Василий Осипович Ключевский. Родился 16 (28) января 1841 года в Воскресеновке (Пензенская губерния) - умер 12 (25) мая 1911 года в Москве. Российский историк.

Ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.


После смерти отца, сельского священника Иосифа Васильевича Ключевского (1815-1850), семья Ключевских перебралась в Пензу, где Василий учился сначала в приходском, а затем в уездном духовном училище, после окончания которого в 1856 году поступил в Пензенскую духовную семинарию, однако после чуть более четырёх лет учёбы отчислился из неё, не закончив.

В 1861 году уехал в Москву, где в августе поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Окончив университет (1865), по представлению С. М. Соловьёва был оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию.

Среди университетских профессоров на Ключевского оказали особое влияние С. В. Ешевский (всеобщая история), С. М. Соловьёв (русская история), Ф. И. Буслаев (история древнерусской словесности).

Кандидатская диссертация: «Сказания иностранцев о Московском государстве»; магистерская диссертация: «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871), докторская диссертация: «Боярская дума Древней Руси» (1882).

После смерти С. М. Соловьёва (1879) стал читать курс русской истории в Московском университете.

С 1882 года - профессор Московского университета. Параллельно основному месту работы читал лекции в Московской духовной академии и Московских женских курсах, организованных его другом В. И. Герье.

В период 1887-1889 был деканом историко-филологического факультета и проректором университета.

В 1889 году избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук.

В 1893-1895 годах по поручению императора Александра III читал курс всеобщей совокупно с русской историей великому князю Георгию Александровичу. Среди его учеников также был А. С. Хаханов.

В 1899 году вышло «Краткое пособие по русской истории», а с 1904 года издавался полный курс. Всего вышло 4 тома - до времени правления .

В 1900 году избран ординарным академиком Императорской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям Русским.

В 1905 году получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях по проекту учреждения Государственной думы и её полномочий.

10 апреля 1906 был избран членом Государственного совета от Академии наук и университетов, но 11 апреля отказался от звания, поскольку не находил участие в совете «достаточно независимым для свободного... обсуждения возникающих вопросов государственной жизни».

Являлся почётным членом Витебской учёной архивной комиссии.

Ключевский является одним из ведущих представителей российской либеральной историографии XIX-XX вв., сторонником государственной теории, создавшим между тем собственную оригинальную схему русской истории и признанным лидером Московской исторической школы.

Среди его учеников - П. Н. Милюков, М. К. Любавский, А. А. Кизеветтер, Я. Л. Барсков, М. М. Богословский, М. Н. Покровский, Н. А. Рожков, Ю. В. Готье, А. И. Яковлев, С. В. Бахрушин.

В 1991 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Ключевскому.

В 1991 году в Пензе, в доме на улице Ключевского, 66, был открыт музей В. О. Ключевского.

Музей Василия Осиповича Ключевского в Пензе

C 1994 Президиум Российской академии наук присуждает Премию им. В. О. Ключевского за работы в области отечественной истории.

В феврале 1966 года улице Поповка в Пензе, где будущий историк провёл детские и юношеские годы (1851-1861), было присвоено имя Ключевского.

Личная жизнь Василия Осиповича Ключевского:

Был женат на Анисье Михайловне Бородиной (1837-1909).

От этого брака родился сын Борис, окончивший исторический и юридический факультеты Московского университета. С 2.07.1903 г. по 1917 г. числился помощником у присяжного поверенного П.П. Коренева.

Библиография Ключевского:

«Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866)
«Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1867)
«Новые исследования по истории древнерусских монастырей» (рецензия) (1869)
«Церковь по отношению к умственному развитию древней Руси» (рецензия на книгу Щапова) (1870)
«Древнерусские жития святых» (1871)
«Псковские споры» (1872)
«Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери» (1878)
«Боярская Дума древней Руси» (1880-1881)
«Русский рубль XVI-XVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884)
«Происхождение крепостного права в России» (1885)
«Подушная подать и отмена холопства в России» (1886)
«Евгений Онегин и его предки» (1887)
«Состав представительства на земских соборах древней Руси» (1890)
Курс русской истории в 5-и ч. - (СПб., 1904−1922. - 1146 с.; Русская история. Полный курс лекций - М., 1993.)
Исторические портреты. Деятели исторической мысли («Значение преподобного Сергия для русского народа и государства», «Добрые Люди древней Руси», «Характеристика царя Ивана Грозного», «Царь Алексей Михайлович», «Жизнь Петра Великого до начала Северной войны»; И. Н. Болтин, Н. М. Карамзин, Сергей Михайлович Соловьев)
«Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники.» - М.: «Мысль», 1993. - 416 с., 75 000 экз.

  • | | (0)
    • Серия:
    • Жанр:
    • «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» – в этом афоризме выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского выразилось его собственное научное кредо. Ключевский был замечательным лектором: чеканность его формулировок, интонационное богатство, лаконичность определений завораживали студентов. Литографии его лекций студенты зачитывали в буквальном смысле до дыр.«Исторические портреты» В.О.Ключевского – это блестящие характеристики русских князей, монархов, летописцев, священнослужителей, полководцев, дипломатов, святых, деятелей культуры.Издание основывается на знаменитом лекционном «Курсе русской истории», который уже более столетия демонстрирует научную глубину и художественную силу, подтверждает свою непреходящую ценность, поражает новизной и актуальностью.
    • | | (0)
    • Серия:
    • Жанр:
    • «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» – в этом афоризме выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского выразилось его собственное научное кредо. Ключевский был замечательным лектором: чеканность его формулировок, интонационное богатство, лаконичность определений завораживали студентов. Литографии его лекций студенты зачитывали в буквальном смысле до дыр.«Исторические портреты» В.О.Ключевского – это блестящие характеристики русских князей, монархов, летописцев, священнослужителей, полководцев, дипломатов, святых, деятелей культуры.Издание основывается на знаменитом лекционном «Курсе русской истории», который уже более столетия демонстрирует научную глубину и художественную силу, подтверждает свою непреходящую ценность, поражает новизной и актуальностью.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • Василий Осипович Ключевский - выдающийся русский историк, академик, профессор Московского университета и Московской духовной академии, создатель научной школы - писал о событиях и фактах российской действительности увлекательно и доступно. Исторические портреты, дневники и афоризмы ученого - блестящего мастера слова - отражают его размышления о науке, жизни, человеческих достоинствах и недостатках.«В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли» - это высказывание В.О.Ключевского подтверждает вся его жизнь.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» – в этом афоризме выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского выразилось его собственное научное кредо. Ключевский был замечательным лектором: чеканность его формулировок, интонационное богатство, лаконичность определений завораживали студентов. Литографии его лекций студенты зачитывали в буквальном смысле до дыр.«Исторические портреты» В.О.Ключевского – это блестящие характеристики русских князей, монархов, летописцев, священнослужителей, полководцев, дипломатов, святых, деятелей культуры.Издание основывается на знаменитом лекционном «Курсе русской истории», который уже более столетия демонстрирует научную глубину и художественную силу, подтверждает свою непреходящую ценность, поражает новизной и актуальностью.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» – в этом афоризме выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского выразилось его собственное научное кредо. Ключевский был замечательным лектором: чеканность его формулировок, интонационное богатство, лаконичность определений завораживали студентов. Литографии его лекций студенты зачитывали в буквальном смысле до дыр.«Исторические портреты» В.О.Ключевского – это блестящие характеристики русских князей, монархов, летописцев, священнослужителей, полководцев, дипломатов, святых, деятелей культуры.Издание основывается на знаменитом лекционном «Курсе русской истории», который уже более столетия демонстрирует научную глубину и художественную силу, подтверждает свою непреходящую ценность, поражает новизной и актуальностью.