная в честь легендарного атамана – Некрасовка . Одновременно 36 семей старообрядцев поселились на участке Имеретинская бухта, площадью в 147 десятин удобной земли, где был создан Марлинский поселок. Остальные некрасовцы поселились на участке в 223 дес. удобной земли в Матросской Щели, также назвав деревню в память о своем вожаке – Игнатьевка . Ни одно из собственных наименований староверчеких поселков не прижилось, в первую очередь потому, что большинство сочинских некрасовцев в середине 20-х гг. переселились в Донскую область.

Во всех поселках некрасовцы открыли молитвенные дома. Один из них (Покрова Пресвятой Богородицы) действовал в с. Имеретинская бухта до конца 20-х гг. XX в.

На 1 января 1915 г. в Бабук-Ауле проживало 44 семьи староверов (184 чел., из них 99 муж. и 85 жен..), в Матросской Щели – 45 семей (205 чел., 107 муж. и 98 жен.), в Имеретинской бухте – 42 семьи (208 чел., 105 муж. и 103 жен.). Сокращение численности переселенцев за 3,5 года на 19 человек связано с превышением у них смертности над рождаемостью, в частности, от заболевания малярией, распространенной в приморской полосе.

Окружающая среда способствовала формированию специализации хозяйств локальных старообрядческих общин. Так, приморские староверы, в основном, занимались рыбным каботажным и отхожими промыслами, а нагорные – охотой, скотоводством и земледелием. Норма земельного надела в приморской полосе была ниже (2-2,3 дес.), чем в нагорной (3 дес. на муж. душу), что было связано с нехваткой свободной земли в береговой зоне. Несмотря на наличие свободных земель в горном Бабук-Ауле (общий участок 2635 дес., из них удобной земли – 675), большинство некрасовцев предпочли поселиться в приморской зоне, хотя и с меньшими наделами. Такой выбор был обусловлен, с одной стороны, отсутствием нагорных дорог, с другой – исконным занятием староверов морскими промыслами.

Следует отметить, что реэмиграция некрасовцев была приостановлена в результате цепи драматических событий – Первой Мировой войны, двух революций и Гражданской войны в России.

Политическая и экономическая стабилизация в советской России в результате НЭПа в начале 20-х гг. позволила возобновить возвращение некрасовцев на родину. Этому способствовало проведение особого курса большевиков по отношению к сектантам и староверам , пострадавшим от царизма. Советской власти импонировало коллективное ведение хозяйств в староверческих общинах схожих с коммунами. Не забыли большевики и тот факт, что еще в начале XX в. рыбаки-некрасовцы в Констанце нелегально доставляли газету «Искра» в Россию.

Осенью 1921 г. для обеспечения реэмиграции сектантов и староверов при Наркомземе создается Организационная комиссия по расселению сектантов (Оргкомсект). В начале 1922 г. было опубликовано специальное воззвание Оргкомсекта к старообрядцам и сектантам, пострадавшим от притеснений царских властей, с призывом вернуться в Россию и включиться в строительство социализма.

Комиссия определила место возможного расселения возвращающихся в Россию: в Ставропольской губернии (250 тыс. десятин), в Донской (615 тыс. дес.) Терской (250 тыс. дес.) и Кубано-Черноморской областях (150 тыс. дес.). Здесь планировалось создание сектантских районов, где хозяйство строилось бы на коллективистских основах.

Уже в середине 1922 г. поступили первые заявления казаков-некрасовцев с просьбой о возвращении на родину. 30 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР разрешил переселение из Турции некрасовцев в количестве 300 дворов (1500 чел.) По ряду причин процесс этот растянулся до 1926 г., а затем в связи со свертыванием НЭПа и усилением политических репрессий был прекращен вплоть до хрущевской «оттепели».

