Лаборатории химии, физики, биологии должны иметь площадь не менее 70-100 м2, а также лаборантскую 6 м2. их лучше размещать на верхних этажах здания (лучше проветривание и снижения загрязнения других классов). Учебные лаборатории должны быть оборудованы искусственной вентиляцией, водопроводом для мытья посуды и оборудования.

Требования в спортзал в школе

Лучше располагать на первом этаже, при блочной системе строительства - в отдельном блоке (шум мешает урокам в других классах). Площадь спортивного зйлу - 4 м2 на 1 учащегося, высота - не менее 6 м. Особенность микроклимата - температура 16 ° С, так как возможен перегрев детей при интенсивной двигательной активности, объем вентиляции 80 м3 / ч, кратность вентиляции 4-5.

Вход в спортивный зал должен предусматривать проход или непосредственно через раздевалку, или через обособленное коридор. Инвентарная комната для спортивного оборудования должна соединяться со спортивным залом через двери или открытое отверстие размерами (2 м × 2,2 м). С инвентарной комнаты или спортивного зала следует предусмотреть дополнительный выход на спортивную площадку.

Гигиенические требования к школьной мебели

Оборудование школьных помещений должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, способствовать оптимальному обеспечению педагогического процесса и эффективному проведению внеклассной учебно-воспитательной работы. Учебные классы и кабинеты должны быть оборудованы мебелью в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (ГСанПиН 5.5.2.008-01, ГОСТ 5994-93, 11015-93, 11016-93).

Основные требования:

Соответствие антропометрическим размерам детей (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения)

Травмобезопасность;

Нетоксичность материалов и красителей, устойчивость к санобработки;

Светлое матовая окраска столов, с коэффициентом отражения 35-55%.

Размеры школьных парт (столов). Правильно обустроенная парта должна соответствовать размерам тела ученика, его возраста и обеспечивать правильную посадку. В противном случае она может быть одной из причин ухудшения зрения, способствовать искривлению позвоночника, вызвать излишнее мышечное напряжение и более быструю утомляемость.

Рабочая поза для учащихся считается физиологической, если угол наклона грудной части тела к поясничной части равна 145 °. Вместе с тем вполне недопустимой для школьников является рабочая поза, при которой расстояние от поверхности парты до глаз составляет менее 30 см.

Главными параметрами парты, которые обеспечивают правильную, менее утомительную позу учеников, есть дистанция сиденья, дистанция спинки и диференция (рис. 13.2).

Дистанция сиденья - расстояние (по горизонтали) между задним краем стола парты (ближнем к ученику) и передним краем скамьи для сидения. Она может быть нулевой, если края стола и стула расположены на одной вертикали, положительной, если край сиденья не достигает опущенной от заднего края стола вертикали и отрицательной, если опущенная вертикаль попадает на плоскость сиденья. Во время учебного процесса, когда ученик работает сидя (письмо, чтение и т.д.) оптимальной считают отрицательную дистанцию, то есть край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см. При работе стоя (ответ на вопрос учителя и т.п.), как оптимальную, определяют положительную дистанцию сидения (рис. 13.3).

Рис. 13.2.

1 - высота переднего края стола; 2 - высота заднего края стола; 3 - ширина горизонтальной части крышки стола; 4 - ширина наклонной части крышки стола; 5 - высота сидения; 6 - глубина сидения; 7 - ширина сидения; 8 - дистанция спинки; 9 - дистанция сидения; 10 - диференция

Рис. 13.3.

А - отрицательная; Б - нулевая; В - положительная

Дистанция спинки - расстояние (по горизонтали) от заднего края стола до спинки сиденья. Согласно гигиеническим требованиям дистанция спинки должна превышать переднезадний диаметр грудной клетки в пределах 3-5 см.

Диференция - расстояние (по вертикали) от заднего края парты плоскости сиденья, в норме равна расстоянию от локтя до лавы при свободно опущенной руке с добавлением 5-6 см, что обеспечивает свободное расположение рук на столе. Принято считать, что в среднем диференция должна составлять 1/7 - 1/8 части роста.

