Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам

Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко используются для обучения в школах. Проблемам внедрения в образование новых информационных технологий и компьютерных технических средств посвящаются специальные конференции, семинары, круглые столы и т. д. Всё больше преподавателей и специалистов образования признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения. Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как показывает практика, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объёму контрольных заданий, условно названных тестами. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий, а самое главное, повышает мотивацию младших школьников к новому предмету, начинающемуся со 2 класса.

Высказываются различные точки зрения: наряду со многими положительными моментами специалисты отмечают и недостатки. Это, прежде всего отсутствие качественного программного обеспечения и невозможность прямого устного диалога с компьютером. Но, несмотря, ни на что, компьютерные программы существуют и успешно используются при изучении различных предметов. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации .

Если говорить о дидактических задачах обучения иностранным языкам, которые могут быть эффективно решены с использованием современных компьютеров, то к их числу можно отнести:

1) формирование умений и навыков чтения иностранных текстов,

2) совершенствование умений аудирования;

3) совершенствование умений построения монологических и диалогических высказываний;

4) совершенствование умений письменной речи через подготовку различного рода сочинений, пересказов, рефератов;

5) пополнение словарного запаса обучаемых лексикой современных иностранных языков;

6) формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности обучаемых путем использования на занятиях оперативных материалов глобальной сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем .

Использование компьютера на уроках английского языка позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, подготовить урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к предмету, повысить познавательную мотивацию к иностранному языку. Свою работу я не представляю без использования компьютера. С приобретением компьютерного класса и интерактивной доски в начальной школе появилась возможность использовать готовые программы, создавать собственные презентации, делать уроки яркими, иллюстративными, динамичными, и самое главное, использовать интерактивные тесты для повышения мотивации обучения.

Компьютер - блестящий помощник при обучении любому предмету. Здесь вместо мышки можно использовать специальный электронный маркер, а интерактивная доска ЗМАКТ «оживает» от простого прикосновения руки. Педагогические возможности интерактивной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, повышать темп в течение урока. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное программное обеспечение, текстовые редакторы. Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, программное обеспечение для интерактивной доски. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.

Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в соревнование в конкурсе, организовать работу в группах, а также предусматривает творческое использование материалов. Файлы или страницы нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические диски CD-R, сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, английский становится лёгким и увлекательным. За счёт разнообразной наглядности, а для младших школьников это немало важно, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.

Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьёзной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

Первый типзанятия в компьютерном классе – обычный урок по теме, когда компьютер используется в демонстрационном режиме. Компьютерные презентации могут быть включены в урок на всех этапах работы с учебным материалом. Преимущества этого тип: наглядность (анимация и красочное оформление), возможность многократного использования.

Второй тип – урок с использованием электронных учебников и компьютерных программ. Применяются КП (“Enjoy Listening and Playing ”), CD-диски, входящие в комплекты УМК “Enjoy English ”, а также компьютерные программы игрового характера для младших школьников, интерактивные плакаты.

Компьютерные программы продуктивно используются при введении, закреплении и активизации учебного материала. Компьютерные программы нагляднее и привлекательнее для детей, чем их учебники. Их использование повышает мотивацию и познавательный интерес учащихся. Такое представление нового материала способствует более глубокому и эффективному его усвоению, осознанию, развивает память, расширяет словарный запас и воображение.

Третий тип урока с использованием КТ включает в себя работу в сети Интернет. Интернет является одним из лучших инструментов обучения, который может быть включён в учебный процесс.

Однако, существует одна проблема: как учителю обезопасить обучающихся от излишней, порой недостоверной информации. Получив задание найти факты, биографии, фото в Интернете, ребенок пускается в плавание по огромному информационному морю. И рискует в этом море “утонуть”. Поэтому прежде чем давать задание, связанное с поиском информации, ее обработкой и оформлением, нужно выполнить это самому. Тогда легче объективно оценить трудоемкость работы и, что немаловажно, выяснить достоверность информации по этой теме. Иногда необходимо указать учащимся в качестве “опорных” несколько проверенных сайтов, тогда ребятам будет легче ориентироваться в найденной самостоятельно информации.

Используя сеть Интернет на уроках и дома, учащиеся могут самостоятельно искать материалы по темам занятий и для подготовки проектов. Учителя же в свою очередь могут найти в сети все необходимые материалы для подготовки к урокам (справочный материал, упражнения с разными типами заданий, кроссворды, головоломки, материал для проведения викторин, олимпиад, внеклассных мероприятий по предметам). Для учителей иностранных языков Интернет – источник аутентичных материалов (текстов на языках, аудиозаписей с речью носителей языка).

Следует отметить и такую форму работы с детьми через Интернет, как дистанционное обучение или консультирование, которой я пользуюсь как в своей ежедневной работе, так и при подготовке к конкурсам и олимпиадам.

Более того, существуют и другие возможности сети Интернет, которые не были мной до настоящего времени апробированы. Это участие в международных проектах, конференциях, создание веб-квестов. Думаю, такие формы работы будут интересны обучающимся, поскольку они направлены на формирование навыков и умений преодолеть языковой барьер при общении, а также понимания необходимости следовать канонам вежливости в странах изучаемого языка, проявляя уважение к традициям и стилю жизни представителей другого культурного сообщества.

