Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Ленька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Ленька был маленький, хрупкий (ему шел 11-й год), в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слезы. Описывается степное марево (мутность воздуха, сухой туман), которое закрывало все вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было более плохо, чем всегда, он чувствовал, что скоро умрет, но его сильно смущала мысль о внуке. Куда денется Ленька? От этой мысли становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь по Кубани подают хорошо, хотя нищих не любят, потому что богаты. Проснулся Ленька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, так как его никто не звал. Ленька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к ноге Леньки поясок и держать, но Ленька сообразил, что так река унесет их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея уловить свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согласился, что все вокруг и они, и города, и все люди пыль. Пожалел, что мальчик не может учить грамоту, и уже в который раз перевел разговор на тему собственной смерти и судьбы Леньки. Леньке надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, так как в начале их ему было страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Ленька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Ленька думает пойти работать в трактир, но его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед. Тут появился казак (сытый, сильный, здоровый) на арбе (двухколесная телега) и позвал паром. Дед пожаловался, что в России (то есть в центральных областях) голод и люди мрут как мухи. Дед обвинил землю, мол, люди её высосали, а казак, сказал, что все от рук, от хороших рук и камень родит. На пароме Ленька задремал (видимо, стоя) и упал. Казак довез их до станицы. По дороге Ленька подумал, что снова придется просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подают еду, но она портится, и её никто здесь не покупает, а лучше бы давали деньгами. По приезду казак назвал себя (Андрей Черный) и сказал, чтобы они пришли к нему на ночлег. Дед и Ленька разошлись (по желанию Леньки, хотя отдельно он собирал намного меньше), дед затянул свою песню, а Ленька нашел кусты и в них заснул. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Ленька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла платок, который купил отец и она его первый раз надела. Ленька решил, что отец побьет её, но все равно сказал ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить её перед отцом. Но девочка отказалась, так как её мать не любит нищих, и ушла. Ленька пришел к церкви (они условились с дедом здесь встретиться), по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деде много подавали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подошедший к ним казак повел их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Леньке сверток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Ленька заметил голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед своровал белье, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Леньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывел из станицы. По дороге дед подобрал сверток с платком и кинжалом и показал Леньке. Мальчик сразу же представил, что все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Ленька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что все ради Леньки, его будущего. Мальчик испугался, звал деда в станицу, а тот все говорил и говорил. Гроза была в разгаре. Со страху Ленька не выдержал и убежал. На следующий день деда нашли там же (под деревом), он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер и его похоронили под тем же деревом (на погосте нельзя, так как вор: платок и кинжал нашли рядом с ним). Леньку нашли через 2-3 дня: он лежал возле оврага лицом вниз в грязи. Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.

В этом небольшом рассказе писатель раскрыл нам драму деда Архипа и его внука Лёньки. Лёнька - сирота, у него нет ни матери, ни отца, только один больной дед. Живут они за счёт подаяний: ходят по сёлам и станицам с котомкой за плечами, просят на пропитание. «А милостыню-то собирать не сладко…Каждому поклонись, каждого попроси. Кусок-то хлеба в тыщу рублей ценят. Сытый человек – зверь. И никогда он не жалеет голодного…». Вот они размышления деда Архипа. Он понимает, что он стар и болен, беспокоится за своего единственного внука, как он там будет после него. Поэтому он так и говорит своему Лёньке: «Ты хилый ребёночек, а мир-то зверь. Проглотит он тебя сразу. А я не хочу этого. Люблю ведь тебя дитятко!» Ради этой любви он идёт на всё: на постоянные унижения, когда ходит по станицам и просит жалобно милостыню, когда ворует, что плохо лежит. Его заветное желание: «Кабы сто рублей скопить!... Умер бы я тогда покойно…» остаётся неосуществимым. Лёнька – чистейшая душа, очень хорошо знает своего деда, но не может смириться с его поступками. Он протестует по-своему, по-детски. В станице, где они побираются, Лёнька встречает девочку. У неё горе, она плачет от того, что потеряла подарок отца – голубой платочек. Но каково его удивление, когда он неожиданно узнаёт, что этот платок оказывается у его деда. Да ещё в придачу дед Архип делает его соучастником воровства, когда просит внука скинуть платок незаметно у дороги. Дед вдобавок ещё ухитрился после того, как проверили их котомки с хлебом, украсть серебряный кинжал. Увидев всё наворованное у деда, мальчик вознегодовал:
« …Молчи уж ты! Умер бы, умер бы…А не умираешь вот …Воруешь!...- взвизгнул Лёнька и вдруг, весь дрожа, вскочил на ноги. Вор ты старый! – И, сжав маленький сухой кулачок, он потряс им перед носом внезапно замолкшего деда…». Большая трагедия в совсем маленькой и нищей семье. А сколько их таких по России?! Дед Архип в ответ только и сказал: «Умираю ведь я…Умираю …а ты говоришь – вор…Для чего вор? Для тебя это всё…Бог видит всё…Он знает, что воровал…знает…он меня накажет. Он не помилует меня за воровство».
Сколько в наших семьях таких трагедий, где борются за своих детей, а в результате ничего хорошего не получается. То ли это судьба, где всё уже прописано, как и что, и когда. То ли это просто невезение, которое преследует таких вот людей. То есть в каждом конкретном случае есть начало развала и, поди, разберись в своей судьбе, когда всё это началось. А может начало и лежит в самом первом твоём вдохе. Трудно вырваться из этого порочного круга, где нет никому дела до твоих насущных проблем. А как бы хотелось, чтобы многим было хорошо и радостно в этой жизни.
Читая этот рассказ, я просто оторопел от его такой неожиданной концовки: дед Архип и Лёнька погибают. Горький, специально, наверное, сделал такое трагическое завершение своего повествования. Сгустил события, дабы показать, что зло всё равно будет когда-нибудь наказано. Я внутренне воспротивился такому трагическому окончанию повествования. Мне показалось, что Лёньку надо было обязательно оставить жить на страницах этого грустного рассказа. Ведь, по большому счёту, то зло, что сделало их нищими осталось в этой истории ненаказуемым.

