Тема: «Математика в углу (Угол. Виды углов)»

Вид урока:урок открытия нового знания

Цель: способствовать формированию общего понятия об угле, видах углов.

Создать условия для формирования умения различать прямой, острый и тупой угол;

Способствовать развитию познавательного интереса, умению сравнивать, обобщать;

Создать условия для развития внимания, воображения и памяти учащихся.

Формы работы : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданиями.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Рефлексия

Отметьте свое настроение

Урок у нас сегодня необычный. Во-первых, необычность нашего урока в том, что к нам пришла сама Царица наук – Математика, пришла не одна, вместе с ней гости – учителя нашего города; во-вторых, вы будете выполнять необычные задания и даже играть в необычную игру, получите необычное домашнее задание; ну, и в-третьих, тема нашего урока звучит необычно: как?.... Через пару минут вы узнаете..

А пока чтоб все на уроке прошло без запинки его мы начнем, ну конечно, с разминки. С собой мы возьмём хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.

II. Актуализация знаний

    Устный счет

2) Логическая задача:

У Маши 4 яблока, 6 груш, 2 моркови и 4 банана. Сколько всего у Маши фруктов? (14)

III. Постановка темы и цели урока

Ребята, любите разгадывать кроссворды? Отлично, я вам предлагаю разгадать кроссворд, который подскажет нам тему урока

«Геометрический кроссворд». (Самооценка) .Работа в паре

1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).

2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).

4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).

Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. (Угол).

Прочтите слово, получившееся по вертикали. (Угол).

– Подумайте, можно ли по содержанию этого кроссворда определить тему нашего урока.

(Дети предлагают свои варианты).

– Тема сегодняшнего урока (как я и обещала) необычная – «Математика в углу». Но мы Математику не будем наказывать, а наоборот, мы ее как дорогого гостя усадим в угол. Да не в простой угол, а в “красный угол”. Издавна дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами. Ученые всего мира называют математику Царицей наук. Поэтому мы ее и усадим на почетное место. Математика будет зорко следить за вашей работой на уроке.

Ребята, а кто знает, как получается угол? (Говорят дети.)

I V. Сообщение целей урока

Вот сегодня мы узнаем, как получается угол, узнаем их имена и научимся отличать их друг от друга. А поможет нам в этом игра, которая называется «Шифровка» .

V .Подготовительная работа к восприятию нового материала

Расшифруйте слова: (групповая работа) (Самооценка). Работа в группе.

НЕЙЛИКА (линейка)

ДАШРАНКА (карандаш)

ТИЛСОК (листок)

(Вывешиваю эти предметы.) Какой предмет лишний? Почему? (Листок не относится к математике.)

Все эти предметы помогут нам сегодня сделать большое открытие. Но каждое открытие надо записать в рабочий блокнот. Это наши тетради, откройте тетради, запишите дату, вид работы. Помните о правильной посадке при письме.

VI . Повторение пройденного.

Итак, мы повторили геометрические фигуры. А из чего состоят геометрические фигуры? (из линий)

Кто вспомнит, какие бывают линии? На доске линии. (кривые, прямые, замкнутые, незамкнутые).

VII . Работа над новым материало м. Работа в тетради .(Самооценка)

На листе тетради отметьте точку и обозначьте её буквой О. Проведите из точки О два луча ОВ и ОА. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом.

Какую фигуру вы заштриховали? (Угол).

Сформулируйте определение.

Угол- это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

Точка О – вершина угла.

Покажите вершину угла.

Каждый угол имеет своѐ имя, название.

Догадайтесь, как называется угол?

Верно – это угол АОВ, ВОА или угол О. Записывают это так(записывает на доске).

Запишите обозначения каждого угла разными способами. Прочитайте эти обозначения.

В жизни мы каждый день встречаемся с различными углами.

Ведь угол - это перелом (ломаю веточку), изгиб, колено, локоть. Где еще встречаются углы?

Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас

Физкультминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Практическая работа. (Построение модели прямого угла.) (Самооценка)

Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите белый лист бумаги. Сложите его пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба зеленым карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).

Сколько углов получилось? (Четыре).

Это особенные углы.

На пересечении линий сгиба поставьте точку.. Заштрихуйте красным цветным карандашом его внутреннюю часть.

Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок.

Удобно ли вам было находить прямые углы? Почему?

Не всегда удобно определять прямой угол на глаз или с помощью модели угла. Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.

Учитель показывает.