Большинство сочинских староверов к середине 20-х гг. решили переселиться на необжитые донские земли. Принятию такого решения способствовал ряд причин: недостаток удобной для ведения сельского хозяйства земли, неплодородность почв, трудные условия жизни в нагорной полосе, усиление налогового пресса. В течение 1925-1926 гг. все старообрядцы из Бабук-Аула , Матросской Щели и часть из Имеретинской бухты переселились в количестве 412 чел. в Мечетинский район Донского окурга. По переписи 1926 г. в Имеретинской бухте проживало 202 старовера (53 хозяйства, 93 муж. и 83 жен.), в Матросской Щели староверов уже не было. К концу 1926 г. сочинские староверы остались лишь в Имеретинской бухте.

В 1962 г. в СССР из Турции вернулась значительная группа некрасовцев , которые поселились в Ставропольском крае, Ростовской и Волгоградской областях, Грузии. Не забыли потомки «игнат-казаков » и Кубань, где была создана их первая община. Поселились в Ново-Некрасовском хуторе Приморско-Ахтарского района; в хуторах Потемкинском и Новопокровском того же района и селе Воронцовка Ейского района Краснодарского края. Небольшая община некрасовцев сохранилась и в с. Имеретинская бухта, где продолжали заниматься рыболовством.

Исследователи отмечают, что в новых социально-экономических условиях происходит разрушение замкнутости общин староверов , демократизация патриархальных семейных отношений, идет процесс отхода от религии. В культуре современных некрасовцев этнографы фиксируют наличие как древних элементов в языке, обычаях, одежде, фольклоре так и появление заимствований из турецкой и болгарской культур. В целом самобытная культура некрасовцев еще ждет своих исследователей.

· Черноморское войско · Бугское войско · Волжское войско · Кавказское линейное казачье войско · Задунайская сечь · Запорожская Сечь · Персидская казачья бригада · Слободские казацкие полки · Казачья Лейб-гвардия

Казачьи чины Казак · Приказный · Младший урядник · Старший урядник · Вахмистр · Подхорунжий · Хорунжий · Сотник · Подъесаул · Есаул · · Войсковой старшина · Полковник · Генерал-майор · Генерал-лейтенант · Генерал от кавалерии Разное Атаман · Гетман · Гетманщина · Некрасовцы · Папаха · Панцирные казаки · Пластун · Шашка · Станица · Царская сотня · Казаки в Турции · Слобожанщина · Совет украинского казачества · Расказачивание · Донской курень · Евреи в украинском казачестве

Некра́совцы (некрасовские казаки , казаки-некрасовцы , игнат-казаки ) - потомки донских казаков , которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года . Названы в честь предводителя, Игната Некрасова .

Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по "заветам Игната", определяющим устои жизни общины.

Переселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань - территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству . Всего вместе с Некрасовым ушло около 8 тыс. человек (по различным данным от 2 тыс. казаков с женами и детьми, 500-600 семей, до 8 тыс. человек). Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое Кубанское казачье войско принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого Кубанского войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба , недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской . Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров , основав три городка - Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова. Не имея возможности противостоять российским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае .

На Дунае и в Малой Азии

В период 1740 г.-1778 г., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в районе Добруджа, в плавнях Дуная, по соседству с липованами. В современной Румынии , и теперь живут липоване . На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. . После разгрома в 1775 г. Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений. А после взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. большая часть некрасовцев покинула Дунай и переселилась в азиатскую Турцию на озеро Майнос и Энос у берегов Эгейского моря. Таким образом, к началу XIX века образовались две группы некрасовцев - дунайская и майносская. Некоторая часть некрасовцев дунайской ветви, оставшаяся верной "заветам Игната", пополнила в последствии поселения некрасовцев на Майносе, а оставшиеся в Добрудже, были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в их среде и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Некрасовцы с Майноса их называли «дунаки» или «хохлы» и за своих не признавали. Эгейский Энос как отдельное поселение некрасовцев также перестала существовать, в 1828 г. переселившись на Майнос и полностью влившись в майноскую общину. К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х г. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшеирском озере). Их судьба оказалась трагичной - в результате эпидемии, "подморной" земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом община казаков-некрасовцев живущих по "заветам" осталась только на Майносе и малая часть на Маде.

