Казалось бы, чем младше ребенок, тем доверчи­вее он должен быть. В самом деле, если малыш еще ничего не знает или знает очень мало, он должен верить всему, что говорят взрослые, и безо всякой критики принимать все, чему его учат. И наоборот, приобретенные знания и опыт дают право на критич­ное отношение к сообщениям других, на собствен­ное мнение и возражение. Значит, младшие дети должны быть более доверчивы, а старшие - более критичны по отношению ко взрослому.

Мы решили проверить это предположение в спе­циальном эксперименте. Детям 3, 5 и 7 лет предла­галась такая игра. Взрослый показывал картинки с изо­бражениями различных животных, знакомых или не знакомых детям (волк, лиса, заяц, носорог, жираф и пр.). Демонстрируя картинки, взрослый наделял каж­дого зверя определенным характером: либо доб­рым, либо злым. Причем, специально старался под­бирать такие характеры, которые бы противоречили представлениям детей о тех или иных животных и не совпадали бы со сложившимися стереотипами. На­пример, показывая картинку с безобидным зайчиком, он объяснял, что он злой, а волка, идущего по доро­ге в лес, называл добрым и хорошим. Лиса тоже бы­ла доброй, а симпатичного пони взрослый называл злым. Все это делалось для того, чтобы вызвать лю­бопытство детей, их познавательную активность и вы­яснить, насколько доверчиво и некритично восприни­мают они самые странные сообщения взрослого.

Вопреки ожиданиям оказалось, что наибольшую критичность проявили самые младшие дошкольники (3-4 лет). Они никак не могли смириться с тем, что заяц - злой, а лиса - добрая. «Нет, заяц хороший, - утверждали они. - Я кино про него смотрел, он всем помогал, а лиса хитрая и жадная, мне сказку про нее читали». Младшие дети каждый раз возражали взрослому, когда он несправедливо называл злыми их любимых зверюшек. Они соглашались с ним только тогда, когда взрослый показывал им незнакомого зверя, про которого они еще ничего не знали. Но с искажением свойств знакомых зверей дети прими­риться не могли. Младшие дошкольники не интересо­вались, почему взрослый наделяет зверей такими не­подходящими свойствами. Их возражения имели ха­рактер чистых отрицаний: «Волк не может быть доб­рым, потому что он злой». Следовательно, взрослый ошибся, что-то перепутал. Это происходит потому, что у младших дошкольников слово тесно связано с пред­метом, к которому оно относится. В нашем случае слово, обозначающее свойство характера, неразрыв­но и однозначно соединено с конкретным животным: волк - значит обязательно злой, а заяц должен быть добрым. Эта связь слова и предмета создает стабиль­ность, прочность мира маленького ребенка. И если кто-то пытается эту связь расшатать или разорвать, ребенок сопротивляется, протестует, возражает.


Совершенно по-другому ведут себя в той же си­туации дети постарше. В 5 лет почти каждое утверж­дение взрослого встречает сомнение и любопытство ребенка: «А почему это волк добрый? Почему вы так говорите?» Это уже не протест, не возражение и в то же время не безоговорочное согласие со взрослым. Это любознательность, попытка получить объяснение, понять причину странных слов взрослого. Интересно, что любое, даже самое нелепое, с точки зрения взрос­лого человека, объяснение вполне удовлетворяет дошкольников. К самому объяснению они никакой критичности не проявляют. Важно, чтобы была выяв­лена причина того или иного свойства, а какая это причина, не так уж важно. Например, волк может быть добрым потому, что он ходит по дорожкам и не мнет траву, а заяц злой, потому что у него острые зубы и он грызет морковку, лиса добрая, потому что любит цветы нюхать. Несмотря на явную неубедительность подобных объяснений, они вполне удовлетворяют де­тей. Выслушав их, они охотно соглашаются и уже не задают вопросов. Такого рода ответы, в общем, со­ответствуют попыткам детей найти причину всякого явления. Но дальше этой причины мысль и вопрос ребенка уже не идет. И все-таки эти «почему» - очень важный шаг в умственном и речевом развитии до­школьника. Эти вопросы означают, что слово, опре­деляющее свойство предмета, уже не так жестко свя­зано с ним: оно может соединяться, а может и отде­ляться от предмета, это зависит от обстоятельств.

