Задумывались ли вы хотя бы однажды, почему Сталина называли Сталин. Период советской власти очень сложный и неоднозначный. При всей жестокости внутренней политики, многочисленных репрессиях, ссылках и доносах именно в этот период страна стала одной из сильнейших держав в экономическом и политическом плане. Все это заслуга одного из самых неординарных политиков и руководителей государств того времени.

Детство великого вождя

В декабре 1878 года в грузинском городе Гори родился мальчик Сосо. Полное имя Иосиф Виссарионович Джугашвили .

С рождения имел два сросшихся пальца на ноге. Еще ребенком переболел оспой, в результате на лице остались раны. Подростком в аварии повредил руку, которая со временем стала высыхать и перестала развиваться.

Отцом мальчика был сапожник. Он много пил, часто избивал мать. Существуют мнения, что биологическим отцом являлся не Виссарион. Отношения с мамой у Иосифа были холодными.

В последний раз он виделся с матерью за год до ее кончины. На похороны сын не поехал, направив венок с памятной надписью.

Из-за физической ущербности мальчик не мог вступать в драки, поэтому предпочитал заговоры или стратегии в борьбе с противником. Отличался злопамятностью и жестокостью.

Почему Сталина прозвали Коба?

Почему молодой Джугашвили назвал себя Кобой также достоверно не известно. Иосиф Виссарионович никогда об этом не распространялся.

Существует несколько версий происхождения этого псевдонима:

  • Главным героем любимого грузинского романа Сталина «Отцеубийца» А. Казбеги был горец-одиночка Коба. Он был революционером и борцом за независимость своей родины, обладал чувством справедливости и благородства. По одной из версий, этот герой очень импонировал Джугашвили;
  • На церковнославянском имя Коба означает "предзнаменование предсказателя", "волховство". Один из псевдонимов Сталина - Като, был близок по смыслу;
  • Имя Коба носил средневековый царь Персии. При нем были расширены земли Грузии, основана новая столица. История жизни великого царя удивительным образом во многом совпадала с биографией Сталина.

Таким образом, имя «Коба» Иосиф Виссарионович носил достаточно долго. Сменил его только на более жесткого Сталина. Однако товарищи по партии называли его Кобой почти до самого конца.

История великой фамилии

Как известно, настоящее имя советского вождя - Иосиф Виссарионович Джугашвили. Однако по некоторым данным он имел около тридцати псевдонимов. Сегодня никто точно не знает истории возникновения этой фамилии, однако по этому поводу существует немало легенд:

  1. В Грузии Джугашвили был близко знаком с Людмилой Сталь и знал ее как человека - революционера. В память о ней была взята фамилия;
  2. Псевдоним был взят из-за сходства свойств стали и характера носителя фамилии;
  3. Родная фамилия Джугашвили в переводе с древнего грузинского языка - «сын стали»;
  4. Роль в выборе сыграла фамилия журналиста, издателя, переводчика Е. С. Сталинского;

Кроме того, такой псевдоним стал очень удачным с точки зрения политики. Он точно отражал характер деятельности Иосифа Виссарионовича на позиции руководителя государства, был похож на фамилию вождя мирового пролетариата Ленина и легко писался и произносился на разных языках.

Сталин и народ: почему не было восстания?

При всех ужасах того режима, изучая историю правления Сталина нас действительно удивляет почему народ был бездейственен и не свергнул эту жестокую власть. О причинах такого безропотного восприятия советских репрессий вам смогут рассказать еще живые бабушки и дедушки, которые жили в это не простое время.

Официальных версий несколько:

  1. Диктатура , установленная в те годы, была крайне жестокой. Люди не могли свободно говорить о своем недовольстве властью, так как существовала и, что немаловажно, работала система доносов. Любой человек мог сообщить в соответствующие органы об этих рассуждениях и высказываниях, после чего виновного отправляли в ссылку или расстреливали. Таким образом, человеческая покорность была достигнута путем устрашения;
  2. Советский Союз в те годы участвовал во многих войнах, в том числе вел гражданскую войну на некоторых территориях. Люди вынуждены были выживать в условиях войны. Все, кто не находился на передовой, работали по несколько смен в день на заводах для обеспечения военных. О перевороте не могло быть даже мысли;
  3. Социализм по своей сути идеализирует верховного вождя. Сталин был для людей неким божественным существом. Без него и его правления дальнейшая жизнь страны была немыслима. Существовал так называемый культ личности;
  4. Получив страну в полной разрухе, Иосиф Виссарионович сделал ее одной из самых передовых в мире, выиграл войну, создал ядерное оружие, чем защитил границы огромнейшего государства.

Скорее всего, все указанные причины играли свою роль в умах людей. Мы не имеем права их за это осуждать.

Почему вождь не ждал войны?

Нельзя сказать, что Иосиф Сталин вовсе не ожидал нападения Гитлера. Он понимал, что рано или поздно немецкие войска вторгнутся на территорию СССР. Поэтому подготовка к войне хоть и шла, но совсем не в том темпе, в котором было необходимо.

Причин было две:

  1. В тот период Германия воевала на Британском фронте. И хотя англичане несколько раз предупреждали Сталина о готовящемся нападении на Советский Союз, вождь считал это провокацией со стороны Англии. Он не верил, что Гитлер решится развязать второй фронт;
  2. В СССР знали о том, что германская армия не подготовлена к войне в зимний период. Рассчитывая на тщательность и любовь к порядку немцев, Иосиф Виссарионович рассчитывал, что война начнется не ранее 1942 года.

Ошибочно полагать, что подписанные соглашения с Германией до начала войны убедили советского руководителя в чистых намерениях Гитлера. Однако именно из-за эффекта неожиданности мы понесли тяжелейшие потери в первые месяцы войны.

Почему Сталин депортировал чеченцев и ингушей?

Примерно за год до окончания Великой Отечественной войны Сталин подписал указ о выселении чеченцев и ингушей с территории соответствующей АССР. Точная причина исторически остается не известной.

Однако существует несколько предположений:

  • По некоторым данным достаточно много, а это около 50 тыс. чеченцев и ингушей дезертировали во время войны. Достаточно большая часть этого населения не явилась на службу по призыву;
  • Данные народности сотрудничали с захватчиками;
  • В республике процветала антисоветская деятельность;
  • Территория была перенасыщена бандитскими группировками;
  • В Чечено-Ингушской АССР периодически возникали восстания против советской власти.

Известно, что народ выселили незаконно, разделив при этом территорию между Северной Осетией, Дагестаном, Грузией и вновь созданной Грозненской областью. Во время и после выселения погиб почти каждый четвертый житель республики.

В результате рассмотрения личности становится понятно почему Сталина называли Сталин. Все множество псевдонимов этого великого человека ушло на второй план и большинству современников он запомнился именно так. Можно много спорить о реабилитации Сталина и о его политических ошибках. Однако его огромная роль в судьбе Советского Союза и истории нашего нынешнего государства останется неоспоримой.

Видео про эволюцию псевдонима

В данном ролике историк Аркадий Лобанов расскажет самую достоверную версию о происхождении псевдонима «Сталин», почему на это повлияла любовная история вождя:

Как получилось, что обычный подросток из провинциального грузинского селения Гори стал «главой народа»? Мы решили посмотреть, какие факторы поспособствовали тому, что Коба, промышлявший грабежами, стал Иосифом Сталиным.

Фактор отца

На взросление мужчины большую роль оказывает отцовское воспитание. Иосиф Джугашвили был его фактически лишен. Официальный отец Кобы, сапожник Виссарион Джугашвили, много пил. Екатерина Геладзе развелась с ним, когда сыну было 12 лет.

Отцовство Виссариона Джугашвили до сих пор оспаривается историками. Саймон Монтефиори в своей книге «Молодой Сталин» пишет о трех «претендентах» на эту роль: виноторговце Якове Игнаташвили, главе полиции Гори Дамиане Давричуи и священнике Христофоре Чарквиани.

Детская травма

На характер Сталина в детстве серьезно повлияла травма, которую он получил в возрасте двенадцати лет: в дорожном происшествии Иосиф повредил левую руку, со временем она стала короче и слабее правой. Из-за сухорукости Коба не мог полноценно участвовать в юношеских потасовках, победить в них он мог только при помощи хитрости. Травма руки помешала Кобе научиться плавать. Также Иосиф в возрасте пяти лет переболел черной оспой и еле выжил, после чего у него появилась первая «особая примета»: «лицо рябое, с оспенными знаками».

Ощущение физической неполноценности отразилось на характере Сталина. Биографы отмечают мстительность молодого Кобы, его вспыльчивость, скрытность и склонность к заговорам.

Отношения с матерью

Отношения Сталина с матерью были непростыми. Они писали друг другу письма, но встречались редко. Когда мать навестила сына в последний раз, это произошло за год до её смерти, в 1936 году, то выразила сожаления, что он так и не стал священником. Сталина это только позабавило. Когда мать умерла, Сталин не поехал на похороны, только послал венок с надписью «Дорогой и любимой матери от ее сына Иосифа Джугашвили».

Такие прохладные отношения Сталина с матерью можно объяснить тем, что Екатерина Георгиевна была человеком независимым и никогда не стеснялась в своих оценках. Ради сына, когда Иосиф ещё не был ни Кобой ни Сталиным, она научилась кройке и шитью, освоила профессию модистки, но на воспитание сына времени у нее не хватало. Рос Иосиф на улице.

Рождение Кобы

Партийных кличек у будущего Сталина было немало. Его называли «Осип», «Иванович», «Васильев», «Василий», но самое знаменитое прозвище молодого Иосифа Джугашвили - Коба. Показательно, что Микоян и Молотов даже в 30-е годы так обращались к Сталину. Почему Коба?

