Индейцы - знаменитости, лидеры, вожди

Джозеф Брант - вождь племени могаук, офицер английской армии.
Уго Чавес - президент Венесуэлы.
Эво Моралес - президент Боливии.
Алехандро Толедо - бывший президент Перу.
Ольянта Умала - президент Перу.
Сидящий Бык - вождь хункпапа-сиу.
Секвойя - вождь племени чероки, изобретатель слоговой азбуки чероки (1826), основатель газеты «Чероки Феникс» на языке чероки (1828).
Джеронимо - военный «лидер» апачей.
Капитан Джек - вождь индейского племени модоков.
Неистовый Конь (Бешеный Конь) - предводитель индейцев лакота. Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.
Мэри Смит-Джонс - специалист по лингвистике и активный политический деятель, представительница американских индейцев южной Аляски.
Джим Торп - легкоатлет-многоборец, 2-кратный чемпион олимпийских игр 1912 г.
Шифровальщики навахо - группа индейцев навахо, работавшие в годы Второй мировой войны в армии США радистами-шифровальщиками.
Дэн Джордж - канадский и американский киноактёр, поэт и писатель
Монтесума
Куаутемок
Куана Паркер - вождь команчей
Текумсе
Понтиак - вождь индейского племени оттава из группы алгонкинов в Северной Америке.
Оцеола - вождь и военачальник индейского племени семинолов (Флорида)
Пушматаха
Джоуи Беладонна - вокалист группы Anthrax
Роберт Трухильо - бас-Гитарист Metallica
Химматон-Йалаткит (Вождь Джозеф) - выдающийся вождь не-персе
Вовока
Красное Облако
Вашаки
Сат-Ок - Длинное Перо, племя Шеванезов; Stanislaw Suplatowicz, 1920-2003, писатель, автор повестей «Земля солёных скал» и «Таинственные следы»
Сэмпсон, Уилл - американский киноактёр и художник, в молодости чемпион родео
Янгблад, Руди - американский актёр
Сент-Мари, Баффи - канадская фолк-певица
Мартинес, Эстер - американский лингвист
Хейз, Айра - американский морской пехотинец, участник Второй мировой войны.
Фокс, Вивика - американская актриса
Пеллетье, Бронсон - канадский актёр
Чичу, Джонатан - канадский хоккеист
Осман, Дэн - американский скалолаз и экстремал
Уоллис, Велма - американская писательница
Матус, Хуан - шаман из индейского племени яки, главным образом известный по произведениям Карлоса Кастанеды.
Стьюди, Уэс - американский киноактёр.
Минс, Рассел - американский общественный деятель, борец за права индейцев, киноактёр.
Биографии знаменитых военных вождей

Кочис
Кочис - вождь чоконенов - увеличить фото Кочис - вождь чоконенов - увеличить фото
(Материал из Википедии)
Кочис (1805 - 8 июня 1874) - вождь чоконенов, одной из групп чирикауа-апачей и лидер восстания, которое вспыхнуло в 1861 году. Кочис являлся наиболее значительной фигурой в истории Американского Юго-Запада в XIX веке и одним из величайших лидеров среди североамериканских индейцев. Округ Кочис в Аризоне назван в его честь.
Род деятельности: вождь чоконенов
Дата рождения: 1805 год
Место рождения: Новая Мексика
Дата смерти: 8 июня 1874
Место смерти: Территория Нью-Мексико

Ранние годы
Кочис родился приблизительно в 1805 году в одной из общин чоконенов. В тот период отношения между чирикауа и мексиканцами были мирными. Примерно в возрасте шести лет Кочис уже охотился на мелких птиц и животных с помощью лука и стрел. В этом возрасте мальчики чирикауа отделялись от девочек и начинали играть в игры, которые развивали выносливость, скорость и силу, такие как бег наперегонки, перетягивание каната, борьба и другие. Также с 6-7 лет они обучались верховой езде.
Физическое развитие, самодисциплина и независимость главенствовали на следующем этапе взросления. Когда мальчику из племени чирикауа исполнялось 10 лет, то он выполнял обязанности охранника лагеря и разведчика. Примерно в возрасте 14 лет юноша-чирикауа начинал обучаться воинскому искусству. Воины чирикауа проходили испытания, в которых учились стойко переносить суровые тяготы войны. Кочис с юных лет проявил себя как дисциплинированный и физически развитый юноша, готовый участвовать в военных действиях.
После провозглашения Мексикой независимости, отношения между мексиканцами и чирикауа ухудшились и привели к вооружённым столкновениям. Мексиканское правительство игнорировало недовольство апачей, в ответ индейцы совершили несколько рейдов на поселения мексиканцев. В возрасте 20 лет Кочис являлся одним из военных лидеров чоконенов. Его рост составлял 5 футов и 10 дюймов, а вес 75 кг. Во время войны с мексиканцами был убит отец Кочиса. В 1848 году мексиканцы захватили в плен самого Кочиса. Он находился в заключении около шести недель. За это время чоконены пленили более 20 мексиканцев и обменяли их на своего лидера.

Война с американцами
После того, как Соединённые Штаты одержали победу в Американо-мексиканской войне, они получили контроль над Нью-Мексико и Аризоной.
К 1858 году Кочис становится основным военным лидером всех чоконенов. В том же году он впервые встретился с представителями правительства США. Мирные отношения между чирикауа и американцами продолжались до 1861 года, когда группа апачей атаковала ранчо белых поселенцев. В этом рейде был обвинён Кочис. Офицер армии США Джордж Баском пригласил его, вместе с родственниками, в армейский лагерь. Ничего не подозревающего Кочиса попытались арестовать, но ему удалось бежать. Его родственники были захвачены, один человек убит. Примерно через час вождь чоконенов вернулся и пытался переговорить с американцами, в ответ Баском приказал открыть огонь по нему. Позже Кочис взял в заложники несколько белых, которых хотел обменять на чоконенов. Но переговоры провалились, в основном из-за действий Баскома. Большинство заложников и с той, и с другой стороны было убито.
Возмущённый вероломством Баскома, вождь чоконенов пообещал отомстить американцам. В течение нескольких следующих лет он возглавлял рейды чоконенов. Индейцы убили, по разным данным, от несколько сотен до 5000 белых.

Джеронимо
Джеронимо - имя чирикауа-апачей Гоятлай (Guyaale)
Военный предводитель чирикауа-апачей, который в течение 25 лет возглавлял борьбу против вторжения США на землю своего племени. В жизни и в истории прославился своей безрассудной храбростью, грудью бросаясь на залпы винтовочных ружей, он оставался цел и неуязвим для пуль. Про него слогали легенды, его имя... да господи, вспомните сериал "Доктор Кто" где клич «Джеронимо!» так часто использует Доктор, клич «Джеронимо!» используется в ВДВ США десантниками-парашютистами во время прыжка из самолета.

