Полякова Ирина Павловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №67 Воспитатель Иркутская область город Ангарск

Проект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. Речевое развитие

1. Обоснование проекта:

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед педагогами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. В своей работе я использую приёмы мнемотехники. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство) . Слово «мнемотехника» (искусство запоминания) Мнемотехника способствует развитию памяти: слуховой, зрительной, образной. Уровень связной речи является важным показателем готовности детей к школе. С помощью мнемотехники дети учатся понимать символы, схемы. Поэзия это источник и средство обогащения речи детей.

2. При составлении проекта совместной деятельности детей с взрослым были заимствованы идеи следующих авторов:

  • Татьяны Александровны Ткаченко «Система коррекции речи у детей 6 лет»
  • В.К. Воробьёвой «Сенсорно графические схемы»

3. Цель, задачи, предполагаемый результат:

Задачи:

Образовательная:

  • Учить, эмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста.

Развивающие:

  • Развивать зрительное внимание и восприятие
  • Развивать речевой слух, память.
  • Развивать умение выразительно читать стихотворение.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения.
  • Воспитывать интерес к природе, через художественную литературу.

Речевая: Обогащать словарь детей путём введения слов и словосочетаний: лютик, соседский мальчик, скуки зимней, в золото одета.

4. Предварительная работа:

  • Изготовление с детьми цветочной полянки
  • Чтение произведения В. Берестов «Честное гусеничное» чтение произведений К.И Чуковского «Таракнище» «Муха Цокотуха» , В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
  • Раскрашивание силуэтов насекомых.
  • Проведение дидактической игры «Что сначала, что потом»
  • Пазлы «Лунтик и компания»
  • Рассматривание игрушек насекомые.
  • Пальчиковая гимнастика: «Паучок» «Божья коровка» «Сороконожка»
  • Домашнее задание: Выучить дома загадку про насекомое, придумывание загадок о насекомых.

5. Мотивация: Игровая

Приход бабочки красавицы (девочка из подготовительной группы)

6. Методологическое и дидактическое обеспечение:

Костюм бабочки, весенняя полянка, оформленная на магнитной доске, красочная коробочка, муляжи насекомых (стрекоза, божья коровка, бабочка, муравей, жук, паук) мнемотаблица для заучивания стихотворения А. Павловой «Бабочка» , магнитофон, диск с записью вальс цветов, раскраски бабочка, фото бабочки.

7. Предпологаемый результат: Дети научатся читать стихотворение на наизусть, используя метод мнемотехники, передавать интонационную выразительность стихотворения.

Тема занятия: «Заучивание стихотворения Алёны Павловой с использованием мнемотаблицы.

«Бабочка»

Опираясь на тематическое планирование дошкольного образовательного учреждения и в рамках лексической темы: «Насекомые» данная форма совместной деятельности и тема позволяет осуществлять предшествующею работу с дошкольниками, целью которой является. Учить детей читать стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность.

Характеристика группы: Дети шестого года жизни (старший дошкольный возраст) В соответствии с индивидуальными особенностями детей данной группы подобранны методы и приёмы, позволяющие активизировать внимание и речь детей, которые помогут эффективно решить поставленные задачи.

Людмила Чистова

Задачи :

1. Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.

2. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.

3. Добиваться хорошего запоминания стихотворения , используя приёмы моделирования.

5. Развивать поэтический слух.

Предварительная работа : Наблюдение за явлениями зимней природы на прогулке. Развивающие игры, рассматривание иллюстраций с изображением зимы, чтение произведений о зиме.

Словарная работа : Прикорнул, мостовая

Оборудование : Мольберт, картинки с изображением зимы.

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Ребята, послушайте загадку :

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь :

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

Подходим к мольберту : «Какое время года изображено на картинках?»

(ответы детей)

А почему вы так думаете? (ответы детей)

Ребята, вспомните, как вы почувствовали, что пришла зима? (ответы детей. Если дети затрудняются с ответом, привожу свой пример) .

Вышла я вчера под вечер во двор и почувствовала, что пахнет зимой. Было морозно и выпал снег. Вот так я почувствовала приход зимы.

