1. Уточнение артикуляции звука [щ], ориентиры для написания букв Щ щ.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Развитие звуко-слогового анализа слов.
  4. Развитие связной речи.
  5. Развитие просодии.
  6. Закрепление правописания правила ЩА-ЩУ.
  7. Развитие функции словоизменения.
  8. Развитие мелкой моторики.
  9. Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, цветные карандаши, ручки, листы с заданиями, зеркала, карточки со знаками препинания, таблицы с правилами, мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

– Дорогие ребята, давайте поздороваемся!

"Здравствуйте" – ты скажешь человеку.
"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

– Сегодня нас ждет много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
– Покажите свое настроение в начале урока. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы! А теперь начнем работать. Сядьте ровно, руки положите перед собой.

II. Сообщение темы занятия.

Отгадайте загадку.

– Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец? (Емеля.) (Изображение Емели вывешивается на доску.)

– Знаком ли вам этот сказочный герой?
– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду? Какие волшебные слова сказала Щука Емеле?
– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. По щучьему велению, по нашему хотению! Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука , выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].
– С какого звука начинается слова щука? (Со звука [щ]).
– Тема нашего занятия “Звук [щ]. Буквы Щщ”.

III. Артикуляционная и акустическая характеристика звука[щ].

1. Характеристика звука.

Посмотрите на картинку. (Показ картинки-символа “Щетка”.)

Щетка чистим вещи: Щ-Щ-Щ.

– Итак, звук [щ] – губы – рупором, кончик языка – прижат к нижним зубам, выдыхаемый воздух – теплый. Посмотри правильность выполнения движений в зеркало.
– Давайте дадим характеристику звука Щ. Можем мы пропеть звук Щ?

Он согласный или гласный? Звонкий или глухой? (Дети кладут рука на горло.) Твердый или мягкий?

– Согласный звук Щ – глухой, всегда мягкий. Обозначается буквой Ща. (Показ буквы.)
– Выложите букву Щ из палочек.
– На что похожа буква Щ? (На расческу.)

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!

2. Развитие фонематического восприятия.

– Сейчас щука проверит, как вы внимательно умеете слушать. Я буду произносить слова, а вы хлопните тогда, когда услышите в слове звук Щ:

щи, чулок, щенок, цирк, плащ, ищу, шапка, часы, лещ. (Дети определяют позицию звука в слове, рот логопеда закрыт экраном.)

IV. Связь с буквой.

– По щучьему велению, по моему хотению, покажи нам щука, как правильно пишется печатная буква Щ. (Показ буквы на экране проектора.)
– Возьмите лист и зеленый карандаш и напечатайте 3 заглавные буквы Щ. (Правила посадки.)
– Почему мы печатаем букву Щ зеленым карандашом?
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же.
– Для чего нужна заглавная буква Щ?
– Сейчас посмотрите, как правильно написать маленькую печатную букву Щ.

(Показ буквы на экране проектора.)

– Возьмите зеленый карандаш и напечатайте маленькую букву Щ. Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же. (Правила посадки.)

V. Чтение слоговой таблицы.

– Найдите на листе задание 2. Давайте прочитаем слоги с буквой Щ. По щучьему велению, по моему хотению прочитайте все слоги правильно, без ошибок! (Дети читают по цепочке.)

– Хором прочитаем все слоги!

VI. Физкультминутка.

– Давайте отдохнем, и снова поможет нам в этом щука. (Показ движений соответственно содержанию каждой строки.)

Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши,
Щи у щуки хороши!

VII . Звуко-буквенный анализ слов.

– По щучьему велению, по нашему хотению!
– Делаем схему слова лещи , внимание на экран.

  1. Делим слово на слоги ле-щи? (Картинка № 2.)
  2. Сколько в этом слове слогов? (Картинка № 2.)
  3. Назовите первый слог ле
  4. Слог закончился, отделяем вертикальной чертой.
  5. Назовите второй слог щи – это слог-слияние с мягким согласным, обозначаем прямоугольником зелено-красного цвета.
  6. Ставим ударение. На какой слог падает ударение? На второй слог, на гласную и .

– Делаем схему слова овощи , внимание на экран. (Аналогично.)

