КРЕАЦИОНИЗМ

КРЕАЦИОНИЗМ

(от лат. creatio - сотворение) , ре-лиг. учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистич. религий - иудаизма, христианства, ислама.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

КРЕАЦИОНИЗМ

(от лат. creare создавать)

религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; в патристике и схоластике – , согласно которой в результате зачатия возникает только , душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом (см. Традуциониэм).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

КРЕАЦИОНИЗМ

(в биологии) (от лат. сrеаtio – сотворение) – биологич. , трактующая многообразие форм органич. мира как божеств. творения. К. отрицает эволюцию и видов. В биологии креационистская церковной догматики продолжается со средневековья и вплоть до 19 в., воплощаясь в антиэволюционистской идее неизменности видов, разделявшейся большинством естествоиспытателей того времени.

Наукообразную форму К. получил у . анатома и палеонтолога Ж. Кювье. До последовательно креационистской концепции множественности актов творения катастроф была доведена его учениками и последователями А. Д"Орбиньи и Ж. Агассисом. Хотя К. с конца 18 в. подвергался сильным атакам со стороны эволюционистских идей (уже К. Линней в конце жизни отказался от т. зр. неизменяемости видов), особенно Ламарка, однако только теория происхождения видов Дарвина подорвала его влияние. В течение 19 в. с боями вытесняет К. из биологии. Особенно ожесточенно велась в Англии (А. Седжвик, Уолластон и др.), Франции (М. Флуранс, А. Мильн-Эдвардс, Ж. Катрфаж и др.) и США (швейцарский биолог Агассис, живший в Америке). 20 в. – окончат. и полного торжества эволюционного учения, в результате чего креационистские воззрения становятся анахронизмом. Однако вплоть до наст. времени К. используется как знамя в непрекращающихся усилиях церкви подчинить своему влиянию науку; продолжаются попытки поставить под доказательность эволюц. теории. Таковы утверждения об "исчерпанности" теории происхождения видов (В. Тролл), о "недействительности" естеств. отбора в создании значит. эволюционных преобразований, прогресса в эволюции (Дж. Дьюар) и т.д. "Стыдливой" формой К. является , что дарвинизм – только одна из возможных гипотез (Ф. Фозергилл). Эта т. зр. смыкается с др. направлением совр. К. – попытками "ассимилировать" эволюц. учение, подчинив его идее божеств. творения. Таковы разнообразные виталистические концепции: теория эмерджентной эволюции, "телефинализм" Леконта де Нюи, теория "первичной активности" Р. Рюйе, и мн. др. К. пользуется признанием в неотомизме. Будучи лишен всякого научного содержания, К. в наст. время имеет только отрицат. идеологич. орудия борьбы религии против научной биологии.

Лит.: Кювье Ж., Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара, пер. с франц., М.–Л., 1937; Давиташвили Л. Ш., История эволюц. палеонтологии от Дарвина до наших дней, М.–Л., 1948; Πлатонов Г. В., Дарвин, дарвинизм и , М., 1959; Фролов И. Т., О причинности и целесообразности в живой природе, М., 1961; Zimmerman W., Evolution. Die Geschichte ihrer Probleme und Erkenntnisse, Münch., 1953.

M. Левит. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КРЕАЦИОНИЗМ" в других словарях:

    Новолатинск., от лат. creare, творить, с греч, оконч. Древнегреческое мнение, что Бог создает человеческие души во времени и соединяет их с телами при рождении или 40 дней после зачатия. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского creatio сотворение), религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистических религий иудаизма, христианства, ислама … Современная энциклопедия

    - (от лат. creatio сотворение) религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистических религий иудаизма, христианства, ислама … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. creatio создание), концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его творения богом. Формирование К в биологии связано с переходом в кон. 18 нач. 19 вв. к систематич. изучению морфологии,… … Биологический энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 лженаука (34) учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Идеалистическое представление о сотворении организмов высшей творческой силой. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

    - (лат. creatio – создание) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; представления о сотворенности мира. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    креационизм - КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio создание, сотворение) религиозное учение о творении мира сверхъестественным существом. В основу К. авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) положено повествование о шестидневном творческом акте… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Креационизм - (лат.creatio жасау) адам мен бүкіл дүниені жаратушы Құдай деп мойындайтын көзқарас. Ол барлық дүниежүзілік діндерге тән. К.Линней, А.Кювье, Ж.Агассистердің жануарлар мен өсімдіктердің барлық түрлерінің табиғаттан тыс пайда болуы туралы… … Философиялық терминдердің сөздігі

    креационизм - Концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органического мира как результат его сотворения Богом … Словарь по географии

Книги

  • Дело Галилея. Есть ли точки соприкосновения науки и богословия? Происхождение Вселенной. Чудеса и законы науки. Креационизм и теория эволюции , Чарльз Хаммэль. `Дело Галилея` - уникальное исследование историка Чарльза Хаммеля о сложных судьбах взаимоотношений между наукой и религией. На примерах из жизни известных ученых автор развенчивает миф о…

Теория креационизма частично базируется на идее этернизма - стационарности жизни. Жизнь потому и неизменна, что появилась она в результате единичного акта творения некого Созидающего Начала. Некто некогда создал все многообразие жизни из ничего. Корни теории уходят в глубокую античность. Известен древневавилонский миф о герое- боге Мардуке, который и творит Мир. Позднее учение становиься догмой основных официальных религий.

