Значение в Краткой биографической энциклопедии

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Ушинский (Константин Дмитриевич, 1824 - 1870) - знаменитый русский педагог; родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юридический факультет университета. 22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. В 1850 г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Переехав в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий, под начальство графа Д.А. Толстого, и стал помещать статьи критического и географического содержания в "Современнике" и "Библиотеке для Чтения". В 1855 г. Ушинский поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с педагогической литературой и уже в 1857 г., в "Журнале для Воспитания", выступил с педагогическими статьями. В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся обвинять Ушинского в неблагонадежности. Не смотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностью в институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности. Вместе с Пироговым он должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Живая струя, проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для освобожденного народа нужны были школы, для школ - учителя и книги. Ушинский горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: "Детский Мир" и "Родное Слово". Отводя в этих книгах видное место естественно научному материалу, он остается верен заветам реалистической педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно Песталоцци, Ушинский дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному Слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени. Большое значение следует признать и за трудом Ушинского: "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т., Санкт-Петербург, 1868 - 1869). Сочинение это выходит уже 11 изданием и пользуется вполне заслуженной известностью. Не примыкая к последователям какой-либо определенной философской системы, Ушинский рассматривает психические явления вполне самостоятельно и дает, между прочим, ценный анализ чувствований. Труд этот остался неоконченным; Ушинский предполагал издать еще 3 том, в котором хотел дать руководство по педагогике. Что касается общепедагогических взглядов Ушинского, то он успел высказаться лишь по некоторым вопросам общей педагогики ("Собрание педагогических статей", Санкт-Петербург, 1875). См. Ю. Рехневский "Вестник Европы" (1872, 2); П. Чалый "Воспоминания об Ушинском" ("Народная Школа", 1872); А. Фролков "К. Д. У., его жизнь и педагогическая деятельность" (Санкт-Петербург, 1893, серия Павленкова); А. Слепцов "Где искать оснований здравой педагогики?" ("Современное Обозрение", 1868, 2); Н.Г. Дебольский "Опыт разрешения некоторых педагогических вопросов" ("Семья и Школа", 1874, 11 и 1875, 2 и 3). В 1895 и 1896 гг., по случаю двадцатипятилетия со дня смерти Ушинского, появилось в журналах много статей о нем. Я. К.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (1824-1870/71) основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-49 профессор Ярославского Демидовского лицея, в …
  • УШИНСКИЙ, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (1824?1870) ? знаменитый русский педагог; род. в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном …
  • УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    Константин Дмитриевич , русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 …
  • УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (1824—70) — знаменитый русский педагог; род. в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном …
  • УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
  • УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
    (1824 - 1870/71), основоположник научной педагогики в России. В основе педагогической теории Ушинского идея народности воспитания - признание творческой силы …
  • УШИНСКИЙ в Высказываниях великих людей:
    Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. К.Д. Ушинский - Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный …
  • КОНСТАНТИН в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Constantinus), называемый Великим. Римский император, царствовавший между 306— 337 гг. от Р.Х. Он победил всех своих соправителей, причем, как рассказывают, …
  • УШИНСКИЙ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Константин Дмитриевич (1824-70), педагог, основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846-49 профессор Демидовского лицея …
  • КОНСТАНТИН в Большом энциклопедическом словаре:
    XI (1403-53) последний византийский император с 1449 (с 1428 был деспотом Мореи), из династии Палеологов. Погиб при обороне Константинополя от …
  • КОНСТАНТИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    "Великий князь Константин", торговый пароход Русского общества пароходства и торговли (РОПИТ), вооружённый и включенный в состав русского Черноморского флота перед …
  • УШИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Константин Дмитриевич, 1824 - 70) - знаменитый русский педагог; род. в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную …
  • КОНСТАНТИН МУЧЕНИК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из наиболее чтимых святых грузинской церкви. Происходил из княжеского рода и, вместе со своим братом Давидом, был наследственным правителем …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    герцог Спартанский, наследный принц греческий (род. в 1868 г.), старший сын короля греческого Георга I и королевы Ольги; получил военное …
  • КОНСТАНТИН в Современном энциклопедическом словаре:
