>>Литература 2 класс >> Литература: И. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Урок 20


И. А. КРЫЛОВ «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»

Цель: учить видеть и понимать смысл басен; распознавать хорошее и плохое.

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Можно вначале познакомить учащихся с моралью басни, затем предложить им ответить на вопросы, а после этого прочитать басню (лучше по ролям.)


Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Стрекоза и муравей

Иван Крылов

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!

1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над басней «Стрекоза и Муравей». Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Итак, басня И.Крылова называется “Стрекоза и муравей”, это тема нашего урока.

1) Чтение басни учителем.

Кто, ребята, изображен на рисунке?
- Какое время года мы видим?
- Чем занят муравей, а чем стрекоза?


А на этом рисунке?
- Какое время года изображено?
- Расскажите о муравье и стрекозе, что изменилось в их жизни?

2) Высказывания детей.

3) Ответы на вопросы.

1. Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
2. Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
3. К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?
4. Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”
5. Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
6. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
7. В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.
8. Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)
9. На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

4) Соотнесение с пословицами.

– Какие еще пословицы подходят к этой басне?

5) Составление мультфильма по басне (групповая работа).

IV. Итог урока.

А теперь мы с вами поиграем в игру “Кто лучше понял басню И. Крылова “Стрекоза и муравей”

Как называется басня?
- Кто написал басню?
- Как жила Стрекоза летом?
- Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью?
- С какой просьбой она обратилась к Муравью?
- Что ей сказал Муравей?
- Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела…”

Домашнее задание : приготовиться к инсценировке басни.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Басня "Стрекоза и Муравей"

Провела учитель начальных классов: Бережная И.В .

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем (поворачиваются к гостям).

. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами.

II. Артикуляционная гимнастика.

Начнём урок со звуковой разминки

Изобразите звуками как:

Шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика

(ш-ш-ш);

Жужжит жук (ж-ж-ж);

Стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);

Шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).

Дети произносят звуки, отвечают на вопросы.

Произнесённые вами звуки гласные или согласные?

Согласные.

Почему?

При произношении звуков выдыхаемый воздух встречает преграду.

Что ещё можете сказать об этих звуках?

Эти звуки шипящие.

Прочитаем чистоговорки с этими звуками.

(Дети читают чистоговорки, отрабатывая умение правильно произносить шипящие звуки.)

Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.

Ши-ши-ши-сидят дома малыши.

Чу-чу-чу-молоточком я стучу.

Ща-ща-ща-я поймал леща.

Что мы сейчас с вами сделали? (выполняли разминку)

С какой целью? (чтобы легче было читать на уроке, отрабатывали правильное произношение звуков)

III Проверка домашнего задания

Подберите к каждой реплике героя - его имя, название произведения. Соедините стрелкой.

Слова героя

1.Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

2.А почему я всё время один? Мне надо обязательно завести себе друзей.

3.Сама за ним прыгай! Я бы и рад, да боюсь в холодной воде простудиться!

4.Врать нельзя. Мама за враньё всегда ещё хуже сердится.

К каким жанрам относятся прочитанныe вами произведения?

IV Изучение нового материала.

Определение темы
– Прочитай и определи жанр произведения.
– Что такое псевдоним? (вымышленное имя писателя)
– Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?(Иван Крылов)
– Давайте вспомним, что такое басня, что высмеивается в баснях
( поступки людей, высмеиваются их недостатки.) , цель написания басен. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Давайте проверим, правы ли вы были?

Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.

(Дети делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание.)

1 группа. Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:

А Р Т О К Е З С
В А Й Р У Е М

Дети отгадывают слова, получается «Стрекоза и муравей».

2 группа. - Дети соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока.

Лев и медведь

Звери

Воробей и голубь

Птицы

Окунь и карась

Рыбы

Стрекоза и муравей

Карточка «Стрекоза и муравей» останется одна.

3 группа. Карточка: Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? Насекомые

Герои пришли к нам сегодня в гости.

СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.

МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

Итак, тема нашего урока….

Какую цель поставим для себя на уроке?(будем учиться читать выразительно)

Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы?

Это герои произведения.

V Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?

о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.

Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино

А) Первичное восприятие текста . Слушание басни в аудиозаписи.

Каковы ваши впечатления от прослушанной басни?

Б) Формулирование проблемы.

Понравилась ли вам басня?

Во всем ли совпали наши предположения?

Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

Затруднение:

Давайте попробуем в этом разобраться?

- Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.

Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?