Дата рождения: 16 июня 1829
Место рождения: Аризона
Дата смерти: 17 февраля 1909 (79 лет)
Место смерти: Форт-Силл, Оклахома

Гоятлай (Джеронимо) родился в племени бедонкое, которое относится к чирикауа, вблизи от реки Гила, на территории современной Аризоны, в то время - во владении Мексики, однако семья Джеронимо всегда считала эту землю своей.

Происхождение прозвища Джеронимо неизвестно. Некоторые считают, что оно произошло от Святого Иеронима (в западном произношении Джером), которого мексиканские враги Гоятлая призывали на помощь во время сражений. По другой версии прозвище Джеронимо - транскрипция того, как дружественные ему мексиканские торговцы произносили настоящее имя Гоятлая.

Родители Джеронимо обучили его в соответствии с традициями апачей. Он женился на женщине из племени чирикауа и имел трёх детей. 5 марта 1851 года отряд из 400 мексиканских солдат из штата Сонора под руководством полковника Хосе Мария Карраско напал на лагерь Джеронимо возле Ханоса в то время, как большинство мужчин племени отправились в город торговать. Среди убитых оказались жена, дети и мать Джеронимо. Вождь племени, Мангас Колорадас, решил отомстить мексиканцам и отправил Гоятлая к Кочису за помощью. Хотя, по словам самого Джеронимо, он никогда не был вождём племени, с этого момента он стал его военным лидером. Для племени чирикауа это также означало, что он был и духовным лидером. В соответствии с занимаемой должностью именно Джеронимо возглавлял многие рейды против мексиканцев, а впоследствии и против армии США.

Всегда уступая противнику числом в сражении с мексиканскими и американскими войсками, Джеронимо прославился своими отвагой и неуловимостью, которые он демонстрировал с 1858 по 1886 год. В конце его военной карьеры он возглавлял крошечный отряд из 38 мужчин, женщин и детей. Целый год за ним охотились 5 тысяч солдат армии США (четверть всей американской армии на тот момент) и несколько отрядов мексиканской армии.

Люди Джеронимо были одними из последних независимых индейских воинов, отказавшихся признать власть правительства Соединённых Штатов на Американском Западе. Конец сопротивления настал 4 сентября 1886 года, когда Джеронимо был вынужден сдаться американскому генералу Нельсону Майлзу в Аризоне.
Джеронимо и другие воины были отправлены в Форт-Пикенс, штат Флорида, а его семья в Форт-Мэрион. Они воссоединились в мае 1887 года, когда все вместе были перевезены в Казармы Маунт-Вернон в Алабаме на пять лет. В 1894 году Джеронимо перевезли в Форт-Силл в Оклахоме.

Джеронимо (1898 г.) В пожилом возрасте он стал знаменитостью. Он появлялся на выставках, включая всемирную выставку 1904 года в Сент-Луисе, штат Миссури, где продавал сувениры и собственные фотографии. Однако вернуться на землю предков ему не разрешалось. Джеронимо участвовал в параде по случаю инаугурации президента США Теодора Рузвельта в 1905 году. Он умер от пневмонии в Форте-Силл 17 февраля 1909 года и был похоронен на местном кладбище пленных индейцев-апачей.

В 1905 году Джеронимо согласился рассказать свою историю С. М. Барретту, главе департамента образования в Лоутоне, территория Оклахома. Барретт обратился за разрешением к президенту, чтобы опубликовать книгу. Джеронимо рассказывал только то, что хотел рассказать, не отвечал на вопросы и ничего не менял в своём повествовании. Предположительно Барретт не делал собственных крупных изменений в рассказе Джеронимо. Фредерик Тёрнер позже переиздал эту автобиографию, убрав примечания Барретта и написав введение для не-апачей.

Интересные факты
Клич «Джеронимо!» используется в ВДВ США десантниками-парашютистами во время прыжка из самолета. В 1940 году рядовой 501-го экспериментального воздушно-десантного полка по имени Эберхард предложил товарищу использовать в качестве боевого клича имя индейца из просмотренного накануне фильма. Через некоторое время весь взвод яростно кричал «Джеронимо!», десантируясь из самолета, а сегодня этот клич является уже традиционным для ВДВ США. Как боевой возглас, символизирующий ярость, отвагу и веру в победу (сходно по значению с русским «Ура!» и японским «Банзай!»), клич «Джеронимо!» упоминается в различных произведениях литературы, киноискусства, компьютерных играх.
Клич «Джеронимо!» использует Доктор, герой британского фантастического сериала Доктор Кто, Агент Джонни Инглиш, герой одноименного фильма, прыгая с парашютом из вертолета, а также полярные медведи, прыгая в замерзшее озеро, из мультипликационного фильма "Балто".

Экранизации
В 1962 году в США вышел в прокат фильм кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer «Джеронимо». В 1993 году кинокомпанией Columbia Pictures снят кинофильм «Джеронимо: американская легенда». В том же 1993 году компанией «Turner pictures» выпущен фильм Роджера Янга «Джеронимо».
Все эти фильмы Джеронимо (и другие фильмы про апачей) есть у нас в коллекции индейцев-апачей.

Сидящий Бык
Сидящий Бык - увеличить фото Сидящий Бык - увеличить фото «Я - красный человек. Если бы Великий Дух желал, чтобы я был белым человеком, он бы сделал меня им в первую очередь. Он вложил в ваши сердца определенные планы, в мое он вложил другие и отличающиеся планы. Каждый человек хорош на своем месте. Орлам не обязательно быть Воронами. Мы бедны, но мы свободны. Ни один белый не направляет наши шаги. Если мы должны умереть, мы умрем защищая наши права».

Сидящий Бык (родился примерно в 1831 - убит 15 декабря 1890) - вождь индейского племени хункпапа (хункпапа - индейское племя языковой семьи сиу).
Его имя на его родном языке лакота звучит как Татанка Ийотаке, Бизон, сидящий на земле.

Биография
Мальчиком его звали Медлительный (Хункешни) из-за того, что он был нерасторопен. Когда ему исполнилось четырнадцать, он дотронулся до убитого кроу жезлом для ку. В честь этого его отец даровал мальчику собственное имя. Впоследствии Сидящий Бык стал прославленным воином.
Сидящий Бык возглавлял племена индейцев, противившихся переселению в резервации. 25 июня 1876 объединённые войска индейцев сиу и шайеннов под предводительством Сидящего Быка в битве при Литтл-Бигхорн разбили кавалерию генерала Кастера. Это была одна из самых значительных побед индейцев в войне за свою территорию.