Повлияла литература. Одной из любимых книг юного революционера был роман грузинского писателя Александра Казбеги «Отцеубийца». Это книга о борьбе крестьян-горцев за свою независимость. Один из героев романа - неустрашимый Коба - стал и героем для молодого Сталина, который после прочтения книги сам стал называть себя Кобой.

Женщины

В книге британского историка Саймона Монтефиоре «Молодой Сталин» автор утверждает, что Коба в годы своей молодости был очень любвеобилен. Монтефиоре, впрочем, не считает это чем-то особенным, такой образ жизни, пишет историк, был свойственен революционерам.

Монтефиоре утверждает, что в числе любовниц Кобы были и крестьянки, и дворянки, и соратницы по партии (Вера Швейцер, Валентина Лобова, Людмила Сталь).

Британский историк также утверждает, что две крестьянки из сибирских деревень (Мария Кузакова, Лидия Перепрыгина), где Коба отбывал ссылку родили от него сыновей, которых Сталин так и не признал.
Несмотря на такие бурные отношения с женщинами, главным делом Кобы была, конечно, революция. В своем интервью журналу «Огонек» Саймон Монтефиоре так прокомментировал добытую им информацию: «Достойными уважения считались лишь соратники по партии. Любовь, семья изгонялись из жизни, которая должна была быть посвящена только революции. То, что в их поведении нам кажется аморальным и преступным, для них самих не имело значения.»

«Эксы»

Сегодня уже хорошо известно, что Коба в годы своей молодости не брезговал противозаконными делами. Особое рвение Коба проявлял во время совершения экспроприаций. На съезде большевиков в Стокгольме в 1906 году так называемые «эксы» были запрещены, через год, уже на лондонском съезде, это решение было подтверждено. Показательно, что съезд в Лондоне закончился 1 июня 1907 года, а самое нашумевшее ограбление двух карет Госбанка, организованное Кобой Ивановичем, произошло позже - 13 июня. Коба не стал соблюдать требования съезда по той причине, что считал их меньшевистскими, в вопросе «эксов» он занимал позицию Ленина, который их одобрял.

В ходе упомянутого ограбления группе Кобы удалось получить 250 тыс. рублей. 80 процентов этих денег было отправлено Ленину, остальное - пошло на нужды ячейки.

Не слишком чистая репутация Сталина в будущем могла стать препятствием его продвижению. В 1918 году глава меньшевиков Юлий Мартов опубликовал статью, в которой привел три примера противоправной деятельности Кобы: ограбление карет Госбанка в Тифлисе, убийство рабочего в Баку и захват парохода «Николай I» в Баку.

Больше того, Мартов даже писал о том, что Сталин не имеет права занимать правительственные посты, поскольку был исключен из партии в 1907 году. Сталин от этой статьи был в бешенстве, он утверждал, что это исключение было незаконным, поскольку проводила его тифлисская ячейка, контролируемая меньшевиками. То есть факта своего исключения Сталин все таки не стал отрицать. Но пригрозил Мартову революционным трибуналом.

Почему «Сталин»?

За всю жизнь у Сталина было три десятка псевдонимов. При этом показательно, что Иосиф Виссарионович не делал из своей фамилии тайны. Кто сейчас вспоминает Апфельбаума, Розенфельда и Валлаха (Зиновьев, Каменев, Литвинов)? Но Ульянов-Ленин и Джугашвили-Сталин - на слуху. Сталин выбрал псевдоним вполне сознательно. По мнению Вильяма Похлебкина, который посвятил этому вопросу работу «Великий псевдоним», при выборе псевдонима совпало несколько факторов. Реальным источником при выборе псевдонима стала фамилия либерального журналиста, вначале близкого к народникам, а затем к эсерам Евгения Стефановича Сталинского, одного из видных русских профессиональных издателей периодики в провинции и переводчика на русский язык поэмы Ш.Руставели - «Витязь в тигровой шкуре». Сталин очень любил эту поэму. Есть также версия, что Сталин взял псевдоним, основываясь на фамилии одной из своих любовниц, соратниц по партии Людмиле Сталь.

Кто такой Коба Сталин

Был такой человек Сталин на Земле. Он был человеком грузинского происхождения с простой фамилией Джугашвили. Хотя, говорили, что на древнем грузинском языке, фамилия его означала, человек из железа. Его русский язык содержал сильный грузинский акцент, поэтому, до времени, пока он не стал абсолютным диктатором страны, он говорил мало. От этого собственного стеснения, наложенного на него самим собой, он очень часто приходил в бешенство. Правда, причин, оказаться в таком невменяемом психопатическом состоянии у него было много. Прежде всего, его глубоко укоренившаяся шизофрения и паранойя. Врач Бехтерев осматривал Джугашвили, когда он уже давно выбрал кличку Сталин. Бехтеров определил у Сталина шизофрению. Позже, Бехтерев был уничтожен Сталиным.

У Джугашвили-Сталина были особые приметы. Он был небольшого роста, чуть выше 160 сантиметров. Правда, есть сведения, что рост его был всего 156 сантиметров. Левая рука его была согнута в локте, и была короче правой не менее, чем на пять сантиметров, а два пальца на левой его ноге, второй и третий, срослись вместе. В народе говорили, что это был признак дьявола. В народе, даже был слух, что у Джугашвили было шесть пальцев, что было еще страшней, чем сросшиеся пальцы. Человек с шестипалой ступней. У него был узкий лоб. В молодости, голова его была покрыта густым черным волосом. Лицо его было в рытвинах оспы. Когда он стал Сталиным, он считал, что, когда он болел в семилетнем возрасте черной оспой, это судьба его сберегла, оставив в живых, чтобы он делал на земле то, что он делал, уничтожая жизнь. Это сатана благословил его на жизнь, отбив его жизнь у Бога.

Он вырос в небольшом грузинском городке Гори.

Он был, по мнению автора, не законно рожденным сыном христианского священника Игнаташвили, у которого прачкой была его мать Екатерина. В России писали и пишут: Эгнаташвили. Коба Игнаташвили платил за его обучение в престижной религиозной школе, в Гори. Коба, это Яков. Яков, это древнее еврейское имя Израиль. В истинно христианских семьях, боготворивших Ветхий завет, детей называли древними еврейскими именами: Авраам (Абрам), Исаак (Исак), Иаков (Яков) и Сарра. Не многие христиане знают, что ветхий завет, это еврейская Тора. Не многие христианские семьи в России знают, что Иешуа (Христос) был евреем и был обрезан. Таков был договор у евреев с Богом. Обрезание, у евреев, происходит на восьмой день после рождения ребенка. Обрезание Иешуы произошло на восьмой день, и с тех пор, все человечество считает этот день началом Нового года.

Никто, никогда, из всех знаменитых марксистов, или коммунистических профессоров, или, знаменитых западных корреспондентов, не спрашивал Сталина, почему его собственная мать, Екатерина, звала Сталина в детстве Кобой. При рождении он был назван Иосиф (Сосо).

Екатерина, мать Сталина, открыто провозглашала свою любовь к Кобе Игнаташвили, называя своего сына Кобой, то есть именем своего возлюбленного, еврейским именем, Яков. Она также, тем самым, открыто оплевывала своего официального мужа Виссариона, от которого она не могла родить ни одного ребенка. В одном случае, она родила мертвого ребенка, а в двух других, дети умерли сразу же, после рождения. Скорее всего, небо знало, кто может родиться от нее. Дело было в ней самой. Клубок ее ген не мог создать новую жизнь. Бог запрещал ей рожать будущего дьявола. Тогда она решила, что следующее ее деяние будет, родить сына от аристократа и известного человека, тем более, что, она любила его. Позже, мир узнал, что ее четвертая попытка привела к еще более страшным результатам для всех людей, чем, даже, родившийся от нее, маленький мертвец. Ее мертворожденный раньше сын, был предзнаменованием Бога, что от нее родится некто, кто создаст вокруг себя особое мертвое место, другой, сталинской жизни. Но, никто не понял, этого знака Бога.

Человек, официально считавшийся отцом Сталина, Виссарион, много пил, скорее всего, по причине, созданной его женой Екатериной, в своем воображении он видел, как она сплеталась в своей страсти с Якоби, священником. Грех этот, еще более усугублялся тем фактом, что Якоби был священником, кто венчал их. Автору неизвестно, произошло ли сплетение тел священника Якоби и Екатерины уже в день самой свадьбы Екатерины и Виссариона, как это случалось в древних диких племенах, но что известно, это то, что в день их свадьбы, их тела были пронизаны взаимной симпатией, потому что счастье невесты и жениха во время церковной церемонии, проникает во все пространство церкви и жизни, и в людей, которые там присутствуют.

Виссарион ненавидел и избивал своего сына, ублюдка, Кобу, а потом бросил семью и уехал в Тифлис, где работал сапожником. В официальных биографиях он и считается отцом Сталина. На идише не законно рожденный ребенок называется момзером . На английском языке - это бастард (bastard). Когда Виссарион напивался, он кричал Екатерине, что она прижила ребенка от Игнаташвили. Быть бастардом в Грузии было большим позором. Только кровная месть могла смыть этот позор. В 1906 году Игнаташвили нашли убитым, в луже собственной крови. Похоже, что кто-то осуществил закон кровной мести. Кто-то смыл кровью будущий позор Сталина. Будущий Сталин, был тогда в Гори. Его допрашивала полиция, но отпустила. Тогда будущему Сталину было около 26 лет. Автор полагает, что убийство было организовано, или, даже совершенно, самим Джугашвили. Вот доказательство. Чтобы скрыть это, он называет своего первенца, первого своего сына от Сванидзе, именем Яков, в честь Якова Игнатошвили. Его ход защитительной логики будущего расследования был таким: как можно назвать своего первенца ненавистным именем? Остается одно: сыну, да еще первенцу, дают имя глубоко любимого человека, каким и был Яков Игнатошвили для Сталина. Таким образом он хочет убедить будущее следствие, что он горячо любил священника Игнаташвили. Так он дал ненавистное еврейское имя своему сыну-первенцу. Дальше, больше. Позже, в довершение к этому, он взял себе партийную кличку Коба, то есть Яков, то есть Израиль. Боялся товарищ Сталин, что в один прекрасный день, убийство Игнаташвили может быть раскрытым. Чтобы спасти себя, пришлось взять ненавистное еврейское имя.

