Оценивайте объективную реальность. Наше мышление может быть эффективным только в том случае, если оно основывается на реальности. Реальность является объективной и существует независимо от ваших желаний, прихотей и целей. Ваше мышление будет продуктивным до тех пор, пока вы способны точно воспринимать и интерпретировать эту реальность. Это требует объективности - возможности разделять понятия «что есть» на данный момент, от того, во что вы верите или во что хотите верить.

    Будьте готовы к восприятию информации. Разум, не готовый к восприятию информации, отрезан от реальности. Человека, думающего таким образом, очень легко узнать. Он/она имеет жесткий набор мнений и установок, которые не поддаются обсуждению. Такого мыслителя сложно понять, так как для этого необходимы определенные опровержения. Если вам кажется, что вы говорите со стеной, то, возможно, вы столкнулись именно с таким человеком. Однако быть открытым к восприятию информации не значит, что вы не должны отстаивать правду, которая вам известна, а также поддерживать любую точку зрения. Правда сможет противостоять сомнению; лишь иллюзия несет угрозу обмену мыслями.

    Не стоит терпеть постоянную и непродуктивную двусмысленность. Большинство решений, с которыми вы имеете дело, содержат определенную долю двусмысленности, серую зону между очевидными черно-белыми альтернативами. Это не аргумент в защиту неопределенности. Это рекомендация тренировать силу мысли для становления ясности. Неоднозначность часто является симптомом небрежности, неполного или иррационального мышления. Когда вы испытываете такое состояние, следует тщательно изучить ваше окружение, ваши принципы, знания и эффективность вашего мышления. Знание является прогрессивным поиском ясности, а не неопределенности и растерянности.

    Избегайте массовых увлечений. Когда определенное понятие становится популярным, многие люди принимают его, тем самым становясь частью «толпы». Это, как правило, свидетельствует о согласованности, а не о критическом мышлении. Смотрите (и думайте), прежде чем присоединиться к толпе.

    Проведите черту между наблюдением и логическим выводом, установленными фактами и гипотезами.

    Воздерживайтесь от суждений, пока не будете уверены, что владеете достоверной информацией. Вы можете поторопиться с выводами и попасть в ловушку. С другой стороны, когда вы владеете достоверной информацией, то не стоит бояться рассуждать. Рассуждение является частью процесса мышления, применением вашей способности делать выводы о реальности.

    Сохраняйте чувство юмора. Вы не сможете мыслить трезво, если вам будет казаться, что это вопрос жизни или смерти. Способность смеяться над собой и видеть юмор в других ситуациях часто помогает сохранить ясность мышления и точки зрения. Однако, будьте осторожны со смехом, используемым в качестве оружия, чтобы очернить ваши ценности, или же применяемым как способ психологической защиты. Такие методы требуют серьезного ответа.

    Развивайте любознательность. Мир полон вещей, о которых вы еще не знаете. Любопытство это признак ума, свободного и открытого для восприятия чудес реальности, не боящегося столкнуться с неизвестным для получения новых знаний. Любопытный мыслитель будет изучать новые способы, помогающие по-другому смотреть на вещи и действовать. Обучение может стать приключением, которое подразумевает постоянные и захватывающие открытия, если вы стремитесь к любознательности.

    Бросьте вызов общепринятому мнению. Каждая культура основана на определенных предположениях, которые являются довольно сомнительными. Галилео Галилей, итальянский астроном и математик, предстал перед инквизицией, потому что он посмел подвергнуть сомнению "правду" о том, что Земля является центром Вселенной. Даже сегодня члены Flat Earth Society (Общество Плоской Земли) считают, что мир плоский, как блин! Вы не можете предположить, что то, что принято считать истиной, действительно ею является. Правда устанавливается в ходе рационального мышления, а не опроса общественного мнения или учета прежнего опыта.

    Сопротивляйтесь эмоциям. Эмоции могут затмевать разум. Когда вы злитесь или испытываете восторг, ваши мыслительные процессы не будут работать так же, как тогда, когда вы находитесь в более спокойном настроении. Остерегайтесь ситуаций, в которых ваши эмоции умышленно спровоцированы лестью, страхом или восхищением в то время, когда вам нужно принять решение. Это может быть специальной стратегией, нацеленной на то, чтобы сфальсифицировать результат.

