Большинство из нас вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи. Это открытие столь сильно ранит нас еще и потому, что в ту минуту мы, как правило, оказываемся бессильными что-либо предпринять. Разумеется, спустя какое-то время свою бурную реакцию мы оправдываем тем, что ложь - поступок непростительный и, если не обращать на него внимания, вредно отразится прежде всего на самом ребенке. Однако мы ведь в детстве тоже лгали и, наверное, говорим иной раз неправду и сейчас. Самой природой предопределено, что дети рано или поздно начинают лгать, и не нужно считать это ка- ким-то необыкновенным или аномальным явлением. Поэтому из всех способов пресечь подобное явление самый бесполезный и наименее рекомендуемый - пытаться запугать детей. Наконец, у ребенка вполне могли быть свои основания сказать неправду. Поскольку мы должны быть готовы к тому, что рано или поздно это случится, следует разобраться, когда и почему ребенок лжет и как правильнее поступать в таких случаях.

Чтобы говорить неправду, человек должен обладать известной долей интуиции и наблюдательности, поэтому реако бывает, чтобы ребенок начинал что-то придумывать, не достигнув 3,5 или 4 лет. А вообще феномен этот особенно часто проявляется в возрасте 5- 6 лет. Поначалу он носит характер некоего «полета», похожего на бегство от действительности, и тут скорее подходит определение фантазирование, а не ложь. Нам вообще- то довольно тру!но бывает отличить одно от другого. Фантазии - это сновидения, которые дети видят с открытыми глазами, или же приукрашивание подлинных событий. Кона Джеральд говорит, что управлял НАСТОЯЩИМ автомобилем, или уверяет, что он шериф, отправивший в тюрьму четырех бандитов, нам нетрудно догадаться, что он всего лишь повторяет свою игру. И это будет совсем не похоже на утвердительный ответ, какой он даст вам на ваш вопрос, положил ли он на место свои коньки, а вы споткнетесь о них, едва выйдете в переднюю. Другой вид неправды выглядит так: ребенок уверяет, будто младший брат ударил его кулаком, а он сам лишь дал ему сдачу, тогда как на самом деле младший толкнул его случайно, а отнюдь не намеренно.

Вот четыре основные причины, почему дети лгут: 1.

Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви. 2.

Чтобы скрыть свою вину. 3.

Чтобы и »бежать наказания. 4.

Чтобы выразить свою враждебность к нам.

Если только речь не идет о совершенно закомплексованном ребенке, привыкшем лгать уже в течение нескольких лет, обычно малыш знает, что говорит неправду, и делает это совершенно сознательно, даже если причины, побуждающие его ко лжи, не совсем ему ясны.

Почему же мы обычно допускаем ошибку, резко реагируя на ложь? Если мы поймем причины, почему ребенок говорит неправду, мы поймем также, что наша вспышка в ответ на его ложь лишь усилит его потребность лгать. Он и в самом деле почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать упреков и наказаний. В то ike время его враждебность к нам лишь усилится из-за того, что с ним обошлись так грубо.

Первое, что необходимо сделать, дабы отучить ребенка лгать,- постараться настолько душевно успокоить его, чтобы он НЕ ИСПЫТЫВАЛ НИКАКОЙ ПОТРЕБНОСТИ ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ. Это значит, что мы допускаем грубейшую ошибку, когда давим на детей всей тяжестью нашего авторитета. Если дети будут уверены в нашей любьи и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Ведь нередко они делают это именно потому, что опасаются сказать нам истину. Именно мы, родители, должны внушить петям, что целиком на их стороне.

Хотите выяснить у ребенка, почему он не послушался вас, скажите ему: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать».

Предвижу, что многие родители увицят в такой позиции позволение ребенку сначала не послушаться, а потом исповедаться. Но ведь у нас и без того возникает немало случаев, когда нужно наказать за непослушание и когда это наказание не рождает у ребенка желания скрыть поступок.

