При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в "словесного портрета".

Словесный потрет - это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Принципы метода словесного портрета :

    1. системности (определяет последовательность (очередность) описания);
    2. полноты (предусматривает подробную характеристику).

Методика описания признаков внешности человека

1. Фиксируются признаки, характеризующие:

    • общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение;
    • анатомические признаки отдельных областей тела и элементов;
    • функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху - вниз":

    • фигурау в целом,
    • голова в целом,
    • лицо в целом,
    • отдельные элементы лица,
    • шея, плечи, спина, грудь,
    • руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по

    • форме,
    • размеру,
    • положению,
    • некоторые - по цвету.

3.1. При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний".

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины , исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам :

    • вид спереди (анфас);
    • вид сбоку ( профиль).

При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т.н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках) .

Схема описания внешних признаков по методу "словесного портрета"

Элементы и признаки лица в фас:

1а. Антропометрические точки лица:

А - верхнелобная, Б - глабелла, В - верхненосовая, Г - зрачковые, Д - подносовая, Е - подбородочная, Ж - нижнечелюстные.

1 - высота лба, 2 - ширина лба, 3 - линия положения брови, 4 - линия положения глазной щели, 5 - зрачковая линия, 6 - протяженность глазной щели, 7 - ширина спинки носа, 8 - высота носа (носовой части лица), 9 - ширина носа, 10 - высота верхней губы, 11 - протяженность ротовой щели, 12 - высота подбородка, 13 - оттопыренность ушной раковины, 14 - высота ушной раковины, 15 - осевая (медиальная) линия.

1 - линия роста волос, 2 - области лобных бугров, 3 - области надбровных дуг, 4 - головки бровей, 5 - контуры бровей, б - хвосты бровей, 7 - внутренние углы глаз, 8 - наружные углы глаз, 9 - контуры складок верхних век, 10 - носогубной фильтр, 11 - контур каймы верхней губы, 12 - контур каймы нижней губы, 13 - контур подбородка, 14- контур завитка, 15 - контур противозавитка, 16 - контур козелка.

Описание анатомических признаков

Пол: мужской, женский.

Возраст. Устанавливается:

    1. по документам, если они не вызывают сомнений;
    2. "на вид" (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25-30 лет, на вид 50-60 лет и т. п.);
    3. по данным медицинского или судебно-медицинской экспертизы.

Национальность (тип лица) . При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеоидный, монголоидный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др.

Фигура в целом

Рост определяют чаще всего по трехчленной градации:

  • низкий (для мужчин до 160 см),
  • средний (для мужчин от 160 см до 170 см),
  • высокий (для мужчин более 170 см).

Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.

Для женщин эти цифровые величины применяются для каждой категории на 10 см меньше.

Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое.

По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности - очень худой, очень полный - "тучный").

Описание функциональных признаков

Осанка - привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).

Походка - совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция - комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика - движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь - применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи ("вот", "понимаете" и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).

Описание сопутствующих элементов и их признаков

Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые. обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.

Внешность и портрет преступника

Темперамент и портрет во многом определяют поведение и, следовательно, судьбу человека. Здесь мы рассматриваем внешность мужчин, как основных носителей преступности. Хотя, как считают, наиболее стабильно любые черты характера, в том числе и преступные, концентрируются в женщине, поскольку она является «постоянной» памятью человечества, в то время как мужчина - это «оперативная» память. Никто более чем женщина не сможет замаскировать в себе злое начало, за прекрасной внешностью - холодное сердце, за влажными с поволокой глазами - безжалостность. Артистка-танцовщица Оренбургского театра музкомедии отмывала от крови орудие преступления - туристический топорик, которым ее муж Ионесян, артист того же театра, убивал жертв, в том числе и детей, проникая в квартиры под видом сотрудника Мосгаза. Сознавая свое злое начало, женщины чаще мужчин, являясь потенциальными преступницами, не поддаются зову судьбы и идут по «религиозной линии», становясь прорицательницами, гадалками, целительницами типа бывшей комсомолки и не состоявшейся вещуньи конца света Маши Цвигун из Белого Братства.

Как правило, уголовное прошлое и настоящее ощущается в лице и манере поведения. У пожилых людей былое оставляет на лице отчетливые следы, закрепленные в результате постоянного повторения эмоций. На молодом лице труднее прочитать зло или другие тайные пороки, особенно если личность искушена в искусстве лицемерия. Чем выше развитие, тем более дифференцируются мускулы лица, делая возможным передавать или маскировать настроение и мысли. Если человек на что-то настроен, по-настоящему чем-то озабочен, это отражается на его внешности. Помимо тяжелой нижней челюсти, раздвоенного подбородка и резких лицевых складок, самое большое подавляющее воздействие оказывает взгляд преступника, который, как ничто другое, показывает, с кем пришлось столкнуться. Взгляд соответствует характеру человека, но чаще он сознательно вырабатывается для подавления не только жертв, но и своего окружения.

