• Перевод

Мой дедушка был часовщиком. Когда я был ребенком, я мог подолгу сидеть возле его большого деревянного стола, наблюдая за тем, как он собирает все эти механизмы, состоящие из десятков мельчайших деталей. Все его терпение, решительность и точность, которые он вкладывал в каждую деталь своих механизмов всегда восхищали меня.


Наблюдая за работающим механизмом первое время чувствуешь какое-то волшебство. Тогда как электронные часы выглядят как-то холодно и скучно, видя двигатель часов сразу очаровываешься им и тем мастерством, которое заставило все это работать. У меня у самого часы появились только в 12 лет, когда дедушка предложил одну из его работ. И надевая их на моё запястье он сказал то, что я никогда не забуду:
Запомни, время - это самый драгоценный подарок для всех.

Может быть не так драматично как дядя Бен в своих последних словах из фильма «Человек Паук», но его слова всегда всплывают у меня в голове, когда я думаю о дизайне чего-либо. Время - это самый значимый и ограниченный ресурс, которым мы обладаем.

Значение времени в цифровой эпохе

Создание цифрового взаимодействия приходит с укоренившейся панацеей, которая заключается в скорости и производительности. Amazon подсчитала, что если время загрузки их сайта вырастет всего на одну секунду, то это приведет к падению продаж ежегодно на 1,6$ миллиарда . Google потеряет почти 8 миллионов поисковых запросов и результатов по ним, если их страница потеряет в скорости одну четвертую секунды - невероятно!

Так что же нам делать?

Мы создаем представление бюджета, пытаясь не вылезти за его рамки, запускаем оптимизацию изображений, минимизируем наш Javascript и CSS, кэшируем наши ассеты, расположенные на серверах в самых экзотических местах земного шара.

Но существует одно «но». Во-первых, быстрота не означает лучшее взаимодействие. А во-вторых важность времени - это весьма субъективная величина, как метко заметил Эйнштейн:

«Когда вы проводите время с прекрасной девушкой в течение часа, вам кажется, что проходит всего одна минута, однако, когда вы в течение минуты сидите на раскалённой плите, вам кажется, что проходит час.»

Вспомните себя, когда у вас выдался не «самый удачный» день за последнее время? Время вдруг внезапно замедлилось, и единственно о чем вы думаете: «Почему я еще не сижу на своем мягком диване, смотря последний эпизод «Игры Престолов». И это только одна из мыслей, которые просто переполняют вашу голову в такой момент.
Когда вы смотрите на часы, вы в буквальном смысле чувствуете как медленно идет время. Иногда даже кажется, что стрелки часов останавливаются на секунду.

Но вот наступают выходные, и восприятие времени кардинально меняется. Несоизмеримое количество новых впечатлений меняет ваше чувство времени. И почему рабочие дни так медленно тянутся, в то время как выходные просто пролетают.

Время <> Интерактивный дизайн

Время является ключевым критерием интерактивного дизайна. В конце дня, абсолютные минуты и секунды пользователям приходится ждать не известно зачем. О том, как люди взаимодействуют с дизайном и запоминают его, Amazon приоткрывает завесу данного волшебства.

Исследования UIE провели сравнения восприятия пользователей со скоростью веб-страниц. Результаты показали, что отзывчивость Amazon пользователи оценивали в среднем быстрее, чем About.com, хотя полная загрузка страницы первого составляла порядка 36 секунд , против 8. Это удивительно! Пользователи не ищут коротких путей…
Когда пользователи выполняют только то, что намеревались, то и сайт воспринимается ими как быстрый ресурс.

Как это возможно?

Мы не воспринимаем время как абсолютную величину. Его восприятие больше зависит от индивидуального состояния и контекста. Когда мы получаем удовольствие от самого процесса - мы едва успеваем следить за временем. Это правило применимо и к пользовательским интерфейсам. Хорошо спроектированные интерфейсы воспринимаются нами как более быстрые, будучи на самом деле отнюдь не такими.
Давайте рассмотрим к каким типам стратегий в дизайне мы можем прибегнуть, чтобы изменить восприятие времени и возможно создать более динамичное пользовательское взаимодействие.

1. Поддерживайте пользовательскую занятость

Вы бывали когда-нибудь на Манхэттене? Когда вы стоите возле пешеходного перехода, в ожидании зеленого света, вы становитесь наблюдателем удивительного шаблонного поведения человека. Люди жадно вдавливают сигнальную кнопку в надежде хоть как-то сократить время ожидания. Частота нажатий этих кнопок обычно пропорционально увеличивает уровень раздражительности у остальных пешеходов.
Хотя большинство людей просто не знают, что:
Около 90% всех пешеходных кнопок Манхэттена просто не работают.

Так почему все эти кнопки все еще на месте? Почему мегаполис не избавиться от них, если они просто пустышки?
На самом деле вопрос только в том, что мы подразумеваем под работоспособностью. Люди, нажав эту кнопку, часто подсознательно укорачивают время ожидания, чем оно есть на самом деле. Эти кнопки работают, и работают потрясающе. Просто не так, как мы думаем.

Поддерживание пользовательской занятости - это одна из самых старых и самых эффективных стратегий, чтобы сократить время ожидания. Это основа того, что в наших лифтах присутствуют зеркала; почему в залах ожидания всегда есть книги и желтая пресса, и именно поэтому мы склонны постоянно теребить свой мобильник, проверяя время, в ожидании предстоящей встречи.

А что же насчет веба?

В те старые добрые времена, когда люди использовали в качестве браузера Internet Explorer, мы всегда наблюдали белое полотно перед тем, как новая страница была загружена.

