Урок русского языка во 2 классе, «Школа России»

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова

Цели урока:

Образовательные: закреплять умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

повторить ранее изученные орфограммы;

обогащать словарный запас слов учащихся; прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;

обучать использованию наиболее точных слов в выражении своих мыслей.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание память, познавательные способности учащихся, развивать орфографическую зоркость, продолжать работу по развитию речи учащихся;

развивать самоконтроль, взаимопроверку.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу;

воспитывать интерес к изучаемому предмету, к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, алгоритм правописания безударных гласных в корне слова и карточки для каждого ученика.

Ход урока

    Организационный момент

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнём урок.

Разминка.

Разминка “Да” или “Нет”.В алфавите 33 буквы? (Да).Все живущие в воде рыбы? (Нет).Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).Гласный звук образует слог? (Да).Мухомор съедобный гриб? (Нет).В слове енот 5 звуков? (Да)После буквы “Ж” всегда пишется “И”? (Да).

Учитель читает пословицу: «Ученье путь к уменью» (слайд)

Эта пословица будет девизом нашего урока.

Как вы думаете, почему?

Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

Кого называют путешественниками?

Мы должны дойти до главного города этой страны «Грамотеевск». Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия. Идти мы будем, ориентируясь на карту (слайд).

Начнем путь с тропы «Чистописание».

Вспомним правила письма.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь!

    Минутка чистописания

Загадка о букве.

Давайте отгадаем загадку и узнаем, какую букву мы будем сегодня писать.

Видишь: девочка Алена,

Держит трубку телефона.

Трубка телефонная –

Буква ….. огромная.

Охарактеризуйте букву В

вв, вр, ве, во, ва.

Строчная буква в состоит из петельки и полуовала.

Посмотрите как она соединяется с другими буквами (верхним или нижним соединением) А почему она с буквой о соединяется то верхним соединением, то нижним?

От чего это зависит? (Это зависит от буквы которая следует за ней).

(слайд)

    Словарная работа

Мы подошли к морю словарных слов, давайте разгадаем кроссворд, слова которого начинаются на букву В или имеют внутри слов такую букву и запишем их.

1. Движение, поток воздуха над землей.

2.Всеядная птица серая с черным отливом.

3. Беззаботно – радостное настроение.

4. Время года, которое следует за зимой.

5. Маленькая птичка с серо – черным оперением, обычно живущая около жилья.

6. Буквы – значки, как бойцы на парад

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется (алфавит).

7. Человек, дружески расположенный, к кому-нибудь.

Среди записанных слов найти одно лишнее, объяснить почему. Ветер, ворона, весело, весна, воробей, алфавит, товарищ. (Все слова словарные кроме слова весна) слайд.

Какое сейчас время года? Расскажите стихотворение о весне.Веселый воздух свеж и чист,Вот зеленеет первый листВидна в проталинах земля,Вокруг ручьи бегут звеняВатага вольных воробьевВорону гонит из кустов.Весна готовит свой парад –Весь мир весне веселой рад

    Гимнастика для глаз

    Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Послушайте стихотворение и узнайте тему нашего урока.

Если буква гласная

Вызвала сомненье,

Ты ее немедленно

Ставь под ударенье.

Какая самая сложная орфограмма в русском языке? (Безударная гласная). Почему? (Безударная гласная самая распространённая, встречается во всех частях речи. Надо хорошо знать смысловое значение слова).

Итак, тема нашего урока «Безударная гласная в корне слова». Мы будем совершенствовать навык правописания безударной гласной в корне сова (слайд).

    Работа по теме урока

А теперь перед нами «Лесная полянка». Мы составим предложение о лесном жителе – еже. Работа с деформированным предложением.

В, ж..вёт, л..су, ёж, к..лючий.

В лесу живёт колючий ёж. (слайды)

Подчеркните все «опасные» места в этом предложении (объяснения учеников: название каждой орфограммы, правило, проверочное слово). Подчеркните главные члены предложения.

