Климов Евгений Александрович - психолог и профессор СССР, который родился 11 июня 1930 года в Кировской области в селе Вятские Поляны. Он написал более 300 монографий, множество научных статей и учебных пособий.

Однако этот предмет может быть интересным, если правильно подходить к его изучению. Для этого необходимо каждому преподавателю стать на время занятий психологом и просто беседовать с учащимися, приводить примеры из жизни. Тогда студентам предмет станет более доступным для понимания.

Евгений Климов призывает учителей обучать учащихся в спокойной и дружеской обстановке. Тогда студенты становятся более открытыми к диалогу и их можно научить любому предмету, а не только психологии.

Награды Климова

У профессора самая первая медаль появилась в 1957 году. Называется она «За освоение целинных земель». Климова наградили этой медалью за участие и хорошую работу в советских организациях.

Так как Евгений Климов - отличившийся работник учебных заведений, который обеспечил дальнейшее развитие образования, он получил нагрудный знак «Отличник профтехобразования СССР» в 1979 году.

Как описано выше, Климов начал трудиться ещё с 14 лет. Всегда работу выполнял добросовестно, жертвовал своим временем и сном, чтобы добиться успехов. Именно за это получил медаль «Ветеран труда».

Профессор основательно развивал техническое образование. Он помогал студентам осваивать азы психологии и не только. За это и получил в 1988 году почётный знак «За заслуги в развитии системы профтехобразования».

Климов был заслуженным преподавателем и за это получил в 1998 году Ломоносовскую премию за педагогическую деятельность и награждён орденом «За заслуги в психологии».

За хорошую профессору была вручена Ещё получали награды и несколько учебных пособий, так как они действительно стали лучшими книгами по педагогике.

Заключение

Евгений Климов - ведущий психолог. Он стал знаменитым практически в каждом университете, где преподают такие предметы, как Многим понятия о жизни и труде помог освоить именно Климов.

Профессор стал для студентов находкой. Ведь благодаря ему учащиеся легко стали осваивать такие непростые предметы. Если внимательно прочитать любую статью или книгу, что написана Климовым, можно решить практически любую психологическую задачу.

Молодёжь, которая решила посвятить себя психологии, должна научиться у профессионалов обращать внимание на каждую, казалось бы, незначительную перемену в жизни личности. Ведь даже мимика или жест может многое рассказать о человеке.


В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как сознание не только материальных ценностей, как производство научной, художественной информации, а также как упорядочение социальных процессов.

Особое внимание обращает на своеобразие психологического содержания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установления оптимального состояния требований и личных качеств человека.

История психологии труда в России

В пособии рассматривается система психологических представлений о труде и трудящемся, реконструированная на основе памятников материальной и духовной культуры нашего народа в разные периоды его истории (Древняя Русь и средневековье, XVII, XVIII, XIX вв., начало XX в.).

Материал впервые освещается с историко-психологических позиций и существенно дополняет и отчасти меняет сложившиеся взгляды на возникновение и развитие отечественной и советской психологии труда и смежных отраслей психологии.

Основы психологии

Любого специалиста ожидают ситуации, когда ему приходится доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить).

Не менее важно также хорошее регулирование собственного внутреннего мира и самосовершенствование на научной основе.

Психолог. Введение в профессию

В учебном пособии, созданном в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 — Психология (квалификация «бакалавр»), содержатся сведения о психике, психологии, путях, средствах, способах совершенствования и самосовершенствования человека, который избрал для себя профессию психолога. Рассматриваются организационные вопросы, с которыми сталкиваются первокурсники. Обсуждаются возможные ошибки, допускаемые ими во время учебы, даны рекомендации по оптимизации учебной работы в вузе.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям. Может быть полезно преподавателям, психологам, а также широкому кругу читателей.

Психологическая диагностика в управлении персоналом

Учебное пособие адресовано сотрудникам кадровых служб, заинтересованным в эффективном использовании психологических тестов в своей повседневной работе.

В основу книги лег опыт психодиагностической практики авторов в службах управления персоналом коммерческих и государственных организаций, а также разработки кафедры «Управление персоналом» Института повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Психология как профессия

Предлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности.

Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда.