То есть, он стал, как бы, Израилем (Яковым, Кобой) Виссарионовичем Сталиным. Потому что Яков - означает Израиль. А Виссарион прилипло к нему от другого отца. Вот так Бог смеялся над своим подданым Джугашвили. Поэтому, логика для будущего расследования его преступления такова: он, Джугашвили, не мог его убить. Теперь, не только его сын носил ненавистное еврейское имя Яков, но, и он, Сталин, имел новое коммунистическое еврейское имя Яков-Коба. Сталин был зловещим антисемитом всю свою жизнь. Он ненавидел Бога. Он ненавидел евреев. Сталин считал, что мир был пуст, он был беспредельным атеистом. Бога в этом мире не было. Он всегда хотел повернуть реки вспять, а ветры заставить дуть так, чтобы ускорить построение социализма в отдельно взятой стране. Поэтому он и поддерживал всяческое возможное изменение природы. Это его стремление было для того, чтобы доказать, что Бога нет, а мир был пуст. Это феноменально отличало его от всего остального коммунистического бандитья, называемого по-разному, то центральным комитетом, то политбюро, то коминтерном. Сталин ненавидел своего сына Якова всю жизнь. Имя собственного сына напоминало ему постоянно о евреях, об Израиле, о еврейских пейсах, и об убийстве Кобы Игнаташвили, которое он совершил еще в 1906 году. Он ненавидел Якова всегда и его будущая дочь, Светлана Аллилуева, никогда не могла понять, отчего это происходило.

Когда сын Яков, вначале отечественной войны сорок первого года, попал в немецкий плен, его отец, Иосиф Сталин, считавшийся многими, самым влиятельным человеком земли, и у которого были свои, всегда особые отношения с Гитлером, не сделал ничего, чтобы спасти сына. В 1939 году, когда заключался Договор о ненападении и дружбы между Советским Союзом и Германией, он даже произнес тост за Гитлера и сказал, что Гитлер хороший человек. Он даже испытывал некоторую дьявольскую сладостность, узнав, что его сын Яков (Израиль) уничтожил свою жизнь, бросившись на колючую проволоку, по которой несся электрический ток смерти. Его смерть была, как бы местью, всем евреям.

Екатерина Джугашвили, в девичестве Галадзе, только однажды, была в гостях у своего сына в Кремле. Жить там ей не понравилось. Она не могла понять, какую он выполняет работу, чтобы заработать себе на жизнь, за что ему платят деньги. Коба медленно осторожно ступал и истуканно, беззвучно сидел за своим столом. Она не знала, что в это время, по секретным проводам, он подслушивал, что говорили другие люди, поэтому он сосредоточенно молчал.

Она не поняла тогда, что его работой было уничтожение жизни, множества жизней, вокруг своего места на Земле.

Из этого Якоби, Кобы, Якова и Сосо (Иосифа), появился потом, гений всех времен и народов, товарищ Сталин.

Copyright by Philip Isaac Berman.

Материал из Вики-КОБ (Концепция общественной безопасности)

До конца 1920-х годов в партийном аппарате и репрессивных органах СССР преобладали и действовали едино сподвижники Троцкого и Зиновьева, по социальному происхождению - мелкая еврейская буржуазная интеллигенция: порождение расистской культуры Ветхого Завета и Талмуда. Геноцид против нееврейского большинства населения СССР в период до 1937 г. (действительно осуществлявшийся органами государства) проводился преимущественно под руководством тех, кого впоследствии репрессировали как троцкистов и сионистов . Но в 1930-е гг., когда идеологическая борьба с троцкизмом в основном была завершена и началось искоренение троцкистов в партийном аппарате и общественно значимых сферах жизни, в СССР были казнены не «миллионы и миллионы», а 700 тыс. человек - в десятки раз меньше, чем было уничтожено в период господства троцкизма в партийном и государственном аппарате. Но те миллионы и миллионы, которые действительно были уничтожены в период господства марксистского троцкизма в России (до 40 миллионов человек), были огульно приписаны после смерти Сталина к «безвинным жертвам сталинизма». Троцкистская же “элита” революции 1917 г. и гражданской войны, многие представители которой не пережили репрессий 1935 - 1953 гг., троцкистами хрущёвского поколения и последующими были названы «идеалистами», «романтиками революции» и «наивными мечтателями».

Поэтому суть настоящего, а не «отпиаренного» СМИ под «социальный заказ» сталинизма не сводится к метафоре ― режим «великого инквизитора» ради воплощения в жизнь идеи предельно совершенной тирании, хотя большевизм под руководством И.В.Сталина и вынужден был исполнять и инквизиторскую функцию, что не обошлось без ошибок и злоупотреблений.

И.В.Сталин стремился избежать “элитаризации” власти и потому заботился, прежде всего, об устойчивом продолжении дела большевизма в преемственности поколений, а не об устойчивости партийной “элиты”, противопоставившей себя народу. Именно поэтому суть истинного сталинизма заключается в том, чтобы обеспечить в перспективе свободу и возможности освоения потенциала личностного развития всем как основу жизни общества в преемственности поколений:

Необходимо… добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможности получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда к какой-либо профессии.
Что требуется для этого?
Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьёзного культурного роста членов общества без серьёзных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. (...) Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную заработную плату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путём прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путём дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.
И.В. Сталин “Экономические проблемы социализма в СССР”

Это самые содержательные слова о демократии и социализме , сказанные в СССР, за всё время , его руководством. На необходимость возвращения в политику государства этой сути большевизма указывают итоги проекта «Имя Россия» 2008 года.

В “Экономических проблемах социализма в СССР” Сталиным было выражено иное понимание социализма и дано руководящее указание советской экономической науке отказаться от понятийного и терминологического аппарата марксизма в политэкономии прежде всего:

Более того, я думаю, что необ­ходимо откинуть и некоторые другие понятия, взятые из “Капитала” Маркса, ... искусственно приклеи­ваемые к нашим социалистическим отношениям. Я имею в виду, между прочим, такие понятия, как “необходимый” и “приба­воч­ный” труд, “необ­ходимый” и “прибавочный” продукт, “необхо­димое” и “при­бавочное” время. (...)
Я думаю, что наши экономисты должны покончить с этим несоответствием между старыми понятиями и новым положением вещей в нашей социалистической стране, заменив старые понятия новыми, соответствую­щими новому положению.
Мы могли терпеть это несоответствие до известного времени, но теперь пришло время, когда мы должны, наконец, ликвидировать это несоответствие.

Указание Сталина на необходимость отказа от понятийного и терминологического аппарата марксизма означает, что, если в процессе действительной ревизии марксизма в обществе развивается иное мировоззрение , иная экономическая наука, построенная на практически измеримых категориях (а не на пустых абстракциях , которые невозможно измерить ни в хозяйственной деятельности общества, ни в сфере потребления, и которые не поддаются реальному бухгалтерскому учёту ни на микро-, ни макроуровнях экономики), то общество обретает реальную независимость власти народных советов всех уровней от заправил метрологически несостоятельной марксистской теории.

Чтобы этого не произошло, троцкисты уничтожают Сталина и развёртывают глобальную кампанию по его оплёвыванию, в которой списывают на него свои преступления, действительно имевшие место в период пребывания И.В.Сталина в руководстве партии и государства. В “свободном мире” в качестве безошибочной альтернативы сталинизму и капитализму все эти годы популяризируется марксистский троцкизм. При этом из библиотек в СССР (а также и в большинстве стран социализма) изымаются все произведения Сталина. Спустя тридцать лет молчания начинается очередная кампания десталинизации СССР и разрушение остатков сталинского социализма в государстве.

Заправилы марксистского троцкизма не могут простить И.В.Сталину двух вещей:

  • “Экономических проблем социализма в СССР”, в которых выражено учение об обществе без эксплуатации человека человеком , по существу отрицающее марксизм в качестве научной основы социализма и перехода к коммунизму .
  • Характеристики сионизма, как одной из разновидностей буржуазного национализма , на основе которого крупная еврейская буржуазия угнетает народы мира и самих евреев. В понимании И.В.Сталина, большевизм в его борьбе с сионизмом должен был освободить от этого гнёта как евреев, так и нееврейское окружение еврейской диаспоры во всём мире. Но поскольку И.В.Сталин затронул “еврейский вопрос” без трепетного жидовосхищения , сионисты причислили его к “антисемитам” ; но поскольку он же преследовал и проявления предрассудочной ненависти к евреям, то “антисемиты” с таким же успехом причислили его к покорным слугам сионизма.

См. также

Сайты

Книги

(Альтернативные принципы глобализации)

В настоящей работе речь идет о воззрениях на экономику и жизнь общества очень далёких, как принято думать, друг от друга людей: Генри Форда I – основателя и руководителя “Форд моторс” – одной из крупнейших в мире корпораций автомобильной промышленности; и Иосифа Виссарионовича Сталина – политика, социолога и экономиста, чьё миропонимание и воля воплотились в создании и расцвете Союза Советских Социалистических Республик – “сверхдержавы № 2″ ХХ века, государства-суперконцерна.