VIII. Развитие просодии.

– А теперь скороговорка про щуку. (Прикрепить на доску карточки со знаками препинания. ? !)
– Внимательно послушайте скороговорку: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу”.
– Что я сказала? Что поставим в конце предложения?
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с вопросительной интонацией: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу?”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Вопросительный знак, так как предложение содержит вопрос.
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с чувством радости: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу!”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Восклицательный знак, так как в предложении передается чувство радости.

IX. Развитие связанной речи.

– Ребята, нам щука приготовила сюрприз, по щучьему велению, по моему хотению покажи нам щука мультфильм про щенка (Просмотр м/ф).
– Кто такие щурята? Маленькие щуки.
– А теперь давайте по картинкам перескажем содержание мультфильма.

X. Физкультминутка – направленная на расширение словарного запаса, с помощью суффикса -ищ.

– Давайте отдохнем, повторяйте слова и движения за мной.

У нашего котищи
Вот такие глазищи!
У нашего котищи
Вот такие усищи!
У нашего котищи
Вот такие когтищи!

– Когда мы говорим слова ГЛАЗИЩИ, УСИЩИ, КОГТИЩИ?
– А сам котище, какой?

XI. Работа в тетради + орфограмм ща, щу.

– По щучьему велению, по моему хотенью, возьмите лист, сядьте ровно и внимательно посмотрите и послушайте, как правильно написать заглавную письменную букву Щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
– Возьмите ручку и напишите с помощью наклонного листа 3 письменные заглавные буквы Щ.

– Сейчас посмотрите, как правильно написать строчную письменную букву щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напишите еще одну точно такую же.
– Молодцы! А сейчас Щука приготовила для вас игру: я вам буду показывать картинки, а вы должны будете записать только первую букву каждого слова.
– Какое слово у вас получилось? Что в нем особенного? (У детей получаются слова: роща, тащу.)
– Как пишутся эти слова?

(На доску вывешиваются карточки “Ща пиши с а! Щу пиши с у!”.)

XII. Домашнее задание.

– Дома вам надо отработать чтение слогов, повторить новые правила. А Щука за хорошую работу приготовила вам сюрприз – это лист-раскраска: дома раскрасьте букву Щ.

XIII. Рефлексия.

– Кто к нам приходил в гости на занятие?
– С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]?

–Красную рыбку в ведро положит тот ученик, который усвоил произношение звука [щ], запомнил написание буквы Щ, на письме не будет путать написание буквы Щ с другими буквами, а желтую рыбку положит тот ученик, которому еще надо поработать со звуком [щ] и с буквой Щ.

  • познакомиться со звуком [щ] и буквами Щ щ.
  • учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова с новой буквой;
  • развитие фонематического слуха, мышления, внимания;
  • воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование:

звуковые схемы слов, наборное полотно, сигналы – карточки ночь, утро, день, карточки рыбки с буквами

Ход урока

    1. Организационный момент

Ну-ка дети встаньте в ряд.
Готов к работе мой отряд.
Выполним задание “Волшебного сундучка”.
Сядет тот, кто назовет количество слогов в слове и ударный слог
Волк, ваза, мойка, бабушка, юла, конфета, ландыш, маяк, машина, стул.

  • Повторение.
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми буквами и буквой

    Учитель: Ой, кто это?

    Его имя вы узнаете, если правильно соберете его имя из букв.

    Игра “Слово рассыпалось ” м Е л е я (Емеля)

    Учитель: С какой буквы запишем имя?

    Проверим (3)

    Учитель: Емеля куда ты едешь?

    Емеля: Еду рыбу ловить. Щука слово волшебное мне сказала.

    Рыба сама мне в ведерко прыгнет.

    Вымолви словечко
    Покатилась печка
    Прямо из деревне
    К царю да к царевне
    И за что не знаю
    Повезло лентяю

    Учитель: А почему Емелю назвали лентяем?

    А какие пословицы о труде вы знаете.

    Задание: собери из слов пословицу. (Дети выполняли работу по парам).

    Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

    Емеля: Но ведь это долго, а мне хочется, что бы все было быстро.

    Учитель: Емеля, а знаешь еще одну пословицу?

    Терпение и труд все перетрут (2 раза).

    Я думаю, что и мы с ребятами будем сегодня трудится, что бы узнать что–то новое. И без волшебных слов многое сможем сегодня узнать и тебе поможем наловить рыбы.

  • Формулирование учащимися темы и цели урока.
  • “Волшебный сундучок” приготовил для вас такое задание:

      Учитель: Найдите общее в следующих словах:

      Щепка, шапка, шашка, щетка.