Психология профессионала

Избранные психологические труды.

В данную книгу из серии «Психологи Отечества. Избранные психологические труды» известного российского психолога Евгения Александровича Климова включены его работы разных лет, посвященные вопросам функционирования и развития человека как профессионала (состоявшегося или потенциального).

Яркие примеры своеобразия психики, свойственного разным профессионалам, помогают осознать важность владения миром психической реальности, миром социально-психологических феноменов.

Психология профессионального самоопределения

В учебном пособии раскрывается проблематика профессионального самоопределения учащейся молодежи и педагогического руководства выбором профессии с акцентом на ее психологической стороне. Даются представления о разнотипных профессиях, проекты профессиональных жизненных путей, рассматриваются вопросы соответствия человека определенным видам деятельности. Особое внимание уделяется психическому развитию человека в процессе профессиональной деятельности.

Для студентов высших учебных заведений, изучающих курсы возрастной психологии и профориентологии. Может быть полезно слушателям институтов повышения квалификации учителей, а также специалистам, занимающимся вопросами профориентации, профконсультации, помощи лицам, находящимся в ситуации вынужденной перемены труда.

Пути в профессионализм

Пособие обращает внимание читателя на немаловажные вопросы жизнепостроения человека как профессионала, дает психологическую информацию к размышлению и принятию самостоятельных решений.

В книге говорится о том, что существуют тысячи различных областей приложения душевных и физических сил людей. И это части нашего мира, о котором полезно знать; о том, что построение личного жизненного пути предполагает, в частности, проектирование человеком желательных изменений самого себя.

Евгений Александрович Климов - ведущий специалист в области психологии труда, доктор психологических наук (с 1969), профессор (с 1970), заведовал факультета психологии МГУ (с 1992 по 2014 г.); декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (с 1986 по 2000 г.), заведовал факультета психологии МГУ (1983 – 2003).

Е.А. Климов – действительный член Российской академии образования (избран как действительный член Академии педагогических наук СССР в 1985 г., как член-корреспондент – в 1974 г.), академик Международной академии психологических наук (1993), академик Международной академии акмеологических наук (1993), академик Международной академии информатизации (1994).

Этапы трудовой биографии Е. А. Климова

Родился 11 июня 1930 г. в селе Вятские Поляны Кировской области, окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета (1953 г.).

Начал трудовую деятельность в 1944 г. (слесарь на Вятско-Полянском заводе № 367 - «Молот», ныне – «Машиностроительный завод»).

В 1953-1968 годах занимался научно-преподавательской работой на кафедре педагогики и психологии Казанского университета. Одновременно (с 1953 по 1956 г.) преподавал логику и психологию в средней школе № 1 Казанской железной дороги; в 1959-1964 г. был научным руководителем Казанского филиала лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ.

В 1968-1976 гг. – заведовал отделом психологии труда ВНИИ Профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде.

В 1976-1980 годах - профессор кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена (ныне – Российский государственный педагогический университет).

В 1980 г. приглашен работать на факультет психологии Московского университета.

Педагогическая деятельность

Более двадцати лет Е. А. Климов читал студентам факультета психологии Московского университета общий курс «Психология труда», а также спецкурс «Психология профессионального самоопределения», осуществлял общее руководство разделом спецпрактикума по теме «Профориентационное психологическое изучение профессий». Часть лучших студенческих работ, выполненных на базе профессионально-технических училищ, была опубликована в сб. «Человек и профессия» (вып 9, Л., 1986). Е.А. Климов – руководил сбором профессиоведческой информации в рамках проекта «Профессии Московского университета», которую собирали студенты-психологи. Итоги (свыше 200 описаний специальностей, специализаций и трудовых постов, доступных выпускникам Московского университета) были представлены в 2005 г. в рамках интернет-выставки на юбилейном сайте МГУ. Свыше 30-ти вариантов специализаций профессии психолога было описано под его руководством (см. раздел « »). В последние годы сотрудники лаборатории психологии профессий и конфликта, которой он руководил, проводили занятия со студентами 1-го курса факультета психологии по дисциплине «Введение в профессию».

Весом его вклад в подготовку высококвалифицированных кадров в области психологии и педагогики. Под руководством Евгения Александровича .

