Ф.М. Достоевский – классик русской литературы, произведения которого всегда затрагивают тему взаимоотношений человека и окружающего его мира, тему внутренних сомнений, переживаний, главенства любви над всеми другими чувствами и законами.

Именно об этом и повесть «Белые ночи». Если вы хотите узнать сюжет рассказа, но у вас нет времени ознакомиться с ним подробно, прочтите «Белые ночи» в сокращении, представленном в нашей статье.

Ночь первая

Молодой человек, чиновник 26 лет, гуляет по любимым местам Санкт – Петербурга, предаваясь различным мечтам. Он не коренной петербуржец, приехал сюда восемь лет назад, он до сих пор живёт затворником и все его друзья – дома, которые встречают его на знакомых улицах.

Он придумывает истории их «жизни», «слушает» их жалобы и считает своими близкими, за судьбой которых ему нужно присматривать.

Незнакомые люди вызывают у Мечтателя подобные чувства – ему не нужно подходить и общаться с ними, юноша и так представляет обстоятельства чужой жизни, как бы проживает её вместо настоящих событий.

Но в эту прогулку молодой человек пребывает в расстроенных чувствах. Начался дачный период, и все горожане массово ринулись на дачу. Романтик ощущает себя брошенным и, только минуя городскую заставу, настроение его улучшается.

Вокруг природа, она радует глаз своим воскрешением после зимы. Юноша улыбается и в приподнятом настроении возвращается в город.

По дороге к дому, уже в десятом часу вечера, Герой замечает стоящую на мосту девушку. Проходя мимо, он слышит приглушённые всхлипы и хочет броситься на помощь.

Но смущается, а девушка, завидев его, быстрым шагом уходит прочь. Мечтатель следует за ней по другой стороне улицы. И вдруг замечает изрядно подвыпившего господина, намеревавшегося пристать к девушке. Чиновник бросается на защиту незнакомки и так происходит их встреча.

Девушка разрешает проводить себя домой и по дороге слушает странный рассказ молодого романтика, который признаётся, что никогда не общался с женщинами, так как слишком робок и может лишь мечтать об этом.

Девушка заинтригована и соглашается на следующую встречу. Молодой человек уходит к себе в комнату, думая, что не переживёт эту ночь в ожидании свидания.

Ночь вторая

На следующий вечер двое встречаются, и наш герой узнаёт, наконец, имя девушки – Настенька. Она обещает раскрыть ему причину своих слёз, но лишь только после того, как он расскажет ей свою историю. Молодой человек называет себя Мечтателем, жизнь которого наяву скучна и неинтересна.

Она вся проходит в его фантазиях – в историях о роковой страсти и пылкой любви. На деле же он опасается женщин, считает себя недостойным их, неловким чудаком. Людей он сторонится, ему ближе придуманные образы и даже неодушевлённые предметы.

Настенька поражена. «Неужели и в самом деле вы так прожили свою жизнь?» — спрашивает поражённая девушка. «Всю жизнь» признаётся наш герой с улыбкой.
Выслушав юношу, Настенька начинает свой рассказ.

История Настеньки

Она живёт с бабушкой, которой много лет, и она почти совсем слепа. К Настеньке бабушка относится с любовью, но строго. Для того, чтобы девушка не ушла на прогулку и не сотворила чего – то непотребного, бабушка пристёгивает внучку булавкой к подолу своего платья.

Вот и сидят они вдвоём целыми днями. Так и увидел её новый жилец, который снял комнату на втором этаже. Молодой человек зашёл к старухе уладить дела и заметил Настеньку, которая засмущалась своего положения до слёз.

После этого квартирант предложил Настеньке книги, чтобы она могла развлечь бабушку чтением вслух. Старуха согласилась, и девушка стала чаще видеться с молодым человеком. Вскоре тот пригласил внучку и бабушку в оперу. Постепенно девушка влюбилась.

Через некоторое время жилец стал собираться домой в Москву, так как время его командировки заканчивалось. Услышав эту новость, Настенька настолько расстроилась, что решила бежать вместе с ним.

Однако молодой человек отговорил её от этого опрометчивого шага, пообещав вернуться через год и забрать её у бабушки.

И вот прошёл год. Настенька была уверена, что её любимый вернулся в Петербург, но не даёт о себе знать. Именно из – за этого она и проливала слёзы на мосту.