Выдающийся вождь хункпапа Сидящий Бык имел массу последователей среди всех племен лакота как противник переселения в резервации и подписания несправедливых договоров. С 1863 г. сражался против американских войск. В объединённом лагере индейцев, победивших солдат в битвах при Роузбад и Литтл-Бигхорн в 1876 г. считался верховным вождем. После поражения генерала Кастера армия начала настоящую охоту на мятежных индейцев. Большой лагерь распался на группы, которые, рассредоточившись, пытались избежать поселения в резервации и оказывали сопротивление войскам. Группа Сидящего Быка ушла в Канаду, но в 1881 г. и они были вынуждены сдаться. Сидящий Бык был заключен в форт Рэндэлл. После освобождения в 1883 г. активно выступал против продажи резервационных земель. В 1890 г., когда среди племен сиу появилось много приверженцев мессианского культа Пляска Духа, и ситуация выходила из-под контроля, было решено арестовать наиболее нелояльных вождей, и в первую очередь Сидящего Быка. Хотя сам он не был среди предводителей культа, однако, оставался очень враждебно настроенным к белым и готовился к восстанию. При попытке его ареста возникла перестрелка, и вождь был убит сержантом индейской полиции Красным Томагавком. Сидящий Бык, его великие лидерские таланты великолепно раскрыты в фильме: "Сидящий Бык" 1954 г., этот фильм находится в коллекции Индейские войны, на диске 1.

Неистовый Конь
Неистовый Конь (или Бешеный Конь) - ориентировочное фото
Неистовый Конь (или Бешеный Конь),
англ. Crazy Horse, на языке лакота - Thasunka Witko (Ташунка Витко), букв. "Его Конь - Бешеный"
(примерный год рождения 1840 - 5 сентября 1877) - военный вождь племени оглала, входившего в союз семи племён лакота.

Родился предположительно в 1840 году на территории современной Южной Дакоты, поблизости от реки Рапид-Крик. Его отец был шаманом, родная мать Неистового Коня умерла молодой и её заменила женщина из племени брюле, приходившаяся сестрой известному вождю Пятнистому Хвосту. Был свидетелем первого серьёзного столкновения между лакота и американской армией, которое произошло 19 августа 1854 года. Неистовому Коню было тогда 14 лет и он находился в лагере вождя брюле Атакующего Медведя, когда там произошла Резня Граттана, в которой все солдаты были перебиты.

Принадлежал к группе непримиримых индейцев, боролся против федерального правительства США, отказывался подписывать какие-либо договоры с правительством США.

Остановил продвижение генерала Крука летом 1876 года, разбил кавалерию генерала Кастера в долине Литтл-Бигхорн.

Последнее его столкновение с американской кавалерией состоялось в Монтане 8 января 1877 года. В мае 1877 года капитулировал.

Неистовый Конь сторонился белых людей, оставался замкнутым. Когда генерал Джордж Крук предложил ему отправиться в Вашингтон на встречу с президентом США, он отказался. Присутствие известного лидера враждебных индейцев в резервации Красного Облака держало армейское командование в постоянном напряжении. Когда по лагерю, где он находился, поползли слухи о его желании вновь вернуться на тропу войны, генерал Крук принял решение арестовать Неистового Коня обманным путем. Вождь был доставлен в Форт-Робинсон, где понял, что белые собираются заключить его в тюрьму. Он выхватил нож, но Маленький Большой Человек схватил вождя за руку. Мгновением позже американский солдат пронзил Неистового Коня штыком.

Раненого штыком вождя перенесли в кабинет адъютанта форта. Его одеяло расстелили на полу, и на нём несколько часов он лежал без сознания с внутренним кровотечением. Слабеющим голосом вождь затянул свою Песню Смерти. Индейцы снаружи услышали его пение, и почти сразу же родители Неистового Коня стали умолять разрешить им пройти к сыну. После того, как вождь умер, им позволили войти.

Не сохранилось ни одного портрета этого знаменитого вождя (фото, что вы видите, ориентировочное, по описанию). В XX веке в его честь начал возводиться Мемориал Неистового Коня (архитектор К. Зюлковски).
Фильмы про Неистового коня, находятся в коллекции Индейские войны, на диске 4.

Чёрный Котёл
Чёрный Котёл родился примерно в 1803 году в районе Блэк-Хиллс.
Чёрный Котёл вел миролюбивую политику, он считал, что справиться с армией белых индейцам будет невозможно и прилагал все усилия для заключения мира. В результате южные шайенны были поселены в небольшой резервации на Сэнд-Крик.

Несмотря на заключённый договор в 1861 году, стычки между южными шайеннами и белыми людьми продолжались. После переговоров с властями Колорадо часть южных шайеннов и арапахо, которые желали быть в мире с белыми людьми, поставили свой лагерь в указанном американцами месте, чтобы их не спутали с враждебными индейцами. Однако, 29 ноября 1864 года этот лагерь мирных шайеннов и арапахо был атакован солдатами полковника Джона Чивингтона. Нападение оказалось полной неожиданностью для индейцев. Солдаты действовали очень жестоко, убивая женщин и детей, уродуя трупы до неузнаваемости и снимая скальпы. Это событие стало известно как Бойня на Сэнд-Крик.

Несмотря на ужасную трагедию, Чёрный Котёл продолжал думать о мире с белыми. 14 октября 1865 года вблизи реки Литтл-Арканзас был подписан новый договор. Правительство США признало свою вину за события у Сэнд-Крик и обещало заплатить компенсацию выжившим шайеннам и арапахо. В 1867 году индейские племена юга Великих Равнин подписали очередной договор у Медисин-Лодж-Крик, после которого, Чёрный Котёл увёл своих людей в резервацию.

Небольшие столкновения между шайеннами и американцами продолжались, но Чёрный Котёл держал свою общину в мире с белыми. В середине октября 1868 года генерал Филип Шеридан начал планировать карательную экспедицию против южных шайеннов. Когда Чёрный Котёл посетил Форт-Кобб, примерно в 100 милях от местонахождения его лагеря, чтобы вновь заверить командующего фортом, что он хочет жить в мире с белыми людьми, ему сказали, что армия США уже начала военную кампанию против враждебных индейских племён. Индейский агент сказал ему, что единственное безопасное место для его людей - окрестности форта. Чёрный Котёл поспешил вернуться в свой лагерь и начал подготовку к переходу к форту. На рассвете утром 27 ноября 1868 года солдаты полковника Джорджа Кастера атаковали селение Чёрного Котла на реке Уошите. Событие стало известным как Битва при Уошите. При попытки пересечь реку Чёрный Котёл и его жена были застрелены в спину и погибли.