Основные положения креационизма:

1). Библия является неоспоримо надежным источником в вопросах естествознания;

2). Вера в творение из ничего;

3). Возраст Земли не более 10000 лет;

4). Все крупные группы животных были сотворены законченными и не менялись.

Основой креационизма является положение о сотворении живых организмов (либо только простейших их форм) неким сверхъестественным существом - божеством, абсолютной Идеей, Сверхразумом, сверхцивилизацией и так далее. Очевидно, что этой идеи с глубокой древности придерживались последователи большинства ведущих религий мира, в частности, христианства. Формирование течения связано с переходом в XVIII - XIX веке к системному изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, положившему конец представлениям о внезапном превращениям видов и возникновении сложных организмов в результате случайного сочетания отдельных органов. Оно распространяется не только в религиозных, но и в научных кругах.

Обычно подходы креационизма используют в попытках объяснения наиболее сложных вопросов биохимии и биологии эволюции, связанных с переходом от сложных органических молекул к живым организмам, отсутствие переходных звеньев от одного типа животных к другим.

Сторонники идеи постоянства видов - видные ученые, оставившие свой след в истории науки. Карл Линней (1707 -1778 г.г), шведский врач и естествоиспытатель, создатель единой системы классификации растительного и животного мира, самой прогрессивной в то время. Вместе с тем утверждал, что виды реально существуют, они устойчивы, а изменения, возникающие внутри них под влиянием различных факторов, происходят строго внутри неких ограниченных пределов. Количество видов неизменно с момента сотворения.

Жорж Леопольд Кювье (1769 - 1832 г.г.), барон, пэр Франции, французский естествоиспытатель и натуралист, основатель сравнительной анатомии и палеонтологии. Это его метод реконструкции животных по единственной обнаруженной кости используют палеонтологи всего мира. Стремясь снять противоречия между данными об устойчивости современных видов и данными палеонтологии, Кювье создает теорию катастроф. В книге " Рассуждения о революциях на поверхности земного шара", которая была издана в 1830 году, излагается его гипотеза серии катастроф в истории Земли. Каждый геологический период в истории планеты имел свою флору и фауну. И непременно заканчивался катастрофой, при которой гибло абсолютное большинство живого. Восстановление флоры и фауны происходит за счет видов, пришедших из небольших локальностей. Кювье считал виды неизменными, но не был сторонником многократности творений. Он был творцом теории миграций фаун прошлого. Когда в разных геологических пластах находили разные виды жизни, ученый объяснял этот факт тем, что после катастрофы на это место пришли другие виды, сохранившиеся в небольшом количестве в других местах, не затронутых катаклизмом. С накоплением палеонтологических находок количество предполагаемых катастроф в истории планеты росло и достигло двадцати семи.

Последователи Кювье - Жан Луи Родольф Агассис (1807 - 1873 г.г.), американский палеонтолог и зоолог и французский геолог Альсид Дессалин Д"Орбиньи (1802 - 1857 г.г.) - создали теорию катастроф с многочисленными актами Творения. После каждого воссоздания увеличивается "творящая сила", поэтому в целом усложняются виды.

Принцип катастрофизма полностью отрицает английский естествоиспытатель Чарлз Лайель (1797 - 1875 г.г.), основоположник современной геологии. В своем главном произведении "Принципы геологии" (1830 г.) автор поддерживает идею актуализма. Он утверждает, что в истории Земли никогда не было никаких глобальных потрясений, никакой активизации внутренних сил планеты - вулканизма, разломов литосферных плит, горообразования. Как и не было скачкообразного возникновения новых биологических видов. Все изменения на планете, даже самые принципиальные, стали возможными в результате медленно идущих плавных изменений, текущих сотни миллионов лет. Лайелю принадлежит теория равнозначности состояний, она в том числе отрицает горячей фазы в формировании планеты. А океаны и континенты были на ее поверхности всегда.

В настоящее время креационизм можно разделить на два направления: ортодоксальный и эволюционный. Сторонники ортодоксального придерживаются традиционных взглядов, опираются на веру, в доказательствах не нуждаются, научные данные игнорируют. Они отвергают не только эволюционное развитие, но и общепринятые геологические и астрофизические теории, которые противоречат теософским теориям. Эволюционный креационизм претерпевает некоторые изменения, пытаясь объединить идею эволюции и религиозное учение о создании мира. Согласно их взглядам, виды могут превращаться один в другой, но направляющей силой является воля Творца. При этом не оспаривается и происхождение человека от обезьяноподобных предков, но сознание и духовная деятельность его рассматриваются как результат божественного творения. Все изменения в живой природе происходят по желанию Творца. Следует отметить, что эволюционный креационизм характерен для западного католицизма. В православии единой официальной точки зрения на вопросы эволюционного развития нет. На практике это приводит к тому, что существует широкая возможность трактовки момента развития - от ортодоксального до похожего на католический эволюционизм. Креационизм с середины шестидесятых годов прошлого века утратил свое значение в биологии. Современные сторонники данной теории пытаются выдвигать свою трактовку имеющихся спорных фактов, критикуют научные поиски, но свои, независимые исследования, материалы и доводы предложить не торопятся.

