Конспект занятия по нравственно-эстетическому воспитанию «Дарите людям радость» Старшая группа

Цель: Формирование нравственных понятий как доброта, вежливость , отзывчивость; знание дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения . Задачи: Образовательные: Закрепление знаний дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения; развивать коммуникативные способности, воспитывать желание и умение сотрудничать. Развивающие: развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. Речевые: развитие связной речи, активизировать словарь по данной теме. Воспитательные: воспитание взаимоуважения, вежливого обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека. Воспитание положительных черт характера: доброта, забота, внимание, вежливость. Демонстрационный материал: Иллюстрации солнышко (грустное и веселое) с лучиками, ромашки (добрая и злая). Раздаточный материал: Картинки с хорошими и плохими поступками, фломастеры для рисования, клубочек, сердечки. Виды деятельности: Игра-приветствие, стихи про вежливые слова, инсценировка, продуктивная деятельность детей (), игровая ситуация, анализ, подведение итогов.

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в группу. (Под песню «Здравствуйте»)

Воспитатель: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Ребята посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

Ребята, какое замечательное слово «Здравствуйте!»

Что оно означает? (Пожелание здоровья человеку, с которым здороваешься)

А вы знаете ребята, о том, что здороваться надо с хорошим настроением, вот посмотрите на меня: «Здравствуйте!» я пожелала вам и гостям здоровья и подарила всем хорошее настроение. У нас теперь у всех хорошее настроение, даже выглянуло солнышко!

(На мольберте появляется желтый круг – грустное солнышко без лучиков).

- Ой! Что-то с ним не то! Ребята , а какое у него настроение? Почему? (Нашему солнышку не хватает лучиков)

- А чтобы оно не грустило, и появились лучики, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах и расскажем их для нашего солнышка.

Дети:

Вот проснулись утром зайки,

Чистят зубы на лужайке,

Увидали двух котят:

«С добрым утром»- говорят (появляется первый лучик)

«Убери свою иголку»-

Мишка тихо просит пчёлку:

«Дай, пожалуйста , мне мёду.

Но чуть-чуть, не всю колоду!» (появляется второй лучик)

«Простите, пожалуйста »,-

Просит котёнок,-

«Я сегодня измазался,

Как поросёнок». (появляется третий лучик)

Мишка в гости к нам пришёл,

Вытер лапы, в дом зашёл,

Громко «здравствуйте » сказал,

Всем здоровья пожелал. (появляется четвёртый лучик)

Ел я кашу, пил компот,

Стал огромным мой живот.

Говорю я поварам:

«За обед спасибо вам!» (появляется пятый лучик)

Тихий вечер наступает.

Надо лечь в кровать и спать.

Не забыл зайчишка умный

«Доброй ночи »- всем сказать (появляется шестой лучик)

Воспитатель:

Слова чудеснейшие эти,

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

И улыбнуться вам спешат.

(Грустное солнышко поменять на веселое)

- Посмотрите на наше солнышко, а сейчас какое у него настроение? (Веселое).

(Дети садятся на стульчики)

- В благодарность нам солнышко подарило нам чудесную коробочку (Воспитатель удивляется). Интересно, что же в ней? Давайте, посмотрим? (В коробке картинки). Здесь картинки и два цветочка. Посмотрите на цветы: один цветок… какой?(добрый), а другой… (сердитое). Давайте покажем Добрый цветок и злой цветок. (Дети показывают)

Сейчас я каждому дам картинку, вы посмотрите и подумаете, хороший это поступок или плохой. Картинку с хорошим поступком вы положите к цветочку…. какому? (доброму) А почему? А с плохим поступком? (сердитому). Договорились? Не забывайте объяснять свой выбор. (Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их к соответствующим цветочкам и объясняют свой выбор).

- Что изображено на этой картинке?

( На картинке мальчик дразнит девочку).

-

(Это плохой поступок, так как дразнить и обзывать ребят плохо).

- Что чувствует девочка в этот момент?

(Девочка расстроилась, она огорчена, обижена).

- А на этой картинке что изображено?

(На этой картинке мальчик уступает место дедушке).

- Это хороший или плохой поступок? Почему?

(Это хороший поступок, так как старшим нужно уступать место и во всём помогать).

- Что чувствует дедушка в этот момент?

(В этот момент дедушка радуется, ему приятно, что мальчик отнесся к нему уважительно).

- Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.

- Сейчас поиграем в игру "Будь внимательным". Если услышали вежливое слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста.
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.
Похлопайте.
Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте.
Тихонько сядьте, пожалуйста.

Спасибо! Молодцы!

Воспитатель : А сейчас я вас приглашаю в театр, посмотреть спектакль.

(Дети показывают сценку встречи двух подруг).

Привет, Лера.

Привет, Элинка.

Лера, почему ты меня так называешь?

Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинила. Элинка - пелеринка, вышла на лужок.

Мне не нравится такое стихотворение.

Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.

Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.

Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.

Я ухожу, до свидания.

Пока, пока. Элинка - пелеринка.

Воспитатель: Ребята, почему между девочками произошла ссора? (Ссора произошла, потому что одна девочка обозвала другую, грубо называла её).

- Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)

- Почему? (Это может расстроить, обидеть нас).

- Можно ли исправить эту ситуацию? Да.

- Как? (Нужно называть друзей и товарищей по имени.)

- К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей. А давайте мы Элину и Леру помирим, ведь мы с вами знаем мирилку. Возьмитесь за руки, смотрите в глаза и повторяйте слова:

Не сердись, улыбнись,

Крепче за руки возьмись.