Области научных интересов

Области научных интересов Е.А.Климова связаны с разными проблемами психологии, среди них: дифференциальная психология, проблема индивидуального стиля деятельности, педагогическая психология и профессиональная педагогика, психологическое профессиоведение, психология профориентации и профессионального самоопределения, психология становления профессионала, проблемы теории, истории и методологии психологии труда, психология профессионального сознания и самосознания человека как субъекта труда.

Тема кандидатской диссертации - «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов» (Казань, 1959), диссертация защищена под руководством профессора В.С.Мерлина; тема докторской диссертации «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта» (Л., 1969).

Е.А.Климовым опубликовано свыше 320 работ, в том числе, более 30 учебных пособий и учебников по психолого-педагогическим вопросам; наиболее важные среди них: «Как выбирать профессию?» (1984); «Введение в психологию труда» (1988; 1998; 2004); «История психологии труда в России» (в соавт., 1992); «Основы психологии» (1997); «Психология. Учебник для средней школы» (1997); «Общая психология» (1999); «Образ мира в разнотипных профессиях» (1995); «Психология профессионального самоопределения» (1996); «Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект)» (2001); «Профессии научных работников: Учеб. Пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников» (2005); «Для тех, кто не полюбил… математику. В помощь старшим школьникам, молодежи на этапах выбора профессии и профессионального становления. Уч. пособие» (2005); «О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их (психологический взгляд). Уч. пособие» (2006); «Психология труда, инженерная психология и эргономика». Учебник для академического бакалавриата / автор и редактор, 2014) и др. См. .

Научно-организационная деятельность

После распада СССР Е.А. Климов был в 1994 г. в числе организаторов-учредителей всероссийской профессионально-психологической организации, дважды избирался президентом Российского психологического общества (в 1994 и 1998 г.), готовил Устав и Программу деятельности РПО, участвовал в организации и проведении многих всероссийских психологических конференций.

В качестве руководителя советов по психологии и педагогике УМО университетов РФ Е.А. Климов принимал участие в разработке образовательных стандартов первого и второго поколения.

Е.А. Климов возглавлял Диссертационный совет при МГУ имени М.В. Ломоносова, в котором осуществляются защиты диссертаций по специальностям:

  • 19.00.03- психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки);
  • 19.00.07 - педагогическая психология;
  • 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.

Е.А. Климов был членом редколлегий психологических журналов: «Вопросы психологии», « », «Национальный психологический журнал», «Психологическое обозрение», «Иностранная психология», «Мир психологии», «Акмеология», член редсовета научного журнала МосГУ «Знание. Понимание. Умение».

В течение многих лет Е.А.Климов работал в Экспертном совете по психологии ВАК РФ, в том числе, возглавлял этот совет (с 1998 по 2001 г.); являлся председателем экспертного совета по комплексному изучению человека, педагогике и психологии Российского гуманитарного научного фонда.

Правительственные и общественные награды

Деятельность Е.А.Климова отмечена правительственными наградами, среди них:

  • медаль «За освоение целинных земель» (1957 г.);
  • нагрудный знак «Отличник профтехобразования СССР» (1979 г.);
  • медаль «Ветеран труда» (1987 г.);
  • почетный знак «За заслуги в развитии системы профтехобразования» (1988 г.);
  • медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.);
  • почетное звание «Заслуженный деятель науки Татарстана» (2000 г.);
  • орден Почета (2001 г.).

Труды Е.А. Климова высоко оценены в профессиональном психологическом сообществе.

В результате развития субъектно-деятельностного подхода в теории и практике расширились возможности его применения в сфере профессионального труда как в теоретико-методическом, так и на научно-практическом направлениях.

Психологическое изучение профессиональной деятельности приобретает качественно новые теоретические основы исследования. Появляется возможность изучения психических регуляторов труда, выявляющих характер взаимосвязей мотивационных, когнитивных, операторных и эмоционально-волевых, обусловливающий успешность деятельности человека как субъекта труда.

Литература

Абульханова-Славская К. А., Рубинштейн С. Л. Ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.,2002.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Анохин Л. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Избранные философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.

Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000.

Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда. М., 1958.

Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.

Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.,2001.

Голиков Ю. Я., Костин А. Н. Методология и теория психологического анализа проблемностей // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М., 1999.

Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.

Зараковский Г. М., Медведев В. И. Психофизиологическое содержание деятельности оператора // Инженерная психология. М., 1977.

Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999.

Зинченко В. П. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. 1978. № 16.

Зинченко В. П., Майзель Н. И., Назаров А. И., Цветков А. А. Анализ деятельности человека-оператора // Инженерная психология. М., 1964.

Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М., 1979.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998.

Крылов А. А. Системный подход как основа исследований по инженерной психологии и психологии труда. Л., 1974.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

Леонтьев А. Н., Панов Д. Ю. Психология человека и технический прогресс // Вопр. философии. 1962. № 5.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Ломов Б. Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии // Психол. журн. 1989. № 4.

Мясищев В. Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995.

Пушкин В. Н. Оперативное мышление в больших системах. М.; Л., 1965.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.

Суходольский Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности // Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1982. Вып. 2.

Теплов Б. M. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.

Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности как системы // Вопр. психол. 1980. № 3.

Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.

Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М, 1978.

Е. А. Климов
Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи

Общие положения

Уже отмечалось, что в делах человеческих, в мире профессий далеко не все доступно глазу: состояния заинтересованности субъекта деятельности, ход его мысли, динамика внимания, способности. Мало того, что люди очень различаются между собой (и не всегда об этом думают и знают), разные занятия требуют очень разного, иногда противоположного психического склада от человека.

<…> Разнообразные классификации, группировки профессий по экономическим, хозяйственно-отраслевым, технологическим, социальным признакам, разработанные для целей руководства обществом, мало пригодны для того, кто подбирает профессию себе.

<…> Очевидно, что психологически сходные профессии могут распределяться по самым разным отраслям хозяйства и, наоборот, в данной отрасли обычно имеются самые разнородные в психологическом отношении профессии.

<…> Для целей информационного обеспечения профессионального самоопределения нужны специальные классификации профессий.

Как показал опыт, для предварительного различения и «примеривания» каждым, оптантом к себе разных возможных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по четырем признакам (особенностям предмета, целей, средств и условий труда; варианты ее изложения см. в кн. Е. А. Климов. Школа… а дальше? Л., Лениздат, 1971, или его же – Путь в профессию. Л., Лениздат, 1974; его же Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., изд. «Просвещение», 1984 и 1990; его же – Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.). Суть ее в следующем.

Первый ярус классификации. Типы профессий

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем (о них шла речь в главе 6) выделяются пять типов профессий:

1. «Человек – живая природа» («П»). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. «Человек – техника и неживая природа» («Т») Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры – слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3. «Человек – человек» («Ч»). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры – продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. «Человек – знаковая система» («3»). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры – оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. «Человек – художественный образ» («X»). Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры – художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра…

<…> И еще одна оговорка. Нельзя, конечно, строго распределить по пяти типам большое (многотысячное) множество сложных многопризнаковых объектов, каковым является и все буйно цветущее древо профессий.

Более правилен такой подход к делу – надо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере. Так, дирижер хора – это и собственно музыкант, и организатор группы людей. Агроном это и специалист в области растениеводства, и организатор производства, и знаток сельскохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто, кроме него, составит, специальные карты угодий данного хозяйства?), да еще и «пророк», поскольку по местным приметам он должен предвидеть динамику погоды.

<…> Второй ярус классификации. Классы профессий

В пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей (определяемых операционально, то есть в ответ на вопрос «что делать» распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи). Вот три класса:

Гностические профессии («Г») (от др. греч. «гнозис» – знание). Примеры в типе «Человек – природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «Человек – техника»: иирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «Человек – человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «Человек – знаковая система»: корректор типографии, бухгалтер-ревизор; в типе «Человек – художественный образ»: искусствовед, театровед.

Преобразующие профессии («П»). Примеры в типе «Человек – природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «Человек – техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек – человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, психолог-практик, экскурсовод; в типе «Человек – знак»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «Человек – художественный образ»: цветовод-декоратор, художник-оформитель.

