Устарелые слова, входящие в пассивный состав языка, вклю­чают в себя историзмы (названия исчезнувших предметов, явле­ний, понятий и т.д.) и архаизмы (названия предметов и явлений существующих, вытесненные, однако, их синонимами - словами активного употребления).

Историзмы используются в основном в специальной литера­туре, где выполняют функцию номинативную - служат назва­ниями реалий прошлых эпох. Вместе с тем возможность с помощью историзмов рисовать картину прошлого, насыщая ее конкретным описанием, привлекает к ним внимание авторов художественных произведений.

Стилистические функции архаизмов в художественной лите­ратуре многообразны. Прежде всего они, наряду с историзмами, используются для создания исторического колорита эпохи, при­чем это относится не только к речи персонажей, где их употреб­ление вполне естественно, но и к речи авторской, в которой они играют роль средства стилизации. Ср. употребление устарелой лексики в отрывке из романа А.Н. Толстого «Петр Первый»:

Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили на­глые дворовые холопы в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или просто - не давали проходу ни конному, ни пешему, - хохот, баловство, хватанье руками. Нынче ворота за­крыты наглухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на вой­ну, боярские сыновья и зятья либо в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы - учиться навигации,

математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у рас­крытого окошечка, - рад, что хоть на малое время царь Пётр,за отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или в бе­лых чулках по колено, в парике из бабьих волос - до пупа - вертеть и дёргать ногами.

Не весело, томно думается боярину у окошечка... «Всё равно маво Мишку математике не научишь, поставлена Москва без ма­тематики, жили, слава Богу, пятьсот лет без математики - лучше нынешнего", от этой войны само собой ждать нечего, кроме конечного разорения, сколько ни таскай по Москве в золочёных теле­гах богопротивных Нептунов и Венерок во имя преславной викто­рии на Неве... Как пить дать, швед побьёт наше войско, и ещё татары, давно этого дожидаясь, выйдут ордой из Крыма, полезут через Оку... О, хо-хо!»

Архаизмы используются для речевой характеристики персо­нажей, например при передаче речи лиц духовного звания. Ср. реплики Пимена в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»:

А сын его Феодор? На престоле

Он воздыхал о мирном житии

Молчальника. Он царские чертоги

Преобратил в молитвенную келью",

Там тяжкие, державные печали

Святой души его не возмущали.

Бог возлюбил смирение царя,

И Русь при нём во славе безмятежной

Утешилась - а в час его кончины

Свершилося неслыханное чудо:

К его одру, царю едину зримый,

Явился муж необычайно светел,

И начал с ним беседовать Феодор,

И называть великим патриархом.

И все кругом объяты были страхом,

Уразумев небесное виденье,

Зане святый владыка пред царём

Во храмине тогда не находился.

Архаизмы могут придавать речи оттенок торжественности, патетичности. Они широко используются в поэтических произ­ведениях, например в «Пророке» А.С. Пушкина. Чаще всего для этой цели привлекаются архаизмы старославянского происхож­дения (исторические церковнославянизмы). Такую функцию выполняют только те славянизмы, которые устарели для нашей эпохи и не встречаются в широком употреблении, в то времяк

ак их русский вариант общеупотребителен; ср.: голос - глас, молодой - младой, дочь - дщерь.

Нередко в художественной прозе архаизмы используются как средство создания иронии, сатиры, пародии (ср. такое их при­менение у Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехо­ва). Обычно подобный эффект достигается использованием архаизмов на фоне бытовой или сниженной лексики. Напри­мер, в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина встречаются такие сочетания: сонмище невежественных и злых уличных лобо­трясов; верховный жрец литературной болтовни; порядок службы громко вопиял о мыле и щёлоке; святилище веселья, называемое клубом; рыбари, которые занимались сокрушением зубов и челюс­тей человеческих; преисподние глуповских желудков и т.п.

Для той же цели устарелые слова используются в публицис­тических произведениях, в газетных фельетонах и т.д.: незапла­нированноепришествие святого мессии (М.К.); покупатели славянского шкафа - советские славяне, а именнодревляне, по­ляне, кривичи и дреговичи (И. и П.); Оная пресса, не довольствуясь , круглосуточной работой всей металлургической промышленности, каждый день торопит с окончанием постройки гигантов метал­лургии (Лих.).

В эпистолярном стиле архаизмы могут придавать речи шут­ливый характер; ср. в письмах А.П. Чехова: обнищал зело; караси и лини,сиречь прудовая рыба.

Упражнение 12. Укажите функции устарелой лексики в отрывкеиз повести А. К. Толстого «Князь Серебряный».

Князь [Вяземский] хотел отвечать, но царь не дал ему времени. - Раб лукавый! - произнёс он грозно, и по жилам присут­ствующих пробежал холод, - раб лукавый! Я приблизил тебя ко престолу моему; я возвеличил тебя и осыпал милостями; а ты что учинил? Ты в смрадном сердце своём, аки аспид, задумал погубить меня, царя твоего, и чернокнижием хотел извести меня, и затем, должно быть, ты в опричнину просился? Что есть оп­ричнина? - продолжал Иоанн, озираясь кругом и возвышая го­лос, дабы весь народ мог услышать его. - Я, аки господин винограда, поставлен Господом Богом над народом моим возделывати виноград мой. Бояре же мои, и Дума, и советники, не захотели помогать мне и замыслили погубить меня; тогда взял я от них виноград мой и отдал другим делателям. И се есть оприч­нина! Званные мною на пир не пришли, и я послал на торжища и на исходища путей и повелел призывать елицех, какие обре­тутся. И се опять есть опричнина!

1

Скучно стало в Москве. В обеденную пору — в июльский зной — одни бездомные собаки бродили по кривым улицам, опустив хвосты, принюхивая всякую дрянь, которую люди выбрасывали за ненадобностью за ворота. Не было прежней толкотни и крика на площадях, когда у иного почтенного человека полы оторвут, зазывая к палаткам, или вывернут карманы, раньше чем он что-нибудь купит на таком вертячем месте. Бывало, еще до зари ото всех слобод, — арбатских, сухаревских и замоскворецких, — везли полные телеги красного, скобяного и кожевенного товара, — горшки, чашки, плошки, кренделя, решета с ягодой и всякие овощи, несли шесты с лаптями, лотки с пирогами, торопясь, становили телеги и палатки на площадях. Опустели стрелецкие слободы, дворы на них позападали, поросли глухой крапивой. Много народу работало теперь на новозаведенных мануфактурах вместе с колодниками и кабальными. Полотно и сукно оттуда шло прямо в Преображенский приказ. Во всех московских кузницах ковали шпаги, копья, стремена и шпоры. Конопляной веревочки нельзя было купить в Москве, — вся конопля взята в казну. И колокольного звона прежнего уже не было — от светла до светла, — во многих церквах большие колокола сняты и отвезены на Литейный двор, перелиты в пушки. Пономарь от Старого Пимена, когда пропахшие табачищем драгуны сволокли у него с колокольни великий колокол, напился пьян и хотел повеситься на перекладине, а потом, лежа связанный на сундуке, в исступлении ума закричал, что славна была Москва малиновым звоном, а теперь на Москве станет то́мно. Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили наглые дворовые холопы, в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или просто — не давали проходу ни конному, ни пешему, — хохот, баловство, хватанье руками. Нынче ворота закрыты наглухо, на широком дворе — тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья и зятья либо в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы — учиться навигации, математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у раскрытого окошечка, — рад, что хоть на малое время царь Петр, за отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или в белых чулках по колено, в парике из бабьих волос — до пупа — вертеть и дергать ногами. Не весело, то̀мно думается боярину у окошечка... «Все равно маво Мишку математике не научишь, поставлена Москва без математики, и жили, славу богу, пятьсот лет без математики — лучше нынешнего; от этой войны, само собой, ждать нечего, кроме конечного разорения, сколько ни таскай по Москве в золоченых телегах богопротивных Нептунов и Венерок во имя преславной виктории на Неве... Как пить дать, швед побьет наше войско, и еще татары, давно этого дожидаясь, выйдут ордой из Крыма, полезут через Оку... О-хо-хо!» Боярин тянулся толстым пальцем к тарелке с малиной, — осы, проклятые, облепили всю тарелку и подоконник! Лениво перебирая четки из маслиновых косточек — с Афона, — боярин глядел на двор. Запустение! Который год за царскими затеями да забавами и подумать некогда о своем-та... Клети покривились, на погребах дерновые крыши просели, повсюду бурьян безобразный... «И куры, гляди-ко, какие-то голенастые, и утка мелкая нынче, горбатые поросята идут гуськом за свиньей — грязные да тощие. О-хо-хо!..» Умом боярин понимал, что надо бы крикнуть скотницу и птичницу да тут же их под окошком и похлестать лозой, вздев юбки. В такой зной кричать да сердиться — себе дороже. Боярин перевел глаза повыше — за тын, за липы, покрытые бело-желтым цветом и гудящими пчелами. Не так далеко виднелась обветшавшая кремлевская стена, на которой между зубцами росли кусты. И смех, и грех, — доцарствовался, Петр Алексеевич! Крепостной ров от самых Троицких ворот, где лежали кучи мусора, заболотился совсем, курица перейдет, и вонища же от него!.. И речка Неглинная обмелела, с правой стороны по ней — Лоскутный базар, где прямо с рук торгуют всяким краденым, а по левому берегу под стеной сидят с удочками мальчишки в запачканных рубашках, и никто их оттуда не гонит... В рядах на Красной площади купцы запирают лавки, собрались итти обедать, все равно торговлишка тихая, вешают на дверях пудовые замки. И пономарь прикрыл двери, затряс козлиной бородой на нищих, тоже пошел потихоньку домой — хлебать квас с луком, с вяленой рыбой, потом — посапывать носом в холодок под бузину. И нищие, убогие, всякие уроды сползли с паперти, побрели под полуденным зноем — кто куда... В самом деле, пора бы собирать обедать, а то истома совсем одолела, такая скучища. Боярин всмотрелся, вытянул шею и губы, даже приподнялся с табурета и прикрыл ладонью сверху глаза свои, — по кирпичному мосту, что перекинут от Троицких ворот через Неглинную на Лоскутный базар, ехала, отсвечивая солнцем, стеклянная карета четверней — цугом серых коней, с малиновым гайдуком на выносной. Это царевна Наталья, любимая сестра царя Петра, с таким же беспокойным нравом, как у брата, вышла в поход. Куда же она поехала-то, батюшки? Боярин, сердито отмахиваясь платком от ос, высунулся в окошечко. — Гришутка, — закричал он небольшому пареньку в длинной холщевой рубашке с красными подмышками, мочившему босые ноги в луже около колодца, — беги что есть духу, вот я тебя!.. Увидишь на Тверской золотую карету — беги за ней, не отставая, вернешься — скажешь, куда она поехала...

И колокольного звона прежнего уже не было – от светла до светла, – во многих церквах большие колокола сняты и отвезены на Литейный двор, перелиты в пушки. Пономарь из Старого Пимена, когда пропахшие табачищем драгуны сволокли у него с колокольни великий колокол, напился пьян и хотел повеситься на перекладине, а потом, лежа связанный на сундуке, в исступлении ума закричал, что славна была Москва малиновым звоном, а теперь на Москве станет томно.

Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили наглые дворовые холопы в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или просто – не давали проходу ни конному, ни пешему, – хохот, баловство, хватанье руками. Нынче ворота закрыты наглухо, на широком дворе – тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья и зятья либо в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы – учиться навигации, математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у раскрытого окошечка, – рад, что хоть на малое время царь Петр, за отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или в белых чулках по колено, в парике из бабьих волос – до пупа – вертеть и дергать ногами.

Невесело, томно думается боярину у окошечка… «Все равно маво Мишку математике не научишь, поставлена Москва без математики, жили, слава богу, пятьсот лет без математики – лучше нынешнего; от этой войны, само собой, ждать нечего, кроме конечного разорения, сколько ни таскай по Москве в золоченых телегах богопротивных Нептунов и Венерок во имя преславной виктории на Неве… Как пить дать, швед побьет наше войско, и еще татары, давно этого дожидаясь, выйдут ордой из Крыма, полезут через Оку… О, хо-хо!»

Боярин тянулся толстым пальцем к тарелке с малиной, – осы, проклятые, облепили всю тарелку и подоконник! Лениво перебирая четки из маслиновых косточек – с Афона, – боярин глядел на двор. Запустение! Который год за царскими затеями да забавами и подумать некогда о своем-та… Клети покривились, на погребах дерновые крыши просели, повсюду бурьян безобразный… «И куры, гляди-ко, какие-то голенастые, и утка мелкая нынче, горбатые поросята идут гуськом за свиньей – грязные да тощие. O, хо-хо!..» Умом боярин понимал, что надо бы крикнуть скотницу и птичницу да тут же их под окошком и похлестать лозой, вздев юбки. В такой зной кричать да сердиться – себе дороже.

Боярин перевел глаза повыше – за тын, за липы, покрытые бело-желтым цветом и гудящими пчелами. Не так далеко виднелась обветшавшая кремлевская стена, на которой между зубцами росли кусты. И смех и грех, – доцарствовался Петр Алексеевич! Крепостной ров от самых Троицких ворот, где лежали кучи му-copa, заболотился совсем, курица перейдет, и вонища же от него!.. И речка Неглинная обмелела, с правой стороны по ней – Лоскутный базар, где прямо с рук торгуют всяким краденым, а по левому берегу под стеной сидят с удочками мальчишки в запачканных рубашках, и никто их оттуда не гонит…

В рядах на Красной площади купцы запирают лавки, собрались идти обедать, все равно торговлишка тихая, вешают на дверях пудовые замки. И пономарь прикрыл двери, затряс козлиной бородой на нищих, тоже пошел потихоньку домой – хлебать квас с луком, с вяленой рыбой, потом – посапывать носом в холодок под бузину. И нищие, убогие, всякие уроды сползли с паперти, побрели под полуденным зноем – кто куда…

В самом деле, пора бы собирать обедать, а то истома совсем одолела, такая скучища. Боярин всмотрелся, вытянул шею и губы, даже приподнялся с табурета и прикрыл ладонью сверху глаза свои, – по кирпичному мосту, что перекинут от Троицких ворот через Неглинную на Лоскутный базар, ехала, отсвечивая солнцем стеклянная карета четверней – цугом серых коней, с малиновым гайдуком на выносной. Это царевна Наталья, любимая сестра царя Петра, с таким же беспокойным нравом, как у брата, вышла в поход. Куда же она поехала-то, батюшки? Боярин, сердито отмахиваясь платком от ос, высунулся в окошечко.

– Гришутка, – закричал он небольшому пареньку в длинной холщовой рубашке с красными подмышками, мочившему босые ноги в луже около колодца, – беги что есть духу, вот я тебя!.. Увидишь на Тверской золотую карету – беги за ней, не отставая, вернешься – скажешь, куда она поехала…

Четверня серых лошадей, с красными султанами под ушами, с медными бляхами и бубенцами на сбруе, тяжелым скоком пронесла карету по широкому лугу и остановилась у старого измайловского дворца. Его поставил еще царь Алексей Михайлович, любивший всякие затеи у себя в сельце Измайлове, где до сих пор с коровьим стадом паслись ручные лосихи, в ямах сидели медведи, на птичьем дворе ходили павлины, забиравшиеся летом спать на деревья. Не перечесть, сколько на бревенчатом, потемневшем от времени дворце было пестрых и луженых крыш над светлицами, переходами и крыльцами: и крутых, с гребешком, как у ерша, и бочкой, и кокошником. Над ними в полуденной тишине резали воздух злые стрижи. Все окошечки во дворце заперты. На крыльце дремал на одной ноге старый петух, – когда подъехала карета, он спохватился, вскрикнул, побежал, и, как на пожар, подо всеми крылечками закричали куры. Тогда из подклети открылась низенькая дверца, и высунулся сторож, тоже старый. Увидав карету, он, не торопясь, стал на колени и поклонился лбом в землю.

Царевна Наталья, высунув голову из кареты, спросила нетерпеливо:

– Где боярышни, дедушка?

Дед поднялся, выставил сивую бороду, вытянул губы:

– Здравствуй, матушка, здравствуй, красавица царевна Наталья Алексеевна, – и ласково глядел на нее из-под бровей, застилавших ему глаза, – ах ты, богоданная, ах ты, любезная… Где боярышни, спрашиваешь? А боярышни не знаю где, не видал.

Наталья выпрыгнула из кареты, стащила с головы тяжелый, жемчужный, рогатый венец, с плеч сбросила парчовый летник, – надевала она старомосковское платье только для выезда, – ближняя боярыня, Василиса Мясная, подхватила вещи в карету. Наталья, высокая, худощавая, быстрая, в легком голландском платье, пошла по лугу к роще. Там – в прохладе – зажмурилась, – до того был силен и сладок дух цветущей липы.

– Ау! – крикнула Наталья. Невдалеке, в той стороне, где за ветвями нестерпимо в воде блестело солнце, откликнулся ленивый женский голос. На берегу пруда, близ воды, у песочка, у мостков, стоял пестрый шатер, в тени его на подушках, изнывая, лежали четыре молодые женщины. Они торопливо поднялись навстречу Наталье, разморенные, с развитыми косами. Та, что постарше, низенькая, длинноносая, Анисья Толстая, первая подбежала к ней и всплеснулась, вертя проворными глазами:

– Свет наш, Натальюшка, государыня-царевна, ах, ах, туалет заграничный! Ах, ах, божество!

Две другие, – сестры Александра Даниловича Меньшикова, недавно взятые приказом Петра из отцовского дома в измайлов-ский дворец под присмотр Анисьи Толстой для обучения политесу и грамоте, – юные девы Марфа и Анна, обе пышные, еще мало обтесанные, приразинули припухшие рты и распахнули ресницы, прозрачно глядя на царевну. Платье на ней было голландское, – красная, тонкой шерсти широкая юбка с тройной золотой каймой по подолу и невиданная узкая душегрейка, – шея, плечи – голые, руки по локоть – голые. Наталья и сама понимала, что только с богиней можно сравнить ее, ну – с Дианой, кругловатое лицо ее, с приподнятым коротким, как у брата, носом, маленькие ушки, ротик – все было ясное, юное, надменное.

– Туалет вчера мне привезли, прислала из Гааги Санька, Александра Ивановна Волкова… Красиво и – телу вольно… Конечно – не для большого выхода, а для рощи, для луга, для забав.

Наталья поворачивалась, давая себя разглядеть хорошенько. Четвертая молодая женщина стояла поодаль, скромно сложив напереди опущенные руки, улыбаясь свежим, как вишня, лукавым ртом, и глаза у нее были вишневые, легко вспыхивающие, женские. Круглые щеки – румяны от зноя, темные кудрявые волосы – тоже влажные. Наталья, поворачиваясь под ахи и всплески pyк, несколько раз взглянула на нее, строптиво выпятила нижнюю губу, – еще не понимала сама: любезна или неприятна ей эта мариенбургская полонянка, взятая в солдатском кафтане из-под телеги в шатер к фельдмаршалу Шереметьеву, выторгованная у него Меньшиковым и покорно – однажды ночью, у горящего очага, за стаканом вина, – отданная им Петру Алексеевичу.

Наталья была девственница, не в пример своим единокровным сестрам, родным сестрам заточенной в монастыре правительницы Софьи, царевнам Катьке и Машке, над которыми потешалась вся Москва. Нрав у Натальи был пылкий и непримиримый. Катьку и Машку она не раз ругивала потаскушками и коровами, разгорячась, и била их по щекам. Старые тюремные обычаи, жаркие скоромные шепоты разных бабок-задворенок она изгнала у себя из дворца. Она и брату, Петру Алексеевичу, выговаривала, когда он одно время, навсегда отослав от себя бесстыжую фаворитку Анну Монс, стал уж очень неразборчив и прост с женщинами. Вначале Наталья думала, что и эта – солдатская полонянка – также ему лишь на полчаса: встряхнется и забудет. Нет, Петр Алексеевич не забыл того вечера у Меньшикова, когда бушевал ветер и Екатерина, взяв свечу, посветила царю в спальне. Для меньшиковской экономки велено было купить небольшой домишко на Арбате, куда Александр Данилович сам отвез ее постелю, узлы и коробья, а через небольшое время оттуда ее перевезли в измайловский дворец под присмотр Анисьи Толстой.

Практическое занятие № 1

Стилистическая окраска слов

1. Какие стили существуют в русском языке?

2. Назовите формальные показатели лексики, входящей в тот или иной стиль.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: «Логос», 2001. С.18-21, 26-75.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998. С. 45-52.

4. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи: Практические занятия. Минск, 1999.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Составьте два письма официально-делового и разговорного стиля на тему: «Приглашение на выставку …».

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Определите стиль текста. Укажите, по каким признакам Вы это определили.

Солнце для человека – и источник тяжких испытаний, и бесценный дар. На широте Ашхабада на каждый квадратный метр земли в сутки приходится 7-8 тыс. ккал солнечного тепла или втрое больше, чем на широте Москвы. Такого количества тепла достаточно, чтобы испарить трехметровый слой воды, вызвать смертельные ожоги на коже человека, солнечный удар – перегрев всего организма.

Но без солнечного тепла невозможна жизнь. Жгучее солнце в Средней Азии может быть и благом: здесь очень короткий солнечный сезон. Солнце позволяет высушить виноград, абрикосы, персики, дыни, получить сухой изюм, урюк и курагу, сушеную дыню. Но это все пассивные способы пользования солнечным теплом. Наука работает, и небезуспешно, над использованием солнечных лучей для тепловых электростанций.

Солнце – центр. тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная звезда-карлик спектр. Класса G2; масса М о = 2 . 10 30 кг, радиус R о = 696 т. км 3 , ср. плотн. 1,41-10 3 кг/м 3 , светимость L о = 3,83 . 10 23 кВт, эффективная тем-ра поверхности (фотосферы) 5770 о К.

Период вращения (синодич.) изменяется от 27 сут. на экваторе до 32 сут. у полюсов, ускорение свободного падения 274 м/с 2 . Хим. Состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород – ок. 90%, гелий – 10%, остальные элементы – менее 0,1% (по числу атомов). Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центр. области С., где темп-ра превышает 10 млн. о К… Энергия из недр переносится излучением, а затем во внешнем слое толщиной ок. 0,2 R о – конвекцией.



Паустовский назвал ее самой русской рекой. Тихо, неторопливо собирает Ока воду серединной России и несет Волге. В большинстве мест река эта служит границей леса и степи. По одну сторону – жаркое хлебное поле, по другую – грибные чащи, луга, мещерские топи и мшары. По этой линии Русь столетиями держала оборону против воинственных степняков и хоронилась от них в лесах. На этой серебряной нитке нанизаны бусины древних селений, среди которых выделяются ныне Калуга, Кашира, Таруса, Коломна, Рязань, Касимов, Муром. В каждом названии – середина времени.

2. Выбрать из синонимического ряда слова, соответствующие следующим стилям:

Много, множество, уйма; смелый, лихой, неустрашимый; впрямь, воистину, действительно; запретить, возбранить, заказать; шествовать, идти, плестись; упрямиться, упираться, упорствовать; учить, штудировать, зубрить.

Практическое занятие № 2

Канцеляризмы и речевые штампы

1. Дайте определение клише.

2. Что такое штамп?

3. Канцеляризм, его особенности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: «Логос», 2001.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

3. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 1999.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1987. С. 97-100.

5. Васильева Н.В., Виноградов В.А., Шахнарович А.М. Краткий словарь лингвистических терминов. М., 1995.

6. Солганик Г.Я. Стилистический словарь публицистики. М., 1999.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

1. Сопоставьте предложения из переводных произведений (слева) и варианты их правки (справа). Объясните, чем вызвана необходимость внесения исправлений.

И теперь все сомнения относительно враждебных целей визита исчезли Теперь уже не оставалось сомнений (стало ясно), что пришли они как враги.
Мысль… произвела на меня слишком ошеломляющее впечатление. Мысль… слишком меня ошеломила.
Поистине счастливым поэт может считать себя, когда он чувствует свою необходимость людям. Поистине счастлив поэт, когда чувствует, что нужен людям.
Он находился в состоянии полного упадка сил. Он совсем ослабел (обессилел, лишился сил, силы оставили его).
Это не может не явиться плодотворным поводом для размышлений. Тут есть о чем задуматься.
Первое погружение (под воду) принесло разочарование, хотя вода была на удивление прозрачная. Первое погружение нас разочаровало, хотя вода была удивительно (на редкость) прозрачная.

2. Из газетных публикаций выпишите 5 предложений со штампами.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Как вы оцениваете в беседе, устном выступлении следующие обороты речи?

1. Мы имеем хороший спортивный зал. 2. Ребенок имеет все условия для нормального развития. 3. Добро пожаловать! 4. Милости просим! 5. Желаю вам успехов! 6. Оказать помощь. 7. Доводим до вашего сведения. 8. Осуществить заботу о ком-либо. 9. На данном этапе. 10. Остановиться на вопросе о дисциплине. 11. На сегодняшний день. 12. Порядка пятидесяти тысяч рублей.

2. Укажите, когда уместно использование данных ниже конструкций (употребите их в соответствующих контекстах). Приведите синонимичные им конструкции и определите сферу их употребления.

Относительно выполнения плана, по окончании вуза, по причине болезни, вследствие похолодания, в связи с командировкой, в целях усиления борьбы, по линии участия в соревнованиях, в части спортивных состязаний, в отношении поэзии, ввиду недовыполнения плана, имеют место недостатки, предложения по вопросам улучшения бытовых условий, совершить побег из лагеря, атмосферные осадки.

3. Найдите в тексте официально-делового стиля клишированные обороты:

Распоряжение № 14

Для улучшения информационной и организационно-распорядительной деятельности:

1. Руководителям структурных подразделений назначить ответственных за делопроизводство и представить данные о них в отдел ДОУ.

2. Срок исполнения – 29.03.99 г.

Ректор В.Д. Батухтин

Декану факультета лингвистики

РАСПОРЯЖЕНИЕ № 14

от 16.05.2000 г.

В целях ликвидации расхождения данных УМУ и ПЭО о количестве студентов, обучающихся на договорной основе, представлять в планово-экономический отдел копию ежемесячного отчета о движении контингента студентов, начиная с отчета за май 2000 года.

Первый проректор А.Ю. Шатин

О Б Ъ Я В Л Е Н И Е

ВНИМАНИЮ СТУДЕНТОВ ПЛАТНЫХ ГРУПП

Администрация сообщает, что изменились платёжные реквизиты университета по оплате за обучение. Просьба сообщить Заказчикам (плательщикам) НЕ перечислять средства на р/c УПФ ЧелГУ 609711 в фил. «Центральный» АКБ «Синтез».

Платежи осуществлять по реквизитам:

Получатель: Челябинский госуниверситет

Р/c 141801 в ГРКЦ ЦБ РФ

г. Челябинск, МФО 278003

25.04.95 Администрация

Практическое занятие № 3

Речевые ошибки в тексте

1. Плеоназмы и способы их устранения в тексте.

2. Тавтология и средства борьбы с ней.

3. Употребление слов в несвойственном им значении.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – 5 изд.- М: Флинта. Наука, 2000.

3. Пертякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. – М.: Наука, 1998.

4. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 1999.

5. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? – М., 1977.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

1. Спишите предложения. Там, где это необходимо, отредактируйте предложения и укажите вид речевой ошибки.

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. В мае месяце состоится торжественное открытие нового спортивного комплекса в нашем городе. 3. Пресса высоко позитивно оценивает результаты состоявшихся выше переговоров. 4. И было у царя три единственные дочери. 5. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 6. Князья в «Слове о полку Игореве» не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.

2. Выберите из данных в скобках необходимые словосочетания и вставьте в данные ниже предложения.

1. При поступлении на работу Вам необходимо представить заполненную анкету и …(свою автобиографию; автобиографию; подробную автобиографию). 2. В вечернем … прозвучало сенсационное заявление об открытии лекарства против СПИДа (информационном сообщении, утреннем совещании, выпуске новостей). 3. Но в своем выступлении председатель призвал всех…(к взаимному сотрудничеству, к тесному миропониманию, к уборке территории, к взаимопониманию). 4. Высокого незнакомого мужчину представили как…(коллегу по профессии, опытного профессионала, победителя спартакиады, специалиста по ловле змей).

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Разграничьте случаи неизбежной и стилистически неоправданной тавтологии. Исправьте, где это необходимо, предложения.

1. Прошло немало времени с тех пор, как редактор отредактировал рукопись. 2. Да, разумеется, трудно требовать от человека высокой человечности в обстоятельствах бесчеловечных, но ведь существует же предел, за которым человечность рискует превратиться в свою противоположность. 3. Лес – это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого. Велика роль леса в жизни людей. 4. Перифразы – это описательные выражения, словосочетания и предложения, выраженные в форме иносказания. 5. Труженики республики хорошо потрудились на уборке зерновых, работая в три смены. 6. Учащиеся педагогического института проходят педагогическую практику в лучших школах города. 7. Дружба дружбой, а служба службой.

2. Отметьте случаи неуместного повторения слов, исправьте предложения там, где это необходимо.

1. Среди этих слов выделяется группа слов, которые совершенно исчезли из языка и не встречаются в нем в настоящее время даже в составе производных слов. 2. Жизнь подготовила для вступления в новую жизнь много новых людей. 3. В прошлом народа находили истоки величия русского народа и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой. 4. «Учись учиться» - лозунг наших студентов.

3. Найдите плеоназмы в предложениях. Прочитайте исправленный вариант.

