по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: звук [Щ], буква Щ

ЗАДАЧИ

Образовательные:

1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6. Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

«Письмо» от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Щенок, Щука), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком «Щ»), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, игрушка Чудище, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, сундучок с буквой Щ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чудище похитило новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам стихотворение.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ. Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Щ].

3. Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)

4. Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.

Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ]хлопните в ладоши.

А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т.д.

А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Щ. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это сказочный Щенок (иллюстрация).

Щенок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Щ]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука «Щ» в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Щенок отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – волшебная Щука (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

И Щука приготовила нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

Молодцы и с этим заданием справились!

8. Составление предложений.

Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она расскажет нам где Чудище спрятало букву.

Буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшееся Чудище).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чудище здесь.

Ты зачем букву похитило?

Чудище: Я хотело, чтобы у меня была своя буква Щ, ведь в моём имени она есть, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Щ. Ребята, скажите, как без буквы Щ вы напишите имя Чудище (дети: «Чудие»).

Чудище: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чудище: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке. (Чудище достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чудище у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Щ (Чудище остаётся).

9. Знакомство с буквой Щ. Дети садятся за столы.

Ребята, кто расскажет Чудищу, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

Посмотрите, вот буква Щ. На что она похожа?

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Из каких элементов она состоит (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Щ в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах, преобразование слов.

А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Щ (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

И последнее задание от Щенка и Щуки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочитать их.

12. Итог занятия.

Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Щ].

Чудище, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Щ, чтобы у тебя была своя буква.

Чудище: Вот спасибо!

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

  • познакомиться со звуком [щ] и буквами Щ щ.
  • учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова с новой буквой;
  • развитие фонематического слуха, мышления, внимания;
  • воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование:

звуковые схемы слов, наборное полотно, сигналы – карточки ночь, утро, день, карточки рыбки с буквами

Ход урока

    1. Организационный момент

Ну-ка дети встаньте в ряд.
Готов к работе мой отряд.
Выполним задание “Волшебного сундучка”.
Сядет тот, кто назовет количество слогов в слове и ударный слог
Волк, ваза, мойка, бабушка, юла, конфета, ландыш, маяк, машина, стул.

  • Повторение.
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми буквами и буквой

    Учитель: Ой, кто это?

    Его имя вы узнаете, если правильно соберете его имя из букв.

    Игра “Слово рассыпалось ” м Е л е я (Емеля)

    Учитель: С какой буквы запишем имя?

    Проверим (3)

    Учитель: Емеля куда ты едешь?

    Емеля: Еду рыбу ловить. Щука слово волшебное мне сказала.

    Рыба сама мне в ведерко прыгнет.

    Вымолви словечко
    Покатилась печка
    Прямо из деревне
    К царю да к царевне
    И за что не знаю
    Повезло лентяю

    Учитель: А почему Емелю назвали лентяем?

    А какие пословицы о труде вы знаете.

    Задание: собери из слов пословицу. (Дети выполняли работу по парам).

    Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

    Емеля: Но ведь это долго, а мне хочется, что бы все было быстро.

    Учитель: Емеля, а знаешь еще одну пословицу?

    Терпение и труд все перетрут (2 раза).

    Я думаю, что и мы с ребятами будем сегодня трудится, что бы узнать что–то новое. И без волшебных слов многое сможем сегодня узнать и тебе поможем наловить рыбы.

  • Формулирование учащимися темы и цели урока.
  • “Волшебный сундучок” приготовил для вас такое задание:

      Учитель: Найдите общее в следующих словах:

      Щепка, шапка, шашка, щетка.

      Дети: Все слова состоят из двух слогов.

      Учитель: Разделите, даны слова на две равные группы и сформируйте тему сегодняшнего урока.

      Дети: В первую группу войдут слова, которые начинаются со звука [ ш ], во вторую группу – слова, которые начинаются со звука [ щ ]. Со звуком [ ш ] мы уже знакомились, со звуком [ щ] не знакомились.

      Значит тема урока – “Звук [ щ ] и буква, которая его обозначает”.

      Учитель: Отталкиваясь от темы, Сформулируйте цель нашего урока.

      Дети: Цель нашего урока – познакомится со звуком [ щ ] и буквой, которая его обозначает; учится отличать звук [ щ] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; Учится читать слоги, слова с новой буквой.

