С самого детства нас сопровождают герои басен, которые сочинил известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Как глупо выглядит мартышка, которая стянула очки и не знает, а для чего они нужны? Усердно тянут Лебедь, Рак и Щука застрявший воз каждый в свою стихию – "да только воз и ныне там…” Или знаменитый квартет, который наивно полагает, что если они сядут правильно, то они смогут извлекать волшебные звуки из музыкальных инструментов. Всем знакома падкая на лесть ворона, поверившая плутовке лисе. Некоторые цитаты из басен Крылова русский народ давно растащил на поговорки и пословицы – "а ларчик просто открывался”, "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”. Свыше 200 басен на злободневную тему написано таким колоритным, сочным и метким языком, какой присущ только простому народу.

Биография Крылова кратко

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 или 1768 года. По одним сведениям это произошло в Москве, по другим – в Яицком городке Оренбургской губернии. Его отец – Крылов Андрей Прохорович армейский офицер, смог выбиться из рядовых. Во время восстания Пугачева он руководил обороной Яицкого городка, а семья пережидала эти события в Оренбурге. В Яицком городке прошло раннее детство Крылова. В 1775 году отец вышел в отставку, и семья перебралась в Тверь. Жили Крыловы скудно. Жалованья отца едва хватало, но он вскоре умер, и Ивану с молодых лет приходилось работать, чтобы помочь матери. Сначала он работал в Калязинском земском суде, позже в Тверском магистрате. Систематического образования он не получил. Вначале его из милости учили домашние учителя семьи Львовых, а уроки французского ему давал гувернер детей губернатора. В 1782 году Крылов перебрался в Петербург, устроился на службу в Казенную палату и стал усиленно заниматься самообразованием. Помимо французского, он отлично освоил немецкий и итальянский языки, очень много читал и вошел в довольно узкий круг литераторов и знатоков искусства. В этот круг входил и Державин, который обратил внимание на молодого талантливого человека и стал ему покровительствовать.

Литературное поприще

Иван Андреевич начал как драматург и, такие комедии как "Бешеная семья” и "Сочинитель в прихожей ", он пишет на современном материале. Это было несколько рискованно из-за известного темперамента императрицы Екатерины, славившейся изрядной любвеобильностью. Чуть позже, после скандального памфлета "Проказники”, он покинул государственную службу и занялся журналистикой. В этой деятельности продолжает просветительские принципы Новикова и выступает как мыслитель-философ. Но не может удержаться и вновь склоняется к сатире, начиная издавать журнал "Почта духов”. Журнал просуществовал почти год и был запрещен цензурой. Такая же участь постигла и другой журнал Крылова "Зритель”. Автор по - прежнему выступает в сатирической роли обличителя морали современного общества. По некоторым сведениям закрытие журнала произошло после личной беседы автора с императрицей Екатериной, которой не понравилась часто возникающая в журнале тема "старой кокетки”. Он переезжает в Москву и поступает на службу личным секретарем к князю Голицыну и даже отправляется с его семьей в добровольную ссылку. После окончания опалы Голицына назначают генерал-губернатором Лифляндии, а Крылов возглавляет его канцелярию. К этому времени он изрядно стал сомневаться в идеях просвещения и больше возлагать надежды на практичность и смекалку мужицкого ума. Возвратившись из Риги, Иван Андреевич поселился в Москве и сознательно отдалился от общественной жизни.

Крылов – баснописец

В 1805 году он впервые переводит три басни Лафонтена, которые публика встретила очень тепло. Возвращается в Петербург на государственную службу, сначала в Монетный департамент, а с 1812 года работает в Публичной библиотеке. В 1809 году выходит первый его сборник басен. Всего за свою жизнь он их напишет более 200. В 1843 году вышел сборник, состоящий из 6 книг. Реализм образов, острота конфликта, высмеивание лицемерия, корысти, жестокости, трусости, простота сюжета и языка, доступного для всех слоев общества, начиная от высообразованного дворянства и заканчивая безграмотным крестьянином – в этом ценность басен Крылова. В них нет сухой, менторской морали. Вывод каждой басни - это здравый смысл, выраженный живым русским разговорным языком. Они легко читаются и легко запоминаются. В 1824 году басни Крылова были изданы во Франции и Италии, что является, несомненно, признанием мастерства. Ведь эти страны были родиной знаменитых баснописцев Эзопа и Лафонтена Говоря о значимости Крылова для русской литературы, Николай Гоголь назвал его басни "книгой мудрости самого народа”. Несомненно, что Крылов вместе с Грибоедовым и Пушкиным стоял у истоков реализма в русской литературе.

  • Редкий случай, но царский двор благоволил к творчеству Крылова, и он получил официальное признание и государственные привилегии еще при жизни.
  • В 1838 году власти торжественно отметили 70-летний юбилей и 50-летие литературной деятельности.
  • Ему была назначена пожизненная пенсия. Умер 9 ноября 1844 года и похоронен в Александро-Невской лавре, которая являлась некрополем для государственных деятелей.
  • Крылову, первому из русских писателей установили памятник на собранные по подписке деньги. Памятник работы скульптора Клодта "Дедушке Крылову” установили в Петербурге, в Летнем саду.

Годы жизни Крылова и биография в ряде статей имеют пробелы, когда неизвестно, чем занимался драматург, журналист, баснописец. Он сам при жизни отказался редактировать свою биографию в весьма резкой форме: «Прочел; ни поправлять, ни выправлять ни времени, ни охоты нет». Не потому ли при всей своей публичности и сам баснописец, и годы жизни Крылова отчасти загадочны.

Раннее детство

В семье скромного поручика Крылова в начале февраля 1769 года в Москве родился сын Иван. Во время Пугачевского бунта четырехлетний Ванюша жил с матушкой в осажденном Оренбурге, а отец в это время защищал Яицкий городок и тревожился о семье. Пугачев пообещал уничтожить не только капитана, но и его семью. В эти годы жизни Крылова, совсем еще малыша, был и огонь пожаров, и тревожные набаты. Когда пошла на убыль, отважная Мария Алексеевна отправилась с сынишкой в Яик, к любимому мужу. Годы жизни Крылова в Яицкой крепости проходили в катании зимой на салазках, наблюдении за тем, как взрослые казаки занимаются подводным ловом осетров и стерлядей. По вечерам отец, у которого был сундучок с книгами, читал своей семье занимательные романы и поучительные истории.

В Твери

В 1775 году отец Ивана Крылова вышел в отставку и уехал с семьей к своей матери. Не имея денег, Крылов сам обучал сына грамоте, а тот много и охотно читал. Мальчик много гулял по городу, наблюдая за жизнью горожан и бывая на диспутах в семинарии. Там он впервые познакомился с представлениями, которые на сцене устраивали семинаристы. В этих сценках высмеивалось взяточничество, волокитство, крючкотворство. Здесь впервые воочию увидел Иван, На улицах он самостоятельно научился немного говорить по-итальянски (много иностранцев было в Твери) и играть на скрипке. А в доме помещика Львова ему разрешили заниматься с учителями. И он стал изучать арифметику, геометрию и французский язык. Так бежали годы жизни Крылова. А отец сильно болел, денег почти не было. К тому же родился еще один сынок - Левушка. Крылов-отец не поднимался и вскоре умер, оставив семью почти в нищете.

Санкт-Петербург

Матери с двумя сыновьями пришлось ехать в столицу хлопотать о пенсии. В 1783 году подросток начал служить по казенной части. А в 16 лет впервые проявилось его литературное дарование: он написал либретто оперы «Кофейница». Спустя год появилась драма «Клеопатра», а позже - трагедия «Филомела». В это же время пишет комическую оперу «Бешеная семья» и комедию «Сочинитель в прихожей» Иван Крылов, годы жизни которого можно охарактеризовать как плодовитые. Но молодой человек ищет себя. 90-е годы жизни Крылова и личная жизнь отмечены печальным событием - умирает его мать, и на попечении Ивана Андреевича остается младший брат Левушка. Они с нежностью относятся друг к другу.

Сатирический журнал

Его изданию предшествовала комедия «Проказники», в которой ведущий в то время драматург страны Я. Б. Княжнин узнал себя и свою семью. не отличавшаяся благодушием, сильно рассердила Якова Борисовича и театральную дирекцию. Однако Крылов не падает духом, а начинает издавать журнал «Почта духов». Здесь проявляется постепенно талант, отмеченный острым глазом сатирика. Но журнал приходится закрыть - слишком мало подписчиков.

Неудачливый жених

В 1791 году после расправы над Радищевым Крылова угнетал Петербург, и когда один из знакомых предложил ему поехать в он с радостью согласился. Там, бывая в различных имениях, молодой 22-летний столичный поэт встретил юную девушку Анну Алексеевну Константинову. Он серьезно увлекся, просто-напросто влюбился и сделал предложение, но получил отказ, так как был слишком низко рожден и беден.

Издатель и журналист

Тогда он вернулся домой и с головой погрузился в издательское дело, которое открыл на паях вместе с Клушиным и Плавильщиковым. Статьи Крылова, который стал более требовательным к своему стилю, в журнале «Зритель» искрились остроумием. Он написал восточную сказку «Каиб», которая вся пронизана сатирой. Под восточными одеяниями визирей угадываются вельможи и сановники России. Петербургская сказка «Ночь» также сильно задела придворных аристократов, крепостников и одописцев. «Зритель» посмеивался над повальным увлечением западными романами, сентиментализмом. За журналом установилось строгое наблюдение, и Крылов до поры до времени отошел от литературы и журналистики.

Добровольная ссылка

Бездеятельностью и наступающим безденежьем молодой и ранее жизнерадостный писатель стал тяготиться. Но однажды в его руки легла колода карт. С игорного стола он встал с отягощенными карманами. Азартная игра увлекла его, но за игорным столом он наблюдал иную, не знакомую ему жизнь. Пошла смена мест: Ярославль, Тверь, Тамбов, Тула. Нижний Новгород… Будучи в возрасте, Крылов вспоминал, что его увлекали не выигрыши, а сильные ощущения. А память накапливала сюжеты, образы, эпитеты, сравнения. Так шли годы жизни Крылова Ивана Андреевича. Он задумывался над собой и теми, кто его окружал - людьми, убивавшими время и силы на пустяки и чепуху.

Возвращение в Петербург

Оно состоялось после смерти ненавистной Крылову Екатерины II, которая в последние годы своего правления душила всякую живую мысль. Случайно на улице Крылов столкнулся с Павлом I, который принял его за кого-то другого и пригласил заходить, не стесняясь. Крылов воспользовался приглашением, и его приняла императрица. Остроумный и живой, в меру почтительный, он понравился Марии Федоровне. Но из удушливой столицы Крылов снова уехал в провинцию. Изредка он публиковал свои статьи и переводы с итальянского, французского и немецкого, который он к этому времени серьезно изучил.

Баснописец

К 1805 году в жизни Крылова произошло множество изменений. Он был учителем детей князя Голицына, служил, писал комедии и в Москве показал переводы басен Лафонтена. Наконец 36-летний литератор нашел себя. И все-таки он продолжает писать пьесы. Они имели успех, и он стал известным драматургом, но басен не оставлял. Так проходили годы жизни Крылова-баснописца. Он обласкан властью и не обижен материально. Правительство платит ему высокие пенсии, постоянно их повышая. За литературные заслуги он уже при Николае I был утвержден академиком. Если в начале творчества он опирался на сюжеты Лафонтена, Эзопа, то теперь автор начинает находить злободневные острые русские сюжеты, такие как «Лебедь, рак и щука», например. И постепенно он становится народным писателем, которого все цитируют. Популярность его велика. Молодой Белинский поставил его в тот же ряд, что и Пушкина, Грибоедова и Лермонтова.

Биография и годы жизни Крылова Ивана Андреевича заключены в довольно длинный промежуток времени - 75 лет. Мы ценим этого человека за ум, в котором смешаны лукавство и насмешка, за его живой и ясный русский слог. Умел тонко, остро и зло высмеять недостатки Крылов. Годы жизни и смерти (1769 - 1844) - время то застоя в обществе, то энтузиазма, то вновь давления правительства на мыслящего человека.

Биография для детей

Иван Андреевич Крылов прошел долгий жизненный путь. Он родился в бедной семье. Его отец служил тридцать лет, чтобы получить дворянство и передать его детям. Ни гувернеров, ни школ Иван Андреевич не видел. Первые знания он получил от отца, а дальше годы жизни Крылова Ивана Андреевича - для детей пример постоянного самообразования. Он очень много читал и стал одной из самых разносторонних личностей своего времени. Он самостоятельно выучил в детстве итальянский язык, а во взрослом возрасте - немецкий. Французский он тоже знал, так как это был принятый разговорный язык общества того времени. Крылов писал с каждым годом все лучше и лучше, повышая к себе требовательность. Иван Андреевич жил в период правления трех императоров, которые относились к нему и с недоверием, и с уважением.

Его заслуги перед русской литературой необычайно высоки - недаром строки из его басен знает каждый образованный русский человек. Последние тридцать лет своей жизни он служил в Публичной библиотеке, одновременно занимаясь литературной работой. Его похороны в 1844 году были торжественными. Второй значимости человек в государстве - граф Орлов - нес его гроб. Похоронен И. А. Крылов в Петербурге.

Иван Андреевич Крылов - русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Известен как автор 236 басен

Родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг.

В 1780 году он начал подрабатывать подканцеляристом. Позже Крылов поступает на службу в казенную палату.

В литературе Крылов дебютировал в период с 1786 по 1788 гг. как автор драматических произведений — комической оперы «Кофейница» (1782), комедий «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др., которые не приносят автору известности.

В 1789 году начинает печатать сатирический журнал «Почта духов». К тому времени он уже написал немало сочинений и сделал перевод французской оперы. В 1792 году начинает выходить в свет его журнал «Зритель», который также носит сатирический характер.

В 1797 году писатель познакомился с князем С. Ф. Голицыным и поступил к нему на работу в качестве секретаря и учителя детей. В качестве баснописца писатель начал себя проявлять в 1805 году, после того, как перевел на русский язык две басни Лафонтена. Вскоре появились его работы: «Урок дочкам», «Модная лавка», «Илья Богатырь, волшебная опера», «Лентяй» и т.д.

В 1810 году он поступает на работу в Императорскую публичную библиотеку, где работает вплоть до выхода в отставку в 1841 году. В 1811 году присоединяется к литературному обществу любителей русской словесности. В этом же году становится членом Российской Академии.

Во время войны с Наполеоном поэт выступал патриотом, хотя позднее высмеивал в своих работах пороки светского общества. Он также высмеивал многие людские недостатки. Например, гордость, эгоизм, тщеславие, глупость. За свою жизнь Крыло написал около 200 басен, наиболее известными из которых являются «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица». Его басни были переведены на французский, итальянский, грузинский и прочие языки.

Дата рождения: 13 февраля 1769 года
Дата смерти: 9 ноября 1844 года
Место рождения: Москва

Иван Крылов - выдающийся русский писатель и баснописец. Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в городе Москва. Его детские годы нельзя было назвать богатыми, его отец был очень бедным военным и офицерский чин получил лишь после 13-летней выслуги.

Его мать также была из простой семьи, была очень набожной и спокойной женщиной. После ухода Андрея Прохоровича Крылова в отставку вся семья переехала в Тверь к бабушке Крылова.

Стоит отметить, что бедственное положение его семьи стало причиной того, что мальчик не мог получить образование и учился грамоте почти самостоятельно, упорство и труд сделали его одним из самых просвещенных литераторов своего времени.

Его отец умер довольно рано, оставив семью без возможности вести полноценную жизнь. Детство Крылова закончилось незамедлительно, он сразу же устроился работать писцом в Тверской суд в возрасте 10 лет. Этого явно было недостаточно для существования семьи, а потому его мать решила переехать в Петербург для того, чтобы получить пенсию от государства.

Жизнь в Петербурге:

Столица России не подарила им беззаботной жизни, матери так и не удалось получить поддержку государства. Крылову удалось строится в канцелярию Казенной палаты, в это же время он начал активно писать. Стоит отметить, что первые же его пьесы стали популярными в светском обществе Петербурга. Немногочисленные, но успешные постановки сразу же сделали его заметной фигурой в театральном мире Северной столицы.

Заработанных средств было достаточно для того, чтобы открыть свой собственный литературный журнал. Каждое его предприятие в литературе было уколом для власти, много сатиры и острословия сделали невозможным длительное существование его печатных изданий. Вопреки указаниям цензуры после закрытия одного журнала он тут же открывал новый.

Такой режим постоянного сопротивления цензуре не мог продолжаться вечно и через некоторое время Крылов отправился в путешествие по России. Чуть менее 10 лет посвятил он постоянному перемещению между разными городами, деревнями и селами, побывал чуть ли не в каждой провинции, пожил на Украине, в Нижнем Новгороде, Саратове и Тамбове.

Наблюдения за бытом русского народа и жизнью разных слоев общества позволили ему накопить огромное количество материала для своих басен. Власти помнили о его бунтарском прошлом и каждое его произведение было под жесточайшим контролем цензуры.

Театры:

После смерти Екатерины II Крылов устроился личным секретарем С. Голицына, он также воспитывал княжеских отпрысков. Здесь же в домашнем театре князя он ставит небольшую трагикомедию "Триумф, или Подщипа". Чуть позже в 1801 году его комедии "Модная лавка", "Пирог" и "Урок дочкам" также стали достоянием публики.

В 1812 году Крылов стал руководить Публичной библиотекой и отдал этому ведомству 30 лет. Он занимался классификацией книг, тщательно собирал самые разные книги, составил обширный славяно-русский словарь.

Личная жизнь:

Официально Крылов никогда не был женат. Однако многие считали, что дочь его кухарки Саша была его собственной дочерью. После смерти служанки он сам воспитывал Сашу, дал за нее приданое, а также завещал все свое имущество и литературное наследие затю. Умер Иван Андреевич 9 ноября 1844 года, причины его смерти до сих пор точно не установлены. Возможно он умер от заворота кишок или получил жесточайшее воспаление легких. Он покоится на Тихвинском кладбище.

Крылов стал первооткрывателем жанра басни для русской литературы, поднимал острые вопросы морали, которые актуальны и по сей день, внес огромный вклад в развитие публичной библиотеки, расширив коллекцию за счет редких книг, составил огромный словарь славянских языков.

Основные вехи жизни Ивана Крылова:

Родился 2 февраля в Москве
- Переехал в Тверь в 1775
- Начало работы писцом в местном суде после смерти отца в 1779
- Переехал в Северную столицу вместе с матерью в 1782
- Постановка комедии "Кофейница"
- Выход трагедий "Клеопатра" и "Филомела" с 1785 по 1786
- Работа над известной комедией "Проказники" с 1787 по 1788
- Смерть матери в 1788
- Открытие, закрытие и постоянное реформирование журналов "Почта духов", "Зритель", "Санкт-Петербургский Меркурий" с 1789 по 1793
- Большое путешествие по России с 1791 по 1801
- Возвращение в столицу, постановка нескольких пьес с 1797 по 1807
- Публикация первого сборника басен Крылова в 1809
- Членство в Российской Академии в 1811
- Начало работы в качестве библиотекаря в Императорской Публичной библиотеке в 1823
- Публикация двухтомника басен Крылова на трех языках в 1825
- Отставка с государственной службы в 1941 и получение звание академика Петербургской Академии Наук
- Смерть 9 ноября 1844

Занимательные факты из жизни Ивана Крылова:

Крылом обладал отменным аппетитом; есть анекдот о том, как он однажды съел десять пирожков, удивился их ужасному привкусу, увидел плесень в кастрюле с ними и все же доел остаток
- Он был любителем пожаров и старался не пропускать ни одного в Петербурге
- Крылов обожал свой диван и мог долгое время лежать на нем, не вставая; его образ жизни стал прототипом для создания Гончаровым Обломова
- Крылов отличался большим азартом, он проигрывал и выигрывал целые состояния в карты, его даже выслали их обеих столиц за это увлечение
- Он был поклонником петушиных боев и посещал все подобные мероприятия
- Крылов был огромным человеком, очень тучным, но при этом очень легко реагировал на критику и всегда мог ответить еще более остроумно

Иван Андреевич Крылов. Родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве - умер 9 (21) ноября 1844 года в Санкт-Петербурге. Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов.

Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 гг.). Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у , и Бабрия), хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Отец, Андрей Прохорович Крылов (1736-1778), умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1772 году отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем был председателем магистрата в Твери. Умер в капитанском звании в бедности. Мать, Мария Алексеевна (1750-1788) после смерти мужа осталась вдовой.

Иван Крылов первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных соседей. В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем Тверского магистрата. Эта служба была, по-видимому, только номинальной и Крылов считался, вероятно, в отпуске до окончания ученья.

Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника, он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, с жадностью прислушиваясь к речам простолюдинов». С 1780 года начал служить подканцеляристом за копейки. В 1782 г. Крылов ещё числился подканцеляристом, но «у оного Крылова на руках никаких дел не имелось».

В это время он увлёкся уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.

В конце 1782 г. Крылов поехал в Санкт-Петербург с матерью, намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына. Крыловы остались в Санкт-Петербурге до августа 1783 г. По возвращении, несмотря долговременное незаконное отсутствие, Крылов уволился из магистрата с награждением чином канцеляриста и поступил на службу в петербургскую казённую палату.

В это время большой славой пользовался «Мельник» Аблесимова, под влиянием которого Крылов написал, в 1784 г., оперное либретто «Кофейница»; сюжет он взял из «Живописца» Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой развязкой. Крылов отнёс свою книгу Брейткопфу, который дал за неё автору книги на 60 рублей (Расина, Мольера и Буало), но не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868 г. (в юбилейном издании) и считается произведением крайне юным и несовершенным. При сличении автографа Крылова с печатным изданием оказывается, однако, что последнее не вполне исправно; по удалении многих недосмотров издателя и явных описок юного поэта, который в дошедшей до нас рукописи ещё не совсем отделал своё либретто, стихи «Кофейницы» едва ли могут назваться неуклюжими, а попытка показать, что новомодность (предмет сатиры Крылова - не столько продажная кофейница, сколько барыня Новомодова) и «свободные» воззрения на брак и нравственность, сильно напоминающие советницу в «Бригадире», не исключают жестокости, свойственной Скотининым, равно как и множество прекрасно подобранных народных поговорок, делают либретто 16 летнего поэта, несмотря на невыдержанность характеров, явлением для того времени замечательным. «Кофейница» задумана, вероятно, ещё в провинции, близко к тому быту, который она изображает.

В 1785 г. Крылов написал трагедию «Клеопатра» (не сохранилась) и отнёс её на просмотр знаменитому актёру Дмитревскому; Дмитревский поощрил молодого автора к дальнейшим трудам, но пьесы в этом виде не одобрил. В 1786 г. Крылов написал трагедию «Филомела», которая ничем, кроме изобилия ужасов и воплей и недостатка действия, не отличается от других «классических» тогдашних трагедий. Немногим лучше написанные Крыловым в то же время либретто комической оперы «Бешеная семья» и комедия «Сочинитель в прихожей», о последней Лобанов, друг и биограф Крылова, говорит: «Я долго искал этой комедии и сожалею, что, наконец, её нашёл». Действительно, в ней, как и в «Бешеной семье», кроме живости диалога и нескольких народных «словечек», нет никаких достоинств. Любопытна только плодовитость молодого драматурга, который вошёл в близкие сношения с театральным комитетом, получил даровой билет, поручение перевести с либретто французской оперы «L’Infante de Zamora» и надежду, что «Бешеная семья» пойдёт на театре, так как к ней уже была заказана музыка.

В казённой палате Крылов получал тогда 80-90 рублей в год, но положением своим не был доволен и перешёл в Кабинет Её Величества. В 1788 г. Крылов лишился матери, и на руках его остался малолетний брат Лев, о котором он всю жизнь заботился как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»). В 1787-1788 гг. Крылов написал комедию «Проказники», где вывел на сцену и жестоко осмеял первого драматурга того времени Я. Б. Княжнина (Рифмокрад) и жену его, дочь Сумарокова (Таратора); по свидетельству Греча, педант Тянислов списан с плохого стихотворца П. М. Карабанова. Хотя и в «Проказниках», вместо истинного комизма, мы находим карикатуру, но эта карикатура смела, жива и остроумна, а сцены благодушного простака Азбукина с Тянисловом и Рифмокрадом для того времени могли считаться очень забавными. «Проказники» не только поссорили Крылова с Княжниным, но и навлекли на него неудовольствие театральной дирекции.

В 1789 г., в типографии И. Г. Рахманинова, образованного и преданного литературному делу человека, Крылов печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». Изображение недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Сатира «Почты духов» и по идеям, и по степени глубины и рельефности служит прямым продолжением журналов начала 70-х годов (только хлёсткие нападки Крылова на Рифмокрада и Таратору и на дирекцию театров вносят новый личный элемент), но в отношении искусства изображения замечается крупный шаг вперёд. По словам Я. К. Грота, «Козицкий, Новиков, Эмин были только умными наблюдателями; Крылов является уже возникающим художником».

«Почта духов» выходила только с января по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием.

Его журнальное дело вызвало неудовольствие властей, и императрица предложила Крылову на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.

В 1791-96 гг. Крылов жил в доме И. И. Бецкого на Миллионной улице, 1. В 1790 г. он написал и напечатал оду на заключение мира со Швецией, произведение слабое, но всё же показывающее в авторе развитого человека и будущего художника слова. 7 декабря того же года Крылов вышел в отставку; в следующем году он стал владельцем типографии и с января 1792 г. начинает печатать в ней журнал «Зритель», с очень широкой программой, но всё же с явной наклонностью к сатире, в особенности в статьях редактора. Наиболее крупные пьесы Крылова в «Зрителе» - «Каиб, восточная повесть», сказка «Ночи», сатирико-публицистические эссе и памфлеты («Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде»).

По этим статьям (в особенности по первой и третьей) видно, как расширяется миросозерцание Крылова и как зреет его художественный талант. В это время он уже составляет центр литературного кружка, который вступал в полемику с «Московским журналом» Карамзина. Главным сотрудником Крылова был А. И. Клушин. «Зритель», имея уже 170 подписчиков, в 1793 г. превратился в «Санкт-Петербургский Меркурий», издаваемый Крыловым и А. И. Клушиным. Так как в это время «Московский журнал» Карамзина прекратил своё существование, редакторы «Меркурия» мечтали распространить его повсеместно и придали своему изданию возможно более литературный и художественный характер.

В «Меркурии» помещены всего две сатирические пьесы Крылова - «Похвальная речь науке убивать время» и «Похвальная речь Ермолафиду, говоренная в собрании молодых писателей»; последняя, осмеивая новое направление в литературе (под Ермолафидом, то есть человеком, который несёт ермолафию, или чепуху, подразумевается, как заметил Я. К. Грот, преимущественно Карамзин) служит выражением тогдашних литературных взглядов Крылова. Этот самородок сурово упрекает карамзинистов за недостаточную подготовку, за презрение к правилам и за стремление к простонародности (к лаптям, зипунам и шапкам с заломом): очевидно, годы его журнальной деятельности были для него учебными годами, и эта поздняя наука внесла разлад в его вкусы, послуживший, вероятно, причиной временного прекращения его литературной деятельности. Чаще всего Крылов фигурирует в «Меркурии», как лирик и подражатель более простых и игривых стихотворений Державина, причём он выказывает более ума и трезвости мысли, нежели вдохновения и чувства (особенно в этом отношении характерно «Письмо о пользе желаний», оставшееся впрочем, не напечатанным). «Меркурий» просуществовал всего один год и не имел особого успеха.

В конце 1793 г. Крылов уехал из Петербурга; чем он был занят в 1794-1796 гг., известно мало. В 1797 году он встретился в Москве с князем С. Ф. Голицыным и уехал к нему в имение Зубриловка, в качестве учителя детей, секретаря и т. п., во всяком случае не в роли дармоеда-приживальщика. В это время Крылов обладал уже широким и разносторонним образованием (он хорошо играл на скрипке, знал по-итальянски и т. д.), и хотя по-прежнему был слаб в орфографии, оказался способным и полезным преподавателем языка и словесности (см. «Воспоминания» Ф. Ф. Вигеля). Для домашнего спектакля в доме Голицына он написал шуто-трагедию «Трумф» или «Подщипа» (напечатанную сперва за границей в 1859 году, потом в «Русской старине», 1871 г., кн. III), грубоватую, но не лишённую соли и жизненности пародию на классическую драму, и через неё навсегда покончил с собственным стремлением извлекать слёзы зрителей. Меланхолия от сельской жизни была такой, что однажды приезжие дамы его застали у пруда совершенно голым, заросшим бородой и с нестриженными ногтями.

В 1801 году князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов определился к нему секретарём. В том же или в следующем году он написал пьесу «Пирог» (напеч. в VI т. «Сбор. Акд. Наук»; представлена в 1 раз в Петербурге в 1802 г.), лёгкую комедию интриги, в которой, в лице Ужимы, мимоходом задевает антипатичный ему сентиментализм. Несмотря на дружеские отношения со своим начальником, Крылов 26 сентября 1803 г. вновь вышел в отставку. Что делал он следующие 2 года, мы не знаем; рассказывают, что он вёл большую игру в карты, выиграл один раз очень крупную сумму, разъезжал по ярмаркам и пр. За игру в карты ему одно время было запрещено появляться в обеих столицах.

В 1805 г. Крылов был в Москве и показал И. И. Дмитриеву свой перевод (с французского языка) двух басен Лафонтена: «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». По словам Лобанова, Дмитриев, прочитав их, сказал Крылову: «это истинный ваш род; наконец, вы нашли его». Крылов всегда любил Лафонтена (или Фонтена, как он называл его) и, по преданию, уже в ранней юности испытывал свои силы в переводах басен, а позднее, может быть, и в переделках их; басни и «пословицы» были в то время в моде. Прекрасный знаток и художник простого языка, всегда любивший облекать свою мысль в пластическую форму аполога, к тому же сильно склонный к насмешке и пессимизму, Крылов, действительно, был как бы создан для басни, но всё же не сразу остановился он на этой форме творчества: в 1806 г. он напечатал только 3 басни, а в 1807 г. появляются три его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению таланта Крылова, имели большой успех и на сцене: это «Модная лавка» (окончательно обработана ещё в 1806 г. и в первый раз представлена в Петербурге 27 июля) и «Урок дочкам» (сюжет последней свободно заимствован из «Précieuses ridicules» Мольера; представлена в первый раз в Петербурге 18 июня 1807 года). Объект сатиры в обеих один и тот же, в 1807 г. вполне современный - страсть нашего общества ко всему французскому; в первой комедии французомания связана с распутством, во второй доведена до геркулесовых столпов глупости; по живости и силе диалога обе комедии представляют значительный шаг вперёд, но характеров нет по-прежнему.