VII . Физкультминутка

Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Представьте, что мы вышли на природу в майский солнечный день. Мы выходим на разминкуНачинаем бег на местеФиниш – метров через двестиРаз! Два,Раз! Два,Раз! Два.Хватит, хватит, прибежали,Потянулись, подышали!Вот мы руки развели,Словно удивились,И друг другу до земли,В пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Ниже, дети не ленитесьПоклонитесь улыбнитесь,Вдох, выдох, вдох, выдох.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Оглядимся величавоИ на лево надо тожеПоглядеть из-под ладошек.И направо! И еще!Через левое плечо.

    Продолжение работы по теме урока

Вы хорошо поработали и мы прошли «Лесную полянку», но впереди новое испытание – «Долина безударных гласных».

1. Отгадайте загадку.

Ст-ят ст-лбы белые,

На них шапки з-лёные,

Летом м-хнатые,

З-мой сучковатые,

Где -ни ст-ят, там и шумят (берёзы) - слайд

Дети выписывают слова с пропущенной орфограммой. Ставят ударение, выделяют корень.

Проверка, Доказать, почему вставил именно эту гласную, а не другую. Стоят, столбы, зелёные, мохнатые, зимой, они (слайд)

Какое слово с безударной гласной в корне нельзя проверить ударением? (берёза).

На какие другие правила встретились нам слова в загадке? (сучковатые -ЧК-).

Как вы думаете, почему я вам загадала загадку именно о берёзе?

Давайте вспомним, что мы знаем о берёзе?! (слайд)

А вот что я знаю о берёзе.

У неё одной из деревьев серебристо-белый ствол.

После лесных пожарищ на пепелище первой вырастает берёза.

Люди, звери и птицы с удовольствием пьют сок берёзы.

Из бересты люди плетут лукошки и туески.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья. Берёза считается символом нашей Родины.

2. Давайте подберём к слову “берёза” родственные слова, выделим корень, подчеркнём безударную гласную непроверяемую ударением.

Какие слова мы называем родственными?

(Ученик работает у доски, дети работают и помогают, если нужна поддержка).

Берёза – берёзка, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

Проверка с доской. Разобрать слова по составу.


IX . Кинезиологические упражнения. «Колечко», «Деревья», Прятки».
X . Закрепление изученного

1. Давайте ещё раз уточним способы проверки безударных гласных в корне слова.

У вас на партах лежит алгоритм правописания безударных гласных в корне. Нам он очень пригодится в следующей работе.

Давайте повторим, как надо с ним работать (слайд)

Работа с алгоритмом

Безударная гласная в корне слова.

Алгоритм проверки.

Прочитай слово, поставь ударение.

Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.

Для проверки гласного измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

Обозначь орфограмму.

На доске записано предложение.

На кр-ю п-лянки вес-ло ш-лестят л-сточками б-рёзки.


(Ученик у доски)Прочитайте предложение.

Давайте назовём пропущенные орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне.

Проверку будем делать с конца предложения.

Скажите, какому гласному звуку, ударному или безударному живётся лучше?

(Ударному гласному звуку живётся лучше – все его отлично слышат и правильно пишут нужную букву).

А как же быть безударному бедняжке? (Ставить его в сильную позицию, проверять ударением).

Давайте ему поможем: будем ставить его под ударение, и он в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать слово не составит труда.

Зрительный диктант.

Ещё раз внимательно прочитайте предложение, запомните его.

Закройте глаза и представьте это предложение зрительно.

(Запись закрывается).

Запишите предложение по памяти.

Проверка (слайд)

Что мы с вами записали? (Предложение).

Докажите, что это предложение.

Давайте найдём и подчеркнём главные члены предложения, определим какой частью речи они выражены.

2. Самостоятельная работа.

Вот мы и дошли до нашего града «Грамотеевск» (слайд). Но и здесь нас ждут испытания.

