МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №3
Технологическая карта урока русского языка.
Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ»
НАЗАРОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕНВНА
2013-2014 учебный год.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.
Класс: 6 класс
УМК: Русский язык. Под ред.С.И.ЛьвовойУчебный предмет: русский язык
Тип урока: урок открытия «нового» знания
Тема урока: Правописание ь в числительных
Цели:
Образовательные: сформировать навык правильного написания ь в количественных числительных Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем
- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли
- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать правило написания ь в количественных числительных
Уметь находить числительные
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать собеседника
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (4 мин.)
Цель:
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
повторить правило написания НЕ с причастиями на основе таблицы.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с именем числительным, узнали что это за часть речи, какие бывают разряды числительных, на какие группы по строению делятся числительные, какую синтаксическую роль они выполняют в предложении. А сегодня мы узнаем,как правильно писать имена числительные.
- Давайте попробуем восстановить в памяти уже знакомый материал. Давайте поиграем.
Игра «Верно-неверно».
1.Имя числительное - самостоятельная часть речи(+)
2.Числительные могут выполнять любую синтаксическую роль в предложении(-)
3.Миллион и миллиард пишутся с 2 буквами лл(+)
4.Слова миллион, миллиард, тысяча не являются числительными, а употребляются для обозначения числа(+)
5.Встарину в России и в других странах применялись различные меры длины.Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека(+)
6.Ь знак пишется всегда в числительных(-)
7.Числительное одиннадцать и двенадцать пишутся с –н(-)
8.Понятие «число» и «имя числительное»-одно и тоже(-)
9.По строению числительные бывают 3 видов(+)
10.Составные числтельные состоят из 2 или более слов(+)
Один ученик излагает правило у доски, на котором изображает схему разряды числительных; учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют
Выполнение задания, взаимопроверка соседа, выставление оценок.
Познавательные УУД

Коммуникативные УУД
Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД

Уметь оценивать, сравнивать с эталоном, результаты деятельности (своей -чужой), анализировать собственную работу.
3.Этап получения нового знания
Цель: сформулировать правило написания ь в середине и в конце числительных
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной работы.
- Работа с текстом на основе разноуровневых заданий.
-Прочитаем текст (читает один ученик)
- Ответим на вопросы по тексту:
Докажите, что перед вами текст.
Определите тему текста, придумайте заголовок.
Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их.
Выполните задания: выпишите в 2 столбика числительные цифрами и слова со значением числа. А теперь напишите словами ваши цифры. Какую сложность при их написании вы испытали?Т.о., тему нашего сегоднешнего урока можно обозначить так: правописание ь в числительных. Воспользуйтесь материалом учебника и составьте таблицу написание ь в числительных 1 учащийся читает текст, все учащиеся работает над текстом.
Индивидуальная работа с текстом на основе разноуровневых заданий. Ответы на вопросы учителя. Составляют схему, таблицу или кластер. Проверяют ее вместе с остальными обучающимися
Коммуникативные УУД

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Регулятивные УУД.
Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.
Познавательные УУД
Уметь работать с разными по уровню заданиями
4. Этап закрепления (15 мин.) Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: формировать навык правильного написания ь в числительных
Цель: сменить вид деятельности. Ь в середине или в конце слова
При написании ь в середине слова - хлопаем в ладоши, при написании ь в конце слова- топаем ногами.
11,6,50,12,70,500,30,600,7,20,900,5. При написании ь в середине слова - хлопают в ладоши, при написании ь в конце слова- топают ногами.
Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
5. Включение изученного в систему знаний.(10 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности;
координировать деятельность учащихся;
контролировать
выполнения заданий Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания
-Записать упражнение 542. Запишите несколько номеров телефонов своих друзей. Объясните их написание
-Используя данные примеры, расскажите о правописании ь в числительных
-Устно составьте 3 предложения с числительными, данными в упражнении.
Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке
оценивают себя.
Познавательные УУД
Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы.
Регулятивные УУД
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
6. Домашнее задание (3 мин.) Используя материал сегодняшнего урока, учитывайте правило написания ь в числительных, составьте 10 ребусов. Или вспомните и запишите 10 названий сказок или других литературных произведений,или же придумайте сказку-загадку про имя числительное
Записывают домашнее здание Познавательные УУД
Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.
7.Рефлексия. (4 мин.)
Цель:
оценить результаты собственной деятельности
Рефлексия
-Давайте вспомним все о числительных
- Что было трудным?
- Что вызвало интерес?
- Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка?
Отвечают на предложенные учителем вопросы
Личностные УУД
Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД
Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности(«Что было трудным? Что вызвало интерес?»)

