История с Ильей Колмановским обнажила старую и давнюю болячку - положение учителей в России, которое полностью зависит от воли школьной администрации.

Учитель в России малообеспечен и феноменально бесправен: его личные возможности невероятно малы, он не может даже бороться с явными перегибами в школьной программе. Прибавьте к этому необходимость заполнять разное количество ненужной документации и отчетности - и получите невероятную легкость в манипулировании учителями.

Учитель фактически не имеет никакого права участвовать в политической жизни страны, потому что, если администрация узнает, это может стать явным поводом для возмущения с ее стороны.

(Мне повезло, что к моей оппозиционности деятельности руководство «Золотого сечения», где я работаю, относится с пониманием. Но это еще потому, что, как многократно проверено, я никогда не занимаюсь политической пропагандой. Я даю только литературу XIX-XX веков.)

При этом профессиональная солидарность в учительской страте тоже низка - у нас нет внятного движения учителей по защите школьного образования, нет партии учителей, хотя давно ведется работа по ее созданию. Причина все та же - бесправие и покорность .

Учителя не чувствуют себя защищенными и думают: вот вступлю в партию, а директор скажет: «Это что еще здесь за партийная деятельность у меня? Твое дело - "лошадка, везущая хворосту воз"».

В результате в школах работают учителя без мировоззрения, что является полнейшим абсурдом, поскольку именно мировоззрение учителя - та сетка координат, в которой он размещает учебные материалы. Нельзя, не имея убеждений, преподавать ни историю, ни историю религии, ни историю науки, которую преподает Колмановский, и уж тем более заниматься популяризацией науки. Про литературу я вообще молчу, потому что русская литература всегда была идеологизирована . И если у учителя нет своей точки зрения на главные вопросы современности, чему он научит школьника?

Но это, похоже, никого не беспокоит: сегодня в России учителя можно выгнать только за то, что его взгляды не совпадают со взглядами начальства. А между тем учителя во все времена в России были передовым отрядом борцов, они всегда были прогрессивны, давали детям разброс мнений, учили их думать. Достаточно вспомнить роман Александры Бруштейн «Дорога уходит вдаль», автобиографический роман Маршака о его гимназических годах или «Кондуит и Швамбранию» Льва Кассиля. И дети любят именно тех учителей, которые говорят с ними о насущном.

Что касается причины этой истории, то лично я не очень понимаю, почему сегодня гей-движение оказалось в таком центре внимания. И здесь, скорее, соглашусь с Артемием Троицким, который убежден, что эта история - дымовая завеса, призванная отвлечь внимание от серьезных и малоприятных экономических преобразований, которые, по всей видимости, останутся в тени, пока все будут спорить о геях.

Но ведь не эта проблема главная сегодня в России, потому что в России вообще нет толерантности ни к чему - не только к геям. Проблема в том, что в нашей стране трудно чем-то отличаться, даже не от массы (масса пестра и разнообразна), а от навязанного сверху типажа. И мы прекрасно понимаем, как выглядит этот типаж - самодержавно-православно-народный фанатик нынешней власти. Все должны быть такими. И еще чтобы побольше рожали. Хотя что здесь делать этим новорожденным и какова будет их дальнейшая судьба, не ясно.

Понятно, что закон, несмотря на всю его бессмысленность, примут, и в обществе будут нарастать гомофобные настроения.

Но так же понятно, что учитель имеет право в свободное от работы время ходить на какие угодно пикеты, которые отвечают его убеждениям. В этом нет ничего противозаконного. Тем более если у учителя хорошие профессиональные показатели: дети имеют хорошую успеваемость и демонстрируют знание материала (а это всегда легко проверить, дав ученикам контрольную работу или придя с комиссией на его уроки).

Эта же комиссия может проверить, что он говорит на своих уроках, чему учит детей . И поверьте, если бы он «что-то не то говорил», дети бы обязательно донесли. Потому что даже среди очень хороших детей в элитной школе всегда найдется один доносчик, которому очень нравится быть неуязвимым и, таким образом, контролировать учителя .

(Широко известен случай, когда мальчик, получивший плохую оценку, оклеветал учителя, назвав его педофилом, после чего два года разбирались. Слава богу, разобрались.) Так что, если бы Колмановский делал бы что-то не так, об этом было бы уже известно. Но к нему нет профессиональных претензий, он хорошо работает, значит , в свободное от школы время, действуя строго в рамках Конституции, он волен совершать абсолютно что угодно: ходить на митинги, смотреть те или иные фильмы, жениться и разводиться, потому что это все его личное дело, не имеющее отношения к профессии.