Мечтателя потрясла история девушки – вот она, настоящая жизнь, тайная любовь, о которой он так грезил в своих мечтах. И он предлагает свои услуги.
Настенька пишет записку под диктовку Мечтателя, которую тот обещает передать её возлюбленному. Настенька с радостью соглашается принять помощь.

Ночь третья

Герой относит письмо общим знакомым. Именно к ним должен наведаться бывший постоялец по приезду в Петербург. Девушка с надеждой ждёт встречу, на которую приглашает и Мечтателя – ведь он принял такое участие в её судьбе.

Однако нашего героя это совсем не радует. Он понимает, что уже сам успел полюбить красавицу, и страшится предстоящей встречи. Но страхи его были напрасны – бывший жилец не пришёл.

Настенька огорчена и Мечтатель тут же бросается утешать её, уверяя, что жених просто ещё не пришёл и нужно подождать ещё день. Девушка верит в его слова и просит навестить знакомых ещё раз.

Ночь четвертая

Идёт дождь, но наш Герой всё равно пришёл на свидание, хотя девушка и предупреждала, что, в случае ненастья, не сможет прийти.

Встреча происходит лишь на следующий день. Но ответа от «жениха» так и нет. В этот раз Настенька уже не обижается. Она оскорблена и решает разлюбить своего милого, который совсем забыл о ней.

Тут Мечтатель решает признаться в своих чувствах. Настенька отвечает, что, хоть у неё ещё и не остыла старая любовь, но она может попробовать полюбить нового молодого человека. Окрылённый Герой уже строит планы на счастливое совместное будущее.

Пара гуляет по улице. Они веселы, часто смеются и собираются жить вместе в мезонине старой бабушки. Мечтатель счастлив. Но тут им встречается тот самый «бывший возлюбленный». Настенька тут же бросается в его объятия, забыв про все свои обещания.

«Я долго стоял и глядел им вслед…» — Мечтатель снова остался один.

Утро

Идёт дождь, и наш герой сидит в своей комнате. Он уныл, печален и у него болит голова. Вдруг раздаётся стук в дверь – это принесли письмо от Настеньки. В нём девушка извиняется за свою любовь к другому.

Она пишет, что понимает, как обидела Мечтателя, но и благодарит его за помощь и участие. Ведь у неё всё сложилось хорошо и через неделю она выходит замуж за своего возлюбленного.

Девушка просит не забывать её, она хочет дальнейшего общения и надеется, что Мечтатель станет хорошим другом её жениху.

Наш герой понимает, что его жизнь потеряла только что приобретённый смысл. Он смотрит на себя, свою комнату, на квартирную хозяйку – и всё ему кажется старым, ненужным и скучным.

Но он благодарен новой знакомой, которая пробудила его от этого сна, показала подлинные чувства. Он никогда не забудет Настеньку, ведь она подарила ему пусть на минуту, но настоящее счастье. И этого хватит на всю его оставшуюся жизнь.

Ознакомившись с кратким содержанием по главам романа Достоевского «Белые ночи», настоятельно рекомендуем прочитать этот прекрасный рассказ о любви, мечтах, дружбе и бескорыстии.

Полезное видео

    Похожие записи

Повесть «Белые ночи» Достоевского была написана в 1848 году, и опубликована в литературном журнале «Отечественные записки». Словосочетание «белые ночи» указывает на некую нереальность, фантастичность сюжета, а также на то, что местом действия рассказа является Петербург.

Главные герои

Мечтатель – молодой бедный чиновник, одинокий и тонко чувствующий человек, который привык уходить от реального мира в свои фантазии.

Настенька – юная, неискушенная девушка, большая мечтательница, родственная душа Мечтателя.

Другие персонажи

Бабушка – родная бабушка Настеньки, которая воспитала девочку после смерти ее родителей.

Постоялец – жених Настеньки, прагматичный и здравомыслящий молодой человек.

Ночь первая

Рассказчик – молодой чиновник, который уже восемь лет живет в Петербурге, но за это время так и не завел « почти ни одного знакомства ». В свободное время он неспешно прогуливается по городу, разглядывая прохожих.

С наступлением тепла город заметно опустел, и молодому человеку кажется, что « весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу ».

Глядя на бесконечные процессии возов, « нагруженных целыми горами всякой мебели », молодой человек чувствует в душе бесконечное одиночество. Он бы не прочь отправиться вместе с другими отдыхающими за город, но ему « решительно некуда и незачем было ехать на дачу ».

Отраду он находит в прогулках, любуясь весенней расцветающей природой. В такие моменты он с особым упоением предается романтическим мечтаниям.