Технологическая карта №6 организованной учебной деятельности.

Дата: 11.11.16

Старшая группа

Образовательная область: «Коммуникация».

Раздел: Художественная литература.

Тема: Заучивание наизусть стихотворения Н. Воронько «Есть в лесу под елкой хата»

Цель: Ст.гр.: Учить детей понимать смысл и содержание произведения, заучивать текст стихотворения наизусть.

Ср.гр.: Учить внимательно слушать стихотворение, эмоционально читать отрывок по памяти.

Задачи: Ср. гр. – знакомить детей с новым жанром малого фольклора – колыбельной песней;

Формировать интерес к художественной литературе.

Формировать эстетический вкус в восприятии поэтического слога.

Ст.гр. - Формировать умение читать стихотворение наизусть с использованием иллюстраций

Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения;

Закреплять знакомые слова на казахском языке.

Оборудование: запись плача ребенка, запись колыбельной, колыбель-игрушка, иллюстрации к стихотворению, атрибуты для инсценировки: шапочка мамы-медведицы, медвежонка, микрофон..

Билингвальный компонент: қонжық - медвежонок, орман –лес, шырша – елка, ана- мама, бал- мед, балық- рыба.

Словарь: хата, капризуля, состряпай, меньшой

Мотивационно –побудительный

Прослушивание записи детского плача.

Как можно успокоить малыша, когда он плачет, не может заснуть?

Давным – давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы, укладывая своих детей спать, стали петь им песенки. Эти песни пелись у колыбели и названы они были – колыбельными. Такие песенки должны были помочь маме уложить ребенка спать, убаюкать его.

Прослушивание записи колыбельной песенки

    Как поется колыбельная?

    А сейчас самый серьезный вопрос: кто пишет стихи? Рассказы? Кто сочинил колыбельную? (Мамы). Да, мамы, и передали их своим детям, а те пели другим детям. Если нет одного автора, мы говорим что сочинил кто?... (Народ). Колыбельные – жанр народного творчества. Но есть и такие колыбельные, которые сочиняют поэты для своих детей.

Дети собираются в круг, слышат запись плача ребенка. Предлагают свои варианты: пожалеть, спеть песенку, побаюкать.

Слушают колыбельную, определяют, каким голосом она поется. (Тихо, ласково, нежно), потому что мама любит своего малыша, всю любовь вкладывает в песенку, желает ему спокойного сна. Нежно покачивает люлечку и в такт подпевает. Люлечка - это колыбелька, кроватка. Рассматривают люльку-игрушку, один ребенок пробует ее покачать.

Вспоминают, что стихи пишут поэты, а рассказы – писатели.

Организованно –поисковый

Сегодня я хочу познакомить с одной такой колыбельной, которую написал украинский поэт Платон Воронько, а о ком она вы скажите, если отгадаете загадку Загадка о медведе
Косолапый, неуклюжий.

Любит мёд, не любит стужу.

До весны привык храпеть

Что за зверь такой?

1. Как называется у медведей мама? 2.Кто детёныши у медведицы? 3. Если он один? Кто он?

Прослушивание стихотворения

Послушайте стихотворение: «Есть в лесу под ёлкой хата»


Есть в лесу под ёлкой хата,

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать.

