ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000

Урок 1. Повторение. Нумерация чисел

Цели: повторить сведения об образовании трехзначных чисел и их разрядном составе; развивать умения находить числа в на­туральном ряду, используя понятия «предыдущие числа», «по­следующие числа», сравнивать их; учить рассуждать и логически мыслить.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете , числа, последующие и преды­дущие для данных; работать по плану; анализировать свои дей­ствия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошиб­ки с помощью учителя.

Ход урока

Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности к уроку.)

Актуализация знаний

Устный счет

Сосчитайте мишек.


Сколько мишек вы насчитали? (10.)

Число 10 называют десятком. Для отправки в магазины на фабрике мишек сложили в коробки по 10 штук в каждую. Сколько десятков мишек в каждой коробке? (7 десяток.)

В двух коробках? (2 десятка.)

Сколько это мишек? (20.)

Сосчитайте мишек в коробках. (10, 20, 30, 40,... 100.)

Как по-другому можно назвать число 100? (1 сотня.)



В каждый из близлежащих городов отправили по 1 сотне ми­шек. Сколько мишек отправили в 2 города? (2 сотни, или 200.)

В 3 города? (3сотни, или 300.)

Сосчитайте сотнями, сколько мишек отправили в 10 горо­дов. (100, 200, 300, 400,... 1000.)

В городах мишек развезли по магазинам. В «Детский мир» привезли 4 коробки и еще 2 мишки. А в магазин «Капитош- ка» - 2 коробки и еще 4 мишки. Сколько мишек привезли в каждый магазин? (42 и 24.)

Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? (42 - 4десятка и 2единицы, 24-2десятка и 4единицы.)

Какие разряды есть в этих числах? (Разряд десятков и разряд единиц.)

Откройте учебник. Рассмотрите условные обозначения на с. 2. Что мы будем делать на уроке математики? ( Встав­лять пропущенные числа и знаки в равенства и неравенства, работать в парах, выполнять задания повышенной сложно­сти, проверять себя, оценивать свои успехи.)

Прочитайте на с. 3 название первого раздела. Чему мы дол­жны научиться?

Что мы уже умеем делать? (Представлять числа в виде раз­рядных слагаемых, применять алгоритмы письменных вычис­лений и т. д.)

Прочитайте тему сегодняшнего урока на с. 4, рассмотри­те рисунки и подумайте, чему мы будем учиться сегодня на уроке.

(На этом и на последующих уроках, чтобы помочь учащимся сформулировать задачи урока, учитель может записывать на доске слова-помощники или вывешивать соответствующий плакат.)

НАУЧИТЬСЯ...

ПОВТОРИТЬ...

УЗНАТЬ- ВСПОМНИТЬ...

Сформулируйте задачи урока. (Научиться читать трехзнач­ные числа и определять в них разряды , повторить счет чисел до 100, вспомнить способы решения изученных видов задач.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Найдите значок «Начало урока». Прочитайте текст рядом с красной чертой.

Как вы поняли, что такое числовой ряд? ( Числа, записанные в том порядке, в котором они называются при счете. Первое число - 1. Каждое следующее больше на 1.)

Что такое десяток? (10 единиц.)

Что такое сотня? (10десятков.)

Что такое тысяча? (10сотен.)

1 (с. 4).

Прочитайте.

Кто может записать это число? (Желающий ученик записывает на доске.)

Кто записал бы так же?

У кого другой вариант записи? Докажите.

2 (с. 4).

(Коллективное выполнение по цепочке.)

Что значит «предшествует числу» и «за числом следует»? . Как вы это понимаете?

(Продолжение работы по цепочке: первый ученик называет число, второй - предыдущее число, третий - следующее и т. д. Класс проверяет. В случае ошибки учащиеся один раз хлопают в ладоши.)

3 (с. 4).

Как называются единицы первого разряда? (Единицы.)

Второго разряда? (Десятки.)

Третьего разряда? (Сотни.) (Чтение чисел, записанных в таблице.)

Что показывает ноль в записи числа? (Отсутствие единиц данного разряда.)

Какой разряд отсутствует в каждом числе? (206 - десятки, 840- единицы, 400 - десятки и единицы, 590 - единицы.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (ч. 1, с. 3).

Прочитайте числа.

Назовите самое маленькое число. (719.)

Назовите самое большое число. (779.)

Как вы определили? (Сравнивать начинаем с сотен. Сотен везде 7. Сравниваем десятки. Меньше всего десятков в числе 719, а больше всего - в числе 779.)

Запишите числа в порядке увеличения.

Прочитайте, в каком порядке вы записали числа. (719, 729, 739, 749, 759, 769, 779.)

По какому правилу записаны числа? (Каждое следующее число на 1 десяток больше предыдущего.)

