Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727–1788). Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа. Близкий по своему дарованию, восприятию мира к сентиментализму Стерна в литературе, Гейнсборо в своих лучших картинах был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок.

Герцогиня де Бофор, 1770-е
Эрмитаж, Санкт-Петербург


Портрет Сары Бакстон, 1777
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Гейнсборо родился в Суффолке в семье торговца сукном. Некоторое время учился в Лондоне у француза Гравело, а затем у Хеймана. Его первые работы относятся к области пейзажной живописи. Приобретя известность как мастер портрета, он начал получать заказы от знаменитостей своего времени и титулованной знати.

Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины. Его увлеченность живописью и музыкой способствовали выявлению сложнейших цветовых гармоний, музыкальности ритма его живописных произведений. Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея).


Утренняя прогулка, 1785
Национальная галерея, Лондон


Портрет актрисы Сары Сиддонс, 1785
Национальная галерея, Лондон


Сэр Эндрью с женой, 1749
Национальная галерея, Лондон

Картина Томаса Гейнсборо «Сэр Эндрью с женой».
Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Снопы пшеницы напоминают о том, что уже наступила осень, а охотничье ружье и собака мистера Эндрью дают понять, что он только что возвратился с охоты. Возможно, Гейнсборо хотел включить в композицию фазана, подстреленного этим элегантным английским джентльменом, но картина так и не была доведена до конца. Не закончено великолепно написанное атласное платье миссис Эндрью – на коленях ее виден лишь едва намеченный абрис птицы. Роберт Эндрью и Франсис Картер поженились в ноябре 1748 года, и портрет был, вероятно, написан в честь этого события. В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению. Присущее ему интуитивное чувство стиля и цвета, великолепное владение кистью делают художника одним из величайших европейских мастеров XVIII века. Хотя по профессии Гейнсборо был портретистом, истинным его призванием было изображение английской природы. Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Социальные характеристики отодвигаются на второй план. В этих произведениях окружающая человека обстановка, прежде всего природа – пейзаж старинного парка или лесной опушки,– становится идеальной средой, гармонически созвучной настроению портретируемого.

В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Эти портреты подчеркивают разницу творческого метода и своеобразие художественной манеры каждого из них. Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле – «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784–1785, Лондон, Национальная галерея). Художник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние, изящество, вкус, не прибегая к аллегориям. Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты.

Колорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией. Художник передает типичный для Англии рассеянный свет, влажную атмосферу, которая смягчает очертания предметов. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной. Точно положенные, при близком рассмотрении они кажутся резкими в своей заостренности, тончайшие оттенки переливаются из одного в другой. На расстоянии же мазки, сливаясь в одно целое, дают то движение жизни, ту неуловимую трепетность, которые невозможно передать иными средствами. Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (?) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Переливы белых, жемчужно-серых и голубоватых тонов одежды усиливают впечатление утонченности, благородства ее облика.

В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка. Но в этом портрете больше интимности, поэзии, музыкальности и тонкости живописного мастерства. Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни; его меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа. Непринужденный в своей осанке, стоит нарядный и хрупкий мальчик, держа в руке большую черную шляпу. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковые тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета.

Помимо портретов в рост, поясных, погрудных, Гейнсборо писал парные и групповые портреты, иногда сближающиеся с жанровыми сценами. Такой вид жанрового группового портрета получил широкое распространение в английском искусстве этого времени. В мастерски исполненных, композиционно построенных групповых портретах Гейнсборо умело подчеркивает теплоту отношений, связывающих людей, их близость к природе, их мечтательность, и это роднит его образы с героями литературных произведений английских писателей-просветителей и сентименталистов, утверждавших идеалы естественной простоты и правдивости. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Гуляя по старинному парку, красивые молодые люди наслаждаются природой, благородство их чувств тонко передано в движениях рук, во взглядах, в выражениях лиц. Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия. Удивительная точность, артистичность острого мазка кисти придают поверхности холста подвижный характер. Нежная приглушенная гармония красок созвучна общему задумчивому настроению, лиризму картины. Сложные душевные движения интересуют художника в человеке вне зависимости от его социального положения. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы – «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).