Изыскательные профессии («И»). Примеры в типе «Человек – природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «Человек – техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «Человек – человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли, агент по снабжению; в типе «Человек – знак»: программист, математик; в типе «Человек – художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

Здесь границы между подразделениями (таксонами) классификации также могут бить размыты. Отнесение профессий к тому или иному классу – результат экспертной оценки, а не использования единственно верного «аршина», измерителя. Здесь мы преследуем цель минимального упорядоченья сложных объектов, чтобы их множество сделать удобообозримым. Можете группировать профессии по своему разумению.

Третий ярус классификации. Отделы профессий

По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

Профессии ручного труда («Р»). Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант… и здесь мы рано или поздно сталкиваемся с «пустой клеткой» классификации. Мыслимо ли ручное орудие труда при распознании свойств социальной системы или художественного изделия? Как не основное – да. Например, контролер художественных изделий может воспользоваться, скажем, лупой. Но, во-первых, «язык не повернется» назвать это средство ручным (оно уж скорее «глазное»!), а во-вторых, ясно, что основные средства труда здесь, если уж выражаться в принятом стиле, скорее «головные» – это мысленные эталоны художественной ценности изделия, то есть средства не вещественные, а психологические (мы их уже условились называть функциональными; см. табл. 6). Итак, реальность мира профессий не обязана соответствовать классификации. Классификация – приблизительное пособие для ориентировки во множестве профессий; большего от нее ждать не следует. Конечно, никому не возбраняется улучшать классификацию.

Примеры в классе преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец (в последнем случае опять видны ограничения любой классификации сложных явлений – еще в басне И. А. Крылова «Квартет» показано, что можно вооружиться вещественными инструментами – «две скрипки», «альт», «бас», а дело не пойдет на лад, поскольку мастерство в некоторых случаях обеспечивается не внешними, а внутренними средствами деятельности).

Примеры в классе изыскательных профессий… ручные средства здесь могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, «карандаш – бумага» в руках конструктора.

Профессии машинно-ручного труда («М»). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении классификации будут машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем («А») – оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда («Ф»). Надо полагать, вы не скажете, что орудием труда дирижера является дирижерская палочка? Тем более, что многие выдающиеся мастера превосходно обходятся и без нее (она им просто мешает). А у певца, у мастера художественного слова, у акробата, у балерины… что же, у них нет орудий, средств труда или эти люди не трудятся?

Мы зайдем в теоретический тупик, если не признаем внутренних, психологических средств труда (мысленных схем решения задач, разного рода мысленных эталонов – образцов результатов деятельности). Эти средства есть у представителя каждой профессии, но в некоторых случаях они являются основными.

Очень часто секрет профессионального успеха или неуспеха коренится в недооценке именно внутренних функциональных средств деятельности, недостаточном владении ими, а они есть в каждом виде профессионального труда – даже подметая улицу, важно иметь не только метлу, но и ориентировку в том, откуда дует ветер, иначе продуктом работы будет зрелище клубов пыли, а не чистота; мысленная схема ориентировки в обстановке – одно из важных средств любого труда.

Четвертый ярус классификации. Группы профессий

По условиям труда профессии можно разделить (разумеется, очень грубо, «с птичьего полета», обзорно) на четыре группы:

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» («Б»): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду («О»): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п.) – («Н»): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей – взрослых или детей, большие материальные ценности («М»): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Ясно, что выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими – они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования

Для целей профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах можно использовать еще более простую, чем изложенная выше, классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях гнозиса и праксиса в их работе, соотношениях внутренних и внешних средств труда.

Этот упрощенный вариант классификации может быть представлен в виде приводимой таблицы. Столбцы таблицы соответствуют рассмотренным нами ранее типам профессий, а «строки» (горизонтальные графы) некоторым условно выделяемым трем уровням необходимого профессионального образования.

Таблица 1. Обзорная «карта профессий»


Традиционная несколько высокомерная интерпретация некоторых форм профессионального образования как «высших», «средних» и подразумевается хотя уже и не произносится) – «низших» нам представляется мало уместной при обсуждении вопросов трудовых жизненных путей.