Четвертый тип – урок, который строится на комбинированном использовании информационно-коммуникационных технологий.

Когда урок включает в себя использование презентации и КП. Для более наглядного введения новых лексических единиц и грамматического материала.

Более того, использование информационных технологий оказывает неоценимую помощь в работе со слабыми учениками, для которых характерно рассеянное внимание, быстрая утомляемость. В данном случае меня опять же выручают электронные опорные конспекты и электронные учебники. Они очень удобны для многократного повторения, дают возможность остановиться в любом месте, вернуться к любому этапу урока, выделить главное. Ведь именно повторение пройденного – один из наиболее эффективных способов достижения усвоения знаний.

Пятый тип – урок с комплексным использованием компьютерных технологий. Например, учащиеся создают мультимедийные проекты в рамках практически каждого раздела учебной программы с применением компьютерных программ и ресурсов сети Интернет. Главное правильно сформулировать тему и проблему.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – это требование, предъявляемое к современному учителю, призванному сделать все возможное для модернизации образования и реализации социального заказа. Использование персонального компьютера – это не цель обучения, а средство для реализации творческих идей и учителя, и учеников.

Однако всегда следует помнить о том, что при использовании компьютерных технологий нужно быть очень аккуратным, чтобы за зрелищностью не ушли на второй план суть материала, его научность.

Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью школьного образования, что позволяет детям создать что-то свое, интересное, современное и получить необыкновенно интересный материал и полезный опыт.

Компьютер является прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами, что особенно ярко проявляется при применении компьютерной сети. Это может быть как локальная сеть, соединяющая несколько машин в одном учебном заведении, так и Интернет - глобальная сеть, объединяющая миллионы пользователей по всему миру. Сеть позволяет компьютерам обмениваться самой различной информацией: от текста до картинок, звука и видео.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЙОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

ДОКЛАД

«Компьютерные технологии в обучении иностранному языку»

Костишина Татьяна Владимировна

учитель английского языка

I квалификационной категории

МОУ «Хорогочинская СОШ»

Тындинский район 2010

Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т. д.)» (Jerry Wellington. Education For Employment. The Place of Information Technology. - London, 1989 - Р.19.)

В школьной практике, говоря о компьютерных технологиях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи - это компьютерные технологии. (Е.С. Полат) Передача и прием информации в компьютерных технологиях могут быть прямым и - С компьютера на компьютер (синхронная связь) - и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать их на персональные компьютеры по мере запроса пользователями.

Каждый, кто когда - либо пользовался компьютером, согласиться с тем, что это устройство по сути своей изначально интерактивно. Таким образом, компьютер - это наиболее подходящий помощник в обучении ИЯ, целью которого является интерактивное общение. Особенно успешно системы обучения ИЯ с помощью компьютера стали развиваться в последнее время в связи с появлением CD - ROMoм (программ, записанных на лазерных дисках) и популяризацией сети Интернет. Эти понятия революционные разработки превратили обучение ИЯ в живой, творческий и естественный процесс. Изобретение синтезатора речи и использование интерактивного видео привели к созданию прекрасных реалистичных программ, предлагающих учащемуся огромное количество сюжетов, которые не только стимулируют интерес, но и представляют большую педагогическую ценность.

У компьютерного обучения ИЯ много преимуществ. Объединим их в

несколько групп.

Прежде всего, хотелось бы представить достоинства компьютерного метода с психологической точки зрения.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильного составленной программы компьютер может помочь учителю, а ученики будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора машины. Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.

Другая и наиболее значительная группа преимуществ заключается в методических достоинствах компьютерного обучения. Уже более 10 лет назад преподаватели начали применять способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений. Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе. Это обеспечивается постоянной и прямой реакцией машины на ответы учащегося в ходе выполнения упражнения. Поскольку ученики сами определяют темп работы, компьютерное обучение как нельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения. Школьники могут допускать любое количество ошибок, не испытывая при этом терпение компьютера, и тратят время только на исправление, анализ собственных ошибок и могут не слушать, как учитель снова объясняет уже знакомый материал.

Каждый преподаватель понимает огромное значение практики при овладении ИЯ. В учебном процессе недостаточно произнести фразу один раз, ее необходимо повторить несколько раз; при этом желательно менять языковое оформление так, чтобы более четко выявить содержание. Здесь тоже может помочь компьютерные программы, включающие в себя базы данных, позволяют повторить подобные конструкции, меняя лишь отдельные компоненты или контексты.

Как уже было сказано выше, компьютер является прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами, что особенно ярко проявляется при применении компьютерной сети. Это может быть как локальная сеть, соединяющая несколько машин в одном учебном заведении, так и Интернет - глобальная сеть, объединяющая миллионы пользователей по всему миру. Сеть позволяет компьютерам обмениваться самой различной информацией: от текста до картинок, звука и видео.

Образовательное значение Интернета заключает в себе два аспекта: это 1) поддержка связи с абонентами во всем мире и 2) доступ к удаленным источникам информации и международным библиотекам. Ребенок, может иметь друзей по компьютерной переписке во всех частях света. В то же время в архивах Интернет хранятся результаты научных исследований тысяч педагогов из разных стран и компьютерные издания международных журналов для преподавателей ИЯ. По сети можно получить как сведения о новых обучающих программах, так и сами программы.

