по рассказу "Куст сирени"

  1. Не случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией.

    Алмаз-прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намк на чистые, светлые отношения между супругами.
    Куприн и делает упор на этом "хранителе вечной чистоты", показывает чистоту отношений между людьми.

    Фет А. А. "Алмаз"

    Не украшать чело царицы,
    Не резать твердое стекло, -
    Те разноцветные зарницы
    Ты рассыпаешь так светло.

    Нет! За прозрачность отраженья,
    За непреклонность до конца,
    Ты призван - разрушать сомненья
    И с высоты сиять венца.

  2. Почему рассказ называется Куст сирени? Почему именно сирень выбирает автор?

    (Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям

    счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и вс из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень красивый цветок, который зацветает весной. Весна это пора влюблнных. Можно предположить, что сирень цветок влюблнных. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 символ Вселенной. А ещ есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)

    Скажите, чем вам близка героиня?

    (Верочка добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится е упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

    Какие эпизоды вы считаете основными?

    Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?

    (Алмазов беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)

    В чм своеобразие описания внешности героев?

    (Описания внешности героев в рассказе мы не найдм. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)

    И вс же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?

    Как вы понимаете пословицу Терпение и труд вс перетрут? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?

    (Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Е поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)

    (Алмаз прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намк на чистые, светлые отношения между супругами.)

    На сколько частей можно разделить произведение?

    (1 часть Горе: Алмазов приходит домой.

    2 часть Надежда: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

    3 часть Счастье: Верочка встречает мужа и видит, что вс благополучно завершилось.)

    Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком Почему автор именно так заканчивает рассказ?

    (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи.)

    Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

    (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей) . А героиня для автора Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.)

    Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблнных?

    (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

  3. ничево нету
  4. чего нет

Куст сирени - страница №1/1

ИЗЛОЖЕНИЕ

КУСТ СИРЕНИ

(по рассказу А.И. Куприна)
Когда Алмазов пришел домой, жена сразу поняла, что произошло какое-то несчастье.

Алмазов, молодой офицер, слушал лекции в Военной инженерной академии. Сегодня он сдавал профессору последнюю и самую трудную практическую работу – съемку местности.

До сих пор все экзамены шли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили. Даже поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия.

Не будь жены, он, может быть, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость. Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти весёлым лицом. Она отказывала себе во всём, чтобы создать для мужа необходимые удобства.

Сейчас Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отвернувшись в сторону. Вера стояла в двух шагах от него также молча, со страданием на красивом лице. Наконец она заговорила с той осторожностью, с какой говорят только женщины у постели тяжелобольного человека:

Коля, ну как твоя работа?.. Плохо?

Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздражённо:

Ну да! Всю эту дрянь – и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами – хоть в печку выбрасывай теперь! И всё из-за какого-то поганого пятна…

Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

Ах, обыкновенное пятно, зеленой краской. Я вчера до трех часов не ложился, нужно было работу закончить. План прекрасно вычерчен и раскрашен. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать- и посадил пятно… Стал подчищать и ёще больше размазал. Думал я, думал, да и решил кучу деревьев на этом месте изобразить. Очень удачно вышло, и разобраться нельзя, что пятно было. Приношу сегодня профессору, а он говорит, что знает эту местность как свои пять пальцев и что здесь кустов быть не может. У нас с профессором завязался крупный разговор. «Если вы утверждаете, говорит, что в этом месте есть кусты, то завтра же поедем туда. Я вам докажу, что вы небрежно работали…».

Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

Да потому, что вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свой кабинет.

Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергично вскочила с кресла.

Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Если там нет таких дурацких кустов, то их надо посалить сейчас же.

Алмазов пробовал возражать, но Вера решительно сказала:

Едем!


Когда они приехали к садовнику, наступила уже белая петербургская ночь. Садовник был очень недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. На Верочкины настойчивые просьбы он отвечал очень сухо, что не может ночью посылать в такую даль рабочих.

Оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала. Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у неё возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее, а потом согласился им помочь. Остановились на кустах сирени.

Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, всё время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверились, что дерн около кустов нельзя отличить от растущей травы.