О Колмановском волноваться не стоит: такие учителя, с таким бэкграундом на дороге не валяются. Я уверен, что найдется смелый директор, который позовет его работать. И школа, в которой он будет работать в результате, останется в выигрыше: как говорил Беня Крик, «дело, к которому я прибьюсь, только выиграет ». А вот о других учителях, которые боятся высказать детям любое свое мнение - «вдруг начальство будет недовольно?», - я бы побеспокоился. Потому что в результате вместо ищущих и думающих людей мы будем получать детей, нашпигованных пропагандой не самого лучшего сорта.

Дмитрий Быков

15.06.2007

В возрасте 7-9 лет у школьников, как правило, хорошие отношения с учителем.Ребёнок с радостью, открыто общается с ним. Делится своими детскими тайнами.Учитель для него авторитет. И такие отношения очень важны как для ребенка, так и для педагога. Однако родители детей этого возраста, знают, что в школе между их детьми и учителем случаются конфликты. Причины конфликтов могут быть различными. Это и чрезмерная строгость педагога, шалости ребенка, не выполнение им каких-то заданий. Конфликтные отношения могут быть вызваны завышенными требованиями к ребенку, как со стороны родителей, так и со стороны педагога. Требования такого характера вызывают у ребенка постоянное чувство <неуспешности>. Появляется эмоциональное напряжение, тревожность в отношениях с учителем.

Какова бы не была причина конфликта, разрешение ситуации зависит от того, как поведут себя взрослые.

Дети по-разному реагируют на конфликт с учителем. Но в этом возрасте, ребенок редко решается открыто выразить свой протест взрослому. Просто меняется поведение ребенка. Малыш может стать замкнутым, встревоженным, неохотно говорить о школе. Возможна и другая реакция ребенка на конфликт. Она проявляется в его агрессивном поведении, в чрезмерной активности на уроке, в основе которой не столько желание ответить урок, сколько быть замеченным учителем. Очень важно эти изменения не оставить без внимания.

Конфликт ребенка с учителем нередко вызывает у родителей чувство растерянности. Возникает вопрос <Что делать? На чью сторону встать?>

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

    Если вы заметили, что ваш малыш стал замкнутым, встревоженным, неохотно говорит о школе или отказывается идти в школу, жалуясь на то, что у него болит голова, живот. Причиной может быть конфликт ребенка с учителем. Прежде успокойтесь сами. Отнеситесь к конфликту как к жизненной ситуации, в которой вашему ребенку предстоит научиться отстаивать свое мнение, получить опыт разрешения конфликтов. Этот опыт в старшем возрасте будет необходим ребенку при выстраивании своих отношений в общении. Но сейчас ваш ребенок нуждается в помощи взрослых.

    Внимательно выслушайте своего малыша. Не пытайтесь вызвать у ребенка чувство вины, даже если вы поняли, что в конфликте он виноват сам. Малыш ждет от вас помощи, а не обвинений.

    Поддержите его словами <: я сожалею о случившемся:, сочувствую тебе:>. Ребенок почувствует, что он не одинок, в трудной для него ситуации.

    Даже если вы усомнились в правильности действий педагога, желательно не говорить с ребенком и при ребенке о ваших сомнениях. Для него очень важен авторитет учителя.

    Чтобы прояснить ситуацию постарайтесь встретиться с учителем, заранее договорившись о встрече. Если вы придете неожиданно, педагог может быть занят или не готов к серьезному разговору с вами.

    Желательно не начинать общение с педагогом с предъявления ему претензий. Он, как и вы, огорчен случившимся. Обязательно скажите учителю о переживаниях ребенка и своих переживаниях по поводу произошедшего. Обсудите c учителем пути выхода из конфликтной ситуации. За этим вы и пришли к учителю. Помогите ребенку и учителю восстановить хорошие отношения.

    Если вам не удается изменить создавшееся положение, ситуация усложняется, тогда желательно обратиться к специалисту.

