Наверняка у каждого из нас есть история, когда какой-то знакомый при первой встрече показался нам неприятным человеком, но позже мы понимали, что это один из самых интересных людей.

В большинстве случаев у нас есть несколько секунд, чтобы человек захотел провести с вами больше времени. При этом играют роль самые незначительные мелочи, начиная от вашего имени и заканчивая вашим запахом. Вот, некоторые черты и типы поведения, которые могут вызвать неприязнь окружающих людей к вам согласно различным научным исследованиям.

Первое впечатление о человеке

Если вы относитесь к типу людей, которые делятся снимками медового месяца, окончания университета, ваших детей и многими другими, возможно, вам пора остановиться.

Наличие большого количества фотографий в соцсетях может навредить вашим отношениям. Другие люди, за исключением родственников и близких друзей, не очень хорошо ладят с теми, кто постоянно делится своими фотографиями.

Кроме того, друзьям не нравится, когда у вас много семейных фотографий, а родственникам не нравится большое количество фотографий друзей.

2. Слишком много или слишком мало друзей в социальных сетях.

В исследовании 2008 года ученые попросили студентов посмотреть на фиктивные профили Facebook и решить, насколько они им понравились.

Результаты показали что, если вы хотите понравиться другим, золотой серединой является наличие около 300 друзей. Рейтинг привлекательности был низким, если у пользователя было меньше 100 и больше 300 друзей.

Наличие больше 300 друзей может отталкивать, так как человек кажется слишком сфокусированным на социальных сетях, записывая друзей из отчаяния, а не из-за популярности, считают авторы.

3. Когда вы рассказываете что-то очень личное в начале отношений.

В целом люди испытывают симпатию друг к другу после того, как обменялись секретами. Более того, это один из лучших способов завести друзей, будучи взрослым.

Однако психологи предупреждают, что когда вы рассекречиваете что-то очень интимное (например, что у вашей сестры есть интрижка на стороне) вначале знакомства, это может создать о вас впечатление, как о не надежном человеке.

Главное - это правильное количество личной информации, которой вы делитесь. Так, например, если вы рассказываете о своих хобби или любимых детских воспоминаниях, то вас считают более дружелюбным и приятным человеком.

4. Когда вы задаете вопросы, не рассказывая ничего о себе.

Стоит оговориться, что, когда вы делитесь с кем-то личной информацией, важно чтобы это было обоюдно. Обычно людям меньше нравятся те, кто не отвечают им тем же после того, как они раскрыли что-то личное о себе.

Так во время эксперимента участники во время разговора раскрывали информацию о себе попеременно, либо по очереди говорили о себе в течение 12 минут, пока другой собеседник слушал. И, как можно догадаться, участники из первой группы понравились друг другу больше.

5. Когда вы публикуете фотографию профиля в увеличенном масштабе.

Согласно исследованиюКалифорнийского института технологий, лица, сфотографированные с расстояния 45 см, считаются менее привлекательными, не заслуживающими доверия и менее компетентными, чем те, что были сфотографированы с расстояния 135 см.

Формирование первого впечатления

6. Когда вы прячете свои эмоции.

Если вы хотите понравиться окружающим, вам лучше показывать свои истинные эмоции, а не пытаться их прятать.

Все дело в том, что мы не ищем близких отношений без разбора, а склонны выбирать людей, которые ответят нам взаимностью. Если мы видим, что человек прячет свои эмоции, то можем посчитать это за признак отсутствия интереса в таких вопросах как близость, поддержка и взаимодействие.

7. Когда вы ведете себя слишком любезно.

Если рассуждать логически, то чем любезнее и бескорыстнее вы ведете себя, тем больше люди вас любят. Однако исследования говорят об обратном.

Если вы ведете себя слишком любезно, другие начинают относиться к вам подозрительно и считают, что у вас есть какой-то скрытый мотив для такого поведения.

8. Скромное хвастовство.

Чтобы впечатлить своих друзей или потенциальных работодателей, многие люди прячут хвастовство за самокритикой, что может отталкивать других.

Так, в эксперименте ученые попросили студентов написать, как бы они ответили на вопрос о самой большой слабости на собеседовании при приеме на работу. В результате большая часть участников пытались скромно похвастаться.

В то же время работодатели рассказали, что скорее взяли бы на работу тех, кто был честен. Такие люди говорили фразы вроде: "Я не очень собран" или "Иногда я слишком остро реагирую на ситуации".

Когда дело касается собеседования на работу, лучше говорить о слабостях, которые напрямую не связаны с вашей работой, например, что вы не любите публичных выступлений, если вы метите на письменную работу.

9. Слишком нервное поведение.

Ученые утверждают, что запах пота, когда мы нервничаем, может подсознательно влиять на суждение вашей личности.

Так например, в исследовании 2013 года участники смотрели видео женщин в повседневных ситуациях в офисе или во время ухода за ребенком. Кроме того, их попросили понюхать одежду с разными видами пота: пота от упражнений, пота от стресса и пота от стресса, замаскированного дезодорантом.

Участники оценивали женщин в видео, как менее уверенных, менее знающих и не заслуживающих доверия, когда чувствовали запах пота от стресса.

10. Когда вы не улыбаетесь.