К кому пошла Стрекоза за помощью?

С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?(Пустить к себе перезимовать.)

Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? (Нет.)

(Жестокость или справедливость)

- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

В чём смысл басни?

(Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

Фонограмма “Звуки леса”.

Игра: “Что я делаю, скажи, точно также покажи ”.

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

Работа в группах.
– Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни.

Словарная работа.

Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

Значение непонятных слов, выражений.

Физминутка для глаз стрекоза

Работа в парах

Назовите главных героев басни.

Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья:)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливый, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. (слова для справок напечатаны либо на карточках (на каждую парту), либо появляются на экспозиционном экране)

Учащиеся дают характеристику героям басни.

- Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его.
– Какой представляете Стрекозу? (Слайд 12)
– Жалко ли вам Стрекозу?
– Правильно ли поступил Муравей?

Кто из них вам понравился больше? Почему?

VI Организация самостоятельной работы учащихся:

Выберите, как вы хотите поработать в парах, группах или самостоятельно? (Учитель раздает карточки.)
– Ваше задание по стрелочкам из букв и слогов составить пословицу.
– Посмотрите на экран
– Постарайтесь по слогам и буквам на экране составить вторую пословицу.
– Какая пословица подходит к басне и почему?

Памятников писателям в те времена не было. Поэтому царь отказал дать деньги на строительство. Тогда в газете объявили сбор средств. За 3 года народ собрал 13 000 рублей.

    В 1855 году

    в Летнем саду Санкт-Петербурга был открыт бронзовый памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора

    П.К. Клодта.

Русский скульптор

В спокойной, непринужденной, чуть усталой позе сидит баснописец, держа в руках раскрытую книгу.

На пьедестале памятника в фигурах легко узнать героев знаменитых басен.

VI I Закрепление изученного.

Чтение басни по ролям.

Учитель задает вопросы.

Сколько действующих лиц в басне?

Найди слова Стрекозы, прочитай их.

Найди слова Муравья, прочитай их.

Творческое задание - (индивидуальное задание)

Дается задание.

Придумать окончание басни.

Представьте, если бы Муравей пустил бы Стрекозу перезимовать.

Как она жила бы?

Что делала?

VIII Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.

По желанию детей:

2. найти интересные библиографические данные о И.А. Крылове.

IX Организация оценочной деятельности.


С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто написал эту басню?
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке;
– желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше;
– зеленый – старался, но работал неактивно

Рефлексия.

Что нового и интересного открыли вы для себя на этом уроке?

Кто из героев басни вам понравился больше?

Почему эпиграфом нашего урока была пословица “Делу время – потехе час”?

Пригодятся ли в жизни вам знания басен Крылова? Где?

Чему научила вас эта басня?

Тема урока И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
Ссылка Учебник, слайды, рисунки, интерактивная доска, портрет, видеоролик, стикеры.

Цели
Задачи Раскрыть смысл басни; показать учащимся, к каким последствиям приводит человека лень и беззаботность; упражняться в выразительном чтении басни.
Способствовать развитию устной речи, памяти, внимания;

Результаты урока Развивать мыслительную деятельность, умение работать в группах.
Основные идеи Развивать творческие способности, интеллект.

І. Начало урока.
Приветствие.
Организационный момент. «Разрезанная открытка» (объединения в команды).
Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
Разделю класс на 4 группы.
- Ребята, на доске вы видите 2 смайлика (веселое и грустное) какое вам больше нравится? Покажите.
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.

ІІ. Проверка домашнего задания. И. А. Крылов «Лебедь, щука и рак».
Для проверки домашнего задания используем игровую технологию А. Гина «Самолетик». Я пускаю бумажный самолетик и задаю вопросы.
1. Что общего между ними?
2. Что решили сделать герои?
3. Как взялись за дело герои басни?
4. Как вы понимаете выражение: «Из кожи лезут вон»?
4. А как шла у них работа?
5. Чем закончилось дело?
6. Почему не сумели герои сдвинуть воз с места?
7. Найдите и прочитайте слова, которые показывают нам, как действовали герои басни.
8. В чём автор их обвиняет? Как назовём эти строки?
9. Чего не хватило?
10. Чему нас учит эта басня?
11. Какие недостатки высмеивает автор в этой басне?
12. Вывод: смог бы наш класс вытащить воз? Почему?

ІІІ. Закрепление и переход к новой теме.
Сегодня мы продолжим знакомство с миром басен.
Что такое «басня»?
И конечно же мы не можем не вспомнить имя великого баснописца.
– Так кто же это?

ІҮ. Объявление темы урока, целей.
Сейчас проведём игру «Доскажи словечко» и вы узнаете, о ком будем читать сегодня басню.
Без работы хоть убей,
Жить не может... (муравей).

На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)

Сегодняшняя наша тема урока «Стрекоза и муравей».
Кто написал эту басню?
(Портрет баснописца и даты жизни).
О жизни и творчестве И. А Крылова нам расскажут: Нурайым и Амина.
Биография: Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Мальчику было 10 лет, когда умер его отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.
После смерти отца, в 10 лет, Крылову пришлось устроиться на работу, чтобы обеспечивать семью, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу.
Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов». И большая известность к Крылову пришла в 40 лет. Крылов прожил 75 лет.

1. Прослушивание записи басни «Стрекоза и Муравей».

2. Словарная работа.
попрыгунья - тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте
помертвело – стало безжизненно - бледным
тоска - грусть
вешних - весенний
мурава - молодая трава
резвость - подвижность, веселость
удручена - огорчена
вскружить - обмануть
поплясать - танцевать

Самостоятельное чтение басни. (жужжащее чтение) 2. Музыкальная разминка.
3. Задание группам: подготовить постеры.
І группа – Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне?
ІІ группа – Каким изобразил Крылов Муравья?

ІІІ группа - Ответьте на вопросы:
Как называется басня?
Кто написал басню?
Как жила Стрекоза летом?
Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
К кому пошла Стрекоза за помощью?
С какой просьбой она обратилась к Муравью?
Что ей сказал Муравей?

ІУ группа – Чтение басни по ролям.
Как будем читать слова стрекозы в начале басни и в конце?
А как нужно прочитать слова муравья?

У. Закрепление темы.
1. Как автор называет Стрекозу? Почему?
2. Каких людей показал Крылов в образе Стрекозы?
3. Кто видел « домики» муравьев? Как они называются?
4. Есть ли домик у Стрекозы?
5. В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.
6. Что нам хотел сказать И. А. Крылов своей басней?

ҮІ. Инструктаж домашнего задания. И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
Слово к оценщикам команды.
Работа учащихся с маркировочной таблицей.
Сегодня на уроке работали на отлично........
Работали хорошо....
Работали на тройку....

Конспект урока чтения: И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Цель: Познакомить детей с басней И. А. Крылова, раскрыть мораль произведения.

Развивать логическое мышление, внимание, беглое, правильное, выразительное чтение.

Расширять кругозор, словарный запас.

Воспитывать трудолюбие.

Оборудование: предметные картинки или слайды из презентации к уроку, опорные карточки, декорации, костюмы действующих героев басни, учебник, доска.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:

Прежде, чем приступить к работе над домашним заданием, проведем разминку, подготовим речевой аппарат.

Поиграем, представьте, что вы сейчас не просто ученики, а поэты. Кто такой поэт?

На доске записаны слоги - это начало предложения, нужно закончить его так, чтобы получилась рифмовочка.

(Используются слайды из презентации к уроку)

Са-са-са-са … (картинка с изображением осы ) Прилетела к нам оса.

За-за-за-за … (картинка с изображением стрекозы) Ах, какая стрекоза!

Ма-ма-ма-ма … (картинка с изображением зимнего пейзажа) Приближается зима.

Су-су-су-су… (картинка с изображением заблудившихся в лесу детей)

Заблудились мы в лесу.

Рок-рок-рок-рок… - Начинается урок.

  1. Проверка домашнего задания.

Какое произведение готовили к уроку?

(«Лягушка-путешественница» Всеволод Гаршин.)

* Работа с I частью произведения.

А) выборочное чтение:

* где жила лягушка.

* как ей жилось на белом свете.

Иллюстрация с изображением болота и сидящими в нем лягушками. Найти и показать лягушку, о которой идет речь в произведении.

(Лягушка, сидящая на коряге, торчащей из воды)

* Работа со II частью произведения

Скажите, кто посетил болото, где жила лягушка?

Прочитайте, как утки расхваливали юг?

* Работа с III частью произведения

Рассказ по иллюстрации (стр. 37)

Расскажите, какой эпизод сказки здесь изображен?

Какое качество характера присуще лягушке?

Добралась ли лягушка до юга? Почему?

Какое качество характера ей помешало?

Чему учит сказка? Что хотел сказать автор?

Докажите, что это произведение- сказка.

  1. Физкультминутка.

Раз, два- закачались деревца. (Покачивание руками над головой).

Ветер тише, тише, тише, (Руки опустить и присесть на корточки).

Деревца все выше, выше! (Встать на носочки, руки поднять вверх и потянуться).

V. Работа над темой урока.

  1. Введение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова.

(На доску вывешивается или проектируется на экран портрет Крылова).

Иван Андреевич Крылов- известный русский баснописец. Его басни читают в Англии и во Франции, в Америке и в других странах. А в Санкт- Петербурге ему поставили памятник, у ног писателя собрались герои его басен.

(Показ иллюстраций к басням Крылова).

Что такое – басня?

(Басня- это стихотворение, где главными действующими лицами (у Крылова) являются животные, а подразумеваются люди. В басне высмеиваются отрицательные черты человека).

Все предметы распределены по группам, существует группа «ягоды», «грибы», «мебель». А к какой группе отнесем стрекозу и муравья?

(Показ картинок: стрекоза, муравей).

  1. Первичное знакомство с басней.

Сценка «Стрекоза и Муравей».

  1. Проверка восприятия .

- Почему Стрекоза поползла к Муравью?

Почему он отказал ей в помощи?

4. Подготовка к беглому чтению.

Доска: по: п/ ры/ гу:нь/я

Ог/ля/ну/ла:сь

Со:б/ра:ть/ся

С:т:ра:н/но чтение с наращиванием

В:с:к:ру/жи/ло чтение с наращиванием

5.Слоговое чтение со звуковым ориентиром + словарная работа по ходу чтения.

  • попрыгунья – беззаботная, не думает о завтрашнем дне
  • зима катит в глаза – наступила зима
  • помертвело чисто поле – поле покрыто снегом
  • злой тоской удручена – холод и голод заставил идти к Муравью
  • до вешних дней – до весны

6. Выявление качеств характера Стрекоза и Муравья.

Как жилось Стрекозе летом?

Почему же она отравилась к Муравью?

Какая Стрекоза? (Какие черты характера ей присущи?)

Назовите черты характера Муравья?

(На доску прикрепляются опорные карточки).

7. Повторное чтение. (Работа над правильностью чтения и выразительностью).

1. Каким настроением пронизана басня? (Веселым, грустным)

2. Как жилось летом Стрекозе?

3.Что принесла с собой зима? С какой интонацией в голосе нужно читать эти строки?

  1. Какой была Стрекоза летом? А с наступлением зимы? Передайте это голосом при чтении.
  2. Как звучит голос Стрекозы?
  3. А голос Муравья?
  1. Итог урока.

Найдите в тексте басни слова, в которых выражена главная мысль басни.

Ты все пела: это дело!

Так пойди, же попляши!

Как понимаете смысл этих слов?

Чему учит эта басня?

Какие пословицы подходят к басне?

  • Кто не работает, тот не ест.
  • То труду и награда.

VI. Домашнее задание: выучить басню.


Конспект экспертного урока

по литературному чтению

проведенногов 3 «б» классе МОБУ «СОШ № 54»

на тему:Восприятие на слух звучащей речи.

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Дата:15.09.2017 г.

Учитель:Жакупова Райса Тлектесовна

Тема: Восприятие на слух звучащей речи. И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Цель: приобщать учащихся к чтению басен, учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить анализировать и делать выводы;развивать и обогащать речь учащихся, художественный вкус;воспитывать нравственные качества личности на примере героев.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества;
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Тип урока: Открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: учебник, аудиозапись басни в исполнении актера И. Ильинского, толковый словарь, выставка книг И.А.Крылова, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Приветствие гостей урока.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Прочитайте выражение, как вы его понимаете?

Чтение без размышления – пустое занятие (слайд 1)

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Проверочный тест по произведению Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». (на парте)

Проверка по слайду. (слайд 2)

(На парте).

Са-са-са, са-са-са вот бежит лиса.

Со-со-со, со-со-со лиса катит колесо.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы хвост красивый у лисы .

Су-су-су, су-су-су в лесу видел я лису .

Ца-са, ца-са, ца-са – на цветке сидит оса.

Цу-су, цу-су, цу-су – гони скорей с цветка осу .

Ца-ца-ца, ца-ца-ца - у крыльца стоит овца.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Мы уже с вами изучили некоторые жанры литературы.