Уголовник иногда скрывается под личиной изысканного, утонченного и воспитанного человека, окончившего университет, говорящего по-английски, знатока литературы и искусства, коллекционирующего антиквариат. Поэтому общего подхода к описанию портрета преступника не будет, попытаемся дать усредненную информацию, которой можно пользоваться как рекомендательной. Предлагаем некоторые характеристики человека из книги Моро-Кристофа «Мир мошенников». Попробуйте оценить себя и окружающих на соответствие описанным портретам.

По темпераменту люди, как известно, различны.

Холерики обладают желчным темпераментом. Уделом этих людей являются тяжелый труд, большие таланты, глубокие заблуждения, тяжкие преступления. Они стремятся достичь всего силой, насилием, буйством, находятся под влиянием воображения и страстей. У них смелый и дерзкий вид, блестящие глаза, сухощавое лицо, черные волосы, крепкое, но недородное телосложение, сильные мускулы, худощавая фигура. Часто они являются завсегдатаями тюрьмы или, по крайней мере, предрасположены к таким действиям, которые должны их привести туда.

Меланхолики имеют печальное выражение лица, впалые глаза с угрюмым выражением, волосы черные и прямые, стан высокий и худой, длинные конечности. Взгляд беспокойный и робкий. С виду кажутся слабыми, но обладают замечательной силой. Подозрительны, не уверены в себе, ревнивы, завистливы. Воображение удерживает в памяти самые незначительные впечатления; мелочи воспринимаются как происшествия. Это самые опасные мошенники и преступники.

Флегматики отличаются слабым и нежным телосложением, спокойным лицом, прямыми, неопределенного цвета волосами и тусклыми глазами. При этом имеют дородное тело и толстые, хотя и слабые, мускулы, неторопливые движения. Вследствие лени умеренны в пороках, равно как и во всем другом - в добродетели, чувствах, мыслях. Ищут только покой. Преступниками, от которых требуются энергия и динамика, бывают редко и то вынужденно.

Сангвиники еще менее опасны, чем флегматики. Всегда возбуждены, склонны к живым впечатлениям, увлекаются, легко утешаются в горе и пресыщаются страстями. Не способны к сильному напряжению ума, к серьезному размышлению. Тихие, терпеливые, спокойные, послушные. Отличаются небольшим ростом и дородностью, пропорциональным сложением, свежим и веселым лицом, живыми глазами, мягкой и нежной кожей. Как правило, легки и проворны.

По форме головы можно сделать такие выводы о человеке:

Квадратная - энергия, твердость, уверенность;

Круглая - инициатива, быстрота реакции, обходительность;

Овальная - живость ума, гибкость, самостоятельность;

Треугольная - ум, изворотливость, хитрость.

Лицо - это единственная часть тела человека, которая оживляется мыслью. При известном опыте ее можно скрыть. Но даже самые опытные мошенники утомляются от своей игры, и тогда порок кладет печать на лицо, передергивает мускулы, затеняет глаза, красота сменяется безобразием, и обнаруживается плут, вор, убийца.

По чертам лица трудно судить о личности человека, но предварительное впечатление можно составить, уточнив впоследствии, если удастся, путем анализа поведения, вербальных и невербальных характеристик. Верхняя часть лица характеризует мыслительные способности, средняя - душевные, чувственные качества - нижняя, от кончика носа до окончания подбородка - материальные свойства и склонность к порокам и преступлениям. Широкое лицо - большая уверенность в себе; если основная масса лица расположена ниже носа, то человек обладает к тому же большой физической активностью и энергией. Узкое лицо - нерешительность; основная масса лица располагается выше носа - человек обладает большой психической энергией. Его не выведут из себя мелкие и даже крупные неудачи. Заостренный профиль - проницательность. Лицо, расширяющееся от рта к ушам и далее сужающееся - жадность.

Широкий, квадратный, выдающийся вперед углами - творческий человек, мыслитель, мужественный, мудрый;

Выдающийся в середине - лоб аналитика;

Выпуклый у висков - тонкий ум и хитрость;

Прямой, высокий, узкий - неразвитое воображение, тугодум, но твердость характера и последовательность действий;

Скошенный назад - сообразительность, остроумие, практическая направленность.

Волосы :

Шелковистые, мягкие, тонкие - слабый характер, недостаток энергии;

Жесткие, курчавые - твердый характер, серьезный ум, тяжелый нрав;

Прямые, густые - грубый, тупой ум;

Белокурые - чувствительность и нежность;

Каштановые, черные - энергию, страстность, сладострастие;

Красные - раздражительность, вспыльчивость, злость;

Рыжие - чрезвычайную злобность или величайшую доброту;

Густые волосы - силу, твердость, храбрость, жестокость;

Редкие волосы - слабость, нежность, малодушие;

Волосы иного цвета, чем брови, служат признаком притворства.

Брови :

Сближенные между собой, густые и нависающие определяют могучий ум, силу, энергию, твердость;

Разделенные, редкие и гладкие - слабость ума, слабость физической силы, кротость.

