Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Защитные механизмы человеческой психики направлены на уменьшение отрицательных и травматичных переживаний и проявляются на бессознательном уровне. Этот термин был введен Зигмундом Фрейдом , а затем более глубоко разработан его учениками и последователями, в первую очередь Анной Фрейд . Попробуем разобраться, когда эти механизмы полезны, а в каких случаях они тормозят наше развитие и лучше реагировать и действовать осознанно.

сайт расскажет о 9 основных видах психологической защиты, которые важно вовремя осознать. Именно этим и занимается большую часть времени в своем кабинете психотерапевт - помогает клиенту осмыслить защитные механизмы, которые ограничивают его свободу, спонтанность реагирования, искажают взаимодействие с окружающими людьми.

1. Вытеснение

Вытеснение - это устранение из сознания неприятных переживаний. Оно проявляется в забывании того, что причиняет психологический дискомфорт. Вытеснение можно сравнить с плотиной, которую может прорвать - всегда есть риск, что воспоминания о неприятных событиях вырвутся наружу. И психика затрачивает огромное количество энергии на их подавление.

2. Проекция

Проекция проявляется в том, что человек неосознанно приписывает свои чувства, мысли, желания и потребности окружающим людям. Этот механизм психологической защиты дает возможность снять с себя ответственность за собственные черты характера и желания, которые кажутся неприемлемыми.

Например, необоснованная ревность может быть результатом работы механизма проекции. Защищаясь от собственного желания неверности, человек подозревает в измене своего партнера.

3. Интроекция

Это склонность неразборчиво присваивать чужие нормы, установки, правила поведения, мнения и ценности без попытки разобраться в них и критически переосмыслить. Интроекция похожа на заглатывание огромных кусков пищи без попытки ее разжевать.

Все образование и воспитание построено на механизме интроекции. Родители говорят: «Не суй пальцы в розетку, не выходи на мороз без шапки», - и эти правила способствуют выживанию детей. Если же человек во взрослом возрасте «заглатывает» чужие правила и нормы без попытки понять, насколько они подходят лично ему, он становится не способен различить, что действительно чувствует и чего хочет сам и чего хотят другие.

4. Слияние

В слиянии отсутствует граница между «я и «не-я». Есть только одно тотальное «мы». Наиболее четко механизм слияния выражен в первый год жизни ребенка. Мать и дитя находятся в слиянии, что способствует выживанию маленького человека, потому что мама очень тонко чувствует потребности своего ребенка и реагирует на них. В данном случае речь идет о здоровом проявлении этого защитного механизма.

А вот в отношениях мужчины и женщины слияние тормозит развитие пары и развитие партнеров. В них сложно проявлять свою индивидуальность. Партнеры растворяются друг в друге, и из отношений рано или поздно уходит страсть.

5. Рационализация

Рационализация - это попытка подобрать разумные и приемлемые причины возникновения неприятной ситуации, ситуации провала. Целью этого защитного механизма являются сохранение высокого уровня самооценки и убеждение себя в том, что мы не виноваты, что проблема не в нас. Понятно, что более полезным для личностного роста и развития будет взять ответственность за произошедшее на себя и извлечь уроки из жизненного опыта.

Рационализация может проявляться как обесценивание. Классический пример рационализации - басня Эзопа «Лиса и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, объясняя это тем, что виноград «зеленый».

Гораздо полезнее и для себя, и для общества написать стихи, нарисовать картину или просто нарубить дров, нежели напиться или отлупить более удачливого соперника.

9. Реактивное образование

В случае с реактивным образованием наше сознание защищается от запретных импульсов, выражая в поведении и мыслях противоположные побуждения. Этот защитный процесс осуществляется двухступенчато: сначала неприемлемый импульс подавляется, а затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный, при этом достаточно гипертрофированно и негибко.

Основные направления деятельности психологической службы

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - это:

· выявление и разрешение конфликтных ситуаций

· оказание помощи в решении личных проблем

· развитие межличностных отношений

ПСИХОДИАГНОСТИКА - это:

· возможность получить точную научно-обоснованную информацию о себе, своих потенциальных и профессиональных способностях, личностных характеристиках, индивидуальных особенностях и т.д.

