2 класс

Урок чтения во 2-м классе

Тема: А.С. Пушкин. Зимнее утро.

Цели:

1. Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро».

2. Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир; развивать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения; развивать память, мышление, воображение.

3. Воспитывать чувство красоты слова, интерес к личности поэта; вовлекать детей в состояние сопереживания поэту.

Оборудование: учебник, портрет писателя, репродукции картин о зиме, аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.

Ход урока

I. Оргмомент

Послушайте аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.

Беседа эмоционально-оценочного характера

– Что вы почувствовали в музыке? (Мы почувствовали радость и небольшую грусть одновременно. Музыка напомнила нам о красоте родной природы. )

– Какие картины вы представили себе? (Представили живописные зимние пейзажи, сугробы снега, просторные поля и уснувшие леса, освещенные холодным зимним солнцем. )

Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы будем говорить о зиме, о ее особенностях и красоте, о людях, которые посвящали ей свои произведения.

– Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом А.С. Пушкиным. Он родился в семье дворянина. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Александровны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей поэту множество замечательных русских сказок.

В 12 лет родитель определил сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 г. он был принят на государственную службу. основное время посвящал литературному творчеству.

А.С. Пушкин сразу вошел в отечественную литературу как поэт одной темы – темы России. Стихотворения Пушкина доступны читателю любого возраста, способному сознательно воспринимать поэтическое слово. Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года. Около года назад поэт познакомился со своей будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой. В мае 1829 года он сделал ей предложение и, не получив отказа, стал ожидать ответа. Мечтая о будущем счастье, он сочинил это прекрасное стихотворение.

Словарная работа

– Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, которые могут быть непонятны.

Сомкнуты негой взоры – глаза, еще не открывшиеся со сна.

Северная Аврора – утренняя заря.

Вечор – накануне вечером.

III. Первичное чтение стихотворения учителем

IV. Проверка первичного восприятия

– Что вас поразило в стихотворении? (С каким восторгом поэт описывает красоту зимнего утра. )

– Что запомнилось вам больше всего? (Запомнилось то, как поэт описывает бурю. )

V. Повторное чтение

А теперь возьмите в руки карандаши и, отмечая непонятные вам слова, прочитайте стихотворение вполголоса.

VI. Анализ содержания стихотворения

Словарная работа

– Какие слова показались вам непонятными? (Взоры, мгла, янтарный, иней. )

Взоры – взгляды.

Мгла – темнота, темное пространство.

Янтарный – желтый, золотистый цвет. Есть такой камень – янтарь, он именно такого цвета. Из этого камня делают различные украшения.

Иней – снежные украшения на веточках деревьев.

– Ребята, прочитайте, как поэт описывает зимнее утро в первой строфе?

– Какое настроение было у поэта? (Радостное, бодрое, светлое .)

– А у вас какое возникло настроение? (Скорее хочется насладиться свежестью и изяществом этого чудесного зимнего дня .)

– Как вы думаете, кого поэт называет в стихотворении красавицей? (Свою будущую жену .)

– Какие еще слова обращены здесь к ней? (Друг прелестный, звездою севера явись .)

– Прочитайте следующую строфу. Что описывает здесь поэт? (Он описывает вьюгу. )

– Как изменилось настроение поэта? (Настроение стало мрачным .)

– Какие эпитеты употреблены для описания бури? Прочитайте.(Мутном небе, тучи мрачные. )

– Найдите сравнение. (Луна, как бледное пятно… )

– Что сказано о вьюге? (Вьюга злилась. )

– Как вы думаете, по этим словам можно сказать, что поэт представляет нам вьюгу как живое существо? (Да. )

– Такое описание вьюги называется олицетворением. Оно состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются часто человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это прием особенно употребляется в поэзии.

– Что поэт говорит о красавице? Прочитайте. (И ты печальная сидела… )

– Прочитаем третью строфу. Поэт вновь возвращается к красоте зимнего утра. Найдите и прочитайте слова, с помощью которых он описывает утро. (Под голубыми небесами…, Великолепными коврами… , Прозрачный лес… т.д.)

– Прочитаем следующую строфу. Как вы понимаете выражение янтарным блеском озарена? (Освещается солнечными яркими лучами .)

– Как поэт описывает печь? (Весёлым треском трещит затопленная печь. )

– Что такое лежанка ? Почему поэту приятно думать у лежанки ? (Лежанка – это скамья рядом с печкой. Приятно думать, потому что тепло .)

– Какие мысли его посещают? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях .)

– Читаем последнюю строфу. Что хочет показать поэт своей красавице? (Поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый… )

– Как он называет ее в этой строфе? (Друг милый… )

Словесное рисование

– Прочитайте стихотворение целиком. Представьте, что вы художники. Что бы вы нарисовали в качестве иллюстрации к этому стихотворению.

Голубое небо, бесконечные заснеженные поля, окраина леса с запушенными инеем деревьями и елочками.

– Одинокую ель, рядом речку, вдалеке лес.

– Как поэт запрягает бурую лошадку, что навестить с любимой знакомые места .

– Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.)

– Посмотрите на репродукции картин великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова. В своих картинах художники смогли полно раскрыть красоту русской зимы, её изящество, пышность и свежесть.

– Ребята, подойдут ли эти картины к стихотворению «Зимнее утро»? (Да, они очень красивые, подходят под описание зимнего утра .)

VII. Подготовка к выразительному чтению

Нужно читать не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова, делать паузы .)

– Правильно. Возьмите карандаш и аккуратно подчеркните слова, которые будем выделять при чтении. Там, где будем делать паузы, поставим знак «/».

(Разбираем все стихотворение).

VIII. Итог урока

– Какие картины рассмотрели?

– Какое музыкальное произведение слушали?

IX. Домашнее задание

Конспект урока чтения во 2-м классе

Тема: Ф.И. Тютчев. Люблю грозу в начале мая.

Цели урока :

1. Познакомить с творчеством Ф.И. Тютчева, раскрыть идею и смысл стихотворения.

2. Совершенствовать навык чтения; учить находить красочные средства изображения; расширять и активизировать словарь детей.

3. Формировать личностное видение мира, прививать любовь к природе.

Оборудование : учебник «Родная речь», кн. 2, часть I; репродукция картины А.К. Саврасова «Радуга»; грамзапись П.И. Чайковского «Времена года».

Ход урока

I. Оргмомент

(Звучит грамзапись пьесы «Весна» П.И. Чайковского)

1. Беседа эмоционально-оценочного характера

– Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представили себе, пока слушали? (Мы услышали журчанье ручья, пенье птиц, шум дождя и далекие раскаты грома. Мы представили себе яркий солнечный день в лесу. Птички вьют гнезда. По полянке течет ручей. Снег почти стаял. И т.д. )

– Может быть, кто-то узнал пьесу? Это П.И. Чайковский, его музыкальная пьеса «Весна». Вы, конечно, догадывались, что я совсем не случайно поставила сегодня эту запись.

2. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года; будем учиться находить те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива наша природа.

II. Подготовка к восприятию нового произведения

1. Рассказ учителя о поэте и времени его творчества.

– Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом Федором Ивановичем Тютчевым. Жил Федор Иванович более ста лет назад. Он очень любил родную природу и воспевал ее в своих произведениях. Однако более двадцати лет Тютчев служил на чужбине. Немецкий и, главным образом, французский становятся языком его службы, его любви, его семьи. Русский же язык был, по выражению

И. Аксакова, «изъят из ежедневного общения». Поэтому «русская речь стала для Тютчева чем-то заветным, он не тратил ее по мелочам бытового общения, а берег нетронутой для своей поэзии». По-русски творилось, как оказалось, главное дело его жизни – стихи. «Стихотворения, присланные из Германии», были написаны по-русски и для России. «Я более всего любил в мире: отечество и поэзию», – говорил Тютчев.

2. Словарная работа.

– Ребята, стихотворение, которое мы будем читать сегодня, называется «Люблю грозу в начале мая». Как вы уже знаете, поэты для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны. Давайте поговорим о некоторых из них.

– Люди Древней Греции верили в богов, которые, как им казалось, жили на высоких горах. Властвовал над ними верховный бог Зевс – бог дождя, грозы и молний. Одной из дочерей Зевса, или как его называет Тютчев Зевéса, была Геба – богиня вечной юности. Она подносила богам во время пиров напиток бессмертия. Напиток наливали в кубок . А поскольку Геба – богиня юности, то и сама любила играть, веселиться, шутить и подшучивать над другими. Зевéсов орёл любимая птица бога, которая во всем ему помогала.