При положительной дистанции ученик вынужден тянуться вперед и сгибать корпус, а это приводит к искривлению позвоночника (кифоз). Большая диференция (высокий стол или низкое сиденье) - вызывает поднятие правого плеча и возникновения правостороннего сколиоза, расстояние от глаз до тетради может в этом случае оказаться заниженной. При малой дифференции (низкий стол и высокое сиденье) ученик должен сильно наклоняться и опираться на стол, что приводит к сжатию органов грудной клетки и брюшной полости, опускание правого плеча, а это способствует появлению сутулости и возникновению левостороннего сколиоза, особенно если одновременно есть положительная дистанция (рис. 13.4).

Рис. 13.4.

В настоящее время для учащихся 1-4-х классов изготавливают одноместные и двухместные парты с учетом возраста. Они могут иметь постоянные размеры или универсальные с регулируемой высотой стола, сиденья и наклона крышки. В учебных кабинетах для школьников средних и старших классов используют одно- или двухместные ученические столы с постоянными или регулируемыми параметрами и стулья. Они делятся на пять групп в соответствии с ростом учащихся: первый номер соответствует росту до 1 30 см, а каждый следующий номер соответствует увеличению роста на 15 см. Поверхность ученических столов покрывают лаками, эмалями или другими светлыми материалами, легкодоступными для мытья и дезинфекции. Парты, столы и стулья имеют разное групповое (цифровое) и цветовую маркировку (табл. 13.4).

Таблица 13.4

Требования к расположению парт (учебных столов). Парты (учебные столы) в классе должно быть не менее 3-х размеров для возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школьников, расставляются в 3 ряда. В первых трех рядах необходимо размещать парты (стола) меньших размеров, в последнем ряда- крупнейшие для данного класса размеры парт. Требования к параметрам размещения мебели в классах: расстояние от первого ряда парт к школьной доски должна составлять 2,4-2,6 м, разрыв между рядами парт 0,6-0,8 м, между первым рядом парт и внешней стеной 0,6 -0,7 м, между третьим рядом и внутренней стеной - 0,5-0,6 м, между задней стеной и последним рядом парт - 0,4-0,5 м. На школьных партах (особенно далеких от окон) необходимо соблюдение норм углов падения и отверстия.

Классные доски. Основные требования к обустройству классной доски направленные на облегчение зрительной работы, для чего необходимо обеспечить хорошую контрастность написанного на доске. Поэтому классные доски изготавливают, в основном из пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета с упругой, гладкой матовой поверхностью. Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают дополнительное местное освещение. Писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны из последних парт. Стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при писании на ней.

Настенные доски располагают посередине передней стены классной комнаты. В первых четырех классах доску следует размещать так, чтобы нижний край ее располагался на высоте 80-83 см, а в старших классах - 90-95 см от пола.

Школьные учебники. Гигиенические требования к учебникам сводятся к следующему: размер и форма шрифта; качество бумаги и иллюстраций; формат и масса книг.

2-4 классов должна составлять 2-2,5 мм, начиная с 5-го класса - 1,75 мм. Минимальная толщина основных штрихов - 0,25-0,3 мм, а расстояние между ними в букве не менее 0,5-0,6 мм.

В обычных учебниках не рекомендуется набор текста на странице в две колонки (затрудняет работу зрительного анализатора). В учебниках для 1-2-х классов расстояние между строками должно быть не менее 2,8 мм (между словами - не менее 4 мм), для 3-4-х классов - не менее 3 мм, начиная с 5-го класса - не менее 2 мм.

Бумага, который используют для печати учебников, должен быть белого или светло-желтого цвета с коэффициентом отражения 0,7-0,8, который обеспечивает хороший контраст между фоном и печатным материалом (буквами, рисунками). Оптимальное расстояние головы от текста при его чтения считается 25 см для детей 8-9 лет и 30-35 см - для школьников начиная с 11-12 лет. Оптимальный угол наклона книги к поверхности стола должна составлять 40-50 °.

На основании исследований функционального состояния опорно-двигательного аппарата установлены следующие допустимые массы учебного комплекта (масса учебников, школьных принадлежностей и портфеля) школьников: для учащихся 1-2-х классов - 1,2 кг, для учеников 3-4-х классов - 2 2 кг, для учеников средних классов - 2,2-3,2 кг, для учеников старших классов - 3,2-3,7 кг. Вместе с тем, необходимо отметить, что масса каждого учебника для школьников начальных классов не должна превышать 300 г.