Заполните таблицу. Как удобнее прибавить число 3? (+ 1, + 2.)

Сколько сотен, десятков и единиц в каждом числе?

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, (Махи руками на себя.) Закачалось деревцо. (Наклоны.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)

Деревцо все выше, выше.

(Встать на носочки, потянуться вверх.)

Работа по учебнику

4 (с. 5).

(Фронтальная работа с объяснением способа решения.) Решение

999 + 1 = 1000, так как запись «+ 1» означает, что нужно на­звать следующее число, за числом 999 идет число 1000.

900 - 1 = 899, так как запись «- 1» означает, что нужно назвать предыдущее число. Перед числом 900 стоит число 899. 570 + 30 - 330 570 + 30 = 600

600 - 330 = 600 - 300 - 30 = 300 - 30 = 270 И т. д.

5 (с. 5).

Прочитайте.

Как вы понимаете задачу?

Как вы думаете, удобнее записать задачу кратко или сделать схематический чертеж? (Сделать схематический чертеж.)

19 чел.



Решение: 19 - 9 = 10 (д.).

Ответ: в классе 10 девочек.

Что значит «составить задачи, обратные данной»?

Составьте и решите задачи, обратные данной.

Решение: 9 + 10 = 19 (чел.).

Решение: 19-10 = 9 (м.).

8 (с. 5).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Два ученика, ре­шивших задачу разными способами , записывают решение на до­ске и объясняют способ решения.) Решение

Первый способ: 180 - (52 + 28) = 10 (е.).

Второй способ: 180 - 52 - 28 = 10 (е.).

Ответ: ученику осталось прочитать 10 страниц.

Кто из ребят решил задачу верно? (Оба способа верны.)

7 (с. 5).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.) №10 (с. 5).

(Самостоятельное выполнение.)

Решение: С = Б + 400 г, М = С + 300 г, М = Б + 700 г.

Ответ: мишка тяжелее белочки на 700 г.

VII. Рефлексия

Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (с. 5). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 396

Математический диктант

(Учитель читает предложения, учащиеся записывают только числа.)

В году 365 сут.

В одной неделе 168 ч.

В июне 720 ч.

Первый космонавт Земли Ю. Гагарин был в космосе 108 мин.

Космонавт Светлана Савицкая пробыла в открытом космо­се, за пределами станции 215 мин.

(Проверка по образцу на доске.)

VIII. Подведение итогов урока

Что мы повторили сегодня на уроке?

С какими заданиями вы легко справились?

Над чем вам нужно еще поработать?

Домашнее задание

Учебник: № 6, 9 (с. 5 ).

Урок 2. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание

Цели: актуализировать знания об основных арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение, деление), о связи между компонентами и результатами этих действий; повторить правила порядка выполнения действий в выражениях; совершен­ствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать и запи­сывать трехзначные числа; находить значения выражений в не­сколько действий; находить несколько способов решения задач; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учеб­ной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходи­мости исправлять ошибки с помощью учителя.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Логические задачи

Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон, весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон?

Решение:

34 - 18 = 16 (кг) - весит половина молока;

18- 16 = 2 (кг).

Ответ: пустой бидон весит 2 кг.

Боря начертил два треугольника. Для обозначения вершин треугольников ему понадобилось только пять букв. Как такое может быть? (Боря начертил треугольники, которые имели общую вершину.)

2.Индивидуальная работа у доски

Запиши числа цифрами.

Пятьсот пять, триста восемьдесят, шестьсот двадцать семь, девятьсот семьдесят, триста, девятьсот семь.

Уменьши каждое число на 7, запиши ниже.

Вычисли.

562 - 60 760 - 600 950 - 1 769 + 10

462 + 48 600 - 35 788 - 89 652 - 37

Выполнение задания в рабочей тетради №3 (с. 3).

(Индивидуальная работа.)

Устный счет

Сосчитайте от 397 до 402, от 788 до 800, от 505 до 494, от 1000 до 989.

Прочитайте числа. 342, 402, 360, 900, 540.

Сколько сотен, десятков, единиц в каждом числе?

Сколько всего десятков в каждом числе? (342 - 34 десятка, 402 - 40 десятков, 360 - 36 десятков, 900 - 90 десятков, 540 - 54десятка.)

Сколько всего сотен в каждом числе? (342 - 3 сотни, 402 - 4 сотни, 360 - 3 сотни, 900 - 9 сотен, 540 - 5 сотен.)

Прочитайте числа в порядке возрастания. (342, 360, 402, 540, 900.)

Прочитайте числа в порядке убывания. (900,540,402,360,342.)

Какое число может быть лишним? Почему? (342 - нет ну­лей, 402 - в сумме цифры не составляют 9, 900 - есть только один разряд - сотни.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

Какие действия вы выполняли при решении примеров? (Сложение и вычитание.)

