Период правления Рюриковичей – это несколько столетий, в течение которых князья, цари приумножали мощь и богатство Руси, государство становилось сильнее и могущественнее, повышался его международный авторитет.

Это огромный период в истории России - с 882 по 1598 гг . Фёдор Иоаннович был последним царём из династии Рюриковичей.

Не только князья, цари способствовали возвышению России. В этом огромная заслуга многих политических деятелей, воевод, просветителей, духовников, людей из народа. Все они внесли свой вклад в историю нашей страны, остались в памяти людей. Сказания, былины, песни донесли до нас дух той эпохи, патриотизм народа, который в трудную минуту всегда был един и отстаивал независимость страны.

Конечно, история донесла до нас и имена тех, кто «прославился» грубостью, жестокостью. Один Малюта Скуратов чего стоит! Но мы все должны знать и их имена, чтобы быть бдительнее, усвоить уроки, которые преподнесла нам наша история.

Предлагаю таблицу, которая, я думаю, поможет вам, ребята, ответить на вопросы ЕГЭ, связанные с деятельностью конкретных личностей.

Это первая моя работа из цикла статей о личностях разных эпох. Поэтому продолжение следует. А вы, ребята, почаще приходите ко мне в гости на мой сайт.

О князьях, царях этой эпохи вы можете прочитать информацию на моём сайте:

http:// istoricheskiy-portret.ru

Мельникова Вера Александровна.

Личности

Чем примечательны

Чьи современники

Борис и Глеб

Сыновья киевского князя Владимира Святого. Были убиты по приказу Святополка Окаянного в 1015 году. Канонизированы.

Владимир Святой

Святополк Окаянный

Нестор

Нестор – летописец на памятнике Микешина

«Тысячелетие России» в Новгороде.

Летописец 11- начала 12 века.

Владимир Мономах

Феопемт

Первый митрополит Русской православной церкви, назначен константинопольским патриархом в 1036 году.

Ярослав Мудрый

Иларион

Первый митрополит русского происхождения с 1051 года, автор « Слова о законе и благодати

(ок. 1049г)

Ярослав Мудрый

Кирилл и Мефодий

Кирилл и Мефодий на памятнике «Тысячелетие России».

9 век. Славянские просветители¸ проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг на славянский язык. Создатели славянской азбуки.

Владимир Святой

Евпатий Коловрат

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Евпатий Коловрат- рязанский боярин, воевода. В 1238 году погиб, защищая город Рязань от войск Батыя. Герой многих народных сказаний, в том числе и «Повести о разорении Рязани Батыем».

Юрий Долгорукий

Иосиф Волоцкий

(1439-1515)

Памятник около Иосифо-Волоцкого монастыря.

Глава иосифлян, выступающих за защиту церковно- монастырского землевладения, незыблемость религиозных догматов, укрепление государственности. Канонизирован.

Василий II

Иван III

Василий III

Максим Грек (1475- 1556)

Максим Грек на памятнике

« Тысячелетие России».

Публицист, писатель, переводчик. Считал, что монарх должен руководствоваться христианской моралью.

Василий III

Иван Грозный

Нил Сорский (1433-1508)

Основатель и глава нестяжательства, выступал за нравственное самоусовершенствование и аскетизм. Был против церковного землевладения.

Иван III

Василий III

Сергий Радонежский

(1321- 1391)

Сергей Радонежский на памятнике « 1000-летие России».

Ок.1310-1340 основал Троицкий монастырь, в 1380 благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Канонизирован.

(См. исторический портрет С.Радонежского на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Иван II

Дмитрий Донской

Василий I

Пересвет

Александр Пересвет – это монах, воин. Именно он выступил в поединке против татарского богатыря Челубея перед Куликовской битвой. Оба погибли. Пересвет канонизирован.

Дмитрий Донской

Алексей Адашев

(?- 1561)

А.Адашев на памятнике

« Тысячелетие России».

Государственный деятель, окольничий, с конца 40-хг. Был руководителем Избранной рады. Инициатор многих государственных реформ. В 1560 подвергся опале и умер в Юрьеве.

( См. исторический портрет Адашева А. на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Иван Грозный

Стефан Баторий (1533-1586)

Польский король с 1576. Участник Ливонской войны. В 1582 – заключил Ям-Запольское перемирие с Россией.

Иван Грозный

Иван Висковатый

(?-1570)

Государственный деятель, Входил в Избранную Раду. В период опричнины обвинён в измене и казнён.

Иван Грозный

Ермак Тимофеевич

(? – 1585)

Ермак на памятнике

« Тысячелетие России».

Казачий атаман, возглавил поход в Сибирь, в результате которого положено начало присоединения Сибири к России.