С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовѐт его одной или тремя буквами. Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка в парах. (Самооценка)

А как же называются остальные углы?

А ответить нам на этот вопрос поможет..(учебник)

Откройте учебник на стр. 67 и прочитайте в голубой рамочке правило.

- Непрямые углы делятся на:тупые и острые. Угол, величина которого меньше величины прямого –острый , а, если величина угла больше величины прямого –тупой .

VIII . Первичное закрепление.

с. 67, №3 - Найдите на рисунке с помощью угольника прямые, острые, тупые углы. Проверка.

Физкультминутка.

Я буду показывать вам геометрические фигуры, если в них есть прямой угол - надо при сесть, а если нет – поднять руки вверх.

IX. Карандаш предлагает игру “Кто лишний?”. (Самооценка)

У каждого индивидуальная карточка с разными углами под номерами. Каждый ряд выполняет свое задание.

1 ряд - Назвать номера прямых углов. (2, 4)

2 ряд - Назвать номера тупых углов. (1)

3 ряд - Назвать номера острых углов. (3, 5)

Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с работой. Ну, как говорится, всему свое время. Пора заканчивать игру.

X. Итог урока

И так,с какой же новой геометрической фигурой мы сегодня познакомились? С прямым углом. А какие еще бывают углы? Острые, тупые.

Рефлексия

Отметьте свое настроение после нашего урока

Закончить урок стихотворением:

Математику, друзья
Не любить никак нельзя:
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука -
Это математика.

Лист самооценки

Ф.И.ученика (цы)___________________________________

Знаю, умею - иногда допускаю ошибки

Испытываю затруднения

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: повторение знаний о прямой, отрезке, луче. (Познавательные УУД).

Найдите на слайде похожие линии.

Проверяем. Что заметили?

Что вы знаете о луче?

Что знаете об отрезке?

Что за фигура под цифрой 2?

А под цифрой 1?

Сегодня на уроке с нами волшебная точка.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышла точка погулять.

Что же получилось? Сколько вы видите отрезков? Назовите их

Вдруг резинка выбегает и 2 точки вмиг стирает.

Что тут делать?

Как тут быть?

Кто же может нам сказать

Как фигуру нам назвать?

Ребята волшебная точка превратила отрезки в луч. Давайте попросим её помочь нам построить новую фигуру.

А знаете какую?

Отгадайте кроссворд и узнаете это слово.

Работа с кроссвордом.

1. Он имеет начало, но не имеет конца.

2. Так называется компонент при сложении.

3. Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками.

4. Инструмент для измерения длины отрезка.

Что же это такое?

Где можно встретить углы в окружающем нас мире?

Из истории . Я хочу познакомить вас с народными традициями. Издавна дорогих гостей усаживали в «красный угол» на лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами.

II . Постановка проблемы. «Открытие» детьми новых знаний.

Цель: Формулировка темы урока. (Регулятивные УУД).

Ребята, а вы знаете, что такое угол в математике? А знаете, как начертить угол?

Что мы будем сегодня на уроке делать? Что мы будем узнавать на уроке?

Так что же такое угол?

В жизни мы каждый день встречаемся с различными углами.

Ведь угол - это перелом, изгиб, колено, локоть. Где еще встречаются углы? Парта, стол, стул, книга, доска, шкаф, портфель, дом и т.д.

Практическая работа.

С помощью палочек покажите угол. Что надо сделать? Из чего он состоит?

Угол - это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

Определите порядок построения угла.

Лучи - это стороны угла.

Точка М - это вершина угла.

Луч с лучом соединили

Вершину в точке закрепили.

Только луч теперь «она»

И зовётся сторона.

1. Начертите угол в тетради. Обведите стороны угла синим, а вершину- зелёным.

2. Возьмите палочки и попробуйте их так расположить, чтобы у вас получилось 4 угла.

Проверьте, так у вас получилось?

Какой вывод можно сделать?

Физминутка

Поднимает руки класс - это раз,

Повернулась голова - это два,

Руки вниз, вперёд смотри - это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать - это пять

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

III . Практическая направленность.

Цель: усвоение новых знаний.

Работа с учебником. с 57-58 № 142-143

Как построить угол?

Из каких элементов состоит угол?

А какие еще бывают углы?

Самостоятельная работа.

Цель: уметь применять знания на практике.

С помощью угольника начертите на листочках домик, чтобы в нём были все виды углов.

Рефлексия

Что нового узнали на уроке? Чему учились на уроке? Спасибо.