Однажды, возвращаясь домой после продолжительной загородной прогулки, герой встречает девушку, которая горько плачет на берегу канала. Его одолевает желание успокоить незнакомку, но неуверенность в себе берет верх, и молодой человек лишь робко наблюдает за ней.

Испугавшись, девушка быстро уходит прочь, а юноша идет следом, укоряя себя за нерешительность. Ему приходит на помощь случай, когда к девице начинает приставать пьяный прохожий. С палкой в руках герой прогоняет нахала, и предлагает перепуганной девушке свои услуги в качестве провожатого.

Мельком взглянув на свою спутницу, юноша замечает, что « она была премиленькая и брюнетка ». Он умоляет о новой встрече, и девушка соглашается, только с условием – он не будет считать это романтическим свиданием, и не будет влюбляться в нее.

Ночь вторая

При встрече Настенька – именно так зовут девушку – просит героя рассказать о себе « самым подробнейшим образом ». Исполняя ее желание, юноша делится сокровенным: он – Мечтатель, которому даже « страшно подумать о будущем ». В реальности юноша очень одинок, и его угнетает собственная « затхлая, ненужная жизнь ». Он мечтает лишь о том, чтобы встретить родственную душу, и Настенька успокаивает его тем, что теперь у него есть друг. Полностью доверившись новому знакомому, девушка рассказывает свою историю жизни

История Настеньки

Семнадцатилетняя Настенька осталась круглой сироткой в раннем детстве, и ее воспитанием занялась бабушка. До пятнадцати лет девочка занималась с учителями, которые нанимала бабушка, благодаря чему получила весьма неплохое образование.

Жили они тем, что сдавали в аренду мезонин своего небольшого двухэтажного домика. Однажды в нем поселился новый жилец, который предложил бабушке свободно пользоваться его богатой библиотекой.

Разговорившись с Настенькой, постоялец очень удивился, что все время она проводит с бабушкой, и у нее совсем нет подруг, « к которым бы можно было в гости пойти ». Он несколько раз приглашал хозяек дома в театр, и Настенька сама не заметила, как влюбилась в молодого человека.

« Ровно год тому, в мае месяце » квартирант сообщил бабушке, что по делам службы вынужден уехать в Москву. Узнав об этом, Настенька собрала все свои вещи в узелок и предложила молодому человеку ехать вместе с ним.

Между влюбленными произошла трогательная сцена, и в итоге они договорились встретиться ровно через год на набережной в десять часов вечера.

Мечтатель застал на набережной плачущую девушку как раз в тот момент, когда она узнала, что любимый ее вернулся, « но вот уже третий день нет ни письма, ни его ». Юноша предложил Настеньке написать письмо и вызвался передать его общим знакомым влюбленных.

Ночь третья

На следующий день герой, как и обещал, отнес письмо Настеньки по указанному адресу. Девушка пригласила Мечтателя прийти к десяти часам вечера, чтобы разделить с ней ее радость.

С нетерпением ожидая прихода жениха, Настенка « сделалась как-то необыкновенно говорлива, весела, шаловлива ». Она ласково обращалась к юноше, и была очень признательна ему за то, что он не влюбился в нее и тем самым не испортил их нежную дружбу.

В приподнятом настроении Настенька принялась увлеченно строить планы на жизнь, не замечая, какими глазами смотрит на нее влюбленный Мечтатель. Однако от радости девушки не осталось и следа, когда куранты пробили одиннадцать часов – ее жених так и не объявился.

Впрочем, герою удалось успокоить Настеньку и уверить ее в благополучном исходе дела.

Ночь четвертая

Придя на набережную в девять часов вечера, Мечтатель находит там девушку. Он признается, что так и не получил ответа от ее жениха. Настенька безмерно огорчена и оскорблена в своих чувствах. Она искренне не понимает, как жених мог « оскорбить, обидеть, бедную, беззащитную девушку, которая тем и виновата, что любит его ».

Мечтатель попытался было утешить ее, но все напрасно. Девушка заявляет, что более не любит этого злого человека, который так подло обманул ее.

В эту минуту юноша чувствует, что « должен наконец говорить, высказать » свои истинные чувства к Настеньке. Он признается ей в любви, и в ответ вместе укоров с удивлением слышит ответное признание Настеньки. Девушка видит, что он гораздо лучше ее жениха, но пока не может ответить ему взаимностью. Она предлагает Мечтателю переехать к ним в опустевший мезонин и, возможно, со временем она сможет полюбить его столь же сильно, как и он ее.

