Судьба - понятие довольно сложное и пока еще никем не изученное полностью. Некоторые считают, будто человек сам является вершителем своей судьбы, мнение других заключается в том, что существует Некто - Бог, или Высший Разум, определяющий не только длительность человеческой жизни, но также и события, происходящие в ней. Однако к какой же категории можно отнести предсказания, сделанные писателями и поэтами на страницах литературных произведений? Ведь зачастую бывает так, что автор сначала описал какое-то событие, и только спустя годы, а то и столетия, оно сбывается.
.

Живший в XVII веке Сирано де Бержерак навсегда вошел в историю как обладатель самого длинного носа на земле. Наверное, если бы он жил в наши дни, то наверняка вошел бы в книгу рекордов Гиннеса. Однако сейчас нас более всего интересуют литературные произведения, которыми этот француз прославился.

В рассказах де Бержерака (кстати, опубликованных только после смерти автора) о путешествиях к Солнцу и Луне были описаны пути движения планет вокруг Солнца. Иначе говоря, Сирано сумел изобразить подвижную планетную систему, которая в его времена еще не была широко признанной в научных кругах.

Герои Сирано использовали для путешествия по воздуху различные летательные аппараты, принципы действия которых не были известны в XVII столетии. Современники Сирано относились к его рассказам примерно так, как мы сейчас относимся к произведениям фантастов.

Во всяком случае, к его машинам для записи и воспроизведения речи (современные магнитофоны), трубкам как источникам света (современные электрические лампочки) они относились весьма скептически. В этих же рассказах де Бержерак упоминал и об устройстве, представлявшем собой некое подобие реактивного двигателя.

До сих пор неизвестно, как и почему писатели-фантасты смогли "угадать" и даже в какой-то степени предсказать многие грядущие события. В качестве примера можно привести роман "Тщетность", который написал Морган Робертсон - автор, малоизвестный широкому кругу любителей фантастики. Действие романа происходит на борту судна под названием "Титан". Те читатели, кому пришло в голову сравнить основные характеристики корабля, ужаснулись: протяженность корабля составляла 243 м (у "Титаника" - 269), передвигался он со скоростью 25 узлов (так же как и "Титаник"), у обоих кораблей и вымышленного, и настоящего - было по 4 трубы и 3 винта. Не станем перечислять остальные характеристики судов: поверьте, они почти идентичны.

Согласно сюжету произведения, холодной апрельской ночью считающийся непотопляемым корабль "Титан", не снижая скорости, налетел на айсберг и утонул. Через 14 лет после опубликования романа в свой первый рейс отправился корабль с похожим названием "Титаник". В апреле 1912 года с ним произошла катастрофа: двигаясь в ночное время на большой скорости, судно столкнулось с айсбергом и погибло.

Удивительное сходство событий на этом не закончилось: писатель указал и причину гибели тысяч пассажиров, которым не хватило спасательных шлюпок. Так что же это - простое совпадение или предвидение событий?

В данном контексте было бы уместно упомянуть о том, что примерно за несколько лет до разыгравшейся трагедии знаменитый хиромант Чейро, увидев линии на ладони человека, который впоследствии стал капитаном злосчастного судна, предсказал гибель "Титаника".

У этой истории имеется и продолжение. Апрельской ночью 1935 года моряк Уильям Ривз стоял на вахте на носу английского парохода "Титаниан", направлявшегося в Канаду. Была глубокая полночь, когда Ривз, находясь под впечатлением только что прочитанного романа "Тщетность", неожиданно понял, что между катастрофой "Титаника" и вымышленным событием наблюдается шокирующее сходство. Затем у моряка мелькнула мысль, что и его судно в настоящий момент пересекает океан там, где и "Титан", и "Титаник" обрели свой вечный покой. Затем Ривз вспомнил, что день его рождения совпадает с точной датой погружения "Титаника" под воду - 14 апреля 1912 года. При этой мысли моряка охватил неописуемый ужас. Ему казалось, что судьба готовит ему нечто неожиданное.

Находясь под этим сильным впечатлением, Ривз подал сигнал опасности, и машины парохода немедленно остановились. На палубу выбежали члены экипажа: все хотели узнать причину столь внезапной остановки. Каково же было изумление матросов, когда они увидели корабль, остановившийся прямо перед айсбергом, вынырнувшим из ночной тьмы. Значит, если бы Ривз отмахнулся от своих мыслей, судно повторило бы судьбу обоих кораблей, о которых шла речь выше.