Главные герои рассказа М.Горького «Дед Архип и Лёнька» — старик по имени Архип и его внук, Лёнька. Дед с внуком уже много лет жили тем, что собирали подаяние. Дед Архип чувствовал приближение смерти, и беспокоился о том, как десятилетний внук будет без него искать себе место в жизни. Он мечтал скопить достаточную сумму денег, чтобы Лёнька мог на них жить, когда останется один.

В поисках лучшей доли дед и внук отправились на Кубань, где милостыню подавали более щедро, чем у них на родине. Одна беда, подавали им, в основном, еду. Подавали хорошо, еда оставалась, и ее приходилось выбрасывать, а покупать еду у них никто не хотел.

На переправе через реку Кубань дед разговорился с одним казаком, который интересовался, как живется людям в тех местах, откуда пришли два путника?

Дед Архип стал рассказывать о голоде, о том, что земля перестала быть плодородной. На это казак возразил, что причина плохой жизни не в истощенной земле, а в плохих руках у людей, которые не умеют на этой земле работать.

Казак оказался добрым и подвез двух путников до своей станицы. Узнав, что дед с внуком пойдут по станице собирать подаяние, он сказал им, чтобы вечером они приходили в его дом переночевать.

Дед с внуком, договорившись вечером встретиться у церкви, разделились и пошли по улицам станицы. Лёнька не любил просить подаяние, ему было трудно унижаться перед людьми. Выбрав место поукромнее, он уснул. Разбудил его детский плач. Плакала маленькая девочка. Лёнька узнал, что она потеряла новый платок. Как мог, Лёнька ободрил плачущую девочку и ушел.

Когда он добрался до церкви, туда пришел и дед Архип. Он нес тяжелый мешок с подаянием. Они уже собирались искать дом того казака, что пригласил их на ночлег, когда к ним подошел другой казак и потребовал следовать за ним.

Лёнька понял, что дед опять что-то натворил. Старика уже ловили однажды на краже, и в этот раз он тайком сунул Лёньке сверток, попросив выбросить его незаметно. Внук выполнил просьбу деда, но в этом свертке он распознал голубой платок, и сразу понял, что этот тот самый платок, что потеряла девочка.

Потом деда и внука обыскивали, говоря, что в станице пропали кинжал и платок. Дед Архип говорил, что они ни в чем не виновны. У нищих ничего не нашли, но все равно выгнали из станицы.

Сидя под корявым деревом неподалеку от селения, внук услышал от деда историю о том, как тот в одном доме тайком снял со стены дорогой кинжал, который можно выгодно продать. Он же нашел и потерянный платок, который и не подумал возвращать владельцам. Эти вещи дед сумел подобрать, когда их выпроваживали из станицы, и, сидя под деревом, он рассуждал о том, как много за них денег можно будет выручить для будущей жизни Лёньки.