– Боги-люди были исполинами. Что это значит? (Это значит, что они были великанами. Огромными, могучими. )

III. Первичное чтение теста

Цель: создать целостное восприятие текста; дать образец выразительного чтения.

IV.Проверка первичного восприятия

Что вас в стихотворении удивило? (Как точно поэт описывает первую весеннюю грозу. )

– Что запомнилось больше всего? (Строчки о Гебе .)

– Теперь возьмите карандаши и, отмечая не понятные вам слова, читайте стихотворение вполголоса. (Перлы, гам, шум нагорный, кубок. ).

V. Повторное чтение

Цель: совершенствовать навык чтения: вполголоса самостоятельно, вслух по цепочке.

Словарная работа

– Какие слова вам показались непонятными?

Перлы – жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.

Гам – гул, гудение, крик птиц.

Шум нагорный – гул, шум воды в горах.

Кубок – питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности.

– Какой же кубок пролила Геба? (Огромный. Такой, что пошёл очень сильный дождь. )

– Почему кубок «громокипящий»? (Он с громом опрокинулся из рук Гебы. На земле сразу прогремел гром .)

VI. Анализ произведения

Цель: учить видеть красивое в природе; учить находить красочные средства, помогающие рисовать картины природы.

– Прочитайте, как Тютчев описывает гром в первом четверостишии. Но ведь гром – явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто это может делать? А если поэт наделяет этими качествами явления природы, что он таким образом делает? (Он одушевляет явления природы, делает их живыми существами.)

– Как грохочет гром? Найдите ответ и прочитайте.

(Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и игра,

Грохочет в небе голубом.)

– Кто может резвиться и играть? (Ребёнок. )

– Что еще необычного вы заметили в первом четверостишии? (Гром становится героем стихотворения. )

– Правильно у Тютчева гром – разумное, одушевленное, существо, такое же, как и человек.

– Что нам говорит о том, что гроза будет короткой? (Гром грохочет в небе голубом. )

– Да, когда летом бывает гроза, небо темнеет, и вокруг все становится темным. А в мае гроза бывает короткой, мимолетной, поэтому небо не успевает потемнеть. Гроза, как и гром только пробуждают свою силу.

– Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром – маленький ребенок. Какие слова об этом говорят? (Гремят раскаты молодые… )

– Что значит молодые раскаты ? (Несильные, короткие )

– Какие слова в этом куплете говорят, что гроза первая майская. (Солнце в небе светит, хотя идет гроза. )

– Какие нити золотит солнце? (Часто на веточках деревьев бывает паутина. После дождя она блестит на солнце и кажется золотой. )

– Да, нити – это золотые солнечные лучи, а перлы – жемчужины, висящие на ниточках.

Перлы – старое слово, оно и для поэта XIX века уже было старым. Попробуем заменим его другими, близкими словами? Получается что-нибудь?

(Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит.

Повисли жемчужины дождевые,

И солнце нити золотит. )

– Слово жемчужины тоже красочное, но не подходит к стихам, нарушает ритм четверостишия. А слово перлы создает целый поэтический образ, и заменить его нельзя.

– Прочитаем третье четверостишие.

– Как природа встречает весеннюю грозу? (Природа встречает весеннюю грозу с радостью.)

– Докажите. (Все вторит весело громам… Птицы повторяют раскаты грома, их повторяют лес и горы. )

– Какое слово доказывает, что дождь был все-таки сильный? (Поток. С горы бежит поток проворный. )

– Представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (Радость, хочется бегать, запускать в ручье кораблики, играть и петь. )

– Наверное, поэтому Федор Иванович в последнем четверостишии пишет о богине. Как он ее называет? (Ветряная Геба )

– Но разве ветрами повелевает Геба? Ветряная в этом случае у поэта означает легкомысленная, шаловливая. Найдите слово, которое доказывает мои слова. (Слово смеясь .)

– Прочитаем стихотворение целиком. Какой звук повторяется чаще других? (Звук [р] – гроза, гром, грохочет, резвятся, играя, нагорный, пролила. Этот звук – резкий, грохочущий, такой же, как гром. )

– Правильно. Звук [р] также еще и звонкий, он соответствует настроению стихотворения.

– На особую торжественность стихотворения, желание автора возвысить описываемое указывают слова, которые очень редко встречаются в речи и употребляются поэтом специально в этих целях. Найдите эти слова. (Это слова перлы, нагорный, Геба, Зевесова, кубок громокипящий.

– Ребята! Представьте себе, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

(Голубое небо, солнечные лучи, блестящие капли.

Яркую траву, черную землю, солнце.

Федора Ивановича Тютчева, который стоит у окна и смотрит на дождь, лужи, деревья.

Детей, которые после дождя шлепают по лужам и пускают кораблики.

Луг с цветами. Свежую мокрую травку едят маленькие телята. )

– Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж ? (Пейзаж – картина природы.)

Сейчас мы рассмотрим репродукцию картины «Радуга» замечательного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова . В картине художнику удалось поэтично раскрыть красоту омытой дождем деревни, со стоящими на пригорке избами и сараями, с выложенной по склону лесенкой, с ярко протоптанными на зеленой траве тропинками. Мы видим еда заметную фигуру женщины, возвращающейся от реки с ведрами на коромысле. Небо еще затянуто остатками туч, но уже озарено поднявшейся над пригорком радугой. Она гармонично сливается с красками всего пейзажа.

– Подумайте, может ли эта картина проиллюстрировать стихотворение Тютчева? (Может. Эта картина – яркая. На ней нарисована радуга. А радуга бывает после дождя. )

– Что в картине говорит нам о том, что дождик только что закончился? (На улице никого нет. Все спрятались от дождя. Только одна женщина идет с ведрами. Лестница очень мокрая, сырая. На небе есть еще тучки. )

– Как раскрывает красоту омытой дождем деревни художник? (Очень красиво, замечательно, великолепно, превосходно. )

– Можно ли сказать об этой картине, что она поэтична? (Да. )

VII. Подготовка к выразительному чтению

– Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Читать надо не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова. Делать паузы. И т.д. )

– Правильно. Возьмем карандаши т очень аккуратно подчеркнем слова, которые будем выделять при чтении. Там, где мы будем делать паузы, поставим знак: «/». Разберем первую строчку. Какие слова нужно выделить? (Люблю, грозу .)

– Во второй строчке? (Первый гром , чтобы подчеркнуть звук [р].)

– В третьей строчке? (Резвяся и играя , чтобы подчеркнуть, что это добрый гром.)

– В четвертой? (Грохочет. )

– Теперь расставим паузы:

Люблю грозу в начале мая /,

Когда весенний /, первый гром /,

Как бы резвяся и играя /,

Грохочет в небе голубом //.

Остальное стихотворение разберите самостоятельно.

– А теперь объявляется конкурс чтецов.

VIII. Итог урока

– С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор?

– Какую картину вы рассматривали? Кто ее написал?

– Какое музыкальное произведение слушали в начале урока?

IX. Задание на дом : выучить стихотворение наизусть.

Конспект урока чтения во 2-ом классе

Тема: К. Д. Ушинский. Утренние лучи.

Цели урока:

1. Познакомить с рассказом К. Д. Ушинского «Утренние лучи»

3. Воспитывать у детей внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее.

Оборудование:портрет К. Д. Ушинского, выставка книг, иллюстрации к рассказу, книга для чтения, конспект.

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского педагога и писателя

К. Д. Ушинского, с его рассказом «Утренние лучи».

Но вначале проведем звуковую разминку.

1. Артикуляция звуков

протáльник, кáпельник, снегогóн, водолéй, цветéнь, трáвень

3. Работа со скороговоркой:

От топота копыт пыль по полю летит.

II. Проверка домашнего задания

Дома вы читали рассказ писателя В.И. Белова «Весна». Прочитаем его.

Какие «трудовые радости» приносит крестьянину весна? Прочитайте. («В поле, в лесу, на гумне, дома, в хлеву…» )

Назовите весенние заботы крестьян. (Надо вывезти из леса последнее слово, хвою на подстилку скоту, собрать капканы. )

А что делают весной женщины? (Женщины ткут и белят холсты, вытаскивают из погреба и перебирают картошку, проветривают одежду .)

