Округ расположен в Предуралье, в бассейне Камы. Поверхность холмисто-равнинная, на cевере - Северные Увалы (высшая точка - 270 м), на западе - Верхнекамская возвышенность (высотой до 280 м). Большую часть округа занимают низменные пространства.

Климат континентальный с суровой снежной зимой и сравнительно коротким тёплым летом. Средние температуры января от -15,7?С (Кудымкар) до -16,7?С (Гайны), июля соответственно 17,6?С и 17,3?С. Сумма температур за период с температурами более 10 ?С от 1400? (на Севере) до 1800? (на Юге). Осадков 500-550 мм в год.

Территория - 32,9 тыс. кв. км. Население (на 1 января 1998 г.) - 152,4 тыс. человек. Плотность населения (на 1 января 1998 г.) - 4,6 человека на 1 кв. км.

Коми-Пермяцкий автономный округ входит в состав Пермской области .

Промышленность - лесная и деревообрабатывающая, включающие лесопильное, мебельное и другие производства. Развита пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, электроэнергетика.

Болота занимают около 5% площади. Фауна типично лесная, но с изменением человеком лесного ландшафта сюда частично проникли и животные открытых местообитаний (степной хорь, заяц-русак, серая полевка и др.). Главные промысловые звери: белка, зайцы беляк и русак, горностай, лисица, куница, а из птиц - рябчик, глухарь, тетерев, различные водоплавающие и болотные виды. Восстанавливается поголовье бобра, северного оленя, лося.

Основное население составляют коми-пермяки (58% в 1970), сосредоточенные почти целиком в пределах округа, живут также русские (36%) и др.

Город Кудымкар с 1938 г. является центром Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской обл. Площадь - 25,3 кв. км, население - 33,5 тыс. чел. Расположен на обоих берегах Иньвы (приток Камы) и частично на левобережье ее притока Кувы, в наиболее освоенной южной части округа на автомагистрали Гайны - Менделеево, в 201 км. от Перми.

В 1920 г. усилиями уроженца Кудымкара художника П.И. Субботина-Пермяка в нем создан музей ; открыты в 1927 г. педагогическое училище (вначале техникум), в 1929 г. лесной (вначале отделение техникума) и в 1930 г. сельскохозяйственный техникумы, в 1930 г. медицинское училище (вначале фельдшерско-акушерская школа); основаны в 1926 г. окружная газета "Гэрись" ("Пахарь", в 1931 г. переименована "По Ленинскому пути", с 1992 г. "Парма"), в 1930 г.- окружное издательство, в 1931 г. - драматический театр (вначале студия) ныне им. А.М.Горького. В 1939-57 гг. работал национальный ансамбль песни и пляски, в 1940-1956 гг. - учительский институт, с 1944 г. действует институт усовершенствования учителей.

В Кудымкаре действуют 10 общеобразовательных школ, 4 лицея, детская школа искусств, 2 Дома культуры, 7 клубов, широкоформатный кинотеатр "Комсомолец", Парк культуры и отдыха им. И.Я. Кривощекова; завершено сооружение уникального в масштабах округа Культурного центра с большим зрительным залом, многочисленными помещениями для художественных коллективов. Функционирует комплекс лыжных трамплинов. В области охраны здоровья многие показатели выше среднеобластных.

В 1988 г. в Кудымкаре открыт Коми-Пермяцкий научно-исследовательский Отдел общественных наук Института языка, литературы и историм Коми научного центра УрО РАН в составе групп: языка, литературы и фольклора, археологии и этнографии, истории; разрабатывается комплексная программа развития коми-пермяцкой национальной культуры; устанавливаются связи с научными учреждениями финно-угорских народов. С 1992 г. работает телерадиокомитет на базе действующих в районе Кудымкара радио- и телепередатчиков. Имеются архитектурные памятники - здание бывшей строгановской конторы и Никольский собор (XVIII в.).

Коми-пермяки, народ в России. Численность 147,3 тыс. человек, коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс.) и части Пермской области. Общая численность в бывшем СССР 152,1 тыс. человек. До XX века их называли пермяками. Термин "пермь" ("пермяне") скорее всего заимствован у вепсов, в языке которых имеется выражение "пера маа", что означает "земля, лежащая за рубежом". В древне-русском языке сохранилось название Пермь. Основная часть коми-пермяков расселена в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа, где они составляют 60% населения. За пределами округа исторически сложились две компактные группы коми-пермяков - язьвинские и зюздинские коми-пермяки, получившие своё название по месту расселения. Язьвинские коми-пермяки живут в Пермской области в бассейне реки Язьвы (приток Вишеры). По некоторым оценкам, их насчитывается около 2 тыс. человек (в 1960 - 4 тыс.). Зюздинские коми-пермяки живут в основном в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким автономным округом. В 50-х годах XX века их насчитывалось свыше 7 тыс. человек, в настоящее время как этнографическая группа находятся на грани исчезновения. Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской семьи. Имеет четыре наречия: северное - косинско-камское, южное - иньвенское, верхнекамское и коми-язьвинское. Письменность на русской графической основе. Большая часть верующих коми-пермяков - православные, есть старообрядцы.

В русских источниках первое упоминание о Перми относится к концу XII века (1187). Впервые о "Перми Великой" как об отдельной области, граничащей с Пермью Вычегодской, сказано в "Житии Стефана Пермского" Епифания Премудрого (конец XIV века). Известно также, что в XV веке у прикамских коми существовало территориальное объединение во главе с князем. В 1472 земли коми-пермяков были присоединены к Московскому государству. В феврале 1925 образован Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области. За пределами административных границ округа оказались язьвинские и зюздинские коми-пермяки.