Один из недостатков компьютерного обучения на раннем этапе была слабая координированность между методистами и программистами. Преподаватели пытались вводить компьютерные технологии в обучение, не имея достаточных знаний в области вычислительной техники, а специалисты по компьютерам имели слабое представление о методике преподавание ИЯ.

Основным недостатком компьютерного обучения до сих пор остается невозможность прямого устного диалога с компьютером. Однако технический прогресс в той области дает возможность уверенно рассчитывать на то, что программы распознавания речи станут в скором времени неотъемлемой частью программ, обучающих ИЯ.

Небольшую трудность составляют проблемы, возникающие на административном и преподавательском уровне и связанные с ведением компьютерного обучения в учебный процесс. В целом этот процесс можно охарактеризовать как сопротивление переменам. Применение компьютера в обучении требует изменение подхода со стороны учителя и организационных изменений со стороны администрации учебного заведения. Большинство педагогов, получивших гуманитарное образование, не умеют пользоваться компьютером, и мысль о необходимости его применения вызывает у них раздражение и страх. Преподавателем ИЯ, видимо, предстоит понять, что компьютерное обучение предназначено для того, чтобы помочь им, освободить от долгих объяснений и рутинной работы, но не как не заменить учителя. Изменив отношение к компьютеру, педагог сможет большую часть урока посвятить упражнениям, которые стимулируют реальное общение, что является целью коммуникативного подхода в обучении ИЯ.


Классификация мультимедийных программ обучения иностранным языкам.

Классификации современных средств обучения иностранным языкам.

Классификация современных технологий обучения.

Рассмотрим классификацию современных технологий обучения, признаком которой является ведущий процесс, обеспечиваемый данной технологией.

1. Личностно-ориентированные технологии.

2. Развивающие технологии.

3. Технологии управленческой деятельности.

4. Технологии организации учебного процесса.

5. Технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся.

6. Технологии усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.

Такое деление условно, так как, например, технологии организации учебного процесса требуют определенных изменений как в технологиях активизации познавательной деятельности учащихся, так и в частнопредметных технологиях и наоборот.

В педагогике высшей школы, в учебных пособиях по методике преподавания иностранных языков, в педагогической печати не наблюдается единомыслия по поводу компьютерных технологий обучения. А именно, к каким современным технологиям обучения они относятся.

Одни исследователи относят компьютерные технологии обучения к технологиям организации учебного процесса, другие – к технологиям активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся. И те, и другие будут правы.

Основной особенностью их использования является то, что появляется возможность от двухэлементной модели «преподаватель (учитель) – группа (класс)» перейти к трехэлементной модели «преподаватель (учитель) – персональный компьютер (ПК) – студент (ученик)».

Появление нового субъекта учебной модели – ПК – позволяет распределить многие функции организации учебного процесса между учителем и ПК.

Так, ПК может выступать в качестве источника учебной информации . А именно, предоставляя ее студенту (ученику) в преобразованном виде (в виде педагогически организованного учебно-информационного материала – например, видеоинформация о культуре и традициях страны), или в виде справочников и учебных пособий, информацию в которых студент (ученик) должен найти и преобразовать в учебную сам (первая – информационная роль ПК).

ПК предоставляет возможность осуществить режим тренинговой работы с каждым студентом (учащимся), предъявляя, в зависимости от успешности или неуспешности предыдущих этапов работы, задания от уровня решения по образцам до уровня творчески-поисковых (вторая – тренажерная роль ПК).


ПК позволяет проводить моделирование эксперимента , исполняя роль «экспериментальной установки» и поставляя «экспериментальные данные» для их теоретической обработки. Таким образом, студент (ученик) может сам «открывать» некоторые физические и математические законы. А также решать лингвистические задачи (третья – моделирующая роль ПК).

ПК позволяет проводить диагностику пробелов знаний студентов (учащихся) (четвертая – диагностическая роль ПК). Компьютер, предъявив студенту (ученику) систему диагностирующих заданий, может установить одну или несколько причин неудачи и предложить систему тренинговых заданий для устранения указанного пробела, а после этого снова произвести контрольную работу на изучаемую тему. Тем самым, преподаватель (учитель) может быть освобожден от рутинной работы поиска стандартных причин пробелов в знаниях и их ликвидации. Аналогичным образом компьютер может устанавливать, владеет или не владеет студент (учащийся) некоторыми понятиями.

Ученик может использовать ПК для самостоятельной работы , как по приобретению знаний, так и по отработке тех или иных операционных умений и навыков (пятая роль ПК – организатор самостоятельной работы студентов (учащихся)).

И, наконец, ПК может выступать средством централизованного контроля результатов учебного процесса, как администрацией вуза (школы), так и органами управления образованием (шестая роль ПК – средство контроля).

Так как технологии в обученииэтоиспользование в учебном процессе технических средств обучения, то рассмотрим современные средства обучения иностранным языкам и приведём классификации средств обучения иностранным языкам, в основу, которых положены признаки, существенные для учебного процесса.

По способу восприятия информации различают:

q визуальные средства обучения,

q звуковые,

q аудиовизуальные,

q мультимедийные.

По способу проявления информации :

q технические,

q нетехнические.

По характеру визуального изображения :

q статичные,

q динамичные.

