Повествование ведется от первого лица. Автор рассказывает о своем детстве. Рано оставшись сиротой, он жил с дедом и бабушкой. Однажды бабушка послала его с соседскими мальчиками в лес набрать земляники. Ягоды она собиралась продать в городе. А внуку обещала привезти пряник «конем».
Этот пряник был в виде белого коня. А грива, хвост и копыта у коня были розовыми. Такой пряник был мечтой всей деревенской ребятни. Его обладатель всегда был окружен почетом и вниманием всех ребят. Ему сразу же давали стрельнуть из рогатки, позволяли первому бить при игре в чижа в надежде, что счастливец позволит потом откусить немного от пряника. Правда, тут счастливцу следовало быть на чеку и крепко держать пальцами то место, по которое откусить разрешалось. Иначе ему могли остаться лишь хвост да грива.
Еще приятно было засунуть пряник под рубаху, бегать и чувствовать, как конь лягает копытами голый живот.
За ягодами мальчик пошел с детьми соседа Левонтия. Левонтий работал на бадогах. Он заготавливал лес. Пилил его, колол и сдавал на известковый завод.
Раз в десять - пятнадцать дней он получал деньги. Тогда в его доме начинался пир горой. Жена Левонтия тетка Васеня приходила к бабушке Катерине Петровне и возвращала долг. Бабушка долго и внимательно пересчитывала деньги, хотя их было обычно не больше десятки. И всегда обнаруживала, что соседка передала ей рубль или трешку.
Бабушка ругала ее за расточительство, а та оправдывалась тем, что принесла больше, а не меньше.
В такие дни главной целью для мальчика было попасть в дом к Левонтию. Но бабушка строго следила, чтобы он не пытался прошмыгнуть к соседям. Заявляя, что у этих «пролетарьев» у самих «в кармане - вошь на аркане».
Но если ему все же удавалось попасть к Левонтию, то там он был окружен редкостным вниманием.
Хозяин, подобревший после принятого спиртного, сажал мальчика на лучшее место и, растирая по лицу слезы, начинал вспоминать его мать, которая всегда проявляла к нему доброту и снисходительность.
Расчувствовавшись, все ударялись в слезы и, охваченные великодушным порывом, выкладывали на стол все самое вкусное и наперебой угощали мальчика.
Поздно вечером Левонтий задавал один и тот же вопрос: «Что такое жисть?!» После чего дети хватали пряники и конфеты и разбегались кто куда. Последней убегала тетка Васеня. И бабушка Катерина Петровна «привечала ее до утра». А Левонтий бил в окнах остатки стекол, ругался и плакал.
Утром он стеклил осколками окна, ремонтировал стол и лавки и, полный раскаянья, отправлялся на работу. А через несколько дней тетка Васеня вновь ходила по соседям - «занимала денег, муки, картошек - чего придется».
С детьми этого соседа мальчик и отправился «по землянику», чтобы своим трудом заработать пряник. Ребятишки несли бокалы с отбитыми краями, берестяные тусеки. Они кидалить друг в друга посудой, плакали, дразнились и пищали в свистульки.
Вскоре пришли в лес и стали собирать землянику. Мальчик собирал старательно и вскоре покрыл дно своего тусека стакана на два - три. Бабушка учила его, что главное в ягодах - закрыть дно посудины. А дальше работа пойдет быстрее.
Левонтьевские ребятишки сначала ходили тихо. Но вскоре старший заметил, что, пока он собирает ягоды домой, братья и сестры бессовестно отправляют их в рот. Он принялся наводить порядок, раздавая тумаки. Получив оплеуху, младший Санька взвыл и кинулся на старшего. В драке они уронили чайник и подавили все собранные ягоды.
У старшего, когда он это увидел, опустились руки. Он стал собирать раздавленные ягоды и отправлять их в рот.
Вскоре братья помирились. И решили сходить искупаться в речке. Мальчику тоже хотелось искупаться, но он еще не набрал полную посудину.