    Не стоит угождать другим. Лесть является одним из наиболее действенных методов переубеждения. Если кто-то начинает льстить, то так и знайте, что вас хотят переубедить или прикарманить ваши деньги. Иногда очень тяжело отличить искренний комплимент от тщательно продуманной манипуляции.

    Не стоит завышать свою самооценку. Очень часто на наши решения может повлиять желание выглядеть особенным образом перед самим собой или перед другими людьми. Если вы слишком озабочены тем, чтобы предстать в определенном свете, то вы можете говорить и делать вещи, которые на самом деле не пойдут на пользу вашим интересам. Как только вы поймете свою значимость, игра на публику уже не будет казаться вам такой заманчивой.

    Не забывайте о перспективах. Когда вы находитесь в разгаре решения важного для вас вопроса, очень легко потерять сбалансированный взгляд на ситуацию. Неплохо было бы рассматривать вопрос в более широком спектре. Вот один из способов определить перспективу: по шкале от одного до десяти насколько критичной является ситуация, если один – это засохшее растение, а десять - ядерный взрыв? Является ли ситуация настолько критичной, насколько кажется на первый взгляд?

    Будьте в курсе негласных правил. Иногда то, как мы себя ведем, диктуется негласными правилами. Если вы о них не знаете, то вы не будете обладать достаточными знаниями для того, чтобы принять мудрое решение. Если вы ознакомлены с ситуацией, то, скорее всего, вы знаете правила (например: не раскачивать лодку, не ставить под сомнение мнение босса, не спорить с профессором). Если вы находитесь в незнакомой ситуации (или чужой культуре), то следует быть очень наблюдательным или спросить тех, кто больше знаком с ней. Это не означает, что вы должны быть ограничены данными правилами, рекомендуется просто их знать.

    Будьте в курсе невербальных знаков общения. Речевое общение составляет только половину того сообщения, которое пытаются до вас донести. Другую часть сообщения передают невербальными знаками. Вы должны научиться воспринимать и то, и другое. Если кто-то ведет себя дружелюбно, но при этом болезненно сжимает вашу руку при рукопожатии, то у вас может быть повод усомниться в том, что говорит этот человек! То же самое случается, если кто-то растягивается на спинке стула и, зевая, говорит вам о том, как интересны ему ваши идеи. Чем яснее ваше восприятие фактов ситуации, тем яснее будет ваше мышление.

    Если на вас давят, то следует остановиться и подумать. Импульсивные решения часто бывают ошибочными. При оказываемом давлении на принятие решения соблазн принять его как можно скорее возрастает. Вы можете оправдать это тем, что лучше принять хоть какое-то решение, чем не решиться вовсе, но так случается крайне редко. Нерешительность является признаком того, что у вас нет навыков, способствующих принятию решений. Импульсивность, в свою очередь, говорит о том, что очень скоро вы будете пожинать плоды ошибочного решения!

    Будьте выше ярлыков и стереотипов. Ярлыки и стереотипы – это типы психической стенографии, которые могут облегчить мышление и общение. Если вы нуждаетесь в мебели на четырех ножках, предназначенной для сидения, то легче всего попросить стул и игнорировать многочисленные возможные варианты дизайна и материалов. Тем не менее, если вы находитесь в поиске работы, вы не должны быть удовлетворены стереотипным описанием того или иного рода занятий. Вам нужно точно знать, что на самом деле значит быть полицейским, нейрохирургом или финансовым аналитиком. Точно так же общение с людьми из разных слоев общества и представителями разных культур может усложняться наличием стереотипов, которые мешают увидеть правду.

    Избегайте негативных разговоров с самим собой. Многое из того, что проходит сквозь ваше мышление, - это ваш внутренний монолог. Этот разговор с самим собой часто принимает форму критических суждений и взглядов о себе. Ваши навыки мышления могут быть уничтожены разговором с самим собой, который передает негативные сообщения снова и снова, усиливая негативную самооценку («Я ничего не могу сделать хорошо», «Я просто не такой умный, как все остальные») или отношение («Никому нельзя доверять», «Школа - это пустая трата времени»). Если только не заменить такое негативное мышление более позитивным разговором с собой. Это невольно повлияет на ваши решения. Основополагающим элементом в таком изменении является повышение самооценки. Консультация является хорошим решением для такого рода проблем.