Какими знаками они обозначаются? («+» и «-».)

Назовите знаки действий, которые использованы в следую­щих выражениях.

200: 5 - 4 2 (200: 5 - 4) 2 200: (5 - 4) 2

(Три ученика выходят к доске и решают примеры.) 200: 5 - 4 2 = 32 (200: 5 - 4) ■ 2 = 72 200: (5 - 4) 2 = 400

Сравните примеры. Чем они похожи? (Одинаковые числа и знаки.)

Чем отличаются? (По-разному расставлены скобки, значит, порядок действий и ответы тоже будут разными.)

Сформулируйте задачи урока. (Повторить то, что нам из­вестно об арифметических действиях сложения и вычитания , вспомнить правила о порядке выполнения действий в выраже­ниях, научиться находить значения выражений, содержащих несколько действий.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 6.

Что такое числовое выражение? (Числа, соединенные знаками арифметических действий.)

Какие правила порядка выполнения действий вы знаете? (Первое действие выполняют в скобках, затем умножение или деление, а потом сложение и вычитание по порядку.)

Как выполняются действия, если скобок несколько пар? (По порядку в каждых скобках, а затем по правилам.)

11(с. 6).

(Фронтальная работа.)

12 (с. 6).

(Первый столбик - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй - самостоятельно. Два ученика рабо­тают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

13 (с. 6).

Прочитайте задачу.

Кто понял, как ее решать? Запишите решение задачи вы­ражением.

(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим рисунком.)

(Проверка, самооценка.) Решение: 50 + 5 8 = 90 (руб.). Ответ: у Нины было 90 руб.

14 (с. 6).

Прочитайте задачу.

Что нужно знать, чтобы сказать, сколько мест в 7 вагонах? (Сколько мест в одном вагоне.) Как узнать сколько мест в одном вагоне? (120:2.)

Запишите решение задачи выражением.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

18 (с. 7). (Устное выполнение.)

Прочитайте задачу..

Объясните, что обозначают выражения.

(Для учащихся, которые затрудняются объяснить , что обозна­чают выражения, необходимо составить таблицу.)


Масса одного пакета

Количество пакетов

Обшая масса семян

Астры

5 г

?

250 г

Гвоздики

8 г

?

240 г

Решение:

250: 5 - узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр;

240: 8 - узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик;

250: 5 + 240: 8 - узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали.

Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак «минус». (На сколько пакетов с семенами астр упаковали больше, чем пакетов с семенами гвоздик 7)

Запишите решение этой задачи. (250:5 - 240: 8 = 20 (п.).)

Физкультминутка

Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри.

(Вращения головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдемся

(Потягивания - руки вверх. Шаги на месте.)

И на место вновь вернемся.

(Сесть за парту.)

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

15 (с. 7).

Рассмотрите таблицу.

Что неизвестно в каждом столбике? Как мы находим не­известное? (В первом столбике неизвестна сумма. Чтобы найти сумму, надо к первому слагаемому 170 прибавить вто­рое слагаемое 230. Сумма 400. Во втором столбике неизвест но первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое , надо из суммы 330вычесть второе слагаемое 40. Первое слагаемое 290.)

(Аналогичная работа проводится с каждым столбиком каждой таблицы.)

Посмотрите на записи на полях и сформулируйте правила. (1. Если к числу прибавить ноль, то получится это же число.

Если из числа вычесть ноль, то получится это же число.

Если из числа вычесть такое же число, то получится ноль.)

Какие еще свойства сложения вы знаете? (От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.)

Запишите его, используя буквы, (о + с = с + а.) №16 (с. 7).

(Устная фронтальная работа.)

Что неизвестно в каждом уравнении?

Как найти неизвестный компонент?

Чему равен х в каждом уравнении?

Замените одно из чисел в каждом уравнении так, чтобы х не был равен нулю, а в последнем уравнении так, чтобы значение разности не было равно нулю.


1. Организация класса к уроку.

Ровно встали, подравнялись

К нам, сегодня, пришли гости.

Давайте поприветствуем гостей.

Здравствуйте!

2.Актуализация знаний учащихся.

Учитель.

Я знаю, что вы любите отгадывать загадки.

Угадав загадку, вы узнаете, кто вам приготовил путешествие?

В реке, в пруду и в море

Живет и не знает горя.

Можешь удочкой поймать

И загадку отгадать. (РЫБА) Цепляю на доску рыбку.

Учитель.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по водными пространствами математического моря. Но на чем? .... Загадка.

Через море - океан,

В сильный шторм или ураган

Уверенно вперед следует,

А на нем народ путешествует. (КОРАБЛЬ) Цепляю на доску корабль

Учитель.

Договариваемся-не шуметь.