На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она ещё издали, по походке мужа, узнала, что история с кустами окончилась благополучно.

Хорошо! Прекрасно! – крикнул он ещё за десять шагов.- Представь себе, приехали мы с ним к этим кустам. Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал, а потом повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня. Должно быть, я стареть начинаю, если забыл про эти кустики». Славный он, профессор, и умница такой. Мне даже жаль, что я его обманул. Один из лучших профессоров у нас.

Они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь:

Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком, - с любовью глядя на мужа, сказала Вера.

Действующие лица:

Николай Евграфович Алмазов – молодой небогатый офицер, слушающий лекции в Академии генерального штаба;
Вера – жена Алмазова;
Служанка Алмазовых;
Оценщик в ломбарде;
Садовник;
Рабочие.

Действие 1

Сцена 1

Комната в доме Алмазовых. На сцену выходит служанка с ведром и тряпкой, собирается мыть пол.

Служанка: Эхе-хе! (достаёт тряпку из ведра и отжимает ). Живу не тужу. Хозяева хорошие, небогатые, но хорошие! У Алмазовых служу. Николай Евграфович – молодой офицер, лекции в Академии генерального штаба слушает. Жена у него Вера…, а что там, просто вера. Душа, а не женщина.

Сцена 2

Входит Вера с книгой в руках подходит к окну.

Вера: Коленька сегодня представляет профессору последнюю и самую трудную практическую работу – инструментальную съемку местности... волнуюсь я что-то… До сих пор все экзамены прошли благополучно, а вот нынче что будет?! (отходит от окна, садится за пасьянс ) Только одному богу известно каких страшных трудов они нам стоили… (вздыхает ). Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Коленька не мог поступить и только на третий упорным трудом одолел все препятствия.

Служанка: А ведь он какой… Ежели не вы мог ведь махнуть на все рукою. Чуть какая трудность – духом падает. Да если бы не вы, не ваше терпение… Это же вы отказывали себе во всем необходимом, чтобы создать для Коленьки (с иронией ) покой. Но же занятый головной работой человек комфорт. (продолжает иронизироват ь) Ему канфорт нужон! (На какое-то время замолкает, подтыкая юбку за пояс с сосредоточенным видом. ) Знаем, всё мы знаем…

Вера: Ты не справедлива!

Служанка: Неужто! А кто у него и переписчица, чертежница, чтица, репетиторша и памятна книжка заодно?! (Оглядываясь на дверь .) Легок на помине!

Сцена 3

Входит Николай Евграфович Алмазов, не снимая пальто, какое-то время стоит, озираясь по сторонам с насупившемся лицом со сдвинутыми бровями нервно закушенной нижней губой. Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло. Служанка вальяжно уходит, забирая ведро и тряпку.
Алмазов сидит в кресле отворотившись. Вера стоит в двух шагах от него также молча, с страданием на лице. Наконец она произносит…

Вера: Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо? (говорит с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека )

Алмазов, не отвечая, передергивает плечами.

Вера: Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

Алмазов быстро поворачивается к жене и говорит горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.

Алмазов: Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь (злобно ткнул ногой портфель с чертежами ) всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна... О, черт!

Вера: Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю. (Садится на пол возле него и кладет руку ему на колено Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением ) Какое же пятно, Коля?

Алмазов: Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать – и посадил пятно... (Вскакивает и начинает нервно ходить по комнате, говоря с женой. Нервно жестикулирует ) Да еще густое такое пятно... жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить... Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. "Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?" (пародируя профессора ) Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только... Впрочем, нет, не рассмеется, – аккуратный такой немец, педант. Я и говорю ему: "Здесь действительно кусты растут". А он говорит: "Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может"(пародируя профессора ) . Слово за слово, у нас с ним завязался крупный разговор. А тут еще много наших офицеров было. "Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом... Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты..." (пародируя профессора, под конец своей пламенной речи вновь усаживается на место )

Вера: Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов? (вставая за спинкой его кресла и поглаживая мужа по голове, как маленького ребенка )

Алмазов: Ах, господи, почему? (вскакивает) Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь.(берет диванную подушку и мнет ее в руках во все время разговора ) Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок... Ну и окажется в конце концов, что я лгу и в препирательство вступаю... Кроме того... (швыряет с досадой подушку в стену )

Какое-то время муж и жена сидят в тяжелом раздумье, не произнося ни слова.

Вера: Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.

Алмазов: Ах, не говори, Вера, глупостей. (весь сморщился точно от невыносимой физической боли ) Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.

Вера: Нет, не глупости! (топает ногой ) Никто тебя не заставляет ехать с извинением... А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

Алмазов: Посадить?.. Кусты?.. (смотрит на веру вытаращенными глазами )

Вера: Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, – надо поправлять. Собирайся, дай мне шляпку...

Алмазов беспорядочно озирается, кидаясь то в одном направлении, то в другом в поисках шляпки.

Вера: Кофточку... Не здесь ищешь, посмотри в шкапу... Зонтик!

Алмазов уходит за сцену. Тут же возвращается с зонтиком и шляпкой. Вера вытряхивает из шкатулки украшения.

Вера: Серьги... Ну, это пустяки... За них ничего не дадут... А вот это кольцо с солитером дорогое... Надо непременно выкупить... Жаль будет, если пропадет. Браслет... тоже дадут очень мало. Старинный и погнутый... Где твой серебряный портсигар, Коля? (укладывает драгоценности в редикюль )

Всё это время Алмазов мнется возле жены не зная что ему делать.

Вера: Едем.

Алмазов: Но куда же мы поедем? Сейчас темно станет, а до моего участка почти десять верст.

Вера: Глупости... Едем!

Уходят.

Действие 2

Сцена 1

На сцене появляется служанка. Она преобразовывает комнату в доме Алмазовых в ломбард.

Служанка: Вот так всё в ломбарди свезла, вот вам крест, свезла.А стоило ли того?!

Сцена 2

Ломбард. Входят Алмазовы, принесшие вещи на оценку. Оценщик методично и долго рассматривает привезенные вещи. Верочка начинает уже выходить из себя. Оценщик пробует кольцо с брильянтом кислотой и взвешивает его оценил его в три рубля.

Оценщик: …Три рубля, сударыня.

Вера: (возмущенно ) Да ведь "это настоящий брильянт, он стоит тридцать семь рублей, и то по случаю.

Оценщик: (равнодушно ) Нам это все равно-с, сударыня. Мы камней вовсе не принимаем (бросает на чашечку весов следующую вещь ) мы оцениваем только металлы-с. Итак, посчитаем…За все около двадцати трех рублей.

Вера: Что ж, этого вполне достаточно.

Уходят.

Действие 3

Сцена 1

На сцене появляется служанка. Она преобразовывает ломбард в комнату в доме садовника.

Служанка: Вот так посреди ночи к садовнику и заявились. Он уже со всем семейством ужинать уселся, когда господа мои к нему заявились. Во дела-то!

Отходит в левый угол сцены и садится на её край.

Сцена 2

Дом садовника. Входит садовник, за ним Алмазовы.

Садовник: Сударыня, уже ночь. Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам угодно будет завтра утром-то я к вашим услугам.

Служанка: (зрителям ) Хозяйка-то всё вокруг да около ходила, всё окольными путями пыталась обсказать зачем да как. А чех этот ни в какую. Вот и пришлось ей всё ему рассказать, и уж как она дошла до того, как у нее возникла мысль посадить куст, он стал внимательно её так послушал и говорит …

Во время рассказа служанки на сцене разыгрывается действие, которое она описывает.

Садовник: Ну, делать нечего, скажите, я думаю, можно будет посадить кусты сирени.

Уходят.

Действие 4

Во время монолога служанка усаживается на край сцены и произносит свои слова, грызя семечки.

Служанка: За город Хозяйка с мужем поехала, хотя Николай Евграфович её уговаривал домой поехать. Уж она там суетилась. Ей всё самой надо было удостовериться, что всё сделано наилучшим образом, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.

Действие 5

Сцена 1

На сцене Служанка она преобразовывает пространство сцены в комнату в доме Алмазовых: накрывает стол скатертью, ставит чайник, приборы.