Литература:

Дзеверин И.И., Пучков В.П., Довгаль И.В., Акуленко Н.М. "Научный креационизм, насколько он научен?", М., 1989

Кювье Ж. "Рассуждения о революциях на поверхности земного шара", М., 1937 г.

Маклин Дж., Окленд Р., Маклин Л. "Очевидность сотворения мира. Происхождение планеты Земля", Принт Хаус, 2005

Ларичев В.Е. "Сад Эдема", Политиздат, М., 1980

WWW. antropogenez.ru

Image: 4tuneQkie, flickr.com

В наши дни многие считают, что «эволюция всего» в течение миллиардов лет – неоспоримый факт, и что наука доказала ошибочность Библии. И это неудивительно – средства массовой информации, образовательная система, художественные и научно-популярные книги и фильмы постоянно бомбардируют нас идеями об эволюции, миллионах лет, большом взрыве, общем предке с обезьянами и т.п. А люди, верящие в сотворение, в частности, библейское сотворение, считаются необразованными и глупыми фанатиками, отвергающими современную науку.

Нас убеждают, что эволюция признаётся всем без исключения научным сообществом. Однако есть учёные, которые не признают эволюцию, более того, многие из них верят в правдивость библейской истории . Неужели они - тоже необразованные фанатики, которые отказываются смотреть правде в глаза? Или всё-таки вера в сотворение, Библию, Творца не противоречит здравому смыслу и науке?

Здесь очень важно понимать отличие между практическими и историческими науками.

Практические (или экспериментальные) науки исследуют происходящие в настоящее время, наблюдаемые и повторяемые процессы и явления. Это, например, физика, химия, биология, инженерные науки, электроника и др. Они достигли невероятного успеха в понимании устройства нашего мира, и именно благодаря их достижениям мы сегодня пользуемся благами научно-технического прогресса. Ключевую роль здесь играют повторяемые и проверяемые эксперименты. Исследуемые процессы можно воспроизвести, повторить и провести измерения, таким образом экспериментально подтвердить выдвинутые объяснения, гипотезы и теории, либо наоборот - опровергнуть их.

Исторические науки (или науки о происхождении) имеют дело с событиями, произошедшими однажды в прошлом. Невозможно вернуться в прошлое и провести измерение, поставить контрольный эксперимент или непосредственно наблюдать за протекавшими когда-то процессами. Поэтому для того, чтобы восстановить предполагаемый ход событий, учёному неизбежно приходится делать массу предположений о прошлом, которые невозможно проверить, но которые могут кардинально повлиять на его выводы. Очень часто эти предположения предопределены и ограничены мировоззрением и предубеждениями исследователя. Наше мировоззрение играет ключевую роль в формировании наших взглядов на прошлое. Обычно это упускается из виду, и создаётся ложное впечатление беспристрастности и однозначности выводов исторической науки. Вот как об этом высказался Джеймс Конант, бывший президент Гарвардского университета:

Науки, которые изучают прошлое, предстоят перед судом здравого смысла на других основаниях. Поэтому нелепое описание периода скажем, несколько тысяч лет назад, воспринимается всерьёз, хоть оно и построено путём наслоения предположений на предположения, ad hoc гипотез на ad hoc гипотезы, и разрывая целостность научного метода везде, где это кажется удобным. В результате получаем фантазию, которая не является ни историей, ни наукой.

Факты одинаковы для всех – ископаемые, геологические данные, результаты физических измерений, астрономические наблюдения и т.д. Это те данные, которые нам предоставляют практические науки, и в целом в них нет причин сомневаться (могут быть намеренные или ненамеренные ошибки, но их можно проверить путём повторного исследования или эксперимента).

Отличаются наши интерпретации этих фактов при попытке восстановить события прошлого.