Когда вы знакомитесь с новыми людьми, порой бывает сложно все время улыбаться. Однако возможно вам стоит постараться.

Когда участников попросили оценить фотографии женщин в закрытых и открытых позах, улыбающихся или без улыбки, то большую симпатию всегда вызывала женщина с улыбкой независимо от позы.

Даже когда люди общаются в онлайн среде, они чувствуют большую симпатию к тем, на чьих аватарках есть улыбка.

11. Когда вы ведете себя так, будто вам кто-то не нравится.

Когда мы думаем, что кому-то нравимся, этот человек нам обычно тоже нравится.

Ученые выяснили, что когда мы ожидаем, что человек нас примет, мы теплее к нему относимся, Это существенно повышает шансы на то, что мы ему на самом деле понравимся. Так что, даже если вы не уверены в отношении к вам другого человека, ведите себя так, будто он вам нравится, и, вполне вероятно, что отношение будет взаимным.

12. Сложно произносимая фамилия.

Исследование показало, что люди со сложными фамилиями воспринимаются многими негативно.

Участники посчитали человека с более простой фамилией более подходящим для должности.

13. Хвастовство связями.

Возможно, вам не терпится упомянуть известного человека, с которым вы учились, чтобы произвести впечатление на вашего собеседника. Но это не совсем верная тактика.

Исследование показало, что хвастовство знакомством с видными людьми приводит к тому, что вас считают менее приятным и компетентным человеком.

Это частично объясняется тем, что такое поведение расценивается как своего рода манипуляция.

По одежке встречают, по уму провожают» - гласит старая русская поговорка. Но на первое впечатление о другом человеке влияют не только его костюм, платье, различные их элементы. Весь внешний облик воспринимаемого человека, мимика, жесты, манера поведения, голос складываются у нас в определенный образ. Мы делаем умозаключение о намерениях и мотивах этого человека, его эмоциях, установках, чертах личности.

Первая встреча с новым человеком, знакомство с ним уже приводят к формированию у нас некоторого впечатления о нем. Немаловажно значение такого впечатления. В зависимости от него мы соответствующим образом реагируем на эту встречу, предпринимаем определенные действия. На основе первого впечатления осуществляются (или не осуществляются) последующие контакты между участниками данной социальной ситуации.

Роль внешности и поведения при первой встрече с незнакомым человеком хорошо демонстрирует следующий эксперимент Бодалева. Группе взрослых испытуемых было предложено письменно охарактеризовать незнакомого человека, который несколько раз появлялся перед ними. В первый раз незнакомец лишь приоткрыл дверь в комнату, где находились испытуемые, поискал глазами что-то и, сказав: «Простите», закрыл дверь. В другой раз он вошел туда и молча постоял. В третий раз незнакомец прошелся по комнате, заглянул в записи одного из испытуемых, погрозил пальцем девушке, которая хотела в этот момент поговорить с соседом, посмотрел в окно и удалился. Вернувшись в комнату снова, он мастерски начал читать басню. Наконец, при последнем появлении незнакомца перед испытуемыми им разрешили задавать ему любые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа о чертах собственной личности. Интервалы перед названными сеансами равнялись трем минутам. Незнакомый человек был в поле зрения испытуемых в первый раз десять секунд, во второй, третий и четвертый - по одной минуте, в последний раз - пять минут. Полученные данные показали, что количество высказываний испытуемых о тех или иных сторонах внешнего облика и поведения человека, бывшего объектом восприятий, отличались на разных стадиях знакомства с ним. На самых первых стадиях испытуемые воспринимали главным образом черты его внешнего облика. Почти все высказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого человека и впечатлении, которое он на них произвел, приходились на четвертую и пятую стадии. На последнюю стадию знакомства с воспринимаемым человеком пришлось больше всего суждений о его психических свойствах. Свое отношение к этому человеку большая часть испытуемых смогла сформулировать на последней стадии встречи с ним.

Было продемонстрировано, что самое первое впечатление обусловлено признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека. Что же касается интересов, вкусов, кругозора, привязанностей незнакомца, то испытуемые смогли сделать заключение о них лишь после того, как он прочитал басню и ответил на ряд вопросов. В этом же эксперименте обнаружилось, что индивидуальные различия между людьми проявляются не только в их наблюдательности, показателем которой могут служить количественные данные восприятия испытуемыми внешнего облика и поведения незнакомца. Испытуемые неодинаково оценивали воспринимаемого ими человека и выражали различное отношение к нему. Одни сочли его симпатичным, другие придерживались противоположного мнения. Некоторые никак не выразили своего отношения к незнакомцу.

Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование образа другого человека на основе первого впечатления зависит также от особенностей личности субъекта восприятия. Такой образ всегда содержит неточности, а какая-либо оценка черт личности и ее эмоционального состояния может оказаться поспешным обобщением.

Итак, когда мы впервые видим человека, наше впечатление о нем обусловлено не только теми или иными его особенностями и спецификой данной ситуации. Мы неизбежно проявляем и себя, свои личностные черты. Предполагается, что каждый человек имеет имплицитную, то есть подразумеваемую, не выраженную прямо теорию личности и при восприятии другого исходит именно из такой теории. Например, если мы считаем какого-либо человека агрессивным, не проявляем ли мы тенденцию считать его также и энергичным? Или, считая человека добрым, не приписываем ли мы ему при этом одновременно и честность?