Влюбленный в красоту родного края, художник на протяжении всей своей жизни писал сельские пейзажи. Он передавал различные состояния природы, сочные насыщенные краски желтеющих нив, густую зелень лесных опушек, живописных парков, прозрачных рощ («Водопой», около 1775–1777, Лондон, Национальная галерея; «Повозка, едущая на ярмарку», 1786, Лондон, галерея Тейт). Образы природы Гейнсборо предвосхищают реалистическую пейзажную живопись 19 века и прежде всего искусство Констебля.

Вслед за Рейнольдсом и Гейнсборо выступает целая плеяда мастеров английского портрета. Среди них выделяется виртуозный, но несколько холодный Джордж Ромни (1734–1802), который тяготел к классицизму, уделяя особое внимание пластике форм, чистоте и плавности линий, ясности контуров. Ему принадлежит большое число женских и детских портретов, внешне привлекательных, миловидных, но внутренне все же малозначительных. Таковы портреты знаменитой леди Гамильтон, которую он писал неоднократно, портрет кокетливо-изящной Харриет Грир (1781, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в широкополой шляпе с белым пером.

Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727-1788), английский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в 1727 году в Садбери (Суффолк). В 1740-е годы был подмастерьем Юбера Гравло, французского рисовальщика и гравера, работавшего в Лондоне.

Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Например, в картине "Корнардский лес" (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягкий серебристый свет и ощущение влажности воздуха восходят к голландским прототипам.В 1748 году, когда умер его отец, Гейнсборо пришлось вернуться в Садбери, а в 1752 или 1753 году он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков среди местного мелкопоместного дворянства и духовенства. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году).

В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо.В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата.

В конце 1760-х - начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Одна из самых известных - "Телега с урожаем" (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств.В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. В 1784 году он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл.

Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная манера исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти. Пожалуй, самый удачный из них - портрет молодой супружеской пары, получивший название "Утренняя прогулка" (1785, Лондон, Национальная галерея).

Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, "сочиненным" композициям, сооружая на столе небольшой макет, с которого потом писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к "возвышенному", а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами - его сентиментальное отношение к сельской жизни.

Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал "волшебный фонарь", в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи. В рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками; он достиг удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога.

Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями.Умер Томас Гейнсборо 2 августа 1788 года.


Lady Georgiana Cavendish

Conversation in a Park
Landscap e

Wooded Landscape with Cattle by a Pool and a Cottage
The Cottage Door

The market cart

Cottage Girl with dog and Pitcher
The Harvest Wagon
woodcutter courting a milkmaid

Evening Landscape-Peasants and Mounted Figures
River landscape

The Watering Place
Landscape with Cattle
Charity relieving Distress
Fen Bridge Lane
The Woodcutters Return
Художник почти не использовал натурные наблюдения в своих пейзажах: приступая к работе, он строил на столе небольшую модель из камешков, веток, песка, кусочков мха, а затем воспроизводил её на холсте. В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими деревьями, порой принимающими причудливые формы. Его творчество подготовило расцвет английского романтического пейзажа в первой половине XIX в.

Open Landscape with Mounted Peasants
The Mall
John Plampin
Portrait Of Colonel John Bullock
Elizabeth Wrottesley
King George III
John and Henry Trueman Villebois
Artists daughters with a cat

The Blue Boy (Jonathan Buttall).
Герой портрета, друг художника Джонатан Баттл, юноша далеко не знатного происхождения, блестяще «вошёл в образ» утончённого молодого аристократа.

Shepherd Boys with Dogs Fighting
Master John Heathcote
John, Fourth Duke of Argyll
Mrs Sheridan.
В 80х гг. Гейнсборо создал портреты музыканта и писательницы Элизабет Линли Шеридан (1783 г.) и выдающейся трагической актрисы Сары Сиддонс (1785 г.). Облик Элизабет Шеридан излучает нежность и обаяние. Фигура героини связана с пейзажем: темно-коричневые краски вечернего леса великолепно оттеняют тёплое золотистое сияние её платья, можно заметить, что линия причёски повторяется в очертаниях кроны дерева. Пейзаж воспринимается как отражение душевного со стояния женщины.

Mrs Siddons .
Портрет Сары Сиддонс совсем иной. Многое в нём рассчитано на внешнее впечатление — элегантный костюм, бархатная драпировка занавес, написанные с большим мастерством. В облике актрисы чувствуется огромная сила характера, но её внутренний мир недоступен. Сиддонс актриса скрывает от зрителя Сиддонс женщину.

pomeranian bitch and puppy

Mrs Graham

George, Lord Vernon
The Linley Sisters
Mrs Graham

Ann Ford (Mrs Philip Thicknesse)
Queen Charlotte
Mary, Countess Howe
The Morning Walk
The Honourable Charles Wolfran Cornwall
William Wollaston
The Marsham children

Portrait of a lady in blue

James Christie

Portrait of Louisa, Lady Clarges (1760 - 1809).