Отличаются ли хлопоты крестьян от современных хлопот современных деревенских жителей? (Да, сейчас в деревнях и селах есть различные сельскохозяйственные машины. И мужчины чинят их, готовят к работе в поле. )

Дома вы готовили пересказ текста. (Пересказывают )

III. Рассказ о писателе

(Учитель показывает портрет. )

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71) – был благородным человеком и неутомимым тружеником. Долгие годы своей жизни он работал с детьми. Константин Дмитриевич создал ценнейшие научные труды по педагогике и учебники по чтению и русскому языку для детей. Его книги назывались «Детский мир» и «Родное слово». По ним учились многие поколения людей. Многие произведения Ушинского давно стали классикой детской литературы. Посмотрите на выставку книг . Здесь представлены его рассказы и сказки для детей. Какие из них вы уже читали? (Дети отвечают, называя книги, и говорят, о чем в каждой из них говориться. )

О чем и ком написаны многие книги Ушинского? (Он писал о животных, о детях и о природе. )

Да, Ушинский советовал приучать ребенка находить занимательное в том, что его «беспрестанно и повсюду окружает». Его очерки о птицах и зверях занимательны и содержат большой познавательный материал.

IV. Первичное чтение рассказа

Откройте учебник на стр. 192. Прочитайте фамилию автора.Найдите заголовок. Прочитайте его. Назовите произведение! (К.Д. Ушинский. «Утренние лучи» )

Понравилось ли вам это произведение?

Образы каких животных вам особенно понравились? (Образы петушка и зайчика. )

V. Повторное чтение рассказа детьми и анализ содержания

Какие слова вам были непонятны? (Привольно, встрепенулся, нашест, кельи и другие. )

Выплыло – вышло, рассылать – разбрасывать лучи, привольно – свободно, встрепенулся – очнулся, обрадовался, выпорхнул – взлетел.

Нашест – это жердь, на которой сидят куры в курятнике.

Кельи – это домики для пчел или ульи.

А теперь, ответим на вопросы.

О каком времени года говорится в рассказе?(В нем говорится о весне. )

Почему ты так думаешь? (Солнышко стало будить землю, а это бывает весной. )

Как начинается рассказ? Прочитайте. (Выплыло на небо красно солнышко. )

Куда попал его первый луч? Прочитайте. (Первый луч полетел и попал в жаворонка. )

Куда попал второй луч? Прочитайте. (Второй луч попал на зайчика. )

Куда попал четвертый луч? Прочитайте. (Четвертый луч попал в улей. )

Куда попал пятый луч? Прочитайте. (В детскую кроватку. )

Какой луч я пропустила? (Третий. )

Куда он попал? Прочитайте. (В курятник. )

VI. Работа с неправильным планом

Внимательно рассмотрите план на доске. Перечитайте текст и скажите, согласны ли вы с моим планом?

Жаворонок → Улей → Заяц → Курятник → Детская кроватка

(Этот план неправильный. Последовательность должна быть такая: жаворонок, заяц, петушок, улей, детская кроватка. )

Учитель исправляет план.

Ребята, рассмотрите иллюстрации в этой книжке. У вас на партах есть такие же иллюстрации. Какую иллюстрацию вы подберете к первому пункту нашего плана? (Ко второму и т.д.) Какая иллюстрация вам понравилась больше всех? Раскрасьте ее.

А теперь прочитайте ту часть рассказа, к которой вы раскрасили иллюстрацию.

Прочитайте задание 3 на стр. 193. Это ласковые слова.

Выплыло, красное солнышко, встрепенулся, гнездышко, серебряную песенку, зайчик, травка, пчелка, окошечко, медок, постельку.

Выпишите себе в тетрадь все ласковые слова.

Проверяем. Вы называете по одному слову, если у вас есть это слово, ставим +, повторяться нельзя, можно только добавлять новые слова.

VII. Работа по иллюстрации

Посмотрите на иллюстрацию к тексту и найдите в рассказе строчки, которые подходят к ней. (Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко и запел серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе?» )

VIII. Работа над выразительным чтением

А сейчас будем готовиться к выразительному чтению этого произведения. Как же мы будем читать? Какой будет интонация? (Мы будем читать ласково, с чувством любви к каждому герою рассказа, к происходящему. )

В каком абзаце говорится о песенке?

Сколько предложений в этой песенке? (Три. )

Прочитайте выразительно 1, 2, 3, предложения песенки.

Прочитайте песенку целиком.

Как солнечный лучик подействовал на зайчика? (Ему стало весело .)

Передайте настроение зайчика при чтении.

Аналогично работают с каждой частью рассказа.

Прочитайте задание 4 на стр. 193.

IX. Работа над вопросами и заданиями для повторения

1.Объясните названия весенних месяцев. (В марте появляются первые проталинки на снегу, начинает капать капель с крыш, поэтому и называют протальником , капельником .

В апреле начинает быстро таять снег, текут многочисленные ручьи, поэтому снегогон и водолей . В лесу появляются первые весенние цветы – подснежники, поэтому апрель еще и цветень .

В мае растет первая зелененькая травка – травень. ).

2. Какие весенние приметы ты запомнил? Какие из них ты смог проверить? (Выставляется рама в окне, ручьи бегут, подснежник расцвел, звенит капель и т.д. )

3. Какие народные весенние праздники вы знаете? (8-ое марта, 7 апреля – Благовещение, 1 мая, 9 мая .)

4. Произведения каких поэтов и писателей о весне вы читали? (Произведения Тютчева, Пушкина, Солоухина, Пришвина, Ушинского и других .)

Запишите домашнее задание: стр. 193, ответить на задание № 5

X. Итог урока : С каким писателем мы сегодня познакомились? Какие учебные книги для детей он написал? Как называется рассказ, который мы сегодня читали?

3 класс

Конспект урока чтения в 3-м классе.

Тема: Ю.И. Коваль. Соловьи .

Цели: 1.Познакомить детей с творчеством Ю.И. Коваля.

2. Развивать внимательность, речь, мышление.

3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к литературе.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, конспект.

Ход урока

I . Организация начала урока

II . Проверка домашнего задания

– Ребята, давайте проверим домашнее задание. Что вам нужно было сделать дома? (Нам нужно было научиться читать выразительно текст на стр. 62. )

– Молодцы! А теперь давайте проведём с вами небольшую разминку.

1) тренировка чтения гласных звуков нараспев:

и-э-а-о-у-ы

иэ-иа-ио-иу-иы

эи-эа-эо-эу-эы

ои-оа-оэ-оу-оы

2) тренировка чтения согласных звуков:

пу-по-па-пэ-пи-пы

ту-то-та-тэ-ти-ты

ру-ро-ра-рэ-ри-ры

III . Подготовка к чтению рассказа.

– Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Юрия Иосифовича Коваля. Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.

Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал.

Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях – чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети. (Во время рассказа дети видят портрет писателя, обращаем внимание на выставку книг.)

Сегодня мы познакомимся с его произведением, которое называется «Соловьи». Послушайте.

IV . Первичное чтение, проверка восприятия рассказа

(Читает выразительно учитель.)

– Ребята, вам понравилось это произведение?

– Чем вам понравился рассказ? (В тексте описывается природа. )

– А о чём или о ком говорится в тексте? (В тексте говорится о соловьях, которые сопровождали своим пением главного героя, когда он шёл на рыбалку. )

– Кто главные герои? (Главный герой – автор. )

– Почему так назван рассказ? (Рассказ назван так, потому что в нём говорится о соловьях. )

Словарная работа.

– Ребята, при чтении рассказа вы услышали незнакомые или непонятные слова? Какие это слова? (Почин, язь, соловьиные колена, юлиная стукотня и др. )

– Запишем в словари некоторые слова и их значение:

почин – начало;

язь – рыба из семейства карповых;

Соловьи передают меня из рук в руки , т.е. один другому. Прошёл автор мимо одного соловья, запел другой. И так всю дорогу к озеру.

приозёрный – то есть соловей, который живёт при озере или другими словами – рядом с озером.

V . Повторное чтение рассказа детьми по частям. Анализ содержания

Прочитаем первую часть рассказа.

– Что значит утренний клёв? (Утром рыба ловится лучше. Днём, в жару рыба клевать уже не будет. )

– Что слышит Ю.И. по пути к озеру? (Он слышит, как поют в лесу соловьи. )

– Прочитайте, какими словами писатель передаёт пение соловьёв. –

«Пуль, пуль, пуль, пуль!»

«Клы, клы, клы, клы, клы!»