Вопреки тому, что можно предположить на основании всего, чему учили в школе о борьбе «капитализма» и «социализма», воззрения на нормальную жизнь общества этих двух людей по существу едины. Они по существу дополняют друг друга, открывая тем самым дорогу к единению народов России и Америки, а также и остального мира в общей всем им культуре, выражающей нравственность и этику добросовестного труженика.

«Сталин ушел не в прошлое, он растворился в нашем будущем», - как это ни опечалит многих.

Пьер Куртада

Наше общество - если говорить о публичной политике и политической аналитике - за пятьдесят лет прошло путь от идолопоклонства перед Сталиным до порицания всего, что им было сделано: и как человеком, жившим среди себе подобных, и как государственным деятелем, от мысли, слова и подписи которого зависели судьбы миллионов других людей в разных странах мира в нескольких поколениях. Но Сталин не забылся, как того желали и желают многие. Не забылся вследствие того, что вся политическая реальность СССР и СНГ заставляет вспомнить и о нём лично, и о том деле, которому он служил; заставляет вспомнить под давлением заурядных каждодневных жизненных обстоятельств: попробовал бы кто при нём не заплатить вовремя пенсии или зарплату; попробовал бы кто при нём на наворованные деньги купить лимузин или построить особняк; попробовал бы кто при нём сеять вражду и разжигать войну между народами СССР; попробовал бы кто при нём в СССР проводить политику в интересах зарубежных правительств и международных мафий; попробовал бы кто при нём шантажировать СССР кредитом или оружием иного рода; попробовал бы кто при нём…

Это единственный в настоящее время опубликованный источник, в котором изложена метрологически состоятельная теория подобия многоотраслевых производственно-потребительских систем, на основе которой возможен единообразный экономический и бухгалтерский учет и анализ во взаимосвязи микро- и макроэкономического уровня.

Рабочие материалы 1987 – 1990 гг. по выявлению управления и концепции управления в глобальной истории, на основе которых в феврале – июне 1991 г. была написана опубликованная в 1992 г. первая редакция “Мёртвой воды”.

Распространение данной работы запрещено в России в связи с защитой библейской концепции от вторжения ей чуждых .

Посмотрите вокруг, уважаемый Читатель. Мы привыкли к тому, что окружающий нас мир прост и понятен. Ученые объяснили нам, как он устроен. Они знают о нем все, ну или почти все. Религиозные деятели знают все о Боге. Ну, или почти все. Творческая интеллигенция знает все о красоте. Ну, или почти все. Мы знаем это с детских лет, со школьной скамьи. Нас так научили. Исходя из этих знаний, мы оцениваем все новое, что встречается на нашем жизненном пути. Эти знания стали для нас критерием смысла жизни, мировоззренческим стандартом, с которым мы безрассудно сравниваем любую жизненную ситуацию. И лишь иногда, когда где-то в глубине души встрепенется что-то, отзываясь на несправедливость, мы усомнимся на миг. Посетуем на несовершенство мира и смиримся, как нам кажется, с неизбежным…

Но так ли несовершенен мир? Или просто несовершенны мировоззренческие стандарты, которые выработаны людьми? Или они людям навязаны? Тогда кто и зачем поддерживает воспроизводство этих мировоззренческих стандартов из поколения в поколение?

Книга, которую Вы держите в руках, даст ответы на эти вопросы. Она расскажет о мировоззрении, о методологии, о том как устроен мир, о том как организовано общество, даст знания о том, как самостоятельно познавать этот мир и справедливо устроить свою жизнь в нем. Эти знания не взяты «с потолка», не выдуманы «безумными гениями», не получены в «откровениях», не найдены в «тайных свитках»… Эти знания – тысячелетний опыт наших предков, построивших нашу Русскую Цивилизацию. Они живут в наших традициях, обычаях, пословицах, поговорках, сказках, песнях, словах и мыслях. Авторы книги просто взяли на себя труд систематизировать эти знания и рассказать о них нам. Еще не раз потом в жизни мы вспомним их труд и поблагодарим.

«Псевдоним» буквально - это ложное имя или прозвище, которое кто-то сознательно выбирает для сокрытия официального паспортного имени.

Псевдонимы получили сильнейшее распространение в конце XIX - начале XX века. В России они возникли с появлением общественно-политической литературы с 40 - 60-х годов XVIII века. Основной причиной их возникновения были тяжёлые цензурные условия царского времени, а также стремление высокопоставленных авторов высказывать свои взгляды, скрыв свое подлинное имя и служебное положение в силу целого ряда причин.

Среди различных конспиративных мер партия также стала использовать псевдонимы в качестве партийных кличек. Было предложено образовывать псевдонимы от самых употребительных русских имен. В результате наиболее известные деятели РСДРП получили следующие партийные псевдонимы:

АНТОНОВ (В. А. Овсеенко)

БОГДАНОВ (А. А. Малиновский)

ВОЛОДИН (К. Е. Ворошилов)

ДАНИЛОВ (Ф. И. Гурвич)

ЕГОРОВ (Левин)

ЗИНОВЬЕВ (О. А. Аппельбаум)

ИВАНОВ (Левина)

МАРТЫНОВ (А. С. Пикер)

МИХАЙЛОВ (Постоловский)

ОСИПОВ (Залкинд)

ПАНИН (Гальберштадт)

СЕРГЕЕВ (А. И. Рыков)

ФОМИН (В. Н. Крохмаль)

На таком фоне и фамилия ЛЕНИН (от имени Лена) не производила никакого особого впечатления, да и псевдоним ИВАНОВИЧ, избранный И. В. Джугашвили для регистрации на IV-м съезде, не особенно выделялся.

Однако только Ленин и Сталин и после революции сохранили свои и фамилию, и псевдоним, подписываясь и фамилией, и псевдонимом одновременно:

Председатель Совнаркома В. И. Ульянов -Ленин

Наркомнац И. В. Джугашвили -Сталин

И люди запомнили одинаково хорошо как их псевдонимы, так и фамилии. И то, и другое стали в равной мере достоянием истории. При этом псевдонимы сохранились дольше фамилий и стали основными именами, с которыми связывается деятельность этих исторических лиц. А это говорит о том, что оба псевдонима оказались крайне удачно выбраны. У Ленина это был один из полутора сотен употреблявшихся им псевдонимов. У Сталина это также был один из трёх десятков его псевдонимов, причем самый последний. Как же он выдумал его? Случайно? Или шёл в своих поисках целеустремленно и последовательно?

Почти все биографы Сталина - «субъективные идеалисты». Все они создают «целенаправленную», заранее намеченную историческую версию, к которой подстёгивается все, что «работает» на неё, что позволяет сделать «биографию злодея» увлекательной для чтения, как детектив. Все остальные, т. н. «противоречивые» или «нейтральные» факты спокойно отбрасываются.

До сих пор неизвестны некоторые элементарные факты биографии Сталина, особенно факты личного порядка, обычно известные для деятелей гораздо меньшего масштаба. Так, например, до сих пор остаётся спорным … год рождения о чём речь ниже. Неизвестны все его псевдонимы. Нет представления о его самом главном, основном псевдониме - Сталин - под которым он вошёл в мировую историю.

Как ни парадоксально, но даже при жизни Сталина вопрос об издании 17 тома его собрания сочинений не ставился, а отсюда не решался и вопрос о 18-м томе, справочном , который должен был бы завершить всё издание.

Издание Сочинений неожиданно застопорилось на 13 томе. Но ИМЭЛ и его руководство просто-напросто «затаились» и решили не напоминать о себе, будучи хорошо информированы о том, что самому Сталину этот вопрос не казался актуальным.

Это автоматически повлекло за собой и то, что никому в ИМЭЛ так и не была поручена «опасная» работа по сбору, систематизации и комментированию псевдонимов Этой теме в период 1947 - 49 гг. не было посвящено ни одной специальной научно-исследовательской статьи в историко-партийной и в академической печати, хотя как почётный академик, имел все основания на внимание со стороны «Биографической» и «библиографической» серии, издаваемой АН СССР об учёных страны. Публикации ИМЭЛ и Истпарта также хранили глубокое молчание на этот счёт.

В то же время, в 1949 г., в период борьбы с «космополитами», когда газеты стали раскрывать литературные псевдонимы типа «Викторов», «Маринин», сообщая еврейские фамилии их подлинных владельцев (т. е. писателей, поэтов, журналистов, скрывавшихся десятилетиями за этими псевдонимами), Сталин публично выступил на одном из совещаний и осудил тех, кто раскрывал литературные псевдонимы, подчеркнув, что это недопустимо. В этом «указании» ИМЭЛ увидел намёк на то, что вопрос о псевдонимах самого Сталина не может быть предметом не только исследования, но и любого внимания. Такова была атмосфера «культа», дававшая поводы к самой неожиданной интерпретации «указаний вождя» со стороны клики присяжных «идеологов».

Список сталинских псевдонимов

Не считая совершенно исчерпывающим то, что удалось найти, мы собрали воедино все известные печатные (письменные) и устные псевдонимы (клички, прозвища) Сталина и расположили их по алфавиту.

В их числе 18 псевдонимов из печатных произведений 6 партийных кличек, приводимых в краткой биографии написанной в 1925 г. И. Товстухой (тогдашним сотрудником ИМЭЛ и видным партийным работником), и три литературных псевдонима, выявленных по грузинской периодике конца XIX века. Кроме того, два устных псевдонима, не указанных И. Товстухой в 1925 г., приводятся без ссылки на источник в книге Д. Волкогонова, и один - в книге венгерских советологов.

Общее число всех выявленных сталинских устных и печатных псевдонимов составляет 30 единиц.

