Обучение чтению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (от 5-6 до 10 лет). Диагностика чтения (способа, темпа, понимания и выразительности).

Далеко не все дети легко овладевают чтением, это объясняется множеством причин. Автоматизация навыка - это сложный процесс, он редко происходит сам собой. У разных детей он длится от 1 года до 3 лет, а в случае возникновения трудностей - до 5-8 и более.

Для того чтобы определить характер трудностей у вашего ребенка, выделим компоненты навыка чтения, которые отражают его успешность или неуспешность.

Способ чтения.

Ребенок в ходе освоения навыков чтения проходит несколько этапов.

1. Сначала он запоминает образ буквы и сопоставляет его со звуком - слоговой способ чтения.

2. Затем учится слиянию звуков в слоги - чтение по слогам и целым словом.

3. Потом овладевает слиянием слогов в слова - чтение целым словом и по слогам. Постепенно ребенок начинает читать целыми словами и группами слов. Дальнейшая задача - сделать это умение устойчивым, довести его до навыка, а впоследствии и до автоматизма.

Каждый этап - это ступенька лесенки, по которой поднимаются дети. Они по-разному справляются со своей задачей: кто-то быстро переходит со ступеньки на ступеньку, кто-то подолгу задерживается на каждой. Но никто не может перескочить через ступень, все последовательно проходят эти уровни. И на каждом этапе можно и нужно работать над правильностью чтения, добиваясь безошибочного произнесения букв, слогов, окончаний, слов и так далее. Естественно, на каждой "ступеньке" специфика работы будет иметь свои особенности.

Темп чтения.

Темп чтения напрямую зависит от той "ступени", на которой в данный момент находится ваш малыш. Чем менее совершенен способ чтения, тем медленнее читают дети. Для тех, кто стоит на первых ступеньках, чтение представляет наибольшую трудность. Поэтому низкая скорость чтения для них естественна. Скорость показывает не только умение ребенка читать отдельные слова, но и то, насколько ребенок понимает смысл прочитанного: чем выше скорость, тем выше уровень понимания. Существуют определенные нормативы скорости чтения для школьников.

Нормативы.

К концу первого полугодия первого класса каждый ребенок должен владеть, как минимум, плавным слоговым чтением со скоростью 30-35 слов в минуту.

К концу первого класса нормативный темп чтения возрастает до 45 слов в минуту. Это минимальный показатель, которому соответствует оценка "удовлетворительно". Отличник должен прочитать за минуту 50-55 слов. Короткие слова ребенок должен читать целиком, не деля на слоги, длинные - по слогам.

Темп чтения во втором классе должен составлять на конец первого полугодия 55 слов в минуту, а к окончанию учебного года - 60-70. Читать следует целые слова, а по слогам - только особенно длинные.

И наконец, в третьем классе скорость чтения к концу первого полугодия должна составлять 75 слов в минуту, к концу года - 90. Читать нужно целыми словами и без ошибок, то есть без пропусков, замен и повторов букв, слогов, слов, с правильной постановкой грамматических и логических ударений. Кроме того, оценивается понимание прочитанного и умение кратко пересказать содержание. От показателей скорости зависит отметка. Чем ниже скорость, тем ниже оценка. Образно говоря, ученик в начале своей читательской дороги представляется водителем автомобиля, а педагог - инспектором ГИБДД, карающим не за превышение скорости, а, наоборот - за медлительность.

Понимание, способ, правильность.

Для того чтобы с уверенностью сказать, что ребенок овладел навыком чтения, недостаточно высокой скорости чтения. Это отнюдь не главное. Гораздо важнее, чтобы ребенок понимал каждое слово текста и его смысл в целом. Для этого необходимо, чтобы ребенок обладал соответствующим его возрасту словарным запасом, а также умел грамотно строить грамматически правильные конструкции. Таким образом, глубина понимания определяется не только способом и темпом чтения, но и общим уровнем развития речи. При этом чтение и речь - две стороны одной медали: чем больше читает ребенок, тем лучше развивается речь; чем лучше развита речь, тем серьезней и глубже понимание прочитанного.

Выразительность чтения.

Особую роль в понимании содержания играет выразительность. Недаром дети так любят, когда им с выражением читают вслух. Эмоционально окрашенное чтение способствует более глубокому и детальному осознанию текста, его нюансов и сюжетных поворотов. Но научиться читать выразительно - достаточно сложная для ребенка задача. Полноценная выразительность возможна только тогда, когда техника чтения доведена до автоматизма.

Однако и на ранних этапах обучения можно и нужно обращать внимание на то, насколько эмоционально ребенок читает. На начальном этапе освоения техники чтения нужно следить за громким и внятным произношением, поначалу бессмысленно требовать большего. Однако постепенно задача будет усложняться: нужно будет помочь ребенку найти нужные интонации, правильно использовать паузы, расставлять логические ударения. Справиться с этой непростой задачей помогут знаки препинания.

Требования школьной программы к выразительности:

К концу первого класса ученик должен уметь соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого, и паузы, диктуемые знаками препинания в предложениях.

К концу второго класса требуется соблюдение правильной интонации в конце предложения, а также соблюдение пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания. Кроме того, ребенок должен выделять при чтении слова, несущие большую смысловую нагрузку.

