Доказано: любой человек может научиться произносить речь так, чтобы она не только произвела на аудиторию нужный эффект, но еще и запомнилась ей надолго.

Политические и культурные деятели прошлого и современности осваивали ораторское искусство в обязательном порядке. Все они говорят страстно и энергично, используя при этом живой язык, который пробуждает в аудитории нужные эмоции и задевает нужные “струны” в душах слушателей. Яркие примеры – Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, Билл Гейтс и многие другие, о которых вы прочтете ниже. Все они вдохновляют и мотивируют историями из своих собственных жизней или жизней других людей. Они часто рассказывают о своем собственном опыте, о том, как им удалось преодолеть трудности и несмотря ни на что добиться успеха. А вот и 5 великих ораторов и их убийственные по энергетике речи (по материалам журнала Hot English Magazine ).

Joanne “Jo” Rowling

Джоан Роулинг – автор нашумевших книг о Гарри Поттере. Однако она не всегда была так успешна, как сейчас. Когда она начала писать первый роман о Гарри, она была безработной матерью-одиночкой. В 2008 году в своей речи в Гарвардском университете писательница говорила о том, как важно верить в себя, следовать за мечтой и не бояться совершать ошибки, если бы не ошибки, она не была бы там, где находится сейчас.

“Had I really succeeded at anything else, I might never have found the determination to succeed in the one arena where I believed I truly belonged. I was set free because my greatest fear had been realised and I was still alive and I still had a daughter whom I adored and I had an old typewriter and a big idea, and so rock bottom became the solid foundation on which I rebuilt my life.”

  • Succeed at – достичь успеха в.
  • To find determination – решиться.
  • Arena – сфера деятельности.
  • To be /set free – освобождаться, раскрепощаться.
  • Fear – страх.
  • To be alive – быть живым.
  • Rock bottom became the solid foundation – несчастье стало прочным фундаментом.
  • To rebuild the life – заново построить жизнь.

Oprah Winfrey

В 2013 году американская телеведущая Опра Уинфри произнесла речь на 22-ой церемонии вручения наград Women in Entertainment . Опра Уинфри считается самой влиятельной женщиной в телевизионной индустрии Америки. В своей речи она говорила о сложностях, с которыми сталкиваются современные женщины в мире, которым управляют мужчины.

“And this is what I’ve been reflecting about. Do you know what kind of woman you have to be to rise in an all-male run, all-male controlled, all-male executed, all-male domain, all men, all the time? Do you know what kind of woman you have to be to survive? Do you know what kind of woman you had to be in 1980? You gotta be powerful! ”

  • To reflect about – задуматься о.
  • Аll-male – сугубо мужской.
  • To execute – исполнять.
  • To survive – выживать.

John F. Kennedy

В 1963 году президент США Джон Кеннеди выступил перед тысячами жителей Западного Берлина (Прим. Западный Берлинполитическое образование на территории американского, французского и британского секторов оккупации Берлина в 1949-1990 годах). Заключительная фраза речи “Ich bin ein Berliner ” стала культовой.

“Two thousand years ago the proudest boast was ”civis Romanus sum.” Today, in the world of freedom, the proudest boast is “Ich bin ein Berliner.”

  • Сivis Romanus sum (лат.) – я гражданин Рима.
  • Ich bin ein Berliner (нем.) – я берлинец.
  • Proudest boast – зд. самая гордая фраза (boast – хвастать)

Steve Jobs

“... ten years later, again you can’t connect the dots looking forward, you can only connect them looking backwards. So, you have to trust that the dots will somehow connect in your future. You have to trust in something: your gut, destiny, life, karma, whatever. Because believing that the dots will connect down the road, will give you the confidence to follow your heart, even when it leads you off the well-worn path. And that makes all the difference.”

  • To look forward – смотреть вперед.
  • To look backwards – оглядываться назад.
  • A gut внутренний стержень, характер.
  • Down the road – в будущем.
  • To give the confidence – давать уверенность.
  • To follow your heart – следовать своему сердцу;
  • To lead smb off the well-worn path – свести с проторенной дорожки.
  • That makes all the difference – в этом вся разница, в этом весь смысл.
  • Connect the dots – соединить точки (имеются в виду частички опыта, приобретенного в течение жизни, которые могут пригодиться не сразу).

