ДЕ 47.

1. Впервые ядерное оружие было испытано в:

а) Великобритании в) фашисткой Германии

б) США г) СССР

2. Речь У. Черчилля в Фултоне была началом:

а) создания системы Варшавского Договора

б) создания Североатлантического альянса (НАТО)

в) создания Совета Экономической Взаимопомощи

г) «Холодной войны»

3. К понятию «железный занавес» относится:

а)ограничения, поставки изделий из металлов из США в СССР

б) единая пограничная система стран «социалистического лагеря»

в) раскол Европы на две части по идеологическому принципу

г) организация «железной» дисциплины среди государственных служащих США

4. Форсирование государственно-политическим руководством СССР мер по созданию ядерного оружия было вызвано:

а) попыткой совершить мировую революцию

б) желание И.В. Сталина установить мировое господство

в) монополией США на оружие массового поражения

г) потребностями военно-промышленного комплекса СССР

5. Год создания НАТО ____________ г.

6. Наиболее ярко «Холодная война» проявилась в:

а) спортивном соперничестве

б) научной сфере

в) гонке обычных и ядерных вооружений

г) культурной сфере

7. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) был создан в:

а) марте 1946 г. в) марте 1953 г.

б) январе 1949 г. г) феврале 1956 г.

8. Год образования Варшавского договора (ОВД) _________ г.

9. Установить соответствие между локальными конфликтами и их датами:

а) Война в Корее 1) 1950-1953 гг.

б)Арабо-израильский конфликт 2) 1967 г.

в) Война в Афганистане 3) 1979-1989 гг.

10. Восстание в Венгрии в октябре-начале ноября 1956 г. вспыхнуло из-за:

а)недовольства навязываемой советской модели социализма

б) усиления НАТО в Европе

в) денежной реформы

г) активизации миграционных процессов

11.Установить соответствие между событием и датой:

а) Нюрнбергский процесс 1) 1948 г.

б) Создание Совета Экономической 2) 1955 г.

Взаимопомощи (СЭВ)

в) Первый «Берлинский кризис» 3) 1945-1946 гг.

г) создание Организации 4) 1949 г.

Варшавского договора

12. Карибский кризис связан с:

а) размещением на Кубе советских ракет средней дальности

б) активизацией СССР поддержки национально-освободительных движений народов Латинской Америки

в) созданием СССР Организации Варшавского договора

    1. Г) испытанием в ссср первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты

    2. 13. Дипломатические отношения с фрг были установлены при:

а) И.В. Сталине в) Л.И. Брежневе

б) Н.С. Хрущеве г) М.С. Горбачеве

14. Соглашения о контроле над стратегическими вооружениями и ограничением систем противоракетной обороны подписали:

а)Л. Брежнев и Р. Никсон

б) И. Сталин и Г. Трумэн

в) Н. Хрущев и Д. Кеннеди

г) М. Горбачев и Р. Рейган

15. Год подписания в Хельсинки Заключительного акта Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе состоялось в _____________ г.

а) августе 1968 г. в) декабре 1979 г.

б) марте 1969 г. г) феврале 1989 г.

17. Политика «разрядки» означала:

а)полное прекращение «Холодной войны»

б) усиление противостояния между СССР и Западом

в) временное «потепление» в отношениях между СССР и США, переход к конструктивному диалогу

г) отсутствие стремления противоборствующих сторон к соглашениям во имя мира

18. Резкое обострение между странами Запада и СССР в конце 1970-х годов было вызвано:

а) усиление противоречий по берлинскому вопросу

б) установлением просоветских режимов в Анголе и Сомали

в) вводом советских войск в Афганистан

г) обострением противоречий с Китаем

19. Год уничтожения советским истребителем «Боинга-747» южнокорейской гражданской компании ___________ г.

ДЕ 48.

1. Приоритетной сферой в программе восстановления народного хозяйства в СССР в послевоенный период была:

а) тяжелая промышленность

б) легкая промышленность

в) сельское хозяйство

г) социальная сфера

2. Одним из последствий победы СССР в Великой Отечественной войне было:

а) развитие демократизации в советском обществе

б) ослабление власти государственного аппарата

в) прекращение политических репрессий

г) укрепление тоталитарного режима

3. Понятие «куль личности» И. В. Сталина включало:

а) развитие контактов с лидерами стран Азии

б) эрудиция и осведомленность вождя в вопросах культуры

в) поклонение Сталину и его неограниченную власть

г) сосредоточение внимания руководителя на вопросах развития культуры и искусства

4. Тяжелое положение населения в 1945-1950-х гг. сохранялось из-за:

а) существования 10 часового рабочего дня

б) регулярных задержек заработной платы

в) введения рыночных отношений между городом и деревней

г) недостатка жилищного фонда

5. Ко второй половине 1940-х гг. относится:

а) отмена карточной системы

б) установление государственных пенсий колхозникам

в) восстановление 8-часового рабочего дня

г) отмена подписки на государственные займы

6. Для послевоенного экономического развития страны было характерно:

а) Отказ государства от монополии внешней торговли

б) Достижение уровня промышленного производства в тяжелой индустрии к 1948 г.

в) Разрешение индивидуальной трудовой деятельности и частной торговли

г) Переход к рыночным отношениям.

7. Год преобразования народных комиссариатов в министерства _________ .

8. Год ВКП (б) переименования в КПСС ___________.

9. В период с 1945-1953 гг. критике со стороны властей подвергся:

а)А. Шнитке в) Д. Шостакович

б) В. Соловьев-Седой г) А. Александров

11. Год разрыва советско-югославского договора имел место _________.

12. Хронологическая последовательность событий:

а) Судебный процесс по «Ленинградскому делу»

б) Начало борьбы с «космополитизмом»

в) Судебный процесс по делу «еврейского антифашистского центра»

г) Постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда»

13. Год объявления в прессе о «деле врачей-отравителей» __________.

14. Год роспуска еврейского антифашистского центра был осуществлен в __________.

15. «Сталинский план преобразования природы» предусматривал:

а)Создание искусственного моря в Западной Сибири и плотины через Тихий океан

б) Увеличение лесопосадок

в) Строительство городов за полярным кругом

г) Введение новых методов мелиорации

16. Год испытания первой атомной бомбы в СССР ________.

17. Для космополитизма не характерно:

а)отрицание национальных различий

б) развитие патриотических настроений

в) тяга к «мировой» культуре

г) «мировое гражданство»

18. Проведение насильственной коллективизации в странах Прибалтики осуществлялось в:

а) 1945-1946 гг. в) 1952-1953 гг.

б) 1949-1950 гг. г) 1957-1958 гг.

19. Год открытия Волго-Донского судоходного канала _____________.

20. Пятый пятилетний план развития народного хозяйства включал период:

а)1946-1950 гг. в) 1956-1960 гг.

б) 1951-1955 гг. г) 1961-1965 гг.

ДЕ 49.

1. Установить хронологическую последовательность событий:

а) запуск первого искусственного спутника земли

б) смерть И.В. Сталина

в) деление партийных и хозяйственных органов на городские и сельские

г) визит Н.С. Хрущева в США

2. К мероприятиям внутренней политики Н.С. Хрущева относилось:

а) сокращение продолжительности рабочей недели

б) увеличение производства мяса, молока и хлеба

в) введение платного образования

г) сокращение объемов жилищного строительства

3. Установить хронологическую последовательность событий:

а) похороны И.В. Сталина

б) публикация И. Эренбурга романа «Оттепель»

в) арест Л.П. Берия

г) ввод войск в Тбилиси и подавление выступлений с помощью танков и огнестрельного оружия.

1) введение войск СССР и других государств ОВД в Чехословакию

2) ввод советских войск в Афганистан в 1979 г.

3) Карибский кризис 4) война во Вьетнаме

38.Какое событие произошло в СССР в 1962 г.?

1) ХХ съезд КПСС 2) полет в космос Ю.А. Гагарина

3) подавление выступления рабочих в Новочеркасске

4) арест Л.П. Берии

39.Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

1) И.В. Сталин 2) Н.С. Хрущев

3) Л.И. Брежнев 4) М.С. Горбачев

40.В каком году в Москве был подписан Договор между СССР, США, Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой?

1) 1953 г. 2) 1963 г. 3) 1970 г. 4) 1980 г.

41.Что из названного было одной из причин усиления сепаратистских тенденций в национальных регионах СССР в конце 1980-х – начале 1990-х гг. ?

1) неэффективность реформ, проводимых в период перестройки

2) нарастающее усиление центральной власти

3) стремление руководства национальных регионов изменить Конституцию СССР

4) отсутствие экономической поддержки Россией союзных республик

42.Какие мероприятия внешней политики СССР относятся к 1985 – 1991 гг.?

А)вывод войск из государств Центральной и Восточной Европы

Б)подписание Хельсинкского договора по безопасности и сотрудничеству в Европе

В)заключение договоров с США об уничтожении ракет средней и меньшей дальности

Г)ввод советских войск в Венгрию

Д)вывод советских войск из Афганистана

Е)подписание договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под землей

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АВД 3) БВГ 4) ГДЕ

43.Передача или продажа государственной собственности с использованием именных чеков в России в начале 1990-х гг. называется

1) национализацией 2) инвестицией

3) экспроприацией 4) ваучерной приватизацией

44.Какое понятие стало символическим обозначени ем разделения капиталистического и социалистического мира в период «холодной войны»?

1) «новый мировой порядок» 2) «пятая колонна»

3) «политика невмешательства» 4) «железный занавес»

45.Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию атомного оружия в первые послевоенные годы?

1) подготовкой к началу третьей мировой войны

2) монополией США на атомную бомбу в условиях «холодной войны»

3) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США

4) необходимостью продажи ядерного оружия странам «третьего мира»

46.Чем было вызвано усиление в СССР идеологического давления и репрессий в 1945 – 1953 гг.?



1) массовыми выступлениями населения против власти

2) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима

3) восстаниями узников ГУЛАГа

4) опасностью иностранного вторжения в СССР

47.Даты 1953 г., 1964 г., 1985 г. в истории СССР связаны с(со)

1) принятием новых Конституций

2) вводом войск в другие страны

3) проведением в СССР международных фестивалей молодежи

4) сменой руководителей страны

48.В число мероприятий внутренней политики Н. Хрущева входило

1) сокращение продолжительности рабочей недели

2) увеличение производства мяса, молока, хлеба к началу 1960-х гг.

3) введение платного образования

4) сокращение объемов жилищного строительства

49.Какие черты общественно-политической жизни СССР появились после ХХ съезда КПСС?

А)существование нескольких партий

Б)волна политических арестов за критику Сталина

В)освобождение политзаключенных из лагерей

Г)разрешение существования всех идеологических направлений в искусстве

Д) реабилитация некоторых репрессированных при Сталине народов

Е) увеличение числа издаваемых журналов

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) ГДЕ 3) БГЕ 4) ВДЕ

50.Какие меры в сфере сельского хозяйства были предприняты в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ?

А)увеличение финансирования сельского хозяйства

Б)укрупнение колхозов

В)снятие ограничений на ведение личного подсобного хозяйства колхозников

Г)ликвидация МТС

Д)введение денежных окладов в колхозах

Е)начало массовых закупок зерна за границей

Укажите верный ответ.

1) БГЕ 2) АВД 3) АБВ 4) ГДЕ

51.Прочтите отрывок из постановления Пленума ЦК КПСС в июне 1957 г. и укажите фамилии участников названной группы.

«Пленум … рассмотрел вопрос об антипартийной группе …, образовавшейся внутри Президиума ЦК КПСС …

С целью изменения политической линии партии эта группа антипартийными фракционными методами добивалась смены состава руководящих органов партии …



Они вели ничем не оправданную борьбу против активно поддержанного колхозами … призыва партии – догнать в ближайшие годы США на производству молока, масла и мяса на душу населения …»

1) Булганин, Берия, Ворошилов

2) Хрущев, Жданов, Микоян

3) Маленков, Молотов, Каганович

4) Громыко, Суслов, Косыгин

§ 2. Форсирование социалистического строительства и его политические последствия

Действительно, в 1929 г. происходит существенный сдвиг в процессе индустриализации. В эти же годы страна столкнулась с большими трудностями. Экономико-финансовое состояние страны, ее изолированное положение в мире остро ставили вопрос об источниках, темпах и методах индустриализации. Эти проблемы должен был разрешить первый пятилетний план на 1928/29-1932/33 гг. Было определено три главных направления мобилизации капиталов: накопление в самой промышленности, перераспределение через государственный бюджет доходов других отраслей народного хозяйства и использование сбережений населения. Важнейшее значение приобретали вопросы повышения производительности труда и строжайший режим экономии.

В основу пятилетнего плана была положена идея оптимального сочетания тяжелой и легкой индустрии, сельского хозяйства, повышения жизненного уровня и культуры народа. В плане нашли отражение и социальные задачи: намечалось промышленное строительство в национальных районах страны, что должно было способствовать их развитию. План был, как отмечают экономисты, сбалансированным и реальным.

Однако вскоре началось отступление от плановых заданий в сторону их увеличения. Обоснование этому давалось в статье И. Сталина "Год великого перелома" (1929 г.), в которой такая политика объяснялась необходимостью быстрого развития экономики, и особенно ее оборонных отраслей. «Подхлестывание» развития экономики подогревалось еще и тем, что во второй половине 1929 г. разразился мировой экономический кризис, охвативший все капиталистические страны.

В целях форсированного развития промышленности были повышены плановые показатели по ряду добывающих отраслей. Среднегодовой прирост продукции, например на 1931 г., был поднят до 45 % вместо 22 % по пятилетнему плану.

В результате производилась перекачка средств из фонда потребления в промышленность. Так, в течение первой пятилетки доля накоплений, составлявшая до революции не более 10 % национального дохода, выросла примерно до 29 % в 1930 г., 40 % - в 1931 г. и 44 % - в 1932 г.

Однако общего ускорения экономического роста не произошло. Наоборот, происходило снижение темпов роста в промышленности. Первый пятилетний план не был выполнен по важнейшим показателям: по производству электроэнергии, по углю, нефти, чугуну, минеральным удобрениям, тракторам, автомашинам. Вместо намеченных 103 % фактический рост его произошел на 60–70 % (Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было? М., 1989. С. 53, 55). Улучшение происходит позже, к концу второй пятилетки. К 1937 г. была решена важнейшая задача индустриализации - ликвидация экспортной зависимости от внешнего мира.

Огромные трудности пришлось испытать деревне в годы форсированного скачка ее к социалистическому переустройству. В конце 1929 г. в нарушение ранее принятых решений была провозглашена политика сплошной коллективизации сельского хозяйства. Проводившееся до этого в условиях нэпа кооперирование крестьянства было ориентировано на постепенную эволюцию деревни к социализму с учетом и мирового опыта и достижений отечественной науки. В трудах видных отечественных ученых А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Н. П. Макарова, А. А. Рыбникова и др. была обоснована целесообразность развития разнообразных форм кооперирования, полезность соединения индивидуально-семейной и коллективной форм организации производства.

В 1926 г. возникли трудности с государственной заготовкой зерна. Начались перебои с хлебом, подскочили цены. Для страны, вступившей на путь индустриализации, возникла сложная проблема. Положение еще больше обострилось в 1928 г. Влияли и социальные процессы, происходившие в деревне, которые характеризовались дроблением крестьянских и увеличением числа середняцких хозяйств. Во многом дробление крестьянских хозяйств было следствием начавшейся в 1927 г. политики ограничения кулачества. Кулаку не продавалась крупная сельскохозяйственная техника, возросли налоги и т. д. В этих условиях часть кулаков, распродав свое имущество, уезжали в города, а другие делили свое хозяйство между членами семьи, чтобы перейти в разряд середняцких хозяйств. По данным комиссии СНК СССР, в 1927 г. среди крестьянских хозяйств было 3,9 % кулацких, 62,7 % - середняцких, 22,1 % - бедняцких и 11,3 % - батрацких. Основную массу составляли середняки (Данилов В. Коллективизация: Как это было? Страницы истории КПСС. М., 1988. С. 334). Эти хозяйства не могли производить большое количество товарного зерна. Низкий материально-технический и культурный уровень деревни вел к снижению урожайности и товарности сельскохозяйственного производства.

Однако из этого не следует, что мелкое крестьянское хозяйство к 1927 г. полностью исчерпало себя. К примеру, если производство зерна с 1925 по 1929 г. колебалось на уровне чуть выше довоенного, то поголовье скота увеличивалось примерно на 5 % в год. Возможности развития мелкого крестьянского хозяйства были ограничены только с точки зрения потребностей развития крупной индустрии. В ходе ее развития резко возрастал спрос на продукцию сельского хозяйства как со стороны быстро растущего населения городов, так и со стороны промышленных предприятий, которые нуждались в сырье.

Недовольство значительной части крестьянства и проблемы дальнейшего развития индустриализации вызвали разногласия и внутри политического руководства страны. Сталин видел причину трудностей, возникавших в период 1926–1928 гг. с хлебозаготовками и снижением товарности сельскохозяйственного производства, в сопротивлении внутренних врагов и предлагал применять административные меры борьбы и ускоренное создание колхозов и совхозов. Возражавшие ему государственные и политические деятели страны Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский, Н. А. Угланов видели причину кризиса в несовершенстве управленческой системы и предлагали отказаться от чрезвычайных мер, повысить цены на хлеб, развивать кооперативное движение, учитывать реальные возможности крестьянского хозяйства и психологию крестьянина. Однако этот вариант не был принят, а его сторонники впоследствии были отстранены от руководства.

С конца 1929 г. был взят курс на форсирование социалистического переустройства села, конкретным выражением чего стала массовая коллективизация.

5 января 1930 г. было принято постановление правительства "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству", в котором по темпам коллективизации страна была разделена на три группы районов: Северный Кавказ, Нижняя и Средняя Волга должны были в основном завершить коллективизацию осенью 1930 г. или весной 1931 г.; во вторую группу входили все другие зерновые районы страны - Украина, Центрально-Черноземная область, Сибирь, Урал, Казахстан, где коллективизацию намечалось закончить осенью 1931 г. или весной 1932 г.; в остальных краях, областях и национальных республиках намечалось завершить коллективизацию в основном к концу пятилетки, т. е. к 1933 г.

В результате принятых мер процент коллективизации стремительно рос. Если в июне 1927 г. удельная доля крестьянских хозяйств, вовлеченных в колхозы, равнялась 0,8 %, то к началу марта 1930 г. она составила свыше 50 %. Темпы коллективизации стали обгонять реальные возможности страны в финансировании хозяйств, снабжении их техникой и т. д. Декретирование сверху, нарушение принципа добровольности при вступлении в колхоз и другие партийно-государственные меры вызвали недовольство крестьян, что выражалось в выступлениях и даже в вооруженных столкновениях.

Одной из главных причин форсирования коллективизации было то, что создание коллективного сельского хозяйства стало рассматриваться как средство, позволяющее добиться в возможно более короткие сроки решения задач конкретной политики: хлебной проблемы, получения валютных средств и импортного промышленного оборудования. Перекачка средств негативно проявлялась в экономике деревни, особенно в период голода, в 1932–1933 гг. Это отразилось и на индустриализации, и в целом на социально-экономическом развитии страны.

Особое место в процессе коллективизации занимает вопрос о кулаке. Известно, что борьба против кулаков как эксплуататоров началась еще в ходе Октябрьской революции и особенно усилилась в последующие годы. Однако в годы революции и Гражданской войны, в период нэпа перед кулаком не закрывалась дорога в сельскохозяйственные кооперативы всех типов, включая колхозы. В годы нэпа заметен был рост кулацких хозяйств: в 1927 г. их насчитывалось около 900 тысяч. В процессе проведения политики ограничения кулачества произошло резкое сокращение численности кулацких хозяйств. Летом 1929 г. политика в отношении кулака ужесточилась: последовало запрещение принимать в колхозы кулацкие семьи, а с 30 января 1930 г. после постановления ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации" началось проведение крупномасштабных акций, выразившихся в конфискации имущества, в принудительном переселении и т. д. Нередко в разряд кулаков попадали и середняки. В литературе приводятся различные цифры раскулаченных. Один из специалистов по истории крестьянства, В. Данилов, считает, что в ходе раскулачивания было ликвидировано не менее 1 млн. кулацких хозяйств.

В связи с осуществлением коллективизации продолжались изменения и в положении самих колхозов. В 1933 г. были введены обязательные поставки колхозами продукции государству по низким ценам. Машинно-тракторные станции (МТС) получали натуральную оплату с колхозов за обработку полей, а колхозники должны были сдавать налог и в натуральном, и в денежном выражении. При этом допускались нарушения принципов колхозной демократии.

В конечном итоге колхозы оказались огосударствленными. Лишь к 1935 г. в колхозной деревне стали заметны признаки роста, укрепилась материально-финансовая база колхозов, упорядочилась система оплаты труда, поднялся уровень организации.

К 1937 г. коллективизация в целом завершилась. В стране насчитывалось более 243 тыс. колхозов, объединявших 93 % крестьянских хозяйств.

Характеризуя процесс коллективизации в нашей стране, необходимо учитывать все трудности и противоречия, связанные с этим процессом. С одной стороны, обновился и расширился производственный потенциал сельского хозяйства. Колхозы выдержали тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны. С другой стороны, в ходе его осуществления мы наблюдаем игнорирование объективных законов, выразившееся в форсировании коллективизации, в нарушении принципа материальной заинтересованности крестьянства, что приводило временами к замедленному развитию сельского хозяйства, обострению продовольственной проблемы.

Форсированными методами в эти годы решались и социальные проблемы, включая и проблемы культурного строительства. Строительство нового общества требовало изменения не только экономического и политического облика, но и мировоззренческого, духовно-нравственного развития человека, его культурного уровня.

Культурное строительство в СССР в 30-е гг. предполагало осуществление множества взаимосвязанных между собой задач, включая в том числе и идеологические аспекты.

Относительная отсталость России от развитых капиталистических стран, разрыв в уровне культуры между социальными слоями населения, между различными народами страны наложили отпечаток на ход культурного строительства, определили его особенности.

Еще в первые годы Советской власти было сделано много позитивного в распространении культуры в массы народа.

Большим завоеванием было повышение уровня грамотности населения. Достаточно отметить, что до Октябрьской революции более 70 % взрослого населения страны не умело ни читать, ни писать. Неграмотность сельского населения достигла 85 %, многие народности вообще не имели письменности. В результате принятых мер уже в 1927/28 учебном году грамотное население городов составляло около 80 %, села - более 43,3 %.

С 1930 г. вводится обязательное начальное образование. В этих условиях резко возрос спрос на учительские кадры. Расширялась сеть педагогических институтов и техникумов, были созданы краткосрочные курсы по подготовке педагогов начальных школ. Организовались досрочные выпуски в педагогических учебных заведениях. Все это не могло не сказаться на качестве обучения. Достаточно сказать, что в 30-е гг. большинство учителей старших классов не имели высшего образования.

Развертывание сети высшего и среднего специального образования сопровождалось изменением социального состава студенчества. Это достигалось путем дополнительной общеобразовательной подготовки рабоче-крестьянской молодежи к обучению в вузах через рабфаки. Первый рабфак страны был открыт в 1919 г. в Московском институте народного хозяйства (ныне Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова).

Советская интеллигенция формировалась из трех источников: специалистов старой школы, выдвиженцев из среды рабочих и крестьян и путем подготовки специалистов вузами и техникумами. В эти же годы происходило организационное становление советской науки. В 1934 г. Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву, создавались новые научно-исследовательские институты и филиалы АН в республиках.

Отмечая значительные успехи в культурной жизни общества, в то же время следует отметить, что в условиях формирующейся административно-командной системы, постепенного внедрения культа личности Сталина получили распространение авторитарность суждений и оценок, грубое вмешательство в творческую деятельность. Некоторые произведения годами не могли выйти в свет, оседали в столах авторов, в запасниках музеев. Немало культурных ценностей в эти годы было уничтожено, продано за границу.

В целом система, сложившаяся в 30-40-е гг., была, с одной стороны, системой мобилизационной, а с другой - внутренне противоречивой.

1929 год был в известной мере переломным и в политическом развитии страны.

По-прежнему существовала однопартийная система власти… Но в этот период наблюдаются и процессы, характеризующиеся заметным сращиванием партийных руководящих органов и государственных структур власти. Одновременно укрепляется административно-командная система управления и формируется база для возникновения культа личности Сталина. Для правильного понимания этих явлений необходимо учитывать следующие обстоятельства. Исходный уровень социально-экономического развития страны в тот период, когда было начато социалистическое строительство, не обеспечивал необходимых объективных предпосылок для построения социализма. Поэтому придавалось огромное значение субъективным факторам, среди которых соответствующую роль играла деятельность партийных структур правящей Коммунистической партии. Под руководством партийных органов работали и профсоюзные, и комсомольские органы и организации. Тем самым в партийных органах концентрировалась реальная политическая власть. К тому же нормативных документов, регламентировавших отношения партии и государства, не было.

Нужно учитывать и такой момент. В условиях неразвитости демократии, монопольной власти одной партии принадлежность к ней была единственным средством для многих продвинуться по службе, сделать карьеру.

Социальный и кадровый состав партии находился в прямой ^вязи с возникновением административно-командной системы и культом личности Сталина еще и потому, что форсирование индустриализации вызвало приток на производство огромной массы крестьян. Вырванные из привычной среды, став "новыми рабочими", они чувствовали себя в городе неуверенно, были не защищены социально. В определенной мере и они стали социальной основой административно-командной системы и культа личности Сталина. Любой администратор (мастер, начальник цеха и т. д.) был в представлении этих рабочих человеком, от которого во многом зависела их судьба. Это рождало психологию сильной личности, привычку к действию на основе командных методов, делало их управляемыми.

Этой категории рабочих, составлявших в 30-е гг. значительную часть рабочего класса в стране, соответствовал и тип политического руководства, сформировавшегося в те годы. В своем большинстве эти руководители формировались в годы Гражданской войны: для них приказные методы руководства были привычными.

Важное значение для формирования политического режима в стране имели и особенности характера самого Сталина. В нем сильная воля, огромные организаторские способности сочетались с неограниченным властолюбием, грубостью, болезненной подозрительностью и т. д.

С конца 20-х гг. меняется внутрипартийный режим в сторону ужесточения дисциплины и свертывания демократии. Заметно снижается уровень информированности низовых партийных звеньев: прекращается рассылка на места стенограмм пленумов ЦК, прекращается издание журнала "Известия ЦК ВКП(б)", все реже и нерегулярнее проходят партийные съезды, конференции и пленумы ЦК ВКП(б). Все это приводило к свертыванию гласности, демократии.

Эти и другие изменения, происшедшие в партии, отражаются на всем политико-экономическом механизме страны. На смену политическим и экономическим методам работы приходят административно-командные методы руководства. Общество не прошло настоящей школы демократии. В стране, где веками существовало крепостное право, где до 1917 г. сохранялось самодержавие, отсутствовали демократические традиции. Россия была многонациональной страной, населенной более чем ста нациями и народностями. Для нее были характерны острые классовые, национальные и религиозные противоречия. Имела значение и живучесть принципов "военного коммунизма", которые реанимировались в новых условиях.

Необходимо учитывать также, что важной особенностью развития страны являлось то, что она длительное время развивалась в экстремальных условиях капиталистического окружения. В общественном сознании стал утверждаться "образ врага", который десятки лет формировал психологию "осажденной крепости".

Немалую роль в утверждении административно-командной системы сыграло теоретическое обоснование политическим руководством страны курса на форсированный переход к социализму, требующий жесткой централизации. Конкретным выражением всех качественных изменений политического режима в стране стало утверждение культа личности Сталина. Он стоял на вершине пирамиды власти. Все нижестоящие звенья в этой пирамиде имели только исполнительные функции по отношению к вышестоящим.

Сталин умело использовал не только веру людей в социализм, но и тот авторитет, который имел Ленин, добивался роста своего авторитета как его соратника.

Большую роль в идеологическом обосновании культа личности Сталина сыграл учебник "История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс", опубликованный в 1938 г. В нем Сталин изображался вождем партии с момента ее основания, создавалась теория двух вождей - Ленина и Сталина.

В условиях культа личности пострадали десятки тысяч честных граждан, в числе которых немало видных деятелей партии и Советского государства. В августе 1936 г. прошел процесс троцкистско-зиновьевского центра; все обвиняемые были расстреляны. Вскоре застрелился М. П. Томский, возглавлявший ранее профсоюзы страны. В январе 1937 г. - процесс троцкистского центра, по которому проходили видные руководители партии и государства: Г. Л. Пятаков, К. Б. Радек, Г. Я. Сокольников, Л. П. Серебряков и др. Все они были расстреляны. В феврале 1937 г. ушел из жизни нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. В июне 1937 г. застрелился начальник Политуправления Красной Армии Я.Б.Гамарник. В июне 1937 г. проходит суд над М.Н.Тухачевскими другими видными военными. Все были расстреляны. В марте 1938 г. - процесс антисоветского "правотроцкистского блока". По процессу проходили Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Н. Н. Крестинский, X. Г. Раковский, А. И. Икрамов, Ф. У. Ходжаев и др. Все обвиняемые ранее занимали высокие партийные и государственные должности. В настоящее время все они реабилитированы.

Итогом политического развития страны в эти годы стало формирование тоталитарного государства.

Следует отметить, что подобная система государства была характерна не только для нашей страны. В 30-е гг. во всем мире действовала тенденция усиления роли государства во всех сферах жизни. В определенной мере это была реакция на мировой экономический кризис 1929–1933 гг., рост влияния социалистических и коммунистических партий и т. д.

В СССР определенную роль в возникновении такого государства, кроме уже отмеченных причин, сыграла острая борьба за власть, развернувшаяся в политическом руководстве страны.

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора

Политические последствия СССР не стал агрессором в 1939 году: народы Прибалтики «сами хотели» в СССР. В Польшу СССР вступил поздно, «спасал» украинцев и белорусов. А вот теперь, 14 декабря 1939 года, СССР был исключен из Лиги Наций. К тому времени Лига Наций стремительно теряла

Из книги История. История России. 11 класс. Базовый уровень автора

ГЛАВА 3. СССР НА ПУТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Из книги История России. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Киселев Александр Федотович

Глава 3 СССР на пути социалистического строительства

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора Буровский Андрей Михайлович

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Вскоре после похорон Воровского, 20 июня 1923 года, Советское правительство издало декрет «О бойкоте Швейцарии». Оно разорвало советско-швейцарские торговые отношения и запретило «въезд в СССР всем швейцарским гражданам, не принадлежащим к

Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов

Глава вторая ЛЕНИНСКИЙ ПЛАН СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

Из книги Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921-1925 гг.) автора Коллектив авторов

Глава восьмая ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИКАХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ

Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) автора Коллектив авторов

1. Назревшая необходимость социалистического преобразования сельского хозяйства. Курс на развертывание колхозного строительства Марксизм-ленинизм обосновал теоретически, а жизнь подтвердила на практике программное положение о том, что без социалистического

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

Глава 11. Советское государство в годы социалистического

Из книги История Гражданской войны автора Рабинович С

§ 15. На базе победоносного социалистического строительства неизмеримо выросли обороноспособность СССР и боевая мощь Красной армии В такой напряженной обстановке партия, преодолевая сопротивление как правых, так и «левых» оппортунистов, мобилизуя активность и

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

1. Проблемы социалистического строительства в последних работах В. И. Ленина 1.1. В. И. Ленин о построении социализма. В последний период своей жизни (1922–1923) Ленин продиктовал ряд писем и статей («О нашей революции», «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше», «Как нам

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

ГЛАВА XII ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ В БОРЬБЕ ЗА ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРОВЕДЕНИЕ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ (1935-1937

Из книги Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны автора Коллектив авторов

Часть первая ВСТУПЛЕНИЕ СССР В ПЕРИОД ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА, СОЗДАНИЯ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том шестой автора Коллектив авторов

Глава VIII ПЕРВЫЕ ШАГИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА УКРАИНЕ Великая Октябрьская социалистическая революция утвердила в России диктатуру пролетариата. Был создан новый тип государства - социалистическое государство, которое дало «невиданное в мире развитие и

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

Глава XXII ВСТУПЛЕНИЕ УКРАИНСКОЙ ССР В ПЕРИОД ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

Из книги С.М. КИРOB Избранные статьи и речи 1916 - 1934 автора Д. Чугаева и Л. Петерсон.

МЫ ВЫШЛИ НА ШИРОКУЮ ДОРОГУ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Доклад на торжественном заседании VIII губернского съезда ленинградских металлистов 19 апреля 1926 года/Печатается по сокращенной стенограмме. - Ред. /СССР - САМОЕ ТВЕРДОЕ И УСТОЙЧИВОЕ ГОСУДАРСТВО В МИРЕТоварищи,

Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее.

Ф. М. Достоевский

В декабре 1927 года в СССР началась коллективизация сельского хозяйства. Данная политика была направлена на то, чтобы по всей стране сформировать колхозы, в которые должны были войти отдельные частные собственники земельных участков. Реализация планов коллективизации была поручена активистам революционного движения, а также, так называемым, двадцатипятитысячникам. Все это привело к тому, что в Советском Союзе произошло укрепление роли государства в аграрном и трудовом секторе. Стране удалось преодолеть «разруху» и провести индустриализацию промышленности. С другой стороны это привело к массовым репрессиям и знаменитому голоду 32-33 годов.

Причины перехода к политике массовой коллективизации

Коллективизация сельского хозяйства была задумана Сталиным как крайняя мера, с помощью которой можно решить подавляющее большинство проблем, которые на тот момент стали очевидны для руководства Союза. Выделяя основные причины перехода к политике массовой коллективизации можно выделить следующие:

  • Кризис 1927 года. Революция, гражданская война и неразбериха в руководстве привели к тому, что в 1927 году был собран рекордно низкий урожай в аграрном секторе. Это было сильным ударом для новой Советской власти, а также для ее внешнеэкономической деятельности.
  • Ликвидация кулачества. Молодая Советская власть по-прежнему на каждом шагу видела контрреволюцию и сторонников имперского режима. Именно поэтому было массово продолжена политика раскулачивания.
  • Централизованное управление сельским хозяйством. В наследие советскому режиму досталась страна, где подавляющее большинство людей занимались индивидуальным сельским хозяйством. Новую власть такая ситуация не устраивала, поскольку государство стремилось контролировать все в стране. А контролировать миллионы независимых аграриев очень тяжело.

Говоря про коллективизацию необходимо понимать, что этот процесс был напрямую связан с индустриализацией. Под индустриализации понимается создание легкой и тяжелой промышленности, которая смогла бы обеспечить советскую власть всем необходимым. Это есть, так называемые, пятилетки, где всей страной строили заводы, гидроэлектростанции, платины и так далее. Это все было крайне важно, поскольку за годы революции и гражданской войны практически вся промышленность российской империи была уничтожена.

Проблема же заключалась в том, что индустриализация требовала большого количества рабочих рук, а также большого количества денег. Деньги были нужны не столько для оплаты труда рабочих, сколько для закупки оборудования. Ведь все оборудование производилось за рубежом, а внутри страны оборудования не производилось никакого.

На начальном этапе лидеры Советской власти часто говорили о том, что западные страны сумели развить собственную экономику только благодаря своим колониям, из которых они выжимали все соки. В России таких колоний не было, тем более их не было у Советского Союза. Но по замыслу нового руководства страны такими внутренними колониями должны были стать колхозы. Фактически это и произошло. Коллективизация создавала колхозы, которые обеспечивали страну продовольствием, бесплатной или очень дешевой рабочей силой, а также рабочими руками, с помощью которых проходила индустриализация. Именно для этих целей был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства. Этот курс был официально задом 7 ноября 1929 года, когда в газете «Правда» появилась статья Сталина под названием «Год Великого перелома». В этой статье Советский лидер говорил о том, что в течение года страна должна сделать рывок от отсталого индивидуального империалистического хозяйства к передовому коллективному хозяйству. Именно в этой статье Сталин открыто заявил о том, что в стране должно быть ликвидировано кулачество как класс.

5 января 1930 года вышло постановление ЦК ВКПб о темпах коллективизации. В этом постановлении говорилось о создании особых регионов, где реформирование сельского хозяйства должно было происходить прежде всего и в кратчайшие сроки. Среди главных регионов, которые были определены для проведения реформы, были обозначены следующие:

  • Северный Кавказ, Поволжье. Здесь устанавливался крайний срок создания колхозов к весне 1931 года. Фактически две области должны были перейти к коллективизации за один год.
  • Остальные зерновые регионы. Любые другие регионы, где массово выращивалось зерно, также подлежали коллективизации, но в срок до весны 1932 года.
  • Остальные регионы страны. Оставшиеся регионы, которые были менее привлекательными в плане сельского хозяйства, планировалось приобщить к колхозам за 5 лет.

Проблема заключалась в том, что данный документ четко регламентировал с какими регионами работать и в какие сроки должно быть проведено действие. Но этот же документ ничего не говорил о том, какими путями следует проводить коллективизацию сельского хозяйства. Фактически местные власти самостоятельно стали принимать меры для того, чтобы решить поставленные перед ними задачи. И практически все сводили решение этой задачи к насилию. Государство сказало «Надо» и закрыло глаза на то, как это «Надо» реализовывалось…

Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием

Решение задач, которые были поставлены руководством страны, предполагали наличие двух взаимосвязанных процессов: формирование колхозов и раскулачивание. Причем первый процесс очень сильно зависел от второго. Ведь для того чтобы сформировать колхоз, необходимо этому экономическому инструменту дать необходимый инвентарь для работы, чтобы колхоз был экономически выгодным, и мог сам себя прокормить. Государство на это деньги не выделяло. Поэтому был принят путь, который так нравился Шарикову, - все отнять и поделить. Так и сделали. У всех «кулаков» изымали имущество, которое передавалось в колхозы.

Но это не единственная причина, почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием рабочего класса. Фактически одновременно руководство СССР решало несколько задач:

  • Сбор бесплатного инструмента, животных и помещений для нужд колхозов.
  • Уничтожение всех, кто смел высказывать недовольство новой властью.

Практическая реализация раскулачивания свелась к тому, что государство устанавливало норму для каждого колхоза. Необходимо было раскулачить 5 - 7 процентов всех «частных». На практике же идеологические приверженцы нового режима во многих регионах страны эту цифру значительно превосходили. В результате раскулачиванию подверглась не установленная норма, а до 20% населения!

Удивительно, но не было абсолютно никаких критериев для определения «кулака». И даже сегодня историки, которые активно защищают коллективизации и Советский режим, не могут четко сказать, по каким принципам происходило определение кулака и рабочего крестьянин. В лучшем случае нам говорят о том, что под кулаками понимали с люди, у которых в хозяйстве было 2 коровы или 2 лошади. На практике же таких критериев практически никто не придерживался и кулаком могли объявить даже крестьянина, у которого за душой не было ничего. Например, прадед моего близкого друга был назван «кулаком» за то, что у него была корова. За это у него отобрали все и сослали на Сахалин. И таких случае тысячи…

Выше мы уже говорили о постановлении от 5 января 1930 года. Это постановление, как правило, цитируется многими, но большинство историков забывают о приложении к этому документу, где давались рекомендации о том, как следует поступать с кулаками. Именно там мы можем найти 3 класса кулаков:

  • Контрреволюционеры. Параноидальный страх Советской власти перед контрреволюцией вывел эту категорию кулаков к наиболее опасным. Если крестьянин признавался контрреволюционером, то все его имущество изымалось и передавалось колхозам, а сам человек отправлялся в концлагеря. Коллективизация же получала все его имущество.
  • Богатые крестьяне. С богатыми крестьянами также не церемонились. По замыслу Сталина имущество таких людей также подлежат полной конфискации, а самих крестьян вместе со всеми членами их семьи переселяли в отдаленные регионы страны.
  • Крестьяне со средним достатком. Имущество таких людей также конфисковывали, а людей отправляли не в дальние регионы страны, а в соседние регионы.

Даже здесь видно, что власть четко разделила людей и меры наказания к этим людям. Но власть абсолютно не указала, как определить контрреволюционера, как определить богатого крестьянина или крестьянина со средним доходом. Именно поэтому раскулачивание свелось к тому, что часто кулаками назывались те крестьяне, которые были неугодные людям с оружием. Именно так и происходила коллективизация и раскулачивание. Активистов советского движения наделили оружием, и те с энтузиазмом несли знамя советской власти. Нередко под знаменами этой власти, и прикрываясь коллективизацией, они просто сводили личные счеты. Для этого был даже придуман специальный термин «подкулачные». И к этой категории относились даже бедные крестьяне, которые ничего не имели.

В результате мы видим, что массовым репрессиям были подвергнуты те люди, которые были способны вести прибыльное индивидуальное хозяйство. Фактически это были люди, которые долгие годы выстраивали свое хозяйство таким образом, чтобы оно могло позволить зарабатывать деньги. Это были люди, которые активно переживали за результат деятельности. Это были люди, которые хотели и умели работать. И всех этих людей из деревни убрали.

Именно благодаря раскулачиванию Советская власть организовала свои концлагеря, в которые попало огромное количество людей. Эти люди использовались, как правило, в качестве бесплатные рабочей силы. Причем этот труд использовался на самых тяжелых работах, на которых обычные граждане работать не хотели. Это были лесозаготовки, добыча нефти, добыча золота, добыча угля и так далее. Фактически политические узники и ковали успех тех успех Пятилеток, о которых так гордо рапортовала Советская власть. Но это тема для другой статьи. Сейчас необходимо отметить, что раскулачивание в колхозах сводилось к проявлению крайней жестокости, что вызывало активное недовольство у местного населения. В результате во многих регионах, где коллективизация шла наиболее активными темпами, стали наблюдаться массовые восстания. Для их подавления даже использовали армию. Стало очевидно, что насильственная коллективизация сельского хозяйства нужных успехов не дает. Более того, недовольство местного населения стало перекидываться и в армию. Ведь когда армия вместо войны с врагом сражается со своим же населением, это сильно подкашивает ее дух и дисциплину. Стало очевидно, что в короткие сроки загнать людей в колхозы просто невозможно.

Причины появления статьи Сталина «Головокружение от успехов»

Наиболее активными регионами, где наблюдались массовые волнения были Кавказ, Средняя Азия и Украина. Люди использовали как активные формы протеста, так и пассивные. Активные формы выражались в демонстрациях, пассивные в том, что люди уничтожали все свое имущество, чтобы оно не досталось колхозам. И такого волнения и недовольства среди людей удалось «добиться» всего за несколько месяцев.


Уже в марте 1930 года Сталин понял, что его план провалился. Именно поэтому 2 марта 1930 года появилась статья Сталина «Головокружение от успехов». Суть данной статьи была очень простой. В ней Иосиф Виссарионович открыто перекладывал всю вину за террор и насилие во время коллективизации и раскулачивания на местные власти. В результате стал складываться идеальный образ советского вождя, который желает народу добра. Для укрепления этого образа Сталин разрешил всем добровольно выходить из колхозов, отмечаем, что эти организации не могут быть насильственными.

В результате большое количество людей, которых насильственно загнали в колхозы, добровольно из них вышли. Но это был только один шаг назад, чтобы сделать мощный рывок вперед. Уже в сентябре 1930 года ЦК ВКПб осудила местные органы власти за пассивные действия в проведении коллективизации аграрного сектора. Партия призвала к активным действиям с тем, чтобы добиться мощного вступления людей в колхозы. В результате в 1931 году уже 60% крестьян были в колхозах. В 1934 году - 75%.

Фактически «Головокружение от успехов» была необходима Советской власти, как средство воздействия на собственный народ. Нужно было как-то оправдать те зверства и то насилие, которое происходило внутри страны. Взять вину на себя руководство страны не могло, поскольку это моментально бы подорвало их авторитет. Именно поэтому были выбраны местные органы власти, как мишень для крестьянской ненависти. И этой цели добиться удалось. Крестьяне искренне поверили в душевные порывы Сталина, в результате чего всего через несколько месяцев перестали сопротивляться насильственному вступлению в колхоз.

Итоги политики сплошной коллективизации сельского хозяйства

Первые итоги политики сплошной коллективизации не заставили себя долго ждать. Производство зерна по стране сократилось на 10%, количество крупного рогатого скота сократилось на треть, количество овец в 2,5 раза. Такие цифры наблюдаются по всем аспектам сельскохозяйственной деятельности. В дальнейшем эти негативные тенденции удалось победить, но на начальном этапе негативный эффект был крайне силен. Этот негатив вылился в известный голод 1932-33 годов. Сегодня этот голод известен во многом из-за постоянных жалоб Украины, но на самом деле многие регионы Советской Республики очень сильно пострадали от того голода (Кавказ и особенно Поволжье). Всего события тех лет на себе ощутили порядка 30 миллионов человек. По разным данным от голода погибло от 3 до 5 миллионов человек. Эти события были обусловлены как действиями Советской власти по коллективизации, так и неурожайным годом. Несмотря на слабый урожай за рубеж продали практически весь запас зерна. Эта продажа была необходима для того, чтобы продолжить индустриализацию. Индустриализация была продолжена, но это продолжение стоило миллионов жизней.

Коллективизация сельского хозяйства привела к тому, что из деревни полностью исчезла богатое население, средне состоятельное население, и активисты, которые просто радели за результат. Там оставались люди, которые насильственно были загнаны в колхозы, и которые абсолютно никак не переживали за конечный результат своей деятельности. Связано это было с тем, что государство забирало себе большую часть того, что производили колхозы. В результате простой крестьянин понимал, вне зависимости от того сколько он вырастет государство заберет практически все. Люди понимали, что даже если они вырастят не ведро картошки, а 10 мешков, государство все равно им даст за это 2 килограмма зерна и все. И так было со всеми продуктами.

Крестьяне получали за свой труд оплату за, так называемые, трудодни. Проблема заключалась в том, что денег в колхозах практически не было. Поэтому крестьяне получали не деньги, а продукцию. Данная тенденция изменилась только к 60-м годам. Тогда стали выдавать деньги, но деньги очень маленькие. Коллективизация же сопровождалась тем, что крестьянам выдавалось то, что просто позволяло их прокормить. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что в годы проведения коллективизации сельского хозяйства в Советском Союзе проходила выдача паспортов. Факт, о котором сегодня не принято массово говорить, заключается в том, что крестьянам паспорт не полагался. В результате крестьянин не мог уехать жить в город, поскольку у него не было документов. Фактически люди оставались привязанными к тому месту, где они были рождены.

Итоговые результаты


И если мы уйдем от советской пропаганды и взглянем на события тех дней независимо, то мы увидим отчетливые признаки, которые делают схожими коллективизацию и крепостничество. Как происходило крепостное хозяйство в имперской России? Крестьяне жили общинами в деревне, они не получали деньги, они подчинялись хозяину, были ограничены в свободе передвижения. С колхозами ситуация была такая же. Крестьяне жили общинами в колхозах, за свой труд они получали не деньги, а продукты, они подчинялись главе колхоза, и из-за отсутствия паспортов не могли покинуть коллектив. Фактически советская власть под лозунгами социализации вернула в деревню крепостное право. Да, это крепостное право было идеологически выдержанным, но суть от этого не меняется. В дальнейшем эти негативные элементы были во многом устранены, но на начальном этапе все происходило именно так.

Коллективизация с одной стороны базировалась на абсолютно античеловеческих принципах, с другой стороны это позволило молодой Советской власти провести индустриализацию и твердо встать на ноги. Что из этого важнее? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. Абсолютно точно можно сказать только то, что успех первых Пятилеток базируется не на гениальности Сталина, а исключительно на терроре, насилии и крови.

Итоги и последствия коллективизации


Основные итоги сплошной коллективизации сельского хозяйства можно выразить в следующих тезисах:

  • Страшный голод, в результате которых погибли миллионы людей.
  • Полное уничтожение всех индивидуальных крестьян, которые хотели и умели работать.
  • Темпы роста сельского хозяйства были очень низкими, поскольку люди не были заинтересованы в конечном результате своей работой.
  • Сельское хозяйство стало полностью коллективным, истребив все частного.

Часть 1. Задания уровня А

А1. Какие из названных событий относятся к 1953-1957гг.?

A) запуск первого советского спутника Земли Б) арест и казнь B) XX съезд КПСС Г) отставка Д) испытание первого советского ядерного устройства Е) ввод советских войск в Чехословакию для подавления «пражской весны»

1)АБВ 2)АВД 3)БВГ 4)ВДЕ

А2. Какие из названных событий относятся к первому послевоенному десятилетию?

A) проведение XXI съезда КПСС Б) первое испытание советского ядерного устройства B) разгром журналов «Звезда» и «Ленинград» Г) публикация повести «Один день из жизни Ивана Денисовича» Д) преобразование наркоматов в министерства Е) создание совнархозов

1)АБЕ 2)АВД 3)БВД 4) ГДЕ

А3. Для первого послевоенного десятилетия было характерно

1) усиление культа личности Сталина 2) сокращение состава и функций репрессивных органов 3) усиление роли армии, в управлении страной 4) расширение прав национальных автономий в составе СССР

А4. Прочтите отрывок из исторического очерка и определите одного из тех ученых, труду которого наша страна обязана упомянутым в тексте достижением.

«После создания атомной бомбы в СССР западная пропаганда сменила пластинку: повсюду замелькали сообщения о таинственной бомбе... Пентагон снова пугал, снова провоцировал, нагонял страх. Советский Союз ответил на «водородный вызов»... Прошло несколько лет напряженнейшей работы. И вот в советских газетах появилось новое правительственное сообщение: в августе 1953 г. в СССР успешно прошли испытания водородной бомбы. Советские ученые одержали победу в навязанном им соревновании. Американцы смогли испытать свою водородную бомбу только в 1954 г.».

А5. Какие из названных положений характеризуют сталинскую политику после войны?

A) борьба с космополитизмом Б) ослабление нажима на деревню, снижение налогов с колхозов B) кампания, ограничение возможностей для творческой и карьерной самореализации евреев Г) проведение репрессий среди местных партийных деятелей и экономистов Д) поощрение развития самостоятельности нацио­нальных образований в составе СССР Е) отказ от партийного контроля над наукой

А6. Прочтите отрывок из доклада советского государственного деятеля и определите, в каком году было принято упоминаемое в нем постановление.

«Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко, изображает советских людей и уродами, людьми глупыми и примитивными... Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая».

1)1937 г. 2) 1946 г. 3)1954 г. 4) 1963 г. .

А7. К периоду 1945-1947 гг. относится

1) Корейская война 2) испытание СССР первого ядерного устройства 3) качало «холодной войны» 4) Карибский кризис

А8. Какой из политических процессов прошел в первое послевоенное десятилетие в СССР?

1) процесс по «Ленинградскому делу» 2) процесс над партией эсеров 3) процесс над М. Бейлисом 4) процесс над и другими военачальниками Красной Армии

А9. Что из названного относится к последствиям начала «холодной войны» во внутриполитической жизни СССР второй половины 1940-х гг.?

1) широкое развитие диссидентского движения 2) репрессии против видных военачальников времен Великой Отечественной войны 3) установление армейского контроля над партийным и 4) борьба с космополитизмом

А10. Руководство какой из названных социалистических стран вошло в открытый конфликт с во второй половине 1940-х гг.?

1) Венгрии 2) Польши 3) Югославии 4) Румынии

А11. Политика советского руководства в области культуры в конце 1940-х гг. характеризовалась

1) поощрением развития различных направлений в живописи 2) резким сокращением числа музеев и библиотек для экономии средств в условиях восстановления экономики 3) смягчением литературной цензуры 4) борьбой с западными заимствованиями, с «низкопоклонничеством» перед Западом

А12. Прочтите отрывок из воспоминаний и определите, о каком политическом процессе идет в нем речь.

«Всем известна печальная судьба члена Политбюро т. Вознесенского, ставшего жертвой репрессий Сталина. Характерно отметить, что решение о выводе его из состава Политбюро нигде не обсуждалось, а было проведено опросом. Также опросом были проведены решения об освобождении с занимаемых постов тт. Кузнецова и Родионова».

1) «Шахтинское дело» 2) процесс Промпартии 3) «дело врачей» 4) «Ленинградское дело»

А13 Чем было вызвано форсирование руководством СССР мер по созданию ядерного оружия в первые послевоенные годы:

1) подготовкой к началу третьей мировой войны; 2) монополией США на атомную бомбу в условиях «холодной войны»; 3) намерением создать сеть советских военных баз вокруг США; 4) необходимостью продажи ядерного оружия странам «третьего мира»?

А14 Какая из принятых руководством СССР мер относится ко второй половине 1940-х гг.:

1) отмена карточной системы; 2) установление государственных пенсий колхозникам; 3) восстановление 8-часового рабочего дня; 4) отмена подписки на ?

А15 Тяжелое положение населения СССР в 1945—1950 гг. сохранялось из-за:

1) существования 10-часового рабочего дня; 2) регулярных задержек зарплаты; 3) введения рыночных отношений между городом и деревней; 4) недостатка жилья.

А16 Какое из названных кинопроизведений подверглось критике со стороны партийно-государственного руководства в 1945—1953 гг.:

1) «Дело Румянцева» режиссера М. Калатозова; 2) «Высота» режиссера А. Зархи; 3) «Иван Грозный» режиссера С. Эйзенштейна; 4) «Весна на Заречной улице» режиссера М. Хуциева?

А17 Прочтите отрывок из постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 01.01.01 г. «Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП(б) товарища и кандидатов в члены ЦК ВКП(б) тт. и » и ответьте на вопрос.

«Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствием того, что у тт. Кузнецова, Родионова, Попкова имеется нездоровый, небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с... организацией, охаивание ЦК ВКП(б), который якобы не помогает ей...»

С каким политическим процессом связан этот документ:

1) «ленинградское дело»; 2) «дело врачей-убийц»; 3) кампания по борьбе с «космополитизмом»; 4) «дело о вредительстве» на Московском автозаводе?

А18 Чем было вызвано усиление в СССР идеологического давления и репрессий в 1945—1953 гг.:

1) массовыми выступлениями населения против власти; 2) возвращением к предвоенной политике тоталитарного режима; 3) восстаниями узников ГУЛАГа; 4) опасностью иностранного вторжения в СССР?

А19 Какие ученые-физики участвовали в создании в СССР:

а) М. Келдыш; б) И. Курчатов; в) С. Королев; г) Ю. Харитон; д) Н. Зелинский; е) И. Тамм

1) а, б, в; 2) б, г, е; 3) в, г, д; 4) а, д, е.

А20 Когда происходила Корейская война, в которой СССР поддерживал Северную Корею:

1) 1950—1953 гг.; 2) 1968—1971 гг.; 3) 1975—1978 гг.; 4) 1988—1991 гг.?

А21. Прочитайте отрывок из письма, написанного известным ученым в 1965 г., и ответьте на вопрос.

«Надо не бояться сознаться, что попытки партийного руководства научным творчеством дали отрицательные результаты. Это было особенно наглядно за последние десятилетия...»

Какое научное направление особенно пострадало от партийного руководства в 1945—1960 гг.:

1) космическая теория; 2) математика; 3) биология и кибернетика; 4) ядерная физика?

А22. Кто из названных высших руководителей СССР был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного восстановления и развития тяжелой промышленности как средства военного противостояния капитализму:

а) И. Сталин; б) А. Жданов; в) Г. Маленков; г) Л. Берия; д) Н. Вознесенский; е) Н. Родионов?

1)а, б, в; 2) г, д, е; 3) б, в, г; 4) а, в, г.

А23. Кто из названных деятелей науки и культуры подвергался гонениям со стороны сталинского режима в послевоенное время:

1) М. Шолохов; 2) К. Симонов; 3) Д. Лихачев; 4) Т. Лысенко?

А24. Прочитайте отрывок из работы историка «Размышления о судьбе полководца» и ответьте на вопрос.

«В конце 50-х и в начале 60-х годов активизировалась работа над исследованиями истории Великой Отечественной войны. Появление мемуарных трудов позволило устранить много пробелов в воен­но-исторической литературе... Вместе с тем оставалось еще немало «белых пятен» в тех научных трудах, где речь велась о высших звеньях стратегического руководства. Огромную роль в устранении крупных пробелов в исторических трудах могли бы сыграть свидетельства, но к нему как к «опальному» в течение почти двух десятилетий боялись подступиться историки. От такой вопиющей нелепости пострадала историческая наука».

В чем заключалась причина опалы, начавшейся после Великой Отечественной войны:

1) поставили в вину слишком большие потери при штурме Берлина;

2) был обвинен в тесном сотрудничестве с американскими военачальниками;

3) обвинил в приписывании себе всех побед в войне, в «заговорщицкой деятельности»;

4) стремился занять пост высшего руководителя страны?

А25. К причинам преимущественного развития в СССР после Великой Отечественной войны тяжелой промышленности не относилась необходимость:

1) технического оснащения других отраслей промышленности; 2) укрепления обороноспособности и военной мощи государства в условиях двухполюсного мира; 3) изменения экономического курса предвоенного времени; 4) укрепления влияния СССР в мире.

А26. В каком году произошли важные для СССР события — испытание первой в СССР ядерной бомбы, создание Совета экономической , подписание Североатлантического пакта (НАТО):

1) в 1945 г.; 2) в 1949 г.; 3) в 1955 г.; 4) в 1964 г.?

А27. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя о проходившем в 1948 г. заседании руководства КПСС, на котором решался вопрос о присуждении Сталинских премий, и ответьте на вопрос.