Иван Грозный

Андрей Курбский (1528-1583)

Князь, боярин, писатель. Входил в Избранную раду. Долгие годы был личным другом Ивана Грозного. В 1564 бежал в Литву, боясь репрессий и опалы за неудачи в Ливонской войне. Написал Грозному три послания, в которых отстаивал боярские права, писал о своём представлении идеального государства.

(См. исторический портрет Курбского А. на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Иван Грозный

Макарий(1482-1563)

Митрополит Макарий на памятнике «Тысячелетие России».

Митрополит с 1542. Сторонник укрепления самодержавия. Венчал на царство в 1547 году Ивана Грозного.

Иван Грозный

Иван Пересветов

Русский писатель-публицист 15 века. Идеолог дворянства. Выступал за сильную царскую власть « Государство без грозы, что конь без узды».

Иван Грозный

Сильвестр (? – 1566)

Сильвестр на памятнике

« Тысячелетие России».

Протопоп, политический деятель, писатель. Член Избранной рады. Автор « Домостроя» . С 1560- в опале. Постригся в монахи.

Иван Грозный

Григорий Скуратов- Бельский (прозвище Малюта) (? -1573)

Думный дворянин. Приближённый Ивана Грозного. Глава опричного террора. Погиб в 1573 в Ливонии.

(См. исторический портрет Малюты Скуратова на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Иван Грозный

Строгановы

Русские купцы, промышленники, выходцы из разбогатевших поморских крестьян. Помогли подготовить и вооружить войско Ермака.

Иван Грозный

Филипп(Фёдор Колычев) (1507- 1569)

Настоятель Соловецкого монастыря. Русский митрополит с 1566.Публично выступал против опричного террора. Отказался благословить Ивана Грозного на поход против Новгорода. Низложен в 1568 , сослан и убит.

(См. исторический портрет митрополита Филиппа на сайте:: istoricheskiy - portret . ru )

Иван Грозный

Василий Шуйский

(? – 1538)

Боярин, воевода, фактический правитель России после смерти Елены Глинской, член Ближней думы.

Иван Грозный,

Фёдор Иоаннович

Елена Глинская

Иван Шуйский (? -1542

Брат Василия Шуйского, после его смерти стал фактически правителем России с 1538-1540, в 1542.

Иван Грозный,

Фёдор Иоаннович

Елена Глинская

Марфа Посадница Борецкая

Марфа посадница на памятнике « 1000-летие России».

В 1471 она и её сын вступили против присоединения Новгорода к Москве, против лишения Новгорода вольницы. Была руководителем оппозиции, вела переговоры с Литовским князем о вхождении в Литву на правах автономии. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 Марфу отправили в монастырь.

Иван Грозный

Часть 2

Задания В1 – В11 требуют ответа в виде одного-двух слов,последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1 – В11), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

В задании В10 следует указать последовательность из трех цифр, соответствующих правильному ответу.

1. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

Кунсткамера

парсуна

фреска

лицей

2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

в таблицу

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

Владимир Мономах

разгром половцев

Владимир Святославич

объединение Киева и Новгорода

Ярослав Мудрый

восстание древлян

Игорь Старый

крещение Руси

принятие «Русской правды»

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите прозвище князя, о котором идет речь.

«[Князь] представляется нам тонким политиком, устроителем опустевшей земли. Неважно, что понимать под его прозвищем…: щедрого ли раздавателя милостыни из сумки… или же обыкновенного скупердяя, собравшего в эту сумку, как настоящий скопидом по мелочам, денежные богатства. Для потомков он остался князем, любившим правду, избавившим население от татарских грабежей и погромов».

Ответ: ________________ .

4. Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПОНЯТИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

временнообязанные крестьяне

Петр I

Синод

Екатерина II

теория «официальной народности»

Александр I

Николай I

аракчеевщина

Александр II

Прочтите отрывок из записок современника и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., участники кружка, о воззрениях которых идет речь.

«В наших беседах читались разные статьи, которые, за строгостью и бессмысленностью цензуры, не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчет способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевские, как Иван, так и Петр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я, мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землей и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперед, а страшным шагом назад».

Ответ: _______________ .

6. Прочтите отрывок из статьи экономиста Б.Д. Бруцкуса и напишите сокращенное название политики, о которой идет речь в тексте.

«Уже в марте 1922 г., через год после [ее] объявления, Ленин провозгласил, что отступление социализма должно быть остановлено и что он должен укрепиться на командных высотах экономической жизни, т.е. в ее централизованных секторах».

Ответ: _______________ .

7. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых и отраслями науки, которой они занимались.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

УЧЕНЫЕ

ОТРАСЛИ НАУКИ

А.С. Попов

теория космонавтики

К.Э. Циолковский

радиотехника

К.А. Тимирязев

физиология человека

И.П. Павлов

растениеводство

геология

8. Установите соответствие между фамилиями советских писателей и названиями их произведений.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФАМИЛИИ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

М.А. Шолохов

«Один день Ивана Денисовича»

А.Н. Толстой

«Судьба человека»

А.А. Фадеев

«Петр I »

А.И. Солженицын

«Молодая гвардия»

«Дни Турбиных»

9. Прочтите отрывок из труда отечественных историков и напишите название периода, о котором идет речь в тексте.

«Процессы демократизации общества, активизация общественного мнения… создавали обстановку, в которой линия на преодоление последствий культа личности без преодоления субъекта культа все более обнаруживала свою непоследовательность, политическую ограниченность и ущербность. Пробивала себе дорогу, прежде всего через живых свидетелей, возвращенных в общество, подлинная жестокая правда о временах и деяниях Сталина. Придерживаться и дальше «фигуры умолчания» было уже невозможно без риска политической компрометации

Партийного и государственного руководства».

Ответ: _______________ .

10. Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Александра II ? Обведите цифры, под которыми эти события указаны.

создание губернских, уездных земств

учреждение военных поселений

введение суда присяжных заседателей

учреждение Государственного Совета

издание циркуляра «о кухаркиных детях»

введение всесословной воинской повинности

Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов) обведенные цифры ((не более 3-ех цифр).

11. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк.

участие советских представителей в Генуэзской конференции

исключение СССР из Лиги Наций

заключение пакта Молотова-Риббентропа

участие советских добровольцев в гражданской войне в Испании

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает
куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси …; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

1. Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

2.О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений.

3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя знания по истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории. Укажите всего не менее трех положений.

Задания С4 – С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

4. Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг.). Укажите не менее двух задач.

Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров).

5. Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II :

1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма».

2. Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.

Какие черты характеризовали общественно-политическую жизнь в СССР после окончания Великой Отечественной войны? (Укажите не менее двух черт). Почему был избран этот путь развития? (Назовите не менее двух причин).

7. Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству и к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907 – 1916 гг.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

· ………………………………………………………………….

· ………………………………………………………………….

Различия

· ……………………………

· ……………………………

· ……………………………

· ……………………………

· ……………………………

–––––

–––––

· ……………………………


1) Юрий Долгорукий и хан Ахмат 2) Александр Невский и хан Батый

3) Чингисхан и Владимир Мономах 4) Андрей Боголюбский и Мамай


  1. Соотнесите название славянского союза племен и центрального города его земли:
2 балла

1

2

3

4

5

  1. Вставьте вместо пропусков: 2 балла
Хан _____________ не являлся потомком ________________________, поэтому, чтобы укрепиться на ханском престоле, он должен был восстановить прежнее господство Орды над Русью.

  1. Установите правильное соответствие: 2 балла

1

2

3

4

  1. Что такое «парсуны»? 1 балл
1) часть экипировки военных 2) портретные изображения в живописи

3) парусиновые мануфактуры 4) элементы храмовой архитектуры


  1. «Генеральный регламент», изданный в годы правления Петра I, вводил: 1 балл
1) коллегиальную систему органов центрального управления государством

2) генеральские звания в армии России

3) новую систему чинов в гражданской , придворной и военной службах

4) новый свод законов Российской империи.


_____________________________ - крестьяне, которых разрешалось покупать владельцам мануфактур в соответствии с указом Петра I от 1721 года, считавшиеся собственностью предприятия;

  1. При Петре I в России открылись начальные школы нового типа: 1 балл
1) земские 2) цифирные 3) уездные училища 4) церковно-приходские

  1. Подчеркните, кто является лишним в ряду , кратко поясните ответ: 2 балла
И. Чика-Зарубин, Салават Юлаев, А. Бибиков, И. Белобородов - ________________________

_______________________________________________________________________________


  1. Заполните пропуски в таблице «Судебная система России в правление Екатерины II»:

Сословие

Губерния

Уезд

Дворянство

Уездный суд

Горожане

Губернский магистрат

Городской магистрат

Государственные крестьяне

Верхняя судебная расправа

2 балла

Д.С. Бортнянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин - ______________________________

_________________________________________________________________________


  1. Руководитель Первой Камчатской (1727-1730 гг.) и Второй Камчатской (1733-1743 гг.) экспедиций, в честь которого назван пролив между Азией и Северной Америкой 1 балл
1) Василий Прончищев 2) Семен Челюскин 3) Витус Беринг 4) Семен Дежнев

  1. Какое из названных событий Отечественной войны 1812 г. произошло позже других:
1) Смоленское сражение 2) Совет в Филях 1 балл