Руку хорошо поднимать.

Четко всем отвечать,

На уроке не дремать.

А знание скорее хватать,

Чтобы не было нам мороки,

Все готовы к уроку? (Да)

Хорошо, мы отправляемся в дорогу.

Мы будем останавливаться на островах и искать сокровище. Я уверена, что до конца урока мы найдем драгоценное сокровище. А какой узнаем позже.

3. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока-письменная нумерация чисел 11-20. Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого .

На уроке мы проверим и закрепим полученные знания. Будем логически мыслить, будем внимательными, сообразительными и аккуратными.

Что вы ожидаете от урока-путешествия? (Узнать новое, считать, записывать изученные числа, решать задачи).

4. Работа с новым материалом.

Отправляемся в путешествие. Закрыли все глаза и представили, что вы плывете на хорошем, большом корабле, шум моря, тепло, солнечные лучики греют носики... (Открываем глазки)

Остановка - Остров ЧИСЕЛ. (Рисунок острова)

Чтобы туда попасть-надо хорошо считать.

Ежедневное повторение-прочные знания.

Устный счет от 11 до 20 (цифры на доске)

Парные, нечетные числа

Повторение образования чисел второго десятка

Я называю числа, а ученики отвечают.

1 дес.1ед.-

1 дес.2ед.- на доске

1 дес.3ед.-

1дес.4ед.-

Молодцы!!!

Какое число мы создали последним - 14. Это и будет наша каллиграфическая минутка

Тетрадь свою я открываю и под наклоном кладу.

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь.

За работу сразу возьмусь.

Минутку каллиграфии начинай.

(Я на доске показываю), а ученики пишут в тетрадях число 14.

Какое число следует за числом 14? 15

Какое число предшествует числу 14? 13

А как можно получить число 14? (10 и 4, 4 и 10,) Молодцы!!!

Учитель.

На остров мы попали, а нас встретил на острове пират, охраняющий этот остров (рисунок пирата)

Пират говорит, что пропустит нас дальше на остров, если мы выполним его задачи.

Пора нам взяться за ручку и тетрадь

Числа быстрее написать

Чему научились показать.

5. Математический диктант

Найти сумму чисел 4 и 2 (6)

6 увеличить на 2 (8)

К 8 прибавить 2 (10)

Найти разность чисел 10 и 5 (5)

От 5 вычесть 2 (3)

Записать соседей числа 3 (2 и 4).

(Одни ученики зачитывают ответы, остальные проверяют)

Проверка диктанта.

Учитель.

Пират сказал, что вы-молодцы, и он пропускает нас дальше.

На этом острове поселился кот Леопольд (рисунок)

Он очень любит рыбку

Но рыбка вокруг этого острова не простая.

Чтобы ее поймать, надо знать математику.

А кот в школу не ходил,

Арифметику не учил.

Но рыбки так хочется,

Что усатому поделать?

Дорогие, детки, поможем-

Коту рыбки наловить.

6. Работа в группах.

Объединитесь в группы (конвертики белые на столах). Что у вас в конвертиках? (рыбки)

На рыбках выражения, которые вы должны решить, чтобы у котика была удачная рыбалка)

(Выражения образования чисел второго десятка)

Проверка.

1 група- все на образование числа 15

2 группа - на образование числа 16

3 группа - на образование числа 17

4 группа - на образование числа 18

5 группа - на образование числа 19

(рыбки для котика крепят командиры)

7. Работа над новым материалом.

На этом острове мы побывали. С пиратом познакомились и знания показали. Леопольду помогли. Время отправляться на другой остров. (шум моря)

Следующая остановка-остров новых знаний (вешаю на доске остров)

На этом острове нас встретила Обезьянка. Она очень любит бананы. В своих лапках она держит их. Давайте посчитаем, сколько бананов у обезьянки? (считаем вместе)

Какие можно составить выражение по рисунку. Мы составляем, а ученик записывает на доске.

4 + 6 + 2 = 12

4 + 6 + 1 + 1 = 12

10 + 2 = 12 или 1 дес. 2 ед. Образовали число 12.

Какое предварительное число-11, а какое следующее 13.

Запишите эти выражения в тетради.

Физкультминутка (музыкальная)

8. Игра «Задуманное число» от Обезьянки.

1 дес.6ед.

1 дес.4ед.

1 дес.9ед.

1 дес.2ед.

2 дес.

Ученик записывает образованные числа на доске.

А теперь самостоятельно запишите в тетрадях. (Проверка) зачитывает ученик 12, 14, 16, 19, 20. Какие числа пропущены: 11, 13, 15, 17, 18.

Молодцы!!!

Путешествие продолжается. Путешествуем дальше и попадаем на остров Задачный.

9. Работа с учебником

Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого

Ученики читают задачу с учителем.