Другое важное соображение по этому поводу касается характера наших взаимоотношений с ребенком Гораздо чаше, чем нам кажется, мы склонны отчитывать его за неумение что-то сделать как следует и за ошибки. Мы ждем от цетей гораздо большего, нежели они в силах совершить. Вдобавок ко всему ситуацию осложняют наши усталость и нетерпение, когда мы разражаемся градом упреков и нотаций, в которых абсолютно нет необходимости. В таких случаях ребенок начинает догадываться, что можно сохранить наше расположение гораздо проще - не надо сообщать нам обо всех своих проступках, так как то, что мы НЕ УЗНАЕМ, не причинит ему никакого вреда.

Иной раз ребенок, замученный нашими постоянными нравоучениями и криками, захочет попытаться солгать, чтобы произвести впечатление на посторонних и упрочить собственное хорошее представление о себе. Все, что мы сделаем для общего улучшения взаимоотношений с ребенком, будет иметь огромное значение прежде всего для предотвращения лжи и даже позволит совсем исключить ее. Если, к примеру, сын случайно разобьет какую-то вещь и мы отнесемся к этому именно как к случайности, а не преднамеренному действию, он не станет нам лгать, когда точно так же, случайно, разобьет вазу и в наше отсутствие. Иными словами, чем лучше будет ребенок чувствовать себя в нашем обществе, тем более хорошее пре 1ставление у него сложится о себе самом и тем риже у него будет возникать потребность скрывать правду.

Даже дети, которые лгут скорее из стремления проявить свою враждебность, нежели от страха, что будут наказаны, могут извлечь пользу при улучшении отношений с родителями. Онн прекрасно знают, что ложь раздражает нас и говорить неправду так же скверно, как непристойно выражаться, но они именно этого и добиваются - хотят рассердить родителей, даже если им придется перенести наказание. Это их способ отплатить нам той же монетой - ведь это такой подвиг: заставить родителей выйти из себя! Вот таким неправедным и вредным способом они доказывают сами себе, что не зависят ни от отца, ни от матери, иной раз даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать своим родителям.

Хотя и крайне важно, чтобы мы, родители, внушали детям: честность - самый достойный способ поведения, мы не должны забывать, что их разум развивается медленно, в продолжение нескольких лет. Никто не рождается лжецом, как никому на свете не удается всегда говорить одну только правду. Наша задача сделать так, чтобы дети были искренни с нами даже в том случае, когда им бывает выгоднее солгать. Ребенку, например, иногда проще сказать: «Нет, я не ел пирожное», чтобы получить еще одно. Однако он вряд ли способен понять, что человеческие взаимоотношения были бы просто невозможны. если бы строились только на нечестности и недоверии. Ребенок смотрит на вещи очень узко. В течение многих лет он гораздо больше занят самим собой, нежели мыслями о том, как принести пользу обществу. А мы со своей стороны то и дело путаем его представления, прибегая иной раз к так называемой «невинной лжи». Он понимает, что в каких-то случаях мы говорим неправду, и, когда сам лжет, легко находит себе самые фантастические оправдания.

Конечно, потребуется немало времени, чтобы подойти к желаемому результату, но мы способны ускорить этот процесс, если внушим нашим детям такую уверенность в себе, что у них не возникнет никакой необходимости лгать. И в то же время чем чаще мы станем ободрять их и поощрять за хорошие поступки, тем более они будут склонны говорить правду.

См. также: Воровство, Дух противоречия, Комплекс вины. Наказание.

Большинство из нас вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи. Это открытие столь сильно ранит нас еще и потому, что в ту минуту мы, как правило, оказываемся бессильными что-либо предпринять. Разумеется, спустя какое-то время свою бурную реакцию мы оправдываем тем, что ложь - поступок непростительный и, если не обращать на него внимания, вредно отразится прежде всего на самом ребенке. Однако мы ведь в детстве тоже лгали и, наверное, говорим иной раз неправду и сейчас. Самой природой предопределено, что дети рано или поздно начинают лгать, и не нужно считать это каким-то необыкновенным или аномальным явлением. Поэтому из всех способов пресечь подобное явление самый бесполезный и наименее рекомендуемый - пытаться запугать детей. Наконец, у ребенка вполне могли быть свои основания сказать неправду. Поскольку мы должны быть готовы к тому, что рано или поздно это случится, следует разобраться, когда и почему ребенок лжет и как правильнее поступать в таких случаях.