На столах лежат карточки.

1) Прочитай и отметь все орфограммы в словах: _ или .

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из рощи шёл домой.

2) Запиши предложения в тетрадь, оставляя «окошки» на месте гласных орфограмм: вместо буквы ставь точку.

3) Посмотри нужные буквы и ручкой зеленого цвета вставь их в «окошки».

Взаимопроверка.

XI . Итог урока

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Русского языка.

Что понравилось?

Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

Галкина Светлана Петровна

МОУ средняя школа №1 г.Чехова

Учитель начальных классов

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цели урока: — закрепить умения проверять безударные гласные, правописание словарных слов; развивать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: изображения совы, сокола, алгоритм написания безударных гласных в корне, Красная книга, знаки охраны природы, фонограмма.

Ход урока.

Орг.момент А сейчас, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

Сегодня на уроке я предлагаю вам поговорить о природе, которая нас окружает.(музыка «В мире животных»)

О, люди, мыслю я: у всех у нас

Есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты:

Поля, леса, луга, моря и реки. (ученик)

Ребята! Вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем ввиду и лес, и журчащий ручеёк, пробегающий в нём, и животных, которые живут в лесу и рядом с нами. Всё это природа. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы ни описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – грибы, орехи и вкусная земляника. Лес – это дом для птиц и зверей. Давайте и мы шагнём в лес и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

Словарная работа.

1. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной… (медведь)

— Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя(переворачиваю карточку).

2. По полю скачет,

Ушки прячет.

Встанет столбом –

Ушки торчком. (заяц)

— Как перенесёте это слово? Какую букву вставили в слабой позиции? Проверьте себя.

3. Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, жёлуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан;

Очень грозен был … (кабан)

— Сколько слогов в этом слове? От чего это зависит?

4. И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей бояться этих

Мыши прячутся дрожа.

Очень уж суровы Филины и … (совы)

— Запишите это слово в единственном числе.

Постановка учебной задачи

— Посмотрите на все слова и скажите какое слово лишнее? Почему?

Какую гласную вы вставили? Что вы сделали чтобы определить какую гласную нужно написать? А какая она была до этого?

Сформулируйте тему урока. (открываю на доске)Запишите тему.

Слово «сова» заблудилось среди других слов. Но из всех этих слов можно составить предложение. Составьте его.

Запишем с комментированием .

Сова (совы) живёт в густом лесу (лес)

(взаимопроверка)

— В каких ещё словах встретилась наша изучаемая орфограмма.

— Как мы узнаем какую безударную гласную нужно писать? сформулируйте правило.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.

Давайте составим алгоритм

    Прочитай слово.

    Поставь ударение.

    Выдели корень.

    Подбери проверочные слова.

    Напиши слово.

    Обозначь орфограмму.

Закрепление изученного

— А теперь используя алгоритм, запишем следующие слова:

Х.лмы-холм

Л.сица — лисы

В.рхушка-верх

К.рмушка-корм

Т.игрица – тигр

— Каким правилом пользовались при написании этих слов.

Физ.минутка

Ах, какой прекрасный лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили вот так.

— Среди записанных слов найдите зверей.

В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.

Есть одна планета – сад.

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой планеты нету. Я.Аким

— Ребята, а что за книга у меня в руке?

В нашей стране принят закон об охране и использовании живого мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц. Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: «Растения и животные в беде! Помогите им!»

Внесена в Красную книгу и птица сокол. Давайте о ней почитаем в учебнике (стр.77 упр 105)

Что вы узнали об этой птице?(хищная) Что отличает эту птицу от других?(острое зрение и быстрый полёт)

Какой взор у этой птицы?(холодный)

А какое прилагательное использовал автор, описывая клюв? (угрожающий) Что это значит?(несёт угрозу, грозный, страшный)

Найдите в этом тексте однокоренные слова. Какое слово является проверочным?