    Ищите последовательность. Ральф У. Эмерсон однажды написал: «Глупая последовательность является суеверием недалеких умов». Вдумчивая последовательность, однако, является отличительной чертой тщательного и всестороннего мышления. Последовательность и логика являются критериями, которые должны применяться всегда, что бы вы ни решали. Непоследовательность часто используется, чтобы скрыть правду.

    Практикуйте сочувствие. Существует индийская поговорка, в которой говорится, что прежде чем осуждать, вы должны пройти милю в обуви другого человека. Другими словами, вы не должны никого осуждать, прежде чем не поймете всю ситуацию полностью. Практикуя этот тип сопереживания, вы уменьшите вероятность принятия поспешных суждений, о которых позже можете пожалеть. Вы также можете обнаружить, что немного понимания облегчает более глубокое понимание мыслей людей и их поведения. Чем глубже вы будете понимать себя и других, тем мудрее будут ваши решения.

    Уделите время тому, чтобы проверить факты. Если у вас нет достоверных фактов, то ваши решения, вероятно, будут искажены. В важных вопросах, вы должны попробовать получить информацию из первых рук. Если вы пытаетесь принять решение по поводу выбора карьеры и хотите узнать о своих профессиональных навыках, то лучше всего пройти тест на профпригодность, чем спрашивать приятелей о том, что вы умеете делать хорошо. Точно так же, лучше всего узнать о тонкостях определенной профессии, основываясь на общепринятых нормах, а также на мнениях работников, чем на стереотипах, которые могут нести лишь часть правдивой информации. Эта информация исходит из надежного источника? Можете ли вы найти другой источник, подтверждающий эту информацию? Если вы можете ответить утвердительно на эти вопросы, то можете быть более уверенными в фактах, которые используете в качестве основы для принятия ваших решений.

    Проверьте достоверность вашей информации. Информация может быть надежной, но не действительной. Срок действия связан с соответствием информации контексту, в котором она применяется. Правдивой информацией может оказаться то, что если зажечь спичку, то она загорится, если только вы не под водой или в вакууме космического пространства! Контекст очень важен!

    Развивайте умение слушать. Когда дело доходит до разговора, то мы слышим то, что слушаем. Умение слушать - это еще один навык, который мы воспринимаем как нечто должное, но очень редко используется его настолько эффективно, насколько мы думаем. Как часто посреди разговора вы вдруг понимали, что другой человек задал вам вопрос, но вы его не услышали? Как часто вы так озабочены своими собственными мыслями, сидя в классе, что даже не слышите, что говорит учитель? Это случается со всеми нами, что лишний раз подтверждает тот факт, что этот, казалось бы, простой навык развивать очень трудно. Чем лучше вы будете слушать, тем более правильную информацию получите. Чем более правильная информация у вас есть, тем более качественными будут решения, которые вы примете.


Механизм, запускающий процесс критического мышления, можно интерпретировать как целеустремленное начало с саморегулирующим действием. Как только у человека появляется интерес, некое любопытство к предмету или объекту, он начинается активно мыслить, анализируя большой объем информации для нахождения того самого ядра знаний, которое сможет это любопытство удовлетворить.

Развитие критического мышления

Мышление – один из психических процессов, в основе которого лежит отражение действительности с последующим моделированием относительно индивидуального опыта.

Выделяют несколько видов мышления, одним из которых является мышление критическое. Оно предполагает умение строить логические выводы и принимать обоснованные решения.

Ежедневно каждый человек в процессе своей жизнедеятельности совершает подобные действия десятки раз. Однако ход событий зачастую искажается субъективными моментами восприятия.

Так, учителя воздействуют на механизм путем письма и чтения художественной литературы. Чтение – основной метод в любом возрасте. Грамотный педагог, да и родители, могут обучить ребенка основам эффективного чтения с элементами активного восприятия, анализа текста и возможного включения в личностный контекст. Важным условием в этом пункте является выбор информации, привлекшей особенное внимание и интерес читающего, но не полный текст произведения или статьи.