Санька начал насмехаться над ним, заявляя, что он либо боится бабушки, либо просто жадный. Оскорбленный подобным обвинением мальчик в запале выкрикнул, что может тут же съесть все собранные ягоды. И тут же пожалел о сказанном, понимая, что глупо попался на уду.
Но Санька не унимался и, продолжая провоцировать, высокомерно бросил: «Слабо!» И мальчик, с грустью глядя на собранные ягоды, понял, что теперь есть лишь один способ не опозориться. Он вытряхнул ягоды на траву и крикнул: «Вот! Ешьте вместе со мной!»
Ягоды мгновенно исчезли. Мальчику досталось лишь несколько самых маленьких. Ему было грустно и жалко ягод. Но он напустил на себя отчаянность и бросился с ребятами к речке. И чтобы окончательно заглушить чувство неловкости, стал хвастаться, что еще и украдет у бабушки калач. Ребята шумно поощряли его планы.
Потом они бегали и плескались в речке, кидали камнями в пролетающих птичек и забегали в устье холодной пещеры, где жила, как говорили, нечистая сила.
Так интересно и весело прошел день. И мальчик уже совсем забыл про ягоды. Но настала пора идти домой. Санька стал издеваться, предсказывая мальчику расправу и заявляя, что ягоды они съели нарочно. Мальчик и сам знал, что ему попадет. И тихо плелся сзади приятелей.
Но вскоре к нему вернулся Санька и предложил выход. Он советовал натолкать в туесок травы, а сверху прикрыть ягодой. Подмигнув на прощанье, Санька умчался.
Мальчик остался один, и ему стало жутко и грустно. Но делать было нечего, и он принялся рвать траву. Натолкал в туесок, а сверху насобирал ягод. Получилось земляники даже с «копной».
Бабушка ласково запричитала, когда, замирая от страха, мальчик отдал ей туесок. Она обещала купить ему самый большой пряник и решила ягоды не пересыпать. Мальчик немного успокоился, поняв, что прямо сейчас его мошенничество обнаружено не будет.
Но на улице он сделал глупость и сообщил обо всем Саньке. Тот тут же пригрозил обо всем рассказать. Мальчик стал уговаривать его этого не делать. Санька соглашался лишь при условии, что ему принесут калач.
Мальчик тайком пробрался в кладовку, вынул калач из ларя и отнес Саньке. Потом еще один.
Ночью он ворочался без сна и мучился всем содеянным, тем, что обманул бабушку и украл калачи. Он даже почти решился разбудить ее и рассказать обо всем. Но будить бабушку было жалко. Она устала и утром ей рано вставать. Мальчик решил, что не будет спать до утра, а когда бабушка проснется, во всем признается. Но он сам не заметил, как заснул.
Утром мальчик слонялся по избе, не зная чем заняться. И не придумал ничего кроме, как податься к «левонтьевским».
Санька с братьями собирался на рыбалку. Но, распутав удочки, обнаружил, что нет крючка. Он попросил мальчика принести крючок, обещая взять его с собой на рыбалку. Мальчик обрадовался. Побежал домой, взял крючки, хлеба и отправился с приятелями.
Санька был за старшего. Чувствуя ответственность, он почти не задирался и даже усмирял других. Он поставил удочки и велел всем сидеть тихо. Долго не клевало. И вскоре все заскучали. Но Санька погнал всех искать щавель, береговой чеснок, дикую редьку и другую пригодную для еды траву. За это время он вытащил двух ершей, белоглазого ельца и пескаря.
Рыб зажарили на палочках и съели без соли, почти сырыми. Потом каждый стал развлекать себя, как умел. Но мальчика не отпускала тревога. Он знал, что скоро вернется бабушка. И боялся даже подумать, что тогда будет. Он очень сожалел о своем поступке. О том, что послушался приятелей и поддался на Санькину удочку.