Служанка: А уж сегодня она мужа еле дождалась. Всё в окно смотрела, а потом не утерпела да и пошла пошла его встречать на улицу. По одной только походке поняла, что история с кустами кончилась благополучно.

Сцена 2

Входит Вера. За ней Алмазов.

Алмазов: Хорошо! Прекрасно! Представь себе, приехали мы с ним к этим кустам. Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал. "Что это за дерево?" – спрашивает (передразнивает профессора ). Я говорю: "Не знаю, ваше-ство", – "Березка, должно быть?" – говорит (передразнивает профессора ). Я отвечаю: "Должно быть, березка, ваше-ство". Тогда он повернулся ко мне и руку даже протянул. "Извините, говорит, меня, поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики". Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне жаль, что я его обманул. Один из лучших профессоров у нас. Знания – просто чудовищные. И какая быстрота и точность в оценке местности – удивительно!

Вера: Коленька, да ты в подробностях рассказывай, в подробностях. Какое было выражение лица у профессора? Каким тоном он говорил про свою старость? Ты-то как всё это перечувствовал? (всё это время крутится вокруг мужа, накрывает стол для чая )

Усаживаясь за чай, на какое – то время замолкают. После одновременно смеются, глядя друг на друга.

Вера: Ты – чему?

Алмазов: А ты чему?

Вера: Нет, ты говори первый, а я потом.

Алмазов: Да так, глупости. Вспомнилась вся эта история с сиренью. А ты?

Вера: Я тоже глупости, и тоже – про сирень. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком...

Все артисты выходят на поклон.

Репетиционные моменты:

ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся
Арестова Валентина Захаролвна, учитель дефектолог
УФА 2013
Сценарий рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» к речевой конференции «В мире звуков»
Роли исполняют.
Алмазов. - Денис Верочка –Каусария.
Оценщик – Линара. Садовник – Эдик. Рабочий - Айзат.
++++++++++++Сцена дома.
Верочка - Добрый день! /поклон/. Мой муж /смотрит в окно/, Алмазов Николай - офицер /смотрит на портрет/, он учится / смотрит в окно/, сегодня у него защита /показывает на портрет/, сдаёт проект /ходит по квартире/, я волнуюсь, как он там. /смотрит в окно/, думаю, что всё нормально /показывает на портрет/, да, он учится в военной гимназии /ходит по квартире/, вот он и сам. /смотрит в окном, потом к дверям/.
Алмазов. /молча, сердито, не раздеваясь проходит и резко опускается в кресло, бросив портфель на пол/.
Вера – Все экзамены прошли отлично / в сторону удивленно / - жмёт плечами, молчат, обходит вокруг кресло и осторожно трогает за плечо/. Как твоя работа, Коля? Плохо?
Алмазов. / молчит, потом резко/ Ну, да! Ну, да!
Вера – Забраковали?
Алмазов – В печку теперь. /раздраженно ногой ткнул портфель/.
Вера – Ты скажи! Обсудим.
Алмазов – Всё из – за пятна.
Вера – Какое пятно? /села рядом, обняла/.
Алмазов – Зелёной краской.
Вера – Откуда?
Алмазов – Я ночью работал, устал и ошибка, сделал пятно.
Вера – НУ и что?
Алмазов – Стал тереть, размазал.
Вера - Ну и что?
Грязно, нарисовал кусты.
Вера – Хорошо, кусты.
Алмазов – Профессор удивился, здесь нет кустов./ ломает карандаш, бросает/.
Вера – Почему он не верит?
Алмазов – он двадцать пять лет знает это место. /сидят и думают, чешет затылок/.
Вера – / вскочила/ Одевайся! Нужно ехать.
Алмазов – Куда! Не поеду.
Вера - /топнула ногой / Нет кустов, нужно посадить.
Алмазов - Посадить..кусты????
Вера – Да, посадить./ собирает драгоценности из шкатулки, корзины, ящиков – серьги, кольца, браслет/.
Алмазов – Что ты делаешь?
Вера – Где твои часы? /собирает в сумочку/.
_______________СЦЕНА в ломбарде.
Оценщик – Да! Да! /рассматривает вещи/.
Вера – Брильянт.
Оценщик – Всё равно, камень не нужен. Три рубля. /Кладет на весы/
Вера - /удивленно/ 37 рублей.
Оценщик – Вот это хорошо /браслет, перебирает вещи/
Так! Так! Всего 23 рубля.
____________СЦЕНА у садовника.
Вера – К садовнику.
Садовник – Я закрыл магазин.
Алмазов – Пожалуйста! Нужно посадить кусты. Пятно.
Садовник – Не могу, завтра./ хочет уйти, Вера ловит за руку/.
Рабочий – Куда? /несёт кусты/.
Вера – Нужно, сегодня! Выручайте! Пятно!
Садовник - Хорошо! Хорошо! Пятно!
Рабочий – Здесь сажать. / сажают/
Вера - /проверила/ Ну, вот!
Рабочий – Дёрн здесь нужно положить. /утаптывают ногами, уходят/.
____________СЦЕНА дома.
Вера - Что так долго. /ждёт возвращения мужа, ходит по квартире, смотрит в окно/.
Алмазов - / радостно/ Ну, вот! Всё получилось. Профессор увидел кусты.

