Чел.

Тип двигателя

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    UNBOXING модели Т-20 комсомолец 1/35 восточный экспресс

    T-20 Komsomolec WalkAround

    Пушки победы конструктора Грабина Вторая мировая война Документальные

    Субтитры

История создания

Развитие артиллерийского вооружения в межвоенный период шло по пути непрерывного усиления огневого могущества орудий, повышения дальности их стрельбы , скорострельности и маневренности на поле боя. Конная тяга, до тех пор господствовавшая в артиллерии, уже не могла обеспечить необходимую подвижность новых артсистем, особенно корпусных и большой мощности, масса которых с учетом возимого боекомплекта и снаряжения существенно возросла. Особое положение в Красной Армии начала 1930-х годов стала занимать зарождающаяся как особый вид войск противотанковая и батальонная артиллерия, представленная тогда лёгкими 37-мм пушками образца 1930 года и 45-мм пушками образца 1932 года , а также полковой 76,2-мм пушкой образца 1927 года . Ей требовалась особо высокая маневренность при смене огневых позиций, не уступавшая подвижности противостоящих танков, стрельба прямой наводкой на дистанции 500-1000 м в условиях переднего края, быстротекущего боя и мощного ружейно-пулеметного огня противника. И здесь конная тяга, при всем уважении к ней тогда в Красной Армии, уже не годилась. Нужен был лёгкий, подвижный и малогабаритный гусеничный тягач «переднего края», созданный с полным учетом специфики его нового применения, массовое производство которого для быстрого и полного насыщения противотанковых дивизионов и артиллерийских полков было бы под силу промышленности. Такими возможностями тогда обладали автотракторные заводы и те машиностроительные предприятия, которые с их помощью строили танкетки и лёгкие разведывательные танки. Очевидно, что легкий артиллерийский тягач такого класса целесообразно было создавать на их базе с использованием хорошо освоенных агрегатов шасси и ходовой части, вполне подходивших для этой цели по своим техническим параметрам. Силовым агрегатом мог стать бензиновый 4-цилиндровый двигатель ГАЗ-А мощностью 40 л.с., вместе с автомобильными сцеплением и коробкой передач, широко применявшийся практически на всех производимых тогда малых танках.

Описание конструкции

Машина имела более просторный клепано-сварной корпус из бронелистов толщиной 7-10 мм, защищавших экипаж (водитель и командир-стрелок) от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Кроме того, командир получил стрелковую установку - танковый пулемет ДТ в подвижной маске (впоследствии увеличенной по размеру) лобового листа брони, что позволяло экипажу вести активные боевые действия в зоне переднего края, где для артиллеристов был вероятен непосредственный контакт с противником. Кабина экипажа, бронированная со всех сторон, имела сверху два выходных люка-лаза, а впереди и по бортам - откидные бронещитки, прикрывающие щели для наблюдения, позже замененные пулестойкими стеклами и блоками «триплекс». За кабиной находилось моторное отделение (двигатель, как и на «Пионере», располагался сзади и был развернут маховиком вперед), закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных 3-местных сидений. Будучи повернутыми наружу, они образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. В положении перевозки людей орудийный расчет размещался на открытых сиденьях (спинами друг к другу, в габаритах тягача). Сзади его прикрывала кормовая перегородка. В ненастную погоду при длительных маршах сверху мог устанавливаться закрытый тент с окошками, увеличивающий высоту машины до 2,23 м. Специальное буксирное устройство было согласовано (для соединения) с дышлами легких орудий и их передков.

Силовой автомобильный агрегат ГАЗ-М с 4-ступенчатой коробкой передач (с блокировкой включения) был дополнен демультипликатором от трёхосного автомобиля ГАЗ-ААА, что удваивало число ступеней в трансмиссии и позволяло иметь 2 диапазона: тяговый и транспортный. Отсюда и возможность минимальной («ползучей») скорости движения в 2-2,5 км/ч при тяговом усилии на крюке до 3000 кГс. Остальные агрегаты трансмиссии: главная передача, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатая гусеница, опорные и поддерживающие обрезиненные катки были использованы от Т-38. Тележки с блокированными попарно опорными катками в отличие от Т-38 имели более компактную рессорную подвеску, что было вызвано необходимостью понизить высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчета. Первоначально задний опорный каток выполнял роль и направляющего колеса, но ввиду частых случаев опрокидывания тележки, которые не удалось предотвратить установкой ограничителя, было введено отдельное направляющее колесо. К сожалению, не оправдало себя и применение в опытном порядке бесшумной резинотросовой гусеницы с металлическими плицами - она часто соскакивала.

Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухопритоки над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. На последней серии тягачей забор был перенесен в более чистую зону между спинками сиденья с выбросом нагретого воздуха назад. Для повышения живучести машин командир-стрелок имел дублированное управление (кроме переключения передач), что впоследствии не раз выручало при выходе из строя водителя.

Серийное производство

Армейские испытания «Комсомольца», проведенные в августе-ноябре 1937 года, показали, что он при условии устранения отдельных недоработок пригоден для буксировки названных артсистем и может быть принят на снабжение Красной Армии. Средняя скорость движения с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью - до 8-11 км/ч, что было признано весьма высокими показателями. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку 0,47 м, деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 30о (иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Радиус поворота составлял всего 2.4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности тягача. Правда, автомобильный двигатель, не рассчитанный на длительную напряженную работу на гусеничном тягаче (и на танках), был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих - легких и компактных - двигателей тогда не было.

Выпуск тягача «Комсомолец» начался в 1937 году и кроме головного завода № 37 был развернут на спецпроизводстве ГАЗ. На последнем, в спецтехотделе, возглавляемом М. И. Казаковым, велись и самостоятельные работы по созданию легких артиллерийских тягачей на базе агрегатов автомобилей и легких танков. Ввиду напряженного положения в стране с выпуском бронелиста были сделаны попытки создания небронированных вариантов «Комсомольца» для возможности расширения его массового производства с использованием значительных мощностей автотракторных заводов. Такими машинами на заводе № 37 стали легкие тягачи ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями ГАЗ-М (50 л.с.) и ГАЗ-11 (76 л.с.), созданные в 1939 году под руководством Г. С. Суреняна. На ГАЗе в 1940-1941 гг. были построены (ведущие конструкторы Н. И. Дьячков и С. Б. Михайлов) легкие тягачи ГАЗ-20 («Комсомолец-2») с двигателем ГАЗ-М (60 л.с.) и ГАЗ-22 (Т-22) на базе легкого танка Т-40 (катки с индивидуальной торсионной подвеской) с двигателем ГАЗ-11. Все они имели задние ведущие звездочки, кабину и платформу - от грузового автомобиля ГАЗ-ММ, а по своим тяговым свойствам могли буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. Однако ввиду выявившихся существенных недостатков эти тягачи не поддержали военные, а доработка и постановка их на производство были нереальны в то сложное предвоенное время.

Выпуск «Комсомольцев» был прекращен в июле 1941 года ввиду необходимости расширения производства легких танков. Всего было изготовлено 7780 машин в рамках трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Так московский завод № 37 выпустил в 1937 году 574 машины, в 1938 - 1904, в 1939 - 2394, в 1940 - 2426 [ ] .

Тягачи получили широкое распространение в Красной Армии и сыграли заметную роль в деле её моторизации.

Служба и боевое применение и Великой Отечественной войне .

На фронтах войны «Комсомольцы», количество которых непрерывно убывало (на 1 сентября 1942 года в армии осталось 1662 машины), продолжали нести службу. При отсутствии других тягачей они применялись и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, работая с перегрузкой. Кроме того, летом 1941 года при обороне и нанесении контрударов по врагу тягачи «Комсомолец» иногда использовались, как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой и суррогат бронетранспортера. Использовали «Комсомольцев» и партизаны - они оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченными автомобильными запчастями.

Машины на базе «Комсомольца»



В конце 1936 года в конструкторском бюро НАТИ под руководством главного конструктора Н.А. Астрова был разработан быстроходный бронированный гусеничный тягач, который получил заводской индекс 020 или А-20 и войсковое обозначение .

В основе гусеничного тягача лежал пространственный клепано-сварной корпус, изготовленный из бронелистов толщиной 7-10 мм. Кабина экипажа имела броню со всех сторон, сверху на кабине имелись два прямоуголных люка, а впереди и по бортам – откидные бронещитки, которые прикрывали смотровые щели и позже были заменены на пулестойки блоки «триплекс». Для повышения живучести тягача рабочее место командира-стрелка было оборудовано дублированным управлением (без переключения передач), что в годы Великой Отечественной войны неоднократно выручало при ранении или гибели водителя.

Водитель располагался с левого борта, а командир машины находился с правого борта и мог вести огонь из пулемета ДТ калибра 7,62-мм, который был закреплен на шаровой установке с правой стороны и имел небольшой угол обстрела. Патронные ящики на 1008 патронов был размещены на двух стеллажах. Одни стеллаж на 6 дисков был расположен сзади сиденья водителя, а второй стеллаж на три диска – справа от стрелка. Еще шесть дисков были уложены в специальные станки, а последний 16-й диск сразу установлен на пулемет.

Моторное отделение тягача Т-20 «Комсомолец» было расположено за кабиной и накрыто сверху броневым капотом с откидными крышками. В моторном отделении был установлен доработанный бензиновый четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель ММ-6002 мощностью 50 л.с. с карбюратором «Зенит» с экономайзером и обогатителем. Двигатель запускался при помощи заводной рукоятки от электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8-0,9 л.с. Первоначально воздух для системы охлаждения двигателя забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду приводило к загрязнению двигателя и его износу, поэтому на последней серии тягачей вздухозаборник был установлен между спинками сидений, где воздух был гораздо чище. Для питания двигателя имелся топливный бак объемом 115 литров с бензоуказателем и расходный бачок объемом 3-6,7 литра в зависимости от серии.

Электрооборудование однопроводной схемы имело напряжение 6 В. В качестве источников электроэнергии служили аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В и мощностью 60-80 Вт.

Освещение в темное время суток обеспечивали две фары, которые были закреплены на лобовом листе корпуса, и один габаритный фонарь на кормовом бронелисте. В боевых условиях фары снимались и укладывались внутрь корпуса.

Трансмиссия состояла из 4-ступенчатой коробки передач (четыре передачи переднего хода и одна передача заднего хода) и одноходового демультипликатора от трехосного грузовика , который удваивал число ступеней коробки передач и позволял иметь два диапазона: тяговый и транспортный. Главная передача, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, мелкозвенчатые гусеницы, опорные и поддерживающие обрезиненные катки были использованы от танка Т-38.

Ходовая часть гусеничного тягача Т-20 «Комсомолец» состояла из двух тележек с каждого борта с двумя обрезиненными опорными катками, двумя поддерживающими роликами, ведущим колесом переднего расположения и мелкозвенчатой гусеничной цепью с 79 стальными одногребневыми траками шириной 200 мм. Тележки имели блокированные попарно опорные катки и отличались от танковых более компактной рессорной подвеской, которая позволяла уменьшить высоту гусеничного обвода и обеспечивала удобное размещение расчета. Сначала задний опорный каток служил еще и в качестве направляющего колеса, но из-за частого опрокидывания тележки, которую не смогла предотвратить и установка ограничителя, было решено ввести отдельное управляющее колесо. Также на тягач в опытном порядке была смонтирована бесшумная резинотросовая гусеница с металлическими плицами, однако во время движения она часто соскальзывала.

В днище корпуса имелось 6 круглых люков закрываемых лючками с прорезиненными прослойками, которые располагались под спускными пробками картера двигателя, коробки передач, демультипликатора, главной передачи, топливного бака и радиатора.

Над моторным отделением находилось грузовое отделение с двумя блоками продольных трехместных сидений. Спинки сидений были повернуты наружу и таким образом служили в качестве бортов грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача. В ненастную погоду при длительных маршах мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.

Габаритные размеры и характеристики артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец» составляли:
  • длина – 3450 мм;
  • ширина – 1859 мм;
  • высота – 1580 мм;
  • клиренс – 300 мм;
  • снаряженная масса – 3460 кг;
  • броневая защита – лоб корпуса 10 мм, борт 7 мм, корма 7 мм;
  • грузоподъемность платформы – 500 кг;
  • число мест для сидения в платформе – 6;
  • масса буксируемого прицепа – 2000 кг.

Тягач мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч, а запас хода по шассе составлял без прицепа 250 км или с прицепом 152 км.

С августа по ноябрь 1937 года гусеничный тягач Т-20 «Комсомолец» проходил армейские испытания, которые показали среднюю скорость движения по шоссе с прицепом 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью – до 8-11 км/ч, преодолевание рва глубиной до 1,4 метра и брода до 0,6 метра, стенки до 0,47 метра, валил деревья толщиной до 0,18 метра, движение при крене до 40 градусов, преодолевание максимального подъема с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа до 45 градусов или до 18 градусов при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг, а радиус разворота составлял всего 2,4 метра. Однако автомобильный двигатель не был рассчитан на длительную напряженную работу из-за чего быстро изнашивались шатунные подшипники, пробивало прокладки головки и появлялись течи через сальники, но других легких и компактных моторов в СССР не было. Также во время движения из под гусениц тягача вылетало слишком много грязи из-за чего буксируемое орудие приходилось приводить в порядок после марша в течении 2-х часов и то, при обязательном наличии воды.

Были отмечены и другие недостатки, которые со временем устранили:

  • непригодность буксирного приспособления, замененного впоследствии на резиновый амортизатор крюка;
  • малая живучесть гусениц, которую решили путем отливки траков из марганцовистой стали;
  • самовыключение передач устранили путем введения блокировки в коробку передач;
  • пробуксовку тягача на обледенелой дороге исключили за счет установки на каждый борт 16 съемных шипов, крепящихся при помощи болтов к каждому пятому траку гусеницы (шипы придавались к каждому тягачу в виде индивидуального комплекта ЗИП).

Артиллерийский гусеничный тягач Т-20 «Комсомолец» выпускался с 1937 по июль 1941 год на головном заводе № 37 в Москве и Сталинградском тракторном заводе, а также с 1937 по 1938 год на .

Всего было изготовлено 7780 тягачей трех производственных серий, которые отличались устройством грузовой платформы, сиденьями, системой охлаждения, ходовой частью и вооружением.

Тягач первой серии имел небольшую, немного выдвинутую вперед, рубку командира машины с установленным пулеметом ДТ. Правый бортовой лист был выполнен заодно с бортовым листом кабины. Слева от выреза имелось отверстие для вентиляции отделения управления в боевых условиях. Наблюдение из кабины обеспечивали три откидных щитках со смотровыми щелями закрытыми бронестеклами. Гусеничная цепь состояла из 76 стальных траков.

На тягачах Т-20 «Комсомолец» откидные щитки были заменены на смотровые приборы типа “триплекс”. Взамен броневых жалюзи, установленных на вырезе под выход охлаждающего воздуха, были применены перекрывающие друг друга броневые пластины.

Тягачи третьей серии получили измененный тип смотрового прибора в лобовом листе корпуса, который теперь оснащался броневой заслонкой. Появился резиновый амортизатор буксировочного крюка в виде резиновых буферных колец. Отверстие под заводной механизм двигателя было перенесено с кормового в нижний лобовой бронелист. Вместо него появилось отверстие под вывод выхлопной трубы и глушителя. Помимо бортовых воздуховодов, предназначенных для системы охлаждения двигателя, в лобовом листе корпуса был добавлен третий, который в холодное время обычно закрывался броневой заслонкой. Ёмкость дополнительного топливного бака была сокращена с 6,7 до 3 литров. Под днищем появился седьмой люк для подтяжки коренных подшипников коленчатого вала без выемки его из корпуса. Также был увеличен боекомплект к пулемету ДТ с 1008 до 1071 патрона.

Применение артиллерийских гусеничных тягачей Т-20 «Комсомолец» во время Великой Отечественной войны

По состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец», что составляло 20,5% парка специальных тягачей.

Летом 1941 года при нанесении контрударов по немецким войскам гусеничные тягачи иногда использовались в качестве пулеметных танкеток для борьбы с пехотой.

Факт: «В это же время на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного конструктора В.Г. Грабина на ста тягачах были смонтированы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2, при этом гусеничные тягачи получили обозначение ЗИС-30. Однако они имели малую опорную базу и большую высоту огня из-за чего были неустойчивы при стоельбе. Однако в конце июля 1941 года самоходные пушки все же прошли войсковые испытания, были распределены по танковым бригадам и принимали участие в боях за Москву».

На фронтах во время Великой Отечественной войны тягачи Т-20 «Комсомолец» применялись для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, а также при эксплуатации по лесным дорогам для снабжения партизан.

Большое количество тягачей в исправном состоянии было захвачено немецкими частями и состояло на вооружении Вермахта под обозначением «"leicht gepanzerter Artillerie Schlepper 630 ® ».

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.