Возвращение в Россию

См. также

  • Добруджа. Возникновение русских и украинских поселений
  • Казаки в Турции

Ссылки

  • История казаков-некрасовцев.
  • Быт казаков-некрасовцев. По книге "Сказки казаков-некрасовцев"
  • Энциклопедия казачества. Москва, издательсво «Вече», 2007 г. ISBN 978-5-9533-2096-2
  • Казачий словарь справочник. , Скрылов.Губарев. Электронная версия словаря-справочника.
  • "Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован." , Александра Москетти-Соколова.
  • "Войско Кубанское Игнатово Кавказское": исторические пути казаков-некрасовцев(1708 г. - конец 1920-х гг.), Сень Д.В., Краснодар. Изд-во КубГУ., 2001. ISBN 5-8209-0029-4
  • Летописные записи на полях книги "Праздники" Атамана Саничева В.П.

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Казаки-некрасовцы" в других словарях:

    Эта статья входит в тематический блок Казачество Казаки по регионам Дунай · Буг · Запорожье/Днепр · Дон · Азов · Кубань · Терек · Астрахань · Волга · Урал · Башкирия · Оренбург · Сибирь · Семиречье … Википедия

    НЕКРАСОВЦЫ - Казаки ушедшие в сентябре 1708 г. с атаманом Игнатом Некрасовым за турецкую границу на Кубань; это же прозвище сохранилось за их потомками до наших дней. На турецкую территорию вместе с Некрасовым перешло около 8.000 душ обоего пола, участники… … Казачий словарь-справочник

    Казаки см. Добруджа … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Липоване, игнат казаки, потомки донских казаков, участников Булавинского восстания 1707 09 (См. Булавинское восстание 1707 09), которые после его поражения ушли во главе с И. Ф. Некрасовым на Кубань (где Некрасов возглавил своеобразную… … Большая советская энциклопедия

казаки Некрасовцы. Казаки-некрасовцы – потомки донских казаков, участников восстания Кондратия Булавина 1707-1709 годов, которые после гибели Булавина (7 июля 1708 года) и поражения главных сил повстанцев отказались сложить оружие и 24-25 августа 1708 года ушли во главе с атаманом Игнатом Федоровичем Некрасовым с Дона на Кубань. Согласно преданию, с Некрасовым ушло на Кубань «сорок тысяч казаков» в «7217 году» (т.е. в 1709 году по нашему летоисчислению). В действительности, по оценкам современных историков, ушло 18 тысяч казаков призывного возраста, а если считать вместе с семьями - до 80 тысяч. На Кубани, объединившись с бежавшими туда в 1688 году старообрядцами Левки Манацкого, некрасовцы создали вольное Войско Кубанское и оборонялись от царских войск до 1741 года: совершали набеги на Дон и южные окраины России, жгли и вешали князей, бояр, "домовитых" казаков, бунтовали народ, принимали беглых, засылали подговорщиков с "прелестными" письмами. Сам Некрасов погиб в бою в 1737 году. В «лето 7249 года» (1741 год) кубанская общность раскалывается. Коренные некрасовцы - потомки повстанцев под давлением русских войск уходят на Дунай в Добруджу - румынскую землю, находившуюся под властью Турции. В 1762 году Кубань покидает часть старообрядцев. После странствий одна их ветвь соединяется с дунайцами, другая растворяется в турецком Черноморье. В 1777 году на Дунай перебираются оставшиеся кубанские старообрядцы. В 1775 году дельта Дуная становится последним убежищем вольных запорожцев: рядом с некрасовцами возникает Задунайская Сечь. Вскоре между казаками двух войск начались конфликты из-за угоди, которые привели к междуусобной войне. В 1780-е годы русские заняли Крым, взяли Измаил и вышли к Дунаю, и некрасовцы к 1791 году уходят вглубь Турции на «Еноз и Майноз» (на берег Эгейского моря в устье реки Энос и на озеро Майнос, в 25 км от портового города Бандырма на Мраморном море). В 1828 году эйносцы переселились на Майнос. Те, кто остались на Дунае - старообрядцы и поздние поселенцы, - к середине XIX века утратили старые казачьи традиции. Но Дунай, как ранее Кубань, по-прежнему оставался убежищем для беглецов из России. Майнос, хотя и сильно поредевший от эпидемий, продолжал хранить донские обычаи XVII века и соблюдать «заветы» Игната Некрасова. Казаки с местным населением не смешивались, земли не пахали, занимались рыбным промыслом. Так продолжалось до середины 1860-х годов. В 1864 году майносцы отказались участвовать в турецких войнах. В ответ Турция увеличила казакам подати, ввела военный налог, заселила земли вокруг Войска мухаджирами - мусульманами с Кавказа, а оставшиеся участки стала продавать казакам. 70 семей Майноса купили себе землю, община раскололась на рыбаков и землевладельцев. Рыбаки были в большинстве, круг находился под их контролем, но экономически они начали попадать в зависимость от землевладельцев. «Заветы» нарушились («казак на казака стал работать»). В 1867 году 157 семей - стронников «заветов» - ушли с Майноса на остров Мада в Бейшеирском озере. Эта попытка возрождения старинного уклада не удалась. "Подморная" земля Мады оказалась смертельной: вода в озере заражена, густые вечерние туманы разносили смерть. Но казаки, даже после вмешательства русской миссии, отказывались уходить: умирали и отправляли людей искать легендарный "Город Игната", якобы основанный когда-то давно "правильными" некрасовцами "за Пещаным морем". Почти все колонисты Мады погибли, не найдя своего Города; некоторые вернулись. К 1912 году в живых на Маде оставалось только 8 семей. "Город Игната" искали и майносцы, но также не нашли. На карте его никогда не было. Город жил в самих некрасовцах - как воплощение мечты казаков о вольном и справедливом мире. К началу XX века надежда найти "Город Игната" умерла. Появилось предание о гибели той легендарной затерянной ветви некрасовцев. В 1912-1913 годах 150 семей Майноса постановили вернуться на родину. На Дон их царские власти не пустили, сославшись на нехватку земель, и поселили на Кавказе, в 5 км от станции Нотанеби, в селении Лайтуры, но сохранили традиционные права: старую веру, казачье звание и внутреннее самоуправление, построили дома и выделили по 10 десятин леса на семью. В 1917 году, после Февральской революции, грузинское национальное правительство предложило некрасовцам покинуть край, и казаки отправились на Кубань, в станицу Прочноокопскую Армавирского района. Кубанская Рада отказала им в земле. Молодые некрасовцы ушли сражаться в Красную Армию. Советская власть дала некрасовцам земли и деньги на строительство, но прежняя казачья форма правления – круг - была уничтожена. Поселенцы основали хутор Ново-Некрасовский в 25 км от станции Ахтарская. Вскоре в Россию начали перебираться липованы с Дуная – в хутор Ново-Покровский (1921) и Потемкинский (1924). В 1947 году в Ейский район были переселены из Румынии еще 20 тысяч дунайских семей. 22 сентября 1962 года из Турции, селения Кёджа-Гель (до 1938 года - Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись последние 215 живших там семей некрасовцев - всего 999 человек (тысячный некрасовец родился уже в пути на пароходе). Другая, небольшая часть майносцев - несколько десятков человек - перебралась к русским староверам в Америку. Майносская община прекратили существование. Но история некрасовцев продолжается. Хотя сам Игнат Некрасов погиб еще на Кубани, фольклорные версии его судьбы различны: есть предания, как он ведет казаков с Кубани на Дунай или с Дуная на Майнос, или уходит и основывает "за Пещаным морем" новый "Город Игната", куда не могут попасть оставшиеся некрасовцы, или до сих пор бродит по свету в поисках лучшей доли для казаков… Знамя Некрасова, простреленное пулей у основания старообрядческого креста, его евангелие и печать были сданы в НКВД. Судьба "Книги Игната", содержащей "Заветы", неизвестна.