Конспект классного часа по экологии для 7 класса «Природа не прощает ошибок»

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Классный час посвящен законам экологии. Никакой предварительной подготовки сценарий не требует: в нем использован простой сценарный ход: учитель организовывает и направляет общение детей, расставляя необходимые нравственные акценты.

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление : написать на доске:

Эпиграф;

Четыре закона экологии.

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Ничто не дается даром.

4. Природа знает лучше.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

III. Интерактивная беседа.

IV. Информационный блок «Законы экологии».

V. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».

VI. Работа в группах «Обращение от имени природы».

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Тема нашего классного часа - «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

II. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Классный руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту "нечисть"!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.

III. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

В природе все находится в равновесии, все связано.

Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Классный руководитель. Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи? Примерные ответы детей:

Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.

IV. Информационный блок «Законы экологии»

Классный руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске. (Читает.)

Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на ваших примерах.

Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

V. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?»

Классный руководитель. Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего города и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы. А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязненные ядовитыми веществами. Чем это грозит водоему и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.

Нарушены первый и второй экологические законы.

Нужно подвергнуть промышленные отходы очистке.

Примерные ответы детей:

Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее обязательно нужно уничтожать.

Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного бытового мусора, а произвел его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными. Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т. д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение - биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 °С. Живет этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей:

Это, наоборот, строгое соблюдение законов экологии.

Тут соблюдается второй закон: «Все должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсичные отходы, а дает пищу червяку и становится ценным удобрением.

А еще и четвертый закон соблюдается: «Природа знает лучше». Червяк - существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Классный руководитель. Мы выехали за город, в дачный поселок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для речки и леса это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Примерные ответы детей:

Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадет!

Нарушается четвертый закон природы: «Природа знает лучше». Раз тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и быть.

Для экологического равновесия в этом месте очень нужны и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

VI. Работа в группах «Обращение от имени природы»

Классный руководитель. Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

А если бы природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(Звучит музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.)

(К доске выходят представители групп, читают обращения.)

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов - важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко. (Читает.)

О чем говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

Нужно беречь природу.

Нельзя убивать зверей.

Нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т. п.

Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке.

Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас - это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своем сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

Примерные ответы детей:

Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и показал там комаров.

Я еще недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

До культуры еще далеко, но понятно, что делать.

Знать законы и соблюдать их легко, самое трудное - быть добрым.

Беседа для 7 класса «Научить свое сердце добру». Конспект

Цель : прививать любовь к природе, учить беречь ее: не ломать ветки, не рвать цветы, беречь окружающую красоту.

Ход классного часа

1. Введение.

Классный руководитель . «Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но часто используем эту силу как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким», - так сказал Аристотель.

Пройдет время, и другой философ Гегель разовьет эту мысль таким образом: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то это еще не добродетель; добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера».

Все верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные, и не генетический код передает их. Их нужно воспитывать.

2. Обсуждение ситуаций.

Классный руководитель. А могу ли я чувствовать чужую боль как свою собственную, могу ли делать добро, не раздумывая, не рассчитывая получить что-то взамен? Представим простую ситуацию. Она будет своеобразным тестом на человечность.

Из душного города мы выезжаем на природу. Выбираем роскошную поляну с цветами, покрасивее. Природа нас встречает радушно прелестью яркой листвы, лесной земляникой на солнечном пригорке, отражением солнца в каплях росы...

Заходите в орешник! Орехи поспели.

Нагибайте орешник, не ломайте без цели.

Всех орехов не рвите, оставьте для белок,

Нет им лучше утехи,

Им лесные орехи важней посиделок.

Покидая орешник, скажите «спасибо».

Улыбнется орешник, скажет в путь вам: «Счастливо!»

В. Боков

Да, полянка ничего себе, и орешник тоже. Только я знаю по опыту: все наши сразу кинутся рвать цветы, а потом ты просто оглохнешь от треска ломаемых веток орешника...

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова посадили в землю их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти они не станут!

В. Жак

Да, цветы всегда трогательны и беззащитны. Вот что сказал об этом известный поэт Расул Гамзатов.

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди, плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад -

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

К. Жанэ

Да, мы привыкли относиться ко всему на свете, не задумываясь о последствиях. Помню, как нас охватила жажда. И мы накинулись на березовый сок. Кто наберет, кто выпьет больше?

Кору березы рассекли -

Глазком живым чернела ранка,

И слезы чистые текли

В подставленную кем-то банку.

И. Грудеев

Звучит в записи песня «Не рубите, мужики» (вокальная группа «Любо»),

Отведав березового сока, мы возвращаемся в город. А что же осталось после нас?

Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей не найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

Мне кажется, из-под коры

Моя слеза течет.

П. Бровко

Замечали ли вы, какой радостью наполняется оно, когда в морозное утро вы сыплете на подоконник теплые хлебные крошки, а воробьи и синички с удовольствием клюют их?

Дощечка и четыре планки,

Кормушка есть, к чему вопрос.

Насыпал зернышки вразброс.

Клюет, стучит лесов беглянка.

А может, это SOS морзянки

О том, как гибелен мороз?

И. Грудеев

Говорят, одна и та же птица в разное время года может быть то полезной человеку, то вредной. По-моему, все это пустое, мне кажется, что самая маленькая птаха - это теплый кусочек Родины. Как же не любить ее?

Мысль о небе заставляла уральских шахтеров брать с собой под землю веселых канареек. Петр I, когда строил северную столицу, велел наловить певчих птиц в средней полосе России и выпустить их на берегах Финского залива. Пусть-де люди радуются пению родных птиц. Красота - она всем нужна!

Странные вещи происходят на белом свете: с одной стороны, мы хвалимся достижениями науки и техники, а с другой - вынуждены говорить о поступках безнравственных и позорных, которые не должны иметь место в жизни.