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» – в этом афоризме выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского выразилось его собственное научное кредо. Ключевский был замечательным лектором: чеканность его формулировок, интонационное богатство, лаконичность определений завораживали студентов. Литографии его лекций студенты зачитывали в буквальном смысле до дыр.«Исторические портреты» В.О.Ключевского – это блестящие характеристики русских князей, монархов, летописцев, священнослужителей, полководцев, дипломатов, святых, деятелей культуры.Издание основывается на знаменитом лекционном «Курсе русской истории», который уже более столетия демонстрирует научную глубину и художественную силу, подтверждает свою непреходящую ценность, поражает новизной и актуальностью.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» – в этом афоризме выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского выразилось его собственное научное кредо. Ключевский был замечательным лектором: чеканность его формулировок, интонационное богатство, лаконичность определений завораживали студентов. Литографии его лекций студенты зачитывали в буквальном смысле до дыр.«Исторические портреты» В.О.Ключевского – это блестящие характеристики русских князей, монархов, летописцев, священнослужителей, полководцев, дипломатов, святых, деятелей культуры.Издание основывается на знаменитом лекционном «Курсе русской истории», который уже более столетия демонстрирует научную глубину и художественную силу, подтверждает свою непреходящую ценность, поражает новизной и актуальностью.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» – в этом афоризме выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского выразилось его собственное научное кредо. Ключевский был замечательным лектором: чеканность его формулировок, интонационное богатство, лаконичность определений завораживали студентов. Литографии его лекций студенты зачитывали в буквальном смысле до дыр.«Исторические портреты» В.О.Ключевского – это блестящие характеристики русских князей, монархов, летописцев, священнослужителей, полководцев, дипломатов, святых, деятелей культуры.Издание основывается на знаменитом лекционном «Курсе русской истории», который уже более столетия демонстрирует научную глубину и художественную силу, подтверждает свою непреходящую ценность, поражает новизной и актуальностью.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • «Исторические портреты» известного русского историка В.О. Ключевского рисуют серию политических деятелей Российского государства XIV–XVIII вв. Воссоздание типов людей прошлого – будь то цари, общественные деятели, святые или простые люди – было для Ключевского одним из способов понять исторический процесс в целом. Историк описывает личность своих героев, как в частной, так и в общественной жизни, при этом важнейшую роль играет нравственный облик человека. Многие исторические фигуры предстают перед читателем в неожиданном ракурсе (Иван Грозный, царь Алексей Михайлович, Петр I, Екатерина II), их характеристики оригинальны и часто отличаются от общепринятых. Личное отношение к каждому из них, живая манера изображения и детальное описание окружавшей их среды делают этот цикл увлекательнейшим чтением и в наше время.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • Василий Осипович Ключевский (1841–1911) замечательный русский историк, который, по словам современников, был «талантлив до гениальности» и «сам стал историческим явлением, крупным историческим фактом умственной жизни России», в сегодняшний переломный момент нашей истории вновь помогает нам с позиций прошлого понять и осмыслить настоящее. Математическая точность выражений вместе с художественной красотой, меткостью сравнений и эпитетов составляет то оригинальное и особенное, что делает тексты Ключевского запоминающимися со студенческой скамьи. Он нарисовал для нас такими живыми портреты Андрея Боголюбского, Ивана Калиты, Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра Великого, что создается ощущение, что он сам жил с этими людьми прошлого, мыслил и чувствовал вместе с ними, проник в их психологию, сумел воскресить отдуманные думы, угасшие чувства. Воскрешенные волшебной силой его творчества, они стали для нас совершенно реальными в сегодняшней жизни. «Краткий курс по Русской Истории», «Древнерусские жития святых как исторический источник», «Сказания иностранцев о Московском государстве» - это замечательный памятник нашего национального самосознания, в котором можно увидеть итог работы русского народа над своим прошлым, подведенный одним из талантливейших его сыновей.

    КЛЮЧЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ - великий русский историк.

    Окончил Московский университет (1865). Магистерская диссертация: «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1872). Докторская: «Боярская дума древней Руси» (1882). Преподаватель московского Александровского военного училища (1867-82). Приват-доцент (1871), профессор (1882) Московской духовной академии (1871-1911). Профессор Высших женских курсов (1872-1897). Доцент (1879), профессор (1882), декан (1887-89) историко-филологического факультета Московского университета. Член ряда научных обществ: Московского археологического, Любителей российской словесности, истории и древностей Российских (председатель - 1893-1905).

