Организация: Детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: Самарская область, п. Масленниково

Цель образовательной деятельности: познакомить детей со звуками [Т], [Т’], буквой Т.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи.

В ходе непрерывной образовательной деятельности необходимо развивать умения:

В области «Речевое развитие»:

Закреплять представления о твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуках;

Четкое произношение звука Т;

Сформировать представление о характеристике звуков [Т], [Т’];

Развивать фонематические процессы (восприятие, анализ, синтез) через:

  • воспроизведение слоговых рядов;
  • выделение звука Т из ряда сходных согласных (т, д, г, х, п...);
  • выделение звуков т, т’ из слов;
  • звуковой анализ и синтез обратных слогов ат, от, ит, ут

Закрепить представления об образе буквы Т с целью профилактики дисграфии;

В области «Социально – коммуникативное развитие»:

Формировать у детей навык сотрудничества, взаимодействия в игре;

Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности;

Развивать нравственные качества, желание помогать.

В области «Физическое развитие»:

Развивать общую моторику.

Методы и приемы: Наглядные – рассматривание. Словесные – беседы, вопросы детям. Практические – Дидактические игры, игровая ситуация.

Материал и оборудование: Стилизованные картинки «На что похожа буква Т», картинки со словами для звукового анализа, карточки для звукового анализа, картинки со звуками [Т], [Т’]; презентация «Домик дядюшки Тыквы», ноутбук, фрагменты записи мультфильма «Чиполино»; бархатная бумага и нитки для каждого.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Предлагает вспомнить, чем занимались на предыдущих занятиях и сыграть в игру «Веретено крути, на меня покажи». Крутит веретено, на кого оно указывает, тот отвечает на вопрос

Отвечают на вопросы

Повторение пройденного материала

Демонстрирует картинку дедушка-Тыква из сказки «Чиполино» (слайд 2). Просит напомнить, что случилось с Тыквой и его домиком. Предлагает посмотреть отрывок мультфильма «Чиполино».

Просит помочь построить для него новый дом, а в этом поможет буква похожая на молоток

Соглашаются помочь построить дом для Тыквы

Проявление интереса к теме, желания помочь

Просит определить первый звук в слове Тыква. Сообщает, что сегодня дети будут изучать букву Т.

Просит определить, какие два звука обозначает эта буква ([Т], [Т’]), дать характеристику этим звукам (т – согласный, твердый. Т’ – согласный, мягкий)

Дают характеристику звукам [Т], [Т’]

Умеют давать характеристику звукам [Т], [Т’]

Предлагает взять карандаши – «молоточки» и забить в стол гвоздики. Стукнуть один раз карандашом по столу, когда услышат звук [Т]: В звуковом ряду: т, д, к, д, п, т …

В словах: том, дом, ком, тот, мак, дым, хвост.

Стучат, если слышат звук Т

Развитие фонематического слуха

Предлагает сыграть в игру «Повторюшки» и повторить за логопедом ряд слогов. Интонационное ударение делается на выделенный слог:

ТА – ТУ - ТА

ТЫ – ТО – ТУ

ТУ – ТА – ТУ

ТО – ТА – ТЫ

ТЫ – ТО – ТУ

ТА – ТО – ТУ - ТЫ

Повторяют слоги

Развитие фонематического слуха, отработка четкого произношения звука Т в слогах

Сообщает, что для домика Тыквы нужно найти кирпичи. Но нужны только твердые кирпичи. Просит найти картинки, в названии которых есть твердый звук Т (слайд 3-4).

Выбирают картинки, в названии которых есть звук Т. Определяют его твердость или мягкость

Развитие фонематического слуха.

Предлагает отдохнуть и выполнить физминутку «Молоток»

Шаг на месте:

Молоток в хозяйстве нужен, (держат воображаемый молоток)

Он с гвоздями очень дружен.

Я гвоздочки забиваю, («забивают гвозди»)

Маму с папой забавляю.