Капризуля косолапый просит:

«Ужин мне состряпай,

Принеси скорей сюда

Мёду, рыбки из пруда».


«Баю-баю, надо спать –

Напевает сыну мать –

Ты уснёшь, и сон придёт –

Всё в корзине принесёт!»

Беседа по содержанию. Словарная работа.

Игра «Кто был внимательным?»
1. У медведицы один медвежонок или несколько?

2. Где уснули медвежата? Что такое хата?

3. Кто не хочет спать? Кто такой меньшой?

4. Как его ласково называют в стихотворении?

5. Что же хочет маленький мишка?

6. Как вы понимаете слово «состряпай»? (Приготовь еду).

7. Какая у медвежат мама?

8. Что она поёт меньшому?

9. Вам понравилось стихотворение? Почему?

11. Услышали ли вы слова медвежонка? Как он просил? (Жалобно). Повторное чтение Игра «Вопрос – ответ». Правила игры: Я задаю вопрос, а вы отвечаете на него словами из стихотворения.

Пример: Я – Есть в лесу под елкой хата?

Вопросы:

Есть в лесу под елкой хата?

Там уснули медвежата?

А меньшой не хочет спать?

Маме стал надоедать?

Динамическая пауза

Рассказывание первого куплета детьми.

Рефлексия для средней группы.

С каким жанром вы сегодня познакомились?

Отрывок из какого стихотворения выучили?

Сложно вам было его выучить или нет и почему?

Воспитатель хвалит детей и отправляет детей к помощнику воспитателя для игровой деятельности.

Игра «Эхо» (развитие силы голоса)

Воспитатель читает стихи тихо , а дети громко.

Конкурс чтецов

Слушают загадку и отгадывают – медведь.

Называют однокоренные слова: медведица, медвежата, медвежонок.

Проходят и садятся на стулья.

Слушают стихотворение.

Ответы детей, вспоминают содержание стихотворения, передавая друг другу микрофон.

Дети – есть в лесу под елкой хата.

Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.

Ср.гр. рассказывают первый куплет

Ст. гр. Повторяют строчки стихотворения громко

Дети хором читают стихотворение, Полина отмечает картинку – куплет фишкой.

Затем 2-3 человека читают стихотворение полностью по иллюстрациям.

Рефлексивно – корригирующий

Если стихотворение вам понравилось, то покажите руками.

Громко или тихо рассказал…?

Сам или с помощью?

Молодцы!

Как называется стихотворение, которое мы с вами запоминали?

Что нам помогло его запомнить?

Дети оценивают друг друга.

Ожидаемый результат:

Воспроизводит: автора стихотворения, его название, содержание.

Понимает: содержание стихотворения

Применяет: умение отвечать на вопросы по содержанию и выразительное чтение стихотворения

Валентина Гордобина
Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата» в старшей логопедической группе

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о диких животных. Уточнение, расширение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-) .

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие связной речи, речевого слуха, чувства ритма, координации речи с движением, тонкой моторики, памяти.

Коррекционно-воспитательные цели.

Прививать любовь к поэтическому слову, воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа.

Просмотр мультфильмов по теме, беседы о диких животных, посещение зоопарка, разучивание пальчиковой гимнастики «Зайка серенький сидит» , физминутки «Как – то раз лесной порой.» , чтение художественной литературы.

Материал.

Малосюжетные картинки, текст стихотворения , таблицы для рисования строк стихотворения .

1. Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадки :

Есть у меня работники ,

Во всем помочь охотники.

Целый десяток

Верных ребяток! (Пальцы)

У двух матерей

По пяти сыновей

И всем одно имя. (Рука и пальцы) .

А чем могут помочь вам ваши руки? Что они умеют делать?

(дети называют слова- действия, что могут руки) .