Чтобы говорить неправду, человек должен обладать известной долей интуиции и наблюдательности, поэтому редко бывает, чтобы ребенок начинал что-то придумывать, не достигнув 3,5 или 4 лет. А вообще феномен этот особенно часто проявляется в возрасте 5-6 лет. Поначалу он носит характер некоего «полета», похожего на бегство от действительности, и тут скорее подходит определение фантазирование, а не ложь. Нам вообще-то довольно трудно бывает отличить одно от другого. Фантазии- это сновидения, которые дети видят с открытыми глазами, или же приукрашивание подлинных событий. Когда Джеральд говорит, что управлял НАСТОЯЩИМ автомобилем, или уверяет, что он шериф, отправивший в тюрьму четырех бандитов, нам нетрудно догадаться, что он всего лишь повторяет свою игру. И это будет совсем не похоже на утвердительный ответ, какой он даст вам на ваш вопрос, положил ли он на место свои коньки, а вы споткнетесь о них, едва выйдете в переднюю. Другой вид неправды выглядит так: ребенок уверяет, будто младший брат ударил его кулаком, а он сам лишь дал ему сдачу, тогда как на самом деле младший толкнул его случайно, а отнюдь не намеренно. Вот четыре основные причины, почему дети лгут.

1. Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви.
2. Чтобы скрыть свою вину.
3. Чтобы избежать наказания.
4. Чтобы выразить свою враждебность к нам.

Если только речь не идет о совершенно закомплексованном ребенке, привыкшем лгать уже в течение не скольких лет, обычно малыш знает, что говорит неправду, и делает это совершенно сознательно, даже если причины, побуждающие его ко лжи, не совсем ему ясны.

Почему же мы обычно допускаем ошибку, резко реагируя на ложь? Если мы поймем причины, почему ребенок говорит неправду, мы поймем также, что наша вспышка в ответ на его ложь лишь усилит его потребность лгать. Он и в самом деле почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать упреков и наказаний. В то же время его враждебность к нам лишь усилится из-за того, что с ним обошлись так грубо.

Первое, что необходимо сделать, дабы отучить ребенка лгать,- постараться настолько душевно успокоить его, чтобы он НЕ ИСПЫТЫВАЛ НИКАКОЙ ПОТРЕБНОСТИ ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ. Это значит, что мы допускаем грубейшую ошибку, когда давим на детей всей тяжестью нашего авторитета. Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении у них окажется меньше поводов говорить неправду. Ведь нередко они делают это именно потому, что опасаются сказать нам истину. Именно мы, родители, должны внушить детям, что целиком на их стороне.

Хотите выяснить у ребенка, почему он не послушался вас, скажите ему: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать». Предвижу, что многие родители увидят в такой позиции позволение ребенку сначала не послушаться, а потом исповедаться. Но ведь у нас и без того возникает немало случаев, когда нужно наказать за непослушание и когда это наказание не рождает у ребенка желания скрыть поступок.

Другое важное соображение по этому поводу касается характера наших взаимоотношений с ребенком. Гораздо чаще, чем нам кажется, мы склонны отчитывать его за неумение что-то сделать как следует и за ошибки. Мы ждем от детей гораздо большего, нежели они в силах совершить. Вдобавок ко всему ситуацию осложняют наши усталость и нетерпение, когда мы разражаемся градом упреков и нотаций, в которых абсолютно нет необходимости. В таких случаях ребенок начинает догадываться, что можно сохранить наше расположение гораздо проще - не надо сообщать нам обо всех своих проступках, так как то, что мы НЕ УЗНАЕМ, не причинит ему никакого вреда. Иной раз ребенок, замученный нашими постоянными нравоучениями и криками, захочет попытаться солгать, чтобы произвести впечатление на посторонних и упрочить собственное хорошее представление о себе. Все, что мы сделаем для общего улучшения взаимоотношений с ребенком, будет иметь огромное значение прежде всего для предотвращения лжи и даже позволит совсем исключить ее. Если, к примеру, сын случайно разобьет какую-то вещь и мы отнесемся к этому именно как к случайности, а не преднамеренному действию, он не станет нам лгать, когда точно так же, случайно, разобьет вазу и в наше отсутствие. Иными словами, чем лучше будет ребенок чувствовать себя в нашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать потребность скрывать правду.