Американский психолог Г. Келли получил экспериментальные данные, которые демонстрируют влияние имплицитной теории личности на восприятие другого человека. Сначала студентам были представлены краткие описания совершенно незнакомого им лектора. Все описания были идентичными, за исключением следующего: в одном случае лектор характеризовался как «весьма холодный», в другом случае как «очень сердечный». Ряд студентов получили одно описание, другой ряд - иное. После лекции студенты, которые слушали «очень сердечного» лектора, более высоко оценили его тактичность, информированность, дружелюбие, открытость, естественность, чувство юмора и человечность, чем те студенты, которые слушали «холодного» лектора. Предполагается, что полученные данные берут начало в имплицитном мнении испытуемых о том, какие черты личности сопровождают ее сердечность и какие - холодность. Таким образом, имплицитная теория личности - это определенная когнитивная система, которая влияет на то, как воспринимаются другие люди.

Среди факторов, формирующих первое впечатление о человеке, следует отметить его социальный статус и связанный с ним престиж в обществе. В этом плане показателен эксперимент, который провел Уилсон в одном из колледжей Австралии. Пяти группам студентов был представлен в качестве приглашенного преподавателя незнакомый человек. При этом его академический статус называли в каждой группе по-разному. Так, в одной группе он был представлен как профессор психологии Кембриджского университета, в другой группе - как главный лектор, затем просто лектор, лаборант и, наконец, студент. После этого студентов каждой группы просили оценить рост приглашенного преподавателя. Было обнаружено, что чем выше статус, приписываемый данному незнакомцу, тем выше ростом он казался студентам. Получилось, что рост «профессора психологии» выше роста «студента» более чем на шесть сантиметров. Социально-психологический показатель - статус человека оказался связанным с его физическим показателем - ростом. Иногда исследователи отмечают и другую тенденцию. Высокие массивные люди воспринимаются как более значимые в социальном смысле, по сравнению с теми, чьи габариты не так велики.

По данным Бодалева, воспринимая других людей и затем словесно воссоздавая их облик, взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека. Все другие признаки отмечаются реже. Рост, цвет глаз и волос являются у взрослых наиболее значимыми отличительными элементами облика человека. При словесном воссоздании внешности людей эти элементы выполняют роль своеобразных опорных признаков для большинства испытуемых. С данными признаками затем связывают и другие характерные элементы облика воспринимаемого человека.

Исследования отечественных психологов показывают, как происходит развитие восприятия человека с возрастом. Как отмечает Бодалев, с возрастом при словесном воссоздании облика воспринимаемого человека все чаще включаются в качестве существенных признаков внешности компоненты, образующие его физический облик, а также описания черт его экспрессии. Один из важных выводов состоит здесь в том, что «хотя практически человек сравнительно рано начинает «читать» язык экспрессии и пользоваться им в своем общении с окружающими, однако тот факт, что выразительное поведение - важный признак в числе характерных индивидуальных особенностей внешнего облика, осознается постепенно». Несомненно также, что профессиональная деятельность человека сказывается на особенностях восприятия и понимания других людей. Это проявляется уже при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Прежде всего профессиональные различия видны в обстоятельности описания внешнего облика и внутреннего мира воспринимаемого человека. Кукосян для этого использует термин «полнота отражения», имея в виду отношение числа воспринятых и зафиксированных испытуемыми элементов внешнего и внутреннего облика объекта познания к общему количеству элементов, которые могли быть отражены при заданных условиях. По показателю «полноты отражения» особенно резко отличались друг от друга юристы и физики. Первые намного полнее, чем вторые, «отразили» познаваемого человека при формировании о нем первого впечатления.

Профессиональная принадлежность индивида - субъекта познания влияет и на специфику описания им воспринимаемых людей при формировании первого впечатления. Здесь также обнаружилось наиболее резкое различие между юристами и физиками (кроме них сопоставлялись данные по группам экономистов, биологов и художников). Описания юристов характеризовались подробностью, самым большим объемом информации, последовательностью изложения по определенной схеме. Описания, данные физиками, отличались краткостью, небольшим объемом информации, носящей более обобщенный характер, абстрактностью. Видимо, это различие связано с тем, что юристы в своей профессиональной деятельности постоянно связаны с людьми, тогда как физики имеют дело преимущественно с приборами.

2.1. Значение эффекта первого впечатления

Всего больше мы платимся за то,
что не умеем быть вовремя умны.
В. Ключевский, русский историк

У вас никогда не будет второго случая произвести первое впечатление.

Об окружающих нас людях мы судим обычно по первому впечатлению. Установлено, что 90% информации о ком-либо складывается в первые 90 секунд общения (известное правило 90/90).

Формирование первого впечатления - довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, различного рода обратные связи. Его психологической ценностью является межличностное оценивание, которое связано с формированием образа другого человека. Психологическое оценивание своего партнёра по общению, как правило, осуществляется по неким универсальным ценностным шкалам: "хорошо-плохо", "красиво-безобразно", "полезно-вредно" и др. Чем больше человек в оценивании другого нашёл таких шкал, тем точнее оценка.