Было -5 груш

Положили -? груш

Стало -9 груш

Тип задачи: на нахождение неизвестного слагаемого. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы вычесть известное слагаемое.

9-5 = 4 (гр..) - положили 4 груши.

Ответ: 4 груши.

Физкультминутка (подвижная)

Учитель.

Итак, мы доплыли до Острова Сокровищ. (рисунок)

Сокровище - это ваши знания. И сегодня, я думаю, вы получили еще больше сокровищ.

Но в ваших каютах осталось одно задание в желтых конвертиках. Опять объединитесь в группы, откройте этот конвертик и из геометрических фигур составьте предметы, которые помогали в путешествии. (овал, четырехугольник, треугольник, круг, прямоугольник.)

1 группа составила рыбку - мы начинали наш урок с загадки про рыбку

2 группа-корабль-путешествие было на корабле.

И т.п.

10. Итог урока.

Все прекрасно работали.

А оправдались ли ваши ожидания? Да. Что мы делали на уроке? (ответы учащихся)

Что больше всего понравилось?

Молодцы мои малыши

Дорогие мальчики и девочки.

Прошу всех поаплодировать друг другу. Я вас благодарю за вашу работу на уроке.

11. Домашнее задание

Задача рассказать родителям о путешествии, где мы побывали и чему научились.

16.05.2013 11544 0

У р о к 99. ПИСЬМЕННАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ 11–20

Цели урока: познакомить учащихся с записью чисел от 11 до 20; закреплять знание устной нумерации чисел 11–20; знание состава чисел первого десятка, умение решать задачи и выражения изученных видов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

III. Устный счёт.

IV. Знакомство с письменной нумерацией чисел 11–20.

1. Подготовка учащихся к восприятию письменной нумерации чисел второго десятка.

Знакомство с записью чисел от 11 до 20 основано на знании детьми разрядов числа. Поэтому прежде чем начать знакомить детей с письменной нумерацией, следует поупражнять их в определении количества десятков и единиц в числах.

Для этой цели можно использовать рисунок из учебника (с. 46, часть 2) и счетные палочки.

– Какое число изображено на первом рисунке? (Двенадцать.)

– Сколько в нем десятков? (Один.)

– Сколько единиц? (Две.)

Аналогичная работа проводится по следующему рисунку и далее с использованием палочек.

– Положите тринадцать палочек.

– Сколько это десятков и сколько единиц? (Один десяток и 3 единицы.)

– В записи числа цифра, которая обозначает число десятков, предшествует цифре, которая обозначает число единиц.

– Прочитайте числа, записанные на д о с к е:

15, 13, 18, 11, 10, 20.

– Что обозначает каждая цифра в записи каждого числа?

2. Запись чисел 11–20.

Закрепление знания месторасположения числа на числовой прямой.

Р а б о т а в т е т р а д и.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть задание 1 (с. 17 в тетради № 2).

Ученики считают количество квадратиков и записывают число, соответствующее их количеству.

– Расположите числа в порядке возрастания. (14, 15, 16, 17, 18.)

(Да.)

– Рассмотрите з а п и с ь на д о с к е:

10, 11, 13, 17, 18, 20.

– Что заметили?

– Какие числа пропущены? (12, 14, 15, 16, 19.)

– Восстановите отрезок числового ряда, данный в задании 2 (с. 17 в тетради № 2).

– Проверьте выполненную вами работу. (Самопроверка с доски.)

– Рассмотрите внимательно задание 4 (с. 17 в тетради № 2).

– Что хотите сказать?

– Допишите недостающие числа.

– Является ли данный ряд чисел отрезком числовой прямой? (Нет.)

– Почему? (Так как числа записаны в порядке уменьшения.)

3. Сравнение чисел.

С этой целью выполняется задание 3 (с. 46 учебника, часть 2).

Учащиеся определяют, какое число больше (меньше) другого, опираясь на знание месторасположения числа на числовой прямой и на разрядный состав чисел. (Можно также использовать палочки и пучки палочек.)

V. Решение задач и выражений.

Ученики читают текст задачи 5 (с. 46 учебника, часть 2).

– Вы прочитали задачу? (Да.)

– Докажите.

– Прочитайте условие.

– О чем в задаче спрашивается?

– Каким действием будете находить ответ на первый вопрос задачи? (Сложением.)

– Почему? (Так как для куклы Веры вырезали на 3 платья больше .)

– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на второй вопрос задачи? (Сложение.)

– Почему так считаете? (Спрашивается, сколько всего платьев вырезали.)

– Запишите решение.

– Проверьте работу друг друга.

П р о в е р к а:

– Чем интересны выражения 1-го столбика?

– Что можно сказать о выражениях 2-го столбика?

