Л.Н. Толстой написал роман в 1873-1878 годах. Это было время после крестьянской реформы 1861 года. В жизни России происходили существенные изменения, ко­торые распространялись и на бытовые, семейные отноше­ния, религиозные верования. Основное внимание в рома­не уделено повседневной жизни персонажей из различных слоев: дворян и чиновников.

Алексей Александрович Каренин - один из главных ге­роев книги. Роман базируется на любовной истории, и Толстой подробно описывает внешность героев. У Каренина было петербургски свежее лицо, самоуверенная фигура, не­много выдающаяся спина. При ходьбе он ворочал всем тазом и тупыми ногами. Круглая большая шляпа опира­лась на уши. Зябкие и костлявые ноги он завертывал пушистым одеялом. При улыбке открывались «неувядаю­щие белые зубы». Голос тонкий.
Алексей Александрович и его брат росли сиротами. Отца они не помнили, а мама умерла, когда Алеше было десять лет. Состояние было маленькое. Их воспитал дядя, важный чиновник.

Гимназию и университет Алексей окон­чил с медалями и «с помощью дяди тотчас стал на вид­ную служебную дорогу». Брат умер.

Во время его губернаторства тетка Анны интригами по­ставила его в такое положение, что он якобы скомпроме­тировал девушку и должен на ней жениться. Каренин после долгих колебаний сделал предложение и «отдал жене все то чувство, на которое был способен». Над креслом в его кабинете висел овальный портрет Анны, прекрасно сделанный знаменитым художником.

В Петербурге Каренин «занимал одно из важнейших мест в министерстве». Работал Каренин очень много. «Каждая минута жизни Алексея Александровича была занята и распределена». «Он держался строжайшей акку­ратности». Работал «без поспешности и без отдыха». Ка­ренин отличался упорным честолюбием, сдержанностью, честностью, самоуверенностью. В работе стремился к со­кращению переписки, экономности. Анна отметила, что «...соображения родства не могут остановить его в выс­казывании своего искреннего мнения». Л.Н. Толстой с юмором пишет: «В голове его нарождалась капитальная мысль, долженствующая распутать все это дело, возвысить его в служебной карьере, уронить его врагов и потому принести величайшую пользу государству».

Служебную деятельность Каренина автор иллюстриру­ет делами об орошении Зарайской губернии и об инород­цах. Оба дела навлекли на Каренина неприятности по службе. Хотя Каренин и получил Александра Невского, восходящее служебное движение прекратилось. Но Каре­нин, желая приносить пользу, готовит один за другим про­екты: о причинах дурного состояния русских финансов; «по всем отраслям управления, указывая на средства к ис. правлению ошибок*.

Основательно Каренин отнесся и к воспитанию сына: прочел несколько книг по антропологии, педагогике, дидактике, составил план воспитания, пригласил лучшего педагога. Но искренности и доверия в отношениях с сы­ном так и не достиг. Ежегодно он с открытием весны и до июля выезжал на воды за границу поправлять свое здоровье. Каренин следил за всем «замечательным... в ум­ственной сфере». Его интересовали книги политические, философские, богословские, но он считал своим долгом зна­комиться и с поэзией, искусством. В театре у Карениных была ложа.

Алексей Александрович делал карьеру не без помощи кружка Лидии Ивановны. Жена посланника говорила о Каренине, что таких государственных людей мало в Ев­ропе. Княгиня Бетси удивлялась ясности и точности мыш­ления Каренина. В беседе со знаменитым путешественни­ком он поразил глубиною знания предмета. Адвокат при­знается Каренину: «Знаю вас и вашу полезную деятельность, как и всякий русский».

Оправдывая свою любовь к Вронскому, Анна обвиняет мужа, что он восемь лет душил ее жизнь, называет его министерской машиной и бесчувственным. Это обвинение, во-первых, странно слышать от женщины, которая сама упорно добивалась замужества с гораздо более старшим по возрасту Карениным. Во-вторых, эмоции Каренина силь­ны, но он сдерживает их проявление. Вспомним только один характерный в этом смысле эпизод, когда Анна объявила ему о своих отношениях с Вронским и заплакала. Алексей Александрович сдержался и «с привычной учти­востью простился с ней».