    Прославился как выдающийся лектор. Разработал оригинальную концепцию русской истории, нашедшую наиболее полное воплощение в «Курсе лекций по русской истории». Придерживался позитивистской методологии . Считал, что историки должны сместить акцент с изучения политики и роли личностей на социально-политическую историю и изучение общественных явлений. Признавал значение классовых (под классом понималась социальная группа) интересов в развитии общества. Боярскую думу рассматривал как выразительницу классовых интересов боярства, а не государства в целом. Такой подход называл исторической социологией.

    Подчеркивал роль географического фактора в русской истории, указывая на его большое влияние на формирование менталитета русских. Особое внимание уделял колонизации, считая ее основным содержанием развития российской государственности. Исходя из этого, предложил периодизацию, связанную с освоением территории российского государства: 1) Русь Днепровская (основой экономики и социальной жизни являлась торговля и связанные с ней городские центры); 2) Русь Верхневолжская (население мигрирует на северо-восток, где господствует княжеская власть, а основой экономики становится земледелие); 3) великорусский период (расселение по Русской равнине); 4) всероссийский период (колонизация и освоение территории Московского государства XVII в. и Российской империи, объединение всех ветвей русского народа).

    Разработал безуказную теорию закрепощения крестьян, считая, что крепостное право возникло из-за задолженности крестьян помещикам, а указ только закрепил существующее положение. Специальные курсы историка были посвящены истории сословий, специальным историческим дисциплинам. Исторические исследования Ключевского отличались высокохудожественным стилем. Считается основателем школы историков.

    Сочинения:

    Сочинения в 8 томах. М., 1956-59;

    Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968;

    Сочинения в 9 томах. М., 1987-90;

    В.О. Ключевский. Избранное. М., 2010.

    В приходском духовном училище, затем в духовном уездном училище и в духовной семинарии, которую бросил на последнем курсе. В 1861 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, став учеником выдающегося русского историка Сергея Соловьева.

    За выпускное сочинение "Сказания иностранцев о Московском государстве", написанное на основе четырех десятков записок о Руси XV-XVII веков, Ключевский был награжден золотой медалью и оставлен при кафедре "для приготовления к профессорскому званию".

    В течение шести лет работал над магистерской диссертацией "Древнерусские жития святых как исторический источник", изучив не менее пяти тысяч житийных списков, хранившихся в Синодальной библиотеке и монастырских архивах.

    Попутно он написал ряд самостоятельных статей и рецензий по истории церкви и русской религиозной мысли. Среди наиболее крупных работ — "Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря", "Псковские споры", "Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права", "Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства", "Западное влияние и церковный раскол в России ХVII века".

    Еще десять лет Василий Ключевский посвятил докторской диссертации "Боярская дума Древней Руси", где подробно исследовал состав и политическую роль московского боярства и бюрократический механизм Московского государства XVI-XVII веков.

    В 1871 году Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 года. В 1872 году (по другим источникам, в 1867 году) он начал преподавать в Александровском военном училище и на высших женских курсах.

    В сентябре 1879 года он был избран доцентом Московского университета, в 1882 году — экстраординарным, в 1885 году — ординарным профессором. В 1887-1889 годах был деканом историко-филологического факультета Московского университета.

    В 1893-1895 годах , по поручению императора Александра III, читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу, брату Николая II.

    В 1900-1910 годах читал курс лекций в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

    С первых же прочитанных им курсов за Ключевским утвердилась слава блестящего и оригинального лектора, захватывавшего внимание аудитории силой научного анализа, даром яркого и выпуклого изображения древнего быта и исторических деталей.

    В 1893-1905 годах Василий Ключевский был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете. В 1901 году был избран ординарным академиком, в 1908 году — почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук.

    В 1905 году участвовал в комиссии о печати под председательством Дмитрия Кобеко и в особом совещании (в Петергофе) об основных законах; в 1906 году был избран членом государственного совета от Академии Наук и университетов, но отказался от этого звания.