На конфликт с учителем ребенок может отреагировать не только подавленным состоянием, но и повышенной активностью в школе. Малыш разными способами стремится привлечь к себе внимание педагога: то на уроке выкрикивает с места, то постоянно предлагает учителю помощь. Так он пытается вернуть расположение учителя.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

  • Очень важно показать ребенку, что вы его заметили. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.
  • Можно дать ему поручение (вытереть доску, собрать тетрадки). Для ребенка это будет знаком вашего доверия.
  • Если причиной такого поведения ребенка является недавний его конфликт с учителем, то желательно после уроков наедине побеседовать об этом с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности ребенка.
Очень важно показать ребенку, что вы его заметили. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.

Инструкция

Защитить права учителя поможет конституция РФ, Уголовный, Гражданский и Трудовой РФ. Вы легко будете противостоять незаконным действиям, как руководства, так и родителей, если будете знать свои права.

Мягко и тактично, опираясь на трудовое законодательство, пресекайте любые попытки навязать вам дополнительные обязанности. Старайтесь избегать устных решений и обещаний, оформляйте все свои решения письменно, по возможности оставляйте у себя их копии. Если директор или вынуждает вас взять , обратите внимание начальство на то, что постановление № 854 Правительства РФ от 30.12.2005 дает вам право отказаться от него как по личным, так и по профессиональным причинам.

Если вас оскорбил кто-то из учеников или родителей учащихся, то вы, руководствуясь статьей 130 УК РФ, имеете право подать иск о защите чести и достоинства. Как компромисс в этой ситуации вы можете принять публичные извинения обидчика.

В случае если родители ваших учеников распространяют о вас заведомо ложную или крайне искаженную, пророчащую вас информацию, то вы можете отстаивать свои права в суде. Закон (а именно статья 129 УК РФ) на вашей стороне.

Но помните, что перед подачей искового заявления стоит попытайться мирно решить проблему. Если это вам не удалось, предупредите потенциального ответчика о том, что собираетесь подать на него суд. На патологически неуравновешенных личностей это вряд ли подействует, а вот человек, дорожащий своей карьерой и репутацией, может пойти на мировую.

Учитывайте также возможность подачи встречного иска о неправомерности ваших действий. Наиболее распространенной причиной является ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (необъективное выставление оценок, нарушение прав ребенка и т.д.). Для того чтобы взвесить все «за» и «против» проконсультируйтесь с .

Статья 12 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) устанавливает определённые способы защиты гражданских прав физических лиц – граждан, и юридических лиц – организаций:

Инструкция

Признание права . Такой способ реализуется путём предъявления иска в суд. Например, при необходимости признать право собственности на вещь, имущество, возникшее в силу приобретательной давности ( 234 ГК РФ).

Восстановления положения, существовавшего до нарушения права , и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. К примеру, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (ст.60 Земельного кодекса РФ – ЗК РФ). Та же статья ЗК РФ устанавливает, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, а также иными указанными в статье путями.

Признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности; применение последствий недействительности ничтожной сделки. Этот способ защиты гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Заинтересованное лицо, указанное ГК РФ, вправе обратиться в суд за признанием сделки недействительной по основаниям, установленным ГК РФ. Например, когда полномочия лица на совершение какой-то сделки ограничены договором, и при совершении сделки лицо вышло за пределы этих ограничений, то суд может признать . С иском об этом может обратиться лицо, в интересах которого установлены ограничения, в тех случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях (статья 174 ГК РФ). Сделки, недействительность которых подлежит установлению в суде, оспоримыми.Сделки, которые являются недействительными вне зависимости от признания их таковыми судом, называются ничтожными (статья 166 ГК РФ). Требование о применении последствий ничтожной сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом. Также суд может применить такие последствия и по собственной инициативе.

Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Ненормативный акт государственного органа, органа местного самоуправления, а в установленных законом случаях также нормативный акт, не соответствующие закону, иным правовым актам и нарушающие гражданские права и законные интересы гражданина (или юридического лица), могут судом недействительными. В этом случае нарушенное право подлежит восстановлению или защите другими способами, предусмотренными статьёй 12 ГК РФ (статья 13 ГК РФ).

Самозащита права . Другими словами, закон признаёт за лицом право собственными действиями защищать свои права . Так, например, если собственник садово-огородного участка обнаружил, что сосед поставил с заходом на его территорию, он может в любой момент такой забор с территории своего участка демонтировать. При этом, как предусматривает статья 14 ГК РФ, способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. То есть, если тот же сосед, например, будет выяснять отношения с нарушителем кулаками и причинит ему телесные повреждения, он превысит допустимые границы самозащиты права .