Ты меня извини,

И обиды не держи.

- Видите, какие мы молодцы, что умеем просить прощение и прощать друг друга.

- Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?( Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться).

- Каким должен быть настоящий друг? ( Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом, когда нам хорошо или плохо).

- Давайте с вами назовём пословицы о дружбе.

(Дети называют пословицы о дружбе).

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Не бросай друга в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

Друзья познаются в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

- А теперь поиграем в игру «Волшебный клубочек» , клубок будем передавать из рук в руки по кругу, обращаясь, друг к другу ласковым именем (дети передают клубочек, называют соседа ласковым именем).

Я еще раз убедилась, что у нас в нашей группе дети вежливые, добрые, дружные. Ребята, а давайте подарим нашим гостям тепло, нежность и улыбку. Но для этого нам надо пройти за стол. (Дети садятся за столы)

Перед нами лежат сердечки, им не хватает улыбок. Нарисуйте. (Дети пририсовывают улыбки сердечкам).

А теперь прежде мы подарим гостям подарки, подумайте, что бы вы хотели им пожелать:

Пусть никогда не болеют;

пусть долго живут;

чтобы жили дружно;

пусть все будут счастливы;

хорошего настроения;

много добра...

(Дети дарят сердечки гостям).

  • Девочка хорошая по лесу идёт,
  • В этой сказке - именины. Много было там гостей.
  1. «Знатоки сказок».
  • Как называется эта сказка?
  • Кто её написал?

Строил ей глупые рожицы;

Защекотал до полусмерти;

Въехал во дворец на печке.

  • Как называется эта сказка?
  • Назовите автора сказки?
  • Кто вам её рассказал?
  • Скажите, какое яичко лучше - простое или золотое? Почему?
  1. «Узнай сказку по героям».
  1. «Песенка героя сказки».
  1. «Весёлые вопросы».

2. В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц-хваста»).

7. Герой джунглей? (Маугли).

  1. «Мой любимый герой сказки».

В мире много сказок - грустных и смешных.

В сказке может всё случится,

Наша сказка впереди.

Скажем сказке: «Приходи!»

Конкурс 1 «Узнай сказку по началу».

  1. «Давно- давно жил на свете король. Он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги…»(Новый наряд короля)
  2. « Жил однажды принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жёны принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую» (Принцесса на горошине)
  3. «Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье» (Дюймовочка)
  4. «Далеко-далеко в той стране, куда улетают на зиму ласточки, жил король. У него было 11 сыновей и 1 дочь.»(Дикие лебеди)
  5. «В Китае, как ты, верно, знаешь, и сам император китаец, и все кругом китайцы. Давным-давно это было, потому-то и стоит рассказать эту историю, пока она ещё не забылась совсем. »(Соловей)
  6. «Хорошо было за городом. Стояло лето. На полях золотилось рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски- этому языку он выучился у своей матери.»(Гадкий утёнок.)

Замечательно! Мы выяснили, что вы прекрасно знаете сказки Андерсена.

Конкурс 2. Ромашка- викторина.

На лепестках написаны задания.

  1. « Весь дом сбежался посмотреть на замечательного путешественника. Его поставили на стол. Каких только чудес не бывает на свете…» (Стойкий оловянный солдатик).
  2. «А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он вспомнил то время. Когда все смеялись над ним и гнали его ». (Гадкий утенок)
  3. « Каждый день обманшики требовали от своей работы тончайшего шелку и чистого золота»(Наряд короля.)
  4. « Я всю ночь не смогла сомкнуть глаз. Бог знает. Что за постель у меня была» (Принцесса на горошине)
  5. « Она встала с постельки, сплела из сухих былинок большой ковер, пошла в подземный ход и прикрыла ковром мертвую птичку». (Дюймовочка)
  6. « Всю ночь плела последнюю рубашку. Мыши, бегавшие по подземелью, сжалились над ней и, чтобы хоть немножко помочь ей, стали собирать и приносить к ее ногам разбросанные стебли крапивы…» (Дикие лебеди.)

Конкурс 3. Загадки.

  1. Хоть верь, хоть не верь:пробегал по лесу зверь,

Нес на лбу он не спроста два развернутых куста.(Олень. « Снежная королева»)

  1. Окраской сероватая, повадкой- вороватая, крикунья- хрипловатая- известная персона. Кто она? (Ворона. « Снежная королева»).
  2. Растёт зелёный кустик, дотронешься- укусит.(крапива. «Дикие лебеди»).
  3. Удивительный ребёнок, только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как его родная мать.(утёнок. «Гадкий утёнок»).
  4. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистее, звончей… Кто же это?(соловей. «Соловей»).
  5. В одежде богатый, да сам слеповатый, живёт без оконца, и не видевши солнца.(крот. «Дюймовочка»).\

Конкурс4 домашнее задание.

Девочки подготовили небольшие сценки по отрывкам из сказок Андерсена.

Выступление команд

Подведение итогов, награждение команд и самых активных участников.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 4 «Умка»

Уральский федеральный округ, Свердловская область г. Камышлов,

Конспект занятия

по художественно-эстетическому воспитанию детей

в дошкольном учреждении

Составила:

Шурова Елена Владимировна

воспитатель 1 к.к.

Камышлов 2015

«Путешествие по сказкам».

Цель: Викторина по сказкам.

Образовательные задачи: Закрепление и систематизация знаний детей старшего дошкольного возраста о литературных произведениях; формирование звуковой выразительности речи у детей.

Развивающие задачи: Развитие речи и фонематического восприятия у детей; обогащение словаря.

Воспитывающие задачи: Повышение интереса к сказкам.

Методические рекомендации: Данную викторину рекомендуется проводить с детьми 6-7 лет; после ознакомления детей с устным народным творчеством (сказками); так же викторину можно провести и совместно с родителями детей, для приобщения их к совместному домашнему чтению сказок.

Ход занятия.

Сказочница: Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие! Я сказочница Василиса. А что это у меня в руках? Правильно, книга. Да не простая, а со сказками.

Человек с древних времён учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы. Боялись темноты. И всё это люди объясняли проявлением сверхъестественных сил. И появились такие герои, как Илья Муромец, Никита Добрынич, Алёша Попович. Человек наделял силой птиц и рыб. Так появилась сказочная жар-птица. Появилась щука, которая помогла Емеле.

Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. Особенно сказки любят дети. А вы любите сказки? Много сказок вы знаете? Сейчас мы с вами проведём викторину по сказкам и проверим, кто из вас лучший знаток сказок. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон. Кто наберёт больше всех жетонов, тот и самый лучший знаток сказок. Ну, что, вы готовы? Тогда начинаем викторину.

    «Сказочные загадки».

Я буду вам загадывать сказочные загадки, а вы будете называть сказку.

    Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь

Названье этой сказки, чтоб вовремя успеть (Маша и медведь).

    Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится на её пути.

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь? (Красная Шапочка)

    В этой сказке – именины. Много было там гостей.

А на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.

Но коварному злодею кто-то голову срубил (Муха-Цокотуха).

    Столяр Джузеппе-Сизый Нос полено как-то в дом принёс.

Он начал что-то мастерить, полено стало говорить.

Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)

    Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь (Золушка).

Сказочница: Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А сможете ли вы узнать сказку по иллюстрации?

    «Знатоки сказок».

    Я на мольберт (доску) размещаю иллюстрацию к сказке («Гуси-лебеди»). А вы должны ответить на мои вопросы:

    Как называется эта сказка?

    Кто её написал?

    Почему Гуси-лебеди унесли братца?

    Почему Алёнушке помогли печка, яблонька и речка?

    Чтобы сделали бы вы, если оказались в такой ситуации?

    Чтобы рассмотреть следующую мою иллюстрацию к сказке, вам необходимо ответить на мой вопрос и выбрать из трёх ответов нужную иллюстрацию на обороте.

*Как Емеля рассмешил Царевну Несмеяну?

Строил ей глупые рожицы;

Защекотал до полусмерти;

Въехал во дворец на печке.

Вывешивается следующая иллюстрация («По щучьему велению»), и задаются

    Как называется эта сказка?

    Что бы вы попросили у щуки, если бы вы её поймали?

    Следующую иллюстрацию к сказке («Курочка Ряба») нужно составить из частей и решить на каждой части пример. После этого ответить на мои вопросы:

    Когда вы первый раз услышали эту сказку?

    Кто вам её рассказал?

    Скажите, какое яичко лучше – простое или золотое? Почему?

2+2= 4+5= 3+6= 8-4= 6-3= 10-5=

    «Узнай сказку по героям».

Сказочница: Молодцы! А теперь самое сложное задание. Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.

    Царь, три сына, стрела, болото (Царевна-лягушка).

    Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея (Золушка).

    Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка (Дюймовочка).

    Злая мачеха, дочь, падчерица, дед Мороз (Морозко).

    «Песенка героя сказки».

Сказочница: Молодцы! И с этим заданием вы справились. А сейчас я вам предлагаю послушать песни сказочных героев. Определить героя и назвать, из какой он сказки. Песенка «Буратино» и «Красной Шапочки».

    «Весёлые вопросы».

Сказочница: Ну, а теперь самый важный этап викторины. За этот этап вы можете набрать большое количество баллов. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро отвечать. Кто быстрее даёт ответ, зарабатывает балл.

1. Девушка с рыбьим хвостом? (Русалочка).

2. В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц–хваста»).

3. Мальчик-луковка? (Чиполино).

4. Героиня, какой сказки в награду получила кусок льда? («Морозко»).

5. Девочка с голубыми волосами? (Мальвина).

6. Как называется сказка, в которой есть дом, где поселилось много зверей? («Теремок»).

7. Герой джунглей? (Маугли).

8. Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? (На конце иглы).

9. Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка).

10. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»).

11. Деревянный мальчик? (Буратино).

    «Мой любимый герой сказки».

У каждого из вас есть самая любимая сказка. Правда? Перед вами листочки бумаги и разные материалы. Нарисуйте мне своего любимого сказочного героя из вашей сказки. А потом все вместе попробуем их отгадать. После выполнения задания проводится дидактическая игра «Кто, и от куда?»

Сказочницы: Молодцы, ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки.

В мире много сказок – грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случится,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к вам стучится,

Скажем сказке: «Приходи!»

И самому лучшему знатоку сказок я вручаю новую большую книгу сказок. С которой, ты сможешь познакомиться сам или вместе с родителями. Остальным участникам вручаются памятные призы за участие в викторине. Ну а сейчас, до свидания, ребята! До новых встреч!

Приложение

Иллюстративный материал к этапу викторины «Знатоки сказок».

Задача: Развитие нравственно-эстетических качеств личности ребенка через театрализованную деятельность.

Цели:

  1. Воспитывать в детях культуру речевого общения во время знакомства
  2. Развивать артистические способности детей средствами театрального искусства
  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации
  4. Создать положительный эмоциональный микроклимат для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Оборудование: Ширма, куклы “би-ба-бо” Хрюша и Степашка, сундучок, пособие для игры “Ну-ка, угадай-ка?” (карточки формата 30х30 с изображениями: арбуза, машины, куклы, мишки, мяча, рыбки, скакалки, телефона, утюга, паровоза)

Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал под песню “Будем знакомы” А. Захаровой и А. Рыжовой. (Н.Е Богуславская, Н.А Купина “Веселый этикет” (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “АРД ПТД”, 1998г.)

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Какое замечательное слово - здравствуйте! Это вежливое слово означает пожелание здоровья человеку с которым здороваешься, а вы, ребята часто желаете здоровья своим воспитателям? Не забываете приходя утром в детский сад поздороваться со всеми? Для того чтобы вы не забывали здороваться при встрече, мы сейчас научим здороваться свои пальчики.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую! (Т.Сикачева)

(Пальцы правой руки по очереди “здороваются” с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

Ведущий: Замечательно! Я думаю, что теперь никто не забудет вежливое слово – здравствуйте! А знаете ли вы, ребята, о том, что здороваться надо всегда с хорошим настроением, вот посмотрите на меня: “Здравствуйте, ребята!” я пожелала вам здоровья, подарила вам хорошее настроение, а теперь каждый из вас поделитесь своей улыбкой с товарищем.

Игра “Передай улыбку” музыка В. Шаинского “Улыбка”. После игры на ширме появляется Степашка.

Степашка: Здравствуйте, девочки и мальчики. (ответ детей)

Ведущий: Ребята, вы узнали кто к нам пришел в гости? (ответ детей). Добрый день, Степашечка! Как замечательно, что ребята тебя сразу узнали, это значит что они тебя любят и рады встречи с тобой.

Степашка: Мне тоже всегда очень приятно встречаться с детьми и знакомиться. Ребята, давайте познакомимся? (дети знакомятся со сказочным персонажем называя свои имена).

Ведущий: Скажи, Степашка, а есть ли у тебя друзья?

Степашка: Друзей у меня много, но самый мой лучший друг - Хрюша! Мне так хотелось вас с ним познакомить, но он почему-то опаздывает, может случилось что-то? (задумчиво).

Слышен плач.

Ведущий: Ребята, вы слышите плачет кто-то? (на ширме появляется Хрюша)

Степашка: Хрюшенька, что случилось? Кто тебя обидел?

Хрюша: Меня никто не обижал, у меня большое горе! (плачет)

Степашка: Горе? Какое горе?

Хрюша поет песню “Разбитая ваза” А.Захаровой и А.Рыжовой.

Хрюша: Что же мне теперь делать?

Степашка: Для начала вытри слезы и поздоровайся с ребятами

Хрюша: (печально) Здравствуйте дети!

Степашка: Познакомьтесь, ребята, это мой лучший друг Хрюша, у него случилась неприятная история, и он не знает, что ему делать, поэтому плачет. Не могли бы вы посоветовать как поступить ему в этой ситуации. (советы детей)

Хрюша: Степашечка, как же я сразу не догадался попросить прощения у мамы за разбитую вазу? Спасибо вам, ребята, вы хорошие друзья. Сейчас я пойду и извинюсь перед мамой

Степашка: Я пойду с тобой Хрюшенька, чтобы ты не наделал еще каких-нибудь глупостей

Хрюша и Степашка: До свидания ребята! Спасибо за помощь! (уходят).

Ведущий: Как хорошо что у этой истории счастливый конец. Ребята! Никогда не забывайте здороваться при встрече и говорить до свидания, когда уходите, просить прощение и извиняться за свои плохие поступки, чтобы не пришлось потом огорчаться и плакать. Договорились? (ответ детей).

А сейчас пришла пора поиграть нам детвора!

Называется игра “Разминка театральная” (Маханева М. Д “Театрализованные занятия в детском саду”. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001г.)

Ответ детей: При помощи костюма, грима, прически, головного убора.

Ведущий: А без костюма можно дети, превратится скажем в ветер, в дождик, в ливень, в страшную грозу, в бабочку, кузнечика или осу? (ответы детей).

Ведущий: Для этого нам нужны жесты и мимика, что такое мимика? Это выражение лица. Ну а жесты? Это движения. У каждого человека бывает разное настроение, его я буду называть, а вы ребята, мимикой попробуйте его показать.

(Дети мимикой показывают грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас.)

Ведущий: А теперь пообщаемся с помощью жестов. (дети жестами показывают: иди сюда, уходи, здравствуйте, до свидания, тихо, не балуй, погоди у меня, нельзя, отстань, думаю, нет, да)

Ведущий: Как тихо стало в нашем зале! (полушепотом). Ребята, к нам в гости должен прийти добрый старичок, а зовут его - Молчок. Когда он появляется, становится сразу тихо. Дедушка очень любит рассказывать детям интересные сказки и играть в игры. Давайте тихо, на цыпочках поищем дедушку. (дети ищут, но находят сундучок и волшебную палочку).

Ведущий: Наверняка дедушка очень торопился по своим лесным делам и не успел встретится с ребятами, но он оставил для вас волшебную палочку и сундучок с загадками для веселой игры.

Сейчас я взмахну этой палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.

Только в лес мы пришли, появились комары. (3. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в детском саду”. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. Москва “Школьная пресса” 2000г.)

Вдруг мы видим, у куста птенчик выпал из гнезда, тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.

На полянку мы заходим, много ягод мы находим, земляника так душиста, что не лень и наклониться.

Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса, мы лисичку обхитрим, на носочках побежим.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки утром рано умывались, полотенцем вытирались. Лапками шлепали, лапками хлопали. Лапки здесь и лапки там, что за шум и тарарам.

Дети исполняют танец лягушат под песню “Ки-ко-ко”. Ритмопластика А.И.Бурениной.

Ведущий: Устали, присядем, отдохнем, посмотрим что в сундучке? Как интересно, здесь прячутся загадки, да не простые, их загадывают с помощью мимики и жестов. Угадайте-ка скорее, что на этой картинке? (ведущий мимикой и жестами показывает арбуз, дети отгадывают).

Ведущий: А теперь ваша очередь.

Игра “Ну-ка, угадай-ка?”

Ведущий: При помощи мимики и жестов можно не только загадывать загадки, но и показывать сказки. Сейчас, ребята, мы с нашими зрителями превратимся в актеров театра “Пантомима”. (ведущий достает 2 карточки из сундучка. Задание для детей и воспитателя – сказка “Репка”. Задание для зрителей – сказка “Колобок”).

После показа “Репки” взрослые угадывают название сказки, а после показа взрослыми сказки “Колобок” дети-зрители так же отгадывают ее название, награждая артистов театра “Пантомимы” аплодисментами.

Прекраснейшие сказки,
Красивые, простые,
А может не простые
Показывали нам
Вы очень все старались,
Огромное спасибо
Я говорю всем вам!

В заключение я бы хотела подарить вам, ребята, и вам, уважаемые взрослые, в знак благодарности за ваше творчество, теплоту своего сердца.

(Ведущая прикладывает обе руки к своему сердцу и передает его детям и взрослым, каждый кладет подарок в свое сердце). Ведущая прощается со всеми. Под песню “Улыбка” В. Шаинского дети и взрослые покидают зал.

Конспект урока на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Известные исследователи народного декоративно – прикладного искусства В.С.Воронов, А.В. Бакушинский, В.М. Василенко в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов. Именно поэтому декоративное искусство должно играть важную роль в развитии творческих способностей детей и их задатков. Взяв за основу государственную программу, я откорректировала ее с учетом индивидуальных возможностей, личных особенностей детей и поэтому свой опыт, считаю репродуктивно-исследовательским.Технология опыта

Для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.
Искусство следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека, как связь его с миром. На основании этого тезиса в программе, по которой я работаю, выделено общее экологическое направление: изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры.

Главным направлением моей педагогической деятельности является приоб­щение детей к народному декоративно-прикладному искусству, к его истокам.

Целью опыта является развитие художественных способностей детей через творческие задания, интегрированные занятия, посещение выставок, экскурсии.

Достижение этой цели я вижу через осуществление следующих задач:

Овладение воспитанниками знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;

Ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства «Декоративное рисование», «Художественная роспись», «Лепка», «Аппликация».

Развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;

    воспитание интереса и любви к народному искусству.

В основу опыта положено:

Творческие принципы народного искусства, общие для любой из его областей (повтор, вариации, импровизации);

Тематический принцип планирования материала с учетом интересов детей, их возрастных особенностей;

Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;

Система межпредметных связей;

Направленность содержания программы на развитие творческих способностей детей.

Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно ещё очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим. Мышление, интересы, отношение к жизни к труду, к семье этих будущих строителей и хозяев нашего общества складываются уже сегодня.

В каждой школе учатся не только будущие агрономы, токари, учёные, летчики. В каждой школе растут матери, отцы, учителя – будущее воспитатели новых поколений. И всё это то, что они будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать.

Прочный фундамент всего этого может быть заложен только в юные, только в школьные годы. В современных условиях искусство должно проникнуть во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни нравственных и интеллектуальных свойствах личности. Всё это требует всеобщности эстетического воспитания.

Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, в повседневной труде, в повседневных человеческих отношениях. А для этого вся жизнь школьников – классная и внеклассная – должна быть организована «по законам красоты». В этом и состоит главная воспитательная функция искусства.

3. Теоретическая основа опыта.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Художественное воспитание целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование - процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.

Увлеченные научно – технической революцией, погруженные в «мир информации», мы, вообще, стали порой считать логическое мышление единственно достойным современного человека, а эмоции чем-то лишним, второстепенным, вообще-то, и не нужным, «немодным и некрутым». Кстати, этот недостаток – отсутствие культуры чувств, способности сопереживать – в зрелые годы, наверное, невозможно восполнить даже прохождением какого-нибудь курса «хороших манер». Этот «университет» может лишь облечь дурные, примитивные чувства в маскировочное одеяние, но не изменить их. Духовно не развитый эстетически неграмотный человек без разбора потребляет всякого рода художественные суррогаты, какими бы путями они к нему не попадали. И через подобное искусство в душу проникает чужая нам, потребительская, индивидуалистическая идеология. Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству.

Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему процессу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации от­ношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд.

Эстетическая воспитанность человека немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Нередко дети в картинных галереях и на выставках бегло просматривают картины, записывают в блокнотах имена художников, краткое содержание произведения, быстро переходя от одного полотна к другому. Ничто не вызывает их изумления, не заставляет остановиться, полюбоваться и насладиться эстетическим чувством. Беглое знакомство с шедеврами живописи, музыки, литературы, кино исключает из общения с искусством главный элемент эстетического отношения любование. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Внешний показатель эстетической воспитанности, базирующийся на всех вышеупомянутых, художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве, жизни, поведении, отношениях. В нем органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образо­ванность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.

Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности ребенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса.

О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние.

Коллективная творческая работа воспитанников кружка способствует не только их всестороннему эстетическому развитию, но и формированию их нравственных качеств, идейных убеждений, а сознание того, что каждый из них - это частица одного коллектива, благотворно влияют на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у ребят на всю их последующую сознательную жизнь.

Это обычно находит свое выражение в общественно-полезной деятельности в учреждении, в организации массовых мероприятий. Достаточно желания, интереса - и воспитанники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Создание такого интереса, желания зависит от педагога. Это организация и проведение традиционных праздников (посвящение в кружковцы, творческие встречи), карнавалов, конкурсов, смотров, викторин, выставок и фестивалей детского творчества. Выполняя эстетико-нравственные функции, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей и подростков, имеющих специальные художественно-творческие данные, пробуждают или углубляют эстетические чувства, потребности. Так, например, районный фестиваль детского творчества объединяет большое количество творческих коллективов (до 500 участников). Фестиваль проводится по декоративно-прикладному, изобразительному, музыкально-хореографическим направлениям, где все виды искусства объединяются. Конечно, степень успехов участников подобного фестиваля различны, но их объединяет массовость, возможность приобщения детей и подростков к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал и способности ребят.

Учреждение дополнительного образования уникально тем, что любой ребенок (одаренный или с проблемами) здесь всегда успешен. Именно успешность выступает главным результатом педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно каждого ребенка как личности.

Технология опыта.

Цель представленного опыта работы - отразить в форме модели систему развития эстетических чувств воспитанников объединения «Умелые руки», воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно-прикладного искусства, как работа с кожей, тестопластика, конструирование, рисование, лепка, фитодизайн.

Задачи:

        Развивать творческий потенциал личности;

        Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народной традиционной культуры.

В объединении «Умелые руки» занимаются 3 группы. Возраст детей от 5 до 12 лет.

Состав группы постоянный.

Набор детей по желанию. Дети зачисляются по собеседованию. Занятия проходят как групповые, так и индивидуальные.

В данном опыте решаются две основные образовательно – воспитательные задачи, тесно связанные друг с другом. Одна учит творить собственными руками, а другая – познавать красоту жизни. И эти две задачи решаются от первого до пятого года обучения, рассматривая грань связи искусства с жизнью. Моя образовательная деятельность нацелена на развитие и совершенствование умений и навыков работы с кожей, бумагой, природным материалом, на воспитание интереса воспитанников к старинным промыслам.

Основной воспитательной целью является раскрепощение личности, социальная адаптация ребёнка, обогащение его духовного опыта через знакомство с видами декоративно-прикладного творчества, умение применять полученные знания и опыт в быту.

В процессе воспитания ребёнка у него вырабатывается эмоционально отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни ребёнок реагирует на любое проявление взрослых, сверстников, подростков. Важно, чтобы у него сложилась правильное отношение к пороку, хамству, к хулиганству. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному поведению людей и желанию не быть на них похожим.

Программа не ставит своей задачей подготовку школьников в искусствоведческие вузы, а преследует более широкую цель: общее развитие личности, способной к многоплоскостному восприятию мира и обладающей широким диапазоном способностей.

Личность ребёнка развивается в зависимости от социальных условий, а также от того, какую значимость для него приобретает та или иная социальная ситуация и какой личностный смысл приобретают нравственные и другие ценности.

Организация творческого процесса на моих занятиях целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех его этапах является соавтором, сотворцом ребенка. Предложенная мною позиция объясняется отсутствием у школьников достаточного жизненного опыта, несовершенством психофизического аппарата, доминирующей потребностью «быть на сцене» над желанием выразить, донести идею (замысел, смысл). Однако, только формирование у ребенка отношения к своему собственному созданию как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, а именно продукт, «который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности». В этом заключается вторая особенность предлагаемой мною программы, отличие которой от других имеющихся программ по декоративно-прикладному творчеству состоит в особом акценте на формирование мировоззренческой позиции школьника через включение его во все этапы создания работы. Это, с одной стороны, требует от ребенка умения не только ориентироваться в мире искусства, но и знать историю своего народа, его обычаи и нравы, ощущать «болевые точки» современности, а с другой ликвидирует одну из причин пониженной значимости для школьников собственно прикладной деятельности: практическую непричастность их к творчеству - процессу моделирования изделия.

Следующей особенностью моей программы является акцент на общее развитие личности. С этой целью в курс программы включены занятия по изучению основ этнографии, нравов и обычаев народов, истории костюмов, причесок, интерьера. В предложенной программе впервые затрагивается проблема творческого общения в процессе моделирования изделия и даются конкретные предложения по формированию этого навыка.

Дети активны, аккуратны, заинтересованы в работе, внимательны на занятиях, доброжелательны.

Для успешного обучения и воспитания детей в объединении «Умелые руки» используется специальное и относительно прочное стационарное оборудование (ножницы, иглы, нитки, шило, выжигатели), соблюдаются нормы техники безопасности.

Весь процесс обучения в объединении «Умелые руки» подчинен цели - воспитанию личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов декоративно-прикладного искусства, как тестопластика, конструирование, лепка, работа с кожей.

В процессе формирования творческой деятельности выделяю три последовательных этапа:

Первый этап обучения в объединении знакомит с основами эстетического восприятия явления окружающей жизни, а за все пять лет обучения в сознании и эмоциональном развитии ребёнка закладывается фундамент художественно – эстетических представлений, на которые он опирается в дальнейшем обучении. Без развитии чувств, без формирования радости общения с искусством собственного творения, это цель не может быть достигнута.

Выработка практических умений и навыков (1-й год обучения).

Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми
впечатлениями (2-3-й годы обучения).

Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения
накопленного опыта и применение его в творческой деятельности (4-5-й годы
обучения).

Каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний обобщающим во всем процессе. Практическая деятельность обучающихся постепенно усложняется, обогащается за счет заданий творческого характера.

Занятия в объединении «Умелые руки» рассчитаны на пять лет, состоят из пяти частей, соответствующих годам обучения.

В первый год происходит знакомство детей с такими видами деко­ративно-прикладного искусства, как лепка, конструирование, рисование. Эти виды деятельности выбраны не случайно, так как детей можно научить конструировать из готовых форм, рисование развивает ум, фантазию, художественно-творческие способности, а лепка развивает мелкую моторику рук. Движения рук становятся более координированными и уверенными, развивается глазомер.

На втором году обучения кружковцы должны овладеть основными приёмами лепки из теста, уметь приготовить солёное тесто, знать историю этого ремесла. И как результат овладения техникой тестопластики являются выставки, где демонстрируются достижения кружковцев.

Третий год обучения включает в себя знакомство с мастера – умельцами. Дети умеют лепить мелкие орнаментальные детали, объемные лепные фигуры. Использовать в лепке специи и природные материалы.

Четвертый год обучения дети работают над тем, что составляет из лепных фигур композиционные группы, совершенствуют технику тестопластики.

Пятый год обучения отводится программой по совершенствованию уже имеющихся навыков, где дети познают законы флористики, фитодизайна, совершенствуют своё мастерство в работе с кожей.

Всё обучение детей строится от простого к сложному. В соответствии с этим ставятся цели и задачи обучения, которые усложняются к концу года. Программа направлена на общее развитие личности, умение использовать народные традиции в своей жизни.

Этот этап обучения является итоговым. Все вехи обучения сводились именно к тому, чтобы обучающийся научился создавать произведение, которое от замысла до воплощения в материале было бы выполнено самостоятельно. На этом этапе и выявляется личность творца, а не просто хорошего исполнителя. На этом этапе возрастает роль педагога, если он раньше уже и вел за собой, то теперь он вступает с воспитанником в процесс сотворчества.

Темы заданий выбираются самим ребенком, но я могу предложить детям дополнительные.

Примерные темы для творческих работ , которые предлагаются воспитанникам объединения «Умелые руки»:

    История искусства народных промыслов.

    Легенды о цветах.

    Народные праздники и обычаи.

    Куклы-обереги в народной культуре, их защитные и эстетические функции.

    Жизнь замечательных людей своего края.

    Мастера-умельцы народных промыслов.

    Каждый народ-художник.

После того как учащиеся определились с выбором темы, идет наработка творческого материала. С этой целью проводятся пленэрные зарисовки, посещение выставок, музеев, просмотр слайдов, иллюстраций, фотографий, чтение специальной литературы.

Творческие работы характеризуются:

    появлением индивидуального почерка;

    интересным решением сюжета;

    усовершенствованием и творческим преобразованием пер­воначального варианта эскиза;

    правильным выбором цветового сочетания;

    подчинением законам композиции;

    организацией изобразительного центра;

    подчинением единому образному строю;

    равновесием, целостностью, художественной логикой.

В своих творческих работах дети идут от чувства, от своего внутреннего мира, а не от наблюдения чужих стандартов, подсказок, мешающих творческой самостоятельности.

Творческая работа «Умелые руки» сегодня - это

    итог обучения,

    сотворчество педагога и ученика,

    коллективные работы,

    серии работ, объединенные одной темой,

    работы, гармонично сочетающиеся с интерьером, для которого изготавливаются.

Регулярно осуществляю индивидуальную работу с воспитанниками кружка. Я неслучайно использую личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Ведущей целью этой технологии является творческое развитие индивидуальности ребенка, углублении его практических занятий и умений, приобщение к миру прекрасного, совершенствование эстетического вкуса.

Творческое отношение к осуществлению индивидуальной работы имеет принципиальное значение. Данная модель развития эстетической культуры подчеркивает важность увлеченности как педагога, так и ребенка искусством для формирования у воспитанника познавательного интереса к нему и стремления к самосовершенствованию, глубокому пониманию предмета. Важно «раскрыть» ребенка, высвободить его творческую энергию, раскрепостить эмоционально.

Особое место в организации занятий кружка «Умелые руки» я отвожу игровой деятельности воспитанников (Приложение №3). Данная форма организации работы помогает мне максимально раскрыть в ребенке в процессе самопознания и саморазвития его творческие возможности, гармонично развивать его природные способности средствами всех видов искусств. Проведение народных игр помогает лучше узнать прошлое своего народа, его искусство, постичь душу другого народа.

Специально организованная воспитательная работа - это не только досуговые мероприятия. Это комплекс самых разных видов деятельности социальной направленности - трудовой, общественно-полезной, культурно-творческой, организованных педагогом в таких формах как: различные коллективные творческие дела, индивидуальные поручения, детское самоуправление (Приложение №4). Именно в разнообразной деятельности ребенок пробует себя в различных ролях, приобретает социальный опыт, формирует образцы поведения, а педагог имеет возможность отслеживать свое воспитательное влияние на ребенка.

Значительную часть воспитательного процесса организовываю совместно с обучающимися и их родителями, а возникшие проблемы и задачи решаем сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга.