Глаза .

Какие только эпитеты не дают глазам: зеркало души, залог верности, кратер ненависти, символ жизненной силы, мягкие, нежные, пронизывающие, жесткие, пустые, невыразительные, стеклянные, холодные, отсутствующие, влюбленные, смеющиеся, плачущие. По существу, все возможные определения человеческих чувств можно приписать глазам. Взгляд может возбуждать, приковывать, выражать боль и ненависть, может «убить».

Форма глаз :

Большие, навыкате - умственная посредственность, хорошая память, открытый характер, надежность, воля, энергия;

Круглые, маленькие - проницательность, хитрость, злость, насмешливость, ненадежность, поверхностность, подверженность влиянию;

Низкое верхнее веко, заходящее на зрачок, - отсутствие аналитических способностей; верхнего века не видно - сильный аналитик.

Расположение глаз:

Широко поставленные - холодность, трезвость, практичность, нерешительность, широта натуры;

Узко поставленные - идеалист, фанатик, стремление к совершенству, требовательность, легкая возбудимость.

Выражение глаз:

Живые, ясные и блестящие - доброта, робость и слабость ума;

Невыразительные, тусклые - малая рассудительность, неспособность к душевным волнениям.

Цвет глаз:

Черные, карие - храбрость и твердость духа;

Голубые - наоборот;

Зеленоватые - горячность, вспыльчивость, смелость, храбрость;

Черные с голубыми белками - злость, жадность (глаза цыгана).

Ресницы густые, веки мало открытые - грубость и глупость; ресницы и веки очень открытые, зрачок четко очерчен - ум оригинальный, причудливый.

Прямой, почти перпендикулярный лицу - мужество, постоянство, настойчивость, самостоятельность;

Орлиный - сила характера, воли, мыслей, любовь к поживе;

Приплюснутый, наклоненный к губе - обжорство и сладострастие;

Тупой и короткий - простой ум, легко поддающийся обману;

Маленький, худой, подвижный - насмешливость;

Ровный, прямой, неподвижный - узость ума, холодность, скептицизм;

Вздернутый - доверчивость, склонность к подчинению.

Правильные очертания - сильный, рассудительный ум;

Сжатый, прямые узкие губы - холодность, практичность, склонность к стяжательству, скупость, любовь к порядку;

Открытый - глупость;

Толстые губы - доброта, откровенность;

Сжатые губы - тщеславие, хитрость, склонность к злости и жестокости;

Укороченные губы - скупость, жадность, алчность;

Приподнятая верхняя губа - доброта или слабость ума;

Отвислая нижняя губа - высокий ум;

Мясистая нижняя губа - страстность (именно поэтому женщины любят подрисовывать ее себе, пытаясь обмануть избыточной сексуальностью);

Опущенные углы губ - дурные качества, пессимизм.

Челюсти, зубы:

Широкие челюсти - сильный, жестокий, склонный к авантюрам;

Длинные зубы - слабость, робость;

Мелкие зубы - хитрость, тонкость ума, мстительность, тяжелый характер;

Выдающиеся зубы - недостаток энергии, острый ум;

Открытая верхняя десна - флегматичность, холодность.

Большие, широкие, толстые - тупоумие, склонность к практическим делам;

Не очень большие - интеллигентность, внутренняя слабость;

Неподвижные - холодность, эгоизм;

Отвислые, подвижные, тонкие - острый ум, храбрость, независимость.

Подбородок :

Круглый с впадиной - доброта;

Мягкий, мясистый, раздвоенный - чувственность;

Широкий, плоский - холодность, эгоизм, драчливость;

Угловатый - умный, ловкий;

Толстый, жирный - тупоумие;

Срезанный назад - слабость нравственных качеств;

Выдающийся вперед, заостренный - смелость, сарказм, упрямство;

Костистый, худой, заостренный - жадность, честолюбие, ум, хитрость.

Ш. Фурье описал 600 нормальных человеческих характеров. В криминале их не меньше. Приведенные портретные характеристики, с одной стороны, дают возможность понять человека, но с другой, зная их, можно замаскировать свою внешность и намерения, натянув фальшивую личину. Существует набор стереотипов, которые вводят человека в заблуждение. Например, полный мужчина представляется нам в большинстве случаев болтливым, добродушным, сговорчивым, доверчивым, эмоциональным, открытым; высокий, худощавый - нервным, честолюбивым, подозрительным, любящим уединение, скрытным; атлет - мужественным, смелым, уверенным в себе, энергичным, дерзким, инициативным. Следует добавить, что такой стереотип часто лишает нас возможности правильно понять человека, особенно если это касается высокого ранга руководителей.

