«Варяг»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

«Варяг» - российский бронепалубный крейсер I-го ранга, построенный в США по индивидуальному проекту и входивший в состав Российского Императорского флота . Прославился на весь мир решением в ответ на предложение о сдаче в плен, принять неравный бой при Чемульпо против превосходящих сил Императорского флота Японии . В связи с революционными событиями в России в октябре 1917 г., «Варяг» был захвачен англичанами и продан на слом в 1920 г.

История создания

Предпосылки к созданию

В 1895 и 1896 г.г. в Японии были приняты две судостроительные программы, согласно которым к 1905 г. предусматривалось построить флот, превосходящий военно-морские силы России на Дальнем Востоке. Милитаризация Японии не осталась не замеченной. В России реализовывалась собственная судостроительная программа усиления военного флота, но она явно уступала темпам роста японского флота. Поэтому в 1897 г. была разработана дополнительная программа «Для нужд Дальнего востока», в которую вошла, помимо других кораблей, постройка бронепалубного крейсера I ранга «Варяг».

Проектирование

В связи с отсутствием на момент подписания контракта подробного проекта корабля, выехавшая на верфь из России наблюдательная комиссия, возглавляемая капи­таном I ранга М.А.Данилевским, помимо контроля хода строительства, также осуществляла согласование возникающих вопросов по будущему облику корабля в процессе его постройки.

В качестве прототипа для строительства «Варяга» руководство судоверфи предложило взять японский бронепалубный крейсер типа «Касаги» (яп. 笠置 ), но Морской технический комитет настоял на крейсере типа «Диана» . При этом контрактом предусматривалось установка на корабле, пускай и более тяжёлых, но хорошо себя зарекомендовавших в русском флоте своей надёжностью котлов Бельвиля . Вопреки требованиям заказчика корабля, по указанию генерал-адмирала и начальника Главного управления кораблестроения и снабжения В.П. Верховского, было отдано предпочтение варианту с остроумными по идее, но не испытанными на практике котлами Никлосса .

Постройка и испытания

Из-за загруженности отечественных заводов «Варяг» был заказан в США в г. Филадельфия на судоверфи фирмы The William Cramp & Sons Ship and Engine Building Company . Контракт был подписан 11 апреля 1898 г.

В ходе строительства в проект вносились значительные изменения, продиктованные изначально подписанным контрактом с расплывчатыми формулировками о параметрах корабля. Так например, была увеличена в размерах боевая рубка , кроме того, для улучшения обзора ее приподняли. Увеличена высота бортовых килей крейсера с 0,45 до 0,61 м. Обеспечены электродвигателями вспомогательные механизмы, а из-за опасения перегрузки корабля не были установлены орудийные щиты.

Оборудование для постройки и оснащения корабля в большей части поступало от фирм расположенных в США. В то же время, орудия главного калибра поставлялись с Обуховского , а торпедные аппараты с Металлического заводов Санкт-Петербурга. В Англии были заказаны якоря, якорные цепи и противоторпедные сети.

11 января 1899 г. крейсер был зачислен в списки флота под названием «Варяг» в честь одноимённого корвета, посланного в период Гражданской войны в США 1861-1865 г.г. на помощь правительству президента Линкольна.

19 октября 1899 г. корабль спущен на воду. Строительство корабля велось быстрыми темпами, но забастовки рабочих и постоянные согласования проекта корабля не позволили уложиться судостроителям в отведённые контрактом сроки. В связи с объективными причинами задержки постройки корабля, штрафные санкции Российским правительством наложены не были.

22 сентября 1900 г. крейсер был сдан заказчику с превышением основных характеристик заложенных в контракте. В то же время, вплоть
до ухода крейсера в марте 1901 г. в Россию, продолжалось устранение мелких недочётов, касавшихся в основном несовершенства
динамо-машин (электрогенераторов) и шлюпочных механизмов.

Чертёж поперечных сечений

Схема бронирования

Схема котла системы Никлосса

Внешний вид корабля по завершении постройки

Описание конструкции

Корпус

Корпус крейсера был выполнен с полуба­ком , что улучшало его мореходные качества в штормовом море. Осно­вой корпуса являлся киль, заключенный между штевнями . Фундаменты 30 паровых котлов системы Никлосса устанавливались на настиле второго дна корабля. Высота корпуса корабля составляла 10,46 м. Вдоль бортов, выше и ниже скосов в районе машинных и котель­ных отделений, располагались угольные ямы . Кроме своего прямого назначения, они также выполняли защитные функции, образуя бруствер вокруг жизненно важных механизмов и систем корабля. В носовой и кормовой оконечностях корабля размещались погреба с боезапасом, сведённые в две компактные группы по девять помещений, что упрощало их защиту от поражения противником.

Бронирование

Все жизненно важные механизмы, ма­шины, котлы и погреба прикрывались бро­невой карапасной палубой . Общая толщина горизонталь­ной бронепалубы составляла 38 мм. Скосы палубы спускались к бортам на 1,1 м ниже ватерлинии, их толщина составляла 76 мм. Распространение воды из бортовых отсеков, при получении пробоины, задерживали ограничивающие продольные переборки, отстоявшие от борта на 1,62 м в машинных и на 2,13 м в котельных отделениях.

На скосах броневой палубы вдоль борта выгораживались отсеки - коффердамы , предназначавшиеся по проекту для заполнения целлюлозой, отчего впоследствии было решено отказаться из-за её недолговечности. Таким образом, крейсер опоясывался своеобразным защитным бруствером толщиной 0,76 м и высотой 2,28 м, не допускавшим проникновения воды через пробоины у ватерлинии.

Электрооборудование

Крейсер «Варяг» в сравнении с кораблями предыдущих лет постройки, имел относительно большой про­цент оборудования, работавшего от элек­тричества. Электричество постоянного тока вырабатывали три пародинамо-машины. Каждая из них вращала два электрогенератора. Две пародинамо-машины мощностью по 132 кВт располагались в носу и корме корабля под броневой палубой, одна мощностью 66 кВт - на жилой палубе. В специальном отсеке находилась батарея из 60 аккумуляторов для аварийного питания ходовых огней, колоколов громко­го боя и других нужд.

Потребление электричества на корабле.

Продольная схема устройства корабля

(*) - при коэффициенте загрузки 0,5.

Водоотливная система

Вид на корму

Салон капитана

Схема (проект) распределения секторов ведения огня из орудий

152-мм/45 орудие системы Канэ «Варяга»

Вид на бак корабля

Водоотливная система состояла из средств сигнализации, водоотливных насо­сов и приводов (электродвигатели). Она обеспечивала откачивание поступающей воды из всех помещений, находящихся под броневой палубой корабля. Из котельных отделений вода удалялась с помощью центробежных насосов, разме­щённых на настиле двойного дна. В каче­стве привода для них использовались электродвигатели, установленные на броне­вой палубе и связанные с насосами длинным валом. Согласно спецификаций, каждый насос должен был за час откачать воду в объёме всего отсека. Из ма­шинных отделений воду откачивали два циркуляционных насоса главных холодиль­ников.

Для тушения пожаров под броневой па­лубой была проложена противопожарная магистраль. Для под­ключения пожарных шлангов труба имела отростки, которые тяну­лись во все погреба, котельные и машин­ные отделения. В угольных ямах устанав­ливались датчики (термостаты) противопожарной сигна­лизации. Тушение пожаров в угольных ямах осуществлялось паром.

Рулевое управление

Рулевое управление крейсера, впервые в рус­ском флоте имело три типа привода: паровой, электрический и ручной. Перо руля было вы­полнено в виде рамы, обши­той листовой сталью. Про­странство рамы заполнялось деревянными брусками. Площадь руля - 12 м 2 . Управление рулём осуществлялось из боевой или ходовой рубки . В случае выхода их из строя, управление кораблём пе­реводилось в кормовое рулевое отделение, располагавшееся под броневой палубой.

Экипаж и обитаемость

На крейсере «Варяг», в соответствии со спецификацией, экипаж состоял из 21 офи­цера, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Жилые помещения команды располага­лись под полубаком на жилой палубе, и в кор­мовой части на броневой палубе. От 72-го шпангоута в сторону кормы шли каюты офицеров и командования корабля. Каюты офицеров были одноместные. Поме­щения в сторону кормы занимал командир. К ним примыкала кают-компания. На жилой па­лубе находились лазарет, аптека, камбуз, баня и корабельная церковь.

Вооружение

Первоначально на корабле предполагалось установить: 2 x 203-мм; 10 x 152-мм; 12 x 75-мм; 6 x 47-мм ору­дий и 6 торпедных аппаратов. Но из-за перегруза на 30 т. в окончательном варианте крейсер получил: 12 x 152/45-мм, 12 x 75/50-мм, 8 x 47/43-мм, 2 x 37/23-мм; 2 x 63,5/19-мм орудия Барановского; 6 x 381-мм, 2 x 254-мм торпедных аппаратов и 2 x 7,62-мм пулемёта, а также мины заграждения.