Мальчик сокрушался о том, что некому его пожалеть. Матери нет. Левонтий жалеет лишь пьяный. Бабушка ругает, а может при случае и дать по загривку. Только дед, по словам бабушки, всегда ему потакает. Но деда нет. Он на заимке, где посеяна рожь, овес и картошка.
Санька заметил тревогу мальчика и спросил, чего тот «нюнит». Тот ответил: «Ничего».
Но всем видом старался дать понять, что виноват во всем Санька. Тот усмехнулся и предложил приятелю не ходить домой, а спрятаться в сене. А когда бабушка, подумав, что он утонул, начнет причитать, вылезти наружу. Но мальчик ответил, что не будет больше слушать глупых советов.
И тут у мальчика клюнуло. Он рванул удочку и вытащил окуня. А дальше рыба стала ловиться одна за другой.
И вдруг из-за мыса показалась лодка. Мальчик узнал знакомую крашенную в бордовый цвет кофту и понял, что вернулась бабушка. Вскочив, он со всех ног бросился прочь.
Бабушка закричала, приказывая ему остановиться. Но он сам не заметил, как оказался на другой стороне села. Возвращаться домой он боялся и отправился к двоюродному брату Кешке. Тот возле дома играл с друзьями в лапту. Мальчик ввязался в игру и пробегал до темноты.
Кешкина мать предложила ему поесть и спросила, почему он не идет домой. Он ответил ей, что бабушка в городе, надеясь, что его оставят на ночь. Но она, расспросив мальчика, взяла его за руку и отвела домой.
Из сеней тетушка толкнула его в кладовку. Он устроился на постели и притих. А тетушка в избе долго разговаривала о чем-то с бабушкой.
Утром мальчик проснулся от солнечного луча и обнаружил, что укрыт дедушкиным полушубком. То, что дедушка вернулся, прибавило ему храбрости. Но он тут же услышал, как бабушка в кухне рассказывает о торговле ягодами. Весь его туесок пожелала приобрести культурная дамочка в шляпке. А бабушка еще сообщила ей, что ягодки собирал «горемышный сиротинка».
Продолжение «сиротинка» уже не слышал, так как готов был провалиться сквозь землю вместе с бабушкой, и торопливо зарылся головой в полушубок, мечтая «помереть на месте».
Но дышать стало трудно, и он высунул голову. А бабушка уже ругала деда. Который, видимо, пытался вступиться за внука, обвиняя его в том, что он вечно «потачил» своим детям и вот теперь потакает внуку, из которого вырастет «арестант» и «каторжанец». Она грозилась также взять в оборот и «левонтьевских». Заявляя, что это «ихняя грамота».
Тут в гости зашла бабушкина племянница и спросила о поездке в город. И бабушка принялась рассказывать ей, «чего утворил» ее «малой». И всем, кто заходил к ней в избу, она рассказывала о проделке внука. А внуку, проходя мимо, каждый раз сообщала, что видит, что он давно не спит.
Тут в кладовку заглянул дед, погладил мальчика по голове. Тот не выдержал и разревелся. Дед вытер ему слезы и, легонько подтолкнув в спину, послал просить прощения.
Придерживая штаны, мальчик вошел в избу и сквозь слезы забормотал, что «больше не будет». Бабушка велела ему умыться и садиться за стол.
Мальчик умылся, долго вытирался рушником и, сев к столу, робко потянулся к краюхе хлеба. Бабушка с иронией умилилась его скромности. А дед взглядом велел молчать.
Мальчик и сам знал, что сейчас перечить бабушке не следует. Она должна «отвести душу», выпустить пар и высказать все, что накопилось. Бабушка долго обличала и срамила мальчика. А он лишь покаянно ревел.
Но вот бабушка успокоилась. Дед куда-то ушел. А мальчик сидел, опустив глаза, и разглаживал заплатку на штанах.