Особую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации, который формируется у человека под влиянием многих факторов: социального положения, профессиональной деятельности и др. На формирование первого впечатления оказывают влияние следующие факторы:

  • характеристика внешнего облика человека;
  • экспрессия, переживаемое эмоциональное состояние;
  • выполняемые действия (поведение);
  • предполагаемые качества личности, выявляемые на этой основе, и др.

Уделим внимание двум факторам: внешнему облику и эмоциональному состоянию.

Как утверждают специалисты, внешний облик формируется на основе следующих информативных показателей: физическая привлекательность (особое внимание обращают на лицо, рост, волосы, телосложение, осанку); самопрезентация (умение себя преподнести, т. е. сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и "закамуфлировать" свои недостатки.

Эмоциональное состояние формируется под влиянием преобладающих у человека эмоций, чувств, переживаний, которые могут выражаться в поступках человека. Известно, что хорошее первое впечатление производят люди, буквально "генерирующие" положительные эмоции: улыбчивые, доброжелательные, обаятельные. К ним быстро проникаются симпатией, начинают испытывать доверие, охотно идут навстречу предложениям и пожеланиям. Особая значимость эффекта первого впечатления состоит в том, что из всего спектра прошлого опыта мы сохраняем те черты, которые были запечатлены в переживаниях, связанных с первым впечатлением. Это может привести к тому, что первые впечатления будут управлять нами и в процессе дальнейшего общения.

После формирования первого впечатления обычно мы замечаем лишь то, что ему соответствует. На самом деле, сделав вывод относительно конкретного человека, мы продолжаем действовать так, будто стараемся доказать себе, что наше первое впечатление о человеке было правильным.

Действительно, какие бы качества мы ни приписывали тому или иному человеку, мы всегда стремимся видеть и слышать о нём только то, что подкрепляет именно первое впечатление. Направив все свои усилия на доказательство правдивости первого впечатления, мы неосознанно "блокируем" то, что ему не соответствует.

Не забывайте о первых 10 секундах общения, которые являются решающими.

Походка, мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить - всё это очень важно для первого впечатления, и особенно в первые 10 секунд общения. Что же обычно происходит в эти первые 10 секунд контакта?

Во-первых, первоначальное появление перед собеседником. Желательно, чтобы осанка и поза демонстрировали вашу энергию и динамичность.

Во-вторых, формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки и крепкого дружеского рукопожатия. Именно они сообщают партнёру о вашем расположении к нему, об уверенности в себе и открытости во взаимоотношениях.

Третьим слагаемым первого впечатления является интонация голоса, которая должна быть приветливой и выразительной.

Ваша решительность и- уверенное представление во многом определяют то, как партнёр будет обращаться к вам.

Эти первые 10 секунд общения с собеседником можно образно сравнить со стартовой фазой ракеты: именно от этих секунд зависит, будет ли запуск успешным и взлетит ли ракета.

Позаботьтесь о собственном имидже начиная с одежды и помните, что хорошо одет тот, кто не выделяется.

Готовясь к контакту с деловыми людьми, важно помнить о манере одеваться. Речь в данном случае идёт об образе, который сразу же возникает в сознании вашего делового партнёра, когда ещё не сказано ни одного слова. Внутренняя ценность личности, характер и другие особенности, безусловно, ценны и важны, но они оцениваются людьми лишь после длительного контакта. Одежда же и внешний вид в значительной степени определяют, как встретит вас деловой партнёр: с симпатией, вниманием и уважением или с антипатией, пренебрежением и разочарованием.

Забота об имидже начинается для делового человека с заботы о теле и одежде: с головы (постоянно хорошо и аккуратно причёсанной) до ног (всегда в хорошем состоянии и в чистой(!) обуви. Всем этим вы сигнализируете окружающим, что пришёл серьёзный, уверенный в себе, успешно действующий и уже поэтому на первый взгляд симпатичный и компетентный человек.

Если вы приходите на встречу с деловым партнёром в неопрятной или в неподходящей одежде, как правило, вы не заслужите доверия и в отношении деловой компетенции. Практика делового общения подтверждает, что это так, даже если признать, что есть исключения, подтверждающие правила.

Говоря о роли и значении одежды в формировании первого впечатления, не следует забывать о главном - о том, что именно воспитанность, интеллигентность и хорошие манеры способны расположить к себе людей с первого взгляда.

При необходимости воспользуйтесь в общении приёмом "Пудель-трюк".

Общаясь с собеседником на "его территории" (квартира, дом, усадьба и т. п.), не стоит забывать о значении психологического приёма под названием "Пудель-трюк". Главное в нём

состоит в том, что, встречаясь с клиентом на его территории, наверняка можно в доме заметить домашних животных: собаку, кошку или другую живность - и установить точку соприкосновения репликами типа "Да это на редкость прекрасное (милое, необычайное, красивое, чистопородное, умное и т. д.) животное! Поистине великолепное создание! Вы даёте ему специальный корм?" Мы все чувствительны к комплиментам, даже если они высказываются лестно. Не следует забывать, что хозяин считает домашнее животное членом семьи и ему далеко не безразлично, какой будет оценка его любимцев.

Устанавливайте связь с говорящим с помощью взгляда.