  1. Бесошвили И.
  2. Василий
  3. Гилашвили
  4. Давид
  5. Дж -швили
  6. Иванович
  7. К.С.
  8. Като, К.
  9. Ко..
  10. К.Ко.
  11. Коба
  12. Коба Иванович
  13. Товарищ К.
  14. Нижарадзе (Нижерадзе)
  15. Меликянц
  16. Тот же
  17. Чижиков
  18. Чопур
  19. С -н.К
  20. Салин, К.
  21. Солин, К.
  22. Сосели (Созели)
  23. Сосело
  24. Ст. И.
  25. Ст. К.
  26. Сталин, К.
  27. Стефин, К.
  28. Сталин, И. В.

Для сравнения число псевдонимов В. И. Ленина составляет 146 единиц, причём из них 17 иностранных и 129 русских.

Внимательно изучая вышепривёденный список, мы уже получаем некоторое представление о процессе псевдонимотворчества Сталина, о некоторых излюбленных и определённых буквах и словах, избираемых им для псевдонимов, о последовательной вариации им одних псевдонимов и совершенной случайности других. Если отсеять случайные псевдонимы, то легче оперировать с постоянными, стабильными и понять их логику.

Прежде всего, вовсе не выглядят псевдонимами некоторые фамилии. В них от псевдонимов только то, что там отсутствуют инициалы. Стало быть, это клички, партийные фамилии для явок, а не псевдонимы. Действительно, «Василий», «Гилашвили», «Иванович», «Нижарадзе», «Чижиков», «Чопур» являются явочными кличками, употреблявшимися Сталиным в чрезвычайно краткие периоды - сразу после побега из тюрьмы или ссылки, или при поездке на съезд партии или в другой регион, т. е. практически каждый раз в одиночных случаях и каждый раз заново, в том числе и по фальшивому паспорту, который по миновании надобности просто выбрасывался. Все эти «псевдонимы» основываются на фамилиях реально существовавших людей: так, рабочий Нижарадзе был известен Сталину по Батуми, П. А. Чижиков - по Вологде (с его настоящим паспортом Сталин бежал из вологодской ссылки). Как «Иванович» Сталин был делегирован на IV Объединительный съезд партии в Стокгольм и отмечен так в его протоколах, как представитель Тифлисской организации.

Фактически же лишь две буквы - К. и С. привлекали Сталина и использовались им в разных вариациях для создания псевдонимов. И это не случайно: К и С - две самые массовые буквы русского алфавита, на них больше всего слов в русском языке.

История псевдонима «Коба»

На букву «К » был первый стабильный псевдоним Сталина - Коба , под которым он вошёл в историю революционного движения на Кавказе и под которым его, в основном, знали в партии до 1917 г.

На букву «С » был создан главный псевдоним Сталина, под которым он вошёл в мировую историю . Но он пришёл к нему не сразу. До «Сталина» существовало ещё несколько псевдонимов на букву С , в том числе два его первых псевдонима, под которыми печатались его стихи на грузинском языке в газетах «Иверия» и «Квали». Эти псевдонимы Сосело и Созели - уменьшительные от Иосиф, и эквивалентные русским - Осенька и Осечка. Впервые Сталин употребил эти псевдонимы в 1895 г., 1896 г. и в 1899 г., когда его стихотворение вновь перепечатали в сборнике, посвященном 75-летию Рафиэла Эристави. Это были псевдонимы без всяких претензий и выкрутас.

Зато другие псевдонимы, предшествовавшие или сосуществовавшие до 1907 г. с его более постоянным псевдонимом Коба, содержали в себе намёк на претензии. И Сталин, как это видно из анализа этих псевдонимов, выбирая и выдумывая их себе, всё время колебался, не решаясь остановиться на них именно в силу их довольно прозрачной претенциозности. Но его претенциозность была сдержанной, она пряталась за простоту формы и была лексически кратка. Два слога - вот каким размером молодой Иосиф Джугашвили ограничивал длину своих псевдонимов: Да-вид, Ка-то, Ко-ба, Са-лин, Со-лин, Сте-фин .

Варианты псевдонимов, построенных на грузинской именной основе с использованием имени отца или матери, были после одно-двукратного употребления решительно им отброшены. Так, псевдоним И. Бесошвили , появившийся несколько раз в газете «Гантиали», затем бесследно исчез. В основе его лежало грузинское имя отца - Бесарион или Бесо. В основе другого псевдонима - Като - первоначально лежало имя матери - Екатерины Джугашвили и первой жены Екатерины Сванидзе, по-грузински Кеке или Кетэ.

Однако претензии Сталина шли совершенно в другом направлении, а не в утверждении или прославлении родственных начал. Об этом красноречиво говорит псевдоним «Давид », т. е. маленький, скромный библейский Давид - победитель громадного Голиафа - вот смысл этого раннего «устного» псевдонима, или клички, которую хотел одно время утвердить за собой Сталин.

Ещё более серьёзные претензии были связаны с переосмысленным псевдонимом «К.Като », т. е. никто иной, как древнеримский деятель - Марк Порций Катон - консул, авгур, цензор, полководец, писатель, строгий ревнитель дисциплины и порядка, прогрессивный в ведении дел, последовательный противник Карфагена («Карфаген должен быть разрушен!» ) - вот какие исторические персонажи импонировали Сталину в 23 - 26 лет. И здесь не было никакой случайности в выборе, всё было тщательно продумано, даже инициалы: К.Като. Они свидетельствовали о том, что Сталин был хорошо знаком с латинским подлинником. Ибо хотя в гимназических учебниках Катона всегда называли Марком Порцием, его латинское имя для отличия от сына - Катона Младшего, писалось обычно C.Cato (К.Като), ибо ему было присвоено почётное имя Цензориус (Censorius). Но «Като» был слишком прозрачен, и Сталин не задержался на нём.

Его псевдонимом примерно с лета 1903 г. (в Кутаисской тюрьме) становится Коба , а с января 1904 г. под этим псевдонимом Сталин делается известным в революционном движении Закавказья.

Он варьирует этот псевдоним в нелегальной прессе, но тот всюду остаётся легко узнаваем: К., К.Ко., Коба Иванович, Товарищ К. И он легко приживается, хорошо запоминается, хотя далеко не все (особенно вне Кавказа) могут понять его скрытый смысл и значение. Но именно это и нужно Сталину: он хочет иметь псевдоним со смыслом, но так, чтобы этот смысл не очень то бил в глаза и не был бы предлагаем, что называется «в лоб». Пусть только очень умные догадываются.

Что же означало имя Коба?

Как бы мы ни трактовали это слово, какие бы версии ни принимали за подлинные, как ни странно, мы приходим всегда к выводу, что этот псевдоним имел для молодого Джугашвили - символический смысл. И весьма глубоко символический.

Если исходить из того, что Коба (Кобе, Кова, Кобь) взято из церковно-славянского языка , то оно означает - волховство, предзнаменование авгура, волхва, предсказателя , что весьма близко к предыдущему сталинскому псевдониму К.Като, но в более широком и более обобщённом смысле.

Если же исходить из того, что это слово грузинское и означает имя, то Коба - это грузинский эквивалент имени персидского царя Кобадеса , сыгравшего большую роль в ранне-средневековой истории Грузии.

Царь Коба покорил Восточную Грузию, при нём была перенесена столица Грузии из Мцхета в Тбилиси (конец V века).

Но Коба не просто царь из династии Сассанидов, он - по отзыву византийского историка Феофана - великий волшебник . Обязанный в своё время своим престолом магам из раннекоммунистической секты, проповедовавшей равный раздел всех имуществ, Коба приблизил сектантов к управлению, чем вызвал ужас у высших классов, решившихся составить против Кобы заговор и свергших его с престола. Но посаженного в тюрьму царя-коммуниста освободила преданная ему женщина и он вновь вернул себе трон. Эти подробности биографии царя Кобы кое в чём (коммунистические идеалы, тюрьма, помощь женщины в побеге, триумфальное возвращение на трон) совпадали с фактами биографии Сталина. Более того, они продолжали совпадать и тогда, когда Сталин расстался с этим псевдонимом, ибо в 1904 - 1907 гг. Сталин не мог, конечно, предвидеть 1936 - 38 гг., но он знал, что его двойник царь Коба в 529 г. (за два года до смерти) зверски расправился со всеми своими бывшими союзниками, - коммунистами-маздакитами.

Некоторые иностранные биографы Сталина (а вслед за ним и подражающие им отечественные), опираясь на указания некоторых своих поверхностных грузинских информаторов, считают, что псевдоним Коба Сталин заимствовал, якобы, от имени героя одного из романов грузинского классика А. Казбеги - «Отцеубийца», которого также звали Кобой, и который предстаёт в романе как абрек-горец, ведущий борьбу за независимость своей родины. Однако следует иметь в виду, что у самого А. Казбеги - имя Коба - вторично, взято оно от Кобы-царя, после которого оно и приобрело распространение в Грузии. Но важно отметить и то, что Сталину не мог импонировать образ одиночки-абрека, поскольку образ коммуниста-царя Кобы был и исторически значительнее, и символически неизмеримо ближе всему мировоззрению Сталина. Кроме того, в политических статьях и выступлениях Сталина в период 1902 - 1907 гг. мы находим явные следы его знакомства с персидской историей эпохи Сассанидов. Одно из них - систематическое и излюбленное Сталиным употребление термина сатрапы для обозначения царских чиновников в России.

Для грузин это было не только общепонятным, но и многоговорящим термином. Нет никакого сомнения, что исторический прототип, послуживший основой для псевдонима Коба, т. е. царь-коммунист Кобадес импонировал Сталину как государственная и политически сильная, значительная личность, и кроме того, обладал в своей биографии чертами, поразительно сходными с биографией и психологией самого Сталина.