А когда поднял голову, увидел, что по скобленому столу, как по огромной земле с пашнями и лугами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой. Он зажмурился и снова отрыл глаза. Но конь не пропал. «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку…»
Много лет и событий минуло с тех пор. Но он все еще не может забыть бабушкиного пряника - «того дивного коня с розовой гривой».
На страницах рассказа предстает перед нами повседневный быт русской деревни в предвоенные годы. Быт суровый и скудный, наполненный тяжелым трудом, но и тихой радостью.
С добрым сочувствием, а иногда и с иронией описывает автор и взрослых, и маленьких героев рассказа. Даже вредный Санька, по сути, лишь лишенный тепла и ласки мальчишка с вечно пустым животом, пытающийся по-своему приспособиться к трудной жизни.
С особой любовью выписан образ бабушки Катерины Петровны - строгой, но доброй и справедливой. Она является олицетворением нравственного идеала, в соответствии с которым воспитывает и своего внука. Она может быть суровой, когда это нужно, но при этом оставатся душевной и доброй. Крепко отругав внука за недостойный поступок, она тем не менее не лишила его радости, хоть он и поставил ее в крайне неловкое положение. Этот рассказ пропитан жизненной правдой, теплом, юмором и безграничной любовью автора к своей земле.
На этой странице искали:
- астафьев конь с розовой гривой краткое содержание
- краткое содержание конь с розовой гривой
- краткий пересказ конь с розовой гривой
- конь с розовой гривой в сокращении
- конь с розовой гривой краткий пересказ
Астафьев - мастер поучительных историй для молодёжи и детей, прочитав краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой» для читательского дневника, юный читатель сможет убедиться в этом сам.
Сюжет
Сироту Витю воспитывала бабушка. Он мечтал о белом прянике в форме коня. Бабушка попросила внука насобирать короб клубники в лесу, чтобы на полученные от продажи ягод деньги, купить внуку пряник.Мальчик был готов выполнить задание, но заигрался с соседскими детьми. Когда пришла пора идти домой, мальчик нарвал полный короб травы, а сверху уложил ягоду. Бабушка не поняла обмана и унесла короб продавать.
На следующее утро старушке пришлось разбираться с покупательницей. Витю отругали. Ему стало очень стыдно за обман. Он был согласен на любое наказание и полностью раскаялся. Любящая бабушка после обеда вручила внуку долгожданный пряник. Этот урок запомнился мальчику на всю жизнь.
Вывод (моё мнение)
Воспитывать нравственные качества в детях необходимо с малых лет. Обман к хорошему не приведёт.Рассказ «Конь с розовой гривой» Астафьева В. П. был написан в 1968 году. Произведение вошло в повесть писателя для детей и юношества «Последний поклон». В рассказе «Конь с розовой гривой» Астафьев раскрывает тему взросления ребенка, формирования его характера и мировоззрения. Произведение считается автобиографичным, описывающим эпизод из детства самого автора.
Главные герои
Главный герой (рассказчик) – сирота, внук Катерины Петровны, от его лица идет повествование в рассказе.
Катерина Петровна – бабушка главного героя.
Санька – сын соседа Левонтия, «вреднее и злее всех левонтьевских ребят» .
Левонтий – бывший моряк, сосед Катерины Петровны.
Бабушка отправляет главного героя с соседскими, левонтьевскими ребятами за земляникой. Женщина пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей» . «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые» . С таким пряником «сразу почету столько, внимания» .
Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах» , заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские мылись у соседей.
Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу» .
Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать» . Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал» . Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.
Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали брать землянику» . Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.
Сашка начал дразнить главного героя, что он боится бабушки, называть его жадным. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо» , высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.
Ребята весь день провели гуляя. Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.
Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны» , так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.
Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда женщина уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.
Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит» .
Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку» . Ее «почти волоком утащили домой» , и после она еще долго грустила по умершей.
Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка каждому, кто наведывался к ним, рассказывала, как продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке» и какую пакость совершил внук.
Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство» мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая, чтобы он больше никогда ее не обманывал.
«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой» .
Заключение
В произведении «Конь с розовой гривой» автор изобразил мальчика-сироту, который наивно смотрит на мир. Он словно не замечает, что соседские ребята пользуются его добротой и простодушием. Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2428.
Рассказ Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” является автобиографическим. Автор написал об эпизоде своего детства, который помнит до сих пор, как он, чтобы заполучить пряник в виде коня с розовой гривой, обманул бабушку, на это его надоумил соседский мальчишка Санька. Рассказ написан от лица мальчика Вити.
Краткое содержание рассказа “Конь с розовой гривой”
Витя с Левонтьевскими ребятишками отправляется на увал за земляникой . Бабушка Катерина Петровна пообещала мальчику, что продаст его туесок с земляникой и привезёт пряник в виде коня с розовой гривой. Мальчик собрал почти было более половины туеска. Но соседский Санька спровоцировал его высыпать все ягоды на траву, и Левонтьевская “орда” всё съела.
Потом ребята пробаловались весь день у реки, а когда день клонился к закату, не с чем им было возвращаться домой. Хитрый Санька подучил Витю натолкать в туесок травы и присыпать горстью ягод. Опасаясь бабушку, он так и сделал. Хотя знал, что возмездие неизбежно.
Бабушка отвезла в город на базар ягоды , ничего не подозревая, обман вскрылся только при продаже. Когда Катерина Петровна приплыла из города, на следующий день она устроила внуку разнос в виде того, что всякому встречному рассказывала, какой он мошенник и что из него вырастет.
Витя и так уже раскаялся, на счастье, в этот день вернулся дед с заимки, который жалел внука, он и подсказал ему, что делать нечего, надо просить у бабушки прощение. Бабушка простила, а пряник конём для внука припасла.
Краткий пересказ рассказа “Конь с розовой гривой”
План краткого пересказа “Конь с розовой гривой”:
Рассмотрим теперь более подробно каждый пункт .
Рассказ начинается с того, что бабушка пришла от соседей, их ребята собирались идти за земляникой на увал. И велела внуку сходить с ними, за это привезёт ему пряник. Это мечта всех деревенских мальчишек, обладатель его достоин уважения и почёта.
Далее, автор рассказывает о соседях : дяди Левонтии, его жене Васены и кучи их ребятишек. Дядя Левонтий занимался заготовкой леса. В день получки у них в доме был пир горой, а жена дяди Левонтия Васеня шла раздавать долги, в том числе и бабушке Катерине, и при незначительной сумме долга в 7 или 10 рублей”. Для Вити было целью жизни пробраться в дом дяди Левонтия в день его зарплаты, послушать песню про “малютку облизьну”, Левонтий жалел внука Катерины Петровны, как сироту и всегда сажал его за стол. Пиршество всегда заканчивалось дебошем Левонтия, а его жена опять принималась ходить занимать у соседей до следующей получки.
С Левонтьевскими ребятами Витя отправился собирать землянику. По дороге на увал детвора балуется, безобразничает, например, забрела в чей-то огород, а там ничего, кроме лука-батуна, не было, так они и его нарвали. На увале Левонтьевские ребята затеяли свару и съели всю землянику, которую собрали. Санька был самым вредным и злым подстрекателем, обозвал Витю жадиной и взял на “слабо”, тот и высыпал всю свою землянику, которую левонтьевские мигом смели.
Остаток дня дети пробегали у реки, а вечером тот же Санька надоумил Витю обмануть бабушку и натолкать в корзинку травы и засыпать сверху ягод. Так он и сделал, и бабушка ничего не заметила, даже похвалила его. Потом мальчик похвастался Саньке о содеянном, а тот сказал, что всё расскажет бабуле, и Витя для него крал калачи у бабушки.