Урок во 2 классе по теме « Угол. Виды углов »

Учебник: Математика. 2 класс. Моро М.И.

Учитель: Антипова И.И.

Цель урока: Дать представление о прямом угле; учить отличать прямой угол от острого и тупого при помощи модели прямого угла; развивать вычислительные навыки, умение складывать и вычитать двузначные числа в столбик (без перехода через десяток) .

Планируемые результаты:

– в направлении личностного развития

принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

– в предметном направлении

знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; что такое угол, виды углов; геометрические фигуры; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; соотносить текст задачи с ее краткой записью; определять вид угла при помощи модели прямого угла.

– в метапредметном направлении

познавательные: формулируют учебную задачу урока; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; строят логическую цепочку рассуждений; умеют пользоваться учебником; регулятивные: оценивают свои достижения на уроке; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):

научить использовать понятия угол, прямой угол, острый угол, тупой угол, геометрические фигуры, квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг; научить определять виды углов, использую шаблон прямого угла; научить применять алгоритм действия.

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока : комбинированный.

Методы:

  1. по источникам знаний: словесные, наглядные;
  2. по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  3. относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  4. относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Организация деятельности учащихся на уроке :

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно определяют тему, цели урока;
  • работают с текстом учебника;
  • работают с технологической картой при выполнении заданий;
  • отвечают на вопросы;
  • решают самостоятельно задачи;
  • оценивают себя и друг друга;
  • рефлектируют.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, учебники и рабочие тетради по математике, электронная презентация, выполненная в программе MS Office Power Point.

Структура и ход урока

1. Организационный этап (2 мин)

Задача: Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Формирование УУД:

2. Каллиграфическая минутка

Задача:

Деятельность учителя:

10 10 10 10 10…

20 20 20 20 20…

– Что вы заметили?

Деятельность ученика:

Формирование УУД:

3. Устный счет

Задача: Создать благоприятный психологический настрой на работу. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Деятельность учителя:

1. «Цепочка».

2. Какой пример лишний?

7 + 7 10 + 4 8 + 6

5 + 9 9 + 7

Деятельность ученика:

Формирование УУД:

Задача:

Деятельность учителя:

На доске изображена фигура:

– Это прямой угол.

– Это острый угол.

– Это тупой угол.

– Тупой угол больше прямого.

Деятельность ученика: слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют цель и тему урока, выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить.

Формирование УУД:

  • Регулятивные: Целеполагание

Задача:

Деятельность учителя:

а) Практическая работа

и 2 ваших учебников.

прямыми.

б) Практическая работа

в) Самостоятельная работа

Деятельность ученика: а) Под руководством учителя изготавливают модель прямого угла; при помощи данной модели определяют прямые углы в фигурах. б) При помощи модели прямого угла определяют наличие прямых, тупых и острых углов в фигурах. в) При помощи модели прямого угла определяют наличие прямых, тупых и острых углов в фигурах.

Формирование УУД:

6. Физкультминутка

Деятельность учителя:

Мы не будем торопиться

Разминая поясницу,

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись.

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ноги надо нам размять.

Напоследок, всем известно,

Как всегда, ходьба на месте.

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть

Деятельность ученика:

Формирование УУД:

  • Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Задача:

Деятельность учителя: Направляет работу учащихся.

Деятельность ученика:

Задача:

Деятельность учителя: Направляет работу учащихся.

– Что вы заметили?

Деятельность ученика:

Формирование УУД:

8. Работа над задачами

Задача:

Деятельность учителя: Направляет работу учащихся.

– Обоснуйте ваш выбор.

вариант I – задачу 5;

вариант II – задачу 6.

– По одному ученику от каждого варианта будут выполнять работу на закрытой доске. Затем проведите самопроверку с доски

Деятельность ученика:

Формирование УУД:

Задача:

Деятельность учителя:

– Какие открытия сделали?

– Все ли было понятно?

– Как вы сегодня работали?

Деятельность ученика:

Формирование УУД:

  • Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.
  • Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Задача:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Формирование УУД:

Дополнительный материал к уроку

Задания для практической работы

Познавательная разминка

Мама мой взяла листок

И загнула уголок,

Угол вот такой у взрослых

Называется ПРЯМЫМ.

Если угол ýже – ОСТРЫМ,

Если шире, то – ТУПЫМ.

Я ОСТРЫЙ – начертить хочу,

Сейчас возьму и начерчу.