    VII Багрянородный (905 - 959), византийский император с 913, из Македонской династии. Автор сочинений, содержащих важные сведения о русско-византийских отношениях …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедическом словарике:
    VII Багрянородный (905 - 959), византийский император с 913, из Македонской династии. Автор сочинений, содержащих важные сведения о русско- византийских …
  • УШИНСКИЙ
    УШ́ИНСКИЙ Конст. Дм. (1824-1870/71), основоположник науч. педагогики в России. В 1844 окончил юрид. ф-т Моск. ун-та, в 1846-49 проф. ярославского …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН ПАВЛОВИЧ (1779-1831), вел. князь, 2-й сын имп. Павла I. Участник походов А.В. Суворова (1799-1800), Отеч. войны 1812. С 1814 …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН НИКОЛАЕВИЧ (1827-92), вел. князь, 2-й сын имп. Николая I, адм. (1855). В 1853-81 руководил Мор. мин-вом, провёл ряд прогрес. …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1186-1218), вел. князь владимирский (с 1216). В 1206-07 княжил в Новгороде. При поддержке кн. Мстислава Мстиславича Удалого и …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН II (р. 1940), король Греции в 1964-74, из династии Глюксбургов. С дек. 1967 в Италии. Лишён престола в результате …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН I (1868-1923), король Греции в 1913-17, 1920-22, из династии Глюксбургов. Команд. греч. армией в греко-тур. войне 1897, Балканских войнах …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН XI (1403-53), последний визант. император с 1449 (с 1428 был деспотом Мореи), из династии Палеологов. Пытался организовать сопротивление туркам. …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН VII Багрянородный (905-959), визант. император с 913, из Македонской династии. Автор соч., содержащих важные сведения о рус.-визант. отношениях 10 …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН V (719-775), визант. император с 741, из Исаврийской династии. Подавил в 743 восст. столичной знати. Одержал победы над арабами …
  • КОНСТАНТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТ́ИН I Великий (Constantinus) (ок. 285-337), рим. император с 306. Последовательно проводил централизацию гос. аппарата, поддерживал христ. церковь, сохраняя также …
  • КОНСТАНТИН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? герцог Спартанский, наследный принц греческий (род. в 1868 г.), старший сын короля греческого Георга I и королевы Ольги; получил …
  • КОНСТАНТИН в словаре Синонимов русского языка:
    апостол, …
  • КОНСТАНТИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Константин, (Константинович, …
  • УШИНСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Константин Дмитриевич (1824-1870/71) , основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-49 профессор Ярославского …
  • КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-05-26 Time: 12:37:06 Навигация Википедия=Константин Дмитриевич Бальмонт Викитека=Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — поэт-, эссеист, один из виднейших представителей …
  • УСПЕНСКИЙ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Успенский Константин Васильевич (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 12 ноября, …
  • МУРЕТОВ МИТРОФАН ДМИТРИЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Муретов Митрофан Дмитриевич (1851 - 1917), профессор Московской Духовной Академии. Родился в семье …
  • КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Святой равноапостольный Константин Великий (+ 337) , император Римский (306-337). Полное имя: Флавий Валерий Константин …
  • КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Константин V Копроним (718 - 775), византийский император (741 - 775), иконоборец. Сын …
  • ГРИГОРЬЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорьев Дмитрий Дмитриевич (1919 - 2007), протоиерей (Православная Церковь в Америке), профессор …
  • КОНСТАНТИН VII
    ПОРФИРОГЕНЕТ Византийский император Македонской династии, правивший в 908-959 гг. Сын Льва VI. Род. в мае 905 г. Умер ноябрь 959 …
  • КОНСТАНТИН VI в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император Исаврийской династии, правивший в 776-797 гг. Сын Льва IV. Род. 14 янв. 771 г. Умер после 797 г. …
  • КОНСТАНТИН V в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    КОПРОНИМ Византийский император Исаврийской династии, правивший в 720-775 гг. Сын Льва III Исавра. Род. в июле 718 г. Умер 14 …
  • КОНСТАНТИН I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ВЕЛИКИЙ, Гай Флавий Валерий Римский император в 307-337 г. Сын Констанция I Хлора. Род. 27 февр. 272 г.Умер 22 мая …
  • КОНСТАНТИН VII ПОРФИРОГЕНЕТ в биографиях Монархов:
    Византийский император Македонской династии, правивший в 908—959 гг. Сын Льва VI. Род. в мае 905 г. Умер ноябрь 959 г. …
  • КОНСТАНТИН VI в биографиях Монархов:
    Византийский император Исаврийской династии, правивший в 776—797 гг. Сын Льва IV. Род. 14 янв. 771 г. Умер после 797 г. …
  • КОНСТАНТИН V КОПРОНИМ в биографиях Монархов:
    Византийский император Исаврийской династии, правивший в 720—775 гг. Сын Льва III Исавра. Род. в июле 718 г. Умер 14 сент. …
  • КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ, ГАЙ ФЛАВИЙ ВАЛЕРИЙ в биографиях Монархов:
    Римский император в 307—337 г. Сын Констанция I Хлора. Род. 27 февр. 272 г.Умер 22 мая 337 г. Точное место …
  • ЯКУШКИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ
    Якушкин (Иван Дмитриевич) - один из выдающихся декабристов. Родился в ноябре 1793 г. Дома учителями его были отставные офицеры и …
  • ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Юрий Дмитриевич, князь звенигородско-галицкий - см. Георгий Дмитриевич (VIII, …