Белизна, заполняющая все пространство страницы создавала какое-то чувство саморефлексии и неуверенности.
Небольшие изменение, введенные в последующих версиях смогли исправить это положение. Сохранив текущее представление вкладки до того, как новая страница будет загружена, IE создал иллюзию того, что сайты загружаются гораздо быстрее, просто потому, что пользователи продолжали взаимодействовать с содержимом.

Дисней Ленд хорошо известен тем, что переосмыслил представление обычных очередей в сторону приятного времяпровождения. Заимствовав основные принципы из архитектуры, они уверены в том, что если человек в начале очереди видит ее окончание, то он никогда не будет деморализован. Вы двигаетесь через различные этапы очереди, на которых открываются все новые и новые «волшебства». Некоторые люди заходят так далеко, как говорят работники Дисней Ленда, что просто так отстаивают очередь, потому что их радует сам процесс.

Подытожим; сигнальные кнопки, обсуждаемые нами ранее, выполняют свою работу, с точки зрения пользовательского взаимодействия. Хотя технически они ничего не делают, они прекрасно функционируют с точки зрения психологии.

Если вы хотите создать более гладкое взаимодействие, перестаньте рассматривать технологии как панацею. Так давайте же сделаем время ожидания короче, предлагая людям полезные советы, ссылки, цитаты и прочее, добавляя нотку смысла.

2. Выполняйте действия с оптимизмом

Сегодняшний веб и мобильные приложения нашпигованы микростатусами. Будь то сердечко лайка в Инстаграмм или кнопка ретвита в микроблоге; приложениям просто необходимо постоянно общаться с серверами.
Каждое такое взаимодействие требует соединения с бэкендом, что в свою очередь несет потенциальные задержки в работе интерфейса. Давайте рассмотрим, что мы можем сделать, чтобы избавиться от последних и дать возможность нашим приложениям чувствовать себя многовеннооткликаемыми.
Исследования возвращают нас к 1968 году, предполагая что мы условно разделяем время ответа на три категории:

100 миллисекунд
Всякий ответ, время ожидания которого укладывается в рамки 100 миллисекунд принято считать мгновенным. Проверьте это на своем телефоне. Большинство мобильных веб-сайтов имеют раздражающую задержку клика до 300 миллисекунд. Эти дополнительные миллисекунды могут создать ощутимую зазубрину в мнении о скорости работы интерфейса.

1 секунда
Пользователь продолжает находится «тет-а-тет» с приложением, но теряется чувство контроля над мгновенной реакцией элементов.

10 секунд
Представляет абсолютный лимит до того, как пользователь начинает думать о великом.

Всеми способами мы пытаемся уложиться к эти сладкие 100 миллисекунд времени. Стратегия дизайна от Майка Кригера гласит: «Выполняйте действия с оптимизмом», пытаясь решить эту проблему.
Вместо показа индикатора загрузки, лайкнув фото в Инстаграмм, пользователь видит мгновенное пробуждение иконки сердечка, пока за кулисами происходит установка связи с сервером. Это делает взаимодействие более гладким, поскольку работа пользователя прервется только в том случае, когда произойдет ошибка.

Твиттер использует ту же технологию.

Подытожим; разрабатывайте и создавайте более оживленные пользовательские интерфейсы, которые только усилят представление потока, предоставляя людям мгновенное отклик.

3. Используйте переходы в интерфейсе

Анимация стала ключевым элементом современного дизайна пользовательского интерфейса. И если время и пространство являются неотъемлемой частью интерактивного дизайна, то анимация - это ключ его выражения. Мы представляем анимацию не более чем просто украшение для нашего приложения, но она является невероятно мощным инструментом для обучения пользователей правильному взаимодействию, рассказыванию историй, повышения потокового восприятия, но кроме того и для создания фирменного стиля взаимодействий.

Когда дело доходит до использования анимаций - время имеет решающее значение. Затяните с ним - и вы будете просто вынуждать пользователей просматривать ваши чудо-переходы. Сделаете его слишком коротким, и пользователи вполне возможно просто пропустят важные детали. Есть достаточное количество статей на эту тему, поэтому здесь я не стану углубляться.

Тем не менее, в контексте восприятия времени, существует важный момент, который мы должны принимать во внимание. Мы можем использовать анимацию, чтобы уменьшить воспринимаемое время ожидания. Обратите внимание на пример ниже:

Эта анимация довольна медленна, не так ли? Если мы будем постоянно видеть ее, то не минуемо она станет нас раздражать. Но используя такой вид анимации, мы сможем выиграть дополнительное время, пока идет загрузка нового контента. Медленные анимации могут сместить фокус от времени ожидания к взаимодействию использования приложения. Критическим же фактором здесь является тот момент, если мы будем сталкиваться с этим трюком снова и снова.

Подытожим; чем сознательней мы испытываем время ожидания, тем длиннее оно становится. Подобно фокуснику, используя анимацию, мы можем перехватить внимание пользователей и заострить его на том, на чем мы хотим.

4. Избегайте модальных спиннеров

Вас никогда не удивляло, почему именно вы всегда попадаете в самую длинную очередь в магазине? Причина этого кроется к значимости.

Мы постоянно сталкиваемся с медленными очередями. Мы тогда рассказываем остальным о своем печальном опыте в течение случайных посиделок после работы. Причем, чем больше мы говорим об этом, тем большую значимость мы придаем этому событию в нашей памяти. В следующий раз в подобной ситуации в нашем подсознании обязательно всплывет тот же самый момент, а вслед за ним и негативные эмоции. Как результат - мы имеем совсем необъективную оценку происходящего и вынуждены думать, что в подобных ситуациях оказываемся чаще мы, чем все остальные.

Тоже самое применимо и к ajax-спиннерам и другим индикаторам активности.