Дополнительные атрибуты стереотипа - одежда, косметика, голос и т. д. Например, военная или милицейская форма обеспечивает полное доверие к человеку. Грабители любят переодеваться так перед налетом. Брачные аферисты соблазняют женщин костюмом моряка, летчика, иногда даже генеральским мундиром. Если же для маскировки надеть костюм священника, что сегодня достаточно широко практикуют мошенники, то легко убедиться, что доверие к святому отцу - абсолютное. Как может замаскировать косметика, известно каждой женщине. Вместо одного человека под грубо намалеванной или умело нанесенной маской можно увидеть совсем другого. Непременный атрибут вора и мошенника - очки. Человек сразу кажется более умным, прилежным, порядочным.

ВЫВОДЫ

1. Распознать человека сложно, практически невозможно. Чудовищный, часто прикрытый рафинированным обаянием эгоизм скрывает намерения преступника. Поэтому приведенные черты могут стать лишь вспомогательным материалом, используя который в криминальной ситуации, жертва может попытаться отыскать душевные струны преступника, на которых можно сыграть.

2. Если это не удается, не сопротивляйтесь, не проявляйте никакого антагонизма, - вы жертва преступника, которому часто необходимо уничтожить вас. Есть небольшой шанс спастись. Попробуйте использовать его.

3. Приведенными портретными характеристиками можно воспользоваться, накладывая их на известных лидеров государства, депутатов и местных деятелей. Большинство их деяний известны, и по ним можно судить о соответствии портретных характеристик и декларируемых официальных заявлений. Это хороший тест для начинающих физиогномистов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

§ 7. Субъект преступления и личность преступника Каждый человек, совершивший преступление, является носителем многих социально значимых качеств. Из них для состава преступления имеют значение только возраст, вменяемость и в отдельных случаях - признаки специального

Глава III. Личность преступника

1. Основные подходы к изучению личности преступника Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Поэтому можно сказать,

2. Основные черты личности преступника Рассмотрим некоторые черты криминологической характеристики личности преступника, прежде всего социально-демографические. Изучение и учет криминологических особенностей личности позволит установить конкретные отличия

4. Формирование личности преступника Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию – как процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы

4. Психологический портрет Басаева Психологические портреты (профили) отдельных типов личности могут быть полезны в самых различных сферах социальной практики, в том числе в борьбе с преступностью. Такие портреты позволяют выявить ведущие черты личности определенной

Глава 6. Портрет вора в современном интерьере «Прежде всего не надо быть бедным» Талейран Психологические портреты воров и вороватых деятелей Мы говорили, что в нашем обществе преобладают нищие и воры. Но есть другой подход, который позволяет выделить в сегодняшней

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АДВОКАТА И ЕГО СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Профессиональный адвокат мягок в общении с клиентом - основной задачей Защитника является заманить гражданина в свою паутину, заключить с ним договор и в

Статья 118. Умышленное убийство при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых для задержания преступника Умышленное убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для

Статья 124. Умышленное причинение тяжких телесных повреждений при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых для задержания преступника Умышленное причинение тяжких телесных повреждений, совершенное при превышении пределов

Портрет-гипотеза В Ленинградскую лабораторию судебной экспертизы весной 1978 года Антонин Александрович Попов принес письмо председателя Новоржевского райисполкома с просьбой помочь районному народному музею в воссоздании внешности их земляка – декабриста Н. П.

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику "словесного портрета". Словесный потрет - это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Правила описания по методу словесного портрета базируются на взаимосвязанных принципах системности и полноты. Принцип системности определяет последовательность (очередность) описания. Принцип полноты предусматривает подробную характеристику.

1. Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого - функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме "от общего к частному" и "сверху - вниз". При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, плечи, спину, грудь, руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме, размеру и положению, а некоторые -по цвету.

3.1. При описании формы используют наименование геометрических 4эигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: "выше среднего", "ниже среднего". Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: "средний-малый", "большой-средний".

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль). При этом голова должна находиться в "нормальном" положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т. н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках).

Ниже приводится схема описания внешних признаков по методу "словесного портрета" (рис. 2, 2а), составленного с соблюдением вышеприведенных принципов.

Описание анатомических признаков

Пол: мужской, женский.

Возраст . Устанавливается:, а) по документам, если они не вызывают сомнений; б) "на вид" (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25-30 лет, на вид 50-60 лет и т. п.); в) по данным медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы.

Национальность (тип лица). При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеоидный, монголоидный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др.

Фигура в целом

Рост определяют чаще всего по трехчленной градации: низкий (для мужчин до 160 см), средний (для мужчин от 160 см до 170 см) и высокий (для мужчин более 170 см). Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.

Рис. 2.

1а. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж - антропометрические точки лица (верхнелобная, глабелла, верхненосовая, зрачковые, подносовая, подбородочная, нижнечелюстные).