Главный калибр

Артиллерия главного калибра крейсера, представленная 152-мм/45 орудиями системы Канэ , объеди­нялась в две батареи. В первую входило 6 орудий, расположенных в носовой части, во вторую - 6 кормовых ору­дий. Все бортовые орудия для увеличения углов обстрела устанавливали на выступающих за линию борта площадках - спонсонах . Скорострельность орудий достигла 6 выстрелов в минуту.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Важное значение в борьбе с миноносцами ещё придавалось малокалиберным пушкам. Чтобы усилить их эффективность и увеличить углы обстрела, по два 47-мм скорострельных орудия Гочкиса были установлены на марсах «Варяга». Еще четыре таких орудия располагались на верхней палубе, из них два, помимо двух 37-мм пушек Гочкиса и пулемётов использовались для вооружения корабельных шлюпок и катеров.

Два 7,62-мм пулемёта устанавливалось на специальных кронштейнах, расположенных на фальшбортах около боевой рубки. После ремонта корабля в 1916 г. из пулемётов стало возможным вести огонь по самолётам.

На корабле имелось две десантных 63,5-мм пушки Барановско­го , располагавшихся на полубаке под крыльями носового мостика. Колесные лафеты хранились отдельно под носовым мос­тиком за боевой рубкой.

Минно-торпедное вооружение

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На крейсере была внедрена дистанци­онная система управления огнем с помо­щью специальных указателей, установлен­ных у орудий и в погребах. Данные о пара­метрах стрельбы и типе снарядов задава­лись непосредственно из боевой рубки. Определение расстояния до цели осуществлялось тремя дальномерными станциями, две из них раз­мещались на марсах и одна - на переднем мостике.

Средства управления, связи и наблюде­ния на крейсере были сосредоточены в ос­новном на кормовом и носовом мостиках. Боевая рубка крейсера, пред­ставляла собой овальный в плане броневой бруствер, защищенный 152-мм броней. К верхнему торцу бруствера рубки, образуя смотровые щели высотой 305 мм, крепилась бракетами плоская крыша с отогнутыми вниз и выступавшими за габарит бруствера свесами. . Боевая рубка соединялась с броневой палубой вертикальной броневой трубой с толщиной стенки 76 мм, которая вела в центральный пост. В этой трубе были укрыты приводы и кабели приборов управления кораблем.

Выше рас­полагался поперечный мостик, на котором были установлены прожек­торы и гакабортные огни. Ходовая рубка, находилась в центре мости­ка. Компасов на крейсере было пять. Два глав­ных размещались на крыше ходового и на спе­циальной площадке кормового мостиков.

Для внутренней связи помимо переговорных труб и матросов-рассыльных была организована те­лефонная сеть, охватывавшая практически все служебные помещения корабля. Телефон­ные аппараты были установлены во всех погре­бах, в котельных и машинных отделениях, в каютах офицеров, в боевой и ходовой рубках, на постах у орудий.

Спуск на воду

На рейде г. Филадельфия, США

Средства электрической сигнализации (звонки, индикаторы, датчики противопо­жарной сигнализации, оповещатели и др.) имелись в каютах командного состава, на боевых постах и в боевой рубке. Кроме пре­дупредительных звонков, на крейсере сохранялся штат барабанщиков и горнистов. Для связи с другими кораблями, помимо радиостанции, на крейсере состо­ял большой штат сигнальщиков.

Общая оценка проекта

Крейсера типа «Диана», вступившие в строй перед началом Русско-японской войны , морально устарели и уже не отвечали совре­менным требованиям. «Диана» , «Паллада» и «Аврора» отличались неплохой надежностью механизмов, но по всем параметрам проигрывали современным бронепа­лубным крейсерам зарубежной постройки.

«Варяг» и бронепалубный крейсер «Аскольд» , по сути являлись опытными кораблями типа крейсеров с водоизмещением в 6000 т. «Варяг» был сконстру­ирован более продуманно и компактно, чем корабли типа «Диана». Вынужденное размещение артиллерии в оконечностях избавило его от тесных погре­бов вдоль бортов. Корабль обладал хоро­шей мореходностью, на нём весьма удачно располагались шлюпки и катера. Машинно-котельные отделения были просторными, их оснащение и система вентиляции заслужи­вали самой высокой оценки.

Во время проведения заводских испытаний на максимальную скорость, «Варяг» показал выда­ющиеся результаты. Так, 12 июля 1900 г. «Варяг» развил ход 24,59 узла. Во время 12-часо­вых непрерывных испытаний «Варяг» пока­зал средний результат в 23,18 узла. На 24-часовых испытаниях «Ва­ряг» во время пробега экономичной ско­ростью в 10 узлов прошел 240 миль, израс­ходовав 52,8 т угля (то есть 220 кг на милю).

Но реальная дальность плавания корабля всегда существенно отличается от расчётной, полученной по результатам ис­пытаний. Так, во время дальних переходов «Варяг» на скорости в 10 узлов тратил 68 т. угля в сутки, что соответствует наибольшей дальности плавания в 4288 миль.

Одним из недостатков "Варяга" являлась ненадёжность энергетической установки. Значи­тельную часть довоенной службы в Порт-Артуре крейсер провёл у причальной стенки в беско­нечных ремонтах. Причина заключалась как в небрежной сборке машин, так и в не­надёжности котлов системы Никлосса.

Ремонт и модернизация корабля

1906 - 1907 г.г.

Вид на палубу с переднего мостика

В ходе капитального ремонта корабля, поднятого со дна японцами после его затопления в бою у Чемульпо, внешний вид крейсера сильно изме­нился. В первую очередь, из-за новых ходовых мостиков, штурманской рубки, дымовых труб и вентиляторов. На мачтах были демонтированы марсовые площадки. 75-мм орудия Гочкиса заменены на 76-мм пушки Армстронга . С бортов корабля сняты шесты противо­минных сетей.

1916 г.

Российская приёмная комиссия нашла возвращённый Японией корабль в плохом техническом состоянии. Например срок эксплуатации котлов Никлосса до полной выработки ресурса составлял не более 1,5 - 2 лет. В ходе ремонта во Владивостоке на крейсере были переставлены в диаметральную плоскость носовые 152/45-мм орудия Канэ, а также два таких же орудия на юте . В результате этого количество орудий в бортовом зал­пе увеличилось до восьми. На всех орудиях, сто­ящих открыто, уста­новили укороченные броневые щиты. Отремонтированы механизмы наведения орудий и увеличены углы возвышения с 15° до 18°. Устранены мертвые ходы механиз­мов. Пулемёты приспособлены для стрельбы по самолётам. Во время ходовых испытаний при задействовании 22 котлов из 30, «Варяг» развил скорость в 16 узлов.

История службы

Ходовые испытания у берегов США
1901 г.

«Варяг» после боя у Чемульпо
1904 г.

«Сойя» (яп. 宗谷 ) - японское учебное
судно - 1905 - 1916 г.г.

«Варяг» и броненосец «Чесма» (бывшая «Полтава») во Владивостоке - 1916 г.

Севший на камни «Варяг» у берегов Шотландии - 1920 г.

До начала Русско - японской войны

20 марта 1901 г. - крейсер «Варяг» с русским экипажем на борту отплыл из США к берегам России. Переход к Кронштадту через Атлантику занял чуть более двух месяцев и 3 мая, пройдя 5083 мили, корабль прибыл в пункт назначения.

5 августа 1901 г. - крейсер покинул Кронштадт и сопроводил императорскую яхту "Штандарт" с Николаем II в Данциг, Киль и Шербур.

16 сентября 1901 г. - "Варяг" продолжил поход на Дальний восток, пройдя через Суэцкий канал, зашёл в Персидский залив, где с дипломатической миссией на борту посетил Кувейт. После чего, с заходом в Сингапур и Гонконг прибыл 25 февраля 1902 г. в Порт-Артур. В ходе перехода в местах стоянок неоднократно проводились кратковременные работы по ремонту котлов Никлосса. Созданная специальная комиссия пришла к выводу, что предельной скоростью «Варяга» на короткий промежуток времени следует считать 20 узлов, а на более продолжительный - 16.

Март-апрель 1902 г. - в Порт-Артуре в вооруженном резерве (учения на рейде, без выходов в море для занятий по тактике), всё время в котором было отведено ремонту судовых механизмов.

Май-июль 1902 г. - крейсерство в бухте Талиенван, у берегов Квантунского полуострова и острова Торнтон.

Август-сентябрь 1902 г. - в Порт-Артуре (в вооруженном резерве), ремонт котлов.

Октябрь 1902 г. - поход в Чемульпо.

Октябрь 1902 г. - март 1903 г. - в Порт-Артуре.

Апрель 1903 г.- в бухте Талиенван.

Май 1903 г. - в Чемульпо.

Июнь-сентябрь 1903 г. - в Порт-Артуре (в вооруженном резерве), уход ряда офицеров и увольнение в запас 30 опытных матросов, преимущественно из состава машинного отделения.