      На доске написано:

      Познакомимся со…

    1. Знакомство с новым звуком.
    2. На доске прикреплена сюжетная картинка на тему “зимняя рыбалка”.

      Учитель: Знакомство с новым звуком мы проведем в необычном месте – на зимней рыбалке.

      Что вы знаете о зимней рыбалке?

      (объяснение данных слов лунка, бур).

      Как зовут мальчиков Коля, Толя

      У Коли клюет – поможем ему.

      Щуку я тащу тащу, щуку я не упущу.

      Сигналы: Ночь (медленно и тихо).

      День (быстро и громко).

      Учитель: Какой звук слышится чаще (звук [щ ])

      Дайте характеристику этого звука.

      Дети: При произнесении воздух встречает преграду значит [щ ] согласный.

      При его произношении слышится только шум.

      Значит он глухой.

      Звучит мягко.

      Учитель: Дайте краткую характеристику.

      Учитель: Вытащили щуку,

      Составьте схему.

      Где слышится звук Щ. Дайте его характеристику.

      Какой знак возьмем для обозначения звука [щ ] зелёный квадрат

      Игра “Светофор” (поднимаем зеленую карточку когда услышите звук [щ ]).

      Шелк, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, щавель, чеснок.

      Учитель: Толя хотел поймать другую рыбу. Но ему это не удалось. В названии этой рыбы один слог. В нем есть новый звук. Какая это рыба?

      Дети: Это лещ.

      Учитель: Составьте звуковую схему слова лещ.

      Охарактеризуйте новый звук в этом слове.

      Дети: Звук [щ ] согласный, глухой, мягкий.

      Учитель: в слове щука после звука [щ ] следует звук [ у ]. Но звук [щ ] в нем мягкий. В слове лещ звук [щ ] находится в конце, но он тоже мягкий. Какой можно сделать вывод?

      Дети: Звук [щ ] всегда мягкий.

    3. Физкультминутка.
    4. Учитель: Мы поближе подойдем к лунке. Возможно, узнаем, почему Мише не удалось поймать леща. Я буду читать пред – ния. Если в предложении имеется слово со звуком [щ ], вы тихонько подходите к лунке, приседаете и заглядываете в нее. Если нет качаете головой.

      В глухой яме спит сом
      Лещи лежат рядками без малейшего движения.
      Окуни заснули возле камней.
      Зубастой щуке не спится.
      Хищница хватает сонную рыбу.
      Учитель: Почему нам не удалось поймать леща?
      Дети: Лещи зимой спят.

    5. Знакомство с новой буквой.
    6. Учитель: В лунке проплывают и другие рыбки. К каждой прикреплена какая – либо буква. Когда увидите рыбку с новой буквой, хлопайте в ладоши.

      Учитель: Молодцы! Вы узнали новую букву. Кто знает, как она называется?

      Дети: Это буква “ща”.

      Учитель: На какую букву она похожа?

      Дети: Буква Щ похожа на букву Ш. Только в ней есть еще один элемент.

      (лепим из пластилина) На что еще она похожа?

      На расческу Щ похожа.

      Три зубца всего?

      Ну что же!

      Буква Щ поможет нам.

      Чистить зубы по утрам.

      VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

      А где будет жить буква Щ? (в синим домике).

      Учитель: Буква Щ, пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. Чтение слогов: ща, щу, щи, ще, щё,

      К каким гласным Щ не подойдет, с кем она не дружит: я, ю, э, о, ы.

      А как же мы тогда напишем слог ща, щу?

      Учитель: Пока мы были в гостях у буквы Щ. Мальчики немного замерзли. Чтобы согреться, ребята побегали, попрыгали, а потом Саша написал на снегу слоги и предложил задание

      Вот эти слоги: ща, ша, щу, ще, ше, ще, шо, щи, ши.

      Какое задание предложил?

      Сначала с мягким слиянием, потом с твердым. (Дети читают).

      Учитель: А сейчас поможем Емеле. Наловить рыбы

      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А
      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А

      УКУ И ЛЕ_А В РО_Е НЕ СЫ_ЕШЬ.