Не имеет значение насколько красивым будет данный индикатор, после того, как вам встретятся сотни таких элементов, различных по своей форме и окрасу, вы безусловно подумаете: «Этот парень просто ест мое время».

«Задумка с показом индикатора прогресса безусловно хороша, но в конечном счете результат может обернуться не в лучшую сторону, потому что по определению, такие элементы заставляют обращать внимание на сам факт того, что нужно подождать.»
- Люк Врублевский.

Ради справедливости следует заметить, что спиннеры - это не всегда плохое решение. Плохим же решением является то, как мы их используем. Давайте рассмотрим два подхода при создании приложения чата.

Подход А
Всякий раз, когда пользователь жмет кнопку отправки сообщения, на всю страницу всплывает модальный спиннер, указывающий на то, что сообщение в настоящий момент отправляется.
Подход Б
Всякий раз, когда пользователь жмет кнопку отправки сообщения, небольшой индикатор появляется возле отправляемого сообщения. И как только сервер вернет ответ на запрос - индикатор исчезнет.

Так какой по вашему мнению подход лучше? Это очевидно, не правда ли? В то время как Подход А создает трение, заставляя пользователя смотреть на индикатор всякий раз, при отправки сообщения, Подход Б несет в себе восприятие неотрывного взаимодействия.

Сравните это с кнопкой микроблога «Добавить в избранное», обсуждаемого нами ранее. Только представьте, как бы это раздражало пользователей, если бы всякий раз при нажатии на эту кнопку, приходилось бы ждать того момента, когда запрос полностью отработает на сервере. В таком случае вы бы немедленно отказались от использования данной фитчи.
Хотя такое решение не только применимо к приложению чата. Оно применимо ко всем видам взаимодействий, связанных с микросостояниями. Подход Б очевидно лучше, но тем не менее, люди прибегают к подходу А, считая что его легче реализовать.

Подытожим; использование индикаторов приемлемо. Но следует избегать полноэкранных спиннеров, блокирующих весь остальной пользовательский интерфейс.

5. Сообщайте о длительном времени ожидания

Порой, длительное время ожидания просто неизбежно. То каким образом мы преподносим это, в значительной степени влияет на то, как люди воспринимают это.
Для примера, давайте рассмотрим посещение ресторана. В случае ожидания в ресторане, в игру вступают сразу несколько факторов:
  • Обслужат ли меня немедленно? Будет ли мне сразу уделено внимание?
  • Знаю ли примерное время ожидания и целесообразно ли оно?
  • Понимаю ли я в первую очередь, зачем мне нужно ждать?
  • Честно ли меня предупредили о времени ожидания или мне придется ждать дольше остальных?
  • Нравится ли мне аромат еды в воздухе?
Все эти факторы, создают список критериев окружающей среды для наших дальнейших действий. По сути, создавая действительность, несоответствующую ожиданиям, можно запросто развернуть на 180 градусов даже самого лояльного посетителя.

Те же правила применимы и к цифровому окружению, где маленькая бестактность, касающаяся плохо подобранному цвету кнопки, может превратить, казалось бы, скромного и спокойного человека в самого злостного тролля. Давайте же избегать таких моментов, помогая людям использовать свое время продуктивнее.

Прогресс бары

Инструмент, который первым приходит на ум, когда пользователю необходимо отобразить ход выполнения действий - это старый добрый прогресс бар. Оказывается, существуют хорошие и плохие прогресс бары. Так когда же этот инструмент является плохим?
Говоря вкратце, когда он врет.

Вспомните процедуру установки приложений на старых версиях Windows, которая начинается невероятно быстро, а после на 99% встает колом на несоответствующее ожиданиям время. Если бы вы с самого начала знали насколько долго затянется процесс установки - вы бы лучше пошли пить кофе. Но вы не можете себе это позволить.
Отображаемый прогресс несет неправильные ожидания. И вместо того, чтобы наслаждаться прекрасным латте, вы торчите возле монитора, ожидая завершения последнего процента установки. Не вдохновляет, не правда ли?

И это не для кого не секрет. Прогресс бары обманывали нас на протяжение многих лет. Задача о создании «честного» прогресс бара, отражающего реальное состояние системы, является отнюдь нетривиальной.

Но быть может мы сами получили «плохие» прогресс бары. Может быть нам стоит переосмыслить зачем мы их используем в первую очередь. Быть может в их предназначение никогда и не входила возможность предоставление точной информации. А может их реальное преимущество заключается в построение разумных ожиданий и предоставление визуального способа наблюдать за оценкой прогресса.

Одним из способов, при построение «честного» прогресс бара, является уверенность в том, что ваш компонент двигается с постоянной, предсказуемой скоростью. Но это еще не все.

Ускорение прогресс баров

Как уже говорилось ранее, время весьма субъективно. Что если мы попытаемся изменить восприятие скорости и времени, используя небольшие дизайнерские плюшки? Улетим ли мы с таким изобретением? Исследования проведенные Крисом Харрисоном пытаются дать ответ на этот вопрос. Вот результат исследований.

Частота и ритм изменений, как известно, влияют на восприятие времени. Исследования показали, что мигающий индикатор воспринимается более быстрее, чем обыкновенный статический. Временная иллюзия стала еще более интенсивной, когда они изменили направление движение ребер полосы загрузки в обратном направлении. Все эти небольшие изменения прогресс бара заставляют воспринимать его на 11% быстрее.

Другие исследования показали, что пользователи более чувствительны к ходу заливки самого компонента. Как заявляет Дэниел Канеман: «Пользователи предпочитают полосы загрузки ход которых, быстрее в начале и в конце процедуры, фактически совпадая при этом с той или иной фазой самого процесса».