После этого учащиеся выполняют задания 3, 5 (с. 17 в тетради № 2) с а м о с т о я т е л ь н о с последующей в з а и м о п р о в е р к о й.

VI. Итог урока.

– Что узнали сегодня на уроке?

Тема: Нумерация чисел в пределах 1000
Урок математики предназначен для учеников 3 класса средней образовательной школы. Материал может быть полезен для учителей начальной школы и использован для проведения урока по данной теме.
Цель: Учить образовывать, читать, записывать числа в пределах 1 000, отличать разряд от класса.

Задачи:
1. формировать умение образовывать, читать, записывать числа в пределах 1 000, отличать разряд от класса.
2. развитие устной речи через полные ответы на вопросы
3. воспитание аккуратности при работе в тетради, соблюдение орфографического режима

1. Самоопределение к учебной деятельности.
Прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Проверьте свои рабочие места, все ли у вас готово к уроку? Желаю вам успехов в изучении новой темы.
2. Актуализация знаний.
Устный счет: На доске ряд чисел. Прочитайте его 20, 30, 40, 47, 50, 60
Какое число в ряду лишнее? Почему? (Лишнее число 47.) Остальные числа круглые.
Каждое следующее число на сколько больше предыдущего? (Каждое следующее число больше предыдущего на 10)
Продолжите ряд чисел.
Дети : 70, 80, 90, 100
- Назовите самое маленькое двузначное число? 10
- Самое большое двузначное. 99
- Какое число за ним следует при счёте? 100
Математический диктант
48:8=6
12: 12 = 1
24:8=3
56:7=8
35:5 = 7
18:9=2
36:9=4
8: 0=0
35:7=5
72:8=9
- Все эти цифры мы используем в математике. Сколько? 10
- А сколько чисел можно записать с помощью этих цифр?
- Как в зависимости от количества цифр будут называться числа?
- Если возьму одну? (однозначные)

Если возьму две? (двухзначные)

3. Постановка проблем ы
Давайте вспомним, какой первый разряд чисел мы изучали? (разряд единиц) сколько единиц в одном десятке? (10) на доске эталон 10ед.=1дес.
А если мы возьмем 10 десятков, то какое это будет число? (1 сотня) на доске эталон 10дес.=1сот.
(на слайде изображение 1)

Как вы думаете, а какое число состоит из 10 сотен? (дети затрудняются ответить)

Вы не знаете этого?
Так чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Какую вы ставите перед собой цель?
Дети: -узнать какое число состоит из 10 сотен

4. Проектирование и фиксация нового знания.
Чтобы правильно считать,
Важно у чисел разряды знать.
Тогда лёгкой будет работа –
Вычитать и прибавлять

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой счетной единицей – тысячей. Как вы думаете какая тема нашего урока? Сформулируйте название
Дети: «нумерация чисел в пределах 1000»

Давайте продолжим работу с нашей схемой 10 сот. составляют 1 тысячу. Это нужно запомнить.
(на слайде изображение 2)


Теперь мы с вами узнаем, как называются числа при счете сотнями. Прочитаем внимательно. (дети читают со слайда на экране изображение 3).

А теперь мы потренируемся.
Посмотрите на слайд (изображение 4)


1)Запиши число палочек на каждом рисунке. Проверьте свои ответы (на доске записаны правильные ответы) ¬
2) число 101 читается как сто один, прочитайте остальные числа (на доске записаны числа 902, 340, 556, 712, 742.)

Физминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
5. Первичное закрепление.
Работаем устно. Прочитайте числа на слайде: 923, 502, 181, 267, 495, 710, 1000, 326, 894.

Ребята, действия над сотнями выполняют так же, как над единицами. Чтобы убедиться в этом, выполним задание. (У доски работает ученик)

8сот.+1 сот.=
3сот.*3=
1тыс.- 1сот.=
9сот.-6сот.=
8сот.: 4=
1тыс.- 5сот.=

6. Самоконтроль и самопроверка по эталону.
Запиши числа.
- двести пять
-пятьсот восемь
-триста шестьдесят
-девятьсот тридцать один
-семьсот семь
-четыреста шесть.
Посмотрите на слайд и проверьте, все записали так? У кого ошибки?
(на слайде выведены правильные ответы: 205, 508, 360,931, 707,406.)

7. Рефлексия.
Что мы изучали сегодня на уроке?
Что нового узнали?
Вам было трудно?
Кому все понятно нарисуйте у себя на полях смайлик. Кому нужно еще поработать, поставьте знак вопроса.

8. Домашнее задание.
Запишите в дневник. Стр.36 №5, №6.

Спасибо за урок!!!

Уроки математики могут и должны быть использованы в целях формирования у детей начатков научного мировоззрения. Этому способствует укрепление связи обучения с жизнью, нужно довести до сознания детей связь математики с практикой.