К концу третьего класса выразительное чтение предполагает умение находить интонацию (темп, логическое ударение, паузы, тон), соответствующую содержанию читаемого текста, использовать основные средства выразительности.

Как определить способ чтения ребёнка?

Примечание для родителей.

Вы хотите определить, на каком этапе освоения навыка чтения находится ваш ребенок? В этом вам поможет следующее тестовое задание. Ниже приведены 3 текста, каждый из которых ориентирован на определенный способ чтения.

Текст №1 предназначен для детей, находящихся на этапе формирования послогового способа чтения.

Текст №2 - для детей, совершенствующих свой навык чтения.

Выберите тот текст, который, по вашему мнению, соответствует умениям ребенка и предложите ему прочитать его. Если в процессе чтения вы увидите, что выбранный вами текст слишком прост или, напротив, слишком труден для вашего ребенка, попробуйте усложнить/облегчить его задачу, выбрав другой текст из числа предложенных.

Текст 1. Лиса и волк (отрывок)

Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе:
- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошёл, а лисичка лежит, как мертвая.
- Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.
Взял дед лису и положил её на воз, а сам пошёл вперёд.
(Русская народная сказка)

Текст 2. Лада

Лада заболела. Чашка с молоком стояла возле ее носа, она отворачивалась. Позвали меня.
- Лада, - сказал я, - надо поесть.
Она подняла голову и забила хвостом.
Я погладил ее. От ласки жизнь заиграла в ее глазах.
- Кушай, Лада, - повторил я, пододвинув блюдце поближе.
Она потянула нос к молоку и залакала.
Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. Может быть, именно эти несколько глотков молока спасли ее жизнь.

Подведем итоги нашего исследования.

Послоговый этап.

Если для соотнесения буквы со звуком и складывания звуков в слог ребенку требуется время, паузы между слогами достаточно длинны и общий темп чтения очень медленный, значит, ваш ребёнок находится на этапе послогового чтения.

1. Если вы определили, что ваш ребенок находится на этом этапе овладения чтением, непосредственно переходите к занятиям 1-5 (раздел "Работа на этапе послогового чтения"), которые не только совершенствуют навык слогового чтения, но и включают в себя упражнения на развитие мыслительной деятельности, самоконтроля, самооценки, положительной мотивации - всей личностной сферы ребенка.

2. Обратите внимание на то, с какими трудностями сталкивается ребенок. Возможно, они сугубо индивидуальны или, напротив, характерны для большинства детей, находящихся на этом этапе:

Ребенок нетвердо знает некоторые буквы, путает внешне похожие;
- пользуется так называемым побуквенным способом чтения, поскольку у него не сформировались представления о звуковом образе слова: "Пэ-А, Пэ А - получается "папа",
- неправильное или нечеткое произношение читаемых слов;
- низкий уровень самоконтроля;
- малое поле зрения

Переход от послогового чтения к чтению целым словом.

Если ваш ребенок читает короткие слова быстро и целиком, а длинные все еще членит на слоги; темп чтения очень неровный - то довольно быстрый, то медленный, - значит, он находится на переходном этапе от послогового чтения к чтению целым словом. Неравномерность темпа чтения в этом случае зависит от того, что сам процесс чтения становится иным. Он начинает включать в себя довольно сложные мыслительные действия, такие как мысленное объединение слогов в слово, осознание его значения, осмысление способа прочтения слова.

1. Если ваш ребенок находится на этом этапе, переходите к работе по конспектам занятий 6- 10 (раздел "Работа на этапе чтения слогами и целым словом"). При этом помните, что скорость и объем чтения надо наращивать постепенно, учитывая возможности ребенка, чтобы потом не пришлось исправлять ставшие привычными ошибки.

2. Обратите внимание на те сложности, которые могут возникнуть или уже возникли у вашего ребенка на этом этапе. Сравните их с наиболее распространенными:

Ребенок неправильно догадывается о следующем слове, отличается низким уровнем развития смысловой догадки.
- "излишняя торопливость", быстрый темп чтения, при котором страдает и правильность, и понимание, и выразительность.

Если же от ребенка слишком рано начинают требовать обязательного чтения целыми словами, он может выработать у себя навык так называемого "чтения двойным способом": темп становится чрезвычайно медленным, так как каждое слово сначала по слогам составляется в уме и лишь потом произносится вслух. Ребенок продолжает читать орфографическим способом.

Этап чтения целым словом.

Если ваш ребенок уже приближается к полноценному синтетическому способу чтения, то есть по слогам читаются только наиболее сложные слова, значит, он находится на этапе "целое слово - слог".

На этом этапе послоговое чтение некоторых слов может быть вызвано следующими трудностями:

Техническими - стечение согласных, наличие четырех слогов в словах;
- семантическими - смысл слов не совсем понятен;
- слово содержит и смысловой, и технический барьер, и прочитать его целиком не может и бегло читающий ребенок.

Рассмотрим эти трудности поподробнее на примере конкретных слов из текста №3. В нем есть:

1. Слова, смысл которых не совсем понятен ребенку: НАЕДИНЕ, ВЗБРЕДЕТ, ПРОЦЕДУР.

2. Слова, которые, в принципе, понятны, но редко употребляются в повседневной речи: ОБИТАТЕЛИ, ГОЛОВУШКУ, ЦЕЛЕБНЫМ.