Октябрь 1903 г. - декабрь 1903 г. - в Порт-Артуре, из-за слабости ремонтной базы, скорость «Варяга» ограничивалась 17 узлами и кратковременно 20. Для полноценного ремонта в России были заказаны детали для энергетической установки, которые не успели прийти до потери корабля в бою у Чемульпо.

Декабрь 1903 г. - переходы между Чемульпо, Сеулом и Порт-Артуром.

Русско - японская война

27 января 1904 г. - крейсер «Варяг» совместно с канонерской лодкой «Кореец» , отказавшись принять условия ультиматума японского командования о сдаче в плен, принял неравный бой против превосходящих сил японской эскадры под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев). Понеся в ходе боя значительный урон в людях и получив сильные повреждения, не позволявшие продолжать сражение, «Варяг» вернулся в Чемульпо, где команда сошла на берег, а корабль был затоплен.

Согласно рапорта командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни наличие каких-либо потерь.

Февраль 1904 г. - японцы приступили к подъему «Варяга», но к октябрю прекратили безуспешные попытки откачать воду из корпуса корабля из-за большого числа пробоин.

Апрель 1905 г.- подъёмные работы были возобновлены, над крейсером сооружён кессон и 8 августа корабль поднялся со дна.

Ноябрь 1905 г. - крейсер отбуксирован в Йокосуку для постановки на капитальный ремонт, продолжавшийся до 1907 г. Штурвал с крейсера «Варяг» был снят и передан на флагман японского флота броненосец «Микаса».«Варяг» переименован в «Сойя» (яп. 宗谷 ) и зачислен в качестве учебного судна в состав Японского императорского флота.

Первая мировая война

На­чало 1916 г. - Япония, являвшаяся в Первой мировой войне со­юзницей России, согласилась продать некоторые захваченные кораб­ли Первой Тихоокеанской эскадры. В их числе был крейсер «Варяг», до этого девять лет служивший учебным судном японским кадетам.

18 июня 1916 г. «Варяг», отныне комплектовавшийся гвардейским экипажем, вышел в море и 17 ноября 1916 г. прибыл в Мурманск.

30 ноября 1916 г. - зачислен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана .
В связи с плохим техническим состоянием корабля и отсутствием на Севере полноценных ремонтных баз, была достигнута договорённость с английским Адмиралтейством о ремонте «Варяга».

19 марта 1917 г. - прибытие в британский Беркенхед (англ. Birkenhead ) для постановки в док на капитальный ремонт.

После октябрьской революции 1917 г. в России, 8 декабря корабль был реквизирован англичанами и продан в 1920 г. на слом. При следовании к месту разборки, «Варяг» сел на камни в Ирландском море в 500 м от Шотландского побережья, не далеко от села Лендалфут (англ. Lendalfoot ). Координаты места: 55° 11" 3" С.Ш.; 4° 56" 30" З.Д.

До 1925 г. корпус крейсера «Варяг» простоял на месте крушения, пока не был взорван и разрезан на части, чтобы не мешать судоходству и рыболовству.

Командиры

  • март 1899 г. - март 1903 г. - капитан I ранга Владимир Иосифович Бэр
  • март 1903 г. - январь 1904 г. - капитан I ранга Всеволод Фёдорович Руднев
  • март 1916 г. - декабрь 1917 г. - капитан II
 ранга Карл Иоакимович фон Ден

Увековечивание памяти

Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока.

Памятники командиру крейсера В.Ф.Рудневу установлены в Туле, Новомосковске и деревне Савино Заокского района Тульской области.

В райцентре Любино Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф.Е.Михайлову.

10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник.

Образ события в искусстве и культуре

Подвигу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» посвящены песни «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» и «Плещут холодные волны».

В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».

В 1958 и 1972 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением крейсера.

В 2003 году экспедиции под руководством журналиста ВГТРК Алексея Денисова удалось отыскать точное место гибели крейсера в Ирландском море и обнаружить на дне его обломки. Рассказ об этом вошёл в двухсерийный документальный фильм «Крейсер „Варяг“», приуроченный к столетию битвы у Чемульпо.

Моделизм

В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге находится модель крейсера «Варяг», изготовленная в США в масштабе 1:64 в 1901 г, а также модель главной паровой машины крейсера, изготовленная С.И. Жуховицким в масштабе 1:20 в 1980-е гг.

После подвига экипажа крейсера «Варяг» немецкий писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд». В России на русский язык его перевела Евгения Студенская. Вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца». Песня стала очень популярна в России.

Галерея изображений

Видео

С детства россияне знают бодрую маршевую песню «Наверх вы, товарищи, все по местам…». Им известно, что ее главный герой – крейсер «Варяг», геройски погибший в бою с превосходящими силами японцев во время войны в начале ХХ века. Другая, минорная, песня «Плещут холодные волны» известна меньше. Но она посвящена тому же событию, и противоречия в том нет.

Судьба корабля сложилась неоднозначно, а правда про его подвиг оказалась принесенной в жертву требованиям пропаганды.

Американское чудо техники

К моменту начала русско-японской войны в 1904 году в российском обществе по отношению к будущему противнику царило «шапкозакидательское» настроение. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличивать.

Эта тенденция сказалась и на оценке «Варяга». Поначалу крейсер характеризовали как мощную военную единицу, способную «заткнуть за пояс» противника. Позже появились утверждения, что крейсер этот был слабым и устаревшим. Оба утверждения неверны. Дело было не в технике, а (как сказали бы сегодня) в человеческом факторе.

Гонка флотского вооружения

Япония в конце XIX века отставала от развитых государств в техническом плане, но уже сумела совершить грандиозный экономический прорыв.

Она не достигла уровня мировой державы, но составляла ведущим странам мира достойную конкуренцию. Для дальнейшего развития требовались ресурсы, отсутствующие на тесных островах – так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».

В 1895 году российская разведка получила информацию о намерении Японии увеличить свой флот, чтобы он превосходил российские силы на Тихом океане.

Допускать этого не следовало – Россия сама имела экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» стал одним из шагов по предупреждению японского доминирования.

Американский заказ

Импортозамещение налажено не было – российские верфи работали медленно. Поэтому заказ на постройку бронепалубного крейсера «Варяг» получили корабелы Филадельфии. Там взялись сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера изготавливались в России.


Согласно проекту, данные крейсера отвечали всем новейшим (на то время) требованиям к боевому кораблю.

Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.

  • Габаритные размеры: длина – 129, 56 м, осадка – 5,94 м, ширина – 15,9 м.
  • Водоизмещение – 6500 тонн (проектное), 6604 тонны (по факту).
  • Броня: палуба – от 37 до 76 мм, боевая рубка – 152 мм.
  • Суммарная мощность двигателей – 20 тыс. л. с.
  • Максимальная скорость – 24,59 узлов (получена на испытаниях).
  • Главный калибр – 152 мм (12 шт.).
  • Прочая артиллерия – 24 орудия (75-, 63-, 47-, 37-миллиметровые), 2 пулемета.
  • Прочее вооружение: 6 торпедных аппаратов 381 мм, 2*254 мм, 35 мин заграждения, 6 метательных мин.
  • Команда – 20 офицеров, 550 нижних чинов (согласно штату). В реальных условиях бывали изменения; так, на момент битвы с японцами на крейсере было 558 человек: 21 офицер, 4 кондуктора, 3 наемных штатских, священник, 529 матросов.

Были и другие чудеса техники.

На корабле было множество электрики (новинка для того времени) – подъемники для снарядов, лебедки для шлюпок, даже тестомешалки. Имелась телефонная связь. Мебель выполнили из металла, хотя и покрасили «для антуража» под дерево. Это уменьшало пожароопасность.

Детали, не указанные в отчетах

В подлинной истории крейсера «Варяг» обнаруживаются факты, предопределившие ему недолгую жизнь. Он был построен и сдан заказчику в 1899 году (то есть вовремя), но флаг над ним поняли только 2 января 1901 года. Причина в том, что корабль сразу потребовал доработки – тактико-технические характеристики не соответствовали задуманному.


Главных проблем было две. Установленные на корабле котлы системы Никлосса оказались ненадежными, часто ломались. Хотя русский флот уже имел опыт работы с котлами этой системы, и особых проблем они не вызывали, здесь «не срослось».

По этой причине в боевых условиях корабль был тихоходнее, чем планировалось, и постоянно рисковал оказаться в самый неподходящий момент с аварийными котлами. Практически заявленная производителями скорость в 26 узлов не достигалась.

Обычно корабль не давал даже показанной во время испытаний скорости в 24,5 узлов.

Капитан В.Ф.Руднев жаловался не только на проблемы с котлами, но и на другие недоработки производителя, и на слабую ремонтную базу. Вероятно, его сведения о максимальной скорости хода в 14 узлов преуменьшены, но полной скорости «Варяг» не давал.

Кроме того, орудия бронепалубного крейсера броневой защиты были лишены. Это создавало дополнительный риск для артиллеристов и боеспособности крейсера (врагу легко было уничтожать вооружение корабля).