Присуждения к исполнению обязанности в натуре. Здесь речь идёт о тех случаях, когда, в противоположность денежному возмещению, суд возлагает на ответчика совершения определённого действия в пользу истца, часто такой способ защиты связан с передачей индивидуально- определённой вещи (конкретный земельный надел, картина известного художника), представляющей ценность для истца.

Возмещение убытков и 8) взыскание неустойки. Эти способы защиты могут быть реализованы лицом как с помощью суда, так и во внесудебном порядке. Например, лицо – сторона по договору может требовать от другой стороны возмещения убытков и взыскания неустойки в случаях, предусмотренных договором, в претензионном порядке.

Очень часто гражданам для восстановления справедливости приходится обращаться за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность. Также существует возможность защитить свои права путем обращения с жалобой, ходатайством к руководству учреждения, сотрудники которого эти права нарушают. Целесообразно прибегнуть и к помощи специализированной права человека порядок

Инструкция

Определите среднедневной заработок педагога, после чего умножьте его на количество дней в отпуске. При полностью отработанном расчетном периоде в размере 12 календарных месяцев необходимо разделить начисленную за расчетный период зарплату на среднемесячное количество календарных дней, чтобы вычислить среднедневной заработок.

Обычно за среднее количество дней в месяце берут число 29,4. В зависимости от вида образовательного учреждения, наименования должности работника и других факторов продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска учителей может составлять от 42 до 56 календарных дней.

При расчете среднего заработка учтите все выплаты, предусмотренные государственной системой законодательства в данной сфере. Нужно учитывать зарплату, начисляемую педагогам по окладам; зарплату преподавателей учреждений среднего и начального профессионального образования; доплату за преподавательские часы сверх установленной годовой учебной нагрузки; доплаты и надбавки к должностным окладам за выслугу лет, профессиональное мастерство, ученую степень или звание, совмещение должностей, классное руководство, а также предусмотренные премии и вознаграждения. Кроме того, включите в расчет среднего заработка доплату за проверку письменных работ, районный коэффициент и заведование учебными кабинетами (мастерскими, лабораториями).

Права ребенка

При рождении ребенок имеет правоспособность по гражданскому праву, то есть имеет право на получение имени, фамилии и отчества, а также имеет право проживать и воспитываться в семье, зная родителей, которые будут защищать его права и законные интересы.

На имя ребенка можно открыть счет в банке.

В возрасте полутора лет ребенок имеет право на посещение яслей. По достижении трех лет может ходить в детский сад. При исполнении шести лет ребенок имеет право ходить в школу и заключать небольшие бытовые сделки, которые не требуют нотариального удостоверения.

При исполнении десяти лет гражданин может давать согласие на замену имени или фамилии; может выразить свое мнение о том, с кем из родителей при расторжении брака в суде захочет проживать.

По достижении четырнадцати лет ребенок имеет право , работать в специально предназначенных для этого местах, сам распоряжаться собственным заработком и многое другое.

При исполнении пятнадцати лет ребенок может устроиться на работу. При возрасте 16 лет несовершеннолетний может вступить в брак при разрешении органов местного самоуправления и при наличии .

Методы защиты прав ребенка

Прежде всего, необходимо отметить, что права ребенка могут защищаться любым способом, который в свою очередь не законом. Даже ребенок может самостоятельно пробовать защищать свои права.

В России существует право несовершеннолетнего на защиту адвокатом. Самым универсальным способом защиты прав ребенка является обращение за помощью к квалифицированным правозащитным организациям.

При вопросе о том, может ли ребенок, права которого были нарушенными, принудить обидчика прекратить нарушение его прав или же восстановить нарушенные права, при этом не прибегая к обращению за помощью в правоохранительные органы или суд, знайте, что это возможно. Данное действие определяется как самозащита гражданских прав.

Эта возможность предоставлена каждому человеку, но сам способ самозащиты, прежде всего, должен быть соразмерным с нарушением и ни в коем случае не выходить за пределы действий, принятых для прекращения нарушения.

Зачастую трудно проводить грань, которая разделяет самозащиту гражданских прав и начало самоуправства. Отличительной чертой самоуправства является то, что ребенок начинает действовать, нарушая порядок, который установлен любым законом.

Необходимо отметить, что зачастую судебная процедура защищает права ребенка на цивилизованном уровне. Но при судебном разбирательстве нужно действовать в соответствии с установленными законами.