Много дел позволяют вам выполнить ваши руки, они ваши постоянные и верные помощники. Ваши руки делают многое : и обнять, и поднять упавшего друга, дать корм голодным птицам и зверям красиво накрыть стол и еще очень многое. Они творят чудеса.

Создание проблемной ситуации. Знаете ли вы, ребята, что руки помогают заучивать стихи . Как мое высказывание можно проверить? (ответы детей)

Давайте проверим опытным путем :

Если мы сегодня выучим стихотворение с помощью рук , то мое высказывание верно.

Сообщение темы.

Я вам прочитаю стихотворение украинского поэта П . Воронько

«Есть в лесу под елкой хата » . Слушайте внимательно (выразительное чтение) .

Есть в лесу под елкой хата ,

Там уснули медвежата,

А меньшой не хочет спать,

Маме стал надоедать,

Капризуля - косолапый просит :

«Ужин мне состряпай,

Принеси скорей сюда,

Меду, рыбки из пруда»

«Баю – баю надо спать»

Напевает сыну мать

«Сон придет и все в корзине принесет»

Объяснение новых слов.

Хата , состряпай.

Физминутка «Как – то раз лесной порой.»

Игра «Чудесные превращения»

При повторном чтении стихотворения дети самостоятельно придумывают выразительные движения руками к каждой строчке стихотворения . Покажите :

Где находится хата ?

Как спят медвежата?

Как капризничал меньшой?

Что просил капризуля косолапый?

Что ответила мама? Как?

Кто принесет корзину?

Игра «Наоборот»

Ребенок показывает руками движения, а дети читают стихи .

А потом наоборот, дети показывают руками движения, а ребенок читает стихотворение .

Воспитатель читает стихи тихо , а дети громко.

(ответы детей) .

Вывод. Наши руки помогают нам запоминать стихи .

Ребята, давайте сыграем в игру «Можно и нельзя»

Педагог «Я буду говорить, чему могут научиться наши руки, а вы хлопайте, если это действительно нужно. Будьте внимательны!»

Нужно научиться :

Пришивать пуговицы;

Разбрасывать мусор;

Плавать;

Рвать книги;

Застилать постель;

Бить посуду;

Рисовать;

Обижать животных;

Кормить птиц;

Драться;

Гладить друга;

Думать прежде, чем что-то сделать!

Учить стихи !

В таблицах, я вас попрошу нарисовать стихотворение , чтобы помочь родителям его выучить.

В начале лета на нашем сайте опубликован список предлагаемой к прочтению будущим первоклассникам литературы. Среди них стихи о деревьях советской поэтессы И. Токмаковой. Их полезно не только прочитать, но и выучить наизусть.

Знаем, что части родителей лениво будет сходить в библиотеку (хоть и напрасно). Они, скорее всего, обратятся к всемирной паутине. Для облегчения поиска стихов о деревьях для дошкольников мы решили собрать их в одно место.

Стихи о деревьях И. Токмаковой

Берёза

Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

Ива

Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дёрнул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?

Ели

Ели на опушке -
До небес макушки.
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-ёлочки,
Тонкие иголочки -
У лесных ворот
Водят хоровод.

Осинка

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару...
Дайте осинке
Пальто и ботинки -
Надо погреться
бедной осинке.

Сосны

Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.

Яблонька

Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая-пребелая,
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной!

Дуб

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый!
Значит, закалённый!

Чтобы стихи о деревьях лучше запоминались, важно знать, как выглядят сами деревья. Нарисуйте деревья, их листья. Каждое дерево чем-то особенное, от других отличается. Этим отличия помогут его узнать.

  1. У берёзки ствол белый в крапину.
  2. Листики осинки все время трепещут, дрожат.
  3. У ивы ветки поникли до самой воды. Иву так и называют "плакучая".
  4. У сосны и ёлки вместо листьев иголки.
  5. Листья дуба долго не желтеют осенью.

Здорово, когда ребёнок учится быть наблюдательным в природе и чувствительным к словам родного языка.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.