Однако и это неожиданное событие еще не положило конец тем странным совпадениям, в которых факты удивительным образом переплелись с вымыслом. В 1886 году британский журналист по имени Э. У. Стед тоже написал рассказ о судне "Маджестик", затонувшем после встречи с айсбергом в Северной Атлантике. Имя его капитана - Э. Смит - совпадало с именем реально существовавшего капитана лайнера "Титаник". Интересно, что Стед, всю жизнь занимавшийся изучением многих феноменов, включая и роль предсказаний на дальнейшую жизнь человека, не обратил внимания на собственное пророчество. Э. У. Стед в том далеком 1912 году взошел на борт самого непотопляемого корабля в мире, который обрел себе ледяную могилу в Атлантике.

Роман американского писателя Ф. Кларка "Открытое пространство", опубликованный в 1952 году, явился предвестником событий, произошедших 15 августа 1966 года, когда студент со Среднего Запада, забравшись на крышу университетского общежития, стал стрелять из снайперской винтовки по прохожим. Почти то же самое рассказывал и автор романа. В нем молодой человек, разочаровавшийся в родном отце и окружавшем его обществе, забрался на крышу университета с винтовкой в руках. В результате трагедии погибло 15 человек и еще множество прохожих было ранено.

А как быть с произведениями известного американского фантаста Артура Кларка? В 1947 году он выпустил в свет свое первое литературное детище - рассказ о высадке человека на Луну. Более того, автор с точностью указал географические характеристики этого небесного тела. Прошло не так уж много времени, как события, описанные в рассказе А. Кларка, воплотились в жизнь.

В 1927 году увидел свет роман В. Никольского "Через тысячу лет". В нем автор рассказал о том, как американскими истребителями были сброшены атомные бомбы на японские населенные пункты. В 1945 году пророчество Никольского сбылось: города Хиросима и Нагасаки оказались стертыми с лица земли.

Американский летчик-испытатель Джеймс Коллинз накануне первого полета на бомбардировщике написал нечто вроде пророческого рассказа. Стиль летчика был великолепен: он не раз писал статьи для одной из американских газет. Рассказ начинался следующими строками: "То, что вы сейчас прочтете, - слова Джеймса Коллинза, и притом не продиктованные "нашему корреспонденту", а написанные собственноручно, хотя в некотором роде и после смерти".

Не будем приводить здесь содержание всего рассказа, поскольку в этом нет необходимости. В настоящий момент читателя, вероятно, заинтересуют заключительные строки произведения: "Вниз. Рев сверкающей стали, внезапный блеск... да, да, вот оно... отрываются крылья... слишком хрупкие... крылья, мечта... тяжелые дни... Холодный, но трепетный фюзеляж последнее, что почувствовало мое теплое, живое тело. Протяжный, громкий рев мотора страшный, нарастающий, переходящий в оглушительный грохот при встрече с землей был моей смертной песней. И вот я умер".

Именно так и погиб Джеймс Коллинз во время испытательного полета на бомбардировщике "Грумман Хеллдайвер". Читая его предсмертный рассказ, невольно задумываешься о том, что автор как будто бы представил на суд читателей сценарий собственной смерти. Словно какая-то неведомая пророческая сила водила его рукой по листу бумаги...

Целый ряд подобных озарений встречается у многих русских писателей и поэтов. Чаще всего они касаются событий будущего, связанных с чьей-нибудь гибелью. Например, М. Ю. Лермонтов уже за 100 лет до начала революции и последовавшим за ней убийством царской семьи, массовых казней и других бедствий, произошедших в результате разгула террора, написал:

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь,
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.

В годы советской власти под величайшим запретом находилось своеобразное пророческое произведение А. Богданова "Красная звезда", написанное им в 1904 году.

В этой книге, которую можно назвать антиутопией, писатель предугадал не только трагические события в России, но также и символику нового государства, указанного в заглавии романа.

Еще со школьных лет известна нам повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города", в которой рассказывается о том, как тиран-губернатор отменил все праздники, оставив только два, из который один отмечался весной, а другой - осенью.

Таким же образом поступили и представители новой власти большевиков: отменили все церковные праздники, предписав всенародно отмечать только две даты - 1 мая и 7 ноября. Однако на этом совпадения не кончаются: весенний праздник, о котором шла речь в книге, служил "приготовлением к предстоящим бедствиям", у большевиков же праздник сопровождался призывами к усилению классовой непримиримости и свержению капиталистического строя - чем не "предстоящие бедствия"?

У Салтыкова-Щедрина осенний праздник был посвящен "воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных". И действительно, 7 ноября - день памяти революции и всех событий, с ней связанных.

А вот что написал Ф. М. Достоевский в своем "Дневнике писателя" за сорок лет до трагических событий в России: "Предвидится страшная, колоссальная... революция, которая потрясет все страны изменением лика мира. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови... Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств. Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются".