Bill Gates

В 2007 году Билл Гейтс произносил свою речь для выпускников Гарварда. Называя себя одним из лучших невыпустившихся студентов Гарварда, он вспоминал свои студенческие годы и то, как его когда-то вдохновляло это место.

“What I remember, above all about Harvard, was being in the midst of so much energy and intelligence. It could be exhilarating, intimidating, and sometimes even discouraging but always challenging. It was an amazing privilege, and though I left early, I was transformed by my years at Harvard, the friendships I made and the ideas I worked on.”

  • To be in the midst of energy and intelligence – быть в гуще энергии и разума.
  • Exhilarating – бодрящий.
  • Intimidating – устрашающий.
  • Discouraging – обескураживающий.
  • Challenging – испытывающий.
  • Amazing privilege – удивительная привилегия.

А вот и 9 правил, которых следует придерживаться всем желающим произвести на слушателей нужное впечатление.

1. Practice beforehand. Тренируйтесь до выступления

2. Work with people. Работайте с аудиторией

Пообщайтесь с представителями аудитории до выступления. Это даст вам возможность во время произнесения речи сосредоточиться на паре-тройке дружелюбных лиц, что особенно полезно, если вы склонны волноваться. Кроме того, когда выступающий устанавливает зрительный контакт с человеком, который его слушает, у него создается впечатление, что он говорит именно с ним. Таким образом, выступление будто бы превратиться в набор коротких бесед с разными людьми.

3. Relax. Научитесь расслабляться

Если вы по дороге к кафедре (или к другому месту, где вы будете выступать) начинаете нервничать, стоит подумать о том, как вы будете с этим бороться заранее. Первое, что поможет вам справиться с волнением – несколько глубоких вдохов. Второе – уверенность в том, что у вас все получится. Поймите, что деваться все равно некуда, поэтому лучше направить адреналин в позитивное русло! Методы обретения спокойствия перед аудиторией у всех разные. Возможно, вам нужно подумать о чем-то хорошем, вспомнить цель вашего пребывания здесь и так далее. Примечательно, что даже те люди, которые обычно сильно переживают накануне выступления перед аудиторией, нервничают только вначале. У всех рано или поздно наступает момент, когда волнение проходит, а речь начинает "литься рекой". Ваша задача – максимально сократить этот "адаптационный" период.

4. Don’t read your speech. Не читайте с листочка

Важно произносить речь от сердца. В крайнем случае, чтобы не потеряться и не заговорить о лишнем, можно использовать небольшие карточки с пунктами вашего плана, куда в случае необходимости можно подсмотреть. Человек, который монотонно читает с листа, никого не заинтересует. Яркий пример такого человека часто можно встретить в вузах: лекторы допускают эту серьезную ошибку, в результате чего, студенты, вместо того чтобы восторженно слушать и вникать в предмет, играют в морской бой или слушают музыку. Делитесь своими эмоциями и говорите от души: выразительно и "заразительно"!

5. Stand up straight. Стойте ровно

Независимо от того, ходите вы по сцене или стоите перед кафедрой, следите за положением своего тела. Представьте, что ваша тело – струна, но не переусердствуйте, чтобы не выглядеть чересчур напряженно и неестественно.

6. Get right into the story. Не затягивайте со вступлением

Очень часто люди совершают ошибку, начиная речь словами благодарности или произнося что-то наподобие "Я невероятно счастлив находиться здесь". Кроме того, что это очень банально, это еще и скучно. Это вряд ли мгновенно прикует внимание аудитории к вам, а нужно добиться именно этого. Поблагодарить можно и позже. Вместо этого начните с вопроса, статистики, анекдота, цитаты или какого-то другого взаимодействия с аудиторией. Люди должны слушать вас с самого первого слова, и лучше, если оно будет по сути.

7. Keep it simple. Говорите просто

Главное в речи – четкое и понятное изложение сути информации. Забудьте про красочные презентации Power Point и кучу никому не нужной информации. Вместо этого следите, чтобы речь была простой, четко структурированной и интересной окружающим. Сфокусируйтесь на одной теме и избегайте всего, что не имеет к ней отношения. Эксперты из Колумбийского университета уверяют, что люди напрасно тратят время на написание красноречивых докладов на 10 страниц, поскольку все, что им нужно, – это представить аудитории суть и три ярких примера, которые ее раскрывают. Ник Морган, один из самых известных и уважаемых тренеров по ораторскому искусству в США, считает, что произнесение речи сегодня уже не так популярно и эффективно, как раньше. Он настаивает на том, что люди все равно не запоминают много из того, что слышат, поэтому речь должна быть максимально простой и короткой.