Каренин полюбил дочь Вронского и Анны и после смер­ти жены забрал ее у Вронского. После рождения девочки Каренину «досадно было на жену за то, что она не забо­тилась об этом прелестном ребенке». Он даже сначала со­гласился полностью на все условия Анны, которые дадут ей счастье. Но Анна не потребовала развода и уехала с Вронским за границу. Каренин был готов поступиться своими принципами. «Чувство собственного достоинства и уважение к религии не позволяли ему принять на себя об­винение в фиктивном прелюбодеянии и еще менее допус­тить, чтобы жена, прощенная и любимая им, была ули­чена и опозорена». Жене, по смыслу закона церкви, «не может быть брака, пока муж жив».

Каренин постоянно заботился, чтобы к пятнадцатому числу передавались деньги жене на расходы.

После измены Анны Каренин утратил любовь к сыну. Ему так казалось. Но он заботился о нем, о его воспита­нии. Каренин стал уделять больше внимания религии, христианству. Он всегда верен своему слову. Когда напо­ристый Облонский уговорил-таки его приехать в гости, Каренин уныло ответил: «Я обещал и приеду».

У внимательного читателя складывается сочувственное отношение к Каренину. Его ум, образованность, честное отношение к работе, административный опыт, тактич­ность, чувство долга вызывают у нас уважение. Идеаль­ных людей нет. Не стоит акцентировать внимание на мел­ких недостатках Каренина.

    После окончания работы над “Войной и миром” Толстой приступил к созданию произведения о Петровской эпохе: собрал большой материал, сделал несколько черновых набросков. Однако процесс писания подвигался очень медленно. Толстой все больше и больше ощущал...

  1. Новое!

    В 70-е годы Л. “Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна...

  2. "Анна Каренина" - одна из самых дорогих, любимых книг читателей всего мира. Мы попытаемся проследить за судьбой романа c середины 70-х годов, когда роман начал печататься на страницах журнала "Русский вестник", и до наших дней,...

    Роман «Анна Каренина» был задуман и написан в переломную эпоху, в 1873-1875 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе рельефно и отчетливо. «Анна...

Василий Сигарев

Пьеса по мотивам романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Действующие лица:

Анна

Граф Вронский

Лидия Ивановна

Ландо

Княгиня Беси

Степан Аркадьич

и другие.

Дом Карениных в Петербурге. Ночь. Измученный Алексей Каренин, опустив голову, сидит на краешке стула в своем кабинете. В полумраке у окна светится папироска доктора. Лица доктора не видно. Вдруг раздается страшный крик. Каренин испуганно смотрит на доктора. Доктор оборачивается на крик, склонив голову на бок.

КАРЕНИН. Так надо?

Доктор молча выходит из кабинета. Каренин на цыпочках бежит следом. Вбегает в спальню, где в скомканной постели лежит Анна. Подходит к Анне. Анна хватает его руки.

АННА. Не уходи, не уходи! Я не боюсь, я не боюсь! Возьми сережки. Они мне мешают. Ты не боишься? Скоро, скоро…

Каренин берет сережки, держит их в отставленной руке, вертит головой в поисках помощи от повитухи и доктора.

АННА. Нет, это ужасно! Я умру, умру! Поди, поди! (Страшно кричит).

Каренин умоляюще глядит на доктора, освобождает руку и пятится к стене. Стоит там с раскрытым ртом.

ДОКТОР. Ничего, ничего, все хорошо…

Каренин, как растерянная женщина, прижимает руки ко рту. Анна снова кричит.

КАРЕНИН. Что же это? Что ж это?

ДОКТОР (повитухе). Кончается…

КАРЕНИН. Кончается… Кончается…

Доктор и повитуха что-то делают с Анной. Каренин прячется за штору, затыкает уши. Крик, суетня доктора и повитухи, торопливое дыхание. Наконец все смолкает.

ДОКТОР. Кончено…

Каренин заворачивается в штору. Доктор вынимает его из этого кокона, за талию ведет к постели. Каренин закрывает глаза руками.

ДОКТОР. Кончено уже… Вы чего же не глядите?