      Чтение слов цепочкой

      Прочитайте лишнее слово в первом столбике (роща), во втором (чаща). Прочитайте скороговорку с разным логическим ударением.

    7. Чтение текста с новой буквой. Чтение “цепочкой”
    8. На зимней рыбалке.

      Чаще всего клевали окуньки.

      Моему товарищу удалось поймать леща. А мы с папой вытащили огромную щуку. Щука – хищная рыба.

    9. Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.

    Прочитайте предложение, в котором говорится о щуке.

    Какая она? (огромная, хищная)

    Значит у нее не зубы, а зубищи

    Значит у нее не хвост, а хвостище

    Значит у нее не глаза, а глазища

    Значит у нее не рот, а ротище

    Значит у нее не голова, а головища

    X. Соотнесение слова и схемы. Окунь, щука, лещ

    з к з
    к с к з
    з г с г

    XI. Подведение итога

    Емеля с нашей помощью и без всяких волшебных слов наловил рыбы. Только благодаря трудолюбию и знаниям. И нам пора. А что мы узнали нового на уроке? Оцените свою работу на уроке.

    Кому было все понятно, и он старался, трудился.

    Если вы затруднялись при выполнении заданий, но старались, трудились.

    3) Кому было очень трудно с заданьями, не справились.

    Аннотация:

    Конспекта занятия предназначен для работы с учащимися с нв ОНР. Он поможет закрепить в речи навык правильного произнесения звука [щ]. Представленные в конспекте задания во многом способствуют развитию зрительного восприятия, внимания детей. Материал конспекта представлен в соответствии с современными требованиями ФГОС.

    Тема: Звук [Щ], буква Щ.

    Цель: Научить детей правильно произносить звук [щ] в речи и соотносить
    его с соответствующей буквой Щ.

    Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

    1. Познакомить учащихся и закрепить правильное произношение звука [щ] в речи.
    2. Осуществлять контроль за собственной речью и речью одноклассников.
    3. Работать над совершенствованием навыков словообразования, используя игры: «Назови профессию», «Сделай слово огромным».

    Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

    1. Развивать логическое мышление в ходе работы над стихотворным текстом и его заголовком.
    2. Развивать зрительное восприятие и внимание на примере работы с буквенным материалом: чтением слов среди букв, чтением слов с наращиванием букв.
    3. Развивать звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез через выполнение упражнений по составлению слов из букв и слогов, выделению звуков из слов.

    Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

    1. Познакомить учащихся с написанием буквы Щ, не путать ее со сходными: Ц, Ш.
    2. Запомнить правило написания ща в словах.

    Оборудование: Предметные картинки: щетка, туфли, сапоги, ботинки,
    зеркало, картинки профессий людей.

    Этапы занятия

    1. Организационный момент
    2. Артикуляционная гимнастика
    3. Знакомство со звуком [щ]
    4. Работа по уточнению произношения звука, его отработка, закрепление в речи.
    5. Физкультминутка
    6. Знакомство с буквой Щ.
    7. Выполнение заданий, направленных на чтение и запись слов с буквой Щ.
    8. Итог занятия.

    Ребята, отгадайте загадку. О каком домике идет речь?
    В этом домике есть красные двери,
    Рядом с дверями есть белые звери.
    А те зверушки любят конфеты и плюшки. (Рот)

    А кто живет в этом домике? (Язык, язычок)
    Выполните упражнения артикуляционной гимнастики вместе со мной.

    Чисто в домике у язычка, но вот неприятность, сам-то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч, шч, шч. Давайте поможем язычку, все вместе: шч, шч, шч. К язычку в гости пришел гусь и зашипел на него: ш ш ш ш ш ш. Пошипите, как гусь, а теперь растяните губы в улыбку, при этом ваш язычок подвигается вперед и вместо звука [ш] вы слышите [щ].

    Возьмите зеркала.

    Итак, когда мы произносим звук щ, наши губы находятся в легкой улыбке, зубы сближены и видны, язык широкий, он поднят к бугоркам за верхними зубами, посредине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
    Охарактеризуем этот звук. (Согласный, глухой, мягкий)

    Гусь пришел не один, посмотрите, что он принес: туфли, сапоги, ботинки (Показ картинок). Что это? (Обувь). Гусь предлагает нам ее почистить. Возьмите щетку(у каждого на столе) и почистите щеткой сначала туфли, при этом произнесите [щ щ щ], затем сапоги:[ щ щ щ], потом ботинки [щ щ щ].

    Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая? (Обувная)
    Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая? (Зубная)
    Если щетка нам нужна для платья, значит она какая? (Платяная)
    - Если услышите звук щ, хлопните в ладоши: шелк, щелкунчик, цапля, шоколад, щепка, щекотка, шапка, уши, щит, щипцы, кошка, помещение.
    - Поиграем в игру «Договори и повтори»
    Ащ-ащ-ащ- у Тани новый …(плащ)
    Ещ-ещ-ещ- в реке плывет…(лещ)
    Ощ-ощ-ощ- у нас вкусный …(борщ)
    Щик-щик-щик- все вещи сложим в …(ящик)
    Щи- щи-щи - кусаются…(клещи).
    - Прослушайте скороговору и скажите, сколько раз в ней повторяется звук щ?
    Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5)
    - Кто щиплет щетку? (Щенки)
    - Сколько их?(2)
    - Как они щиплют щетку? (Щека к щеке)
    - Где они ее щиплют? (В уголке)
    - Повторите скороговорку целиком.
    Щенки очень любят играть с мячом, давайте и мы поиграем.

    

    Игра «Сделай слово огромным»
    Кулак…(кулачище)
    Сила…
    Сапог..
    Дом..
    Кот…
    Усы…
    Голос…
    Карман…
    Топор…
    Рука…
    Зубы…
    Губы..
    Нос…

    Игра « Кто это - назови профессию» (Показ картинок)

    Кто дрессирует животных?...
    Работает на экскаваторе…
    Чистит обувь…
    Точит ножи…
    Играет на барабане…
    Регулирует уличное движение…
    Делает кладку из камня…
    Чинит часы…
    Занимается фехтованием….

    Какой согласный звук общий для всех этих слов?

    Я слышу как ветер доносит звуки. Соберите из них слово, будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

    [О, В, Щ, И]-….(овощи-..о)
    [Х, И, Щ, И, К]-…(хищник-…нь)
    [Щ, И, Ц, Ы]-…(щипцы-…п)
    [В/, Щ, И]-…(вещи-…э)
    [Щ, У, А]-…(щука-…к)

    Какой согласный звук присутствует во всех этих словах? ([Щ])

    Прослушайте стихотворение и подумайте, какое бы название вы дали этому стихотворению.(Логопед читает стихотворение).

    На самом деле это стихотворение называется «Помощница» и написала его известная детская поэтесса А. Л. Барто.

    Как вы считаете, подходит ли это название стихотворению?

    От какого слова образовано слово «помощница»?

    В каком смысле употреблено слово «помощница»?

    Разделите слово на слоги?

    Сколько всего слогов в слове?

    В каком слоге находится звук [щ]?

    Назовите этот слог?

    Мы работали, устали.
    А теперь, ребята, встали.
    Быстро руки вверх подняли,
    В стороны,
    Вперёд, назад.
    Повернулись влево, вправо,
    Поднимите дружно плечи,
    Чтоб работать было легче
    А сейчас вперед прогнитесь
    И носка рукой коснитесь.
    Сели мы за парты смело,
    Надо нам продолжить дело.

    На письме звук [щ] обозначается буквой Щ.

    На расческу щ похожа. Три зубца всего?- Ну что же!

    А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

    Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц.

    Восстановите печатную букву Щ используя данные буквы:

    Посмотрите на написание письменных букв Щ, запищите заглавную и строчную букву щ в тетрадь.

    Какие слова можно составить из следующих букв?

    а, щ, о, р - роща
    щ, д, а, о, п, а - пощада
    в, щ, е, а, ь, л¬ - щавель
    а, щ, п, а - пища
    л, о, щ, а, ь, п, д- площадь

    Запишите получившиеся слова в строчку, подчеркните одинаковую часть в этих словах. Что вы подчеркнули? (Ща)

    Запомните, ребята, правило: ща - мы пишем с гласной А.

    К каким словам из записанных вами подходит схема?

    Составьте предложение из этих слов.

    Перед вами слова. Прочтите их, начиная с самого короткого слова и заканчивая самым длинным.
    Лещ, барабанщик, щепка, овощ, площадь, защитники, хищник, кулачище.