    Ключевский стремился выявлению закономерностей исторического процесса, в основе которого, как он считал, лежат экономические и социокультурные условия. Политическую жизнь, государство Ключевский рассматривал как вторичные факторы, что шло в разрез с господствовавшей тогда моделью.

    В 1880-1890-е годы Ключевский развил свою концепцию в ряде специальных исследований, посвященных различным сторонам и периодам русской истории: "Русский рубль XVI-XVIII вв. в его отношении к нынешнему" (1884), "Подушная подать и отмена холопства в России" (1885), "Происхождение крепостного права в России" (1885), "История сословий в России" (1886-1887), "Состав представительства на земских соборах Древней Руси" (1890-1892).

    Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание — "Курс русской истории" (в пяти частях), над составлением которого ученый трудился более 30 лет, а с 1902 года и до конца жизни готовил к изданию и переизданию.

    Ключевским был написан ряд учебных пособий, среди них "Древняя русская история. Курс лекций" (1884), "Древняя русская история: от начала Руси до Смутного времени. Лекции" (1884), " Краткое пособие по русской истории" (1899) и др. В 1897 году ему было поручено составление программы для написания истории Московского университета за истекшие 150 лет.

    25 мая (12 мая по старому стилю) 1911 года Василий Ключевский умер в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.

    С 1869 года Ключевский был женат на Анисье Бородиной (1837-1909). В семье родился сын Борис (1869-1944), он был помощником и секретарем отца.

    В 1912 году был выпущен сборник "Характеристики и воспоминания", посвященный памяти Василия Ключевского, где он был назван создателем научной истории России.

    Общество Истории и Древностей при Московском университете посвятило памяти ученого первую книгу своих "Чтений" за 1914 год.

    В 1991 году в Пензе в доме, где будущий историк провел детские и юношеские годы, был открыт музей. в Пензе был открыт памятник Василию Ключевскому.

    С 1994 года Российская академия наук присуждает премию имени Ключевского за "большой вклад в области отечественной истории и славяноведения".

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Муниципальное образовательное учреждение

    «**ая средняя общеобразовательная школа № 47»


    Василий Осипович Ключевский. Биография

    (РЕФЕРАТ)


    Выполнила:

    ученица 10 «Г» класса


    Белгород, 2007


    Введение

    Раздел 1. Детство и юность

    Раздел 3. Блестящий лектор

    Заключение

    Список литературы

    Введение


    Сегодня, в начале XXI, мы изучаем историю, оглядываясь в прошлое, анализируя и сравнивая его. Пытаемся объективно оценить картину мира того времени, дать характеристику, выявить закономерности и извлечь уроки из каких-либо событий. К тому же в современном мире, в период глобализации, знание истории Отечества просто необходимо.

    Ответы на многие актуальные вопросы необходимо искать, прежде всего, в глубине веков, то есть в книгах об истории, составление которых является огромным трудом. Здесь необходимы и знания о работе с источниками (которые могут быть очень старыми), и умение критически оценить ситуацию, и пытливый ум, а самое главное - любовь к истории, к Отечеству. Этими и многими другими качествами обладал Василий Осипович Ключевский - величайший русский историк.

    Раздел 1. Детство и юность


    Василий Осипович Ключевский родился 16 (или по старому стилю 28) января 1841 года в селе Вознесенском (Воскресенском) Пензенской губернии в семье сельского священника Пензенской епархии. Когда маленькому Василию исполнилось восемь лет, его отец умер, а матери пришлось со всеми детьми переехать в маленький домик в Пензе. Положение семьи было тяжёлым - Ключевские жили бедно, так как основным источником их доходов было казённое пособие, которое получал Василий, как ученик городского духовного училища. Мальчик тяжело пережил смерть отца. Для него это было настоящим нервным потрясением, что сказывалось и на учёбе. Но постепенно Ключевский стал выделяться среди других учеников и, по окончании училища, был зачислен в духовную семинарию. Именно там он увлёкся историей.