Gainsborough`s Daughter Mary (1777)

«Если бы наша нация произвела до статочно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы». Эти слова сказаны Джошуа Рейнолдсом в его знаменитой речи памяти Томаса Гейнсборо, произнесённой в Королевской академии искусств. Из всех мастеров английской живописи XVIII в. Гейнсборо уже при жизни был признан самым выдающимся.

Наверное каждый человек, деятельность которого связана с ораторским искусством, знаком с работами Дейла Карнеги. Если же вы впервые слышите это имя, то советуем незамедлительно найти в интернете или купить его книги, ведь это шедевры которые были написаны более полувека назад, но остаются актуальными и по сей день.
Сегодня мы не будем детально рассматривать биографию Карнеги, или анализировать его книги, а уделим внимание лучшим цитатам, высказываниям и советам американского психолога и писателя. Чем же интересны цитаты Карнеги? Во-первых, они не однозначны. Прочитав ту или иную фразу, каждый найдет в ней что-то особенное, что-то такое, что будет подходить именно для него и его жизненных ситуаций. Во-вторых, Карнеги признанный во всем мире специалист, и его лучшие цитаты и советы содержат в себе множество мудростей и уроков. Одна маленькая, но невероятно точная фраза, может заставить задуматься десятки тысяч умов.
Вот и мы с Вам сегодня немного подумаем на лучшими высказываниями и цитатами Дейла Карнеги, постараемся проанализировать их, понять, что ж хотел сказать нам этот великий человек.

Статья в тему:

1. Если вы ищите счастье, то не нужно думать о благодарности или неблагодарности .

Откиньте дуальность. Предайтесь внутренней радости, получаемой от самоотдачи.

Дейл Карнеги очень правильно понимал этот мир. Мы не можем быть счастливы до тех пор, пока будем все происходящее делить на плохо или хорошо, на наше и ваше, на холодно и тепло. Нужно отходить от дуальностей, и воспринимать все таким, каким оно есть. Чтоб не произошло в вашей жизни – примите этот как должное, как опыт, как урок, как возможность что-то изменить, поступить иначе.

Ожидания – еще одна проблема, которая уж точно не сделает человека счастливым. Поэтому, если вы что-то делаете, то не ждите благодарностей или неблагодарностей. Вы ж поступаете определенным образом не ради того, чтоб Вас похвалили и сказали какой вы молодец. Предайтесь внутренней радости и наслаждайтесь всем, что происходит, в независимости от оценки окружающих.

2. Никогда не нужно сводить счеты с врагами, ведь в конечном итоге это принесет больше вреда Вам нежели им.
Хоть и существует такое понятие как «кровная месть», и есть люди живущие по принципу «око за око, зуб за зуб», но правильно ли это? Поверьте, месть не сделает Вас счастливыми, и не принесет в вашу жизнь радость и покой. Научитесь прощать людей, научитесь понимать их и принимать все их поступки. Гораздо проще, когда вы внутри себя скажете: «Чтоб ты не сделал, я прощаю тебя. Иди с миром».
Конечно, для кого-то это может показаться нелепым, мол если меня или моих родных обидели, то нужно обидеть в ответ, отомстить, поступить так, как поступают с тобой. Помните, что зло порождает еще большее зло, и ваша желание отомстить принесет в вашу жизнь множество проблем и разочарований. Многие поступки мы делаем на эмоциях, и только после, когда оцениваем ситуацию трезво, понимаем сколько глупостей наделали. Не допускайте глупостей, учитесь прощать и быть терпимым.

3. Поступайте как генерал Эйзенхауэр: никогда не думайте ни минуты о людях, которые Вам неприятны.
В жизни есть столько чудесного, столько приятного и позитивного, просто мы часто не замечаем этих банальных вещей. Не зацикливайтесь на проблемах, и людях, которые создают эти проблемы. Не думайте о тех, кто вам неприятен, о тех, кто приносит в вашу жизнь печали и разочарования. Ведь закон притяжения гласит: «На чем вы концентрируете свое внимание, то и приходит в вашу жизнь с особой скоростью». Если вы будете постоянно думать о проблемах, то их станет еще больше. Поэтому, привносите в свою жизнь радость, позитивное мышление, веру в светлое будущее. Поверьте, жизнь не настолько длинная, чтоб тратить ее на мысли о неприятных вещах и людях.