(С. Чертков)

Повторяют движения

Развитие общей моторики

Предлагает соединить кирпичики – звуки и определить, что получится. Называет отдельные звуки: а+п – ап, у+т – ут и т.п.

Соединяют звуки в слоги

Развитие фонематического синтеза

Предлагает проверить построенные кирпичики и определить звуки в слогах АП, АТ, УТ, ИТ, ОТ

Проводят звуковой анализ слогов

Сообщает, что нужно достроить забор – подставить в конец слова или звук Т или П и определить слово: бале… лиф… бан… хобо… су… ко… то… ки… бин… хло… пото…

Определяют, какой звук в конце этих слов

Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа

Просит помочь исправить неправильно построенные стены домика – заменить в слогах звук Т на П, звук П на Т. Преобразование АП в АТ, УП в УТ, ИП в ИТ

Заменяют в слогах заданный звук на другой

Развитие навыков звукового анализа

Предлагает обсудить, на что похожа буква Т, рассмотреть картинки «На что похожа буква Т».

Я буквой Т, как молотком,
Себе построю новый дом.

(А. Шибаев)

Дети отвечают, на что похожа буква Т. Рассматривают изображение, анализируют иллюстрации. Повторяют стих

Формирование представлений о зрительном образе буквы Т

Предлагает детям построить из ниток букву Т.

Дети конструируют букву

Закрепление зрительного образа букв

Сообщает, что домик построен, демонстрирует картинку. Тыква благодарит ребят

Проявление интереса к теме

Проявление интереса к теме

Рефлексия

Дети делятся впечатлениями

Развитие связной речи

Используемая литература:

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием».
  2. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Степанова Е.В.
учитель-логопед, ГБОУ СОШ 1285

Коррекционные

1. Уточнить произношение звуков [т], [т’].

2. Учить выделять звуки из состава слова.

3. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости.

4. Упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога.

5. Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.

6. Знакомство с графическим обозначением буквы.

7. Обучение звуко – буквенному анализу слогов и слов, чтение закрытых слогов и слов.

Воспитательные:

1. Привитие учащимся навыков работать в определенном темпе.

2. Производить анализ, сравнение и сопоставление.

Оборудование:

Предметные картинки:

Танк, тыква, тарелка, туфли, телефон, утюг, тигр, бант, самолет, утка, танк, тюлень, Буратино и т.д.

Сигнальные фонарики: синий и зеленый;

Кармашки для букв;

Касса букв.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Все встали около своих столов ровненько и красиво. А теперь, сядет тот, кто назовет гласный звук в словах:

Парк, слух, кот, мышь, глаз, дуб.

2. Молодцы! А сейчас, назовите мне, пожалуйста, четвертый лишний предмет среди слов:

Корабль, катер, лодка, танк

Лимон, тыква, виноград, яблоко

Стол, диван, тарелка, шкаф

Шорты, платье, туфли, сарафан

Логопед: «Молодцы! А теперь, назовите мне все слова, которые были лишними!»

Дети: «Танк – тыква – тарелка - туфли»

Логопед: «Как вы думаете, что общего в этих словах?» (все слова начинаются со звука [т])

3. Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:

Звук [т] – согласный, глухой, твердый

Звук [т’] – согласный, глухой и мягкий.

4. Различение звуков [т], [т’] (зеленый и синий фонарики)

В слогах: та, тя, ут, оть, ты, ти.

В словах: тыква, телефон, гитара, утюг, кот, тюлень.

5. Работа с картинным материалом:

На доску выставляется картинный материал: телефон, утюг, тигр, самолет, танк, утка.

Логопед: «Назовите, сначала, слова с твердым звуком [т], а затем с мягким звуком [т’]»

6. Игра: «Что Тане, а что Тёме»

Каждому ребенку раздаются по две картинки, в названии которых есть звуки [т] и [т’]. Дети выходят поочерёдно к доске и раскладывают картинки:

телефон, тюлень, Буратино, бант, пальто, тюльпан, тапки, телевизор и т.д.