Ночью мальчик долго не мог заснуть, он уже жутко раскаивался о содеянном и хотел признаться во всём бабушке сам, но не стал тревожить её сон, а утром рано она уплыла в лодке в город на базар продавать ягоды.
На следующий день, томимый тяжелым предчувствием о том, что будет, когда бабушка вернется из города, ведь обман всё равно вскроется, Витя проводит на рыбалке с Санькой и его ребятами . Санька опять предлагает Витьке “план” – убежать из дома и спрятаться.На это Витя запротестовал уже.
Вечером бабуля вернулась из города и, завидев лодку, мальчик бросился наутёк. Он думал переночевать у двоюродного брата Кеши, но его мать, тётя Феня, накормила его, расспросила и сама отвела домой.
Эту ночь мальчик провёл в кладовке в сенях , там была устроена постель из половиков. Утром он увидел, что накрыт дедушкиным полушубком, чему очень обрадовался, поскольку дед всегда заступался за внука. Вот и в этот раз бабушка не на шутку рассердилась, поскольку только на базаре обнаружилось мошенничество внука. Всем, кого Катерина Петровна встречала в тот день, она рассказывала о жульничестве внука.
Бабушка простила внука, после того, как тот попросил у неё прощение, а пряник с конём всё равно ему привезла.
О чём рассказ “Конь с розовой гривой”
Содержание рассказа очень поучительно. Через него читатель видит, как маленький мальчик глубоко переживает из-за обмана, в который его втягивает соседский мальчик из неблагополучной семьи, который своим авторитетом пытается доминировать над всеми. Витя понимает насколько бабушка, которая его часто журит, хоть и за дело, безмерно его любит. Именно поэтому она привезла внуку пряник, несмотря на его обман. Поскольку она поняла откуда “ноги растут”, школа соседских ребятишек.
В рассказе подняты три нравственные проблемы:
- Честности;
- Долга;
- Доброты.
Ещё один урок может извлечь читатель из рассказа – это не бояться просить прощения и всегда говорить правду, если даже очень стыдно и тяжело.
События происходят в селе на берегу Енисея.
Бабушка пообещала внуку, что если он наберет в лесу туесок земляники, то она продаст ее в городе и купит ему пряник — белого коня с розовыми гривой и хвостом.
«Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться— тут он, тут конь-огонь!»
Владельцу такого пряника от детей почет и уважение. Рассказывает мальчик (повествование ведется от первого лица) о «левонтьевских» ребятишках — детях соседа-лесозаготовщика.
Когда отец привозит деньги за лес, в доме пир горой. Жена Левонтия, тетка Васеня, «заполошная» — когда отдает долги, всегда передаст рубль, а то и два. Не любит считать деньги.
Бабушка их не уважает: несолидные они люди. Даже бани у них нет — моются в баньке у соседей.
Левонтий когда-то был моряком. Качал зыбку с младшеньким и пел песню:
Приплыл по акияну
Из Африки матрос,
Малютку облизьяну
Он в ящике привез...
В селе у всякой семьи «своя», коронная песня, которая глубже и полнее выражала чувства именно этой и никакой другой родни. «Я и поныне, как вспомню песню «Монах красотку полюбил», — так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже разбегаются от потрясенности».
Мальчик любит соседа, любит его песню про «облизьяну» и поплакать вместе со всеми над ее несчастной судьбой, любит попировать среди детишек. Бабушка сердится: «Нечего этих пролетарьев объедать!»
Однако Левонтий любил выпить, а выпивши, «бил остатки стекол в окнах,ругался, гремел, плакал.
На следующее утро он осколками стеклил окна, ремонтировал скамейки, стол и был полон раскаяния ».
С детьми дяди Левонтия герой отправился по землянику. Парнишки баловались, кидались друг в друга растрепанными берестяными туесками.
Старший (в этом походе) брат стал ругать младших, девочку и мальчика, за то, что они едят ягоды, а не собирают их для дома. Братья подрались, ягоды высыпались из медного чайника, куда их собирал старший.