Веду из точки две прямых,

Как будто два луча,

И видим ОСТРЫЙ УГОЛ мы,

Как остриё меча.

А для УГЛА ТУПОГО

Всё повторяем снова:

Из точки две прямых ведём,

Но их пошире разведём.

На чертеж мой посмотри,

Он, как ножницы, внутри,

Если их за два кольца

Мы раздвинем до конца.

(Из кн.: Тимофеевский А. П. Веселая геометрия
для самых маленьких. М., 2005.)

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

Формирование УУД

1. Организационный этап

Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Демонстрируют готовность к уроку.

Создание благоприятного психологического настроя на работу.

Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: Умение выделять нравственный аспект поведения, контролировать свои действия.

2. Каллиграфическая минутка

Прописывает образец на доске:

10 10 10 10 10…

20 20 20 20 20…

Задает вопросы и формулирует задание:

– Что вы заметили?

– Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях

Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число в тетради

Создание благоприятного психологического настроя на работу. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Познавательные: формирование умения правильного написания числа, знания цифр, необходимых для записи числа, выделяют необходимую информацию.

Регулятивные: Контроль своей деятельности, и ее оценка.

Коммуникативные: Умение слушать и взаимодействовать с учителем.

Личностные: Формирование аккуратности, принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

3. Устный счет

Формулирует задания устного счета, задает наводящие вопросы.

1. «Цепочка».

2. Какой пример лишний?

7 + 7 10 + 4 8 + 6

5 + 9 9 + 7

(«Лишними» являются следующие примеры: 9 + 7, так как его значение равно шестнадцати, значения остальных выражений равны четырнадцати; 10 + 4, так как во всех суммах складываются однозначные числа, а в этой сумме первым слагаемым является двузначное число.)

3. Задание 7 (с. 9 учебника, ч. 2)

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют, устанавливают закономерности, обосновывают свою точку зрения; оперируют терминами: уменьшаемое, вычитаемое, разность; знают, как связаны между собой компоненты при вычитании.

Создание благоприятный психологический настрой на работу. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Познавательные: формирование навыков использования математических терминов: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность; овладение различными приемами устного счета.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; осуществление контроля своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости коррекция собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Коммуникативные: Умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, участие в диалоге.

Личностные: Формирование мотивации к учебной деятельности; стремление развивать наблюдательность, мышление.

4. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. Открытие новых знаний.

Вместе с учениками определяет цель урока, задавая подводящие вопросы, проводит эвристическую беседу с учащимися, мотивирует их на изучение нового материала, способствует формированию мотивации к открытию новых знаний.

На доске изображена фигура:

– Знаете ли вы, как называется эта фигура?

– Правильно, она называется углом.

Затем чертит на доске прямой угол (или открывает часть доски с изображением прямого угла).

– Это прямой угол.

– Рассмотрите чертежи других углов, изображенных на доске.

– Все ли из этих углов прямые?

– Кроме прямых, бывают острые и тупые углы.

– Это острый угол.

– Острый угол меньше прямого.

– Это тупой угол.

– Тупой угол больше прямого.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова его тема?

– Совершенно верно. Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами углов, будете определять, каким является тот или иной угол.

– И тема нашего урока: «Виды углов».

Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют цель и тему урока, выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: Целеполагание

Коммуникативные: умение слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: Самоопределение, формирование понимания значения знаний для человека и принятие его; формирование мотивации к учению, интереса к изучаемому предмету.

5. Первичное усвоение и закрепление новых знаний

Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод, самостоятельно изучая свойства различных видов углов.

а) Практическая работа

– Для того чтобы было легче определить, какой угол перед нами, сделаем модель прямого угла.

– Возьмите лист бумаги и перегните его

два раза так, как показано на рисунках 1

и 2 ваших учебников.

– Вы получили модель прямого угла.

– При помощи модели прямого угла (задание 1) определите, какие углы являются прямыми.

б) Практическая работа

– Назовите номера прямых углов в треугольнике; в четырехугольнике; в пятиугольнике.

– В каких фигурах есть острые углы? Назовите их номера.

– Назовите номера тупых углов, если они имеются.

в) Самостоятельная работа

Предлагает ученикам выполнить в парах задание «Проверь себя». По окончании проводит фронтальную проверку.

а) Под руководством учителя изготавливают модель прямого угла; при помощи данной модели определяют прямые углы в фигурах.

б) При помощи модели прямого угла определяют наличие прямых, тупых и острых углов в фигурах.