Видео по теме

Чувство безопасности на уроке, когда тебя не дергают, не унижают, не «подлавливают», не нарушают личные границы, отмечается детьми при опросах как главное условие их благополучного пребывания в школе и успешности обучения. Трудно представить себе, что этот необходимый ребенку комфорт обеспечит учитель издерганный, униженный, голодный, усталый, больной. Нет, конечно, отдельные святые люди найдутся. Люди со сверхъестественным самоконтролем. Но в массе — ​нет.

Право — ​это фактор, обеспечивающий безопасность и следование общественному договору. Когда-то мы провозгласили Россию правовым государством. Но, если заглянуть в школу, то там по-прежнему царит бесправие. Принуждение по старинке является принципом управления российской школой. Идет ли речь о всероссийских контрольных для учителей или о профосмотрах, об аттестациях или новых учебниках, об оплате труда или о дополнительной работе, о чем угодно, — ​нигде нет строгого следования закону, нигде нет обеспечения прав учителей, а зачастую и прав учеников.

Вот пример. Не так давно в СМИ была опубликована информация о том, что учителя 15 регионов России выразили согласие на проведение контрольных работ для учителей, начиная с 1 сентября 2017 года. Слово «согласие» здесь ключевое. Потому что никаких законных оснований для такого мероприятия нет. По закону знания учителя контролируются вузовскими комиссиями, выдающими дипломы, экспертными комиссиями, проводящими переаттестацию не реже, чем раз в пять лет, преподавателями курсов повышения квалификации не реже, чем раз в три года. О контрольных в законе ничего не сказано. То есть это сугубо добровольная индивидуальная форма контроля. Однако кто же взял на себя миссию от имени учителей 15 регионов выражать согласие на ее массовое проведение? Как это согласие было получено? На этот вопрос слышно только молчание. Почему можно взрослого человека выдернуть из трудового процесса, затратить его время (рабочее или личное, уже не важно, ибо одинаково плохо), добавить ему стресса и, разумеется, никак не компенсировать? Это риторический вопрос, ибо таковы будни системы образования.

Такую же цену имеют рапорты в СМИ, что учителям производится оплата работы на ЕГЭ — ​по закону отдельная работа, совершаемая сейчас большинством почему-то бесплатно. Такую же цену имеют цифры средней зарплаты. Умалчивается, что в одной и той же школе директор может получать 150-200 тысяч, а начинающий учитель 15-20. Вот и считайте среднюю. А позволяет это делать так называемая новая система оплаты труда (НСОТ). По закону каждый учитель имеет право знать школьное положение об оплате труда. Но фактически добиться ознакомления с этим документом крайне трудно.

Неправовой характер носит процедура аттестации. Не буду говорить об этом сухо, приведу эмоциональное высказывание нашей коллеги:

— То, как проходит аттестация, — ​не стимулирует учителей развиваться, а, наоборот, низводит учителя до уровня безмозглого чиновника. Курсы по повышению квалификации — ​абсолютная профанация! Хожу на них уже 17 лет и вижу одно — ​эти курсы существуют для «кормления» чиновников, которые отупели и ничего не могут дать нам, работающим учителям. Очередная аттестация — ​курсы предлагают платные. При зарплате 30 тысяч — ​примерно 4-6 тысяч я должна заплатить чиновникам как «откат» за право работать и получать на 2 тысячи больше в месяц.

Добавлю, что чиновники, а вслед за ними и директора школ, буквально выкручивают руки учителям, заставляя аттестовываться. Ведь аттестация в том виде, как она сегодня устроена, необычайно выгодна чиновникам.

Аналогично обстоят дела с так называемым обсуждением новой системы учительского роста (НСУР). Вызывающая недоумение учительского сообщества эта «система» назначена к «обсуждению» в ограниченный срок и во время летних каникул. На самом деле она будет принята такой, какой выгодна чиновникам. Итогом будет коллективная безответственность за результаты обучения отдельного ребенка, подобно тому, как сейчас коллективно безответственна районная поликлиника за здоровье отдельного пациента.