Казалось бы, любознательность и познавательные интересы с возрастом должны развиваться, а вот во­просов становилось в наших опытах все меньше и мень­ше. Дети безоговорочно принимали все характери­стики зверей, которые давал взрослый, не возражая и не спрашивая его ни о чем. Почему же так проис­ходит? Дети уже понимают условность той или иной ситуации и соблюдают определенные правила пове­дения: врачу надо показывать горло, продавцу - да­вать деньги, расплачиваясь за хлеб, со знакомыми на улице надо здороваться и т.д. Есть свои правила и у той ситуации, в которой проходил наш эксперимент: взрослый называет характер животного, а ребенок его запоминает. Эта такая игра, где учитель дает зада­ние, а ученик его выполняет. Эта игра чем-то похожа на игру в школу, где нужно принимать задания учи­теля и выполнять их. И не так уж важно, какой этот волк на самом деле - злой или добрый. Но если мы играем в эту игру, значит, надо принимать ее прави­ла и соглашаться, что волк добрый. Эта способность отстраняться от реального содержания высказывания, понимать условность задачи очень важна при перехо­де к учебной деятельности. Без этого ни одна учебная задача не может быть понята. Помните, как Буратино, когда Мальвина собралась учить его математике, ни­как не мог согласиться с тем, что некто взял у него два яблока. «Я не собираюсь отдавать этому некту це­лых два яблока!» - горячился он. Примерно то же самое происходит и с некоторыми шестилетними деть­ми, которые не могут отделить буквальное значение сообщения от его условного смысла в конкретной си­туации.

Итак, получается, что чем старше и умнее дети, тем меньше они спорят со взрослыми и тем проще принимают их утверждения. Почему же так получа­ется? Дело в том, что отношение ко взрослому и характер восприятия его утверждений и ответов определяются уровнем развития речевого общения ребенка.

Как измерить уровень развития речевого общения ребенка со взрослым!

Мы видим, что в общении развиваются все важнейшие стороны личности и деятельности ребенка, в том числе и его речь. Можно ли установить, на каком уровне общения со взрослым находится ваш малыш? Оказывается, не только можно, но и нужно. Для этого очень важно знать следующее. Как показали исследования, осуществленные под руководством М.И.Лисиной, с возрастом детей все больше привлекают разговоры, не связанные прямо с определен­ной, конкретной ситуацией, а само общение начинает носить либо познавательный, либо личностный харак­тер. Вступая в познавательное общение, дошкольни­ки стремятся вести беседу о различных предметах или явлениях, жизни животных и т.д., оно происходит только в речевой форме - в виде вопросов и отве­тов, о которых мы писали выше.

Личностное общение происходит только лишь с помощью речи, но направлено не на познание окру­жающих предметов и явлений, а познание людей. Де­тей больше всего интересуют люди - их качества, отношения, характеры, профессии. Они предпочита­ют разговаривать со взрослым не о рыбках и птич­ках, а о дружбе, о работе, о своем будущем. Их ин­тересует, как они должны вести себя в той или иной ситуации, кто хороший, кто плохой, с кем лучше дру­жить. Взрослый в таком общении приобретает для ре­бенка новые качества. Он привлекает ребенка не по­тому, что много знает и много умеет, но и сам по се­бе, как личность. Вот почему ребенку важно, чтобы его точка зрения совпадала с мнением взрослого. Дети, способные к такому общению, уже могут разли­чать разные роли взрослых в разных ситуациях: дома, в гостях, в магазине, в детском саду.

Личностное общение является самым трудным для дошкольников. Способность к нему связана с важней­шими достижениями в психическом развитии ребен­ка. Вот почему так важно уметь установить, на каком уровне речевого общения со взрослым находится дошкольник. Если и в шесть лет ребенка интересу­ют только игры с игрушками, а его высказывания носят лишь сиюминутный характер, можно говорить о задержке развития речевого общения. Но далеко не всегда такая задержка может быть очевидной.