Молодые люди « будто в чаду, в тумане » принимаются мечтать о совместном будущем. Но в этот момент к ним подошел мужчина, и Настенька узнала в нем своего жениха. Она стремительно « порхнула к нему навстречу », оставив Мечтателя, которому ничего не оставалось, как с горечью наблюдать за трогательной встречей влюбленных.

Утро

Утро следующего дня выдалось пасмурным. Пошел дождь, который уныло стучал в окна Мечтателя. У него сильно болела и кружилась голова – это « лихорадка прокрадывалась » к незадачливому влюбленному.

Герой получил восторженное письмо от Настеньки, в котором она просила ее простить и признавалась, что его любовь к ней « напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения ». Также она сообщила, что через неделю выходит замуж и очень хотела бы, чтобы Мечтатель и ее жених познакомились и подружились.

Герой долго перечитывал это письмо. Перед глазами его промелькнула « неприветно и грустно вся перспектива » его безрадостной жизни, которая и через пятнадцать лет вряд ли изменится к лучшему.

Однако Мечтатель не укоряет Настеньку. Напротив, он благодарен ей « за минуту блаженства и счастия », память о которой он пронесет через всю свою жизнь.

Заключение

Достоевский определил жанр своего произведения как сентиментальный роман, тем самым сделав акцент на душевных переживаниях героев, их эмоций и чувств. Но, несмотря на легкость и кажущуюся простоту повести, в ней затрагиваются важные философские вопросы о любви и счастье.

Краткий пересказ «Белые ночи» будет особенно полезен для читательского дневника. После ознакомления с ним рекомендуем прочесть повесть Достоевского в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 654.

Главный герой произведения (его имя автор не называет) – бедный чиновник двадцати шести лет. Он уже восемь лет живет в Петербурге, но так и не завел себе друзей. В свободное время мужчина гуляет по городу и предается мечтаниям, в которых видит себя героем разных романтических историй.

В начале повествования мечтатель испытывает беспричинную тоску, ему кажется, что все его покинули. Он ругает кухарку Матрену за то, что женщина не убрала паутину. Квартира героя кажется ему унылой и холодной.

Мечтатель привык гулять по городу и встречать разных людей. Но теперь все выехали на дачи, а он бродит один по улицам, не находя знакомых лиц. Герой в полной растерянности: все, кого он встречал раньше, словно исчезли.

Правда, за городом его настроение значительно улучшается. Мечтатель радуется весеннему обновлению природы, раскланивается незнакомым людям. Но такие минуты быстро проходят. После приятной прогулки нужно вновь возвращаться в унылый опустевший город.

Как-то поздним вечером герой возвращается домой и на берегу канала встречает девушку, которая плачет, облокотившись на парапет. Он хочет успокоить незнакомку, но не решается к ней подойти. Испугавшись мужчину, девушка уходит прочь. Герой идет следом, жалея о том, что не может найти повод для знакомства. Но тут его выручает случай, к молодой особе пристает пьяный прохожий. Наш герой бросается на выручку и прогоняет хулигана.

Защитник предлагает незнакомке проводить ее домой, на что та соглашается. Мечтатель подробнее рассматривает прелестные черты девушки и ее красивые черные волосы. Он признается, что впервые в жизни познакомился с женщиной. Незнакомка удивлена, но верит своему спасителю. Герой умоляет о новом свидании, и девушка соглашается встретиться завтра на том же месте. Однако незнакомка выдвигает условие – это не будет романтическое свидание, молодой человек не должен в нее влюбляться. Девушка обещает завтра подробнее рассказать о себе и выслушать рассказ мужчины.

Ночь вторая

Мечтатель с большим нетерпением ждет нового свидания. Во время разговора выясняется, что девушку зовут Настенькой. Живет она с бабушкой, которая ослепла и не отпускает ее от себя ни на шаг. Даже пришпиливает булавкой платье девушки к своей одежде. Исполняя желание Настеньки, герой подробно рассказывает о том, что все свободное время проводит в мечтах. Он понимает бесполезность такого существования, бесплодность постоянного пребывания в фантазиях, в то время как мимо проходит настоящая жизнь. Молодому человеку хочется найти родственную душу, кому-нибудь помочь. Но у него никого нет, жизнь проходит одиноко и пусто. Настенька жалеет нового знакомого и говорит, что теперь он не одинок, они друзья. Затем девушка рассказывает свою историю.