Критика применима к любой сфере деятельности. По сути это отношение к окружению, часто несущее негативный характер. Но существует тип мышления, именуемый критическим, не имеющий цели отыскать плохое в рассматриваемых предметах. Такая часть умственной деятельности в призвана воспринимать на высоком уровне, понимать действительность и объективно к ней относиться. Есть также технология развития критического мышления. Ее сущность в том, что каждый может оценить степень достоверности получаемой информации и сформировать систему аналитических взглядов относительно ее трактования, обоснования выводов.

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально. По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен. Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм. Глубокомыслие древности было развито ими. Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования. А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу .

Зачем уметь мыслить критически

Технология развития критического мышления и его применения к реальности используется в множестве областей. Это основа для приобретения , способности аргументировать, принимать решения. Методика помогает думать целенаправленно. В образовательной сфере она развивает у обучающихся следующие способности:

  • наблюдение;
  • синтез и анализ;
  • индукция и дедукция;
  • выбор из множества вариантов;
  • логика в рассуждении;
  • конкретизация из абстрактных понятий.

Умение мыслить критически дает возможность воспринимать информацию объективно, наделяет правом на сомнение. Данные можно будет представить в виде гипотезы, нуждающейся в доказательствах.

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление — социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Возникновение и развитие критического мышления на фоне информационных потоков имеет особенную актуальность. Человек приобретает ряд в сфере исследовательской культуры.

Технологии развития критического мышления

Методология, позволяющая получить успешные результаты в образовании, выработана Международной ассоциацией чтения. Это технология развития критического мышления — совокупность приемов, направленных на обучение по предметам. С ее помощью можно получить следующие навыки.

  • По обработке нарастающих в объеме информационных потоков.
  • Формулирование своих мыслей в корректной форме.
  • Формирование собственного мнения по опыту и его осмыслению.
  • Решение проблем, способность к обучению.
  • По сотрудничеству в коллективе,

Идеи, на которые опирается развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), заключаются во взаимодействии учителя и обучающегося. В учениках необходимо развивать аналитический и творческий подходы к усваиваемым знаниям. При этом целью обучения является образование личности, а не процесс. Преподаватель должен в первую очередь сделать ученика способным к обучению.

Индивидуумом с развитым критическим мышлением невозможно управлять. Ведь такой склад ума целенаправленный, а человек, им обладающий, дает адекватные оценки ситуациям.

Развитие включает 3 следующих этапа:

  • Вызов — фаза обобщения, активизации и . Поиск целей для восприятия нового. К примеру, аудиторию необходимо заинтересовать и .
  • Осмысление — период усвоения новых знаний, их анализ и присоединение к имеющимся для систематизирования. В работе с текстом используются маркировка, таблицы, отдельные заметки.
  • Рефлексия — этап размышления, на котором учитывается собственное мнение, восполняются пробелы и формируется своя позиция, основанная на аргументах. Знания применяются на практике, проводятся дискуссии и обмен точками зрения.

Технология использует различные приемы. Рассмотрим те из них, которые успешно формируют критичность ума.

Использование рефлексивных технологий в развитии

Приемы развития критического мышления на его третьем этапе — рефлексии направлены на проверку обучающихся. А также на их собственный анализ достижения ими целей, поиск решений.

  • При анализировании проясняется новое и выстраивается дальнейший путь обучения. Наибольшую пользу дает вербальная или письменная форма, когда можно придать материалу структуру.
  • При обмене точками зрения осознается различие в оценках одного и того же текста. Некоторые суждения приемлемы для усвоения, а по поводу других проводят дискуссии. Преимущества технологии развития критического ума на стадии рефлексии в том, что навыки действительно закрепляются.
  • Сочетание индивидуальных и групповых процессов. Обмен идеями расширяет словарный запас и круг представлений. Диалоги показывают преподавателю разнообразие мнений.

Преимущества данной технологии развития критического мышления реализуются посредством методов, среди которых используется написание эссе (жанр публицистики). Учащийся письменно отражает опыт и впечатления на конкретную тему. Данная 20-минутная практика выполнения заданий представляет собой художественное размышление.

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка

Все три фазы технологии применяются и при освоении учащимися . У некоторых наблюдается пониженная активность, отсутствие интереса. Предполагается, что это следствие неумения работать с источниками, ориентироваться в них. Если сделать целью не объем усваиваемой информации, а умение ею управлять, искать и применять, возможно будет добиться лучших результатов. Рассмотрим следующие приемы.