Особая роль в начале общения уделяется первому взгляду. Первое мгновение, когда партнёры встречаются и приветствуют друг друга, сопровождается первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда происходит с помощью непосредственного зрительного контакта. Если ритуальный взгляд не соблюдён, собеседник обычно чувствует себя проигнорированным или оскорблённым. Вряд ли он может противодействовать оскорблённому чувству: "Ты меня не принимаешь во внимание как подобает".

Опытный собеседник всегда стремится приветствовать своего партнёра открытым взглядом в глаза. А позднее, в разговоре, часто смотрит в глаза собеседнику, чтобы подчеркнуть значение своих слов. Не следует также забывать, что:

  • взгляд способствует внушению так же, как и слова;
  • прерывание зрительного контакта при разговоре на длительное время может привести к прекращению разговора;
  • когда один партнёр говорит, опытный слушающий не допускает поединка глазами, так как это может породить агрессивность.

Правильно пользуйтесь языком взгляда.

Не случайно говорят, что глаза - зеркало человеческой души. Язык взгляда способен сказать о многом, а точнее - об истинных чувствах вашего собеседника.

Взгляд человека и связанные с этим сигналы глазами имеют непосредственное отношение к правдивости той информации,

которая произносится вслух. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжёт), если его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора, если же более 2/3 - разговор в данном случае более правдив, интересен и искренен.

По своей специфике взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, что предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнёрства; светский, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), - это способствует, как отмечают исследователи, созданию атмосферы светского, непринуждённого общения; интимный, когда взгляд направлен не прямо в глаза собеседника, а ниже лица - на тело до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о несколько большей заинтересованности в общении; и, наконец, взгляд искоса, который говорит, как правило, о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.

Таким образом, язык взгляда имеет весьма важное значение для распознавания отношения человека к своему собеседнику или же к ситуации, которая в данном случае обсуждается.

Научитесь управлять мимикой.

Мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Именно она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут в себе, как отмечают исследователи, более 70% информации. Вот почему лицо человека является главным источником психической информации, а его глаза и взгляд способны сказать больше, чем произносимые слова. И не случайно человек, желающий скрыть свои истинные намерения, стремится вложить необходимый для него смысл только в произносимые слова, так как словами можно солгать, но всегда в этой ситуации он старается спрятать от партнёра своё лицо, поскольку оно способно выдать его, какими бы артистическими способностями он ни обладал. Это обстоятельство подтверждает те жизненные ситуации, когда человек, не желающий показать своё истинное психическое состояние, предпочитает общение с собеседником лишь с помощью телефона, так как в этом случае используется лишь слуховой канал связи,

Всем наверняка знакомы ситуации в общении, когда "слов не надо". Они, как правило, возникают благодаря специфическим мимическим знакам, которыми владеет человек для проявления своих чувств. Среди типичных человеческих эмоций, отражаемых мимикой, можно выделить такие, как удивление, страх, гнев, интерес, отвращение, презрение, печаль, счастье и др. Причём легче всего распознаются положительные эмоции, радость, любовь, удивление. Труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции: печаль, гнев, отвращение. Очень важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Известно, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки. Это помогло ему, как считают специалисты, лучше находить контакт с людьми.

Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдаёт эмоции человека. Это связано с тем, что правое полушарие мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, "отвечает" за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, отрицательные - ярче выражены на левой.

Таким образом, владение мимикой необходимо по сути любому человеку, но особенно тем, кто по роду деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.

Умело управляйте языком своего тела.

Существуют неречевые сигналы, которые, с одной стороны, располагают к себе партнёра, а с другой стороны, препятствуют, мешают говорить. К первым, располагающим, стимулирующим к дальнейшему раскрытию мысли, относятся невербальные сигналы: улыбка; кивок головы; наклон корпуса вперёд при сидении на стуле; активное молчание; свободная расслабленная поза; прикосновение (при полученном согласии на это); зрительный контакт; обращённость к говорящему (ориентация на него корпуса); открытые ладони и др.

К негативным же сигналам, препятствующим общению, можно отнести: взгляд мимо говорящего или "бегающий" взгляд, руки на затылке; вздохи; прищур глаз; нахмуренные брови; скрещённые на груди руки; остановившийся (обращённый в себя) взгляд; покачивание ногой в позе "нога на ногу" и др.

Овладейте искусством жестовой коммуникации.

Жестика, исследующая многообразную гамму движений частей тела, занимает особое место в структуре невербального общения, поскольку формирует "алфавит" жестов, без которого в общении крайне трудно достигнуть необходимого уровня взаимопонимания.

В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения, знаки препинания. Их правильное прочтение зависит от многих факторов и прежде всего от конкретной ситуации, которая порождает использование того или иного жеста.

Умение распознавать язык жестов в человеческом общении позволяет читать человека, как книгу.

Научные исследования в области языка проводились давно, но только в конце XX века появляется новая специальность: "учёный-невербалист", для которого истинным удовольствием является наблюдение за невербальным поведением людей.

Богатейший "алфавит" жестовых движений человека можно свести к пяти основным группам:

  1. Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели ("указывающий перст"); пиктографы, т. е. образные картинные изображения ("вот такого размера и конфигурации"); кинектографы, т. е. движения телом; жесты-биты ("жесты-отмашки"); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  2. Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок головой, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
  3. Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях "здравствуйте", а поднятые над головой - "до свидания".
  4. Жесты-адапторы - это специфические привычки человека. Как правило, эти жесты связаны с движением рук. Специалисты сводят их в три группы: почесывания, подергивания отдельных частей тела; касания, пошлепывание партнёра; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).
  5. Жесты-аффекторы - это жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определённые эмоции.