История Настеньки

Настеньке сейчас семнадцать лет. Осиротела она еще в детстве, и ее воспитанием занималась бабушка. До пятнадцати лет она нанимала девочке учителей, в том числе и преподавателя французского языка. Однажды Настенька, воспользовавшись тем, что бабушка задремала, приколола к ее одежде платье глухой кухарки Феклы, а сама убежала к подружке. Бабушка проснулась и стала о чем-то спрашивать Феклу, думая, что разговаривает с Настенькой. Кухарка видела, что к ней обращаются, но ответить, естественно, не могла. Она испугалась, отстегнула булавку и убежала. Так обман девушки раскрылся, за что бабушка сильно бранила внучку. После этого случая старуха еще больше стала ограничивать свободу девушки.

Настенька рассказала также, что живут они в небольшом двухэтажном доме. На первом этаже – она, бабушка и Фекла, а мезонин сдается в аренду. Однажды в нем поселился заезжий молодой человек. Новый жилец зашел поговорить с бабушкой о ремонте в своих комнатах, и старуха попросила Настеньку принести счеты. Девушка вскочила, позабыв, что приколота булавкой. Ей стало стыдно перед молодым человеком. Жилец тоже смутился и сразу ушел.

Спустя две недели новый постоялец сообщил девушке, что у него есть много книг. Настенька может брать их, чтобы читать бабушке. Старушка согласилась, при условии, что это будут «нравственные книги». Так Настенька прочитала произведения Пушкина и несколько романов Вальтера Скотта.

Как-то раз девушка случайно встретила квартиранта на лестнице, и между молодыми людьми завязался разговор. Постоялец расспрашивал Настеньку о прочитанных книгах. Через несколько дней он поинтересовался: не скучно ли девушке сидеть все время со старухой? Есть ли у нее подруги? Настенька рассказала, что ее приятельница Маша переехала жить в другой город, а больше подруг нет.

Когда жилец пригласил Настеньку в театр, девушка отказалась, испугавшись гнева бабушки. Молодому человеку не оставалось ничего другого, как пригласить на спектакль и старушку. Так Настенька впервые попала в театр на «Севильского цирюльника». После этого постоялец еще несколько раз приглашал старушку с внучкой в театр. Настенька и сама не заметила, как влюбилась в молодого человека. Она, правда, боялась, что ее любовь не будет взаимной. И опасения эти начали оправдываться.

Вскоре квартирант сообщил, что уезжает по делам в Москву. Настенька была очень расстроена таким известием. Несколько дней она не находила себе места и в последнюю ночь перед отъездом решилась на отчаянный поступок. Девушка собрала в узелок вещи и поднялась в мезонин.

Мужчина явно не ожидал такого визита, был очень подавлен. Настенька же плакала от стыда и отчаяния. Сквозь слезы она клялась в любви молодому человеку, уверяла что не хочет больше жить с бабушкой и готова ехать в Москву. Постоялец долго утешал девушку, объяснял ей, что слишком беден и не может сейчас жениться. Но в итоге пообещал, что вернется и предложит ей руку и сердце. Молодые люди договорились: ровно через год они встретятся на набережной в десять часов вечера. В том месте, где мечтатель впервые повстречал заплаканную девушку. Настенька знала, что ее возлюбленный уже три дня как в городе, но так и не пришел на свидание.

Мечтатель вызвался отнести возлюбленному письмо от девушки. Настенька очень обрадовалась такому предложению. Оказалось, что письмо уже написано, и девушка сама хотела просить героя о таком одолжении. Весточку следовало отнести общим знакомым Настеньки и ее жениха. Перед отъездом молодой человек пообещал, что наведается к ним, как только приедет. Если Настенька пожелает, то может оставить там сообщение.

Ночь третья

Герой отнес письмо по указанному адресу. Настенька очень надеялась, что любимый откликнется на ее послание и придет в назначенное время. Она пригласила мечтателя разделить радость от этой встречи, решила познакомить возлюбленного с новым и единственным своим другом. В приподнятом настроении Настенька строит планы на жизнь. Однако наш герой начинает осознавать, что уже успел полюбить девушку. Ему становится горько оттого, что Настенька воспринимает его лишь как друга.

