За время своего развития каждый человек неоднократно сталкивается с переломными периодами, которые могут сопровождаться отчаянием, обидой, беспомощностью, а порой и злобой. Причины таких состояний могут быть разными, но самой распространенной является субъективное восприятие ситуации, при котором одни и те же события люди воспринимают с разной эмоциональной окраской.

Психология кризиса

Проблема поиска пути выхода из кризисного состояния за последние годы вышла на одно из лидирующих мест по значимости в психологии. Ученые не только занимаются поиском причин и способов предотвращения депрессии, но и разрабатывают способы подготовки человека к резкому изменению статусов персональной жизни.

В зависимости от обстоятельств, которыми вызван стресс, выделяют такие его виды:

  1. Кризис развития - это затруднения, которые связаны с переходом из одного завершенного цикла развития к следующему.
  2. Травматический кризис может возникнуть как следствие внезапных интенсивных событий или как результат потери физического здоровья через болезнь либо травму.
  3. Кризис утраты или разлуки - проявляется либо после смерти близкого человека, либо при вынужденном долгом расставании. Этот вид очень устойчив и может длиться долгие годы. Часто возникает у детей, чьи родители разводятся. В случае переживания детьми смерти родных кризис может усугубиться из-за размышлений о собственной смертности.

Длительность и интенсивность каждого кризисного состояния зависят от индивидуальных волевых качеств человека и способов его реабилитации.

Возрастные кризисы

Особенность возрастных расстройств в том, что они имеют непродолжительный период и обеспечивают нормальный ход

Каждый из этапов связан с изменением основного вида деятельности субъекта.

  1. Кризис новорожденности связан с адаптацией ребенка к жизни вне организма матери.
  2. обоснован появлением у малыша новых потребностей и увеличением его возможностей.
  3. Кризис 3 лет возникает из-за попытки ребенка создать новый вид отношений со взрослыми и выделить собственное «Я».
  4. вызван появлением нового вида деятельности - учебы, и позиции школьника.
  5. Пубертатный кризис обоснован процессом полового созревания.
  6. Кризис 17 лет, или юношеский кризис идентичности, возникает из-за необходимости самостоятельных решений в связи с выходом во взрослую жизнь.
  7. Кризис 30 лет появляется у людей, которые чувствуют нереализованность своего жизненного замысла.
  8. Кризис 40 лет возможен при нерешении проблем, возникших в период предыдущего переломного периода.
  9. Кризис ухода на пенсию возникает по причине человека при сохраненной его трудоспособности.

Реакция человека на кризис

Затруднения в любой из периодов приводят к что может вызвать 3 типа реакции:

  • Возникновение таких эмоций, как равнодушие, тоска или безразличие, что может свидетельствовать о появлении депрессивного состояния.
  • Появление деструктивных чувств, таких как агрессия, злость и придирчивость.
  • Возможен также уход в себя с проявлением чувств ненужности, безысходности, пустоты.

Этот тип реакции получил название одиночества.

Юношеский период развития

Оказавшись под влиянием новых социальных и биологических факторов, юноши определяют свое место в обществе, выбирают будущую профессию. Но не только их взгляды меняются, окружающие тоже переосмысливают их отношение к социальным группам. Это обосновано также значительным изменение внешнего облика и возмужанием подростков.

Только кризис идентичности по Эриксону может обеспечить образование целостной личности и создать основы для выбора перспективной карьеры в будущем. Если же для прохождения этого периода не созданы соответствующие условия, может возникнуть эффект отвержения. Он проявляется в проявлении враждебности даже к близкому социальному окружению. При этом кризис идентичности вызовет у молодых людей тревогу, опустошение и изоляцию от реального мира.

Национальная идентичность

В каждой социальной группе на протяжении последнего века все ярче проявляется кризис национальной идентичности. Этнос дифференцирует себя по национальному характеру, языку, ценностям и нормам народа. Этот кризис может проявляться как у отдельного индивида, так и у всего населения страны.

Среди основных проявлений кризиса национальной идентичности следует выделить такие:

  1. Не ценится историческое прошлое. Крайней формой этого проявления есть манкуртизм - отрицание национальной символики, веры и идеалов.
  2. Разочарование в государственных ценностях.
  3. Жажда нарушения традиций.
  4. Недоверие к государственной власти.

Все вышеперечисленное вызывается целым рядом причин, таких как глобализация разных сфер жизни, развитие транспорта и технологий и нарастание потоков миграции населения.