3. Слова со стечением двух и более согласных: ВЫТВОРЯЮТ, КУПАЮТСЯ, ДОЖДЕВОЙ, СЫРОЕЖКУ, КРАЕШКЕ, ПЛЕСКАТЬСЯ. Особое внимание необходимо обратить на возвратные глаголы с окончаниями "-тся" и " -ться". Ведь они произносятся иначе, чем пишутся: пишем "тся" или "ться", говорим "ца".

Текст 3. Лягушонок

Чего только не делают обитатели леса наедине. Вытворяют, что только в головушку взбредёт. Играют, поют, танцуют. А то купаются и загорают, как этот лягушонок. Нашёл сыроежку с дождевой водой и давай в ней плескаться, словно в тазу. А теперь сидит на краешке и загорает. Дышит целебным воздухом. После водных процедур принимает воздушные ванны. (По Н. Сладкову)

На этом этапе необходимо работать не только над техникой чтения, но и над расширением словарного запаса вашего ребенка. Прием для работы с трудными словами вы найдете в разделе "Учимся читать правильно", а рекомендации по обогащению словаря - в разделе развитие речи (упражнения). Занимайтесь также и по конспектам занятий 11-15 (раздел "Работа на этапе чтения целым словом и по слогам").

Естественно, что быстрое чтение имеет физические границы применения. Мы предлагаем разбить все способы чтения на пять групп. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени. Быстрое чтение вовсе не универсальный метод получения смысловой информации. Но важность овладения им объясняется еще и тем, что в общем объеме рабочего времени трудового дня на его долю приходится большая часть.

Режим быстрого чтения у инженерно-технических работников занимает 70—80% всего времени. Вот почему стоит повысить продуктивность именно этой части рабочего дня. Но вместе с тем не надо забывать, что значительная часть информации обрабатывается и другими способами чтения, среди которых основными являются: 1) углубленное; 2) быстрое; 3) панорамное быстрое; 4) выборочное; 5) чтение-просмотр и чтение-сканирование. Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

Углубленное. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги высшей школы называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Студент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам, что позволяет легче запомнить прочитанный материал, повышает активность студента на занятиях. Таким способом читаются обычно материал по новой теме, таблицы.


Быстрое. Этот способ достаточно подробно разбирался выше. Быстрое чтение в тех случаях, когда оно достигает совершенства, частично переходит в углубленное чтение.

Панорамное быстрое. Это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения со стереотаблицами, обучающийся добивается существенного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект так называемой фузионной дивергенции, т. е. разведение зрительных осей глаз. За счет этого значительно повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Выборочное. Разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.


Используется для предварительного, ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, несмотря на его простоту, владеют немногие. В совершенстве им владел Н. А. Рубакин. Вот как описывает технику чтения Н. А. Рубакина его сын, профессор А. Н. Рубакин: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал книгу в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был поставлен» .

Сканирование. Быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали эксперименты, человек, читающий быстро, выполняет этот поиск в 2—3 раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, ему удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные сведения.

Рассмотренные пять способов чтения показывают сложность и многообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естественного и простого процесса, как чтение. Овладение каждым из них так же важно, как и формирование навыка быстрого чтения. Искусство чтения предполагает умение каждый раз выбирать соответствующий режим в зависимости от цели чтения, характера текста и бюджета времени.

Важнейшим фактором, влияющим на успеваемость учащихся, является навык чтения: комплекс читательских умений и навыков.

Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьный обиход. Навык чтения - это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание. Не следует забывать о темпе чтения.

Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.

Главенствующее место в этой схеме занимает осознанность, понимание того, что прочитывается, то есть смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:

  • · значений слов, употребляемых в тексте в прямом и переносном смысле;
  • · содержания каждого из предложений в тексте, уяснение смысловой связи между предложениями;
  • · основа смыла всего содержания текста.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств: возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, начитанности, жизненного опыта.

Техническая сторона чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность чтения, выразительность чтения, темп чтения.

Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию прочитанного. Каждый компонент имеет свои особенности, которые влияют на процесс чтения.

I компонент: СПОСОБ ЧТЕНИЯ. Существуют непродуктивные и продуктивные способы чтения. К продуктивным способам чтения относят: плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами. Эти способы надо отрабатывать, стремиться к скорейшему переходу от плавного слогового к чтению целыми словами.

II компонент: ТЕМП ЧТЕНИЯ. Находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания.

III компонент: ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ. Выражается в том, что ученик избегает или допускает замены, пропуски искажения, перестановки, добавления, правильно или ошибочно делает ударения в словах.

IV компонент: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ. Проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания текста, использовать паузы, делать логические и психологические ударения, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно, учитывать синтаксический строй предложения.

Особое внимание хотелось бы уделить такому компоненту как ТЕМП ЧТЕНИЯ.

· Темп чтения оказывает влияние на качество запоминания материала. Чтобы перейти к быстрому темпу чтения необходимо, чтобы ребенок начал видеть текст в виде целых слов, а не отдельных букв. Постоянная целенаправленная работа как на уроке, так и во внеурочное время с многочисленными упражнениями по отработке темпа чтения позволяет перевести слоговое чтение в чтение целыми словами. Существует множество видов упражнений, направленных на повышение темпа чтения. «Пятиминутка чтения»

Описание: Ребёнок читает один и тот же текст по 1 минуте пять раз подряд. После каждого чтения подсчитывается количество слов и записывается в соответствующую таблицу.