«Плен, плен, плен, плен!»

– А вам когда-нибудь доводилось слышать соловья или пение другой птички? Если да, то расскажите где и когда. (Мне доводилось слышать пение соловья летом у бабушки в деревне. А я слышал пение птички в парке. )

– Похоже описывает пение соловья писатель? (Да .)

– Что вам подсказывает в самом тексте, что надо читать звукоподражание быстро? (Восклицательные знаки.)

Физкультминутка.

Прочитаем вторую часть рассказа.

– Как автор описывает пение соловья, который спрятался в середине ольхи? Прочитайте. («… и летят мне вдогонку соловьиные колена и кольца: пульканье, клыканье, пленьканье, дробь, раскат, колокольца, летний громок, и юлиная стукотня». )

– Как вы понимаете эти строчки? (Писатель пытается передать соловьиную песню .)

– Есть ли такие слова как пульканье, клыканье, пленьканье? (Нет, их придумал автор, чтобы описать соловьиную трель. )

– Да, а выражение «соловьиные колена и кольца» означает переливы, которые издаёт соловей. «Дробь, раскат, колокольца» тоже можно услышать в пении соловья. Как вы это понимаете? (Песенка соловья звучит иногда как дробь и как раскат, т.е. звуки как бы посыпались, раскатились.)

– С чем ещё сравнил писатель соловьиную трель? (С летним громком и юлиной стукотнёй. )

– Почему Ю.И. употребил именно эти слова? (Наверное он хотел показать, что иногда в пении соловья слышится небольшой гром, писатель сказал очен ь точно – громок . И что-то стучит, как юла, когда она кружится и падает. )

– Как вы думаете, Ю.И. восхищается пением соловьёв? Какие строчки показывают это? Прочитайте. «Да что же это – голова крýгом! Впереди – пульканье, сзади – клыканье!» И т.д.

– Если бы герой не бежал бы всё время, а просто стоял в лесу и слушал соловьёв, впечатление изменилось бы? А почему? (Впечатление изменилось бы. Если главный герой шёл бы медленно, то можно было бы уловить все звуки. А так, возможно, он не услышал всех звуков .)

Прочитаем третью часть рассказа.

– В каком месяце происходит действие рассказа? Найдите в тексте предложение, которое может подсказать это? («А черёмуха цветёт, осыпается на чёрную дорогу… » Черёмуха цветёт в середине мая. )

– Посмотри, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой? (В каждой паре слова отличаются одной буквой:

п улькает-б улькает,

клы кает-кло кает,

пле нькает-пли нькает. )

– Как ты думаешь, зачем писатель пользуется такими парами? (Чтобы лучше передать разнообразные звуки, которые издают при пении соловьи. )

– О каких бусах идёт речь в рассказе? (Это новое сравнение, которое придумал автор, чтобы описать соловьиную трель. Она прозвучала так, как будто по поверхности озера рассыпались бусы. )

– Что тебе лучше помогает представить пение соловья: звукоподражание, которое придумал писатель, или образ рассыпавшихся по поверхности озера бус? (Оба приёма, и звукоподражание, и рассыпавшиеся бусы. )

– Да, и это впечатление усиливает глагол «ошпарит», так как обычно ошпарить можно чем-то горячим. А здесь глагол употребляется, чтобы подчеркнуть силу воздействия соловьиной трели на писателя.

– Удалась ли рыбалка? (Да, писателю попался большой лещ. )

– Почему вы решили, что лещ – большой? (Ю.И. называет его лещище. )

VI . Работа над выразительным чтением рассказа

Прочитаем рассказ ещё раз выразительно. Как вы будете читать звуки, которые издаёт соловей? (Быстро, звонко и певуче. )

VII . Обобщающая беседа

Как вы думаете, любит ли Ю.И. Коваль природу? (Да, он любит природу и бережно к ней относится. )

– Что навело вас на такие мысли? (Поэтический рассказ, который мы прочитали. )

– Какое сравнение вам понравилось больше всего?

VIII . Домашнее задание

IX . Итог урока

– Скажите, с рассказом какого писателя мы сегодня познакомились?

Конспект урока чтения в 3-ем классе

Тема: Л.Н. Толстой. Акула.

Цели урока:

1. Познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Акула». Учить детей понимать внутренний мир героев.

2. Развивать навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения с помощью разнообразных приемов. Учить детей делить текст на части, составлять план, готовиться к пересказу.

3. Воспитывать у детей мужество, отвагу, умение находить выход в сложных ситуациях.

Оборудование:портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, изображение усадьбы в Ясной Поляне, книга для чтения, конспект, презентация на компьютере (карды из диафильма).

Ход урока

I. Оргмомент

II. Звуковая разминка

1. Артикуляция звуков

а-у, а-о, ы-и, э-а,; аоуиэ; аиуоэ; ауиоыэ

3. Работа со скороговоркой:

Проворонила ворона воронёнка.

– О чём говорится в скороговорке? Какие звуки повторяются?

– Произнесите медленно, затем быстрее.

III. Проверка домашнего задания

IV. Подготовка к восприятию рассказа «Акула»

Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал много разных произведений для взрослых и детей. Свои сочинения он по несколько раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтобы сделать их хорошими. Лев Николаевич любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен, уважать можно только такого человека, который трудится всю жизнь.

Очень долго Толстой жил в своём имении в Ясной Поляне. (Показать иллюстрацию .) Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич устроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые он написал сам. Он проводил с детьми много времени: зимой катался с ними на санках, лыжах и коньках, летом ходил с ребятами в лес.

Для детей Лев Николаевич писал увлекательные рассказы о животных, о различных случаях из жизни, басни и сказки. (Выставка книг .)

V. Чтение рассказа учителем и проверка первичного восприятия

1. Расскажите, что вы пережили во время чтения рассказа. (Тревогу, беспокойство, волнение, переходящее в страх. А в конце рассказа – радость и облегчение. )

2. Кто является главным героем рассказа? (Артиллерист. )

VI. Повторное чтение рассказа по цепочке

VII. Анализ содержания рассказа и словарная работа

1. Где происходили события, описанные в рассказе? (У берегов Африки. )

2. Какая была в тот день погода? Прочитайте.

3. Каким образом мальчикам устроили купальню в море? (В парусе, который матросы спустили в воду и привязали. )

Якорь – металлический крюк, на котором судно, вцепившись в дно, стоит и держится на месте.

Палуба – открытое верхнее помещение на судне.

Парус – кусок грубой толстой ткани, растягиваемый на судах для движения их ветром. (Показать на картинке)

4. Что делали мальчики? Прочитайте.

5. Какая опасность угрожала им? (В море появилась акула. )

6. Почему они её не замечали? (Они плавали наперегонки, увлеклись и ничего не замечали вокруг. )

7. Как вёл себя отец одного мальчика, старый артиллерист, когда акулы ещё не было? Прочитайте.

Акула – морское хищное животное. Как автор называет ещё акулу? (Морское чудовище .)

Артиллерист – военный, стреляющий из пушки.

8. Что сделал артиллерист, когда услышал крик об опасности? Как он выглядел? Прочитайте.

9. Что сделали матросы, чтобы спасти мальчиков? Удачна ли была их попытка? (Матросы спустили лодку и понеслись к мальчикам, но акула была ближе к ребятам)

10. Как отреагировали мальчики, увидев рядом с собой акулу? (Они пронзительно завизжали и поплыли в разные стороны. )

11. Как вы понимаете слова «пронзительный визг», какими словами их можно заменить? (Громкий, резкий крик .)

12. Почему в данной ситуации слова «пронзительный визг» больше подходят? (Они отражают ужас, который охватил мальчиков, а громко кричать можно в любой другой обстановке. )

13. Как подействовал пронзительный визг мальчиков на старого артиллериста? Прочитайте.

Хобот – рычаг, служащий для поворота пушки.

14. Почему артиллерист упал после выстрела? Как вы думаете, что он чувствовал? (Он испугался, что попал в мальчиков. )

Как вы поняли выражение дым застлал глаза ? (Из-за дыма ничего не было видно. )

16. Что значит: колыхалось , каким словом можно заменить? (Качалось. )

VIII. Повторное чтение рассказа и деление его на части. Составление кадров для диафильма.

Прочитайте рассказ ещё раз про себя и скажите, на сколько частей можно его разделить. (На три части. )

Какими словами заканчивается первая часть? («… Не выдавай! Понатужься!» )

Что говорится в ней, как её можно озаглавить? (Купание в море. )

Какие кадры для диафильма нарисуете к этой части?

1. Корабль стоит у берегов Африки в ясный солнечный день.

2. Капитан, стоящий на палубе, командует: «Купаться!»

3. Матросы спускают в воду парус.

4. Старый артиллерист кричит что-то сыну с палубы.

Какими словами заканчивается 2-ая часть? (… и мальчики поплыли в разные стороны. )

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Найдите и прочитайте в рассказе отрывок, подходящий к этой иллюстрации.

Как можно озаглавить эту часть? (Появление акулы. )

Как можно озаглавить третью часть текста? (Спасение мальчиков. )

(План записывается на доске.)

IX. Обобщающая беседа

Толстого интересует внутренний мир человека в опасные, страшные, трагические моменты жизни. Как много пережил старый артиллерист за короткое купание мальчиков!

1. Опишите, что он чувствовал в момент опасности? (Вначале он оцепенел от ужаса, затем опомнился и действовал решительно, смело и находчиво. )

2. Как мы охарактеризуем артиллериста? (Это сильный, смелый человек, крепко любящий своего сына. )

3. Какие слова в тексте указывают на то, что автор был сам участником событий? (Наш корабль…, на корабле с нами…, мы все… )

4. Что ещё можно сказать о рассказе Толстого? (Он пишет так, что волнение, тревога, страх, радость передаются читателю. )

5. Можно ли рассказ представить как фильм? (Да, здесь есть действие, быстрая смена событий. )

6. Чем запомнится рассказ надолго? (Тем, что в страшную минуту находчивость, сила любви и решительность артиллериста спасают мальчиков. )

X. Отработка выразительного чтения 3-ей части

Просмотрите 3-ю часть и приготовьтесь к выразительному чтению.

XI. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение всего рассказа. Составить (или нарисовать кадры диафильма ко 2-ой части)

XII. Итог урока

Что узнали о писателе?

Конспект урока для 3-го класса

Тема: И.А. Крылов. Ворона и Лисица.

1. Познакомить с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

2. Развивать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения, навыки анализа басни, мышление, связную речь.

3. Воспитывать стремление к правде, неприятие лести, чувство товарищества.

Оборудование: портрет писателя, материал для викторины, иллюстрации к басне, учебник.

Ход урока

I . Оргмомент

II . Подготовительная работа.

Введение слов, затрудняющих понимание басни

2) Беседа о повадках животных – действующих лицах басни.

3) Викторина по материалу прочитанных басен.

Учитель раздает заранее подготовленные карточки

На одних написано название басни, на других – крылатые выражения.

Викторина

«Когда в товарищах согласья нет,на лад их дело не пойдет»

Лебедь, Щука и Рак. «А воз и нынче там»

Чиж и голубь «Вперед чужой беде не смейся, Голубок»

«сильнее Кошки зверя нет»

Мышь и крыса «совсем без драки

могу попасть в большие забияки»

«Ай, Моська! Знать она сильна,

Слон и Моська что лает на Слона»

«Это зло не так большой руки»

«а проку на волос нет в них»

Мартышка и очки «как ни полезна вещь – цены не зная

ей, невежда про нее свой толк

все к худу клонит»

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться»

II . Чтение басни учителем при закрытых книгах (можно фонохрестоматию)

III . Проверка восприятия

  1. Что особенно понравилось в басне?
  2. Кто же действующие лица?
  3. О каком маленьком событии рассказывается?

IV . Чтение басни учащимися про себя или сильными учащимися вслух с заданием: поделить басню на три части.

V . Анализ конкретного содержания басни

1)Уточнение структуры и композиции басни.

  1. Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой действия? Прочитайте. Бог послал – случайно где-то достала.
  2. Когда действие достигло своего наивысшего развития? Прочитайте.
  3. Что же является основным в развитии действия? (Льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны кружилась голова. )
  4. Докажите, что лесть Лисицы всё больше и больше возрастала, а Ворона всё больше и больше поддавалась льстивой похвале.

2) Выяснение мотивов действующих лиц, их характерных черт.

  1. Почему Лисица так хвалит Ворону?(Она хочет, чтобы Ворона забылась и заговорила с ней. Тогда сыр упадёт на землю . )
  2. Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такова? Прочитайте.
  3. На ель ворона взгромоздясь… Взгромоздиться – с трудом взобраться на что-либо. Следовательно, Ворона неуклюжа, неповоротлива, медлительна.
  4. Прочитаем строчки о Вороне. Покажите голосом, что автор изображает её с иронией, насмешкой.
  5. Как Крылов описывает появление Лисы? Прочитайте. Что значит пленил ? (очаровал)
  6. Что решила сделать Лисица, увидев Ворону с сыром?
  7. Как она решила добиться, чтобы сыр оказался у неё? (Лестью .)
  8. С чего она начала? Прочитайте, как она к дереву подходит?
  9. Как автор называет Лисицу? (Плутовка. ) Что он хочет этим сказать? (Что она хитрая и обманщица )
  10. Как она заговорила с Вороной? (Сладко, чуть дыша .)
  11. Прочитайте «сладкие», хвалебные речи Лисицы. Что значит ангельский? (Нежный, приятный. )
  1. А как восприняла хвалебные речи Лисицы Ворона? (Вещуньина с похвал вскружилась голова… ) Что значит вещуньина? Вещунья – приносящая вести; прозвище Вороны. Что значит «вскружилась голова»? (Ворона утратила способность здраво рассуждать. ) Что значит от радости в зобу дыханье спёрло? (Перехватило дыханье. )

3) Установление главной мысли конкретного содержания басни.

  1. Какой вы представляете себе Лисицу, читая басню? (Она хитрая, умная, знает, как добиться своего. )
  2. Какова Ворона? (Она глупа, доверчива, любит лесть )
  3. Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лисица умеет льстить )
  4. Какова основная мысль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью .)
  5. Кого осуждает Крылов в басне? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть. )

VI . Раскрытие аллегории. VII . Анализ морали и аналогия с жизнью

  1. Бывает ли так у людей?
  2. Прочитайте первые четыре строчки басни. Как понимаете смысл выражения «уж столько раз твердили миру»? (Много раз повторяли людям одно и то же. )
  3. Замените другими словами «лесть гнусна» (Незаслуженная похвала отвратительна ).
  4. Что значит «да только всё не впрок» (Всё бесполезно ).
  5. Что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок» (Льстивый человек всегда сумеет привлечь на свою сторону другого человека. )
  6. Как говорит об этом автор? (С сожалением, с горечью. )
  7. Передайте смысл первых четырех строк своими словами.
  8. А теперь сравните, как об этом сказал автор?
  9. Как же мы относимся к таким людям, которые лицемерием, угодничеством, подхалимством добиваются корыстных целей?
  10. Потеряла ли басня значение в наше время?
  11. Чему учит басня? (Быть правдивым. )

VIII . Повторное чтение басни и работа над выразительностью

  1. Как прочитать первые строчки, слова автора? Вспомните, как он об этомговорит? (Убедительно, не спеша, с сожалением, с горечью. )
  2. Вспомните, какой изображена Ворона. Прочитаем о ней ироническим тоном, в замедленном темпе.
  3. Далее темп убыстряется. Покажем голосом чтение хвалебных речей Лисицы. Она говорит одно, а думает другое.
  4. Как Ворона воспринимает речи Лисицы, темп опять замедлить.
  5. Как читать последнюю строчку? Показать голосом рубленное чтение с паузами.

IX . Чтение басни по ролям.

X . Домашнее задание: Учить басню наизусть, составить диафильм (графическое рисование).

XI . Итог урока: Какую басню Крылова читали?

Конспект урока чтения в 3-м классе

Тема: Г. Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.

Цели и задачи:

  1. Познакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
  2. Развивать правильность, беглость, выразительность и сознательность чтения; развивать речь и мышление.
  3. Воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, вещам.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг Андерсена, кроссворд, учебник.

Ход урока

I . Оргмомент

II . Речевая разминка

  1. Прочитайте хором цепочки слов:

Козы – косы, ветер – вечер, трава – травы, вбежал – взбежал.

Вслух – глух – слух; вьют – вьюн – вьюга.

Есть – ест, угол – уголь, галка – галька, полка – полька.

  1. Произнесите чистоговорку хором и по одному.

Сова советует сове,

Спи соседка на софе.

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится.

3. Читаем хором наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

III . Постановка целей урока

– Прочитайте слова на доске. Какое слово в ряде слов лишнее? Почему?

Зачин, присказка, волшебные предметы, рифма , троекратный повтор. (Слово рифма, так как оно относится к поэзии, а не к сказк е.)

Пушкин, Ершов, Барто , Линдгрен, Перро. (Слово Барто , так как остальные – имена писателей-сказочников, а Барто писала стихи .)

Дюймовочка, Русалочка, Герда, Василиса Прекрасная , Элиза. (Василиса Прекрасная , так как остальные слова – имена героев сказок Андерсена .)

– Какие слова остались? Что их объединяет? (Эти слова относятся к сказкам. )

– Из сказок какого писателя сказочные герои в последней строке? (Ханса Кристиана Андерсена.)

IV . Подготовка к чтению сказки

1. Рассказ учителя. (Вывешивается портрет писателя.)

Х.К. Андерсен родился в городе Оденсе в Дании. Он жил в бедной семье, мать его была прачкой, отец – сапожником.

В детстве он слышал истории и сказки отца и старушек-соседок. Андерсен по-своему переделывал эти сказки, придумывал новые необычайные приключения героям сказок и … рассказывал свои сказки старому коту по имени Карл.

В 14 лет, после смерти отца, он уезжает в Копенгаген. Андерсен работал, чтобы свести концы с концами, но сочинять продолжал. И его юношеские сказки уже публикуются в печати.

У Андерсена не было семьи, поэтому он много путешествовал в разные страны. Он знакомится с замечательными художниками, писателями, композиторами. Всё это накладывает отпечаток на его творчество. Как и другие сказочники, он брал многие сюжеты для своих сказок из народных, но его фантазия любую обыкновенную вещь в сказке делала волшебной, удивительной.

Сказки писателя сделали его любимцем народа ещё при жизни. По сюжетам его сказок ставятся спектакли, снимаются художественные и мультипликационные фильмы.

В честь его дня рождения – 2 апреля – проводится Международный день детской книги, где присуждается Международная Золотая медаль Х.К. Андерсена лучшему современному автору раз в два года.

V . Чтение сказки и анализ содержания. Словарная работа

– Дома вы уже познакомились со сказкой «Стойкий оловянный солдатик».

– Скажите, как вы понимаете слово стойкий ? (Непоколебимый, упорный, твёрдый .)

– В каком значении, по-вашему, употреблено слово в заглавии? (Непоколебимый. )

– Перечитайте молча первую часть сказки и приготовьтесь к пересказу.

– Что такое батист ? (Тонкий, прозрачный материал. )

Розетка ? (Брошка. )

Табакерка ?(Коробочка для табака. )

– Перескажите эту часть.

– Читаем 2-ю часть сказки по цепочке.

– Что делали ночью игрушки? (Они играли в гости, в войну и в бал. )

– Кто сидел в табакерке? (Маленький, чёрный тролль. )

– Кто такой тролль ? (Злой волшебник. )

– Почему он стал угрожать солдатику? (Солдатик не сводил глаз с танцовщицы, а троллю это не понравилось. )

– Что случилось утром? (Солдатик упал с окна третьего этажа. )

– Как вы понимаете выражение с маху врезался ? (Упал со всей силы, больно ударился. )

– Каким мы видим теперь солдатика? (Сильным, отважным, терпеливым. )

– Прочитайте 3-ю часть сказки молча.

– Ребята, в этой части нам встретилось слово пошлина . Крыса кричала, что солдатик не внёс пошлины, не показал паспорта. Пошлина – это денежная сумма, которую надо заплатить, чтобы проехать через границу в чужую страну. А солдатик попал во владения крысы, т.е. в чужие владения.

– Какая главная мысль этой части? (Несмотря на все неприятности, солдатик не был сломлен. Он не испугался крысы и не струсил, когда вода из канавки устремилась в большой канал .)

– Как можно озаглавить эту часть? (Шутки гадкого тролля. Встреча с крысой. Приключения солдатика на бумажной лодке. )

– Читаем выразительно 4-ю часть . Что случилось с солдатиком? (Его проглотила большая рыба. )

– Как держался солдатик внутри её брюха? (Он был стойким. )

– Работаем с 5-й частью . Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печке?

– Что осталось от танцовщицы и от солдатика? Прочитайте.

– Грустная или весёлая эта сказка? (Грустная. )

VI . Обобщающая беседа

Ребята, почему Андерсен называет своего героя – оловянного солдатика – «замечательным путешественником»? (Солдатик побывал в настоящем плавании на своей бумажной лодочке, преодолел все опасности и вернулся домой живой и невредимый .)

– Оловянный солдатик – это игрушка, но Андерсен оживляет его и наделяет душой, мыслями, характером. Расскажите, каким был оловянный солдатик. Почему его назвали стойким?

– Рассказывают, что однажды шел Г.Х. Андерсен по улице. Маленький мальчик сидел у дома. Когда он увидел любимого сказочника, то подарил ему оловянного солдатика. Утверждают, что так и родилась эта сказка.

– Обратите внимание на заглавие сказки. Какие два значения имеет слово стойкий ? В этой сказке есть двойной смысл. Первый понятен читателям сразу: стойкость – умение уверенно стоять на одной ноге. Второй – это сила духа солдатика.

VII . Итог урока

– Какую сказку читали на уроке? Что нового узнали об Андерсене?

Конспект урока в 3-м классе

В. Высоцкий. Песня Кэрролла.

1. Познакомить детей с творчеством В. Высоцкого.

2. Развивать творческие способности детей с помощью инсценирования «Сказки про козла» С. Маршака, навыки правильного, выразительного и сознательного чтения

3. Воспитывать любовь к чтению литературных произведений различных жанров.

Оборудование: портрет Высоцкого, учебник, костюмы для инсценировки.

Ход урока

I . Оргмомент

II . Речевая разминка

1. Прочитаем цепочки слов:

вода – водный – водяной;

чистота – частота; девушка – дедушка; булка – белка.

Прочитаем «пирамидку»:

Бури

Ветры

Ураганы

Разыграйся

Заморозить

Выхолаживая

2. Разучим новую чистоговорку:

Захар сахар запасал.

Закрома им заполнял.

Захаровы закрома,

Засахарены сполна.

3.Прочитаем стихотворение И.З. Сурикова «Зима»

III . Инсценировка «Сказки про козла» С. Маршака. 1-ое действие.

(Сценку повторяем с разными исполнителями несколько раз.)

IV . Подготовка к восприятию стихотворения

– Откройте учебники на стр. 62.

– С чем мы будем работать сегодня? (Со стихотворением. )

– Что вы знаете о нём? (Он был актёром кино и театра, писал замечательные песни и сам их исполнял .)

Рассказ учителя о В. Высоцком

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года. Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, Чкаловской (ныне – Оренбургской ) области. Через два года после возвращения в Москву Володя пошёл в первый класс. Некоторое время он жил с отцом в Германии, где учился играть на фортепьяно. (Но исполнял Высоцкий свои песни всегда под гитару.)

Предмет
Тема урока
Предметные
Обучающиеся смогут ориентироваться
нравственном
осознавать сущность поведения героев.
Цель урока:
в
прочитанного,
содержании

Задачи:
Тип урока:
Технология:
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Литературное чтение 2 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Литературное чтение
Класс: 2 класс
Д.Н.Мамин­Сибиряк «Сказка про храброго зайца ».
Планируемые образовательные результаты
Метапредметные
Обучающиеся смогут планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей
Личностные
формирование положительных качеств
Создание условий для составления словесного портрета литературного героя.