Как результат, кризис идентичности приводит к отказу людей от своих этнических корней, а также создает условия для дробления нации на множество идентичностей (наднациональную, транснациональную, субнациональную)

Влияние семьи на становление идентичности

Основной залог становления идентичности юноши - появление его самостоятельной позиции. Немаловажную роль в этом играет семья.

Чрезмерная опека, защита или забота, нежелание давать детям свободу только усугубляет у них кризис идентичности, вызывая в результате психологическую зависимость. Вследствие ее появления молодые люди:

  • постоянно требуют внимания в виде одобрения или благодарности; при отсутствии похвалы ориентируются на негативное внимание, привлекая его с помощью ссор или оппозиционного поведения;
  • совершают поиск подтверждений правильности своих поступков;
  • стремятся к телесным контактам в виде прикосновений и удержаний.

При развитии зависимости дети остаются эмоционально зависимыми от родителей, имеют пассивную жизненную позицию. Им будет сложно выстраивать собственные семейные отношения в будущем.

Поддержка молодого человека родителями должна заключаться в отделении его от семьи и принятии ребенком полной ответственность за свою жизнь.

Психологи, в частности директор ГНЦ им. Сербского, академик Татьяна Дмитриева, приходят к выводу, что кризис экономический стал для многих в точно недавнем прошлом преуспевающих бизнесменов кризисом психологическим. Люди, до быть может недавнего времени (см. источник) жившие только ради денег, потеряли объект самоидентификации, и это лишило их мотивации в жизни. Легче всего с трудностями справляются те, у которых цель находится выше материального.

Мы так часто слышим, да и сами говорим: посмотри на него, видно, что этот человек состоялся, у него есть все: квартира, машина и счет в банке. Ну, а этот - неудачник, с трудом сводит концы с концами. И вдруг это исчезло. Деньги - этот универсальный эталон и всеобщий эквивалент стоимости - вдруг перестали быть мерилом всего в нашей жизни. Что же пришло им на смену? Пустота. Пустота, которую придется заполнить.

Деньги - всего лишь симптом, хоть и самый заметный. Неуверенность в будущем и отсутствие стабильности, постоянные угрозы и нерешаемые проблемы (терроризм, климат и здравоохранение только часть из них) уже стали привычным фоном нашей жизни. Раньше решение видели в одном - заработать побольше денег и проблемы (пусть и лично у меня) решатся сами. Теперь этот рецепт доказал свою несостоятельность. Рядом с личным раем на Лазурном Берегу теперь висит табличка "продано за неуплату".

Человек растерянный - так можно сегодня охарактеризовать состояние среднестатистического жителя планеты Земля. Как нам обустроится вместе всем и каждому поодиночке? Как не пропасть в этом мире бурь, кризисов, резких перемен, где все "против шерсти", все "не так, ребята", как пел Высоцкий?

Нет, всеобщая растерянность не коснулась простых функций среднестатистического офисного работника, налогоплательщика, потребителя и семьянина. Здесь более-менее все понятно, отлажено, схвачено, перешло на автомат. Но под всем этим выбита ценностная основа. Проблема - на уровне ориентации в мире, на уровне планов и целей, быть может который каждый (см. источник) себе ставит, сознательно или бессознательно. Всеобщая запутанность, отсутствие стабильности и понимания, как действовать даже в краткосрочной перспективе, заставляет все чаще задумываться.

Кризис что-то подсказывает нам через все эти обвалы, банкротства, увольнения. Может быть, что мы - вся масса человечества - уже выросли? Уж очень это похоже на проблему переходного возраста. Приближаясь к выпуску из школы, именно молодой человек (именно так и было!) задумывается: куда идти, кем стать и что делать. Не от хорошей жизни, зачастую против собственной воли, но ведь надо, сроки поджимают.

Каждый помнит этот момент, когда надо было принять первое в жизни взрослое решение. От этого решения, которое зачастую принимают по наитию, зависит вся жизнь. Для нас наступило время задуматься, как и куда мы идем. Нужно лучше подготовиться, и принять точно сознательное решение (источник не известен) .

Так как же не ошибиться в выборе, как не опоздать? Как не дойти до состояния, когда выбор сделают за нас? Ничего не поделаешь, приходится задумываться о направлении, в котором мы идем. Одно понятно - что-то испортилось в наших отношениях, в связях между нами, между людьми. Ушла уверенность, что на конечно глубинном уровне мы все братья.