3) Бородинское сражение 4) Тарутинский марш – маневр


  1. Определите последовательность осуществления этапов крестьянской реформы:
А) Составление уставных грамот помещиков с крестьянами 2 балла

Б) Предоставление крестьянам личной свободы и гражданских прав

В) Переход крестьян на выкуп Г) Переход крестьян на положение временнообязанных

Д) Заключение выкупной сделки помещиков с крестьянами


1

2

3

4

5

  1. Прочитайте отрывок из письма декабриста Г.Е. Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идет речь. 2 балла
«Граф имел обширную и непреклонную волю… Деятель он был неутомимый , и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же, он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие»

Ответ ______________________________________________


  1. Соотнесите фамилию композитора с музыкальным произведением. 2 балла

1

2

3

4

  1. Какое морское сражение относится к событиям русско-японской войны1904-1905 г.?
1) Ютландский бой 2) Битва у острова Мидуэй 1 балл

3) Цусимское сражение 4) Синопский бой


  1. Представителями символизма в русской литературе были 1 балл

    1. А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, М.А. Волошин, О.Э. Мандельштам

    2. В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый, З. Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский

    3. В.В. Хлебников, Н. Крученых, Д.Д, Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский

    4. Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов

  1. Какое из событий 1917 г. произошло раньше остальных? 1 балл

    1. Корниловский мятеж

    2. Отречение царя Николая II от престола

    3. Выступление В.И. Ленина с «Апрельскими тезисами»

    4. Принятие Декрета о мире

  1. Соотнесите фамилию министра Временного правительства с должностью , которую он занимал: 2 балла

1

2

3

4

  1. Впишите пропущенное слово: 2 балла
________________________________ - сдача государственной собственности по договору частным фирмам, в том числе и иностранным

  1. «Демократической контрреволюцией» называют период: 1 балл
1) существования правительства А. Колчака

2) образования региональных эсеровских правительств

3) между Октябрем 1917 года и разгоном Учредительного собрания

4) существования Временного правительства


  1. Вставьте вместо пропуска название статьи. 2 балла
2 марта 1930 года И.В. Сталин выступил в газете «Правда» со статьей, которая называлась «________________________________________________», где принуждение к вступлению в колхоз и раскулачивание середняков осуждались как «перегибы». Вина за это целиком возлагалась на местных работников.

  1. Заполните пропуски в схеме «Высшие органы управления СССР по Конституции 1936 г.» 2 балла

  1. Укажите принцип образования ряда: 2 балла
Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, В.М. Молотов - _________________________________

2. Задание с развернутым ответом , 11 класс, (9 баллов)

Сравните систему государственного управления (в том числе систему органов власти) в России до 1905 г. и в 1906 - 1914 гг. укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий)

3. Задание на анализ источника, 11 класс

Перед вами 8 изображений.


  1. Подпишите каждое изображение (автор картины, название).

  2. Определите жанры. Сгруппируйте предложенные изображения в соответствие с жанрами живописи. Результаты оформите в таблицу.

1 2 3


4 5
6

7 8


Жанры

Номера рисунков в группе

4. Задание на анализ статистических данных, 11 класс

Ознакомьтесь с таблицей. Выполните задания.

Рост мирового промышленного производства


Годы

Производство

в целом (%)


Ежегодный прирост

1900

100,0

2,6

1913

172,4

4,3

1928

250,8

2,5

1938

311,4

2,2

1953

567,7

4,1

1963

950,1

5,3

1973

1730,6

6,2

1980

3041,6

2,4

2000

6005,7

3,5

1. Укажите периоды, когда происходил наибольший рост мирового промышленного производства , и объясните, с чем это связано.

2. Проанализируйте изменения ежегодного прироста. Какие(-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите букву(-ы), обозначающую(-ие) такие утверждения.

А) Отсутствие глубоких экономических кризисов привело к удвоению ежегодного прироста в 1913 г. по сравнению с 1900 г.

Б) В период 1928-1938 гг. отмечался прирост промышленного производства , что связано с выходом европейских государств из экономического кризиса

В) Высокие темпы экономического развития стран Западной Европы в послевоенный период , процесс становления государства «всеобщего благоденствия» привели к удвоению ежегодного прироста в 1953 г. по сравнению с 1938 г.

5. Эссе, 11 класс

1. Проанализируйте высказывание В.В. Розанова: «Не могу быть зависимым!» - бились сердца. «Не могу иметь рабов!» - бились благородные сердца. Вот два великих чувства, которые создали 1812 год и 1861 год». Согласны ли вы с ним ,

2. Проанализируйте высказывание Г.В. Вилинбахова: «Россия должна сохранить исторические государственные символы, так же, как она сохраняет свое историческое название. Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства , а герб и флаг – это то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности» . Согласны ли вы с ним , сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами.