Лейтмотив в литературе - это главная мысль, которая красной линией проходит через все произведение. Изначально термин этот музыкальный, а литературоведы, недолго думая, позаимствовали его. Слово «лейтмотив» происходит от немецкого das Leitmotiv, и буквально оно переводится как «главный мотив» или «ведущий мотив».

И в музыке, и в литературе

В лейтмотив - это основная мелодия, тема или музыкальный оборот, которые обыгрываются в композиции. Можно сказать, что большинство композиций представляют собой взятую за основу мелодию, которой даются разные вариации. и называется лейтмотивом. Значение слова "лейтмотив" в литературе может быть понятно на интуитивном уровне, так как слово "мотив" находится в активном словарном запасе большинства людей. Эмоциональный план, концепт или основная тема одного или нескольких произведений, всего творчества писателя или его работ в какой-то конкретный период - вот что такое лейтмотив.

Музыка как мысль и чувство

Первым понятие «лейтмотив» в музыку ввел музыковед и педагог Фридрих Вильгельм Йенс, а активно употреблять в своих работах его начал знаменитый Рихард Вагнер. Ганс фон Вольцоген использовал сам термин «лейтмотив» чаще всего, особенно когда говорил о работах авторства Вагнера. Так как Рихард Вагнер писал длинные оперы разного характера и содержания, использование лейтмотива было для него обязательным и даже естественным, ведь именно таким образом было легче всего удерживать определенную атмосферу и держать слушателя в нужном настроении. Даже самые короткие его заставляют слушателя бросить все дела и посвятить себя только прослушиванию музыки, потому что лейтмотивы, которые использует Вагнер, не могут никого оставить равнодушным.

Потерянные души и отсутствие надежды

Объяснять литературные термины лучше всего на конкретных примерах, и в данном случае идеально подойдут писатели так называемого «потерянного поколения». Так, Ремарк писал об абсолютно разных людях и редко использовал одних и тех же персонажей в нескольких своих произведениях, однако лейтмотивом его творчества является человеческое отчаяние и поиск себя после пережитых ужасов войны.

Похожие или идентичные идеи использовали в своих книгах и другие представители этой группы писателей. Их основные лейтмотивы - это невозможность нормально жить без родины, отрицание будущего после участия в военных действиях и полный нигилизм, основанный на циничном отношении к жизни и отсутствии веры в лучшее. Еще один знаменитый представитель писателей потерянного поколения - это в чьих книгах присутствует больше мягкости, но в целом атмосфера в них очень похожа на ту, которая всегда ощущается в произведениях Эриха Ремарка.

Претендуешь - соответствуй!

В целом, лейтмотивы - это что-то не только явно наблюдающееся в творчестве, но и едва уловимое, спрятанное между строк. Иногда лейтмотивом может выступать настроение. Например, можно сказать, что в своем творчестве писатели раннего постмодернизма используют лейтмотив конфликта личности с самой собой, нерациональности окружающего мира и важности искренних эмоций и чувств. Чаще всего, когда писатель выбирает для себя определенное направление, в котором ему хотелось бы творить, он знакомится и с основными темами, которые затрагивают его коллеги. Например, если приверженцы натурализма вдруг начнут кривиться от описаний откровенных сцен, а приверженцы реализма - рассказывать, как главного героя в здравом уме посетила фея, то коллеги такой инициативы не поймут и не поддержат. Правда, правильные лейтмотивы - это основа, скорее, для классических писателей, а в современной литературе эти границы уже давно стерлись.

Как отличить хорошую литературу от плохой?

Примечательно, что лейтмотив, который обыгрывается писателем в одном или нескольких произведениях, формирует его стиль и манеру письма. Использование нескольких выделенных тем, а также своеобразное построение диалогов и употребление образно-стилистических средств - это как раз то, что выделяет конкретного писателя среди сотен других. Существует мнение, что хорошего писателя очень просто отличить от посредственного. Если автора можно узнать по нескольким абзацам или хотя бы страницам, значит ему удалось создать собственный стиль и характерный почерк, за который его и полюбили читатели. В массовой литературе и беллетристике такое явление не наблюдается практически никогда, потому что основной упор в ней делается на констатацию фактов и описание событий, а не чувств и мыслей персонажей. Считается, что лейтмотивы - это ненужный элемент для массовой литературы, потому что такие книги чаще всего читаются один раз и сразу же забываются.