Этот недостаток броневой защиты сыграл роковую роль в знаменитом бою крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Большинство крейсеров того времени такую защиту имели, но в данном случае корабль облегчали за счет орудийной брони.

Из печального опыта были сделаны соответствующие выводы, на других крейсерах такого типа (включая «Аврору») была установлена защита для орудий. Но артиллеристам-«варяжцам» это уже не могло помочь.

Доработки по ходу службы

На протяжении своей жизни «Варяг» дважды подвергался основательным модернизациям. Первую произвели японцы, подняв крейсер в 1905 году. В ходе ремонта поменяли штурманскую рубку, трубы, вентиляторы, ходовые мостики, убрали шесты противоминных сетей и марсовые площадки. Пушки калибром 75 мм заменили на 76-миллиметровые орудия Армстронга.

После возвращения в 1916 году корабля России носовые и кормовые орудия главного калибра были переведены в диаметральную плоскость, в результате чего увеличилась мощность бортового залпа.

Пулеметы были переделаны для стрельбы по воздушным целям. В механике были устранены мертвые ходы. И главное – артиллерия получила частичную броневую защиту (укороченными щитами) – были сделаны выводы из прошлого.

Царская свита

По завершении доработок корабль ушел из Филадельфии и отправился в Кронштадт, куда и прибыл в начале мая 1901 года. Через 2 недели его осмотрел лично царь Николай II. Нельзя отрицать – выглядел крейсер отлично, и судьба его поначалу складывалась удачно.


Впечатление у монарха было настолько хорошее, что он немедленно включил крейсер в состав группы сопровождения собственной яхты для поездки в Европу. Решение оправдывалось тем, что крейсер все равно был обречен на долгое плавание к месту несения службы – его приписали к Порт-Артуру.

Корабль побывал во многих портах Старого Света, и везде его встречали восторженно. На крейсер в прямом смысле ходили экскурсии «хорошего общества» тех портов, где он появлялся. Это было приятно для командира (В.Ф.Руднева), но вредно с военной точки зрения. Ведь во время своего путешествия «Варяг» заходил и в Нагасаки – популярный у иностранных моряков японский порт. Разведка микадо работала неплохо, и получила возможность разузнать побольше о российском корабле.

Пока российское командование преисполнялось уверенности в своем военном превосходстве над японцами, те готовились к войне всерьез. В Японии брали на вооружение новейшие боеприпасы и артиллерию, капитаны и адмиралы великолепно знали театр будущих боевых действий, на всех уровнях царили дисциплина и порядок.

Российские матросы несли службу исправно, но коррупция в верхах – не изобретение наших дней. Среди высшего военного руководства России хватало людей некомпетентных, не желающих нести ответственность за последствия своих распоряжений.

Немного проверенных данных

Достоверной информации о гибели крейсера «Варяг» не так много. Факты сразу были принесены в жертву идеологической целесообразности.


Даже отчет капитана о сражении изобилует неточностями. Но историкам удалось восстановить подлинную картину.

Только факты

27 декабря 1903 года «Варяг» отправился из Порт-Артура в Чемульпо. Это был нейтральный корейский порт. Официально крейсер (его сопровождала канонерка «Кореец») должен был обеспечить связь Порт-Артура с консульством в Сеуле. В Чемульпо капитан Руднев узнал о начале войны.


8 февраля (новый стиль) 1904 года бухта Чемульпо была заблокирована эскадрой адмирала Урио. «Кореец» сделал попытку прорваться в Порт-Артур, но был остановлен.

Урио предъявил русским ультиматум: выйти из бухты и принять бой, либо быть атакованными на рейде, где находились корабли других государств. Японская эскадра насчитывала 15 вымпелов. Офицеров иностранных кораблей категорически не устраивал вариант обстрела русских на рейде – они тоже попали бы «под раздачу».

И капитан Руднев принял решение попробовать пойти на прорыв.

«Варяг» вышел из Чемульпо в полдень 9 февраля и был атакован японцами. Бой продолжался в течение часа. Крейсер сильно пострадал, на нем были погибшие и раненые. Из-за полученных повреждений пришлось вернуться в порт. «Кореец» пошел следом, поскольку не мог тягаться с японцами в скорости.

Корабли было решено уничтожить. «Варяг» погиб от руки своих. Иностранцы категорически воспротивились его взрыву, и крейсер был затоплен путем открытия кингстонов.


Команды «Варяга» и «Корейца» приютили корабли Великобритании, Италии и Франции. Моряки США оказали помощь раненым.

Рейс в историю

Есть еще факты, касающиеся посмертной истории корабля. История о подвиге крейсера «Варяг» быстро стала известной. Когда команда вернулась в Россию (сперва моряки были интернированы), их принял царь. Все участники боя получили Георгиевские кресты, офицеры – ордена.

Выдали и награды приземленного свойства – матросы получили от императора именные часы. В.Ф.Руднев был произведен в контр-адмиралы.

Итоги сражения описывались едва ли не как победа. Ширились рассказы о двух поврежденных японских крейсерах (один даже якобы затонул) и нескольких потопленных миноносцах. Отчет капитана Руднева говорил о тысяче и более выпущенных снарядов.

«Варяг» стал символом верности флотским традициям и воинской доблести. Уже в 1954 году советское правительство разыскало живых к тому времени участников сражения под Чемульпо и наградило их медалями «За отвагу». Памятником крейсеру «Варяг» стали песни и стихи, причем не только в России.


Считается, что канонический текст «Наверх вы, товарищи» является вольным переводом стихотворения немецкого автора. О крейсере упоминали в книгах. В 1946 году был снят советский фильм «Крейсер «Варяг», и «главная роль» в нем досталась «Авроре», а ведь в СССР не было более почитаемого, символичного корабля! Ради съемок символу революции даже приделали дополнительную бутафорскую трубу.

В Военно-морском музее в Петербурге имеется модель (масштаб 1:64) крейсера, изготовленная в США в 1901 году. Здесь же имеется модель его паровой машины (1:20), она появилась в 1980-е годы, автором является С.И.Жуковицкий.

Это все факты. Но они не отвечают на некоторые вопросы, слабо освещенные в реальной истории «Варяга».

Каверзные вопросы

Они есть: не все понятно в биографии «Варяга» и истории его гибели.

  1. Почему крейсер отправили в Чемульпо с «почтовой» миссией? Неужели «Корейца» было мало для установления связи с консульством?
  2. Почему европейские и американские офицеры возражали против взрыва крейсера?
  3. Топил ли «Варяг» японские корабли?
  4. Действительно ли крейсер расстрелял большую часть своего боезапаса? Ведь к концу короткого сражения он потерял ¾ артиллерии, а офицер на дальномере погиб одним из первых?
  5. Почему «Варяг» не пошел на прорыв один, оставив «Корейца»? Тихоходная канонерка (13 узлов) оказалась для крейсера опасным тормозом, а команду можно было и эвакуировать.
  6. Почему японцам оказалось нетрудно поднять и отремонтировать корабль? Восстановление «Варяга» было закончено в июле 1907 года, и крейсер 9 лет плавал под японским флагом.
  7. Почему контр-адмирал Руднев вскоре после присвоения звания подал в отставку?

Без ответов на эти вопросы невозможно знать историю знаменитого корабля такой, какой она была на самом деле.


Правда о крейсере «Варяг» оказалась неудобной для пропагандистской машины, и в угоду ей была скрыта. Из-за сознательного сокрытия и искажения фактов не все неудобные вопросы имеют ответы даже сейчас.

Ответы на неудобные вопросы

Но ответы есть, и они создают иную картину, чем официальная «биография» крейсера.

  1. «Почтовое» назначение крейсера объяснить сложно. По одной из версий, он потребовался для того, чтобы доставить на родину корейского посла. Но все равно неясно, почему посол должен был ехать обязательно на крейсере. В Чемульпо в ту пору уже находился крейсер «Боярин», и «Варяг» должен был заменить его. Порт официально был нейтральным, но иностранных военных кораблей в нем хватало. Вероятно, это была попытка борьбы за влияние в Корее.
  2. Мотивы действия иностранцев неясны. Вероятно, они не желали явно принимать сторону России. США были явно не заинтересованы в том, чтобы Россия стала ведущей тихоокеанской державой. Портсмутский мира показал, что американцам требовалось ослабить и Россию, и Японию.
  3. «Варяг» не потопил ни одного вражеского корабля, хотя повреждения им нанес. Один из японских крейсеров после встречи с русским вынужден был встать на длительный ремонт.
  4. Масштабы обороны «Варяга» преувеличены. Подняв крейсер, японцы обнаружили на нем запасы неизрасходованных боеприпасов, так что данные капитана Руднева о стрельбе завышены. Данные о расходе снарядов главного калибра преувеличены не слишком сильно (но полсотни 152-миллиметровых – это немало). Однако Руднев позволил себе преувеличить расход и других боеприпасов.
  5. Принцип «сам погибай, а товарища выручай» высокоморален. На русском флоте чтили традиции, но в случае с боем в Чемульпо губить крейсер ради тихоходной канонерки было неразумно. Подлинная причина такого решения неясна. Капитан Руднев ссылался на сложности прохождения местного фарватера. Есть версия, что крейсеру не давал разрешения на выход русский посланник Павлов.
  6. В районе затопления крейсера залив имел недостаточную глубину. «Варяг» затонул не полностью, и поднять его было нетрудно. Ремонтировать оказалось трудней – работы продолжались до 1907 года. Ремонт обошелся в миллион иен. Крейсер ходил в составе японского флота в качестве учебного корабля. Официально он назывался «Соя», но надпись «Варяг» на корме была сохранена в знак уважения к мужеству противника. Ему был присвоен 2-й ранг (при постройке – 1-й).
  7. Специалисты в России знали реальную картину происшедшего. Опытные моряки могли оценить непрофессионализм действий как командования в Порт-Артуре, так и капитана Руднева. Это могло стать причиной его отставки. Но высокое начальство нельзя было признавать некомпетентным.