По способу применения на уроке :

q демонстрационные,

q раздаточные.

В настоящее время наибольшей популярностью в обучении иностранным языкам пользуются аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. К ним относятся фонограммы, видеограммы, видеофонограммы, видеозаписи, телепередачи, компьютерные программы. Магнитофоны с кассетами, телевизор, проектор, персональный компьютер с компакт-дисками – это технические средства обучения. Видеозаписи, как и компакт-диски с мультимедийными программами и курсами, могут быть демонстрационными или раздаточными средствами обучения.

Видеофонограммы рассчитаны на одновременное зрительное и слуховое восприятие учебного материала. К ним относятся кино-, теле-, и видеофильмы, а также видеограммы со звуковым сопровождением (например, слайдфильмы).

Видеофонограммы и видеозаписи, как средства обучения выполняют определенные дидактические задачи. Это развитие умений аудирования, а также формирование социокультурной компетенции. Видеозаписи должны отражать различные стороны культуры страны изучаемого языка, т.е. нести в себе социокультурную информацию. В этом случае зрителя привлекает именно видеоряд, «новая, незнакомая картинка», знакомящая обучаемых со страной, традициями, бытом носителя языка. Звуковой ряд либо «идёт» вслед зрительному ряду, либо «ведет» его за собой. Сочетание зрительного и звукового рядов создает особую атмосферу познавательной активности и соучастия. Они дополняют и поясняют друг друга. Вместе с тем именно на основе видеоряда часто строятся дальнейшие задания, направленные на самостоятельные высказывания студентов, с учетом и без учёта лингвистического, социолингвистического (реалий, идиом и т.д.) и социокультурного материала, которым бывает, богат звуковой ряд.

Ситуативность и динамизм изображения делают этот вид наглядности особенно эффективным средством обучения речевому общению, а использование современных технических возможностей повышает выразительность зрительно-слухового ряда за счет использования крупного плана, мультипликации, стереозвука, широкого экрана и др.

Интерактивными аудиовизуальными средствами являются тексты для аудирования и песни, компьютерные учебные программы и курсы.

На занятиях по языку компьютерные учебные программы и курсы предназначаются:

1. Для введения и активизации лексико-грамматического материала.

2. Для обучения видам речевой деятельности.

3. Для знакомства со страной изучаемого языка.

4. Для контроля уровня владения языком.

В последние годы такие программы и курсы стали мультимедийными, т.е. синтезирующими звуковое сопровождение, видеоизображение и тексты, что позволяет активно использовать все виды наглядности в рамках одной программы.

Мультимедийная обучающая программа – это компьютерная программа, использующая текст, звук, цвет, графику и движение. В понятие звук входят речь, музыка, их комбинации (музыка – речь – пение и др.), а также различные звуковые эффекты. Графика в таких программах может быть представлена различными рисунками, геометрическими фигурами (круг, ромб и т.д.), символами, фотографиями и сканированными изображениями. Движение в мультимедийных программах представляется в виде последовательности статических элементов (кадров) и может быть трех видов: видео, квазивидео и анимация .

Видео – это последовательность черно-белых или цветных фотографий, пропускаемая на экране компьютера со скоростью около 24 фотографий в секунду. Квазиовидео – тоже последовательность кадров, движущаяся по экрану со скоростью 6-12 фото в секунду. Анимация – это последовательность рисованных изображений.

Такие программы дают возможность активизировать различные каналы восприятия информации и повышают степень запоминания и усвоение учебного материала.

Приведем классификацию мультимедийных программ обучения иностранным языкам по следующим признакам.

По типу пользователей различают программы:

q для детей,

q для молодежи и взрослых,

q для бизнес-применений,

q специализированные программы.

По назначению такие программы делят на виды:

q для обучения на основе игровой технологии,

q для начального обучения языку,

q для совершенствования знаний языка,

q для сдачи экзаменов,

q для работы с деловыми текстами.

Так, для детей на основе игровой технологии интересны и полезны программы «Дракоша», «Занимательный английский язык» и «Lingva Land. Обучение с приключением!».

Для начального обучения языку молодежи и взрослых можно использовать такие мультимедийные программы, как Bridge to English, Репетитор English, Профессор Хиггинс, Learn to speak English (Learn to speak German), Everyday English in Communication, Talk to Me, Triple Play Plus и LinguaMatch Professional.

Для совершенствования знаниий английского и немецкого языков молодыми людьми и взрослыми полезны такие программы, как Complete English, English for Communication, English (Deutsch Gold), English Platinum (Deutsch Platinum), Echtes Deutsch.

Совершенствование знаний английского языка взрослыми в области бизнеса возможно путем использования мультимедийных программ Business English и EBC (English Business Contracts).

Примером специализированных программ, ориентированных на молодежь и взрослых и предназначенных для сдачи международного теста на владение английским языком как иностранным (TOEFL), является программа The Heinemann TOEFL.

Обучение языкам, как любое обучение – задача комплексная, требующая учета данных психологии и педагогики, методики и особых свойств изучаемого предмета.

Каждый преподаватель вуза или учитель, готовясь к занятиям, моделирует учебный процесс или фрагмент (часть) его. Разрабатывая педагогическую модель учебного процесса, он руководствуется целями и задачами, отбирает содержание учебного материала по конкретной теме, опирается на принципы и функции обучения, определяет организационные формы, методы, технологии и средства обучения, прогнозирует результат.