8. Use body language attentively. Используйте язык тела с осторожностью

Речь идет о жестах во время выступления. Ваше поведение должно быть максимально естественным. Если речь слишком эмоциональна, она, скорее всего, будет подкреплена какими-то телодвижениями, и это не плохо. Однако если вы будете показывать знаки волнения (заламывать пальцы, теребить волосы, мять бумагу в руке или клацать ручкой), это не скажется положительно на вашем выступлении. Важно добавить положительных эмоций, страсть и приятное волнение, которое как вирус передастся аудитории и поможет вам до нее достучаться.

9. Slow down – Не торопитесь

Выговаривайте все слова четко и внятно. Даже если в жизни вы быстро говорите, сделайте скидку на то, что с большой аудиторией нужно говорить в более медленном темпе. Вовсе не обязательно превращаться в другого человека и говорить неестественно для себя, можно просто найти в себе новую грань. Поверьте, любой человек может говорить мягко и доступно.

Сегодня мы поговорим про искусство ораторского мастерства. Ораторское мастерство – это очень ценный навык, которые помогает доносить свои идеи широкому кругу людей. Владение словом может помочь в школе когда ты выступаешь у доски. Этот навык будет ценным и в университете, когда ты будешь старостой группы. Ну и во взрослой жизни умение говорить красиво поможет тебе стать руководителем.

Тот, кто сможет освоить ораторское мастерство может с легкостью проходить собеседования, проводить переговоры и заключать сделки. Если ты умеешь связанно говорить, то ты всегда будешь иметь серьезное преимущество перед тем, что с трудом может выразить свою мысль. Ораторское мастерство тесно связано с таким понятием как .

Разумеется, есть люди, которые добились успеха и без владения искусством ораторского мастерства . Но в любом случае, умение складно говорить никогда не бывает лишним.

Итак, мы уже затронули, что у тебя должна быть довольно хорошая дикция. Если ты не отличаешься четким произношением, то над этим можно работать и улучшать дикцию, убирать дефекты речи. При желании, можно избавиться, к примеру, от заикания. Кроме того, не стоит также пренебрегать вопросами постановки голоса.

Следует стараться очистить свою речь от грубых и неприятных слов из жаргона или мата. Как правило, это выглядит неуместно и некрасиво. Читай больше классической литературы и смотри меньше кино в переводе Гоблина.

Обрати внимание не только на то, что ты говоришь, но и то как именно ты это говоришь. Громкость и темп голоса, плавность нужно подбирать исходя из ситуации. Однако нужно понимать, что человеку, как правило сложно концентрировать свое внимание на чем-то одном в течение длительного времени. Поэтому выступаю на публику будет лучше, чтобы речь была максимально лаконичной и энергичной, а ты должен прекрасно ориентироваться в своей теме, чтобы суметь ответить на все интересующие вопросы. Идеальный вариант — это строить выступление не на основе монолога, а вести диалог с аудиторией. При этом если кто-то не согласен с вашей позицией, нужно постараться привести весомые доводы и не показывать своего раздражения и не навязывать свою точку зрения. Нужно в своей позиции, но нужно понимать, что не всегда это в принципе возможно, даже если он неправ. Искусство ораторского мастерства предполагает не только способность говорить, но и , что встречается достаточно редко.

Спикер должен вести себя уверенно на публике, даже если во время выступления что-то пошло не так. Ты должен быть уравновешен, эмоционально стабилен. В день выступления стоит хорошо выспаться и поесть до выступления. Это поможет тебе быть более сконцентрированным. Например, я перед защитой диплома толком не спал и нормально не ел. Разумеется, это не лучшим образом сказалось на моем выступлении, хотя я всегда хорошо выступал на людях. Важно также уделять внимание . Человек, который читает по бумажке вряд ли произведет хорошее впечатление. Совсем другое дело, если человек может рассказывать по памяти или вообще выший пилотаж, когда ты можешь прекрасно выступить без подготовки. Хотя накидать список тезисов — всегда полезно. Даже если ты превосходно разбираешься в вопросе. Это позволит тебе ничего не упустить из виду.