Не соответствует действительности и представление о гибели во время сражения всей или почти всей команды крейсера. Потери во время боя были невелики.

На крейсере погиб 1 офицер и 30 нижних чинов, серьезно ранены и контужены были 85 матросов и 6 офицеров (в том числе капитан). На «Корейце» потерь не было совсем. Но ставшая народной песня говорила про «кипящее море под нами» и отсутствие «камня и креста» в память о моряках, и эта версия закрепилась в массовом сознании.


На деле же многим матросам крейсера была суждена долгая жизнь, а их могилы сохранились во Владивостоке, Петербурге, Ярославле.

Технология возникновения легенды

Для чего потребовалось скрывать правду и выдумывать красивые легенды и мифы о «Варяге»?

Затем, чтобы скрыть факт, что первое же сражение в войне с Японией окончилось для русского флота поражением.

И виноваты в этом были не матросы и офицеры (от погибшего на «Варяге» мичмана нашли только руку, и рука эта так и не выпустила дальномер), а высшее руководство страны.

Ради пропаганды моряки были превращены в супергероев, расправившихся едва ли не с половиной японской эскадры. Они чтили славные традиции, не бросали товарищей и гибли под непокоренным флагом. Многие современники (а потомки – тем более) даже не понимали, что «Варяг» был потоплен на рейде.

Развенчивать созданную легенду о «Варяге» необходимости не было. Героизм моряков (а он был настоящим) оправдывал частично позорное поражение в войне. Дальше красивая картинка из прошлого была полезна для воспитания подрастающих матросов. Подлинная история команды «Варяга», что впрямь вела себя достойно и проявила истинную верность присяге, никого не беспокоила.

Покрепче, парень, вяжи узлы…

Не морские, а те, что связывают с Родиной.

В 1916 году Япония (теперь союзник по Антанте) вместе еще с двумя кораблями вернула крейсер России. Примечательно, что России пришлось еще и заплатить за «Варяг» – официально он был продан.

Он не остался на Тихом океане, а, пройдя частичную модернизацию во Владивостоке, своим ходом перешел Северным морским путем в Романов-на-Мурмане (Мурманск).


Корабль нуждался в ремонте, и с этой целью в начале 1917 года был отправлен в Англию. Там его застало известие о революции, и «союзники» реквизировали его, сделав из него «учебку». В 1919 году «Варяг» продали на лом, но до места он не дошел, сев на рифы. В 1925 году корабль был окончательно уничтожен.

Но это не конец истории. В 1979 году в серии «Советская Украина» заложили ракетный крейсер. Сегодня «Варяг» снова гроза Дальнего Востока, флагман российского Тихоокеанского флота.


Еще один корабль с таким названием строился в Николаеве. После распада СССР авианосец «Варяг» достался Украине, но она не могла и не хотела достраивать его. В 1998 году авианесущий крейсер «Варяг» был продан Китаю.

Там помнят, что в 1905 году японские захватчики рубили головы китайцам, считая жертвы на тысячи. Под названием «Ляонин» ТАВКР «Варяг» патрулирует моря под красным флагом. Он слабее, чем предусматривалось проектом, но захватчикам все же лучше не попадать под его раздачу.


Подвиг крейсера «Варяг» обросла легендами, имеющими мало общего с реальной судьбой корабля и его экипажа. Правда проста: русские моряки умели выполнять приказы и соблюдать правила чести.

Мы пред врагом не спустили славный Андреевский стяг…

Видео

Начало русско-японской войне положила история, произошедшая с героическим крейсером «Варяг», команда которого предпочла пленению неравный бой и гибель корабля, оттянув на себя основные силы противника. Этот героический поступок команды, передается из поколения в поколение в строчках известной песни. Но настоящая правда о событиях, произошедших на крейсере, не менее интересна.

Строительство корабля

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Варяг», был построен по заказу Адмиралтейства на верфи Филадельфии, и под звуки духового оркестра и восторженные крики его экипажа в 565 человек, торжественно спущен на воду 31 октября 1899 года. Бутылка шампанского, как и полагается по старинной морской традиции, была разбита о борт крейсера – рождение легенды состоялось.

Практически сразу были обнаружены конструктивные недочеты, допущенные во время строительства: в пути взорвался один из котлов. Неполадки будут сопровождать крейсер и далее, на протяжении всей истории его существования. Но, несмотря на это, судно отправилось в нейтральный порт приписки Чемульпо (Южная Корея), где находилось в распоряжении правительства России в Корее.

Начиная с 1903 года, Россия и Япония вели постоянные переговоры о статусе Маньчжурии и Кореи. Япония претендовала на территорию Кореи, Россия препятствовала этим требованиям.

В порту, помимо крейсера «Варяг», были приписаны суда из Британии, Италии, Японии, Франции и Америки. Утром 27 января 1904 года японский адмирал Урио Сотокити направляет ультиматум Рудневу (капитану крейсера), в котором говорилось, что поскольку Россия и Япония находятся в состоянии войны, крейсеру надлежит покинуть порт Чемульпо до 12.00 9 февраля 1904 года.

В противном случае, адмирал с превосходящими силами будет вынужден атаковать и захватить крейсер.

Нота протеста

Некоторые историки склоняются к тому, что капитан должен был выполнить требования японского адмирала, пересечь нейтральные воды и держать курс к российским берегам. Технические характеристики корабля, даже, несмотря на неисправность двигателей, позволяли крейсеру, имеющему более высокую скорость хода, беспрепятственно покинуть порт.

Руднев понимал, что броня корабля и огневая мощь уступают превосходящим силам японского флота. На совещании капитанов морских судов Англии, Франции, Италии и России, проходившем на английском крейсере «Талбот», было решено направить ноту протеста Урио Сотокити. Руднев решил с боем продвигаться в нейтральные воды, командиры иностранных судов отказались от сопровождения «Варяга», сославшись на нейтралитет.

9 февраля в 11.00 крейсер вышел из гавани Чемульпо, и открыл огонь по врагу. Артиллерийские расчеты крейсера значились в списках лучших, среди кораблей военно-морского флота России. И хотя в бою затонули три японских крейсера и эсминец, силы были слишком неравными. Большая часть орудий крейсера вышла из строя, вода начала заливать крейсер.

Верхняя палуба была вся усыпана трупами убитых матросов, часть шлюпок была повреждена шрапнелью, часть попросту сгорела.

Машинное отделение было разбито, управление крейсером стало невозможным, и корабль вернулся в гавань. По окончании краткого совещания с офицерами команды, капитан принял решение затопить крейсер, но не сдаться врагу.

Были открыты кингстоны, и корабль был затоплен в порту Чемульпо.

Историки считают, что Руднев первоначально недооценил ситуацию, что привело к многочисленным потерям среди команды и затоплению крейсера.

Позднее, Японская сторона подняла корабль, сопроводила в Японию, и, после ремонта, целых 11 лет «Варяг» ходил под японским флагом.

Правда теперь он назывался «Соя», хотя, отдавая дань уважения героизму русских моряков, на корме так и осталась надпись «Варяг».

Итоги сражения

Каждый пятый, а в общей сложности 108 человек экипажа, погибли. Находившиеся неподалеку иностранные суда подобрали выживших членов экипажа. Японцы были потрясены стойкостью русских моряков. Все, захваченные члены экипажа крейсера, позднее были освобождены, давая клятву не принимать участие в боевых действиях.

Никто из выживших членов экипажа не считал себя героем, скорее наоборот, они думали, что в России их ждет суд. Но, отдавая дань героизму и стойкости русских моряков, устроил в их честь императорский прием и вручил на память каждому именные часы. Капитан корабля и офицерский состав был награжден орденами Андрея Первозванного IV степени.

В истории российского флота достаточно трагических и героических страниц, самые яркие из них связаны с русско-японской войной 1905 года. Героическая оборона Порт-Артура, гибель адмирала Макарова, цусимский разгром. Сегодня в России, наверное, не найдется ни одного человека, который бы не слышал о самоубийственном подвиге крейсера «Варяг», принявшего неравный бой, о гибели гордого корабля, сражавшегося до последнего и не пожелавшего сдаться неприятелю.