  • Кластеры (гроздья) помогают систематизировать полученные знания. По сути метода ключевое понятие располагают в центре, а остальные ассоциации логически с ним увязывают. Получится тот же конспект, но в схематической форме. Учащийся может более успешно тренировать себя по грамматическим структурам.
  • Дерево предсказаний позволяет предполагать развитие сюжета в повествовании: ученики описывают конец рассказа. Тема — это ствол, а ветви — возможности и вероятности. Основания и аргументы мнений будут листьями. Подобный прием применим при закреплении лексики обсуждением текстов.

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Чтение и письмо — основные процессы обмена информацией. На них же можно научиться анализу и систематизированию. Все методики развития критики ума включают чтение, в том числе конспектов речи преподавателя. Приобретаемые через приемы технологии развития критического мышления навыки предназначены для информационного пространства, где их можно применять.

Приемы развития критического мышления по технологии РКМЧП следующие.

  • Активное письмо. К примеру, кластер, маркировочная таблица.
  • Активное чтение, слушание. Приемы — инсерт (пометки карандашом на полях с применением маркеров: информация соответствует знаниям, противоречит им, является новой либо не понятна), остановки или паузы.
  • Групповое либо парное чтение.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики

Методы критического мышления на уроках математики также призваны заинтересовать учеников путем успешной реализации навыков обучения. Анализ и логика позволит применить результаты к задачам, в том числе нестандартным.

  • На этапе вызова ученик разрабатывает версии решения задачи.
  • Применяется осмысление новых знаний. Решение от простого к сложному — традиционный метод.
  • На фазе размышления учащемуся даются творческие и усложненные задания.

Приемы технологии критического мышления на уроках математики включают таблицы. К примеру, принцип З-Х-У предполагает три колонки: Знаем — Хотим познать — Узнаем. Сначала активизируется первый раздел: «Что мы уже освоили?». Спорные вопросы заносят в следующую графу. После того, как ученик осваивает текст, заполняется графа «Узнал», вносятся ответы.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики включает также кластеры. Знания систематизируются схемой или рисунком. Это эффективный способ изучения темы. К примеру, изучая треугольник, школьники выписывают все относящиеся к нему слова. После прочтения учебника кластер дополняется. Приобретается навык системного мышления, нахождения аналогий, прогнозирования, рассмотрения вариантов.

Книги по критическому мышлению

Из литературы по критическому мышлению можно назвать книгу Д. Халперн «Психология критического мышления». Источник поможет научиться думать самостоятельно. А также пригодится преподавателям, методистам.

Книга «Как лгать при помощи статистики» Д. Хаффа, американского лектора и писателя рассказывает о том, как манипулируют массами, злоупотребляя статистическими данными. Бестселлер будет интересен даже людям, не имеющим ничего общего со статистикой.

«Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» А. Диксит и Б. Нейлбаффа также способствует развитию критического мышления. Авторы считают, что взаимоотношения напоминают игры. Если мыслить строго, можно предсказать следующий шаг человека, с которым играют. Подобная теория — новый взгляд на

Правильное суждение о многих важных вещах невозможно без задействования критического мышления. С его помощью можно судить непредвзято о явлениях и реалиях окружающей жизни, чтобы видеть их в истинном свете. Но существующие стереотипы и постоянное навязывание чужих точек зрения отнюдь не способствуют развитию критического мышления. Овладевать этим ценным навыком придется самостоятельно.

Что значит критическое мышление?

По определению, критическое мышление – это способ увидеть истину в ее наиболее объективном виде. Это целенаправленный, корректируемый, продуктивный процесс, позволяющий не только трезво оценить предмет, явление, событие, человека, но и увидеть его дальнейшее , то есть сделать соответствующие выводы, принять какое-то решение.

Психология критического мышления

Неотъемлемыми чертами критического мышления являются умение анализировать синтезировать, опираясь и на объем поступающей извне информации, и на собственный интеллектуальный потенциал. Человеку, обладающему навыками критического мышления, без труда будет удаваться правильная постановка проблемы, дающая толчок к ее решению. Он способен интерпретировать абстрактные идеи и проецировать их на окружающие реалии. Мыслящий человек получает возможность продуктивной коммуникации с другими людьми: если он чего-то не понимает сам, то способен попросить о помощи так, чтобы она оказалась по-настоящему эффективной.