ТРЕНИНГ - это:

· помощь в саморазвитии и самовоспитании и т.д.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это:

Организация лекций и информативных семинаров, направленных на повышение психологической грамотности, специальная организация свободного времени, тренинги позитивного жизненного настроя, социальное моделирование.

КОРРЕЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это:

· решение личностных психологических проблем

· формирование эффективных коммуникативных умений

· коррекция личностных качеств и умений

· помощь в саморазвитии и самовоспитании.

Понятие «психологическая помощь». Основные виды психологической помощи

Психологическая помощь -- область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

Виды психологической помощи

§ Психопрофилактика(предупреждение).

§ Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике -- лекции, семинары) одним из ведущих специалистов в этой области был Адлер.

§ Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

§ Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

§ Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

§ Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

§ Психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

Принципы психологической помощи

Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог- обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствие с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.

Психологическая помощь – система психологических воздействий, основанная на различных психологических теориях, ориентированная на повышение социально-психологической комеетентности людей.

Принципы психологической помощи:

1)Принцип системности

2)Принцип субъект-субъектных отношений

3)Принцип позитивного развития в деятельности

4)Принцип адаптации

5)Принцип безопасности и надёжности

Сферы анализа пчихологической помощи:

1)психическое развитие ребёнка

2)Брак и семья

3)Психическое здоровье человека

4)управленческое консультирование

Классификация видов психологической помощи. По времени лействия : неотложные, продолжительность, экстренной

По направленности: прямая, отоикающая, упреждающая

По пространственной органищации: контактное, дисталентное

По выполнению функций психологом: диагностическая, диспертическая, информационной, консультативная

По количеству участников: индивидуально, групповая

По вмешателтству психологов: директивное, не директивное.

Собственно психологическая помощь направлена на поддержку личности в процессе ее развития, становления и роста, осуществляемую специальными психологическими методами. Эти методы стимулируют проявление способности каждого человека заботиться о себе, раскрывать и реализовать свои внутренние потенциалы, решать поставленные жизнью задачи.

Психологическая помощь как профессиональная деятельность включает в себя, прежде всего, такие ее виды, как психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика.

Психологическое консультирование направлено на ориентацию человека в возможностях решения им возникшей проблемы. Консультирование по степени воздействия может быть чисто информационное , ориентационное , а также направленное на изменение отношений личности к себе и к собственной жизненной ситуации. Психологическое консультирование чаще всего проводится при возникновении экзистенциальных кризисов, межличностных конфликтов, семейных или профессиональных проблем.

Существует определение психологической коррекции как направленного психологического воздействия на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. При этом следует отметить, что психологическая коррекция может реализоваться в различных областях человеческой практики: медицине, педагогике, социальной работе, где решаются и профилактические задачи.

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. В последнем аспекте часто употребляется понятие «психогигиена». По вопросу целей и задач психопрофилактики и психогигиены существуют различные точки зрения. В целом же к видам психопрофилактической и психогигиенической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия. Виды психопрофилактики: первичная, вторичная, третиЧная.

В настоящее время существуют различия в пони­мании психотерапии, зависящие от теоретических науч­ных установок и практических подходов. В понимании психотерапии существует и общее признание того, что это особый вид профессиональной деятельности, основанный на межличностном взаимодействии и воздействии психологическими средствами при оказании помощи в решении проблем и затруднений психического характера и требующий специальной подготовки соответствующего специалиста

Научная психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия.

Научная психология ищет и находит обобщающие понятия. Эти понятия дают возможность понять тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Они приобретаются практическим путем.

Такой способ особенно четко виден у детей. У них хорошая психологическая интуиция. Она достигается ежедневными и ежечасными испытаниями. Этим испытаниям дети подвергают взрослых. А взрослые не всегда об этом догадываются.

Житейская психология отличается от научной тем, что научные психологические знания рациональны и осознаны.

Следующее отличие житейской психологии от научной состоит в способах передачи знаний. Как правило житейская психология с трудом передается от старшего поколения к младшему. Дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому приобретать новый опыт.

В научной психологии знания передаются с большой эффективностью. Накопление и передача научных знаний происходит в научных понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью речи и языка.