Меня, как педагога, объединяет с родителями воспитанников общая забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Художественное начало есть в каждом ребенке. И моя задача - увидеть две стороны - социальную и нравственную и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, воспитывая эстетическую культуру, я открываю ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащаю их, подвожу к пониманию лучших образов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. А познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков делается основой нравственного воспитания - воспитания личности.

III. Результативность опыта

Поскольку образовательная деятельность является основной для педагога, то оценка его эффективности производится по уровню образовательного результата.

Ведущим показателем результативности педагога, который можно диагностировать в ребенке, является образованность личности, которая понимается как совокупность обученности и воспитанности.

При отслеживании обученности в программе деятельности кружка в каждой теме указываются: перечень конкретной информации, которую должен усвоить ребенок, показатели освоения, а также перечень умений, которые ребенок должен продемонстрировать (владение методами, операциями, технологиями).

Основным показателем воспитанности я считаю направленность личности ребенка, которая выражается в его ценностных ориентациях, взглядах, прослеживаемых в поступках и поведении. Помимо направленности «на себя», «на объект», «на других людей» показателями воспитанности являются культура поведения и отношений.

Эффективным способом, позволяющим одновременно и решать воспитательные задачи, и отслеживать уровень воспитанности детей, а также влиять на этот уровень, является специально создаваемая мной ситуация выбора, т.е. ситуация, требующая от ребенка самостоятельного принятия решения и ставящая его в позицию ответственности за свои решения. Это - ситуации - тесты, проблемные ситуации. Также способом создания ситуации выбора является коллективное творческое дело, в котором каждый ребенок выбирает определенную позицию. В процессе подготовки и проведения такого дела я решаю комплекс воспитательных задач, отслеживаю позицию каждого ребенка, и уровень развития коллектива в целом.

Для изучения уровня нравственного развития личности воспитанника младшего школьного возраста, я использую диагностическую методику Айзенка. Она проводится в начале учебного года, а в итоговый период обязательно повторяется. В ходе игры я стараюсь опираться на детскую самооценку. Закрепленные и приобретенные качества положительной направленности называются как достижения. Я сравниваю итоги игры и делаю вывод о наличии динамики присвоения детьми нравственных ценностей.

В 2008 -2009 году мною было проведено тестирование «Насколько вы воспитанный человек?». Опрос показал только 40% учащихся являются воспитанными детьми, ещё 30% показали ответы среднего уровня воспитанности, 20% детей невоспитанны и грубы. В течение года была проведена огромная работа воспитательного плана, это: беседы «Понятие об этике и эстетике», «Посмотри вокруг другими глазами», были экскурсии в местный музей, и многое другое. И в 2009-2010 году эта работа была продолжена по темам «Я - Личность», «Культура поведения». И повторно были проведёны опрос детей, анкетирование, которые показали, что дети стали воспитаннее, гуманнее относится друг к другу, стали замечать хорошее, видеть красоту мира и внутреннюю красоту человека.

Всего обследовано 40 учащихся. Возрастной диапазон от 5 до 12 лет. Учащиеся весьма однородны по ряду характеристик:

    Общему развитию;

    Общей увлеченности одним и тем же делом.

Такой состав испытуемых существенно позволяет с уверенностью делать выводы о влиянии объединения «Умелые руки» на эстетическое восприятие и развитие воспитанников.

Применявшиеся методики:

    «Психологическая культура личности (Мотков О.И.)»;

    Стиль межличностных отношений определялся с помощью «Диагностика межличностных отношений (Собчик Л.Н.)»;

    Психологический портрет учащихся (Панина Н.В.).

Результаты показали, что у детей, занимающихся в объединении «Умелые руки» более высокий уровень психологической культуры, т.е. дети умеют конструктивно общаться, работать, развиваться, у них высокая самооценка, эти дети коммуникабельны, раскрепощены, социально адаптированы.

Уровень развития коллектива я отслеживаю также с точки зрения динамики. Особое внимание обращаю на мотивацию детей в деятельности, тенденции, которые складываются в коллективе. Уже к концу первого года обучения у меня имеется такой воспитательный результат как сформированный, действенный коллектив.

Для диагностики уровня коллектива, помимо наблюдения, коллективного планирования и коллективного анализа деятельности кружка я использую методику «Психологическая атмосфера в коллективе», которую провожу несколько раз в году и отслеживаю характер изменений.

Итог работы объединения - выставки учащихся. За последние 5 лет творческие работы воспитанников объединения «Умелые руки» участвовали в следующих районных и областных выставках:

IV . Библиографический список.

1. Арихейм Р. Искусство и визуальное восприятие - М., 1974.

2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник, Педагог. Школа. -М, 1984.

3. Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М., 1993.

4. Алпатов М. Немеркнущее наследие. - М., 1990.

5. Алпатов И.А.. Набойка: Русское декоративное искусство. - М., 1962

6. Барадунин В.А. и др. Основы художественного ремесла: в 2 ч. - М,

1986.

7. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М., 1993.

8. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - Л., 1984.

9. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. - M , 1972.

10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991

11. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М, 1995

12. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М., 1993.

13. Неменский Б. В. Мудрость красоты: о проблемах эстетического

воспитания. М, 1981

14. Обухова Л. Ф. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л.В.

Декоративное искусство - детям. -М., 1976

15.Претте М. К., Капальдо А. Творчество и выражение. Т. 2. - М., 1985

Приложения

    Приложение №1 Образовательная программа

    Приложение №2 Реферат

    Приложение №3 Открытое занятие

    Приложение №4 Сценарии воспитательных занятий

    Приложение №5 Фотографии