Подберите к этому слову ещё однокоренные слова.

Сокольничий, Сокольники – работа с толковым словарём.

— Кто же такие сокольничьи?

— Что же это за место, Сокольники?

Спишите второй абзац. Найдите слова с безударной гласной и обозначьте орфограмму. (холодным – холодно, угрожающий – угроза). Какие ещё знакомые орфограммы вам встретились?

Мы так много сделали сегодня на уроке: вспомнили словарные слова, сформулировали тему урока, составили алгоритм, поработали с толковым словарём, а теперь поработайте самостоятельно.

Повторим алгоритм

Самостоятельная работа

(по карточкам с разным уровнем сложности)

Проверьте свою работу (ответы на доске)

— Найдите в карточках слова по теме «Лес»

Рефлексия

Любая травинка, любой лист, любое существо по-своему красиво и интересно и заслуживает внимания и доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме.

Напомните правила поведения в природе. (знаки)

— Над каким правилом мы работали сегодня на уроке, сформулируйте его ещё раз.

Чтобы легче было запомнить, я вам прочитаю стихотворение:

Если буква гласная вызвала сомненье,

Ты её немедленно поставь под ударенье.

— Молодцы, мы многое успели сделать на уроке, вы хорошо активно работали, а теперь запишем дом. задание.

Домашнее задание

Стр.41 упр74 (д.м.)

Придумайте и запишите своих 5 слов с нашей орфограммой и к ним проверочные.

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели:

1. Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова».

2. Отработка навыка правописания гласных в корне слова.

3. Развитие орфографической зоркости.

Задачи урока

1. Образовательные:

Закрепить и обобщить правописание слов с безударными гласными в корне слова;

Учить обоснованию выбора безударной гласной в корне слова.

2. Развивающие:

Активизировать познавательную активность на уроке;

Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, самостоятельность, память;

Расширять словарный запас у детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать умение слушать и слышать товарищей;

Воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку;

Воспитывать умение оценивать свой труд, видеть свои достижения;

Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе.

Оборудование: видеозапись «Зимняя сказка», презентация к уроку, музыкальная физминутка, карточки для индивидуального опроса, сигнальные карточки для игры, рисунки зимы, птиц, животных, ёлки, снежинок с буквами, снеговика, алгоритм для проверки безударных гласных букв, карточки для самостоятельной работы, картинки смайликов.

Ход урока

I . Организационный момент.

(слайд 2)

Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Я желаю всем старанья,

Пониманья и желанья.

Много нового узнать,

Чтобы грамотно писать.

II . Приветствие гостей.

К нам на урок пришли гости, посмотреть, как вы работаете на уроке, чему научились.

Ребята, повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь. (Дети говорят хором стих)

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Ну пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

А теперь повернитесь ко мне, ребята. Я думаю, что наш урок будет для вас познавательным и интересным.

III . Психологический настрой

Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам радость и успех.

Давайте прочитаем девиз нашего урока (написан на доске).

Думайте, ищите, развивайтесь.

Законы урока прочитайте на экране.

(слайд 3)

1. Вести себя спокойно.

2. Уважать друг друга.

3. Не выкрикивать.

4. Быть терпеливым.

IV . Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос:

Какую тему проходили на прошлом уроке?

Объясните, что значит «безударная гласная»?

(Гласная, которая стоит без ударения)

Как проверить безударную гласную в корне слова?

(Правила из учебника стр. 104)

Какой стих мы учили о проверке безударной гласной?

(Хором рассказывают стих)

Давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

Алгоритм на доске:

1. Читаю слово.

2. Ставлю ударение.

3. Выделяю корень.

4. Подбираю проверочное слово.

5. Вставляю букву.

2. Творческое задание.

Ребята, а теперь проверим ваше письменное задание. Послушаем сказки, которые вы написали о безударных гласных.

(Читают 2 учащихся).