Для этого необходимо, прежде всего, систематически развивать у детей самостоятельность, постепенно усиливая в процессе обучения требования к их самостоятельной работе, но, соблюдая при этом такую меру трудности, при которой предлагаемые вопросы и задания, хотя и требовали бы определенных усилий от ребенка, оставались бы посильными для него.

Основой для изучения нумерации многозначных чисел является хорошее знание нумерации чисел в пределах 1000. Выполняя конкретные упражнения, учащиеся вспоминают, как образуется число, непосредственно следующее при счете за данным, а также число, предшествующее данному при счете; повторяют образование чисел из сотен, десятков и единиц и учатся откладывать на счетах однозначные, двузначные и трехзначные числа. На этом знакомом детям материале вводится новые понятия - понятия разряда и класса. Чтобы дети быстрее запомнили новые термины, полезно вывесить в классе нумерационную таблицу и пользоваться этим пособием на всех уроках повторения.

На уроках по изучению нумерации важно использовать материал, взятый из жизни, характеризующий развитие нашей страны, достижения в завоевании космоса, интересные числовые данные о животных и растениях. С этой целью полезно организовать сбор детьми интересных числовых данных с записью их в индивидуальные или общешкольные справочники.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей изучения нумерации многозначных чисел младшими школьниками

2.1 Из опыта работы учителей по использованию многозначных чисел в обучении математике младших школьников

Изучая опыт работы учителей по журналам "Начальная школа", "Башkортостан уkытыусыhы", методических разработок, нашли много примеров по использовании многозначных чисел в обучении. Например: в журнале "Начальная школа" учительница начальных классов Оксана Вышарь из г. Кемерово дает разработку урока на тему "Числа от 21 до 100" в четвертом классе. На уроке закрепляется умение считать десятками, умение считать до 100. Фрагменты этого урока. (Приложение 1)

Тема: “Числа от 21 до 100".

Цель: закрепить умение считать десятками, продолжить формирование понятия о поместном значении цифры, закрепить умение считать в пределах 100; развивать умение анализировать, грамотную математическую речь; поддерживать интерес детей к урокам математики.

Оборудование: карточки с числами (у каждого ученика), таблица чисел.

I. Орг. момент.
II. Устный счёт. - Начнём урок с устного счёта. Первая наша игра “Найди лишнее число". Ребята, в каждом ряду из 5 последовательно записанных чисел - одно лишнее. Найдите это число и объясните, почему вы так решили. 5, 10, 15, 16,20 (16 - лишнее) 8, 11, 13, 15, 17 (8) 10, 17, 16, 15, 14 (10) 12, 15, 18, 21, 43 (43) Для следующего задания нам понадобятся ваши карточки с числами. Приготовьте их и поднимайте при ответе на вопрос. увеличить10 на 3, уменьши 10 на 3; найти сумму чисел 3 и 8; найти разность чисел 8 и 3; на сколько 8 меньше, чем 14; на сколько 14 больше, чем 10. Сравни числа: 41 и 14, 26 и 62, 43 и 43.
III. Игра. - Сейчас мы поиграем в интересную игру “Хлопки”. Мне понадобятся два помощника - один будет хлопать за десятки, а второй - за единицы в названном мною числе. Итак, будьте внимательны, а вы в классе тоже считайте внимательно. А сейчас посчитаем в прямом и обратном порядке десятками от 10 до 100 по цепочке. Молодцы, никто не сбился.
IV. Постановка цели урока - Сегодня мы продолжим изучать тему “Числа от 21 до 100”. Посмотрите на наборное полотно. Сколько выставлено квадратов? (23) Сколько десятков и единиц в этом числе? Сколько выставлено кругов? (32) Сколько десятков и единиц в этом числе? Давайте, сравним эту пару чисел 32 и 23. Чем они похожи? (одинаковые цифры) Что пишут на первом месте справа? на втором месте? Какой знак между ними поставили? Ребята, сейчас я буду называть разрядный состав чисел, а вы в свои тетради запишите числа, соответствующие этим разрядам: 2 дес.8 ед., 9 дес.9 ед., 5 ед.3 дес., 9 ед., 1 дес., 5 ед., 1 дес.8 ед. Итак, проверяем, какие числа вы записали: 28, 92, 99, 35, 19, 5, 18. Посмотрите внимательно на числа и скажите, какое из них лишнее? (5) Почему? Какие числа называются двузначными? однозначными? Подчеркните двумя чёрточками цифры, которые показывают число десятков в числах. Сколько десятков в каждом числе? Подчеркните одной чертой цифры, которые обозначают число единиц.
V. Разбор задачи - Чтение задачи с доски. Ребята заготовили для птиц 6кг рябины и 4кг семян арбуза. За зиму они скормили птицам 7 кг корма. Сколько килограммов корма осталось? О чём говорится в задаче? Какие слова мы возьмём для краткой записи условия? Что нужно найти? Можем ли мы найти сразу ответ? Что надо узнать сначала? Как нам узнать, сколько заготовили семян? Что надо для этого знать? Во сколько действий будет задача? Что мы найдём первым действием? вторым? Записываем решение и ответ.
Подведение итогов урока - Молодцы, все справились с таким трудным заданием. Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? В какие игры мы играли? Что помогло повторить нам игры? Урок окончен.