Главная > Изложение

ИЗЛОЖЕНИЕ КУСТ СИРЕНИ (по рассказу А.И. Куприна) Когда Алмазов пришел домой, жена сразу поняла, что произошло какое-то несчастье. Алмазов, молодой офицер, слушал лекции в Военной инженерной академии. Сегодня он сдавал профессору последнюю и самую трудную практическую работу – съемку местности. До сих пор все экзамены шли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили. Даже поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость. Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти весёлым лицом. Она отказывала себе во всём, чтобы создать для мужа необходимые удобства. Сейчас Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отвернувшись в сторону. Вера стояла в двух шагах от него также молча, со страданием на красивом лице. Наконец она заговорила с той осторожностью, с какой говорят только женщины у постели тяжелобольного человека: - Коля, ну как твоя работа?.. Плохо? Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздражённо: - Ну да! Всю эту дрянь – и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами – хоть в печку выбрасывай теперь! И всё из-за какого-то поганого пятна… - Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю. - Ах, обыкновенное пятно, зеленой краской. Я вчера до трех часов не ложился, нужно было работу закончить. План прекрасно вычерчен и раскрашен. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать- и посадил пятно… Стал подчищать и ёще больше размазал. Думал я, думал, да и решил кучу деревьев на этом месте изобразить. Очень удачно вышло, и разобраться нельзя, что пятно было. Приношу сегодня профессору, а он говорит, что знает эту местность как свои пять пальцев и что здесь кустов быть не может. У нас с профессором завязался крупный разговор. «Если вы утверждаете, говорит, что в этом месте есть кусты, то завтра же поедем туда. Я вам докажу, что вы небрежно работали…». - Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов? - Да потому, что вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свой кабинет. Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергично вскочила с кресла. - Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Если там нет таких дурацких кустов, то их надо посалить сейчас же. Алмазов пробовал возражать, но Вера решительно сказала: - Едем! Когда они приехали к садовнику, наступила уже белая петербургская ночь. Садовник был очень недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. На Верочкины настойчивые просьбы он отвечал очень сухо, что не может ночью посылать в такую даль рабочих. Оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала. Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у неё возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее, а потом согласился им помочь. Остановились на кустах сирени. Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, всё время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверились, что дерн около кустов нельзя отличить от растущей травы. На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она ещё издали, по походке мужа, узнала, что история с кустами окончилась благополучно. - Хорошо! Прекрасно! – крикнул он ещё за десять шагов.- Представь себе, приехали мы с ним к этим кустам. Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал, а потом повернулся ко мне и руку даже протянул. «Извините, говорит, меня. Должно быть, я стареть начинаю, если забыл про эти кустики». Славный он, профессор, и умница такой. Мне даже жаль, что я его обманул. Один из лучших профессоров у нас. Они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь: - Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком, - с любовью глядя на мужа, сказала Вера.