Литературные поучения для самых маленьких

Удивительно, но такое явление, как лейтмотив, наблюдается даже в Конечно, в большинстве сказок для малышей тема и основная мысль содержат неприкрытое поучение и яркую мораль, однако как раз они и являются очень эффективным лейтмотивом. По тону написания сказки всегда можно отличить ее от других жанров литературы, даже если произведение прошло через несколько процессов перевода. В произведениях для детей такие лейтмотивы должны быть поданы максимально понятно и конкретно, но иногда писатели и предлагают маленьким читателям поразмышлять самостоятельно. Если во «взрослой» литературе лейтмотив используется скорее для раскрытия замысла автора, то в сказках и поучительных рассказах его специально делают очевидным, помещая в центр произведения и развивая сюжет на его основе.

В тексте третьей строфы развертывается заключительный момент тематической триады стихотворения - тема вынужденного одиночества. Эта тема подытоживает динамику тематического развития стихотворения в целом и стабилизирует общий конфликт стихотворения, закрепляя этот конфликт в его неразрешимости. Тема одиночества также первоначально развертывается в плане статического описания - через серию ситуаций: одинок узник, «одиноки» голые стены, «одинок» луч лампады, одинок и часовой, охраняющий узника. Однако образ последнего развернут уже в плане действия, которое в своих вариациях

опирается на мотив вынужденного, несвободного движения,очевид-

ным образом контрастирующий с антонимичным мотивом свободного движения в первых двух строфах. По существу, часовой также предстает узником, обреченным на свою несвободу, хотя и за пределами тюрьмы. Таким образом, в концовке строфы через мотив несвободного движения вновь актуализируется общаяДЛЯ всего стихотворения тема неволи. В целом третья строфа тождественна предыдущей в своей структуре: в обеих план статического описания точно в середине текста сменяется действием.

8. МОТИВ И ЛЕЙТМОТИВ

В литературоведческих работах наряду с термином «мотив» употребляется термин «лейтмотив». Что стоит за последним: терминологический повтор или же действительное различение релевантных признаков мотивики? Для начала обратимся к некоторым известным в науке трактовкам и определениям лейтмотива.

Отношение мотива и лейтмотива рассматривал Б. В. Томашевский: «Если (...) мотив повторяется более или менее часто, и особенно если он является сквозным, т. е. не вплетенным в фабулу, то его называют лейтмотивом» [Томашевский, 1996, с. 187 (текст примечания)]. Для правильного понимания этой точки зрения необходимо учитывать то, что собственно мотив ученый определял как элементарную повествовательную тему и не ассоциировал с мотивом, понятым таким образом: признак устойчивой повторяемости в нарративе. Поэтому фактически под лейтмотивом здесь понимаетсяповторяющаяся тема. Существенное значение в определении Б. В. Томашевского несет и второй признак - «сквозной»,внефабульный характер лейтмотива. Этот

Глава 2. Мотив в системе нарратологического подхода

признак приближает понятие лейтмотива в данной трактовке к нашему пониманию лирической темы (см. выше). Подытожим: лейтмотивдля Б. В. Томашевского- это, по существу, лирическая тема.

Если учитывать семантические и коммуникативные отношения темы и смысла (см. выше, 5 раздел), то становится понятной глубинная связь тематической концепции мотива / лейтмотива Б. В. Томашевского и современной концепции лейтмотива, развернутой на почве идей интертекстуального анализа Б. М. Гаспаровым. Последний устанавливает за терминами «мотив» и «лейтмотив» практически одно и то же понятийное представление: «В роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте» [Гаспаров, 1994, с. 30]. Вместо термина «мотив» в данном определении с тем же правом может находиться и термин «лейтмотив», характерно обозначенный в самом заглавии цитируемой книги («Литературные лейтмотивы»). Здесь мотив (лейтмотив) - это же тема, но увиденная в ракурсе актуального смысла нарратива. При этом, как можно видеть, в определении акцентирован признак повтора лейтмотива в тексте.