Научитесь понимать ложные (притворные) жесты партнёра.

Подчёркивая значимость умения читать жесты человека, ответим на вполне закономерный вопрос: можно ли подделать язык жестов? Ответ на данный вопрос будет не однозначный, поскольку для человека, не владеющего основами кинесики (науки о внешних проявлениях человеческих чувств и эмоций), распознать в жестах своего оппонента элементы притворства и ложности всегда будет сложно. Для специалиста же в области языка жестов прочитать несоответствие между словами и жестами, которые демонстрирует партнёр, как правило, не представляет большой сложности. Даже если на специалиста будет воздействовать человек, умеющий искусно скрывать своё эмоционально-психологическое состояние (этим искусством, как показывает практика, в совершенстве владеют многие артисты, дипломаты, государственные деятели и др.), кинесик может по микрожестам определить истинное состояние человека. К таковым микрожестам можно отнести: движение мускулатуры лица, увеличенное сокращение зрачков, покраснение щёк, увеличенное количество миганий в минуту и др.

Практика показывает, что когда люди хотят проявить свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека (или желающего быть таковым) крайне важно приобрести умение понимать ложные (притворные) жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движения руками и корпуса); они подавляют сильные волнения (благодаря ограничению этих движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице.

Несогласованность телодвижений в ситуации, когда человек обманывает, легко объясняется тем, что в процессе лжи подсознание посылает некую нервную энергию, проявляющуюся в виде жеста, который противоречит высказанному слову. Это доказывает истинность утверждения, что жесты человека всегда правдивее его слов.

Научитесь определять реакции собеседника.

Реакция других людей на то, что мы говорим, является очень важной обратной связью, на основе которой мы можем больше

узнать о своих партнёрах. Эта реакция является ценным индикатором, который даёт нам знать, как идёт процесс общения и как интерпретируется наше сообщение. Обратная связь позволяет нам корректировать сказанное и исправлять любые возможные недоразумения. К примеру, собеседник начинает в вашем присутствии что-то рисовать на листе бумаги. О чём это говорит? Если партнёр рисует людей, дома и другие реальные объекты, это означает, что он невнимателен к вам или обсуждаемой проблеме и необходимо изменить тему или тональность разговора. Если же собеседник, напротив, рисует абстрактные фигуры или каракули, вам незачем беспокоиться, поскольку рисование абстрактных фигур осуществляется механически и партнёр внимательно слушает вас.

Каждая подобная реакция показывает, как нас слышат другие. Недопонимание в общении обычно возникает тогда, когда мы выступаем в роли ничего не замечающего наблюдателя.

Используйте при необходимости приёмы психологического маневрирования.

Под психологическим маневрированием понимается такое "преподнесение себя", которое делает декларируемые личностные качества не только приемлемыми для партнёра, но и желаемыми. У партнёра при этом возникает ощущение: "Вот именно такой мне и нужен", "Только ему можно довериться". На формирование такого восприятия влияют особого рода психологические приёмы. Основными из них являются:

  • открытая и доброжелательная улыбка, выражающая особую симпатию к собеседнику;
  • поворот к собеседнику не только своей головы, но и всего тела (включая корпус и ноги);
  • приоритет молчания, чем говорения, с невербальной демонстрацией неподдельного интереса к сказанному собеседником (одобрительное кивание головой, поднимание бровей с выражением "живого" удивления и "радости от общения" и др.;
  • ведение разговора о проблемах, чаяниях, интересах партнёра (человека интересуют прежде всего не чужие нужды и проблемы, а свои собственные);
  • сопровождение своей немногословной речи тактичностью и доброжелательностью;
  • частое использование недвусмысленных намёков типа "мы, мол, с вами понимаем друг друга и все тонкости ситуации, а вот остальные...";
  • демонстрация жестов, символизирующих открытость, простоту и доверие;
  • проявление инициативы, если общение происходит во время застолья, в разливании напитков, активно стремясь "не обидеть" партнёра при умеренном употреблении самим (рюмку или бокал надо держать так, чтобы не было заметно, сколько вами выпито);

Следует, однако, заметить, что если собеседник будет демонстрировать вам вышеуказанные приёмы психологического маневрирования, то такому партнёру надо уделить самое пристальное внимание, чтобы разобраться, чем вызвано такое поведение и какие он преследует цели.

Не забудьте, что другие воспринимают нас так, как мы воспринимаем их.

Если мы критичны и привыкли осуждать, то вполне обоснованно можем предположить, что и другие будут так же относиться к нам. И наоборот, если мы слушаем других доброжелательно, открыто, искренне восхищаемся и относимся к ним с уважением, то большинство людей так же будут относиться к нам.

Всякий раз, когда мы высказываем критическое суждение о ком-либо, мы невольно роем для себя яму: последствия дадут о себе знать если и не сразу, то в ближайшее время. Следовательно, попытки осуждать других, демонстрировать своё неприятие и пренебрежение равносильны самоуничтожению. То, до какой степени мы позволяем людям быть такими, каковы они есть, существенно влияет на то, какими они позволяют быть нам.