Ложь пронизывает всю школьную реальность. Нельзя ставить две двойки подряд, надо «закрывать» двойку «положительной» оценкой. В результате «рисуются» тройки, не расследуются и не диагностируются вовремя трудности детей, нарастает снежным комом неспособность отдельного ребенка успеть за классом. Надо без конца отчитываться об «инновациях», делая уроки противоестественными, неинтересными и бессмысленными. Надо изображать «проектную деятельность» даже там, где царствует казарменная дисциплина, и потому никакая инициатива у детей просто не может появиться. Надо лгать в отчетах, лгать на открытых уроках, лгать устно и письменно. Это постоянное принуждение ко лжи не только мешает адекватно разбираться в детских и подростковых проблемах. Оно разрушает личность и учащего, и учащегося.

В русском языке слова «право» и «правда» одного корня. Ольга Юрьевна Васильева, министр образования, должна это знать и как гуманитарий, и как верующий человек. Очень бы хотелось надеяться, что она захочет вычистить эти авгиевы конюшни. Иначе я бы посоветовала российским гражданам учить детей дома.

Марина Балуева

Я начну с небольших зарисовок из жизни современной средней школы, сделанных учительницей, несколько лет посещавшей мои семинары и лекции.

"Я работаю в начальной школе 17 лет. Школьный учитель в своей деятельности соприкасается с коллективом детей-учащихся, их родителей и коллективом учителей. Самое лучшее, что есть в школе, - это дети, особенно маленькие. У меня учились и дети с повышенной моторикой, с проблемами в нервной системе. Бывало, уставала, но никогда не было, чтобы дети выбивали из колеи, опустошали. Учительский коллектив в основном женский. Бывают пересуды, сплетни. Однажды завуч средней школы сказала, что родители моего класса жалуются, что я много задаю, особенно из детского фольклора. Я спросила: "Почему из них никто не подошел ни ко мне, ни к моему начальнику - завучу по начальным классам?" Чтобы выяснить это недоразумение, я решила собрать родительское собрание. Завуча средней школы тоже попросила прийти. Она сначала согласилась. Через 10 минут она сказала, что у нее этот день - методический. Я сказала, что перенесу собрание. Тогда она покраснела как рак и, чуть не плача, сказала, что я ее хочу прижать к стенке. Я решила не обострять отношения. Это ей было уроком. (Позже я выяснила, что она хранила долгие годы на меня обиду за то, что я в самом начале своей работы не смогла солгать, когда надо было сказать, что она не таскала за ухо одного ученика.) Так я защитилась, нападая.

Но хуже всего - это родители, постоянно обращающиеся с претензиями. Мало кто из них занимается воспитанием своих детей, а виноватых ищут в школе. Я старалась всегда быть подальше от них.

Мальчик стал получать двойки: не делал домашние задания и др. Мама пришла и сразу начала с претензий, что я ставлю ему "2" и "3" из-за того, что она не навещала меня в больнице, когда мне вырезали аппендицит. Я ответила, что, по-видимому, она сама вела бы так себя, а мне даже в голову такое не приходило. Надо ребенка контролировать и, если надо, помогать.

Девочка постоянно опаздывала на 1 урок. Несколько раз вызывали папу. Один раз он вдруг перешел на "ты" и сказал, что встретит после школы, и мне будет хуже. Я была совершенно спокойна. И сказала, что угроз его не боюсь.

Другой папа терроризировал родительский комитет из-за финансовых трат. Меня эта ситуация тоже истощала. Как только волевым усилием, самовнушением я достигла спокойствия в этом вопросе - ситуация улучшилась.

Однако одна моя знакомая учительница все же сумела привлечь на свою сторону отца ученика, доказав ему, что при таком отношении к учебе сын никогда не сможет принять руководство отцовской фирмой. На слова отца, что сейчас можно руководить и без образования, она сказала ему, что все-таки без образования сын сможет в лучшем случае работать у него же охранником. Ее неожиданно поддержала мать, и сына удалось приструнить".

Профессия учителя становится все более экстремальной по многим причинам. Не последнюю роль играет материальное положение российских учителей. Незначительное повышение зарплаты отстает от темпов инфляции, роста цен и общего падения уровня жизни. Нищий человек, за исключением таких экзотических вариантов, как ритуальная нищета юродивого или дервиша, не может быть ни счастливым, ни гармоничным, ни защищенным. Однако в данном случае мне хотелось бы остановиться не на самоочевидной проблеме социальной защищенности учителя, а на психологических сложностях его работы. Главные травмы современный учитель постперестроечной эпохи получает:

от все более дерзких учеников, не желающих учиться и соблюдать даже минимальную дисциплину на уроках (особенно это касается детей богатых родителей, относящихся к учителям с прогрессирующей небрежностью); от их родителей, бездумно критикующих учителей в присутствии детей и тем самым роняющих авторитет педагогов, воспринимающих учителей как второсортную прислугу (больше всего здесь преуспели богатые родители, детям которых ставить двойки и тройки для учителей делается просто опасным): от школьного и районного начальства, как и в советское время достающего учителей проверками, чрезмерно жестким контролем и опекой: от коллег, интригующих в борьбе за место под солнцем против любого учителя, который хоть в чем-то выделяется из общего фона.