Даже дети, которые лгут скорее из стремления проявить свою враждебность, нежели от страха, что будут наказаны, могут извлечь пользу при улучшении отношений с родителями. Они прекрасно знают, что ложь раздражает нас и говорить неправду так же скверно, как непристойно выражаться, но они именно этого и добиваются - хотят рассердить родителей, даже если им придется перенести наказание. Это их способ отплатить нам той же монетой - ведь это такой подвиг: заставить родителей выйти из себя! Вот таким неправедным и вредным способом они доказывают сами себе, что не зависят ни от отца, ни от матери, иной раз даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать своим родителям.

Хотя и крайне важно, чтобы мы, родители, внушали детям: честность - самый достойный способ поведения, мы не должны забывать, что их разум развивается медленно, в продолжение нескольких лет. Никто не рождается лжецом, как никому на свете не удается всегда говорить одну только правду. Наша задача сделать так, чтобы дети были искренни с нами даже в том случае, когда им бывает выгоднее солгать. Ребенку, например, иногда проще сказать: «Нет, я не ел пирожное», чтобы получить еще одно. Однако он вряд ли способен понять, что человеческие взаимоотношения были бы просто не возможны, если бы строились только на нечестности и недоверии. Ребенок смотрит на вещи очень узко. В течение многих лет он гораздо больше занят самим собой, нежели мыслями о том, как принести пользу обществу. А мы со своей стороны то и дело путаем его представления, прибегая иной раз к так называемой «невинной лжи». Он понимает, что в каких-то случаях мы говорим неправду, и, когда сам лжет, легко находит себе самые фантастические оправдания.

Конечно, потребуется немало времени, чтобы подойти к желаемому результату, но мы способны ускорить этот процесс, если внушим нашим детям такую уверенность в себе, что у них не возникнет никакой необходимости лгать. И в то же время чем чаще мы станем ободрять их и поощрять за хорошие поступки, тем более они будут склонны говорить правду.

Все прекрасно понимают, что во вранье нет ничего хорошего. Люди, говорящие неправду, зачастую довольно быстро теряют работу, партнера, деньги, народное признание. Существует мнение, согласно которому ложь является изобретением цивилизации. На самом деле сегодня для человека считается нормой говорить не то, что он думает. Изредка лгать бывает просто необходимо, по этой причине человек сам для себя должен решать, когда будет говорить неправду. Главное, чтобы он это делал грамотно.