Развивать умение анализировать текст.
Вырабатывать навыки выразительного чтения
 Понимать поступки героев, их эмоциональное состояние
 Прививать любовь к природе, к животным.
Урок закрепления знаний и способов действий.
деятельностного метода
1)Презентация. Здоровье сберегающая технология: 2) профилактика для глаз; 3) физминутка.
Основные
этапы
организации
учебной
деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Содержание педагогического взаимодействия
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Предметная
Познавательная
Коммуника
Регулятивная
тивная

I.Организаци
я класса,
эмоциональн
ый настрой
на урок
Цель: создать
на уроке
рабочую,
психологическ
и комфортную
обстановку.
II. Постановка
учебных задач
Слайд 1.
Слайд 2.
Настрой учащихся:
В мире много
интересного,
Но пока нам неизвестного,
Будем думать и читать
И о многом узнавать.
­Какие задачи поставим на
урок?
Хоровое чтение:
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Поудобнее садитесь,
Потрудитесь,не ленитесь.
Постарайтесь всё понять­
Выразительно читать.
Предполагать на
основе на основе
предыдущего опыта
задачи на урок.
Пытаются
решить задачу
известным
способом.
Слушают
собеседника.
Высказывают
свое мнение.
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу.
Дети формулируют
задачи на урок и пути
их решения.
Выразительное
чтение.
Чтение по ролям.
Пересказ.
Комикс.
Дети формулируют
новую задачу на
уроке.
В произведении
говорится о
хвастовстве.
Фиксируют
проблему.
III.Вхожден
ие в тему
урока и
создание
условий
для
осознанног
о
восприятия
нового
материала
Актуализаци
я опорных
знаний
(Подготовка
к активной
Проверка
домашнего
задания.
Оценивание
(самооценка и
взаимооценка)
Создание
Проблемной
ситуации.
Фиксация новой
учебной задачи.
Слайд 3.
Организовывает погружение
в проблему, создает ситуацию
разрыва.
­ Сейчас я предлагаю вам
послушать притчу. Притча
называется «Два петуха».
Два петуха затеяли драку.
Побежденный спрятался в
укромном местечке, а
победитель взлетел на
высокую крышу и
закукарекал во все горло,
ивная
Принимают и
сохраняют
учебную цель
и задачу.
Слушают
учителя.
Строят
понятные
для
собеседника
высказывания
.

познавательн
ой
деятельности
IV. Совместное
исследование
проблемы.
Поиск решения
учебной задачи.
хвастаясь своей победой.
Гордеца заметил орел. Он
камнем упал на крышу,
ударил петуха крылом,
схватил его и унес.
*О чем эта притча, о каком
качестве характера?
*Почему я вам прочитала эту
притчу?
* Это положительное или
отрицательное качество?
*Хвастун и правду скажет ­ ему
никто не поверит.
* А в жизни вам приходилось с
ним встречаться?
­ Итак, о чем будем читать на
уроке?
Организовывает устный
коллективный анализ учебной
задачи. Фиксирует
выдвинутые учениками
гипотезы, организует их
обсуждение.
­А храбрые люди
хвастаются?
­Почему мы сегодня говорим об
этом?
Значит, нам не понятно, был ли
заяц действительно храбрым.
­ Можем мы сейчас ответить на
Ответы уч­ся.
Примеры хвастовства
из одноклассников.
Обсуждать с
друзьями проблему,
соотносить
содержание сказки и
заголовок.
Анализируют,
доказывают,
аргументируют
свою точку
зрения
­Нет.
Осознанно
строят
речевые
высказывания
,
рефлексия
своих
действий
Исследуют условия учебной
обсуждают
задачи,

предметные
способы
решения

Сказка называется
"Сказка про
Храброго Зайца ­

этот вопрос?
­ Предложите мне цель нашего
урока.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Длинные Уши,
Косые Глаза,
Короткий Хвост", а
заяц много
хвастает.
Организует учебное
взаимодействие учеников и
следующее обсуждение
составленных моделей.
Участвовать в
диалоге,
договариваться друг
с другом.
V.
Моделировани
е
Фиксация в
модели
существенных
отношений
изучаемого
объекта.
VI.
Конструирован
ие нового
способа
действия.
Построение
ориентированно
й основы нового
способа
действия.
­ А как это сделать? Как узнать
храбрый заяц или нет?
Предложите алгоритм.
Слайд 7.
Но сначала я предлагаю
вспомнить значение слов,
которые помогут нам понять
поведение зайца.
Слайд 8.
Организует учебное
исследование для выделения
понятия.
Слайд 9.Прфилактика
для глаз.
Слайд 10
Слайд 11.Алгоритм.
Слайд 12.Таблица.
Работа с таблицей
Я предлагаю вам оценить
Фиксируют
графические
модели и
буквенной форме
выделенные
связи и
отношения.
Понаблюдать за
поведением зайца,
сравнить и сделать
вывод.
Воспринима
ют ответы
обучающихся
Осуществляют
самоконтроль. Принимают и
сохраняют учебную цель и
задачу.
Словарная
работа парная.
Участвуют в
обсуждении
содержания
материала.
Осуществляют самоконтроль.
Принимают и сохраняют
учебную цель и задачу.
­ Выяснить, можно ли
назвать зайца
храбрым?
Читать текст
осознанно, правильно,
целыми словами,
замедлять и
увеличивать темп
чтения.
Проводят
коллективное
исследование,
формируют
понятие.
Чтение цепочкой.
Давать
характеристику
героев.
Инсценирование

(*возможно по
времени)
поведение зайца в ходе
развития событий. На прошлом
уроке мы составили план
сказки. По этому плану мы и
поработаем.
Вопрос: Можно ли зайца назвать
храбрым?
оценка
1. Детство в
лесу.
2. Надоело
бояться!
3. Встреча с
волком.
4. Несчастный
5. Благодарность
Зайчик.
зайцев.
6. «Храбрый»
Заяц
трусость
храбрость
­ Каким изобразил автор зайца в
начале сказки?
­ О каком качестве говорит нам
этот отрывок?
­ Что произошло потом?
­ Что он для этого стал делать?
Давайте посмотрим, как это
было.
­ Почему над ним все смеялись?
­ Что произошло дальше?

Выразительное
чтение
Выразительное
чтение
Заяц решил
измениться
Инсценирование
отрывка
Заяц сочиняет,что
говорить дальше.
кубарем
покатился,
задал стрекача,
готов выскочить
из собственной
кожи, замертво

­ А над храбрецами смеются?
свалился
­Что могли подумать другие
зайцы, ведь они продолжали
смеяться?
­ Какими словами,
обозначающими действие, автор
описывает дальнейшее развитие
событий?
­ О чем вам это говорит?
­ Что произошло с остальными
зайцами?
­ Что они думали о зайце?
­ А волк что думал о нем?
­ Прочитайте встречу зайцев.
Что скажете о зайце?
VII. Переход к
этапу решения
частных задач.
Первичный
контроль за
правильностью
выполнения
способа
действия.
Слайд
13.Характеристика
героев. Мимика.
Слайд 14.
Слайд 15.
Диагностическая работа,
оценивает выполнение каждой
операции.
Что ж, будем делать вывод.
­ Какая цель урока была?
­ Как мы к ней шли?
­ Можем ли мы теперь ответить
на вопрос урока?
Заяц очень испугался.
Выразительное
чтение
Называть главную
мысль сказки,
сравнивать свои
ответы с ответами
одноклассников и
оценивать свое и
чужое высказывание
по поводу
художественного
произведения.
Осуществляют
выполнение
каждой операции.
Учатся
формулироват
ь собственное
мнение и
позицию.
Повторение цели
урока.
Повторение
алгоритма.
Да, можем.
С иронией, чтобы
читатели
задумались

­ Почему его так назвал автор?
­ А для кого автор написал
сказку? Почему?
­ А можно ли человеку стать
смелым?
Организует коррекционную
работу, самостоятельную
работу.
Творческая работа.
Предлагаю дать совет человеку,
который хочет быть храбрым.
(Одна группа – что для этого
нужно делать, 2 – группа – что
не надо делать)
Диагностическая работа.
Прослушивание и оценивание
творческих работ.
Аплодисменты.
Слайд 16.
­ Что было интересно?
­ Что рассмешило?
­ Кого вы сегодня могли бы
похвалить за работу на уроке?
Пожмите ему руку.
Слайд 17.
Физмимнутка
(по времени)
«Весёлая зарядка»
Коррекция
отработки
способа.
VIII.
Применение
общего способа
действия для
решения
частных задач.
X.Домашнее
задание.
IX. Контроль
на этапе
окончания
учебной темы.
­Выбрать
понравившийся
фрагмент сказки
и подготовить
выразительное
чтение
­Подготовить
пересказ
­*На Вн. Чт.
Прочитать
другую,
характеризующу
ю зайца сказку.
Применяют новые
знания.
Конструирование
монологического
высказывания
:формулировать
главную мысль,
отбирать
доказательства.
Самостоятельная
работа.
Выполняют
работу,
анализируют,
контролируют и
оценивают
результат.
Сравнивать свои
ответы с ответами
одноклассников и
оценивать свое и
чужое
высказывание по
поводу
художественного
произведения.
Самопроверка. Отрабатывают
способ в целом.
Строят
рассуждения,
понятные для
собеседника.
Умеют
использовать
речь
регуляции
своего
действия.
для

Рефлексия
своих
действий
Осуществляют пошаговый
контроль по результату.