Логопед: «А теперь, скажите, что вы отдали Тане, а что Тёме?»

Физкультминутка:

Ели на опушке

До небес макушки

Слушают, молчат

Смотрят на внучат.

А внучата елочки

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

Различение на слух [т], [т’] – игра «Наоборот»: логопед бросает мяч ребенку и называет слог ТА, а ребенок должен мяч поймать, бросить логопеду и дать ответ ТЯ и т.д.

Та – тя ат – ать Тома – Тёма

То - … от - … тук - тюк

Ту - … ут - …

Ты - … ыт - …

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

1. Показать образ буквы:

Буква Т стоит на крыше:

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилось

И на крыше очутилась.

2. Зрительный образ буквы Т: выложить букву Т только из трёх палочек.

2. Отыскать букву Т среди других букв разрезной азбуки, выложенных перед ребенком.

4. Определив первый звук в словах по картинкам – составить слово:

Например: кот – танк - облако = кто

Танк – облако – пальто = топ

Итог: 1. Чем мы сегодня занимались на занятии?

2. Дать характеристику звукам [т], [т’]

3. Назвать слова со звуками [т] и [т’] – развитие внимания и памяти.

ТЕМА: Звук [т] - [т , ] Буквы Т, т

Цель: Знакомство с согласным звуком Т, буквой Т,т.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить детей с механизмом образования звуков [т] - [т , ]

Научить детей четко произносить звуки [т] - [т , ]

Научить выделять звуки [т] - [т , ] среди других звуков, в составе слогов, слов

Учить дифференцировать звуки [т] - [т , ]

Формировать понятие «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Развивающая:

Развивать у детей артикуляционную моторику, силу голоса, фонематический слух

Формировать навыки звукового анализа и синтеза

Развивать восприятие, произвольное внимание, память

Воспитательная:

Формировать доброжелательное отношение к коллективу

Оборудование:

предметные картинки: топор, стол, стул, туфли, сумка, лист, тень, тесто, тигр, демонстрационные буквы Т-т, манка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент, приветствие. - Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
  2. Предлагаю детям встать в круг

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в мир звуков.А отправимся мы туда для того, чтобы познакомиться с новым звуком и все - все про него узнать! Вы хотите туда попасть? Тогда вы должны ответить на мои вопросы

Какие гласные звуки вы знаете?

Почему эти звуки называют гласными гласными?

Какие согласные звуки вы знаете?

Почему эти звуки называют согласными?

  1. Молодцы, ребята, тогда отправляемся……для того, чтоб нам попасть в страну мира звуков надо закрыть глазки и обернуться вокруг себя три раза….вот мы и оказались на месте…..ой, ребята смотрите, что это там такое? (дети находят карту….)Ребята, это нам подсказка, куда нужно направляться, сейчас мы оказались на первой станции под названием «Загадочный звук» а что же это за коробка такая интересная? Давайте посмотрим что там внутри….достаю картинки со звуками Т, ТЬ

Показываю картинку, дети называют :

: Ребята, скажите, какой звук есть во всех словах, которые вы сейчас назвали? (Т и Ть).

Когда мы произносим звук Т, что-нибудь мешает воздуху проходить? (Да воздух встречает преграду) Из-за этой преграды звук не поется, это говорит о том, что звук у нас согласный.

Как он звучит твердо или мягко? (Твердо).

А теперь положим ладошку к горлышку и произнесем звук Т, горлышко дрожит или нет? (Нет). Значит звук Т глухой, и обозначается он зачеркнутым колокольчиком. А как звучит мягкий брат звука Т? (Звук Т"). Звук Т" также согласный, потому что не поется, мягкий и глухой, горлышко не дрожит. Рассмотреть местонахождение звуков Т, Ть на картинках.

Благодарю детей за успешное выполнение задания, отправляемся дальше.

  1. Станция Веселая.(Выделение звука [т] среди других звуков, в составе слова.)

