Первые упоминания

Правители этих царств именовали себя «царями хеттов». Во второй половине 10–9 вв. до н. э. большинство неохеттских царств в Сирии подпало под власть арамеев .

В отличие от этого неохеттские царства в Восточной Анатолии сохраняли свою независимость значительно дольше.

Соломон вел торговлю с этими царствами (I Ц. 10:28, 29) и брал оттуда жен (I Ц. 11:1).

В 9 в. до н. э. военная мощь этих царств была достаточной, чтобы вызвать панику в войске Даммесека (II Ц. 7:6), однако в следующем столетии они подпали под власть Ассирии (Хаммат в 720 г. до н. э., Каркемиш в 717 г. до н. э.).

В ассирийских и вавилонских документах (вплоть до Нововавилонского царства) Сирия , включая Эрец-Исраэль , именуется «страной хеттов »; Саргон II в 711 г. до н. э. называет жителей Ашдода «неверными хеттами», а вавилонская хроника, повествуя о первом походе Навуходоносора на Иерусалим (598 г. до н. э.), сообщает, что «он пошел в землю хеттов»

В тех книгах Библии , в которых хетты упоминаются в контексте царства

Цивилизация возникла 41 в. назад.
Цивилизация остановилась 26 в. назад.
::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Хеттская цивилизация существовала в промежутке между 2000 -- 500 гг. до н.э., на 600 лет дольше своих политических образований, среди которых главным было Хеттское царство..

Самоназвание хеттов Nesili, Kanesili от города Неса (Каниш). Термин Hatti использовался для обозначения жителей Хеттского царства, а также более древних обитателей этих земель - хаттов, вместе с лувийцами..

Прародиной хеттов были Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н.э. Они были первым индоевропейским народом Среднестоговской цивилизационной культурой, заселившим Болгарию и Грецию в IV тыс. до н.э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы..

Хетты неоднократно упомянуты в Библии.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Хетты испытали сильное влияние в лице местного автохтонного субстрата хаттов и, в меньшей степени, хурритов (Митанни).

По другой версии, хетты - коренное аборигенное население Малой Азии, предки которых обосновались в Малой Азии в XIII-X тысячелетиях до нашей эры.

Большое влияние на культуру хеттов оказала вавилонская цивилизация, от которой они заимствовали клинопись.

Около 1800 хеттская цивилизация инициировала создание Хеттского царства. Оно просуществовало до 1180 до н.э.

На рубеже III-II тысячелетий до н. э. у хеттов начал распадаться родоплеменной строй. Ускорению этого процесса способствовало проникновение в XX-XVIII вв. до н. э. семитских торговых колонистов (ассирийских и, отчасти, аморейских). На территориях восточной и центральной частей Малой Азии было, видимо, ещё в III тыс. до н. э. создано несколько политических образований типа городов-государств (Пурусханда, Амкува, Куссар, Хатти, Каниш, Вахшушана, Ма’ма, Самуха и др.), во главе которых стояли цари (рубаум) или царицы (рабатум).

Города-государства Малой Азии пользовались письменностью и письменным языком, заимствованным у ашшурских купцов. Среди городов-государств происходила борьба за политическую гегемонию. На первых порах верх взяла Пурусханда, правитель которой считался «великим царём» среди остальных правителей городов-государств Малой Азии. Позднее же ситуация изменилась в пользу города-государства Куссар.

В первой половине XVIII в. до н. э. царь Куссара Аниттас основал обширную державу, названную позже Хеттским царством.

После падения Новохеттского царства в Анатолии бывшие вассальные княжества хеттов продолжали существовать как самостоятельные государства. Это прежде всего Табал, Камману (с Мелидом), Хилакку, Куэ, Куммух, Каркемиш, а также Яуди (Самаль), Тил Барсип, Гузана, Унки (Паттина), Хатарикка (Лухути) и др. Их правители считали себя законными правопреемниками хеттской державы, но не имели возможностей для реализации своих амбиций. Просуществовав несколько веков, они в IX-VIII вв. до н. э. были покорены великими державами Двуречья - Ассирией, а затем Вавилоном.

Хетты использовали для своих записей две письменности: адаптированный вариант ассиро-вавилонской клинописи (для ранних текстов на хеттском языке) и оригинальную силлабо-идеографическую письменность.

Как и хурриты, хетты поклонялись богу грома - Тешубу (Тишуб-Тарку). Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором - в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.

Имеется греческая легенда об амазонках, происхождений которых, несомненно можно отнести к хеттам. Амазонкам приписывали построение многих знаменитых городов Малой Азии - Смирны, Эфеса. Эти амазонки были на самом деле жрицами великой богини Азии.

Были у хеттеев боги Тар или Тарку, Мауру, Кауи, Хепа. Тарку в Киликии и Лидии был известен под именем Сандана (бог солнца). Был бог Тисбу или Тушпу, функции его отождествляют с функциями ассиро-вавилонскаго Раммана, то есть считают его богом гроз и бурь.

Хеттейским богом был Касиу, окуда появился потом греческий Зевс. В своей сути хеттейские боги имели дикий и воинственный характер. Почитались у хеттеев животные в их изображениях часто встречается орел, что говорит о культе орла. Загадочным остается тот факт, что у хеттеев изображался двуглавый орел, которой держит в каждой из своей лап, какое-то животное.

Треугольная геометрическая фигура считалась у хеттов источником могучей силы, даже источником жизни. Изображения равностороннего треугольника помещалось на печатях и к нему присоединяли ещё другие образы. Иногда в треугольник помещались глаза. Главное женское божество хеттов, вероятно, было первообразом малоазиатской «Великой Матери» с именем Ма, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове.

Хеттское общество отличалось высоким социальным статусом женщины, у них избирались все должности вплоть до царя. Хетты отличались рациональностью законодательства. У хеттов не было смертной казни, преступления карались натуральным или денежным штрафом в качестве компенсации.

Хетты были людьми брюнетического типа, обладавшие крупным носом и весьма коротким и высоким черепом с очень плоским, точно срезанным затылком. Антропологический тип хеттов относилися к арменоидам, он лучше всего сохранился среди нынешних армян.

В последние века своего существования хетты создали могущественное Новохеттское государство, существенно распространившее своё влияние на Ближнем Востоке и вступившее в военную конфронтацию с региональным гегемоном - Египтом. При Тутмосе III хетты ещё присылали египтянам богатые дары, но от фараона Хоремхеба до Рамсеса II (XIV-XIII век до н. э.) две конкурирующие силы вели войны за контроль над Сирией (частью которых была битва при Кадеше).

После уничтожения Хеттского царства под ударами народов моря во время катастрофы бронзового века народ хеттов пришел в упадок.

Отдельные неохеттские государства продолжали существовать на периферии Хеттского царства в Сирии и на юге Анатолии, пока не были разгромлены ассирийцами.

++++++++++++++++++++++++

Б эгби относит её к периферийным, вторичным цивилизациям. Хеттская цивилизация считается произошедшей от шумеро-аккадской.

Т ойнби относит её к расцветшим цивилизациям спутникам.

Х етты относятся к белой (нордическая) + белой (альпийская) раса.

Х еттское общество инфрааффилированное (общества, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее интимной связью, чем сыновнее родство через вселенскую церковь, связью, обусловленной движением племен). (Тойнби).

Х етты - индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где он создал Хеттское царство.

Х етты были первым индоевропейским народом (Среднестоговская культура), заселившим Болгарию и Грецию еще в IV тыс. до н.э., а затем вытесненным в Малую Азию второй волной индоевропейского нашествия на Балканы.

П рародиной хеттов были предположительно Балканы, которые они покинули в конце III тыс. до н.э.

В конце III - начале II тыс. до н.э. на Малоазийский полуостров проникли индоевропейские племена, одно из которых основало в сер. II тыс. до н.э. княжество с центром в г. Несе. Это княжество стало ядром будущего Хеттского царства, столицей которого с XVI в. до н.э. становится г. Лхатти (Хаттусас).

И ндоевропейские племена именовали себя, насколько известно, несийцами (по г. Несе). Самоназвание хеттов Nesili или Kanesili происходило от города Неса (Каниш), в то время как термин Hatti использовался для обозначения жителей Хеттского царства, а также более древних обитателей этих земель - хатти. Хатти - это местное название народа, который в Ветхом завете именуется "детьми Хета", то есть "хеттами".

Т ермин же "хатти" чрезвычайно многозначен. Здесь он употреблен в качестве названия хеттской державы, но первоначально это было наименование города и народа, родственного, видимо, северокавказским этносам и называемого в науке хаттами или протохеттами.

Х етты-неситы неоднократно упомянуты в Библии.

Х етты испытали сильное влияние в лице местного автохтонного субстрата хаттов и, в меньшей степени, хурритов (Митанни).

Т акже влияние на культуру хеттов оказала вавилонская цивилизации, от которой они заимствовали клинопись.