Подавили в драке все ягоды.
Тогда и старший стал есть ягоды. «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».
А потом подбили и главного героя, на «слабо» взяли. Стараясь доказать, что он не жадина и не трус, мальчик высыпал свой почти полный туес на траву: «Ешьте!»
«Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно.
Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой — теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:
— Я еще у бабушки калач украду!»
Хулиганство мальчишек жестокое: они поймали и растерзали рыбку «за некрасивый вид», убили ласточку камнем.
Санька забегает в темную пещеру и уверяет, что видел там нечистую силу — «пещерного домового».
Левонтьевские ребята издеваются над мальчиком: «Ох, влетит тебе от бабушки!» Они подучили его набить туесок травой, а сверху уложить слой ягод.
— Дитятко ты мое! — запричитала бабушка, когда я, замирая от страха, передал ей посудину. — Восподь тебе пособил, восподь! Уж куплю я тебе пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу...
Санька угрожает рассказать все бабушке и герою приходится украсть у своей единственной воспитательницы (он сирота) несколько калачей, чтобы Санька «нажрался».
Мальчик решает утром все рассказать бабушке. Но она рано утром уплыла в город продавать ягоды.
Герой идет с Санькой и младшими детьми на рыбалку, они ловят рыбу и жарят ее на костре. Вечно голодные дети съедают небогатый улов почти сырым.
Мальчик опять задумывается о своем проступке: «Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить... Может, лодка опрокинется и бабушка утонет? Нет уж, лучше пусть не опрокидывается. Мама утонула. Я нынче сирота. Несчастный человек. И пожалеть меня некому.
Левонтий только пьяный жалеет да еще дедушка — и все, бабушка только кричит, еще нет-нет да поддаст — у нее не задержится. Главное, дедушки нет. На заимке дедушка. Он бы не дал меня в обиду».
Тут опять начинает клевать рыба — да клюет хорошо. В самый разгар клева к месту рыбной ловли направляется лодка, где среди прочих сидит бабушка. Мальчик бросается наутек и отправляется к «двоюродному братишке Кеше, дяди Ваниному сыну, жившему здесь, на верхнем краю села».
Тетя Феня накормила мальчика, порасспрашивала обо всем, взяли за руку и отвела домой.
Она стала беседовать с бабушкой, а мальчик забился в кладовку.
Тетка ушла. «В избе не скрипели половицы, не ходила бабушка. Устала. Не ближний путь в город-то! Восемнадцать верст, да с котомкой Мне казалось, что, если я буду жалеть бабушку, думать про нее хорошо, она об этом догадается и все мне простит. Придет и простит. Ну разок и щелкнет, так что за беда! За такое дело и не разок можно...»
Вспоминает мальчик, в каком глубоком горе была бабушка, когда утонула его мать. Шестеро суток не могли увести рыдающую старуху с берега. Она все надеялась, что река смилостивится и вернет дочь живой.
Утром заснувший в кладовке мальчик слышал, как на кухне бабушка кому-то рассказывала:
— ...Культурная дамочка, в шляпке. «Я эти вот ягодки все куплю».
Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горе мышный собирал...
Оказывается, приехал с заимки дедушка. Бабушка бранит его, что он слишком снисходителен: «Потатчик!»
Много заходит людей и бабушка всем рассказывает, что «утворил» ее внук. Это нисколько не мешает ей исполнять домашние дела: она носилась взад-вперед, доила корову, выгоняла ее к пастуху, вытряхивала половики, делала разные свои дела.
Дед утешает мальчика, советует ему пойти повиниться. Мальчик идет просить прощения.
«И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету...»
Стыдно мальчику и страшно. И вдруг...
Бабушка позвала его и он увидел: «по скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.
— Бери, бери, че смотришь? Глядишь, за то еще когда омманешь баушку...
Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».