Игра «Поймай звук»Поднять синий флажок(карточку) если услышите звук Т,

а, у, т, и, к, т, …; та, мо, пу, то, ты…;, туфли, топор, окно, стол…;

  1. Выделение звука [т , ] среди других звуков, в составе слова

Игра «Поймай звук»

Ть, и, ть, кь, ть,ть…;тя, те, мя, пе…;, телефон, мел, петь, Витя, доска, шить..;

  1. Станция «Спортивная»

Физминутка

Мы шли-шли-шли,

(идут)

Землянику нашли

(наклоняются и собирают)

Раз, два, три, четыре, пять,

(показывают на пальцах)

Мы идем искать опять

(идут)

  1. Станция эрудитов. Дифференциация звуков [т] - [т , ](предлагаю детям сесть в круг на ковре)

Та-тя

То-те

Ти-ты

Ту-тю

Тя-та

Те-то

Ти-ты

Тю-ту

Тя-та-тя

То-те-то

Ти-ты-ти

Ту-тю-ту

Та-тя-та

Те-то-те

Ты-ти-ты

Тю-ту-тю

  1. Станция знатоков. Знакомство с буквами Т, т

Звуки [т] - [т , ] обозначают буквой Т

Буква Т похожа на крышу

Работаем с буквой Т

Обведи пальчиком по контуру пластмассовую букву Т, напишите её в воздухе, выложите из палочек и напишите на рабочем листе. Ребята, смотрите, нам нужно с вами выполнить ещё одно задание, чтобы узнать о нашем звуке все- все….показываю картинку с ребусом…здесь зашифровано слово которое вы должны отгадать по первым звукам каждой картинки….отгадываем….затем дети выкладывают это слово из разрезанных букв, анализируем его….(т – вначале слова, звук Т – твердый…)

Пришло время возвращаться из нашего путешествия….з

  1. остановка « Конечная».

Возвращаемся обратно из путешествия….

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте в подготовительной группе Разработала: воспитатель Абсеметова Г.С.

Тема : «Буква Т и звуки [т] и [т’].

Цель : знакомство с буквой Т и звуками [т] и [т’], развитие умения дифференцировать понятия «звук» и «слово» .

Задачи :

Обучающие: закрепить изученные буквы и звуки;

познакомить с буквой Т и звуками [т] и [т’];

учить выделять звуки [т] и [т’] из начала слова;

продолжать формировать понятие «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» ;

закрепить понятия «звук» и «слово» ;

развивать умение дифференцировать понятия «звук» и «слово» ;

продолжать учить выделять первый и последний звук в слове.

Развивающие : развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

Воспитательные : продолжать воспитывать умение вслушиваться в речь говорящего.

Предварительная работа : на предыдущих занятиях детям предлагаются буквы, изготовленные из различных материалов (поролона, пластмассы и картона для развития тактильного восприятия и максимального включения в работу всех анализаторов.

Оборудование : кукла; «волшебный» мешочек; буквы, изготовленные из различных материалов; цветные магнитики (синий, зелёный, красный) картинки с изображением предметов, название которых начинается со звуков [т] и [т’], рабочая тетрадь Е.Косиновой «Пишем вместе с логопедом».

Ход занятия

1.Организационный момент

Дети, занимая свои места, видят сидящего на столе куклу с красивым мешочком. Дети интересуются, кто же это и что лежит в мешочке. Воспитатель предлагает детям познакомиться с куклой. Дети здороваются с ней и спрашивают имя.

Повторение раннее изученного .

Здравствуйте, дети! Меня зовут Таня. Я пришла к вам в гости и принесла с собой «волшебный» мешочек. Хотите узнать, что в нем лежит? Я предлагаю вам по очереди опустить руку в мешок и на ощупь определить, что же там.

Игра «Узнай букву» В «волшебном мешочке» лежат буквы, которые дети уже изучили (А,У, И,О Ы, М, Н,Х, К). Каждый ребенок по очереди опускает руку в мешочек, ощупывает одну из букв и называет её.