Я предал пса, что был ко мне привязан

Как добрый человек и друг большой.

Я подарил его, как дарят вазу,

Забыв, что он с понятьем и душой.

Своей судьбе он покорился молча,

Но глянул мне в глаза с такой тоской!

А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,

Бросая вызов совести людской.

Он звал меня. И я его услышал, -

Я тоже был с разлукою знаком, -

И вот он у меня под боком дышит

И руку лижет вязким языком.

Ну что тут скажешь? - Рабская натура!

Ну хоть бы раз в отместку или сдуру

Меня по-зверски яро укусил.

В. Ашеулов

Собаке за верную и жертвенную службу не раз ставили памятники. В Санкт-Петербурге, например...

Цена жестокости... Это рубль, доллар? И да и нет! Оказывается, ее нельзя вычислить на счетах.

Группа подростков ночами угоняла лошадей из совхоза. Мальчишки мчались на них по полям и лугам, а потом взмыленных и замученных лошадей бросали. Нередко коней загоняли насмерть. Рабочая лошадь к скачкам непривычна, от бешеного кросса у нее может разорваться сердце. А мальчики? Жестокость обезображивает человеческую душу. Примеров людской дикости, увы, слишком много.

Мне вспоминать об этом горько,

Но я не вспомнить не могу:

Гнедая кобылица Зорька

Паслась на пушкинском лугу,

Вокруг нее такой же масти

Играл и путался у ног

Смешной, глазастый, голенастый,

С волнистой шерстью сосунок.

Она густой травы наелась,

Стряхнула гриву с головы

Ей поваляться захотелось,

В прохладной свежести травы.

Весь день она возила сено,

Звеня колечком под дугой,

Согнув точеное колено

Одной, потом другой ногой.

В истоме легкости и лени,

И предзакатного тепла

Она склонилась на колени

И на бок медленно легла.

Заржала радостно и сыто,

Собой довольная вполне,

Над брюхом вскинула копыта

И закрутилась на спине.

Откуда было знать кобыле,

Что на некошеном лугу

Вчера здесь гости были. Пили

И пели в дружеском кругу.

А кто-то с мудрою ухмылкой,

В хмельной беспечности удал,

Бутыли бил пустой бутылкой

И в воздух горлышки бросал.

Дрожит кобыла стертой холкой

Всей кожей с головы до ног,

И конюх ржавою карболкой

Ей заливает красный бок.

Стекает кровь из рваной раны

В мою горячую строку,

И ребра, как меридианы,

Сквозь кровь белеют на боку.

М. Дудин

3. Заключение. Подведение итогов.

Классный руководитель. Мы сумели подняться на целую ступень выше зверей и птиц. Мы воспитали в себе человеческие чувства: душевную отзывчивость, сознание своей ответственности перед другими, готовность прийти на выручку.

Ребята, берегите добро в своем сердце! Не давайте злу взять верх над добром, загубить его. Помните: от того, куда приведет эта борьба, зависит не только чья-то жизнь, но и ваша судьба.

Мне кажется, если человек хоть раз от души сделал добро незнакомому человеку или животному, - это уже человек.

«Доброта есть исполнение нравственной силы», - утверждал Л. Н. Толстой. Значит, доброта - средство совершенствования человека, это оружие, страхующее нас от грядущих бед, гарантия процветания всей планеты.

Человек берет уже два процента естественной биологической продукции планеты! Немного? Но как берет! Ведь при этом он подрывает воспроизводящие силы природы. Да, от нас с вами пока мало что зависит. Но ведь и мы порой решаем вопрос: пожалеть, к примеру, лягушку или, растоптав ее, спокойно пойти дальше? Лягушка мыслить не умеет... Что о ней беспокоиться?

У каждого живого существа есть свое законное место в биосфере. Истребите ту же лягушку - и биосфера будет больна. Так же точно, как заболел бы каждый из нас, если бы у него в крови пропали какие-нибудь ферменты. С этой точки зрения вообще любая тварь ценна точно так же, как и человек. Такова жизнь, человек не может отменить ее законы - так он отменил бы самого себя...

Классный час в колледже на тему экологии

Методическая разработка классного часа для учащихся колледжа «Земля – колыбель человечества»

Разработка предназначена для оказания помощи учителям в подготовке и проведении классного часа об экологии и защите природы.
Науменко Ирина Евгеньевна, преподаватель спецдисциплин КГКП «Павлодарский химико-механический колледж», г.Павлодар
Цель: углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию.
Задачи:
1. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей.
2. Развивать способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья под влиянием факторов окружающей среды.
3. Воспитывать чувство заботы о здоровье окружающих.
Форма проведения: проблемная беседа, викторина.
Предварительная подготовка: подбор необходимой литературы.
Оформление кабинета: плакаты и рисунки на экологическую тематику.
Ход классного часа
1. Организационный момент. Приветствие участников. Настрой на позитивную работу.
Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле!
2. Определение темы занятия.
Сегодня мы поговорим с вами об одной из планет Солнечной системы, о нашей родной Земле! А эпиграфом к нашему классному часу я выбрала слова М. Пришвина «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг».
3. Актуализация знаний.
Ребята, мы живем с вами на удивительной планете, которая является нашим общим домом. Это планета Земля, и не случайно ее главные богатства созвучны с названием. Земля – наш дом, земля – наша кормилица. Родная земля, Родина – это место, где человек родился, которое навсегда останется дорогим для него. И люди обязаны заботиться о сохранении природы на нашей планете, потому что это из-за нас происходят негативные изменения в окружающей среде.
Когда-то наши предки только выращивали растения, разводили домашних животных, а сейчас мы строим громадные промышленные предприятия, используем множество автомобилей, вырубаем деревья. Конечно, развитие нашей цивилизации не должно останавливаться. Только надо не забывать, что расходовать ресурсы планеты следует разумно, осторожно, и первостепенной задачей людей является забота о чистоте окружающей среды.
Земля не прощает человеку, если он жестоко уничтожает ее богатства. Все в природе взаимосвязано. Когда мы осушаем русло реки, гибнет рыба, а в итоге сам человек не сможет использовать ее в пищу. Если почва не будет отдыхать, не стоит ждать хорошего урожая. Если постоянно загрязнять воздух и воду, человечество не сможет выжить в условиях экологической катастрофы.
Даже древние люди, которые не владели научными знаниями, с почтением относились ко всем сокровищам Земли. Сегодня в век прогресса и технологий мы знаем, каким образом защитить природу. Я бы хотела, чтобы все известные секреты природы люди направляли не на разрушение, а на сохранение нашего общего дома.
Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы? (Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.)
4. Основная часть.
Выходит чтец и под тихую спокойную музыку читает стихотворение «Стон Земли».
Чтец 1: Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет
Я так устала… Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь мое земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Все то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идет моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,-
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И сотрясая твердь землетрясеньем
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли.
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!
(С. Михалев)