Сторонники эволюционной теории рассматривают все факты и научные данные сквозь очки натурализма – концепции, априори исключающей участие Творца. И в свете этого предубеждения эволюция в течение миллионов лет считается единственным возможным объяснением происхождения и разнообразия жизни или даже научным фактом. Налицо круговая аргументация. В качестве доказательств эволюции часто приводятся аргументы, которые сами подразумевают истинность эволюции - эта логическая ошибка называется «предвосхищение основания» (лат. petitio principii ). Они не замечают этой ошибки, потому что не видят альтернативы, ведь единственная альтернатива была исключена ими изначально. Известный эволюционист, профессор Ричард Левонтин однажды сказал:

Наше желание принимать научные идеи, противоречащие здравому смыслу, - ключ к пониманию настоящей борьбы между наукой и сверхъестественным. Мы принимаем сторону науки вопреки очевидной абсурдности некоторых её концепций, вопреки её неспособности выполнить многие экстравагантные обещания улучшить жизнь и здоровье, вопреки терпимости научного сообщества к необоснованным псевдонаучным рассказам, потому что у нас есть изначальная приверженность - приверженность материализму. Дело не в том, что научные методы и институты каким-то образом вынудили нас принять материалистическое объяснение мира явлений, но наоборот, наша априорная приверженность материалистическим причинам определяет наш исследовательский аппарат и набор понятий, которые производят материалистические объяснения, какими бы неестественными или озадачивающими они ни казались непосвящённым. Более того, этот материализм - абсолютен, потому что мы не можем пустить Бога в храм науки.

Они называют эволюцию теорией. Но научная теория должна делать определённые чёткие предсказания. На деле же предсказания теории эволюции либо слишком расплывчаты, что делает их бесполезными, либо то и дело оказываются неверными, и это неудивительно, ведь мы говорим о ненаблюдаемом прошлом, где огромную роль играют предположения и домыслы. Могут быть опровергнуты доводы или предполагаемые эволюционные механизмы, но сама концепция эволюции - никогда. Сталкиваясь с фактами, противоречащими теории, они попытаются дискредитировать факты, придумают различные необоснованные рассказы или ad hoc гипотезы, призванные объяснить данные, не предсказанные теорией, либо просто закроют глаза как на необъяснимый феномен... Но эволюция и миллионы лет неприкосновенны, как священная корова. Натуралистическое эволюционное мировоззрение настолько сильно укоренилось в их разуме, что они и не подумают подвергнуть его сомнению, даже перед лицом сильных контраргументов. Это подтверждают многие учёные-креационисты, которые в прошлом также были убеждёнными эволюционистами.

Фактически, эволюция - это не фальсифицируемая теория, которую можно проверить или опровергнуть. Это интерпретационная платформа , в рамках которой фактам и данным придумываются объяснения и истории в рамках концепции натурализма («всё из ничего само собой за миллионы лет»). На самом деле несложно придумать историю, постфактум объясняющие совершенно любые данные, даже те, которые ранее считались противоречащими теории. Вряд ли можно назвать полноценной теорию, которая может объяснить любые, даже прямо противоположные. Её предсказательная сила, а значит, и практическая ценность, близка к нулю. Вот что пишет об этом член Академии наук США доктор Филип Скелл:

«Дарвиновские объяснения для подобных явлений часто слишком гибки: естественный отбор делает людей эгоцентричными и агрессивными, кроме тех случаев, когда он же делает их альтруистами и миротворцами. Или процесс естественного отбора производит мужественных мужчин, готовых как можно шире распространять свое семя, кроме тех случаев, когда этот же процесс предпочитает мужчин - верных защитников и добытчиков. Когда объяснения настолько эластичны, что они могут объяснить любое поведение, их очень трудно проверить экспериментально, не говоря уже о том, чтобы использовать их в качестве катализатора научных открытий».

Эволюционные предположения и объяснения неоднократно опровергались новооткрытыми фактами, но вместо них просто выдвигались новые предположения, которые снова преподносятся как окончательные и однозначные доказательства в пользу эволюции и против сотворения. Прежняя «железобетонная» история перекраивается как удобно, ненужное вырезается, где нужно - латается, где не получается - остаётся белое пятно, одни белые пятна заменяются на другие, и вот - новая сказка готова. И все кричат «да здравствует теория эволюция!». Но не голый ли король? Есть ли уверенность, что завтра не рушатся сегодняшние «истины»?

Сотворение - альтернативная интерпретация

Креационисты исходят из тех же научных данных, но, признавая авторитет Библии, приходят к совершенно иным выводам о нашем происхождении и истории. Все известные данные прекрасно вписываются и интерпретируются в рамках библейской картины мира и библейской истории, если, конечно не исключать заранее такую возможность. Мы - не противники науки и не отвергаем реальные факты, но мы против эволюционной трактовки этих фактов, основанной на догме материализма. Кроме того, это не просто критика, мы предлагаем альтернативную интерпретацию. Какая из версий лучше объясняет тот бесспорно удивительный, потрясающе сложно устроенный мир, который все мы наблюдаем? Мы призываем вас искренне и непредвзято исследовать этот вопрос, ведь ответ на него влияет на многое в нашей жизни. [Почему это важно?]

В то время, как методологический натурализм (поиск естественных объяснений, без участия чудес) должен применяться в практической науке, он совершенно не применим в исторической. Креационист , химик, доктор наук, приводит такую аналогию:

Законы и принципы, согласно которым работает компьютер, совершенно не объясняют, как этот компьютер был спроектирован и создан инженерами. И наоборот, предполагать, что компьютер работает просто по желанию разумного существа, которое двигает электроны в его недрах - не поможет нам в реальном понимании его работы. Точно так же, можно считать, что генетический код был разумно создан, при этом исследовать повторяемые законы химии, по которым он оперирует сегодня. И наоборот, то, что генетический код работает согласно неизменным законам химии, не значит, что этих законов было достаточно для самопроизвольного создания этого кода.