Константин Дмитриевич родился в 1823 году. В Московском университете будущий педагог изучал юриспруденцию. И в 1844 году благодаря своему усердию, он получает профессорское звание. Кроме интереса к профильному предмету, Константина Дмитриевича глубоко волновала общественная жизнь, в особенности проблема образования простых людей.

В 1846 году его назначают на должность профессора камеральных наук в лицей в Ярославле. Вскорости, там, у Константина Дмитриевича с начальством назрел конфликт. Причиной была его жизненная позиция. Но, что бы как то решить эту проблему Ушинский был вынужден уволиться. Что бы зарабатывать на жизнь, он переводил статьи, но уже в Ярославле он так и не смог устроиться преподавателем.

В 1854 году он устаивается на роботу в Гатчинский Сиротский институт. Однажды там он обнаружил в архиве бумаги предыдущего работника. В них были записаны идеи воспитания и образования. В скорости под впечатлением этих книг Ушинский написал свой труд «О пользе педагогической литературы». Эта книга произвела фурор. Далее его работы регулярно печатались в таких периодических изданиях как "Журнал для воспитания" и "Современник", "Библиотека для чтения".

В 1859 году Ушинский продолжил свою педагогическую практику в Институте благородных девиц. Благодаря ему была убрана граница классовой неровности. Также он проводил курсы для тех кто должен приступить к должности воспитателей, практикует педагогические совещания и для воспитанниц дает возможности проводить каникулы со своими родными. Он так случилось, но дальше свой педагогический опыт он перенимал в Европе. После Ушинский издает еще не одну свою книгу. Его передовые методы в сфере образования оказывали огромное влияния на многие годы.

В 1870 году педагог и общественный деятель умер.

Для детей

Биография Константина Ушинского детям о главном

Константин Дмитриевич известен своими трудами и уважаем особенно среди людей, занимающихся педагогической деятельностью. Ведь это великий человек всю свою жизнь помогал своими трудами правильно воспитать детей. Однако он для именно для них написал много интересных рассказов и сказок.

Писатель родился в Туле 19 февраля 1823 года в дворянской семье. Свои детские годы Костя провел в Черниговской губернии, потому что его отца отправили туда на службу. Когда мальчику исполнилось 12 лет, у него скончалась его мама, которую он сильно любил.

Вначале Ушинский учится в гимназии, а позже поступает в Московский университет. Константин после окончания получает диплом и становится квалифицированным юристом. Карьера Константина стремительно летит вверх. Вот он уже исполняет обязанности профессора в Ярославском лицее юридического направления. Однако, Ушинского скоро убрали с этой должности, та как в лицее начались беспорядки по политическим соображениям среди студенческой молодежи.

Поле своего увольнения он вынужден был работать простым служащим в Министерстве внутренних дел. Константину Дмитриевичу такая работа не нравилась, и поэтому он одновременно начал заниматься творческой деятельностью. Он печатает свои труды в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения».

Ушинский очень любил детишек и переживал за них. Ведь им было тяжело учиться, так как книги, по которым они занимались, были скучные и не заинтересовывали ребенка. И у Константина Дмитриевича созрела мысль- издать такой учебник, где ребята с удовольствием бы получали знания.