Ведущий 1: А какая она, наша Земля? Необычная, удивительная, прекрасная! Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки вод, носит на себе океаны, облака и грозовые тучи. Принимает ливни, снегопады и туманы. Поражает жерлами дымных вулканов. Взращивает деревья, кустарники, травы. Пускает птиц в небеса и по всем лесам – разнообразных зверей.
Ведущий 2: Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом?
Ведущий 1: Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны).
Ведущий 2: Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах - кровь, в древесных корнях - жилы, в травах и растениях - волосы.
Ведущий 1: Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что...
Выходит чтец, читает стихотворение Н.П. Тумановой «Зов сердца»:
Чтец 2: Я призываю всех совсем не зря:
Мутнеют реки и леса горят,
Озера высыхают и моря –
Я призываю всех совсем не зря!
Кругом заводы, фабрики, поля –
От равнодушия измучена земля.
От безразличия грустит даже вода,
А без нее погибнут города.
Ведь вся надежда нынче на тебя!
Ни перед чем, мой друг, не отступай,
Любую подлость строго пресекай,
Любую глупость с честью презирай.
Все в нашей жизни может пригодиться:
Сполна водою чистой насладиться,
Послушать утром трели соловья,
Услышать голос звонкого ручья.
Не так легко нам будет, но ведь важно,
Чтоб понял наконец-то житель каждый,
Что равнодушию пора сказать нам – «Нет!»
Уже мы натворили много бед.
И если сложим мы усилья наши.
Поверь, Земля ведь точно станет краше.
Трава зеленой будет под ногами.
И звонче пенье птиц под облаками.
Чтец уходит, выходят ведущие.
Ведущий 1: Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни звери. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор – уберите его, закопайте в землю. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!
Ведущий 2: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе.
Чтец 1: Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды...
Все меньше - окружающей природы...
Все больше - окружающей среды.
Р. Рождественский
Ведущий 1: Планета наша весьма засорена, но человечество еще не до конца осознало, сколько опасностей таит в себе жизнь на огромной свалке. Что достанется нашим детям в наследство? Как они смогут обитать на нашей некогда чистой и прекрасной планете? Сейчас мы познакомим вас с некоторыми фактами, касающимися загрязнения нашего общего дома продуктами жизнедеятельности человечества.
Ведущий 2: Воздух. Ученые подсчитали, что только за один год в атмосферу выбрасывается более 5 млрд. тонн углекислого газа, который истончает озоновый слой, в результате чего образуются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра существует над Антарктикой, временами расширяется и уменьшается – над Арктикой, Европой, Москвой. Эти дыры пропускают ультрафиолетовые лучи, которые пагубно сказываются на здоровье людей. Кислорода на Земле становится с каждым годом все меньше и меньше, благодаря вырубке лесов и увеличению вредных выбросов промышленных предприятий.
Ведущий 1: Вода. Учеными доказано, что ежегодно во всем мире в водоемы попадает столько бытовых и промышленных отходов, что их хватило бы на заполнение 10 тыс. товарных поездов. При исследовании вод Арктики даже в них был обнаружен стиральный порошок.
В результате деятельности людей реки Европы – Сена, Дунай, Рейн, Волга – стали непригодны для купания. Во многих сибирских реках появились микроорганизмы, вредные для человека и животных, причиной этого являются затонувший лес и загрязненные стоки.
Ведущий 2: Почва. Каждый должен помнить, что почва образуется очень медленно, в течение сотен и даже тысяч лет. А вот разрушить ее можно очень быстро и легко. За последний век на Земле уничтожена приблизительно четверть всех плодородных почв. Люди в прошлом столетии осваивали целинные и залежные земли. Первые несколько лет они получали отличные урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.
Ведущий 1: Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.
Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Ведущий 2: Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека?
Чтец 2: Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету!
Ведь другой на свете нету!
Ведущий 1: Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.
Ведущий 2: И если каждый человек будет охранять свою Родину, то все вместе мы сохраним свою планету по имени Земля.
Чтец 1: Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Чтец 2: Берегите времени крутые повороты,
Радость, вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровения Земли и Неба,
Сладость жизни, Молока и Хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб они за слабого сражались.
М. Дудин
5. Экологическая викторина
Ход игры
1 ведущий: А теперь проведем небольшую викторину. Она необычная – экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.
2 ведущий: Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.
1 ведущий: Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
2 ведущий: Моя планета - человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком.
Где сточная канава – океан.
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву
Где стонут травы: больше не могу!
1 ведущий: Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
2 ведущий: Вопрос «Что делать с мусором?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
(Группа делится на 2 команды, ведущие знакомят участников викторины с правилами игры).
1 этап.
«Что мы знаем о мусоре и отходах»
1 ведущий: Сейчас каждая команда получит по три таблички-указателя с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос я буду давать три варианта ответа. По сигналу ведущего капитан команды будет поднимать табличку с номером ответа. На обдумывание дается 10 секунд.
Вопросы:
1. Что составляет большую часть мусора, который загрязняет Землю?
а) Стекло;
б) пластмасса;*
в) металл.
2. Жители какого города производят наибольшее количество бытовых отходов?
а) Нью-Йорка;*
б) Берлина;
в) Минска.
3. Назовите самую процветающую отрасль промышленности во Франции.
а) Производство бытовой техники;
б) автомобилестроение;
в) переработка мусора*.
4. Что нужно сделать перед утилизацией отходов?
а) Собрать в одном месте;
б) рассортировать;*
в) перемолоть.