Оценивание детей.

3. Работа по индивидуальным карточкам. (Приложение 1)

(3 учащихся)

V . Сообщение темы и целей урока.

(слайд 4)

Сегодня мы будем закреплять знания по нелегкой теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

VI . Закрепление изученного материала.

(слайд 5)

1. Правило посадки при письме.

Давайте повторим правило посадки при письме.

Руки – на месте,

Ноги – на месте,

Локти – у края,

Спинка – прямая.

2. Запись числа, классной работы.

Стих говорят хором.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Дети, записывают в тетрадях:

Классная работа

3. Просмотр видео «Зимняя сказка».

4. Слушание стихотворения.

Какое время года наступает? (Зима)

А вы любите зиму? Почему? (Всё становится сказочным).

Сегодня мы с вами заглянем в эту сказку.

5. Минутка чистописания.

(Вывешивается картинка Зимы, снежинок и ёлки)

Пришла зима в лес, засыпала всё снегом и хозяйничает в лесу. Взмахнула рукавом и закружила в вальсе подружек-снежинок.

Посмотрите на эти снежинки. Какие буквы на них написаны? (Буквы А О И Е Я)

Почему именно эти буквы принёс ветер? Догадались, ребята? (Да, это безударные гласные, которые нужно проверять.)

Запишите эти буквы в тетради. Обведите самую красивую букву карандашом. Молодцы!

6. Письмо с комментированием – задание «Мудрой Совы».

На доске вы видите лесную красавицу – ёлку. Кто прилетел к ней? (Прилетела Сова)

Эта мудрая птица хочет, чтобы вы выполнили её задание. Внимание на экран.

(слайд 6)

Прочитайте задание.

Вставьте безударную гласную, пользуясь алгоритмом.

г _ ра – х _ лмы –

св _ ча – дв _ ры –

сп _ на – цв _ ты –

7. Игра «Покажи гласную!».

Поиграем в игру, которую принесли свиристель и синичка. (Вывешиваются на доску картинки птиц) Вот они какие!

Я буду называть слово, а вы должны будете показать безударную гласную сигнальными карточками.

Гр _ чи, сл _ ды, з _ ма, тр _ ва, м _ ря, хл _ пушка, в _ лчата, д _ ревья, скр _ пит, с _ сна.

VII . Физминутка.

А теперь сделаем дружно зарядку со Снеговиком. (Проигрывается музыкальное видео).

Садитесь, дети.

VIII . Обобщение знаний.

1. Игра «Собери слова» – работа в паре.

Эту игру вам приготовила Зима.

Великолепен вид зимней природы, но подул зимний ветерок и буквы на снежинках рассыпались. (Приложение 2)

Вам нужно собрать буквы в слова, записать слова и подчеркнуть безударную гласную. Работаете в паре.

Проверка (слайд 7).

2. Игра «Угадай последнее слово и запиши».

Посмотрите, кто к нам пожаловал. Кто это? (Лиса)

Она принесла вам загадки.

Вам нужно записать отгадки с проверочными словами, поставить ударение в словах, выделить корень.

Белка спряталась в дупло,

В нём и сухо, и … (тепло).

Нарядили ёлку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная … (звезда).

Зимой и летом зелена,

Стоит красавица … (сосна).

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. (Лиса)

Оценивание за задание.

Проверка (слайд 8).

3. Работа с деформированным текстом – работа в группах.

Однако в зимнее время тяжело живётся не только птицам, но и зверям. Этот зверёк просит рассказать о нём. А о ком идёт речь мы узнаем, когда поработаем в группах.

У вас на партах есть задание для каждой группы.

Какая группа справится, то покажите знаком, что вы закончили работу.

Задания для групп (Приложение 3).

1 группа

Закрутила, к, гн_зду, и, м_тель, белка, посп_шила.

2 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Х_лодный, м_роз, и, вет_р, зв_рьку, не страшны.