1 -- высота лба, 2 - ширина лба, 3 - линия положения брови, 4 - линия положения глазной щели, 5 - зрачковая линия, 6 - протяженность глазной щели, 7 - ширина спинки носа, 8 - высота носа (носовой части лица), 9 - ширина носа, 10 - высота верхней губы, 11 - протяженность ротовой щели, 12 - высота подбородка, 13 - оттопыренность ушной раковины, 14 - высота ушной раковины, 15 - осевая (медиальная) линия. 16. 1 - линия роста волос, 2 - области лобных бугров, 3 - области надбровных дуг, 4 - головки бровей, 5 - контуры бровей, б - хвосты бровей, 7 - внутренние углы глаз, 8 - наружные углы глаз, 9 - контуры складок верхних век, 10 - носогубной фильтр, 11 - контур каймы верхней губы, 12 - контур каймы нижней губы, 13 - контур подбородка, 14- контур завитка, 15 - контур противозавитка, 16 - контур козелка.

Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое. По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности - очень худой, очень полный - "тучный").

Описание функциональных признаков

Осанка - привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).


Рис. 2а. Элементы и признаки лица в профиль. На. 1, 2, 3 - лобная, носовая, ротовая часть лица и их высоты, 4 - положение (наклон) лба, 5, б - измерение высоты и глубины переносицы, 7 - выступание спинки носа, 8 - выступание носа, 9 - линия основания носа, 10 - ширина ушной раковины, 11 - высота ушной раковины, 12 - вертикальная (фронтальная) линия. 116. 1 - контур лба, 2 - контур спинки носа, 3 - контур нижнего края крыла носа, 4 - контур подбородка, 5 - положение верхней губы, 6 -- положение нижней губы, 7 - наружный угол глаза, 8 - линия основания ушной раковины, 9 - завиток, 10 - козелок, 11 - противозавиток, 12 - противокозелок, 13 - мочка уха.


Походка - совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция - комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика - движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь - применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи ("вот", "понимаете" и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).

Описание сопутствующих элементов и их признаков

Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые. обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.

Часть иллюстраций данной главы приводится по работе: Снетков В. А., Величко И. Ф., Житников В. С., Зинин А. М., Овсянникова М. Н. Криминалистическое описание внешности человека. М., 1984.

Для женщин эти цифровые величины применяются для каждой категории на 10 см меньше.

Глава 19. Криминалистическое исследование внешних признаков человека (габитоскопия)

§ 2. Методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета)

Первым, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, был Лафатер (1741 — 1801) и его сторонники. Такими признаками, по их мнению, служили: маленькие уши, пышные ресницы, маленькие нос, большие губы (симпатичный вполне портрет).

Конечно, какой-либо устойчивой связи между этими признаками и преступным поведением выявить не удалось.

Затем, Франц Иосиф Галль (1758—1828) предложил свою теорию френологии, изучавшую внешние особенности черепа, которые, являются показателями личных черт, свойств и склонностей. Одни выступы на черепе считались индикаторами «нижних» функций мозга (агрессивности), а другие представляли «высшие» функции и склонности (мораль). Считалось, что у преступников «нижние» стремления преобладают над «высшими».

Количество складок и серого вещества в мозге животных увеличивается пропорционально их умственным способностям - от рыб и земноводных до копытных, кошачьих, обезьян, на основании этого он предположил, что под выпуклостями черепа находятся скопления нервных клеток соответствующего отдела, отвечающего за то или иное человеческое качество.

О наиболее сомнительных качествах свидетельствует выпуклая дуга, окружающая ухо:

VI . "Инстинкты хищника, способность к убийству" (черт, это единственные выпуклости на моем черепе, мне кажется у всех так)



Во второй половине XIX века френологию стали именовать "псевдонаукой". И это название вполне оправдывает себя, вроде бы.

Физиогномика и френология стали предшественницами криминальной антропологии , учения, которое часто связывается с работами итальянского криминолога Чезаре Ломброзо (1835 - 1909) и его учеников.

Ломброзо считал, что преступникам присущи аномалии внутреннего и внешнего анатомического строения, характерные для первобытных людей и человекообразных обезьян .

С первого издания своего сочинения о преступном человеке Ломброзо отчетливо отличает его от душевнобольного. Прирожденный преступник - это особая разновидность рода человеческого. Первоначально Ломброзо признавал один общий тип прирожденного преступника; затем стал признавать их три: тип убийцы, вора и насильника. О тех же трех типах говорят и два других вождя антропологической школы Энрико Ферри и Гарофало :

1.Убийцы отличаются обыкновенно стеклянными, холодными глазами, налитыми кровью, большим, часто орлиным, загнутым вниз носом, развитыми клыками, челюстями и скулами.

2.Про воров Ломброзо говорит, что у них наблюдается особенная подвижность лица и рук, блуждающие маленькие глаза, сдвинутые брови, редкая борода, ушная раковина оттопыренная, поставленная углом, кривые, впалые, иногда курносые носы.

3.Насильники, отличаются блестящими глазами, вздутыми губами, женственными телодвижениями, разбитым или сиплым голосом.

Прирожденные преступники отличаются также относительно большим размером лица, по сравнению с остальной частью черепа, в чем усматривается признак сравнительно низшего органического строения.

В работе о женщинах, он выразил мнение, что преступницы превосходят по жестокости преступников-мужчин, но встречаются реже.