Однако псевдоним Коба был удобен только на Кавказе. Как только Иосиф Джугашвили оказался теснее связан с русскими партийными организациями, как только он «пообтёрся» в русских тюрьмах и сибирской ссылке, как только он стал вести работу в таких сугубо русацких регионах, как Вологодская губерния и Петербург, так перед ним возник вопрос о смене слишком грузинского псевдонима Коба на какой-нибудь иной, звучащий по-русски, и имеющий смысл для русских людей.

И вполне логично, что после пребывания в ссылке в Сольвычегодске (или как тогда говорили местные вологжане - «на Соли»), Иосиф Джугашвили выступает в газете «Социал-демократ» под новыми псевдонимами (1910 г.) - К.С. - К.С-н, К.Стефин , а чуть позднее, в 1912 г., в «Звезде» - уже К.Салин , а затем К.Солин . Последний совершенно ясен своей связью с Солью, Усольем, Сольвычегодском, - он прозрачен. До него Сталин использовал менее прозрачный К.Салин (от латинского , а не от русского наименования соли - сальса ). Но этот псевдоним сразу показал свою непригодность из-за того, что его могли легко путать с русским «салом», имевшим явно негативный смысл, чего Сталин первоначально просто мог не знать из-за недостаточного знакомства с русским языком, а тем более с русской кулинарной символикой. Но и на псевдониме Солин он также не задержался: в значении «соль земли», т. е. в переносном высоком евангельском значении, русский народ соль не воспринимал. И этого было вполне достаточно, чтобы Сталин без сожаления отбросил и этот вариант псевдонима.

Тем более мельком прошёл у него псевдоним К.Стефин , т. е. Стефин Коба, Коба Стефы (Степаниды, Стефании) - первый из тех, которые последовали после побега из Сольвычегодской ссылки. Этот псевдоним был, по-видимому, последней данью чувству со стороны Сталина: он был взят в честь женщины, помогшей ему бежать из дома М. П. Кузнаковой, где он находился под наблюдением местной полиции. Некая Стефа усыпила бдительность и хозяйки Кузнаковой, и тамошнего станового пристава, несомненно находясь под воздействием мужского обаяния жгучего грузина И. Джугашвили.

Сталину исполнилось 32 года. Он работал в революционном движении уже почти 15 лет, за это время он сменил два десятка разных псевдонимов. Из них лишь один - Коба - хорошо привился и обладал смыслом, целиком удовлетворявшим Сталина. Но он не мог быть сохранен далее из-за выхода деятельности Сталина за пределы Закавказья.

Вопрос о выборе нового псевдонима (наряду с Кобой или вместо Кобы) встаёт перед Сталиным практически не ранее осени 1911 г. Однако особую актуальность этот вопрос приобретает для Сталина в следующем, 1912 году.

Сталинский «аршин водки»

Попав впервые на Север России, в Сольвычегодск, в марте 1908 г., а затем после скорого побега вновь высланный туда же в марте 1910 г. и пробыв там до осени 1911 г., т. е. в общей сложности прожив на Севере России 2 года и 9 месяцев, Сталин открыл для себя Россию, настоящий русский народ, близко узнав его лучшую, чистейшую часть - вологжан, вычегжан, т. е. потомков древних новгородцев, не затронутых тлетворным влиянием Срединной и Южной России.

Здесь, на Севере, оторвавшись от закавказской среды и интриг, Сталин впервые чувствует, что собою представляет Россия, какой огромный морально-политический потенциал для революции составляют здешние русские люди, глубоко чистые душой, кристально честные, искренне чуждые всяким капиталистическим соблазнам, готовые к самопожертвованию и беспредельному терпению.

Сталин впервые сталкивается с русским коренным народом и осознаёт, что симпатии этого народа ему будет довольно легко завоевать, ибо народ этот доверчив, открыт, и готов жертвовать собой ради светлой идеи и ради того, кто кажется ему умнее, сильнее и решительнее его самого. А это открывает совершенно новые перспективы и в революционной работе, и в революционной карьере самого Кобы.

Дело в том, что в декабре 1912 г. Сталину должно было исполниться 33 года . Он уже накануне этого события, в конце 1911 г. считал для себя этот период ключевым, вследствие чего и решил во что бы то ни стало осуществить осенью 1911 года побег из ссылки. Неудача, связанная с арестом 9 сентября, его не обескуражила, учитывая, что решения Пражской конференции лишь подтверждали его уверенность в своей счастливой звезде и в необходимости быть кузнецом своего счастья именно в решающий момент 33-летия - возраста великих свершений. Вот почему вновь оказавшись в Петербурге с конца февраля 1912 г. Сталин развивает кипучую деятельность по подготовке к выпуску первого номера «Правды», что и происходит 22 апреля 1912 г. В тот же день Сталина арестовывают и ссылают подальше от Петербурга, в самую глушь - в Нарымский край. Но Сталин бежит и из Нарымской ссылки, причем в том же самом 1912, важнейшем и решающем для него году. Этот побег сам Сталин считал настолько блестящим и классическим, что, вопреки своим правилам, рассказывал о нём подробности после революции некоторым иностранным интервьюерам. Так, например, наблюдательный Анри Барбюс отмечал, что основной причиной удачи этого побега было отличное знание Сталиным психологии простого русского народа.

Сталина не выдали (несмотря на его акцент и внешность) именно самые простые и «тертые» русские люди - ямщики, крестьяне, прислуга постоялых дворов, без содействия которых никакой побег через всю Россию не удался бы. Другие русские революционеры, особенно из числа интеллигенции, часто не могли найти общий язык с простыми людьми, или настолько выделялись из массы своими «барскими» привычками или поведением, что вызывали подозрение у простолюдинов, которые, будучи строго приучены к российской государственной дисциплине, немедленно доносили о «странных барах» по начальству. Именно благодаря таким доносам ямщиков, горничных, дворников и других «подневольных людей» были сорваны, провалены самые искусно подготовленные побеги из сибирских ссылок декабристов, Чернышевского и массы народовольцев-дворян.

Сталин же, используя интуитивно и сознательно некоторые черты русского характера, умел располагать к себе ямщиков на сибирских трактах. Он не упрашивал их скрыть его от полиции обещаниями дать деньги и не предлагал им, как барин, «дать на водку». Сталин всячески избегал того, чтобы люди воспринимали его как человека, хотевшего их «подкупить», сделать что-то недозволенное за взятку, ибо хорошо понимал, как оскорбляли такие предложения открытых, наивных, честных, простых русских провинциальных людей. Вместо этого, он «честно» говорил ямщикам, что денег у него на оплату поездки нет, но вот пара штофов водки, к счастью, имеется и он предлагает платить по «аршину водки» за каждый прогон между населенными пунктами, насколько хватит этих штофов. Ямщик, конечно, со смехом начинал уверять тогда этого явно нерусского инородца, что водку меряют ведрами, а не аршинами . И тогда Сталин, вытаскивал из-за голенища деревянный аршин - досочку длиной 71 см, доставал из мешочка несколько металлических чарочек, плотно уставлял ими аршин, наливал в них водку и показывал на практике, как он понимал «аршин водки». Это вызывало всеобщий смех, веселье, поскольку все это было как-то ново, необычно, и приятно «тормошило» русского человека в обстановке серости и обыденности провинциальной жизни. Главное же - такой подход превращал взятку из «подачки» и «подкупа» в товарищескую игру, лишал всю эту сделку смущавшего людей неприличия, ибо создавал ситуацию товарищеской шутки, азарта и дружеского взаимодействия, так как нередко уже второй или третий «аршин водки» распивался совместно. «И откуда ты взялся, такой веселый парень! - говорили ямщики, не без сожаления расставаясь с необычным пассажиром. - «Приезжай к нам ещё!» , - поскольку он слезал через три-четыре станции, откуда уже с другими ямщиками продолжал ту же игру, - всегда проезжая небольшой отрезок пути и никогда не говоря конечного пункта своего следования, и вообще не упоминая ни одной станции, которые он не знал и в названии которых не хотел ошибиться. Он ехал - покуда хватит «аршина водки» или нескольких аршинов. И так неуклонно и надёжно продвигался из Сибири в европейскую Россию, избегая всяких встреч с полицией.

Так, несмотря на весь свой грузинский, «капказский» вид и вопреки явно нерусскому акценту и речи, Сталину удавались его дерзкие побеги из самых отдалённых углов Российской империи. Он знал народ. И народ, чувствуя это, был на его стороне, разумеется, и не подозревая, с кем в действительности имеет дело.

Он несгибаем и гибок, как сталь

Прибыв в Петербург в середине сентября 1912 г., Сталин с головой уходит в революционную работу. Его 33-х летие приобретает торжественный характер с рекордно-победными итогами своего решающего в жизни года:

  1. Трижды удачные побеги.
  2. Избрание в руководство партии.
  3. Активная, увенчавшаяся победой работа в Петербурге по выборам большевиков-депутатов в Государственную Думу.
  4. Успешный и расширяющийся выход «Правды», формирование вокруг неё широкого большевистского ядра среди рабочего класса и в революционном движении.
  5. Явно открытое одобрение и благожелательное отношение самого В. И. Ленина.

Все эти факты вместе взятые вызывают у Сталина уже ранее складывавшееся решение - посвятить свою деятельность исключительно работе в России, уйти, оторваться от своего закавказского региона, выйти на широкую дорогу общероссийской политической деятельности.