3 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Забралась, в, гн_здо, белка, и, принакрылась, пуш_стым, хв_стом.

4 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Неп_года, и, утихла, она, выл_зла, из, гн_зда.

5 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Белка, в, лапки, _ловую, ш_шку, вз_ла.

6 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Вкусная, зап_сена, еда, у, зв_рька, пуш_стого.

Проверка

(Читают по одному ученику из каждой группы, объясняют вставленные буквы, называют главные члены предложения).

(слайд 9)

Что же это за зверёк, дети? (Это белка ) (слайд 10)

Почему же белка не спит зимой? (Ей есть чем питаться, она запасается едой на зиму.)

Оценивание за работу групп.

4. Самостоятельная работа по карточкам (по вариантам).

Послушайте задание, которое приготовила Сорока. (Вывешивается рисунок Сороки).

Я, сорока-белобока,

По белу свету полетала,

Слов немало нахватала,

А пока хвостом виляла,

Буквы где-то растеряла.

Вы скорее возьмите карточки и вставьте нужную букву.

(Приложение 4)

(слайд 11)

IX . Итог урока.

(слайд 12)

Какую тему закрепляли на уроке?

(Правописание безударных гласных в корне слова)

Чему научились?

(Правильно писать слова)

Как нужно проверять безударную гласную?

(Рассказывают правило)

Х. Рефлексия.

(слайд 13)

Понравился ли вам наш урок?

Каким он был для вас? Выберите слова:

Интересный;

Увлекательный;

Познавательный;

Трудный.

Покажите смайликом оценку ваших знаний за урок.

(слайд 14)

Х I . Домашнее задание.

(слайд 15)

Выполнить упражнение 196.

Повторить правило стр. 104.

(слайд 16)

Вот опять звенит звонок

Пора заканчивать урок.

Вас спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.

Конспект урока

по русскому языку во 2 классе «А»

Тема урока:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели урока:

1. Обобщение знаний способов проверки безударных гласных в корне слова.

2. Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова, умении подбирать проверочные слова.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

1. формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова;

2.формировать умение на основе анализа слова делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2. проговаривать последовательность действий на уроке;

3. учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;

4. учить составлять алгоритм действий и работать по нему.

Личностные УУД:

1.формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2. формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.

3. развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.

Коммуникативные УУД:

1. формирование умения слушать и понимать других;

2. формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы.

Оборудование урока:

    Учебный класс с компьютером, мультимедийной установкой;

    Презентация к уроку;

    Учебник, рабочая тетрадь;

    Дидактические материалы к учебному занятию.

Ход урока:

I . Организованное начало урока.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II . Чистописание.

Послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще всего встречается в нём?

Ливень, ливень льёт везде

Рады птенчики в гнезде. (звук [ л, ])

Определите порядок следования буквы и продолжите ряд:

ЛлЛ ЛллЛ ЛлллЛ Л…

Определите количество слогов, звуков и букв в слове ливень , запишите его транскрипцию. (ливень-2сл., 6б., 5зв. [ л, ив, эн, ]

III . Актуализация. Мотивация.

Ребята, сегодня вам пришло письмо. Прочитайте его. (слайд 1)

Долой все гласные на свете!

Пусть будут неучами дети!

Это злая колдунья Двойка похитила все буквы гласных звуков и заколдовала все книги. А на месте безударных гласных стоят только чёрные точки. Надо немедленно освободить буквы гласных звуков, а для этого надо сразиться с Двойкой, пройти все испытания.

IV . Повторение изученного.

Начнём работу с повторения,

Ведь повторение- мать учения.

Первое испытание:

1) Прочитайте слова: (слайд 2)

Р…ка, вет…р, з…мля, б…рёза, пч…ла, тр…ва

На какие группы можно распределить все слова? (с проверяемой безударной гласной и непроверяемой безударной гласной)

По какому признаку?

Запишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Проверка:

Какие слова записали в первый столбик? (слайд 3)

Нужно проверять все гласные в корне? (Только те, которые вызывают сомнение: а, о, е, и, я)

Какие слова записали во второй столбик?

Как их называем? (словарными)

В каком словаре можно посмотреть их написание? (в орфографическом)

2) Какое слово лишнее? (ветер- м.р. ; пчела, т.к. обозначает одушевлённый предмет; берёза- 3 слога; трава- безударная гласная а ).

V .Целеполагание.

Ребята, над какой темой мы работали на прошлом уроке?

Кто догадался чему будем учиться сегодня?(Тема: Безударные гласные в корне слова) (слайд 4)

Что важно знать о правописании безударных гласных в корне слова?

(слайд 5)

Что проверять?

Где проверять?

Как надо проверять?

Над какими умениями мы работали? (изучили способы проверки безударных гласных в корне слова)

Как же их проверять?

(слайд 6)

Способы проверки безударных гласных в корне слова:

1) Измени форму слова;

2) Подбери однокоренное слово.

Что важно при этом помнить? (чтобы гласная встала под ударение)

(слайд 7- правило в стихах)

VI . Работа по теме урока.

1. Испытание второе:

Мы подошли к Лесу ударений. Но пройти через него сможет только тот, кто быстро подберёт проверочные слова к словам с безударными гласными в корне слова и вставит пропущенную букву. (работа в паре)

Карточка:

Проверяемое слово

Проверочное слово

Проверим (дети читают)

А теперь самопроверка. Сверьте свои записи с эталоном. (слайд 8)

VII .Физминутка.

Идём по лесу. Красота кругом! Посмотрите направо, налево, вверх, вниз, кругом.

Хорошо гулять в лесу! (ходьба на месте)

Вот высокая сосна!

К солнцу тянется она (руки вверх)

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул (руки в стороны)

Хорошо гулять в лесу!

2. Испытание третье.

Мы отправляемся на Поляну слов. Нас встречают пары слов между которыми имеется смысловая связь. Постарайтесь их запомнить.(слайд 9)

Мост- р…ка

Шум- в…да

Больница- вр…чи

Птица- п…ро

Окно- ст…кло

Запишите по памяти только второе слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (взаимопроверка) (слайд 10)

3. Испытание четвёртое. (Работа в группах)

Мы пришли на Аллею предложений.

Я даю каждой группе карточку с предложениями в которых встречаются слова с безударными гласными. Ваша задача устно подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы.

В л..су зв…рьки готовятся к з…ме.

Белка сушит на в…твях д…ревьев гр…бы. Мышка зап…сает з…рно.

Ёжик ут…пляет гн…здо. Зм…я нашла укромное м…стечко под бр…вном.

Выслушаем каждую группу. Что у нас получилось?(текст)

О чём в нём говорится?

Какое задание можем предложить с этим текстом?(озаглавить)

Придумайте заголовок к этому тексту.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. (слайд 11)

VIII . Итог урока.

Над какой темой сегодня работали?

Что необходимо проверять?

Где проверять?

Как проверять?

Вы хорошо потрудились, прошли все испытания. Двойка побеждена и все гласные свободны.

IX . Рефлексия. (слайд 12)

Сегодня на уроке:

Я учился…

Было интересно…

Было трудно…

Где я могу применить полученные знания?

Описание материала : Предлагаю вам конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова». Данный материал будет полезен учителям начальных классов.

Педагогические задачи : помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых слов и овладеть способами проверки.

Планируемые результаты:

Предметные : знают: алгоритм нахождения орфограммы - безударной гласной в корне слова; умеют: подбирать проверочные слова

Метапредметные:

Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану, дают эмоциональную оценку деятельности класса

Познавательные : ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного, перерабатывают и применяют полученную информацию

Коммуникативные : доносят свою позицию до других, оформляют свою мысль в устной и письменной речи, слушают и понимают речь других, умеют вступать в коллективное сотрудничество, решают совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе

Личностные:

Имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе. Проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль.