      Дети: Все слова состоят из двух слогов.

      Учитель: Разделите, даны слова на две равные группы и сформируйте тему сегодняшнего урока.

      Дети: В первую группу войдут слова, которые начинаются со звука [ ш ], во вторую группу – слова, которые начинаются со звука [ щ ]. Со звуком [ ш ] мы уже знакомились, со звуком [ щ] не знакомились.

      Значит тема урока – “Звук [ щ ] и буква, которая его обозначает”.

      Учитель: Отталкиваясь от темы, Сформулируйте цель нашего урока.

      Дети: Цель нашего урока – познакомится со звуком [ щ ] и буквой, которая его обозначает; учится отличать звук [ щ] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; Учится читать слоги, слова с новой буквой.

      На доске написано:

      Познакомимся со…

    1. Знакомство с новым звуком.
    2. На доске прикреплена сюжетная картинка на тему “зимняя рыбалка”.

      Учитель: Знакомство с новым звуком мы проведем в необычном месте – на зимней рыбалке.

      Что вы знаете о зимней рыбалке?

      (объяснение данных слов лунка, бур).

      Как зовут мальчиков Коля, Толя

      У Коли клюет – поможем ему.

      Щуку я тащу тащу, щуку я не упущу.

      Сигналы: Ночь (медленно и тихо).

      День (быстро и громко).

      Учитель: Какой звук слышится чаще (звук [щ ])

      Дайте характеристику этого звука.

      Дети: При произнесении воздух встречает преграду значит [щ ] согласный.

      При его произношении слышится только шум.

      Значит он глухой.

      Звучит мягко.

      Учитель: Дайте краткую характеристику.

      Учитель: Вытащили щуку,

      Составьте схему.

      Где слышится звук Щ. Дайте его характеристику.

      Какой знак возьмем для обозначения звука [щ ] зелёный квадрат

      Игра “Светофор” (поднимаем зеленую карточку когда услышите звук [щ ]).

      Шелк, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, щавель, чеснок.

      Учитель: Толя хотел поймать другую рыбу. Но ему это не удалось. В названии этой рыбы один слог. В нем есть новый звук. Какая это рыба?

      Дети: Это лещ.

      Учитель: Составьте звуковую схему слова лещ.

      Охарактеризуйте новый звук в этом слове.

      Дети: Звук [щ ] согласный, глухой, мягкий.

      Учитель: в слове щука после звука [щ ] следует звук [ у ]. Но звук [щ ] в нем мягкий. В слове лещ звук [щ ] находится в конце, но он тоже мягкий. Какой можно сделать вывод?

      Дети: Звук [щ ] всегда мягкий.

    3. Физкультминутка.
    4. Учитель: Мы поближе подойдем к лунке. Возможно, узнаем, почему Мише не удалось поймать леща. Я буду читать пред – ния. Если в предложении имеется слово со звуком [щ ], вы тихонько подходите к лунке, приседаете и заглядываете в нее. Если нет качаете головой.

      В глухой яме спит сом
      Лещи лежат рядками без малейшего движения.
      Окуни заснули возле камней.
      Зубастой щуке не спится.
      Хищница хватает сонную рыбу.
      Учитель: Почему нам не удалось поймать леща?
      Дети: Лещи зимой спят.

    5. Знакомство с новой буквой.
    6. Учитель: В лунке проплывают и другие рыбки. К каждой прикреплена какая – либо буква. Когда увидите рыбку с новой буквой, хлопайте в ладоши.

      Учитель: Молодцы! Вы узнали новую букву. Кто знает, как она называется?

      Дети: Это буква “ща”.

      Учитель: На какую букву она похожа?

      Дети: Буква Щ похожа на букву Ш. Только в ней есть еще один элемент.

      (лепим из пластилина) На что еще она похожа?

      На расческу Щ похожа.

      Три зубца всего?

      Ну что же!

      Буква Щ поможет нам.

      Чистить зубы по утрам.

      VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

      А где будет жить буква Щ? (в синим домике).

      Учитель: Буква Щ, пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. Чтение слогов: ща, щу, щи, ще, щё,

      К каким гласным Щ не подойдет, с кем она не дружит: я, ю, э, о, ы.

      А как же мы тогда напишем слог ща, щу?