Скачать книгу:


4. Не критикуйте, не осуждайте, не жалуйтесь.
Пожалуй, самая короткая цитата Дейла Карнеги, но самая глубокая по смыслу. Многие понимаю, что критиковать, осуждать и жаловать не нужно, но не многие задумываются почему. Давайте же разберемся. Что такое критики – это осознание, что вы являетесь выше и лучше человека. А кто Вам такое сказал? Ваше собственное эго? Ну так не нужно себя ставить выше других, ведь вы не знаете все их жизненной ситуации, и не можете критиковать человека за то, какой он в данный момент. Единственный, кого вы в праве критиковать – это вы сами. Осуждение выходит тоже из критики. Да кто мы такие, чтоб судить других людей. Мы часто видим песчинки в глазах других, при этом не замечая бревна в своем. Мы любим посмаковать и осудить проблемы соседа, но при этом не в состоянии заметить и разобраться в собственных неурядицах.
Жалобы – еще один негативный аспект нашей жизни, который вы должны исключить. От того, что вы будете жаловаться и делать из себя жертву, ничего не измениться. Как уже говорилось выше – на чем вы концентрируете свои мысли, то и приходит в вашу жизнь. Если вы постоянно думаете о проблемах, жалуетесь на плохую жизнь, то она будет еще хуже.

5. Помните, ваш собеседник может быть совершенно неправ. Но он так не думает. Не нужно осуждать его.
Каждый из нас имеет свою точку зрения, свои мысли и видение определенных ситуаций. Пускай не всегда ваши мысли будут совпадать с взглядами собеседников. Но это естественно. Все мы индивидуальны, все имеем право на свободу мировоззрения. Поэтому, если попадете в такую ситуацию, когда ваш друг будет говорить о чем-то, с чем вы не согласны, то лучше просто принять его, принять его точку зрения. Мы не говорим, что вы должны менять себя и свое видение, вы лишь должны научиться принимать других людей такими, какими они есть. Желание спорить и изменить их приведет к зарождению конфликта. Вам это нужно?

6. Умейте встать на позицию другого человека и понять, что нужно ему, а не Вам. С тем, кто сумеет это сделать, будет весь мир.
Не смотрите на мир лишь с позиции «Я», и «Мне нужно». Нам со страниц модных журналов, с экранов телевизоров говорят, что эгоизм это нормально, что нужно жить для себя и не замечать никого больше, и только так вы сможете достигнуть успеха. Но мало кто сопоставляет понятие успех и счастье. Будете ли вы счастливы, если у Вас не будет верных друзей, хороших знакомых, если Вас будут ценить лишь за банковский счет. Однажды Стив Джобс сказал: «Деньги – это не самое главное. Я не хочу быть самым богатым покойником на кладбище».
Научитесь понимать других людей, видеть их потребности и желания. Никогда не нужно себя ставить выше, считать, что из-за того, что вы имеете больше денег, то вправе распоряжаться жизнью других людей. Научитесь жить в гармонии с этим миром и со всеми людьми.

Статья в тему:


7. Если человек пытается использовать тебя в своих целях, вычеркни его из числа своих знакомых.
Не позволяйте манипулировать собой. Да, вы можете понять человека, понять его мотивы, даже можете принять такое поведение, но это еще не означает, что вы должны позволять ему использовать себя в корысливых целях. Если видите, что вам фальшиво улыбаются и «льют розовые сиропы» лишь ради наживы, то постарайтесь распрощаться с таким человеком. Поверьте, лучше это сделать сразу, и развести ваши жизненные пути, нежели в будущем попасть в очень сложную и неприятную ситуацию.

8. Если судьба преподносит тебе лимон, сделай из него лимонад.
Очень удачная цитата Дейла Карнеги, которая гласит о том, что из любой ситуации можно найти выход. Все, что вы считаете проблемами и неудачами, на самом деле не есть таковыми. Что делает ту или иную ситуацию проблемной? Правильно, наше отношение к ней. Одни, сталкиваясь с проблемами, унывают, начинают волноваться и бояться, что не смогут найти правильный выход. Другие же, получая аналогичную ситуацию в свою жизнь, мыслят совершенно иначе. Они понимают, что проблема – это и вовсе не проблема, а возможность проанализировать свои поступки, понять что было сделано неправильно, осознать определенные моменты и сделать все заново, только с учетом полученного опыта и знаний.
Кто-то получив лимон может скривиться и сказать «Фу, какая гадость», а кто-то сделает лимонад и будет наслаждаться им жарким летним днем.

9. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных.
Даже и не знаю, что тут добавить. По-сути, этой фразой все сказано. Всегда находите себе какое-то занятие: работайте, пишите, учитесь, рисуйте, пойте, познавайте, вовлечено рассматривайте природу за окном. Когда вы заняты, то никакие проблемы не существенны, когда вы заняты, то все трудности пропадают. Главное, чтоб это занятие приносило удовольствие, чтоб вы действительно наслаждались тем, что делаете.

Статья в тему:

Американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель — Дейл Карнеги разработал концепцию бесконфликтного и успешного общения.

Карнеги родился 24 ноября 1888 г. в Американском штате Миссури, в семье фермера. Его семья жила в большой бедности, но за счет собственной настойчивости он смог получить неплохое образование. Любовь к ораторскому искусству зародилась в мальчике еще в школьные годы: учителя неоднократно отмечали его способности к правильному ведению дискуссий и коммуникабельность.

По окончании школы Карнеги работал рассыльным в Небраске, затем актером в Нью-Йорке. После этого решил профессионально заняться ораторским искусством. И первым этапом в этом стало успешное зачисление в педагогический колледж Уорренсберга. В колледже обучалось 600 человек студентов, и только шестеро из них, включая Дейла, не имели возможности снимать себе жилье в городе. Дейл Карнеги ежедневно проделывал верхом на лошади путь туда и обратно, преодолевая расстояние в шесть миль. Заниматься приходилось только в перерывах между выполнением различных работ на ферме. К тому же он не участвовал во многих мероприятиях, проводившихся в колледже, так как не имел ни времени, ни соответствующей одежды: у него был только один хороший костюм. Он пытался попасть в футбольную команду, но тренер не принял его, сославшись на его малый вес.

Карнеги стыдился своей бедности, он стыдился своей куртки, которая была уже ему слишком тесна, и своих брюк, которые уже стали ему слишком коротки. Ему в то время было 18 лет, он был горд и чувствителен, ему приходили в голову мысли о самоубийстве. Мать, понимавшая это, посоветовала ему принять участие в дискуссионном кружке, куда после нескольких попыток он был принят. Это событие осени 1906 г., оказалось поворотным пунктом в его жизни.

Занятия в кружке помогли Дейлу обрести уверенность в себе и усовершенствовать свои навыки в ораторском искусстве. Всего лишь за год занятий Карнеги стал обладателем всех высших наград на конкурсах по публичным выступлениям. Молодой человек начинает самостоятельно разрабатывать свою уникальную систему обучения навыкам общения. Спустя некоторое время, молодой оратор оформляет авторские права на разработанную им методику.

Карнеги начинает читать лекции и профессионально заниматься преподаванием для студентов. С 1911 г. преподает риторику и сценическое мастерство самостоятельно, вскоре организует собственную школу. Одновременно путешествует по стране с популярными лекциями. Карнеги становится известным в своей области.

В 1912 г. он приступил к чтению лекций в первой своей группе, организованной в Христианской ассоциации молодых людей (ХАМЛ). Спустя несколько месяцев его курс приобрел такую популярность, что вместо обычной ставки в два доллара за вечер дирекция ХАМЛ стала выплачивать ему по тридцать долларов.

В 1936 г. вышла самая знаменитая его книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» – собрание практических советов под общим лозунгом: «Верь, что ты добьешься успеха – и ты его добьешься».

К концу жизни Карнеги пользовался всемирной известностью, а его «Институт эффективного ораторского искусства и человеческих отношений» имел отделения в сотнях городов во всей Америке, Европе и мире.

Дейл Карнеги скончался 1 ноября 1955 г. в Нью-Йорке, страдая болезнью Ходжкина, он покончил жизнь самоубийством в своем доме в Форест Хилл и был похоронен в Белтоне (штате Миссури).

Дейл Карнеги жил по принципу, что нет плохих людей. А есть неприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, и совсем не стоит из-за них портить жизнь и настроение окружающим.