Ожидание оказывается напрасным – возлюбленный Настеньки так и не пришел. Девушка очень огорчена. Мечтатель утешает ее, убеждает, что тот еще не получил письмо и обязательно придет завтра. Эти слова успокаивают Настеньку, она немного воспрянула духом. Девушка просит своего друга сходить за ответом завтра. Герой, конечно же, соглашается. Однако девушка предупреждает: если завтра будет дождь, она не сможет прийти на встречу и тогда они увидятся послезавтра.

Ночь четвертая

На следующий день был дождь. Несмотря на ненастье, мечтатель все же пришел в условленное место. Настенька, как и ожидалось, не явилось. Герой переживал целый день и с трудом дождался следующего вечера.

Ответа на письмо так и не было. Впрочем, как и самого возлюбленного Настеньки. Решив, что он уже никогда не придет, девушка сильно расстроилась и расплакалась. Мечтатель всячески утешает ее, но тщетно. Настенька объявляет, что все кончено, она больше не любит этого злого человека, который жестоко ее обманул.

После таких слов мечтатель решается признаться Настеньке в любви. Он ожидает, что девушка его прогонит – ведь нарушено условие их дружбы. Но Настенька прощает молодого человека. Она догадывалась о чувствах мечтателя. Девушка уверяет, что если и не любит его сейчас, то скоро полюбит, так как он – замечательный. А прежнего возлюбленного она ненавидит. Он отверг девушку и даже не удостоил ее разговора или короткой записки.

Настенька предлагает герою переехать к ним в пустующий мезонин, и молодой человек соглашается сделать это завтра. Мечтатель и девушка мечтают о том, как поженятся, будут жить вместе с бабушкой, Феклой и Матреной.

Но в это время к паре подошел молодой человек. Настенька узнала в нем своего возлюбленного и бросилась в объятия. Мечтателю ничего не оставалось, как с горечью наблюдать за этой трогательной встречей.

Утро

Утро следующего дня выдалось дождливым. Герой почувствовал сильное недомогание, он разбит и подавлен. Матрена приносит письмо от Настеньки, в котором девушка извиняется, благодарит мечтателя за помощь, любовь и участие. Она пишет, что через неделю выходит замуж. Настенька хочет познакомить героя со своим женихом, чтобы они тоже стали друзьями.

Мечтателю кажется, что мир потемнел. Квартира, несмотря на отсутствие паутины, представляется ему грязной и мрачной, а дальнейшая жизнь совершенно безрадостной. Но герой все же благодарен Настеньке за короткое счастье любить и надеяться, которое она ему подарила.

Достоевского относятся к жанру сентиментального романа. Композиция произведения представляет немалый интерес для исследователей: роман состоит из нескольких новелл, каждая из которых повествует об одной романтической ночи из жизни главного героя.

Завязка

Ночи" Достоевского ведется от лица молодого человека, который сам себя именует "мечтателем". Как и во многих других произведениях великого русского романиста, действие происходит в Санкт-Петербурге: мечтатель живет здесь уже восемь лет, снимает маленькую комнатушку, ходит на службу. У него совсем нет друзей, в свободное время юноша предпочитает одиноко бродить по улицам, вглядываясь в дома. Однажды на набережной он замечает девушку, которую преследует навязчивый господин. Пожалев рыдающую незнакомку, мечтатель прогоняет подвыпившего франта и провожает ее домой.

Система образов

В романе "Белые ночи" Достоевского литературоведы выделяют двух центральных персонажей: повествователя и Настеньку. Это живая, непосредственная и доверчивая девушка, она рассказывает мечтателю немудреную историю своей жизни: после смерти родителей девочка жила со слепой бабушкой, которая так пеклась о ее нравственности, что пришпиливала за юбку булавкой к своему платью. Жизнь обеих женщин изменилась, когда у них поселился постоялец. Настя влюбилась в него, однако он отговорился бедностью и обещал жениться на ней через год, после чего исчез.

Развязка

"Белые ночи" Достоевского заканчиваются в лучших традициях автора "Пятикнижия": мечтатель, выступая в амплуа благородного любовника, вызывается лично передать письмо Настеньки ее коварному возлюбленному, однако тот не отвечает. Молодые люди собираются связать себя узами брака. Однако если бы в финале у героя все было хорошо, это не был бы Достоевский. "Белые ночи" заканчиваются следующим образом: во время прогулки Настя встречает бывшего жильца; оказывается, он никогда не забывал девушку. Влюбленные воссоединяются, а романтические, волшебные ночи мечтателя сменяются хмурым, дождливым утром.