В научной литературе представлена и другая традиция понимания лейтмотива- в своей доминанте не тематико-семан- тическая, а скорее функциональная: лейтмотив определяется с учетом характера его повторяемости в тексте произведения. Таковы трактовки И. В. Роднянской (лейтмотив - это «образный поворот, повторяющийся на протяжении всего произведения как момент постоянной характеристики какого-либо героя, пе-

текста произведения [Богатырев, 1971, с. 432]), Г.В.Краснова («отличительными признаками лейтмотива считаются повторяемость того или иного образа («образного повтора») на протяжении всего произведения» [Краснов, 1980, с. 77; см. также: Краснов, 2001, с. 53]), Л. Н. Целковой («ведущий мотив в одном или многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив» [Целкова, 1999, с. 207]).

Мы присоединяемся к этой традиции и добавляем следующий тезис: с точки зрения критерия повторяемости понятия мо-

тива и лейтмотива противоположны. Признак лейтмотива - его обязательная повторяемость в пределах текста одного и того же произведения; признак мотива- его обязательная повторяемостьза пределами текста одного произведения. При этом в конкретном произведении мотив может выступатьв функциилейтмотива, если приобретает ведущий характер в пределах текста этого произведения.

9. ОБОБЩЕНИЕ РАЗДЕЛОВ 1-8

Итак, что же такое мотив как повествовательный феномен? Ставить вопрос об определении мотива вне определенного

понятийного контекста было бы методологически неверно. Только в отношении к другим понятиям мы можем установить искомое. Поэтому корректной будет иная постановка вопроса: что такое мотив как повествовательный феномен в его отношении к другим нарратологическим категориям?

Разнобой в определениях мотива в литературоведении и фольклористике во многом вызван именно тем, что исследователи смотрят на мотив с различных точек зрения - с точки зрения темы, события, фабулы, сюжета и т. д., в результате чего приходят к различному пониманию мотива. При этом каждая трактовка оказывается по-своему верной, потому что мотив действительно связан со многими аспектами литературного повествования и онтологически, и функционально. Однакосистемное определение мотива можно построить только в его соотнесении со всеми существенными понятиями нарратологии.

Заметим, что в наибольшей степени понимание мотива характеризуется многоаспектностью у основателя самой традиции теоретического изучения мотива - А. Н. Веселовского. Сошлемся на мнение Б. Н. Путилова: «Веселовский понимал мотив то как основную тему, реализуемую в сюжете в целом (мотив боя отца с сыном - тема ряда эпических сюжетов), то как устойчивое представление, которое дает жизнь сюжету либо какой-то его существенной части (превращение, богатырство, вера в чудовищ), то, наконец, как схематически выделяемый элемент сюжета (тот же бой отца с сыном - но уже как эпизод в повествовании) и - одновременно - как конкретная реализация его в тексте (поединок Ильи Муромца с Сокольником в былине)» [Путилов, 1992, с. 74].

Не повторяя сделанных выше наблюдений, попробуем обобщить их в виде последовательности взаимообусловленных отношений, которые позволят построить системное определение мотива.

Отношение «мотив-событие», взятое как таковое, позволяет расширить представление о мотиве до уровняструктуры. Основу мотивной структуры составляетдействие иактанты , ассоциированные с данным действием.

Органически связанное с предыдущим отношение «мотивдействие» позволяет обнаружить такое базовое свойство мотива, как его предикативность.

Соотнесение мотива и хронотопа позволяет выявить в структуре мотива пространственно-временные признаки мотивного действия.

Сопоставление понятия мотива с представлениями о теме повествования приводит к идее тематического наполнения структуры мотива.

Соотнесение понятий мотива и героя выводит на уровень осмысления эстетической значимости мотива. Именно эстетический потенциал мотива, сопряженного в рамках определенного событийного ряда с персонажем фабульного действия, поднимает последнего на уровень сюжетного героя как средоточия эстетической парадигмы литературного произведения.

Сопоставление понятий мотива и лейтмотива позволяет говорить о мотиве как интертекстуальном повторе и, таким образом, определяет границы функционирования мотива. В пределах одного и замкнутого текста вообще нельзя выделить мотив как таковой, и самое большее, можно говорить о лейтмотивах этого текста.