С нравственной черствостью и нечувствительностью у прирожденных преступников соединяются непредусмотрительность, в силу которой они недоступны влиянию угрозы уголовного закона, отсутствие нравственного чувства, раскаяния и угрызений совести, а также сильно развитое тщеславие, превосходящее даже тщеславие артистов и литераторов, мстительность и особая гордость. Страсти прирожденных преступников — любовь, страсть к игре, к лакомой еде отличаются необузданностью, непостоянством и насильственностью. Даже чувства и влечения благородные у многих из них принимают болезненный характер и отличаются неустойчивостью. Кроме того, прирожденным преступникам присуща наклонность татуироваться. «Кроме большой распространенности, — говорит Ломброзо, — поражает и самый характер содержания татуировок: бесстыдство, хвастовство преступлением и странный контраст дурных страстей, наряду с нежными чувствами.


Недостаточная чувствительность и большая острота зрения сближают преступников с дикарями. Обоняние у преступников отличается большой остротой, особенно у преступников против половой нравственности, но вкус несколько притуплён.

Прирожденный преступник обычно левша, и правое полушарие мозга работает у него более, чем левое.

И в походке прирожденного преступника есть особенность: левый шаг у него длиннее правого и, кроме того, левая ступня образует с осевой линией больший угол, чем правая; те же особенности замечаются и у эпилептиков.

Особенное значение придает Ломброзо и его школа нечувствительности прирожденных преступников к боли, и вообще их пониженной чувствительности.

«Я видел», — рассказывает Ломброзо - «как двое убийц, ненавидящих друг друга с давних пор и сделавших друг на друга донос, на прогулке подрались, причем один укусил другому губу, а тот вырвал у противника волосы; оба потом жаловались не на раны, повлекшие за собой тяжелые последствия, а на то, что им не удалось докончить мщения».

Анальгезией, полагает Ломброзо, объясняется то, что преступники сравнительно долговечны. Ею же Ломброзо и Ферри объясняют и недоразвитие у преступников чувства сострадания.



Прирожденный преступник , по учению Ломброзо, есть, прежде всего, анатомо-физиологический тип, т.е. субъект, отмеченный целым рядом своеобразных анатомических и физиологических признаков. Во всех частях его тела Ломброзо и его школа находят ряд характерных аномалий. Они измеряют преступника буквально с головы до пяток и всюду находят особенности. Одни из этих особенностей носят внешний характер и определяются прямо путем измерений соответствующей части тела на живых и мертвых людях, другие — скрыты внутри организма и обнаруживаются при вскрытии трупов.

При этом в перечислении отличительных черт анатомии прирожденного преступника нет определенной системы. В беспорядке излагаются признаки самого разнообразного анатомического и биологического значения.

У прирожденных преступников часто наблюдаются: ассиметрия черепа, короткий лоб, выступающий профиль, различные уклонения формы черепных и лицевых костей.

Ломброзо выделил следующие основные признаки, присущие прирождённым преступникам:

  • Необычно маленький или большой рост
  • Маленькая голова и большое лицо
  • Низкий и наклонный лоб
  • Отсутствие чёткой границы роста волос
  • Морщины на лбу и лице
  • Большие ноздри или бугристое лицо
  • Большие, выступающие уши
  • Выступы на черепе, особенно в области «центра разрушения» над левым ухом, на тыльной стороне головы и вокруг ушей
  • Высокие скулы
  • Пышные брови и большие глазницы с глубоко посаженными глазами
  • Кривой или плоский нос
  • Выдающаяся вперёд челюсть
  • Мясистая нижняя и тонкая верхняя губа
  • Ярко выраженные резцы и вообще ненормальные губы
  • Маленький подбородок
  • Тонкая шея, покатые плечи при широкой груди
  • Длинные руки, тонкие пальцы

В общем, все кто страшный, по его мнению, то и опасный.

Критики справедливо указывали, что аналогичные особенности существуют и у законопослушных личностей, а какой-либо статистической разницы в частоте их встречаемости нет.

Ввиду этого в более поздних работах самого Ломброзо и его учеников помимо преступников, которые совершают преступления в силу биологической предрасположенности, выделяются также те, кто может пойти на нарушение закона под действием жизненных обстоятельств - случайные преступники или потенциальные.

От теории Ломброзо практически совсем отказались и сделали упор на невменяемость преступников. В итоге в начале 20-го века психушки были переполнены всяческими людьми, как виновными, так и случайными, а методы лечения были, мягко говоря, не мягкими. Как, например, в книге «Над кукушкиным гнездом».