Традиционные занятия коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Большая часть пашни отводилась под зерновые культуры - рожь, ячмень, овёс; часть использовалась под посевы льна. Животноводство служило дополнением к земледелию. Разводили главным образом коров, овец, лошадей. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток) держали в южных районах округа. Овцы местной породы - грубошёрстные. Из домашних производств повсеместно в XIX - первой половине XX вв. были распространены прядение и ткачество. Сырьём служили овечья шерсть и волокно конопли и льна. Значительная часть коми-пермяков ныне занята в сельском и лесном хозяйстве, местной промышленности.

Традиционные поселения коми-пермяков - деревни, причём, как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. Характерен кустовой способ расселения. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. В южных районах округа встречаются селения на водоразделах, около ключей и колодцев, при сухопутных трактах. В большинстве селений преобладает уличная планировка, местами беспорядочная. С развитием лесной промышленности возникло большое количество лесных посёлков, которые отличаются от традиционных поселений коми-пермяков. Традиционное жилище коми-пермяков - рубленая изба (керка) из различных пород хвойных деревьев, без фундамента на невысоком подклете. В северных и центральных районах округа крыши в основном двускатные, в южных распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Избы у коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. Планировка большинства изб сходна со среднерусской.

Традиционная женская одежда - холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку; поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас) из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук (запон).

Традиционные женские головные уборы - самшура (чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента) в южных районах и кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блёстками и бисером) - в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны - из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.

Верхняя одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя - шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплая одежда - пониток (длиннее шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки со сборами и фалдами на спине). Зимняя - шуба из овчин.

Традиционная обувь - лапти (нинком), сплетённые из липового лыка и берёсты. В северных районах кожаные коты типа галош с узорными шерстяными носками. Специальные высокие сапоги - бродни с мягкой подошвой надевали, идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили валяную обувь: валенки и ишим - валяные головки с суконным голенищем.

Основа традиционной пищи коми-пермяков - хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением различных суррогатов: толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи. Овощей в пищу употребляли немного, молоко в основном пили квашеным, мясо чаще всего ели по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. Традиционная кухня коми-пермяков включает много различных мучных кушаний: блины, оладьи, шаньги, пироги с разнообразной начинкой. Общераспространены кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп, различные каши, прежде всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Одно из наиболее любимых блюд - пироги с рыбой. Традиционное блюдо - пельмени, которые готовят с мясом, грибами, редькой. На праздники, например, непременно делали пельмени с редькой. Устойчиво сохраняются традиционные напитки - квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво (сур). Чай пьют меньше, чем коми-зыряне или северные русские, и заваривают его в основном на травах.

Праздники коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения. Число верующих среди коми-пермяков невелико, хотя увеличивается в последнее время. В Коми-Пермяцком округе несколько действующих православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до первой четверти XX века была деревня Пудьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни ещё около 1790, приобрели большую известность среди окрестного населения. Молельни имелись и в других деревнях по реке Язьве. В настоящее время среди коми-пермяков наблюдается активизация общественных сил, выступающих за сохранение и развитие национальной культуры. Основным ядром этих сил стала национальная интеллигенция, усилиями которой было создано общество "Югэр".

Ю. П. Шабаев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 252-253.

Коми-пермяки

Автоэтноним (самоназвание)

коми-морт, коми-йоз, коми-отир : Самоназвание коми-пермяков: коми-морт (единственное число), коми-йоз, коми-отир (множественное число).

Основная территория расселения

Основная -
Коми-Пермяцкий автономный округ;
Кировская область, Афанасьевский район;
Пермская область, Красновишерский район.
Другие регионы -
город Пермь;
Республика Коми;
Республика Татарстан;
Краснодарский край;
Свердловская область;
Томская область;
Тюменская область;
Ханты-Мансийский автономный округ;
Ростовская область;
Новосибирская область;
Украина;
Казахстан.

Численность

1850-е гг. - около 59 тыс. чел., в том числе в границах современной территории Коми-Пермяцкого национального округа - около 41 тыс. чел. (69,5 %).
1897 г. - 104,7 тыс. чел.
1926 г. - 142,9 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 117,3 тыс. чел. (82,1 %).
1939 г. - 137,2 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 111,7 тыс. чел. (81,4 %).
1959 г. - 143,9 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 127,6 тыс. чел. (88,7 %).
1970 г. - 153,0 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 123,6 тыс. чел. (80,8 %).
1979 г. - 151,0 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого автономного округа - 106,0 тыс. чел. (70,2 %).
1989 г. - 152,1 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого автономного округа - 95,4 тыс. чел. (62,7 %).

Этнические и этнографические группы

Зюздинские коми-пермяки - Кировская область, Афанасьевский район;
Коми-язьвинцы - Пермская область, Красновишерский район.

Язык

коми-пермяцкий : Коми-пермяцкий язык относится к пермской ветви финно-угорской языковой семьи (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990). В качестве самостоятельного литературного языка он сформировался в результате территориального обособления в 1920-х годах. Имеет 4 наречия: южное (диалекты - кудымкарско-иньвенский, нижнеиньвенский, оньковский, нердвинский), северное (диалекты - кочевский, косинско-камский, мысовский, верхлупьинский), верхнекамское, коми-язьвинское). В основу литературного языка с конца 1930-х годов положен кудымкарско-иньвенский диалект.
Коми-пермяцкий язык является языком национальной литературы, театра, местной печати и радиовещания, языком обучения в начальных классах национальных школ. В настоящее время в 89 школах Коми-Пермяцкого автономного округа из 197 ведется преподавание коми-пермяцкого языка и литературы как предметов, а в целом языком преподавания является русский. В Пермском педагогическом институте открыто отделение коми-пермяцкого языка и литературы.
В Кудымкаре на родном языке издаются литературно-художественные сборники “Иньва” и “Бичирок” (“Искорка”). В округе выходят две газеты.
Сокращается доля коми-пермяков, считающих родным языков коми-пермяцкий и возрастает влияние русского языка. С 1959 по 1989 г. доля коми-пермяков, назвавших язык своей национальности родным сократилось с 92 % до 71,1 %.
По сведениям массового опроса 1992 г. коми-пермяцкий называют родным языком 67,6% коми-пермяков Коми-пермяцкого автономного округа, русский - 27,1%, в городе соответственно 43,8% и 48,6%, на селе - 79,2% и 16,0%. Разговорным коми-пермяцким языком свободно владеют 62,9% горожан коми-пермяцкой национальности, на селе 95,0%, русским соответственно - 94,0% и 86,8%. Большинство горожан коми-пермяков при общении дома употребляет русский язык. В сельской местности в сфере домашнего общения преобладает родной язык.
Коми-пермяцкий язык и литературу изучает 25 % всех учащихся. Средства массовой информации Коми-Пермяцкого автономного округа практически полностью русскоязычны. Большая часть коми-пермяков предпочитает читать и писать по-русски.
В 1990 г. была разработана и принята программа развития коми-пермяцкого языка (Дерябин В.С. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. N102. М., 1999).