Попробуйте провести с малышом следующее заня­тие. Спросите, чем он больше всего хочет занимать­ся: играть с игрушками, читать новую книжку (про машины или про зверей) или просто поговорить о чем-нибудь. Если он уверенно и однозначно выберет совместную игру, значит, он предпочитает ситуативно-деловое общение (о нем мы писали, рассказывая о первых этапах овладения ребенком речью); выбор новой книжки означает стремление к познаватель­ным контактам, и лишь желание поговорить со взрос­лым является показателем высокого уровня личност­ного общения. Однако сознательный выбор совместного заня­тия - не единственный способ определения того, на каком уровне развития находится малыш. Лучше всего проверить его во всех трех видах взаимодействия. И начинать мы советуем с игры. Играйте обязатель­но вместе, разговаривайте о действиях с предмета­ми, планируйте игру, оценивайте действия ребенка.

Важно отмечать, умеет ли ребенок ориентировать­ся на партнера, как часто он обращается к нему и вообще способен ли он к игровому сотрудничеству. Как правило, способность и стремление к совместной игре характерны для всех дошкольников. Но важно выяснить, не является ли этот вид общения единствен­но доступным для ребенка.

Совместное чтение книг следует сочетать с бесе­дой о прочитанном, которую организуют не как пере­сказ того, что запомнил и понял ребенок, а как обсуж­дение прочитанного или рассказанного взрослым. При этом взрослый должен отмечать, насколько увлечен ребенок, задает ли вопросы, насколько активен в бе­седе и как долго он может разговаривать на позна­вательную тему, не меняя предмета разговора и не отвлекаясь. Если 5-6-летний ребенок в этой ситуации не проявляет никакого интереса к прочитанному, смот­рит по сторонам, перескакивает с одной темы на дру­гую, это может свидетельствовать о том, что он еще не овладел этим видом общения.

Однако многие дети, достаточно хорошо умея об­щаться со взрослым на познавательные темы, вплоть до 6-летнего возраста не умеют рассказывать о себе, не проявляют никакого интереса к другим людям. Взрослый остается для них источником только новых сведений и положительных оценок.

Для выяснения способности к личностному обще­нию можно попробовать завязать с ребенком про­стой разговор, без всякого иллюстрированного материала или предметных действий. Например, спросить у него, кто из его друзей ему больше нравит­ся и почему, какие качества проявляются в том или ином поступке его сверстников, спросить, что ему больше всего понравилось в просмотренном мульт­фильме, или выяснить, есть ли у него любимая книж­ка или сказка и кто из героев этой сказки обладает какими-то положительными или отрицательными ка­чествами. При этом взрослый, поддерживая тему раз­говора, должен сам высказать свое отношение к тем или иным событиям и персонажам, рассказывать о се­бе и о других и быть равноправным участником бесе­ды. Темы личностного общения могут быть самыми разнообразными и зависеть от прошлого опыта и от интересов ребенка. Но очень важно, чтобы здесь раз­говор шел не о предметах, а о людях, об их поступ­ках, качествах, отношениях.

Для определения уровня развития общения ре­бенка со взрослым нужно сопоставить активность и заинтересованность ребенка в разных ситуациях: при каком взаимодействии он проявляет максимальную ак­тивность и сосредоточенность, когда он чувствует себя наиболее свободно и раскованно. Часто бывает так, что дети очень бурно ведут себя во время игры, увлеченно рассматривают книжки, но когда взрос­лый начинает разговор о том, где они были или кто им больше нравится, они смущаются, замолкают, от­водят глаза в сторону и либо уходят от такого обще­ния, либо пытаются перевести его в игру. Это мо­жет говорить о том, что у ребенка еще нет личност­ного общения со взрослым.

Можно ли помочь ребенку перейти к личностному общению!

Да, можно. Но для этого нужны специальные за­нятия. Главное в этих занятиях - опережающая ини­циатива взрослого. Это значит, что взрослый должен давать ребенку образцы того общения, которым ре­бенок еще не владеет, и, опираясь на достигнутый уровень, как бы вести его за собой.