Желчь Желчь (вождь) - Желчь, Северная Дакота, 1881г. - увеличить фото
Желчь (на языке лакота Phizi, Желчный Пузырь) - военный вождь хункпапа, один из лидеров индейцев в битве при Литтл-Бигхорн.
Имя при рождении: Phizi
Род деятельности: вождь племени хункпапа
Дата рождения: 1840 год
Место рождения: Южная Дакота
Дата смерти: 5 декабря 1894
Место смерти: Стэндинг-Рок

Желчь родился на берегах реки Моро в Южной Дакоте примерно в 1840 году. Получил имя от своей матери, которая однажды натолкнулась на сына, когда тот пробовал на вкус желчный пузырь убитого животного. Еще он был известен и как Красный Ходок.

Юношей участвовал в войне Красного Облака.
Несправедливо обвинённый в убийстве белых, зимой 1865-66 возле форта Бертольд был арестован солдатами и брошен умирать с тяжёлой штыковой раной. Желчь сумел выжить и с тех пор возненавидел белых людей. Принимал участие во многих сражениях против армии США. Потерял двух жён и троих детей в начале битвы при Литтл-Бигхорн.

В резервации
После Литтл-Бигхорн последовал в Канаду за Сидящим Быком. В конце 1880 года вернулся в США и сдался военным, поселившись в резервации Стэндинг-Рок. Его группа состояла из 230 человек.
Поселившись в резервации, Желчь стал призывать соплеменников к мирной жизни, так как пришёл к выводу о тщетности войны с белыми. Был дружен с индейским агентом Джеймсом Маклафлином. Между ним и Сидящим Быком возникали разногласия и раздоры. Отказался принимать участие в шоу Баффало Билла. Даже будучи в летах Желчь был человеком потрясающей взрывной силы и весил 260 фунтов. Он умер 5 декабря 1894 года и был похоронен в Стэндинг-Роке.

Большая Нога

(1824 - 29 декабря 1890)
Большая Нога (Си Танка), также известный как Пятнистый Лось - вождь индейского племени миннеконжу.
Он был сыном вождя Длинного Рога, после смерти которого стал вождём племени.
Он был убит в 1890 году в Южной Дакоте вместе с более чем 300 своих соплеменников в столкновении с армией США, известном как Бойня на ручье Вундед-Ни.

Ранние годы в качестве вождя
Си Танка родился в период между 1820 и 1825 годами в племени миннеконжу народности сиу. В молодости он ничем не прославился, но после смерти отца, вождя Длинного Рога, в 1875 году Большая Нога стал вождём миннеконжу. Среди представителей своего народа он вскоре стал известен как умелый политик и дипломат.
В 1876 году Большая Нога присоединился к Сидящему Быку и Неистовому Коню в войне против армии США, однако значительной роли в военных действиях он не сыграл. После сиуских войн правительство отправило миннеконжу в индейскую резервацию Шайенн-Ривер в Южной Дакоте. Большая Нога решил, что для его племени будет лучше приспособиться к жизни в резервации и перенять образ жизни белых людей, сохранив при этом язык и культурные традиции лакота. Миннеконжу занялись оседлым земледелием - стали выращивать кукурузу одними из первых среди американских индейцев, руководствуясь правительственными стандартами. Большая Нога укреплял мир между своими людьми и белым поселенцами, он в качестве племенного делегата посещал Вашингтон и пытался добиться создания школ на территории сиу.

Участие в движении «Танец духов»
Новое религиозное движение
Из-за плохих условий жизни в резервациях индейцы лакота находились в глубоком отчаянии; к 1889 году они стали искать радикальное средство против своих непрекращающихся злоключений. Им стало движение под названием «Пляска Духа», новая религия, созданная пророком Вовокой из племени южных пайютов. Большая Нога и его племя с большим энтузиазмом отнеслись к церемонии Танца духов.
Хотя правилами резервации запрещалось практиковать религию, движение широко распространялось по лагерям индейцев, из-за чего местные агенты по делам индейцев стали бить тревогу. Некоторым агентам удалось самостоятельно навести порядок, другие вынуждены были прибегнуть к помощи федеральных войск.

Приглашение вождя Красное Облако
После того, как Сидящий Бык был убит в резервации Стэндинг-Рок в 1890 году, его люди решили искать защиту у Большой Ноги. В декабре 1890 года, опасаясь арестов и правительственных репрессий, Большая Нога повёл племя на юг, в резервацию Пайн-Ридж, куда его пригласил вождь Красное Облако. Красное Облако надеялся, что авторитетный вождь Большая Нога поможет ему заключить мир. А Большая Нога надеялся найти в Пайн-Ридж безопасное убежище, его люди не собирались сражаться с войсками и шли с белым флагом.

Бойня на ручье Вундед-Ни
28 декабря 7-ой кавалерийский полк перехватил племя Большой Ноги на пути в Пайн-Ридж. Вождь, тяжело больной пневмонией, сдался без сопротивления. Кавалеристы доставили индейцев к ручью Вундед-Ни, где находился лагерь. Ночью Большая Нога и его люди разбили лагерь, а хорошо вооруженные солдаты держали их в окружении. Утром прибыл полковник Джеймс Форсайт и принял командование над войсками. Перед отправлением он приказал забрать у индейцев оружие, однако после случайного выстрела, солдаты открыли стрельбу по безоружным сиу из пушек, винтовок и пистолетов. В бойне погибло 153 мужчин, женщин и детей.
Среди них был и Большая Нога.

1.

2.

3.

5.

6.

7.

8.

9.

11.

12.

"У человека, который так долго молчал, наверняка найдётся о чем поговорить."
"Тот, кто идет не в ногу, слышит другой барабан"
"..Эти люди хотят сделать тебя слабым, чтоб держался в их рамочках, выполнял их правила, жил,
как они велят… хотят победить, но ни тем, чтобы самому быть сильнее, а тем, чтобы тебя слабее сделать…"

Кен Кизи "Пролетая над гнездом кукушки"
Трубка мира
Индейца старого морщины,
Сквозь краски пестрые видны,
Вокруг него сидят мужчины,
Почетом все окружены..

Их головных уборов перья,
Колышутся беседе в такт,
И обретают плоть поверья,
В час зажигающий закат…

На шеях бусы амулетов,
Людские кости в них видны,
И скальпы сверженных атлетов,
Они врагам уж не нужны…

И вьется сизым покрывалом,
Дымок душистый табака,
В собранье этом небывалом,
Врагов, чья ненависть крепка..