Писменность

Письменность на коми-языке была создана на основе кириллицы Стефаном Пермским во второй половине XIV в., употреблялась до XVIII в. для религиозных целей, затем была забыта.
Известны рукописные словари коми-пермяцкого языка XVIII в. С 1860-х годов издаются грамматики и словари. В начале XX в. в Казани были созданы и выпущены первые книги, в том числе букварь (1908 г.) и книга для чтения (1909 г.), составленные учителем К. М. Мошеговым.
До 1918 г. на разных диалектах коми-пермяцкого языка было издано 15 книг. В 1932-1938 гг. письменность коми-пермяцкого языка существовала на латинской основе. С 1938 г. используется русская графика с введением дополнительных букв.

Религия

Православие : Коми-пермяки - православные христиане. В их числе значительное число старообрядцев.

Традиционные верования : Традиционные верования…

Этногенез и этническая история

Автохтонное население Прикамья относилось первоначально к прафинно-угорской языковой общности, позднее - прафинской.
В IX-XV вв. в верхнем Прикамье развивается родановская культура, принадлежащая непосредственным предкам древних коми-пермяков. В их формировании приняли участие также группы обских угров, ненцев, удмуртов, коми-зырян (перми вычегодской) и восточных славян.
В тот период образовались две обособленные этнические группы - зюздинская в истоках Камы и язьвинская (потомки переселенцев с Колвы, обосновавшихся на реке Язьве в ХII-ХIII вв.).
В ХII-ХIV вв. у коми-пермяков возникают укрепленные административные и хозяйственные поселения, начинается процесс консолидации племен в народность. По русским письменным источникам известно княжество Пермь Великая.
В ХIV - начале ХV вв. начинается русская колонизация Верхнего Прикамья. В 1451 г. в Перми Великой была установлена власть наместника Московского князя. В 1505 г. великопермский князь утратил полностью управление, Пермь Великая стала воеводством. Местное население в 1450-1460-х гг. было крещено.
В 1558 г. значительная часть коми-пермяков оказалась в вотчине солепромышленников Строгановых. Правовое положение коми-пермяков не отличалось от положения русских крестьян.
К ХVI в. окончательно сформировалась этническая территория коми-пермяков, включавшая бассейны рек Иньвы и Косы (в административном отношении - Чердынский, Соликамский и Кайгородский уезды).
В XVI-XVII вв. часть коми-пермяцкого населения по р. Каме и ее притокам Чусовой, Вишере, Сылве обрусела. Некоторые группы коми-пермяков переселились на Печору и за Урал.
Южные коми-пермяки к началу XVIII в. оказались помещичьими крепостными, северные - до реформы 1861 г. оставались государственными (черносошными) крестьянами.
Из-за экономических причин в ХIХ - начале ХХ вв. шло переселение коми-пермяков на Урал и в Сибирь. Переселенцы-коми-пермяки быстро ассимилировались соседним русским населением.
26 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК принял постановление о создании Коми-Пермяцкого национального округа (с 1977 г. - автономный округ).
На протяжении 1960-1980-х гг. из-за недостаточного развития экономики, социальной и культурной сферы в округе, и как следствия - низкого уровня жизни, происходил отток населения за пределы автономии, особенно высококвалифицированных кадров.
Наиболее значительные группы коми-пермяков переселялись в Сибирь, Казахстан, Ставропольский и Краснодарский края, в Ростовскую область, Крым, в города Пермской области. Самая крупная община сформировалась в г. Перми (11 тыс. чел.).
Длительные этнокультурные связи коми-пермяков и русских, близость культуры способствуют в настоящее время смешанным бракам между представителями этих народов, особенно в городских поселениях.