Следующее отличие житейской психологии от научной состоит в методах получения знаний. В житейской психологии методом служит наблюдение и размышление. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Главное в экспериментальном методе состоит в том, что исследователь не ждет интересующего его явления. Исследователь создает специальные условия для получения данного явления. После этого исследователь выявляет закономерности. Когда в психологию ввели экспериментальный метод, она оформилась в самостоятельную науку.

Преимущество научной психологии состоит в обширном, разнообразном и уникальном материале. Такой материал недоступен во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Этот материал накапливается и осмысливается в специальных отраслях психологической науки. Например: возрастная психология, педагогическая психология, патологическая психология, нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология, сравнительная психология, клиническая психология, патологическая психология детского возраста, психопатология и другие. В этих областях рассматриваются различные стадии и уровни психического развития животных и человека. Также мы знакомимся с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда, условиями стресса, информационных перегрузок или информационного голода. Психолог расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми явлениями.

Разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии. Такого метода в житейской психологии нет.

Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту. В лабиринте есть множество тупиковых ходов. Для выбора правильного пути нужно иметь хорошую интуицию. А хорошая интуиция возникает только при тесном контакте с жизнью. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Слово «психология» в переводе означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и тоже. Но с развитием науки и культуры значения этих понятий разошлись.

Существует целый ряд форм проявления психики. Это факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления. Это есть результаты материальной и духовной культуры. В этих фактах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому может через них изучаться.

Во втором десятилетии нашего века в психологии произошло важное событие. Оно было названо «революцией в психологии». В научной печати выступил американский психолог Уотсон. Он заявил, что нужно изменить предмет психологии. По его мнению психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Это направление получило название «бихевиоризм».

От истории возникновения психологии перейдем к разделам и отраслям психологии.

Детская психология - является отраслью психологии. Детская психология изучает закономерности психического развития ребенка. В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов. Такие как - младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. В психическом развитии детей имеет значение усвоение исторического опыта человечества. Этот исторический опыт постепенно усваивается за счет созревания нервной системы ребенка. Каждый возрастной период имеет специфические задачи развития.

Возрастная психология - раздел психологии. В этом разделе изучается развитие психики на различных возрастных этапах. Также изучаются принципы перехода от одного возрастного этапа к другому. Каждый возрастной этап имеет свое восприятие окружающего мира и культуры. Все эти задачи решаются с помощью формирования новых видов поведения и деятельности.

Педагогическая психология является отраслью психологии. Она изучает присвоение социального опыта индивидом. А присвоение социального опыта должно происходить в обучении.

Психология труда - область психологии. Она изучает закономерности формирования в различных психологических механизмов в труде. Можно выделить следующие направления: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование профессиональной мотивации, отношения в трудовых коллективах.

Социальная психология - это отрасль психологии. Она изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые принадлежат к различным социальным группам. А также изучает психологические характеристики этих социальных групп.

Нейропсихология - раздел психологии. Он изучает мозговые механизмы на примере локальных поражений головного мозга. Основы были заложены А.Р. Лурия. Он разработал теорию системной динамической локализации психических процессов.

Патопсихология -- отрасль психологии. Она изучает особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях.

Инженерная психология - отрасль психологии. Она изучает взаимодействие человека и технических устройств. Направления инженерной психологии:

  • 1. Изучение структуры деятельности и деятельности человека-оператора,
  • 2. Инженерно-психологическое проектирование,
  • 3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.

Зоопсихология -- раздел психологии. Он посвящен проявлениям и закономерностям эволюции психики животных. Также он изучает предпосылки появления человеческого сознания.

Сравнительная психология -- это раздел психологии. Он анализирует эволюцию психики. Здесь происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, исторической и этнической психологии. В результате анализа делаются заключения о похожих свойствах психических процессов животных и человека. Выделяются качественные различия, которые привели к развитию трудовой деятельности, общественной жизни, речи и сознания человека.

Историческая психология -- изучает происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, и особенности социализации в разных культурах и экономических условиях. Основное в этом направлении то, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи. И этот человек взаимодействует с людьми. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии и этнопсихологии.

психология научный социальный