5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
а) сжечь при специальных условиях;*
б) компостировать;
в) переплавить.
6. О чем необходимо в первую очередь думать, выбирая место свалки?
а) Об ограждении места свалки;
б) об укомплектование соответствующей техникой;
в) о защите поверхности земли и грунтовых вод*.
7. Что влечет за собой появление незаконных свалок?
а) Изменение климатических условий (температура, влажность)*;
б) разрушение почвы;
в) гибель животных.
8.Что является основой для разработки санитарных норм?
а) Присутствие тяжелых металлов в воздухе;
б) предельно допустимая концентрация вещества;*
в) государственный стандарт качества.
9. На какие регионы и территории оказывают влияние вредные выбросы?
а) Только на те, где загрязнение возникло;
б) на прилегающие территории;
в) даже на удаленные от места загрязнения территории*.
10.Наиболее опасным для человека является наличие в воде:
а) пестицидов;*
б) бытового мусора;
в) минеральных удобрений.
11. Какая страна является самой загрязненной в Европе?
а) Россия;
б) Великобритания;*
в) Италия.
12. На какую отрасль приходится большая часть общего количества отходов в странах ЕЭС?
а) легкая промышленность;
б) тяжелая промышленность;
в) сельское хозяйство*.
13. Какой вид радиоактивных отходов целенаправленно рассеивается в окружающей среде?
А) твердые вещества;
Б) газы;*
В) жидкости.
14. Какой метод борьбы с увеличивающимся количеством отходов является наиболее эффективным?
а) принятие правовых актов, регулирующих процесс;
б) захоронение;
в) вторичное использование отходов (рециркуляция)*.
15. Как называется поступление вредных веществ в среду обитания, которое приводит к сбоям в функционировании экологических систем?
а) Экологический кризис;
б) загрязнение;*
в) интродукция.
16. Какая отрасль промышленности лидирует по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу?
а) нефтегазоперерабатывающая отрасль;
б) автотранспорт;*
в) машиностроение.
17. Какой путь решения энергетической проблемы является оптимальным?
а) Экономия энергии;*
б) использование энергии солнечных батарей;
в) развитие ветровой энергетики.
18. Что такое гарбология?
а) Наука о путешествиях;
б) мусороведение;*
в) наука, которая изучает климат.
19. Какое время пролежит выброшенный в лесу предмет из пластмассы?
а) 5 лет;
б) 55 лет;
в) более 100 лет.*
20. За какое время выброшенная бумага будет уничтожена микробами?
а) 1-2 года;*
б) 3-5 лет;
в) более 10 лет.
2 этап. «Говорят малыши»
1 ведущий: А сейчас давайте попробуем вспомнить наиболее распространенные отходы. Придумать возможности их вторичного использования – важнейшая задача человечества. Я буду произносить фразы детей, которыми они описывают те или иные отходы. На каждый из видов отходов подготовлено 5 фраз. Вы должны понять, какой слово было задумано. Та команда, которая раньше назовет наименование отходов, получает 1 балл. Если команда ошибается, то из суммы ее очков один балл вычитается.
Детские высказывания:
1.Он образуется при помощи коровы.
2.Когда его немного, он полезен.
3.Если его очень много, то это плохо.
4.Когда он попадает в реку, разрушается, а рыба задыхается и гибнет.
5.Он невкусно пахнет.
Ответ: навоз.
1.Из нее сделаны многие мои игрушки.
2.Она твердая, тяжело ломается, бывает разных цветов.
3.То, что из нее изготавливается, обычно не тяжелое.
4.Если нельзя жечь, потому что тогда образуется черный дым с плохим запахом.
5.Ее просто так выбросить в мусор нельзя, потому что она не разлагается.
Ответ: пластмасса.
1.Это изобретение китайцев.
2.Ее делают из деревьев.
3.Это очень легко загорается.
4.Она нужна для того, чтобы писать, рисовать.
5.Из нее образуется большое количество мусора.
Ответ: бумага.
1.Это получают из песка.
2.То, что из него делают, обычно бывает прозрачным.
3.Если оно упадет, то разобьется.
4.Когда это нагревают, оно начинает тянуться как тесто.
5.Если бросить это в лесу, то может случиться пожар.
Ответ: стекло.
1.Этого не бывает много в деревне, зато его всегда много в городе.
2.Если в городе много промышленных предприятий, то этого особенно много.
3.Он появляется от машин, станков, поездов.
4.Если с ним не бороться, то люди будут болеть.
5.От него загрязняется воздух и окружающая среда, а если его будет слишком много, то можно и опьянеть.
Ответ: шум.
1.Ты этого никогда не видим.
2.Они вызывают у людей большое количество заболеваний.
3.Чем больше заводов в городе, тем больше будет этого.
4.Для того чтобы бороться с этим нужны растения с зелеными листочками.
5.Там где этого очень много, не могут вырасти лишайники.
Ответ: газовые отходы.
1.Если это сдать, то за него дадут деньги.
2.Он появляется, когда старые вещи приходят в негодность.
3.Он бывает везде, где живет и работает человек.
4.Он очень твердый.
5.Из него делают что-нибудь новое.
Ответ: металлолом.
1.Она образуется при горении.
2.У этого бывает только черный цвет.
3.Это считается очень вредным для легких и вообще для человека.
4.От нее пачкается одежда человека, а в организме появляются болезни.
5.Этого больше в городе, чем в деревне.
Ответ: сажа.
1.Без этого человек не может обойтись.
2.Этим люди пользуются ежедневно.
3.Если это добавить в воду, то будет пена.
4.От этого гибнет рыба, умирают растения.
5.Это помогает нам бороться с грязью.
Ответ: мыло-моющие средства.
1.Оно очень легкое.
2.Если попадет в воду, то будет плавать наверху и не утонет.
3.Когда это попадает в реку, оно не дает дышать рыбам.
4.Нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязнит реку.
5.С поверхности воды это надо убирать.
Ответ: машинное масло.
Подведение итогов викторины, награждение победителей.
1 ведущий: Вот и подошел к концу наш классный час. Давайте же беречь нашу Землю – колыбель человечества, наш общий дом! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
2 ведущий: Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрешь ли, Человек?
1 ведущий: Поэтому, чтобы не случилось непоправимого, всегда думайте и заботьтесь о Земле. Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, – пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Все тесно связано вокруг.
(Примеры мы не станем множить.)
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
2 ведущий: До свидания, друзья!