С того памятного боя прошло уже более ста лет, но несмотря на это, героизм матросов и офицеров «Варяга» до сих пор живет в памяти их потомков. На примере этого славного корабля воспитано не одно поколение советских и российских моряков. О «Варяге» сняты фильмы, написаны песни.

Однако всё ли мы знаем сегодня о том, что происходило в бухте Чемульпо в тот памятный день 9 февраля 1904 года? Но прежде чем перейти к описанию того памятного боя, следует сказать несколько слов о самом бронепалубном крейсере «Варяг», истории его создания и службы.

История и устройство крейсера

Начало двадцатого столетия стало временем столкновением интересов двух империй, которые стремительно развивались – Российской и Японской. Ареной их противостояния стал Дальний Восток.

Страна восходящего солнца, пройдя стремительную модернизацию в конце XIX века, желала получить лидерство в регионе и была не прочь расшириться за счет территорий соседних стран. Россия тем временем продолжала свою экспансию, в Петербурге разрабатывали проект «Желтороссии» - заселения части территорий Китая и Кореи российскими крестьянами и казаками и русификации местного населения.

До поры до времени российское руководство не воспринимало Японию всерьез: уж слишком несопоставимым казался экономический потенциал двух империй. Однако стремительный рост японских вооруженных сил и флота заставил Петербург по-другому взглянуть на далекого азиатского соседа.

В 1895 и 1896 году в Японии была принята судостроительная программа, которая предусматривала создание флота, который бы превосходил ВМФ России на Дальнем Востоке. В ответ на это Россия внесла изменение в собственные планы: началось строительство боевых кораблей специально для дальневосточного региона. В их число входил и бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг».

Постройка корабля началась в 1898 году на верфи компании American Company William Cramp & Sons в Филадельфии. За ходом строительства крейсера наблюдала специальная комиссия, присланная из России.

Изначально на корабле планировали установить более тяжелые, но надежные и проверенные временем котлы Бельвиля, но позже они были заменены котлами Никлосса, которые хотя и отличались оригинальной конструкцией и хорошей производительностью, но не были испытаны на практике. Позже такой выбор силовой установки для крейсера стал причиной множества проблем: она часто выходила из строя, по прибытии из США во Владивосток «Варяг» сразу же на несколько месяцев встал на ремонт.

В 1900 году корабль был сдан заказчику, однако крейсер имел массу недоработок, которые устранялись вплоть до самого убытия корабля на родину в 1901 году.

Корпус крейсера имел полубак, что значительно улучшало его мореходные качества. Вдоль бортов на уровне скосов в районе котельных и машинных отделений располагались угольные ямы. Они не только снабжали силовую установку топливом, но и являлись дополнительной защитой для наиболее важных узлов и механизмов корабля. Погреба с боезапасом находились в носовой и кормовой части судна, что облегчало их защиту от неприятельского огня.

Крейсер «Варяг» имел броневую палубу, ее толщина достигала 38 мм. Также броневой защитой были обеспечены дымовые трубы, приводы рулей, элеваторы для подъема боеприпасов и дульные части торпедных аппаратов.

Силовая установка крейсера состояла из двадцати котлов системы Никлосса и четырехцилиндровых машин тройного расширения. Их суммарная мощность составляла 20 тыс. л. с., что позволяло вращать вал со скоростью 160 оборотов в минуту. Он, в свою очередь, приводил в движение два гребных винта корабля. Максимальная проектная скорость крейсера составляла 26 узлов.

Установка на корабле котлов Никлосса была явной ошибкой. Сложные и капризные в обслуживании, они постоянно выходили из строя, поэтому котлы старались не слишком нагружать и высокую скорость хода – один из главных своих козырей – бронепалубный крейсер использовал крайне редко. В условиях же слабой ремонтной базы Порт-Артура полноценно починить подобное оборудование было практически невозможно, поэтому (по мнению ряда историков) к началу войны «Варяг» не мог дать даже 20 узлов.

Корабль был оснащен мощной системой вентиляции, спасательные средства крейсера состояли из двух баркасов, двух паровых катеров и двух весельных шлюпок, вельботов, ялов и пробных шлюпок.

Бронепалубный крейсер «Варяг» имел довольно мощное (для своего времени) электрооборудование, которое питалось от трех паровых динамо-машин. Рулевое управление имело три привода: электрический, паровой и ручной.

В состав экипажа крейсера входили 550 нижних чинов, 21 офицер и 9 кондукторов.

Главным калибром «Варяга» являлись 152-мм пушки системы Канэ. Их общее количество составляло 12 единиц. Орудия были разделены на две батареи по шесть пушек: носовую и кормовую. Все они были установлены на специальных выступах, которые выходили за линию борта, – спонсонах. Подобное решение значительно увеличивало угол обстрела орудий, однако проблемой было то, что орудийная обслуга не была защищена не только башнями, но даже броневыми щитами.

Кроме главного калибра, крейсер имел на вооружении двенадцать 75-мм пушек, восемь 47-мм и по два 37-мм и 63-мм орудия. Также на борту корабля были установлены восемь торпедных аппаратов разных конструкций и калибров.

Если давать общую оценку проекта, то следует признать: бронепалубный крейсер «Варяг» был очень неплохим кораблем своего класса. Он отличался хорошей мореходностью, общая компоновка судна была компактной и продуманной. Системы жизнеобеспечения крейсера заслуживают самой высокой оценки. «Варяг» имел выдающиеся скоростные характеристики, которые, правда, отчасти нивелировались ненадежностью силовой установки. Вооружение и защищенность крейсера «Варяг» также не уступали лучшим зарубежным аналогам того времени.

25 января 1902 года крейсер прибыл к постоянному месту службы – на российскую военно-морскую базу в Порт-Артуре. До 1904 года корабль совершил несколько незначительных походов, а также долгое время находился в ремонте из-за частых проблем с силовой установкой. Начало русско-японской войны бронепалубный крейсер встретил в гавани корейского города Чемульпо. Командиром корабля в тот момент был капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев.

Бой «Варяга»

26 января 1904 года (далее все даты будут даны по «старому стилю») в порту Чемульпо находились два российский военных корабля: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Также в гавани присутствовали военные корабли других государств: Франции, США, Великобритании и Италии. «Варяг» и «Кореец» находились в распоряжении российской дипломатической миссии в Сеуле.

Следует несколько слов сказать о другом российском корабле, который принял бой вместе с «Варягом» - канонерской лодке «Кореец». Она была построена в 1887 году в Швеции, была вооружена двумя 203,2-мм и одним 152,4-мм орудием. Все они были устаревшей конструкции, стрелявшими дымным порохом на дистанцию не более четырех миль. Максимальная скорость канонерки во время ее испытаний составляла всего 13,5 узла. Однако на момент боя «Кореец» не мог развить даже такую скорость из-за сильной изношенности машин и низкого качества угля. Как не трудно заметить, боевое значение «Корейца» практически равнялось нулю: дальность стрельбы его орудий не позволяли нанести неприятелю хотя бы какой-нибудь урон.

14 января телеграфная связь между Чемульпо и Порт-Артуром была прервана. 26 января канонерка «Кореец» с почтой пыталась покинуть гавань, однако была перехвачена японской эскадрой. Канонерка была атакована японскими миноносцами и вернулась в порт.

Японская эскадра представляла значительную силу, в ее состав входили: броненосный крейсер 1-го класса, броненосный крейсер 2-го класса и четырех бронепалубных крейсера 2-го класса, авизо, восемь миноносцев и три транспорта. Командовал японцами контр-адмирал Уриу. Чтобы расправиться с «Варягом», врагу было достаточно одного корабля — флагмана японской эскадры броненосного крейсера «Асама». Он был вооружен восьмидюймовыми орудиями, установленными в башнях, кроме того, броня защищала не только палубу, но и борта этого корабля.

Утром 9 февраля капитан «Варяга» Руднев получил от японцев официальный ультиматум: покинуть Чемульпо до полудня, иначе русские корабли будут атакованы прямо на рейде. В 12 часов крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» покинули гавань. Спустя несколько минут они были обнаружены японскими кораблями и начался бой.

Он продолжался в течение одного часа, после чего российские корабли вернулись на рейд. «Варяг» получил от семи до одиннадцати попаданий (по разным источникам). Корабль имел одну серьезную пробоину ниже ватерлинии, на нем вспыхнули пожары, вражеские снаряды повредили несколько орудий. Отсутствие защиты у орудий привело к значительным потерям среди комендоров и орудийной обслуги.

Один из снарядов повредил рулевые приводы и неуправляемый корабль сел на камни. Положение стало безнадежным: неподвижный крейсер стал прекрасной мишенью. Именно в этот момент корабль получил самые тяжелые повреждения. Каким-то чудом «Варягу» удалось сняться с камней и вернуться на рейд.