(За правильно названную букву ребёнок получает фишку.)

Молодцы, назвали все звуки, с которыми мы уже познакомились. Ребята,мы уже говорили на какие группы делятся все буквы и звуки?

Дети: гласные и согласные.

Воспитатель: верно, а каким цветом мы их обозначаем в схемах?

Дети отвечают (гласные – красным, согласные – синим)

Дети, а почему эти звуки называются «гласными» ? (Они называются «гласными» , потому что мы поем их голосом и во рту нет преграды; язычок, губы и зубы не мешают воздуху выходить изо рта свободно.)

Почему эти звуки называют «согласными» ? (Потому что эти звуки не умеют петь сами, они соглашаются стоять рядом с гласными.)

Правильно. При их произнесении во рту образуется преграда – язычок, губы или зубы мешают воздуху выходить свободно.

2.Основная часть .

Знакомство с буквой Т и со звуками [ т ] и [ т ’] .

Таня вспоминает, что у ней проблема и хотела сегодня просить помощи у детей. Она вынимает из мешочка букву Т, изготовленную из картона , а называть её не может.

Послушайте как я говорю:

У меня есть друг. оля.

Ты хотела сказать Толя?

Да. (кукла называет слова без звука [т], потом за детьми повторяет правильно).

Арелка. анцы

Аблица. апки

Уча. уман. анки

Умба. урист

Ачки. урник

Спасибо, что научили меня правильно говорить.

Садись, посмотри как наши ребята готовятся к школе.

Какой звук повторяется в этих словах?

Повторяется звук [т]. Где он находится?

Воспитатель предлагает детям пощупать букву и сказать, какая она на ощупь (Твердая)

А еще какая она?

Воспитатель просит проговорить букву хором.

Как образуется звук Т? Какой это звук?

Дети: согласный.

Верно, эта буква Т обозначает согласный твердый звук [т]. У него есть братец.

Воспитатель показывает детям другую букву Т, изготовленную из поролона, и дает её пощупать и сравнить с предыдущей буквой.

Какая эта буква на ощупь? (Мягкая)

Она обозначает мягкий звук [т’].

Игра закончи звуком [т’].

У девочки Насти

Собака рыжей масти.

Пришел к ней как-то в гости

С котенком мальчик Костя.

Собаке Лайке гос. (ть)

Принес большую кос. (ть) .

Открыла Лайка пас. (ть,

Схватила кос. (ть) и шас. (ть)

Под Настину крова. (ть,

Чтоб кот не смог доста. (ть) .

Собака : хрус. (ть) да хрус. (ть,

Но вдруг такая грус. (ть!-

Застряла в пасти кос. (ть)

И колет, словно гвоздь!

Котенок крикнул :"Нас. (ть!

Раскрой собаке пас. (ть!"

Схватил когтями кос. (ть)

И спас собаку гос. (ть) .

Котенок, Костя, Настя

Сияют все от счастья!

Весь день котенок Вася

Учил собаку Насти :

"Жадных, знай, никто не любит,

Жаднос. (ть, знай тебя погубит!"

Какой звук вы добавляли? Какой это звук? Где он находится?

Дети, как и м цветом мы обозначает твердый звук [т], а каким - мягкий звук [т’]?

Дети: [т] – синим, а [т’] – в зеленым .

Воспитатель крепит их на доску. Снизу отмечает их синей и зеленой фишками.(магнитиками)

Работа на листочках с заданиями.

1задание. Определите место звука Т в словах и обозначь его на схеме синим карандашом.(тыква, кот, халат, утка, танк).

В словах кот, утка, и танк назови все звуки по порядку и определи количество звуков в каждом слове.

Составить предложение со словом кот. Определить количество слов в предложении. Составить схему. (Ребенок справившийся с заданием получает фишку.)

Физкультминутка

«Медвежата в чаще жили..»

2 задание. Заштрихуй букву по образцу.