Здесь же писатель предсказал примерное количество жертв грядущей революции (100 миллионов), а в "Бесах" - и ее сроки. Петенька Верховенский на вопрос: "Когда все начнется?" - ответил: "Лет через пятьдесят... Начнется на Масленице (февраль), кончится после Покрова (октябрь)". Дар предвидения, присущий некоторым писателям, окутан дымкой тайны. Даже столетия спустя он продолжает удивлять и поражать ученых, которые все еще не могут понять, каким образом гениям художественного слова удалось создать произведения, являющиеся по своей сути пророческими.

Люди искусства - художники, литераторы, музыканты - неординарные личности, которые многие события видят через призму своего таланта. Порой прорывает все законы физики и устремляется в будущее. Предсказание в искусстве - вещь нередкая, но феноменальная, часто пугающая.

Пророчества Жюля Верна

Потрясающее предсказание в искусстве сделал писатель-фантаст Жюль Верн. В романе "С Земли на Луну" он в 1865 году подробно описывает полет на Луну, который в реальности состоялся в 1968 году. И дело не в том, что автор нафантазировал освоение космоса, а в том, что он подробно описал корабль, точно указал его высоту и массу, экипаж из 3 астронавтов, место старта - Флорида и место посадки в Тихом океане, месяц полета - декабрь. В 1994 году была найдена рукопись Жюль Верна, ранее считавшаяся утерянной, - "Париж в 1968 году". Здесь подробно описывались не только такие как факс и ксерокс, но и современный облик города с ажурной башней. Всего автор сделал 108 предсказаний, из которых точно уже сбылось 64.

Что предвидели другие фантасты

Были и другие предсказания в искусстве. Примеры можно найти в произведениях Беляева, братьев Стругацких, Герберта Уэллса, Алексея Толстого, Рея Брэдбери. Они предсказали множество современных изобретений, такие как мобильный телефон, телевизор, 3D-изображения, "умный дом", роботы.

Поистинне шокирующее предсказание в искусстве - "Повесть о приключениях Артура Пима" Эдгара По, в которой подробно рассказывается о кораблекрушении, в результате которого спаслось 4 человека. После многих дней скитаний в открытом море, измученные голодом и жаждой, трое убивают четвертого и съедают его. Через 50 лет после выхода в свет произведения события повторились с потрясающей точностью, совпали даже имена героев. Рациональное объяснение этому дать невозможно.

Еще одно трагическое предсказание будущего в искусстве принадлежит американскому писателю М. Робертсону. В романе "Тщетность" он подробно описал катастрофу и которая произошла через 14 лет после выхода книги в свет. Совпадения реальных фактов с фантазиями просто немыслимые.

Поэт Михаил Лермонтов предсказал Октябрьскую революцию 1917 года и подробно в рифмованных строках описал собственную смерть.

Художник, который рисовал будущее

Аргентинский художник Бенжамин Парравичини в порыве творческого прозрения делал зарисовки, которые предсказали цунами в Японии и аварию на атомной станции Фукусима, полет американцев на Луну, полет в космос первого живого существа - дворняги Лайки, "мирный атом", коммунизм в Китае, фашизм и Вторую мировую войну. Революцию на Кубе под предводительством бородача Парравичини предсказал, когда Фиделю Кастро было всего 11 лет. На рисунке 1939 года, символизирующем трагический теракт 11 сентября 2001 года, изображены известные башни-близнецы, которые тогда даже не были построены. Чем можно объяснить это невероятное предсказание в искусстве? Скептики могут рассуждать о том, что трактовка символических рисунков может быть подогнана к фактам. Но каждый свой рисунок аргентинский пророк сопровождал подробными описаниями грядущих событий. Как говорится, что написано пером...

Необъяснимое явление - предсказание в искусстве

В 1987 году в эфир вышло шоу "Второй шанс", в одном из эпизодов которого британский комик Д. Мейхер продекламировал, что в 2011 году найдет свою смерть ливийский лидер Каддафи, который за связь с террористами попадет в ад. Лидер Ливии действительно погиб в 2011 году. Имя сценариста, оставившего это предсказание в искусстве, к сожалению, неизвестно. Ведь актер просто озвучил пророческое сочинение какого-то автора.

Свою смерть в блоге в Facebook предсказал американский музыкант Майки Уэлш. За две недели до смерти он написал, что ему приснился сон, будто бы через 2 недели он умрет от остановки сердца. Все так и случилось. Свою смерть отразил в песне и Михаил Круг, описав, что погибнет он в собственном доме.

Не только обывателей, но и научный мир изумляют предсказания в искусстве. Примеры часто поражают точностью деталей. Совпадает описание места, даты и обстановки происшествия.

Что нас ждет впереди?

Полезно сравнить предсказания в искусстве, которые сбылись, с несбывшимися пророчествами. Это дает возможность предположить, что в скором будущем человечество освоит путешествия во времени, межгалактические полеты, будут созданы биороботы и искусственный интеллект, самым прогрессивным лечением станет пересадка органов, мы наладим дружеские отношения с инопланетянами. Это - оптимистические взгляды. Пессимисты же говорят о "звездных" войнах, старении за несколько часов и полной деградации человечества до стайного образа жизни.