Начинать занятия лучше с того взаимодействия, которое предпочитает ребенок. Это может быть совместная игра, которая особенно нравится ребенку. Взрослый при этом должен выполнять роль организа­тора и участника игры: распределять роли в соответ­ствии с желанием детей, следить за соблюдением пра­вил, оценивать действия детей и в то же время сам играть наравне с ними. Основной задачей таких пред­варительных занятий является установление активно-положительных отношений ребенка со взрослым.

В ходе игры следует вовлекать детей в общение сначала на познавательные темы - рассказывать им о жизни и повадках животных, о явлениях природы, о машинах. Разговор лучше сопровождать демонстра­цией картинок, иллюстрирующих содержание расска­зов (можно использовать различные виды детского лото). Взрослый должен поощрять любую активность со стороны ребенка, любые проявления любознатель­ности: хвалить за интересные вопросы, активные вы­сказывания и т. д. Важно помнить, что задача этих занятий не сообщение детям новых знаний, а форми­рование способности общаться на познавательные те­мы.

И только развив способность ребенка беседовать на познавательные темы, можно переходить к фор­мированию личностного общения со взрослым. Сна­чала эти занятия следует строить на основе привыч­ных для детей способов взаимодействия: лепке, кон­струировании, аппликации и т.д. Он может попросить ребенка оценить свои произведения, сравнить их с другими, выбрать лучшие. Усилия взрослого должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание ре­бенка к оценке своих собственных умений и достиже­ний. Последующие занятия лучше начинать с совмест­ного чтения и обсуждения детских книжек о собы­тиях, происходящих в мире людей, - о человече­ских взаимоотношениях, поступках, конфликтах и пр. После прочтения такой книжки можно спросить ребен­ка, кто из персонажей ему больше понравился и по­чему. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, следует высказать свое мнение и обосновать его.

Постепенно следует перевести беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни людей. Так, например, к разговору о том, кого из друзей напоминают ребенку персонажи книги, как он оценивает поступки героев, как он сам поступил бы в той или иной ситуации. И, наконец, отталкиваясь от конкретных историй, перевести разговор на самые общие человеческие проблемы. При этом важно, что­бы тема разговора оставалась постоянной на протя­жении всего занятия. Поэтому взрослый должен зара­нее подготовить несколько личностных тем, близких и актуальных для ребенка (о доброте, об упрямстве, о жадности).

Продолжительность такой беседы должен опреде­лить сам ребенок. Если взрослый почувствует, что он тяготится разговором, лучше всего перевести такое занятие в игру, не забывая возвращаться к нему вновь и вновь.

Наши эксперименты показали, что через два меся­ца подобных занятий, проводимых с частотой 2-3 ра­за в неделю, происходят существенные сдвиги в об­щении детей: возрастает число активных личност­ных высказываний, появляется возможность обсуж­дения тем, содержание которых выходит далеко за пределы наличной ситуации. Все это свидетельству­ет о том, что дети достигли личностной формы об­щения со взрослым.

Всегда ли уместно слово!

Культура, в которой растет современный ребенок, бесспорно, носит речевой характер. С раннего дет­ства он постоянно слышит разнообразную речь: раз­говаривают взрослые, гремит радио и телевизор. В этих условиях происходит довольно быстрое насы­щение ребенка своеобразными речевыми штампа­ми - клише, а потому правомерным является также вопрос и о том, всегда ли уместно слово.

Советы специалистов между тем сводятся, как правило, к рекомендациям как можно больше разго­варивать со своим ребенком. Однако, на наш взгляд, речевое насыщение должно иметь какие-то разумные пределы. Сейчас, как ни странно, довольно часто встречаются дети, как бы перенасытившиеся слыши­мой речью. Это проявляется в невнимании к говоря­щему человеку и в собственном нежелании активно пользоваться словом. И совсем крайними становятся случаи такого «непонимания» речи, которое делает необходимым коррекцию поведения дошкольника у специалиста-психотерапевта. Бывает и так, что ребе­нок, мало реагируя на обращенную к нему речь, сам непрерывно разговаривает, не обращая внимания на реакцию окружающих и оказываясь, таким образом, вне контакта с другими людьми.