Учёные-креационисты успешно применяют принцип методологического натурализма при исследовании наблюдаемых процессов в своих областях практической науки (и это верно со времён ). Но это не мешает иметь другую точку зрения в вопросе истоков. Мы признаем естественный отбор, мутации, видообразование (в определённых пределах). Это те процессы, которые мы можем наблюдать. Но мы считаем и аргументируем, что они не могут объяснить происхождение и разнообразие жизни. Большой взрыв, самоорганизация молекул в простейшую форму жизни и её эволюция к высшим растениям, животным и человеку - всё это не наблюдаемая экспериментальная наука, а воображаемые объяснения, основанные на вере в материализм. Каждый имеет предубеждения, и креационисты не скрывают - наше мировоззрение основано на Библии - неизменном Божьем Слове. Неискренне со стороны эволюционистов утвеждать обратное. Нет конфликта между практической наукой и креационизмом. Это конфликт мировоззрений в рамках интерпретации прошлого. [Почему натурализм неприменим в вопросе истоков]

Большинство людей мало и поверхностно знают об эволюции и верят в неё, потому что все вокруг верят, потому что СМИ создают впечатление безальтернативности, и потому что научное сообщество признаёт её фактом (будто оно не может ошибаться или истина определяется подсчётом голосов). О креационизме обычно знают ещё меньше. Чаще всего представление о креационистах складывается на основании карикатурного искажённого представления, создаваемого эволюционистами. Нас изображают как противников науки или сравнивают с людьми, верящими в плоскую землю и другой нонсенс. Однако мы уверены, что если бы люди больше знали об аргументах креационистов, о нашей позиции из первых рук, многие бы изменили своё мнение, или хотя бы подвергли сомнению догму эволюции. Аргументы в пользу сотворения очень сильны, но большинство людей никогда о них не слышали, потому что повсюду слышно только одну сторону этого спора.

Мы предлагаем вам узнать больше о фактах и доводах в пользу сотворения, о том, как имеющиеся научные данные подтверждают библейскую историю, а также о потрясающей сложности и устройстве, которые раскрываются во всей Вселенной и в каждом живом создании. Различные геологические и палеонтологические данные указывают на масштабную глобальную водную катастрофу - Ноев потоп. Тонкая настройка Вселенной для жизни, различных живых организмов вплоть до микроскопических клеток и биомеханизмов внутри них - демонстрируют необыкновенный замысел и порядок, смысл, вложенный Великим Архитектором . Это становится очевидно, если рассматривать всё искренне, отбросив предубеждение о самопроизвольном происхождении всего без участия Творца.

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».

/К Римлянам 1:20/

Итак, сотворение или эволюция? Миллионы или тысячи лет? Случайность или замысел?
Это важные вопросы, влияющее на наше мировоззрение и отношение ко многим вещам в жизни. Помочь разобраться с ними и призван этот сайт. Верящим в эволюцию мы предлагаем услышать другую точку зрения, и, надеемся, изменить свои взгляды и прийти к вере в Бога и Христа . Христианам он может помочь укрепить свою веру в точность и достоверность Библии, а также увидеть новые потрясающие свидетельства мудрости и креативности нашего Бога. Надеемся, что наши материалы помогут вам чувствовать себя увереннее в общении со скептиками и более горячо и твёрдо проповедовать Евангелие.

Божье Слово не противоречит науке или фактам. Ему противоречат человеческие интерпретации, ошибочные и меняющиеся.

Сайт . Права на изображения, использованные в статье, могут принадлежать их владельцам.


Доклад на тему: идея креационизма.

Теория креационизма

Креациони́зм (от англ. creation - создание) - философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством. Последователи креационизма разрабатывают совокупность идей - от сугубо богословских и философских до претендующих на научность, хотя в целом современное научное сообщество относится к таким идеям критически.

Креационизм, наука и религия

Особенностью многих религий, в том числе монотеистических (христианства, иудаизма и ислама), является наличие кодифицированных священных текстов (соответственно Библия, Танах и Коран), содержащих в том или ином варианте фрагменты, описывающие сотворение мира и человека. Накопление данных различных наук (от астрономии до геологии и биологии), в особенности появление в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между буквальным прочтением этих текстов и научными данными и теориями. Результатом этого противоречия стал креационизм как совокупность телеологических концепций, являющихся религиозной реакцией на научные представления об эволюции живой и неживой природы. В рамках таких концепций фундаменталистские течения продолжали придерживаться буквальной интерпретации священных текстов, объявляя воззрения науки на происхождение мира и человека неверными, в то время как либеральные течения пытались найти компромисс между ними.