Главный герой

Что же касается образа мечтателя, то о нем следует сказать следующее: одинокий, гордый, тонко чувствующий юноша, способный на глубокие переживания. Он как бы открывает целую галерею подобных персонажей у великого русского романиста.

Образ мечтателя можно считать автобиографичным: за ним скрывается сам Достоевский. "С одной стороны, - декларирует писатель, - выдуманная жизнь уводит от подлинной действительности; однако сколь велика ее творческая ценность. А ведь в конечном итоге только это одно и имеет значение".

"Белые ночи", Достоевский: краткое содержание

Если говорить коротко, то роман представляет собой историю несостоявшейся любви: герой готов все отдать ради любимой девушки, но когда его жертва оказывается ненужной, мечтатель не озлобляется, не проклинает судьбу и окружающих.

Он с улыбкой благословляет Настеньку на ее новую жизнь, любовь юноши оказывается такой же чистой и ясной, как белые ночи. Как и многие ранние произведения Достоевского, "Белые ночи" во многом продолжают традиции сентиментализма.

«Белые ночи»: краткое содержание повести Достоевского

Герой «Белых ночей», от имени которого ведется повествование, — это молодой человек, мелкий чиновник, годового жалованья которого размером всего в тысячу двести рублей недостаточно для того, чтобы позволить себе жениться. Вот такой бедный служивый человек, у которого нет в Петербурге ни собственности, ни связей, является типичным для Достоевского интеллигентом. Достоевский и сам какое-то время вел жизнь мелкого служащего — когда работал чертежником в Санкт-Петербургской инженерной команде. За свою жизнь Федор Михайлович написал около тридцати художественных произведений, в трети из них главным героем выведен чиновник — наверное, оттого, что это был типаж, наиболее известный писателю.

«Бедные чиновники» Достоевского — это люди низкого статуса, их работа неинтересна и скучна. Никто из них не любит ее, они ждут окончания рабочего дня, словно школьники. Вместе с тем эти бедные чиновники — подобно самому Достоевскому и его друзьям — не лишены в душе поэтического чувства, они находятся во власти прекрасных и несбыточных снов, и им нужны понимающие друзья, которым они могли бы излить душу. Начиная с мелкого чиновника Макара Девушкина, героя первого произведения Достоевского «Бедные люди», который мечтает стать поэтом, эта парадигма не меняется. Герой «Белых ночей» тоже «мечтатель», он ненавидит службу — спит и видит, как бы сбежать с нее. После службы он бродит допоздна в полном одиночестве и без всякой видимой цели по летнему Петербургу, над которым стоят белые ночи, — он мечтает обрести друга, который бы выслушал его заветные мысли. Дома при этом оживают, от тех, с кем он в приятельских отношениях, герой слышит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят второй этаж»; «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку» и т. д. Вот такие «разговоры» ведет молодой человек в глубине своей души.

В этом типаже одинокого мечтателя, слоняющегося по городу, тогдашние читатели — молодые российские интеллигенты — узнавали самих себя, и он возбуждал их сочувствие.

И вот однажды вечером этот молодой человек, изголодавшийся по разговору с «другом», вдруг случайно знакомится на берегу канала с Настенькой — семнадцатилетней девушкой, чистой и прекрасной, которой тоже требуется «друг».

В том же месте и в тот же вечерний час они встречаются и на другой день, и на следующий. Молодой мечтатель, которому прежде не доводилось встретить человека, который бы выслушал его, с воодушевлением и без устали повествует о своих мечтах, мыслях и чувствах. Настенька же, будто бы растворяясь в этом монологе, позабыв обо всем на свете, сочувственно выслушивает его признания.

В конце концов и она сама начинает рассказывать о себе. Она живет вместе со своей слепой бабушкой. Какое-то время назад в их доме снимал комнату молодой жилец, который пообещал жениться на ней. Однако по каким-то делам ему пришлось уехать в Москву на год. Он пообещал сразу по возвращении связаться с ней. И вот год прошел, ей точно известно, что он в Петербурге, но он не появляется у нее в доме и даже не дает знать о себе.