КАРЕНИН. Кончено… Кончено…

Каренин пытается вырваться и убежать.

ДОКТОР. Смотрите, как все сделалось…

КАРЕНИН. Я не могу это…

ПОВИТУХА. Да еще мальчик.

КАРЕНИН. Пусть и мальчик… мне же чего?

АННА. Алексей, это мальчик.

Каренин открывает глаза. Видит Анну, что-то живое в руках повитухи.

АННА. Дайте мне его. Дайте, и он посмотрит.

ДОКТОР. Постойте, мы прежде уберемся.

АННА. Дайте, дайте!

Анне протягивают ребенка в пеленке. Кладут ей на грудь.

ПОВИТУХА. Ну вот, пускай папа посмотрит.

ДОКТОР. Прекрасный ребенок!

АННА. Это Сережа. (Каренину.) Да, Алексей?

Ребенок лежит на груди Анны. Каренин смотрит на него почти с отвращением. Кладет свою голову рядом, утыкается лицом в грудь Анны. И только сейчас ребенок начинает плакать. А вместе с ним и Каренин.

Поезд медленно ползет вдоль перрона. Изрыгает клубы пара и пыхтит. Каренин смотрит в окна вагонов. Проплывают лица, силуэты. Вот лицо Анны, она разговаривает с попутчицей. Вот в соседнем вагоне знакомое лицо офицера. Каренин останавливается на нем, они встречаются взглядами. Долго смотрят друг на друга, пока офицер не скрывается из виду. Каренин, ворочая всем тазом и тупыми ногами, идет по перрону в сторону вагона Анны. Офицер, что смотрел на Каренина, заметив его, скрывается в вагоне. Каренин пытается разглядеть его, идет дальше. Анна выходит из вагона.

КАРЕНИН (целует ей руку). Хорошо доехала?

АННА. Хорошо.

КАРЕНИН. И как хорошо, что у меня именно было полчаса времени, чтобы встретить тебя, и что я мог показать тебе свою нежность.

АННА. Ты слишком уже подчеркиваешь свою нежность, чтоб я очень ценила.

КАРЕНИН. Что в Москве?

АННА. Степан Аркадьич сильно нашкодил с гувернанткой, и Долли теперь в трауре.

КАРЕНИН. В который это раз?

АННА. Чтобы так - впервые.

КАРЕНИН. Я не полагаю, что впервые…

АННА. Мне так жаль их обоих. Он хочет прощения, она - не может этого дать, но я попыталась сделать все…

КАРЕНИН. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Вот ты вернулась, и мы теперь снова счастливая семья?

АННА. А каждая счастливая что же?

КАРЕНИН. Что есть сей вопрос?

АННА. Вольный дух Москвы.

КАРЕНИН. Вот уж не думал, что в Москве водится вольный дух.

АННА. Поверь, водится.

КАРЕНИН. Надеюсь, он не вскружил тебе голову?

АННА. Еще как вскружил.

КАРЕНИН. И что же теперь с этим духом делать? Как его изгонять?

АННА. Боюсь, он во мне крепко засел.

КАРЕНИН (смеется). Пока я чувствую только дух второго класса. Почему вас прицепили рядом? Весьма неудобное соседство. Пойдем?

АННА. Я и не заметила, что мы рядом.

КАРЕНИН. Полагаю, потому что скучала? Больше причин быть не может.

АННА. Возможно…

Говоря это, Анна глядит куда-то за спину Каренина. Каренин оборачивается. К ним идет офицер, что встретился с Карениным взглядом.

АННА (как будто объясняется за свой взгляд). Это граф Вронский.

Вронский подходит, кланяется.

ВРОНСКИЙ. Хорошо ли вы провели ночь?

КАРЕНИН. Довольно неплохо, невзирая на соседство.

АННА. Благодарю вас, очень хорошо. (Каренину.) Граф Вронский…

КАРЕНИН. А! Мы знакомы, кажется. Туда ехала с матерью, а назад с сыном. Вы, верно, из отпуска?

ВРОНСКИЙ. Да, возвращаюсь в полк.

КАРЕНИН. Что ж удачной службы. (Анне.) Много ли слез было пролито в Москве при разлуке?