Х еттское царство, государство, существовавшее в Малой Азии в XVIII (или XVII)- XIII вв. до н.э. В период наибольшего могущества в XV-XVI вв. до н.э. это государство распространяло власть и на Сирию.

В последние века своего существования хетты воевали с египтянами (при Тутмосе III и Рамсесе II - XV-XIII век до н.э.) за контроль над Сирией (особенно за город Кадеш).

П осле уничтожения Хеттского царства народами моря народ хеттов пришел в упадок. На их месте поселились фригийцы, вытеснив хеттов в Киликию, Мелид (Мелитена) и Куммух (Коммагена), где они дожили до прихода персов и впоследствии были ассимилированы малоазийскими греками.

Д оказано индоевропейское происхождение хеттского и лувийского языков - двух основных близкородственных письменных языков Хеттского царства. Установлено, что от данных языков происходили ликийский, карийский, лидийский, сидетский и ряд других языков Малой Азии I тыс. до н.э., не переживших эпохи римского завоевания.

Х етты использовали для своих записей две письменности: адаптированный вариант ассиро-вавилонской клинописи (для ранних текстов на хеттском языке) и оригинальную силлабо-идеографическую письменность (для более поздних текстов на лувийском языке).

Х рамы хеттские имели сходство с семитическими. В Эюке и Богаз-кёе (Изили-Кая) это были дворы среди природных скал, украшенных барельефами. Последние представляли религиозные сцены: шествия богов, процессии жрецов, мистические церемонии.

П севдо-Лукиан говорит о городском храме на высокой платформе, с большим двором, за которым следовали святилище и отделявшееся завесой святое святых. Медный жертвенник и идол стояли на дворе; здесь же был пруд для священных рыб; у входа стояли два огромных конусообразных символа плодородия; в самом храме - престол Солнца; были статуи различных божеств; при храме содержались орлы, лошади, быки, львы, посвящённые божествам. Боги представлялись шествующими на этих животных.

В Эюке найдены колоссальные сфинксы. На одной из их сторон находится барельеф двуглавого орла. Этот символ неоднократно встречается у малоазиатских хеттов; например, в Изили-кая на нём шествуют два божества. При храмах были многочисленные коллегии жрецов, доходившие иногда до нескольких тысяч.

К ульт хеттов известен по барельефам. Хетты поклонялись богу грома - Тишуб-Тарку. Они изображались с перунами в одной руке и с двойным топором - в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны.

Г лавное женское божество хеттов вероятно было первообразом малоазиатской «Великой Матери», с именем Ma, Кибелы, Реи; она изображалась в длинном одеянии, с короной вроде muralis на голове. В Богаз-кёе есть интересное изображение хеттского божества в высоком остром 8-угольном головном уборе.

К ульт хеттов имел крайне оргиастический характер (самооскопления, исступленность, ритуальная проституция). Одеяние жрецов было длинное, ассирийского типа; в руках у них были загнутые жезлы. О мифах хеттов нам ничего не известно, кроме сказания об Аттисе, любимце Великой Матери, изувечившем себя. Миф этот - одного порядка с рассказом о Таммузе и Адонисе и имеет в виду юного бога весны.

П севдо-Лукиан говорит о существовании в Иераполе сказания о потопе. По содержанию оно почти тождественно с вавилонским и библейским; имя героя - Девкалион Сисифей. Жрецы локализировали, в расщелине скалы под храмом, сток вод потопа.

А нтропологический тип хеттов брахикефальный; у них тёмные волосы, длинный загнутый нос, выдающиеся скулы, короткий круглый подбородок, светлый цвет кожи. Волосы длинны и ниспадают на плечи двумя косами; на хеттских памятниках - одна коса сзади. Многие носили длинные бороды.

++++++++++++++++++++

Дохеттская ивилизация Малой Азии .

В период последней фазы существования ассирийских торговых центров (приблизительно в XVIII в. до н.э.) заметно активизировалась борьба правителей городов-государств Анатолии за политическое лидерство. Ведущую роль среди них первоначально играл город-государство Пурусханда. Только правители этого царства носили титул «великий правитель». Впоследствии борьбу с Пурусхандой и другими городами-государствами Малой Азии повели цари малоазиатского города-государства Куссары: Питхана и его сын Анитта. После продолжительной борьбы Анитта захватил город-государство Хаттусу, разрушил его и запретил заселять впредь.

Он прибрал к рукам Несу и сделал его одним из опорных пунктов той части населения, которая говорила на хеттском языке. По названию этого города сами хетты стали именовать свой язык несийским или канессийским. Анитта сумел взять верх и над правителем Пурусханды. В знак признания своего вассалитета тот принес Анитте атрибуты своей власти - железный трон и скипетр.

Имена царей Куссары Питханы и Анитты, добившихся значительных успехов в борьбе за политическую гегемонию в Анатолии, упоминаются в «каппадокийских табличках». Найден и кинжал с короткой надписью, в которой содержится имя Анитты. Однако сама история успешной борьбы Питханы и Анитты известна нам из более позднего документа, выявленного в архивах Хеттского государства, которое образовалось приблизительно через 150 лет после событий, связанных с Аниттой.

Этот промежуток времени между правлением Анитты и образованием Хеттского государства в письменных документах не освещен. Можно лишь предположить, что образование Хеттского государства (XVII-XII вв. до н.э.) явилось закономерным итогом социально-экономических, этнокультурных и политических процессов, особенно активизировавшихся на рубеже III-II тыс. до н.э. и в самом начале II тыс. до н.э.

Хеттская цивилизация .

Письменные документы - клинописные таблички, освещающие историю Хеттского государства, обнаружены в самом начале нашего века в архивах хеттской столицы Хаттусы (совр. Богазкей, в 150 км восточнее Анкары). Сравнительно недавно в местечке Машат-Хююк, на северо-востоке Малой Азии, вблизи города Зиле, найден еще один хеттский архив. Среди нескольких десятков тысяч клинописных текстов и фрагментов, найденных в Хаттусе (в Машат-Хююке обнаружено более 150 текстов и фрагментов), имеются исторические, дипломатические, правовые (в том числе свод законов), эпистолярные (письма, деловая корреспонденция), литературные тексты и документы ритуального содержания (описания празднеств, заклинания, оракулы и т. п.).

Большинство текстов составлено на хеттском языке; многие другие - на аккадском, лувийском, палайском, хаттском и хурритском языках. Все документы хеттских архивов записаны специфической формой клинописи, отличающейся от орфографии, использовавшейся в письмах и деловых документах ашшурских торговых центров. Предполагается, что хеттская клинопись была заимствована из варианта староаккадской клинописи, применявшейся хурритами в Северной Сирии. Дешифровка текстов на хеттском клинописном языке впервые была осуществлена в 1915-1917 гг. выдающимся чешским востоковедом Б. Грозным.

Наряду с клинописью хетты пользовались также иероглифическим письмом. Известны монументальные надписи, надписи на печатях, на различных предметах обихода и письма. Иероглифическое письмо применялось, в частности, в I тыс. до н.э. для записей текстов на диалекте лувийского языка. Эта система письма употреблялась и во II тыс. до н.э. Однако дошедшие до нас древние иероглифические тексты пока не дешифрованы, и точно не известно, на каком языке они составлялись. Более того, большая часть иероглифических текстов II тыс. до н.э., записывавшихся на деревянных табличках, по всей видимости, до нас не дошла.

В хеттских клинописных текстах часто речь идет о «писцах (иероглифами) на деревянных табличках».

Во многих клинописных документах отмечается, что они выполнены согласно подлиннику, составленному (иероглифами) на деревянной табличке. Опираясь на эти и многие другие факты, некоторые исследователи предполагают, что иероглифическое письмо могло быть наиболее ранней системой письма хеттов. В дешифровку иероглифического лувийского языка важный вклад внесли многие зарубежные ученые, в частности П. Мериджи, Э. Форрер, И. Гельб, X. Боссерт, Э. Ларош и др.

Историю Хеттского государства ныне принято делить на три периода: Древнее царства 1650-1500 гг. до н.э. Среднее царства 1500-1400 гг. до н.э. Новое царства 1400-1200 гг. до н.э.

Создание древнехеттского государства (1650-1500 гг. до н.э.) в самой хеттской традиции приписывается царю по имени Лaбарна. Однако тексты, которые были бы составлены от его имени, не найдены. Самым ранним царем, известным по ряду записанных от его имени документов, был Хаттусили I. Вслед за ним в период Древнего царства правили несколько царей, среди которых наиболее крупными политическими фигурами были Мурсили I и Телепину.

Менее документирована история Среднего царства (1500-1400 гг. до н.э.). Наибольшего могущества достигло Хеттское царство во времена царей новохеттского периода (1400-1200 гг. до н.э.), среди которых особенно выделяются личности Суппилулиумы I, Мурсили II, Муваталли и Хаттусили III.