Сейчас, ребята, я вам прочитаю стихотворение . Написал его Аким Яков. А вот название вы узнаете, отгадав загадку :

Пушистый ковёр

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит (Снег)

Молодцы, ребята, правильно. Стихотворение называется «Первый снег» .

Физкультминутка «Зимушка зима» .

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики» )

Молодцы ребята, а теперь послушайте стихотворение «Первый Снег» . (читаю стихотворение выразительно наизусть) .

Утром кот

Принёс на лапах

Первый снег!

Первый снег!

Вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

У ребят над головой,

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой,

Он белеет

Вдоль забора,

Прикорнул на фонаре -

Значит, скоро,

Очень скоро

Полетят салазки

Значит, можно будет

Строить крепость

Во дворе!

Что вы увидели, представили, когда слушали стихотворение ? (Снег, готенка, снежки,горки.)

О каком времени года это стихотворение ?

А вы соскучились по зиме? Ждали ее? Хотите выучить это стихотворение ? Сегодня мы научимся легко запоминать стихи с помощью маленьких подсказок.

Как начиналось стихотворение ? (Утром кот принес на лапках.)

Как можно изобразить эти слова с помощью знаков? (написать букву у и лапку.)

Следующая строчка – Первый снег (нарисовать снежинку)

Таким образом, педагог вместе с детьми составляет опорную схему, записывая стихотворение с помощью знаков , предложенных детьми.

Давайте еще раз послушаем стихотворение . Вы помните, кто его автор?

Скажите, я читала стихотворение одинаково , ровным голосом или меняла его в процессе чтения?

Какие слова я выделяла? Почему? (Они очень важные, главные в этом стихотворении .)

А сейчас, когда у нас есть рисунок стихотворения , прочитаем его вместе. Позволите мне начать?. Я приложу руку к груди, а когда протяну ее вам, вы продолжайте. Вот так, от чистого сердца и от всей души, мы его и запомним.

Звучит музыка Антонио Вивальди, дети вместе с педагогом читают стихотворение .

Анализ занятия

Публикации по теме:

Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.

Тема: Программное содержание: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать стихотворение, активизировать словарный запас; развивать поэтический.

Конспект НОД по заучиванию русской народной потешки «Ножки, ножки, где вы были?» в средней группе Программное содержание: Учить понимать: - эмоционально-образное содержание произведения; - нравственный смысл произведения; - пополнять.

Конспект по рисованию метод тычка с детьми старшей группы «Грачи прилетели»

Конспект по рисованию - метод тычка с детьми старшей группы «Грачи прилетели» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию методом тычка с детьми задержкой психического развития старшей группы.

Конспект по заучиванию стихотворения Е. Благинина «Наши мамы» Конспект по заучиванию стихотворения Е. Благинина «Наши Мамы» В средней группе: «Радуга» Воспитатель:Таценко Н. В. Программное содержание:.