    Молодого Василия так увлекла наука о прошлом, что он даже отказался от духовной карьеры. В 1861 году он бросает учёбу в семинарии и, преодолевая материальные трудности, отправляется в Москву, где поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Здесь он слушал лекции крупнейших мыслителей своего времени - Ф. М. Буслаева, Н. М. Леонтьева, Г.А. Иванова, К.Н. Победоносцева, Б. Н. Чичерина, С. М. Соловьева. Именно в Московском университете складываются собственные научные интересы будущего историка. В лекциях Чичерина его пленяла стройность и цельность научных построений; в лекциях Соловьева он познал, по собственным его словам, «какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет». В 1865 году Ключевской окончил Московский университет.


    Раздел 2. От преподавателя до академика

    ключевский историк диссертация

    После кандидатской диссертации на тему «Сказания иностранцев о Московском государстве» Ключевской выбрал для научного исследования обширный рукописный материал житий древнерусских святых.

    В нём он надеялся найти «самый обильный и свежий источник для изучения участия монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси». В этой работе и проявилось усердие Василия Осиповича: нужно было собрать в единое целое различные рукописания из разных книгохранилищ. В 1872 году Ключевский превосходно защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник». Позже он дополнил и опубликовал её как книгу, которая до сих пор считается справочником, в котором собрано всё, что когда-либо писали иностранцы о средневековой Руси.

    В сентябре 1879 году он стал доцентом Московского университета.

    В 1882 г. вышла отдельной книгой печатавшаяся сначала в «Русской Мысли» докторская диссертация Ключевского, знаменитая «Боярская Дума Древней Руси». В этом своем труде Ключевский связал важнейшие вопросы социально-экономической и политической истории Руси до конца XVII века. В этом же году он был избран экстраординарным профессором (в 1885 году - ординарным)

    С 1887 года по 1889 русский историк был даже деканом историко-филологического факультета и проректором Московского университета, но он попросил освободить его от этих обязанностей - такая работа была ему в тягость. Можно даже сказать, что занятиям наукой мешала его известность.

    В 1893 - 1905 годах Василий Осипович был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете.

    В 1901 году он был избран ординарным академиком. (В 1906 г. великого учёного назначили членом государственного совета от Академии Наук и университетов, но отказался от этого звания.) А с 1908 г. - почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук.


    Раздел 3. Блестящий лектор


    С 1867 года историк начал преподавательскую деятельность (Высшие женские курсы Александровское военное училище, и др.)

    В 1871 году Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 года.

    Лекции Василия Осиповича Ключевского пользовались колоссальной популярностью. Не смотря на то, что он всю жизнь страдал от заикания, на них собиралось столько народу, что приходилось пропускать в аудиторию только тех, кто должен был их слушать по расмисанию.1 Учёный прославился как блестящий и оригинальный лектор. Ключевский рассказывал об исторических событиях так, что его слушатели как будто видели их своими глазами.2

    Вот как отзывался об этих лекциях М. М. Богословский, прослушавший курс в конце XIX столетия: «… Язык Ключевского красив ещё особой разлитой в нём художественной красотою, красотою поэтических сравнений и колоритных образов, которые не только возбуждали внимание в слушателе, но и вызывали в нём эстетическую эмоцию; и не помню кто, характеризуя лекции Ключевского, верно сравнивал впечатление от них с действием музыки Бетховена. Тонкая красота его мысли передавались блещущее красотой слово, а это изящное слово выходило из его уст, облечённое в красоту звуков его удивительного голоса. Под действием красоты мысли, слова и звуков, бывало, выходишь с лекции Ключевского в просветлённом очаровании и, действительно, испытываешь то же радостно-взволнованное, повышенное и именно просветлённое настроение, какое случается уносить после выдающегося исполнения классической музыки. Долго потом звучали в ушах эти звуки, вставали в памяти, как живые, развернувшиеся образы и передумывались высказанные мысли».3

    В 1893 году, по поручению императора Александра III, он выехал на Кавказ в Абас-Тумане, где должен был преподавать курс русской истории великому царевичу Георгию Александровичу, лечившемуся там от туберкулёза. Там же он с 1900 по 1911 г. читал лекции в училище живописи, ваяния и зодчества.