Вот так она объясняет тему. По-моему такое объяснение помогает детям понять новую тему, повышает качество знаний. Учитель уделяет большое внимание заданию "Объясните свои ответы и высказывания" и вообще развитию речи детей. Не меньше внимания уделяется поиску разных решений одного и того же задания. Дети к концу 2-го класса могут практически исчерпать все возможные варианты таких решений. Ученики достаточно свободно делают необходимые умозаключения, выводы, умеют наблюдать, анализировать и синтезировать результаты своих наблюдений. Вместе с тем необходимо отметить и некоторые недочеты. Прежде всего это стремление облегчить процесс учения при помощи подсказок, которые предлагаются при переходе к новому материалу. Это, конечно, облегчает детям понимание нового явления, но значительно снижает эффективность процесса самостоятельного поиска ответов на поставленный вопрос, лишает детей той яркой эмоциональной окраски, которая способствует овладению новым знанием. Наконец, явным отступлением от положений системы является выставление отметки. Такой способ оценки деятельности детей никогда не используется в системе, баллы выставляются только за проверочные и контрольные работы. Изучая опыт работы учителей, мы выясняли, что при изучении чисел, учителя постоянно используют наглядные пособия. Предметное преподавание способствует прочному усвоению знаний. Показ примеров и действия решения с помощью наглядных пособий запоминаются в памяти школьников. Усвоение нового материала проходит активно, без давления на ребенка.

2.2 Исследование и анализ работы учителей по изучению нумерации многозначных чисел в начальных классах

После изучения опыта работы мы решили провести исследование по данной проблеме непосредственно с учителями начальных классов. Для этого выбрали базой Яратовскую муниципальную основную общеобразовательную школу Баймакского района. Методы для исследования выбрали интервьюирование. Были включены в исследовательскую работу учителя начальных классов Саитова Ляля Салиховна и Давлетбаева Лилия Набиулловна.

Для интервью были составлены следующие вопросы:

2. Сколько лет вы работаете в школе?

3. В каком классе работаете?

математике?

5. Как вы изучаете нумерации в начальных классах?

6. Помогает ли использование наглядного пособия хорошему усвоению темы?

По ответам на вопросы мы выяснили, что в школе работают опытные учителя. Использование наглядных пособий широко применяются при изучении многозначных чисел. Включают в урок различные задачи на сообразительность, на смекалку, где используются многозначные числа. Дети быстро учатся проводить арифметические операции над числами. Использование наглядного пособия на уроках детям нравится.

Мы провели наблюдение в 4 классе Яратовской муниципальной общеобразовательной школе.

Тема урока "Многозначные числа, умножение на круглые числа", где применялись наглядные пособия.

Фрагмент урока.

Тема. "Многозначные числа, умножение на круглые числа"

Цели. Помочь детям вывести правило умножения числа на 10, 100, 1000 и т.д.; закрепить знания о нумерации многозначных чисел; развивать мыслительную деятельность учащихся; воспитывать интерес к математическим и природоведческим знаниям через игры и занимательный материал.

Оборудование. Картинки с изображением птиц; сюжетные рисунки щегла; таблица разрядов и классов многозначных чисел; таблица с логическими заданиями.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Сегодня мы познакомимся еще с одной птичкой. Послушайте сказку. (Рассказывает учитель и показывает черно-белый рисунок птицы).

1-я часть. Жила-была птичка серенького цвета. Она очень красиво пела. Однажды прилетела птичка в птичий хор. Но дирижер - дятел - не принял ее, потому что она была некрасивая. Полетела птичка на полянку, села на ветку и заплакала. Услышала о ее горе земляничка и говорит: "Я помогу тебе, если ребята сумеют объяснить, как решаются следующие примеры". На доске открывается запись.

5 х 10 = 50 3 х 100 = 300 4 х 10000 = 40000 2 х 1000 = 2000

Дети рассматривают запись примеров, сравнивают, анализируют и делают вывод.

Д. Чтобы умножить число на 10, 100, 1000 и т.д., надо к числу приписать 1, 2, 3 и более нулей.

У. А теперь откройте учебник на с.83, прочитайте правило и сравните с выводом, который получился у вас. Что вы можете сказать?