В 1854 году Ушинский начинает преподавательскую деятельность в сиротском институте города Гатчина. Когда же Константина Дмитриевича в 1859 году назначают руководителем института благородных девиц, то он самым главным ввел изучение русского языка и литературы. На занятиях же по химии и физике теперь можно все знания проверять на практике в виде опытов. Были введены для учениц каникулы и посещения родителей.

И в это же время педагог создает для детей поучительные книги - «Родное слово» и «Детский мир». Это были познавательные и увлекательные учебники. Дети, изучали материал с удовольствием, им все было понятно. Особенно много было рассказов для ребят, начинающих читать. Он показал им, каким бывает интересным окружающий мир.

Но самое главное, Ушинский знакомил ребят с такими понятиями, как «справедливость», «добро» и «трудолюбие», а именно раскрыл вопрос, каким может быть счастливый человек.

В 1862 году Ушинского отправляют за границу, и он воспринимает это как гонения на него. Но и там он изучает образовательную систему и, приехав назад, в Россию, он свои наблюдения публикует в виде научных тезисов в приложении к учебнику «Родное слово». Ученики могли теперь получать знания по разделам, которые знакомили их с географией, историей. Ребенок читал произведения не только русских классиков XIX века, но и заграничных писателей.

Особенно интересными стали для детского чтения цикл рассказов «Времена года», где писатель раскрывает картину сменяющейся природы наряду с воспоминаниями о своих детских годах

В 1870 году Ушинский все больше со своими выступлениями бывает на Украине. И там же он простужается и заболевает. Вскоре погибает его сын Павел, и он со всем семейством переезжает на постоянное место жительство в Киев. Он собирается принять лечение в Крыму, но в пути ему становится хуже и он умирает.

Константин Дмитриевич оставил неизгладимый след, как в педагогике, так и литературе. Его именем названы во многих городах улицы и учреждения. А лучших педагогов с 2004 года стали награждать медалью Ушинского.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

Ушинский К.Д. краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Константин Ушинский краткая биография

Константин Дмитриевич Ушинский - русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

Родился в Туле 19 февраля (3 марта ) 1823 года в семье отставного офицера. Его мать умерла, когда ему было 11 лет, но воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь.

Детство прошло на Черниговщине, куда переехала семья после назначения отца судьёй в Новгород-Северский. В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете. В течение всего обучения он давал частные уроки.

В 1844 году он блестяще окончил университет и был приглашён на профессорскую должность в Ярославский Демидовский лицей, где был самым популярным профессором. Но через 6 лет он прекратил работу в лицее, так как ему приходилось мелочные придирки со стороны начальства.

С 1852 года Ушинский занимается литературной деятельностью, изучает иностранные языки.

В 1855 году его назначили преподавателем словесности и законоведения Гатчинского института, а вскоре затем – инспектором этого института. Однажды он нашёл (архив) полное собрание педагогической литературы, которое собрал бывший инспектор института, ученик Песталоцци Е. Гугель. Эта библиотека изменила взгляды Ушинского на воспитание.

В 1859 году Ушинский получил назначение на должность инспектора классов Смольного института. В то время образование считалось вредным для женщин. Но Ушинский считал иначе – он понимал важную роль женщины в семье и обществе. Его уроки пользовались огромной популярностью.

Имя К. Д. Ушинского стало знаменитым по всей России как талантливого педагога. Ему даже поручили письменно изложить свое мнение о воспитании наследника престола.

В этот период вышла в свет его книга «Детский мир».Она сразу стала использоваться в различных учебных заведениях, и в первый же год была издана трижды.

Через три года преподавания Ушинского в Смольном институте он стал очень известен. Однако тогда же на него стали писать доносы с нелепыми обвинениями. Это подорвало его здоровья.

Вскоре Ушинский едет в Гейдельберг, где общается с известнейшим русским врачом Пироговым. Под влиянием общения с ним Ушинский восстановился и окреп духом, продолжил научную деятельность. В тот период он не занимал никакого официального положения.

Весной 1870 года он почувствовал себя очень плохо, и в этой связи поехал в Крым, чтобы восстановить здоровье. Там он увидел практическое применение в школе своего учебника «Родное слово».

Последние годы жизни Ушинского были нелегкими – смерть любимого сына, тяжёлая болезнь…

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ушинского Константина Дмитриевича

Ушинский Константин Дмитриевич – русский педагог, писатель; родоначальник научной педагогики.