Последние два сопоставления выводят нас за круг вопросов, которые были непосредственно рассмотрены в данной главе. Это сопоставления понятия мотива с основными категориями собственно художественного повествования -фабулой исюжетом

Во всех деталях соотношение мотива с фабулой и сюжетом будет проанализировано в следующей главе, здесь же ограничимся краткими замечаниями по существу вопроса об определении самого понятия мотива.

Сам Рихард Вагнер никогда не использовал такого обозначения, как лейтмотив . Термин в 1871 году ввёл немецкий музыковед и вокальный педагог Фридрих Вильгельм Йенс в отношении опер Вебера . Широкое распространение он получил у Ганса фон Вольцогена (нем.) русск. , который применял его во всех работах, касающихся вагнеровского творчества.

В литературе

Термин лейтмотив , заимствованный из музыки, применяется также в литературоведении и может обозначать преобладающее настроение, главную тему, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (например, лейтмотивом в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова становится отдалённый звук лопнувшей струны), многократно упоминаемая отдельная деталь или слово, служащее ключевым для раскрытия писательского замысла («Шуми, шуми, послушное ветрило» - в стихотворении «Погасло дневное светило…», «я… мещанин» - в стихотворении «Моя родословная» А. С. Пушкина). В процессе повторения или варьирования лейтмотив вызывает определённые ассоциации, обретая особые идейные, символические и психологические глубины. В поэзии наряду с образными выделяются звуковые, ритмические и интонационные лейтмотивы. Здесь он обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля . Также под лейтмотивом иногда подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого - литературного произведения; в этом употреблении понятие лейтмотива приближается к своему первоначальному музыкальному значению .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Лейтмотив" в других словарях:

    Лейтмотив … Орфографический словарь-справочник

    - (немецк. Leitmotiv «ведущий мотив») термин, введенный в теорию музыки Рихардом Вагнером (см.) и применяемый иногда в литературоведении, преимущественно представителями психологического и формального направлений. Значение термина «лейтмотив» в… … Литературная энциклопедия

    - (нем.). 1) муз. Руководящий мотив в оркестре, в опере, служащий для характеристики известного лица или настроения и постоянно ему сопутствующий. 2) руководящая мысль. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    лейтмотив - Лейтмотив, это заимствованное из немецкого языка (leitmotiv) слово означает (в переносном смысле) основную мысль произведения, мысль, которую автор неоднократно повторяет и подчеркивает. Подчеркнем и мы: лейтмотивом называют основную мысль! Но… … Словарь ошибок русского языка

    ЛЕЙТМОТИВ, лейтмотива, муж. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книжн.). 1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого нибудь героя или какого… … Толковый словарь Ушакова

    Идея, мысль, тема, мотив, основной мотив Словарь русских синонимов. лейтмотив основной мотив Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    - (нем. leitmotiv букв. ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. в балете … Большой Энциклопедический словарь

    ЛЕЙТМОТИВ, а, муж. 1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении. 2. перен. Повторяющаяся в каком н. произведении основная мысль, идея. 3. перен. Основная идея, то, что проходит через что н. красной нитью. Л. выступления доклада. |… … Толковый словарь Ожегова

    Лейтмотив - (немецкое Leitmotiv, буквально ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с конца 18 в. в опере, с 19 в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    лейтмотив - а, м. 1) Музыкальный оборот, основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Лейтмотив оперы. 2) перен. Основное положение, неоднократно… … Популярный словарь русского языка

    - (нем. Leitmotiv, букв. ведущий мотив) относительно краткий муз. оборот (б. ч. мелодия, иногда мелодия с гармонизацией, порученная определённому инструменту и т. п.; в нек рых случаях отд. гармония или последовательность гармоний, ритмич.… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • История Екатерины Второй. Часть первая (Путь к престолу). Часть вторая (Внутренние смуты) , Александр Густавович Брикнер. Лейтмотив исторических сочинений профессора Дерптского университета А. Брикнера процесс европеизации России, проникновение в нее западноевропейских понятийи интересов. Этот подход он…