Подбор и расположение школьного оборудования в классе имеют большое значение в совершенствовании учебного процесса, сохранении высокой работоспособности и здоровья школьников, профилактике школьных форм патологии.

К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т. д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.

При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.

Одной из важных составляющих школьного оборудования является мебель, предназначенная для рассаживания учеников в классе. Существует более 200 различных моделей парт, из которых с педагогической и гигиенической точек зрения более подходящими для обучения являются одноместная и двухместная парты конструкции Ф. Ф. Эрисмана. Однако в настоящее время в большинстве школ и других учебных заведений в основном используются ученические столы и стулья, что связано с относительной простотой их изготовления и большей экономичностью.

Учебная мебель должна быть изготовлена из твердых пород дерева, поверхность ее не должна быть слишком шероховатой или наоборот зеркально-гладкой. Предусмотрена отделка стола и сиденья стула прозрачным лаком с сохранением текстуры дерева или окраска непрозрачными покрытиями следующих цветов: желтого, светло-зеленого, голубовато-зеленого, серовато-голубого, голубого, зеленовато-желтого с коэффициентом отражения от 35 до 50 %. Поверхность должна быть матовой, так как блестящие поверхности столов, шкафов и другого оборудования оказывают слепящее действие на сетчатку, вызывают снижение остроты зрения, быстроты различения, устойчивости ясного видения и падение работоспособности. Нельзя окрашивать столы и шкафы в темные цвета, так как они будут поглощать большое количество света и негативно сказываться на психо-эмоциональном состоянии детей. Не допускается окрашивание школьного оборудования в белый цвет, так как при этом резко повышается яркость и уровень слепимости в помещении.


Парты или столы в классе расставляют рядами (обычно в 3 ряда) так, чтобы свет падал с левой стороны, соблюдая при этом установленные расстояния. В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации эти расстояния следующие: от наружной стены до первого ряда (считают от окна) не менее 0,6 – 0,7 м, от внутренней стены до третьего ряда – 0,5 м, от задней стены до последних столов (парт) – 0,5 – 0,65 м, от классной доски до первых столов (парт) – не менее 2 м (оптимально 2,4 – 2,7 м), между рядами – 0,6 – 0,7 м. Расстояние от окон до третьего ряда столов должно быть не более 6 м, так как в противном случае рабочие места учащихся, сидящих в этом ряду, будут плохо освещены естественным светом. Задние парты должны располагаться от классной доски не более чем на 8 м, так как дальнейшее их удаление вызывает чрезмерное напряжение зрения и слуха учащихся. В помещениях с квадратной и поперечной конфигурацией при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от доски до первых столов должно быть не менее 2,5 м, чтобы обеспечить учащимся, сидящим за первыми столами в крайних рядах, «угол рассматривания» не менее 30 о; расстояние от окон до первого ряда должно быть 0,5 м; от последних столов до задней стенки – 0,8 м; между рядами не менее 0,6 м.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к классной доске, следующие: цвет покрытия досок - зеленый, темно-коричневый, матово-черный (коэффициент отражения не менее 80%). Наиболее физиологичным является темно-зеленый цвет в сочетании с ярко-желтым цветом мела. Для кабинетов черчения рекомендуется использовать доски с черным покрытием с использованием белого мела. В 1-4-х классах доску следует устанавливать так, чтобы нижний край находился на высоте 80-85 см., а в старших классах - на высоте 90-95 см. Для предохранения загрязнения пола мелом к доске крепится лоток, используемой также для хранения мела .

Качественная школьная мебель - залог хорошего учебного процесса.

К началу учебного года школы стараются отремонтировать классы и коридоры, обновить мебель – парты, стулья, стенные шкафы...

Какие требования предъявляются к школьной мебели?

Мебель для учеников – парты и стулья, которые являются одним из основных условий успешного обучения любого школьника.