Детство

Константин Ушинский родился 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1823 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича, мелкопоместного дворянина, офицера в прошлом, доблестного участника Отечественной войны.

Ранние годы Константина прошли в маленьком городке Новгород-Северский (Черниговская губерния), где его отец по назначению вышестоящих трудился судьей. Неподалеку от города, прямо на берегу Десны, семья купила небольшое имение.

В одиннадцатилетнем возрасте Константин стал учеником Новгород-Северской гимназии. Смышленого мальчугана приняли сразу в третий класс. К сожалению, мама Дмитрия Любовь Степановна не смогла увидеть всех успехов своего мальчика – в 1835 году ее не стало…

Юность

В 1840 году Ушинский окончил гимназию и сразу же поступил в Московский университет на юридический факультет. В течение четырех лет Константин впитывал, словно губка, знания, которыми с ним делились преподаватели, многие из которых, к слову, были известными профессорами. В 1844 году, успешно освоив курс юриспруденции, Ушинский решил сдать магистерский экзамен. Летом того же года, блестяще выступив перед ученым советом университета, Ушинский получил кандидатскую степень.

У Константина Дмитриевича было множество интересов, его увлекали не только право и законы. Так, Ушинский с удовольствием изучал литературу, театральное искусство и философию. Кроме того, Ушинского страшно занимал остро стоящий тогда вопрос популяризации грамотности среди населения.

В Ярославле

В 1846 году Константин Ушинский был назначен на должность исполняющего обязанности профессора камеральных наук в Демидовском лицее (Ярославль). Молодой профессор тут же привлек внимание «старичков» и мгновенно был осужден за свои либеральные взгляды, за чрезмерную, как казалось другим преподавателям, эрудицию, за чересчур простое общение с учениками. Начались доносы, интриги… В итоге в 1849 году Ушинский ушел в отставку.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Покинув стены лицея, Константин Дмитриевич первое время «кормил» себя переводами статей из зарубежных журналов, написанием обзоров и рецензий. Переждав некоторое время «в подполье», Ушинский попробовал устроиться на должность преподавателя, однако все его попытки оказывались безрезультатными. Устав от постоянных неудач, Ушинский собирает свои скромные пожитки и уезжает в Санкт-Петербург.

В городе на Неве

Первое время в Санкт-Петербурге Ушинский работал столоначальником департамента иноземных вероисповеданий. В начале 1854 года, благодаря помощи его давнего друга, Константина Ушинского приняли на должность преподавателя в Сиротский институт в Гатчине. Порядки в Сиротском институте были строгие – например, за невинную шалость воспитанника могли посадить в карцер, а за порог учреждения можно было выходить только по субботам и воскресеньям. Ушинский был поражен тем, насколько прогнила система воспитания в этом институте, и решил во что бы то ни стало исправить ситуацию. Увлеченный педагогикой еще со времен университета, Ушинский был уверен, что ему это удастся. И так оно и случилось. За пять лет работы в институте Ушинский смог уничтожить практику доносов и мелкого воровства и зародить в воспитанниках чувство общности, единства. По мнению Константина Дмитриевича, которого, кстати, за успехи в работе повысили до инспектора класса уже в 1855 году, чувство товарищества – основа успешного воспитания. Кстати, порядки, установленные Ушинским, остались в Сиротском институте и после его ухода и просуществовали вплоть до 1917 года.

Работа в Сиротском институте оказала огромное влияние на Ушинского. В стенах этого заведения он нашел записи русского педагога Егора Гугеля, труды которого и вдохновили Ушинского на серьезные занятия педагогикой.

Работая в Сиротском институте, Ушинский публикует статью «О пользе педагогического воспитания». Статья имела огромный успех. После ее печати педагога пригласили писать для журналов «Современник» и «Библиотека для чтения».

В 1859 году Ушинский становится инспектором классов Смольного института благородных девиц. Вступив в новую должность, Константин Дмитриевич начинает изменять устоявшиеся порядки, которые, по его мнению, мешали процессу обучения. Так, Ушинский добился отмены разделения учениц на «благородных» и «неблагородных», добился ведения уроков на русском языке, а также открыл специальный класс, в котором готовили будущих воспитательниц. Увы, нововведения Ушинского были встречены тепло далеко не всеми. Начальница института Мария Леонтьева посчитала его вольнодумцем и атеистом. Консервативно настроенная женщина добилась того, что в 1862 году Ушинского на 5 лет отправили якобы на лечение и изучение школьного дела за границу. Пришлось бросить и любимую преподавательскую деятельность, и редакторский труд в «Журнале Министерства народного просвещения», который только благодаря Ушинскому из среднесортного издания превратился в серьезный педагогический журнал.