Повторное чтение знакомого текста в течение пяти раз позволяет ребёнку улучшить темп чтения. Количество слов с каждым последующим чтением становится больше. Создаётся ситуация успеха. Постепенно темп чтения увеличивается. Время использования данного вида упражнения индивидуально для каждого ребёнка.

· Чтение «бегущей строки»

Описание: большинство детей в начальной школе, особенно в 1 классе, любят петь. Особенно детям нравится петь в караоке. Поэтому можно включать диск - караоке с детскими песнями, чередуя песни со знакомым текстом с неизвестными текстами. Чтение «бегущей строки» концентрирует внимание, музыка улучшает настроение. «Чтение» песен нравится детям, их не надо заставлять читать - они делают это с удовольствием. Данный вид упражнения помогает повысить темп чтения.

· Чтение «снежным комом»

· Работая над формированием всех компонентов навыка чтения, использую такую хорошо известную, но забытую форму работы как ведение читательского дневника. Начинаем его вести со второго полугодия 1класса. Сначала записи ведут родители, а дети им пересказывают. Ребята по желанию рисуют иллюстрации к прочитанным произведениям. Со второго класса дети постепенно переходят на самостоятельное заполнение читательского дневника.

Читательский дневник

Ответы на тесты

для аттестующихся учителей начальных классов

1. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка?

  1. 1988 г.
  2. 1989 г.
  3. 1990 г.
  4. 1991 г.

2. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения

  1. 16-летнего возраста;
  2. 18-летнего возраста;
  3. 14-летнего возраста;
  4. 12-летнего возраста.

3. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:

  1. с 14 лет;
  2. с 16 лет;
  3. с 18 лет;
  4. с 25 лет.

4. В соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям работников образования, учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность с использованием:

  1. электронного журнала;
  2. электронного дневника;
  3. электронных форм учебной документации;
  4. все ответы верны

5. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности учителя?

  1. Нет;
  2. Требование предъявляется дифференцированно от предмета преподавания и квалификации учителя;
  3. Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит.

6. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?

  1. Нет;
  2. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций;
  3. Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью.

7. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?

  1. Нет;
  2. В особых случаях, при наличии уважительных причин;
  3. Да, по согласованию с администрацией учреждения.

8. С какого возраста детей начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования?

  1. С достижения детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет;
  2. С достижения детьми возраста семи лет;
  3. с достижения ими возраста шести лет пяти месяцев, но не позже достижения ими возраста семи лет;
  4. с любого возраста детей по заявлению родителей или лиц, их заменяющих.

9. Какие виды аттестации обучающихся и выпускников предусмотрены Законом Российской Федерации «Об образовании»?

  1. Текущая аттестация, аттестация по результатам четверти, годовая аттестация, итоговая аттестация;
  2. Аттестация по результатам изучения тем, учебных модулей, программ;
  3. Промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация;
  4. Текущая аттестация, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестации;

10. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

  1. К.Д. Ушинским;
  2. В.Ф. Одоевским;
  3. Я.А. Коменским;
  4. Дж. Локком.

11. Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?

  1. Дж. Локк;
  2. Я.А. Коменский;
  3. К.Д.Ушинский;
  4. В.Ф. Одоевский

12. Педагог-новатор в области общего начального образования, автор трудов «Антология гуманной педагогики», «Педагогическая симфония», основоположник педагогики сотрудничества -

  1. В.А. Сухомлинский;
  2. В.Ф. Шаталов;
  3. Ш.А. Амонашвили;
  4. Е.Н. Ильин.

13. Ведущим видом деятельности младшего школьника является:

  1. учебно-профессиональная деятельность;
  2. коммуникативная деятельность;
  3. учебная деятельность;
  4. трудовая деятельность.

14. Схема учебного взаимодействия с учетом активности всех его участников (выбрать правильный ответ):

  1. субъект – объект;
  2. субъект – субъект;
  3. субъект – реакция;
  4. объект – объект.

15. Что является ключевой характеристикой развития познавательных процессов младших школьников?

  1. Репродуктивность;
  2. Долговременность;.
  3. Эгоцентризм;
  4. Произвольность.

16. Основная роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит

  1. педагогу;
  2. родителям;
  3. сверстникам, ближайшему окружению.

17. Выберите и вставьте правильный ответ: … - это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.

  1. Наблюдение;
  2. Опрос;
  3. Тестирование;
  4. Эксперимент.

18. Выберите и вставьте правильный ответ:

Компонентами учебной деятельности младшего школьника (по Д.Б. Эльконину) являются учебные задачи, …, контроль, оценка.

  1. учебные действия;
  2. игровые действия;
  3. соблюдение учебной дисциплины;
  4. учебный режим.
  1. Какой тип мышления доминирует у первоклассника?
  1. Словесно-логическое;
  2. Абстрактное;
  3. Оперативное;
  4. Наглядно-образное.

20. Решение специальных мнемических задач способствует развитию

  1. памяти;
  2. внимания;
  3. мышления;
  4. логики.
  1. По мнению А.Н. Леонтьева, ядром личности младшего школьника является:
  1. интеллектуальная сфера;
  2. мотивационная сфера;
  3. эмоциональная сфера;
  4. самосознание.
  1. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
  1. учебный план;
  2. учебник;
  3. рабочая программа;
  4. хрестоматия..
  1. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов является
  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации;
  3. Базисный учебный план;
  4. Государственный образовательный стандарт.
  1. Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей - это
  1. образование;
  2. воспитание;
  3. социализация;
  4. развитие.

25. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека - это

  1. принцип культуросообразности;
  2. принцип индивидуализации;
  3. принцип природосообразности;
  4. принцип личностной ориентированности.

26. В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова акцент делается на:

  1. на развитие творческих способностей;
  2. на формирование предметного мышления младших школьников;
  3. формирование теоретического мышления школьников;
  4. на формирование наглядно-образного мышления младших школьников

27. Данная дидактическая система отрицает концентрическое построение учебных программ:

  1. система Ш.А. Амонашвил;.
  2. система проблемного обучения;
  3. система обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
  4. система репродуктивного обучения..

28. Основным методом обучения в системе обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова является

  1. игра;
  2. упражнение;
  3. дискуссия;
  4. объяснение.

29. Особенностью этого УМК является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью:

  1. «Перспектива»;
  2. «Планета знаний»;
  3. «Школа 2100»;
  4. «Гармония».

30. В этой дидактической системе в качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный:

  1. в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
  2. в системе развивающего обучения Л.В. Занкова;
  3. в системе М Монтессори;
  4. в системе вальдорфской педагогики.

31. Основная идея этого метода- обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании (Дж. Дьюи):

  1. репродуктивный метод;
  2. наглядный метод;
  3. метод проектов;
  4. интерактивный метод.

32. Система гигиенических требований в ФГОС нацелена на

  1. создание безопасных, комфортных условий обучения детей;
  2. на удовлетворение биологических потребностей младших школьников;
  3. на формирование физической культуры младших школьников;
  4. на реализацию инновационных процессов.

33. При каком условии возможно использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения:

  1. по согласованию с директором школы;
  2. по решению методического объединения;.
  3. при положительных результатах гигиенической экспертизы;

4. с разрешения курирующего заместителя директора.

34. Каким должно быть соотношение двигательно-активных и статических занятий при организации занятий по разделу «Внеурочная деятельность»:

  1. 50% / 50%,
  2. 80% / 20%,
  3. 40% / 60%
  4. 60% / 90%

35. К какой медицинской группе относят учащихся с незначительными изменениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности?

  1. К основной медицинской группе;
  2. К подготовительной медицинской группе;
  3. К специальной медицинской группе;
  4. Все ответы верны.
  1. Максимальное количество видов деятельности в структуре урока в начальной школе -
  1. не более шести;
  2. не более восьми;
  3. не более четырех;
  4. не более пяти.
  1. В соответствии с базисным учебным планом, в содержании какого предмета в начальной школе должно уделяться внимание формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях:
  1. «Литературное чтение».
  2. «Технология».
  3. «Физическая культура».
  4. «Окружающий мир».
  1. Укажите определение, соответствующее понятию «здоровье»:
  1. Состояние полного физического, психического и социального благополучия;
  2. Состояние физического, психического благополучия и отсутствие вредных привычек;
  3. Состояние физического, психического, финансового благополучия;
  4. Все ответы верны.
  1. Учебные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу -
  1. контролирующие действия;
  2. мыслительные действия;
  3. продуктивные действия;
  4. репродуктивные действия.
  1. Какой фактор не относится к понятию «техника чтения»?
  1. осознанность;
  2. способ чтения;
  3. правильность;
  4. выразительность.
  1. Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от
  1. способа чтения;
  2. уровня готовности к обучению;
  3. выразительности чтения;
  4. объема текста.
  1. Морфологический принцип орфографии заключается в:
  1. морфема пишется одинаково, независимо от позиционных фонетических изменений;
  2. одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции;
  3. максимальное соответствие письма звуковому составу произносимой речи;
  4. все ответы верны.
  1. Определите правильную последовательность разбора имени существительного:
  1. склонение, род, число, падеж;
  2. склонение, род, падеж, число;
  3. род, склонение, число, падеж;
  4. склонение, число, род, падеж

44. В основе вычислительного приема вида 78 * 6 лежит:

  1. Распределительный закон умножения;
  2. Сочетательный закон умножения;
  3. Переместительный закон умножения;
  4. Все ответы верны.

45. Укажите, к какой группе результатов относится данный планируемый результат: потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

  1. личностные;
  2. метапредметные;
  3. предметные;
  4. Все ответы верны.
  1. Данный способ чтения относят к непродуктивным способам чтения:
  1. плавное слоговое;
  2. чтение целыми словами и группами слов;
  3. побуквенное чтение;
  4. произвольный способ чтения.

47. Как реализуется принцип целостности в курсе «Окружающий мир»?