Рассмотрим принципы компьютерного обучения языкам с двух точек зрения: с точки зрения применения или использования компьютерных программ для обучения иностранному языку и с точки зрения построения или создания таких обучающих программ.

За последние годы принцип применения компьютерных обучающих программ изменился. Если ранее утверждалось, что наиболее эффективно они могут быть использованы в рамках автоматизированных обучающих систем, то с появлением компьютеров в доме обучаемых такие программы все чаще используются индивидуально и подбираются в зависимости от цели обучения.

Принцип построения таких программ реализуется путем выполнения следующих задач:

1) теоретического обоснования выбираемого метода обучения;

2) создания с опорой на выбранный метод технологии обучения;

3) построения обучающей программы, реализующей выбранную технологию обучения.

Рассмотрим процесс решения этих задач более подробно.

Говорится особенно много, поскольку они призваны значительно улучшить процесс восприятия, понимания и глубокого усвоения изученного материала. Применение подобных компьютерных технологий на практике доказало эффективность их использования.

Каждый, кто когда-либо пользовался компьютером, согласится с тем, что это устройство по сути своей изначально интерактивно. Таким образом, компьютер-это наиболее подходящий помощник в обучении иностранному языку, целью которого является интерактивное общение. Особенно успешно системы обучения иностранному языку с помощью компьютера стали развиваться в последнее время с появлением СD-ROMов и популяризацией сети Интернет. Эти поистине революционные разработки превратили обучение иностранному языку в живой, творческий процесс. Изобретение синтезатора речи и использование интерактивного видео привели к созданию прекрасных реалистических программ, предлагающих учащимся огромное количество сюжетов, которые не только стимулируют интерес, но и представляют большую педагогическую ценность.

У компьютерного обучения иностранному языку много преимуществ. Объединим их в несколько групп .

Прежде всего, хотелось бы отметить психолого-педагогическую особенность компьютерного метода: с одной стороны студенту предоставляется свобода действий, отсутствует постоянная опека со стороны преподавателя, но с другой стороны, предъявляются более высокие требования, которые рассчитаны на способность студента эффективно организовать свою деятельность.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Чтобы сделать обучение более занимательным, программы включают элементы известных компьютерных игр, умело изменяя их для учебных целей.

Компьютер гарантирует конфиденциальность. Самооценка студента, таким образом, не снижается и на занятии создается психологически комфортная атмосфера.

Другая и наиболее значительная группа преимуществ заключается в методических достоинствах компьютерного обучения. Уже более 10 лет назад преподаватели начали применять способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию для создания простейших обучающих программ в виде упражнений. Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе или в лингофонном кабинете. Это обеспечивается постоянной и прямой реакцией машины на ответы студентов в ходе выполнения упражнений.

Компьютерное обучение как нельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения.

Нельзя недооценивать огромное значение практики при овладении иностранным языком. В учебном процессе недостаточно произнести фразу один раз, ее необходимо повторять несколько раз; при этом желательно менять ее языковое оформление так, чтобы более четко выявить содержание. Здесь тоже может помочь компьютер: программы, включающие в себя базы данных , позволяют повторять подобные конструкции, меняя лишь отдельные компоненты или контекст.

Поговорим о технических преимуществах обучения иностранному языку при помощи компьютера. В течение последних нескольких лет компьютерное обучение привлекло к себе внимание специалистов в области искусственного интеллекта, и были предприняты попытки создания программ, которые бы успешно справлялись с машинным переводом. Надо отметить, что сейчас существует несколько программ, достаточно точно выполняющих перевод. Однако существует и некоторые проблемы с машинным переводом, а именно, неграмотное использование компьютерных переводческих программ и электронных словарей. Если преподавателю ясно, что ни фразеологический оборот, ни идиомы, ни многие другие жизненные реалии не могут быть переведены «автоматически», то студенты в силу разных причин часто прибегают к подобным методам, что зачастую пагубно сказывается на качестве перевода.

Что касается обучения устной речи, которое долгое время оставалось слабым местом компьютерного обучения иностранному языку, то в этой области резкий сдвиг наметился после разработки мультимедия – целого ряда устройств, значительно расширяющих возможности компьютера. В частности использование CD-ROMов позволяет хранить и использовать намного больше информации, чем раньше, так что теперь компьютер может воспроизводить запись отдельных слов, фраз и целых текстов. Звуковые карты даже позволяют записать свою речь, а затем прослушать ее и сравнить с произношением носителей языка или увидеть на мониторе диаграмму своей записи. Большинство программ позволяют также варьировать темп речи, «произносимой» компьютером. Графические возможности компьютера еще более выделяют этот метод обучения на фоне традиционных и позволяют представить любой вид деятельности в виде картинок или анимации. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке.

Мультимедийные программы помогают формировать, совершенствовать, корректировать слухопроизносительные навыки, автоматизировать лексические навыки, а так же совершенствовать, систематизировать и восполнять пробелы в грамматических знаниях .

Преимущество таких программ – это звук, изображение, отработка и хранение больших объемов данных.

