Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Разработала учитель русского языка МБОУ СОШ № 7 г. Конаково Хицкова Ирина Николаевна

Цель:

— получить понятие о СПП с придаточными обстоятельственными;

— начать формировать умения определять типы обстоятельственных предложений;

— совершенствовать пунктуационные навыки при употреблении СПП.

Ход урока:

    Сообщение цели.

    Повторение.

— Сегодня мы изучаем придаточные обстоятельственные, а какие-то виды придаточных вы уже знаете. Давайте вспомним их:

1) Какие три большие группы придаточных по значению мы выделяем? (опред, изъясн, обстоят)

2) Какие из них вам уже знакомы? (опред, изъясн)

— Для того чтобы проверить ваши знания об этих придаточных и умение определять вид придаточного, небольшая проверочная работа.

Задание: заполнить таблицу, анализируя предложенные предложения.

№ предложения

Вид придаточного

Показалось

Сгорит живое

Показалось

Что?

изъяснительное

Попадались полянки

Которые заросли

полянки

Какие?

определительное

Он подумал

возблагодарить

подумал

О чем?

изъяснительное

Буду любезен я

Я пробуждал

любезен

Чем?

изъяснительное

1 вариант:

1.Мне показалось, что сейчас сгорит все живое.

2.Попадались полянки, которые заросли высокими желтыми цветами.

3.Оставшись один, он (Плюшкин) даже подумал о том, как бы ему возблагодарить гостя за такое беспримерное великодушие.

4.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.

№ предложения

Грамматическая основа главного

Грамматическая основа придаточного

К какому слову в главном относится придаточное

На какой вопрос отвечает придаточное

Вид придаточного

Я догадывался

Брат привез

догадывался

О чем?

изъяснительное

Лес вставал

Который стряхнул

лес

Какой?

определительное

Макар не заметил

Стало светать

Не заметил

Чего?

изъяснительное

Не помню

Длился разговор

Не помню

Чего?

изъяснительное

2 вариант:

1.Я догадывался, что брат привез мне.

2.Лес, который стряхнул с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии.

3.Макар и не заметил, что на равнине как будто стало светать.

4.Не помню, сколько длился этот тягостный разговор.

— После проверки сообщу оценки, но уже сейчас можете уяснить для себя, усвоили ли вы тему «Придаточные изъяснительные и определительные» или нет. (Проверка по проекции на экране)

— Для кого не составило труда определить вид придаточного? Молодцы, значит вы готовы к изучению нового.

— А теперь скажите, пожалуйста, какой еще вопрос вы бы задали для более глубокого анализа данных предложений? (вопрос о средстве связи: союз или союзное слово)

— А как отличить, союз или союзное слово перед нами?

    Новый материал.

А теперь мы готовы к изучению нового материала, записываем тему урока.

— С какими второстепенными членами соотносятся придаточные обстоятельственные?

— Следовательно, нам понадобится сегодня вспомнить кое-что об обстоятельствах.

— См. на экран: на какие вопросы отвечают обстоятельства данных видов?

Виды обстоятельств

Вопросы

образа действия или степени

как? каким образом?

места

где? куда? откуда?

времени

когда?

условия

при каких условиях?

причины

почему

цели

зачем?

— Замечательно, я вижу, что вам нетрудно будет сегодня запомнить информацию о придаточных обстоятельственных.

— Давайте сравним информацию об обстоятельствах с информацией о придаточных обстоятельственных, см. учебник

— Что бы вам хотелось отметить? (+ сравнения, уступки, следствия)

— Есть случаи, в которых будет невозможно задать вопрос. Какие?

    Первичное закрепление.

Чтобы закрепить полученные о СПП с придаточными обстоятельственными знания, комментированное письмо.

Задание : записать, расставляя знаки препинания. Определить вид придаточного.

1. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (обр.дей)

2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. (места)

3. Там, где уходят горы вдаль, свободнее вздыхают степи. (места)

4. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (услов)

5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (услов)

6. Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой. (причин)

7. Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах. (цели)

8. Чтоб эту истину понять еще ясней, прослушай басенки моей. (цели)

9. Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам. (уступки)

10. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (след)

    Закрепление нового.

А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа.

Задание : записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного. Самопроверка.

Весна.

Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.

Весна.

Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели)

1-2 ош – «4», 3-5 ош – «3», 6 и более – «2»

    Итоги урока

См. на схемы и определяем вид придаточного обстоятельственного (не глядя в учебник).

На экране появляются поочередно схемы.

, (когда…). — образа действия и степени

, (где…). — места

Когда(). — времени

Если(). — условия

Потому что(). — причины

Чтобы(). — цели

Словно(). — сравнения

Хотя(). — уступки

Так что(). — следствия

    ДЗ упр.по учебнику или составляем текст, аналогичный представленному в самостоятельной работе.

УРОК № 32

Тема. Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными цели

Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; формировать умения выделять главную и придаточную части, определять вид придаточной (цели); научить разграничивать союзы и союзные слова, при помощи которых придаточные цели связываются с главным предложением; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать культуру речи, внимательное отношение к одноклассникам.

Оборудование: учебник, раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

Девять десятых мудрости заключается в том, чтобы быть мудрым вовремя.

Т. Рузвельт

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Если вы удачно выб..рете труд и влож..те в него свою душу то счастье само отыщет вас. (К. Ушинский)

Карточка № 2

Переведите предложение на русский язык. Расставьте знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.

Якщо добре працюватимеш честь і славу матимеш. (Народна творч ість)

Карточка № 3

Запишите предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы. Выполните полный синтаксический разбор предложения. Начертите его структурную схему.

И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света. (В. Катаев)

2. Проверка домашнего задания.

Установите соответствие между началом и окончанием пословиц. Запишите восстановленные высказывания. Определите виды сложноподчиненных предложений.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

Придаточные предложения цели указывают на цель действия, о котором говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью? и присоединяются к главному союзом чтобы, которому в главном предложении часто соответствуют указательные слова затем, для того, с тем.

Придаточное цели может стоять перед, после и внутри главного предложения, выделяется запятыми.

Например: Затем кузнец клещи кует, чтобы рук не сжечь. Указательные слова для того, для этого, затем, с тем могут относится как к главному предложению, так и к придаточному. В первом случае запятая ставится перед словами, во втором - после них.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

Перепишите предложения; расставьте знаки препинания; определите вид придаточного; подчеркните союз, которым оно присоединяется к главному, и указательные слова в главном предложении.

1) С утра была метель но к завтраку погода разгулялась.

2) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору и во все горло распевал песни.

3) Для того чтобы вовремя попасть в село мы должны были перебраться через широкую реку.

4) Ученик делал точно так как учил его мастер.

С данными словосочетаниями составьте предложения по образцу и запишите. Подчеркните союзы.

Образец:

Словосочетание - надо заниматься систематически. Предложение - Чтобы овладеть иностранным языком, надо заниматься им систематически.

Напишите советы одноклассникам на самые разные случаи жизни, используя союзы чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Закончите предложения, записанные на доске.

Придаточные предложения цели указывают на...

Придаточные предложения цели отвечают на вопросы...

Придаточные предложения цели присоединяются к главному союзами...

Придаточное цели может стоять...

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал по учебнику.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.

3. Выписать 5-7 предложений с придаточными цели, сделать синтаксический разбор одного из них.




1. Организационный момент. Мотивация

Речь человека включает больше сложных предложений, чем простых. Причём, выбор типа сложного предложения определяется речевой ситуацией. Мы уже убедились, что описывая кого-то или что-то, говорящий употребляет СПП с придаточными определительными; рассказывая о каком-либо событии, употребляет СПП с придаточными изъяснительными. Я предлагаю вам продолжить наблюдение над нашей устной и письменной речью и сделать соответствующие выводы.

5 исследовательская группа: наблюдение над устной речью с целью выяснить, как часто мы употребляем СПП в речи (по возможности разграничить СПП с придаточными определительными, изъяснительными,обстоятельственными).

2. Актуализация знаний

Соотнесите понятия (карточки с понятиями развешаны по классу): 1) определение – согласование – СПП с придаточными определительными; 2) дополнение – управление – СПП с придаточными изъяснительными; 3) обстоятельство – примыкание – СПП с придаточными обстоятельственными (выбор зависит от вопроса)

3. Создание проблемной ситуации.

Сделайте синтаксический разбор предложения: Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлеченно поиграть в футбол

В предложении представлены практически все разряды обстоятельств:
в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия (когда? при каком условии?)

вечером – обстоятельство времени (когда? в какое время?)

несмотря на дождь – обстоятельство уступки (несмотря на что? вопреки чему?)

во двор - обстоятельство места (куда? в какое место?)

поиграть – обстоятельство цели (зачем? с какой целью?)

увлеченно – обстоятельство образа действия (как? каким образом?)
очень – обстоятельство степени (как? в какой степени?)

4. Постановка проблемы исследования.

А теперь вспомните, о чем у нас шла речь на предыдущих уроках, «включите ассоциации» и сформулируйте тему сегодняшнего урока-исследования.

5. Определение темы исследования.

6. Постановка целей исследования.

Рассмотреть характерные признаки придаточных обстоятельственных: место по отношению к главному, количество придаточных, способы присоединения (союз, союзное слово), типичные речевые сферы применения СПП

7. Выдвижение гипотезы.

Основываясь на знаниях и своих ассоциациях, выскажите гипотезы о придаточных обстоятельственных.

Придаточных обстоятельственных, вероятно,так же много, как и обстоятельств, и отвечают они на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства: ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, КАК? и другие;

Придаточные обстоятельственные присоединяются к главному предложению при помощи союзов и союзных слов;

Придаточные обстоятельственные могут стоять перед главным предложением, после главного и в середине главного предложения;

Количество придаточных обстоятельственных в предложениизависит от речевой ситуации (зачем, с какой целью мы говорим, употребляем СПП);

8. Проверка гипотезы (каждая исследовательская группа проверяет одну гипотезу)

1. Исследование теории: параграф «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными »

2. Исследование языкового материала: расставьте в предложениях знаки препинания; постройте схемы предложений; укажите, чем присоединяется придаточное предложение к главному (союзом или союзным словом), к чему относится (ко всему главному или к какому-либо слову)

1 исследовательская группа: 1) Там счастье не диво где трудятся нелениво. 2) Глупец один не меняется ибо время не приносит ему развития. 3) Я хотел бы жить и умереть в Париже если б не было такой земли – Москва. 4) Чтобы воды напиться надо тоже потрудиться. 5) Дерево валят туда куда оно нагнулось. 6) Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. 7) Снег всё становился белее так что ломило глаза. 8) Где тонко там и рвется.

2 исследовательская группа: 1) Живи так как растет дерево. 2) Ученик никогда не превзойдет учителя если не будет видеть в нём соперника. 3) Подлинная дружба расцветает только там где люди уважают друг друга. 4) Чтобы быть правдивым совсем не надо быть героем. 5) Звёзды дрожали в глубине неба как дрожат капли росы утром на траве. 6) Когда солнце спустилось к горизонту жёлтый свет заиграл на зеркальной глади озера. 7) На карнавале было так весело что не хотелось уходить домой. 8) Оттого что зажгли огни стало совсем светло.

3 исследовательская группа: 1) Где нет любви к искусству там нет и критики. 2) Там где только что село солнце небо было в переливах света. 3) Человек бывает счастлив там где ему уютно и комфортно. 4) Когда ночь раскроет свои объятья звёзды засверкают по всему небу. 5) Озеро кажется совсем черным когда солнце заходит за край горизонта. 6) Не надо быть героем чтобы говорить правду. 7) Если хочешь быть счастливым будь им. 8) Цветы оттого что их только что полили издавали ещё более резкий запах.

4 исследовательская группа: 1) Когда тебе плохо когда тебе одиноко когда весь мир против тебя просто искренне улыбнись. 2) Даже если обрушится ураган если ветер собьёт с ног я на помощь другу приду. 3) Я буду ждать тебя там где горы касаются неба где ветры ложатся спать где встречается солнце с луною. 4) Утром едва над горизонтом показалось солнце и едва по верхушкам леса пробежал ветерок мы продолжили путь к вершине горы. 5) Всё пришло в движение потому что прозвенел звонок.

5 исследовательская группа: Я старался задавать отцу тревожащие и важные для меня вопросы перед сном. Когда меня что-то беспокоило, когда мне хотелось простоты и ясности, мне нужен был папа. Мне хотелось, чтобы он нашел нужные слова, все объяснил не торопясь и понятными словами. Самые главные вопросы я готовил на вечер, когда меня укладывали спать. В такое время папа был обычно ничем не занят. После того как я задавал свой вечерний вопрос, самыми сладкими были слова: «Сынок, я к тебе приду, и мы поговорим!»

9. Вывод по результатам исследовательской работы

СПП с придаточными обстоятельственными отвечают на вопросы обстоятельств.

Придаточные обстоятельственные присоединяются к главному союзами и союзными словами, могут стоять перед главным предложением, после него или в середине главного предложения.

Вейделевского района Белгородской области»

Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.

Цель : узнать отличительные признаки СПП с придаточными обстоятельственными

Задачи:

    Образовательная: изучить особенности СПП с придаточными обстоятельственными; формировать умение использовать СПП с придаточными обстоятельственными в речи, правильно ставить знаки препинания в СПП; использовать полученные знания при решении заданий ОГЭ.

    Воспитательная: способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости; создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения;

    Развивающая: развивать аналитические способности учащихся (умение применять теоретические знания на практике), активизировать мышление учащихся, развитие орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование орфоэпических умений, развитие навыков работы в парах; вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная.

Оборудование: презентация к уроку, рабочие листы, оценочные листы

Структура урока.

1.Оргмомент. Приветственное слово учителя. Эмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний.

1)Работа по карточкам (3 человека)

Карточка

2)Лингвистическая разминка. Спишите, расставьте ударения в словах:

3)Синтаксическая разминка.

Замените словосочетание сосновым иголкам

Какие средства выразительности использованы в данном предложении? (олицетворение, сравнение, метафора)

    Там счастье не диво где

Какой тип придаточного?

К чему относится?

Чем присоединяется?

Какая связь между смысловыми группами обстоятельств и придаточным в данном предложении?

Какова тема урока?

Сформулируйте цели.

4.Открытие нового знания. Работа с презентацией. Чтение правила в учебнике.

Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по теоретическому материалу учебника.

5.Закрепление материала.

1)Комментированное письмо. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы, укажите тип придаточных.

2

6.Подготовка к ОГЭ. Тестирование. С последующей взаимопроверкой.

1. Выпишите цифры

Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) (3) (4) и я хотел спросить, (5)

Нет, (6) нет, (7) (8)

2. Выпишите цифру

Когда Сеня, (1) путаясь и напрягаясь, (2) (3) Ваня страдал.

Ответы: 1)5,8; 2)3

Итог урока.

    На уроке узнали….

    научились…

    Эти знания понадобятся ….

Остались вопросы…

Домашнее задание : П.24, упр. 127

Источники.

1.Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. 9 класс. М. «ВАКО», 2011.

2.Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. Книга для учителя. М. «Мнемозина», 2010.

3.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Ростов-на-Дону. Легион, 2016.

Рабочий лист.

1)Работа по карточкам (3 человека)

Карточка

Спишите, расставьте знаки препинания, обозначьте грамматические основы, составьте схемы предложений, определите тип придаточного.

1.Я попр…сил его что(бы) он пр…нес книгу. 2. Было слышно как в саду тихо шуршал дождь. 3.Это была книга которую я помн…л с детства.

2)Лингвистическая разминка. Спишите, расставьте ударения в словах:

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

3)Синтаксическая разминка.

    Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.

    Утром моното(н,нн)ый осе(н,нн)ий дождь старательно пр…кр…пил к с…сновым иголкам капли-серёжки и они долго в…сят на каждой иголочке укр…шая их будто бри(л,лл)ианты.

Составьте схему предложения.

Замените словосочетание сосновым иголкам синонимичным со способом управление.

Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от значения.

Какие средства выразительности использованы в данном предложении?

Найдите в предложении обстоятельства, укажите их значение.

Какие еще виды обстоятельства вам известны? Приведите примеры.

3.Определение темы и целей урока.

Анализ предложения. Записать, составить схему, определить тип придаточного.

    Там счастье не диво где

Какой тип придаточного?

К чему относится?

Чем присоединяется?

Какая связь между смысловыми группами обстоятельств и придаточным в данном предложении?

Какова тема урока?

Сформулируйте цели.

4.Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по теоретическому материалу учебника.

5.Закрепление материала.

1)Комментированное письмо . Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы, укажите тип придаточных.

1)Народными сказками восхищался Пушкин настойчиво советуя молодым писателям читать их «чтобы видеть свойства русского языка» 2 ) Глупец один (не)изм…няется ибо время (не) пр…носит ему развития а опыт для него (не) существует. 3) С тех пор как я живу на свете я (н…)чего (не) читал скучнее этой статьи.4)Я хотел бы жить и умереть в Париже если (б) (не) было такой земли – Москва.5) Он (не) рассказ…вал об этом сильном впеч…тлении (н…)кому потому что ему (н…)кто бы (не) поверил

6 .Подготовка к ОГЭ. Тестирование. С последующей взаимопроверкой.

1. Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями СП, связанными подчинительной связью.

Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву, (3) но в Москве я знаю только Вас, (4) и я хотел спросить, (5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет, (6) нет, (7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

2. Выпишите цифру , обозначающую запятую между частями СП, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня, (1) путаясь и напрягаясь, (2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, (3) Ваня страдал.

Итог урока.

    На уроке узнали….

    научились…

    Эти знания понадобятся ….

Остались вопросы…