      Учитель: Пока мы были в гостях у буквы Щ. Мальчики немного замерзли. Чтобы согреться, ребята побегали, попрыгали, а потом Саша написал на снегу слоги и предложил задание

      Вот эти слоги: ща, ша, щу, ще, ше, ще, шо, щи, ши.

      Какое задание предложил?

      Сначала с мягким слиянием, потом с твердым. (Дети читают).

      Учитель: А сейчас поможем Емеле. Наловить рыбы

      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А
      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А

      УКУ И ЛЕ_А В РО_Е НЕ СЫ_ЕШЬ.

      Чтение слов цепочкой

      Прочитайте лишнее слово в первом столбике (роща), во втором (чаща). Прочитайте скороговорку с разным логическим ударением.

    7. Чтение текста с новой буквой. Чтение “цепочкой”
    8. На зимней рыбалке.

      Чаще всего клевали окуньки.

      Моему товарищу удалось поймать леща. А мы с папой вытащили огромную щуку. Щука – хищная рыба.

    9. Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.

    Прочитайте предложение, в котором говорится о щуке.

    Какая она? (огромная, хищная)

    Значит у нее не зубы, а зубищи

    Значит у нее не хвост, а хвостище

    Значит у нее не глаза, а глазища

    Значит у нее не рот, а ротище

    Значит у нее не голова, а головища

    X. Соотнесение слова и схемы. Окунь, щука, лещ

    з к з
    к с к з
    з г с г

    XI. Подведение итога

    Емеля с нашей помощью и без всяких волшебных слов наловил рыбы. Только благодаря трудолюбию и знаниям. И нам пора. А что мы узнали нового на уроке? Оцените свою работу на уроке.

    Кому было все понятно, и он старался, трудился.

    Если вы затруднялись при выполнении заданий, но старались, трудились.

    3) Кому было очень трудно с заданьями, не справились.

    Решаемые проблемы (Цель ):

    Принимать учебную задачу урока (знакомство с буквой Щ, обозначающей глухой мягкий согласный звук)

    Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя (отработка умения различать мягкие и твердые согласные)

    Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

    Личностные результаты (Л):

    - Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

    Предметные результаты (П):

    - Выделять звук щ ’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук щ ’ согласный, всегда мягкий, глухой.

    - Распознавать в словах новый звук.

    - Характеризовать его, обозначать буквой.

    Метапредметные УУД:

    - Регулятивные (Р):

    - Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения , оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

    - Познавательные (П) :

    - Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а , а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук щ ’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.

    - Коммуникативные (К)

    -Определять и обосновывать место новой буквы на «ленте букв».

    Оборудование: - Учебники, рабочие тетради по чтению

    Диск к учебнику по данной теме

    Листы для работы в группах

    Сигнальные карточки для рефлексии

    Ход урока:

    1 . Организационный момент.

    2.Самоопределение к деятельности

    Закройте глазки и попробуйте отгадать звуковую загадку-песенку. О ком эта песенка? Какой звук чаще всего мы слышим в этой песенке? (Звучит аудио запись-трек №28, «Про щуку и щурят»)

    (учащиеся выделяют услышанный новый звук Щ) Кто догадался, какая тема у нас сегодня?(Буква Щщ, звук щ.)

    Это и есть тема нашего урока сегодня.

    3.Постановка учебной цели

    Какой новый звук эта веселая щука принесла? Для чего он нам нужен? (произносить слова, буква, чтоб писать,читать слова, тексты,)

    Что мы будем делать с этим звуком? (искать его в словах, исследовать)

    А какой он звук Щ? Давайте исследуем и дадим его характеристику.

    Согласный – произносим с шумом, при произношении воздух встречает преграду;

    Глухой - т.к. при произношении слышен больше шум, чем голос и звучит глухо;

    Бывает мягким? (да) А твердым? (проблема), попробуем произнести твердо…Получается? Попробуем в этом разобраться(твердый он или мягкий?) Для этого прочитаем скороговорку.

    4. Решение проблемной ситуации :

    Прочитаем скороговорку из «Азбуки» стр. 62.

    Работа с учебником : (чтение про себя, затем вслух)

    Щуку я тащу тащу, щуку я не отпущу .

    Звуковой анализ слова щука.

    Работа с индивидуальными звуковыми карточками : составление схем на рабочих местах с последующей проверкой с экрана(рисунок из диска по обучению грамоте).