Хозяйство

Основным занятием коми-пермяков издавна являлось земледелие. В конце XIX - начале XX в. бытовала трехпольная система обработки земли, но сохранялась и подсека. В качестве удобрения использовали навоз и торфяной перегной. Выращивали озимую рожь, ячмень, овес, горох. Из технических культур возделывали лен и коноплю.
Традиционные пахотные орудия - деревянная соха с двумя ральниками (гoр) и бесколесный плуг с отвалом (сабан). Расчищенные из-под древесной растительности участки земли обрабатывали с помощью бороны-суковатки (увья пиня), постоянные поля - вязаной деревянной бороной (пу пиня) или рамной бороной с железными зубьями (кoрт пиня). Сеяли вручную из лубяного лукошка (кoдзан куд), жали серпами (чарла). Снопы сушили в срубных овинах (oвин), обмолачивали цепами (вартан) на току (гуна). Мололи зерно на водяных мельницах-мутовках или на ручных мельницах (киа изын). С конца XIX в. стали использовать конные молотилки и колесные мельницы.
Из овощных культур традиционно выращивали репу, редьку, брюкву, лук и капусту. Позднее распространились картофель, редис, морковь, свекла, в ХХ в. появились чеснок, огурцы и помидоры.
Одним из основных занятий коми-пермяков являлось животноводство. В хозяйстве имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, куры. Под влиянием русских стали держать гусей, уток и индюшек. Наибольшее развитие птицеводство (разведение кур и гусей) получило у иньвинцев и зюздинцев.
Практически вся животноводческая продукция потреблялась внутри хозяйства. Для зимовки скота заготавливали сено. Траву косили косой-горбушей; в XX в. появились косы-литовки. Сено сгребали в копны ручными граблями (куран), а затем с помощью деревянных и металлических вил складывали в стога. Из-за ограниченной площади сенокосных угодий и недостатка кормов в пищу скоту добавляли солому и ветки деревьев.
В южных районах значение земледелия было выше чем на севере.
В конце XIX - начале XX в. часть зажиточных крестьян занялась торговлей сельскохозяйственными продуктами (зерно, льняное семя, говядина), продавая их купцам из Соликамска и Чердыни.
В советский период земледелие сохранило своё ведущее значение. На территории Коми-Пермяцкого автономного округа к концу 1930-х гг. было создано более 500 колхозов.
Основные сельскохозяйственные культуры в настоящее время - озимая рожь, овес, ячмень, лен, картофель. В районе Кудымкара развито овощеводство. На юге Коми-Пермяцкого автономного округа появилось пчеловодство и садоводство.
Продолжается развитие животноводства (преобладает крупный рогатый скот).
Из промыслов ведущую роль, особенно для северных коми-пермяков, играли охота и рыболовство. Охота имела сезонный характер. Самый продолжительный зимний сезон длился несколько месяцев. При охоте на пушных зверей (белок, куниц, горностаев, лис) с ружьем использовали собак-лаек местной породы. Применяли также пассивные орудия лова: капканы или ловушки. На зайцев ставили проволочные петли, на дичь - силки. Охотились ради пушнины (шла на продажу) и мяса, которое употреблялось в пищу.
На реках занимались рыболовством. Орудия лова - различные сети (кулoм, сак, ветель), ловушки (морда) для устройств запорного типа. Крупную рыбу ночью били острогами с лодок, освещая воду берестяными факелами, а также ловили на крючки и в волосяные силки. Вся добытая рыба шла в пищу.
В настоящее время охота и рыболовство сохраняются, но не играют заметной роли в хозяйстве.
В начале ХХ в. значительное развитие получили кустарные промыслы: кузнечное, скорняжное, бондарное, столярное, смолокурение и т. п. Домашние промыслы были представлены обработкой волокнистых культур (льна, конопли, шерсти), прядением и ткачеством, производством изделий из дерева и бересты. Часть промыслов в настоящее время продолжает сохраняться.

Традиционная одежда

Традиционная одежда коми-пермяков близка одежде северных русских, коми-зырян и удмуртов. Основа женской одежды - сарафанный комплекс с рубахой. Были распространены два типа рубах (йoрнoс):
1. с прямыми поликами и сборками у ворота;
2. на кокетке с воротником-стойкой и нагрудником.
Сарафаны (дубас) - косоклинные и круглые сборчатые на лямках из крашеного холста и набойки. Лямки обшивались кумачом или цветным ситцем. Женщины язьвинских коми-старообрядцев носили более длинные сарафаны-клинники. Сходная по покрою женская одежда зюздинских коми-пермяков из клетчатой пестряди называлась пестрядинником. Обязательной деталью женской одежды были передники (запон) и фартуки с грудкой (мороса запон).
Головные уборы женщин - чепцы. На юге это самшура (шoмшура, моршень), с твердым дном, обшитая кумачом, украшенная вышивкой и позументом, в северных районах - кокошник, имеющий твердое полуовальное очелье, вышитый мелкими пуговицами, блёстками и бисером. Поверх головных уборов при выходе на дома надевали платок.
Основа мужской одежды - холщовые штаны (вешъян) и рубаха с прямым или косым разрезом и нагрудной планкой. Вместо пуговиц использовались завязки. Украшением ворота, рукавов и подола служили красные тканые полоски. Головными уборами служили валяные из шерсти колпаки, фуражки.
Верхняя одежда для мужчин и женщин была сходной. Это косоклинные и сборчатые кафтаны (шабур, зипун, поньтoк), овчинные шубы (пась), полушубки и тулупы. Для мужчин также характерны специфические виды верхней рабочей одежды - закрытый передник (соса запон) с круглым отверстием для головы, разрезом сзади от талии и рукавами, охотничья накидка (лузан).
Традиционная обувь - берестяные или лыковые лапти (нинком). На севере получили распространение кожаные коты. Зимняя обувь: ишим - валяные головки с суконным голенищем и валенки.
Охотники носили кожаную обувь с загнутым вверх носком (лямпа кoтi, кoм), высокие сапоги-бродни с мягкой подошвой.
Важными деталями одежды были аксессуары: узорные чулки-гольфы (чулки, ной идз, сера идз), рукавицы (кепись), перчатки (чуня кепись), тканые пояса (кушак, пoкрoм).
В настоящее время в обиходе общеевропейская одежда. Национальный костюм используется фольклорными коллективами.

Традиционные поселения и жилища

Для коми-пермяков издавна характерны небольшие сельские поселения: деревни, починки, хутора. Более крупные традиционные населенные пункты - села. В 1926 г. 91,5% жителей округа были расселены в поселениях людностью до 500 жителей, в том числе в населенных пунктах размером до 200 жителей проживало 60% населения. Многие хутора, починки были ликвидированы в 1930-е гг. В то же время в округе стали возникать сельские поселения нового типа - поселки лесозаготовителей, число которых достигло максимума в 1950-е гг. Они выделялись неоднородным этническим составом, часто с преобладанием русского населения.
Традиционную структуру и систему расселения коми-пермяков нарушила политика ликвидации так называемых неперспективных, т.е. малых деревень. Особенно интенсивно такая политика проводилась в 1960-1970-е гг. Если в 1959 г. в Коми-Пермяцком автономном округе насчитывалось 1280 сельских населенных пунктов, в 1979 - 831, в 1984 г. - 731.
Традиционные поселения коми-пермяков имеют уличную планировку. Поселения располагаются вдоль дорог или речных берегов. Традиционное жилище - срубная изба (керку). Преобладали одноэтажные дома на высоких подклетях с трехкамерной планировкой (изба - сени - клеть) под тесовой крышей (вевт) на самцовой или стропильной конструкции.
Жилище обращено боковой стороной к улице. Вход в дом через глухое крыльцо (oтoрись посодз), примыкающее к сеням (пытшкись посодз). Через сени был выход в скотный двор (карта) с сеновалом (сарай). Крыша двора односкатная или двускатная - более пологая, чем у дома.
Хлева и конюшни располагались параллельно дому, на некотором расстоянии от него. С торцовых сторон двора имелись ворота. Над помещениями для скота (гид) и над проездом под крышей находился сеновал, на который с задней стороны двора вёл взвоз (звoз). В усадебный комплекс входили также амбар, яма, колодец. Баню, гумно ставили на краю огорода, обнесенного плетнем или изгородью.
Украшением жилища служили скульптурно обработанные в виде голов птиц, коней охлупень, уключины. У дома устанавливали флюгеры на шестах в виде резных птиц.
В конце XIX - начале XX в. в крупных селах у зажиточных крестьян, ремесленников, купцов появляются одно- и двухэтажные обшитые тесом дома с шатровой крышей, мезонинами. Культовыми общественными постройками в селах были церкви, в деревнях - часовни.
Жилище (керку пытшкoс) среднерусского типа с глинобитной печью (гор) у входа, с устьем, направленным к фасадной стене. По диагонали от печи - красный угол (енпельoс), с расположенным там столом. Над входом в избу устраивались полати (пoлать), у самой двери - лохань с умывальником. Вдоль стен располагались лавки (лабич) и полки (джадж). Печной угол - кухня (ком) отгораживался одним или двумя брусьями и завешивался пестрядинной занавесью.
В настоящее время преимущественное распространение получили подквадратные, двухкамерные (изба - сени) дома. Внутреннее пространство помещения разделяется на кухню и несколько комнат, которые обставляются фабричной мебелью.
В городских поселениях значительный жилой фонд составляют двухэтажные деревянные и кирпичные дома.

Пища

В основе пищевого рациона коми-пермяков - мучные изделия. Хлеб - ячменный или ржаной, часто с добавками: толченой лебедой, пихтовой корой, мукой из сушёных ягод черемухи. Пекли также блины, оладьи, шаньги, пироги. Любимыми блюдами считаются пельмени (пельнянь, буквально “хлебное ухо”) с мясом, грибами, редькой, пироги-рыбники (черинянь).
На зиму сушили и солили грибы, а также замачивали и сушили ягоды. Употребляли в пищу овощи, молочные продукты. С мясом обычно готовили праздничные блюда. Почти повсеместно в пищевой рацион входила рыба.
Первым блюдом были кислые щи (шома шыд), похлёбки (шыд) из ячневой крупы, гороха, мяса. Вторые блюда - каши (чаще ячневая и овсяная), рыба, картофель.
Традиционные напитки - кислый хлебный квас (ырoш), гороховый и ягодный кисели, овсяная и малиновая брага. Домашнее пиво (сур) из ржаного солода являлось праздничным напитком. Повседневные напитки - чай, травяные настои.
В настоящее время сохраняется основа традиционной модели питания коми пермяков. Сохраняют популярность выпечные изделия: блины, оладьи, шаньги, пироги, блюда из грибов, ягод, рыбы, разнообразные каши, супы. Самым распространённым напитком является чай.

Социальная организация

После присоединения к Московскому государству большинство иньвенских коми-пермяков Соликамского уезда стали крепостными графов Строгановых. Коми-пермяки Чердынского уезда были причислены к сословию государственных крестьян.
С конца XIX в. у коми-пермяков преобладает индивидуальная малая семья. Кустовой характер расселения родовые прозвища и топонимы свидетельствует о бытовавшей в более ранний период большой семье и патронимии (увтыр, котыр).
Быт коми-пермяков основывался на общинных традициях. В начале XX в. сохранялся обычай общинных “помочей”. Всей общиной выполняли трудоемкие работы - распашку целины, заготовку дров, вывозку сена, возведение построек. Обедневшие крестьяне нанимались в батраки к зажиточной прослойке (олiссез) или становились рабочими на промышленных предприятиях. Члены деревенской общины были активными участниками праздников календарного и семейного цикла.
Местом общения молодежи были посиделки и игрища. Брак заключался по сватовству и договоренности родителей. Желание жениха и невесты часто не учитывалось. По экономическим причинам практиковались брачные союзы, при которых жених был младше невесты. При этом выбирали хорошую работницу с богатым приданым. Женщина, вступившая в брак беспрекословно подчинялась мужу и его родителям. Нередко ее называли именем мужа - Ваника, Петрика. Существовал обычай минората, при котором младший сын оставался жить в доме родителей и наследовал имущество.

Духовная культура и традиционные верования

Значительное влияние на традиционные семейные обряды оказала православная религия, приятая коми-пермяками в XV-XVI вв. Велика была роль крестных родителей.
В календарном цикле праздников и обрядов сохранялся значительный пласт традиционных языческих верований. Существовали пережитки культа предков, духов - хозяев леса (вoрись), воды (ваись), дома (олысь) и хозяйственных построек. Имелись представления о создателе мира Ене и его враге Куле, именами которых после распространения христианства коми-пермяки стали называть Бога и дьявола. Широкое распространение получили поверья о “чудах” - мелких и темных существах, вредящих людям.
Умершим родителям и древним предкам приносили поминальные угощкния, заручаясь их помощью. Почитали “скотьих богов” - Флора и Лавра. В их честь совершались жертвоприношения: на жертвенных местах резали быков, баранов и организовывали коллективную трапезу. В настоящее время эти обряды почти исчезли.
Коми-пермяки создали оригинальный многожанровый фольклор.
Известны предания о Пере-богатыре, Кудым-Оше и других “чудских” богатырях, предания о чуди. Широкое распространение имели разнообразные сказки. До настоящего времени популярны былички, поговорки, пословицы, загадки.
Традиционными были посиделки и игрища молодежи, на которых устраивались состязания в силе и ловкости, исполнении песен и танцев, игре на самодельных скрипках (сигудoк), дудках и других инструментах. Непременными элементами молодёжных собраний являлись театрализованные представления из крестьянской жизни или народного фольклора. Девушки значительную часть времени на посиделках посвящали рукоделью.

Современные этнические процессы

С конца 1950-х гг. с территории Коми-Пермяцкого автономного округа выехала значительная часть населения, из которых большую долю составили русские и другие народы: с 1959 по 1989 гг. население округа сократилось с 235,9 тыс. до 160 тыс. человек. Это привело к увеличению доли коми-пермяков в национальном составе населения округа со 54,1 % (127,6 тыс. человек) до 60,1 % (95,4 тыс. человек). 44% коми-пермяцкого населения округа сосредоточено в Кудымкарском и Юсьвинском районах.
В настоящее время сельское население Коми-Пермяцкого автономного округа продолжает сокращаться, хотя темпы его сокращения в последние годы замедлились.
Доля коми-пермяков-горожан остается существенно меньше, чем в среднем по стране (в 1989 г. 39,8 %). Вместе с тем, около 3/4 коми-пермяков, проживающих за пределами округа, являются городскими жителями.
Социальная и половозрастная структура коми-пермяков, проживающих в Коми-Пермяцком автономном округе неблагоприятна в сравнении с соседними регионами. Идет активный процесс обеднения населения, заметная часть молодёжи не имеет работы. Велико количество неполных семей (Дерябин В.С. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. N102. М., 1999).

Библиография и источники

Классические работы

  • Материалы для описания быта пермяков // Журнал Министерства внутренних дел. Т. 29. Отд. VII. Кн. 4./Рогов Н.А.-1858
  • Пермяки. // Известия общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете. Т. IX. Вып. 2./Смирнов И.Н.//Казань-1891
  • Пермяки. Этнографический очерк./Янович В.М.//Живая старина. Т. 1-2.-1903
  • Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков)/Белицер В.Н.//Москва//Труды Института Этнографии. Новая серия. Том 45-1958

Общие работы

  • Коми-Пермяцкий национальный округ//Москва; Ленинград-1948
  • Этнокультурная ситуация у коми-пермяков. //, 1990./Котов О.В., Шабаев Ю.П.//Сыктывкар//Научные доклады Коми НЦ УрО РАН. Вып. 254.-1990
  • Мифология коми//Москва-1999
  • Обзор данных о географическом распространении пермяков // Записки общества любителей естествознания. Т.ХI. Вып. 2./Теплоухов Ф.А.//Свердловск-192783-104
  • Коми-Пермяцкий национальный округ: Краткий справочник./Бачев Г. Т.//Кудымкар-1975
  • Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 102./Дерябин В.С.//Москва-1999

Отдельные аспекты

  • Устно-поэтическое творчество коми-пермяцкого народа./Ожегова М. Н.//Кудымкар-1961
  • Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре/Ожегова М. Н.//Пермь-1971
  • Коми-пермяцкая диалектология/Баталова Р. М.//Москва-1975
  • Декоративно-прикладное искусство народов коми/Грибова Л.С.//Москва-1980
  • Коми-пермяцкие народные предания о Пере-богатыре/Гусев Д. И.//Кудымкар-1956
  • Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике/Домнин А.М.//Пермь-1972

Отдельные региональные группы

  • Коми-язьвинский диалект/Лыткин В. И.//Москва-1961
  • Язьвинские пермяки: История и традиции./Чагин Г.Н.//Пермь-1993

Публикация источников

  • Солнце и месяц (Коми-пермяцкие народные сказки)/Ожегова М. Н.//Кудымкар-1989
  • Коми-пермяцко-русский словарь. М., 1985./Баталова Р.М., Кривощекова-Гантман А.С.//Москва-1985
  • Образцы коми-зырянской речи/Жилина Т.И., Сорвачева В.А.//Сыктывкар-1971

Коми-Пермяцкий округ — административно-территориальное образование в составе Пермского края. Административным центром (столицей) утвержден город Кудымкар.

Субъект расположен в предгорье Уральских гор, в верхнем бассейне реки Камы. На севере территорию округа пересекают невысокие Северные Увалы, на западе — Верхнекамская возвышенность. Занимаемая площадь округа — 32,9 тысячи километров.

Главные реки Коми-Пермяцкого округа — Кама, Весляна, Иньва и Коса.

На территории округа найдены залежи нефти, железной руды, бурого угля, торфа. Но основное природное богатство региона — лесные ресурсы, которые занимают свыше 75% площади региона , в связи с чем свою землю коми-пермяки называют Пармой — лесным краем.

Округ на севере граничит с Республикой Коми, на западе — с Кировской областью, на юге и востоке — с районами Пермского края: Сивинским, Карагайским, Ильинским, Добрянским, Усольским, Соликамским и Чердынским.

В состав округа входят городской округ — город Кудымкар и 6 муниципальных районов: Гайнский , Косинский , Кочевский , Кудымкарский , Юрлинский , Юсьвинский .

Население Коми-Пермяцкого округа

На 01.01.2013 года составляет 113 664 человека, представители более 50 национальностей. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на долю коренной национальности — коми-пермяков — приходится 54,2%, 42,9% составляют русские.

В официальных сферах общения на территории Коми-Пермяцкого округа наряду с русским может использоваться коми-пермяцкий язык.

Образование Коми-Пермяцкого округа

Коми-Пермяцкий округ был образован 26 февраля 1925 года как Коми-Пермяцкий национальный округ в составе Уральской области.

17 января 1934 года при разделении Уральской области вошел в состав Свердловской области, а с выделением из нее Пермской области 3 октября 1938 года — в состав последней. С 1977 года — Коми-Пермяцкий автономный округ.
В 1992 году Коми-Пермяцкий автономный округ стал самостоятельным субъектом Российской Федерации, но фактически был в составе Пермской области, находясь с ней в договорных отношениях.

В 2003 году состоялся референдум, на котором жители Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа поддержали объединение в единый субъект федерации. Согласно результатам референдума, с 1 декабря 2005 года Коми-Пермяцкий автономный округ объединен с Пермской областью, образовав при слиянии Пермский край с административным центром в городе Перми и утратив статус субъекта Российской Федерации.

Инфраструктура

Ведущие отрасли экономики округа: лесная, деревообрабатывающая, сельское хозяйство.

Развита сеть культурных и образовательно-научных учреждений. Функционируют 3 учреждения среднего профессионального образования, филиал Удмуртского университета.

Транспортная инфраструктура представлена автомобильным транспортом. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) составляет 5183 км, из них: дороги общего пользования - 1683 км, ведомственные - 3500 км.

Наиболее остро стоит проблема обеспечения населения линиями передачи информации, в том числе сетью Интернет. Однако ведется работа по созданию инфраструктуры: строятся вышки мобильной связи, прокладываются высокоскоростные магистра, что позволяет охватить 80% всего населения.

Герб Коми-Пермяцкого округа

Ко́ми-Пермя́цкий о́круг (коми-пермяцк. Коми-Пермяцкöй округ, Коми-Перем кытш) - административно-территориальное образование в составе Пермского края, до 1 декабря 2005 года - субъект Российской Федерации (Коми-Пермяцкий автономный округ).

Площадь - 32770 км². Округ расположен в низовье Уральских гор, в верхнем бассейне Камы. Население: 116 тыс. 177 чел. (2010). Административный центр округа - город Кудымкар .

География

Коми-Пермяцкий округ

Ко́ми-Пермя́цкий о́круг расположен в восточной части Русской равнины, бассейне Верхней Камы, притока Волги, северо - западе Пермского края, в IV часовом поясе. Разница во времени со столицей, г. Москва, - 2 часа. Площадь округа - 32,77 тыс. км². По территории он превосходит такие государства, как Албания (28,7 тыс. км²), Армения (29,8 тыс. км²2), Бельгия (30,5 тыс. км²), занимает 20,4 % территории края.

Протяженность его с севера на юг составляет 280 км, с запада на восток - 180 км. Округ расположен в высоких широтах. Его крайние точки: на севере 61°04" с. ш., 52°52" в. д.; на юге 58°33" с. ш., 54°47" в. д.; на западе 60°32" с. ш., 51°47" в. д.; на востоке 59°15" с. ш., 56°15" в. д.

На севере он граничит с Республикой Коми, на западе - с Кировской областью, на юге и востоке-с районами Пермского края (Сивинским, Карагайским, Ильинским, Добрянским, Усольским, Соликамским и Чердынским).

Северная граница проходит по Северным Увалам, западная - по Вятско-Пермяцким Увалам и Верхнекамской возвышенности, южная - по отрогам этой возвышенности и Обво-Иньвенской равнине. Восточная граница идет по Кондасским Увалам, Косинской и Веслянской низменностям. Особенностями географического положения Коми-Пермяцкого округа являются:

1. Расположение его в восточной части Русской равнины обуславливает равнинность территории, а наличие увалов и возвышенностей - набор природно-территориальных комплексов.

2. Положение округа в бассейне р. Камы, крупнейшего притока р. Волги, благоприятно для развития территории. Кама служит широкой дорогой для вывоза сырья и продукции леса и ввоза продовольственных и промышленных товаров.

3. Округ расположен на крайнем северо-западе Пермского края, в 201 км от краевого центра - г. Перми. Ближайшая железнодорожная станция Менделеево и железная дорога, соединяющая территорию с центральными районами страны, находятся в 104 км от г. Кудымкара.

4. 79,9 % его территории покрыто лесами, в связи с чем свою землю коми-пермяки называют Пармой - лесным краем.

История

Кудым-Ош - национальный герой коми-пермяков

Был образован 26 февраля 1925 года как Коми-Пермяцкий национальный округ в составе Уральской области. 17 января 1934 года при разделении Уральской области вошел в состав Свердловской области, а с выделением из неё Пермской области 3 октября 1938 года - в состав последней. С 1977 - Коми-Пермяцкий автономный округ. В 1992 году Коми-Пермяцкий АО стал самостоятельным субъектом федерации, но, поскольку для полного выхода из состава Пермской области был необходим специальный федеральный закон (такой закон был принят лишь однажды в отношении Чукотского АО), Коми-Пермяцкий АО формально продолжал находиться в составе Пермской области, находясь с ней в договорных отношениях.

В 2003 году состоялся референдум, на котором жители Пермской области и Коми-Пермяцкого АО поддержали объединение в единый субъект федерации. Согласно результатам референдума, с 1 декабря 2005 Коми-Пермяцкий автономный округ объединён с Пермской областью, образовав при слиянии Пермский край с административным центром в городе Перми и утратив статус субъекта Российской Федерации.

Население

Самое большое богатство любого края - люди. Они являются носителями разума, интеллекта, творческого создания и технического прогресса. В составе Пермского края округ относится к сравнительно слабо населённым территориям: средняя плотность населения почти в 4 раза ниже средней краевой. Занимая 20,4 % территории края, он сосредотачивает немногим более 4,7 % его населения. Однако с 1970 года численность населения последовательно сокращается (в тыс. чел.):

На изменение численности населения округа влияют естественные и механические процессы. Естественный прирост населения уже многие годы остаётся отрицательным (депопуляция). Отрицательное сальдо миграции отмечается уже более 10 лет. Все эти показатели приводят к снижению численности населения в округе.

Из таблицы видно, что в Коми-Пермяцком округе в 2009 году прослеживаются определённые позитивные сдвиги: наметились тенденции роста рождаемости и сокращения смертности. Это способствовало некоторому сокращению естественной убыли населения. И всё же, для демографического развития округа важны не только сами тенденции изменения, но и вызванные ими последствия: во-первых, молодые семьи чаще ориентируются на однодетную или бездетную семью; во-вторых, депопуляция охватила не только город, но и село, что отражается на коренном населении округа и вызывает серьёзную обеспокоенность судьбой коми-пермяцкого этноса; в-третьих, быстрее протекают процессы старения, поэтому группа населения старше трудоспособного возраста имеет высокий процент (17,7%); в-четвёртых, демографические проблемы округа породили социально-экономические. Согласно текущему прогнозу, население округа к 2015 году должно уменьшится до 123,9 тыс. человек., при этом по г. Кудымкару численность населения должна увеличиться до 31 тыс. человек.

Прогноз численности населения Коми-Пермяцкого округа

Что касается количества населения трудоспособного возраста в округе, то оно составляет 61,9% от всего населения (79100 человек, из них 41463 человек – мужчины, 37637 человек – женщины).

Округ относится к территориям с низким уровнем урбанизации. В настоящее время в городской местности проживает 23, 5% всего населения округа. С 2000 года наблюдается определённый спад городского населения. В округе проживают представители более 50 разных национальностей. Коми-пермяки – 59% , русские – 38%, татары – 0,8%, украинцы – 0,5%, белорусы – 0,5%, и другие. Коренная национальность – коми-пермяки – входит в финно-угорскую группу уральской языковой семьи народов.

  • Девяткова С.Б., Кузьминова Р.Г., Гагарский М.Д. География Коми-Пермяцкого автономного округа. Учебное пособие – Пермь, Пермская книга, 1992
  • Девяткова С.Б., Кузьминова Р.Г., Чеботкова А.Д., Черных Е.А. Занимательная география Пармы. Книга для учащихся – Кудымкар, Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1993
  • Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Справочное издание. – Кудымкар; Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2000
  • Доклад о социально-экономическом положении г. Кудымкара за I – IX 2010г. (Отдел сбора и обработки статистической информации по Коми-Пермяцкому округу), 2010 стр. 4
  • Муниципальные образования Пермского края (социально-экономические показатели), 2010 стр. 37, 38, 42
  • Сборник Пермстата «Социальное положение и уровень жизни населения Пермского края», Пермь, 2009 стр.23
  • Статистический сборник Отдела сбора и обработки статистической информации по Коми-Пермяцкому округу «Население Коми-Пермяцкого округа», 2010 стр. 26, 27, 28
  • Статистический сборник Пермстата «Естественное движение и миграция населения Пермского края в 2006-2008 годах», Пермь, 2009 стр.38

КОМИ-ПЕРМЯЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ , субъект Российской Федерации, в составе Пермской области . Расположен в Предуралье, в верхнем течении р. Кама. Входит в Уральский экономический район . Пл. 32,9 тыс. км 2 . Население 153,6 тыс. чел. (1998). Центр - г. Кудымкар. Городское население 30,6%. Проживают (%): коми-пермяки 60, русские 36. Официальный язык -русский. Включает 6 административных районов, 1 город и 3 посёлка городского типа. Ср. плотность населения 4,7 чел. на 1 км 2 . Наиболее плотно заселены Юсьвинский, Кудымкарский и Кочевский районы. Образован 26 февраля 1925.

ельеф слабо холмистый. На севере - Северные Увалы, на западе -Верхнекамская возвышенность (высота до 280 м). Б. ч. округа занимают низменные пространства. Месторождения стройматериалов и др. Климат континентальный с суровой снежной зимой и сравнительно коротким тёплым летом. Ср. температуры января от -15 до -17 °С, июля 17-18 °С. Осадков ок. 500 мм в год. Осн. река - Кама с притоками Коса, Иньва, Весляна, Лупья, Леман. Озёра преимущественно пойменные. На севере - много сфагновых болот. Коми-Пермяцкий авт. округ расположен на границе зон средней и южной тайги. Почвы гл. образом подзолистые и дерново-подзолистые. Ок. 4 / 5 территории покрыто еловыми и елово-пихтовыми лесами. В округе сохранились белка, зайцы беляк и русак, горностай, лисица и др.; из птиц - рябчик, глухарь, тетерев, различные водоплавающие и болотные виды.

Природные условия для жизни населения среднеблагоприятные. Экологическая ситуация относительно удовлетворительная. Вокруг г. Кудымкар - зона общего загрязнения территории пл. 160 км 2 .

Осн. отрасли промышленности: лесная и деревообрабатывающая (пиломатериалы, деловая древесина, мебель) промышленность; машиностроение (лесосплавное оборудование, электротовары), пищевая (в т. ч. молочная, мясная, консервная, кондитерская) промышленность. Крупнейшие предприятия - Пожвинский завод "Лесосплавмаш", Кудымкарский завод электроприборов, Кудымкарская мебельная фабрика; ОАО - "Кочеволес", "Гайнылес", "Верхнекамский леспромхоз", "Пятигорылес", Косинское сплавное акционерное общество, Иньвенское комплексное лесосплавное предприятие (деловая древесина, пиломатериалы). Гл. промышленные центры - г. Кудымкар, нос. городского типа Пожва.

Ведущая отрасль сельского хозяйства - животноводство (мясо-молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство). Выращивают зерновые (рожь, пшеница, ячмень), картофель, овощи (капуста, морковь, свёкла). Ср. урожайность (ц/га, 1997): зерна 9,5, картофеля 63 и овощей 299. Пушной промысел. Судоходство по Каме. Плотность автомобильных дорог 37 км/тыс, км 2 (1997).

Денежные расходы на душу населения 21% от среднего по России; количество личных автомобилей 19,4 на 1000 чел.; безработица 4,9% (1997).