Мечтатель, хоть он и страстно влюблен в Настеньку, словно старший брат своей младшей сестры, соглашается доставить письмо Настеньки ее возлюбленному. Однако ответа от него все равно нет. И тогда на четвертый вечер Настенька, вроде бы порывая с ним, предлагает Мечтателю поселиться в их доме в качестве нового жильца. Счастью Мечтателя нет границ. Но в эту самую минуту рядом с ними проходит, словно черная тень, этот самый молодой человек. И тогда Настенька немедленно бросается ему в объятья.
В самом конце повествования Мечтатель, находясь в своей комнате и пребывая в самом мрачном расположении духа, получает послание от Настеньки, в котором она называет Мечтателя своим другом и братом. Мечтатель же обещает молиться за ее счастье и вспоминает счастливые минуты, проведенные подле нее. «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» — восклицает он.

«Белые ночи»: анализ повести Достоевского

«Белые ночи» — это полное высокой лирики повествование, которое хочется назвать городским вариантом «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это еще и прогулка по Петербургу, это еще и «признание в любви», свойственное молодому Достоевскому.

В «Белых ночах» нет привкуса быта; хоть это и любовная история, здесь отсутствуют сомнения и ревность. Это словно руководство по тому, какой должна быть горячая и чистая любовь и бескорыстная дружба. Если посмотреть на грязные любовные эмоции, описанные в «Братьях Карамазовых», то задашься вопросом: а одному ли человеку принадлежит авторство этих двух произведений?

Любовь, представленная в «Белых ночах», — это та самая идеальная любовь, о которой мечтали молодой Достоевский и его современники — бедные образованные юноши. Ради любимой женщины ты готов быть мальчиком на побегушках, ты готов принести себя в жертву и издалека молиться о ее счастье — вот такая любовь, как будто списанная с романов для девушек, и представала в качестве идеала любви. Советский литературовед Комарович, отвечая на вопрос, почему Достоевский преклонялся перед таким слащавым идеалом, анализирует идейный фон того времени.

В 40-х годах XIX в. российская интеллигентная молодежь, включая и самого Достоевского, была увлечена французскими утопистами, ядро убеждений которых состояло в том, чтобы стать прекрасными жертвователями, готовыми отказаться от себя ради любви к другим людям; они полагали, что принесение себя в жертву есть высшее проявление любви. Эти идеи глубоко запали в душу Достоевского, они и определили тот свойственный ему тип любви, которому он оставался верен начиная с молодости и до конца жизни (см.: В. Л. Комарович. «Юность Достоевского»).

После сибирской ссылки Федор Михайлович написал «Униженных и оскорбленных». В этом произведении он вывел писателя, который, несомненно, является его автопортретом. И здесь тоже Достоевский предоставил писателю роль жертвователя, который прилагает все силы для того, чтобы сложились отношения между женщиной, которую он сам любит, и другим мужчиной, т.е. своим соперником. Оттого, что он приносит себя в жертву, писатель испытывает особую тайную сладость. Получается, что принесение себя в жертву является доказательством чистоты любовного чувства.

В Сибири Достоевский влюбился в Марию Исаеву, которая была замужем. Впоследствии они сочетались браком, но в течение какого-то времени их отношения развивались в рамках указанной любовной парадигмы. Федор Михайлович совершенно серьезно отказывался от нее в пользу молодого учителя Николая Вергунова, который ухаживал за ней.

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский несколько занудно пишет о психологических аспектах любви и подчеркивает, что никем не понуждаемая жертвенность есть высшее проявление любви, что нельзя допускать ни малейшего проявления эгоизма.

Поразительно, что, несмотря на ужасную десятилетнюю ссылку и два брака, Федор Михайлович все равно остался верен своему юношескому идеалу жертвенной любви. Причиной такого постоянства является, по всей вероятности, то, что душа Достоевского любила страдание, что и предполагает преклонение перед жертвенной любовью. Как явствует из «Слабого сердца», он преклонялся перед идеалом прекрасной любви-дружбы, но боялся ее осуществления, он страдал некоей «фобией» по отношению к реализации мечты. Когда Мечтатель стоит на пороге своего счастья, является черная тень, и Настенька покидает его. Что это, как не боязнь реализации? Достоевский хотел счастья, но он не хотел, чтобы оно сбылось.

Достоевский не был практическим человеком, который имеет определенную цель, и под влиянием опыта и обстоятельств переделывает себя наново. Нет, у него с самого начала есть некая мечта или идея, он видит мир только через призму своей мечты, и эта навязчивая идея влечет его.

Мечтатель из «Белых ночей» преклоняется перед прекрасной дружбой-любовью, и он обретает друга в лице Настеньки. Но это же самое преклонение заставляет его принести себя в жертву, и он остается один. Он — пленник своих представлений о дружбе и любви, и из этой западни он выбраться не может.