1. Успехам в работе способствовало успешное освоение новых технологий. 2. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 3. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается. 4. Как только прочитаете книгу, возвратите ее назад в библиотеку. 5. В прошлом году эта группа закончила университет и получила высшее образование. 6. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть. 7. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов.

Практическое занятие № 4

Устаревшая лексика

ВОПРОСЫ:

1. Что такое пассивный словарный запас?

2. Какие группы устаревших слов вы знаете? Назовите их и поясните разницу между ними.

3. Какова стилистическая роль историзмов и архаизмов в тексте?

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1989.

2. Фомина Л.Н. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. М., 1987. С. 87-89.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА

1. Подберите синонимы устаревшей лексике: в ещий, уста, чертог, рать, блюсти, вящий, ложе, бдение, долу, ладья.

2. Из любого толкового словаря русского языка выпишите 5 историзмов и 5 архаизмов.

3. Найдите в тексте архаизмы и определите, с какой целью использует их автор. Замените, где это возможно, устаревшие слова.

А сын его Феодор? На престоле

Он воздыхал о мирном житии

Молчальника. Он царские чертоги

Преобратил в молитвенную келью;

Там тяжкие, державные печали

Святой души его не возмущали.

Бог возлюбил смирение царя,

И Русь при нем

Во славе безмятежной

Утешилась – а в час его кончины

Свершилося неслыханное чудо:

К его одру, царю едину зримый,

Явился муж необычайно светел,

И начал с ним беседовать Феодор

И называть великим патриархом.

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Подберите современные слова, в которых находят отражение данные корни: шелом (шлем), сеть (гость), коварь (кузнец), вей (ветер), перст (палец), вага (вес).

2. Распределите слова в 2 столбика.

Архаизмы Историзмы

Вотчина, купец, бричка, перст, око, армяк, десница, карета, рамена, ланиты.

3. Какова роль архаизмов в следующем тексте?

Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили наглые дворовые холопы в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или просто – не давали проходу ни конному, ни пешему, - хохот, баловство, хватанье руками. Нынче ворота закрыты наглухо, на широком дворе – тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья и зятья либо в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы – учиться навигации, математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у раскрытого окошечка, - рад, что хоть на малое время царь Петр, за отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или в белых чулках по колено, в парике из бабьих волос до пупа – вертеть и дергать ногами.

А.Н. Толстой «Петр Первый»

Практическое занятие № 5

Многозначные слова и омонимы

1. Дайте определение многозначных слов. Какие типы значений существуют?

2. Что такое омонимы? Назовите типы омонимов и охарактеризуйте их.

3. Как разграничить многозначные слова и омонимы?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М.: «Логос», 2001. С.266-268

2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998. С. 23-31.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1987. С.77-80.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.

1. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых , как зима (П.). 2. К зиме поезжайте в Париж, и там, в вихре жизни, развлекайтесь, не задумывайтесь… (Гонч.). 3. Молодой князь… был вял, и ум его дремал еще беспробудно (Герц.). 4. Самолюбие в нем было огромное, и характер он имел железный (Т.). 5. Вся в инее шапка большая, усы, борода в серебре (Н.).

2. Назовите типы омонимов, встречающихся в тексте.

3. Выпишите из толкового словаря русского языка 5 многозначных слов, указав при этом все их значения.

АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1. Объясните переносное значение выделенных слов, укажите их стилистическую функцию.

1. Есть дни: ни злоба, ни любовь, ни жажда дел, ни к истине стремленье, ничто мне не волнует кровь: и сердце спит , и ум в оцепененье (Плещ.). 2. Антонида Ивановна слишком хорошо знала заячью натуру своего мужа (М. –С.). 3. Загорелые, суровые, мужественные лица; грубые густые волосы; угловатые , неотесанные движения и речь, скроенная нескладно, случайно, зато сильно и убедительно (Фурм.). 4. Аночка кончила школу в то время, когда еще не умерли все гимназические обычаи (Фед.). 5. У него были светло-русые волосы и худое, с глубокими продольными бороздами , лицо пожилого русского мастерового (Фад.). 6. Чубатый поднял на Григория ледяные глаза (Шол.).

2. С помощью каких типов омонимов создается рифма?

Вдали показалась какая-то аллея.

Что это за аллея? – полюбопытствовал Алексей Максимович.

Липовая-с, - откликнулись желтые краги.

Я не сдержался… нечаянно скаламбурил.

А больше у вас ничего липового нет?

Г.Е. Рыклин

Практическое занятие № 6