3 задание «Почини букву» (Правильно починившие букву, получают фишку)

4 задание. Подчеркни все буквы Т волнистой линией. Какую букву ты подчеркнул? Сколько их? (8шт.) (Те дети, которые подчеркнули без ошибок букву Т, получают фишку)

Пальчиковая гимнастика

Волка, зайца, рысь, лису

Движения повторяются на другой руке.

И зимой найдёшь в лесу.

О.Крупенчук

5 задание. Учимся писать(печатными буквами).

На первой строке – т, ту, то.

На второй строке – Т, Тома, Тим (воспитатель дает пояснение, что имена пишутся с заглавной буквы)

3.Итог занятия.

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Чему научились? Что вам понравилось больше всего?

Ребята мы сегодня хорошо поработали, многому научились. Посчитайте фишки, которые вы набрали в течение всего занятия. Давайте похлопаем тем ребятам, которые набрали фишек больше всех.

Таня благодарит детей за помощь, за интересные игры и прощается.

Елена Шульгина
Конспект занятия «Звуки [т]-[т’]. Буква Т»

Цель :

Закрепить навыки четкого произношения звука т в слогах , словах, фразах; развивать навыки различения и четкого произношения звуков[т ] ,[т`] в словах; познакомить с буквой ; развивать внимание, память, моторику, правильное дыхание.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Игра : «Вагончики» . На столах картинки. Ребёнок произносит слово, определяет количество слогов в слове и ставит картинку в нужный вагон.

2. Знакомство со звуками [т-т`]

Весь день усами шевелят.

И время узнавать велят.

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бойтесь нас. (Часы.)

Тик- так.

Какие звуки слышим в начале этих слов?

Какие они гласные или согласные?

3. Артикуляция звука

При произношении звука [т] язык находится за верхними зубами и ударяется о бугорки.

Проговаривание звука хором и по одному .

Характеристика звука (согласный, твердый) .

4. Артикуляционная гимнастика

Речевая зарядка :

та-то-ту-ты am-от-ут-ыт

ту-то-ты-та ут-ит-ат-от

5. Проговаривание чистоговорок :

Та-та-та - у нас в доме чистота.

Ты-ты-ты - сметану съели всю коты.

То-то-то - стали мы играть в лото.

Ат-ат-ат - берем с собою самокат.

6. Массаж с колючими мячами с речевым сопровождением.

«СЛИВА»

7. Работа в тетрадях.

Определение позиции звука в словах ; раскрашивание звуковых домиков ; чтение слогов; составление слов из слогов.

8. Физкультминутка

«ШАРИК» (с элементами дыхательной гимнастики) .

9. Дидактическая игра : «Угадай какой звук »

Определение звука [т-т`] по картинкам (синие и зелёные карточки) .

10. Дидактическая игра «Какое я слово загадала?»

Словарный материал :. арелка,. апочки,. анец,. аракан,. алон,. учи,. опор,. ыква,. ополь,. аблетка и т. д.

11. Знакомство с буквой .

Показ буквы .

Из скольких элементов состоит буква .

Штриховка. Печатание буквы .

12. Подведения итогов.

Публикации по теме:

Конспект по фонематическому восприятию в старшей группе «Звуки [K], [К’]. Буква К» Задачи: 1. Уточнить артикуляцию звуков К, закреплять умение давать полную характеристику согласного звука. 2. Развивать фонематический слух.

Конспект занятия по фонематическому восприятию в подготовительной группе «Звуки [З]-[З’]. Буква З» Тема занятия: Звуки [З] - [Зь]. Буква З. Возраст детей: 6-7 лет подготовительная группа. Задачи: 1. Уточнить артикуляцию звука З. 2. Развивать.

Конспект занятия по фонематическому восприятию в старшей группе «Звуки [К]-[К’]. Буква К» Конспект занятия по фонематическому восприятию в старшей группе Тема занятия: Звуки [К] - [Кь].Буква К Задачи: 1. Уточнить артикуляцию звуков.