Какие вы знаете? (сказка, рассказ, стихотворение, потешки, скороговорки, басня, колыбельные, поговорки, пословицы, небылицы).

Догадайтесь, произведение, какого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

    Небольшой объем; (слайд 3)

    герои – животные или растения;

    о животных говорится как о людях;

    часто стихотворная форма;

Да, это басня . А вы знаете, что такое басня?

Басня - это…… (слайд 4)

Кого называют баснописцем? (Писателя, который сочиняет басни.)

Рассказ о И.Крылове (слайд 5)

Самый известный и любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине. Осуждают лень, жадность. Родился Иван Андреевич 2 февраля в Москве в семье бедного отставного армейского офицера. Детство Крылова прошло, в Твери. Мать Крылова, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Всего Крылов создал не менее 200 басен .

Выставка книг. Беседа.

Работа над загадками.

Я думаю, вы все уже догадались, что сегодня мы поговорим о баснях Ивана Крылова.

А с какой басней мы познакомимся сегодня, вы узнаете, когда проведем игру: «Доскажи словечко».

Без работы хоть убей,

Жить не может… (муравей).

На ромашку у ворот

Опустился вертолет -

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

- Хорошо. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с басней И. Крылова «Стрекоза и муравей» (слайд 6)

Образы басни.

Случалось ли вам наблюдать за стрекозой в природе?

Как она летает?

(Легко, быстро, перелетает с травинки на травинку, сверкает крыльями на солнышке.)

Какой вам представляется ее жизнь: легкой беззаботной или тяжелой, полной труда?

А какая жизнь у муравьев?

(Они все время работают, строят муравейник, добывают пищу.)

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Ребята, мы с вами описали жизнь стрекозы и муравья в природе.

Интересно, какими характерами их наделил Иван Крылов в своей басне, и какую интересную, поучительную историю рассказал о них.

V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Слушание басни «Стрекоза и Муравей» в аудио записи

Я, предлагаю вам сейчас прослушать басню И.А.Крылова « Стрекоза и Муравей» в аудиозаписи актера Ивана Ильинского.

Словарная работа. (Слайд 7)

Все ли вам слова были понятны?

Взгляните на экран, здесь записаны слова, которые могут быть вам не понятны.

Попрыгунья - тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.

Помертвело - стало безжизненно-бледным.

Вешний - весенний.

Мурава - молодая трава.

Удручена - огорчена.

Вскружить - обмануть.

Поплясать - танцевать.

Физкультминутка.

Самостоятельное чтение басни.

Вы прослушали басню, а теперь я вам предлагаю ее самостоятельно прочитать.

Анализ басни. (слайд 8,9)

Кто главные герои басни?

Какие черты характера им присущи?

Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, хвастливая, беззаботная.)

А как вы относитесь к Стрекозе?

Каким изобразил Крылов Муравья? (Трудолюбивый, справедливый, спокойный.)

А как вы относитесь к Муравью?

Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

Какие фразы, выражения показались вам наиболее яркими,образными, запоминающимися?

Что вам показалось в этой басне смешным, а что поучительным ?

Почему Стрекоза не получает сочувствия?

Раскаивается ли Стрекоза в своем поведении?

Какова мораль данной басни?

VI. ОСОЗНАНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Работа у доски.

Перед вами разбросаны слова характеризующие черты характера главных героев, вам необходимо распределить их правильно.

МУРАВЕЙ СТРЕКОЗА

трудолюбивый весёлая

хозяйственный беспечная

запасливыйсерьёзный ветреная легкомысленна красавица беззаботная

Работа с пословицами. (слайд 10)

Составление пословицы из слов с объяснением. (слайд

Молодцы все справились с заданием.

Физкультминутка для глаз.

Чтение по ролям

Сейчас вы прослушаете диалог стрекозы и муравья. Попробуйте также ярко и эмоционально передать настроение главных героев.

- Чтение по ролям с.41-42

- Резерв. (Задание в ТПО с.20-21)

Выберите и отметьте правильные ответы.

Дайте совет персонажам басни. Можешь пользоваться «копилкой слов» в конце тетради.

ІХ. Рефлексия. (слайд 12)

Я узнал…

Мне понравилось…

Я запомнил…

Посмотри на "пушистиков". У них разные настроения. Раскрась "пушистика", у которого такое же настроение, как у тебя.

Анализ 2-3 учащихся.

Х. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учебник стр. 43 № 3.(слайд 13)

Выставление отметок с комментированием.

Спасибо за работу и внимание! (слайд 14)