в) При помощи модели прямого угла определяют наличие прямых, тупых и острых углов в фигурах.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: видов углов, понятий, связанных с геометрическим материалом данной темы.

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения их существенных признаков, классификация.

Регулятивные: Планирование, прогнозирование. Сличение способа действия и результата с образцом.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, планировать учебное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками; умение работать в парах, управлять поведением партнера, обосновывать свою точку зрения, не создавая при этом конфликтных ситуаций.

Личностные: Самоопределение, овладение начальными навыками адаптации в обществе; принятие и освоение социальной роли обучающегося; стремление развивать мотивацию к учебной деятельности, формирование навыков сотрудничества; формирование личностного смысла учения.

6. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Мы не будем торопиться

Разминая поясницу,

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись.

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ноги надо нам размять.

Напоследок, всем известно,

Как всегда, ходьба на месте.

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть.

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем: повороты туловища, вращение головой, приседания, ходьба на месте и др.

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

7. Повторение и закрепление имеющихся знаний.

I. Вычисление значений выражений.

II. Работа с геометрическим материалом

Направляет работу учащихся.

– Выполните задание 2. Сложите и вычтите двузначные числа в столбик (без перехода через десяток) с последующей проверкой, тоже в столбик. Один из вас будет выполнять работу на доске.

– Выполните задание 3. Его можно выполнить следующим образом: 3-й столбик решите устно (с объяснением), 1-й и 2-й столбики – с комментированием

Направляет работу учащихся.

– Рассмотрите машину, изображенную на полях учебника.

– Что вы заметили?

– Из каких геометрических фигур построена машина?

– Рассмотрите «детали», расположенные ниже.

– Каких «деталей» не хватает, чтобы построить такую же машину?

– Начертите их в ваших тетрадях.

Записывают суммы и разности в столбик и находят их значения; выполняют проверку.

Называют геометрические фигуры, находят недостающие; чертят геометрические фигуры

Выявление осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу.

Выявление осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по изученному материалу, распознавание и изображение геометрических фигур.

Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Построение логической цепочки рассуждений, доказательств.

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, прогнозирование результатов собственной деятельности, способность к мобилизации волевых усилий.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу; поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: Ориентация в межличностных отношениях.

8. Работа над задачами

Направляет работу учащихся.

– Прочитайте задачи в заданиях 5 и 6.

– Выберите схему краткой записи к первой задаче; ко второй.

– Обоснуйте ваш выбор.

– Решите задачи самостоятельно:

вариант I – задачу 5;

вариант II – задачу 6.

– По одному ученику от каждого варианта будут выполнять работу на закрытой доске. Затем проведите самопроверку с доски.

Читают задачи, анализируют их; соотносят тексты задач со схемами краткой записи; выбирают схемы, соответствующие текстам задач; выполняют самостоятельно решение, осуществляют самопроверку.

Установление правильности и осознанности изучения темы. Решение задач изученных видов.

Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости).

Личностные: Профессиональное самоопределение, смыслообразование.

9. Рефлексия учебной деятельности

Подводит итоги работы в классе.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Какие открытия сделали?

– Все ли было понятно?

– Как вы сегодня работали?

– Чью бы работу вам хотелось отметить особенно?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Познавательные: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся.

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Познавательные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Регулятивные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: Нравственно-этическая ориентация.

Устный счет

Как называется эта фигура? Угол – это фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. Вершина Сторона Сторона

Это прямой угол 90° Все ли из этих углов прямые?

Тема урока: «Виды углов» Прямой угол 90° Тупой угол > 90° Острый угол

Виды углов Острый Прямой Тупой

Практическая работа Шаг № 1 Шаг № 2 Шаг № 3

сторона сторона вершина Модель прямого угла

прямой угол Модель прямого угла

острый угол Модель прямого угла

Модель прямого угла Назовите номера прямых углов в треугольнике; в четырехугольнике; в пятиугольнике. В каких фигурах есть острые углы? Назовите их номера. Назовите номера тупых углов, если они имеются.

Самостоятельная работа Сколько прямых углов? Сколько острых углов? Сколько тупых углов?

Мы не будем торопиться Разминая поясницу, Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. Чтобы стать еще умнее, Мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, Закружилась голова. Раз, два, три, четыре, пять, Ноги надо нам размять. Напоследок, всем известно, Как всегда, ходьба на месте. От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть. Физкультминутка

Повторение. Вычисли

Повторение. Вычисли Устно (с объяснением) В тетрадях с комментированием

Повторение. Геометрические фигуры. Каких фигур не хватает? Начерти недостающие.