Некоторые могут возразить, сказав, что все эти дизайнерские штучки весьма обманчивы и манипулятивны. Я бы сказал, что это прекрасно. Подобно сигнальным кнопкам светофора на Манхэттене, эти дизайнерские уловки уменьшают восприятие времени и улучшают общую картину пользовательского взаимодействия.

Попробуйте этот простой трюк: в следующий раз, перемещая большой файл на компьютер, измените размер окна с прогресс баром. Чем шире это окно, тем быстрее будет восприниматься идикатор прогресса.

Обратный отсчет / Приблизительное время окончания

В то время, ка прогресс бар является инструментом для визуального отображения, тем не менее часто этого бывает не достаточно. Особенно длительное время ожидания требует более точного показателя. Для это и существует обратный отсчет .

Не совсем честные исследования Дэвида Майстера, касающиеся очередей ожидания показали, что зная примерное время ожидания, человек воспринимает его более быстротекущим. С другой стороны, предоставляя неверную информацию можно только усугубить ситуацию.

«Представьте пилота, который неустанно повторяет: «Еще несколько минут», подсыпает только соль на рану, когда ожидание все продолжается и продолжается. Пассажиры не только вынуждены ждать, но они уже теряют веру в его слова.»

Пользователи могут получить огромную пользу от отображения такой информации во время длительного ожидания. Это развязывает им руки для остальных дел, чтобы вернуться к текущему чуть позже. Опять же точность не так важна, как это может показаться. Пользователям нужна хотя бы приблизительная информация о том, насколько долго затянется данная процедура. Сможет ли он оторваться от экрана на минуту или две, или же более чем на 10?

Подытожим; ускоряйте свои прогресс бары. Возьмите на вооружение компоненты обратного отсчета для длительных ожиданий, давай пользователю возможность более эффективно использовать свое время.

6. Загружайте контент прогрессивно

Несколько месяцев назад, я был в Лондоне на конференции. Всякий раз, посещая этот город, я бываю в одном из своих любимых мест: Joe & Juice. Мне просто безумно нравится сама атмосфера этого заведения. Ненавязчивая музыка, достаточно много места для работы, свежевыжатый апельсиновый сок, классное эспрессо и очевидно - прекрасная кофемашина Slayer 3-group.

На этот раз, мой визит в этот уютный уголок слегка отличался. Это был солнечный пятничный день, разочаровавший меня вывеской на дверях этого магазина о ремонте. Она была простой огромной, гласившей: «Мы обновляемся для вас». Я уверен, вы сталкивались с подобными. Дело в том, чтобы подогреть ожидание, нужно чтобы люди знали, какие именно новшества появятся у вас в скором времени.
За последние время, было множество дебатов о том, использовать ли прогрессивный способ отрисовки изображений, или придерживаться только линейного. Отличие в основном состоит в том, как изображения загружаются:

В то время как прогрессивный подход использует несколько стадий для отображения отчетливого изображения, второй подход загружает изображение линейно сверху вниз. Основная идея прогрессивного подхода заключается в улучшение пользовательского взаимодействия, путем детализации уже присутствующего объекта на странице, давая при этом пользователю знать, что происходит.

Хотя такой подход применим не только к изображениям. Facebook взял за основу идею прогрессивной загрузки изображений и применил ее к своим постам. Пост, который еще не загрузился, использует вот такой прототип:

Такие прототипы задают ожидания. Когда вы заходите на facebook.com пользовательское взаимодействие становится более гладким, потому то на станице уже что-то существует. Как только содержимое поста полностью загрузилось - прототип сменяется полным текстом поста.
Pinterest использует похожую стратегию. Только они заливают пин преобладающим цветом изображения, до тех пор, пока последний не загрузится на страницу.

Переход от прототипа к действительному объекту является более цельной загрузкой, с точки зрения пользовательского взаимодействия, и в следствии чего кажется нам более быстрым.
Подобным образом, мы должны приоритизировать те ассеты нашей страницы, которые расположены выше и выше, относительно нижней части веб-страницы.

Подытожим; постепенная загрузка содержимого также важна, как и само пользовательское взаимодействие, она должна быть настолько быстрой, насколько это возможно.

В заключение

Наше восприятие времени, как и каждое взаимодействие людей с чем-либо, мы ставим в этот мир в форме различных обстоятельств, в курсе которых мы быть не можем. И до тех пор, пока технологии не могут полностью устранить ожидание, мы можем воспользоваться нашим субъективным восприятием мира, и сделать его более оживленным, бесшовным и прекрасным. Добавить метки

Иллюзия времени. Человек придумал время, точнее таймер. Да именно таймер который каждые сутки ведет свой отчет с 00:00 до 24:00. Этот таймер берет свою очередность такта из так называемых "Атомных часов", где за период отсчета принимается взаимодействие частиц. Так же этот таймер синхронизирован со сменой дня и ночи и название ему Universal Time. Можно провести простой эксперимент, закрыться в помещении где нет окон, только искусственное освещение, нет никакой электроники. И находясь там c постоянно включенным светом, в какой то момент вы поймете что потеряли счет времени, иллюзия времени перестанет на вас действовать.