Классный час «Экология и мы»

Зайцева Наталья Валентиновна

Учитель технологии

МБОУСОШ №1 город Южа,

Ивановская область

Цели: ▪ развивать представления учащихся о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях в природе, природоохранной деятельности; ▪ формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред, или безобидно, или полезно); ▪ воспитывать уважительное, внимательное отношение к природе. Средства обучения: набор цветных кружков (красный, жёлтый, зелёный) для каждого ученика, ватман, маркеры, набор фотографий Ход классного часа Чтобы дорожить природой, любить её и сохранить – её нужно знать! Знать самые элементарные правила «общения» с природой!

Ты береги нас! Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой! И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу! (А. Максимова) Ребята вам не безразлично будущее нашей планеты? Вы хотите дышать чистым воздухом? Пить чистую воду?

Сегодня мы с вами должны выяснить, что каждый из нас может сделать для этого.

Оценить себя, свое поведение по отношению к природе, задуматься над тем, какой вклад каждый из нас может внести чтобы долго жить, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, что сегодня реально угрожает нашему существованию.

Итак, наш классный час называется «Экология и мы»

Ребята, прежде перейти к теме классного часа я хочу спросить у вас

Что вы хотите узнать? Чему хотите научиться? О чем порассуждать на нашем классном часе сегодня?

Дерево ожидания (каждый ученик на листочке пишет ответ на вопрос и прикрепляют к макету дерева)

Ребята какие проблемы экологии нашего города, района вы знаете?

(учащиеся называют экологические проблемы)

Сегодня мы с вами обсудим несколько из этих проблем.

    Лесные пожары

    Загрязнение окружающей среды - мусорные свалки

    Загрязнение воды

Информация о природе города

В нашем городе создано неформальное общественное объединение –

Клуб защиты природы при редакции газеты «Светлый путь», главная его задача информировать население и власти о существующих экологических проблемах.

Члены клуба обращаются к властям, населению с такими проблемами:

    Безобразие на озерах, на городских окраинах (появление неорганизованных свалок)

    сельхозпредприятия в Груздеве и Селищах сбрасывают нечистоты из ферм в близлежащие болота и поля.

    запущенный и полузабытый городской парк

    посадка молодых саженцев деревьев не покрывает количество спиленных аварийных деревьев в черте города и в лесопарковой зоне.

    необходимость защиты ряда водных объектов Южского района, отнесенных к памятникам природы.

    После опустошительных лесных пожаров 2010-2011 годов на первое место вышла проблема восстановления лесов.

Как я уже сказала, сегодня мы рассмотрим эти проблемы (на доске)

Сейчас мы с вами рассмотрим причины возникновения этих экологических проблем.

Работа в группах (3 группы) каждой группе выдается ватман и маркеры

1группа- Лесные пожары

2 группа –Мусорные свалки

3 группа – загрязнение воды

Назовите причины этой проблемы, почему возникают, от чего это зависит.

Время на выполнения задания 3 мин

По 5-ти бальной шкале(Учащиеся оценивают себя по шкале: лесные пожары, мусорные свалки, загрязнение воды)

Экология нашего района зависит от каждого из нас.

Ребята подумайте над тем, какие качества мы должны воспитывать в себе, как изменить свое поведение, чтобы улучшить экологическую обстановку, в нашем городе, районе.(учащиеся называют качества)

  1. Неравнодушие

    Милосердие

    Трудолюбие

Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом.

Физкульминутка игра «Вода – не вода»

Задание : игра на внимательность.

Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – учащиеся должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – учащиеся поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши: цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз.

Задание «Эрудит» Задание : Найти соответствие и объясните с позиции экологии следующие пословицы: (Каждой группе выдаются фотографии и фразы, которые они должны подобрать) «Бережливость – лучшее богатство» «Как аукнется, так и откликнется» «Без хозяина – дом сирота» «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

«Не делай неприятностей кому-либо, иначе в будущем сам можешь лишиться поддержки»
«Под лежачий камень и вода не течет»

«Дело не сдвинется с места, если ничего не предпринимать»

«Был бы лес, соловьи прилетят.»

«Добрая земля - полная мошна, худая земля - пустая мошна»

«Вода камень точит.»

«Не зная броду, не суйся в воду.»

«Загадил свой дом- не загрязняй чужой!»