Поездки за границу, в Австро-Венгрию оставляют у Сталина впечатление: «Оказывается, не так страшен черт!» Оказывается, не страшно участвовать в решении не только сугубо внутренних проблем и российского рабочего движения, но и в международных проблемах рабочего движения, которые всё ещё оставалась прерогативой таких рафинированных представителей высокообразованной интеллигенции в партии как Ганецкий, Луначарский, Красин, Коллонтай, Литвинов, Арманд, Боровский, составлявших передовой отряд ленинской дипломатической когорты, имевших и соответствующее воспитание, и научный уровень и опыт светского общения, и, не в последнюю очередь, - обладавших знанием трёх-четырёх европейских языков.

Сталин, разумеется, и не мог в то время мечтать войти тесно в эту когорту, но сознавать себя разбирающимся в «заграничных проблемах» он всё же после посещения Кракова и Вены в конце 1912 г. уже мог. Он стал усиленно изучать немецкий язык, начав довольно сносно читать и понимать немецкую политическую литературу.

Всё это вместе взятое и предопределило намеченную смену псевдонима. Ни в партии русского пролетариата, ни тем более перед лицом международного рабочего движения, Иосиф Джугашвили, как член руководства большевиков, не мог уже оставаться Кобой . Он становился совершенно непонятным на фоне другой языковой среды, и даже превращался во что-то несерьёзное, чуть комичное. А старый семинарист Иосиф Джугашвили, прилежно штудировавший древне-греческую философию, прекрасно знал классический философский постулат Аристотеля о том, что смешное есть главное отражение несовершенного , и поэтому смешное - самое неприемлемое в политике.

Юмор, смешочки, смешки да хаханьки - были всегда связаны с представлением о паясничанье, скоморошестве также и в среде простого русского народа, который рассматривал таких «юмористов», как юродивых, а потому и относился к ним в массе своей несерьёзно.

Русскому народу нужны были серьёзные, строгие, солидные вожди, - не бросающие слов на ветер. Его псевдоним отныне должен был быть:

  1. Звучащим по-русски и русским по конструкции.
  2. Чрезвычайно серьезным, значительным, внушительным по содержанию, не допускающим никаких интерпретаций и кривотолков.
  3. Обладать глубоким смыслом, и в то же время не особенно бросаться в глаза, не бить на эффект, быть спокойным.
  4. Легко произносимым на любом языке и фонетически быть близким к ленинскому псевдониму, но так, чтобы сходство также не ощущалось «в лоб».

Ко всем этим выводам Сталин пришел постепенно, если проанализировать его работу над его 22 псевдонимами за … 17 лет (1895 - 1912 гг.). И всем этим условиям отвечал псевдоним - Сталин .

Трудно сказать теперь, когда не осталось никого в живых из старой партии большевиков, как был тогда воспринят новый сталинский псевдоним. Можно предположить, что его всё же заметили, но отнеслись спокойно: очень много тогда было в партии псевдонимов. Но в 1935 г. Анри Барбюс не скрывая восхищения писал: «Это - железный человек. Фамилия даёт нам его образ: Сталин - сталь. Он несгибаем и гибок, как сталь» .

По-видимому, Барбюс ухватил главную мысль Сталина, которая руководила им при выборе: этот псевдоним руководителя революционным движением в огромной многоликой империи, задача которого состоит в том, чтобы выковать крепкую, стальную, железную партию, готовую к предстоящим боям. Сталь имеет один смысл - это ясно каждому: крепкая, жёсткая, неотвратимая, непреоборимая. Железо не только мягче стали, железо «мягче» фонетически. Сталь же имеет только два слога - и даже, если подумать - один. Быть собранным в кулак, не растекаться, поступать жёстко, жёстче, еще жёстче! - вот тот смысл, который нес этот псевдоним. Сложность и романтизм Кобы отбрасывались как не отвечающие новым национальным и историческим условиям.

И. В. Джугашвили стал подписываться новым псевдонимом «К. Сталин», начиная с января 1913 г. Так была подписана первая серьёзная крупная теоретическая работа «Марксизм и национальный вопрос».

От псевдонима «Коба» Сталин позволил себе сохранить только один инициал «К» . Он служил и «связывающим звеном» с предыдущим периодом деятельности, и «сигналом» друзьям, и просто «памятным знаком» для самого себя, воспоминанием, что пройден один этап в жизни.

Вначале 20-х годов в партийной среде и особенно среди интеллигенции было распространено мнение, что «Сталин» это простой перевод на русский язык грузинского корня его фамилии - «Джуга» , что якобы означает «сталь» . Это убеждение находило подтверждение и с грузинской стороны. Многие крупные интеллектуалы Грузии, академики, писатели в своих частных разговорах со своими московскими и ленинградскими коллегами нередко подтверждали эту версию: «Да, «джуга» по-грузински, а точнее по древне-грузински - означает «сталь», «булат» .

Однако это не только не так, но и является прямой выдумкой , не имеющей под собой никакого фактического и филологического основания. Дело в том, что сами современные грузины просто не знают что означает слово «джуга», ибо слово это очень древнее. Звучит оно вроде бы по-грузински, но вот значение его просто утрачено. В таких случаях рассуждают примерно так: «Чёрт знает, что оно означает. Говорят «сталь», значит вроде люди так считают, ну и пусть будет «сталь» .

К такому роду «забытых» слов принадлежит и грузинское слово «джуга». И означает оно вовсе не «сталь». «Джуга» - это очень древнее языческое грузинское слово с персидским оттенком, распространенное в период иранского владычества над Грузией, и означает оно просто имя . Значение, как у многих имён - не переводимо. Имя как имя, как русское Иван. Следовательно, Джугашвили - значит просто «сын Джуги» и ничего другого.

Тайна «Барсовой кожи»

Вскоре после поступления маленького Сосо (так в детстве ласково звали Иосифа Виссарионовича) в училище, а именно, в 1889 г. , когда Иосифу было 10 лет, произошло немалое для того времени событие в культурной жизни Грузии. В Тифлисе появилось необычное по тому времени издание произведения Шота Руставели «Барсова кожа» в переводе на пять языков.

Неизвестно, мог ли видеть тогда или немного позднее это издание ученик Джугашвили, но зато известно, что когда ему было 15 - 16 лет, Сосо придумал пополнять свое образование путём … чтения книг в … букинистических магазинах, подолгу простаивая у прилавка погруженным в чтение якобы «рассматриваемой» книги.

Когда эта уловка была обнаружена и ему чуть было не запретили доступ в книжные магазины, молодой Джугашвили придумал другую штуку: он стал брать книги в магазине для чтения напрокат, платя по 10 коп. за сутки. Но он не читал эти книги, а уговорил нескольких друзей коллективно переписывать их. Переписывали сразу два человека - каждый по странице, сидя по обе стороны раскрытой на столе книги. Этот приём настолько убыстрял переписывание, что довольно толстую книгу ценой в 3 рубля друзья успевали переписать за три дня, и она, следовательно, обходилась им всего в 30 коп. (на троих), т. е. вдесятеро дешевле. Рукописи тщательно переплетались и таким путём в сравнительно короткое время у Сосо составилась довольно приличная библиотека. Когда его исключили из семинарии и он стал работать в обсерватории, то эта «библиотека» хранилась у него в комнате. Позднее, когда Иосиф Джугашвили перешёл на нелегальное положение (1901 г.), библиотечку рассовали по друзьям, но пользоваться ею продолжали вместе.

Среди книг этой «библиотеки», несомненно, должен был присутствовать и томик Шота Руставели. Во всяком случае известно, что Джугашвили познакомился с «Вепхис ткаосани» , как по-грузински назывался «Витязь в тигровой шкуре» , по крайней мере между 1895 - 1901 гг. Поскольку тифлисское издание 1889 г. было самым ближайшим по времени, а петербургские издания, относившиеся к 1841, 1846, 1860 г. были практически недоступны в Тифлисе, а новые издания поэмы Руставели появились лишь тогда, когда Сталина уже не было в Грузии, т. е. в 1903, 1913 и 1914 году, то единственной возможностью для Сталина ознакомиться с произведением грузинской средневековой классики оставались либо грузинский текст издания 1880 г. , либо более близкое ему по времени издание 1889 г. , выпущенное к тому же гораздо большим тиражом. В пользу последнего издания говорит тот факт, что Сталин всегда цитировал в своих произведениях и в устной речи наиболее крылатые изречения Руставели обычно на русском языке !

Одним из любимых Сталиным был, например, часто повторяемый самим Руставели, и, по-видимому, прилагаемый им к себе афоризм: «Моя жизнь - безжалостная, как зверь» . Сталин вспоминал его особенно часто после самоубийства жены - Н. С. Аллилуевой. Весьма рано, уже в период 1905 - 1907 гг., а тем более позднее, стали для Сталина руководящим принципом жизни и борьбы не менее знаменитые слова Руставели: «Недруга опасней близкий, оказавшийся врагом» . Они объясняют нам гораздо больше и правдивее всю деятельность Сталина.

В 1936 - 1937 гг. торжественно праздновалось 750-летие Шота Руставели . Было всё, что положено в таких случаях. Однако на выставке всех изданных книг «Витязя в тигровой шкуре» не было только одно издания - 1889 года. Почему?

А дело заключалось в следующем. На титульном листе издания 1889 г. , запрятанного в честь 750-летия в дальние музейные запасники значилось:

И тогда становилась понятной причина изъятия из выставочных экспозиций в честь 750-летия именно этого издания.

Действительно, появление фамилии какого-то дореволюционного переводчика Сталинского , да еще на грузинской поэме, в Сталинскую эпоху, в эпоху Сталинской конституции, при живом было бы по меньшей мере странным и шокирующим, а по сути дела просто вызывающим для миллионов советских людей, привыкших видеть в Сталине единственного и неповторимого вождя, со своей единственной в стране фамилией. Такое «явление» неприятно резало бы слух всем и каждому, и могло бы стать источником распространения самых невероятных и несуразных баек, тем менее основательных, чем невежественнее могли быть распространявшие их люди.