Прошлое это всего лишь ваши воспоминания и последствия взаимодействий с миром в настоящем. Прошлое это только log file. А будущее это причинно следственная связь этого взаимодействия в настоящем. То есть если вы ударите по мячу, то в момент удара создаете эту связь. Если вы видите все взаимодействия на пути этого мяча, то можно сказать что вы заглянули в будущее). Но это всего лишь математика в настоящем. Почему эта иллюзия так устойчива, и мы все равно продолжаем жить по таймеру. Наше тело постоянно взаимодействует с окружающей средой, мы дышим, двигаемся, едим, находимся в постоянном взаимодействии с внешним миром, а внешняя среда очень агрессивна по отношению к нашему телу. Начиная с воздуха которым мы дышим, еды которую мы употребляем, воду которую мы пьем, стресс который мы испытываем. Мы совсем забыли о своем теле, переключив свое внимание на одежду которую носим, гораздо больше времени уделяем погоне за модой. И не замечаем того что наше тело постепенно изнашивается в следствии агрессивной эксплуатации, в какой то момент происходит надрыв и тело перестает успевать восстанавливаться. Так начинается старение. Но где во всем этом процессе время? Его там просто нет, есть только взаимодействие и никакого времени. Это взаимодействие происходит именно сейчас в настоящем, в это самое мгновение, ибо другого не существует. Это надо прочувствовать, ощутить, что существует лишь путь взаимодействий. К примеру, возьмём шахматную доску, расставим фигуры и будем просто сидеть и смотреть. И что мы увидим перед собой? Увидим фигуры на шахматной доске и ничего больше, продолжим дальше упорно сидеть и смотреть, и все равно фигуры, прошло "время" и ничего не случилось, нет никаких изменений, не осязаемо, в этом случаем мы знаем о нем только из таймера. А если мы переставим фигуры что же произойдет? Смотрим на шахматную доску и снова видим фигуры, обращаясь к памяти понимаем что они поменяли своё изначальное состояние. То есть произошло взаимодействие, фигуры прошли путь по шахматной доске, вполне осязаемое действие, которое связывают с ходом часов. Но эти часы к движению шахмат вообще никакого отношения не имеют! Произошло взаимодействие и появилось о нем воспоминание, картинка, которая между прочим хоть и о прошлом но в настоящем. Картинка находится в это мгновение здесь и сейчас, и не важно какую информацию она несет. А характер информации будет всегда один, который будет отражать результат взаимодействия. В нашем примере будет картинка на которых все фигуры находятся в своем изначальном положении. То есть до того момента как вы с ними взаимодействовали. Получается что прошлое это только память взаимодействий. И замечаем мы прошлое только по тому что есть воспоминания о событиях, действиях. Мы не помним событий которые не случались, мы не помним тот день в котором ничего не произошло. Всякий раз когда мы обращаемся к этому прошлому, мы обращаемся к настоящему, и не важно обращаемся мы к своей памяти, просматриваем фото или видео. Все это действие происходит в настоящем. Если мысленно представить себе некую комнату, в которой ничего не возможно сломать, где нет смены дня и ночи, времен года, нет старения, и оставить вас одного, то никакого прошлого и будущего в этой комнате вы никогда не ощутите и не придумаете. Вся эта иллюзия прошлого существует только из за внешних факторов, но это всего лишь иллюзия которая растворяется при внимательном ее рассмотрении. Тоже касается и будущего, проекция причинно следственной связи в настоящем. В эту минуту вы думаете что знаете свое будущее, хотя бы ближайшее, к примеру завтрашний день. Но это тоже иллюзия, не более чем проекция. Но осуществление этой проекции возможно, при просчете всех возможных взаимодействий которые происходят. Так как все взаимосвязано необходим просчет всех решений, всех людей, потому что даже чье то косвенное взаимодействие может повлиять на ход событий. Но в итоге, если представить что кто то проделал эту огромную работу, то в конечном счете его результатом будут всего лишь вариации тех или иных событий с разным процентным потенциалом осуществления. Это действо будет сродни гаданию на кофейной гуще, конечно в ряде случаев все пойдет по более возможному пути развитию, но и будет иметь место тот случай где все пойдет иначе. Исходя из этого, будущее этого лишь возможность, набор вариаций из настоящего. Будущего нет как и прошлого есть только настоящее и есть таймер по которому мы живем, создающий иллюзию времени.

Человек к великому сожалению настолько привязан к этому таймеру, что вся его жизнь вращается возле него. Его утро начинается с таймера, его работа идет по таймеру, его обед снова таймер, ужин и там есть, пора спать и сюда пробрался наш таймер. Во всех аспектах жизни он присутствует, мы на него ориентируемся словно это естественный ход событий, все как надо, так и должно быть. Но этот секундомер отражает только ориентир заката и рассвета но не более того. А какие же функции в обществе выполняет данное устройство по факту? Оно как мы видим регулирует, нашу деятельность, всю нашу жизнь, то есть фактически это устройство подсчета и косвенного контроля. Которое считает сколько мы работаем, сколько отдыхаем, определяет когда нам есть и спать. Современный человек словно белка в колесе, всегда в погоне, все пытается успеть за этим временем, еще переживает что этого времени всегда катастрофически мало. Загнал себя в рамки ограничений. Возможно теперь вы понимаете всю абсурдность этой ситуации, когда человек искусственно создал время и теперь сам страдает от его нехватки.

По утверждению теоретического физика Карло Ровелли, время — лишь иллюзия: наше восприятие его течения не соответствует физической реальности. Как утверждает Ровелли в своей книге «Порядок времени» , наше представление об окружающем мире весьма иллюзорно. Нам известно, например, что релятивистское пространство-время Альберта Эйнштейна при определенных условиях искажается. Свойства времени различаются в зависимости от относительной скорости конкретной области пространства или ее близости к массивным телам, — но это лишь упрощение происходящих процессов.

Так какие же мысли выказывает Ровелли? Он полагает, что реальность — это просто сложная сеть событий, на которые мы проецируем последовательности прошлого, настоящего и будущего. Вся подчиняется законам квантовой механики и термодинамики, из которых и возникает время.