Власть царя и царицы в хеттском обществе во многом сохраняла сакральный характер. Исполнение правителем и правительницей многих культово-религиозных функций расценивалось в качестве деятельности, способствующей обеспечению плодородия страны и благополучия всего населения. Многие существенные стороны всего комплекса представлений о царе и царице как символах плодородия (а также о связанных с ними конкретных атрибутах: царском троне, жезле и т. п., священных животных - воплощениях власти) сохраняют отчетливые связи с представлениями, характерными для традиций страны Хатти.

Вместе с тем в институте царской власти хеттов, видимо, сказывается влияние практики, существовавшей в среде хетто-лувийского населения раннего периода, и в частности обычая избрания царя (предводителя) на народном собрании. Пережитком такого собрания считается хеттский панкус. В период Древнего царства хеттов в «собрание» входили воины (часть свободного населения царства Хатти) и высшие сановники. Панкус имел юридические и религиозные функции. Впоследствии этот институт отмирает.

Управление государством осуществлялось с помощью многочисленной администрации. Ее верхушку составляли главным образом родственники и свойственники царя. Они обычно назначались правителями городов и областей страны, становились высшими придворными.

Основу хозяйства хеттов составляли земледелие, скотоводство, ремесла (металлургия и изготовление орудий из металлов, гончарное, строительное дело и т. п.). Важную роль в хозяйстве играла торговля. Существовали государственные земли (дворцовые и храмовые), а также общинные, находившиеся в распоряжении определенных коллективов. Владение и пользование государственной землей связывалось с исполнением натуральной (саххан) и трудовой (луцци) повинностей.

От саххана и луцци были освобождены земли, принадлежавшие храмам и другим культовым учреждениям. Земли частного лица, находившегося на царской службе, полученные им в «дар» от царя, также могли быть освобождены от обязательств, связанных с сахханом и луцци.

Вместе с тем в некоторых хеттских документах сохраняются определенные свидетельства того, что в ранний период истории обществ древней Анатолии взаимоотношения царя с подданными могли регулироваться на основе института обменных дарений. Такой обмен по форме носил добровольный характер, но по существу был обязательным. Приношения подданных предназначались царю за то, что на нем лежала функция по обеспечению плодородия страны. Со своей стороны подданные могли рассчитывать на ответное отдаривание со стороны царя. Взаимный обмен, видимо, имел место в моменты важнейших общественных празднеств, приуроченных к основным сезонам года.

Институт взаимных услуг нашел свое отражение в ряде хеттских текстов, в которых предписывается дать «хлеб и масло голодному», дать «одежду голому». Подобные представления засвидетельствованы и в культуре многих древних обществ (в Египте, Месопотамии, Индии) и не могут быть выведены из некоего утопического гуманизма древних обществ.

В то же время очевидно, что на протяжении всей истории хеттского общества происходило постепенное вытеснение из общественной практики института, основанного на принципе взаимных обязательств владыки и подданных. Вполне вероятно, что из системы первоначально добровольных услуг, оказываемых населением вождю (царю), происходят и хеттские саххан и луцци, которые уже в период Древнего царства хеттов обозначали определенные повинности в пользу государства.

Такой вывод вполне согласуется с отраженной в некоторых хеттских текстах тенденцией к постепенному сокращению прав свободных граждан. В частности, в одном из параграфов хеттских законов говорится о том, что человек, имеющий поля, полученные им в «дар» от царя, не выполняет саххана и луцци. Согласно более поздней редакции законов, владелец таких дарственных полей уже должен был выполнять повинности и освобождался от них лишь по специальному царскому указу.

Другие статьи хеттских законов также свидетельствуют о том, что были упразднены свободы от несения повинностей, которыми пользовались в Хеттском государстве жители ряда городов, воины, некоторые категории ремесленников. Древние привилегии были сохранены за привратниками, жрецами, ткачами важнейших культовых центров государства (г. Аринны, Нерика и Ципланды). В то же время были лишены таких прав лица, проживавшие на земле этих жрецов и ткачей на правах совладельцев земли. Свобода от несения повинностей не только жрецов, но и привратников объясняется, видимо, тем, что последние профессии расценивались как занятия, имеющие ритуальный характер.

Вся история Хеттского государства - это история многочисленных войн, которые велись на различных направлениях:

на севере и северо-востоке - с воинственными причерноморскими народами каска, постоянно угрожавшими своими походами самому его существованию,

на юго-западе и западе - с царствами Киццуватна и Арцава, населенными лувийцами и хурритами;

на юге и юго-востоке - с хурритами (в том числе с хурритским царством Митанни).

Хетты вели войны с Египтом, в которых решался вопрос о том, какая из крупнейших держав Ближнего Востока того периода будет преобладать в районах Восточного Средиземноморья, через которые пролегали важные торговые пути всего субрегиона. На востоке они воевали с правителями царства Ацци.

Хеттская история знала периоды необычайных взлетов и падений. При Лабарне и Хаттусили I границы страны Хатти были расширены от «моря и до моря» (под этим подразумевалась территория от Черного до Средиземного моря). Хаттусили I завоевал ряд важных областей на юго-западе Малой Азии. В Северной Сирии он взял верх над мощным хуррито-семитским городом-государством Алалах, а также над двумя другими крупными центрами - Уршу (Варсува) и Хашшу (Хассува) - и начал длительную борьбу за Хальпу (совр. Алеппо).

Этот последний город был захвачен его преемником на престоле Мурсили I. В 1595 г. до н.э. Мурсили, кроме того, захватил Вавилон, разрушил его и взял богатую добычу. При Телепину под хеттским контролем оказалась и важная в стратегическом отношении область Малой Азии Киццуватна.

Эти и многие другие военные успехи привели к тому, что Хеттское царство стало одним из самых могущественных государств Ближнего Востока. Вместе с тем уже в древнехеттский период восточные и центральные области страны Хатти подвергались разорительным вторжениям хурритов с Армянского нагорья и из Северной Сирии. При хеттском царе Хантили хурриты захватили и даже казнили хеттскую царицу вместе с ее сыновьями.

Особенно громкие победы были достигнуты в период новохеттского царства. При Суппилулиуме I под контролем хеттов оказались западные области Анатолии (страны Арцава). Был одержан верх над причерноморским союзом каска, над царством Ацци-Хайаса. Суппилулиума достиг решительных успехов в борьбе с Митанни, на престол которой он возвел своего ставленника Шаттивазу. Были завоеваны важные центры Северной Сирии Хальпа и Каркемиш, правителями которых были посажены сыновья Суппилулиумы Пияссили и Телепину. Под контролем хеттов оказались многие царства Сирии вплоть до Ливанских гор.

Существенное укрепление позиций хеттов в Сирии в конечном счете привело к столкновению двух крупнейших держав того времени - Хеттского царства и Египта (см. Древний Египет). В битве у Кадета (Кинза) на р. Оронт хеттская армия под командованием царя Муваталли нанесла поражение египетским войскам Рамсеса II. Сам фараон чудом избежал плена.

Столь крупный успех хеттов, однако, не привел к изменению в соотношении сил. Борьба между ними продолжалась, и в конечном счете обе стороны были вынуждены признать стратегический паритет. Одним из свидетельств его явился уже упоминавшийся нами хеттско-египетский договор, заключенный Хаттусили III и Рамсесом II около 1296 г. до н. э.

Между хеттским и египетским дворами установились тесные, дружественные связи. Среди переписки царей страны Хатти с правителями других государств большинство составляют послания, направленные из Хатти в Египет и обратно в период правления Хаттусили III и Рамсеса II. Мирные отношения были закреплены браком Рамсеса II с одной из дочерей Хаттусили III.

В конце среднехеттского и в особенности в новохеттский период Хатти вступила в непосредственный контакт с государством Аххиява, видимо располагавшимся на самом крайнем юго-западе или западе Малой Азии (согласно некоторым исследователям, это царство может быть локализовано на о-вах Эгейского моря или в материковой Греции). Аххияву часто отождествляют с Микенской Грецией. Соответственно название государства связывают с термином «ахейцы», обозначавшим (по Гомеру) союз древнегреческих племен.

Яблоком раздора между Хатти и Аххиявой были как области западной Малой Азии, так и о-в Кипр. Борьба велась не только на суше, но и на море. Хетты дважды овладевали Кипром - при Тудхалии IV и Суппилулиуме II - последнем царе Хеттского государства. После одного из этих рейдов был заключен договор с Кипром.

В своей завоевательной политике хеттские цари опирались на организованную армию, включавшую как регулярные формирования, так и ополчение, которое поставляли зависимые от хеттов народы. Военные действия обычно начинались весной и продолжались до поздней осени. Однако в некоторых случаях ходили в походы и в зимнее время, главным образом на юг, а порой даже на восток, в области горной страны Хайаса.

В периоды между походами, во всяком случае, часть регулярных сил расквартировывалась в специальных военных лагерях. Во многих пограничных городах страны Хатти, а также в населенных пунктах, контролировавшихся хеттскими царями вассальных государств, несли службу специальные гарнизоны хеттских регулярных войск. Правители вассальных стран были обязаны снабжать гарнизоны хеттов продуктами питания.