    Вывод : выбираем зеленый цвет, т.к. щ – мягкий согласный. Для чего вы выполняли это задание? .Чтобы подтвердить, что звук щ – глухой, мягкий, согласный. На письме этот звук обозначается буквой Щ.

    - Знакомство с печатной буквой Щ .

    Работа в тетрадях по чтению : печатание буквы Щщ, слогов и слов с данной буквой.

    ФИЗМИНУТКА

    5. Первичное закрепление

    Мы познакомились с новым звуком и буквой, чтоб научиться читать с ней слоги и слова.

    Чтение слоговых столбиковс диска.

    Хоровое чтение : (акцент: как звучит – твердо или мягко?)

    А теперь поработаем в группах. Заполним звуковые схемы слов с новым звуком.

    1группа - овощи, меч; 2 группа - плащ, щетка

    Группы составляют схемы одновременно (соревновательный момент ), какая быстрее и правильно составит схемы, та и победила. Оцените , правильно ли выполнили задания ребята из другой команды. (проверка по экрану) Акцент – как звучит Щ.

    Подкрепление вывода – Мы исследовали звук щ и убедились, что щ – всегда мягкий

    6. Закрепление и систематизация знаний.

    - Работа по учебнику – чтение стихотворения про щуку и щетку стр.63, акцент на написании(обратите внимание как пишется сочетание ЩА, ЩУ )Что вы заметили? Требуется ли смягчать щ буквами я и ю? А почему?

    (он и так звучит мягко, не требуется). Следовательно какое правило о написании щуи ща можем сформулировать? (самостоятельный осознанный вывод правила)

    ЩА – пиши с буквой А! ЩУ- пиши с У! Чтение правила о написании ща и щу по учебнику. Еще раз вернемся к тексту стихотворения. Далее беседа о хищных рыбах и по экологии рек- связь с уроком окружающего мира.

    О ком стихотворение? (о щуке) Что мы знаем про щуку из уроков окружающего мира? (какая это рыба – речная или морская? Что она употребляет в пищу? Следовательно это рыба….(хищная) Каких еще рыб- хищников вы знаете? Во всякой ли воде будут водиться рыбы? Что нужно, чтоб сохранялась чистота воды в реке?

    - Работа по развитию речи (по диску):

    Просмотр мультфильма по рисункам. Пересказ по сюжетным картинкам.

    Итак, мы новый звук исследовали . Давайте теперь будем находить его в словах. Работа по индивидуальным карточкам . У учащихся в Азбуке лежат заранее приготовленные листочки с заданиями. Составление слов (по диску) – на рабочих местах с индивидуальной самооценкой. (волшебные линеечки) Дальнейшая проверка по экрану.

    Как вы себя оценили?

    Доп. материал для хорошо читающих детей (стр. 64 «Азбуки») и текст по диску (буква Щ)

    7 . Итог урока : Спасибо вам за работу. Вы сегодня на уроке хорошо потрудились.

    Рефлексия :

    Какую цель мы поставили в начале урока?(изучить и исследовать новый звук и новую букву)

    Какие знания открыли?(Щ – согласный глухой звук. Он всегдамягкий)

    Посмотрим, достигли мы поставленной цели? Помогут нам в этом волшебные рыбки. У каждого на парте лежат бумажные рыбки. Поместим их в ведерки: Зеленое ведерко для тех ребят, кто все понял сегодня на уроке и доволен своей работой. Синее - для тех, кто в чем-то сомневался, желтое - кто не понял тему сегодняшнего урока. Посмотрим, в каком ведерке больше всего рыбок.

    У вас сегодня всё получилось. Вы открыли новые знания и довольны своей работой на уроке. Молодцы!

    по обучению грамоте в подготовительной группе

    на тему: звук [Щ], буква Щ

    ЗАДАЧИ

    Образовательные:

    1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

    2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

    3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

    4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

    5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

    6. Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

    Коррекционные:

    1. Развивать фонематический слух.

    2. Развивать умение концентрировать внимание.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

    2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    «Письмо» от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Щенок, Щука), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком «Щ»), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, игрушка Чудище, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, сундучок с буквой Щ.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

    Письмо от Деда Буквоведа

    Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чудище похитило новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам стихотворение.

    Два щенка щека к щеке

    Щиплют щетку в уголке.

    Да у щетки половой

    Палка есть над головой.

    Палка щелк щенков с плеча,

    Два щенка ушли ворча.

    Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ. Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Щ].

    3. Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)

    4. Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).

    5. Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.

    Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ]хлопните в ладоши.

    А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т.д.

    А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

    6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

    Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Щ. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это сказочный Щенок (иллюстрация).

    Щенок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Щ]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука «Щ» в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Щенок отправляет нас к следующему герою.

    Этот герой – волшебная Щука (иллюстрация).

    7. Деление слов на слоги.

    И Щука приготовила нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

    Молодцы и с этим заданием справились!

    8. Составление предложений.

    Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

    Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она расскажет нам где Чудище спрятало букву.

    Буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшееся Чудище).

    Логопед: Нашёлся сундучок и Чудище здесь.

    Ты зачем букву похитило?

    Чудище: Я хотело, чтобы у меня была своя буква Щ, ведь в моём имени она есть, а я даже писать её не умею.

    Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Щ. Ребята, скажите, как без буквы Щ вы напишите имя Чудище (дети: «Чудие»).

    Чудище: Ой, как некрасиво получилось.

    Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

    Чудище: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке. (Чудище достаёт букву и отдаёт её детям)

    Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чудище у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Щ (Чудище остаётся).

    9. Знакомство с буквой Щ. Дети садятся за столы.

    Ребята, кто расскажет Чудищу, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

    Посмотрите, вот буква Щ. На что она похожа?

    На расческу Щ похожа.

    Три зубца всего? Ну что же!

    Хватать, глотать умеют щуки –

    Другой не нужно им науки!

    Буква Щ поможет нам

    Чистить зубы по утрам.

    Из каких элементов она состоит (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Щ в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

    10. Работа в кассах, преобразование слов.

    А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Щ (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип. Молодцы, убираем кассы.

    11. Чтение предложений

    И последнее задание от Щенка и Щуки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочитать их.

    12. Итог занятия.

    Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?

    Назовите слова со звуком [Щ].

    Чудище, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Щ, чтобы у тебя была своя буква.

    Чудище: Вот спасибо!

    Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

    Цель:

    • Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой;
    • Развитие навыка звукового анализа и синтеза слова;
    • Продолжать учить детей составлять предложение по схеме и двум предметным картинкам;
    • Формирование навыка правильного употребления предлогов в предложениях;
    • Развитие внимания, памяти, воображения;
    • Воспитание аккуратности.

    I Организационный момент.

    Ребята, на прошлом занятии мы изучили скороговорку. Давайте вспомним ее.

    Я по камушкам пошел,

    Шубу шелкову нашел.

    - Произнесем скороговорку с движениями. Под нее мы будем маршировать.

    Произнесем ее медленно.

    Кто произнесет ее еще один раз самостоятельно?

    Какой звук встречается чаще других?

    Какой он? Почему?

    Твердый или мягкий?

    Есть ли у него мягкий братик?

    Правильно, звук “ш” всегда твердый!

    Твердый согласный на схеме каким цветом обозначаем?

    II Основная часть:

    Послушайте загадку:

    Вьется веревка

    На конце головка. (змея)

    Представьте, змея ползет и мягко шипит: “щщщщщщ”

    Изобразим движения змеи. Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипите “щщщщщщ”.

    Возьмем зеркало и посмотрим, правильно ли у вас работают губы язык, когда вы произносите этот звук.

    Сделать губы рупором. Кончик языка поднят к бугоркам и образует с ними щель. По середине языка идет теплая, плавная длинная струя воздуха.

    Произнесем звук “щ”. Какой он гласный или согласный?

    Твердый или мягкий?

    А есть ли у него твердый братик?

    Запомните, звук “щ” всегда мягкий!

    1. Знакомство со звуком.
    2. Знакомство с буквой:

    Звук “щ” на письме обозначается буквой Ща.

    Посмотрите на нее. На что она похожа?

    На расческу Щ похожа,

    Три зубца всего? И что же?

    Щ играющий щенок.

    Кверху лапками он лег!

    Буква Щ поможет нам

    Чистить зубы по утрам.

    Хватать, глотать умеют щуки -

    Другой не нужно им науки!

    На столе буквы из бархатной бумаги. Проведем пальчиком по букве, произнесем “щщщщщщ”.

    Ш Й Щ

    Какой звук лишний? Почему?

    У вас баночки с манной крупой. Напишем букву Й. Напишем букву Ш. Что надо сделать, чтобы получилась буква Щ?