Большое значение играют также невербальные сигналы (жесты), которыми ты пользуешься. Тут есть разные точки зрения на уместность или неуместность того или иного жеста и что он означает. Но все сходятся во мнении, что хорошая осанка и прекрасный внешний вид помогут произвести должное впечатление. Немалую роль играют не только твои жесты, но и выражение лица, поза и так далее.

Составь план выступления еще до самого мероприятия. В идеале — следует его немного по репетировать. Например, можно записать собственную речь на диктофон или видеокамеру. Это сразу покажет где у тебя слабые места.

ТОНКОСТИ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ

В первую очередь нужно представлять себе, с какой именно аудиторией ты имеешь дело, почему они сюда пришли и что нового хотят услышать. Например, если ты ведешь мастер-класс о том как заработать миллион рублей на блоге, то людей, скорее всего, интересуют различные аспекты заработка, а не то, как именно нужно писать статьи. А если ты защищаешь диплом в своем вузе, то тебя слушают люди, которые, скорее всего, хотят поскорее уйти домой, поэтому не затягивай свой спич. Тут нужно быть немного маркетологом , постараться проникнуть в сознание людей, с которыми ты общаешься, чтобы попасть в десятку.

Другой аспект — это внимание людей. Внимание завоевать тяжело. Поэтому стоит подумать про раздаточные материалы и его качество, про интонацию речи. Возможно, в твоем случае будет уместно разбавить выступление какой-нибудь шуткой. Презентация также не должна быть чрезмерно скучной. Учти все это в своем выступлении.

Выступаю на публику нужно приходить с хорошим настроением и оптимистичным тоном. Тогда похожей реакции можно будет ожидать и от людей.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ОРАТОРСКОМ ДЕЛЕ

Я подобрал несколько простых советов, которые могут сделать твое выступление лучше.

  • Упрощай . Использование чрезмерно длинных предложений, сложных слов, непонятных аббревиатур – все это очень тяжело воспринимать. Делай выступление более коротким, емким и доступным. Ты должен рассказать все так, чтобы все мог понять даже ребенок.
  • Сокращай . Поверь, нет ничего радостного в том, чтобы засидеться вместе с аудиторией до глубокой ночи из-за того, что каждый выступающий не соблюдает регламент. Если тебе выделили 10 минут на выступление — сделай лучше красивое и эффектное выступление на 3-4 минуты, а остальное время оставь на вопросы и ответы. Это будет намного лучше, чем все 10 минут нудно читать по бумажке.
  • Спрашивай . Используй в выступлении открытие и интересные вопросы. Это поможет растормошить людей на диалог.
  • Зрительный контакт имеет значение. Не стоит смотреть в пустоту. Стоит стараться держать зрительный контакт с людьми. Это произведет лучшее впечатление на публику.

В заключение можно посоветовать почитать книги про ораторское мастерство. Например, хорошо подойдут . Ну и, конечно, практика. Без практики невозможно чему-то научиться. Так что при первой возможности выступить на людях — стоит этого сделать, чтобы учиться владеть словом и развивать силу убеждения.

Ораторское искусство является одним из наиболее ценных навыков, позволяющих грамотно и красиво донести свою точку зрения до широкого круга слушателей. У немногих имеется врожденная способность к таким выступлениям.

Те же, кто постиг секреты ораторского искусства, имеют большие шансы стать выдающейся личностью и достичь практически в любой сфере удивительного успеха, будь то политика, искусство, бизнес и т.п.

У настоящего оратора должен быть в распоряжении ряд качеств, которые обеспечат его успех в публичных выступлениях. Во-первых, ему следует быть начитанным и эрудированным, для того чтобы в нужный момент суметь для выражения своих мыслей подобрать правильные слова. Во-вторых, речь выступающего должна быть четкой и грамотной, для целевой аудитории слушателей она должна быть понятна. В-третьих, профессиональный оратор должен уметь сохранять в процессе презентации хладнокровное спокойствие, подчиняя волнение своей воле.

  • Искусство ораторского мастерства

Основные критерии, которым необходимо соответствовать искусному оратору

В первую очередь у оратора должен быть хорошо поставленный голос и четкое произношение, поскольку они служат залогом внятной и красивой речи. Этого можно достичь, правильно выговаривая согласные и чисто произнося гласные звуки. Для того чтобы речь выступающего доставляла его слушателям и ему самому удовольствие, необходимо практиковаться посредством упражнений для развития голоса.

Кроме того, чтобы в процессе вашего выступления случайно не вырвалось жаргонное выражение, необходимо исключить из своего лексикона многие низкопробные сленговые слова.
Следите за тем, чтобы ваш голос звучал плавно, поскольку это позволяет сформировать благосклонность аудитории. Громкость и темп следует выбирать исходя из количества слушателей и места. Медленная и громкая речь идеально подходит для многочисленной аудитории. Следите также за интонацией.
Для того чтобы вас аудитория вас слушала, нужно хорошо разбираться в обсуждаемой теме и выступать в разрезе тех аспектов, которые интересны вашим зрителям. Если свое выступление строить в форме диалога с публикой, вам будут обеспечены устремленные на вас из зала заинтересованные лица.
Всегда говорите только о главном во время презентации, исключая лишние ненужные вопросы второстепенного порядка.
Обратите внимание, что хороший оратор должен придерживаться нейтралитета в отношении различных спорных аспектов. Будьте умелым дипломатом, а не агрессором - иной раз лучше промолчать.

Если вдруг, в процессе выступления перед публикой, вы были вовлечены в дискуссию, то вам нужно быть максимально объективным. В процессе публичного диалога вы можете столкнуться с мнением, которое противоречит вашему. Не пытайтесь переспорить, а просто примите и признайте право человека на собственное мнение. Целью любой дискуссии должно быть примирение нескольких сторон.
Помните, что в процессе диалога нужно вести себя уравновешено и корректно. Не идите на поводу у эмоций. Искусство ораторской речи состоит в гармоничном сочетании уверенности и спокойствия.
Старайтесь говорить по теме, поскольку уклонение от основной темы и конкретных высказываний будет раздражать как наблюдателей, так и оппонентов. Наоборот, ясные и четкие мысли помогут убедить слушателя поверить вам и тому, что о чем вы говорите.

Говорить начинайте только после того, как убедитесь, что ваш оппонент завершил свою мысль. Умение выслушать собеседника является очень ценным качеством.
Искусное владение ораторским мастерством предполагает, что у выступающего имеются в наличии некоторые личностные качества. К ним относятся внутренняя собранность и спокойствие, хорошее воображение и память, склонность к саморазвитию . Кроме того, не будет лишним и такое качество, как проницательность. Также очень важно красноречие, поскольку умение формулировать в привлекательной форме свои мысли – большой дар. Уверенность является важной составляющей профессионального оратора, ведь эта черта заряжает публику, и она подсознательно начинает доверять каждому высказыванию выступающего. Коммуникабельность позволит вам подобрать «ключ» к любому собеседнику или слушателю, поэтому старайтесь всячески развить данный навык.

Следите за пластикой своего тела. Если ваши движения будут плавными, то это сыграет вам на руку. Также в лучшем свете выставит вас хорошая осанка. Не сутультесь, или наоборот, раскидывайтесь на кресле. Помните, что на вас устремлены все взгляды, поэтому будьте собраны.
Во время разговора, смотрите всегда на того, к кому вы обращаетесь. Речь оратора должна исключать любую небрежность. Старайтесь, чтобы мимика вашего лица совпадала с тем, о чем вы говорите, иначе вас могут уличить в неискренности.

База ораторского искусства заключается в том, что в процессе спича вы повествуете об одной основной идее, и все ваши реплики и заявления должны быть направлены только на нее или к ней подводить. Постарайтесь убрать из сознания все мысли, которые не относятся к основной цели. Если вы упорядочите у себя в голове информацию, которую собираетесь донести, то ваше выступление будет максимально последовательным и логичным. Старайтесь постоянно держать в поле зрения то, о чем хотите говорить. Помните, чем больше интереса вы проявляете к предмету диалога, тем качественней будет ваша речь.

Необходимо также помнить о том, что конструктивная критика – это неотъемлемое составляющее любого диалога с публикой или оппонентом. Если вас в чем-то обвиняют, принимайте это спокойно, и продвигайте свою мысль уверенно. Критиковать же оппонентов лучше снисходительно и аккуратно. Так вы убедите в своем позитивном настрое, и не будете выглядеть в глазах собеседника врагом.

  • Основные аспекты работы с аудиторией

Во-первых, необходимо понимать, что слушатели различаются по многим признакам: возраст, образование, пол и т.п. Поэтому нужно учитывать, перед кем вы собираетесь выступать и о чем говорить, иначе можете столкнуться с равнодушием или, еще хуже, агрессией.

Во-вторых, ораторское искусство подразумевает умение завоевывать внимание аудитории, поэтому перед выступлением постарайтесь максимально продумать то, что вашим зрителям будет интересно услышать.

В-третьих, оратор должен осознавать, что от него хочет услышать аудитория, и предоставить это ей. Понимание потребностей каждого слушателя позволит сделать выступление интересным.

В-четвертых, ораторское мастерство базируется на позитивном отношении к оппоненту, даже если целью выступления является критика.
Помните, что позитивно настроенный человек вызовет в аудитории такие же чувства, а это значит, что во время выступления выступающий сможет достичь поставленных целей без проблем.

  • Самые типичные ошибки, которые многие мастера слова совершают

Выступая перед слушателями, очень часто, люди строят слишком сложные для восприятия предложения и используют длинные слова. Во-первых, это может запутать самого оратора, а, во-вторых, путает его слушателей. Поэтому такого формата построения речи лучше избегать.
Кроме того, начинающие ораторы нередко допускают ошибку, когда употребляют безличные предложения. При таком формате общения с аудиторией может появиться недоверие, поэтому употребляйте больше определенно-личных местоимений.

  • Не проявляйте нерешительность. Держитесь самодостаточно и делайте больше утверждений.

Правильно оценивайте аудиторию, и не применяйте сленговые выражения, которые ваши слушатели могут не понять. Продумывайте каждую шутку, каждый тезис, каждое предложение и т.п.
Найдите оптимальный баланс между вопросительными и утвердительными предложениями. Свою речь разбавляйте мягкими вставками, например, «помимо всего прочего», «также» и т.п.
Кроме того, неумелые ораторы очень часто терпят фиаско, не зная как правильно задавать аудитории вопросы. Помните, что если вы хотите ваших слушателей вывести на активный диалог, то для этого вам необходимо использовать открытые вопросы.
Ну и, наконец, никогда не отводите от аудитории взгляд. Постоянно поддерживайте с аудиторией зрительный контакт, и тогда ваше выступление станет убедительным и более ярким.

Многие профессии людей, что связаны с постоянным произношением речей, не могут обойтись без знания особого вида науки, как искусство красноречия. Можно смело утверждать, что ораторство наиважнейший рычаг культуры. Зная основы ораторского искусства, добиваются успеха в построении своей карьеры.

Публичное выступление сегодня рассматривают как своеобразное направление в науке и искусстве, ведь оно способно воздействовать как на ощущения, так и на мысли человека, менять его мировоззрение.

Такое понятие, как ораторское искусство признают направлением творческой деятельности публичного выступления, в котором наилучшим образом сочетаются, как риторика, так и приемы актерского мастерства и психологические техники, способствующие убеждению.

Каждый попадал в ситуации, когда для убеждения в своей позиции только слов недостаточно. Основы красноречия в таких ситуациях играют важную роль при достижении цели или доказательстве правильности своей позиции. Сегодня искусство убеждения играет важную роль.

Под ораторским искусством понимают вид диалога, который обращается к группе слушателей с четкой целью убедить и дать определенное понятие указанной проблемы. Сперанский писал: «красноречие есть дар потрясать души, переливать в них страсти и сообщать им образ своих понятий».

Факты о зарождении ораторства

Первое внимание искусству ораторства начали уделять еще в античной Древней Греции. История ораторского искусства возникла намного раньше. Но именно жители Эллады придавали такому искусству значение и определенное понятие. Чтобы добиться правильной и интересной для собеседника постановки речи многие философы использовали различные приемы.

Например, Демосфен набил полный рот камней и репетировал на берегу моря, пытаясь говорить громче прибоя. В основу этой науки положены принципы убеждения и эффективности речи.

Среди известных трудов Аристотеля, есть работа под названием «риторика», которая посвящена именно искусству красноречия.

Все достижения в искусстве ораторства древности переняли маститые теоретики средневековья. Для завоевания внимания и любви публики они использовали различные приемы, среди которых:

  • расположение;
  • нахождение;
  • запоминание.

Среди великих ораторов этого времени значатся Мартин Лютера, Фома Аквинский, Пьер Абеляра. Их цитаты и высказывания остались в истории и актуальны и сегодня.

История ораторского искусства имеет особые черты в каждом из государств. Иногда красноречие было направлено на достижение особых целей, убеждение. Ораторское искусство в России имело еще одно дополнительное назначение: используя красноречие, можно привести человека к добру.

Риторика и ораторство сегодня

В основе современного ораторского искусства лежат дисциплины. Это философия, психология, лингвистика, эстетика, риторика, этика. Они между собой тесно связаны. Четкая связь прослеживается в трио риторика-грамматика-логика:

С давних времен основой успеха считалась правильная речь. Подтверждали такие мысли и известные философы и ученые, например, Аристотель утверждал: «красноречие есть работница убеждения». Это утверждение справедливо и сейчас. Ведь достижения в построении карьеры во многих сферах деятельности зависит от способности уговаривать и убеждать своих покупателей, коллег и клиентов. Сегодня, как и раньше, ораторы уделяют значение следующим умениям:

  • моделировать интонации и тембр голоса в соответствии со сложившейся ситуацией;
  • правильность интонаций при произношении фраз;
  • улучшение культуры речи в целом.

При выборе профессии всегда стоит помнить, что ораторы не рождались с заложенным талантом, умение говорить и произносить убедительные речи следует постоянно тренировать и изучать существенные моменты и основные правила.

Риторика – наука, которая располагается на равных с химией или физикой, и, приложив усилия, можно ее освоить каждому человеку. Осилить основы ораторского искусства может каждый человек, а вот применять их на практике, вставляя нужные слова и цитаты, наверное, только целеустремленный и талантливый. Такая наука по силам всем.

Виды ораторства

Ораторское искусство и культура никогда не отличалось своей однородностью. В различные времена в зависимости от профессии и эпохи оно имело разные формы ораторства.

Современное учение ораторского искусства воспринимается как отдельная наука и классифицирует ее по признакам и подразумевает проявления и формы. Некоторые разделяют устные речи на монологические и диалогические речи, а некоторые подразделяют такое искусство на эмоциональные и рациональные выступления.

Существует классификация на роды и виды ораторского искусства в зависимости от сфер деятельности, в которой оно применяется. Каждая такая категория объединяет разные стили и виды речи, в зависимости в какой сфере жизни оно будет использовано. Одно понятно, что для общества важно ораторское искусство, как социальное явление.

Красноречие подразделяется на:

  • Социально-политическое красноречие, которое включает политические и дипломатические речи, доклады, что связаны с политикой, экономикой и социальной жизнью общества.
  • Академическое красноречие. В эту группу входят лекции, доклады и сообщения, которые разработаны для донесения слушателям познавательной и научной информации. Презентация научных работ выдерживается в определенном стиле.
  • Судебное красноречие представляет обвинительную и судебную речь. Такого типа ораторское искусство юриста залог его карьеры.
  • Социально-бытовое ораторское искусство включает поздравительные, юбилейные или поминальные речи.
  • Богословно - церковное искусство представлено проповедями в соборах и церквях.

Данная классификация отражает в полной мере искусство ораторства существующего мира, но это далеко не полная классификация. Роды и виды ораторского искусства в обществе представлены существенным списком.

Среди самых востребованных современных групп ораторства можно выделить красноречие, которое используется на радио и телевидении, рекламу, выступления политиков и дипломатов, ответы на пресс-конференциях и так далее. Не зная правила и понятие каждой группы, невозможно составить эффективное выступление. Культура и умение ведения разговора в таких случаях очень важны. В их основе всегда лежит риторика и культура разговора.

Ораторство и карьера

Как уже отмечалось, владение теорией ораторского искусства, играет роль в построении карьеры и продвижении по служебной лестнице. Знать такие правила полезно для любого человека, который работает в современных компаниях. Начиная от менеджера и заканчивая генеральным директором. Человек должен при деловом общении правильно и грамотно говорить, на это масса причин.

Менеджер компаний тратит массу времени на деловые переговоры с клиентами, а также с работниками других компаний и коллегами. Почему уходит столько времени?. Человек не может правильно, четко и лаконично донести нужную мысль и тратит много времени на объяснения. А ведь, зная основы ораторского искусства, можно быстро и четко донести мысль, и не нарушить взаимопонимания в коллективе из-за простого недопонимания.

Также стоит отметить, что у молодых руководителей иногда не складываются отношения с подчиненными по простой причине. Он не владеет основами этики и эстетики общения, вызывая шквал недовольств среди работников. Ораторское искусство, культура ведения диалога и риторика им обязательно для организации работы в коллективе подчиненных. Простые правила необходимы.

Существует масса ситуаций, с которыми сталкивается каждый работник офисов в течение рабочего дня, когда важно владение красноречием:

  • Выступление на заседаниях руководства с отчетом о проделанной работе или докладом. Графическая презентация результатов поддерживается понятной речью и объяснением. От произведенного впечатления зависит успех конкретной фирмы.
  • Доклад на совещании среди своих работников. От того, как хорошо работники умеют озвучивать задачи и формулировать мысли, зависит продуктивность работы и скорость принятия целесообразных решений. Презентация и доклад должны быть понятными и четкими.
  • Спонтанное деловое общение. Человеку на протяжении рабочего дня предстоят постоянные деловые беседы, кроме запланированных мероприятий. Разговоры стоит вести, как с клиентами компании, так и с работниками внутри коллектива. Культура и умение ведения таких бесед всегда сказывается на карьере. Руководители любят коммуникабельных, образованных и умеющих грамотно общаться работников, а не владея такими навыками можно с легкостью потерять работу.
  • Собеседование. При трудоустройстве огромную роль играет первое впечатление, а его важной составляющей считается умение говорить о себе, и культура речи.

Как видно, рядовые ситуации, которые связаны с деловым общением, требует от человека навыков правильной и грамотной реи, и красноречия. Но ведь огромное число профессий без ораторского искусства не существуют, и успех людей, выбравших такие специальности, зависит от владения ораторскими навыками.

Не владея ораторским искусством, успеха не добьется ни один юрист. Для него очень важно обладать умениями и навыками, которые помогут правильно, грамотно и лаконично излагать свою позицию, особенно во время судебной дискуссии. Значение имеет правильный эмоциональный окрас. Ораторское искусство юриста считается залогом его карьеры.

Хитрости и тонкости ораторского искусства

Все знают, что риторика предлагает секреты ораторского искусства, которые помогаю лучше воздействовать на аудиторию, чтобы добиться поставленных целей перед выступлением.

  • Выступление перед аудиторией не следует делать длительным и утомительным (это не касается лекций и других научных докладов). Информацию излагают четко и кратко. В среднем длина речи должна не превышать 20 минут.
  • Удержать и привлечь внимание помогает несложная хитрость из риторики, которая заключается в создании некоторой интриги. В начале выступления можно привлечь внимание словами «как-то раз я…» или «у меня как-то случилось так». Такие цитаты вызовут в глазах аудитории интерес к выступлению и оратору. Это наука. Неудивительно, что ораторы считались интриганами.
  • Несмотря на серьезность предстоящего выступления, научные термины или точные факты стоит всегда разбавлять легким юмором. Здесь важно знать меру, такие шутки не стоит делать плоскими или вульгарными, перед ними стоит цель поднять настроение слушателям.
  • Основополагающим моментом в выступлении считается эмоциональность. Риторика и культура разговора выделяет ей особую роль. Правильное ее применение это сложная наука, ведь если проявления эмоций покажутся слушателям наигранными и неестественными, то аудитория такому доклад не поверит, и человек не будет им внушать доверие.
  • Большое значения в выступлении играет молчание в нужный момент, пауза после высказанной полностью мысли. Такие моменты помогают слушателю включить мышление и задуматься над полученной информацией. Такой хитростью пользуются в моменты, когда сбился, чтобы собраться с мыслями и продолжить. Наука о красноречии рассказывает о таких моментах, и значимости их применения.
  • Полученная теория ораторского искусства и риторики всегда подкрепляется практическими навыками. При желании стать востребованным оратором и научиться произносить убедительные и грамотные речи. Не стоит отказываться от ситуации выступать публично даже, если слушателями являются родственники и гости за столом.

В заключение следует отметить, что ораторское искусство и риторика важны для каждого человека, как наука. Культура речи, ее правильность и грамотность помогают не только в работе, но и постоянном общении.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.