ВРОНСКИЙ. Надеюсь иметь честь быть у вас.

КАРЕНИН (не оборачиваясь). Очень рад. По понедельникам мы принимаем.

Вронский, поклонившись, отходит. Анна старается не смотреть ему вслед.

АННА. Как Сережа?

КАРЕНИН (почти язвительно). Я вижу, что поездка твоя удалась.

АННА. Как Сережа?

КАРЕНИН. Сережа, а что Сережа… Мериет говорит, что он был мил очень и… я должен тебя огорчить… не скучал о тебе, не так, как твой муж. Какой, однако, дух! Пойдем.

Идут по перрону.

Носильщик катит вещи Анны за ними.

КАРЕНИН. Какие ты еще привезла новости? Где бывала?

АННА. Была у Щербицких на балу.

КАРЕНИН. На балу?! Вот новость! Танцевала?

АННА. Ты же знаешь, я не танцую, когда можно не танцевать.

КАРЕНИН. И было можно?

Анна молчит.

КАРЕНИН. Вижу, было нельзя. И кто же эти счастливцы?

АННА. Я не танцевала…

КАРЕНИН. Ладно, пусть не танцевала. Принимали хорошо? Совсем не помню, как принято принимать в Москве…

АННА. По-московски.

КАРЕНИН. Надеюсь, это - хорошо. Какие еще новости?

АННА. Граф дал двести рублей вдове.

КАРЕНИН. Граф?

АННА. Граф Вронский.

КАРЕНИН. Очень похвально с его стороны. И что за счастливая вдова?

АННА. На станции поездом задавило сторожа…

Каренин затыкает уши.

КАРЕНИН. Только не эти страсти, Анна! Прошу! Ты же знаешь…

АННА. Может он бросился…

КАРЕНИН (еще сильнее затыкает уши). Анна!

АННА. Или пьян был… А я танцевала…

КАРЕНИН. Анна!

АННА. Я танцевала с графом…

КАРЕНИН.

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Новый фильм режиссера Карена Шахназарова “Анна Каренина” на меня произвел сильное впечатление, что породило интересную переписку с другом. Кое-какие его мысли о графе размещаю тут, так как полностью с ними согласен и мне они кажутся довольно точными в описании характеристики Алексея Александровича.

«Все-таки он хороший человек, правдивый, добрый и замечательный в своей сфере, - говорила себе Анна, как будто защищая его пред кем-то, кто обвинял его и говорил, что его нельзя любить. - Но что это уши у него так странно выдаются! Или он обстригся? » Л.Н.Толстой

Фото: Кадр из фильма “Анна Каренина ” 2017г. реж.К.Шахназарова.

Вкратце скажу. Граф Каренин - очень порядочный и добрый человек. Но ввиду своей природной эмоциональной ограниченности и некоторой жизненной наивности (не по простодушию наивности, а по своим принципам, т.е. не желал знать о некоторых вещах разные детали, хотя отлично представлял, что вещи эти существуют). И вот ввиду этих качеств, он попался на удочку сектантки, разжигающей аффекты религиозности под видом духовности. Здесь сказалась и его, столь характерная для русского дворянства, трагическая оторванность от святоотеческой традиции. Каренин честный, добрый, любит сына, да и дуру-жену. Но роковая несовместимость темпераментов. Опять же - разница в возрасте и соответственно физиологические проблемы. У Карениной - кобылы одуревшей - реально крышу сорвало на почве плотской страсти, а гр.Каренин очень сильно недооценивал значение этого момента в жизни женщины. Может показаться, что он жесток, но это просто наивность. Он добр и искренен. Когда Анна была при смерти - он ведь неподдельно ее простил, в благоговении пред величием неизбежного для каждого из нас исхода. Но тот факт, что для очень многих женщин "сильна как смерть любовь", причем любовь в самом что ни есть плотском смысле - он постичь не мог. Воспринимал, как каприз избалованной сучки. А это такого рода "каприз", который без вмешательства Свыше порой невозможно преодолеть или хотя бы отрефлексировать.