Внук был против того, чтобы дед занимался воровством. Он потребовал, чтобы они вернулись в станицу и отдали вещи их владельцам. Возникла ссора, которую усилила начавшаяся гроза. В результате, Лёнька убежал от деда, куда глаза глядят.

Утром деда Архипа, еле живого, обнаружили местные ребятишки. При нем были пропавшие кинжал и платок. К вечеру старик умер, и его похоронили под тем деревом, возле которого нашли. На погосте его не стали хоронить, признав в нем вора.

А через два дня нашли и его внука, Лёньку. Он лежал на дне оврага, в который мальчик сорвался в ту грозовую ночь. Поначалу его, как невинного ребенка, хотели похоронить на погосте, но потом передумали и положили рядом с дедом, поставив над могилой каменный крест.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Горького «Дед Архип и Лёнька» заключается в том, что даже в самых тяжелых обстоятельствах нужно оставаться человеком. Не следует опускаться до воровства. Дед Архип, который украл кинжал, желая обеспечить жизнь внука, был похоронен, как вор. И его внука Лёньку, о судьбе которого дед так заботился, люди тоже сочли вором, положив его рядом с дедом.

Рассказ учит за добро платить добром. Казаки по-доброму отнеслись к двум нищим: их подвезли до станицы, дали хорошее подаяние и пригласили на ночлег. А в ответ дед Архип совершил кражу.

Какие пословицы подходят к рассказу Горького «Дед Архип и Лёнька»?

Нищему нет друга.
Старый — что малый, а малый — что глупый.
Украсть – в беду попасть.

Дед Архип и Лёнька

Ожидая паром, дед Архип и Ленька легли в тень от берегового обрыва и смотрели на волны реки Кубани. Ленька задремал, а дед, чувствуя боль в груди, не мог уснуть. Ленька был маленький, хрупкий (ему шел 11-й год), в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда старого иссохшего дерева. Дед то и дело кашлял, кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься и выжимал крупные слезы. Описывается степное марево (мутность воздуха, сухой туман), которое закрывало все вдали, но дед не был знаком с этим явлением и считал, что жара да степь отнимают у него зрение, как отняли остатки силы в ногах. Сегодня ему было более плохо, чем всегда, он чувствовал, что скоро умрет, но его сильно смущала мысль о внуке. Куда денется Ленька? От этой мысли становилось тошно и хотелось вернуться домой, в Россию, но это далеко. А здесь по Кубани подают хорошо, хотя нищих не любят, потому что богаты.

Проснулся Ленька и поднял на деда большие голубые, не по-детски вдумчивые, глаза. Паром не подходил, а стоял невдалеке, так как его никто не звал. Ленька хотел купаться, но быстрая река могла его унести. Дед предложил привязать к ноге Леньки поясок и держать, но Ленька сообразил, что так река унесет их обоих. Затем он сказал, что земля здесь сплошная пыль, что они видели много городов и людей, и, не умея уловить свою мысль, замолчал. Дед похвалил его за ум и согласился, что все вокруг и они, и города, и все люди пыль. Пожалел, что мальчик не может учить грамоту, и уже в который раз перевел разговор на тему собственной смерти и судьбы Леньки. Леньке надоели эти разговоры, ведь они заканчивались ссорами, так как в начале их ему было страшно, затем скучно, и дед, замечая это, злился, думая, что Ленька его не любит и желает ему смерти. Дед в этот раз размышлял, что нищих за людей не считают, подают только ради очистки совести, сытый и голодный враги друг другу. Ленька думает пойти работать в трактир, но его там могут забить, но мальчик обещал каждому не даваться. В монастырь лучше, думал дед. Тут появился казак (сытый, сильный, здоровый) на арбе (двухколесная телега) и позвал паром. Дед пожаловался, что в России (то есть в центральных областях) голод и люди мрут как мухи. Дед обвинил землю, мол, люди её высосали, а казак, сказал, что все от рук, от хороших рук и камень родит. На пароме Ленька задремал (видимо, стоя) и упал.