Сегодня человек, оставленный на необитаемом острове, не поспешит поднимать шум, увидев на горизонте корабль. Очень может статься, что там ему совсем не рады. Сегодня мы не спешим делиться, открываться, помогать…

Каким образом любой человек может повлиять на выбор всего человечества? Из истории мы знаем много примеров, когда небольшая группа людей, увлеченных идеей, могут повлиять на историю. Так было во времена Ренессанса в Европе, когда небольшая группа думающих людей смогла начертить путь, по которому пролег курс истории на много столетий вперед.

Так что, выбор в руках у каждого - и всех нас вместе. Начнем менять себя - в во-первых, не оглядываясь на других. Законы развития действуют на нас, а вот наше "подключение" друг к другу испорчено. Это можно сравнить с неисправной радиоантенной или сбитой настройкой сложного прибора. Надо найти правильную настройку! Настройку одного по отношению к другому. Быть может, в этом скрывается решение наболевших проблем?

С уверенностью можно наиболее вероятно сказать только (примечание переводчика) одно - чем больше людей захотят задуматься о том мире, в котором мы оказались, о том, насколько этот мир взаимосвязан, задуматься о цели того, что с нами происходит, тем быстрее мы нащупаем именно правильное направление (именно так и было!) и встанем на путь восстановления.

Источник

Почему мужчины не платят алиментыЖелание отомстить бывшей женеВ нашей стране инициатором развода чаще всего становятся женщины....

  • Обуздать гнев

    Найдите в себе силы извиниться.Конечно, отсутствие скандалов не является достаточным условием счастья. Строго говоря, не...

  • Мотивация для умных

    Мотивация для умных людейВы когда-либо ощущали внутри себя что-то большее, рвущееся наружу? Иногда вы скорей всего можете...

  • Глаз

    У высших млекопитающих, в том числе и у людей, за счет развития второй сигнальной системы и присущей ей тенденции к аналитическому...

  • Социальное восприятие

    Когнитивный диссонанс. Речь идет о теории, предложенной Фестингером (Festinger, 1957). Согласно этой теории, когда нам нужно...

  • Социальное восприятие

    Психология. Социальное восприятиеВзаимодействие и коммуникация с иными людьми затруднены еще и потому, что мы редко воспринимаем...

  • Трудный возраст

    Тудные периоды жизни связанные с возрастомЛет пятнадцать назад очень любимый мною певец Юрий Лоза сочинил трогательные слова,...

  • Вслед за техническим и научным прогрессом в жизнь людей приходит все больше беспокойств и человек окончательно теряет все жизненные ориентиры. Границы индивидуальности стираются, общество с прогрессивной экономикой диктует человеку, кем он должен быть, личность превращается в потребителя, в машину для получения удовольствий. Как же во всем этом безумном калейдоскопе декораций можно найти себя?


    Остановиться и услышать себя

    Зачастую мы ищем счастья во внешних проявлениях этого мира и меняемся в соответствии с конъюнктурой рынка. Сегодня я актер, а завтра - предприниматель. В моду входят семейные ценности, значит мой новый проект – семья. Медитация и йога стали мейнстримом, и вот я уже покоряю вершины Гималаев и осваиваю разные асаны. Но где же во всем этом я? Как найти себя и перестать быть продуктом маркетинга? Как понять, чего же хочу я, какова моя природа и предназначение?

    Первый шаг на пути к самому себе – постараться прислушаться к своему сердцу, уловить состояние внутренней тишины и безмолвия. Для этого необязательно ехать в Гималаи и уходить в пещеры. Нужно просто постараться замедлить свой ход в бесконечном потоке времени, меньше реагировать на внешние раздражители, почувствовать настоящий момент. Это и есть медитация. Внутри себя мы можем найти ответы на все свои вопросы. Время нещадно приближает нас к смерти, в суете жизни мы забываем о главной цели своего существования. В конце концов, умираем, так и не познав смысла бытия.

    Кто я такой и почему я страдаю?

    Первый вопрос, который должен задать себе человек: «Кто я такой и почему я страдаю?» Это отправная точка. Без понимания природы своего «Я» все остальное теряет всякий смысл. Ведь не зная того, кем я являюсь, я не пойму, куда мне идти. Получится как в мудрой пословице: «Паруснику, движущемуся без всякой цели, никакой ветер не будет попутным».

    В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 20.102), которая является одним из главных трудов гаудия-вайшнавской традиции, Санатана Госвами спрашивает Господа Чайтанью:

    ‘ке āми’, ‘кене āмāйа джāре тāпа-трайа’
    ихā нāхи джāни - ‘кемане хита хайа’

    «Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо?»

    Что же это за тройственные страдания?

    1. Страдания, источником которых являемся мы сами - наше тело и ум (на санскрите адхьятмика).
    2. Страдания, которые причиняют нам другие живые существа (адхибхаутика).
    3. Беспокойства, которые приносят нам стихийные бедствия и катаклизмы, находящиеся во власти полубогов, деват (адхидайвика).

    В ответ он услышал такие слова:

    В комментарии к этому стиху раскрывается смысл данного утверждения:

    «Ты чистое живое существо. Ты не являешься ни грубым материальным телом, ни тонким телом, состоящим из ума и интеллекта. В действительности ты вечная душа, неотъемлемая частица Высшей Души, Кришны. Поэтому ты Его вечный слуга. Ты принадлежишь к пограничной энергии Кришны.

    Существует два мира: духовный и материальный, и ты находишься между двумя энергиями: духовной и материальной. Ты связан отношениями как с духовным миром, так и с материальным и потому относишься к пограничной энергии. С Кришной тебя связывают отношения одновременного тождества и различия. Поскольку ты вечный дух, ты обладаешь такими же качествами, как Верховная Личность Бога, но, будучи ничтожно малой искрой духа, ты вместе с тем отличаешься от Высшей Души. Поэтому твоя природа - одновременное тождество с Высшей Душой и отличие от Нее. Это можно пояснить на примере солнца и солнечных лучей или на примере огня и вылетающих из него искр».

    Ошибка в первом действии

    Человек ошибочно отождествляет себя с материальным телом и умом. Мы можем видеть, как весь мир работает в угоду телу. Вся деятельность человека, будь то наука или искусство, в конечном итоге сводится к поиску удовольствий. Промышленные и информационные технологии существуют только для того, чтобы все более рационально с материальной точки зрения использовать ресурсы Земли для своего собственного наслаждения.

    Эта фундаментальная ошибка приводит человека в тупик. За научным прогрессом следует регресс личности. Рушится вся система ценностей и координат цивилизованного общества. Девизом сегодняшней жизни становится слоган: «Потребляй и властвуй». Вирус эксплуатации проникает во все сферы нашей жизни, в том числе, к сожалению, и религиозную. Религия также должна, по мнению большинства людей, удовлетворять потребности человека, хотя ее истинный смысл – освободить человека от гнета последствий его деятельности и направить его на путь служения Богу.

    Если с точки зрения разума проанализировать к чему нас привела коммунистическая и постиндустриальная идеология, а также любые другие материальные «концепции счастья», мы увидим, что люди не стали счастливее, скорее наоборот, уровень эмоционального комфорта все больше приближается к нулю.

    Вся проблема в том, что живое существо отвернулось от Бога. Весь этот материальный мир создан Господом лишь для того, чтобы мы могли почувствовать себя независимыми от Него и, в конце концов, наигравшись, разочаровались в своих жалких попытках играть роль Творца и вернулись к Нему, в духовный мир. Эта независимость иллюзорна. На самом деле, все мы зависим от Бога абсолютно во всем, даже в пищеварительном процессе, что уже говорить о других аспектах нашей жизни!

    Но люди привыкли думать, что каждый из них является Богом. В правительстве, на работе, у себя дома, в конце концов. Таким образом, человек все больше запутывается в хитросплетениях кармы и его сознание деградирует. Так живое существо бесконечно пребывает в колесе рождений и смертей. Оно вынуждено будет рождаться и умирать снова и снова до тех пор, пока не познает свою истинную природу.

    Я дух от духа, а не плоть от плоти

    Наверное, вы уже много раз слышали о том, что вы не тело, но что же дальше? Пока человек не осознает, что он не тело, а частица духа, существующая вечно и навеки связанная с Богом узами любви, он будет страдать.

    Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (2.20):

    на джайате мрийате ва кадачин
    найам бхутва бхавита ва на бхуйах
    аджо нитйах шашвато "йам пурано
    на ханйате ханйамане шарире

    Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.