За рубежом

Константин Ушинский побывал и в Германии, и во Франции, и в Бельгии, и в Швейцарии, и в Италии… Везде педагог посещал школы, приюты и детские сады, знакомясь с правилами преподавания других стран, с открытиями и достижениями педагогики. Свои наблюдения Ушинский, конечно же, старательно записывал.

В 1864 году Ушинский публикует книги «Родное слово» и «Детский мир», а также сборник рекомендаций для учителей по преподаванию по этим учебникам. Руководство к преподаванию оказало огромное влияние на русскую школу, книга переиздавалась более сотни раз и была актуальной долгие годы.

Возвращение

В середине 1860 годов Ушинский возвращается в Россию. В 1868 году он выпускает первый том своего труда под названием «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», чуть позднее выходит второй. Третий том так и не был дописан…

Не отрываясь от написания «Человека как предмета…», Ушинский последние годы своей жизни вел активную общественную деятельность. Он писал статьи о школах для отпрысков ремесленников и школах для воскресного посещения, участвовал в учительских съездах и с огромным удовольствием делился своим опытом с коллегами.

Кончина

Летом 1870 года Ушинского начало подводить здоровье. Сначала он лечился неподалеку от Бахчисарая, затем вернулся домой, решив, что уже достаточно окреп, однако дома его ждало несчастье – один из его сыновей (Павел) погиб на охоте. После этого Ушинские решают перебраться в Киев. Константин Дмитриевич купил там дом, однако сразу переезжать не спешил – для начала он решил немного подправить опять пошатнувшееся здоровье в Крыму. По дороге в Крым Ушинский подхватил простуду. Ему пришлось изменить маршрут и остановиться на время, как ему казалось, в Одессе. Но до Крыма педагог так и не добрался. 22 декабря 1870 года (3 января 1971 года по новому стилю) Ушинского не стало.

Семья

Со своей женой Надеждой Семеновной (в девичестве Дорошенко) Ушинский познакомился еще во времена жизни в Новгород-Северском. В 1851 году Константин Дмитриевич, находясь в городке по делам, взял Надежду в жены. В семье появились дети – сыновья Павел, Константин и Владимир и дочери Вера и Надежда.

    §  Биография

Родился 19 февраля (3 марта) 1823 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна (урождённая Капнист) умерла, когда сыну было 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, семья Ушинских переехала туда. Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин.

После окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее. С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости». Поселился Ушинский на бульваре, в одном из флигелей усадьбы Вахромеева. Либеральные взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский оставил лицей. Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание - за дверьми здания». Уже через год службы в Гатчинском сиротском институте он был повышен по службе и назначен инспектором классов.

В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института - Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха этой публикации, Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он помещал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Также он сотрудничал в журналах «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855).

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

После конфликта с начальницей института М. П. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода, его под благовидным предлогом в 1862 году удалили из института - он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» - «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой работе К. Д. Ушинский дал ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного - чувствование прекрасного - осознание; обосновал предмет педагогики, её основных закономерностей и принципов.

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Учитель Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев вспоминал:

При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д. Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.

Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 (3 января 1871) года.

Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

    §  Семья

Жена (c 1851) - Надежда Семёновна Дорошенко, с которой он познакомился ещё в молодости в Новгород-Северском. Их дети:

  • Павел (1852-?)
  • Вера (1855-1922), в замужестве Пото; на свои средства открыла в Киеве мужское Городское училище им. К. Д. Ушинского.
  • Надежда (1856-1944) - в селе Богданка, где находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинений своего отца, открыла начальную школу.
  • Константин (1859-1919)
  • Владимир (1861-1918)
  • Ольга (1867-?), в замжестве Суковкина.

    §  Основные педагогические идеи

Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868-1869) и других педагогических работах.

    §  Влияние идей Ушинского

Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили» («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов, были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов.

    §  Цитаты

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее».

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока».

"...ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в... строгом смысле, а только искусствами... Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет..." "Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека".