В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения твёрдых согласных и мягких согласных. На письме парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой (см. п. 1.5.Звуки речи и буквы).
Для обозначения на письме мягкого согласного в русском языке есть специальная буква ь (мягкий знак , или «ерь»).
Ср.: стол – столь, банка – банька.
Ь пишется | Примеры |
1. На конце слова. | Нить [н’и́т’], семь [с’э́м’]. |
2. В середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным. | Судьба [суд’ба́], тьма [т’ма́]. |
3. В середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость. | Кузьмич [Куз’м’и́ч’] – Кузьма [Куз’ма́], но: бантик [ба́н’т’ик] – бант [ба́нт]. |
4. После мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными. | Бальный [ба́л’ныj], сельдь [с’э́л’д’]. |
5. В формах творительного падежа множественного числа. | Людьми, детьми, лошадьми . |
6. В середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот . | Пятьдесят, девятьсот. |
7. На конце числительных, оканчивающихся на -дцать . | Одиннадцать, пятнадцать . |
8. В прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск . | Сентябрьский, октябрьский (но: январский ). |
Ь не пишется в сочетаниях | Примеры |
-чк- | Бочка, речка, печка. |
-чн- | Конечный, сердечный |
-нч- | Венчик, нянчить. |
-нщ- | Банщик, каменщик. |
-рщ- | Фонарщик, сварщик. |
-рч- | Испорченный. |
-ст- | Мостик, хвостик. |
-нт- | Винтик, бантик. |
-щн- | Помощник. |
Обратите внимание!
1) Необходимо различать слова: нян ь ка и ня нч ить ; тон ь ше и то нч айший .
- В словах нян ь ка, тон ь ше второй согласный твёрдый, мягкость первого согласного обозначается буквой ь .
- В словах ня нч ить, то нч айший есть сочетание нч , которое пишется без ь .
2) Ь не пишется между двумя л и двумя н .
А лл ея, це лл юлоза, ра нн ий.
1.11.2. Употребление Ь для обозначения грамматических форм
Мягкий знак, или ерь (ь ), может употребляться как показатель определённой грамматической формы.
Ь пишется | Примеры |
1. После шипящих в именах существительных женского рода III склонения в форме единственного числа именительного и винительного падежа. | Ночь [но́ч’], тишь [т’и́ш]. |
2. После шипящих в наречиях (исключения: уж, замуж, невтерпёж ). | Сплошь [спло́ш], вскачь [фска́ч’]. |
3. После шипящих во втором лице единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени – вопросы что делаешь? что сделаешь? | Идёшь [ид’о́ш], возишь [во́з’иш]. |
4. После шипящих и других согласных в повелительном наклонении – вопросы что делай(те)? что сделай(те)? | Съешь [сjэ́ш], съешьте ; встань [фста́н’], встаньте . |
5. В неопределённой форме глагола (после т и ч ) – вопросы что делать? что сделать? | Брать [бра́т’], браться, стричь [стр’и́ч’], стричься . |
6. В родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит гласная, а также в четырёх существительных-исключениях (). | Яблоня – яблонь, рабыня – рабынь.Барышня – барышень, боярышня – боярышень, деревня – деревень, кухня – кухонь. |
Ь не пишется | Примеры |
1. После шипящих в именах существительных мужского рода II склонения в форме единственного числа именительного падежа. | Нож [но́ш], врач [вра́ч’]. |
2. После шипящих в краткой форме имён прилагательных (мужской род). | Горяч, горюч . |
3. После шипящих в трёх наречиях-исключениях. | Уж, замуж, невтерпёж. |
4. После шипящих в родительном падеже множественного числа существительных женского рода на -а (I склонение). | Туча – туч, роща – рощ. |
5. В родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит согласная (исключения: барышня, боярышня, деревня, кухня ). | Башня – башен, вишня – вишен . |
6. В глаголах в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени – вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? | Он надеется, ему не верится, они надеются. |
1.11.3. Употребление разделительных Ь и Ъ
Как отмечалось, разделительные ъ и ь сигнализируют о наличии в слове звука [ j ] (после согласной буквы и перед гласными буквами е, ё, ю, я ).
1. Разделительный Ъ пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:
- после приставки, оканчивающейся на согласную;
В ъ езд, пред ъ юбилейный, об ъ явить, об ъ ём.
- в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх- ;
Двухъ ярусный, трёхъ ярусный.
- в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицей пан- .
Адъ ютант, дизъ юнкция, инъ екция, интеръ екция, конъ юнкция, контръ ярус, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.
Обратите внимание!
1) Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы .
Ср.: меж атомный, контр удар, транс океанский, трёх этажный.
2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!).
Ср.: платье, дьяк. Исключение – фельд ъ егерь.
3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.
Ср.: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).
4) Буква ъ не пишется в существительном под ь ячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь , поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч- ).
5) В середине слова (в корне) ар ь ергард пишется разделительный ь , а не ъ , поскольку приставки ар- в русском языке нет.
6) В слове из ъ ян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять .
2. Разделительный Ь пишется в следующих случаях:
- в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я , если после согласного перед гласным звучит [ j ] ;
Вьёт [в’jо́т], вьюн [в’jу́н], дьяк [д’jа́к]).
- в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ] ) после согласного перед буквой о .
Бульон [бул’jо́н], синьор [син’jо́р], миньон [мин’jо́н].
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
Тема урока «Употребление ь для обозначения грамматических форм»
Учитель: Михальцова Татьяна Сергеевна
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», г.Миасс, Челябинская область
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Повторить и закрепить сведения об употреблении Ь знака для обозначения грамматических форм,
повторив ключевые термины темы, изученные орфограммы.
2.
Развить орфографическую зоркость, самоконтроль
, уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
3. Воспитывать
интерес к предмету
стремление к грамотной речи;
Формы работы : фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.
В процессе работы формируются:
Предметные результаты : опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, знать правила.
Метапредметные:
регулятивные УУД : умение планировать результат, контролировать и оценивать свои действия, умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать результаты своей работы.
познавательные – знать орфограммы употребления ь , уметь различать написание слов с ь , анализировать, строить логические цепочки, синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов;
коммуникативные : умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других;
личностные : определять цели своего обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Тексты для индивидуальной и парной работы
2 Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Авторы В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко»
3. Тест.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы с вами сегодня дружно поработаем.
Желаю вам успехов и хороших оценок.
2. Мотивация к учебной деятельности. Проверка усвоения предыдущего материала.
В начале урока проверим домашнее задание по материалу, изученному на прошлых уроках. Часть детей поработает индивидуально у доски и в тетради. В конце урока тетради сдадите на проверку с выполненным упражнением 108. Они будут проверены и оценены. Были ли у вас затруднения при выполнении этого упражнения?
Ученики у доски готовятся к ответу:
1ученик. Устный ответ на вопрос «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных»:
После любого мягкого согласного (кроме шипящих) на конце слов (в том числе на конце первой части сложного слова): тень, конь, фонарь, мельзавод, медьсодержащий.
В середине слова:
А) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (больной, сельдь, пильщик)
Б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным (Кузьма, больше)
В) между двумя мягкими согласными в том случае, когда при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: о просьбе (просьба), о борьбе (борьба), но! зонтик (зонты).
Ь не пишется:
В буквосочетаниях ч и щ с другими согласными (кроме л+ч и л+щ): речка, нянчить, фонарщик.
Между двумя мягкими л: иллюзия, аллея.
Перед суффиксом –ск- в прилагательных, образованных от существительных на –нь, -рь: конь – конский, зверь – зверский.
2 ученик. Задание: произвести фонетический разбор слова и определить роль ь знака в слове вьёт
Обозначает ли Ь звук? (Нет).
Назовите, когда буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука?
Разделительный ь пишется перед гласными: е, ё, ю, я, и (пьеса, бельё, вьюга, рьяный, соловьи).
3 ученик выполняет синтаксический разбор предложения:
Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М.Ю.Лермонтов)
2 . Актуализация знаний . У вас у каждого на парте диагностическая карта, при помощи которой в течение урока вам предстоит оценить свою деятельность.
3. Орфоэпическая разминка . Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задание А1)
Задание для учащихся (слова записаны на доске): поставить ударение в соответствии с нормами произношения
зак У порить, баловАться, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, заржАветь, досУг, баловАть, клАла, балОванный, красИвее, тОрты, нефтепровОд, диспансЕр,
Полезная информация: запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший. . Прочитай рифмы, которые способствуют запоминанию слов.
Например:
Не будем улыбаться,
Хватит баловАться.
Уважаемый наш сэр,
Посетите диспансЕр.
Не влезешь в шорты,
Если будешь есть одни тОрты.
Снова бегемот
Сломал нефтепровОд.
Посмотрим, как поработали ребята у доски. Кто хочет стать консультантом и оценить работу. (ответ полный (неполный), с примерами, оценка… .)
Вывод - Какова роль ь знака, если судить по ответам ребят?
1. Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости на письме.
2. Мягкий знак может выполнять разделительную функцию.
3. А ещё для чего служит ь? (Мягкий знак может употребляться для обозначения грамматической формы слова ) - создание проблемной ситуации.
Работа по основной теме урока.
Анализ предложенной орфографической задачи:
В предложении, которое разбирали у доски, нам встретилось слово прочь , почему в нём пишется ь знак? (Это наречие с основой на шипящую).
Мягкий знак тоже служит для обозначения грамматической формы.
Рассмотрим таблицу (у каждого на парте), вставим пропущенные орфограммы. Нужно ли писать в них ь знак? Все ли они одной части речи. Вспомните правила правописания ь знака, грамматические признаки частей речи.
- Для чего он употребляется? (для обозначения грамматической формы слова)
- Какая же тема сегодняшнего урока ? Употребление ь для обозначения грамматических форм. В тетради запишем тему.
- Словарь. Что такое грамматика?
- Грамматическая форма?
- У всех частей речи грамматическая форма одинаковая?
(Нет. У существительных – род, число, падеж; у глаголов – наклонение время, лицо, число, неопределённая форма глагола).
Цель нашего урока? (закрепить навыки правописания ь знака в различных частях речи, учитывая грамматическую форму слова).
- Прочитайте ещё раз теоретический материал в учебнике на с. 86-87 или в таблице
Вывод: Чтобы определить, нужен ли ь знак в слове, нужно определить часть речи и грамматическую форму слова.
Ученица: Он очень вежлив, мягкий знак!
Не любит споров он и драк:
Он всем старается помочь!
Он в слове «мать» и в слове «дочь»,
Он в тихом лунном слове «ночь».
Чтоб никого не огорчить,
Он все старается смягчить:
Отрежь – отрежьте!
Поешь – поешьте!
Исправь – исправьте!
Оставь – оставьте! –
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак.
IV . Закрепление.
1. Решите орфографическую задачу.
Задания по вариантам: в парах . Если что-то непонятно, вопросы можете задавать своему соседу по парте, также обращаться к материалам учебника и к таблице.
1 вар . Упр. 112 (1)
2 вар. Упр. 112 (2)
3 вар . Упр. 113 – 2 строки
4 вар . Изменить слова по образцу. Задание: образуйте краткую форму прилагательного. Например: Свежий – свеж.
Горячий, пахучий, жгучий, тягучий, могучий, колючий, линючий, хороший, рыжий, злющий.
5 вар. Задание3. Вставьте пропущенные буквы Т или ТЬ. Устно проверяйте себя вопросами: что делать? что сделать? что делает? что сделает?
1. Каждый труди....ся, мы должны труди....ся. 2. Мы решили учи....ся, и каждый из нас старательно учи....ся. 3. Товарищ думает подготови....ся к экзаменам в университет и, наверное, подготови....ся.
Проверка выполненных заданий.
Итак, чтобы правильно употреблять ь знак, существуют определенные правила.
Буква ь в современном русском языке может употребляться:
а) в качестве разделительного знака;
б) для обозначения мягкости согласного;
в) для обозначения грамматических форм.
Самостоятельная работа . Задание: выполните тест, проверьте свои теоретические знания.
Тест
1. отметьте ряд слов, в котором ь пишется
А) улыбает…ся мне, снит…ся сон, торопит…ся она
Б) улыбат..ся широко, береч.. здоровье, береч..ся от простуды.
2. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется
А) гуляеш…, улыбнеш…ся, клеиш…
Б) жгуч…, тягуч…, трескуч…
3. отметьте ряд слов, в котором ь пишется
А) сплош…, вскач…, настеж….
Б) уж…, замуж…, невтерпёж…
4. отметьте ряд слов, в котором ь пишется
А) рож…, ноч…, мыш….
Б) грач…, мяч…, пейзаж…
5. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется
А) назнач..те, утеш…тесь, нареж..те
Б) из училищ…, из-за дач…, из-за туч…
Как оценить успехи:
«5» - всё правильно
«4» - одна ошибка
«3» - 2 ошибки»
Обменяйтесь работами, сверьтесь с ответами. Оцените. Самоконтроль по эталону. (1б, 2б, 3 а, 4 а, 5 б) .
Рефлексия
Чему был посвящён урок?
Какие затруднения испытали?
Что помогло их преодолеть?
V . Домашнее задание: Рекомендую выбрать, чтоб преодолеть свои трудности, на выбор:
1. § 19, таблица, упражнение 114
2. § 19, таблица. Составить словарный диктант на изученную тему, включив 35 слов
Дополнительное задание «Подумайте!»
/Представьте, что вы нашли древнюю рукопись. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте определить, где нужно поставить ь.
Мелестная девеж…притясла комейный боромеж…
Лусый морош… увертал чулёную велоч……….\
Диагностическая карта
!!!Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах. Могу объяснить товарищу. Скажу себе: «Молодец!»
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание разделительных Ь и Ъ
Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: СЕМЯ (без мягкого знака) и СЕМЬЯ (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.
Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (ВЬЮГА, БУРЬЯН, ЛИСЬИ СЛЕДЫ), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (БУЛЬОН, СИНЬОР, ГИЛЬОТИНА). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].
Разделительный Ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: ПОДЪЕЗД, ИЗЪЯВИТЬ, ИНЪЕКЦИЯ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ. Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными: ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ.
Обратите внимание: перед другими гласными Ъ не пишется: БЕЗАВАРИЙНЫЙ, КОНТРАТАКА, ТРАНСАРКТИЧЕСКИЙ.
Исключение составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА) и сложные слова, пишущиеся через дефис (ПОЛ-ЮРТЫ). В этих словах не нужен ни твердый, ни мягкий знак.
1. В газетах честно и мужественно, с суровой прямотой сообщили, что «беллетрист» Банев искренне поблагодарил господина президента за все замечания и раз _ яснения, сделанные в ходе беседы. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)
2. Утром учен _ е, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты. (А.С. Пушкин, «Выстрел».)
3. Маша окуталась шал _ ю, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на крыльцо. (А. С. Пушкин, «Метель».)
4. Еще с него, свин _ и, портрет рисовать! (Н.В. Гоголь, «Портрет».)
5. Не легче ли два раза в год с _ ездить в Миргород? (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)
6. Картины большей част _ ю были писаны масляными красками. (Н. В. Гоголь, «Портрет».)
7. Недавно женился на Lise Мейен, ад _ ютант Кутузова, он будет нынче здесь. (Л. Н. Толстой, «Война и мир».)
8. Галки, вороб _ и и голуби по-весеннему весело чирикали. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)
9. У вас, господа, чут _ я нет! (И. С. Тургенев, «Новь».)
10. Меланхоликам у нас не жит _ е, а масленица! (Салтыков-Щедрин, «В больнице для умалишенных».)
11. — А ну, к обочине! — скомандовал полицейский с недовольным лицом. – И пред _ явите документы. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)
12. Запахло обыкновенной чертовщиной, сами собой скрипнули где-то половицы, кожа на спине с _ ежилась под пристальным взглядом ч _ их-то глаз. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)
13. Его двоюродные сестры и брат _ я болели коклюшем и свинкой - он не заражался, хотя под _ едал за ними молочную манную кашу с варен _ ем, которую им было трудно глотать из–за распухшего горла. (А. Чудаков. «Ложится мгла на старые ступени».)
14. Был у меня медал _ ончик в золотой оправе, помнишь? (Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные».)
15. – Ну зачем же вы трудились об _ являть, что оно комическая?! (Ф. М. Достоевский, «Ползунков».)
16. Поди посмотри, готов ли бул _ он для дяденьки! (Л. Н. Толстой, «Война и мир».)
17. Как пройдете церковь, так от двух _ ярусного дома направо. (Л. Н. Толстой, «Воскресение».)
18. Это был господин небольшого роста, вз _ ерошенный, со смуглым лицом. (И. С. Тургенев, «Рудин».)
19. Те огромные суммы он с_э кономил для казны. (Н. В. Гоголь.)
20. Под ногами хрустело стекло, валялись сморщенные тюбики из-под красок, телевизор смотрел пустым прямоугольником экрана, а стол был заставлен грязной посудой с тухлыми об _ едками. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)
21. А для низкой жизни были числа, Как домашний, под _ яремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. (Н. Гумилев, «Слово».)
22. Пропаганда, осуществляемая средствами, успешно зарекомендовавшими себя в рекламе, стала одним из признанных методов правительств всех развитых стран, и особенно тем методом, с помощ _ ю которого создается общественное мнение. (Б. Рассел, «Искусство мыслить».)
23. Глазки его с_у зились, а черты лица растянулись. (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание».)
24. Итак, согласно закону штата Н _ ю-Йорк, Христос и Джордж Вашингтон были бы слишком неустойчивы морально, чтобы доверить им образование молодежи. (Б. Рассел, «Искусство мыслить».)
25. Живым огнем раз _ единилоНас рампы светлое кольцо,И музыка преобразилаИ обожгла твое лицо. (А. Блок)
Упражнение подготовили А. Копеина и Б. А. Панов («Лига школ»).
УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь И Ъ
Разделительный Ь (воробьи);
Смягчающий Ь (конь, борьба);
После приставки на согласную перед буквами Е, Е, Ю, Я (подъездt подъем, предъюбилейный, объявление).
ИноязычНые приставки: АД- (адъютант) ИН- (инъекция) КОН- (конъюктивит) ОБ- (объезд) СУБ- (субъект)
Ь для различения грамматической формы слов (плач - имя сущ., плачь - гл. повелительного наклонения).
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ъ
В сложных словах, первую часть которых образуют числительные двух, трех, четырех (двухъярусный, трехъязычный).
Перед буквами А, О, У, Э (сагитировать, подоконник, сузить, сэкономить);
В сложносокращенных словах (детясли).
В корне слова перед буквами Е, Е, Ю, Я, И (пьеса, льет, пьющий, рьяный, соловьи);
В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, шампиньон).
Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
1. На конце слов, кроме шипящих согласных (день).
2. В середине слова:
После мягкого Л (сельдь);
После мягкого согласного, стоящего перед твердым (Кузьма);
Между двумя согласными, если при изменении слова второй становится твердым, а первый остается мягким (просьба - в просьбе).
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, РЧ пишутся без мягкого знака;
Между двумя мягкими лл Ь не пишется (иллюзия);
В сочетаниях: ЗН, НТ, СН, ЗД, СТ (ЗНаменитый иНТересный СНова ЗДесь СТоит).
Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ
В существительных 3-го склонения (ночь);
В глаголах (2-е лицо единственного числа, неопределенная форма, повелительное наклонение: пишешь, печь, намажь);
В наречиях (сплошь).
В существительных 2-го склонения (врач);
В кратких прилагательных (пахуч);
В родительном падеже существительных множе
ственного числа (много туч, груш).
Исключения: уж, замуж, невтерпеж;
В частицах ишь, бишь, вишь;
В творительном падеже некоторых существительных и числительных (четырьмя).
1. Укажите неверное объяснение написания Ь и Ъ.
а) подьячий - разделительный Ь в корне слова перед Я
б) компаньон - разделительный Ь в иноязычных словах перед О
в) спрячьте - разделительный Ь пишется в корне глаголов повелительного наклонения
г) трехъярусный - разделительный Ъ в сложных словах после числительного трех перед Я
2. Укажите верное объяснение написания Ь и Ъ.
а) отужинали - после приставки на согласный перед У не пишется Ъ
б) тишь - разделительный Ь пишется в корне слова после шипящих
в) дальний - разделительный Ь в корне слова
г) вишь - Ь пишется в наречиях после шипящих
3. В каком ряду во всех словах пишется Ъ?
а) премьера, объяснение, карьера
б) бур..ян, е..емка, ин..екция
в) от..езд, об..езжать, ад..ютант
г) рел..еф, от..ем, конс..ержка
4. В каком ряду во всех словах пишется Ь?
а) разъезжаются, медал..он, б..ющийся
б) кон..як, медал..он, в..юга
в) от..ехать, об..ектив, с..ежиться
г) лист..я, плат..е, с..емка
5. В каком ряду допущена орфографическая ошибка при написании Ь и Ъ?
scicenter.online
1.11. Употребление букв Ь и Ъ
В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения твёрдых согласных и мягких согласных. На письме парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы).
Для обозначения на письме мягкого согласного в русском языке есть специальная буква ь (мягкий знак , или «ерь»).
Ср.: стол – столь, банка – банька.
В словах нян ь ка, тон ь ше второй согласный твёрдый, мягкость первого согласного обозначается буквой ь.
2) Ь не пишется между двумя л и двумя н.
1.11.2. Употребление Ь для обозначения грамматических форм
Мягкий знак, или ерь (ь), может употребляться как показатель определённой грамматической формы.
1.11.3. Употребление разделительных Ь и Ъ
Как отмечалось, разделительные ъ и ь сигнализируют о наличии в слове звука [ j ] (после согласной буквы и перед гласными буквами е, ё, ю, я).
1. Разделительный Ъ пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:
после приставки, оканчивающейся на согласную;
В ъ езд, пред ъ юбилейный, об ъ явить, об ъ ём.
в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх- ;
Двухъ ярусный, трёхъ ярусный.
в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицей пан- .
Адъ ютант, дизъ юнкция, инъ екция, интеръ екция, конъ юнкция, контръ ярус, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.
Ср.: меж атомный, контр удар, транс океанский, трёх этажный.
2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!).
Ср.: платье, дьяк. Исключение – фельд ъ егерь.
3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.
Ср.: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).
4) Буква ъ не пишется в существительном под ь ячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь, поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч-).
5) В середине слова (в корне) ар ь ергард пишется разделительный ь, а не ъ, поскольку приставки ар- в русском языке нет.
6) В слове из ъ ян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять .
2. Разделительный Ь пишется в следующих случаях:
в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ] ;
в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.
Бульон [бул’jо́н], синьор [син’jо́р], миньон [мин’jо́н].
Разделительные «ъ» и «ь»
Буквы «ъ» и «ь».
Разделительный ъ пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , передающими сочетания [j ] с гласными, в следующих случаях.
1. После приставок, оканчивающихся на согласный. Примеры:
а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий ;
б) в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .
Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб, ад, диз, ин, интер, кон, об, суб , которые в языке источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .
2. В сложных словах:
а) после начальных частей двух, трёх, четырёх , напр.: двухьякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;
б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .
3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), напр: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).
Во всех случаях, кроме указанных выше, после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [j ] с гласными, пишется разделительный ь .
Примеры: ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян; ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие); ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём; ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье; ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .
Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).
65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).
1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:
2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.
Правописание разделительного ь (мягкого знака).
Разделительный ь (мягкий знак) пишется:
- внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;
- в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.
- в окончаниях глаголов (ржёт, лжёшь),
- в суффиксе глагола -ёвыва- (выкорчевывать),
- в суффиксе существительных -ёр- (стажёр),
- в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-(выкорчёвка),
- с суффиксе страдательных причастий -ён(н)-(сражённый, запряжён),
- в суффиксе отглагольных прилагательных (жжёный) и в словах, производных от этих прилагательных (жжёнка),
- в местоимении о чём,
- словах причем, нипочём.
Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.
1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения — е (ножо»м, большо»го, книжо»нка, концо»м, окольцо»вы-вать; НО экила»жем, п»ищей, ры»жего, торго»вцев, окольцева»ть).
2. После шипящих под ударением пишется ё:
Не странно ли, что согласный звук, после которого написан мягкий знак, может быть твёрдым? Зачем же тогда нужен Ь? На уроке учащиеся узнают о правилах употребления Ь и Ъ, их функциях в слове.
Тема: Синтаксис. Пунктуация
Урок: Разделительные Ь и Ъ
Разделительный Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я в следующих случаях: - после приставок на согласную
(подъезд, разъём, объяснить, предъюбилейный); - в сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-
(двухъярусный, трехъязычный); - в ряде заимствованных слов
(адъютант, субъект, объект).
Обратите внимание: перед другими гласными Ъ не пишется: безаварийный, контратака, трансарктический, сэкономить, трехэтажный.
Разделительный Ь пишется в корне и суффиксе слова перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, пьём, платье, лисьи), а также в некоторых заимствованных словах перед буквой О (бульон, павильон, почтальон, медальон).
Исключение составляют сложносокращенные слова (детясли, иняз) и сложные слова, пишущиеся через дефис (пол-юрты). В этих словах не нужен ни твердый, ни мягкий знак.
Рис. 1. Правила употребления разделительного Ь и Ъ ()
Домашнее задание.
Задание №1
Запишите слова в три столбика. В первый столбик - слова с Ъ, во второй - с Ь, в третий - слова, в которых не пишется ни Ъ, ни Ь.
В…юга, от…езд, дет…ясли, п…еса, с…узить, сер…ёзный, с…есть, бул…он, с…ёмка, с…обезьянничать, солов…иный, сверх…естественный, сверх…интересный, шампин…он, трех…ярусный, четырех…этажный.
Задание №2
Вставьте пропущенные Ь и Ъ
Все вокруг об…яты страхом: Раз…ярённый людоед Об…явил, что с…ест сегодня Замечательный обед. В сверх…естественной тревоге Всё звер…ё уносит ноги. Даже нес…едобный ёжик С…ёжился от страха тоже. Раз…ъярённый людоед Мигом с…ел мешок конфет, Закусил печен…ем плотно. Он от…явленный злодей, Но совсем не ест животных И не трогает людей.
(С. Бондаренко)
Задание №3
Отгадайте кроссворд.
1) Снежная буря.
2) Домики для пчел.
3) Мама, папа, дети.
4) Веселое животное.
5) Ягоды, сваренные в сахаре.
1. Правила русской орфографии ()
2. Система проверки правописания ()
Литература:
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.
Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них - правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.
Твердый знак: история и его роль в слове
Двадцать восьмая буква российского алфавита, несмотря на то, что не обозначает звуков, выполняют в словах важную функцию. Поэтому, прежде чем рассмотреть правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит немного узнать о ее истории и роли в слове.
Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.
В конце XIX в. было замечено, что частое использование ъ в текстах (4 % от всего объема) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твердого знака.
После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. он был исключен из русского языка (но сохранился в украинском и белорусском), а его разделительную функцию взял на себя твердый знак, которую он выполняет и по сей день.
В каких случаях в словах ставится ъ
Что касается употребления твердого знака, то есть несколько правил его постановки перед е, ю, ё, я:
- После префиксов, которые заканчиваются на согласную букву: разъём, предъюбилейный.
- В терминах, пришедших из других языков, с префиксами аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об- и суб- : адъювант, дизъюнкция.
- После контр-, пан-, супер, транс- и фельд- : панъевропеизм, суперъяхта .
- В сложносоставных словах, начинающихся на двух-, трех-, четырех- : двухъядерный, трехъярусный, четырехъязычный.
Существует несколько исключений, когда ъ стоит не на стыке приставки и корня, а внутри самого слова. К таким существительным относятся: фельдъегерь и изъян.
Когда ъ не ставят
Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:
- Твердый знак не ставят в словах с приставкой, заканчивающейся на согласную букву, когда после нее следуют гласные а, о, и, у, э, ы: безоблачно, обузданный .
- Не ставится данный знак в сложносокращенных терминах: иняз, главювелирторг .
- Не ставится он и в лексемах, пишущихся с дефисом: пол-епархии, пол-яблока .
Рассматривая правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, выполняющих разделяющую функцию в слове, стоит запомнить, что лексемы «интерьер» и «подьячий» пишутся через мягкий знак. Подобное написание не является исключением, поскольку в слове «интерьер» интер - не приставка, а часть корня. А в «подьячем» приставка не под-, а по-, а -дьяч - это корень.
Какие функции выполняет мягкий знак
Что касается ь, то он в древние времена означал краткий гласный [и], но постепенно, как и ъ, утратил свое звучание.
При этом он сохранил способность [и] придавать мягкость предшествующему согласному звуку.
В отличие от твердого в слове может выполнять 3 функции.
- Разделительную.
- Информирует о мягкости предшествующего звука.
- Используется для обозначения некоторых грамматических форм.
Правила употребления мягкого знака
Изучая законы русского языка , регулирующие употребление ъ и ь знаков , стоит усвоить несколько правил:
- Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь - это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
- Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.
В случае, когда ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:
- В средине слова ь указывает на мягкость буквы л, если она предшествует другой согласной, кроме л: пальчик, мольба . Также «не вклинивается» мягкий знак в буквосочетания: нч, нщ, нн, рщ, чк, чн, рч, щн (барабанщик, свечка ).
- В средине слова этот знак ставится между мягким и твердым согласными: просьба, весьма.
- В средине слова ь может стоять между двух мягких согласных. При условии, что при изменении формы слова первый остается мягким, а второй - приобретает твердость: просьба - в просьбе, письмо - в письме .
- В отдельных случаях данный символ располагается в конце слова после согласных. При этом он помогает установить значение лексемы: лен (растение) - лень (качество характера), кон (место для ставок в игре) - конь (животное).
В качестве маркера для отдельных форм грамматических этот знак используется в таких случаях:
- В именах прилагательных, возникших из названий месяцев (кроме января): февральский, сентябрьский.
- В конце числительных от 5 до 30, а также в их средине, если они обозначают десятки от 50 до 80 и сотни от 500 до 900: шесть, семьдесят, восемьсот.
- В повелительном наклонении глаголов (кроме лечь - ляг ): вынь - выньте, кинь - киньте.
- В инфинитиве (начальная форма глагола): содержать, растить.
- Во всех падежах слова «восемь» и в творительном падеже множ. числа отдельных числительных и существительных: шестью, плетьми.
Употребление ь и ъ знаков после шипящих ж, ч, щ, ш
Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:
- На конце большинства наречий и частиц, за исключением: уж, аж, невтерпеж, замуж и в предлоге меж .
- В инфинитиве: беречь, испечь.
- В повелительном наклонении глаголов: намажь, утешь.
- В окончаниях II лица глаголов единственного числа будущего и настоящего времен: продашь, разнесешь.
- В конце именительного падежа существительных ж. рода, в III склонении: дочь, мощь. Для сравнения в м. роде - клич, палаш.
В отдельных случаях ь не употребляется после этих букв:
- В существительных II склонения: палач, муляж.
- В кратких формах прилагательных: свеж, жгуч.
- В родительном падеже существительных множественного числа: луж, туч.
Твердый знак после ж, ш, ч, щ в конце слова или корня не ставится, поскольку его «место» всегда после приставки перед е, ё, ю, я.
Употребление ь и ъ знаков: упражнения
Ознакомившись со всеми случаями постановки мягкого и твердого знаков, стоит перейти к упражнениям. Чтобы не путаться, мы собрали вместе большинство вышеперечисленных правил, регулирующие употребление ь и ъ знаков. Таблица, приведенная ниже, послужит подсказкой, для выполнения заданий.
В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.
Это задание касается употребления мягкого знака, следующего за шипящими буквами. В нем следует раскрыть скобки и где нужно - поставить мягкий знак.
В последнем упражнении нужно выписать предложенные слова в 2 столбика. В первом - те, которые употребляются с ь, во втором - те, которые без него.
Что и твердый, и мягкий знаки являются "немыми" буквами, они выполняют важную роль в русской языке. Можно совершать много ошибок в своей письменной речи, если не знать законы грамматики, регулирующие употребление ъ и ь знаков. Правило не одно придется выучить, чтобы не путать, какой из знаков следует ставить в конкретной ситуации. Однако оно того стоит, особенно в случае с мягким знаком, поскольку часто лишь его наличие помогает определить лексическое значение слова.