Дело в том, что мастерство специалиста-практика (например, электрогазосварщика, фрезеровщика, оптика, кулинара) может быть недосягаемо высоким для человека, окончившего институт и погруженного в обширное книжное, теоретическое знание, что тоже, конечно, важно и нужно.

Уникальный многолетний опыт работника-практика может быть вполне равноценен продуктивному сидению за академической партой. Поэтому одни профессии могут быть «высшими» по уровню практических умений работников, а другие – по уровню теоретической подготовки.

<…> Пронумеровав «клетки» таблицы, мы как бы подразделили весь мир профессий на 15 зон. Это небесполезно для уменьшения неопределенности выбора при обдумывании профессиональных жизненных путей.

Зоны, расположенные в каком-либо одном столбце (например, 1, 6, 11 или 4, 9, 14), соответствуют профессиям, которые родственны по предметной области, хотя и различаются по соотношению теоретической и практической подготовки. Так, например, мастер-животновод (1), зоотехник (6) и зооинженер (11) явно более близки по предметной области труда, чем, скажем, мастер-животновод (1), мастер по ремонту бытовой техники (2), проводник пассажирского вагона дальнего следования (3), наборщик (4), маляр по отделке зданий и помещений (5).

Но и признак необходимого образования тоже может быть важным для оптанта. Скажем, он не располагает возможностью долго учиться и должен, вынужден думать о скорейшем обретении экономической самостоятельности. Тогда он может выбрать для начала те профессии, которые не предполагают длительного теоретического образования (верхняя из трех основных граф таблицы), но иметь в виду как перспективные запасные варианты (для «профессионального роста») другие зоны в пределах избранного столбца («поработаю животноводом, потом выучусь на зоотехника или зооинженера…»; «поработаю проводником пассажирского вагона, а потом стану инженером путей сообщения по эксплуатации железных дорог или инженером-организатором дорожного движения…»; «поработаю оператором ЭВМ, а потом буду учиться на программиста-математика»… и т. д.). <…>

Литература

Архангельский С. Н. Схема профориентационного описания профессии // Школа и производство. 1966. № 10. С. 24–25.

Гаврилов В. Е. Опыт таксономического анализа гностических профессий // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 84–91.

Каверина Р. Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 64–72.

Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.

Лоос В. Г. Психологическая классификация профессий для целей профессиональной ориентации школьников // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 121–129.

Методы психологического анализа профессиональной деятельности. Обзор. (Сост. С. Н. Левиева). Л., 1973.

Титова И. П. К вопросу о классификации профессий // Вопросы теории и практики профориентации в средней школе. М., 1972. С. 77–83.

Чебышева В. В. Классификация профессий и профориентация // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 143–147.

Раздел IV. Психологические особенности профессиональной деятельности

Е. М. Иванова
Развитие принципов и методов психологического изучения профессиональной деятельности

С 20-х г.г. XX в. и по настоящее время психологическое изучение различных видов профессиональной деятельности занимает центральное место в ряде научно-прикладных направлении отечественной психологической науки (психотехнике, психологии труда, инженерной психологии, психологии управления, эргономике, организационной психологии и др.).

<…> Зарубежные психотехники того времени начали разрабатывать новые средства психологического изучения профессиональной деятельности для решения задач профотбора. К ним относятся: а) аналитический и синтетический подходы к исследованию профессий (Мюстенберг, 1924); б) попытки построения психологии профессий по образцу – дифференциальной психологии с выделением способов ее исследования, соответственно которым анализировались полученные результаты; в) психографический метод, направленный на получение полной сводки всех психических качеств, необходимых для конкретной профессии (Липман, 1923; Шпильрейн, 1930); г) построение систематики профессий (Баумгартен, 1926; Струмилин, 1957); д) идея о подходе к деятельности профессионала как к активной и целенаправленной (Древер, 1926).