Позже капитан Руднев в своем рапорте указывал, что огнем российских кораблей был потоплен один японский миноносец и тяжело поврежден крейсер «Асама», а другой крейсер, «Такачихо», после боя и вовсе утонул от полученных повреждений. Руднев утверждал, что «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов разных калибров, а «Кореец» - 52 снаряда. Однако количество неиспользованных снарядов, которые японцы обнаружили после подъема «Варяга», говорят о значительном завышении этой цифры.

Согласно японским источникам, ни в один из кораблей адмирала Уриу попаданий не было, соответственно, не было и потерь в личном составе. Попал или не попал хотя бы раз русский крейсер по противнику — до сих остается предметом дискуссии. Однако информацию о том, что ни один из японских кораблей не получил повреждений, подтверждают офицеры иностранных кораблей, находившихся в Чемульпо и наблюдавших этот бой. Также к этому выводу пришли практически все крупные исследователи русско-японской войны.

В результате боя на «Варяге» были убиты офицер и 30 матросов, а 6 офицеров и 85 матросов были ранены и контужены, ещё примерно сотня членов экипажа получила легкие ранения. Ранение получил и капитан корабля Руднев. Практически все, кто находился на верхней палубе крейсера были убиты или ранены. Экипаж «Корейца» потерь не имел.

Капитан Руднев посчитал, что российские корабли больше не в состоянии продолжать бой, поэтому крейсер решили затопить, а канонерку – взорвать. «Варяг» взрывать побоялись из-за опасности повредить другие корабли на рейде. Затоплен был и российский пароход «Сунгари». Затопление крейсера получилось крайне неудачным: во время отлива часть корабля обнажалась, что позволила японцам практически сразу снять с него орудия и ценное оборудование.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» перешли на иностранные корабли и покинули Чемульпо. Японцы не мешали эвакуации.

Уже в начале 1905 года крейсер был поднят и принят в состав японского флота. Он был переименован в «Сойя» и стал учебным судном.

После боя

После начала Первой Мировой войны, в которой Япония была союзницей России, крейсер «Варяг» был выкуплен российским правительством. До осени 1916 года во Владивостоке шел ремонт корабля, 17 ноября он прибыл в Мурманск. Затем правительство России договорилось о проведении капитального ремонта «Варяга» в Ливерпуле. Пока крейсер ремонтировали, в Петрограде случилась революция, англичане реквизировали корабль и превратили его в плавучую казарму.

В 1919 году «Варяг» был продан на металлолом, однако до места утилизации он так и не добрался: сел на камни в Ирландском море. Позже его часьтчно разобрали прямо на месте гибели.

После сражения в Чемульпо команды «Варяга» и «Корейца» стали национальными героями. Все нижние чины получили Георгиевские кресты и именные часы, офицерский состав кораблей был награжден орденами. Моряков с «Варяга» лично принимал российский император Николай II. О храбрости русских моряков слагали стихи. Причем не только в России: немецкий поэт Рудольф Грейнц написал стих Der Warjag, который позже был переведен на русский язык и положен на музыку. Именно так родилась популярнейшая в России песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».

Мужество защитников «Варяга» было оценено и противником: в 1907 году капитан Руднев был награжден японским орденом Восходящего солнца.

Немного другим было отношение к «Варягу» и его командиру у профессиональных военных моряков. Часто высказывалось мнение, что ничего героического капитан корабля не сделал и даже не смог полноценно уничтожить свой корабль, чтобы он не достался неприятелю.

Не слишком хорошо было воспринято и массовое награждение команды Георгиевскими крестами. В то время в России это было не принято: «Георгия» давали конкретному человеку за совершенный подвиг. Простое присутствие на корабле, который по воле командира идет в атаку, вряд ли относится к такой категории.

После революции о подвиге «Варяга» и подробностях битвы в Чемульпо надолго забыли. Однако в 1946 году на экраны вышел фильм «Крейсер «Варяг», который полностью изменил ситуацию. В 1954 году все оставшиеся в живых члены экипажа крейсера были награждены медалями «За отвагу».

С 1962 года в составе ВМФ СССР (а потом и российского флота) всегда был корабль, который носит название «Варяг». В настоящее время ракетный крейсер «Варяг» - флагман Тихоокеанского флота РФ.

Могло ли быть по-другому?

История не терпит сослагательного наклонения. Это известная истина — но все же мог ли бронепалубный крейсер «Варяг» прорваться к основным силам флота и избежать гибели?

При той тактике прорыва, которую избрал Руднев, ответ однозначно является отрицательным. Выйти в открытое море вместе с тихоходной канонеркой, которая не могла дать и 13 узлов - эта задача явно выглядит нереальной. Однако после обстрела «Корейца» 26 января Руднев мог бы понять, что началась война и Чемульпо превратилось в ловушку. В распоряжении у капитана «Варяга» была всего лишь одна ночь: он мог затопить или взорвать канонерку, пересадить на крейсер ее команду и под покровом ночи уйти из гавани. Однако он этой возможностью не воспользовался.

Однако отдать приказ об уничтожении собственного корабля без боя – серьезная ответственность и непонятно, как на такое решение отреагировало бы командование.

Не меньшую ответственность за гибель двух кораблей несет и российское военное командование на Дальнем Востоке. Когда стало понятным, что войны не избежать, «Варяг» и «Кореец» нужно было срочно выводить из Чемульпо. В отрыве от основных сил флота они превращались в легкую добычу японцев.

Бронепалубный крейсер «Варяг»

В середине 1890 х гг. в России пришли к выводу о необходимости строительства бронепалубных крейсеров двух типов: водоизмещением 3000 т (второго ранга) и 6000 т (первого ранга). Последние предназначались на роль дальних разведчиков при эскадрах броненосцев; важнейшими их характеристиками считались высокая скорость и вооружение из 12 шестидюймовых орудий.

Первый крейсер новой кораблестроительной программы российское Морское министерство заказало американской фирме «Чарльз Крамп и сыновья», причем обстоятельства этого заказа до сих пор не вполне понятны. Дело в том, что Крампу удалось избежать участия в объявленном русскими конкурсе. Возможно, свою роль сыграла американская напористость и деловитость, а возможно – чье-то личное корыстолюбие. Так или иначе, но 11 апреля 1898 г. контракт был заключен, причем на весьма выгодных для фирмы-строителя условиях. Американцы добились и увеличения водоизмещения с 6000 т до 6500 т, и применения весьма сложных в обслуживании и недостаточно проверенных котлов Никлосса (зато более легких, чем принятые в нашем флоте типы котлов), и отказа от двух подводных торпедных аппаратов. А несколько забегая вперед, отметим, что после окончания постройки на верфи Крампа «Варяга» и броненосца «Ретвизан» американскому предпринимателю удалось избежать крупных штрафов за несоблюдение оговоренных контрактом сроков.

Строительство нового бронепалубного крейсера началось в Филадельфии в октябре 1898 г. Название «Варяг» ему присвоили Приказом по Морскому ведомству от 11 января 1899 г. Церемония официальной закладки состоялась 10 мая того же года, а уже 19 октября его спустили на воду. Но дальше начались всевозможные задержки. То запаздывали поставки вооружения из России, то на верфи бастовали рабочие. Испытания удалось начать только в мае 1900 г., а 12 июля на мерной линии у Бостона крейсер развил очень высокую скорость – 24,59 узла.

ТТХ крейсера «Варяг»: водоизмещение – 6500 (к 1904 г. – 7022) т; размерения – 127,9/129,8 ? 15,85 ? 6 м; скорость – 23 узла, фактическая дальность плавания экономическим ходом (к 1904 г.) – 3682 мили. Вооружение: 12 152 мм, 12 75 мм, 8 47 мм, 2 37 мм и 2 десантных орудия, 6 торпедных аппаратов. Бронирование: рубка – 152 мм, палуба – 38-76 мм. Экипаж – 570 человек.

В начале 1901 г. корабль приняла прибывшая из России команда, а еще через два месяца он покинул Америку. По прибытии в Кронштадт четырехтрубный красавец-крейсер поучаствовал в ряде мероприятий, включая высочайший (царский) смотр, а затем отправился к месту службы – на Дальний Восток. Но на переходе начались проблемы с котлами, проявились и другие дефекты механизмов. Устранить их не удавалось, и даже предпринятая в Порт-Артуре осенью 1903 г. полная переборка механизмов положения не изменила. Кроме того, корабль имел постоянную перегрузку. В результате скорость новейшего крейсера лишь на короткое время могла доходить до 20 узлов.

«Варяг»

О причинах такого положения дел говорилось немало. Звучали обвинения в адрес фирмы-строителя (схалтурили), механиков крейсера (не имели должной квалификации для обслуживания сложных механизмов), котлов системы Никлосса (крайне ненадежны по конструкции, капризны и сложны в эксплуатации). Вероятнее всего, сыграли свою негативную роль все три фактора.