Армия состояла главным образом из колесничьего войска и тяжеловооруженной пехоты. Хетты были одним из пионеров в использовании легких колесниц в армии. Хеттская колесница, запряженная двумя лошадьми, несшая на себе трех человек - возничего, воина (обычно копейщика) и прикрывавшего их щитоносца, представляла собой грозную силу.

Одно из ранних свидетельств боевого применения колесниц в Малой Азии встречается в древнейшем хеттском тексте Анитты. В нем говорится, что на 1400 пехотинцев войска Анитты приходилось 40 колесниц. О соотношении колесниц и пехотинцев в хеттской армии свидетельствуют и данные о битве у Кадеша. Здесь силы хеттского царя Муваталли состояли приблизительно из 20 тыс. пехотинцев и 2500 колесниц.

Колесницы представляли собой изделия высокого технического мастерства и стоили довольно дорого. Для их изготовления требовались специальные материалы: различные породы дерева, произраставшие главным образом на Армянском нагорье, кожа и металлы. Поэтому производство колесниц, вероятно, было централизованным и велось в специальных царских мастерских. Сохранились хеттские царские наставления для мастеров, изготовлявших колесницы.

Не менее трудоемким, дорогостоящим и высокопрофессиональным делом была и подготовка по специальной методике большого числа лошадей, впрягаемых в колесницы. Хеттские приемы ухода за лошадьми и обучения упряжных лошадей известны из древнейшего в мире трактата по тренингу, составленного от имени Киккули, и других подобных текстов. Главной целью многомесячных тренировок лошадей была выработка у них выносливости, необходимой для военных целей.

Наставление Киккули составлено на хеттском языке. Однако само имя тренера, по-видимому приглашенного на хеттскую службу, хурритское. Хурритскими являются и некоторые встречающиеся в трактате специальные термины. Эти и многие другие факты дают основание считать, что история изобретения боевых колесниц и методов подготовки лошадей, впрягавшихся в них, тесно связана с хурритами.

Вместе с тем определенное влияние на хурритские приемы тренинга лошадей оказали и индо-иранские племена. Так, специальные коневодческие термины - «лошадиный тренер», «стадион» (манеж), «поворот» (круг) - и числительные, использовавшиеся для обозначения количества «поворотов», были заимствованы из «митаннийского», арийского диалекта, носители которого распространились на части территории хурритского царства Митанни.

Для захвата городов хетты часто прибегали к осаде, используя при этом штурмовые орудия, широко применяли они и тактику ночных маршей.

Существенным инструментом хеттской внешней политики была дипломатия. Хетты имели дипломатические отношения со многими государствами Малой Азии и Ближнего Востока в целом; эти отношения в ряде случаев регулировались специальными договорами. В хеттских архивах сохранилось больше дипломатических актов, чем во всех вместе взятых архивах других государств Ближнего Востока.

Содержание посланий, которыми обменивались хеттские цари с правителями других стран, а также содержание международных соглашений хеттов показывает, что в дипломатии того времени существовали определенные нормы взаимоотношений государей, использовался во многом стандартный тип договора. Так, в зависимости от соотношения сил сторон цари обращались друг к другу как «брат к брату» или как «сын к отцу». Периодические обмены послами, посланиями, подарками, а также династические браки расценивались как акты, свидетельствующие о дружественных отношениях и благих намерениях сторон.

Международными сношениями руководило специальное ведомство при царской канцелярии. Видимо, в штат этого ведомства входили разного ранга послы, посланники и переводчики. Через послов, часто сопровождаемых переводчиками, письма государей, дипломатические акты (клинописные таблички в глиняных конвертах) доставлялись государям-адресатам. Доставленное письмо обычно служило своего рода верительной грамотой посла.

Письма, посылавшиеся из страны Хатти правителями царств Малой Азии, а также заключавшиеся с этими последними договоры составлялись на хеттском языке. К другим царям Ближнего Востока шли письма на аккадском языке, который был языком международных отношений. Договора в таком случае обычно составлялись в двух вариантах: один - на аккадском, а другой - на хеттском языке.

Послания государей иностранных держав, а также тексты международных соглашений порой обсуждались хеттским царем на специальном царском совете, именовавшемся тулией. Известно также, что утверждению договора могли предшествовать длительные консультации, во время которых согласовывался взаимоприемлемый проект соглашения, как, например, в связи с заключением договора между Хаттусили III и Рамсесом II.

Договоры скреплялись печатями царей, иногда они записывались не на глиняных, а на металлических (серебряных, бронзовых, железных) табличках, что практиковалось, в частности, хеттами. Таблички договоров обычно хранились перед статуями верховных божеств страны, так как боги, главные свидетели договора, вправе были наказать того, кто нарушит соглашение.

Большинство международных соглашений хеттов представляли собой акты, закреплявшие военные победы хеттской армии. Поэтому в них часто ощущается неравноправный характер взаимоотношений сторон. Хеттский царь обычно предстает в качестве «сюзерена», а его партнер - в качестве «вассала». Так, хеттские цари часто обязывали вассала платить дань, возвращать скрывавшихся у него беглых земледельцев и сановников, замешанных в политических интригах.

Они обязывают «данника» ежегодно являться с визитом пред очи хеттского царя, заботиться о гарнизонах хеттских войск, расквартированных в городах вассала, по первому зову выступать с войском на помощь хеттскому правителю, не поддерживать тайных сношений с государями других враждебных хеттам стран.

Вассал обязан был ежегодно (порой трижды в год) перечитывать соглашение. Соблюдать договор обязаны были сыновья, внуки и правнуки вассала, другими словами, он заключался как бы на вечные времена. Однако в действительности такие надежды редко оправдывались. Чтобы стимулировать подчиненную сторону к совместным действиям против враждебных сил, некоторые договоры содержат статьи, регулирующие правила раздела добычи: добыча принадлежит той армии, которая захватила ее.

Характерной чертой дипломатической практики хеттов были и династические браки. Хетты, видимо, относились к международным брачным союзам по-иному, нежели, например, египтяне. У последних, как свидетельствует переписка между Аменхотепом III и касситским правителем Вавилона Бурнабуриашем, считалось, что египетская царевна не может быть отдана в жены царю другой страны. Не только царевна, но даже знатная египтянка не была дана в жены Бурнабуриашу, хотя последний был согласен и на такую замену.

Одна из причин отказа, видимо, заключалась в том, что египтяне руководствовались принципом, согласно которому статус «дающих жен» ниже статуса «берущих жен» (подобные представления засвидетельствованы и во многих других архаических коллективах). Соответственно «выдача жены» могла означать принижение статуса фараона и страны в целом. В то же время известно, что в периоды упадка мощи Египта фараоны порой выдавали своих царевен замуж за иностранных государей. Более того, во время расцвета Хеттского государства при Суппилулиуме I вдова Тутанхамона слезно молила хеттского правителя прислать ей в мужья любого из его сыновей.

В отличие от египтян хеттские цари довольно охотно выдавали замуж своих дочерей и сестер. Часто они сами брали в жены иностранных царевен. Использовались такие браки не только для поддержания дружественных отношений. Династические браки порой связывали по рукам и ногам вассала. Ведь, выходя замуж, представительница хеттского царского рода попадала не в число гаремных наложниц, а становилась главной женой. Именно такое условие ставили хеттские правители перед своими зятьями.

Об этом говорится, в частности, в договорах, заключенных Суппилулиумой I с правителем Хайасы Хукканой и с царем Митанни Шаттивазой. Правда, такого условия нет в договоре Хатти с Египтом. Тем не менее известно, что в отличие от митаннийских царевен, которые были взяты в гарем египетского фараона, хеттская царевна, выданная замуж за Рамсеса II, считалась его главной женой.

Через посредство своих дочерей и сестер хеттские цари укрепляли свое влияние в других государствах. Более того, поскольку законными наследниками престола иностранного государства становились дети главной жены, возникала реальная возможность того, что в будущем, когда на трон взойдет племянник хеттского царя, влияние государства Хатти в вассальной стране еще более упрочится.

За время существования Хеттского государства его народом были созданы многие культурные ценности. К их числу относятся памятники искусства, архитектуры, разнообразные литературные сочинения. Вместе с тем культура Хатти сохранила в себе богатое наследие, почерпнутое из традиций древних этносов Анатолии, а также заимствованное из культур Месопотамии, Сирии, Кавказа. Она стала важным звеном, соединившим культуры древнего Востока с культурами Греции и Рима.

К оригинальному жанру литературы относятся анналы - древнехеттские Хаттусили I, среднехеттские Мурсили II. Среди произведений ранней хеттской литературы привлекают внимание «Повесть о царице города Канеса» и погребальная песня. В «Повести о царице города Канеса» речь идет о чудесном рождении у царицы 30 сыновей. Близнецов поместили в горшки и пустили плыть по реке. Но они были спасены богами. Через некоторое время царица родила 30 дочерей. Повзрослев, сыновья отправились на поиски матери и пришли в Канес. Но поскольку боги подменили человеческую суть сыновей, они не узнали своей матери и взяли в жены своих сестер. Самый младший, узнав сестер, пытался воспротивиться браку, но было слишком поздно.