Каждый изучавший иностранный язык наверняка помнит о нелегком периоде овладения правилами произношения. Эти трудности, в первую очередь, связаны с тем, что необходимо научиться распознавать на слух и артикулировать в собственной речи новые звуки, большинство которых существенно отличаются от звуков русского языка ; а так же необходимо овладеть специфической интонацией; научится правильно ставить ударение в слове и во фразе. А для студентов, изучающих непосредственно французский язык еще и усвоить два фонетических явления «Liaison» и «Enchaînement» без которых французский язык теряет свою благозвучность.

Все эти трудности увеличиваются при переходе к овладению чтением. Так, например, большинство букв французского языка «вынуждены» читаться по разному в различных сочетаниях и позициях. Причем разные варианты чтения типичны не только для гласных, но и для согласных. Так, например, буква Е может читаться в зависимости от ее положения и наличия надстрочных знаков как звук [e], [ə],а также [œ], и [ø] при сочетании с другими буквами. Определенные трудности вызывает французская буква H , так как сама по себе эта буква является непроизносимой, а при сочетании с другими буквами дает звуки th-[t], ch, ph-[f].

Полноценная речь на иностранном языке немыслима без автоматизированных произносительных навыков, которые позволяют человеку не задумываться о том, как артикулируется отдельный звук. Особенно это важно в тех случаях, когда качество звука имеет смыслоразличительные свойства и может привести к искажению смысла речи на иностранном языке. Так, например, во французском языке гласные звуки делятся на открытые и закрытые. В слове «paume» (ладонь) имеется закрытый звук, а в слове «pomme»(яблоко) звук открытый.

Одной из наиболее благоприятных и эффективных форм обучения произношению, после создания ориентировочной основы действия, является индивидуальная тренировка в распознавании и воспроизведении звуков иностранного языка в изолированном виде или в контексте. Такой вид работы позволяет определить требуемое количество повторений. В процессе обучения существенным также является контроль качества формируемых произносительных навыков. Для решения этих задач, наиболее эффективным как раз и представляется использование мультимедийных средств.

Мультимедийные средства «помогают не только услышать и увидеть эталон, но и записать, а затем прослушать собственное произношение; увидеть на экране сходства и различия в звучании эталона и своей речи с помощью графиков и речевых сигналов, где отмечены границы каждой фонемы . Сравнивая графики звучания своей речи с речью носителя языка, можно услышать и увидеть свои промахи и успехи» .

Визуализация речи делает процесс работы не только продуктивным, но и увлекательным.

Итак, мультимедийные программы можно охарактеризовать следующим образом :

Занимают определенное место в системе средств обучения;

Выполняют функции формирования слухопроизносительных и лексико-грамматических навыков;

Продуктивно используют все каналы восприятия: слуховой, моторный, зрительный;

Построены полностью на аутентичном учебном материале;

Сочетают обучающую и контролирующую функции;

Формируют навыки самостоятельной работы;

Обогащают лексический запас;

Содействуют формированию орфографических навыков;

Предлагают увлекательную интерактивную форму работы, которая усиливает обучающий эффект и повышает мотивацию обучения в целом.

В наше время во многих вузах страны (в том числе и в НГТУ) ведется работа над введением дистанционного образования, применяются методики интерактивного обучения, в частности, аудио-и мультимедийные, интернет-технологии, используются электронные учебные издания, компьютерные обучающие программы, словари. Распространены разнообразные формы информационного обмена : электронная почта, интернет, теле-и видео конференция, телемост, электронная библиотека.

Большинство студентов, пришедших к нам в университет сегодня, знакомы с основами программирования. Они знают, как пользоваться многими программными продуктами и где взять необходимую информацию. Уже сегодня огромные пласты информации получаются учащимися в ходе самостоятельной работы. В этом плане первенство принадлежит, конечно же, глобальной компьютерной сети, которая дает возможность работать не только с текстовым материалом, но и с графикой, аудио-и визуальными рядами. Важным моментом является распространение таких программных продуктов как компьютерные энциклопедии, путеводители, электронные книги, справочники, словари, учебники. Интернет дает доступ к колоссальным по объему и разнообразию источникам языковой и неязыковой (культуроведческой) информации. Регулярное использование Интернет делает процесс обучения более привлекательным для учащихся, так как они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются от статичных текстов в учебнике. С помощью Интернет можно, в первую очередь, увеличить свой словарный запас и, во вторую, улучшить орфографию .

Образовательное значение Интернет заключает в себе два аспекта:

1. поддержка связи с абонентами во всем мире;

2. доступ к удаленным источникам информации и международным библиотекам.

Еще одно многообещающее новшество в компьютерной технологии – это интерактивное видео. «Программа представляет собой фильм на иностранном языке. Студенты реагируют на ситуации, предлагаемые компьютером(отвечают на вопросы героев фильма, руководят их действиями), и таким образом изменяют сценарий фильма и как бы сами участвуют в развитии событий» .

Впервые применение компьютерных технологий в обучении иностранным языкам заинтересовало меня в 1998 году, когда совместно с преподавателем кафедры информатики Новосибирского Торгового –Экономического колледжа , где я в то время работала преподавателем английского и французского языков, была составлена компьютерная программа по итоговому контролю знаний студентов в виде тестов. Совместно созданная программа была представлена мною другим преподавателям иностранных языков на открытом уроке. Тест был составлен для студентов изучающих французский язык в течение года и контролировал знания студентов в области грамматики.