Казак довез их до станицы. По дороге Ленька подумал, что снова придется просить милостыню, врать про голод в России, чтобы больше подавали, и его снова будут задирать мальчишки. Из милостыни в основном подают еду, но она портится, и её никто здесь не покупает, а лучше бы давали деньгами. По приезду казак назвал себя (Андрей Черный) и сказал, чтобы они пришли к нему на ночлег. Дед и Ленька разошлись (по желанию Леньки, хотя отдельно он собирал намного меньше), дед затянул свою песню, а Ленька нашел кусты и в них заснул. Его разбудил громкий плач. Девочка лет семи с чёрными глазами шла по дороге и плакала. Ленька захотел ей помочь. Она сказала, что потеряла платок, который купил отец и она его первый раз надела. Ленька решил, что отец побьет её, но все равно сказал ей идти домой, во всем признаться, и даже предложил защитить её перед отцом. Но девочка отказалась, так как её мать не любит нищих, и ушла. Ленька пришел к церкви (они условились с дедом здесь встретиться), по дороге думая, что если девочка из богатой семьи, то её побьют, так как все богатые скряги, а если из бедной, то нет. Деде много подавали, и он решили идти искать Андрея Черного. Но подошедший к ним казак повел их в сборную (дом, где размещалось станичное правление). По дороге дед дал Леньке сверток, чтобы тот его выбросил и запомнил, где. Выбрасывая, Ленька заметил голубой в цветочки платок девочки. В сборной их обвинили в воровстве платка и кинжала. Когда-то в Тамани дед своровал белье, его за это побили и выгнали. Он потом долго молился и называл себя вором. В сборной дед говорил, что не виноват. Леньке стало плохо, и он упал. Их отпустили и вывел из станицы.

По дороге дед подобрал сверток с платком и кинжалом и показал Леньке. Мальчик сразу же представил, что все смеются им в лицо, а та девочка, сверкая синими глазами, называет его воришкой. Начиналась гроза. Ленька закричал на деда, назвал его вором. Дед кричал, что все ради Леньки, его будущего. Мальчик испугался, звал деда в станицу, а тот все говорил и говорил. Гроза была в разгаре. Со страху Ленька не выдержал и убежал. На следующий день деда нашли там же (под деревом), он ещё был жив, но язык отнялся. Он искал кого-то в толпе, но не мог найти и плакал. К вечеру он умер и его похоронили под тем же деревом (на погосте нельзя, так как вор: платок и кинжал нашли рядом с ним). Леньку нашли через 2-3 дня: он лежал возле оврага лицом вниз в грязи. Его похоронили рядом с дедом и поставили каменный крест.


Поделиться в социальных сетях!

Тема. Вне классное чтение. Рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька». (7 класс)

Цель урока. Учить учащихся работе с художественным текстом произведения, отыскивать

необходимые цитаты для характеристики героев. Повторить, что такое эпизод,

композиция, художественное своеобразие произведения.

Заострить внимание на том, что пейзаж также играет значительную роль в

развитии сюжета.

Особо остановиться на положительных чертах характера Лёньки.

Воспитывать у учащихся такие черты, как доброта, отзывчивость, благородство. Оборудование. Портрет А.М.Горького 90-х годов. Иллюстрации к рассказу «Дед Архип и

Лёнька».

Ход урока.

I Повторение. (Опрос).

    Что такое тема художественного произведения?

    Что такое идея?

II . Изучение нового материала.

1. Беседа о рассказе по вопросам.

    Понравился ли вам рассказ?

    Кто из героев рассказа более всего привлекает наше внимание и почему? (Конечно, Лёнька. Непосредственный, правдивый, добрый, отзывчивый и беззащитный мальчик).

2. Раб ота с текстом. Комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов.

1) Где происходят события, описанные в рассказе? Найдите описание природы. Как вы

думаете, о счастливых или трагических событиях пойдет речь?

Работа с текстом. Зачитываются пейзажные зарисовки стр. 29,34,41,46,48,49.

а) Как вы понимаете выражения: «На темно-коричневом фоне земли», «Отрёпанные и
скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками», ... «пыльные физиономии
были совсем под цвет бурым лохмотьям» - 29 стр.

б) Обратите внимание на портреты главных героев. Дед: «Костлявая и длинная фигура
дедушки...»

Лёнька: «... лежал калачиком. Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях...» - Что можно сказать о них.

в) Как вы думаете, на что указывают уменьшительно- ласкательные суффиксы в словах
калачиком, маленький, личике.

г) Обратите внимание, как описывает автор глаза Лёньки: «... большие, глубокие, не по-
детски вдумчивые...»

О чем говорит эта деталь?

Обобщение учителя.

Унылый пейзаж, которым открывается рассказ, подчёркивает серую и безотрадную жизнь деда и внука. Мутные волны, тёмно-коричневый фон земли гармонируют с душевным состоянием героев. Правдиво написаны портреты нищих.