Изучив опыт работы зарубежных психотехников в области психологического исследования профессий и частично апробировав его, советские психотехники достаточно быстро обнаружили методическую слабость этих работ: эмпиризм; отсутствие научно-обоснованного подхода к психологическому изучению профессий; отсутствие системы понятий, создающей возможность однозначно характеризовать психологические свойства профессий, т. е. профессионально важные признаки. Профессиональная деятельность человека разлагалась зарубежными психотехниками на отдельные элементы, рассматриваемые как реакции на определенный стимул, каждый из которых относился к какому-нибудь навыку, требующему определенной способности. Отсюда создавалось мнение о зависимости развития навыка только от врожденных способностей. Упускалось из виду то, что профессия не сводима к совокупности реакций человеческого организма на профессиональные раздражители <…>.

Начиная с 1922 г., отечественные психотехники работают над созданием собственного подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности. Разработка принципов и методов психологического анализа профессиональной деятельности проводится в рамках двух основных направлений. Задача первого направления состояла в исчерпывающем описании и тщательном психофизиологическом анализе различных профессий для решения психотехнических задач: профотбора, профконсультации; профутомления и профобучения; рационализации рабочего места, реконструкции и проектирования профессий. В этом направлении развернулись работы методического и практического характера <…>.

Задача второго направления – создание психологической классификации профессий, – хотя и планировалась как задача будущего, но некоторые принципы психологической систематики профессий уже начали разрабатываться психотехниками (Геллерштейн, 1926, 1968; Гусев, 1935; Струмилин, 1957; Шпильрейн, 1928).

Во второй половине 20-х гг., несмотря на отсутствие общеметодических и теоретических основ исследования в советской психологической науке, советские психотехники формулируют некоторые принципы, методы и приемы психологического изучения профессиональной деятельности и оформляют их в специальный подход профессиографию. Сущность этого подхода выражена в самом понятии «профессиография» – описательно-техническая и психофизиологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности <…>. В результате профессиографирования составлялись профессиограммы профессий – сводки знаний (социально-экономических, технологических и психофизиологических) о профессии и организации труда, а также и психограммы профессий. Психограмма - психологический «портрет» профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией <…>.

В качестве одного из основополагающих принципов профессиографирования был установлен принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности, указывающий на необходимость целенаправленного исследования психологических особенностей профессионального труда. Сущность этого принципа заключается в том, что программа профессиографирования должна быть направлена на выявление тех психофизиологических характеристик, изменение которых в процессе деятельности позволило бы подойти к решению конкретных практических задач <…>. Например, для целей профотбора и профконсультации нужно выделить те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых в отношении их пригодности к той или иной профессии. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие наибольшую «хрупкость», являющиеся наиболее лабильными в условиях профессиональной работы. Принцип целенаправленного профессиографирования обусловливает, таким образом, и объем данных, получаемых о профессиональной деятельности.

В целом профессиографический подход к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности включал в себя следующие компоненты:

1) схемы изучения профессиональной деятельности;

2) комплекс методов изучения, анализа и экспериментального исследования профессиональной деятельности;

3) правила организации экспериментального исследования в профессиографии.

Схемы профессиографирования позволяли осуществлять сбор, описание и систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации, а также анализировать ее с разных сторон: социально-экономической, производственно-технической, психологической, психофизиологической и т. п. Схемы представляли собой своеобразную программу исследования профессиональной деятельности, включающую перечень вопросов. Состав вопросов схемы был обусловлен конкретной целью исследования. Так, составлялись схемы профессиографирования для решения различных научно-практических задач: схема «ориентировочного профессиографирования» для установления психофизиологический функций активируемых конкретной профессиональной деятельностью <…>; «аналитический график» (схема-таблица) для решения задач профобучения, профотбора и рационализации производственного процесса <…>; схема систематизации профессиографического материала для решения задач профконсультации <…>.

В различных схемах профессиографирования отразилась многогранность подхода отечественных психотехников к психологическому исследованию профессий, так как с помощью этих схем изучались и описывались не только специфические психофизиологические параметры профессиональной деятельности, но и организационные характеристики условий труда, воздействующих на человека в профессиональной деятельности. Кроме того, в этих схемах отразилась определенная методическая ориентация на изучение профессиональной деятельности совместными усилиями различных специалистов. Некоторые исследования профессиональной деятельности проводились совместно различными специалистами (инженер, психолог, врач-профпатолог и профгигиенист). Поэтому можно считать, что идея о комплексном подходе к изучению трудовой деятельности, выдвинутая В. М. Бехтеревым в 1921 г., и опыт работы психотехников сыграли определенную роль в формировании комплексного подхода.