Работа над задачами вариант I – задача 5; вариант II – задача 6. Самостоятельно!

– Что нового узнали сегодня на уроке? – Какие открытия сделали? – Все ли было понятно? – Как вы сегодня работали? – Чью бы работу вам хотелось отметить особенно? Рефлексия

Домашнее задание вариант I – задача 5; вариант II – задача 6.


Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Цель:

познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать познавательный интерес к математике, формировать первичные геометрические навыки, речевую культуру, мыслительные процессы.

Оборудование : Линейка, угольник, карандаш, геометрические фигуры, лист бумаги, ножницы, кружок красного цвета.

Ход урока:

I. Организация класса

II. Вступительное слово.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя:
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука -
Это математика.

А чем же мы будем сегодня заниматься? Давайте, определим тему урока.

Я загадываю загадки, а вы отгадывайте.

У него угла четыре.
Все углы равны, прямые.
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Это чудо наш угольник
Назовем (четырехугольник ).
(В нем надпись: “Матема”.)

Он давно знакомый мой.
Он весь ровный и прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (квадрат ).
(В нем надпись: “тика”.)

Я похож, друг, на тарелку.
Колесо кручу, как белка.
Со стола скачусь я вдруг.
А зовусь я просто (круг ).
(В нем надпись: “в”.)

Посчитай и посмотри:
У меня три стороны.
Три вершины, три угла
Как зовут меня друзья? (Треугольник )
(В нем надпись: “углу”.)

Так как же называется наш урок?

Вывешиваю все фигуры и читаем тему урока: « МАТЕМАТИКА В УГЛУ»

III. Сообщение темы урока

«Математика в углу». Ребята, а кто из вас стоял в углу? За что вас туда ставили? (Говорят дети)

IV. Знакомство с народными традициями

Но мы математику не будем наказывать, а наоборот, мы ее как дорогого гостя усадим в угол. Да не в простой угол, а в “красный угол”. Издавна дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами. Ученые всего мира называют математику Царицей наук. Поэтому мы ее и усадим в красный угол.

Ребята, а кто знает, как получается угол? (Говорят дети.)

V. Сообщение целей урока

Вот сегодня мы узнаем, как получается угол, вспомним названия углов и отличие их друг от друга.

V I . Подготовительная работа к восприятию нового.

Расшифруйте слова, какие инструменты нам нужны сегодня:

НЕЙЛИКА (линейка)

ДАШРАНКА (карандаш)

ТИЛСОК (листок)

(Вывешиваю эти предметы.) Какой предмет лишний? Почему? (Листок не относится к математике.)

Все эти предметы помогут нам сегодня сделать большое открытие.

Но каждое открытие надо записать в рабочий блокнот. Это наши тетради.

VII. Работа в тетради.

Запишите сегодняшнее число, классная работа (это место нашего открытия).

VIII. Повторение пройденного.

Итак, мы повторили геометрические фигуры. А из чего состоят геометрические фигуры? (из линий)

Кто вспомнит, какие бывают линии? На доске линии. (кривые, прямые, замкнутые, незамкнутые).

Начертите прямую линию. Теперь “отрежем” от прямой часть 4 см и начертим его в тетради. Как эту часть можно назвать? (Отрезок). Чем отличается прямая от отрезка или наоборот?

Отрезок имеет начало и конец, а прямая бесконечна. (Показываю прямую желтого цвета).

Вот у меня прямая линия, а вот волшебница Точка. Захотелось точке погулять по прямой, вдруг она остановилась и задумалась. Что получилось? (Два луча с одним началом).

Не может точка сдвинуться с места, ножницы решили помочь ей и сделали так:

(разрезаю прямую). На что это похоже? На луч солнца. Правильно. Эта фигура и называется - луч. Можно ли продолжить луч со стороны разреза? (Нет.) А с другой стороны? (Да, до бесконечности.) Луч имеет начало, но не имеет конца.

А какие предметы еще могут быть похожи на луч?

Стала точка важной и стали ее называть «Вершиной угла». А лучи тоже считали себя важными и назвались Сторонами.

Что получилось? 2 луча. Не захотели половинки жить отдельно и соединились. Получилось так. А вот если к солнышку добавить еще один луч, то, как вы думаете, какая фигура получится?

Угол.

(Проделываю работу и прикрепляю все это на доске).