Методы защиты от весьма чувствительных психологических ударов, переполняющих деятельность педагогов в школе, начинаются с ответа на вопрос, а свое ли, вообще, место занимает учитель. Люди, внутренне робкие, некоммуникабельные, психологически пасующие против той трудноуправляемой стихии, которая плещется в душах детей и подростков, на мой взгляд, должны очень серьезно задуматься, должны ли они работать в школе. Дети - прекрасные психологи, почти мгновенно чувствуют человеческую фальшь. Нелюбовь к детям - это не всегда проявление душевной черствости и откровенного своекорыстия, это еще и внутреннее стремление избежать полноценного контакта с детской стихией из страха оказаться несостоятельным. Потому задумайтесь, любите ли вы этот детский мир или нет, тем более что он ежедневно приносит вам все новые проблемы? Готовы ли вы во имя идеи и ведомые чувством любви терпеть периодически получаемые удары? Или боль от ударов для вас перевешивает все высокие соображения? Сложность работы с детьми заключается в том, что против них сложно применять какие-либо специальные методы защиты - это очень хорошо чувствуется и стопроцентно вызовет детскую неприязнь к вам. С другой стороны дерзкие выходки подростков требуют от учителя исключительной внутренней уверенности в себе, которую он должен культивировать внутри себя и демонстрировать вовне. Постарайтесь победить в себе страх показаться смешным и слабым и не идите на поводу как у распоясавшегося класса, так и у отдельного хулигана. У вас немного рычагов прямого воздействия на ребенка, но если включите все их в ход (оценка, разговор с родителями, публичное наказание) и зарядите энергетикой собственной силы, авторитета и обаяния, ваши шансы победить маленькое, излучающее вредность существо существенно возрастают. Для повышения собственной защищенной силы педагог, тем более имеющий проблемы в этой области, должен работать над несколькими сторонами своей личности и деятельности:

самооценкой (ее надо немного повышать по отношению к среднему уровню); голосом (он должен стать сильным, чистым и убедительным); общим тонусом тела (его нужно повышать, для чего весьма полезны упражнения и релаксации); способностью к юмору.

Если эти свойства будут подкрепляться хорошим знанием предмета и любовью к нему, способной показать в нем интересные стороны и воодушевить учеников на занятия, то вокруг подобного педагога будет выстроена невидимая броня, пробивать которую всерьез не решится ни один ученик, за самыми редкими патологическими исключениями.

Но справедливости ради следует признать, что лучшая защита учителя от самых непредсказуемых учеников - это способность заставить их уважать и даже полюбить его. Те, кого уважают и тем более любят, притягивают к своей личности и ауре энергию целого класса, пойти против которой становится весьма рискованно: ведь это будет означать, что ученик-агрессор выступал против всего коллектива. Любят же того учителя, который сам любит школьников, вникает в их проблемы, помогает им и знает все стороны современной жизни, умеет увлечь детей. Если вы хотите быть любимым учениками, интересуйтесь их увлечениями: читайте или хотя бы просматривайте, что они читают, слушайте их любимую музыку, вникайте в подробности жизни любимых молодежью звезд. Иными словами, будьте со своими учениками во всеоружии информированности о сегодняшней жизни.

Труднее всего, если вы имеете дело с агрессией ученика из семьи каких-нибудь "новых русских". Поговорить с его родителями и добиться исправления ситуации будет сложно, так как они в таких случаях чаще всего принимают сторону своего чада и начинают агрессивно выступать против школы, обвиняя ее во всех смертных грехах. Без нахождения общего языка с родителями подействовать на самого ученика-хама практически невозможно. Тем не менее, отдельным учителям все-таки удается подобрать ключ и к таким.