Как развить критическое мышление?

Технология развития критического мышления включает в себя множество составляющих. Зачатки необходимых знаний мы получаем в школе, однако этого, конечно, недостаточно. Критическое мышление следует развивать и совершенствовать в любом возрасте. Методика включает в себя такие элементы как вызов самому себе, преодоление трудностей – практическая составляющая, поиск решения, выводы – осмысление полученного результата.

Любой человек принимает сотни решений в день, поэтому хотите вы или нет, но все мы являемся критически мыслящими созданиями. Разница состоит лишь в качестве нашего критического мышления. Когда мы взвешиваем варианты, расставляем приоритеты и думаем наперед, то используем именно этот навык. Однако он состоит из других, которые в итоге формируют его качество.

Первым делом для развития критического мышления вам нужно понять важность превалирования над . Поэтому изучайте и противоречия для того, чтобы принимать более качественные решения. А также практикуйте и культивируйте следующие навыки.

Сбор информации

Многие люди принимают совершенно глупые решения лишь потому, что уверены в своей правоте. Их информация устарела, а обновить ее у них нет никакого желания. Поэтому не забывайте о том, как быстро меняется наш мир. Собирайте всю доступную информацию, благо в нашем мире в ней нет недостатка.

Наблюдение

Вам необходимо быть любопытными. Замечайте вещи, которые всегда были у вас под носом, а вы их воспринимали как должное. Причем это могут быть не только предметы, но и манера вашего и чужого поведения, самые разные иронические ситуации и необычные построения фраз. Когда вы наблюдаете, ваш внутренний голос на время успокаивается и не подвергает цензуре то, что видят глаза.

Умозаключения

Для того, чтобы делать правильные умозаключения, вам нужно изучать логику. В ней есть свои законы, исключения и противоречия, но тем не менее это прекрасный способ доказать свою мысль в любой дискуссии. Вы научитесь подмечать нелогичность высказываний других людей и указывать им на это, если ситуация позволяет.

Рационализация

Это означает применение законов разума: индукции, дедукции и аналогии. При помощи этих инструментов вы сможете оценивать аргумент и находить в нем достоинства и недостатки.

Рефлективность

Регулярно делайте шаг назад от деталей вашей проблемы и посмотрите на картину целиком. Отметьте, чему вы научились и какой опыт приобрели.

Творчество

Сравнение и контраст

Научитесь определять, чем похожи и чем различны два или больше предмета, ситуации, проблемы. Составляйте список достоинств и недостатков, после чего выберите что-то одно.

Анализ причины и следствия

Иронично, но многие люди неспособны отличить одно от другого. Поэтому вашим первым шагом будет именно навык определения что есть причина и следствие. Иногда причина и следствие могут быть не связаны - значит вы что-то не учли.

Синтез

Собирайте самые разные кусочки информации и объединяйте их для того, чтобы получить новый непредсказуемый результат. Говорят, именно так и функционирует любое творчество.

Оценивание

Научитесь взвешивать два и больше решения проблемы и оценивать, какое подойдет лучше.

Прогнозирование

Это сложный процесс, над которым люди обычно не заморачиваются. Они тратят несколько секунд на «анализ» и принимают решение, исходя из того будущего, которое они только что придумали. Не будьте такими, тщательно собирайте и анализируйте информацию. Конечно, в мире существуют тысячи факторов, но вы хотя бы можете учесть большую часть.

Расстановка приоритетов

Изучайте для того, чтобы понять, на что будете тратить свое время и почему. Помните, что время, потраченное на что-то бессмысленное, можно потратить на что-то значимое, на то, что перевернет вашу жизнь и сделает вас счастливым.

Резюмирование

Этот навык обычно является суммирующим и конечным. Вы должны осознать, что именно поняли, какой опыт приобрели, какие выводы сделали и подвести всему этому итог.

Скорее всего вам не удастся освоить все эти навыки одновременно. Однако вы можете их комбинировать для того, чтобы принять более правильные решения и смело действовать. С каждым освоенным навыком ваш образ мышления будет существенно меняться и улучшаться. Желаем вам удачи!