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №12 «Сказка»
городского округа город Фролово
Волгоградской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Заучивание стихотворения А. Т. Твардовского «Осень»
Составила
воспитатель высшей
квалификационной категории
Карпухина О. В.
Фролово 2016Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Вид: интегрированноеВозраст детей: 5- 6 лет
Формы организованной образовательной деятельности: игровая, продуктивная, беседа, двигательная, художественное слово
Форма организации: групповая
Задачи:
Образовательные: Продолжать формировать умение детей внимательно слушать новое поэтическое произведение, понимать его. Добиваться хорошего запоминания текста стихотворения.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи). Закреплять навыки связной речи, грамматический строй речи (образование и употребление существительных в нужной форме).
Развивающие: Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста. Продолжать развивать поэтический слух, мышление, зрительное внимания и восприятие, творческое воображение, речевой слух и память.
Воспитывающие: Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Воспитывать познавательный интерес, вежливость и доброжелательность, формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения. Воспитывать любовь к поэзии, природе и природным явлениям.
Словарь новых слов: меж редеющих верхушек, бережёт густую тень, сдвинул шапку набекрень.
Предварительная работа: Рассматривание репродукции И.И.Левитан «Осенний, солнечный день». Беседа о времени года «Осень». Загадывание загадок. Произвольное рисование на тему «Осень».
Оборудование и материалы: Репродукция И.И.Левитан «Осенний, солнечный день», аудио запись «Грустный дождик» А. Климов, магнитофон, мольберт, карточки.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Психодинамический этюд
Приветствие (дети на ковре)
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– Доброе утро!
2. Приглашение в поэтическую гостиную
- Ребята, сегодня я приглашаю вас в поэтическую гостиную, где мы познакомимся с новым стихотворением. Но это чуть позже, а пока….
3. Беседа об осени
Звучит музыка. Воспитатель загадывает загадку: «Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь ёлочек и сосен. Потому, что Я -… (Осень) - Как, вы догадались? (собирают урожай, птицы улетают, деревья раздеваются) - Сейчас какое время года? - Назовите осенние месяцы? - Назовите приметы осени. -Посмотрите репродукцию, и скажите, как она называется? - Кто написал её?
- Каких красок больше на этой картине? Почему?
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
4. Чтение стихотворения
Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Т. Твардовского «Осень». Воспитатель читает стихотворение: «Осень» Меж редеющих верхушек, Показалась синева. Зашумела у опушек Ярко жёлтая листва. Птиц неслышно. Треснет мелкий Обломившийся сучок, И, хвостом мелькая, белка Лёгкий делает прыжок. Стала ель в лесу заметней, Бережёт густую тень. Подосиновик последний Сдвинул шапку набекрень. 5. Беседа- Какие слова и выражения особенно вам понравились, и вы хотели бы ещё раз послушать? (воспитатель зачитывает понравившиеся отрывки стихотворения) - Как вы считаете, почему это произведение называется стихотворением? (читается в рифму, похоже на песню)
- Почему стихотворение называется «Осень»?
6. Динамическая пауза
(Координация слова с движением) Падают, падают листья. В нашем саду листопад. Жёлтые. Красные листья, По ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают, Гуси грачи, журавли. Вот уж последняя стая, Крыльями машут вдали. Листопад, листопад Листья жёлтые летят. Кружат по дорожке Падают под ножки.
7. Повторное чтение стихотворения разбор текста стихотворения
Воспитатель повторно читает стихотворение, затем проводит разбор текста. - Как вы понимаете выражение «Меж редеющих верхушек»?
(Листья с деревьев опадают, верхушки деревьев остаются без листьев.) - Что значит «Зашумела у опушек ярко жёлтая листва»
(Листья опали и когда идёшь по опавшей листве, она шуршит) - Почему, в лесу не слышно птиц?
(Улетели в тёплые края) - Отчего же стала ель в лесу заметней?
(Ель и сосны всегда зелёные, а среди голых деревьев их хорошо видно) - Как вы понимаете такое выражение «Сдвинул шапку набекрень»
(У гриба шляпка съехала набок)
8.Заучивание стихотворения
Воспитатель ещё раз читает стихотворение, используя карточки – схемы. Дети проговаривают по строчкам, затем рассказывают его наизусть.
9. Словарная работаОсень прекрасная пора. Подберите определение к слову «осень»
(Жёлтая, золотая, оранжевая, разноцветная, яркая…) Какие слова - действия можно подобрать к слову «листья»?(Опадают, летят, падают, кружатся, лежат, шуршат…) Про что можно сказать «Осенняя»? (осенний, осеннее)10. Творчество детей
(Звучит спокойная музыка)
А сейчас, дети, предлагаю нарисовать осень.
А может быть, кто-то нарисует стихотворение. Ваши рисунки мы покажем папам и мамам.
10. Итог
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Кто написал стихотворение «Осень»?
- Прочитайте понравившиеся вам строчки этого стихотворения?

Конспект по заучиванию стихотворения во 2-ой младшей группе

ОО «Чтение художественной литературы»Тема дня: «Игра и игрушки» Конспект НОД: «Заучивание стихотворения А.Барто «Мячик»»Возрастная группа: 2-ая младшая...

Конспект по чтению художественной литературе в 1мл группе «Игрушки» Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».

Задачи:поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобрази тельной игры;воспитыва...

В помощь воспитателю детского сада. Конспект оформлен в соответствии с требованиями по методике развития детской речи....