    А теперь прочтите наоборот, начиная с самого длинного слова и заканчивая самым коротким.
    - Найдите слово среди данных, которое обозначает множество предметов, употреблено во множественном числе. (Защитники)

    Отыщите среди букв каждой строчки слова с буквой щ, запишите их в тетрадь. Кто первый?

    А В А Щ Е Л Ь А Т И К (щель)
    К Д Я Щ Е Р И Ц А М О (ящерица)
    Г О Р Д С И Щ И Р В Ы (щи)
    М Е А О Б Е Щ А Н И Е (обещание)

    Наше занятие подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания:

    Сегодня мы учились произносить звук…

    Этот звук…

    Я могу назвать слова, содержащие этот звук…

    Звук [щ] на письме обозначается буквой …

    Слог ща мы пишем с гласной …

    Сегодня у меня хорошо получилось…

    К следующему занятию я постараюсь …

    Елена Мясникова
    Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ»

    Конспект подгруппового логопедического занятия , проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой Е . Н.

    Тема занятия : Путешествие в страну АБВГдейка . Звук [щ] , буква Щ .

    Тип занятия : по овладению новыми знаниями.

    Цель : сформировать знание о звуке [щ] , букве Щ .

    Задачи :

    коррекционно-образовательные :

    познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука [щ] с опорой на различные виды контроля;

    закреплять умение выделять звук [щ] в слогах , словах;

    познакомить с графическим обозначением звука [щ] ;

    закрепление понятий : “согласный звук” , “слог”, “слово”;

    коррекционно-развивающие :

    автоматизировать произношение звука [щ] изолированно , в слогах, словах и предложениях;

    развивать фонематический слух и восприятие;

    профилактика дисграфии и дислексии;

    совершенствовать навыки звуко- буквенного анализа ;

    улучшение мелкой и общей моторики и координации движений;

    развитие основных психических процессов : внимание, память, мышление.

    коррекционно-воспитательные :

    воспитывать интерес к занятиям , любознательность;

    продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость и дисциплинированность) ;

    стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;

    воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

    Оборудование :

    Фланелеграф, полоски бархатной бумаги (сост. букву Щ ) ; мяч; счетные палочки для выкладывания буквы (по 4 шт., косточки хурмы.

    Карточки формата А5 с буквами Щ , Ш, Ц.

    Зеленый квадрат (без колокольчика) .

    Индивидуальные зеркала по количеству детей.

    Карточка формата А4 с цветным изображением Гнома Знайки (см. приложение 1) .

    Сюжетная картина формата А4 иллюстрация правила о звуках и буквах (см. приложение 2) .

    Предметные цветные картинки формата А5 с изображение предметов, внешне похожих на букву Щ : стилизованные щетка, щенок, щавель (см. приложение 3) .

    Карточка формата А4 с отображением порядка написания буквы Щ (см. приложение 4) .

    «Перфокарта» формата А3 с изображениями предметов, в названии которых есть звук [щ] , и других предметов (см. приложение 5) .

    Карточка формата А4 с различными вариантами написания буквы Щ (правильное, перевернутое написание) и похожих на нее букв (см. приложение 6) .

    Сюжетная цветная картинка формата А4 с изображением различных предметов, в названии которых есть звук [щ] (см. приложение 7) .

    Лингвистический материал :

    Слоги : ещ, щё, щи, ащ, ще.

    Слова : щука, щенок, щи, щетка, щит, щепки, щупальца, щегол, клещи, ящерица, ящик, овощи, плащ, лещ, роща, щавель, удилище, щепка, щель, щека, щелка.

    Место проведения : логопедический кабинет .

    Организационная форма проведения : традиционная.

    Логика образовательной деятельности.

    1. Приветствие (тренинг общения) .

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на занятии .

    Давайте вспомним красивые слова приветствия и поприветствуем друг друга.

    "Здравствуйте" – ты скажешь человеку.

    "Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.

    И, наверно, не пойдет в аптеку,

    И здоровым будет много лет.

    – Сегодня нас ждет много интересных приключений. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

    А теперь посмотрите на меня.

    2. Дидактическая игра «Зеленая дверь в волшебную страну » .