И как ни странно, чаще всего такие дошкольники буквально с раннего детства находились в условиях самых разнообразных речевых воздействий: им мно­го читали и рассказывали, расширяли представление об окружающем, а сами они превосходно владеют словом, но только эти слова теряют какое-либо жиз­ненное значение.

Мы уже упоминали о том, что дошкольники отли­чаются чрезвычайной разговорчивостью. Должны ли и взрослые постоянно говорить с ребенком? Бесконеч­ная речевая активность взрослого, безусловно, акти­визирует процесс говорения и у ребенка, но всегда ли это так уж хорошо? Дело в том, что, если взрос­лый спешит как можно быстрее ввести ребенка в окру­жающий его мир, бесконечно что-либо сообщает и рассказывает, но при этом не вступает с малышом в диалог, не проявляет внимания к его собственным впечатлениям и переживаниям, контакт приобретает односторонний характер.

Вот, например, на прогулке мама, проявляя «вни­мание» к малышу, рассказывает ему о своих собствен­ных впечатлениях, о том, что они видят, о погоде, о жизни растений и птиц, о событиях своей прошлой и нынешней жизни... Только и слышится: «А вот ви­дишь... Посмотри... Знаешь…» И так в течение всей прогулки мать не замолкает ни на минуту. И уже возвращаясь домой: «Вытри ноги. Не спеши, я сей­час открою дверь. Раздевайся. Сейчас мы будем...» и т.д. И так практически постоянно.

Ее мало интересуют впечатления сына, она совсем не склонна наблюдать за ним, а потому слова ведут к отрыву от реального взаимодействия, перемещая его в чисто словесный план и, что совсем опасно, та­кие слова перестают что-либо значить.

Замечено, что у «разговорчивых» родителей и де­ти постоянно говорят. При любых обстоятельствах и по любому поводу. Оказывается, что такие дети слиш­ком торопятся и при решении задач неречевого харак­тера (при складывании мозаики, сборке конструкто­ра), у них явно преобладают слова над делами. Полу­чается, что избыточное говорение является своеобраз­ным тормозом для многих весьма полезных дел.

Вместе с тем внешняя картина развития такого ребенка кажется безупречной. Дошкольник поражает всех своей «взрослой» речью, умением выражаться сложно, не по-детски формулировать свои мысли. Постепенно дети привыкают к тому, что в контактах со взрослыми можно ограничиться только словами. Выглядит такое общение зачастую так. Взрослый гово­рит, ребенок отвечает, взрослый требует, ребенок ар­гументированно отказывается, возникают бесконеч­ные препирательства, споры без всяких последст­вий для дела.

Напрасные и частые обращения к ребенку посте­пенно превращают слово в «звук пустой». Взрослый и сам уже не надеется на успех такого контакта, его слово лишь «сотрясает воздух». «Бесполезно, - заме­тит в сердцах такой родитель. - Ему говори, не го­вори, он все равно не понимает». И вместо того, что­бы изменить линию поведения, продолжает в том же духе. Некоторые родители во время такого «дистант­ного» контакта со своим ребенком успевают повторить свое требование, например, «надень тапочки» от 15 до 30 раз!

Бывают и другие крайности. В семье говорить мно­го не любят. Взрослые в основном в присутствии ре­бенка молчат. Перебросятся несколькими неполны­ми фразами за вечер, непонятными для ребенка, и все. «Да, конечно, а как же...» - ребенок, как пра­вило, в таких дискуссиях не участвует. Со временем и он приобретает привычку больше молчать, чем гово­рить. И, казалось бы, что в этом плохого, ведь такой ребенок производит даже впечатление не по годам серьезного и сосредоточенного, если бы не особые трудности, которые испытывают такие дети в общении. Слово как бы застает их врасплох. Когда начинают говорить с ним, такой ребенок становится до неузна­ваемости напряженным, опускает глаза, теребит одеж­ду, отворачивается, всем своим видом обнаруживая необычайную скованность и затрудненность. Не­трудно представить себе, каким непростым делом ста­новится иногда разговор с ним.

А почему?
Молчание.

Потому, что она была добрая и спасла ласточ­ку, да?