  1. Обманывать нужно максимально редко. Говорить неправду следует только в том случае, когда человеку это будет выгодно. Неспособный лжец не способен вовремя остановиться, он лжет все время, без необходимости, по мелочам. А вот что касается опытного лжецов, то он секретное оружие хорошо скрывает. Он им не станет пользоваться до того момента, пока не поймет, что пришло стоящее время. Если у человека имеется репутация честной личности, то он сможет лгать безнаказанно.
  2. Легенда должна придумываться заранее. Человек не должен ждать, когда возникнет допрос, чтобы быстро сочинять небылицу. Ложь проще всего выявляется при первом озвучивании. Случается так из-за того, что после первой лжи человек уверяется в прочности версии, он уже не боится, что его разоблачат. По этой причине он сначала должен придумать легенду и испытать ее на ком-либо. Следующим хорошим способом является привлечение надежных сообщников. Например, можно попросить подругу, чтобы она подтвердила, что эту ночь женщина помогала ей искать пропавшую кошку или можно попросить помощи у коллеги, который должен сказать начальнику, что девушка уехала из офиса, так как возникла необходимость встретиться с клиентом.
  3. Необходимо манипулировать правдой. Очень сложно разоблачить обман, если он похож на правду. В принципе, человек говорит истину. Но он это делает так, что у слушающего создается иное впечатление. Теоретически человек может утаить часть информации, подать ее в нужном для него свете, дать двусмысленное утверждение.
  4. Необходимо добавлять детали. Большое количество деталей, в особенности, если они посторонние, заставляют слушателей относиться к истории с доверием. Слушатель думает следующим образом: может быть она и обманывает про сломавшийся лифт, таким образом она снимает вину за неявку, но в таком случае зачем ей рассказывать про бабушку, которая застряла с ней и говорила, что теперь пропустит кино?
  5. Не нужно стесняться наговаривать на себя. Начинающие лгуны выдают себя очень высокой самооценкой. Сроки работ ими срываются только по уважительным причинам. Из-за таких оправданий слушающие люди выходят из себя. Очень тяжело поверить, что хорошо знакомый человека на деле оказывается бескорыстной личностью. По этой причине, когда девушка или мужчина пытается выкрутиться, он должен свою ложь представлять не в самом хорошем для себя свете. Женщина не должна говорить, что всю ночь она просидела около постели больной свекрови, ей никто не поверит.
  6. Лгать необходимо складно. Чтобы человек мог хорошо врать, у него должна быть отличная память, логика, а также мастерство рассказчика. Если мелочи истории запомнить не получается, их надо записывать. Человек должен создать файл и периодически его перечитывать, чтобы освежить память. Свои слова нужно контролировать не только при общении с тем, кому человек лжет, но еще и с тем, с кем обманутый может общаться. Чтобы ложь не вскрылась, нужно все время придерживаться одной и той же версии истории.
  7. Нужно уметь владеть собой. Специалисты подметили, что начинающие обманщики, как правило, заикаются, берут себя за уход, начинают чесать нос, не смотрят в глаза. Однако если речь идет о мастере обмана, то он собой владеет так же хорошо, как известные актеры. Благодаря различным экспериментам стала ясно, что степень доверия к рассказчику зависит не от правдивости фраз, а от манеры рассказывать.
  8. Если что-то пошло не так, не следует паниковать. Если человека поймали на обмане, он не должен впадать в панику. Он может просто извиниться, но при этом не уточнять, за что именно. Он должен сохранить свое достоинство, чтобы встретить понимание. Все должны поверить, что он является хорошим и честным человеком, а лгать он начал из-за сложившихся обстоятельств.

Всегда продумывайте свою ложь заранее. Постарайтесь предусмотреть ответы на все возможные вопросы, проработать детали вашего рассказа. Подумайте, какие факты могут послужить доказательством истинности ваших утверждений. Заранее придуманная ложь всегда выглядит правдоподобней и шансов провалиться будет меньше. Как раз на случай провала можно придумать запасной вариант, более близкий к истине.

Постарайтесь искренне поверить в то, что придумали. Так, чтобы никому не в голову, что их обманывают. Представьте себя актером, который должен великолепно сыграть свою роль, вжиться в нее, стать с ней единым целым.

Помните, что по существующему законодательству лжесвидетельство, клевета и очернительство влекут за собой меры вплоть до уголовной ответственности.

При возможности заранее изучите того, кого будете обманывать. Попытайтесь понять психологию «жертвы», найдите к ней индивидуальный подход. Малознакомые люди, как правило, ведут разговор недоверчиво и настороженно. Их труднее обмануть, нежели знакомых и близких. В этом случае начните подавать ложь небольшими порциями, внимательно следя за собеседником. Важно не перестараться: чередуйте лживые и правдивые факты.