    Новаторство Василия Осиповича заключалось в том, что он, в отличие от своих предшественников, дающих систематизированное изложение исторических фактов и событий, обнаруживал общие закономерности всемирно-исторического процесса, где главная роль отдавалась народу. В связи с этим появился новый термин «историческая личность народа». Ключевский заявлял, что это и является «основным предметом изучения его истории».


    Раздел 4. Труды и политические взгляды Ключевского


    Политические взгляды Василия Осиповича в буржуазно-либеральном направлении и менялись в некотором роде на протяжении его жизни в сторону правого крыла партии кадетов. Образ идеального государства учёный видит в сотрудничестве всех классов в буржуазном государстве с представительным правлением. В своих работах и лекциях выступал против самодержавия, а с конца XIX века поменял позицию и начал поддерживать монархию.

    В 1860-е гг. на формирование исторических взглядов Ключевского определённое влияние оказали революционно-демократические идеи, условия пореформенной действительности.1 В нём более ярко стал проявляться интерес к истории народа с его бытом и хозяйством. Историк подчёркивал географический фактор и освоение территорий России.

    В 1880-е гг., в период расцвета его творчества, он акцентировал своё внимание на анализе различных обстоятельств в истории общества. В «Сказаниях иностранцев о Московском государстве» была отведена значительная часть для описания занятий населения. Учёный рассматривал колонизацию, как следствие роста народонаселения и особенностей природы какого-либо края, а не как результат деятельности государства в таких работе как «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1867-1868) и монографии «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871).

    В труде «Боярская Дума Древней Руси» (1882) Ключевский пытался проследить общественно-политические развитие страны X-XVIII вв. Здесь он стремился проанализировать процесс развития классов, их взаимоотношения и роль в жизни страны, но не принимал классовой борьбы и противоречий. Истории крестьянства в России Василий Осипович уделяет внимание в исследовательских работах «Происхождение крепостного права в России» (1885), «Подушная подать и отмена холопства в России».

    По мнению историка, крепостная зависимость крестьян была обусловлена экономической задолженностью крестьян землевладельцам.

    К концу XIX века взгляды Ключевского снова изменились, но на этот раз в сторону так называемой государственной школы. В работах «Императрица Екатерина II. 1796-1896» (1896) и «Пётр Великий среди своих сотрудников» (1901) он, в некотором смысле, идеализирует монархов прошлой России.

    В основе методологии и исторических концепций Ключевского лежали позитивные взгляды.1 Ключевский попытался доказать, что развитие общества от сочетания целого ряда внешних и внутренних факторов - географических, этнографических, политических, экономических и социальных.2

    Василий Осипович не признавал последовательную смену социально-экономических формаций. Главным критерием периодизации историк считал этапы колонизации, рассматривая при этом два наиболее важных момента: политический и экономический.


    Заключение


    Василий Осипович Ключевский один из самых знаменитейших историков России и мира. Вклад, который он внёс в развитие исторической науки, воистину огромен и значителен. Он позволил взглянуть на историю в новом свете, с другой точки зрения. Русский учёный, подробно рассмотревший многие исторические события и факты.

    Он жил в не лёгкое время, да и жизнь его на самом раннем этапе не баловала, но она одарила его необыкновенным умом и любовью к истории.

    Многие его работы актуальны и в современном мире. Это источники того, как видел прошлое человек того времени, что и верно ли он предполагал, почему обращал внимание на конкретные темы. Сама работа В. О. Ключевского и его жизнь - это уже повод любить историю, ибо это настоящий пример искреннего чувства и интереса к науке об Отечестве.

    Список литературы


    Медведев Ю. В. О. Ключевский. М.: Эксмо. 2005. 912 с.

    Шалаева Г. П. Кто есть кто в мире. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2004. 1680 с.

    Прохоров А. М. Большая Советская Энциклопедия. где издана??? ., 1970-1977. 30 т.

    Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Ключевский В. О. //http:/ www.KM.ru / Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», 1911 - 1916


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.