    Все ребята дружно встали

    И на месте зашагали,

    На носочках потянулись

    И друг к другу потянулись.

    Как пружинки мы присели

    А потом тихонько сели.

    Возьмем зеркало и произнесем за мной.

    Ща - що - щу - щи

    Ащ - ощ - ущ - ищ

    Произнесем чистоговорки:

    Ща - ща - ща - Шура ходит без плаща.

    Ащ - ащ - ащ - мы наденем плащ.

    Щи - щи - щи - щавеля мне поищи.

    Щу - щу - щу - я щенка ищу.

    Щи - щи - щи - где же он пищит?

    Придумаем сами чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняете подходящим словом в рифму:

    На доске картинки со звуком “щ” Произнесем за мной.

    Найти слова, чтобы звук “щ” был в начале слова, в середине слова, в конце слова. (3 человека) Проверим!

    Составим схему к слову “щука”

    Сколько слогов? Почему?

    Какой слог ударный? Какой он по счету?

    Назовите безударный слог? Какой он по счету?

    Произнесите первый слог.

    Выделяем первый звук первого слога? Характеристика.

    Какой второй звук первого слога? Характеристика.

    Произнесите второй слог.

    Выделяем первый звук второго слога. Характеристика.

    Выделяем последний звук. Характеристика.

    (Дети работают индивидуально. Показ на доске. Дети выделяют звуки и дают им характеристику по цепочке)

    Произнесем еще раз слова.

    К какому слову подходит эта схема? (щит, лещ)

    А сейчас мы в цирке. Это ваши дрессированные животные.

    Кто вы? (дрессировщики)

    Катя, а ты кто? (дрессировщица)

    Семен, а ты кто? (дрессировщик)

    На столе животные, с которыми вы будете выступать. Представьте, что это арена. На арену выходит слон. Сколько слогов в слове “слон”? Почему? (Дети показывают нужную цифру)

    В названии каких животных тоже 1 слог?

    На арену выходит лошадь. Сколько слогов в слове “лошадь” Почему?

    На арену выходит собака. Сколько слогов в слове “собака” Почему?

    Поиграем в игру “Ходим как…”

    Цирковая лошадь;

    Великаны;

    Послушаем рассказ.

    Запомните слова со звуком “щ”.

    Катин щенок.

    Жила - была девочка Катя. Ей подарили щенка. Катя принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из - под стола щетку и стал с ней играть.

    Кого подарили Кате?

    Куда посадила Катя щенка?

    Где уснул щенок?

    Что сделал щенок, когда проснулся?

    Какие слова со звуком “щ” вы услышали?

    Перескажем рассказ по цепочке.

    Поиграем в игру “Едет поезд”

    Едет поезд! (С чем?)

    С топотушками;

    С хлопушками;

    С поворотами;

    С приседушками;

    С моргалками;

    С приседушками;

    С наклонялками;

    С хохотушками;

    С тишиной.

    Какие маленькие слова или предлоги вы знаете? Вспомним предлоги по схемам.

    Составить предложение по двум картинкам с маленьким словом.

    У детей пары картинок: чашка ложка

    жук цветок

    птица кормушка

    шашки доска

    ребенок погремушка

    лягушка озеро

    лошадь конюшня

    плащ вешалка

    шкаф книга

    щетка ящик

    1. Тактильное восприятие:
    2. Игра “Какой звук лишний?”
    3. Физминутка:
    4. Воспроизведение слоговых рядов:
    5. Воспроизведение чистоговорок:
    6. Работа над звуковым составом слова:
    7. Работа над слоговым составом слов.
    8. Физминутка:
    9. Работа над рассказом:
    10. Физминутка:
    11. Работа над предлогами:
    12. Игра “Путанки”:

    Поиграем в игру, которая называется “Путанки”. Я говорю предложение и делаю ошибку, а вы исправляете ее.

    На столе сапожки, под столом лепешки.

    А как надо сказать?

    Овечки в речке, караси у печки.

    А как правильно?

    Под столом портрет, над столом табурет.

    Щенок выглядывает под шкафа.

    Мяч выкатывает из стола.

    Мальчик достает тапочки из стула.

    Девочка выметает мусор из дивана.

    III Итог:

    С каким звуком сегодня познакомились? Какой он?

    Поиграем в игру. Поднимите и покажите сигнальную карту, если услышите звук “щ”:

    Пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.