  1. За счет организации учебного взаимодействия;
  2. За счет интеграции знаний;
  3. Путем введения новых форм деятельности;
  4. Все ответы верны

48. Наиболее продуктивным источником знаний об окружающем мире является:

  1. объяснение учителя;
  2. работа с учебником;
  3. непосредственные контакты в повседневной жизни;
  4. организованные наблюдения и уроки - практикумы.
  1. В этой дидактической линии (в соответствии с материалами ФГОС) курса математики изучаются элементы статистики и вероятностей:
  1. алгебра;
  2. геометрия;
  3. работа с данными;
  4. арифметика.
  1. Какая образовательная задача (в соответствии с материалами ФГОС) должна быть решена в содержании всех предметных областей начального образования?
  1. освоение элементарных математических представлений;
  2. освоение первичных знаний об искусстве;
  3. формирование и развитие навыков речевой деятельности;
  4. воспитание уважения к русской культуре.
  1. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки в начальной школе признается
  1. контрольная работа;
  2. выставка;
  3. портфолио;
  4. лист самоконтроля.

52. Какие из перечисленных условий способствуют проявлению самостоятельности ученика на уроке?

  1. Наличие свободного времени в конце урока;
  2. Учет уровня (степени) сформированности учебных умений;
  3. Частое проведение контрольных и проверочных работ;
  4. Разделение труда между школьником и педагогом.

53.Какие универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности?

  1. Познавательные.
  2. Коммуникативные.
  3. Регулятивные.
  4. Личностные.

54. Нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога:

  1. расписание;
  2. рабочая программа;
  3. поурочный план.

55. Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании», учитель вправе выбрать УМК

  1. в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения;
  2. в соответствии с решением методического объединения;
  3. по запросам родителей;
  4. по требованию администрации образовательного учреждения.

56. В каком из разделов примерной программы по предмету характеризуются цели, назначение и место учебного предмета в системе начального образования?

  1. Содержание курса;
  2. Основные виды учебной деятельности;
  3. Пояснительная записка;
  4. Тематическое планирование.

57. Педагогическая диагностика позволяет установить:

  1. степень индивидуальных отклонений у человека;
  2. особенности мотивов человека;
  3. уровень овладения учебной деятельностью;
  4. особенности жизненной позиции человека.

58. Сформированность каких компонентов учебной деятельности позволяет продиагностировать данное задание:

Подчеркни правильное решение.

А) 64: 7 = 8 (ост.8)

Б) 51: 9 = 5 (ост.6)

В) 57: 7 = 7 (ост.1.

  1. моделирование выделенного отношения;
  2. умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  3. принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;
  4. Все ответы верны.

59. Необходимый нормативный документ, предусмотренные в требованиях квалификационной характеристики учителя и отражающий цели, задачи и пути реализации содержания учебного предмета – это

  1. календарно-тематическое планирование;
  2. поурочное планирование;
  3. рабочая программа;
  4. все ответы верны.

60. Основной единицей системы письма является

  1. графема;
  2. фонема;
  3. звук;
  4. слог.

61. Что является одним из критериев готовности к школьному обучению?

  1. способность превратить спонтанное обучение в реактивное;
  2. формирование предпосылок учебной деятельности;
  3. комплекс, включающий: физическую готовность, развитие познавательных функций и мотивационно-волевую сферу;
  4. Все ответы верны.

62. C точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость – это:

  1. умение оценивать каждый звук в слове;
  2. навык правильного письма;
  3. навык применения орфографического правила на практике;
  4. Все ответы верны.
  1. В соответствии с ФГОС НОО, примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют:
  1. обязательный характер;
  2. индивидуальный характер;
  3. рекомендательный характер;
  4. все ответы верны.

64. Какое из перечисленных положений является составляющим понятия «читательская компетентность»:

  1. владение орфографической зоркостью;
  2. владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  3. умение обрабатывать информацию в устной форме;
  4. Все ответы верны.

65. Равенство, неравенство, выражения, уравнения являются

  1. геометрическим материалом;
  2. арифметическим материалом;
  3. алгебраическим материалом;
  4. дидактическим материалом.

66. К какому виду универсальных учебных действий относится умение организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность%

  1. Личностные;
  2. Р егулятивные ;
  3. Коммуникативные;
  4. Все ответы верны.

67. Выберите и вставьте правильный ответ:

… - это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

  1. Социализация;
  2. Обучение;
  3. Воспитание;
  4. Гуманизация.

68. В соответствии с ФГОС НОО, предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть:

  1. достижение предметных результатов;
  2. достижение предметных и метапредметных результатов;
  3. достижение предметных, метапредметных и личностных результатов;
  4. все ответы верны.

69. В соответствии с ФГОС НОО, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, составляет:

  1. 50% и 50 %
  2. 30% и 70 %
  3. 80% и 20%
  4. 60% и 30%

70. В соответствии с ФГОС НОО документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав обязательных учебных предметов и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения):

  1. Базисный учебный план начального общего образования,
  2. Программа формирования универсальных учебных действий,
  3. Примерные программы отдельных учебных предметов,
  4. Все ответы верны.

71. В соответствии с ФГОС НОО, сформированность универсальных учебных действий обучающихся должна быть определена:

  1. в процессе обучения в начальной школе;
  2. на этапе завершения обучения в начальной школе;
  3. на этапе поступления в начальную школу;

4. до поступления в начальную школу.

72. В соответствии с ФГОС НОО, какая из перечисленных программ должна обеспечивать формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания):

  1. рабочая программа по предмету «Окружающий мир»;
  2. программа коррекционной работы;
  3. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  4. программа воспитательной работы.

73. В основе ФГОС НОО лежит:

  1. системно-деятельностный подход;
  2. информационно-коммуникативный подход;
  3. интегративный подход;
  4. все ответы верны.