К началу войны с Японией «Варяг», которым командовал капитан первого ранга В.Ф. Руднев, находился в корейском порту Чемульпо, где вместе с канонерской лодкой «Кореец» нес стационерную службу. Уже после трагических событий 9 февраля (27 января по старому стилю) 1904 г. нередко задавался вопрос: а нужно ли было присутствие достаточно мощного крейсера (он был самым большим и сильно вооруженным среди всех стационеров) вдали от основных сил нашего флота? Но заниматься обсуждением политических коллизий мы не будем…

Днем 8 февраля канлодка «Кореец» с донесениями для русского наместника на Дальнем Востоке Алексеева вышла из Чемульпо и взяла курс на Порт-Артур. Но из Чемульпо в море ведет 30 мильный сложный шхерный фарватер, и путь по нему преградила японская эскадра. К этому времени в Стране восходящего солнца уже приняли окончательное решение о начале войны с Россией, и эскадра контр-адмирала С. Уриу имела четкую задачу: обеспечить высадку десанта. Поэтому японские корабли преградили «Корейцу» путь, а миноносцы даже вышли на него в торпедную атаку. В ответ с русской канлодки прозвучало несколько выстрелов из малокалиберного орудия.

Командир «Корейца» капитан второго ранга Г.П. Беляев счел необходимым вернуться в порт и сообщить старшему по чину Рудневу о происшедшем. К этому времени телеграф уже оказался под контролем японцев, а дальности установленной на крейсере радиостанции для связи с Порт-Артуром не хватало. Русским морякам оставалось только ждать развития событий.

Утром японцы передали ультиматум Уриу, в котором содержалось требование командирам российских кораблей: покинуть порт до полудня. В противном случае адмирал грозился атаковать их прямо на рейде. Формально Корея считалась нейтральной страной, и действия японцев являлись нарушением международного права. Поэтому Руднев обратился к командирам других стационеров с просьбой выразить протест по поводу нарушения нейтралитета. Британский, французский и итальянский командиры действительно подписали такой протест, а командир американской канлодки «Виксбург» отказался сделать это без консультаций с Государственным департаментом.

Впрочем, никакой роли протест все равно не сыграл, поскольку Руднев и Беляев приняли решение выйти в море и принять бой. Их целью была попытка прорваться в Порт-Артур, хотя надежды на это практически не имелось – преградивший накануне дорогу «Корейцу» броненосный крейсер «Асама» был больше и сильнее обоих наших кораблей, вместе взятых. Полный состав вражеской эскадры в тот момент оставался неизвестным, а была она весьма многочисленной. В ее состав входили бронепалубные крейсера «Нанива» (флагман), «Такатихо», «Нийтака», «Акаси» и малый бронепалубный крейсер «Тиёда». Плюс посыльное судно и восемь миноносцев, но они участия в бою не приняли.

Когда русские корабли отошли от Чемульпо на несколько миль, японцы, до того державшиеся в стороне от фарватера за небольшими островами, двинулись им на встречу. Адмирал Уриу предложил русским сдаться, но Руднев не счел нужным отвечать на этот сигнал. И тогда «Асама» открыл огонь. «Варяг», а затем и «Кореец» ответили противнику, в бой включились и остальные крейсера противника. Японские корабли (и, прежде всего, «Асама») смогли нанести «Варягу» весьма существенные повреждения, да еще часть пушек российского крейсера вышла из строя от собственных выстрелов. На «Варяге» бушевал пожар, вода, поступавшая в корпус через подводную пробоина привела к возникновению крена, многие орудия замолчали из-за повреждений или выхода из строя расчетов. Среди членов экипажа насчитывались 34 убитых и 68 раненых. Руднев принял решение вернуться в Чемульпо.

Там крейсер был затоплен, а избежавшая в бою повреждений канлодка – взорвана. Их личный состав разместился на иностранных крейсерах – английском «Тэлботе», французском «Паскале» и итальянской «Эльбе». Японцы согласились отпустить русских моряков на Родину, более того, в знак уважения к храбрости противника они разрешили самых тяжело раненых «варяжцев» отправить в береговой госпиталь, где обеспечили недавним противникам вполне квалифицированную помощь.

Вернувшихся в Россию моряков встретили как героев, но за пышными торжественными мероприятиями осталось без внимания, что крейсер затонул на мелком месте. Зато японцы быстро начали на нем судоподъемные работы. Правда, сперва они не увенчались успехом, но в 1905 г. корабль удалось-таки поднять. После капитального ремонта и модернизации он вошел в состав Японского императорского флота под названием «Сойя», и во время службы под флагом Страны восходящего солнца в основном выполнял роль учебного корабля.

Во время Первой мировой войны японцы согласились продать России – союзнице по Антанте – несколько бывших русских кораблей. Нашей стране они требовались для усиления только что созданной Флотилии Северного Ледовитого океана. Так в 1916 г. «Варяг» вернулся под Андреевский флаг. После того как российский экипаж принял его во Владивостоке, крейсер отправился сперва на Средиземное море, затем к берегам Кольского полуострова, в Александровск. Оттуда он в феврале 1917 г. взял курс к берегам Англии, направляясь на ремонт. Но бурные революционные события в нашей стране поставили крест на планах морского командования. После Октябрьской революции корабль захватили англичане, но им старый и находившийся в далеко не лучшем состоянии крейсер оказался не нужен. Впоследствии они продали «Варяг» на слом, но при буксировке он у берегов Шотландии сел на камни был частично разобран на металл на месте крушения. А часть его корпусных конструкций и механизмов до сих пор покоится на дне недалеко от города Странрар.

Из книги Техника и вооружение 2012 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Броненосные крейсера типа «Гарибальди» автора Кофман В. Л.

Испанский крейсер «Кристобаль Колон»Начало короткой карьеры самого неудачливого корабля серии казалось праздничным и безоблачным. 16 мая 1897 года, когда испанский экипаж принимал корабль в порту Генуи, взвившемуся на корме испанскому флагу отсалютовали орудия крепости,

Из книги Великий Ильюшин [Авиаконструктор №1] автора Якубович Николай Васильевич

Воздушный крейсер В июне 1938 года завершились тактические испытания самолета сопровождения (воздушного крейсера) ДБ-ЗСС (заводское обозначение ЦКБ-54) с двигателями М-85 с винтами фиксированного шага и пулеметно-пушечным вооружением. За основу взяли серийный самолет

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Бронепалубный крейсер «Аврора» Крейсер, которому довелось стать одним из символов революционных событий октября 1917 г. и, пожалуй, самым знаменитым кораблем Российского флота, строилась на заводе Новое Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. «Аврора» была заложена 7 сентября

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том I автора Галенин Борис Глебович

Крейсер «Очаков» К началу ХХ в. на Черном море сложилась следующая ситуация: Российский флот имел заметное качественное превосходство над турецким в линейных силах, но при этом в его составе напрочь отсутствовали современные крейсера. Единственный представитель этого

Из книги Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсер «Киров» 11 октября 1935 г. в Ленинграде состоялась официальная закладка крейсера «Киров», строительство которого велось по «проекту 26». Это был первый крупный боевой корабль, заложенный в нашей стране после Октябрьской революции и вполне естественно, что ему

Из книги Крейсера типа “Мацусима”. 1888-1926 гг. автора Белов Александр Анатольевич

6. Крейсер «Варяг» Эскадры земные и небесныеКрейсер «Варяг». Для ребят послевоенного поколения, к которому принадлежит автор, слова эти стали синонимом непобедимой силы и несокрушимой доблести, олицетворением верности и надежности. И остались для них такими навсегда, на

Из книги В спецслужбах трех государств автора Голушко Николай Михайлович

Крейсер “Эмден” Легкий крейсер “Эмден"(Проект вооружения 4 двухствольными 150-мм артиллерийскими установками)Через год после заключения Версальского мирного договора исполнилось двадцать лет крейсеру “Ниобе”, и можно было строить новый корабль ему на замену.Перед

Из книги Арсенал-коллекция, 2012 №05 (5) автора Коллектив авторов

Крейсер “Кенигсберг” “Кенигсберг" перед спуском на воду и на достройке в 1928 г.12 апреля 1926 г. на Военно-морской верфи в Вильгельмсгафене был заложен новый крейсер, получивший условное обозначение Kreuzer “В” (“Ersatz Thetis”), 26 марта 1927 г. состоялась церемония крещения и

Из книги автора

Крейсер “Карлсруэ” 20 августа 1927 г. “Карлсруе” во время спуска на воду27 июля 1926 г. на “Дейче Верке” в Киле заложили крейсер типа “К”. Первоначально он получил обозначение Kreuzer С (Ersatz Medusa). Церемония крещения корабля и спуска на воду состоялась 20 августа 1927 г. Крейсер

Из книги автора

Крейсер “Кельн” 7 августа 1926 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене заложили третий крейсер типа “К”, с временным названием Kreuzer “D” (Ersatz Arcona). 23 мая 1928 г. его спустили на воду и назвали “Кельн”.Следует отметить, что это был единственный крейсер, построенный между