В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война , Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение .

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной .

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов , виды Новгорода, исторические события , выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

В середине I тыс, до н. э. на территории Алтая, Южной Сибири и Восточного Казахстана начал складываться союз племен гуннов, получивший название хунну (гунны). Как отмечалось в генеалогических рассказах гуннов, записанных в начале нашей эры, «они имели тысячелетнюю историю». Эти племена заявили о себе в исторических событиях эпохи «Великого переселения народов», Из числа прототюркских союзов, создавших государства, сыграли существенную роль в истории Казахстана гунны, усуни и кангюи. Территория гуннов в эпоху расцвета империи (177 г. до н. э.) охватывала огромные просторы Евразии — от Тихого океана до берегов Каспийского моря, а позднее и Центральную Европу, Усуни, по китайским источникам, исконные жители северных районов Восточного Туркестана, затем Семиречья и Ферганы, Одно из древних государств — Кангюй занимало следующую территорию: Южный Казахстан, включая Ташкентский оазис и бассейн Сырдарьи, и часть юго-западного Семиречья. Однако в вопросах локализации гуннов, усуней и кангюй остается еще много спорных проблем. Гунны, возглавлявшие многие столетия восточную коалицию племен, оказали огромное влияние на судьбы всех регионов Евразии. Во II в. до и. э. гунны заставили династию Хань (Китай) подписать «договор о мире и родстве», согласно которому получили княжну и ежегодную дань в виде «даров». В это время под властью шаньюев (царей) оказалась территория от современной Кореи до Западного Китая. В эту конфедерацию вошли также забайкальские племена. Вслед за юечжами гунны оказались в Средней Азии и создали там государство белых гуннов (эфтали-тов). Впоследствии во времена Атиллы гунны достигли Центральной Европы и разгромили Римскую империю, Начатое гуннами «Великое переселение народов» стало началом новой эпохи — эпохи средневековья и феодализма. Гунны на рубеже нашей эры диктовали ход исторических событий на Евразийском континенте. Именно с ними связано образование новых государств, этнических структур и культурных тенденций на этой территории. Особенно значительна роль гуннов в этногенезе казахского народа. Именно с широким заселением территории Казахстана в гуннский период связывается господство здесь тюркского языка, смешанного антропологического типа и сложения традиционных основ кочевой культуры. В расогенетическом плане в рассматриваемое время сформировалась европеоидно-монголоидная физическая основа, послужившая ранней предковой формой для современной смешанной тураноидной расы.

Хозяйство гуннов

Основным занятием племен гуннского культурного круга было скотоводство, как отмечает китайский историк Сыма Цянь (145-87 гг. до н. г э.): «они переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в I траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах. из коих выход обращен к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс. одежду делают из разношерстных тканей «.
«Война, и набеги с целью — ‘захвата добычи — важная сторона их жизни», — пишут очевидцы этих времен. «В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом 1 свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений». Эти формулировки традиционны для иноземных историков в их оценке кочевников раннего и позднего средневековья Евразии. Однако более детальное изучение показывает сложную структуру хозяйства. Основным видом хозяйства гуннского общества было кочевое скотоводство. В составе стада были все виды домашних животных — овца, лошадь, корова, двугорбый верблюд, коза, осел. Особенно было развито у названных племен коневодство. Богатые кочевники владели 4-5 тысячами лошадей. Усуньский гуньмо в качестве калыма за китайскую; принцессу посылал по тысяче голов лошадей. Правящая верхушка Кангюй сохраняла также традиции кочевого скотоводства, Китайские источники отмечают о различных местонахождениях летней и зимней резиденций (на расстоянии 900 км), При раскопках поселений встречается обилие костей домашних животных. Гунны знали оседлость и земледелие. В источниках упоминаются города, расположенные в глубине гуннских земель и хранимые там запасы зерна. «В северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли». В гуннском городище, в Сибири, на территории 75 га обнаружено около 80 жилищ. Поселение было окружено четырьмя рвами и четырьмя валами. Найдены в нем зерна проса, чугунные сошники, железный серп, каменные зернотерки и ямы — зернохранилища. Супя по малым размерам сошников, плуги у гуннов были небольшие, деревянные и земля вскапывалась неглубоко. На территории, занимаемой государством Кангюй (Хорезм, Приаралье, Ташкентский оазис), господствовало орошаемое земледелие. Уже в Т в. н. э. по рекам Сырдарья. Чирчик строились магистральные каналы. Следы каналов, остатки плотин прослежены при изучении местности и при дешифровке аэрофотоснимков памятников и их окрестностей. На всех раскопанных поселениях и городских центрах Кангюя были обнаружены остатки зерновых, косточки бахчевых и фруктовых культур. В помещениях-хранилищах при жилых домах найдены большие глиняные емкости и сосуды для хранения припасов.
Таким образом, общим правилом для всех государств гуннской эпохи можно считать господство кочевого скотоводства, как основного вида хозяйственной деятельности, и наличие небольших очагов оседлости и -‘земледелия, В рамках государства кочевое и оседлое население было гармонично объединено. Наряду со скотоводством и земледелием у гуннов, усуней и кангюй были развиты домашние промыслы и ремесла. Особенно широко было развито ювелирное искусство, гончарное дело, кузнечество. Находки разнообразных металлических изделий в курганах говорят о развитии металлургического ремесла. Часть населения постоянно занимается добычей железных и полиметаллических руд, разработкой золота и серебра.

Социальная организация гуннов

Социальное устройство гуннского общества имело сложную картину. Во главе страны стоял шаныой, обладавший в лучшие годы держав неограниченной властью. Его называли «сыном неба» и официально «небом и землей рожденный. Солнцем и Луной поставленный, великий гуннский шаньюй». Согласно источникам, гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколения». Впоследствии распределением территории и населения по округам занялся сам шаныой, и тогда начальники стали именоваться «начальниками над 10 тысячами всадников». В свою очередь, темник назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с кочующим на ней населением. Несмотря на чрезвычайное усиление центральной власти, в гуннском обществе продолжали действовать народное собрание и совет старейшин. Источники сообщают, что у гуннов было обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где приносили жертву духу неба… на этих собраниях начальники поколений рассуждали о государственных делах, забавлялись конной скачкой и бегом верблюдов. В гуннском обществе существовали аристократические роды, связанные между собой брачными отношениями. Следовательно, можно вести речь о своеобразной иерархии родов в обществе. Поскольку гунны были создателями империи, среди них также было много покоренных и насильно адаптированных племен. Взаимоотношения с новопокоренными племенами и этносами проводились в форме данничества. В туниском обществе процветало также рабство, В рабов превращали в основном пленных: их поселяли в городках, они пахали землю, строили или же занимались ремеслом. Археологические материалы по усуньским курганам Семиречья, позволяют расчленить их по социальной принадлежности на группы. В первом из них (диаметр — 50-80 м, высота- 8-12 м) были обнаружены богатые захоронения, во втором (диаметр — 15-20 м, высота- 1м) -средние, и в третьем (диаметр — 5-10м, высота 30-50 см) — бедные, где найдены один, два сосуда, железные ножи, бронзовые серьга и т.д. Последняя группа курганов является самой многочисленной в Семиречье. [
О появлении частной собственности говорят также металлические, каменные и глиняные печати. Возможно, металлические печати являются (символами власти высокопоставленных лиц вусуньском обществе, глиняные же печати, скорее всего, служили для разграничения собственности. Обычным же явлением для кочевников этой поры являются различные метки, тамги и другие знаки, обнаруживаемые иногда на глиняных-сосудах или же на других предметах. В государстве Канюй тамги ставились также на монетах. На территории, относящейся к канюйскому культурному кругу, найдено большое количество монет с подобными знаками. Сам факт этого явления свидетельствует в пользу развития товарно-денежных отношений и отношений собственности. Разрыв в социальном развитии земледельцев и кочевников в идеологическом плане приводил к конфликту между ними. Основатели гуннской державы и их преемники видели свою задачу в объединении всех народов, «натягивающих лук и живущих в войлочных юртах» и «в господстве над людьми, живущими в саманных домах». В свою очередь, китайские и античные источники также стараются создать из кочевников образ врага: «Невиданный дотоле род людей, поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает все» (Марцеллии о гуннах). Выход Европы из кризиса, поразившего рабовладельческий способ производства в первые века нашей эры, и перевод общества на феодальные рельсы были невозможны без Великого переселения народов, где участвовали большинство центрально-азиатских кочевых племен. Во всемирно историческом плане это событие сравнимо с удачной социальной революцией.