По кругу мерно ходит трубка,
Кури, судьбу не искушай,
Пока ведь перемирье хрупко…
Еще покурим.
Набивай.
(с)

takamisakari

Когда то давным давно на континенте Абайя Айала жили, воевали, мирились очень разные народы...


Charles Bird King (Чарльз Бёрд Кинг)
Молодой Омаха, Орёл Войны, Маленький Миссури и два воина из племени пауни. 1821.

Вам это название ничего не говорит? А ведь именно так коренные жители нынешней Центральной Америки называли континент задолго до прибытия к его берегам экспедиции Христофора Колумба 12 октября 1492 года.

«Я - красный человек. Если бы Великий Дух желал, чтобы я был белым человеком, он бы сделал меня им в первую очередь. Он вложил в ваши сердца определенные планы, в мое он вложил другие и отличающиеся планы. Каждый человек хорош на своем месте. Орлам не обязательно быть Воронами. Мы бедны, но мы свободны. Ни один белый не направляет наши шаги. Если мы должны умереть, мы умрем защищая наши права». Татанка Йотанке (Сидящий Бык), сиу, 1831-1890


Фешин Николай. Индеец изТаоса

Один из самых распространенных мифов об индейцах -их красный цвет кожи. Когда мы слышим слово «краснокожий», то тут же представляем индейца с раскрашенным лицом и перьями в волосах. Но на самом деле, когда европейцы стали появляться на Североамериканском континенте, они называли местных аборигенов «дикими», «язычниками» или просто «индейцами». Они никогда не употребляли слова «краснокожие». Данный миф придумал в XVIII веке Карл Линней, шведский ученый, который поделил людей на: homo Europeans albescence (человек белый европейский), homo Europeans Americus rubescens (человек красный американский), homo asiaticus fuscus (человек желтый азиатский), homo africanus niger (африканский черный человек). При этом Карл отнес красный цвет лица к боевой раскраске индейцев, а никак не к естественному цвету, но людьми, которые никогда в своей жизни не встречали этих самых раскрашенных личностей, идейцы были навсегда названы «краснокожими». Настоящий цвет кожи индейцев - бледно-коричневый, поэтому сами индейцы стали называть европейцев «бледнолицыми».

Таосский знахарь (1926).

Таосский вождь (1927—1933).

Пьетро (1927—1933).

Индейцы - коренные жители Северной и Южной Америки. Это название они получили из-за исторической ошибки Колумба, который был уверен, что приплыл в Индию. Вот некоторые из самых известных племен:

Абенаки. Это племя жило на территории США и Канады. Абенаки не были оседлыми, что давало им преимущество в войне с ирокезами. Они могли бесшумно растворяться в лесу и неожиданно нападать на врага. Если до колонизации в племени насчитывалось около 80 тыс. индейцев, то после войны с европейцами их осталось меньше одной тысячи. Сейчас их численность достигает 12 тыс., и живут они преимущественно в Квебеке (Канада).

Команчи. Одно из самых воинственных племен южных равнин, насчитывавших некогда 20 тыс. человек. Их храбрость и мужество в боях заставляло врагов относиться к ним уважительно. Команчи первые, кто интенсивно стал использовать лошадей, а также поставлять их другим племенам. Мужчины могли брать себе в жены несколько женщин, но если жена была уличена в измене, ее могли убить или отрезать ей нос. Сегодня команчей осталось около 8 тыс., и проживают они в Техасе, Нью-Мексико и Оклахоме.

Апачи. Кочевое племя, селившееся в Рио-Гранде, а затем переселившееся на юг, в Техас и Мексику. Основным занятием была охота на буйвола, который и стал символом племени (тотемом). Во время войны с испанцами были почти полностью истреблены. В 1743 году вождь апачей заключил с ними перемирие, положив свой топор в яму. Отсюда и пошла крылатая фраза: «зарыть топор войны». Сейчас в Нью-Мексико проживает примерно полторы тысячи потомков апачей.

Чероки. Многочисленное племя (50 тысяч), населявшее склоны Аппалачей. К началу 19 века чероки стали одними из самых культурно развитых племен Северной Америки. В1826 году вождь Секвойя создал слоговую азбуку языка чероки; были открыты бесплатные школы, учителями в которых были представители племени; а самые богатые из них владели плантациями и чернокожими рабами.

Гуроны - племя, насчитывающее в 17 веке 40 тыс. человек и проживавшие в Квебеке и Огайо. Они первыми вступили в торговые отношения с европейцами, и благодаря их посредничеству стала развиваться торговля между французами и другими племенами. На сегодняшний день в Канаде и США проживает около 4 тыс. гуронов.

Могикане - некогда могущественное объединение пяти племен, численностью около 35 тыс. человек. Но уже в начале 17 века в результате кровопролитных войн и эпидемий, их осталось меньше тысячи. В основном они растворились в других племенах, однако небольшая горстка потомков знаменитого племени проживает сегодня в штате Коннектикут.

Ирокезы. Это наиболее известное и воинственное племя Северной Америки. Благодаря способностям к изучению языков, они успешно вели торговлю с европейцами. Отличительная особенность ирокезов - их маски с крючковатым носом, которые были призваны защищать хозяина и его семью от болезней.

Это карта расселения индейских племен, крупных и мелких. В состав одного крупного племени могут входить несколько мелких. Тогда индейцы называют это "союзом". Например, "союз пяти племен" и т. д.

Очередное исследование, посвященное расселению человека по планете, обернулось сенсацией: оказалось, что прародиной индейцев является Алтай. Об этом ученые говорили еще сто лет назад, но только сейчас антропологи из университета Пенсильвании совместно с коллегами из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН смогли представить доказательства этой смелой гипотезы. Они взяли образцы ДНК у индейцев и сравнили их с генетическим материалом алтайцев. И у тех и у других обнаружили редкую мутацию в Y-хромосоме, передающейся от отца к сыну. Определив примерную скорость мутации, ученые поняли, что генетическое расхождение народностей произошло 13—14 тысяч лет назад — к тому времени предки индейцев уже должны были преодолеть «Берингов» перешеек, чтобы обосноваться на территории современных США и Канады. Теперь ученым предстоит выяснить, что заставило их сняться с комфортного с точки зрения охоты и обитания места и пуститься в дальнее и опасное путешествие.

Alfredo Rodriguez .

Kirby Sattler.

George Catlin (1796-1872).