IX. Работа над новым материалом

Так что же такое угол?

Угол - это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

Лучи - это стороны угла.

Точка - это вершина угла.

В жизни мы каждый день встречаемся с различными углами. Ведь угол - это перелом (ломаю веточку), изгиб, колено, локоть. Где еще встречаются углы? Парта, стол, стул, книга, доска, шкаф, портфель, дом и т.д.

Каждый угол имеет название. Какие углы вы знаете? С помощью чего можно проверить угол? (угольник)

(На доске начерчены фигуры). У вас тоже есть углы, проверьте углы, под № 3, 1, 2. Какие углы? А теперь дочертите линии, какие у вас могут получиться геометрические фигуры?

ФИЗМИНУТКА.

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

Много ль надо нам ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развесёлый чудачек.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

X. Обобщение.

Чем они различаются углы?

Углы квадрата называются прямыми . Угол, который шире прямого, называется… тупой. Угол меньше прямого или уже его называется…. острый.

А кто знает, что это за предмет? (транспортир). Для чего он нужен? Это такая линейка, на которой написаны градусы для определения углов.

У каждого индивидуальная карточка с разными углами. Каждый выполняет задание.

(записать номера в тетрадь)

1 - Записать номера прямых углов.

2 - Записать номера тупых углов.

3 - Записать номера острых углов.

XI . Практическая работа по изготовлению прямого угла

Наш друг карандаш построил себе домики, но чем они различаются? Как вы думаете, ребята?

(Не ровные углы).

Правильно. Во всех домах углы должны быть прямые. Даже есть такая пословица: “Красна изба углами, а обед пирогами”

Давайте поможем Карандашу исправить эту ошибку. Но как? Для этого нужен чертежный прямоугольный треугольник (показываю). А бывает так, что нет угольника, а угол надо проверить.

В этом нам поможет обыкновенный лист.

Загните любой угол листа вот так (показываю). А теперь сложите еще раз так, чтобы части линии сгиба совместились. Вот и получится прямой угол.

Давайте проверим, у всех ли получился прямой угол. (Накладываем свои углы на прямоугольный треугольник.)

Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с работой. Ну, как говорится, всему свое время.

Закрепление пройденного.

(Конструктор, инженер, дизайнер, строители и т.д.)

А теперь поиграем в игру “Строители”. (Из палочек построим прямой угол: из 2-х палочек - один угол, из 3-х палочек - два угла, из 4-х - четыре прямых угла. Постройте тупой и острый угол из палочек.) Молодцы, ребята!

XIII. Итог урока.

У каждого лежит лист с заданием.

Угол – это….

Луч – это…

Точка – это….

3. Проверь свои знания (тест)

Тест.

Угол – это:

б) геометрическая фигура;

2. Углы бывают:

а) только тупые;

б) острые, прямые.

в) острые, прямые, тупые.

Точка – это:

а) середина угла;

б) вершина угла;

Поменяйтесь работой с соседом, он проверит вашу работу.

1. На уроке я работал

Активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

Доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

Коротким / длинным

4. За урок я

Не устал / устал

5. Моё настроение

Стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

Понятен / не понятен

Интересен / скучен

Легким / трудным

7. Домашнее задание мне кажется

Интересно / не интересно

Домашнее задание: проверить углы на предметах дома, нарисовать рисунок из углов.

I . Оргмомент (слайды 1 – 4)

Отгадайте загадку:

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа! (сова)

Появляется персонаж Сова – умная голова, которая на протяжении всего урока будет выполнять роль учителя, наставника.

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Сова – умная голова. Вместе с вами мы отправимся в замечательный город – Геометринск! Что ж пора в путь!

В нашем городе будут жить мои друзья! Отгадайте, кто они?

1. Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала (Ёжик)

2. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (Сорока)

3. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

4. Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы (Заяц)

А помогать нам будут волшебные горошины:

Подумай! Работаем вместе! Внимание!

    Устный счет (слайд 5)

Задания предлагаются дифференцированно, для учащихся разного уровня развития, которые могут быть рассажены как по рядам, так и группой. Устный счет проводится в виде соревнования. Каждый участник группы записывает правильный ответ на предложенной карточке, а затем проверяет свой результат на слайде. Выигрывает та команда, которая решила все примеры правильно.

На какие группы можно разделить все эти числа? (однозначные, двузначные, трехзначные)

Какие фигуры вы видите на слайде? (четырехугольники, треугольники). Сколько их?