Этническая история гуннов

Наименование хунну (гун) появилось в II- I в, до н.э. (протогунны) в китайских источниках Развитие кочевого скотоводства привело к консолидации некоторой части племен Центральной Азии в племенные союзы. Одним из результатов этого процесса были участившиеся набеги кочевников на раздробленные уделы Китая. Набеги несколько уменьшаются лишь в IV в. до н. э. с установлением гегемонии княжества Цинь. объединившего большинство уделов ослабевшей династии Чжоу. В это столетие китайцы совершали ответные нападения кочевникам и захватили немало территории. Гунны и усуни вынуждены были откочевать на запад. Китай на этой пограничной территории начат строить Великую Китайскую стену. Генеалогия гуннских правителей восходит к Шунь Вэю, проживавшему 1000 лет назад до Туман шанью (III в. до н. э.). К сожалению, эта легендарная история остается до сих пор неизученной. Более или менее достоверные письменные источники появляются со времен правления Моде (III-II в. до н. э.). В первые же годы правления Моде шаныой нанес сокрушительный удар по границам Китая, заставив только что утвердившуюся династию Хань вернуть кочевья гуннов в Ордосе. В 200 г. до н. э. китайский император в целях обеспечения безопасности на границе с большим войском отправился против гуннов. После первых столкновений гунны отступили, авангард китайских войск вместе с императором Гао ди оторвачся от основных сил. Кочевники, сразу же прекратив отступление, с четырех сторон окружили их: «конники хунну на западной стороне все сидели на белых лошадях, на восточной стороне на серых с белым пятном на морде, на северной стороне — на вороных, и на южной стороне — на рыжих лошадях». Затем на востоке гунны подчинили племена «восточных ху» -уху-ань, сяньби, обитавших в Монголии. На западе гуннская конница нанесла поражение юечжам в 177 г. до н. э. Об этом свидетельствуют слова шаньюя: «милостью Неба воины были здоровы, а кони в силе: они уничтожили и усмирили Юечжей, Лоулань, Усунь, Хуцзе и пограничные с ними 36 уделов стали нашими подчиненными. Все они вошли в армию хунну и составили одну семью». Окончательная победа была одержана только через 10 лет. Вождь юечжей пат в бою. а из его черепа Лаошань шаньюй сделал чашу для питья. Оттесненные в Среднюю Азию юечжи завладели территорией Греко-Бак-трийского государства, а затем создали Кушанскую державу. Таким образом, в этническом составе гуннов мы видим племена, и этнополитические образования различного происхождения. Кризис восточного гуннекого государства наступил с 71 г. до н.э., когда Китай с помощью кочевых соседей гуннов — ухуаней, усуней, динлинов, нанес тяжелое поражение. Впоследствии, в 56 г. до н.э. общество гуннов раскололось на,’ южных и северных. Но, несмотря на это до середины II в. н. э. гунны сопротивлялись китайскому продвижению на запад. Усуни считались! одним из значительных этнополитических объединений после гуннов. Их этническая история тесно связана с кочевыми племенами Центральной, Азии времен саков. Они во II в. до н.э. вошли в державу, созданную под эгидой гуннов. Впоследствии, вступив в союзнические отношения с Китаем, они стали причиной гибели державы. В союзническую эпоху участились контакты усуней со своим восточным соседом, в результате чего империя Хань часто корректировала проблемы престолонаследия. Хотя название Кангха (кангюй) известно с древнейших времен (середина II тыс. до н.э.), более или менее достоверные сведения появчяются; во II в. до н.э. В это время китайский путешественник Чжан Цянь говорит о зависимости земель Кангюя от юечжей и гуннов. После раскола гуннской державы кангюй поддерживают северо-гуннского шаньюя Чжи Чжи (Шоже) в борьбе с усунями, союзником которых выступал Китай. В II в. н.э. Кангюй становится сильным государством на территории от Восточного Туркестана до Приаралья. Таким образом, государства, созданные гуннами, усунями и кангюя ми в Центральной Азии были кочевыми.