А в качестве мер, которые было необходимо предпринимать только для предотвращения совершения преступлений, сторонники данной теории - немецкий психиатр Эрнст Кречмер, американские криминологи Уильям Шелдон , Элеонора Глюк предлагали гормональную терапию, а также помещение потенциальных преступников в специальные лагеря, где их будут обучать навыкам общественно-полезного поведения…



Наряду с этим. предпринимались попытки поставить преступное поведение в зависимость от конституционального типа человека (типа телосложения), который, в свою очередь, связывался с работой желез внутренней секреции. Выделялось три основных соматических типа:

  • Эндоморфный — тенденция к ожирению , мягкая округлённость тела, короткие и тонкие конечности, тонкие кости, гладкая кожа; расслабленная личность с повышенным уровнем комфортности, любит роскошь, экстраверт .
  • Мезоморфный — преобладание мышц, костей и опорно-двигательной системы, большое туловище, широкая грудь, большие ладони и руки, плотное телосложение; активный, агрессивный и несдержанный тип личности.
  • Эктоморфный — преобладание кожи, хрупкое тело, тонкие кости, покатые плечи, маленькое лицо, острый нос, тонкие волосы; чувствительный тип с расстройствами внимания и бессонницей , проблемами с кожей и аллергиями .

Хотя каждому человеку в определённой степени присущи признаки всех трёх названных типов, считалось, что у преступников в наибольшей степени выражены признаки мезоморфного типа.

С тех пор применялось еще много теорий, но истинной причины и взаимосвязи так и не удалось установить точно.

Методика составления словесного портрета человека применяется в различных областях науки и искусства.

В первую очередь данная методика используется в криминалистической практике для розыска и экспертного отождествления лиц, для уголовной регистрации преступников, а также в судебной медицине в процессе идентификации личности.

Словесный потрет (в криминалистике) – это система описания внешности человека в целях его идентификации. Словесный портрет включает в себя общую характеристику внешности человека; анатомические признаки; особые приметы; функциональные признаки; особенности одежды, обуви, головного убора и других вещей.

Методика составления словесного портрета осуществляется ежедневно в процессе коммуникации, так как общение людей
предполагает представление о лицах, упомянутых в течение коммуникативного акта.

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику “словесного портрета”.

Однако иностранные студенты не обладают навыками составления словесного портрета, их описания непоследовательны, обрывочны, неравномерны в описании тех или иных признаков, поэтому использование методики составления словесного портрета на уроках русского языка как иностранного поможет иностранным студентам научиться правильно давать характеристику человеку.

Правила описания при составлении словесного портрета

  • Сначала фиксируются признаки, характеризующие общефизические элементы внешности : пол, возраст, национальность, рост, телосложение, затем анатомические признаки отдельных областей тела и элементов; после этого – функциональные признаки сопутствующих предметов.
  • Описание признаков внешности осуществляется по схеме “от общего к частному” и “сверху – вниз”. При этом сначала характеризуют фигуру в целом, голову в целом, лицо в целом, отдельные его элементы, шею, руки, ноги.
    Важно соблюдение последовательности в описании. Описание осуществляется от общего к частному, сверху вниз. Вначале характеризуется фигура в целом, затем описываются отдельные области тела (лицо, шея, руки, ноги) и функциональные признаки и особенности;
  • Каждый из анатомических элементов характеризуется по форме и размеру, а некоторые – по цвету.

Если руководствоваться правилами описания по методу словесного портрета , то совокупность этих параметров и пунктов вырастает в четкую и подробную схему описания признаков человека, т.е. его портрет.

Схема составления словесного портрета

I. Общая характеристика внешности по произведенному на собеседника впечатлению (красивая, привлекательная, отталкивающая и т.д.)
II. Половозрастная и национальная принадлежность (пол, возраст, национальность):
III. Анатомические признаки:
1. Рост (высокий, невысокий и т.д.).

2. Фигура (стройная и т.д.); телосложение (крепкое, хрупкое
и т.д.).

3. Лицо:

а) по форме (круглое, широкое, узкое и т.д.);
б) по цвету кожи (смуглое, румяное, бледное и т.д.);
в) по особенным признакам (в морщинах, в веснушках и т.д.);
г) по выражению лица (наивное, строгое и т.д.).

4. Глаза:
а) по форме (большие, маленькие, узкие и т.д.);
б) по цвету (голубые, карие, серые и т.д.);
в) по отражению эмоционального состояния (воспаленные, грустные
и т.д.);
г) по отражению черт характера (умные, хитрые и т.д.)

5. Ресницы:


в) по форме (прямые, загнутые и т.д.);
г) по наличию макияжа (накрашенные и т.д.).
6. Брови:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по ширине (тонкие, широкие)
в) по объему (густые, редкие);
г) по форме (прямые, изогнутые и т.д.);
д) по наличию макияжа (накрашенные и т.д.).

7. Волосы:
а) по длине (длинные, короткие, до плеч и т.д.);
б) по объему (густые, редкие);
в) по форме (прямые, курчавые, волнистые и т.д.);
г) по цвету (каштановые, черные, рыжие и т.д.);
д) по натуральности окраса (крашенные, натуральные и т.д.)
е) по типу прически/стрижки (коса, хвост, стрижка боб и т.д.).
8. Щеки:
а) по форме (пухлые, впалые и т.д.);
б) по цвету (румяные, бледные и т.д.);

9. Лоб:

а) по размеру (высокий, низкий);
б) по степени открытости (открытый, закрытый).