Сказание о царице города Канеса имеет обрядовый фольклорный источник. Мотив брака братьев и сестер обнаруживает очевидные типологические параллели с письменными и фольклорными текстами многих народов, в которых представлена тема кровосмешения. Широко известен во многих культурах и архаический обычай расправы с близнецами, подобный тому, о котором повествуется в хеттском тексте.

Среди оригинальных жанров хеттской литературы периода Среднего и Нового царств следует отметить молитвы, в которых исследователями обнаруживаются совпадения с идеями ветхозаветной и новозаветной литературы, а также «Автобиографию» Хаттусили III - одну из первых автобиографий в мировой литературе.

В период Среднего и Нового царств на хеттскую культуру сильное влияние оказала культура хуррито-лувийского населения юга и юго-запада Анатолии. Это культурное влияние явилось лишь одной из сторон воздействия. Подобно тому как в период Древнего царства хеттские цари носили в основном хаттские имена, в этот период цари, происходившие из хурритской династии, имели по два имени. Одно - хурритское - они получали от рождения, другое - хеттское (хаттское) - по восшествии на престол.

Хурритское влияние обнаруживается в рельефах хеттского святилища в Язылыкая. Благодаря хурритам и непосредственно из культуры этого народа хетты переняли и переложили на свои язык ряд литературных произведений: аккадские тексты о Саргоне Древнем и Нарам-Суэне, шумерский эпос о Гильгамеше, имеющий в целом месопотамский первоисточник - среднехеттский гимн Солнцу, хурритские эпосы «О царстве на небесах», «Песнь об Улликумми», рассказы «Об охотнике Кесси», «О герое Гурпаранцаху», сказки «Об Аппу и двух его сыновьях», «О боге Солнца, корове и рыбачьей чете». Именно хеттским переложениям мы обязаны, в частности, тем, что многие произведения хурритской литературы не исчезли безвозвратно в глубине веков.

Одно из важнейших значений хеттской культуры заключается в том, что она выполняла роль посредника между цивилизациями Ближнего Востока и Греции. В частности, обнаруживаются сходства между хеттскими текстами, являющимися переложениями соответствующих хаттских и хурритских, с греческими мифами, зафиксированными в «Теогонии» греческого поэта VIII-VII вв. до н.э. Гесиода. Так, существенные аналогии прослеживаются между греческим мифом о борьбе Зевса со змееподобным Тифоном и хеттским мифом о сражении бога Грозы со Змеем. Имеются параллели между тем же греческим мифом и хурритским эпосом о каменном чудовище Улликумми в «Песне об Улликумми». В этом последнем упоминается гора Хацци, куда переселился бог Грозы после первого сражения с Улликумми. Та же гора Касион (по более позднему автору - Аполлодору) - место сражения Зевса с Тифоном.

В «Теогонии» история происхождения богов описывается как насильственная смена нескольких поколений богов. Эта история, возможно, восходит к хурритскому циклу о царствовании на небесах. Согласно ему, вначале в мире царствовал бог Алалу (связанный с Нижним миром). Он был свергнут богом неба Ану. На смену ему пришел бог Кумарби, который в свою очередь был низвергнут с престола богом Грозы Тешубом. Каждый из богов царствовал по девять веков. Последовательная смена богов (Алалу - Ану - Кумарби - бог Грозы Тешуб) представлена и в греческой мифологии (Океан - Уран - Крон - Зевс). Совпадает мотив смены не только поколений, но и функций богов (хурритское Ану от шумерского Ан - «небо»; бог Грозы Тешуб и греческий Зевс).

Среди отдельных совпадений греческой и хурритской мифологий отмечаются греческий Атлант, который держит Небо на своих плечах, и хурритский великан Упеллури в «Песне об Улликумми», поддерживающий Небо и Землю (аналогичный образ бога известен и в хаттской мифологии). На плече Упеллури росло каменное чудовище Улликумми. Бог Эа лишил его силы, отделив его с помощью резака от плеча Упеллури. Согласно хурритской мифологии, этот резак был впервые использован при отделении Неба от Земли.

Способ лишения силы Улликумми имеет параллели в мифе об Антее. Антей, сын Посейдона, повелителя морей, и Геи, богини Земли, был непобедим, пока прикасался к матери-земле. Геракл сумел задушить его, только подняв вверх и оторвав от источника силы. Как и в «Песне об Улликумми», согласно греческой мифологии, специальное орудие (серп) используется для отделения от Земли (Геи) Неба (Урана) и оскопления последнего.

Около 1200 г. до н. э. Хеттское государство перестало существовать. Падение его, по-видимому, было обусловлено двумя причинами. С одной стороны, оно было вызвано усилившимися центробежными тенденциями, приведшими к распаду некогда могучей державы. С другой стороны, вероятно, что потерявшая былую силу страна подверглась нашествию племен Эгейского мира, именуемых в египетских текстах «народами моря». Однако, какие именно племена среди «народов мира» участвовали в разрушении страны Хатти, точно не известно.

++++++++++++++++++++++++++

Ю.В. Максименко

Хетты - древние славяне


ВСТУПЛЕНИЕ

ГЛАВА 1 КТО ТАКИЕ ХЕТТЫ

I ОБ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАРОДИНЕ

II АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА

III ОТКУДА ПРИШЛИ ХЕТТЫ

ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ ХЕТТОВ

I О ЗАРОЖДЕНИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ХЕТТОВ

II ИСТОРИЯ ХЕТТОВ

ГЛАВА 3 КУДАИСЧЕЗЛИ ХЕТТЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

В конце XX века начались раскопки в Аркаиме, прогремевшие на весь мир. На Южном Урале открыли арийскую синташскую культуру II тысячелетия до н.э. И в ней неожиданно для археологов обнаружились связи с хеттской цивилизацией. Прежде всего, это многочисленные керамические статуэтки богини-матери, выполненные в стиле характерном для большинства древних индоевропейских племён Анатолии, где располагался центр хеттской державы. Так же в Аркаиме было обнаружено захоронение воина вместе с бронзовым оружием, ритуальными сосудами и боевыми колесницами. И оружие, и сосуды, и колесницы были типично хеттского типа.

Детали воинского ритуала захоронения лошадей вместе с хозяином тоже были очень схожи с хеттским. Вход в жилые дома в крепости Аркаим был с крыши, как и во многих домах древней Анатолии. Были сделаны и вообще трудно объяснимые находки. В руинах городов синташской культуры были найдены глиняные макеты печени с обозначением гадательных секторов и точек. Напомним, что гадание по печени жертвенных животных считалось обычаем древних этрусков, уже у них его переняли древние римляне. Некоторые учёные поэтому прослеживают связь: андроновцы - хетты - троянцы - этруски.

Считается, что предки хеттов и лувийцев были первыми, кто в поисках новой родины покинул место жительства индоевропейских племен, когда те еще жили довольно компактно и говорили на едином языке. Древнейшее отпадение хеттов от индоевропейского языка доказывают обычно отсутствием в анатолийских языках некоторых типично индоевропейских грамматических категорий - двойственного числа или разделения родов существительных на мужской и женский. Предполагается, что в момент ухода анатолийцев эти категории только зарождались в индоевропейском языке.

Ученым, занимающимся сравнительным изучением языков, удалось открыть, что почти все европейские языки имеют общее происхождение и что одного же происхождения с ними были древние языки санскрит и зенд, на которых были написаны священные книги Индии и Ирана. Из родства языков, заключающегося в общих корнях слов и в сходных грамматических формах, ученые вывели то заключение, что индийцы, иранцы, армяне, греки, римляне, кельты, германцы, славяне и литовцы происходят от общих предков, т.е. от одного народа, который принято называть арийцами (или праарийцами) по тому, как называли себя древнейшие представители племени, занявшие Индию и Иран. Конечно, ни один арийский народ не сохранил в своих жилах чистоту крови общих им всех предков, так как, расселяясь в течение тысячелетий по громаднейшей территории от Индийского до Атлантического океана, отдельные племена древних арийцев смешивались с населениями весьма различного происхождения. Кроме того, и неарийские народности могли перенимать у арийцев их язык и, таким образом, как бы делаться потомками первобытных арийцев не в физическом, а только в культурном отношении. Почти, наверное, можно сказать, что индийцы и иранцы, одинаково называвшие себя «ариями», ранее других частей отделились от общего корня и, долгое время, составляя один народ, жили до своего перехода в Индию и Иран в тех местах, которые многими учеными считались прародиной всех вообще арийцев (см. главу 1). На пути следования из северных земель у Ледовитого океана как раз и находится синташская культура на Южном Урале. Установлено, что в то время, как одни азиатские арийцы с Южного Урала направились через горный хребет Гиндукуш на юго-восток, в долину Инда, другие двинулись на юго-запад, в страну между Каспийским морем и Персидским заливом.