Не давайте себя уличить

Если собеседник начинает догадываться об обмане, отвлеките его чем-нибудь. Начните расспрашивать его о несущественных деталях, переведите разговор на отвлеченную тему, расскажите интересную историю или анекдот. Контратакуйте, если оппонент уже начал прямо обвинять во лжи. Берите ситуацию в свои руки, доказывайте, приводите заранее продуманные аргументы.
Проще всего лгать по телефону или при личной встрече. Труднее – по интернету или в переписке, так как в этих случаях адресат всегда может сохранить письма или сообщения.

Всегда запоминайте совранное в мелочах. Это тяжелое, но необходимое условие для каждого успешного вруна. Будьте последовательными, обманывая многих людей или совершая серию обманов. Можете даже записывать все факты обмана. И, когда будете придумывать следующую ложь, не забывайте, что обманутые люди могут обмениваться между собой информацией. Чтобы они не раскрыли обман, имеющаяся у них информация должна быть согласована и не иметь противоречивых деталей.

Жесты и мимика

Следите за своими жестами и мимикой. Убедите себя в том, что вы не должны испытывать чувства вины или страха, обманывая других. Смотрите на собеседника смело и открыто так, как обычно смотрите на других, говоря правду. Потренируйте заранее правильный взгляд. Не скрещивайте руки или ноги, не делайте лишних и бессмысленных движений, которые могут выдать ложь или излишнее беспокойство.

Врите твердым, уверенным и громким голосом. Его тоже потренируйте загодя. Не заикайтесь, не поправляйтесь, не путайтесь – говорите, как по написанному, не тараторя. Если при разговоре вы улыбаетесь собеседнику, старайтесь, чтобы улыбка выглядела правильно, то есть была естественной и искренней.

Ложь иногда становится необходимостью, бывают обстоятельства, когда сказать правду нельзя. Но если уж решаться на неправду, то нужно преподнести ее очень убедительно, чтобы никто не понял, что все на самом деле совсем не так. Научиться врать может каждый.

Существует мнение, что говорить то, чего нет, не стоит, можно запутаться. Да, важно не только врать, но и помнить, что сказано. Но каждый моральные вопросы решит для себя сам. А чтобы врать убедительно, придется провести несколько часов у зеркала, чтобы понять, как делать это правильно.

Лгуна выдают жесты

Когда человек врет, он делает это не только словами, но и движениями, а также мимикой лица. И вычислить его не составит труда. Но если учесть всю нюансы, получится довольно правдиво. Во-первых, смотрите собеседнику в глаза. Нужно именно не отводить взгляд. Чтобы было проще, смотрите . Не рекомендуется поднимать взгляд выше или ниже линии глаз, так как это очень подозрительно. Потренируйтесь перед зеркалом врать, заметьте, как хочется перевести взгляд, научитесь это контролировать.

Не улыбайтесь, когда говорите неправду. Настоящая улыбка задействует глаза, лоб и губы. Фальшивая же только губы. Это можно и увидеть, и почувствовать. Лучше все делать со спокойным выражением. А еще уточните - не краснеете ли вы, когда говорите неправду. Если такая особенность есть, она всегда выдаст вас в самый неподходящий момент.

Не делайте много движений. Часто руки сами начинают что-то теребить, поправлять. Это выдает нервозность, а значит, и неуверенность. Ладони должны быть открыты, направлены к собеседнику. Это можно сделать просто жестом, будто показывая, что вы безоружны. На подсознание это действует.

Также не скрещивайте ноги или руки. Если сидите, наклонитесь немного вперед, ближе к собеседнику. Когда люди лгут, они делают противоположные жесты.

Как врать убедительно

Чистая ложь - это очень сложно. Совмещайте реальные событий и неправду. Такая комбинация почти всегда проходит хорошо. При этом можно дополнить все какими-то деталями, чтобы увеличить правдивость, но не уходите в мелочи, достаточно упомянуть что-то одно.

Говорите естественно и очень уверенно. На самом деле важно верить самому себе, это отличает истинного лжеца. Он рассказывает и никогда не сомневается. Врут же невнятно и тихо, стараясь перевести тему. А вы настаивайте на своем, говорите так, чтобы все поняли - это чистая правда.