Да, она нашла... эту... как ее... ласточку... и спасла.

Диалог совсем нехитрый. На заданный вопрос взрос­лый получает ответ. Самостоятельно сформулировать свои мысли ребенок не умеет, процесс обучения для него непосильно труден. Но не останутся ли с ним эти трудности навсегда? Можно вспомнить немало взрослых людей, которым необыкновенно сложно что-либо объяснить другим.

Ребенок, плохо владеющий речью, оказывается за­крытым даже для близких. Как прошел сегодня день, что видел на прогулке, что снилось и т.д. - ни о чем ребенок по своей инициативе не рассказывает. Такие дети не умеют себя защитить должным образом и в конфликтах со сверстниками, не находя нужных слов, они чаще других пускают в ход кулаки. Им весьма прос­то приобрести репутацию драчуна и хулигана.

Выходит, что, руководя развитием детской речи, мы тем самым организуем общение дошкольника с окружающими, взрослыми и сверстниками. И потому нужно не столько развивать у ребенка его собствен­ную речь, сколько самому взрослому правильно об­щаться с малышом. И как ни странно, общение - это не только речь. Не только слово может быть дейст­венным, но выразительный взгляд, ласковое покачивание головой, некоторые запрещающие жесты, обмен улыбками и другими эмоциональными проявлениями. Но ни в коем случае не обособленное молчание, на­пряжение, рождающее тревогу. Не отмахивание от на­доевшего своими вопросами ребенка, не ссылки на усталость или на непонимание того, чего, собственно, он хочет, этот неугомонный человечек.

Всем известно, какое магическое влияние на малы­ша оказывает подчас не слово, а его отсутствие. Мать может вместо беспомощных призывов к порядку, со­крушенно покачать головой, развести руками, и ребе­нок, как будто бы ничего раньше не слышавший и не понимавший, поспешно принимается за дело.

С самого раннего детства следует обращать вни­мание на культуру речевого общения с ребенком. И здесь никакие крайности, ни бесконечное говоре­ние, ни систематическое молчание, не являются пра­вильными. Беседа с детьми требует от взрослого специальной организации. Не стоит, например, начи­нать разговор в то время, когда малыш чем-нибудь занят. В такие моменты, и это вполне понятно, он вас не услышит. Привычка перебивать дела словами весь­ма распространена среди взрослых. Любящий роди­тель должен избегать формальности в разговорах, должен поймать момент, когда слово произнесен­ное может стать словом услышанным и понятым. И не только слово, но и многие другие сопутствую­щие ему средства общения. Следует посадить до­школьника поближе к себе, заглянуть ему в глаза, при­ласкать его. Именно в этих обстоятельствах ваш ма­лыш начинает понимать близких, что называется, с полуслова.

Для маленького крохи мир кажется таким большим и неизведанным! Взрослые часто забывают о том, что ребенок совершенно по-другому видит окружающий его мир. Зная некоторые тонкости детского восприятия, родители смогут быстрее помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде, а также избежать стрессов . Ведь иногда даже самый обычный треск веток за окном может разыграть фантазию малыша и не на шутку испугать его.

Знакомство с окружающим миром и его этапы

Для начала нужно разобраться, каким образом малыш знакомится с окружающим миром и как ему помочь в этом нелегком деле. Наблюдение за окружающим миром имеет очень большое значение для малыша. Наблюдая за поведением взрослых, животными, предметами, малыш старается дать им эмоциональную оценку. Он может отвечать смехом на смех, на очередную шутку ответить плачем. Чаще всего ребенок правильно понимает ту или иную эмоцию, поэтому даже бытует мнение, что ребенка нельзя обмануть - он все чувствует на интуитивном уровне.

Кроме наблюдения малыши знакомятся с окружающим миром с помощью физических методов: трогают ручками, пробуют на зубок, и т.д. Нужно подбирать для ребенка игрушки по возрасту, чтобы постепенно ребенок мог осваивать все новые и новые горизонты. Например, если в первые месяцы малыш просто гремел погремушками, то в последующие у него появляется логическое мышление – он уже может собирать пирамидку, а позже и вовсе собирать конструктор . Далее малыш начинает учиться рисовать, лепить, плести и т.д. С помощью игры и творчества малыш все дальше и дальше познает мир. В знакомстве с ребенка окружающим миром важное место занимает природа. Детям необходимо часто находиться на природе, чтобы они могли наблюдать за природными явлениями, животными и т.д.