Таким образом, мы сами создаём вокруг себя мир, который может быть критичным и враждебным или дружественным и дающим поддержку.

Вдохновитесь и вдохновите партнёра.

Вдохновиться самому и на долгий срок - вот что создаст позитивные отношения в общении с партнёром. Если же дать возможность другим вдохновлять себя, то вы рискуете быть лишь ведомым, а не ведущим в общении. Настоящее вдохновение делает

вас привлекательным, энергичным и целеустремлённым; помогает преодолеть депрессию, страх перед изменениями, неуверенность в себе; способствует концентрации скрытых сил и возможностей; активизирует и побуждает к действию.

Наконец, вдохновение помогает вам показать своему собеседнику, что он симпатичен. Именно это ведёт к успеху во взаимоотношениях.

Люди формируют мнение о человеке на основе своих ощущений от того, что они видят. Многочисленные психологические исследования подтвердили, что именно этот метод и является правильным в абсолютном большинстве случаев.

Когда вы оцениваете человека, то первым делом проверяете его личностные качества интуитивно. Вы анализируете, насколько он соответствует вашим собственным установкам и «стандартам».

Но как возможно понять что-то за первые минуты или даже секунды общения? Как ни странно, причина в том, что другой человек вас оценивает точно так же, и именно ваша реакция друг на друга позволяет вам обоим составить верное мнение.

Происходит все так. При встрече вы как будто обмениваетесь некоторыми сигналами, и какие-то древние части вашего мозга принимают решение, можно ли проявить чуть больше открытости к этому человеку. Если решение положительное, это всегда заметно по микро-жестам и небольшим изменениям в мимике. То же самое делает другой человек. Это многоступенчатый процесс, в ходе которого вы либо признаете, что он вам нравится, либо что-то вас в нем настораживает, и вы закрываетесь. В этом случае, скорее всего, человек от вас закрывается тоже.

Исключения действительно крайне редки. Если у человека никак не получается адекватно «обменяться» взаимным мнением друг о друге, это может даже указывать на некоторые психические отклонения.

Какими бы высокоорганизованными существами ни становились люди, сознательная часть мозга по-прежнему лишь крохотный остров в океане бессознательных процессов. Большая часть действий, которые совершает ваш мозг, невозможно зафиксировать с помощью мыслей. Однако сознание задает вектор, который позволяет контролировать некоторые вещи. Например, вы сами можете попытаться поработать над тем, какое впечатление вы производите.

Как произвести наилучшее впечатление в первые минуты

Известно, что люди склонны симпатизировать себе подобным. Поэтому схожий стиль в одежде и некоторые «опознавательные» знаки, например, логотипы каких-либо брендов или музыкальных групп, могут сделать за вас половину работы. Но если вы встречаетесь с кем-то, о ком ничего не знаете, например, идете на собеседование, то попробуйте предпринять следующие шаги.

Очень внимательно подготовьте свою одежду. Она должна отражать тот посыл, который вы несете. Когда вы устраиваетесь менеджером в крупную компанию, ни в коем случае нельзя позволить себе небрежность в одежде. Но вот если вы представитель творческой профессии, то идеальный деловой костюм может даже насторожить интервьюера. В любом случае, одежда должна быть очень опрятной.

Будьте открыты и улыбайтесь. Не скрещивайте руки на груди и не складывайте ногу на ногу. Будьте спокойны. Не теребите одежду, не стесняйтесь смотреть собеседнику в глаза. Открытость, выражаемая жестами, всегда работает на вас. Главное – чтобы это было естественно. Если вам сложно и вы нервничаете, то лучше вести себя чуть более закрыто, но не напряженно.

анна основа

В сознании народов сформировалось убеждение, что первое впечатление человека — правильное и характеризует его на интуитивном уровне, давая нам понять, кто перед нами. Долгое время первое впечатление было непоколебимой истиной и существовали даже отдельные тренинги и школы, которые учили и ловить это самое загадочное первое впечатление.

Сегодня же психологи, учёные, философы да и простые люди задумываются о том, что культура, в которой мы живём, растем и развиваемся, накладывает отпечаток на то, как мы воспринимаем человека. Исходя из этого, первое впечатление можно ставить под сомнение.

Как формируется первое впечатление

О том, что первое впечатление обманчиво говорят столько же, сколько и о том что только оно имеет значение. Одни вкладывают в это понятие восприятие внешности другого человека, другие — химические процессы при встрече двух людей, третьи — эмоциональное впечатление. Все они по-своему правы.

В ходе наблюдений психологи и социологи вывели четыре критерия:

Внешний вид человека, не зависящий от модификаций внешности. Сюда относятся осанка, рост, вес, наличие или отсутствие выраженных дефектов внешности.
Внешние параметры, которые человек меняет по своему желанию. Это одежда, обувь, макияж, причёска, .
Поведение собеседника — транслируемые им эмоциональные состояния. Сюда же относятся внешнее отображение самочувствия, скорость движений, коммуникативные навыки, дружелюбие или враждебность в поведении.
Гипотезы вокруг качеств личности и черт характера — то что по сути и является первым впечатлением. Это ощущение того, какой это человек, желание или нежелание вступать с ним в контакт, ощущение опасности или притяжения.

Все это воспринимается и воспроизводится одновременно в очень короткий промежуток времени, и мы получаем первое впечатление о человеке, истинное или ложное, но все равно являющееся отображением нашего собственного внутреннего состояния.

Как бы мы ни приписывали другим людям , мы не способны увидеть в них то, что не было интегрировано в нашу собственную личность. Если человек неудовлетворен, допустим, встретит другого c выраженным в большей или меньшей мере дефектом этого самого носа, он первым делом обратит внимание на нос.

Другой же, заботящийся о каких-то своих внутренних проблемах, обратит внимание на взгляд и позу другого, оставшись равнодушным к форме его носа. Таким образом, первое впечатление этих двух персонажей о третьем будут кардинально отличаться. Они будут отображать то, что является для них актуальным на данный момент.

Вероятнее всего, на уровне генетической памяти этот запах вызывает у нас ассоциации: о безопасности, сексуальном влечении, отвращении и так далее. Соответственно, положительная ассоциация сформирует благоприятное первое впечатление о человеке.

Ещё одним фактором, определяющим наше первое впечатление, является статус. Это не генетическое, а скорее социальное поведение. Согласно результатам опросов, 99% людей, увидев бомжа, создадут о нём крайне неприятное первое впечатление. Этот человек, стоящий в самом низу социальной лестницы, вызовет заученную реакцию отвращения. Другой же, выходящий из дорогой машины, с вежливыми манерами, и приятно пахнущий человек, у большинства из нас вызовет симпатию. Хотя и с тем и с другим мнение может измениться.

Что влияет на первое впечатление

Психологи и социологи давно изучают механизмы формирования убеждений о чем-либо в этом мире. Их исследования позволили выявить психологические эффекты, способных в корне изменить наше восприятие объективной реальности.

Как говорилось ранее, нам присуща стигматизация – восприятие с точки зрения социальной нормы. Желая разобраться, существует ли первое впечатление, стоит знать, чем оно спровоцировано.

Эффекты во многом зависят от тех стереотипов, которые мы получили в процессе социализации:

эффект первичности утверждает, что наибольшую ценность представляет именно первая информация, полученная от восприятия другого;
эффект бумеранга — действие равно противодействию, то есть попытка навязать впечатление произведет обратный эффект;
эффект ореола: имея положительные ожидания от человека, первое впечатление будут искажено преувеличением всех его приятных качеств и игнорированием отрицательных. Это по сути идеализация.

Эффекты имеют место при любом знакомстве. Они могут быть выражены больше или меньше. Воспринимая другого человека, мы прежде всего воспринимаем то, что выгодно нам. Таким образом, мы подтверждаем наши ожидания.

Так существует ли первое впечатление?

Ответ на этот вопрос — определенно да. Однако не стоит предавать ему первостепенное значение в составлении мнения о человеке. Ориентироваться мы можем только на то, что первое попадается нам на глаза.

Если при первой же встрече , то стоит прислушаться к себе. Это животный инстинкт, и он призван обеспечить безопасность. Даже если видимой угрозы человек не представляет, напряжение не даст строить общение.

Если в ежедневном общении первое впечатление играет вторую скрипку, то в профессиональной сфере это не так. При трудоустройстве первое впечатление играет первостепенную роль. В этом случае необходимо соответствовать ожиданиям работодателя. К примеру, фитнес-тренер должен иметь соответствующую физическую форму. Поэтому психологи советуют взять под контроль все – от одежды и украшений до и осанки.

Несколько лет назад в одном из американских университетов провели эксперимент. Студентам показывали фотографии различных людей разных родов деятельности. Были и профессора, и строители, и серийные убийцы и бомжи. Их просили в течение 10 секунд дать характеристику первого впечатления о человеке. Большая часть студентов идентифицировала неправильно. Профессоров называли опасными, маньяков – добрыми. Тогда исследователи пришли к выводу, что первое впечатление является всего лишь субъективным восприятием и не соответствует действительности.

В то же время Миллер, другой исследователь, проводил эксперимент иначе. Он попросил одну группу людей выбрать фотографии красивых и . Затем эти снимки были продемонстрированы случайной выборке людей. Фотографии внешне привлекательных людей были восприняты как «добрые, приветливые, заботливые», а непривлекательных – как недоброжелательных.

На наше восприятие очень влияют стереотипы и эстетические идеалы, которые навязываются нам с рождения. Поэтому первое впечатление будет искажаться и может сильно отличаться в разных культурных и географических зонах.

Таким образом, первое мнение о человеке, которое мы формируем в первые пару минут первой встречи, другими словами, то, что принято называть первым впечатлением — это субъективная истина. Это та реальность, которая выгодна нам в конкретный момент времени. С точки зрения нашей потребности определить и классифицировать человека по личным критериям, первое впечатление — это правда. С точки зрения соответствия другого человека представлениям о нем — ложь. Каждый волен сам делать выбор, верить ли первому впечатлению. Однако не стоит останавливать любознательность в отношении человека на первом впечатлении. Стоит дать ему шанс рассказать свою историю. Учитывая склонность человека дофантазировать, стоит узнать человека лучше, а не делать скорых выводов из первого впечатления.

25 марта 2014, 14:08