Чиновник высокого ранга, петербургский государственный деятель. Своего положения добился исключительно трудом. Его жизнь подчинена общественной пользе, которой он отдает все свои силы. Алексей Александрович, которому исполнилось 46 лет, полон энергии и страсти, но он не может изменить судьбу: измена жены перевернула его жизнь навсегда.

Мир во зле лежит. Поэтому счастье в нем редко. Но заповеди трогать нельзя. Разумеется, при попытке их исполнения начинаются огромные проблемы - так на то есть Христос Спаситель и Его Св.Церковь. Проблема Каренина в том, что он как муж, должен был помочь Анне отрефлексировать проблему. Лучше всего - изолировав ее от развратного общества, как только прозвенел звоночек. Увез бы ее в Саратовское имение, зачал бы ей ребенка, она бы переключилась, возможно. А там, глядишь, Вронского перевели бы в Самарканд, и все были бы довольны.

Но Каренин вообще игнорировал красную лампочку, пока реактор уже не рванул. Чутче надо быть к ближнему, внимательнее. А кто ближе жене, чем муж? Этот и есть любовь - не вздохи на скамейке.

Т.е недостаток любви все же очевиден. Впрочем, все мы страдаем сами и причиняем страдания окружающим по той же самой причине - недостатку любви, т.е Бога мало в жизни.

А то, что Анна - кобыла, на это и сам гр.Толстой очень толсто намекает. В фильме эта сцена скачек отредактирована, а в книге очень сильно. Великолепная суперлошадь Вронского Фру-Фру сломала спину по его вине. Вронский не сам пристрелил лошадь, "но воспоминание об этой скачке надолго осталось в его душе самым тяжелым и мучительным воспоминанием в его жизни".

В романе Льва Толстого «Анна Каренина» образ мужа Анны, Алексея Александровича, занимает одно из центральных мест. Это чиновник высшего света, петербургский государственный деятель. Он живет по строгому графику, все время занят делами. Человек он, несомненно, трудолюбивый. Многие верят, что он человек выдающийся, и его ждут еще более блестящие должности и большие свершения. В начале романа верит в это и сама Анна, всячески поддерживая мужа, создавая ему идеальные условия дома.

Слабость Алексея Каренина обнаруживается, когда у жены начинается роман с Вронским. Слабость эта в том, что Каренин не умеет выражать свое собственное мнение, личные чувства. Он так привык жить «по протоколу», «по этикету», по правилам, что беспомощен в ситуациях, где эти правила нарушаются.

Каренин всегда хорошо относился к жене, был нежен с ней и, конечно, любил, хотя не привык говорить об этом. Но теперь, когда ему нужно удвоить свою любовь, нежность, понимание, проявить силу чувства, Алексей Каренин растерялся. Он замкнулся в себе, обиделся и твердит Анне о приличиях.

Какой контраст он составляет с Вронским: страстным, любящим, настойчивым, отчаянно целеустремленным! Вронский, неопытный мальчишка, борется за свою любовь, за право быть с любимой женщиной. Он восхищается Анной, твердит ей о своих чувствах, сочувствует ее положению. Каренин же погружен в обиды, ушел с головой в работу, жестко обращается с Анной. Он будто ждет, что ситуация разрешится сама собой, а она тем временем усугубляется.

Единственный раз в Алексее Каренином просыпается большое чувство – прощение, бескорыстная любовь, смирение – когда Анна рожает дочь от Вронского. Он великодушен, готов заботиться о ребенке, простить Вронского и Анну, забыть о своих интересах и положении в свете. Но этот порыв недолог, да и Анна его не поддерживает.

Слабость Каренина – это слабость его характера. Этот государственный деятель – не борец по натуре, он слишком подвержен чужому влиянию, общепринятым нормам. Каренин не умеет действовать иначе, чем привык, и в этом его беда. В противоположность ему мальчишка-офицер Вронский по ходу романа учится проявлять характер, создавая и обустраивая свою проблемную семью, заново начиная карьеру, что ему с успехом удается.

Ближе к концу романа Алексей Каренин представляется слабым человеком, каким и был всегда под «застегнутым на все пуговицы» мундиром высокопоставленного чиновника. Карьера его остановилась, когда исчезли поддержка Анны и прочный семейный тыл.