Третья пьеса Крылова: «Илья Богатырь, волшебная опера» написана по заказу А. Л. Нарышкина, директора театров (поставлена в первый раз 31 декабря 1806 г.); несмотря на массу чепухи, свойственной феериям, она представляет несколько сильных сатирических черт и любопытна как дань юному романтизму, принесённая таким крайне неромантическим умом.

Неизвестно, к какому времени относится неоконченная (в ней всего полтора действия, и герой ещё не появлялся на сцену) комедия Крылова в стихах: «Лентяй» (напеч. в VI т. «Сборника Акад. Наук»); но она любопытна, как попытка создать комедию характера и в то же время слить её с комедией нравов, так как недостаток, изображаемый в ней с крайней резкостью, имел свои основы в условиях жизни русского дворянства той и позднейшей эпохи.

Высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу; Жуковский, в своей статье «О басне и баснях Крылова», написанной по поводу изд. 1809 г., ещё сравнивает его с И. И. Дмитриевым, не всегда к его выгоде, указывает в его языке «погрешности», «выражения противные вкусу, грубые» и с явным колебанием «позволяет себе» поднимать его кое-где до Лафонтена, как «искусного переводчика» царя баснописцев. Крылов и не мог быть в особой претензии на этот приговор, так как из 27 басен, написанных им до тех пор, в 17 он., действительно, «занял у Лафонтена и вымысел, и рассказ»; на этих переводах Крылова, так сказать, набивал себе руку, оттачивал оружие для своей сатиры. Уже в 1811 г. он выступает с длинным рядом совершенно самостоятельных (из 18 басен 1811 г. документально заимствованных только 3) и часто поразительно смелых пьес, каковы «Гуси». «Листы и Корни», «Квартет», «Совет мышей» и пр. Вся лучшая часть читающей публики тогда же признала в Крылове огромный и вполне самостоятельный талант; собрание его «Новых басен» стало во многих домах любимой книгой, и злостные нападки Каченовского («Вестн. Европы» 1812 г., № 4) гораздо более повредили критику, чем поэту. В год Отечественной войны 1812 года Крылов становится политическим писателем, именно того направления, которого держалось большинство русского общества. Также ясно политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, напр. «Щука и Кот» (1813) и «Лебедь, Щука и Рак» (1814; она имеет в виду не Венский конгресс, за полгода до открытия которого она написана, а выражает недовольство русского общества действиями союзников ). В 1814 году Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные, и неоднократно читал их при дворе, в кружке императрицы Марии Феодоровны. По вычислению Галахова, на последние 25 лет деятельности Крылова падает только 68 басен, тогда как на первые двенадцать - 140.

В 1810 г. он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, под начальство своего прежнего начальника и покровителя А. Н. Оленина; тогда же ему назначается пенсия в 1500 рублей в год, которая впоследствии (28 марта 1820 г.), «во уважение отличных дарований в российской словесности», удваивается, а ещё позднее (26 февраля 1834 г.) увеличивается вчетверо, при чём он возвышается в чинах и в должности (с 23 марта 1816 г. он назначен библиотекарем); при выходе в отставку (1 марта 1841 г.) ему, «не в пример другим», назначается в пенсию полное его содержание по библиотеке, так что всего он получает 11700 руб. асс. в год.

Уважаемым членом «Беседы любителей русской словесности» Крылов является с самого её основания. 16 декабря 1811 года он избран членом Российской Академии, 14 января 1823 года получил от неё золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в отделение русского языка и словесности академии наук (1841) был утверждён ординарным академиком (по преданию, император Николай I согласился на преобразования с условием, «чтобы Крылов был первым академиком»). 2 февраля 1838 года в Петербурге праздновался 50-летний юбилей его литературной деятельности с такою торжественностью и вместе с тем с такою теплотой и задушевностью, что подобного литературного торжества нельзя указать раньше так называемого Пушкинского праздника в Москве.

Скончался Иван Андреевич Крылов 9 ноября 1844 года. Похоронен 13 ноября 1844 года на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В день похорон друзья и знакомые И. А. Крылова вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».