    Каждый из нас, так или иначе, имел опыт этой вечности бытия, спокойствия и умиротворения. Мы не можем представить себе, что с наступлением смерти нас не станет. Наше тело меняется, но мы сами остаемся неизменны.

    Для того чтобы понять это, человеку необходимо общаться с осознавшей себя душой, с тем, кто уже живет по этим принципам. Тогда постепенно его сознание будет очищаться и его жизнь приобретет иное качество, он поймет, что значит жить как душа. Правильное общение зарождает в сердце настоящую веру, а вера дает решимость идти по духовному пути. Но это только начало.

    Победа и поражение – понятия относительные

    Интересный парадокс: терпя фиаско, будь то крах карьеры или внезапно настигнувшая болезнь, мы испытываем боль, впадаем в глубокую депрессию. У нас сразу происходит стихийная переоценка ценностей. Но все, что с материальной точки зрения мы считаем поражением, на самом деле является для нас новой ступенью на духовном пути.

    Итак, любой кризис оборачивается для нас духовным благом, если мы научились правильно принимать уроки, данные нам свыше.

    Процесс познания себя невероятно увлекателен и он стоит любых наших усилий. Счастье, которое мы обретем, открыв свою истинную природу, несравнимо ни с какими материальными богатствами, ведь самое главное богатство – это знание о себе и своих взаимоотношениях с Богом, которое в конечном итоге должно перерасти в любовь к Нему. Познав себя, мы обретем свободу и гармонию в сердце, которые будут распространяться на весь окружающий мир. А делать счастливыми других – это и есть преданное служение Богу.

    Но мы должны помнить о том, что Господь дает нам свободу выбора. Остаться в сетях кармы или выбраться из ее пут – решать нам самим.

    Источники:

    1. «Бхагавад-гита как она есть», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
    2. «Шримад-Бхагаватам», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
    3. «Чайтанья-чаритамрита», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
    Анна Горбунова

    Кризис идентичности (identity crisis)

    Э. Эриксон описывает состоящий из восьми стадий процесс развития Эго в виде последовательности психосоциальных кризисов. В юности главной задачей развития становится разрешение конфликта, назв. Эриксоном «идентичность против ролевой диффузии». В процессе его разрешения может возникнуть К. и.

    Поскольку теоретики психоан. ориентации считают идентичность одним из самых важных аспектов силы Эго и его развития, К. и. придается особое значение.

    Эриксон толкует идентичность как интеграцию всех предыдущих идентификаций и Я-образов. Формирование идентичности - это процесс преобразования всех прежних идентификаций в свете ожидаемого будущего. Хотя развитие идентичности достигает критической точки, в к-рой возможно наступление кризиса, только в период юности, оно начинается в младенчестве. В сильно структурированных об-вах с обязательными ритуалами перехода к взрослой жизни или жестко определенными ролями для подростков К. и. менее выражен, чем в демократических об-вах.

    Пытаясь избежать К. и., нек-рые юноши и девушки слишком спешат с самоопределением, смиряются с сознанием предопределенности и потому не в состоянии раскрыть свой потенциал полностью; другие растягивают этот кризис и состояние расплывчатой идентичности на неопределенное время, растрачивая т. о. свою энергию в затянувшемся конфликте развития и сомнениях по поводу самоопределения. Иногда диффузная идентичность находит выражение в т. н. «негативной идентичности», при к-рой индивидуум принимает опасную или соц. нежелательную роль. К счастью, без сколько-нибудь серьезного кризиса, большинство развивает одно из неск. возможных позитивных Я.

    Тяжелый К. и. можно предотвратить разными способами. Родителям и значимым взрослым следует избегать чрезмерных требований к детям и не ставить перед ними слишком неопределенные цели. Взрослым следует тж поощрять детей преследовать собственные интересы, хваля за достижения; поддерживать их, когда они сталкиваются с трудностями; помогать раскрывать и развивать свой потенциал; приучать к ответственности, позволяя испытывать на себе последствия своих поступков, если, конечно, они не слишком опасны; уважать их как личностей и не унижать, когда им не удается жить согласно ожиданиям взрослых, и, наконец, способствовать росту их отзывчивости, к-рая ведет к развитию идентичности, позволяющей легко приспособиться к об-ву. Кроме того, подросткам нужно обеспечить широкий выбор вариантов позитивного образа жизни или функциональных моделей для подражания - с возможностью испытать неск. приемлемых ролей, лучше узнать себя и получить информ. о реальных шансах и вариантах, предоставляемых той культурой, в к-рой они развиваются.