Поэтому все оградительные меры были встречены в среде литературоведов, историков и библиографов с полным пониманием, ибо это были умные, честные и дисциплинированные люди тридцатых годов.

Такой «запрет» был вполне объясним, а по убеждениям 30-х годов - полностью оправдан и даже крайне необходим с большой, государственной точки зрения. Ибо ничто нельзя потрясать, ничто нельзя превращать в игрушку или «сенсацию» в государственных святынях, чтобы не вносить ненужных, но неизбежных сомнений и колебаний, если вся страна хочет действительно радеть о государственном спокойствии и благе.

Если не будет самого факта наличия подобной книги перед глазами людей, то и не будет никакой проблемы появления слухов, анекдотов и т. п. Поэтому книгу издания 1889 г. временно засунули подальше в хранение, но, разумеется, в фондах - сохранили.

Но была и другая сторона этого явления , которая в то время так и осталась абсолютно вне внимания ученых. Никому в голову не пришло , что именно фамилия Сталинского и послужила основой для выбора псевдонима Иосифом Джугашвили. И Сталин, давая распоряжение о сокрытии издания 1889 г., заботился в первую очередь о том, чтобы «тайна» выбора им своего псевдонима не была бы раскрыта. (Кратко о Сталинском. Это сын высланного польского офицера, реальная фамилия которого Хрусталинский или Кристалинский. Сын «отбросил» первые три буквы.)

Таким образом, даже «русский» псевдоним, специально предназначенный для деятельности в России, оказался у Сталина тесно связанным с Грузией, Кавказом, его культурой и с воспоминаниями детства и юношества.

Сталин в душе оставался романтиком и в 1912 году. Это - не подлежит сомнению. Но он уже научился заковывать своё сердце, свои чувства в стальной непроницаемый панцирь, ибо жизнь научила его скрывать своё «я» , или точнее говоря, не раскрываться перед другими. Уж слишком много разочарований было связано с повышенной юношеской кавказской эмоциональностью и откровенностью. Слишком много он перенёс ударов - и личных, и партийных в связи с этим. Но он всё вынес. Всё пережил. И вышел из борьбы закалённым - как хорошая булатная сталь. Он понял, что для успеха в политической борьбе надо уметь не открывать внешнему миру, даже друзьям, свои чувства, ум и сердце. Так вернее. Никто не должен проникать в святая святых его души - ни друг, ни любимая женщина. И уж никто не должен никогда предполагать, что его стальной псевдоним имеет какую-то связь с его романтической юностью и служит её отдаленным и затаенным отголоском.

Исходя из всего этого, Сталин решил отныне прибегнуть к ещё одному средству маскировки своей неизжитой «романтичности» - к внешне грубоватому поведению, которое постепенно, и в критические минуты, становилось подчас просто грубым, и обратило на себя внимание товарищей по партии, и лично Ленина, которые, не понимая причины этого явления, т. е. не догадываясь о подспудных мотивах этой «маски», превращавшейся во вторую натуру, с сожалением и с осуждением относились к этой черте характера Сталина, так как она, с их точки зрения, не придавала популярности ни ему лично, ни тем более партии.

Но Сталин имел на этот счёт иной взгляд и ориентировался более на массу, на представления о нормах поведения «начальства» у, так сказать, менее интеллигентной среды, у «подчиненных». Он считал, что в психологии русского народа он разбирается. Недаром, после Великой Отечественной войны, он откровенно назвал «терпение» - главной чертой русского национального характера.

Таким образом, с 1 января 1913 г. появился не только новый политический деятель в революционном движении России - Сталин - но и прекратил существование, «исчез» старый партийный товарищ, «веселый парень Коба» .

После своего 33-х летия Сталин существенно изменил образ своего поведения, стал приобретать, как мы теперь бы сказали - «новый имидж», в качестве секретаря Русского бюро ЦК партии. Главное, он стал ещё более сдержанным и ещё менее, чем прежде, склонен был обнаруживать перед другими свои внутренние чувства.

Тайна даты рождения Сталина

Официальной датой рождения , согласно всем справочникам, энциклопедиям и документам считается 21 декабря 1879 (9 декабря 1879 г. по старому стилю).

Однако, согласно метрической книге Горийской Успенской соборной церкви , зарегистрировавшей факт рождения Сталина, указано, что «у крестьян Виссариона Ивановича Джугашвили и его жены Екатерины Гавриловны родился сын Иосиф - 6 декабря 1878 г. , который был 17 декабря крещён, в этой же церкви» .

Наконец, имеется собственноручно заполненная Сталиным анкета с вопросами об его биографии, адресованная ему шведской газетой «Фолькетс Дагблад Политикен» в 1920 г., где он сам написал дату своего рождения - 1878 г. Это, кстати, единственный документ, где дата проставлена рукой Сталина. Во всех остальных случаях, в материалах и анкетах съездов партии, начиная с VI, в партбилетах, в списках членов ЦК и т. п. дата рождения Сталина проставлена всюду рукой соответствующего секретаря, регистратора, или помощника, и всюду она только 1879 г.

Остановимся на дне рождения. В метрической книге указано 6 декабря 1878 г. Это день праздничный для православных, день Николая угодника. Поскольку данный праздник был одним из самых почитаемых и заметных, спутать его день было бы невозможно. Однако в официальных документах, начиная с 1918 г. , фигурирует и другой день - 9 декабря по старому стилю, от которого ведет отсчет дата 21 декабря , как официальный день рождения по Новому стилю. Ясно, что 9 декабря - дата, появившаяся в результате описки , причём описки, совершённой в учреждении, и при наличии пишущей машинки. Такое положение могло быть только после 1917 г., в одном из центральных советских учреждений - во ВЦИК, ЦК РКП(б), СНК и РВС РККА. Именно в этих учреждениях при выдаче Сталину того или иного мандата могли вместо «6» напечатать «9» . И поскольку в дореволюционное время в партии особенно не обращали внимания на день рождения, а Сталин сам своих метрик никогда в жизни не видал , то с 1922 г., когда потребовалось составить для сборника «Деятели СССР и Октябрьской революции» точную авторизированную биографию или дать полностью собственноручно написанную автобиографию, то Сталин впервые указал днём рождения 21 декабря по новому стилю, ведя отсчёт от 9 декабря, т. е. от ошибочной даты. Возможно, что эту ошибку совершил кто-то из секретарей или помощников, ибо Сталин лишь поручал подготовить свою биографию, а затем просматривал и правил этот текст лично, обращая главное внимание на формулировки , и не приняв во внимание, что число 21 отсчитано по новому стилю не от 6 декабря, а от 9 . Таким образом, происхождение даты 21 декабря - результат технической описки или ошибки . Причем ошибка эта, в сущности, незначительна, ибо ничего не меняет. Человек празднует день рождения на три дня позже. Но когда этот человек достигает такого общественного положения, что эту дату отмечает вся страна, то исправлять или менять такую дату тем более нельзя. Так возник день рождения - 21 декабря. Единственный человек, который знал, что это не так, и мог быть недоволен подобной ошибкой, была лишь старая Кеке - Екатерина Георгиевна Джугашвили, мать Сталина, но она, конечно, умудренная опытом, не делилась этой ""пустяковиной» ни с кем.

Разберём теперь более важное расхождение в годе рождения : 1878 и 1879 . Сталин конечно твёрдо помнил свой метрический год рождения и всюду, вплоть до 1920 г., указывал его верно. Но в партийных документах после 1917 г. - всюду фигурировал 1879 г. Впервые эта дата появилась в материалах (анкетах) VI Съезда партии. Известно, что Сталин был склонен к мистике чисел . По грузино-персидскому счету цифра 5 была наделена магическим смыслом . Всё, что было кратно 5 должно было приносить счастье, или сбываться. В 1917 г. наступало первое пятилетие после 1912 г. , «года свершений» для Сталина. Сталин верил, что в 1917 г. не только будет революция, но и в то, что она удастся и непременно победит. И когда это действительно случилось, он ещё более уверился и в своих марксистских знаниях и выводах, и в своей вере в счастливую «пятерку» .

В связи с этим он мысленно окинул весь пройденный до революции путь, сверяя его с «пятилетками» . В 1889 г. появилось издание «Вепхис ткаосани», которому было суждено помочь ему в выборе «крепкого» псевдонима, и ему было в это время ровно 10 лет . В 1899 г. его исключили из семинарии и он стал профессиональным революционером, и ему исполнилось в это время ровно 20 лет . Следовательно, гораздо правильнее вести отсчёт с 1879 г. , а не формально с 1878 г. Ибо от 1879 г. его отделяет только несколько дней конца декабря, и, если бы не случайность, и мать доносила бы его ещё неделю, то он и формально, и фактически родился бы в 1879 г. Ведь фактически его жизнь начиналась не с почти полностью прошедшего 1878 г., а с начавшегося 1879 г. Вот почему он всегда приводил в России только эту дату, и решил после 1917 г. окончательно придерживаться её как реальной, а не «догматической», каким являлся 1878 г. И когда он, вопреки уже принятому им правилу, в 1920 г. указал 1878 г., то это было сделано потому, что дата указывалась для заграницы , где, как прекрасно знал Сталин, господствовали страшно бюрократические и формальные взгляды и где отход от даты в метриках был бы признан сенсационным.

Таким образом, мы видим, что существует вполне ясное, понятное, логичное и правдоподобное объяснение того, почему официальная дата рождения указывалась в СССР как 1879 г., а не 1878 г., как в метрике, и по каким причинам Сталин сам «поправил» эту дату.

(По материалам работы В. В. Похлёбкина «Великий псевдоним»)