После того как соврали, продолжайте вести себя, как прежде. Иногда человек учиться врать, делает это убедительно, но потом теряется. Вина или муки совести вдруг оковывают, и все становится иначе. Это тоже может открыть истинные обстоятельства, поэтому несите голову высоко до конца общения. Если и есть переживания, они должны остаться тайной для окружающих.

24 ноября 2014 2 089

Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни говорил неправду. Кто-то откровенно лгал, кто-то оправдывал маленькую хитрость или недомолвку желанием добра другому человеку. В общем, каждый понимает под ложью/неправдой что-то свое и действует, исходя из этих соображений.

Тем не менее, оценка каждого из этих слов может быть разная, предположили мы и провели опрос Интренет-аудитории на тему лжи и неправды.

В онлайн опросе от ИОМ Анкетолог, который проходил с 13 по 21 ноября, приняло участие 1417 россиян из 9 федеральных округов.

Методология

Все респонденты были разделенных на три группы, для каждой из которых формулировки вопросов отличались использованием слов "ложь" и "неправда".

Первой группе было предложено ответить на вопросы, в которых использовалось только слово "неправда" (568 человек), второй - в вопросах, в которых присутствовала только "ложь" (579 человек). Третья группа (270 человек) стала контрольной, в вопросах для неё использовалась формулировка "ложь/неправда".

Такое разделение респондентов позволило исследовать разницу в установках и отношении ко лжи и неправде у российской Интернет-аудитории. Результаты по трем анкетам стали базой для сравнительного исследования, итоги которого позволяют оценить влияние эмоциональной окраски слов «ложь» и «неправда».

Например, в том, что говорят неправду, респонденты признавались охотнее, чем в том, что лгут: 7% респондентов, которым задавали вопрос про ложь, сообщили, что никогда не лгут в повседневной жизни, 5% - что никогда не говорят неправду.

Респонденты уточнили свои ответы и рассказали о том, когда они лгали или говорили неправду в последний раз. Самым популярным ответом стал "несколько дней назад" (от 25 до 33% ответов в разных группах респондентов).

Опрошенные назвали людей из своего окружения, которым они чаще всего говорят неправду или лгут. На ответы в этом вопросе незначительно повлияла эмоциональная окраска используемых в формулировке слов, куда более важным фактором оказалась категория людей, которым лгут или говорят неправду. Так, реже всего представители Интернет-аудитории лгут или говорят неправду сестрам, братьям и другим родственникам, а также друзьям. Гораздо чаще ложь или неправду слышат от респондентов их супруги, партнеры и родители. Несколько респондентов указали в варианте "другое", что чаще всего лгут сами себе.

Самой распространенной причиной, по которой респонденты прибегают к обману или сокрытию правды, является желание избежать наказания, порицания или скандала (от 42 до 45% в разных группах респондентов).

Представители Интернет-аудитории уверены в том, что прибегать ко лжи или неправде можно только в крайних случаях. Только небольшой процент в каждой из групп респондентов (от 5% до 11%) предполагает, что без лжи или неправды невозможно ничего добиться в жизни.

Люди гораздо чаще признаются в том, что их уличали в неправде, чем в том, что их ловили на лжи. Так, 27% опрошенных людей заявили, что никогда не были пойманы на лжи, и 23% респондентов, которым задавались вопросы с формулировкой "неправда", сказали, что их никто не "ловил с поличным" на неправде.

Представители Интернет-аудитрии рассказали также о том, лгут ли или говорят им неправду другие люди. Процент положительных утверждений оказался выше, чем в случае когда задавался вопрос о том, как часто говорят ложь или неправду сами респонденты.

С точки зрения респондентов, чаще всего им говорят неправду коллеги, начальство и вторая половинка. Больше всего доверия респонденты испытывают к собственным родителям: только от 8% до 11% респондентов в разных группах сообщили, что родители их обманывают или скрывают от них правду. Интернет-аудитория нередко включала в вариант "другое" политиков, чиновников, СМИ.