Согласно критерию научности К. Поппера, креационизм является не научной теорией, а философской концепцией и религиозной верой, так как введение непроверяемых научными методами понятий (таких, как Бог-Творец) не отвечает общепринятому принципу верифицируемости/фальсифицируемости и принципу Оккама. Кстати сказать, по этой же причине ненаучен сильный атеизм (утверждение о том, что Бога или богов нет): проверить это научными методами нельзя, потому что нельзя указать на наблюдаемые следствия из гипотезы бытия/небытия Бога. Ненаучен также и сильный агностицизм (утверждение о том, что существование/несуществование Бога в принципе невозможно доказать), потому что нельзя исключать проявления Богом себя таким образом, который будет невозможно отрицать.

По мнению большинства специалистов в области естественных наук, изучающих прошлое, буквальное толкование священных текстов разных религий о сотворении не только не научно, но и псевдонаучно, так как такое толкование противоречит массиву палеонтологических и биологических данных в части интерпретации биологической эволюции, а также геологическим и астрофизическим данным о возрасте Земли и астрономических объектов. Активные дискуссии между сторонниками креационизма и его противниками ведутся во многих странах, в том числе и в России, в основном по поводу уместности преподавания таких взглядов (с академической точки зрения маргинальных) в школе.

Христианский креационизм

Богословские концепции

В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных. По степени конфликта с научными воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них различают:

Буквалистский (младоземельный) креационизм (Young-Earth Creationism) настаивает на буквальном следовании Книги Бытия Ветхого Завета, т. е. что мир был создан в точности так, как это описано в Библии - за 6 дней и около 6000 (как утверждают некоторые протестанты , основываась на Масоретском тексте Ветхого Завета) или 7500 (как утверждают некоторые православные , основываясь на Септуагинте) лет назад.

Метафорический (староземельный) креационизм (Old-Earth Creationism): в нём «6 дней творения» - универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет. Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются:

Креационизм постепенного творения (Progressive creationism ): согласно этой концепции, Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления. Представители данного направления принимают геологические и астрофизические данные и датировки, однако полностью отвергают теорию эволюции и видообразование путём естественного отбора.

Теистический эволюционизм (эволюционный креационизм) признаёт теорию эволюции, однако утверждает, что эволюция является орудием Бога-Творца в осуществлении его замысла. Теистический эволюционизм принимает все или почти все идеи, общепринятые в науке, ограничивая чудесное вмешательство Творца такими не изучаемыми наукой актами, как сотворение Богом бессмертной души у человека (папа Пий XII), или трактуя случайность в природе как проявления божественного промысла (современный российский палеонтолог А. В. Гоманьков ). С точки зрения теологии разные концепции теистического эволюционизма варьируют от общего для авраамических религий теизма (диакон РПЦ Андрей Кураев ) до пантеизма, деизма и взглядов Тейяра де Шардена. Из-за того, что в дискуссиях на тему «эволюция или творение?» теистические эволюционисты чаще всего поддерживают «эволюционистскую» точку зрения, многие креационисты, не приемлющие эволюции, не считают их позицию креационизмом вообще (наиболее радикальные из буквалистов даже отказывают теистическим эволюционистам в праве называться христианами). Помимо разработки сугубо богословских идей, в креационизме предпринимается ряд попыток обосновать сотворенность мира, оставаясь в рамках научной методологии. Среди приверженцев такого подхода есть сторонники как буквального, так и метафорического креационизма.

«Intelligent Design» (креационизм сознательного или разумного замысла) утверждает, что сложность и целесообразность строения живых существ и экосистем объясняется сознательным замыслом творца или некоего «агента» лучше, чем ненаправленным процессом мутаций и естественного отбора.

Представители креационизма сознательного замысла дистанцируются от религии, делая акцент на телеологических и телеономических аспектах концепции, однако само понятие замысла подразумевает наличие субъекта замысла, то есть Творца.

Один из аргументов сторонников идей «разумного замысла» («аргумент точной настройки», англ. a fine-tuning argument) основывается на известной чувствительности Вселенной и жизни к малым изменениям мировых физических констант (Антропный принцип). Область допустимых значений констант оказывается очень узкой, и из малой вероятности «тонкой настройки» Вселенной делается вывод о её искуственности и о наличии Разумного Творца.

Исторически первым неколичественной эволюционной «безнастроечной» формулировкой антропного принципа явилось высказывание космолога А.Л. Зельманова:

По-видимому, мы являемся свидетелями процессов определенных типов потому, что процессы других типов протекают без свидетелей.

Количественным подходом «от противного» является аргумент Икеды-Джеффериса: введение «дружественности настроек» (слабый антропный принцип) повышает вероятность естественности возникновения Вселенной.

Тем не менее, этот аргумент может быть использован и в защиту идей разумного замысла, многие сторонники которых подчёркивают, что несмотря на то, что многочисленные свойства мира - от определяющих физику фундаментальных взаимодействий до размеров и состава Солнца, Земли, а также радиуса земной орбиты - благоприятны для поддержания жизни на Земле, некоторые законы природы (в частности, необходимость возникновения достаточно больших макромолекул или спонтанное нарушение хиральной чистоты биологически активных молекул) являются как раз «неблагоприятными» для возникновения живой материи из неживой (во всяком случае, детальные модели этого процесса в современной биологии не разработаны).