10. Нос (прямой, курносый, орлиный и т.д.).

11. Губы:
а) по форме (пухлые, тонкие и т.д.);
б) по выражению эмоционального состояния человека (сжатые,
улыбающиеся и т.д.);
в) по наличию макияжа (накрашенные и т.д.).

12. Подбородок (плоский, с ямочкой и т.д.).

13. Уши (большие, маленькие, торчащие и т.д.).

14. Усы (у мужчины):
а) по длине (длинные, короткие);
б) по объему (густые, редкие);
в) по форме (прямые, изогнутые, закрученные и т.д.);
г) по цвету (черные, рыжие, седые и т.д.).

15. Борода (у мужчины):
а) по длине (длинная, короткая);
б) по объему (густая, редкая);
в) по форме (окладистая, клинышком и т.д.);
г) по цвету (черная, рыжая, седая и т.д.).

16. Шея (длинная, короткая).

17. Руки:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по величине (мускулистые, тонкие и т.д.);
в) по особенным признакам (мозолистые, ухоженные и т.д.);

18. Ноги:
а) по длине (длинные, короткие);
б) по форме (прямые, кривые и т.д.);

19. Отличительные особенности: родинка, родимое пятно, татуиров-
ка и т.п.

IV. Одежда, обувь и другие предметы:
1. Общая характеристика одежды:

а) по половой и возрастной принадлежности (мужская, детская и
т.д.);
б) по соответствию моде (модная, старомодная и т.д.);
в) по произведенному на собеседника впечатлению (стильная, красивая и т.д.).
2. Верхняя одежда:
а) по сезону (зимняя, весенняя, летняя, осенняя);
б) по типу (пальто, куртка, плащ и т.д.);
в) по материалу (драп, кожа, мех и т.д.)
3. Головной убор (шапка, шляпа, платок и т.д.).

4. Основная одежда:
а) по цели использования (деловая, повседневная, домашняя и т.д.);
б) по предмету одежды (кофта, блузка, пиджак, брюки и т.п.);
в) по форме: платье (приталенное, свободное и т.д.); юбка (расклешенная, узкая и т.д.); брюки (узкие, прямые и.т.д);
г) по материалу (шелк, бархат, шерсть, вельвет и т.д.).

5. Обувь:
а) по типу (туфли, сапоги, кроссовки и т.д.);
б) по наличию каблука/платформы (на каблуке, на платформе и
т.д.).
6. Аксессуары, украшения (галстук, пояс, кольцо, брошь и т.д.).
V. Функциональные признаки:
1. Общая характеристика характера человека (легкий, тяжелый и
т.д.).
2. Характер (черты характера):
а) по отношению к людям (заботливый, требовательный и т.д.);
б) по взглядам на жизнь (принципиальный, пассивный и т.д.);
в) по умственным способностям (умный, сообразительный и т.д.);
г) по отношению к труду (трудолюбивый, исполнительный и т.д.).
3. Эмоциональное состояние (спокойный, бесчувственный и т.д.).
4. Поведение (скромный, дерзкий, невоспитанный и т.д.).
5. Походка (легкая, тяжелая, хромает и т.д.).
6. Привычки, хобби (бегает по утрам, курит, кусает ногти и т.д.).

Количество пунктов схемы может варьироваться в зависимости от ситуации и степени информированности говорящего о субъекте, которому дается характеристика в процессе коммуникативного акта.

Трудности у студентов

  • Описание эмоционального состояния человека, в особенности, когда этот человек принадлежит другой расе.

Так, например, китайским студентам иногда сложно дать характеристику эмоциональному состоянию людей европеоидной расы, к которой в целом относятся жители европейской части России.

При изучении темы «Характер человека» способам выражения эмоций человека уделяется отдельное внимание.

Сначала студентам предлагается ряд заданий, целью которых является информирование о характерных физических признаках, с помощью которых можно определить ту или иную эмоцию.

В составлении данных заданий были использованы материалы американского сериала «Теория лжи» , где наглядно демонстрируются все физические признаки основных эмоций: гнев, счастье, страх, печаль и пр.

Например, физические признаки выражения счастья на лице человека: морщинки в уголках около глаз, щеки и уголки губ приподняты.

Затем студентам предлагаются задания с картинками (сначала анимация, а затем уже фотографии реальных людей), где изображены лица одного и того же человека, испытывающего различные эмоции.

И последний этап , когда студенты самостоятельно изображают друг перед другом разные эмоции и отгадывают их.

Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что использование методики составления словесного портрета на уроках по русскому языку как иностранному обогащает концептуальную и языковую картину мира иностранных учащихся; помогает им в познании и интерпретации окружающей действительности; формирует коммуникативную компетенцию; позволяет передавать достоверную информацию, делиться личными впечатлениями и переживаниями с другими людьми; делает возможным выбирать речевые и поведенческие стратегии в общении с собеседником, лучше понимать его.