Iron Horn (Blackfeet Indian) (Бизонье сало - главный вождь черноногих индейцев. 1832).

Little Bear Hunkpapa Brave.

The White Cloud, Head Chief of the Iowas (Белое облако - главный вождь индейцев айова).

Robert Griffing.

A Mountain Ute.(Наследие. Индеец из племени горных юта. 1976).

Пауни. 1991.

Charles Frizzell.

Pow-WowSinger.

To-mak-us, Томахас, воин каюсов.

Портрет Омоксесисиксани (Omoxesisixany) или Большого Змея, вождя черноногих индейцев.

Cun-Ne-Wa-Bum, Тот, Кто Смотрит На Звёзды.

Kee-A-Kee-Ka-Sa-Coo-Way, Тот Кто Издаёт Боевой Клич, воин степных кри.

William Ahrendt-Two-Moons Две Луны, вождь северных чейеннов.

Elbridge Ayer Burbank - Chief Joseph (Nez Perce Indian).

Elbridge Ayer Burbank - Ho-Mo-Vi (Hopi Indian).

Karl Bodmer - Chief Mato-tope (Mandan Indian.

Gilbert Stuart Chief Thayendanega (Mohawk Indian).

Ma-tu, Pomo Medicine Man, painting by Grace Carpenter Hudson.

Eanger Irving Couse.

Ниже работы художника с ником Венделин (

Какие пытки обожали ирокезы? Какое племя в Северной Америке было самым развитым? Как вождь-партизан апачей стал шоуменом? Правда ли, что предки Обамы и Джонни Деппа - индейцы чероки? Мы расскажем обо всем этом, и даже больше.

Ирокезы

Сами ирокезы называют себя «ходинонхсони», а слово «ирокезы» взято из языка соседних алкгонкин и означает «гадюки». Как нетрудно догадаться, эти племена враждовали и ненавидели друг друга. Ирокезы интересны тем, что к приходу европейцев были самым развитым племенем на территории современных США: они занимались простеньким подсечно-огневым земледелием, знали разные ремесла и при этом были не дураки в том, что касается политики.

В каком-то смысле ирокезы создали прообраз современных Штатов: их конфедерация из пяти племен обладала сложной, развитой и при этом демократичной системой управления. А самое интересное - у ирокезов был матриархат, и это действительно необычно для индейцев. После свадьбы мужчина уходил в семью жены и брал ее фамилию; женщины заседали в совете конфедерации и вообще без всякого преувеличения решали судьбу племени.

Современный дед-ирокез

При этом к приходу европейцев матриархат уже испытывал кризис: воины и воинская элита стремительно набирали силу и власть. К концу XVII века ирокезы, которые и так не были пацифистами и воевали со всеми подряд, пошли в мощное наступление. Изначально они проживали на востоке Великих Озер, но после череды успешных кампаний заняли все прилегающие территории. Ирокезы хотели стать монополистами в торговле мехом и действовали очень жестко.

Ирокезы до завоеваний (отмечены розовым) и после (отмечены оранжевым)

В захватнических воинах они активно использовали геноцид и просто убивали всех, кто занимал соседние земли. Любимая тактика ирокезов - ворваться на территорию противника во время уборки урожая, начать убивать женщин, а когда мужчины племени поспешат на помощь, напасть из засады.

Ирокезы также прославились тем, что активно использовали пытки и «развлечения с пленными». Их любимая игра-казнь выглядела так: голова еще живого человека привязывалась к туго натянутой ветке, а потом ему резко перерубали горло. Ветка работала как праща и закидывала голову довольно далеко. Если бы олимпийские виды спорта придумали ирокезы, то это была бы коронная дисциплина.

Интересные факты:

    Ирокезы не носили соответствующую прическу - она была родовой только для одного племени конфедерации, мохоков.

    Название «Канада» происходит из языка северных ирокезов и означает «Село».

    Ирокезы всегда ставили не на тех парней: их союзниками всегда была та нация, которой суждено было проиграть войну. Сначала голландцы, потом французы, а во время войны за независимость США - британцы. Быть союзником ирокезов - плохая примета.

Гуроны

Гуроны - ближайшие соседи и родственники ирокезов и, как следствие, - их самые главные враги. Гуроны не отставали от ирокезов: у них существовала конфедерация племен, и они тоже мечтали стать монополистами в торговле мехом. Гуроны были не дураки повоевать, но на фоне своих врагов выглядели как хиппи: они были практически вегетарианцами, ели в основном маис и бобы, а по праздникам - мясо ритуально приготовленных собак.

Гуроны сделали ставку на французов, и поначалу это дало им преимущества, но в результате обернулось катастрофой. Во-первых, французы с неохотой давали индейцам огнестрельное оружие, а во-вторых, в ходе активной миссионерской деятельности принесли болезни.

В результате эпидемия чумы или оспы унесла жизни половины гуронов, начался тотальный коллапс и массовый голод. Этим воспользовались ирокезы - они вырезали остатки соседей, заняв их земли. Гуроны практически исчезли с лица земли, конфедерация некогда крупнейшего племени была уничтожена, и они были вынуждены бежать кто в Канаду, кто далеко на юг, в прерии.

Гравюра: укрепленный поселок гуронов

Интересный факт:

Гуроны славились как мастера обороны, они строили довольно серьезно укрепленные крепости с вышками и галереями и быстро поняли пользу аркебуз в обороне форта.

Чероки

Военная раскраска чероки

Индейцы чероки входили в группу так называемых «пяти цивилизованных племен»: они очень долго и упорно воевали с европейцами, но в результате приняли христианство, переняли их культуру и преуспели в фермерстве и ремеслах. К сожалению, правительство США, еще недавно лояльное этому племени, насильно выселило их на неплодородные земли.

Во время миграции погибло множество чероки, а по прибытии они обнаружили себя на пустошах почти без средств к существованию. Эта история получила у индейцев название «Дорога слез» .

Современные чероки

Чероки создали собственную уникальную письменность, взяв идею у европейцев. Вождь Секвойя, понявший силу написанного слова, но не владевший грамотой, разработал собственную буквально с нуля. Более того, он провел кампанию по распространению своей письменности, и уже на его веку около 90% всех взрослых чероки умели читать и писать.

Интересные факты:

    Большинство записей Секвойи не сохранились, так как их сожгла его жена, искренне убежденная в том, что ее муж одержим злыми духами.

    Известные люди, в которых течет кровь чероки: Барак Обама, Джонни Депп, Квентин Тарантино, Элвис Пресли и даже Джими Хендрикс.

Пуэбло

Современные пуэбло являются потомками старинного и пришедшего в упадок народа анасази , который особенно интересен тем, что был довольно цивилизованным, в отличие от большинства североамериканских индейцев. Начав оседлую жизнь в VIII веке, уже к X-XII векам они испытывают культурный взлет, строят поразительные крепости и поселения в скалах и проявляют себя как прекрасные торговцы и земледельцы.

Однако золотой век анасази прошел, и выяснилось, что их культура возникла в очень неудачное время: за климатическим пиком произошел резкий спад, и местность из цветущей превратилась в пустынную. Древние пуэбло пришли в упадок, были атакованы кочевыми племенами и оказались практически уничтожены. Судя по раскопкам, голод привел к массовому каннибализму, а умерших было столько, что некому было их хоронить.

Интересные факты:

    Пуэбло строили хорошо защищенные каменные башни. Индейцы навахо переняли эту технику и сами начали возводить такие башни, которые теперь носят название «пуэблито» . Разрушить их проблематично даже из пушек, в чем убедились испанцы.

    В стратегии American Conquest (от создателей тех самых «Казаков») пуэбло не строят отдельные здания - вместо этого у них есть один пятиэтажный хорошо укрепленный город-крепость, что, в общем-то, исторически достоверно.

Апачи

Апачи - типичные индейцы Великих Равнин. С появлением европейцев они очень быстро поняли преимущества верховой езды и активно использовали ее для охоты на бизонов. Кстати, ирония в том, что лошади происходят именно из Америки, однако к приходу туда человека в этой части света они уже успели исчезнуть. Так что европейцы, сами того не зная, привезли коней на историческую родину.

Апачи были непримиримыми борцами с европейцами и попортили много крови колонизаторам. Достаточно сказать, что символом всего индейского сопротивления стал именно предводитель апачей Джеронимо . Уже после того, как сопротивление индейцев было сломлено, он продолжал вести партизанскую войну и делал это долгих 25 лет. В конце концов ему пришлось сдаться властям США, но те не казнили его, а сделали чем-то вроде бренда. Джеронимо возили по выставкам, он раздавал свои фотографии, много позировал для фотографов и даже заимел собственного биографа.

Джеронимо

Интересный факт:

В конце XIX - начале XX веков во Франции существовала криминальная субкультура, «апаши» , названная так в честь апачей. Кроме стандартного разбоя, хулиганства и дебошей они отличались тем, что создали свой собственный узнаваемый стиль. Апаши носили особую одежу - красные пояса, жеваные рубахи и желтые сапоги - у них были свои жесты, особые татуировки и так далее.

Они же создали свое собственное фирменное оружие: кастет, совмещенный с ножом и револьвером, который на самом деле оказался редкостным хламом. Другое их изобретение - собственный танец, названный в честь них же. Танец «Апаш» отличался буйством и метафорически изображал одновременно соитие и драку между мужчиной и женщиной.

Апачи-индейцы Апачи-французские гопники

Конечно, мы не упомянули очень много интересных племен и историй. К примеру, пришлось упустить всю центральную и южную Америку, восстание индейцев под предводительством Понтиака , а также множество фактов о религии и современном состоянии индейцев и многое, многое другое. Тема слишком необъятна для одной статьи, но мы обещаем когда-нибудь вернуться к ней и рассказать не меньше удивительного.

Все кочевые племена делились на общины, так же как оседлые делились на отдельные деревни. Каждой руководил вождь. Иногда его избирали на совете, а иногда от общины отделялась небольшая группа, к которой, если ею руководил влиятельный человек, постепенно присоединялись другие семьи. Если вождь по той или иной причине терял авторитет, последователи покидали его, и община прекращала существование. Несмотря на утверждения некоторых авторов, не имели наследственных вождей, хотя на практике сын действительно часто занимал место отца. Объяснение этому весьма банально, но не имеет ничего общего с наследованием должности. Как уже упоминалось выше, община формировалась вокруг удачливого лидера, которого, в свою очередь, поддерживали семья и друзья. Вождем не мог быть бедный человек и, соответственно, его сын изначально принадлежал к богатой семье и пользовался поддержкой этой семьи и ее друзей. Будучи сыном вождя, он постоянно находился в курсе дел общины и мог учиться у отца премудростям руководства. Но если в его характере не было черт, необходимых лидеру, путь к должности вождя для него был закрыт.

Вождь

Как люди становились вождями

Как люди становились вождями, хорошо видно из термина, которым их называли , - Батсетсе, что означает Хороший Человек или Достойный Муж. на вопрос, как человек становился вождем, отвечали: «Никто не избирал его, он просто становился им». Джон Брэдбери писал в 1811 году по поводу и некоторых других племен, с которыми встречался: «Щедрость и великодушие, а скорее даже безразличие к себе - вот качества, необходимые для вождя. Желание получить или владеть большим, чем другие, считается страстью, недостойной храброго человека. Поэтому часто бывает так, что вождь является беднейшим человеком среди них». И хотя последнее утверждение не совсем верно, в целом Брэдбери удалось подметить некоторые из основных качеств, необходимых для руководства свободолюбивыми краснокожими. Очень важным качеством для избрания вождем была храбрость. Ни один индеец не последовал бы за трусливым лидером, как бы богат и щедр тот ни был. По словам сиу Белый Теленок, прежде чем человека избирали вождем, он должен был проявить себя и во многих битвах, и в мирное время. Шошоны говорили, что верховным вождем у них мог стать только храбрый человек, убивший нескольких врагов. В прежние времена, рассказывали шошоны, вождь носил палку, обернутую мехом выдры и загнутую на конце в виде крюка, которой он ловил убегающих врагов и сбрасывал их с лошади. Это высказывание едва ли говорит об обязательном атрибуте шошонского вождя, а являет собой лишь отголосок некоего боевого поступка одного из них. У кроу вождем общины мог стать только человек, проявивший себя на тропе войны и совершивший одно из четырех деяний - предводительство успешного военного отряда, кража лошади от вражеских палаток, первый « » на враге и выхватывание лука или ружья из рук противника. Люди, имевшие на счету одну из вышеприведенных заслуг, являлись элитой племени и составляли совет общины. Вождь общины у кроу не был правителем своего народа и большой власти не имел. Он решал лишь, когда и куда отправится его община, и назначал одно из военных обществ выполнять полицейские функции в лагере.

Верховные вожди индейских общин и другие участники совета вождей

Племя, состоявшее из общин, управлялось либо верховным вождем, либо советом вождей. Например, у - пиеганов, сиксиков и бладов - были верховные вожди, но все важные вопросы решались на совете, в котором участвовали представители всех общин племени. Весьма необычная для Равнин структура управления племенем существовала у . Все важные племенные проблемы решались советом из 44 вождей, в состав которого входили 4 верховных вождя и по 4 вождя от каждой из 10 общин. Верховные вожди имели равные права и авторитет, тогда как остальные 40 были скорее советниками, чей авторитет распространялся только на их общины. Тем не менее их положение вызывало уважение, и люди прислушивались к ним. Нельзя сказать, что верховные вожди обладали большей властью, чем другие участники совета вождей, но благодаря своему статусу и человеческим качествам, которые позволили им занять этот пост, к их мнению прислушивались с большим вниманием, чем к мнению советников. Вожди избирались на десятилетний срок, после чего могли быть переизбраны снова. Любой из четверых верховных вождей по истечении 10 лет мог назвать преемника, которым иногда становился его сын. Выбор вождя был делом важным, и ему предшествовали серьезные обсуждения. Человек должен был быть храбр, честен, щедр, мудр, рассудителен, спокоен и т.п. Обязательства вождя были достаточно суровы, и многие отклоняли предложение занять этот почетный пост. Если вождь хотя бы раз проявлял себя не с лучшей стороны (например, ссорился с кем-нибудь, даже если ему было нанесено оскорбление), он лишался своего поста. У , напротив, племенных вождей не было, каждая община имела своего, и только после поселения в резервацию оно стало действовать как единое племя. У команчей также не было верховного вождя или совета вождей, действующих от имени всех их племен.

Мирные и военные вожди

Не совсем верны и утверждения о разделении на мирных и военных вождей, что хорошо прослеживается на примере черноногих. Кларк Висслер писал: «Некоторые авторы утверждают, что черноногие назначали двух вождей, мирного и военного, но мы не смогли найти никаких свидетельств тому, за исключением того факта, что вождями некоторых общин были известные военные предводители, чьими услугами пользовались в критические времена». Несмотря на широко распространенное мнение, у индейцев Равнин не существовало института постоянных военных вождей. Человек был таковым только на время военного похода и только для находившихся в отряде воинов. После возвращения в лагерь он складывал с себя полномочия и становился обычным общинником. Поэтому в данной работе руководители боевых экспедиций названы предводителями военных отрядов, что более точно отражает их статус.

Бумажные и авторитетные вожди

Начав устанавливать взаимоотношения с племенами воинственных кочевников, правительство США столкнулось с проблемой отсутствия централизованной власти. На подписание договоров зачастую являлась лишь часть племени, а общины, не посетившие договорного совета, отказывались выполнять его условия, справедливо указывая на то, что вожди других общин не имеют полномочий принимать решения за них. Особенно много подобных проблем возникало с многочисленными и команчами. В результате правительство стало планомерно навязывать племенам институт верховных вождей, назначая на эти должности людей, круг влияния которых, как правило, распространялся лишь на горстку друзей и родственников. Индейцы называли их бумажными вождями. Лишь к 1870-м годам стали назначаться люди, действительно пользовавшиеся среди соплеменников большим авторитетом, - например, у оглала-сиу и Пятнистый Хвост у брюле-сиу. Но и в этих случаях люди, недовольные политикой этих вождей, покидали их и присоединялись к другим лидерам - таким, как Бешеный Конь или , не желавшим жить в резервациях. Только после полного разгрома враждебных индейцев и их поселения в резервации бумажные вожди получили реальную власть над соплеменниками.

По материалам Ю.В. Стукалина

Перед вами - уникальная коллекция фотографий американских индейцев, сделанных в конце XIX - начале ХХ века. Специалистам удалось не только восстановить старые снимки, но и придать им цвет. Благодаря им, мы теперь можем теперь увидеть индейских вождей и воинов такими, какими они были на самом деле!

Поррум и Педро ил племени юта, 1899 год. Юта были большим племенем, жившим в горных районах Колорадо, Юты, Вайоминга, на востоке Невады и в северной части Нью-Мехико. Индейцы юта были умелыми охотниками. После того, как в XVII веке они стали охотиться на лошадях, они прослыли мастерами в охоте на крупного зверя, особенно на бизонов. Кроме того, юта славились как храбрые и жестокие воины. Испанцы часто говорили об их великолепной физической форме и умении переносить любые лишения. Все индейцы юта были всегда готовы к бою, даже женщины и дети без колебаний вставали на защиту своего лагеря.

Питер Высокий Мандан, внук Длинного Мандана. 1900. Племя сиу - одно из известнейших индейских племен, жило на Великих Равнинах Миннесоты. Сиу славились как яростные и безжалостные воины, легенды о самых грандиозных сражениях племени передавались из поколения в поколение.

Белый Человек из Железа, сиу, 1900. Несмотря на свою воинственность, сиу придавали большое значение духовному развитию человека. Главным в своей жизни они считали семью и воспитание детей.

Сидящий Орел, племя кроу, начало ХХ века. Кроу были искуснейшими всадниками, поражавшими зрителей умением удержаться на скачущей лошади, вися практически у нее на брюхе. Умение хорошо держаться на коне помогало индейцам в охоте.

Попатрикаш ("Равнинная Сова"), племя кроу, начало ХХ века. Одежда племени кроу отличалась особой затейливостью, а в искусстве вышивки бисером им не было равных среди индейцев. Они затейливо расшивали бисером не только одежду, но и конскую сбрую, превращая ее в произведение искусства.

Виви Йокпа, она же Мэри Эльманико, племя пассакмакуоди, 1913 год. Племя пассамакуоди несколько тысячелетий жило на северо-востоке США и стало первым племенем американских индейцев, встретившимся с европейскими переселенцами в XVII веке.

Ке-ва-ко (Добрый Лис), племя пауни, 1902 год. Пауни славились силой и стойкостью в бою. Подтверждая свою воинственную репутацию, пауни традиционно служили в американской армии, участвуя во всех конфликтах, начиная с 1622 года.

Желтое Перо, племя марикопа. Марикопа, жители Аризоны, не были воинственны, в отличие от большинства индейских племен. Они возделывали землю и славились как искусные ремесленники. Особую известность им принесло плетение корзин, изготовление тканей и глиняной посуды.

Грозовое Облако, племя черноногих. Племя черноногих проживало в Монтане, Айдахо и на территории канадской провинции Альберта. Их главным промыслом была охота на бизонов. Когда к концу XIX века белые колонизаторы практически уничтожили бизонов, тысячи членов племени черноногих умерли с голоду. Женщины племени славились искусностью в вышивке и изготовлении бус. Но еще больше черноногие славились своей неуживчивостью, из-за которой постоянно конфликтовали с соседними племенами.