74. В соответствии с ФГОС НОО, для достижения первого уровня результатов внеучебной деятельности особое значение имеет:

  1. взаимодействие школьников между собой на уровне класса;.
  2. взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании);
  3. взаимодействие за пределами школы;
  4. все ответы верны.

75. В соответствии с ФГОС НОО, планируемые результаты, описывающие группу целей, характеризующих систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, приводятся в блоках:

  1. «Выпускник научится»;.
  2. «Выпускник получит возможность научиться»;
  3. «Выпускник обязан усвоить»;
  4. 4. Все ответы верны.

76. В соответствии с ФГОС НОО, при оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки выступают:

  1. цели-ориентиры;
  2. требования к уровню знаний, умений и навыков по предмету;
  3. планируемые результаты;
  4. все ответы верны

77. В соответствии с ФГОС, кем осуществляется внутренняя оценка достижения планируемых результатов?

  1. Органами управления образованием;.
  2. Самой школой - учениками, педагогами, администрацией;
  3. Родителями обучающихся;
  4. Все ответы верны.

78. Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является:

  1. Примерная основная образовательная программа начального образования;
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ;
  3. Программа формирования универсальных учебных действий;
  4. Системно-деятельностный подход.

79. На основании Закона Российской Федерации "Об образовании", имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования:

  1. обучающийся;
  2. родитель (законный представитель) обучающегося;
  3. классный руководитель;
  4. все ответы верны

80. Данная образовательная область обеспечивает учащимся возможность выражения в творческих работах своего отношения к окружающему миру:

  1. «Физическая культура»;
  2. «Технология»;
  3. «Искусство»,
  4. «Окружающий мир».

81. По мнению М.И. Махмутова, этап актуализации прежних знаний является структурным компонентом:

  1. урока закрепления знаний, умений и навыков;
  2. урока ознакомления с новым материалом;
  3. урока с проблемным методом обучения;
  4. все ответы верны.

82. Это нарушение поведения проявляется в расстройстве внимания, двигательной расторможенности и импульсивности:

  1. демонстративный нигилизм;
  2. синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  3. хроническая неуспешность;
  4. дисграфия.

83. С какой целью в начальных классах необходимо проводить динамическую паузу не менее 40 мин:

  1. для обеспечения развития растущего организма ребенка;
  2. для формирования навыков физической культуры;
  3. для снятия статического напряжения;

4. с учетом повышенной энергетики детей младшего школьного возраста.

84. Какую психическую функцию младшего школьного периода развития Л.С. Выготский называет «центральной»?

  1. внимание;
  2. память;
  3. воображение;
  4. речь.

85. Как проявляется идея Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития при организации взаимодействия учителя и ученика при работе?

  1. Совместная работа позволяет ребенку делать только то, что он хорошо умеет, остальное делает учитель, чтобы ребенок не терял мотив к деятельности;
  2. Всю работу должен делать сам ребенок, а учитель лишь постоянно контролирует ход работы;
  3. Совместная работа учителя и ученика с учетом его индивидуальных особенностей, возрастных возможностей и личностных интересов позволяют ему освоить новые знания, умения и навыки или восполнить имеющиеся пробелы в наиболее эффективной форме;
  4. Все ответы верны.

86. В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

  1. страстное, бьющаяся, подстричь;
  2. июльский, маячить, прелестное ;
  3. создаёшь, поющие, местность;
  4. тростниковые, вскользь, разъяриться.

87. В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

  1. просьба, въедливый, свадебное;
  2. дружелюбие, старьёвщик, скользко;
  3. разъяриться, повсеместный, скользко;
  4. окрестность, въехавший, моющаяся.

88. В каком ряду во всех словах есть звук [ж]?

  1. чижик, сторожка, мужчина;
  2. остужать, жалеющий, перемежающийся;
  3. художник, жюри, дворняжка;
  4. подружиться, фуражка, изжелта-красный.

89. В каком ряду все выделенные слова пишутся с двумя буквами «Н»?

1. Неписа…ый закон, вывере…ое решение, дипломирова…ый специалист.

2. Довере…ое лицо, гума…ый поступок, непродума…ое высказывание.

3. Квалифирова…ый работник, серебря….ая медаль, естестве…ый ход событий.

4. Награда честно заслуже…а, принять решение осозна…о, свяще…ый долг.

90. В каком ряду все слова содержат двойные согласные?

  1. Коэ(ф,фф )ициент, ра(с,сс )чет, ди (с,сс) еминация.
  2. А(к,кк )умулировать, ко(р,рр )еляция, а(с,сс) оциативный.
  3. Ди(с,сс) онанс, а(с,сс) оциальный, ко(р,рр )ектировать.
  4. Ра(с,сс) читывать, импре(с,сс )арио, инте(л,лл )ект.

91. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24.июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»

1. прав человека

2. основных свобод

3 . прав ребёнка

92. Новым подходом в воспитании детей является:

1. личностно-ориентированный подход

2. деятельностный

3. природосообразный подход

4. когнитивный подход

93. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:

1 . диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный

2. анализ, моделирование, реализация, контроль

3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия

94. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции

1 . Е.В Бондаревской

2. О.С.Газмана

3.Н.Е. Щурковой

95. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:

1. толерантным в жизни на этой земле

2 . счастливым в жизни на этой земле

3. свободным в жизни на этой земле

96. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в методологии;

… 1. герменевтического подхода;

2. акмеологического подхода;

3. амбивалентного подхода.

97. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий:

  1. Один раз в 3 года
  2. Один раз в пять лет
  3. Через год после предыдущей аттестации, если работнику были даны рекомендации аттестационной комиссии

98. Основной процедурой аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) является:

1. Презентация портфолио

2 . Экспертиза профессиональной деятельности

3. Квалификационные испытания в письменной форме

99. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность:

1. 3 компетентностей

2. 4 компетентностей

3. 5 компетентностей

4. 6 компетентностей

100. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области личностных качеств входит:

1. Эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации самомотивации

101. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области постановки целей и задач входит:

2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач

3.Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.

102. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области мотивации учебной деятельности входит:

1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

103. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности входит:

1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, ивание.

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

3 . Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности .

104. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений входит:

1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.

105. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области организации учебной деятельности входит:

1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач

3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание


4. Качества полноценного навыка чтения и пути их формирования

Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.

Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения . Психолог Т. Г. Егоров, чтение рассматривается как вид деятельности, для которого характерны три взаимосвязанные стороны: восприятие буквенных знаков, озвучивание и осмысления». Таким образом, в методике закрепляется мнение, что без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. Техника чтения обозначает все три компонента процесса чтения: восприятие, произнесение, понимание.

Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Т. Г. Егоровым выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: «аналитический, синтетический и этап автоматизации».

Аналитический приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слова по слогам. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) происходят одновременно. Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами. На синтетическое чтение учащиеся переходят в II классе.

В последующие годы чтение все более автоматизируется – это этап автоматизации . Это означает, что сам процесс чтения все менее осознается учащимися и на первый план выдвигается осознание текста.

Такой путь – от аналитического до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, что учитель обеспечит в классе определенный режим работы:

    Каждодневное упражнение в чтении

    Отбор текстов с учетом психологических и возрастных особенностей детей

    Систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения

    Специально организовывать чтение про себя: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, собственно чтение про себя.

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность.

Под правильностью чтения понимается плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Как показывает школьная практика, учащиеся чаще искажают те слова, смысла которых они не понимают. В целях предупреждения ошибок целесообразно:

а) выяснение перед чтением лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено,

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав,

в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности, четкость заданий),

г) предварительное чтение текста про себя,

д) в целях осознания содержания и подготовки к чтению вслух систематический контроль со стороны учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей,

е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя прием повторного чтения).

Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.

Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу первого года обучения составляет 30-40 слов в минуту, к концу II класса - 60- 80 слов, к концу III - 80-90 слов. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает также характер заданий, которые они выполняют, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия. Выполнение таких заданий одновременно является и упражнением в чтении. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

Особого внимания заслуживает развитие у учащихся умения читать про себя.

Упражнения:

    Чтение отрывков с разным темпом: медленно, быстро, плавно, протяжно;

    Чтение отрывков на время

    Чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям

Сознательность чтения - понимание младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств, а также собственным отношением ученика к изображаемому.

Все приемы предварительной работы с текстом можно разделить на 2 группы:

Компенсирующие несформированность типа правильной чит. деятельности

Приемы, формирующие тип правильной чит. деятельности

Приемы, компенсирующие несформированность типа правильной чит. деятельности:

    Беседа используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтении. (рассказ Толстого «Котенок», расскажи о своем котенке, как ухаживаешь и т.д.)

    Рассказ учителя, когда тема чтения незнакома детям, или мало знакома.

    Словарная работа – вид деятельности, который обязательно присутствует на уроке. Компоненты словарной работы:

Лексическая работа

Работа по предупреждению ошибочного чтения

Орфографическая работа (имеет место на русском языке)

Для объяснения значения слов используются следующие приемы:

Подбор синонимов

Через антонимы

Развернутое описание

Показ предмета или изображение

По сноске или словарю

Приемы, формирующие тип правильной чит. деятельности

    Предварительное рассматривание иллюстраций (предположение о предстоящем чтении)

    Вычленение ориентирующих слов (первое и последнее предложения)

На заключительном этапе:

    Чтение по ролям (для текстов, насыщенных диалогами)

    Пересказ текста (подробный, близкий к тексту, выборочный, краткий, творческий)

    Выразительное чтение текста (базируется на таком навыке чтения, как выразительность)

Выразительность чтения – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое отношение к нему. Формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст - это «значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.

Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых - ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.

Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит их управлять своим дыханием во время произношения и правильно использовать голос. Голос, как известно, характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, темпом, тембром. Учащиеся учатся говорить (читать) громко или тихо в зависимости от содержания текста, выбирать быстрый, средний или медленный темп речи, придавать голосу ту или иную эмоциональную окраску. Обучение выразительному чтению включает знакомство с паузой и логическим ударением.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения;

б) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения;

в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли автора, его отношение к изображенным событиям и действующим лицам).

При обучении выразительному чтению ведущим является не подражание образцу, а понимание текста, собственного отношения учащихся к событиям, о которых рассказывает автор, сопереживание с героями произведения. Однако необходимо подчеркнуть особую роль выразительного чтения учителя для формирования выразительного чтения учащихся. Школьники всегда должны слышать выразительную речь учителя.