Как представляется, этот процесс - перемещение и расселение племен не был одномоментным, а происходил непрерывно, в том числе и до зарождения синтайшской культуры. Одни рода поселялись на новых местах и обживались, другие двигались далее в поисках лучшей доли. Так вот, движение индоевропейцев синтайшской культуры с Урала в сторону юга началось до 2300 г. до н.э. Полагаем в этой связи, что возникший по академической науке неизвестно откуда в Малой Азии народ хеттов (индоевропейцев) имеет прямое отношение к представителям синташской культуры, о чем отмечено выше. Судя по всему, представители этой культуры перемещались не только на юг в обозначенных направлениях, но и в том числе в сторону Кавказа, и, перейдя через горы, освоили территорию Малой Азии.

Академическая историческая наука, не зная наверняка, откуда появились хетты, высказывает предположение, что они пришли с Балкан. Но против этого говорят очевидные факты. Известная всем Троя была частью анатолийской (хеттской) цивилизации. Многие из предметов, обнаруженных в Трое, скорее принадлежат этой восточной, анатолийской культуре, нежели древней греческой цивилизации. В Трое нашли бронзовую печать с надписью - первый письменный памятник, встреченный там. Надпись выполнена иероглифами на лувийском языке. В то время лувийский язык был широко распространён на просторах Малой Азии. Им пользовались и хетты. Крепостные стены Трои напоминали анатолийские укрепления, а вовсе не микенские: книзу стены расширялись, вверху же, возможно, были зубчатыми; по периметру их высились башни-надстройки. Оборонительный ров также хорошо вписывается в общий - «восточный» - облик Трои: именно в Центральной Анатолии и Северной Сирии, а никак не в микенской Греции можно встретить подобные крепости с хорошо укрепленным и тесно застроенным Нижним городом. Характер жилищ также типичен именно для анатолийской архитектуры. Перед южными воротами Трои еще и сегодня видны четыре стелы, установленные на мощном каменном постаменте, - у хеттов они служили символами бога - покровителя города. На кладбище, устроенном близ городских стен, видны следы кремации. Такой способ погребения характерен для хеттов, а вовсе не для западных народов той эпохи. До позднеминойского периода, то есть до 1400 г. до н.э., греки предавали тела умерших земле. Как установлено, основателями Трои-VI (ок. 1700 г. до н.э.) по происхождению были лувийцы - один из индоевропейских народов, который наряду с хеттами переселился в Анатолию.

И самое главное - неоспариваемое ныне никем положение, что хеттский язык является индоевропейским языком! Поразительное открытие Б.Грозного, разумеется, не было результатом случайного озарения. Напомним, что подобную идею высказал еще в 1902 году Й.А.Кнудтсон, но впоследствии под давлением критики со стороны всех филологов и историков он отказался от нее. Когда Грозный принимался за дешифровку хеттского языка, он разделял общепринятую во всем ученом мире точку зрения, что хеттский язык — язык семитский. Ведь и участвовать в работе по изданию наследия Винклера его пригласили как семитолога. Грозный разделял эту точку зрения, но — и это главное — не делал на нее ставки. Без всяких предрассудков, «готовый пожертвовать даже самой восхитительной гипотезой», ученый приступил к работе, и, когда убедился, что факты не укладываются в общепризнанную теорию, он не провозгласил «тем хуже для фактов», но пришел к выводу, что, «кажется, эта теория несостоятельна».

«Решение хеттской проблемы» - так назвал Б.Грозный свое «предварительное сообщение», которое он опубликовал в 56-м номере «Известий Германского востоковедческого общества в Берлине». И это название полностью соответствовало действительности. Первое сообщение о дешифровке хеттского языка ученый сделал 24 ноября 1915 года, выступив в берлинском Обществе по изучению Передней Азии. Вскоре после этого, 16 декабря 1915 года, он повторил ту же лекцию в венском археологическом обществе «Эранос Виндобонензис». Одновременно с «Предварительным сообщением», вышедшим на немецком языке, Грозный написал небольшую статью для «Вестника чешской Академии наук, литературы и искусства», которая увидела свет перед самым Рождеством 1915 года. Статья называлась «Открытие нового индоевропейского языка». Настоящую серьезную монографию он выпустил в 1917 году в лейпцигском издательстве Гинрихса. Название монографии — «Язык хеттов, его структура и принадлежность к семье индоевропейских языков».

Б.Грозный определил место хеттов в семье индоевропейских народов. Он полагал, что хеттский язык непосредственно примыкает к итало-кельтским языкам, прежде всего к латинскому, и является также родственным славянским языкам. На каком же языке говорили хетты? Б.Грозный открыл нам этот секрет: «В одном хеттском тексте этот язык обозначается словом nasili, в котором я сначала усмотрел притяжательное местоимение 1-го лица множественного числа, подобное латинскому nos, то есть «наш» в смысле «в нашем языке», «по-нашему»... Правильное объяснение названию индоевропейского хеттского языка nasili я дал позднее, обратив внимание на одну старинную хеттскую надпись, автором которой был хеттский царь Анниташ XVIII века до Р. Хр. Этот царь вскоре после вторжения индоевропейских хеттов в Малую Азию объединил отдельные малоазиатские царства или княжества в единую могущественную империю. Одновременно он перенес свою резиденцию из города Кушшар в город Нешаш, вероятно, позднейшую Ниссу, которую он великолепно отстроил. Нешаш явилась первой столицей империи, созданной индоевропейскими хеттами. Учитывая эти обстоятельства, можно предположить, что, подобно тому, как название языка hattili произошло от города Хатти, язык индоевропейских завоевателей был назван по имени города Нешаш — nasili — «по-несийски», то есть языком несийским (чередование гласных а-е в хеттском языке довольно распространено). Это предположение подтвердилось другой надписью, в которой индоевропейский хеттский язык назван nesummili — «по-несийски», что еще явственнее связано с названием города Нешаш. Итак, нешиты, или неситы, — вот подлинное название индоевропейских хеттов».

Хетты сами называли себя неситами, но говоря об их языке, мы употребляем название хеттский, а не несийский. А коренных жителей Хеттского царства, язык которых употреблялся впоследствии лишь при богослужениях, мы называем хаттийцами. После опубликования «Языка хеттов» Грозный продолжал свои изыскания и благодаря коллективным усилиям целого ряда филологов — специалистов по древнему Востоку, особенно Ф.Зоммера, Г.Элольфа, Э.Форрера, И.Фридриха, А.Гётце, Э.Стертевэнта, Г.Оттена и Э.Лароша — хеттский клинописный язык был дешифрован до мельчайших подробностей со всеми необходимыми уточнениями и доработками. В 1948 году, оглядываясь назад, на грандиозное дело своей жизни, Бедржих Грозный мог с удовлетворением констатировать: «После девяти лет самой придирчивой проверки всех моих доказательств и признания их справедливыми моя дешифровка хеттского языка и моя теория о его индоевропейском происхождении постепенно сделались достоянием науки, что теперь уже никто не ставит под сомнение».

Индоевропейское происхождение языка указывает и на индоевропейское 1 происхождение народа, который на нем говорил. Откуда же мог взяться в Малой Азии индоевропейский народ, создавший своеобразный политический уклад, своеобразное законодательство, своеобразную культуру еще во времена догомеровской и даже домикенской Греции? При этом хетты не ушли в небытие и с падением столицы Хаттусы и крушением их державы. Они передали свои знания, опыт и кровь другим народам, в том числе и славянам. Это было древнее индоевропейское племя, создавшее сорок веков назад великую цивилизацию, которую египтяне называли - «Страна царя Хатти». Основные посылы нашего исследования обозначены во вступлении. В дальнейшем предполагается подробно рассмотреть как вопросы происхождения хеттов, чтобы понять, кто же такие были хетты и какова их роль в становлении современной цивилизации, а также проанализировать, куда же хетты на самом деле делись после крушения своей империи.

1 Т.е. арийское.

Полный текст доступен в формате PDF (1284Кб)

Индоевропейцы в Малой Азии . В IV–III тысячелетиях до н. э. усилилась засуха. Скотоводы степей Евразии в поисках травы для скота стали передвигаться к югу. Некоторые ученые считают, что в это время индоевропейцы проникли в Грецию и Азию. Например, из южнорусских степей в Грецию пришли микенцы, из Закавказья в Ханаан - митаннийцы, в Месопотамию - касситы, в Иран и Индию - арийцы, в Анатолию - хетты.

Правда, другие исследователи полагают, что индоевропейцы всегда жили в Анатолии (современная Турция) - Южном Прикаспии, а движение племен во II тысячелетии до н. э. только вызвало стремление народов Ближнего и Среднего Востока объединиться в государства, чтобы защититься от нашествий других племен. Первым крупным государством индоевропейцев считается Хеттское царство в Анатолии.

Анатолия входила в область, где впервые возникло сельское хозяйство. Здесь еще в 6500 году до н. э. появился один из первых городов - Чатал Гуйюк, с древнейшими храмами. Чатал Гуйюк, как и Иерихон, погиб от засухи, охватившей огромную территорию в VI тысячелетии до н. э.

Прошла засуха, климат стал влажным. В Южной Месопотамии начались потопы, а засушливая Анатолия вновь зазеленела. Здесь стали возрождаться города и цивилизации. Возникли государства хеттов, эблаитов и др.

В каждом таком государстве власть постепенно переходила, по примеру Египта, в руки отдельных царей. Они устраивали себе богатые гробницы.

Алача Гуйюк . Одна из таких гробниц недавно была найдена археологами на холме Алача Гуйюк. Поселение здесь образовалось в IV–III тысячелетиях до н. э. В нем открыто богатое кладбище с 13 погребениями. Люди были похоронены примерно около 1250 года до н. э. Обнаружены медные фигурки быков и оленей, солнечные диски, украшения, оружие и посуда. Предметов из золота и меди оказалось так много, что могильник назвали «царским». Гробница была устроена так, что ее можно было открыть. Когда умер царь, гробницу открыли и его тело положили рядом с телом умершей ранее царицы. Любимую собаку царя убили и тоже поместили рядом с хозяином, чтобы она сопровождала его в загробном мире. На могилы были положены головы забитых быков.

Неподалеку от гробницы находится древний город - столица государства хеттов - Хаттус (современный Богазкей, в 150 км восточнее Анкары).

Хетты. Они были индоевропейцами. Некоторые ученые считают их нашими общими предками, пришедшими в Европу по берегу Каспия и через Урал. Никто не знает, откуда хетты проникли в Малую Азию, возможно, с давних времен они жили здесь, но лишь в III тысячелетии до н. э. стали основывать богатые города в Анатолии. К 1680 году до н. э. они объединились в одно государство. В течение последующих 200 лет хетты постепенно завоевали всю страну.

Хеттские города были обнесены массивными стенами из огромных блоков камня, с большими воротами и рельефами, изображающими сфинксов. Под городскими стенами был прорыт узкий тоннель. Во время осады защитники могли выйти через него в тыл врага.

Дома хеттов имели плоские крыши, на которые поднимались по наружным лестницам. Такие же дома строили здесь еще за 5 тысяч лет до образования государства хеттов, в Чатал Гуйюке. Возможно, хетты были потомками чаталцев.

Во дворах домов были печи для обжига глиняных таблеток. Хетты нашли медь в Анатолии и стали разрабатывать рудники. Они построили специальные базы для торговли медью и постепенно взяли в свои руки всю иностранную торговлю металлом. Это сделало их могущественными. Около 1500 года до н. э. хетты организовали торговлю бронзой, которая была намного прочнее меди.

Хетты были воинственным народом. В свои колесницы они запрягали обычно двух или больше лошадей. Они захватили государство Митанни и вышли в Месопотамию.

Митаннийцы . Те были индоевропейцами и жили в Северной Месопотамии. Считается, что они пришли из государства Урарту (современная Армения и северная Турция). Между 1450 и 1390 годами до н. э. митаннийцы создали империю, которая простиралась от гор Загроса до Средиземного моря. Они были искусными наездниками. До нас дошли их книги по коневодству. Сначала митаннийцы выступали против египтян, но в 1440 году до н. э. заключили с ними мир. После 1370 года до н. э. хетты подчинили митаннийцев. Они захватили и Вавилон.

Из четырех великих империй, правивших миром в то время (Митанни, Вавилон, Египет и Хеттское царство), осталось две - Египет и Хеттское царство. Хетты уже захватили часть египетской империи. Фараон Рамзее II Великий с огромным войском двинулся на хеттов.

Битва при Кадеше и «народы моря» . В 1284 году до н. э. состоялась битва при Кадеше. Хеттские разведчики, встретив войско египтян, стали уверять их, что хетты еще очень далеко, в 200 км, а между тем они были уже рядом. Фараон поверил разведчикам хеттов и стал не спеша строить лагерь. В этот момент хетты и напали на египтян и уничтожили почти все их войско.

Хетты и египтяне заключили мир и подписали договор. Это был первый международный договор в истории. В 1270 году до н. э. Рамзее II женился на хеттской принцессе.

Около 1200 года до н. э. на хеттскую империю напали отряды разбойников - так называемые «народы моря». Считается, что они пришли с островов Средиземного моря.

В это время гибнут цивилизации Крита и Микен. Часть обитателей островов и Греции из-за засухи и землетрясений покинула свои страны и двинулась искать место для новых поселений. Они снарядили корабли, взяли с собой семьи. Сходя на сушу, они пересаживались на повозки. Разгромив хеттов, они захватили Кипр и двинулись на Египет. Все египтяне были мобилизованы в армию. В морском сражении и в битве на суше «народы моря» были с трудом разбиты.

Хеттские боги . Найдены таблички с рисунками хеттских богов и богинь. Их было много. Некоторые фигурки похожи на те, что обнаружены в Чагал Гуйюке, например фигурка сидящей «богини матери». Были у хеттов и свои боги, например бог погоды Тешуб. Некоторых богов хетты заимствовали у хурритов, появившихся в Месопотамии в III тысячелетии до н. э., видимо, из Урарту. Хурриты создали несколько царств в Северной Месопотамии, а затем объединились с митаннийцами. Во II тысячелетии до н. э. они создали аристократическую прослойку в Ханаане, правившую аморитами (амореями) и ханаанами.

В деревнях хеттов сохранилось много богов-животных, которые постепенно заменялись на богов в человеческом облике. Хетты вырезали фигуры богов на скалах и устраивали около них храмы. После установления царской власти по примеру египтян «живыми богами» объявлялись хеттские правители.

Государственное управление хеттов . Хеттское государство было основано в начале III тысячелетия до н. э. Уже в XXIII веке до н. э. в надписях появляется имя правителя - Памбис. В столице хеттов Хаттусе открыт огромный письменный архив из 15 тысяч глиняных табличек, повествующих о различных сторонах деятельности государства и возвеличивающих их правителей.

Любопытно, что почти все найденные документы относятся к новохеттскому периоду, т. е. XIV–XIII векам до н. э., и нет ни одного документа III тысячелетия до н. э. К XVII веку до н. э. воcходит всего один документ. Возможно, это объясняется тем, что ранние документы просто не дошли до нас или были уничтожены. В истории известно немало примеров, когда единовластный император или какой-то другой властитель уничтожал книги и запрещал заниматься историей.

Первые хеттские цари правили как вожди вместе с советом старейшин, но около XII века до н. э. они превратились в неограниченных правителей. Как и в Древнем Египте, их начали обожествлять. Царя хеттов называли верным «преемником и исполнителем заветов» великого бога грозы, его наместником на земле. Государство стало строго централизованным. Отдельными областями правили назначенные царем наместники. Население должно было нести обязательную хозяйственную и воинскую повинность. Можно сказать, что в хеттском государстве была установлена такая же система единовластия, как в Египте, но живого образца для подражания, в виде обожествленных павианов, здесь не было, что, видимо, также сыграло свою роль в гибели государства хеттов.

После нападения «народов моря» часть хеттов ушла к югу. Они поселились на территории современной Сирии, где образовали новые города-государства, например Каркемиш.

Кочевники арамеи из пустынь переселились в более плодородные районы. На землях Ассирии, Вавилона и Сирии они создали свои города, например Дамаск. Вместо хеттской державы образовалась ассирийская империя. После упадка микенской культуры в Греции господствовать в морской торговле стали финикийцы.