Во всех домашних делах Алексея Александровича «прибрала к рукам» старая графиня Лидия Ивановна. Она во всем влияет на него, решает за него насущные вопросы. Для сравнения – попытка Анны во всем контролировать поведение Вронского встречает немалый отпор.

Некоторые из которых стали в буквальном смысле мировой классикой. Сегодня его романы экранизируют не только в нашей стране, но и за рубежом, причисляя их к лучшим творениям девятнадцатого века. Одним из таких всемирно-популярных произведений является роман «Анна Каренина», написанию которого автор посвятил около четырех лет. Роман был написан сразу после применения крестьянской реформы и потому охватывает не только семейные, но и бытовые вопросы.

Главная героиня произведения умная, одаренная, утонченная замужняя женщина, образец привлекательности среди петербуржского бомонда - светская львица Анна Каренина . Супруг Анны высокопоставленный чиновник. Пара хорошо известна в широких кругах, поэтому слухи об увлечении Анны представителем «золотой молодежи» Алексеем Вронским не могли пройти бесследно. Муж Карениной, Алексей Александрович , поначалу старается не замечать этой перемены в семейной жизни, но по воле происходящих событий, не может далее закрывать глаза на роман своей жены.

Каренин был человеком уважаемым, так как занимал одно из важнейших мест в министерстве. Женился он в период своего губернаторства после умелых интриг тетушки Анны. Та поставила его в такое положение, якобы он скомпрометировал юную девушку и теперь обязан на ней женится. Поколебавшись, Каренин все-таки сделал ей предложение. В супружестве он старался дарить как можно больше любви и внимания Анне. Она же понимала, что не любит его, и дарила единственное, что могла предложить в ответ - а именно уважение. У них подрастал сын Серёжа. Все изменилось в семье Карениных после встречи Анны с графом Вронским. Алексей в Петербурге считался завидным женихом: и красив, и богат, и образован. Поначалу его сулили в женихи к Китти Щербацкой , но с тех пор, как он познакомился с Анной, ни о какой другой женщине он и думать не мог.

Анна долго сопротивлялась этой страсти и всячески избегала Алексея, но чувства оказались сильнее и через год они уже были любовниками. Об этом судачили в высшем свете Петербурга, что конечно не укрылось от глаз Каренина. Переломным моментом стал эпизод со скачками, где граф Вронский упал со своей лошади и сильно ушибся. Анна настолько неприкрыто выразила свое отчаяние, что ее мужу ничего другого не оставалось, как немедленно увезти ее домой. После этого события она открыто попросила у Алексея Александровича развода, в чем он ей отказал. Он предпочел наказать супругу за измену и приговорить ее к соблюдению лживой видимости семейной жизни. К этому он еще добавил угрозу разлуки с сыном, после чего Анна оказалась в двусмысленном и весьма нелегком положении.

Отношения с мужем не наладились у нее и потом после многих перемен в их жизни. Анна все же стала жить с графом Вронским, осуждаемая всеми своими знакомыми. Когда она была беременна, и чуть было не умерла в родовой горячке, Каренин искренне жалел ее и даже испытывал радость оттого, что удалось спасти ее и ребенка. Со временем он даже был готов дать развод, понимая и принимая связь Анны с Вронским. Но в дело вмешалась известная спиритка - княгиня Мягкова. Она­ убедила Алексея Александровича из религиозных соображений не давать развода распущенной жене. Возможно, именно этот отказ стал последней каплей, переполнившей чашу страданий Анны.

Незадолго до смерти ей удалось повидаться с сыном. В его день рождения она тайно приехала с визитом. Её удручала разлука с сыном, утрата честного имени, несчастье, которое она доставила мужу, косые взгляды знакомых. Все эти тяготы толкнули Анну под колесо поезда. Она просто не справилась с навалившимися на нее страданиями. Одной из причин такого финала стал, конечно же, отказ Алексея Александровича понять и простить ее. И в этом смысле окончательно разладившиеся отношения с мужем сыграли ключевую роль. Героиня Толстого, несомненно, была человеком нравственным. Она так и не смогла быть счастливой, сделав несчастными других.