Использование теста как средства контроля знаний показало тогда, что применение компьютерных программ сокращает время проведения теста, сводит к минимуму затраты времени на проверку, а так же дает возможность накапливать статистическую информацию о результатах и об ошибках допущенных студентами. Анализ данной информации позволил сделать вывод о качестве усвоения материала студентами.

Компьютерное тестирование – один из элементов образовательных технологий, которые широко используются в вузах, в колледжах и даже в школах для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний. В сравнении с традиционном опросом тестирование улучшает результат, экономит время при обработке результатов, активизирует процесс изучения материала, делая его более интересным как для педагога, так и для студентов.

В заключении хотелось бы сказать, что «концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации одной из главных целей называет обеспечение подготовки специалистов научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований. Активное участие России в жизни мирового сообщества, появление международных научно-технических проектов, развитие программ обмена студентов и преподавателей делают иностранный язык необходимым предметом для успешной профессиональной деятельности . Владение иностранным языком является сейчас необходимым условием успешной работы специалиста. Улучшению качества обучения иностранному языку способствует использование новых информационных технологий , в том числе и компьютерных» .

Литература

1. Биболетова средства как компонент УМК «Enjoy English» для средней школы . – ИЯШ. – №3. – М., 1999. – С.95.

2. Макаревич Интернета на уроке немецкого языка . – ИЯШ. – №5. – М.,2001. – С. 40

3. Материалы всерос. науч.-метод. конф. «Иностранные языки и технологии обучения в XXI веке», Ст-П, 22-23 января 2001 г. Изд-во Ст-П гос. ун-та экономики и финансов, 2001

4. , Штеменко обучение: за и против. – ИЯШ. – №3. – М., 2002. – С. 10.

Современные компьютерные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных технологий в сферу народного образования.

Компьютерные технологии начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания мира. Инструмент этот насколько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления. Становится очевидным, что в современных условиях высокого уровня развития информационных технологий и их внедрения в образовательный процесс, использование компьютера могло бы значительно повысить эффективность обучения иностранному языку и помочь в организации межкультурного общения на уроке иностранного языка.

Компьютерные технологии получают всё большее признание у педагогов, потому что они:

  • стимулируют процесс изучения любого предмета и облегчают обмен опытом преподавания различных учебных дисциплин;
  • повышают существенно интерес учащихся к учебному процессу, в частности, к овладению иноязычной речевой деятельностью на уроках иностранного языка;
  • расширяют коммуникативную практику учащихся;
  • делают возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся, и тех, которые они получают в результате общения.

Внедрение компьютерных технологий в образование дает возможность также использовать компьютерные игры в процессе обучения иностранным языкам, что способствует более успешному овладению языковым и речевым материалом на уроках иностранного языка. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода с применением компьютера. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка, в особенности. Й. Хейзинга отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается как игра.

Однако необходимо отметить, что использование компьютерной игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также позволяет вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий.

Обратимся к истории возникновения игровой деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, и одновременно развлекает и дает отдых. Но в образовательном процессе одна из первых ее задач – обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, а также выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Еще в древних Афинах (VI-IV века до н. э) пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры – маневры, штабные учения, разыгрывание "боев". В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы), импровизации (схеды).

В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками.

Не следует забывать, что школьник – это "маленький взрослый", у которого только начинают формироваться важнейшие процессы. И очень важно, на наш взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра с использованием компьютера – способна помочь в решении этой проблемы. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства .

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. Использование мультимедийных программ при обучении лексике, грамматике, фонетике особенно актуально в условиях обновления языкового образования. Мультимедиа технологии позволяют одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, динамическими изображениями (видеофильмами, анимированными графическими образами), текстом и звуковым сопровождением. Синхронное воздействие на слух и зрение человека повышает объем, и степень усвоения передаваемой в единицу времени информации. Тем самым процесс обучения становится увлекательным, а внедрение компьютерной игры делает этот процесс еще легче и понятнее.

Иностранный язык, как никакой другой предмет в школе, насыщен событиями, явлениями, которые требуют от учеников не только запоминания многочисленных лексических форм, но и их грамотной интерпретации. Достичь высокого уровня владения языковым и речевым материалом невозможно без использования современных образовательных технологий. Решить эти задачи с учетом современных требований к уроку в полной мере помогают обучающие игры, в том числе компьютерные игры.

Исходя из методов, целей и особенностей преподавания иностранного языка, обучающие игры можно разделить на следующие группы:

  1. Имитационные игры, которые широко используются в обучении иностранным языка в системе высшего профессионального образования при формировании определенных практических навыков и умений.
  2. Сюжетно-ролевые игры, в основе которых лежит конкретная ситуация – жизненная, деловая или иная.
  3. Инновационные игры, которые направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.

Среди обучающих игр особое место занимают компьютерные игры, которые позволяет учителю задействовать сразу три вида восприятия детей:

  • Слуховой;
  • Визуальный;
  • Кинетический.

Однако, большинство компьютерных игр, наряду со своими многочисленными достоинствами, ввиду их общего характера, обладают и рядом недостатков. Так применение их на конкретных уроках не всегда целесообразно, поскольку для достижения результата учителю довольно часто необходимы только отдельные элементы, а не вся игра в целом .