    Звучит отрывок из песни В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка »

    Сегодня к нам в гости опять пришел Гном Знайка, а мы знаем, что гном к нам один не приходит, а приходит со своими друзьями – звуками и буквами .

    (выставляется картина с изображением Гнома Знайки – см. приложение 1) .

    Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами - волшебная зеленая дверь в страну АБВГДейку . Сегодня Знайка опять приглашает нас в гости в эту удивительную страну , там мы встретимся с новой буквой , познакомимся с ней поближе, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы. Но чтобы попасть в эту страну надо правильно ответить на мой вопрос и перешагнуть через вот эту зеленую черту

    Это кто стоит, грустит? У кого там кислый вид?

    Эй, ребята, не зевай, на вопрос мой отвечай :

    Какая хищная рыба водится в реке? (щука)

    Как называется детеныш собаки? (щенок)

    Как называется суп с капустой? (щи)

    Чем чистят одежду и обувь? (щеткой)

    Чем защищались воины в старину? (щитом)

    Что отлетает, когда рубят дрова? (щепки)

    Чем захватывает добычу осьминог? (щупальцами)

    Как называется певчая птичка с пестрыми перьями? (щегол)

    3. Дидактическая игра «Здравствуй, звук .

    – Молодцы. Кто скажет, какой первый звук во всех названных вами словах?

    – Правильно. Сегодня мы с вами будем учить новый звук [щ] . Посмотрите все на меня. Возьмите зеркала, произнесите звук [щ] . (дети берут индивидуальные зеркала) .

    В каком положении находятся губы во время произнесения звука [щ] ?

    – Губы «окошком» .

    – Какую форму принимает язык?

    – Язык в форме чашечки.

    – А при произнесении каких еще звуков язык принимает форму чашечки?

    – Все эти звуки – шипящие , звук [щ] тоже шипящий .

    4. Дидактическая игра «Что за звук ? Расскажи» .

    Звук [щ] согласный или гласный?

    – Согласный.

    – Как определить?

    – Воздух встречает преграду. Его нельзя пропеть.

    Звук [щ] звонкий иди глухой?

    – Глухой.

    – Как проверить?

    Звук [щ] твердый или мягкий?

    – Мягкий.

    – Ребята, запомните, что звук [щ] всегда мягкий , у него нет твердого братца. Как мы будем обозначать звук [щ] ?

    – Зеленым квадратом без колокольчика.

    – Кто даст характеристику звука [щ] ?

    Звук [щ] согласный , глухой, мягкий.

    5. Дидактическая игра «Веселая щетка» .

    – А сейчас я буду произносить двустишие, а вы повторяйте за мной последний слог.

    Щ – метем мы мусор щеткой,

    Произносим звуки четко :

    Вычистим любую вещь,

    Пропоют нам щетки – ЕЩ.

    Ещ-ещ-ещ-ещ.

    Что почистить вам еще?

    Спросят щетки маму – ЩЁ.

    Щё- щё-щё-щё.

    Вещь для чистки поищи.

    Повторяют щетки – ЩИ.

    Щи- щи-щи-щи.

    Станет чистым мамин плащ.

    Щетки звонко чистят – АЩ.

    Ащ- ащ-ащ-ащ.

    Ни соринки на плаще.

    Щетки так довольны – ЩЕ.

    Ще- ще-ще-ще.

    6. Дидактическая игра «Давайте познакомимся» .

    Звук мы слышим и произносим, а чтобы «увидеть» звук , что нужно сделать?

    – Записать его, написать букву .

    – Правильно. Давайте повторим, как связаны между собой звуки и буквы . (выставляется сюжетная картина – см. приложение 2) . Звуки мы слышим и произносим. буквы мы видим , читаем и пишем, а также можем нарисовать их.

    Звук [щ] обозначается буквой Щ . Эта буква обозначает только один мягкий звук .

    – Это буква Щ . На что она похожа?

    – Дети предлагают варианты.

    Логопед демонстрирует картинки и читает текст.

    На расческу Щ похожа.

    Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан) .

    Щ – играющий щенок.

    Кверху лапками он лег. (Г. Виеру) .

    Буква Щ поможет нам

    Чистить зубы по утрам. (В. Степанов) .

    Щ, по просьбе овощей,

    Рвет щавель для кислых щей. (Н. Толоконников) .

    (с опорой на соответствующую картинку, см. приложение 3) .

    – На какие буквы похожа буква Щ ?

    (Логопед уточняет , чем отличается буква Щ от названных букв ).

    – Верно. А из каких частей состоит буква Щ ?

    – Три длинных вертикальных палочки, одна длинная горизонтальная, одна короткая вертикальная.

    – Порядок написания буквы Щ такой : (демонстрация по картинке ) . (см. приложение 4) .

    – Сейчас указательным пальцем пишем букву в воздухе вместе ; теперь в воздухе сами; теперь на столе; на спине у соседа.

    – Теперь давайте выложим букву на фланелеграфе . Кто пойдет выкладывать букву ? А все остальные выкладывают букву Щ у себя на столах из палочек и косточки.

    Давайте поселим эту букву в наш дом букв .

    7. Динамическая пауза.

    – А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом. Я буду бросать вам мяч и произносить слово, а вы замените в этом слове первый звук на звук [щ] и произнесите получившееся слово.

    Кепка… (щепка,

    кит… (щит,

    мель … (щель,

    тетка … (щетка,

    река … (щека,

    венок … (щенок,

    полка … (щелка) .

    – Молодцы. Продолжаем занятие .

    8. Дидактическая игра «Где спрятался звук .

    – Внимательно посмотрите доску (вешается перфокарта см. приложение 5) . В названии каких предметов есть звук [щ] ? Я отмечу эти предметы. Скажите, где находится звук [щ] в названии картинок верхнего ряда?

    – В конце слова.

    – Где находится звук [щ] в названии картинок среднего ряда?

    – В середине слова.

    – Где находится звук [щ] в названии картинок нижнего ряда?

    –В начале слова.

    – Переворачиваем лист. Соединяем точки, повторяя порядок написания буквы Щ . Молодцы, вы нашли все предметы со звуком [щ] и получилась буква Щ .

    9. Дидактическая игра «Найди букву Щ » .

    – Возьмите со стола листок. Переверните его. Ваша задача – обвести ТОЛЬКО правильно написанные буквы Щ . (Посмотрите еще раз, как правильно пишется буква Щ ) . (см. приложение 6) .

    10. Дидактическая игра «Найди и назови» .

    – Посмотрите внимательно на картину. Кто назовет предметы, изображенные на этой картине, в названии которых есть звук [щ] ? (см. приложение 7) .

    – Овощи, ящик, лещ, щука, плащ, роща, щенок, щавель, ящерица, щегол, щенок, щепки, удилище.

    – А теперь придумайте предложение с этими словами.

    (Дети придумывают предложения) . Таня держит ящик с овощами. И т. д.

    11. Итог. Рефлексия.

    На этом наше путешествие с Гномом Знайкой подходит к концу. Оно было интересным и познавательным. До свиданья, АБВГДейка ! До следующего свидания! Но чтобы выйти через волшебную дверь каждому из вас придется вспомнить и назвать слово со звуком [щ] , чтобы дверь открылась. (Дети, подходя к двери, называют слово и проходят обратно в волшебную дверь. Звучит музыка В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка » )

    – Вот мы и вернулись в нан детский сад. О каком звуке мы с вами сегодня говорили?

    – О звуке [щ] .

    – Какой буквой он обозначается ?

    Буквой Щ .

    – Какой игры Гнома Знайки вам понравились больше всего?

    – …. (ответы детей)

    Занятие окончено .

    Самоанализ.

    Было проведено фонетическое занятие с элементами грамоты .

    Поставленная цель соответствует заявленной теме. Ход проведения занятия соответствует намеченному плану. Все структурные части занятия были проведены .

    Занятие построено по основному принципу коррекционного обучение : от простого – к сложному. Содержание занятия соответствует уровню знаний, умений и навыков, а также опыту детей данной группы. Материал подобран с учетом логической последовательности и его усложнения.

    По ходу занятия проводилась своевременная смена видов деятельности.

    Контакт с группой был установлен. Речь логопеда была доступной , интонированной, выразительной, но следует отметить некоторую замедленность речи, несколько заниженный темп. Присутствовал контроль за речью детей, но следует обратить внимание на равномерность распределения внимания на всех детей группы.