Сформулировав принцип комплексного применения методов в профессиографии, отечественные психотехники показали специфичность применения каждого метода <…>. Так, метод опроса позволял психологу выявить личное отношение работников к выполняемой ими работе, получить предварительную ориентировку в профессии и некоторые сведения из жизни и трудового пути профессионала. Метод наблюдения позволял осуществить разложение процесса труда на отдельные операции с целью дальнейшей психологической расшифровки отдельных трудовых действий, составляющих основу профессии. Метод наблюдения является адекватным также для описания и изучения отдельных трудовых действий и движений при условии, если применяемая регистрация даст возможность изучать движения во времени и пространстве (хронометраж, хроноциклография и др.).

Трудовой метод изучения профессий, созданный И. Н. Шпильрейном (1923, 1930), давал возможность психологу, исполнявшему одновременно и функции рабочего, выделить активируемые профессией психические функции, проследить влияние утомления, упражнения и адаптации на протекание этих функций в процессе трудовой деятельности. Ограничение применения трудового метода состояло в том, что достаточно сложные профессии практически не могли стать объектом изучения из-за длительного времени, необходимого психологу для их освоения.

Завершающим в группе методов психологического анализа профессий выдвигался экспериментальный метод (Руководство…, 1929), задача которого состояла в экспериментальной проверке выделенных в ориентировочной психограмме психических и психофизиологических процессов, установлении меры их функционирования, необходимой для успешного выполнения профессиональной работы, путем подбора и испытания их адекватными приемами исследования <…>. При этом использовались как тесты из зарубежной практики (Бурдона, Винклера, Гизе, Мак-Кола, Марбе, Меде, Руппа, Термана, Фридриха и др.), так и разработанные советскими психотехниками А. А. Кушинниковым, Е. И. Рузером, А. А. Толчинским, И. Н. Шпильрейном и др. (Руководство…, 1929). Попытки применения экспериментального метода в качестве самостоятельного метода изучения профессии для определения профессионально значимых психических функций были подвергнуты серьезной критике с указанием на то, что в профессиографии недопустима подмена анализа экспериментом <…>. Для проведения экспериментального исследования в профессиографии осуществлялись выбор методов и подбор испытуемых. Методы экспериментального исследования выбирались на основании оценки степени их эффективности по следующим данным: а) по критериям, позволявшим вскрыть соотношение и внутреннюю связь отдельных активируемых профессией психологических функций, а также способу их сочетания и специфического взаимодействия с объектом труда; б) по изменению профессионально важных признаков под влиянием упражнения; в) по специфическим формам активируемых профессией функций (Геллерштейн, 1968, С. 24).

Подбор испытуемых для эксперимента должен был отвечать следующим условиям: сохранению однородности в выборке испытуемых по возрасту, социальному положению, состоянию здоровья, профессиональному стажу и общеобразовательной подготовке, показателям производительности труда <…>.

Итак, отечественным психотехникам к концу 20-х гг. XX в. удалось в условиях отсутствия оформленной методологической и теоретической основы советской психологической науки впервые разработать методический подход к психологическому изучению профессиональной деятельности – профессиографию. Этот подход позволял составлять аналитическое описание профессии, включающее всю многообразную гамму внешних факторов, специфичных для конкретных видов труда, в определенной мере обусловливающих характер протекания профессиональной деятельности. Но психологическая структура, выделенная в процессе профессиографирования только на основании операционно-технологического анализа, представляла собой перечень отдельных психических и психофизиологических функций, актуализируемых при выполнении исследуемых операций. Поэтому, как отмечал С. Г. Геллерштейн, проникнуть в «профессиональную структуру», т. е. в специфический способ сочетания профессионально важных признаков, «психотехникам так и не удалось, так как не был выяснен принцип структурного формирования профессии» (1968, с. 6). Тем не менее, данный подход не утратил своей актуальности и ныне. Так, профессиография достаточно активно применяется в настоящее время не только в психологии труда <…>, но и в инженерной психологии <…>, и эргономике <…>.

24 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100