Для наглядного примера использования компьютерных игр в образовательном процессе, связанном с овладением иноязычной речевой деятельностью, мною предлагаются игры, соответствующие требованиям Государственного образовательного стандарта, подходящие для самых искушенных пользователей.

В первую очередь, следует упомянуть игры, которые созданы в программе Flash с использованием ActionScript 2.0.

Например, лексическая игра Word Chain (Цепь из слов). Игра подходит для старшей и средней школы. В данной игре необходимо составлять словарные цепи – меняя одну букву в слове, чтобы получилось другое слово. При этом данное слово сначала состоит из 4 букв, а к концу игры оно может дойти до 8 букв. На все дается определенное время. С каждой правильно измененной буквой начисляются очки, и время на изменение буквы увеличивается. С помощью этой игры можно не только закрепить лексический запас учащихся, но также и существенно расширить его.

Следующая обучающая игра Trolley Dash (Тележка) подходит как для младшей, так и для старшей школы. Игра направлена на закрепление лексического материала. Сначала на экран выводится список продуктов, который необходимо приобрести, затем покупатель – игрок слышит один предмет из списка, необходимо найти на прилавке данный продукт и выбрать курсором, если предмет выбран правильно, то начисляются очки и предмет оказывается у игрока в корзине, если игрок выбрал неправильный предмет, то есть еще две попытки. При этом учитывается время. С каждым разом игра усложняется. Данную игру можно назвать жизненной, а также практико-ориентированной. В дополнении учащиеся слышат и воспринимают информацию о продуктах на слух, что дает огромный плюс в развитии у них практических навыков и умений аудирования.

Следующая игра закрепляет грамматический материал по теме «Прошедшее время». Игра подходит для младшей и старшей школы. Перед игроком на экране проходит животное с табличкой, на которой глагол в первой форме, необходимо за то время, что животное несет табличку, написать вторую форму глагола. Если игрок успевает это сделать, то звери радуются и начисляются очки, если не успевает, то звери расстроены.
В помощь учителям иностранного языка, которые работают с опорой на современные технологии, можно предложить несколько форм такого обучения: Обучение с компьютерной поддержкой – Computer – assisted Language Learning (CALL); «мозговой штурм»; «электронная почта»; компьютерное информирование; компьютерное накопление учебного материала; экспертное консультирование; «Беседа» с компьютером; дистанционное обучение.

Компьютерное обучение имеет много неоспоримых преимуществ перед традиционными методами обучения. Наблюдается возможность работать сразу с несколькими компьютерными программами, такими, например, как: «Английский для всех» из серии обучающих компьютерных программ «Гуру Софт». «Learn to Speak English. The Complete Interactive Course»; «Magic Land». Роботландия («Волшебная страна»); «Professor Higgins» («Профессор Хиггинс»); «Давайте общаться по-английски»; Учебно-познавательная энциклопедия «Encarta for Kids»; Обучающая компьютерная программа «Triple Play Plus In English»;
Обучающая энциклопедия о жизни Голливудских звёзд «English in Action. All Stars»; «TOEFL Test» (сборник тестов); Сборник рассказов «Love English»; Обучающая программа «Bridge to English (I, II)», и т.д. .

Обучающая компьютерная программа или специально подобранная по теме урока компьютерная игра являются неким тренажером, который организует самостоятельную работу учащегося, а также управляет ею и создает условия, при которых обучающиеся самостоятельно формируют свои знания. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность и веление времени. А если ко всему этому, приплюсовать ещё один важный аспект – это использование компьютерных игр на уроках, которое делает овладение иностранным языком более занимательным и привлекательным для учащихся, то его изучение становится легче и проще, а главное увлекательнее.

Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивающий индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности и склонностей. Изучение иностранного языка с помощью компьютерных игр вызывает в настоящее время у учащихся огромный интерес и учителям, а также преподавателям следует учитывать этот факт.

Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера учебную информацию в виде текста, звука, видеоизображения, и конечно игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого учащегося. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю или преподавателю переложить часть своей рутинной работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих игр и программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей .

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, а также стимулировать учащихся, предоставляя возможность поощрения правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин негативного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или наличием пробела в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ, в том числе и компьютерных игр. Обучающемуся предоставляется возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, учащиеся получают возможность довести решение коммуникативно-познавательной задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, а если учесть, что это будет проходить в виде игры, то результат овладения иностранным языком не заставит себя долго ждать .

Таким образом, становится очевидным, что использование компьютерных технологий в практике преподавания иностранного языка позволяет сделать обучение интересным и увлекательным, живым и достаточно легким, способствует неуклонному росту мотивации к изучению иностранного языка.

Литература:

  1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. Москва: изд. Флинта: Наука, 2005.
  2. Дьюи Джон. Демократия и образование. Москва, 2000.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва, 2003.
  4. Коноплева И.С., Чубова А.П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. – 2007. – № 5.
  5. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ, 2001. - №
  6. Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. – 2005. - № 2.
  7. Синегубова Н.М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. 2006. - № 2.
  8. Судаков А.В. Формирование информационно-образовательной среды //Школа. – 2006. - №2.
  9. Шаронов А.С. На рубеже столетия // Школа. – 2006. - №2.