«Оцени поступок человека» Задание : зачитывается описание поступка человека в природе и Учащиеся должны оценить этот поступок, подняв соответствующий сигнальный кружок: красный – действие запрещено, наносится вред окружающей среде; жёлтый – предупреждение об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе; зелёный – действие разрешено. 1. В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты. 2. Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать. 3. Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок. 4. Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки. 5. Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его. 6. В школьных кабинетах, коридорах ученики выращивают комнатные растения. 7. Каждую зиму учащиеся проводят операцию «Птичья столовая». 8. Каждую весну на пришкольном участке высаживается большое количество цветов.

Творческое задание (работа в группах) 1группа «Что мы можем сделать вместе?»

Что мы можем сделать нашим классным коллективом для защиты окружающей среды нашего города, района.

2 группа «Обращение к людям»

Написать небольшое обращение к людям, как должен относится человек к природе, что он должен делать, какие меры предпринимать по охране окружающей среды

3 группа Коллаж «Природой будем дорожить»

Задание:Выполнить из предложенных картинок и фраз коллаж

Вот и подошла к концу наш классный час, не хотелось бы закончить её грустной нотой. Мы верим в разум человека, ведь нравственный долг каждого из нас сохранить для потомков травы зелёными, а зверей живыми.

Рефлексия

А сейчас я попрошу каждого из вас продолжить предложение:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

    я задумался …..

    решил в себе изменить…

    уверен, что буду….

Заключение: Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в наших руках.

Классный час на экологическую тему «Судьба планеты в наших руках!» для старшеклассников.

Сценарий классного часа на тему «Судьба планеты в наших руках!»

Описание материала: Классный час разработан для учащихся старших классов. Мероприятие актуально в настоящее время, так как каждый человек, должен быть экологически образован и экологически культурен. Предлагаемый материал может быть полезен классным руководителям, организаторам внеклассной работы, учителям географии. Классный час с использованием ИКТ в доступной и увлекательной форме позволяет реализовать творческий потенциал детей, воспитывает чувство единства с природой, ответственности за сохранение и преумножение ее богатств. Возрастная категория участников: учащиеся 8-11 классов. Место проведения: учебная аудитория. Форма проведения: тематический классный час. Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления. Задачи: - познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; - способствовать воспитанию любви к родной природе; - пополнение знаний учащихся по экологии. Предварительная подготовка: -проведение в классе конкурса рисунков на тему «Планета заболела»; -подбор материала к классному часу, -подготовка учащимися кратких сообщений об одной из экологических проблем; - подбор стихотворений, музыки; - распределение материала между учащимися; - составление презентации. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся, сигнальные карточки, картинки с изображением природы, Оформление класса: на доске выставка рисунков учащихся; прикрепить фотографии природы, городские, промышленные пейзажи; на доске записать тему и эпиграф к классному часу. Ресурсы: Компьютерная презентация.

План классного часа.

I. Организационный момент 1.Вступительное слово классного руководителя. II.Основная часть 1.Выступление учащихся. 2.Экология леса и здоровье человека. 3.Животные и растения в опасности. 4.Свалки - гигантские «гнойники» на теле Земли. 5.Вода – начало всех начал. 6. Конкурс « знатоки – экологи». III Заключительная часть IVПодведение классного часа (рефлексия)

Ход мероприятия.

I. Организационный момент

Вступительное слово классного руководителя: (Слайд 1) Ребята! Сегодня у нас классный час, посвящён экологии. Экология… Мы часто слышим это слово. Что же оно означает? (Ответы детей) «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Наука о жилищных условиях организмов. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура. Печальную картину представляет собой заброшенный дом: стены в грязных подтёках, выбиты стёкла, сломаны двери. Но во много раз страшнее бесхозяйственность и запустение в жилище, где нет стен и окон, а есть задымленное тысячами труб небо, варварски вырубленные леса. Мутные отравленные ядовитыми стоками воды рек и озёр. А жить в нём не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас. Мы живем странно, неправильно. Охраняем ценное, а бесценное не охраняем. Если природе становиться плохо, непременно будет плохо и нам, людям. Набатным колоколом звучит слово «экология» на данный момент. Человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса. Меня, как и весь народ, волнует этот вопрос. Посмотрите на рисунки (выставка рисунков) и вы увидите страшную картину нашей планеты. Нам нужна такая планета? (Слайд 2)

«Экологическая бомба» для человечества так опасна, как и ядерная. Поэтому для нас нет заботы более серьёзной, чем найти силы, средства, чтоб спасти природу. Александр Твардовский одним из первых обратил внимание на взаимодействия человека и природы, на необходимость предвидеть отдалённые последствия преобразующей деятельности человека в окружающей среде. Он писал: Ибо в природе шагу не ступить, Чтоб тот час, так ли сяк, Ей чем - нибудь не заплатить, За этот самый шаг… Будущее планеты – за нами, нашей заботой и нашим разумом. Этой актуальной экологической теме и посвящается наш классный час «Судьба планеты в наших руках!» . (Слайд 3) Эпиграфом классного часа я взяла слова Антуан де Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». Послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Стон Земли».