Контакт с родителями установить одновременно и проще, чем с детьми, потому что родители в большей степени поддаются доводам разума, и труднее, так как они уже сложились как личности и гораздо менее охотно меняют свои установки, нежели пластичные дети. Как правило, родительская агрессия, направленная против учителей, связана с установкой, что учителя - это бездельники, ископаемые советской эпохи, непрофессионалы своего дела, грубияны, не входящие в интересы, настроения и проблемы их ребенка. Если вы не хотите, чтобы на вас выливались ушаты отрицательных эмоций, которых вы не заслужили, пытайтесь сломать стереотипы предвзятого отношения. Во время знакомства с родителями постарайтесь понять и почувствовать, что это за люди, как они воспринимают жизнь вообще и школу в частности, и, в зависимости от обстоятельств, выберите правильную линию поведения, стараясь освободить их от отрицательных штампов, зафиксировавших в сознании учителей как врагов ребенка. В случае конкретного грубого "наезда" можете воспользоваться любым из методов, предлагаемых в "Невидимой броне" и в этой книге, исходя из того, что у вас лучше получается и чем вы уже владеете. Но не перестарайтесь с силой ответного удара! Ваша задача скорее амортизировать удары, нежели развязывать войну, которая может оказаться очень долгой и неприятной прежде всего для вас. Однако не допускайте и другого варианта событий, когда о вас начинают вытирать ноги. Что касается защиты от начальства, то здесь ситуация остается общей для всех подобных случаев - начальство в многообразной и пестрой России везде очень похоже друг на друга. Вы должны найти разумный баланс между выполнением требований начальства, какими бы неразумными они ни были и сохранением собственного достоинства. Если начальник самодур или человек, любящий унижение более слабых людей, то безропотное подчинение со стороны подчиненных нередко еще больше распаляет его. Но и слишком строптивых работников никто не любит и не терпит. Истина конкретна, и все зависит как от силы начальничьего давления, так и от вашего желания остаться в этой школе и системе образования вообще, которая консервативна по определению и предполагает множество инструкций, правил и предписаний, способных в изрядной степени расшатать нервную систему. Любите ли вы педагогическую работу настолько, что эта ноша вам вполне по плечу или она всегда будет раздражать и травмировать вас?

Чтобы противостоять чрезмерному психологическому давлению, оказываемому на вас школьным начальством, найдите тот образ делового поведения, который одновременно устраивает и вас самих и ваших руководителей. Самый лучший образ, который вызывает меньше всего нареканий со стороны начальства, - это образ исполнительного и добросовестного профессионала, мастера своего дела, который не имеет амбиций, не стремится занять кресло начальника и вместе с тем способен за себя постоять, обладает упругой силой защищенности, не лезет за словом в карман, но проявляет свою крепость только в ответ на чужую агрессию. Чтобы вести себя так, нужно обладать хорошим самоконтролем и умением управлять собой. Спросите себя, как у вас с этим умением? Если слабовато, то вы во время стычек с начальником рискуете периодически срываться на раздражение, что чревато не очень хорошими последствиями для вашей дальнейшей педагогической карьеры, либо будете впадать в уныние.

Впрочем, есть еще один путь для тех, кто страдает от окриков завуча или директора школы и не умеет властвовать над своими чувствами: выплескивать свое раздражение на других людей, на коллег. Почему педагогические коллективы так часто сотрясают ссоры и склоки? Потому что их критическую массу составляют женщины, страдающие от серьезного прессинга, который оказывает директор или завуч, обладатель должности, где можно выжить, только будучи авторитарной личностью. Зависть к чужим успехам, раздражения, колкости, взаимные претензии, сплетни, образование группировок, интриги, насмешки - все это в той или иной степени встречается почти в каждом школьном коллективе, притом, что в современных российских школах остался, с моей точки зрения, цвет нации, героически, за ничтожную плату продолжающий учить детей.

Как защищаться от агрессии коллег чувствительному и ранимому человеку? Наилучший путь - сделать все возможное, чтобы перестать быть слабым в своей чувствительности и стать сильным. Это не значит, что нужно идти по жизни, расталкивая локтями всех встреченных на пути. Сила связана со способностью человека отстаивать свою позицию, если он в ней уверен. Займите такую позицию и защищайте ее перед людьми и перед жизнью, используя различные приемы и методы, в том числе и те, что предлагаются в этой и в предыдущей книге. Правильная позиция, которую защитили вы, будет защищать и вас.