Петлевая квантовая гравитация

Ровелли является одним из создателей и сторонников теории петлевой квантовой гравитации — одной из попыток связать между собой квантовую механику и общую теорию относительности. В отличие от более известной теории струн, теория петлевой квантовой гравитации не пытается быть «теорией всего», задачей которой является найти связь между физикой частиц и гравитацией. Тем не менее задачи, которые ставит перед собой эта гипотеза, несомненно амбициозны.

Наряду с работами в области квантовой гравитации Ровелли сформулировал концепцию «физики без времени». Это связано с тем, что некоторые уравнения квантовой гравитации (такие как уравнение Уилера-Де Витта , которое описывает квантовые состояния Вселенной) могут быть написаны вообще без какой-либо ссылки на время.

Как объясняет Ровелли, ощущение времени — в нашем восприятии и в физических его описаниях, написанных на математических языках Ньютоном, Эйнштейном и Эрвином Шредингером — возникает не от знания, а от невежества. «Вперед во времени» — это направление, в котором лишь увеличивается энтропия Вселенной, и в котором мы получаем информацию.

Книга разделена на три части. В первой, озаглавленной «The Crumbling Of Time» (Разрушение Времени), Ровелли пытается показать, что определенные теориями законы физики разрушают идеи здравого смысла. Эйнштейн показал, что время — это всего лишь четвертое измерение и что нет ничего особенного в «сейчас», и даже «прошлое» и «будущее» не всегда четко определены. Свойства пространства и времени таковы, что два события, происходящие далеко друг от друга, могут произойти в одном порядке, если на них будет смотреть один наблюдатель, и в обратном порядке, если будет смотреть другой.

Ровелли дает хорошие описания классической физики Ньютона и Людвига Больцмана, а также современной физики через призму работ Эйнштейна и квантовой механики. Законы термодинамики, так же как и теорема Байеса из теории вероятностей, используют за основу концепцию энтропии. И поэтому их можно использовать, чтобы доказать, что течение времени является субъективной особенностью Вселенной, а не объективной частью ее физического описания.

Во второй части «Мир без времени» Ровелли выдвигает идею о том, что события (слово для определенного времени и места, в котором что-то может произойти), а не частицы или поля, являются основными составляющими мира. Задача физики состоит в том, чтобы описать отношения между этими событиями. Как отмечает Ровелли: «Буря не вещь, это совокупность событий». На нашем уровне каждое из таких событий выглядит как взаимодействие частиц в определенном положении и в определенное время. Однако сами время и пространство действительно проявляются только при своем взаимодействии и цепочки причинно — следственных связей между ними.

В последнем разделе «Источники времени» Ровелли воссоздает то, как возникли наши , используя аспекты термодинамики и квантовой механики. Он утверждает, что наше восприятие потока времени полностью зависит от нашей неспособности видеть мир во всех деталях. Квантовая неопределенность означает, что мы не можем знать положения и скорости всех частиц во Вселенной. Если бы мы умели это делать, энтропии не было бы, и не было бы движения времени.


С.У. Мда-а... Прошлого, настоящего и будущего нет!.. Как ни парадоксально это звучит, как ни привыкли мы к размеренному течению его Величества Времени, всё больше учёных склоняется к именно этому выводу. Не верите?.. Вот и мне принятие этой мысли даётся с трудом. Но, не исключено, друзья мои, что придётся:

"Что, если времени нет, все существует в настоящий момент и это фундаментальный принцип Вселенный, который наши ученые до сих пор пытаются понять? Времени не существует, и квантовая теория только подтверждает это? Некоторые вещи ближе к вам во времени, некоторые дальше, точно так же, как в пространстве. Но идея того, что время течет вокруг нас, может быть настолько же абсурдной, как и текучесть пространства.

Проблема времени появилась еще сто лет назад, когда специальная и общая теории относительности Эйнштейна разрушили представление о времени как об универсальной постоянной. Одним из следствием стало то, что прошлое, настоящее и будущее не абсолютны. Теории Эйнштейна также образовали раскол в физике, потому что правила общей теории относительности (которые описывают гравитацию и крупномасшотабную структуру космоса) кажутся несовместимыми с правилами квантовой физики (которые действуют на самых малых масштабах).

Согласно специальной теории относительности Эйнштейна, нет никакого способа определить события так, чтобы их можно было обозначить как протекающие одновременно. Два события, которые происходят «сейчас» для вас, будут протекать в разное время для всех, кто движется с другой скоростью. Другие люди будут видеть разные «сейчас», которые могут содержать элементы вашего «сейчас», а могут и не содержать.

Результатом является картина так называемой блок-вселенной: вселенная выступает в качестве статичного неизменного «блока» в противовес традиционному мировосприятию. Вы можете отметить всеми возможными методами то, что считаете «сейчас», но это место не будет ничем отличаться от любого другого места, кроме того, что вы находитесь рядом. Прошлое и будущее физически отличаются не более чем лево и право.

Уравнения физики не говорят нам, какие события происходят прямо сейчас - это как карта без символа «вы здесь». Момент настоящего в них просто не существует, равно как и течения времени. Кроме того, теории относительности Эйнштейна предполагают, что не только общего настоящего нет, но и все моменты одинаково реальны.

Почти сорок лет назад известный физик Джон Уилер из Принстона и Брайс де Витт из Университета Северной Каролины разработали экстраординарное уравнение, которое обеспечивало возможную рамку для объединения относительности и квантовой механики. Но уравнение Уилера-Де Витта всегда было спорным, в частности потому, что добавляло еще один непонятный поворот в нашем понимании времени.