Последователями идей «разумного замысла» предложено несколько критериев «искусственности» объекта, основанных на понятиях теории систем и теории информации («неупрощаемая сложность» М. Бихи, «специфическая сложность» В. Дембского). Поднимая важные научные и философские проблемы (в частности, как отличить объект, возникший в результате действия естественных причин, от артефакта, т. е. объекта, являющегося результатом вмешательства разумного начала, а также можно ли это сделать в принципе), указанные критерии пока не отвечают требованиям к необходимой понятийной и математической строгости и чёткости.

В связи с этим идеи «разумного замысла» не получили признания в современной науке и критикуются научным сообществом как не соответствующие принципу Оккама, а их сторонники, как правило, не имеют каких-либо крупных достижений в эволюционной биологии и не пользуются авторитетом в научных кругах.

«Creation Science» («наука о творении», в русскоязычных источниках часто переводится как «научный креационизм») - течение в креационизме, сторонники которого утверждают, что можно получить научные подтверждения библейского акта творения и, шире, библейской истории (в частности, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной методологии. Хотя в работах сторонников науки о творении часто встречается апелляция к проблемам сложности биологических систем, что сближает их концепцию с креационизмом сознательного замысла, сторонники науки о творении, как правило, идут дальше и настаивают на необходимости буквального прочтения Книги Бытия, обосновывая свою позицию как богословскими, так и научными аргументами. Фактическая обоснованность таких исследований практически единодушно отвергается современным научным сообществом (см. также статью возраст Земли), которое рассматривает «научный креационизм» как идеологически мотивированную лженауку.

Креационизм и христианские конфессии.

Наиболее активны в пропаганде буквалистского креационизма фундаменталистские протестантские общины США. Напротив, большинство «старых», «исторических», протестантских церквей стран Европы придерживаются взглядов, близких к теистическому эволюционизму. Католическая церковь признала в энциклике папы Пия XII лат. Humani Generis, что теория эволюции может объяснять происхождение тела человека (но не его души), призвав, однако, к осторожности в суждениях и назвав теорию эволюции гипотезой. В 1996 г. папа Иоанн Павел II в послании к Папской академии наук подтвердил признание теистического эволюционизма как допустимой для католицизма позиции, заявив, что теория эволюции - это более, чем гипотеза . Поэтому среди католиков буквальный, младоземельный, креационизм редок (в качестве одного из немногочисленных примеров можно привести Дж. Кина ). Склоняясь к теистическому эволюционизму и к теории «разумного замысла», католицизм в лице своих высших иерархов, в том числе и избранного в 2005 г. папы Бенедикта XVI, тем не менее, безусловно отвергает эволюционизм материалистический

Православные церкви единой официальной позиции по отношению к теории эволюции и, соответственно, креационизму в настоящее время (2007 г.) не имеют.

Некоторые группы православных верующих (например, «Православное общество защиты и раскрытия святоотеческого учения о сотворении мира» ), тем не менее, настаивают на обязательности принятия всеми православными младоземельного креационизма (вплоть до отказа причащать сторонников теистического эволюционизма как еретиков).

Обычно такая позиция обосновывается ссылками на Отцов Церкви, комментировавших Шестоднев в буквалистском духе. Сылаются буквалисты и на церковных деятелей консервативного толка Нового времени, например, на Иоанна Кронштадского, писавшего около ста лет назад: «Недоучки и переучки не верят в личного, праведного, всемогущего и безначального Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира и всех существ... и потому живут и действуют так, как будто никому не будут давать отчет в своих словах и делах, обоготворяя самих себя, свой разум и свои страсти... Но у кого есть разум, тот не поверит таким безумным бредням» Такого же взгляда по поводу теории эволюции придерживались и ряд других церковных авторов (Варсонофий Оптинский, Иустин Попович, Николай Сербский и другие).

Противники младоземельного креационизма (протоиерей Александр Мень, протоиерей Глеб Каледа, диакон Андрей Кураев, богослов А. И. Осипов и др.) в ответ на подобные аргументы возражают буквалистам, что древние Отцы Церкви жили в то время, когда науки как метода познания природы ещё не сущестовало, а новые авторы, в том числе и почитаемые как святые, - принадлежат к консервативному крылу церковно-общественно мысли, представители которого отстаивали, кроме буквализма в понимании Шестоднева, ещё и ряд других спорных доктрин, не относящихся непосредственно к богословию (например, монархизм в политике).

В целом позиция современных буквалистов, неизбежно провоцирующая конфликт Церкви с наукой и школой (а в своих крайних проявлениях - предполагающая разрешение этого конфликта государством в лысенковском духе), не находит, по крайней мере, открытой поддержки у высшего священноначалия РПЦ.