УМК Л. Ф. Климановой

Тема: Люблю природу русскую. Осень

Цели : познакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки.

Оборудование: видео- или фотоматериалы, репродукции картин на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой.

Кончается лето

Кончается лето,

кончается лето,

И солнце не светит,

а прячется где-то.

И дождь-первоклассник,

робея немножко,

В косую линейку

линует окошко.

— Понравилось вам стихотворение?

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с удивлением, восхищением).

III. Введение в тему урока

— Какое время года наступает после лета?

— Какое время года вам больше всего нравится?

— Расшифруйте, что здесь написано.

ЬНЕСО. ЮУКССУР УДОРИРП ЮЛБЮЛ

(Люблю природу русскую. Осень.)

— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Прочитайте на с. 65, с чем мы познакомимся.

— Чему мы должны научиться?

— Чему мы будем учиться?

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)

— Проверим наши предположения. Прочитаем авторскую статью на с. 66. (Читают ученики.)

— Какие высказывания встретились вам в тексте? Прочитайте.

— Что вы узнали об Александре Сергеевиче Пушкине? Осень — излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть.

В фольклоре много упоминаний об осени - после сбора урожая у крестьян появлялось свободное время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей. Немало об осени и примет, большая часть которых пытается предсказать холодность зимы и засушливость будущей весны. Эти, безусловно, очень важные для людей вещи зачастую укладывались в довольно шутливые формы. Мы познакомимся с загадками после минутки отдыха.

V. Физкультминутка

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем.

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Загадки об осени

— Прочитайте осенние загадки на с. 67. Отгадайте их.

— Что помогло вам отгадать их?

— Какие яркие признаки отражены в загадках?

2. Кроссворд «Деревья»

(Учитель обращает внимание детей на то, что слова надо вписывать по горизонтали.)

— Если все отгадаете правильно, то в выделенных клеточках по вертикали получится еще одно слово, связанное с осенью. Какое?

1. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)

2. Весной зеленела,

Летом загорела.

Осенью красные

Кораллы надела. (Рябина.)

3. Что за дерево стоит?

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

4. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Опадают те иголки. (Лиственница.)

5. У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке. (Сосна.)

6. Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили:

В ушанке заячьей зимой,

А летом с бритой головой. (Пень.)

7. Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек. (Береза.)

8. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

(Ключевое слово: листопад.)

— Что вы можете рассказать про это явление природы — листопад?

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел учебника мы начали изучать?

— Каковы основные признаки осени?

Домашнее задание

Составить небольшой рассказ на тему «За что я люблю осень» или «Почему мне нравится осень».

Государственное бюджетноеспециальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школа № 8 VIII вида г.Лабинска Краснодарского края

Урок чтения во 2 классе

А.Аксёнова «В парке».

Подготовила

Дворецкая Любовь Николаевна,

учитель начальных классов

Тема урока : А.Аксёнова «В парке».

Цели урока: учить правильно и осознанно читать рассказ;

развивать речь, активизировать словарь учащихся;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: новые слова на карточках, картина «Школьники вешают скворечники», м/проектор, ноутбук.

Ход урока.

I . Оргмомент.

Ребята, какой сейчас урок?

II . Проверка домашнего задания.

Какое время года сейчас?

Назовите весенние месяцы.

Какой сейчас по счёту весенний месяц?

Ребята, назовите признаки весны.

(Удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, прилёт птиц, распускание листьев, появление насекомых, первые грозы.)

Что было задано на дом?

1. Прочитайте, как пошутил апрель.

Словарная работа: прикинулся .

2. Прочитайте, что решили делать скворцы и грачи.

3. Прочитайте, о чём подумал апрель.

4. Прочитайте, о чём кричал апрель.

Словарная работа: надул.

6. Прочитайте, какие полезные дела делает Апрель.

Словарная работа: взламывает .

Ребята, а вам нравится весенний месяц Апрель? Почему?

Давайте по календарю посмотрим, какие дни были в апреле.

Физминутка под музыку с флажками.

    Согнуть руки к плечу и выпрямить вверх. Скрестное движение над головой.

    Наклон вправо, выпрямиться и влево.

    Руки вперёд, руки скрестно, присесть и выпрямиться.

    Волна рукой.

    Одну руку на плече, другую в сторону, приседание.

    Руку на голову, затем вверх и приседание.

    Руки перед грудью и в сторону.

    Руки к плечам, последовательное вращение вперёд и назад.

    Вдох-выдох.

III . Сообщение темы урока.

    Ребята, каких диких птиц вы знаете?

(Сорока, галка, дятел, снегирь, синица, клёст, воробей, грач, скворец, жаворонок, ворона и другие.)

    Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадаете и покажете на картинке.

Эту птицу всякий знает:

На шесте её дворец.

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день. (Скворец.)

Словарная работа: шест – длинная палка.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет на лету, резвится.

Не орёл – а всё же птица!

Чик-чирик! За зёрнышком прыг!

Клюй, не робей.

Кто это? (Воробей.)

    Почему этих птиц называют дикими птицами?

(Диких птиц человек не разводит. Они разводятся сами. Они сами устраивают свои жилища и сами добывают себе пищу.)

    – Какую пользу приносят птицы?

(Птицы – друзья человека, так как, питаясь насекомыми, они уничтожают огромное количество вредителей лесов, полей, садов.)

- Тема сегодняшнего урока: Чтение рассказа «В парке» А.Аксёнова.

IV. Новый материал.

    Чтение рассказа учителем:

    Беседа по вопросам.

Понравился ли вам рассказ?

Что делали ребята в парке?

Какие птицы к нам прилетают весной?

(Скворцы, грачи, ласточки, жаворонки.)

Какое стихотворение вы знаете о скворцах?

Ученик читает стихотворение.

Везде ручьи журчат.

Весна смеётся весело,

Скворечники развесила

Для тысячи скворчат.

Вернутся к нам на родину

К черёмухам, к смородинам,

На гнёздах запоют.

Как вы подготовились к встрече птиц?

(Сделали скворечники, дуплянки, синичники.)

Показываю скворечники, дуплянки, синичники.

Кто залетел в скворечник? (Воробей.)

Правильное ли решение приняли ребята? Почему?

    Самостоятельное чтение рассказа учащимися.

Откройте учебники, найдите рассказ «В парке». Читая рассказ, найдите непонятные слова, которые вы не понимаете.

4. Словарная работа.

Какие слова вам непонятны?

5.Чтение хором вопросительных предложений.

Если бы строили, то зачем им в чужой лезть? Правда же?

Как вы прочитали эти предложения?

6. Чтение рассказа учащимися вслух. Работа по содержанию.

Что делали школьники в парке?

Для кого развесили скворечники?

Что сначала стали делать ребята?

Что решили школьники?

7. Чтение рассказа целиком 1 учащимся.

8. Пересказ рассказа учащимися.

9. Обобщающая беседа.

Как называется рассказ, который вы читали?

Кто его написал?

О каких птицах говорится в рассказе?

Правильное ли решение приняли ребята? Почему?

Ребята, развешивайте весной для птиц гнездовья: скворечники, синичники, дуплянки. Птицы – надёжные защитники полей, огородов, садов. Птицы поедают вредных гусениц и червяков. Птицы – наши друзья. Берегите птиц!

Ребята, о скворцах, воробьях и других птицах вы можете прочитать в этих книгах. (Выставка книг.)

V . Подведение итогов.

Оценки за урок.

VI . Домашнее задание.

Ребята. Сейчас я каждой группе раздам карточки с различными ситуациями . Ваша задача: прочитать и проанализировать данную ситуацию.

1 группа Рассказ “Друзья”.
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

2 группа Рассказ “Одинаковые”.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?

3 группа Рассказ “До первого дождя”
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
Почему обе девочки густо покраснели?

Существует огромное количество пословиц и поговорок о дружбе. Сейчас проверим, знаете вы их или нет.

Игра «Собери пословицу»

Не имей сто рублей,

Человек без друзей,

Друга ищи,

Старый друг лучше

Как вы понимаете смысл этих

пословиц?

У других народов тоже есть

пословицы о дружбе. Например,

татарские пословицы

Друга обидишь, - врага обрадуешь.

Другу покажи слёзы свои, врагу - зубы.

Предавший друг хуже врага.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?