«Можно сказать, что время просто исчезло из уравнения Уилера-Де Витта, - говорит Карло Ровелли, физик из Университета Средиземноморья в Марселе, Франция. - Это вопрос, которым озадачены многие теоретики. Возможно, лучший способ мышления о квантовой реальности - отказаться от понятия времени, чтобы фундаментальное описание вселенной было вневременным».

Можно сказать, что чем лучше мы понимаем сознание, тем лучше мы понимаем время. Сознание - бесформенное невидимое поле энергии бесконечных измерений и возможностей, подложка всего сущего, независимая от времени, пространства, места. Оно охватывает все существование без ограничений времени и размерности, регистрирует все события, какими бы малыми они ни были, вплоть до мгновенной мысли. Взаимосвязь между временем и сознанием ограничивается точкой зрения человека, хотя по сути она безгранична.

Решение проблемы времени в физике и космологии по Джулиану Барбуру проще простого: нет такого понятия, как время.

«Если вы пытаетесь взять время в руки, оно всегда утекает сквозь пальцы, - говорит Барбур. - Люди уверены, что время есть, но не могут получить к нему доступ. Мне кажется, они не могут получить к нему доступ, потому что его вообще нет».

Радикальность Барбура проистекает из многих лет поиска ответов на вопросы классической и квантовой физики. Исаак Ньютон думал, что время подобно реке, текущей с одинаковой скоростью повсюду. Эйнштейн изменил эту картину, объединив пространство и время в единое четырехмерное пространство-время. Но даже Эйнштейн не смог определить время как меру изменений. По мнению Барбура, вопрос нужно поставить с ног на голову. Вызывая призрак Парменида, Барбур видит каждый отдельный момент как цельный, завершенный и существующий сам по себе. Он называет эти моменты «сейчасами».

«По мере нашей жизни, мы движемся через последовательность «сейчасов», - говорит Барбур. - Вопрос в том, какие они?». Для Барбура каждый «сейчас» - это расположение всего во Вселенной. «У меня есть стойкое ощущение, что вещи имеют определенные позиции по отношению друг к другу. Я пытаюсь абстрагироваться от всего, что мы не можем видеть (прямо или косвенно), и просто сохранить эту идею сосуществования множества вещей одновременно. Это просто «сейчасы», ничего больше или меньше».

Сейчасы Барбура можно представить как страницы романа, вырванные из корешка и разбросанные в случайном порядке по полу. Каждая страница - это отдельная единица, существующая вне времени и без времени. Выстраивание страниц в определенном порядке и пошаговое их перемещение создает историю. Но вне зависимости от порядка расположения, каждая страница будет завершенной и независимо. Как говорит Барбур, «прыгающий кот - это не то же самое, что падающий кот». Барбур пытается вернуть понятие времени к платоновским идеям, когда время будет незыблемо, цельно и абсолютно.

Наша иллюзия прошлого возникает, потому что каждый «сейчас» содержит объекты, которые выступают «записями» на языке Барбура. «Единственное доказательство прошедшей недели - ваши воспоминания. Но воспоминания приходят из стабильной структуры нейронов в вашем настоящем мозге. Единственное доказательство прошлого Земли, которое у нас есть, это камни и окаменелости. Но это стабильные структуры, расположенные в форме минералов, которые мы изучаем в настоящее время. Дело в том, что у нас есть только эти записи и все они существуют «сейчас».

Время, с этой точки зрения, не существует отдельно от вселенной. За пределами космоса не тикают часы. Многие из нас воспринимают время подобно Ньютону: «Абсолютное, истинное и математическое время по самой своей сути протекает равномерно, вне зависимости от чего-либо внешне». Но Эйнштейн доказал, что время является частью ткани вселенной. Вопреки тому, что думал Ньютон, наши обычные часы не измеряют что-то независимое от вселенной.

Слово «механика» в термине «квантовая механика» означает машину, предсказуемую, работоспособную, познаваемую вещь. Квантовая Вселенная, в которой мы живем, хотим мы этого или нет, на поверхности кажется механической и линейной, но это не так. Ее лучше описать как бесконечное множество возможных линейных действий. Эту науку можно было назвать «квантовой экологией» вместо «квантовой механики», потому что она создается изнутри. Все, что выходит из невидимости, делает это подобно живому организму.

В квантовой механике все частицы материи и энергии можно описать как волны. У волн есть необычное свойство: в одном месте может существовать бесконечное их число. Если однажды будет доказано, что время и пространство состоят из квантов, эти кванты будут существовать сбитые в одной безразмерной точке все вместе.

Современная преобладающая парадигма в мире гласит, что если вещь нельзя объяснить, детализировать, проанализировать и задокументировать линейными научно-мыслительными процессами, то это чепуха. Если у вас есть духовное объяснение человеческого существование, то вы сумасшедший с точки зрения науки, живете в своем мирке. Научное мышление говорит нам, что все во вселенной можно объяснить либо сейчас, либо в будущем, используя аналитические научные методы. Наука говорит: в отсутствие научного доказательства, этот предмет не стоит обсуждения. Если его нельзя положить в коробку с биркой, забудьте о нем». Очевидно, многие видят в таком подходе ограничения в развитии человека. Но этот вопрос слишком спорный.

Поведение квантовой частицы нельзя объяснить одной только наукой, кроме того, его нельзя объяснить понятной нашему уму терминологией, потому что наш ум по своим природным функциям считает, что реальность состоит из вещей, вещи можно разбить на мелкие составляющие и объяснить в линейном механическом стиле. Чтобы понять, насколько ошибочно это мнение, достаточно вспомнить, что мы живем в относительном мире и взаимодействуем с другими сознательными существами и вселенной линейным образом. Такова природа ума. Нужно выйти за ее пределы, чтобы найти ответы.