И Архип,и Лёнька худы, в лохмотьях.

А.М.Горький удивительно точно находит простые слова, чтобы передать бедственное состояние людей. У деда глаза тусклые, воспалённые. Он плачет о том, что скоро умрёт и оставит горячо и скорбно любимого Лёньку одного на белом свете, а река равнодушно плещет о берег, «Ярко улыбается безоблачное небо». Здесь пейзаж контрастирует с душевным состоянием - смятением старика.

2) обратите внимание на то, как постепенно автор усиливает напряженность рассказа, как рассказ
наполняется социальными мотивами.

Работа с текстом. Чтение и комментарий. а) «Лёнька, Лёнька!., кабы грамоту тебе!...»,заканчивая словами «Сытый человек-зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу - сытый и голодный...»

Обобщение.

3) Чтение и разбор сцены встречи Лёньки с девочкой (Сцена начинается по ролям)

а) Как отнесся Лёнька к девочке?

б) Как это его характеризует?

в) Инсценировка.

Обобщение учителя.

4) Как Ленька относится к тому, что дед ворует. Найдите эти эпизоды в тексте. Прочитайте,
а) Анализ текста стр. 43,44,46;

зачитываем эпизоды стр. 47: «Тяжёлая, изорванная и лохматая туча...» и заканчивая словами: «Не будет тебе на том свете прощенья за это!»

Обобщение.

5) Чтение заключительных (трёх) страниц рассказа.
Обратите внимание.

а) Как пейзаж усиливает трагическую развязку рассказа.

б) Вспомните, что такое авторская позиция, какова она здесь?

в) Проанализируйте следующие отрезки художественной такни произведения:

«Крик его, заглушаемый отзвуками грома, прозвучал, как удар в маленький, разбитый колокол».

- Когда бьют в колокола? (Когда приходит беда, несчастье).

- Как вы понимаете слово «ЭХО»?

Это отзвук. Повтор. В данном случае подразумевается повторение смерти.

И так, зазвучала ещё одна трагическая нота - судьба Лёньки. Она под ударом.

«Удары грома, сотрясая степь и небо, рокотали теперь...» заканчивая словами: «А дождь, падая, шумел...»

Обобщения и выводы учителя.

При помощи афоризмов, вложенных в уста деда, А.М.Горький так определяет характер взаимоотношений бедных и богатых: « Сытый человек-зверь... Враги друг другу - сытый и голодный...»

Окружающие условия нравственно исковеркали деда, озлобили его. Он научился лгать, притворяться, жадничать, воровать. Изображая встречу с казаком, писатель не только говорил об униженном положении обездоленных, но и указывает на умение деда притворяться смирным. «Дед и внук стащили шапки и низко поклонились», подойдя к богатому казаку. А дальше дед говорит «гнусавым» голосом, кряхтит и стонет, горбится больше, чем надо. И все это для того, чтобы разжалобить казака. Архип туго набивает мешок выпрошенными кусками, хотя с маленьким мальчиком ему столько не надо. В станице дед крадет кинжал и платок.

По характеру Лёнька значительно отличается от деда. Внук не успел ещё впитать в себя мораль старого мира. Он добр, весел, отзывчив, мечтателен. Ему трудно понять деда, оправдать его воровство.

Тронутый слезами девочки, Лёнька с гневом бросает в лицо деду: «Вор ты старый!»

Разразившаяся во время этого столкновения гроза помогает острее почувствовать тяжесть переживаний героев. Дед и внук гибнут. «Ложь, притворство, воровство - нора рабской морали», - говорит читателю рассказ «Дед Архип и Лёнька».

    Рассматривание иллюстраций к рассказу и беседа по ним.

    Рефлексия:

    С каким рассказом А.М.Горького познакомились на уроке?

    Что особенно запомнилось в характере Лёньки?

    Какова основная идея рассказа?

    Есть ли у вас дедушки, бабушки. Как вы к ним относитесь?

V . Домашнее задание.

Написать сочинение - отзыв на рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька» (Анализ произведения по тексту: М.Горького «Избранные произведения», «Детская литература», М., 1975).

Министерство просвещения РФ

городского округа город Михайловка

Волгоградской области

МКОУ «Реконструкторская СОШ»

Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу М.Горького «Дед Архип и Ленька»

Учитель русского языка и

литературы высшей категории

Бахтин С.Ф.

п.Реконструкция