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида». Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной ли...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»».

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»».Цель. Помочь детям вспомнить ранее изученные стихотворения и зап...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы Заучивание наизусть стихотворения Е. Благининой «Черемуха»

Заучивания стихотворений тренирует и развивает мозг малыша. Дети дошкольного возраста вслушиваются в стихотворные тексты, благодаря чему узнают, что слова могут обладать одинаковым звучанием, но иметь...

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе «Заучивание наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало...» с использованием мнемотаблиц

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе «Заучивание наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Уж неб...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Конспект занятия по ознакомлению детей

с художественной литературой в средней группе

Тема: «Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Ёлка»

Воспитатель: Соловьева Е.И.

п. Березово

Цель: Учить детей рассказывать стихотворение наизусть.

Задачи:

Образовательные: Учить детей внимательно слушать художественное произведение.

Развивающие: Развивать у детей интонационную звуковую выразительность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа: наблюдение на экскурсии, рассматривание картин, проговаривание словами из стихотворения, обучение приему: «Вопрос – ответ».

Материал: Ёлка, картина, стайка чечеток, зайка с зайчихой, подарки под елкой.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Что же это за девица -

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках целый год.

Подсказка: Зимой и летом одним цветом.

Выставляю картинку.

Какое время года на картине? Почему вы так думаете? Где лежит снег?

Как будто елочка накинула на себя шубку.

А шубка из чего?

Дети: Из снега.

Воспитатель: Шубка снежная. Повторим: Шубка снежная.

Почему елочку называют новогодней?

Ответы детей:

1.Потому что она приходит на Новый год.

2. Наряжаем, водим хоровод вокруг елки.

3.Подарки под елкой.

4.Дед Мороз и Снегурочка приходят на елку.

Воспитатель: А какие у ёлочки иголки, давайте рассмотрим.

Короткие, зеленые, колючие.

Скажем: «Елочка - короткая иголочка», скажем громко и тихо.

А сейчас я прочитаю стихотворение, которое называется «Ёлка».

Выросла елка в лесу на горе.

У неё иголки зимой в серебре.

У неё на шишках ледышки стучат.

Снежное пальтишко лежит на плечах.

Жил под елкой зайка с зайчихой своей.

Прилетела стайка чечеток с полей.

Приходили к ёлке волки зимой.

Увезли мы елку из леса домой.

О чем говорится в этом стихотворении? (О Ёлочке).

Чечетки - это кто? (Птички).

Давайте встанем вокруг елочки.

Физминутка:

Есть в лесу три полочки:

(хлопаем в ладоши)

Ели, ёлки, ёлочки.

(руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на ёлках небеса,

(руки вверх, встать на носочки)

(руки в стороны: полетать, как птички)

Внизу на ёлочке роса.

(присесть, руки вниз)

Воспитатель: А сейчас поиграем в другую игру. Я спрашиваю, вы отвечаете.

Выросла елка в лесу на горе?

Выросла елка в лесу на горе.

Спрашиваю по очереди, а потом всех вместе. Два четверостишья.

А кто же жил под ёлкой? (Зайка с зайчихой).

Пойдем и посмотрим. Жил под елкой зайка с зайчихой своей. Покажите, как зайка скачет. Все вместе скажем «Жил под елкой зайка с зайчихой своей». Кто прилетел к ёлочке? (Чечетки). Посмотрите, стайка чечеток сидит на елочке. Все вместе скажем: «Прилетела стайка чечеток с полей».

Кто приходил зимой к ёлке? (Волки). Приходили к ёлке волки зимой. Повторим все вместе. Давайте покажем, как они ходили. Кто увез елочку? Увезли мы елку из леса домой.

А сейчас пройдем на стульчики. Ребята, а вы хотите все вместе прочитать стихотворение?

А кто хочет один рассказать стихотворение?

Ребята, какие вы молодцы!! Вам понравилось на занятии?

Ёлочке очень понравилось у вас! Под Новый год происходят разные чудеса, ёлочка вам приготовила подарок. Пойдем смотреть?? Это же новые игрушки!!!

Список литературы:

      Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва, Мозаика-Синтез. 2011.

      В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

      В.В.Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.