    Дети были включены в процесс, заинтересованы, активно работали на занятии .

    Поставленные цели были достигнуты. Логопед удовлетворен проведенным занятием .

    Литература :

    1. Куликовская Т. А. логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации зв2уков у детей : пособие для логопедов и родителей . – М.: Издательство «ГНОМ и Д» , 2008 г. – 128 с.

    2. Светлова И. Е. Домашний логопед . – М., ООО «Издательство «Эксмо» , 2004 г. – 250 с.

    3. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника . Трудные звуки . Грамматика в картинках . Звуки Ш-Ж . для детей 4-6 лет. – Спб.: «Издательский Дом «Нева» , 2003 г. – 64 с.

    Занятия по развитию речи в подготовительной группе

    «Знакомство со звуком, буквой Щ»

    Учитель-логопед

    ГБДОУ детский сад № 94

    компенсирующего вида

    Невского района Санкт-Петербурга

    Общеобразовательные

    1.Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить , дать характеристику звука.

    2.Упражнять в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, подбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

    3.Закреплять умение определять место звука в слове.

    4.Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

    5.Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

    6.Познакомить с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов, читать слова и предложения.

    Коррекционные:

    1.Развивать тический слух.

    2.Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

    2.Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

    Ход занятия

    1.Предложить детям послушать стихотворение А. Барто «Щенок» и определить, какой звук чаще других в нем слышится.

    Щенок такой тщедушный был!

    Его я щами все кормил.

    От ЗЛЮЩЕЙ СТУЖИ ЗАЩИЩАЛ,

    Щенок от радости пищал,

    Еще бы! Он счастливым рос.

    Теперь мой щен не щен, а пес.-

    Настоящий.

    2.Упражнение «Звук [Щ] ».

    Произнести звук перед зеркалом, уточнить его артикуляцию. Дать характеристику звука.

    3.Упражнение « Где звук?»

    (У детей картинки:щавель, площадь, щука, щека, щит, плащ, овощи, и др.

    Предложить назвать, что на них изображено, и определить позицию звука «Щ».

    4.Прослушайте скороговорку и скажите, сколько раз в ней повторяется звук «Щ»?

    Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5).

    Кто щиплет щетку? (Щенки).

    Сколько их? (2).

    Как они щиплют щетку? (Щека к щеке).

    Где они ее щиплют? (В уголке).

    Повторите скороговорку целиком.

    5.Физминутка.

    Мы работали, устали,

    А сейчас, ребята, встали.

    Руки вверх скорей подняли,

    В стороны,

    Вперед, назад.

    Повернулись влево, вправо,

    Поднимите дружно плечи,

    Чтоб работать было легче,

    А сейчас вперед прогнитесь

    И носка рукой коснитесь.

    Сели мы за парты смело,

    Надо нам продолжить дело.

    6.Я слышу, как ветер доносит звуки. Соберите из них слово. Будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

    (О, В,Щ, И)-…овощи

    (Х, И,Щ, И,К0…-хищник

    (Щ, И,Ц, Ы)…щипцы

    7. Упражнение «Новая буква».

    Предложить рассмотреть букву.

    На что похожа эта буква?

    А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

    8.-Какие слова можно составить из следующих букв?

    а, щ,о, р – роща

    а, щ,п, а-пища

    щ, а,г, у-гуща

    Обратить внимание, что после Щ пишется А. Вывод: в слоге ЩА пишется буква А.

    а, у,к, щ-щука

    у, щ,т, а-тащу

    Обратить внимание, что после Щ пишется У. Вывод: в слоге ЩУ пишется буква У.

    9. Упражнение: Назови картинки. (Щука, площадь, щупальца, щавель, роща)

    Напиши название картинок в заданном схемами порядке.

    10.Упражнение: «Придумай предложение»

    Попросить детей придумать предложения с каждым из этих слов.

    11.Итог занятия.

    Продолжите мои высказывания:

    Сегодня мы изучали звук….

    Этот звук….

    Я могу назвать слова, содержащий этот звук…

    Звук Щ на письме обозначается буквой…

    Слог ЩА мы пишем с гласной…

    Слог ЩУ мы пишем с гласной….

    Сегодня у меня хорошо получилось….