Ход урока:

1. Организационный момент . Психологический настрой.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль у тебя на месте,

Все ль в порядке:

Лежит ли ручка на столе,

Линейка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! Старательно трудитесь!

Красив и богат русский язык.

Ребята, а зачем вам нужно знать и учить русский язык? (чтобы общаться, чтобы правильно говорить слова, чтобы правильно писать слова)

Правильно ребята. Вот и сегодня мы проведем урок с пользой, чтобы вам в дальнейшем пригодились знания полученные на уроке.

Готовы начать работу?

2. Чистописание

Начнем работу с разминки пальчиков, приготовим их к письму:

Этот пальчик мама

Этот пальчик - папа

Этот пальчик - братик

Этот пальчик - сестренка

Этот пальчик - я

Вот и вся моя семья!

3. Подведение к теме урока

Дерево держится своими корнями за землю.

Прочитайте предложение

Поставьте в словах ударение

Какая гласная подчеркнута в словах? (безударная)

В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)

Это орфограмма?(да)

Почему? (произношение не совпадает с написанием)

Сформулируйте тему урока:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

4. Постановка цели

1. Уметь находить орфограмму - безударную гласную

5. Работа по теме урока (у доски)

Какие гласные требуют проверки? (безударные)

Моря, море, леса, лес, река, реки.

(подчеркните орфограмму - безударную гласную в корне)

Как это сделать?

Составим алгоритм (на доске)

2. поставить ударение

3. выделить корень

4. подчеркнуть безударную гласную

Прочитайте слова. Поставьте в них ударение. Будут ли они проверочными? Объясни.

Сформулируем вывод: Как проверить безударную гласную?

1. Подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова, чтобы безударная стала ударной.

6. Физкультминутка

7. Закрепление изученного.

1. Работа на карточках. (Подчеркнуть орфограмму, подобрать к словам с орфограммой проверочные слова) Взаимопроверка с доски, оценивание.

Вода, дворы, гроза, роса, оса, коса.

2. Работа в парах (слова на листочках, выбрать нужные)

Найти слова с орфограммой - безударной гласной в корне слова. Подчеркнуть орфограмму.

Зеленеть , группа, песня, корешок , сердце.

Что необычного вы заметили? (две безударные гласные в корне)

Как же их проверить?

Можно сразу две безударных гласных проверить?

Как поступить?

Запишем: подчеркнем безударную, выделим ударную гласную

Зеленеть - зелень, зелёный

Корешок - корень, коренья

3. Работа у доски (найти в словах орфограмму, написать проверочное слово)

Сова, лимон, мосты.

Работа со словарными словами

Какое затруднение встретили?

Что это за слово, к которому нельзя подобрать проверочное слово? (словарное)

Что надо сделать чтобы правильно написать его (записать в словарик и запомнить).

8. Итог урока

Какая была тема урока?

Какая была цель урока?

1. Уметь находить орфограмму- безударную гласную

2. Подбирать проверочные слова

Справились мы с этой задачей?

Что для этого делали?

Давайте посмотрим, как каждый из вас освоил тему.

За каждое правильное задание - 5 баллов

15 баллов -5, 10 баллов -4, 5 баллов - 3.

Проверка:

Как найти орфограмму - безударную гласную в корне?

Как подобрать проверочное слово?

Если две безударных гласных в корне?

Как сегодня поработали на уроке?

Работа в парах?

Кто хорошо работал на уроке?(оценивание себя, других)

Домашнее задание: с. 92, упр.102, выписать в словарик 3 словарных слова с безударной гласной в корне.

Какое настроение в конце урока?

Физкультминутка

Как живешь?

Как идешь?

Как бежишь?

Ночью спишь?

Как берешь?

Как живешь?