По мнению физиков, жизнь описывается серией срезов: вот вы ребенок, вот вы позавтракали сегодня, вот читаете эту статью, и каждый срез существует неподвижно в своем времени. Мы генерируем поток времени, потому что считаем, что тот же «я», который завтракал этим утром, читает настоящую статью.

Так зачем нам время? Эйнштейн, например, представил безвременной вселенной, которую он помог создать, такой некролог, похожий на утешение по случаю безвременно умершего друга: «Ныне он [друг] покинул этот странный мир чуть раньше меня. Это ничего не значит. Люди вроде нас, верующие в физику, знают, что разница между прошлым, настоящим и будущим - всего лишь устойчивая иллюзия»".

"Если вы попытаетесь ухватиться за время, оно всегда утекает сквозь ваши пальцы", - сказал Джулиан Барбур, британский физик и автор книги "Конец времени: следующая революция в физике", в интервью с Edge Foundation (некоммерческая организация, занимающаяся поддержкой исследований в области науки и технологий - прим. пер.). В то время как это поэтическое утверждение ещё звучит в комнате, физик и журналист, вероятно, уже не имеют никакой связи с самими собой секунду назад.

Барбур считает, что люди не могут ухватить время, потому что времени не существует. Несмотря на то, что эта теория не новая, она никогда не имела такой популярности, как теория относительности Эйнштейна или теория струн.

Концепция Вселенной без времени не только невероятно притягательна для горстки учёных, но и такая модель может дать возможность объяснить многие из парадоксов, с которыми сталкивается современная физика в попытках объяснения Вселенной.

Мы привыкли думать и чувствовать, что время имеет линейную природу, и поток его неизбежно течёт от прошлого к будущему. Это не только личное восприятие любого человека, но и контекст, в котором классическая механика рассматривает все математические функции в пределах Вселенной. Без такой концепции идеи вроде принципа причинной связи и нашей неспособности присутствовать одновременно в двух местах станут рассматриваться с совершенно иного уровня.

Предложенная Барбуром идея неоднородности времени пытается теоретически объяснить Вселенную, состоящую из множества точек, которые он называет «сейчас». Но такие «сейчас» не следует воспринимать как мимолётные мгновения, которые пришли из прошлого и исчезнут в будущем; это «сейчас» будет лишь одним из миллионов существующих в данный момент в вечной универсальной мозаике особого измерения, не поддающегося обнаружению, каждое «сейчас» связано тончайшей нитью с другими, но ни одно из них не является более важным, чем соседние. Все они существуют одновременно.

Простая и сложная одновременно, идея Барбура может оказать большую помощь тем, кто готов согласиться с нехваткой времени перед Большим Взрывом.

Барбур полагает, что концепция времени может быть подобна теории целых чисел. Все числа существуют одновременно, и было бы бессмысленно думать, что число1 существует до числа 20.

В этот момент читатель, скорее всего, спросит: «Вы хотите убедить меня, что то движение рукой, которое я делаю прямо сейчас, не существует? Если бесконечно малые фрагменты "сейчас" не связаны друг с другом, отчего я помню первые мысли этой статьи? Почему я помню, что я ел на завтрак? Почему я встаю и иду на работу, если работа принадлежит тому "я", который не имеет никакого отношения ко мне? Если будущее уже существует, зачем вообще к чему-то стремится?»

Такие дилеммы являются результатом иллюзии, что время мимолётно, как вода в реке. Мы можем представить себе бесконечную Вселенную как длинный заварной ванильный крем, центр которого по всей длине заполнен шоколадом. Отрезав от него пласт, мы получим то, что мы называем «настоящим», «сейчас».

Представьте, что шоколад в центре обозначает нас самих: тогда мы полагали бы, что наш срез - единственный существующий во Вселенной, и что предыдущий и последующий пласты существуют только как понятия. Эта идея показалась бы смешной наблюдателю заварного крема, который знает, что все срезы существуют одновременно.

На этот пример вы могли бы ответить, что «я» - не тот же самый человек, который начал писать это предложение. Я уникален и, возможно, нахожусь в явной связи с каждым из субъектов, написавших все предыдущие слова в этом абзаце. Тем не менее, даже бесконечные «сейчас», независимые друг от друга, не оказались бы рассеяны. Они продолжают составлять структуру. Они - единое целое, целый заварной крем без крошек.

В этом и состоит теория Барбура: в пространстве Вселенной будущее (наше будущее) уже существует, разворачивается, и каждая секунда нашего прошлого также существует, не как память , но как живое настоящее. Самым болезненным для людей, мыслящих в духе восточной философии, была бы попытка нарушить установленное будущее.

Мудрец, следующий по предначертанному пути, был бы счастливым человеком среди космического шоколадного заварного крема и постарался бы прожить наш уникальный и чрезвычайно крошечные отрезки «сейчас».

Большинство из нас глубоко убеждены в том, что на подсознательном уровне гигантские космические часы отсчитывают каждую секунду того огромного пространства, что зовётся Вселенной. Однако в начале прошлого столетия Альберт Эйнштейн уже продемонстрировал, что время относительно для каждого объекта во вселенной, и что время является «предметом», неотделимым от пространства. Даже специалисты, которые синхронизируют время во всём мире, знают, что мир управляется по произвольно установленным отметкам, поскольку часы вообще не способны измерить время.

Очевидно, единственное, что нам остаётся, - это погрузиться во «временную иллюзию» этой бесконечности, зная, что есть пространство, где наше прошлое всё ещё существует, и то, что мы делаем, его не изменяет. Или, как сказал бы сам Эйнштейн: «Люди вроде нас, верящие в физику, знают, что разница между прошлым, настоящим и будущим - всего лишь упрямая и стойкая иллюзия».