    Было установлено, что неправильное прохождение К. и. коррелирует с широким спектром проблем - от трудностей психол. роста до патологии. Сильная диффузия идентичности связана с неспособностью принимать решения, запутанностью в проблемах, потерей индивидуальности на людях, трудностью установления удовлетворяющих отношений с тенденцией к изоляции, трудностями в работе и низкой способностью к сосредоточению. Поскольку идентичность не без основания считается одним из осн. элементов развития Эго и его силы, неудовлетворительное разрешение К. и. делает индивидуума менее способным справляться с насущными задачами приспособления.

    Хотя наиболее глубокий К. и. чаще всего приходится на годы юности, люди могут испытывать его в любом возрасте. Первонач. Эриксон употреблял термин «К. и.» применительно к опыту ветеранов Второй мировой войны. Позже он наблюдал сходную спутанность идентичности у молодых людей, потерявших жизненные ориентиры, и пришел к выводу, что К. и. - это часть нормального юношеского развития. Кроме того, собственный опыт иммигранта позволил Эриксону предположить, что даже если человеку удалось разрешить юношеский К. и., последующие драматические перемены в жизни способны вызвать повторение кризиса. Помимо иммигрантов К. и. могут испытывать мн. др. категории людей: уволенные в отставку военные, прежде занимавшие положение всеобщих любимцев и имевшие соотв. статус; вышедшие на пенсию гражд. лица, чья идентичность была практически целиком построена на их работе; нек-рые люди, живущие на гос. пособие и потому считающие себя «пустым местом» из-за существующей в нашем об-ве тенденции определять идентичность через профессию; матери, чьи дети выросли и покинули родительский дом (синдром опустевшего гнезда); люди, оказавшиеся перед необходимостью менять свои планы на будущее вследствие неожиданной инвалидности, и т. д.

    Ряд др. исслед. посвящен кризису, переживаемому умирающим. Чувству идентичности человека в таком состоянии угрожают многочисленные потери: деловых связей, семьи, друзей, функций организма и сознания.

    Хотя распространение понятия К. и. на события взрослой жизни в известной мере оправдано, тенденция применять его к орг-циям и странам (напр., компания X претерпевает К. и.) ведет к чрезмерному расширению и, как следствие, искажению этого понятия.

    См. также Эриксонианские стадии развития, Формирование идентичности

    Д. Моутет

    Смотреть что такое "Кризис идентичности (identity crisis)" в других словарях:

      Кризис идентичности The Outer Limits: Identity Crisis Жанр фантастика … Википедия

      The Outer Limits: Identity Crisis Жанр фантастика … Википедия

      Кризис идентичности - (Identity crisis). В теории Эриксона период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как что я собой представляю? , куда я иду? Молодым людям, мучительно переживающим кризис идентичности, часто… … Теории личности: глоссарий

      Идентичности кризис - (identity crisis). Период принятия решений в отношении таких важных вопросов, как «кто я и куда я иду?» … Психология развития. Словарь по книге

      - «4исла» (англ. Numb3rs) детективный телевизионный сериал, созданный Николасом Фалаччи и Шерил Хьютон. Премьера телесериала состоялась 23 января 2005 года, 18 мая 2010 года CBS закрыл сериал … Википедия

      В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

      ЭРИКСОН (ERIKSON) Эрик Помбургер - (1902 1994) австр. амер. психолог. В конце 20 х начале 30 х изучал психоанализ в Вене. В 1933 эмигрировал в США, преподавал в ведущих амер. ун тах. По мнению Э., Фрейд и его сторонники явно преувеличили роль бессознательного в становлении… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

      - (Erikson, Erik Homburger) (1902 1994), американский психоаналитик. Родился во Франкфурте на Майне (Германия) 15 июня 1902, вырос в Карлсруэ, учился в классической гимназии. В 1928 Эриксон начал психоаналитическую подготовку в Венском… … Энциклопедия Кольера

      Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

      - (Erikson) Эрик (р. 15.6.1902, Франкфурт на Майне), амер. психолог и психоаналитик, представитель неопсихоаналитич. школы «психологии Я». Предпринял попытку переосмысления ряда исходных установок классич. психоанализа, подчёркивая в… … Философская энциклопедия