    Актуализация знаний. Повторение изученного (слайды 6 – 7)

Какие бывают линии? (прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые)

Сорока начертила кривую линию.

Медвежонок – отрезок.

Ежик – луч.

Начертите в тетради указанные линии, добавьте свои, отличные от данных.

Из чего состоит любая фигура? (стороны, вершины, углы)

    Сообщение темы, целей урока (слайды 8 – 9)

Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают углы, научимся их не только узнавать, но и строить.

Подумайте, какие инструменты нам понадобятся на уроке? (линейка, треугольник, карандаши)

Где можно встретить углы в окружающем нас мире? (угол доски, уголок платочка, книжки, угол стола, полочки, угол в комнате и т.д.)

    Физминутка

    Введение новых знаний (слайды 10 – 15)

- Что такое угол? Как он получается?

Начертите в тетради угол.

Кто из моих помощников начертил угол? Почему? (Зайчик)

Практическая работа

1. Чертим прямой угол

2. Чертим тупой угол

3. Чертим острый угол

Подробные инструкции по черчению дают помощники: Сорока, Заяц, Ёжик.

Знакомство с транспортиром

(Информация на опережающее обучение)

Кроме треугольника и линейки для построения углов применяется более точный инструмент – транспортир – линейка с делениями на градусы,

где 90° - прямой угол

от 0° до 90° - острый угол

больше 90° - тупой угол

    Гимнастика для глаз

    Первичное повторение, закрепление знаний. Занимательный материал (слайды 16 – 20)

Упражнение 1.

Назовите все фигуры с острыми углами, с прямыми углами.

Как проверить? (совместить прямой угол треугольника со сторонами фигуры)

Упражнение 2.

- Работаем с линейкой – трафаретом

- Обведите шестиугольник. Как узнать его?

Проверьте его углы. Какие они? (тупые). Почему вы так думаете?

Найдите на линейке ещё фигуры с тупыми углами. Обведите их в тетради. Покажите тупые углы.

    Рефлексия. Итог урока (слайд 22)

Итак, с какой фигурой мы сегодня познакомились?

Какие углы бывают?

Отметьте свое настроение после нашего урока

    Домашнее задание

1. При помощи треугольника проверьте углы в окружающих нас предметах (у стола, у шкафа и т.д.)

2. Начертите в тетради фигуры с прямыми, тупыми и острыми углами.

Тест

    Угол – это

а) фигура, состоящая из двух вершин;

б) геометрическая фигура;

в) два луча, выходящие из одной точки – вершины.

2. Углы бывают:

а) только тупые;

б) острые, прямые, тупые, развернутые, смежные, вертикальные;

в) острые, прямые, тупые.

Какое задание вызвало затруднение?

Люди, каких профессий чаще встречаются с углами?

Конструктор, инженер, дизайнер, строители и т.д.

1. Подумай, что ты сегодня узнал (а)?

2. Повтори про себя важные определения

Угол – это….

Луч – это…

Точка – это….

3. Проверь свои знания (тест)

Тест.

Угол – это:

а) фигура, состоящая из двух вершин;

б) геометрическая фигура;

в) два луча, выходящие из одной точки – вершины.

2. Углы бывают:

а) только тупые;

б) острые, прямые.

в) острые, прямые, тупые.

Точка – это:

а) середина угла;

б) вершина угла;

в) не нужна для построения угла;

В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. (В.А. Сухомлинский)

Основная задача начальной школы - формирование у учащихся осознанных, прочных знаний.

Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.

Надо, чтобы ребенок почувствовал, что ученье - это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Решению этой важной задачи может помочь игра, которая способствует развитию умственной деятельности учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, развивает их воображение и логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, творческие способности.

Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует особой атмосферы, определенного настроя и тона учителя. Но самое главное - уметь найти органическую связь игры с задачами данного урока. Так как главная цель любой игры - помочь сделать серьезный труд детей занимательным, интересным и продуктивным.

Игра активизирует внимание детей к изучаемому материалу, вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы. Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя личностью, проявить и развить свою индивидуальность.

цель урока. Введение понятий «угол, виды углов», научить построению различных видов углов с помощью линейки и треугольника.

Задачи: 1. Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств, аккуратности, самостоятельности.

Развитие познавательного интереса к математике, формирование первичных геометрических навыков, речевой культуры, мыслительных процессов.

Познакомить учащихся с видами углов, их признаками, научить построению углов при помощи треугольника и линейки.

……………………………………………………………………………………

. . . . . . . . . ……