Различные природные явления заставляют маленького человечка размышлять и фантазировать, например, знакомство со снегом может вызвать у малыша огромный восторг, а когда он узнает, что из него можно лепить снежки или снеговика, то обрадуется еще больше. Важно с детства прививать малышу любовь и бережное отношение к природе, дать понять ребенку, что природа живая, и её нельзя обижать.

Самым близким окружающим миром для ребенка является семья, поэтому отношения и гармония семьи очень влияют на восприятие мира в целом у ребенка. Важно понять, что для ребенка родители являются неоспоримыми авторитетами и примером для подражания. Обстановка в семье прививает человека определенные привычки и взгляды на мир, и происходит это на подсознательном уровне. Важно создать спокойную и теплую обстановку в доме, тогда ребенок будет смотреть на многие вещи более спокойно, если же наоборот, в семье часто бывают ругань и скандалы, ребенок может грубо вести себя в обществе.

Также на восприятие окружающего мира ребенка оказывает влияние социальные контакты ребенка. Малыш может общаться с другими детьми во дворе у песочницы, в детском саду, а далее в школе, а также в различных кружках и дополнительных занятиях. Общаясь с другими детьми, ребенок чувствует свою принадлежность к какой-либо группе, а также начинает понимать, что его окружают другие личности, с которыми необходимо считаться. Если родители будут помогать своему малышу правильно воспринимать окружающий его мир, то в дальнейшем ему будет намного проще адаптироваться к самостоятельной взрослой жизни, а также сформировать свой характер. Отсутствие помощи родителей может привести к агрессии, непониманию простых вещей и общепринятых моралей.

Восприятие детьми времени

Дети воспринимают время по-другому, не как взрослые. Для ребенка фраза «Время летит незаметно» кажется непонятной. Дети воспринимают время намного медленнее. Ребенок не может посидеть спокойно даже пару минут - ему кажется, что прошло уже кучу времени, а он ничем так и не занялся. Необходимо постоянно чем-нибудь заинтересовывать ребенка, время от времени менять обстановку. Особенно долго тянется время у детей в поездках и очередях. Здесь необходимо захватить для малыша несколько интересных игр и набраться терпения. Также дети не ответят мгновенно на заданный вами вопрос, потому что услышанное дети воспринимают с задержкой в пару секунд.

Зрительное восприятие детей

Зрительное восприятие детей отличается от взрослого в два первые месяца жизни. Зрительный аппарат ребенка еще не развит, он видит изображение смытым и расплывчатым. Существует мнение, что новорожденный ребенок видит окружающий его мир перевернутым. По поводу этого существует много споров, т.к. то, что изображение перевернуто на сетчатке, не гарантирует того, что перевернутым его видит и ребенок. Для развития зрительного аппарата в первые месяцы жизни ребенку следует показывать игрушки желтых и красных цветов, т.к. в этом возрасте для малыша они будут более понятными.

Вкусовое восприятие детей

Вкусовое восприятие у детей развито ярче, чем у взрослых. С самого разного возраста ребенок уже способен отличать сладкое, кислое, соленое и т.д. Считается, что наиболее предпочтительны для детей вкус соленого и сладкого, т.к. они более выражены. Поэтому часто дети отказываются от здоровой пищи – каши, овощей и т.д. Просто их вкусовые качества не сильно выражены. Горькое детьми воспринимается крайне отрицательно.

Единый источник информации восприятия у детей

Считается, что до 8 лет ребенок способен анализировать информацию об окружающем мире только из одного органа чувств, и не может анализировать их все вместе взятые. Учеными был проведен ряд экспериментов, где дети показывали лучшие результаты по восприятию мира, использую только один источник информации.

Ссылки

  • Учите ребенка думать позитивно
  • Новый год без слез и обид , социальная сеть для родителей Страна Мам