II.Основная часть

Ученик: (Слайд 4) Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты, Не год не два, а миллионы лет, Я так устала… Плоть моя покрыта Рубцами ран – живого места нет. Терзает сталь моё земное тело, И яды травят воды чистых рек, Всё то, что я имела и имею, Своим добром считает человек. Не потому ли, загораясь мщеньем, Я против сил безумных восстаю И, сотрясая твердь землетрясеньем, На все обиды свой ответ даю. И не случайно грозные вулканы Выплёскивают с лавой боль земли… Очнитесь, люди! Призовите страны, Чтобы, меня от гибели спасти! Ученик: Экология леса и здоровье человека. (Слайд 5) Экологическая катастрофа – это словосочетание знакомо сейчас всем. Перед человечеством стоит много нерешённых проблем, но одна из главных экология и здоровье. Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. «Возвращается» ей не менее 20 миллиардов тон твердых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же органических отходов. Растения планеты уже не в состоянии активно перерабатывать углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива. К тому же с огромной скоростью исчезают леса. Зелёное одеяние земли ежегодно сокращается на 1%. Всё чаще гибнут леса от вырубок, пожаров, грязного воздуха, всё больше городов в завесах смога. Почему исчезают леса? Бедность и жадность – движущая сила всего этого. Демографический бум и потребность в сельскохозяйственных землях. Площадь пустынь каждые 10 лет увеличивается на 600 тысяч километров квадратных. И, как следствие, разворачивается генетическое загрязнение планеты, возникают «болезни цивилизации»: увеличение числа аллергических и нервно - психических заболеваний, злокачественных опухолей. Все это ведет к нарушению генофонда человечества: увеличилось число врожденных аномалий, снижается средняя продолжительность жизни.

Ученик: (Слайд 6) Моя планета человеческий дом, Но как ей жить под дымным колпаком? Где сточная канава – океан?! Где вся природа поймана в капкан, Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: « Больше не могу!»…(Слайд 7)

Учитель: Многие серьёзные специалисты в тревоге. Они указывают на распространившиеся повсюду « опухоли»: огромные нефтяные пятна на поверхности океанов, трупы рыб в отравленных реках, завесу смога над городами (слайд 8)

Ученик: Словно гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки. (Слайд 9)

Они вызывают боль и отвращение. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Продолжительность разложения отходов: Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик - до 5 лет.
Консервная банка - 10 лет.
Шерстяной носок - 1 год.
Деревянная палка - 4 года.
Деревянная окрашенная доска - 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.
Стеклянные бутылки - никогда. «Шрамы» на Земле – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать Землю. «Спаси!!!» - просит природа. «Помоги!!! » - умоляет она. Ученик: Вода – начало всех начал. Ежедневно человек расходует 150 литров воды. Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле всего 2 процента, причем 3/4 из них приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Все чаще можно слышать о нависшем над человеком питьевом голоде. На привозной воде существует целое государство Алжир. Гонконг получает воду из Китая по трубопроводу. Нехватка воды ощущается в Греции, где она ценится дороже вина. Реки! Эти голубые артерии, питающие озера, моря и океаны! Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб. В районах Сибири реки загрязняются из-за нефтепроводов. Затуманились «глаза Земли» - озёра, моря, океаны. Ученик: (слайд 10) Средиземное море. Океанографы предсказывают, что эта закрытая акватория без приливов и отливов уже 20 лет может превратиться в большой мёртвый водоём! Неужели это мрачное пророчество – верный прогноз? Ученик: (слайд 11) В предынфарктном состоянии сегодня Чёрное, Азовское моря, которые уже охватил обширный инфаркт. Критические точки там, куда впадают Дунай, Дон, содержащие в своих водах всю таблицу Менделеева и особенно много ртути.

Ученик: Северное море. (Слайд 12) Принц Чарльз, наследник английского престола, назвал его большой клоакой, заявив, что, пока мы будем ждать диагноз врачей, пациент может умереть. А вот диагноз, поставленный учёными – экологами Балтийскому морю. «Балтика похожа сегодня на непомерно тучного страдающего отдышкой человека». Главные враги Балтики – городские и промышленные сбросы: фосфор и азот, попадающие с городскими стоками, вызывают бурный рост водорослей, поглощающих кислород.

Ученик: (слайд 13) Очаг экологического бедствия – Аральское море , «испарившееся» на глазах одного поколения. Когда – то богатое рыбой. Оно ныне на огромных пространствах представляет собой полупустыню, в которой навсегда похоронены плавающие здесь корабли. Уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. В настоящий момент высыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии. Как будто бы про Аральское море Федерико Гарсиа Лорка написал: «Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня – осталась».

Ученик: Катастрофически растёт во всём мире число экологически неблагополучных городов, чей воздух, отравленный промышленными выбросами, становятся непригодным для жизни. Такая ситуация в Тюменской области, где добывают нефть. Великие умы прошлого предвидели последствия бездумного покорения человеком природы. Они предупреждали: род людской может погубить себя. Истребляя растительный и животный мир, отравляя землю, воду, воздух. К третьему тысячелетию наступил кризис в отношениях между человеком и природой. Мы живём, словно на пороховой бочке. Рядом с нами каждый день, каждый час – бомба замедленного действия, которая в любой момент может взорваться. «Человек рубит сук, на котором он сидит».

Ученик: Ты человек, ты только часть природы! В ответе за планету ты всегда. Так почему же ты, пусть даже ради пользы,
Приносишь ей так много горя и вреда!
Ученик: (Стихи Р. Рождественского)
Не навреди, человек, ни березе, ни морю,
Влажной тропинке и птице, летящей во тьму.
Вместе со всею своею немыслимой мощью
Не навреди ненароком себе самому…
Не обольщайся цифирью немедленных Выгод,
реки корежить и горы срывать погоди.
Вместо того чтоб, не думая, что-то воздвигнуть,
Лучше остынь и подумай. Не навреди…
Конкурс « знатоков – экологов». (Слайд 14 -15)
Классный руководитель: «Знание – сила» – справедливо утверждает пословица. Сегодня мы убедимся в этом на конкурсе «знатоков – экологов» (У учащихся сигнальные карточки 1, 2, 3).
Тест:
1.Большую часть мусора, загрязняющего землю, составляют:
1)пластмасса, 2) стекло, 3) металл.
2.Чтобы переработать пластмассу, её необходимо:
1) компостировать, 2) сжечь при специальных условиях ,3) переплавить.
3. Вредные выбросы оказывают влияние:
1) только на те регионы, где появилось загрязнение, 2) на близлежащие регионы, 3) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»
4. Самая страшная «добавка» к воде:
1) бытовой мусор, 2) пестициды, 3) минеральные удобрения.
5. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
1) газы, 2) жидкости, 3) твердые вещества.
6. После окончания лабораторной работы по химии ваш товарищ вылил использованные реактивы в раковину, а не в специально приготовленную для этих целей ёмкость. Как вы поступите:
1) выльете свои реактивы туда же, куда и он, 2) объясните ему, почему этого не следует делать, 3) расскажите о его действиях учителю.
7. Человек разбил градусник. Как ему поступить:
1) выбросить остатки градусника в окно, чтобы их не увидели родственники, 2) вызвать представителей ДЕЗ, 3) оставить всё, как есть (убрав разбитое стекло градусника).
8. Как бы вы поступили, если бы, прогуливаясь по берегу водоёма, увидели ржавое ведро возле старого кострища:
1) очистили берег, выбросив ведро в воду, 2) не обратили бы внимания, 3) отнесли ведро на близлежащую свалку или закопали его в землю.
9. Из-за превышения нормы азотных удобрений, внесённых в почву, у двух человек, работающих в поле, произошло отравление нитратами. Как и должен поступить работодатель:
1) запретить использование минеральных удобрений на полях, 2)посчитать происшествие случайностью, 3) сократить количество вносимых в почву нитратных удобрений и впредь использовать удобрения в соответствии с принятыми нормами.
10. В какую почву лучше всего вносить фосфорные удобрения:
1) щелочную, 2) кислую, 3) нейтральную.

Классный руководитель:
Благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда. Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешая завтрашний день, помнить об этом. Будущее Земли в руках людей. Это утверждает поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:
Ученик:
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине
Черные, раскачивая пятна
На крутой разгневанной волне.
Стали люди сильными как Боги
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Чёрные сотрёшь ли, человек?
Ученик:
Прости, Земля, прости, прости, прости.
Мы, люди так тебя обидели.
Груз совести за это нам нести,
На многое смотрели и… не видели.
Мы думали тогда: так было надо.
Мы рьяно жгли, сушили и рубили.
И, вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля на гниль и пыль сменили.
Ученик: Настало время каждому осознать, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца. А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов. Человек должен понять: всё живое имеет одинаковое право на существование. У природы нет пасынков, всё для нее любимые дети: и человек, и тоненькая гусеница, и крошечная божья коровка. Человеку лишь кажется, что безмолвное выпадение из ткани жизни какой- либо ниточки несущественно. Заблуждение! «Ткань» становится менее прочной и менее яркой, и возвратить потерянное невозможно.
Ученик:
Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная созидательная помощь озеленять, очищать, отмывать, спасать. Беречь и приумножать богатства нашей родной Земли - долг каждого. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, будет ли плескаться рыба в чистой воде рек и озёр, будет ли над нами синева неба. (Слайд16)
Ученик:
У всех людей одна планета
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь. (И. Ландо)

III Заключительная часть

Классный руководитель:
- Какие признаки грозной беды являются для планеты?
1.Вырубка лесов.
2.Гибель животных.
3.Загрязнение воды.
4.Загрязнение воздуха.
5.Накопление мусора.
6.Отравление почвы.

-Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)
-Какие меры по защите планеты вы считаете необходимо применять?
1.Пресечение браконьерской деятельности;
2.Разумное освоение и использование территорий;
3.Охрана редких и исчезающих видов животных и растений;
4.Уменьшение загрязнения окружающей среды.

- А, что вы делаете, чтобы сохранить нашу планету?

Ученик: Не рубим деревья, а наоборот сажаем.

Ученик: Не разводим костры в лесу. А если разжигаем, то затем гасим костер, применяя все правила предосторожности, чтобы не возник пожар. В жаркие летние дни следим, чтобы не было возгораний.

Ученик: Бросаем мусор только в контейнеры. Мы должны помнить, что для естественной переработки отбросов иногда требуются долгие годы и даже столетия.
Ученик: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждой в отдельности! Земля с её биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день будет таким, каким мы его создадим сегодня! Мир спасёт надежда, она остаётся жить в каждом человеческом сердце.
Ученик:
Берегите Землю! Берегите!
Времени крутые повороты,
Радость, вдохновенье и заботы,
Древнего родства живые свойства.
Дерево надежды, беспокойства.
Откровения земли и неба.
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради.
Это слово из моей тетради.
Всё дарю! И все от вас приемлю,
Только берегите эту Землю!


Ученик:
Всё имеется у вас
На потом и на сейчас
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег.
И я, Земля, одна на всех.
Всё отдать я вам бы рада,
Но обижать меня не надо!
И останусь я тогда
Вся для вас и навсегда.

Подведение классного часа: (рефлексия)

Классный руководитель: Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Какие факты вас удивили? Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами классного часа?
Ответы: Тревога. Ощущение опасности. Вера в разум и совесть человека. Надежда на то, что люди прозреют и остановят катастрофу.
Классный руководитель: Экология! Экологическая катастрофа. Это слово, словосочетание мы слышим часто по телевизору. Президент РФ В. Путин считает, что «вопрос об экологии нужно поставить на первое место, т. к. от этого зависит наше здоровье, будущее наших детей». И я призываю вас, относитесь к природе сознательно, ответственно. Проявите свою причастность к её сохранению. Планета заболела! Мы должны её вылечить!
Помните: (Слайд 19)
Земля - единственная планета,
На которой возможна жизнь!
Давайте сохраним ее для будущего поколения! Судьба планеты в наших руках!
Звучит песня «Звёздная страна».

Презентация на тему: Судьба планеты в наших руках.