Культура гуннов

Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла. Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику, которые позволяли сокрушать им хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города, Материальная культура усуней и кангюев также исследована достаточно плотно. Раскопки поселений и городов, могильников в Семиречье и в Сырдарье дали яркие выразительные материалы, которые позволяют представить характер жилищ ранних кочевников, их интерьер, проследить эволюцию керамики и ее основные типы, узнать об орудиях труда и оружии этих племен. Несмотря на сильное желание современных историков видеть их оседлым, городским народом, гунно-усуньские этносы 1 тыс. до н. э. были в основной массе кочевыми скотоводами. «Земледелием не занимаются, а со скотом перекочевывают, смотря по воде и траве», — отмечает китайский путешественник. В периферии кочевого мира были оседло-земледельческие оазисы, служившие в качестве зимовок-поселений, Некоторые из таких поселений имели вид укрепленных городищ. Таковы гуннские поселения в Сибири, укрепленное поселение Чигу усуней, городища А ктобе, Кокмардан и др.
Римский историк Приск оставил описание ставки Аттилы в Паннонии, по его словам она была подобна «обширнейшую городу» — «деревянные стены его, как мы заметили, были сделаны из блестящих досок, соединение между которыми было на вид так крепко, что едва-едва удавалось заметить — и то при старании — стык между ними. Видны были и триклинный, протянувшиеся на значительное пространство, и портики, раскинутые во всей красоте. Площадь дворца опоясывалась громадной оградой: ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилище короля Аттилы, державшего весь варварский мир, подобное обиталище предпочитал он завоеванным городам». Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек, Сооружались они на местах кочевий и обычно состоят из небольших курганов. Гуннские курганы отличают кольцевые оградки, наличие каменных ящиков, сопроводительное захоронение коня, вытянутое положение погребенных на спине, наконечники различных форм, костяные накладки на лук, палаши, панцирные пластины, колчанные крюки с поперечной планкой. Наиболее вьщающпеся памятники гуннского зодчества — мавзолеи типа «дын»: Козы Корпеш — Баян сулу, Домбауыл, Теке. Основные типы надмогильных сооружений усуней — насьшные курганы. Курганы располагаются группой от 2 до 25 с кольцевидными выкладками из камней на насыпи и за насыпью. Во всех районах обитания кангюйских племен около поселений располагались могильники. Погребальные сооружения состояли из наземных курганов и подземных камер. Захоронения совершались в простых грунтовых ямах, могилах с подбоем и катакомбах. В могилу’клал и глиняные и деревянные сосуды с пищей. Мужчин хоронили с оружием -кинжалами, мечами, с луками и стрелами, В женских захоронениях преобладали украшения — серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус. В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, указывал дорогу странникам. У гуннов считалось, что лебедь охраняет домашний очаг. Они служили тотемами древних племен. В группе памятников гуннского времени есть золотая пластина с картиной из жизни древних кочевников, «Отдых кочевников под деревом» повторяет сюжет поэмы «Козы Корпеш и Баян сулу», в них изображается Айбас и Баян супу, оплакивающая смерть Козы Корпеша. Искусство гуннов, усуней и канпоев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). Вместе с тем, для него характерно более широкое применение инкрустации, вставок самоцветов. В III-II вв. до н. э. на смену звериному стилю приходит полихромный памятники которого сохранились на. обширном пространстве от Атгая до Крыма. Наиболее интересны, обнаруженные в Семиречье, Жеты Асаре, Сары Арке и Боровом, стилизованные фигуры животных и птиц украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом, и окруженные узорами из зерен зерни, филигранными поясами. Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи (Кауынши), Центрального Казахстана (Кара агаш). Памятники иллюстрируют идеологические представления древних племен, одухотворение ими природы, культа предков и солнца.

Многие события древнего мира до сих пор привлекают внимание историков. Причиной такого внимания обычно являются спорные вопросы, ответы на которые до сих пор не получены. К ним относится и вопрос о происхождении гуннов — союза воинственных варварских племен, который сформировался путем смешения различных этнических групп во II — IV веках на территории Великой Евразийской степи, Приуралья и Приволжья.

Василий Никитич Татищев, русский историк, тоже пытался определить принадлежность гуннов к какому-либо народу. Он писал, что угры и обры, называемые иностранными историками аварами и гуннами широко известны. Славянский летописец Нестор считал угров славянами, а обров — сарматами. Но в историческом Лексиконе их считали одним родом. Лично Татищев полагал, что среди угров и обров было много славян, присоединившихся вследствие гуннских завоеваний. Угры — значит обитающие у Кавказских гор от рек Куме, Терку до Сулака, т.е. имя дано по месту обитания, что происходило в древности достаточно часто. Сами себя угры называли куманами. Птолемей же упоминал угров в качестве матер, коноплен, сабочей и других племен. Татищев подчеркивает, что сам Птолемей в тех местах не бывал, а лишь перевел славянские источники и выдал их за свои труды. Плиний называл славян есседонами (исседонами), а Страленберг называл племена, живущие от Волги до гор и по Дону, ойгурами (уграми).

Иордан, будучи неприятелем угров и гуннов, по мнению Татищева, «сложил весьма смешную и глупую басню». Филимер, король готов, пришедший в Паннонию, выгнал из своего войска несколько колдуний, которые, прелюбодействуя с фавнами и лешими, породили гуннов.

Многие историки по незнанию домысливали и придумывали исторические факты, что, по мнению Татищева, с честью историка не согласуется. А Библию «прямо как ковер Мелитриссы употребляют, и на все, что только хотят, натягивают». Греки и римляне же многие имена переводили до приятного звучания в своем языке.

Кочевое общество варваров было очень динамичным, но их социальный строй – загадка. Письменность в обществе гуннов отсутствовала. Песни, которые гунны слагали о своем предводителе Атилле, со временем затерялись бы в истории, если бы не свидетельства римских и греческих путешественников и историков, но и в песнях отсутствуют данные об их происхождении. Степная кочевая жизнь и постоянные набеги не способствовали увековечиванию побед в письменных источниках. Кочевники не занимались ручным трудом, ремеслами и земледелием. Греческие мастера обменивались с гуннами своими изделиями, за которые те платили золотом, мехами или захваченными трофеями. Поэтому археологические раскопки ничего не дали, а все, что археологи находили, с тем же успехом можно приписать и скифам до или после правления Атиллы, римским и греческим мастерам. Например, в начале 40-х гг. XX века профессор Альфеди описал, как минимум, четыре предмета явно гуннской принадлежности. Венгерский же археолог Золтан определил их как римские, так как в местах, где располагались стоянки кочевников, были найдены только римские монеты. Остатки погребений гуннов находили в Закарпатье, Ростовской, Архангельской, Одесской, Николаевской и Херсонской областях, в Крыму и Феодосии. Поверх захоронений клали чучело коня. Множество подобных захоронений находят в России и Казахстане.

Все государства, находящиеся на территории стоянок гуннов: Россия, Украина, Польша, Болгария, Хорватия, Венгрия, Турция, Германия, Чувашия, Казахстан и многие другие, претендуют на родство с Атиллой и гуннами. И, скорее всего, все имеют для этого достаточно оснований.

С гуннами связывают Великое переселение народов. Великое переселение – это и Великое смешение родов и национальностей, да и в войске гуннов были люди различных кровей, многие присоединялись к Атилле, чтобы все вместе продолжать набеги. Облик полководца Атиллы древними источниками изображается по-разному, не говоря уже о его дальнейшей исторической интерпретации. То он похож на монгола, то на араба, то на голубоглазого и светловолосого воина (киммериец, скандинав, склавянин). Даже один из самых главных исторических источников, воевода Приск Паннийский, создал, по всей видимости, собирательный образ. Там, где отсутствовали реальные данные, добавил уже существующие стереотипы.

Атилла собрал «наемников» со всех завоеванных территорий для дальнейшего захвата и грабежа. Имя его осталось в истории лишь благодаря серии удачных набегов на Византию и Древний Рим, где уже существовали письменность и историки, которые и запечатлели историю набегов. Но запечатлели только с одной стороны. Со стороны тех, кого изрядно потрепали набеги гуннов. Со стороны тех, кто был вынужден платить дань страшным варварам и вряд ли испытывал к ним симпатию.

По концепции Г. Вирта (первый руководитель Аненербе), Атилла намеревался создать свое политическое государство, но хаотичность набегов, отсутствие военной логики и тактики, а также странные отношения с Римской империей не позволяют принять данную концепцию.

Аммиан Марцелин описывал воинов, чья жизнь без набегов немыслима, настроение переменчиво, они легко отказываются от своих намерений, обещаний и союзников, с которыми заключили перемирие. Это может и свидетельствовать о наличии нескольких объединений, не связанных между собой.

В бой они бросаются, выстроившись клином, издавая воинственный клич: «Хурра!». Ненадежны в слове, не имеют религии и суеверий, ограничивающих их в действиях, жестоки по отношению к побежденным, включая детей и женщин. Практически неразделимы со своими лошадьми, живут на них: едят, спят и заключают торговые сделки.

А ведь подобное единение с лошадью в истории уже происходило. В начале VII в. до н.э. у границ Китая появились неизвестные воины. Сражения они вели, слившись воедино со своими лошадьми, не соскакивая на землю, как это было принято. Настолько стремительными были их действия, настолько воины и кони казались едиными существами, почти фантастическими, что они дали начало легенде о кентаврах. Тысячи светлокожих, голубоглазых и белокурых воинов, которых китайцы прозвали жуну (сюнну), в течение двух тысячелетий сражались с миллионами китайцев. До тех пор, пока не появилась китайская стена. Воины, как и гунны позднее, умело пользовались луком. Профессор Дегинь, живущий в 18 веке, выдвинул гипотезу об идентичности гунну с сюнну. Но доказательств тождественности так и не обнаружили.

Гуннами также назывались все нашествия варваров с северо-востока после смерти Бича Божьего. Так позднее стали называть Атиллу в ранней средневековой литературе, где ему отводили роль варвара-разрушителя. На примерах борьбы с Бичом Божьим прославлялись деяния святых и совершались чудеса на благо укрепления веры.

После смерти Великого Скифа похоронили, заключив его в три гроба: из золота, серебра и железа. В могилу также положили оружие и золотые украшения и монеты. По свидетельству Иордана, всех, кто принимал участие в захоронении, затем убили, дабы избежать разглашения точного места могилы. В свидетельстве Иордана о захоронении Атиллы также наблюдаются некоторые домыслы: отвели русло реки, похоронили, и затем снова вернули реку. Тяжелые воды сомкнулись над телом Великого гунна. Многие археологи занимаются поиском легендарной могилы, которая может приоткрыть тайну происхождения гуннов.

Степные варвары досаждали более развитым государствам, и именно тогда их начинали замечать. Прекращались нападения, и легендарные воины «внезапно исчезали». Может быть, причина внезапных появлений и исчезновений кроется именно в этом? И тогда необходимо признать, что гунны – причина и результат Великого переселения.

No related links found