Патриарх Московский, Алексий II, выступая в 2007 г. на XV Рождественских чтениях, высказался против навязывания теории «происхождения человека от обезьяны» в школе. Следует, однако, заметить, что с точки зрения методологии науки популярный тезис «человек произошёл от обезьяны» является лишь чрезмерным упрощением (см. редукционизм) одного из выводов эволюционной биологии, хотя бы потому, что понятие «человек» многозначно: человек как предмет физической антропологии отнюдь не тоджествен человеку как предмету философской антропологии, и сводить философскую анропологию к физической некорректно.

Креационизм в иудаизме

Представители ортодоксального иудаизма отрицают теорию эволюции, настаивая на буквальном прочтении Торы, однако представители консервативного и реформированного иудаизма интерпретируют Тору символически и с начала XX века приняли теорию эволюции в том или ином виде.

Таким образом, взгляды представителей ортодоксального иудаизма близки к фундаменталистскому креационизму, а консервативного и реформированного иудаизма - теистическому эволюционизму.

Креационизм в исламе

Благодаря тому, что в Коране, в отличие от Книги Бытия Ветхого Завета отсутствует подробное описание сотворения мира, буквалистский креационизм в мусульманском мире значительно менее распостранён, чем в христианском. Ислам считает (в соответствии с текстом Корана), что люди и джинны созданы богом. Современные взгляды многих суннитов на теорию эволюции близки к эволюционному креационизму. В настоящее время наиболее активна пропаганда креационизма в Турции, где действует организация Bilim Araştırma Vakfı (Фонд Научных Исследований), работающая в тесном контакте с креационистами США.

Креационизм и политика

Преподавание креационизма в школе не раз становилось предметом политических дебатов. Например, президент США Джордж Буш выступает за введение в школьную программу «теории разумного замысла» наравне с теорией эволюции. Однако в декабре 2005 федеральный суд признал, что «теория разумного начала» является ненаучной религиозной концепцией и что теория Дарвина может преподаваться не как версия, а как научный факт (Весь документ). Это нанесло удар по позициям религиозных консерваторов в США, однако споры продолжаются до сих пор.

В России большой резонанс вызвало дело Маши Шрайбер. В марте 2006 года петербургская 10-классница Маша Шрайбер и её отец подали иск с требованием исключить теорию Дарвина из школьной программы (истинные причины иска неясны, в прессе предполагали пиар-акцию).. 21 февраля 2007 г. Октябрьский федеральный суд Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, однако, отказал в удовлетворении иска.

Креационизм - это течение, зародившееся среди ученых и философов, которые не отрицали христианство и все его догмы. Заключается оно в том, что все материальное, что есть в нашем мире, было рождено Творцом - Богом. Все учения, основанные на теологии, полностью отрицают теорию эволюции мира. Стоит заметить, что со временем креационизм находит все больше сторонников. Они приходят как со стороны философов и священников, так и со стороны профессоров и исследователей.

Как это работает?

В философии креационизм - это в первую очередь основной противник эволюции. Он отрицает саморазвитие всего живого, превращение простого в сложное, усовершенствование и прочие знания, которые нередко нам прививают в школах и институтах. Основой тому служат два источника: христианские Святые писания и связанные с природой, развитием людей и животных, различными явлениями. Следовательно, у нас вырисовывается гипотеза креационизма. В большей степени она имеет библейское начало, основанное на Святых писаниях. В них говорится о том, что за шесть дней Бог создал небо, воду, землю, людей, животных, растения и все остальное, что нас окружает.

Основы учения

Немаловажную роль в становлении этого философского течения играют факты, которые не поддаются никаким объяснениям с точки зрения эволюции. Среди них почетное место занимает проблема зарождения духовности человека, его способности абстрактно мыслить и мечтать. Также загадкой остается возникновение структурированной грамматики, которая присутствует в любом языке.

Креационизм и наука

Исходя из этого многие ученые заявляют, что креационизм - это тот же самый Второй В мире не прослеживается связь между законами биологии и физики, и также нет ничего общего у физических и химических процессов. В ходе подобных исследований ученые неоднократно ставили под большое сомнение самозарождение живых организмов на планете.

Важно заметить, что самым популярным сейчас является младоземельный креационизм. которая предполагает буквальное следование словам Библии. То есть, весь наш мир был сотворен действительно за неделю. Ему в противовес существует староземельный креационизм, который утверждает, что шесть дней - это метафора, которая характеризует различные временные интервалы в истории бытия. Сначала люди познавали небо, землю, затем углубились в изучение растений и животных, а потом уже их предметом исследования стали им подобные.

Несмотря на эти внутренние разногласия, принцип креационизма остается единым. Он, как и подтверждает Теорию Большого взрыва и расширяющейся Вселенной, но вместе с тем отвергает марксизм в нашем понимании. В наши дни это учение строится на запутанных принципах, которые рассматривают и такие аспекты, как внеземной разум, параллельные миры и, конечное же, участие Бога во всем этом.

Креационизм в наши дни

Современный креационизм - это сложное где перемешивается наука, религия, мифы и факты. Его не изучают в ВУЗах, однако ознакомиться с ним может каждый, достаточно лишь раздобыть необходимую литературу и постараться постичь природу окружающего нас мира.