Еще в СССР школы выработали стандарты, которым должна отвечать школьная мебель. Парты советских времен – конструкции, которые объединяли парту и скамью. Именно они отвечали тогдашним стандартам: благодаря металлическому каркасу школьные столы находились всегда на одном и том же расстоянии от сидячего места, имели одинаковую высоту, нейтрального цвета столешницу и деревянную поверхность скамьи. Но такие парты не всегда были удобны ученикам, т.к. дети растут по-разному, очень часто в одном классе учатся ребята разного роста. И иногда какому-нибудь мальчику такая парта была просто "велика": сидя на скамье, он с трудом дотягивался руками до столешницы.

Какой должна быть школьная мебель современного производства?

Основными требованиями, предъявляемыми к мебели для учащихся, остались - безопасность, комфорт и экологичность. Функциональные размеры изделий должны соответствовать регламентированным ГОСТaм. Кроме этого, мебель должна соответствовать современным требованиям эргономики и гигиены, быть удобна в пользовании и доступно легкой, с возможностью перестановки и перемещения. Эргономические требования, представляют собой комплекс взаимосвязанных антропометрических, физиологических, психологических, социально психологических и гигиенических требований, направленных на обеспечение оптимальных условий труда и отдыха ребенка и сохранение его здоровья.

Выбирая мебель для школы, необходимо уделять особое внимание тому, насколько обстановкa учебных классов соответствуют утвержденным стандартам.

У каждого ученика в школе есть свое рабочее место - школьная парта . При выборе школьных парт и ученических столов необходимо уделить особое внимание удобству, надежности, долговечности и травмобезопасности. Основу школьных парт представляет металлический каркас. В стандартном варианте металлический каркас изготавливается из профильной трубы 25*25, толщина стенки 1,2. При производстве используют технологию порошковой покраски металлического каркаса, что позволяет делать изделие более качественным, предотвращает металл от коррозии, а краску от облезания. Столешница школьной парты в стандартной комплектации изготавливается из ЛДСП (класс эмисси Е1). Как вариант столешница может изготавливаться из фанеры толщина от 6 мм до 12 мм или мебельного щита. В этом случае столешница покрывается бесцветным, антиаллергенным лаком. В стандартном варианте предлагаются школьные столы одноместные, двухместные и трехместные. Трехместная парта комплектуется дополнительной металлической ногой. Школьные парты могут иметь различные ростовые группы или регулироваться по высоте.

Основу школьных стульев представляет металлический каркас, покрытый порошковой краской. Металлический каркас изготавливается из профильной трубы 25*25, толщина стенки 1,2 мм. Основу сиденья и спинки ученического стула представляет гнуто-клееная фанера толщиной 8 мм. Эргономичные формы спинки позволяют ребенку сидеть ровно и не дают уставать спине. Сиденье школьного стула имеет высококачественную шлифовку и загнутый передний край, что предотвращает порчу одежды у детей и травматизм. Дополнительную эргономику сиденью придает выпуклая форма, которая в комбинации с гнутоклееным элементом спинки помогает ребенку сидеть правильно и соблюдать осанку. Школьные и ученические стулья, могут быть, как регулируемые, так и нерегулируемые. Сиденье и спинка школьных стульев могут быть обиты тканью или виниликожей, то есть можно комплектовать ученический стул мягким элементом.

При производстве учитываются семь критериев, которым должна соответствовать учебная мебель, их соблюдение обеспечивает правильное, здоровое расположение тела при сидении:

  • ступни ног должны стоять твердо на полу;
  • между коленями и нижней частью столешницы должно быть достаточно места для беспрепятственного движения;
  • высота стола должна быть такой, чтобы локти находились на том же уровне, что и верхняя часть столешницы, при этом плечи должны быть расправлены;
  • спинка стула должна твердо поддерживать спину на уровне поясницы и лопаток;
  • между подколенной впадиной и передним краем стула должно быть свободное пространство;
  • между спинкой стула и сидением должно быть свободное пространство;
  • во время сидения в коленях не должно возникать никакого напряжения.

Складной стол - парта

Наша компания предлагает вариант учебной мебели: складной стол - парта .

Описание:

  • Толщина столешницы 16 мм.
  • Форма стола прямоугольная.
  • Углы закругленные.
  • Врезная Т-образная кромка.
  • Форма ноги - "Учебная".
  • Длина от 1200 мм до 1800 мм.
  • Ширина 500 мм.
  • Высота 750 мм.