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

6. ХЕТТЫ В ПАЛЕСТИНЕ Теперь пора обратить внимание на тот парадоксальный факт, что, вопреки встречающимся в Ветхом Завете упоминаниям о хеттах как об одном из народов Палестины, в ходе изучения истории древнего народа Хатти мы отступали от палестинских земель все дальше

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Митанни и хетты Примыкавшие к северной Месопотамии районы Малой Азии и Армянского нагорья (оз. Ван) в начале II тысячелетия до н.э. были заселены разными племенами, в частности хурритами и хатти. Инфильтрация в эти земли индоевропейского племени хеттов (чье имя было, видимо,

Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор Поль

Ахейцы и хетты Лет шестьдесят назад у историков появилась великая надежда. Это произошло, когда Грозный и его ученики начали расшифровывать архивы Хаттусы, столицы хеттского царства, располагавшейся рядом с современным Богазкёем, в ста пятидесяти километрах к востоку

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Хетты, ошибка XIX века Ранее мы показали, что Земля обетованная, на завоевание которой библейский Моисей вел свой народ, была не на Ближнем Востоке, а на севере Италии, юге Франции, в Швейцарии. Историческая Финикия также располагалась в Европе (Венеция). Неправильная

Из книги 50 знаменитых загадок древнего мира автора Ермановская Анна Эдуардовна

Великодушные хетты В Ветхом Завете хетты фигурируют главным образом как одно из племен, живущих в Палестине, с которым израильтяне встретились, ступив на Землю обетованную. Хорошо известен перечень племен, упоминающихся в книге Бытия (XV. 19–21): кенеи, кенезеи, кедмонеи,

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

3. ХЕТТЫ С началом правления 19-й династии (1305 гдо н.э.) начались военные столкновения Египта с одним из самых могущественных государств в Малой Азии, называемом Хеттской державой, за господство в Сирии. Это государство не было однородно по своей структуре; в его состав

Из книги История разводов автора Ивик Олег

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

6. Хетты в Палестине Теперь мы должны рассмотреть следующий парадоксальный факт: в то время как хетты появляются в Ветхом завете как палестинское племя, накопление наших знаний об истории древнего народа хатти уводит нас все дальше от Палестины и, наконец, родина хеттов

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

3. ХЕТТЫ С началом правления 19-й династии (1305 гдо н. э.) начались военные столкновения Египта с одним из самых могущественных государств в Малой Азии, называемом Хеттской державой, за господство в Сирии. Это государство не было однородно по своей структуре; в его состав

Из книги Хетты и их современники в Малой Азии автора Маккуин Джеймс Г

Глава II. Кто же такие хетты? В 1902 г. норвежский ученый И. А. Кнудсон заявил, озадачив весь мир скептиков, что им открыт новый, доселе неизвестный индоевропейский язык. Он утверждал, что обнаружил его на двух глиняных табличках с клинописью, найденных пятнадцать лет назад в

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

«Малые хетты» и их письмена Хетты создали третью великую державу Древнего Востока, соперничавшую с Египтом и Вавилонией. Они оставили нам величественные барельефы, высеченные на скалах, руины городов, клинописные и иероглифические письмена. Хеттский царь Мурсили I

Из книги Великие тайны Руси [История. Прародины. Предки. Святыни] автора Асов Александр Игоревич

Атланты, хетты и русы Античные историки и поэты убедили нас, что мифы об Атланте возникли в Причерноморье и Малой Азии.Атлант – титан, из поколения наиболее древних богов, кои были почитаемы ещё до вторжения греческих племён на Балканы. Считается даже, что в мифах о борьбе

Из книги Древняя Ассирия автора Мочалов Михаил Юрьевич

Хетты Хеттская держава была одним из сильнейших государств своего времени. Она занимала обширную территорию, охватывающую Центральную и Восточную Малую Азию, а также северосирийские земли. Для окружавших их народов хетты, несомненно, служили примером организации

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Хетты Несколько лет назад мне довелось принять участие в одном из выездных заседаний Российско-Турецкой комиссии по внешнеэкономическим связям. По предложению турецкой стороны это заседание было проведено в Анапе, в которой сложилась довольно серьезная медицинская

Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд Николаевич

Хетты Индоевропейцы в Малой Азии. В IV–III тысячелетиях до н. э. усилилась засуха. Скотоводы степей Евразии в поисках травы для скота стали передвигаться к югу. Некоторые ученые считают, что в это время индоевропейцы проникли в Грецию и Азию. Например, из южнорусских степей

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Хетты Богазкеойский архив Перед нами лежат клинописные таблички. Мы знаем уже клинопись на вавилонских и ассирийских памятникам, но эта клинопись выглядит иначе. Некоторые знаки совсем не похожи на вавилонские, хотя многие совпадают с ними. Что же это за таблички?

Обнаруженные археологами в городах Малой Азии клинописные тексты свидетельствуют, что древнейшее население Анатолии - хатти говорили на языке, отличном от языка народа, создавшего военную Хеттскую державу. Этот народ оставил лишь своё имя стране и завоевателям, которые появились на этих землях в начале II тысячелетия до н. э.
Эта держава была самой могущественной державой своего времени. Силой, которая крушила армии и поглощала империи. Династия которой разрасталась, чтобы стать первым государством в Малой Азии. Государством, основанным на самой передовой юридической системе своего времени. Цивилизацией, которая формировала связи между Древним Востоком и Западом. Язык, который является самым ранним образцом из всех индо-европейских языков. Цари, побеждавшие фараонов в величайших битвах древности. Гордые мужчины и независимые женщины, которые правили Ближним Востоком. Империя, которая изменила Древний Мир.
Новые племена принесли с собой многие элементы чуждой, кочевой, культуры, такие, как коневодство и широкое использование конницы в военных действиях, а также новый язык, точнее, несколько языков, которые исследователи относят к семье индоевропейских. Племена, пришедшие в район города Неса (к югу от реки Галиас) и названные неситами, впоследствии завоевали всю Малую Азию. На севере Малой Азии индоевропейцы поселились в районе Пала. Они получили имя палийцы, а на юге и юго-западе расселились лувийцы. В результате смешения индоевропейских неситов с племенами хатти в Анатолии образовался новый народ — хетты. Впоследствии, когда Хеттская царство заняло почти весь полуостров Малая Азия и часть Сирии, неситский язык был вытеснен родственным ему лувийским, который и стал языком хеттской цивилизации.

Сами завоеватели очень быстро переняли все достижения народа хатти — обработку железа и метод земледелия, многие традиции и обычаи. Смешение пришлых племён с местными общинами в XVII в. до н. э. и стало основой для образования Хеттская цивилизация. Его историю условно делят на три периода: древний (1650—1500 гг. до н. э.), средний (1500—1400 гг. до н. э.), новый (1400—1200 гг. до н. э.).

Начало развития цивилизации

Что же представляло собой цивилизация Хеттов в начале своей истории? Его уклад базировался на традициях родового строя пришлых племён. Хеттские цари правили совместно с так называемым панкусом, который объединял всех боеспособных граждан. Панкусом руководила тулия — совет, состоявший из родовой аристократии, членов царского рода: братьев царя, его сыновей и других родственников. Наследовал царю сначала не родной сын, а усыновлённый племянник — сын его сестры. Высокое положение занимала и царица. Если царь умирал, жена сохраняла за собой титул царицы в правление нового царя, а супруга последнего называлась лишь женой царя и только после смерти вдовствующей царицы получала её статус.

В конце XVIII в. до н. э. династия Анитты — первого царствующего рода — уступила власть другому царскому дому. Один из его царей, Лабарна I, правивший в период около 1675—1650 гг. до н. э., стал великим завоевателем и реформатором. Ему удалось расширить границы Хеттского царства «от моря до моря». Современники Лабарны по достоинству оценили его деятельность: имена царя и его супруги Таваннанны стали титулами всех последующих хеттских царей и цариц. Его преемник — племянник Хаттусили I (около 1650— 1620 гг. до н. э.) продолжил политику своего предшественника. Он перенёс столицу царства в главный город хаттов — Хаттусас, после чего государство стало называться Хеттским. Хаттусили I ещё более расширил владения хеттов, вплоть до Сирии. Он разрушил и старую систему наследования. Из письменных источников известно, что Хаттусили I, игнорируя традиции, отстранил от наследования своего племянника. Предлогом для этого стало равнодушное отношение племянника к болезни дяди. В результате ссоры против царя выступили многие члены его рода, даже собственные дети. После всех передряг новым престолонаследником стал усыновлённый внук царя — Мурсили, вдвоём с которым они подавили возникшую междоусобицу и выступили походом на юг, закончившимся в правление Мурсили I (около 1625—1590 гг. до н. э.) покорением Вавилона.

Успешные военные походы в Северную Сирию и Вавилон заложили основы могущественной военной Хеттской державы. Уже в древне-хеттский период был создан Дом печати — царская сокровищница, куда поступали доходы от военных экспедиций, дань от покорённых соседей.

Пока остаётся неясным, как развивалась история хеттов в эпоху среднего периода, но через 100 лет, в новохеттский период, их держава сравнялась могуществом с Египтом, Вавилоном и Ассирией. В XIV в. до н. э. Хеттское царство находилось на вершине своего могущества. Знаменитый царь Суппилулиума I в это время провёл самые удачные военные кампании за всю историю хеттов, влияние которых в районе Восточного Средиземноморья распространилось вплоть до Египта. Суппилулиума I разгромил грозного восточного соседа — державу Митанни, которой были подвластны земли Северной Сирии и Северной Месопотамии. При его преемнике Мурсили II хетты вышли к берегам Эгейского моря.

После укрепления позиций хеттов в Сирии стало неизбежным их столкновение с Египтом. Противостояние двух великих держав завершилось мирным договором, но войны с египтянами всё же подорвали их силы. Войны, столетиями бывшие для них удачным промыслом, привели в XIII в. до н. э. к кризису древней цивилизации Хеттов. Непрерывные военные экспедиции сильно ослабили экономику страны, самые различные отрасли хозяйства. В XII в. до н. э. Хеттское государство погибло в период переселения народов моря — коалиции средиземноморских племён.